ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Формирование разносторонне развитой личности обучающегося в системе дополнительного образования. Разностороннее развитие подразумевает в педагогике


Статья - О разностороннем развитии личности

В том, что нужно развиваться нет сомнений ни у кого, если речь идёт о физическом теле. Каждый здоровый младенец с годами становится подростком, юношей, затем взрослым человеком… Приостановить или прекратить рост и изменение тела может только серьёзное нарушение здоровья. А что происходит с личностью? Как она изменяется? Естественное состояние души человека — стремление к лучшему. Развитие личности – это достижение всё более совершенных результатов в труде (физическом или умственном), общении, жизни. При этом постепенно формируются новые умения, навыки, способности. Развиваясь, человек встаёт на новые ступени своего жизненного пути. Например, став профессионалом в одной области, начинает осваивать другую, ранее ему неизвестную.

Тот, кто стремится поступать по совести, т.е. выполнять свои обязанности, избегать вреда и не проходить мимо нуждающихся в помощи, развивает свои способности естественным путём, чаще всего и не думая о том, что это развитие — как ребёнок, который не замечает, что растёт. Используя любую возможность помочь другим людям, самому научиться чему-либо для того, чтобы оказывать помощь наиболее эффективно, можно достичь спокойствия, радости, хороших взаимоотношений, любви к людям, уверенности, ответственности, постоянной готовности к помощи, качественных результатов труда. Это и есть зрелость личности.

Если же человек начинает получать знания только ради самих знаний и специально “заниматься развитием” себя самого – он может потерять то, к чему стремился. Происходит остановка в развитии, а это начало падения. Почему так получается? Для раскрытия способностей нужна открытость – к новым знаниям, новым делам, общению. Такая открытость характерна для человека, выполняющего своё предназначение – жить и трудиться не только для себя, но и для других людей. Когда человек замыкается на себе и своём развитии, перестаёт видеть вокруг себя людей, которым необходима его помощь и которые могут помочь ему, развитие прекращается. Следствием этой остановки, как правило, становятся проблемы.

Проблема – это вовремя не решённая задача, к которой приходится неоднократно возвращаться. Например: ученик, не решивший задачу, заданную на дом, получает более сложное задание, в основу которого положена та, нерешённая задача. В итоге ему приходится трудиться вдвое больше. Так и в жизни: от несделанных дел, разрушенных отношений, от которых мы пытаемся уйти или отвернуться, всё равно никуда не деться, они снова встают перед нами, но справиться с ними уже труднее. Не разобрался в причинах ссоры дома – назавтра столь же неприятный разговор с начальством. Не объяснил вовремя что-то ребёнку, а просто заставил послушаться — в дальнейшем он повторил запретный поступок, но уже тайно. Не навёл порядок в вещах – не смог найти нужную вещь, сорвалось важное дело. Таким образом, проблема – результат задержки развития, нежелания вовремя делать то, что необходимо.

Несмотря на то, что все люди разные, у каждого при любых условиях есть возможность научиться всему необходимому. Единственным условием для этого является желание и вера в возможность достижения желаемого через устранение собственных внутренних преград. Вера в свои возможности необходима для роста личности, как пища растущему организму.

А как быть, если не веришь? Вера – та же способность, которой можно научиться. Чтобы поверить, например, в решение проблемы, необходимо во-первых, понять, каким образом её решать, а во-вторых, попробовать исполнить то, что понял. Если не получается – попробовать ещё раз, попросить помощи у других. Чем больше таких проверок, тем больше подтверждений, тем крепче вера в то, что всё разумное возможно. Если хочешь поверить в свои силы, не нужно бояться пробовать, анализируя каждый полученный результат, находя и исправляя ошибки, если они есть.

Каждый человек живёт среди других людей и не может существовать без них. Если человек пытается использовать других, или мечтает уйти от всяких контактов, тогда возникает вопрос: а в чём его предназначение? Всё, что существует, в том числе и человек, предназначено не само для себя, а существует с определённой целью. Цель эта – взаимодействие и помощь.

Иногда человек пытается искусственно ограничить свои контакты и деятельность, например, реализовать себя только в кругу семьи. Замкнувшись в этом маленьком мирке, не желая видеть ничего за его пределами, он невольно ждёт того же от домочадцев. Тем самым, он игнорирует часть жизни членов своей семьи – ту часть, которая его не касается, и постепенно теряет их, хотя они находятся рядом. Его помощь постепенно сводится к обслуживанию и материальному обеспечению. Но, если близкому человеку плохо – ни пища, ни деньги, ни домашний уют его не радует, ему нужно понимание, участие, любовь. А этого нет, поскольку из-за замкнутости в искусственном мире семьи общение с близкими стало формальным, превратилось в ритуал, а отношение к ним стало, как к исполнителям заранее придуманных ролей. Со стороны посмотришь – кажется, в семье всё в порядке, как положено, но чего-то главного не хватает. Результат – разобщённость, ссоры по мелочам, супружеские измены, дети, “ушедшие на улицу”.

Другая крайность – оставлять семью ради работы или “общественных дел”, считая эти дела абсолютным приоритетом. Навряд ли можно искренне помогать одним людям и при этом постоянно отказывать в помощи и забывать о других, о тех, кого каждый день встречаешь дома. Как и в предыдущем примере, такой человек делает “дело ради дела”, т.е. больше “играет” в жизнь, помощь, деятельность, чем реально живёт, действует и помогает кому-нибудь.

Таким образом, если человек подменяет своё предназначение в целом лишь одной из текущих задач – он подменяет содержание формой и сам не выполняет дело по-настоящему, а лишь исполняет роль. Если отказывается от решения задач вообще, якобы чтобы не вредить (например, разводится из-за неудач в семейной жизни) – тем более идёт по ложному пути. Он разрывает связи с другими людьми и рискует стать не нужным никому, даже себе. С потерей смысла жизни и дел прекращается естественное развитие человека, начинается деградация – утрата положительных качеств, всего хорошего, что есть в его жизни.

Итак, наилучшим образом развитие идёт тогда, когда человек осознанно стремится быть там, где необходима его помощь. Но бывают в жизни ситуации, когда кажется, что не обстоятельства зависят от человека, а он от обстоятельств. В таких ситуациях человек считает, что не может помочь не только другим, но и себе. Например: зарабатывая на жильё, человек не может думать ни о чём, кроме работы, оставляя время только на сон и не замечает рядом с собой ни людей, способных помочь, ни иных путей решения своей проблемы. При этом он не только не принимает помощи, но и не способен оказывать её сам – ни членам семьи, ни другим людям. Если человек помнит, что на самом деле его цель — не получение квартиры, а забота о ближних, перед ним открывается возможность решать эту и иные задачи вместе с другими людьми. Чем больше людей помогает друг другу, тем больше вариантов решения, тем больше открывается возможностей узнать и научиться новому.

www.ronl.ru

Формирование разносторонне развитой личности обучающегося в системе дополнительного образования



В статье раскрывается потребность к формированию разносторонне развитой личности ребёнка в системе дополнительного образования. Автор рассматривает возможное формирование разностороннего развития личности обучающегося по средствам проектных задач. В статье дано объяснение потребности в данном формировании и подтверждено статистикой увеличение спроса на услуги учреждений дополнительного образования. Также описаны положительные стороны решение данной проблемы.

Ключевые слова: дополнительное образование, проектная задача, личность, разносторонняя личность, развитие

Дополнительное образование является особой сферой образования, которая была впервые официально обозначена в Законе Российской Федерации «Об образовании» принятом в 1992 году. В соответствии с необходимостью создания условий для всестороннего удовлетворения различных образовательных потребностей граждан, общества, государства, включая непрерывное повышение квалификации специалистов [1 c.318].

Таким образом, система дополнительного образования стала неотъемлемой частью современной системы образования. Система образования построена таким образом, что является системной, а на каждой ступени образования имеет преемственный характер обучения и воспитания в целом. Дополняя данную систему, система дополнительного образование не только помогает адаптироваться ребёнку в новом коллективе, приобрести коммуникативные навыки, социализироваться, но и сформироваться как творческой, разносторонне развитой личности, что сейчас не мало важно.

По определению Р. С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [4] (рис.1).

C:\Users\007\Desktop\СТАТЬЯ (1)\Рисунок1.png

Рис. 1

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее [4].

Разносторонняя личность — человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть разносторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Ведь люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому, они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами». Сегодня цивилизованные общества и страны формируют систему образования так, чтобы процесс обучения способствовал познаванию и приобретению навыков и знаний из различных отраслей [5].

Таким образом, формирование разносторонне развитой личности становится одной из приоритетных задач дополнительного образования детей. Для этого применяются различные педагогические техники.

Педагогическая техника — один из компонентов педагогического мастерства, обозначающий совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного применения системы и методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбирать направленный стиль и тон в общении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки демонстрации и своего отношения к поступкам обучающихся [1 c.328].

Таким образом, грамотно подобранная педагогическая техника способствует продуктивному формированию разносторонне развитой личности ребёнка. На сегодняшний день, для этого используются различные способов, методы и средства.

На наш взгляд, одним из самых эффективных способов является проектная задача. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или схемы) заданий и требуемых для их выполнения данных [3, c.7].

Проектная задача занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами (учебными или конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе [3, c.8]. Возможности проектной задачи в системе дополнительного образования очень велики. Ведь проектная задача имеет ряд педагогических эффектов, которые благоприятно сказываются на ребёнке [3, c.7] (табл.1).

Таблица 1

Педагогический эффект

Пояснение

1.Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачами.

Определяет место и время наблюдений и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

2.Учит способу проектирования через специально разработанные задания.

Без явного указания на способ проектирования.

3.Даёт возможность посмотреть, как осуществляется группой детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.

Эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у детей формируются следующие способности (Рис. 2).

C:\Users\007\Desktop\СТАТЬЯ (1)\Рисунок2.png

Рис. 2

Если внимательно изучить данные способности ребёнка, которые приобретаются в процессе активного участи в проектной задаче, то увидите, что это завуалированные УУД (универсальные учебные действия). Следовательно, ребёнок будет успешнее не только во внеурочной деятельности, но и в школе. Повысится уровень знаний обучающегося.

Таким образом, дополнительное образование становится на более интересным для детей, для родителей — качественным решением множества проблем, в том числе и грамотном распределении свободного времени, правильном режиме дня.

Ключевой приоритет государственной политики в сфере дополнительного образования детей — повышение доступности услуг. Согласно данным органов исполнительной власти, в 2011 г. в Российской Федерации действовали 7902 учреждения дополнительного образования, в которых занимались 7853,4 тыс. человек. Общее число учреждений, в том числе детских музыкальных, художественных и хореографических школ, в последнее десятилетие сократилось. При этом число детско-юношеских спортивных школ и численность занимающихся в них значительно выросли [2, c.321] (табл 2).

Таблица 2

Из данных в таблице видно, что возрастает спрос на посещение дополнительного образования, а число учреждений системы дополнительного образования увеличивается.

Согласно данным Федерального статистического наблюдения, наибольший охват программами дополнительного образования детей характерен для возрастных групп 5–9 лет и 10–14 лет и составляет 37,3 и 47,2 % соответственно [2, c.211] (рис. 3).

Рис. 3

Следовательно, дополнительное образование является наиболее востребованным для детей 10–14 лет. Этот возраст соответствует таким особенностям ребёнка как: интерес к новому, творческий подход, приоритетная роль общения.

Стоит отметить, что разносторонне ребёнок будет развиваться только тогда, когда ему занятие будет действительно интересно. Именно на формирование интереса к деятельности и направлены проектные задачи, которые помогаю не только расширить кругозор ребёнка. Повысить качество обучения, но и выполнить социальный заказ государства, общества и школы, получить высококультурную, нравственно-ориентированную, творческую, разносторонне развитую личность, готовую к применению и разработке новых инноваций или идей.

Литература:
  1. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей /Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. М. Михайлова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-349 с.
  2. Журнал «Вопросы образования» 2013. Выпуск № 3 Учреждение дополнительного образования детей. Данные статистики и Мониторинга экономики образования
  3. Калашникова Е. А. Скакун И. В. Проектные задачи как особая форма учебной деятельности школьника/ Гимназия № 31-Пермь, 2014.-140с
  4. Личность http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/24.htm
  5. Разносторонняя личность https://sunmag.mirtesen.ru/blog/43260523365/Raznostoronnyaya-lichnost

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, проектная задача, дополнительное образование детей, развитая личность, задача, способ проектирования, система образования, разносторонняя личность, Российская Федерация, образ.

moluch.ru

Конспект "Всесороннее развитие личности"

Статья «Всестороннее развитие личности. Составляющие всестороннего развития личности».

Известно, что воспитание гармонично развитой личности – основная задача педагогики. Такую задачу еще называют идеальной, имея в виду, что личность, в равной степени развитую во всех отношениях, сформировать невозможно. Однако стремиться к этому стоит. Во всяком случае, задача воспитателя, будь то родитель или педагог – создать для формирующейся личности все условия гармоничного развития.

1. Всесторонне развитие личности подразумевает формирование умственных, нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств личности в их тесной взаимосвязи. Значит, чтобы личность развивалась гармонично, необходимо уделить в воспитании по возможности равное внимание пяти аспектам.

2. Для того чтобы обеспечить умственное развитие личности, ребенку необходимо предоставить возможность овладеть основами научных знаний, формировать логическое мышление, умение находить закономерности в протекании процессов и явлений окружающего мира. Следует научить ребенка основным мыслительным операциям, таким как анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация. Необходимо подрастающего человека обучить приемам самообразования: умению организовать процесс интеллектуального труда, правилам рационального распределения времени, эффективным способам поиска информации и т.п. Все это, в конечном итоге, будет способствовать формированию научного мировоззрения. Следует учитывать, что умственное развитие личности осуществляется не только в процессе обучения, скажем, в школе, но и во время игр, ежедневных бесед с взрослыми, самостоятельных наблюдений за явлениями окружающего мира.

3. Для успешного нравственного развития личности необходимо не просто знакомить ребенка с нравственными законами общества и правилами поведения, принятыми в нем, но и целенаправленно формировать навыки нравственного поведения. Только личный пример близких людей способен убедить ребенка, что подобные навыки – не просто условности, принятые в обществе, а действенный механизм построения добрых взаимоотношений между людьми.

4. Трудовое воспитание заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать необходимость трудовой деятельности для успешной жизни в обществе. Оно включает в себя и формирование бережного отношения к результатам чужого труда, и формирование ответственного отношения к делу, которым занимается ребенок. К трудовому воспитанию, безусловно, можно отнести и процесс овладения ребенком элементарными трудовыми и бытовыми навыками, а в более позднем возрасте – сознательное отношение к выбору будущей профессии.

5. Под эстетическим воспитанием следует понимать формирование у ребенка художественного вкуса, знакомство его с шедеврами мировой культуры. Задача взрослого – помочь юному человеку научиться видеть прекрасное в искусстве, в окружающей действительности и получать удовольствие от его восприятия. Немалую роль играет здесь и развитие творческих способностей самого ребенка: обучение игре на музыкальных инструментах, пению, хореографии, приемам изобразительного искусства.

6. Для успешного физического воспитания необходимо формировать у ребенка полезные привычки, характеризующие здоровый образ жизни, научить его бережно и внимательно относиться к своему телу, обучить навыкам поддержания физического здоровья и развития ресурсов организма.

7. Естественно, что для гармоничного всестороннего развития необходим комплексный подход: невозможно, к примеру, сегодня заботиться об умственном, а завтра – об эстетическом развитии ребенка. Все грани этого процесса тесно взаимосвязаны между собой, и, развиваясь, ребенок учится постигать и гармонию физических движений, и логичность нравственных постулатов, и красоту и мудрость созидательного труда.

Развитие современного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного производства и повышением его технического уровня и, следовательно, предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспитанием ставит развертывание компьютерной революции, информационных технологий.

Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью, т.е. идеалом современного воспитания.

Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание вкладывается в это понятие?

В развитии и формировании личности большое значение имеет, прежде всего, физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле – здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может помешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие все­стороннего развития учащихся вообще.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Только благодаря уму человек выделился из животного мира как общественное существо, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности учащихся должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующуюся мировыми процессами интеграции.

Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является техническое обучение, или приобщение ее к современным достижениям техники, в том числе и бытовой, овладение умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями.

Это создает предпосылки для подготовки учащихся к работе на современном производстве и профессиональной ориентации, а также для жизни в современном обществе, все сферы которого пронизывает все более усложняющаяся техника.

Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением к труду и собственности, что обусловливает необходимость действенного морального воспитания.

Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.

Есть и еще два содержательных компонента, которые органически входят в состав всестороннего развития личности.

Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Они есть у каждого здорового человека. Вот почему целенаправленная работа по их выявлению и развитию является важной частью всестороннего формирования учащихся. Школа должна воспитывать у них индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.

Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности. Только он позволяет преодолеть односторонность личностного развития, создает предпосылки для полноценного физического формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстетическое совершенствование.

Все это позволяет сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.

Однако выше отмечалось, что воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia – согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться, одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.

В последнее время понятие всестороннее и гармоничное развитие личности иной раз трактуется как разностороннее ее развитие, по­скольку, дескать, всестороннее развитие в современном обществе осуществляется не полностью. Этот отход от устоявшегося понятия является не совсем обоснованным. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как идеал общества с высокоразвитым техническим производством, как его педагогическая тенденция, и потому мера и глубина этого развития зависит от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию. Понятие же «разностороннее» развитие не имеет такого выразительного терминологического смысла, поскольку его, например, можно осуществлять без надлежащего эстетического воспитания и т.д. Такой понятийной неопределенности наука должна избегать.

Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество, всестороннее и гармоничное развитие личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле оно выступает как общая цель воспитания. Для школьного же воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществлении.

Как уже отмечалось, решение проблем воспитания всесторонне и гармонично развитой личности в школе связано с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений. Какие же из этих требований являются основными и определяют его содержание?

Первое из них заключается в том, чтобы в полной мере раскрыть и реализовать созидательные способности личности, ее умственно-интеллектуальный и творческий потенциал, открыть ей пути к полноценной деятельности как в производственной, так и в духовной сферах. Понятно, что в решении этой задачи первостепенное значение имеет создание в школе условий для овладения основами современных наук о природе, обществе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Нужно иметь в виду, что без глубоких знаний и образования нельзя преобразовывать жизнь, быть на уровне современной цивилизации и успешно продвигаться по пути социально-экономического и политического прогресса.

Не менее важной задачей является также и то, чтобы в условиях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жизни и образования. Только такой подход к обучению и образованию позволяет воспитывать сознательных членов общества, способных правильно ориентироваться в сложных перипетиях жизни и находить пути ко всему новому, передовому, пользоваться достижениями современной цивилизации, не поддаваться влиянию ошибочных и вредных политических движений, самим вырабатывать правильные моральные и идейно-политические убеждения.

Неотъемлемой частью образования и обучения подрастающих поколений является их нравственное воспитание и развитие. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердие, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный по­рядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к нашим государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности.

Органической частью, всестороннего формирования личности является воспитание экологической сознательности и культуры.

В зарубежной педагогике термин «всестороннее развитие личности» используется не всегда, но сама эта цель определяется довольно отчетливо. В Англии, например, каждая школа ежегодно выпускает для родителей проспект, в котором вместе с характеристикой учебно-воспитательного процесса (составом изучаемых предметов, расписанием занятий, квалификацией учителей, условиями платы за обучение и т.д.) довольно подробно раскрываются цели воспитания.

Наконец, важной задачей школы является воспитание уважения к мировому порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира.

Эти содержательные части всестороннего и гармоничного формирования личности, безусловно, не остаются неизменными. С течением времени они обогащаются и совершенствуются по мере развития общества и улучшения учебно-воспитательного процесса в школе.

infourok.ru

вопросы - ответы

ДЕ N 1. Общие основы педагогики

1.Педагогика как наука

Вопрос

Ответ

1. Основу научного педагогического знания составляет …

- нормы человеческой деятельности

- народная педагогика

- искусство

- наука

2. Внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции соответствует ___________ педагогики.

- рефлексивному уровню технологической функции

- проективному уровню технологической функции

- диагностическому уровню технологической функции

- преобразовательному уровню технологичес-кой функции

3. Предметом изучения педагогики как науки является …

- многообразие видов деятельности учащихся

- образовательная деятельность педагога

- реальный целостный педагогический процесс

- процесс адаптации личности к социальной среде

4. Объектом исследования педагогики является …

- система педагогических явлений

- ребенок

- психика человека

- вопрос о целях и общем предназначении образования

5. Педагогика как наука отличается от житейского педагогического опыта тем, что …

- систематизирует и обобщает разрозненные факты

- описывает различные педагогические явления

- изучает передовой педагогический опыт

- получает эмпирические знания в области воспитания, обучения и образования

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.Основные категории педагогики

Вопрос

Ответ

1. Установите соответствие между определениями воспитания и подходами к воспитанию.

1. Жесткое педагогическое управление

2. Традиционный подход

3. Современный подход

4. Гуманистический подход

( 1 ) процесс целенаправленного воздействия на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам, правилам социального поведения

( 2 ) процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей

( 3 ) процесс педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении различными видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности

( 4 ) оказание личности педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа

( ) процесс целенаправленной организации усвоения знаний, умений

2. Установите соответствие между понятиями и их определениями

1. Обучение

2. Воспитание

3. Образование

4. Социализация

( 1 ) специфический процесс познания, управляемый педагогом

( 2 ) целенаправленное управление процессом развития личности

( 3 ) процесс (или результат) освоения уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития

( 4 ) процесс стихийного влияния на личность, в результате которого происходит овладение личностью ролевыми функциями в обществе ( ) процесс, в котором воедино «слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание»

3. Установите соответствие между понятиями и их определениями

1. Педагогическое взаимодействие

2. Педагогическая деятельность

3. Педагогическая технология

( 1 ) преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях

( 2 ) особый вид профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования

( 3 ) последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач

( ) материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагога и воспитанников с определенной целью

4. Установите соответствие между понятиями и их определениями. 1. Система 2. Педагогическая система 3. Авторская педагогическая система

( 1 ) упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и вступающих во взаимодействие с внешней средой как целостное явление

( 2 ) множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе

( 3 ) экспериментальное образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат ведущие психолого-педагогические концепции, нетрадиционные подходы, идеи, разработанные автором или авторским коллективом

( ) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач

5. Установите соответствие между отраслями педагогики и предметом их изучения. 1. Общая педагогика 2. Возрастная педагогика 3. Коррекционная педагогика 4. Частные методики

( 1 ) исследует основные закономерности образования

( 2 ) изучает возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная, школьная, педагогика взрослых)

( 3 ) изучает обучение и воспитание глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, умственно отсталых и детей с задержками умственного развития, детей с нарушениями речи

(4 ) предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов

( ) рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

3.Образование как общественное явление и педагогический процесс

Вопрос

Ответ

1. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда …

- стали создаваться социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний

- возникла частная собственность, из общины выделилась семья, в роли педагога стали выступать не общины, а родители

- произошел отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах

- процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием

2. Образование как общественное явление – это …

- средство развития личности

- стихийный процесс освоения социального опыта

- целенаправленно организованный процесс управления социализацией

- движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания

3. Образование как педагогический процесс–это…

- движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания

- средства развития личности

- целенаправленно организованный процесс управления социализацией

- стихийный процесс освоения социального опыта

4. Человек становится личностью в процессе …

- социализации

- образования

- воспитания

-обучения

5. Социализация личности включает в себя следующие процессы …

- адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию

- приспособление, адаптацию, интеграцию

- адаптацию, самоопределение

- саморазвитие, самоактуализацию, самоутверждение

-

-

-

-

-

-

-

-

4.Целеполагание в педагогике

Вопрос

Ответ

1. К составным частям воспитания относятся …

- физическое воспитание

- умственное воспитание

- нравственное воспитание

- гуманизация воспитания

- демократизация воспитания

2. К целям воспитания, характерным для философской концепции прагматизма, относятся …

- воспитание рационально мыслящего человека

- сближение воспитания с жизнью

- достижение цели воспитания путем практической деятельности

- развитие чувств, интуиции, настроений

3. На постановку общих целей воспитания влияют …

- идеология и политика государства

- потребности общества

- требования родителей

- представления и стремления прогрессивно мыслящих людей

4. Всестороннее и гармоничное развитие личности выступает как …

- общая цель воспитания

- идеальная цель воспитания

- реальная цель воспитания

- индивидуальная цель воспитания

5. Актуальными целями воспитания в современном российском обществе являются …

- развитие личности с высокой социальной активностью, способной быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни

- развитие личности с высокой социальной активностью, способной быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни

- формировать национальное сознание российского гражданина

- воспитание богобоязненной личности, формирование христианских добродетелей

- формирование «управляемого индивида»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5.Методы педагогических исследований

Вопрос

Ответ

1. К методам изучения педагогического опыта относятся …

- ранжирование

- аннотирование

- изучение школьной документации

- наблюдение

2. Методы теоретического исследования предназначены для …

- обобщения данных, полученных эмпиричес-ким путем

- определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов

- установления количественных закономерностей между научными явлениями

- исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса

3. К математическим методам исследования относятся …

- регистрация

- шкалирование

- цитирование

- анкетирование

4. Методами опроса «лицом к лицу» являются …

- беседа

- интервью

- анкетирование

- тестирование

5. По конечным целям эксперимент делится на …

- констатирующий

- преобразующий

- естественный

- лабораторный

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6.Педагогический процесс

Вопрос

Ответ

1. Выявление и разрешение наметившегося противоречия между требованиями жизни и уровнем подготовки школьников является …

- движущей силой совершенствования педагогического процесса

- закономерностью педагогического процесса

- критерием эффективности педагогического процесса

- компонентом педагогического процесса

2. Целостность педагогического процесса заключается в …

- подчинении всех составляющих его процессов единой цели – формированию всесторонне и гармонично развитой личности

- том, что все процессы, образующие общий педагогический процесс, протекают в одних и тех же условиях

- том, что процессы, образующие педагогичес-кий процесс, имеют много общего между собой

- том, что педагогический процесс не делится на составные части

3. Исходные требования к педагогическому процессу, определяющие педагогическую деятельность, называются …

- принципами педагогического процесса

- этапами педагогического процесса

- закономерностями педагогического процесса

- структурой педагогического процесса

4. Принцип, который предполагает такое построение педагогического процесса, при котором то или иное мероприятие (урок) является логическим продолжением предыдущего, – это …

- принцип преемственности, последовательности и систематичности

- принцип сознательности и активности учащихся

- принцип доступности и посильности

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

5. Объективные, существенные, устойчивые связи между сторонами педагогического процесса и явлениями называются …

- закономерностями педагогического процесса

- принципами педагогического процесса

- этапами педагогического процесса

- структурой педагогического процесса

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

ДЕ N 2. Управление образовательными системами

7.Принципы управления образовательными системами

Вопрос

Ответ

1. Установите соответствие между нижеприведенными принципами управления общеобразовательными системами, выделенными Л.А. Новиковым, и их определениями.

1. Принцип невмешательства

2. Принцип регламентации

3. Принцип адекватности

4. Принцип оперативности

( 1 ) образовательное учреждение является автономным и активным элементом, самостоятельно выбирающим реализуемые им наборы образовательных программ, соответствующие пропускные способности, распределение имеющихся у него ресурсов

( 2 ) все функции управления должны быть согласованы между всеми уровнями образовательной системы

( 3 ) каждый вышестоящий орган управления должен обладать возможностью переработать информацию о состоянии управляемой системы и выработать соответствующие управляющие воздействия

( 4 ) характерное время выработки и реализации управленческих решений не должно превышать характерное время изменений управляемой системы ( ) каждый орган управления несет ответственность за качество образовательных услуг, предоставляемых управляемыми им образовательными системами

2. В школе как педагогической системе и объекте управления одним из значимых принципов является уровневый принцип. Установите соответствие между нижеприведенными уровнями и их составляющими

1. Административно-управленческий уровень

2. Уровень коллективного управления

3. Уровень ученического самоуправления

( 1 ) директор, заместители по учебной, воспитательной, административно-хозяйственной работе, диспетчер

( 2 ) совет школы, педсовет, методическое объединение

( 3 ) учащиеся школы

( ) медицинские работники

3. Установите соответствие между общими (основными) принципами управления образовательными системами и их содержанием. 1. Принцип демократизации и гуманизации управления 2. Принцип системности и целостности  3. Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации  4. Принцип научной обоснованности

( 1 ) развитие инициативы не только руководителей, но и педагогов, учащихся, их родителей, приоритетна позиция ценности личности

( 2 ) взаимодействие и взаимосвязь всех управляющих функций

( 3 ) оптимальное сочетание и распределение полномочий при принятии управленческих решений

( 4 ) построение управления на новейших данных науки

( ) участие в принятии решения только руководителя

4. Установите соответствие между нижеприведенными понятиями и их определениями. 1. Единоналичие 2. Коллегиальность 3. Гуманизация

( 1 ) руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию

( 2 ) выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, исполнителей конкретных решений

( 3 ) сотрудничество, сотворчество, утверждение субъект-субъектных отношений

( ) область полномочий управленца, круг вопросов, по которым он имеет право принимать решения, знания, опыт, информированность, грамотность

5. Установите соответствие между понятиями и определениями принципов управления, выделяемых В. П. Симоновым. 1. Принцип целенаправленности управления 2. Принцип кооперации и разделения управленческого труда 3. Принцип функционального подхода 4. Принцип комплексности

( 1 ) постановка целей с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности

( 2 ) опора управленца на осуществление организации учебного заведения, на коллективное творчество и коллективный разум при реализации всех намеченных планов

( 3 ) данный принцип является условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе обновления, уточнения и конкретизации функций (действий) исполнителей

( 4 ) сочетание целевой направленности управленческой деятельности и ее полифункциональности, то есть комплекс научно обоснованных воздействий

( ) развитие инициативы не только руководителей, но и педагогов, учащихся, их родителей, приоритетна позиция ценности личности

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

8.Методы, приемы, средства управления образовательными системами

Вопрос

Ответ

1. Наиболее распространенными формами методической работы в школе являются …

- педагогический совет

- методический совет

- попечительский совет

- методическое объединение

2. Проблемные семинары и практикумы как форма методической работы в школе

- реализуют цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества

- стимулирует самообразовательную деятельность учителей

- вводят учителей в круг педагогических инноваций

- осуществляют адаптацию учителя в первые годы работы в школе

3. В состав педагогического совета входят …

- библиотекарь

- школьный врач

- заведующий школьной столовой

- охранник

4. К принципам аттестации учителей относятся …

- добровольность

- целостность экспертных оценок

- закрытость

- авторитарность

5. По объекту управления выделяют ________ методы управления.

- федеральные

- региональные

- административные

- хозяйственные

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9.Система образования в РФ

Вопрос

Ответ

1. Современная система образования РФ представляет собой совокупность взаимодействующих …

- педагогических систем и педагогических технологий

- педагогических кадров и СМИ

- государственных образовательных стандартов и программ

- сети образовательных учреждений и органов управления образованием

2. Федеральный Закон «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» (1996 г.) определяет три уровня (или ступени) высшего образования. Третья ступень предполагает …

- получение неполного высшего образования со сроком обучения 2 года

- получение базового высшего образования (бакалавриат) со сроком обучения 4 года

- подготовку «дипломированного специалиста» со сроком обучения 5 лет

- подготовку «магистра» со сроком обучения 6 лет

3. К компетенции местных (муниципальных) органов управления образованием относится …

- участие в назначении руководителей муниципальных образовательных учреждений

- участие в формировании местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования

- установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений различных типов

-  формирование структуры системы образования

4. К компетенции государственных органов управления образованием РФ относятся …

- аккредитация и аттестации учреждений

- разработка образовательных программ и стандартов

- разработка тематики внеклассных мероприятий

- контроль за посещаемостью и успеваемостью

5. Учредителями образовательных учреждений согласно Закону РФ «Об образовании» могут являться …

- органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления

- общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ

- частные фирмы, оказывающие образовательные услуги

- организации, незарегистрированные на территории РФ

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10.Образовательные учреждения, их типы

Вопрос

Ответ

1. Особенностью гимназии является обязательное изучение …

- предметов художественно-эстетического направления

- религиозной культуры

- предметов физико-математического профиля

- нескольких иностранных языков

2. Структурообразующей единицей (элементом) школы с точки зрения ее учебных подразделений является …

- класс

- ученик

- педагогический коллектив

- родительский комитет

Образовательным учреждением называется …

- учреждение, осуществляющее образова-тельный процесс, реализующее образова-тельные программы и обеспечивающее содержание обучения и воспитания детей

- система подчинения нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим организациям

- система деятельности, направленная на оказание квалифицированной помощи личности в выборе сферы своей будущей профессиональ-ной деятельности

- степень и вид профессиональной обученности, наличие и характер общей и профессиональной компетентности и мастерства

3.Центром образования называется учреждение, в котором реализуются образовательные программы …

- начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, соотносящиеся с адекватными дополнительными образовательными программами

- начального общего образования

- основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие гуманитарную ориентацию

- основного общего образования

4. Высшим руководящим органом школы является …

- конференция

- совет школы

- методическое объединение

- психолого-педагогический консилиум

-

-

-

-

-

-

-

-

studfiles.net

Раскрыть связь педагогики с другими науками. Описать систему педагогических наук

В процессе развития в педагогике стали формироваться и выделяться от­дельные научные дисциплины, сложилась целая система педагогических наук.

Современная педагогика представляет собой весьма разветвленную си­стему научных дисциплин и отраслей, находящихся на разных стадиях сво­его развития и определенным образом между собой связанных. Историче­ски первой появившейся педагогической наукой была общая педагогика, в которой оформились два раздела педагогики — «Дидактика» и «Теория вос­питания». В XX в. сложились еще 2 раздела — «Общие основы педагогики» и «Школоведение». В отдельную группу выделяются частные методики — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих законо­мерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.

В педагогической литературе выделяется классификация педагогиче­ских наук (табл. 1). Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, до­полняют друг друга и постоянно развиваются.

К настоящему времени педагогика оформилась как многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами.

Связь педагогики с другими науками имеет два аспекта: первый — использование педагогикой идей других наук для разработки воспитатель­ных теорий, другой — заимствование другими науками ее отдельных ме­тодов и методик исследования.

Педагогика находится в тесной взаимосвязи с эстетикой, этикой, фи­лософской антропологией, социологией, медициной, психологией, анато­мией, физиологией.

Таблица 1.

Классификация педагогических наук

Возрастная классификация

Профессиональная отраслевая классификация

Вспомогательные педагогические

дисциплины

Специальная педагогика

Преддошкольная и дошкольная

Педагогика начальной школы

Педагогика школы Педагогика среднего специального образования

Педагогика высшей школы

Педагогика третьего возраста

Производственная

Военная

Инженерная

Спортивная

Музейная

Театральная Музыкальная Педагогика исправительно-трудовых учреждений

История педагогики Этнопедагогика

Сравнительная педагогика Философия воспитания Социология образования Педагогическая психология Социальная педагогика

Олигофрено­педагогика Сурдопедагогика Тифлопедагогика Логопедия

Методологической основой педагогики является философия, так как она изучает общие законы и движущие силы развития природы, челове­ческого общества, мышления, познания.

В первую очередь педагогика тесным образом взаимосвязана с наука­ми, которые имеют общий с педагогикой объект исследования — воспита­ние, развитие и формирование личности. К таковым относятся, как их на­звал К. Д. Ушинский, антропологические науки: анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая эко­номия, история.

Смежные с педагогикой науки условно можно подразделить на 5 боль­ших групп:

1. Базовые — такими для педагогики являются науки: анатомия, фи­зиология, гигиена, психология человека и социология. Без данных, полученных указанными науками, невозможно изучать явления физического существования и развития человека, становление его духовного облика, формирование его как личности и как члена общества, в котором он живет. Законы и закономерности, исследуемые этими науками, служат первоначальной опорой, базой и отправными источниковыми знаниями для исследования проблем собственно человека и его воспитания.

К числу базовых, несомненно, относится и уже названная педагогиче­ская антропология. Ее можно охарактеризовать как «человековедение, слу­жащее воспитанию и обучению людей».

2. Естественные науки изучают мир неживой и живой природы, их вза­имосвязь и взаимодействие человека с этим миром, дают педагогике не­ обходимый материал для исследования явлений воспитания. Сюда можно отнести космологию и астрономию, физику и химию, биологию, экологию и географию.

3. Математические и технические науки (математическая статистика, информатика, кибернетика, эргономика и др.) обеспечивают педагогику необходимыми средствами для диагностической и исследовательской ра­боты и организации собственно воспитательной работы.

  1. Гуманитарные науки изучают духовный мир человека в различных его проявлениях: философия, этика, эстетика, гносеология, аксиология, логика, филология, языкознание, лингвистика, литература, история, эко­номика, правоведение, религиоведение и др. В педагогических исследованиях духовного, внутреннего мира человека широко используются данные этих наук.

  2. Науки об искусстве — искусствознание (искусствоведение) со всеми его разделами: литературоведение, музыковедение, киноведение, театроведение и др. — дают богатый материал для педагогических исследований прежде всего по эстетическому воспитанию, формированию у людей эстетических и нравственных ценностей.

Таким образом, педагогика заимствует и интерпретирует применитель­но к предмету своего исследования идеи, теоретические положения, вы­воды, методы исследования, понятийный аппарат ряда других наук, но при этом остается и развивается как самостоятельная наука со своим предме­том, собственными методами и средствами достижения цели.

Известно, что даже экономические отношения в обществе строятся на нравственной основе и, значит, зависят от воспитания людей, т. е. педаго­гики. Педагогика как наука и практическая дисциплина служит основой про­фессионального образования для воспитателей разных направлений. Знание педагогики необходимо для разработки многих проблем философии и этики, социологии и психологии, лингвистики и этнографии, истории и литературо­ведения. Знание педагогики помогает любому культурному человеку грамот­но организовать самовоспитание и непрерывное самообразование.

Как видим, педагогика как наука и практика проникает в разные сфе­ры жизни и деятельности человека и общества. Идеи различных наук о человеке помогают глубже и всесторонне исследовать сущность и зако­номерности его личностного развития, а педагогика, в свою очередь, обо­гащает другие науки. Знание педагогической науки помогает в каждом кон­кретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

studfiles.net

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.

§1. Понятие воспитания в педагогике.

Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология изучает становление личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, обладанием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук педагогика выступает как единственная дисциплина, выделяющая своим предметом исследования воспитание человека.

В большом толком словаре С. А. Кузнецова ,воспитание определяется как процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт [б тол сл].

По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции [].

В широком социальном смысле под воспитанием подразумевают воздействие на личность обществом в целом, а – в узком смысле целенаправленную деятельность, помогающую сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений [].

По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это прежде всего человек нравственный. «Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

По И.Ф. Гербарту в основу процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. «Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание».

Проанализировав понятия о воспитании, сформулированных известными педагогами, мы можем отметить, что такие ученые как И.Ф. Гербарт, К.Д.Ушинский и Я.А. Коменский акцентируют своё внимание на воспитании нравственности у ребенка. Нравственное воспитание подразумевает развитие таких способностей как скромность, послушание, мужество, умеренность, справедливость, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Одно из самых важные мест в нравственном воспитании отводится семье, роли матери и отца. Для других ученых таких как И.П. Павлов и С.А. Кузнецов воспитание является систематическим процессом направленным на разностороннее развитие личности, способной сосуществовать с обществом.

Таким образом выделенные нами общие положения, позволяют говорить о следующих закономерностях воспитательного процесса:

  1. деятельность учащихся.

Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность учащихся, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет формироваться личность в воспитательном процессе;

studfiles.net

§ 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части

С античной Греции до сегодняшнего дня реализуется и развивается идея гармоничного развития личности. Средневековье предало ее забвению, но с новой силой она заблистала в эпоху Возрождения (XIV – XVI века). Идею всестороннего и гармоничного развития человека поддержали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Г. Гельвеций, Д. Дидро и другие просветители XVIII века.

В отечественной педагогике традиционная формула, раскрывающая цель воспитания подрастающих поколений, выражена словосочетанием «всестороннее гармоническое развитие личности». В свою очередь, термин «всестороннее» при его аналитическом рассмотрении включает спектр ведущих параметров формирования личности. Процесс воспитания интерпретируется как управление интеллектуальным развитием (умственное воспитание), физическим и психическим, нравственным, эстетическим. И далее – трудовой подготовкой, а также развитием экологической, экономической, политической культуры. Понятие «гармоническое» предполагает согласованное, без неравномерностей и односторонности, развитие всего спектра достоинств личности. Как общественный и личностный идеал, гармоническое развитие личности противостоит дисгармонии ее становления.

История педагогической науки свидетельствует о том, что идея гармонизации развития человека зародилась в русле философской мысли. Педагогическая наука подвергала конкретизации абстрактно-гуманистическое толкование идеи всестороннего гармонического развития личности. Но наряду с этим выдвигались и другие цели воспитания, которые вводились в ранг нормативов педагогической деятельности.

Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего формирования личности связано со становлением общества, основанного на машинном производстве.

Сама природа крупной промышленности обусловливает необходимость перемены труда, расширения технической подготовки рабочих, совмещения профессий, ставит задачу замены частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, всесторонне развитым индивидуумом. Эта способность крупной промышленности, имеющей высокоразвитый технический базис, становится всеобщим законом общественного производства. Из этого закона следует, что сама природа крупной промышленности требует всестороннего развития не отдельных личностей, а всех людей, участвующих в общественном производстве.

Однако к обоснованию всестороннего развития личности в эпоху высокоразвитого машинного производства необходимо подходить и с другой стороны. В преобразующей мир человеческой деятельности происходит самореализация личности, ее творческое самосозидание. С этой точки зрения назначение, задача каждого человека заключается в том, чтобы всесторонне развивать все свои способности и творческие задатки.

Таким образом, и объективные потребности машинного производства, и интересы самой личности обусловливают необходимость ее всестороннего развития. Поэтому современная школа как у нас, так и за рубежом так или иначе решает задачу всестороннего развития своих воспитанников.

Новые задач перед воспитанием ставит развертывание компьютерной революции. Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

Основными структурными компонентами всестороннего развития личности являются: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд (содержательный аспект обозначенных компонентов всестороннего развития личности рассмотрен в гл. 8).

Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество, необходимость всестороннего и гармоничного развития личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле она выступает как общая цель воспитания. Для школьного же воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществления. Сегодня всестороннее и гармоничное развитие личности рассматривается как идеальная цель воспитания; реальной же целью воспитания является формирование базовой культуры личности, на основе которой создается возможность ее всестороннего развития.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в портрете будущего выпускника – гражданина России:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и применяющий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества осознающий свою сопричастность к судьбе России;

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

  • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность;

  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;

  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать для достижения общих, в том числе, общественно-значимых результатов;

  • осознанно выполняющий и пропогандирующий правила здорового образа жизни;

  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.

studfiles.net