ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Профессиональное развитие педагога — условие развития личности ребенка-дошкольника. Профессиональное развитие педагога это


Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров.

Необходимо совершенствование содержания последипломного образования, отвечающего перспективам профессионального развития педагогов с учетом личностных и профессиональных потребностей.

В.И. Нефедова рассматривает последипломное образование как процесс становления и развития специалиста как профессионала и как личности [1, с.45].

Т.Ю. Ломакина отмечает особую роль последипломного образования в системе непрерывного профессионального образования, способствующего расширению кругозора и формированию целостной личности [1, с.46].

Исходя из анализа современных исследований видно, что последипломное образование подразумевает под собой повышение уровня образования, совершенствование подготовки, повышение уровня квалификации педагога.

Профессиональное развитие педагога является важной составляющей последипломного образования.

Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога. В связи с этим, в системе последипломного образования, особое внимание необходимо уделить профессиональному развитию педагогов.

Профессиональное развитие — это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности [2, с.49].

При несоответствии уровня профессионального развития педагога инновационной системе образования, возникают проблемы. Направленность на создание условий для понимания сущности и целей введения инноваций, обновления образовательной сферы, включение педагога в личностно значимый процесс профессионального развития становится важной направляющей осуществления процессов модернизации образования.

Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость [3, с.3-4].

Требования к профессиональной деятельности педагога. его личности и способностям обусловлены происходящими в обществе социальными преобразованиями.

В связи с постоянным развитием системы образования новые социальные запросы в данной области делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов.

Сегодня налицо противоречие между меняющимися со временем требованиями к педагогам и новыми условиями жизни общества. Постоянно развивающаяся и меняющаяся социальная среда, безусловно, оказывает влияние на образование. Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения в образовательной среде.

В связи с этим педагогам очень важно осознавать свою роль в этом процессе, стремиться формировать у себя качества, требуемые современным обществом.

То, насколько полноценным будет развитие учащегося, во многом зависит от профессионализма педагога.

Рассматривая требования к профессиональному развитию педагогов, прежде всего следует рассмотреть наиболее значимые профессиональные качества, присущие педагогу.

Одним из наиболее значимых профессиональных качеств педагога является профессионализм.

В большинстве исследований, профессионализм педагога описывается через профессиональную компетентность.

Под профессиональной компетентностью Симоненко В.Д. понимает «интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений» [4, с. 19-20].

Профессиональная компетентность включает, по мнению Митиной Л.М., знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Или, иными словами, под профессиональной компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной (культура общения, навыки социального поведения) подструктур [3, c.4].

Маркова А.К. выделяет следующие блоки профессиональной компетентности учителя:

1. профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

2. профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

3. профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

4. личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Знания и умения педагога выступают объективными характеристиками его работы, а психологические позиции и личностные особенности — субъективными характеристиками самого педагога [5, с.5-8].

Коджаспирова Г.М. называет важным профессиональным качеством, необходимым педагогам профессиональное самосознание. Под профессиональным самосознанием автор понимает осознание педагогом себя в составляющих педагогического труда в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения, результатов, особенностей своей учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определений путем дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся в рефлексивный уровень педагогических способностей [6, с. 136].

Успешная педагогическая деятельность возможна только при наличии специальной подготовки и знаний. Путем проведения анализа ситуаций, педагог осознает сущность возникающих проблем. Только имеющий специальную подготовку педагог может найти новые пути и способы решения педагогических вопросов.

Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании.

Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества.

В концепции профессионального развития учителя, разработанной Митиной Л.М. основными характеристиками, необходимыми педагогу являются педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость и педагогическая направленность.

При рассмотрении педагогической компетентности Митина Л.М. выделяет задачу формирования у педагога способности отстаивать свою позицию, создание конструктивного отношения к конфликтам.

Под эмоциональной гибкостью автор понимает эмоциональную поддержку учащегося, эмоциональную устойчивость, отзывчивость.

В педагогической направленности выделяются 3 составляющие: направленность на ученика, направленность на ребенка, направленность на все более глубокое изучение преподаваемого предмета [3, с. 4].

По утверждению Гамезо М. В. «педагогическая направленность как устойчивая система мотивов определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку (направленность на него, принятие личности ребенка).» [7, с.407].

Исходя из анализа современных исследований видно, что для успешной педагогической деятельности, специалист должен обладать такими профессиональными навыками как профессиональная готовность, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание, готовность к педагогической деятельности, педагогическое общение, профессиональное саморазвитие, стремление к повышению квалификации.

Без стремления к выполнению данных требований педагог не может быть в полной мере профессионалом в своей деятельности.

В процессе профессионального развития педагог достигает большего успеха в своей деятельности, его работа становится более высокоэффективной, повышается уровень его профессионализма.

Исходя из анализа современных исследований видно, что для успешной деятельности педагог должен осознавать и усваивать представления современного общества о предъявляемых к нему требованиях, стремиться к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию, к обеспечению высокого уровня обучения учащимся. В процессе профессионального развития педагог реализуется в системе образовательной среды.

Учитывая перечисленные требования, педагог может работать более организованно, может ориентироваться сам и ориентировать учащихся на современные установки общества.

Предъявляемые требования предопределяют высокоэффективную работу педагога в условиях современной образовательной системы.

Литература:

  1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководящих и педагогических кадров учреждений профессионального образования на основе сетевого взаимодействия: учебно-методическое пособие под ред. И.П. Пастуховой. - Ярославль: изд-во ЯГТУ, 2009.

  2. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. №7.

  3. Психологическое сопровождение выбора профессии/Научно-методическое пособие под редакцией доктора психологических наук Митиной Л. М.. М.: Издательство «Флинта»,1998.

  4. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книг ах / Под ред. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1.

  5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. (Психол. наука — школе) .

  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  7. По утверждению Гамезо М. В. «педагогическая направленность как устойчивая система мотивов определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку (направленность на него, принятие личности ребенка).» [7, с.407].

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, последипломное образование, профессиональная компетентность, педагог, профессиональное развитие педагогов, педагогическая направленность, профессиональное самосознание, профессиональное развитие педагога, образовательная среда, педагогическая компетентность.

moluch.ru

Пути профессионального развития педагога

Курсы повышения квалификации

Любое учебное заведение понимает о трудностях введения инновационных технологий в сфере образования, а учительский состав образовательного учреждения о необходимости повышения квалификации преподавателей.

Компетентность педагогического состава могут улучшить курсы повышения квалификации.

Одним из средств повышения квалификации педагогического состава считается участие в ежегодных конференциях, где преподаватели выступают с докладами, для большинства из которых теоретическая основа копилась в течение предыдущего учебного года. Этим накопленным опытом преподаватели делятся с собственными коллегами, слушая замечания, предписания, комментарии.

Еще в вопросе повышения квалификации не следует выпускать из виду школьные методические объединения. Любое методическое объединение планирует собственную работу в согласовании с общешкольными целями, в плане объединения прописываются шаги сообразно реализации данных целей. Во время составления предоставленного плана очень принципиально учитывать мировоззрение каждого члена группы.

В рамках методического объединения должно быть создано портфолио каждого из преподавателей, в котором станут закрепляться степень активности в делах школы, выступление на методических объединениях, семинарах, проведение открытых мероприятий, подготовка преподавателем учащихся к выступлениям на олимпиадах. Подобная работа развивает личные свойства учителя, увеличивает степень его компетентности.

Повышение квалификации преподавателей обычным образом производится через организацию ряда курсов повышения квалификации на базе образовательных учреждений района, города и т.п. Эти курсы позволяют преподавателям продуктивно действовать в коллективе и содействуют повышению квалификации.

Итогом квалификационных испытаний считается рост профессиональной компетенции преподавателя в критериях общеобразовательного учреждения.

Неформальное деловое общение

Деловое общение не всегда проистекает лишь в чисто деловой ситуации – в рабочем офисе, за столом переговоров и т.п. Значительная часть деловых встреч проходит в неформальных условиях – во время всякого рода приемов. Данные неформальные контакты важны еще для приобретения подходящих знакомств и взаимосвязей. В процессе неформальных встреч в значительной степени формируется впечатление о человеке, создается его репутация. Во время такого общения особенно принципиально соблюдение правил речевого этикета.

Нужно признать, что неформальное обращение считается принципиальным механизмом, обуславливающим отношения между людьми в всяком коллективе.

Неформальные отношения с научной точки зрения — малоизученное явление. Нередко внешне они могут никак не обнаруживаться, напротив, позитивные впечатления как бы затушеваны. И нет нужды их показывать, так как человек, с которым есть взаимопонимание, понимает о данных отношениях, а вы, в свою очередь, уверены в нем.

Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух значений эмоциональной близости: первичном и рациональном.

Основной уровень появляется теснее при главном контакте (долгое знакомство не требуется). Он характеризуется высочайшей инстинктивностью психологического восприятия, неосознанностью и не достаточно поддается волевой регулировке. Данному уровню близости характерны легкость, высочайшая степень доверия и осмысливания, верный прогноз партнера в ситуации и, в конце концов, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный уровень базируется на осмысливании схожести установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он появляется на конкретном этапе взаимоотношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что отношения, базирующиеся на общих ценностях и интересах, наиболее устойчивы на работе, нежели отношения на базе симпатий и антипатий.

Индивидуальная работа с учителями

Более оптимальной стала форма индивидуальной работы с преподавателями, в итоге которой они вовремя получают нужную методическую помощь.

Повышение профессиональной культуры, профессионализма и общественного статуса преподавателей на протяжении многих лет относятся к числу приоритетов в области образовательной политики. Одним из средств становления профессионализма считается аттестация, так как во время прохождения данной процедуры преподаватель имеет возможность не только классифицировать, осознать, оценить и переоценить итоги собственной деятельности, но и увидеть собственную работу глазами сослуживцев-профессионалов. Она воздействует на его сознание и видение себя, понятие о соучастниках образовательного процесса. При подготовке к аттестации у преподавателя возникает необходимость в поиске эффективных форм и технологий обучения и воспитания, выстраиваются отношения с обучающимися, родителями, сотрудниками, увеличивается ответственность за собственную деятельность, открытость к новому, проявляется стремление к саморазвитию, самореализации. Опыт проведения аттестации указывает, что ее успех обусловлен организацией, наличием нужной информации о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспертизы, созданием деловой доброжелательной атмосферы. Всё это отображается на эмоциональности, переживаниях педагога и ему как никогда необходимы помощь и методическое сопровождение.

Индивидуальный образовательный маршрут преподавателя позволяет увидеть итоги профессиональной деятельности, их соотношение требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории, наиболее эффективно выстроить методическое сопровождение.

Самообразование и саморазвитие

Одним из основных способов для развития собственного профессионального мастерства считается самообразование учителей. Ориентация методической работы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима, потому что расширение культурного кругозора, способность к самокритике - это задаток удачного становления мастерства и творческого потенциала личности учителя.

Целью работы над темами самообразования считается постоянное повышение преподавателями собственного профессионального уровня.

Содержание самообразования определяется, исходя из методической темы школы; затруднений педагогов; особенностей их личных интересов.

Срок работы над темой определяется отдельно и может составлять от 2 до 5 лет. В начале каждого учебного года интересу преподавателей предполагается список вероятных тем для самообразования, конкретно связанных с методической темой школы. Каждая кафедра готовит перечень литературы, обзор предметных печатные изданий и журналов - это помогает преподавателю сориентироваться в потоке педагогической информации и выбрать материал для работы над собственной темой.

Целенаправленно проводится работа по изучению учителями передовых методик и технологий изучения. Огромный интерес уделяется формированию у учащихся умений творческой научно-исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.

Самообразование – основной и более доступный источник познаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Отбор темы базировался на оценке деятельности преподавателя, видении каждым собственных личных и профессиональных проблем, умении корректно выражать цели и последовательно их решать, мастерстве планировать и контролировать собственную активность. Однако план отражал только одну сторону работы учителя. Появилась надобность в исследовании личного плана профессионального становления преподавателя, который имеет наиболее широкую структуру.

Структура написания плана профессионального становления преподавателя, включает в себя следующие направленности:

  • исследование психолого-педагогической литературы
  • исследование программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
  • работа над темой самообразования
  • участие в системе школьной методической работы
  • обучение на курсах в системе повышения квалификации за пределами школы
  • управление повышением квалификации остальных преподавателей

Написание плана – это творческая работа, и насколько она будет такой же на практике, во многом зависит от руководства школы. Важно, чтоб сама процедура исследования личного намерения не приобрела формальный характер.

spravochnick.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Бекбасарова Ж.А.

Школа №2, г.Тараз

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы говорится о том, что образование должно быть ориентировано на «обучение на протяжении всей деятельности, в том числе за рубежом, и развитие профессиональной компетентности».

Мы живёт в эпоху стремительного развития всех сфер деятельности. Жизнь диктует нам необходимость преобразования общества.

Предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально­культурное процветание страны.

В Государственной программе обоснована необходимость кардинальной модернизации образования, состоящее из значительного и устойчивого увеличения инвестиций в образование, а также улучшения его качества.

«Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников»

Центральной фигурой в системе образовательного пространства выступает учитель, от профессиональзма которого зависит многое. Современное образование предъявляет особые требования к личности и деятельности педагога, нацеливая его на профессиональное развитие в аспекте современности.

Основным фактором профессионального развития личности выступает внутренняя среда — активность и потребность в саморазвитии.

Век технологий, век стремительного развития казахстанского общества диктует нам необходимость пересмотра ценностей и ориентиров образования. Но прежде чем мы начнём менять в нашей работе, мы должны изменить себя.

Современный учитель не может стоять у доски с мелом и указкой в руке, излагая учебный материал. Современную молодёжь, достаточно успешно орудующую в сети, уже не привлекают устаревшие методы. Необходимо новое мышление, новые интерактивные технологии обучения и новый учитель.

Говоря о новом подходе, мы вовсе не перечёркиваем традиционные методы обучения и нисколько не умаляем роль учебника или всемогущего мела в руках педагога. Использование этих педагогических инструментов должно присутствовать на уроке, но учитель в современной школе должен владеть и органически сочетать и новейшие коммуникативные технологии, оживляя учебный процесс ярким дидактическим материалом, планомерно активизируя школьников в процессе познания на практическую деятельность.

Учитель современной школы должен обладать высоким уровнем профессиональной гибкости. Профессиональная гибкость педагога проявляется в умении предложить ребенку различные варианты на выбор, соотнести педагогические цели со средствами воздействия и интересами ребенка. Успех практического действия педагога будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель и выбрать оптимальные способы ее достижения.

В условиях развития казахстанского общества на сегодняшнем этапе развития образования цели продиктованы нам современностью и сформулированы в Государственной программе развития Республики Казахстан на 2011-2020 годы: «формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны»[1, с.2].

В связи с новым целеполаганием мы, педагоги новой образовательной модели, изучаем передовую педагогическую литературу, обсуждаем злободневные вопросы на школьном, региональном и республиканском уровне, пытаясь найти правильные ответы на такие вопросы, как: структура современного урока; актуальные проблемы управления качеством образования; компетенция педагога. И сегодня мы вновь выдвигаем один из волнующих нас вопросов ~ профессиональное развитие современного педагога.

Очевиден факт, что диплом о высшем педагогическом, образовании сегодня не является свидетельством подлинного профессионализма учителя. Высокий динамизм общества, большой поток информации, сложные отношения между людьми предполагают компетенции, которыми должна овладеть современная молодежь: способность учиться всю жизнь: «непрерывная модель образования», «образование всю жизнь». Развивая в детях стремление получать образование на протяжении всей жизни, педагоги должны сами постоянно заниматься самообразованием и профессиональным самосовершенствованием.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того,чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свойпредмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научныхобластях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике,экономике и др. . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников передним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления обокружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломомпедагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальнымипоказателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатываетсяв процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своейдеятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этотпроцесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя - это отсутствиевремени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявлениеинертности мышления и ценности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемойпотребностью каждого педагога.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к

самообразованию:

Профессиональное развитие современного педагога.

-желание творчества.

  • стремительный рост современной науки

  • изменения, происходящие в жизни общества.

  • конкуренция.

  • общественное мнение.

материальное стимулирование.

интерес.

Готовясь к уроку, выступлению,

родительскому собранию, классному часу,общешкольному мероприятию, олимпиаде идр. у учителя возникает необходимостьпоиска и анализа новой информации;

Педагогическая профессия творческая,

творческий человек не сможет из года в год

работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те жедоклады, должно появиться желание большего, работа должна быть интересной и доставлятьудовольствие;

Особенно психологии и педагогики, в эпоху автомобилей неразумно пользоваться телегой;

Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»;

Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.;

Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим», плохим учителем быть обидно;

Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться;

Учиться просто интересно. Вообще, как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно развиваться? Вправе ли он тогда преподавать?

Литература:

1 .Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020 годы.

СЕКЦИЯ 3

Абдибекова А.К. Бшм алушылардыц оку эрекетш денгейлеп саралау-тулгалык-багдарлы

окытудын непз1 222

Абдикаримова А.Ж. Мугал1мнщ шындалу жолы 224

Абдикулов М.Ж., Наргбаев Т.У., Кулжабаев М.К. Жаца мугазпм бейнеск даму

тенденциясы 227

Абдраимова Ш. Казак тшшде сездердщ жасалу жолдары 232

Абдракова А.Б. Развитие творческих способностей младших школьников через личностно

- ориентированное обучение 234

Абдыкасимова Ж.Д. Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5

классе, как одно из средств повышения качества образования 237

Абилдабеков С.А,, Сулейменов О., Ескеидиров К-К- Казактыц спорт жэне туризм академиясынын греко-рим куреспмен айналысатын студенттердщ дене кабшеттерш дамыту

ерекшелМ 240

Абилдабеков С.А., Сулейменов О .А.,. Ескеидиров К.К. Кдзакстан республ и касы ны н жасесшр1мдер курама командасына умггкер волейболшылардын арнайы дене дайындыгын

багалау мвлшерлер] 241

Абилова А.Б. Применение кейс-метода на уроках обществознания и права 245

Аблаева А.И. Кдз1рп кездеп мутшпмнщ кэс1би шыгармашылыгынын, дамуы 249

Абуталиева А.М. Казак сатирасыньщ даму жолы 251

Айнакудова Ж.Е. Казак лирикасындагы дэстурл1 образдар 253

Айгенова Э.А., Таубаева К- Дарынды балалардын акыл-ой дамуына психологиялык

сипаттама 257

Акрамова А. Г. Инструментарий современного педагога 260

Алиханова Г.Е., Сейтказиева С.Е. Казак агартушы педагогтарыньщ болашак

мугал!мдерд1 даярлау туралы ой-п!к1рлер1 262

Алымова Г.Н., Алымова Б.Н. Некоторые вопросы использование технологий

компьютерной графики 266

Аманжолова Д. Мэнгурттену сыры М.Мырзахметулы зерттеулершде 269

Анарбекова Г.Б. «Бауыржан Момышулынын казак каламгерлер! жайлы сыни

кезкарастары» 271

Аруенова Н.С. Окытудьщ жана технологияларын пайдалана отырып, бастауыш сынып

окушыларыньщ пэнге деген кызыгушылыгын арттыру 274

Асабаева Ж.С. Предметное обучение в начальной школе 281

Ахметов С.Т. Мектеп окушыларын улттык енерге баулу мэселес1 …..285

Эб/пмомынов Е.Б. Жогары оку орындарында инновациялык бш1м берудд кэо'би

калыптастырудын жолдары 286

Эбиева М. «Шырагьщ сенбесш» романындагы керкемдш 1здешстер …... 289

Бабаева Ю.М. Обучение письму детей дошкольного возраста (с нарушением слуха) …... 292

Байманасова F.E. Казак эдебиеттану гылымындагы абайтану мэселелер1 295

Баймуратова К-О. Орта б1л1м беру сапасын арттырудыц ©зект! мэселелер1 …..298

Байсештова С.А. Бэсекеге кабшетт1 улзтык тулганы калыптастыру 301

Байырова Ж. Р., Дуйсенова Л.О. Жаца мугагпм бейнеО: даму тенденциясы …...303

Батаманова Ж.К. 12 жылдык бипм кен1стМнде казак тшн окытуда жеке тулганьщ

жан - жакты кузгреттшшн дамыту жолдары 306

Бекбасарова Ж.А. Профессиональное развитие современного педагога ………………………………..........314

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В ПОВЫШЕНИИКАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Бекбасарова Ж.А.

сш №2, город Тар аз

«То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством

завтра он становится способен выполнять самостоятельно…

Подвести к этому ребёнка и есть главная задача современного учителя»

Л. С. Выготский

Образование на современном этапе признано одним из важнейших приора долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030». Реализацией государственной политики Республики Казахстан в сфере образования является Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модерн казахстанского образования.

Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация ад образования к новой социально-экономической среде. [2]

Экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны базируется на образовательную платформу Казахстана.

«Мы живем в обществе, интегрированном в мировую культуру, образование, науку и в единое мировое хозяйство. Поэтому в новых условиях семья, школа, коллектив, общественные организации, СМИ должны выступать в едином ключе, развивая знание и уважение к законам

страны, ее истории, традициям и культуре. Но при этом главная роль в воспитании детей по- прежнему отводится учителям, школе. Ведь школа не ограничивается лишь задачами обучения, она формирует основы морали, нормы поведения, содействует становлению гражданской позиции учащегося». [3]

В последнее время многие учителя задаются вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся? Вдумайтесь в эти слова - «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»; «Обучение - есть образование и развитие обучаемого»; «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания»[3].

Киплинг писал: “Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.

Я работаю учителем информатики. И совершенно очевидно, что современный учитель информатики должен обладать базовыми качествами учителя-предметника, к которым относится обучение основам научного мировоззрения, а именно, представлению об информации как одном из основополагающих понятий, на основе которого строится современная научная картина мира, навыкам жизни в информационном обществе, пониманию особой роли информации, информационных процессов и информационных технологий в развитии общества. Отличительной же особенностью уроков информатики является необходимость подготовить школьников к осуществлению учебно-познавательной деятельности с применением информационных технологий, связанных с обработкой, хранением, передачей и дальнейшим использованием информации. С другой стороны, учителю информатики необходимо осуществлять развитие способностей к общению, коллективной деятельности, активизацию процессов самопознания, формирование у школьников нового типа мышления информационного, оперативного, направленного на подготовку к выбору и принятию оптимальных решений.

Для решения задачи активизации познавательной деятельности учащихся важно, чтобы они не только получали готовые знания, но и постигали их заново. При этом задача состоит в активизации внимания учащихся, их интереса к учебной теме, усилении на этой основе познавательной активности. Интерес к изучению предмета «Информатика» в современной школе во многом зависит от того, как проходят эти уроки. Даже на самых хороших уроках у опытных преподавателей элемент обязательности снижает увлечение предметом - часто это происходит при необходимости изучать теоретические основы информатики: теория алгоритмов, математическая логика.

Поэтому на уроках информатики необходимо применять нетрадиционные формы обучения. Конечно, у детей есть внутренняя мотивация к изучению предмета «Информатика», это - практическая работа за компьютером. Компьютер «завораживает» учащихся своей могущественностью и демонстрацией новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Но родителей уже сейчас беспокоят случаи, когда учащиеся проводят ночи напролет перед дисплеем, применяя компьютер не в образовательных целях, и перестают не только учиться, но и просто общаться с людьми. Некоторые печально наблюдают, как их дети, совершенно зачарованные, играют в электронные игры. [1]

Но, тем не менее, с каждым днем для большинства учащихся компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свое превосходство, а вместе с ним и мотивационную силу. Самостоятельное освоение игровых прикладных программ, базовое умение выполнять некоторые технологические операции создают у многих учащихся иллюзию, что они все знают, ним нечему учиться на уроке.

Подчеркивая все трудности при изучении предмета, следует обратить внимание на то, что дальнейшее обучение информатике в современной школе не может быть полностью обеспечено традиционными формами. Несомненно, значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов, но успех в решении задачи активизации познавательной деятельности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных, нестандартных методов обучения. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активации творческих умений, являются нестандартные уроки.

Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Конечно, нестандартные уроки отличаются от традиционных замыслом, организацией, методикой проведения. Практиковать такие уроки следует всем учителям. Разумеется, нельзя все уроки проводить в нестандартной форме, но опыт проведения таких уроков показывает, что именно нестандартные уроки при обучении информатике способствуют формированию познавательных интересов к предмету, способствуют активизации деятельности учащихся на уроке, наилучшему усвоению учебного материала учащимися, обеспечению развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности необходимо искать современные средства и методы обучения. Использование компьютерных: информационных технологий на нестандартных уроках информатики и будет являться одними таких средств. Применение компьютерной техники на уроках позволит сделать каждый урок ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала ученикам.

Есть разные способы стимулировать детей к активности на уроках. Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения и популяризации научных знаний, с одной стороны, делает научные знания доступными, с другой I стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

Я работаю учителем уже много лет. На практике я убедилась в целесообразности проведения нестандартных уроков, которые стимулируют учащихся к творчеству, к самовыражению и самопознанию. Я с уверенностью могу сказать, что традиционное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие умения человека - развиваются путем самостоятельных поисков ученика.

Учитель в жизни человека, в его формировании выполняет огромную функцию. Это тот кто содействует превращению ребенка в полноценную гармоничную личность. Профессия учителя безусловно трудная, ведь очень тяжело бывает разбудить в детях стремление работ I над собой и воспитывать отзывчивость сердца.

Так всё же какой он, современный учитель? Какова его роль в образовательном I пространстве? Ответ на этот вопрос очень много аспектный - он должен быть психологом, должен любить в свой предмет, уважать личность учащегося, быть способным воспринимал В точку зрения ученика, быть его соратником, владеть современными ИКТ.

Требования времени к педагогу очень высоки - это квалификация соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособность на рынке труда, компетентность, ответственность, совершенное владение своей профессией, ориентирование в смежных областях деятельности владение современными педагогическими и информационными технологиями, способность к постоянному профессиональному росту', социальная и профессиональная мобильность.

Система профессиональных компетенций учителя состоит из владения содержанием и методологией предмета, знания закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умения применять их при проектировании реального учебного процесса, знания. К валеологических требований к у року и умения использовать их при проектировании учебного процесса, владения приёмами эффективного общения с детьми, с коллегами, с родителями К владения управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, § планирование, организация), умения управлять инновационным процессом (проектировав, провести и проанализировать эксперимент), владения навыками обобщения и передачи своего опыта, ну и, конечно, методологией методологией предмета.

Современный учитель в моём понимании— это не просто человек с дипломом о высшем педагогическом образовании, преподающий какой-то предмет, а именно учитель, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности. Учитель - надежный фундамент для нашего будущего поколения. Как сегодня говорят молодые, open-minded: свободный, непредубежденный, открытый.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".

ЛИТЕРАТУРА

Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: пер. с англ. /Под ред. А. В. Беляевой, В.В. Леонаса. - М: Педагогика, 1989.

Государственная Программа развития образования на 2011-2020 годы.

Веб-сайта BNews.kz «www.bnews.kz».

ВЛ.Сухомлинский. Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974.

Заславская О.Ю. Теория и практика обучения информатике в системе многоуровневойподготовки учителя: управленческий аспект: Монография. - Воронеж: Научная книга,2007.

Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2 кн. Кн. 1:Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательскийцентр ВЛАДОС, 2003.

multiurok.ru

Профессиональное развитие педагога — условие развития личности ребенка-дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба

Моя деятельность представляет собой культуру поддержки и помощи ребенку-дошкольнику в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Оно включает в себя задачи по своевременному и полноценному психическому развитию детей, обеспечению их успешной социализации, созданию условий, способствующих эмоциональному благополучию каждого ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение не ограничивается областью непосредственного взаимодействия с ребенком, важным звеном этого процесса становится организация работы с педагогами и родителями как участниками воспитательно-образовательного процесса.

Взрослым необходимо определять для себя время от времени те мотивы, которыми побуждается их собственная деятельность, что движет их воспитательными усилиями и строить взаимодействие с детьми на основе гуманистических принципов: диалогизации, проблематизации, персонализации, индивидуализации.

Мы, вслед за А.Н. Леонтьевым, считаем мотив предметом потребности, где когнитивный элемент мотива означает знание субъекта о предмете, который удовлетворяет его потребность, а функция аффективного элемента мотива заключается в придании предмету потребности субъекта необходимого побуждения. Мотивы делятся на знаемые и реально действующие. Только знаемые мотивы лишены функции побуждения и смыслообразования. Реально действующие занимают определенное место в сознании человека, подразделяются на мотивы-стимулы и смыслообразующие. Слитность с областью “Я”, ощущение внутренней необходимости действия считают одним из субъективных признаков смыслового образования, в частности смыслообразующего мотива [10].

Мною было сделано предположение о том, что формирование мотивационной сферы личности педагога обусловливает его профессиональное развитие, фундаментальным условием которого является переход на более высокий уровень профессионального самосознания.

Исходя из того, что профессиональное развитие - это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планирует и ставит цели профессиональной деятельности, изменяет себя самого ради их достижения, была организована целенаправленная работа c педагогами.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [12].

Тема моей исследовательской деятельности заключалась в следующем: “Профессиональное развитие педагогов посредством проведения психолого-педагогических семинаров”. Важность работы над обозначенной проблемой состоит в том, что только профессиональная деятельность, задаваемая смыслообразующим мотивом, способствует возникновению мотивации к инновации, успеху в деятельности. Развиваясь профессионально, педагог содействует становлению успешной личности ребенка.

Цель исследовательской работы, проводимой в течение 1999-2005 гг., состояла в следующем: способствование самосовершенствованию, саморазвитию, творческой самореализации педагогов посредством проведения психолого-педагогических семинаров.

Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Определение профессионального и образовательного уровня педагогов.
  2. Разработка модели профессионального развития педагога. Определение этапов работы по данной теме.
  3. Разработка и апробация цикла занятий по профессиональному развитию педагогов.

Определение эффективности проводимой работы по результатам диагностического обследования педагогов и детей.

Для возникновения внутренней мотивации педагогов, появления личностного смысла, изменения смысловых установок необходимо было создавать условия в виде:

  • преобразования психолого-педагогических знаний;
  • становления рефлексивной позиции;
  • осознания и преобразования мотива;
  • обеспечения успеха в деятельности.

Объектом моего исследования послужило профессиональное развитие личности педагога, предметом –психолого-педагогические семинары: теоретико-практические занятия.

Использовались следующие методы исследования: диагностическое обследование, наблюдение, индивидуальные беседы с педагогами, опрос детей.

На начало 1999г. образовательный и квалификационный уровень членов педагогического коллектива в количестве 24 чел. представлял следующую картину:

образовательный уровень:

высшее образование - 21 %; среднее специальное - 79 % ;

уровень квалификации педагогов:

высшая категория - 14 %; вторая категория - 24 %
первая категория - 38 %; не имеют категорию - 24%

педагогический стаж:

до 5 лет - 14 % от 10 до 20 лет - 38%
от 5 до 10 лет - 31% от 20 лет и выше - 17%

С целью изучения профессионального развития педагогов в 1999 г. проводилось диагностические обследование и самодиагностика:

  • мотивов, которыми задается деятельность педагогов и личностных смыслов посредством целевой установки: “Что, ради чего и как ” делает человек [10];
  • выраженности конфликтных смыслов - внутренних преград [13]
  • способности к децентрации [9];
  • стиля общения с ребенком [26];
  • стремления к самоактуализации (А.Маслоу).

которая позволила педагогам увидеть то, над чем необходимо поработать.

Результаты диагностического обследования педагогов следующие:

Личностный смысл того, что делает человек (значение для себя) присутствует у 74% человек;

Мотивация к инновационной деятельности имеется у 74% педагогов;

Смыслообразующий мотив характерен также для 74% педагогов;

Иерархия мотивов выстроилась следующим образом:

  • на первом месте – мотив способствования развитию детей;
  • на втором - мотив самосовершенствования, саморазвития;
  • на третьем - мотив интереса к новизне.

Иерархия внутренних преград (выраженность конфликтных смыслов) педагогов

выглядела следующим образом:

Сильная внутренняя преграда в виде:

- совести и нравственности - ожидания общественных и семейных санкций - гордости и самолюбия; любви к детям - стыдливости и застенчивости - потребности в свободе и творчестве - неорганизованности и потребности в психологическом комфорте - страха - эгоистической позиции по отношению к детям - 95% - по 79%.- по 75% - 54% - 41% - по 16% - 8% - 0%.

Следовательно, педагоги совестливые люди и имеют преграду, которая удерживает их от

поступков, противоречащих нравственным идеалам и мировоззрению. Помимо этого нравственного регулятора у них еще наблюдается сильная зависимость от семьи и общества, гордость и самолюбие, которые в некоторых ситуациях мешают совершать определенные действия.

Способность педагогов к децентрации:

Центрация на основе идентефикации - 25% Потенциальная децентрация - 25 %
Реальная децентрация - 15 % Центрация по сходству - 10%
Центрация на основе отчуждения - 25%

Обнаружилась проблема в способности децентрироваться от собственной позиции, вставать на точку зрения ребенка. Наличие потенциальной и реальной децентрации только у 40% педагогов, что говорит о присутствии традиционной учебно-дисциплинарной модели взаимодействия на уровне индивидуального сознания у 60% педагогов.

Следовательно, важно было подвести педагогов к пониманию необходимости учета возрастных особенностей ребенка и того, что дети часто ориентируются не на то, что говорит взрослый, а на то, как он говорит или что показывает своим видом, и что основным условием, влияющим на отношение ребенка к задаче является характер межличностных отношений.

Необходимость в развитии у некоторых педагогов способности к децентрации, умения устанавливать партнерские отношения с ребенком в игре, удовлетворять его потребность в неформальном общении, умении слушать подтвердили результаты опроса детей по отношению их к взрослому сообществу - педагогам. Использовался опросник разработанный Н.Михайленко, Н.Коротковой [14].

Решить поставленные задачи и возникшие проблемы можно, обеспечив реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду, когда педагоги ориентируются на ребенка, его самочувствие, его возможности, интересы. Отечественный психолог Л.С.Выготский говорил, что обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного обучения тем, что ребенок учится по нашей программе в той мере, в какой она становится его собственной программой. Поэтому задача психолога и заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную.

В связи с тем, что психологическое сопровождение ребенка в детском саду осуществляется как непосредственно, так и опосредованно через педагогов, мое профессиональное взаимодействие с ними осуществлялось по трем направлениям и предлагался теоретический практический материал:

1 – для познавательного и социально-личностного развития ребенка;

2 - по взаимодействию с семьей;

3 - по саморазвитию, самосовершенствованию, саморегуляции.

Совместно с воспитателями с целью содействия учету индивидуально-психологических особенностей детей, благополучному переходу к новому периоду жизни проводится:

  • мониторинг адаптации детей к условиям детского сада, который включает наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка, игровыми действиями, его общением со взрослыми, сверстниками, использованием речи в общении, игровыми действиями и определением содержания потребности в общении;
  • мониторинг социально-эмоционального развития ребенка, направленный на определение сформированности потребностей и мотивов общения, отношения к взрослому и сверстнику, форм общения со взрослым и сверстником, причин трудностей в общении, владение средствами общения, изучением социального статуса ребенка, его самооценки, поведенческих характеристик, эмоционального самочувствия в группе детского сада, взаимоотношения с родителями;
  • предлагаются практические рекомендации по развитию психических процессов, социально-эмоциональному развитию детей, заполняется карта социально-эмоционального развития ребенка (приложение №1).

Проводимая работа обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, способствует своевременному определению причин трудностей, нахождению способов для их устранения.

Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров, результаты полученного диагностического обследования, когда недостаточно только одного просвещения для изменения внутренней позиции педагогов, требует перехода от традиционной модели к модели профессионального развития педагогов.

Разработанная и апробированная модель профессионального развития педагога выглядит следующим образом:

Объект развития Мотивационная структура личности педагога, которая обусловливает его профессиональное развитие – 1 этап;
профессиональная компетентность - 2 этап.
Фундаментальное

условие

Переход на более высокий уровень профессионального

развития.

Движущая сила Собственная деятельность по разрешению собственной проблемы.
Психологический

механизм

преобразование внешней мотивации во внутреннюю, создание

ощущения внутренней необходимости действия.

Результат Осознание педагогами необходимости самосовершенствования,

саморазвития, самореализации.

На 1 этапе цель проводимой работы с педагогами состояла в повышении педагогического мастерства как результата личностного роста в своей профессии посредством формирования мотивационной структуры личности педагога. Оно заключалось в преобразовании когнитивного и аффективного элементов мотива, что способствовало развитию профессионального сознания педагога.

На П этапе целью проводимой работы с педагогами являлось развитие профессиональной компетентности, которое основывалось на понимании других и себя через других, развитие рефлексивной культуры.

Практическая реализация составленной модели заключалась в организации психолого-педагогических семинаров, включающих теоретические и практические занятия. Каждый последующий семинар строился на основе выявленных трудностей и являлся продолжением предыдущего.

Планируя работу по решению выявленных трудностей ориентировались на выявленную проблему, задачи по ее решению, условия и средства ее осуществления.

Примерная схема проведения семинара, проводимого в течение года, выглядела следующим образом:

  • Определение трудностей педагогов посредством проведения диагностики, самодиагностики, обратной связи (письменной или словесной).
  • Лекции.
  • Деловые игры по нахождению и овладению способами педагогического общения.
  • Тренинги.
  • Индивидуальное консультирование, которое способствовало преодолению трудностей, внутренних преград.
  • Дискуссии.
  • Апробация педагогами психологических техник и их коррекция в ходе практической деятельности.
  • Диагностика и самодиагностика с целью выявления трудностей педагогов, получение обратной связи .

В период осуществления исследовательской деятельности проводились следующие психолого-педагогические семинары “Сам себе психолог”, “Я расту”, “Себя надо любить” “Познай себя через других”, “Познаю себя и другого” (приложение №2), направленые на включение всех участников в процесс самопознания, самоанализа, саморазвития, отработки и приобретения тех или иных практических навыков и умений в условиях преобразования когнитивного и аффективного элементов мотива

Основным средством являлся и является тренинг, который затрагивает личность педагога: систему убеждений, личностные установки, способы мышления и ведет к появлению смыслообразующего мотива, повышению уровня профессиональной компетентности. Например. тренинг “Познай себя через другого”, позволяющий педагогу увидеть себя глазами другого, сложившиеся стереотипы в общении, развить умение слушать и слышать, проводился в течение двух лет (приложение 3).

Дискуссии проводились по темам: “Надо ли наказывать ребенка?”, “Мы находимся там, куда нас приводят наши убеждения”, “Как на самом деле любить ребенка?”, “Личность взрослого – главное условие развития личности ребенка”. Они способствовали развитию умения вести продуктивный диалог: слушать и слышать, учитывать точку зрения другого, сохранять позицию сотрудничества в условиях конфликта, стремиться к поиску взаимоудовлетворяющего решения.

Лекции, беседы, круглые обогащали и углубляли знания педагогов, помогали переосмысливать имеющиеся. Так, например, педагоги сделали вывод, а некоторые убедились в том, что личность формируется, а не рождается и для ее становления необходимы определенные условия:

  • обеспечение успеха в ведущем виде деятельности и общении;
  • соответствующее возрасту ребенка общение;
  • своевременное устранение причин трудностей в общении;
  • совместная деятельность, игра со взрослыми и сверстниками;
  • формирование социальной компетентности ребенка;
  • понимание собственного состояния и состояния ребенка.

Выполняя этих условия, мы обеспечиваем создание атмосферы эмоционального благополучия для каждого ребенка.

Деловые игры помогли подойти к пониманию того, что необходимо для развивающего взаимодействия взрослого с ребенком, а именно:

1) понимание общих законов развивающего взаимодействия:

  • к чему приводит тот или иной стиль общения с ребенком;
  • как строить процесс общения с ребенком: соответствующая возрасту и особенностям ребенка дистанция, позиция, пространство;
  • какую реакцию мы вызываем у своего партнера по общению;
  • каковы мотивы поведения ребенка ;

2) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка:

  • уровня развития ;
  • основных интересов;
  • актуального состояния;
  • индивидуальных особенностей.

Индивидуальное консультирование педагогов проводится в течение года и позволяет осознать мотивы, внутренние преграды, переосмыслить собственные взгляды.

Психолого-педагогические семинары способствовали переосмыслению педагогами собственных трудностей, а также освоению новых схем действий.

Заключительная диагностика, проведенная в 2005 г., показала следующие результаты реализации модели профессионального развития педагогов.

  • Повысился уровень квалификации педагогов:
  1999г. 2005г.
высшая категория 14% 23%
1 категория 38% 40%
П категория 24% 27%
Без категории 24 % 10%
  • Иерархия мотивов педагогов имеет следующую картину:
на первом месте - желание заслужить признание и доверие у детей;
- интерес к творчеству, новизне;
- самосовершенствование, саморазвитие;
на втором - желание более успешно преодолевать трудности в работе с детьми;
- желание привить детям интерес к познанию;
- желание считать себя специалистом своего дела;
на третьем - стремление вырастить из детей настоящих людей.
- добросовестно работать.

У педагогов повысился интерес к творчеству и новизне, желание развивать интерес детей к познанию, самосовершествоваться и саморазвиваться.

  • Мотивация к инновационной деятельности имеется у всех педагогов, но проявляется она

в разной степени, так как она зависит и от стремления к самоактуализации, и от уровня развития самосознания.

  • Личностные смыслы присутствуют у 93 % педагогов, у которых имеется удовлетворение от профессиональной деятельности.
  • Выраженность конфликтных смыслов педагогов такова:

- снизилось количество внутренних преград у 11 чел.; - уменьшилось количество педагогов зависимых от общественных санкций на 38%, от семейных санкций на 2%, имеющих стыдливость и застенчивость на 29%, гордость и самолюбие на 34%, страх на 8%; - увеличилась организованность на 13%, потребность в свободе и творчестве на 16%, не стало боязливости.

Все члены педагогического коллектива любят детей, принимают ребенка таким какой он есть. Для них характерно наличие сильной внутренней преграды в виде совести и нравственности (83%), им трудно “…отказать в помощи в трудный для человека момент”, “…совершить поступок, противоречащий идеалу человека”.

  • Стремление педагогов к самоактуализации присуще каждому педагогу, но в разной

степени: возросло у 20% педагогов. Стремление к личностному росту ярко выражено у 75%; недостаточно у 25%. Следовательно большая часть педагогов это самоактуализирующиеся люди, а меньшая часть имеет потребность в этом.

  • Способность педагогов к педагогической децентрации следующая:

- увеличилось количество педагогов, имеющих реальную на 20%, и потенциальную децентрацию - на 18%; - уменьшилось количество педагогов, имеющих центрацию на основе идентефикации на 3%; - не стало педагогов, обладающих центрацией на основе отчуждения и центрацией по сходству.

Произошли положительные изменения в способности педагогов становиться на позицию ребенка, они стали глубже понимать его. Но еще остается задача способствования переходу к реальной децентрации у тех педагогов, которые имеют потенциальную децентрацию и центрацию на основе отчуждения.

Проводимые психолого-педагогические семинары подвели педагогов к пониманию того, что трудности надо рассматривать как “ стимул для дальнейшего роста”, как “преодоление собственных пределов”. Они сделали очень важные выводы о том, что “самое главное – это понимать и принимать ребенка”, “давать ему безусловную любовь”.

Формирование мотивационной сферы личности педагога на разных этапах его жизнедеятельности являлось то целью, то средством, то результатом.

Полученные результаты профессионального развития педагогов, стабильная положительная динамика уровня школьной зрелости выпускников детского сада, их успешное вхождение в школьную жизнь позволяет говорит об эффективности использования модели профессионального развития педагогов

Развиваясь профессионально и личностно, педагоги становятся значимым условием и фактором личностного развития ребенка.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Доклад на педсовете"Профессиональное развитие учителя"

Доклад для выступления на педагогическом совете

Профессиональное развитие учителя

Развитие позитивной образовательной среды невозможно осуществить без профессионального развития педагогов. При этом учителя должны активно участвовать в собственном профессиональном развитии: самостоятельно определять его приоритеты, организовывать планирование и реализацию. Профессиональное развитие может и должно осуществляться самими учителями, с их участием, следуя при этом основной цели образования – помогать ученикам учиться. Объективно, если учитель не в состоянии четко определить, в какой степени та или иная программа поможет ему достичь цели, то маловероятно, что она даст ожидаемые результаты в практической деятельности. Проведя ряд исследований (наблюдений, анкетирования) с целью определения, что способствует повышению эффективности педагогической деятельности, можно выделить ряд признаков эффективного профессионального развития. Три из них связаны с его содержанием и методами.

Первый – это знание содержания своего предмета, постоянное совершенствование в области профессиональных компетентностей. Создание, апробирование и применение собственных (авторских) программ по преподаваемым дисциплинам, элективным курсам, дополнительным образовательным услугам.

Другой особенностью эффективного профессионального развития, а следовательно, роста ключевых компетентностей, является предоставление учителям возможности учиться активно: давать открытые уроки и затем обсуждать их с другими учителями, посещать и обсуждать занятия своих коллег, практиковать обучение с демонстрацией собственного педагогического опыта, создавать смоделированные ситуации и принимать участие в круглых столах и серьезных профессиональных дискуссиях. Другой стороной процесса

активного обучения является наблюдение за работой учеников с целью оценки эффективности процесса обучения. Внимательное изучение деятельности учащихся посредством педагогического мониторинга, помогает учителям проводить своевременную рефлексию и совершенствовать собственное преподавание.

Третьей важной характеристикой профессионального совершенствования является его системность и последовательность. Профессиональное развитие вряд ли будет эффективным в отношении повышения качества преподавания, если оно не согласовано с целями самого учителя, не затрагивает темы самообразования и не направлено на выполнение общей для всей школы методической задачи.

Следующий ряд характеристик эффективного профессионального развития связаны с вопросами разработки и реализации специальной программы профессионального развития. Важнейшей из характеристик является непрерывность. Казалось бы известная истина – интенсивная и непрерывная деятельность оказывается более эффективной, нежели кратковременная и менее интенсивная.

Как построить методическую работу в школе, чтобы профессиональное развитие учителей стало частью их повседневной жизни?

Думается, при сегодняшнем потоке информации, требуемой интеллектуальной переработки, план методической деятельности в школе должен быть мобильным: выделяя ключевые проблемы педагогического развития на год, следует быть готовым к изучению поступающей свежей информации. Включенность педагогов в процесс изучения новых идей, педагогического опыта, внедрение инновационных проектов возможны в условиях применения новых форм взаимодействия: мобильных проблемных групп, тренингов, научно-исследовательских проектов, круглых столов. В связи с этим, следующей среди важных структурных характеристик профессионального развития является его коллективность. Это означает, что учителя, работающие в одном методическом объединении, преподающие один предмет или занимающиеся с учениками одного класса, принимают совместное участие в мероприятиях по повышению квалификации, что позволяет сделать этот процесс осмысленным, связным и, следовательно, результативным.

Как перенести полученные знания в класс? Современная педагогика выделяет ряд условий, способствующих перенесению в учебный процесс знаний, полученных учителями во время их участия в программах повышения квалификации:

  1. Привязка содержания программ повышения квалификации учителей к успеваемости учеников. Учителя должны понимать, каким образом усвоение ими содержания программы профессионального развития поможет повысить успеваемость их учеников по предмету, способствовать развитию ключевых учебных компетенций.

  2. Самостоятельность в принятии решений. То есть, возможность для каждого педагога самостоятельно определять, на каком материале, в какой части программы, в каком образовательном модуле возможно применение полученных знаний и их апробация.

  3. Уровень культурного взаимодействия педагогов. Наличие в образовательном учреждении среды, способствующей развитию инициативности педагогов, возможности экспериментировать с новыми подходами в рамках реализации образовательных стандартов, предупреждая возможные риски.

  4. Эффективная организация повышения квалификации. Очевидно, независимо от уровня культурного взаимодействия и типа образовательного учреждения, профессиональное обучение преподавательского состава не будет иметь значительного влияния на учебный процесс, если оно плохо организовано. Большую роль играют презентации, профессионализм лектора – методиста, заместителя директора по научно-методической работе. Педагогам порой непросто находить время для участия в развитии профессиональной среды, но это делать необходимо, если мы стремимся к созданию Новой школы.

Сегодня, в новом учебном году, учительство объединено одной проблемой — подготовкой конкурентоспособного, гибкого человека, умеющего легко адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Цель гуманизации образования каждый учитель реализует через свой учебный предмет, будь то математик, химик, биолог, литератор, учитель начальных классов, либо учитель технологии.

Современная педагогика рассматривает образование как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности, ее прав на развитие, необходимость создания условий для ее творческой самореализации в процессе обучения, как и в более широкой системе жизнедеятельности, определяют общий подход к современному образованию.

Педагогический процесс, имеющий в своей основе объяснительно-репродуктивную методику и авторитарный стиль общения, требует одних структур профессиональной деятельности. Обучение, построенное на развивающе-диалоговой методике и гуманистическом стиле общения, задает иную структуру деятельности и требует новых качеств личности учителя.

Н.Н. Моисеев отмечает, что в любой цивилизации именно педагогу принадлежит ведущая роль — «не политику, не генералу и даже ученому — учителю предстоит стать центральной фигурой наступающей эпохи».

Получается заколдованный круг, когда возможность преодоления отставания образования от времени увязывается с ожиданием учителя «новой формации», а он может появиться не иначе как в рамках новой парадигмы образования.

В концепции перестройки последипломного образования отмечена возможность естественного изменения всей системы образования через выделение педагогического звена, внесение в него механизма развития. Таким звеном как компонентом системы выступает и профессиональное развитие учителя.

Вся информация, относящаяся к инновациям, связана с определенной системой ценностей и барьеров. В психологии такие барьеры понимаются как внутренние препятствия, мешающие человеку успешно выполнять некоторое действие. Возникает задача освобождения человека от влияния защиты, деформирующей поступающую новую информацию. Выделяются два типа психологических барьеров, которые появляются у педагогов при встрече с новыми понятиями, идеями, — когнитивный и регулятивный.

Когнитивные психологические барьеры появляются из-за отсутствия определенного знания о новом, в нечувствительности к нему. Это вызывает пассивное противодействие. Регулятивные психологические барьеры проявляются в недоверии к инициаторам, к руководству, к самомy нововведению и часто вызывают активное противодействие.

Государственная система не столь мобильна, чтобы удовлетворять возникающие потребности современного учителя, а общественная система (курсы, лекции, специальные публикации) только складывается. Выход — в неформальных объединениях учителей, где создаются дополнительные возможности для их самореализации как личности. В таких коллективах, объединенных общими профессиональными и жизненными проблемами, интенсификация самосознания повышает жизненный тонус человека, формируется оптимистическая настроенность, создаются серьезные предпосылки для развития демократических основ деятельности.

Любое совершенствование профессиональной подготовки предполагает улучшение двух ее неразрывных сторон — содержания образования и технологии его получения. Поэтому за основу работы с учителем можно взять развитие рефлексивной деятельности, наряду с лекциями, семинарами, тренингами, используя организационно- деятельностную игру, что позволяет участникам проявить себя, свои умения анализировать и подготавливает условия для дальнейшего самоусовершенствования.

Повысить уровень знаний учителя можно внешними средствами, например, оказать помощь разработками, хотя это тоже не такое уж простое дело. Но главное — это необходимость самостоятельного профессионального развития учителя.

Рефлексивной деятельности учителя никто не учит; нет специального курса в программах базового профессионального образования, как нет его и в программах курсов повышения квалификации. Рефлексивная деятельность учителя — основа его саморазвития. Но еще необходим критериальный инструмент для самостоятельного оценивания учителем уровня своего профессионализма и оперативного реагирования организаторов образования, так как недооценка деятельности учителя является тормозом его развития.

infourok.ru

Профессионально-личностное развитие педагога | Познай Себя – современное образование, саморазвитие и успех

20.03

Профессионально-личностное развитие педагога

Роль учителя в школе является неизменной вот уже не одно столетие. Меняются политические системы, меняются взгляды на воспитание, семимильными шагами двигается вперед технический прогресс, а функции учителя все равно остаются прежними – прививать культуру и любовь к знаниям своим ученикам.

С первых школьных дней у учеников закладывается восприятие учителя как авторитетного наставника. Часто случается, что влияние учителя способно «перекрыть» авторитет родителей.

Поэтому очень важно, чтоб учитель был не только профессионалом в области преподаваемого предмета, но также чутким педагогом и человеком с высокоморальными принципами. Для того что бы учить детей и прививать им морально-этические нормы, учителю необходимо самому обладать качествами, которые он стремиться культивировать в своих учениках. А зависит это напрямую от профессионально-личностного развития педагога.

Что же включает в себя профессионально — личностное развитие педагога, какие качества учителю важно совершенствовать в себе?

1. Профессионализм в области преподаваемого предмета. Когда учитель досконально знает предмет, это помогает ему уверенно чувствовать себя на уроке. А уверенность в себе – так же одно из важнейших качеств педагога. Наука не стоит на месте, поэтому учитель должен быть в курсе всех новостей, касающихся его предмета, а так же овладевать новыми техническими средствами.

2. Важным качеством педагога является самообладание, контроль своего настроения и эмоций. Все личные проблемы учителя должны оставаться за пределами кабинета. Так же учителю пригодятся умение управлять своей мимикой, жестами, голосом, пользуясь этим для более глубокого воздействия на сознание учеников. Важно знать меру и быть убедительным, но не переигрывать. Это мастерство, которое оттачивается годами.

3. Личностное развитие педагога не возможно без развития и совершенствования всесторонней эрудиции. К сожалению, не многие молодые учителя в наше время, могут похвастать литературной начитанностью и общей эрудированностью. А всегда нужно быть готовым к тому, что вопросы учеников выйдут за рамки изучаемого предмета, и отговорки типа «это не касается сути урока» не всегда сработают.

4. Творческое развитие. Профессионально — личностное развитие педагога подразумевает обязательное развитие творческого потенциала учителя. Ведь каждый урок – это творческий процесс, в котором учитель делится частью своей души.

5. И одно из самых главных условий профессионально-личностного развития педагога – искренняя любовь к детям, желание их понимать и помогать им становиться настоящими людьми.

Это умение, в котором учитель совершенствуется всю жизнь. Каждый новый ученик – это новая история, новые отношения, порой не совсем простые.Педагогический опыт накапливается годами и включает как достижения учителя, так и его ошибки. Хороший учитель учится всю жизнь.

Читайте также

www.poznaysebia.com

Профессиональное развитие преподавателя - всем учителям, прочее

Профессиональное развитие преподавателя

Развитие позитивной образовательной среды невозможно осуществить без профессионального развития педагогов. При этом учителя должны активно участвовать в собственном профессиональном развитии: самостоятельно определять его приоритеты, организовывать планирование и реализацию. Профессиональное развитие может и должно осуществляться самими учителями, с их участием, следуя при этом основной цели образования – помогать ученикам учиться. Объективно, если учитель не в состоянии четко определить, в какой степени та или иная программа поможет ему достичь цели, то маловероятно, что она даст ожидаемые результаты в практической деятельности. Проведя ряд исследований (наблюдений, анкетирования) с целью определения, что способствует повышению эффективности педагогической деятельности, можно выделить ряд признаков эффективного профессионального развития. Три из них связаны с его содержанием и методами.

Первый – это знание содержания своего предмета, постоянное совершенствование в области профессиональных компетентностей. Создание, апробирование и применение собственных (авторских) программ по преподаваемым дисциплинам, элективным курсам, дополнительным образовательным услугам.

Другой особенностью эффективного профессионального развития, а следовательно, роста ключевых компетентностей, является предоставление учителям возможности учиться активно: давать открытые уроки и затем обсуждать их с другими учителями, посещать и обсуждать занятия своих коллег, практиковать обучение с демонстрацией собственного педагогического опыта, создавать смоделированные ситуации и принимать участие в круглых столах и серьезных профессиональных дискуссиях. Другой стороной процесса

активного обучения является наблюдение за работой учеников с целью оценки эффективности процесса обучения. Внимательное изучение деятельности учащихся посредством педагогического мониторинга, помогает учителям проводить своевременную рефлексию и совершенствовать собственное преподавание.

Третьей важной характеристикой профессионального совершенствования является его системность и последовательность. Профессиональное развитие вряд ли будет эффективным в отношении повышения качества преподавания, если оно не согласовано с целями самого учителя, не затрагивает темы самообразования и не направлено на выполнение общей для всей школы методической задачи.

Следующий ряд характеристик эффективного профессионального развития связаны с вопросами разработки и реализации специальной программы профессионального развития. Важнейшей из характеристик является непрерывность. Казалось бы известная истина – интенсивная и непрерывная деятельность оказывается более эффективной, нежели кратковременная и менее интенсивная.

Как построить методическую работу в школе, чтобы профессиональное развитие учителей стало частью их повседневной жизни?

Думается, при сегодняшнем потоке информации, требуемой интеллектуальной переработки, план методической деятельности в школе должен быть мобильным: выделяя ключевые проблемы педагогического развития на год, следует быть готовым к изучению поступающей свежей информации. Включенность педагогов в процесс изучения новых идей, педагогического опыта, внедрение инновационных проектов возможны в условиях применения новых форм взаимодействия: мобильных проблемных групп, тренингов, научно-исследовательских проектов, круглых столов. В связи с этим, следующей среди важных структурных характеристик профессионального развития является его коллективность. Это означает, что учителя, работающие в одном методическом объединении, преподающие один предмет или занимающиеся с учениками одного класса, принимают совместное участие в мероприятиях по повышению квалификации, что позволяет сделать этот процесс осмысленным, связным и, следовательно, результативным.

Как перенести полученные знания в класс? Современная педагогика выделяет ряд условий, способствующих перенесению в учебный процесс знаний, полученных учителями во время их участия в программах повышения квалификации:

  1. Привязка содержания программ повышения квалификации учителей к успеваемости учеников. Учителя должны понимать, каким образом усвоение ими содержания программы профессионального развития поможет повысить успеваемость их учеников по предмету, способствовать развитию ключевых учебных компетенций.

  2. Самостоятельность в принятии решений. То есть, возможность для каждого педагога самостоятельно определять, на каком материале, в какой части программы, в каком образовательном модуле возможно применение полученных знаний и их апробация.

  3. Уровень культурного взаимодействия педагогов. Наличие в образовательном учреждении среды, способствующей развитию инициативности педагогов, возможности экспериментировать с новыми подходами в рамках реализации образовательных стандартов, предупреждая возможные риски.

  4. Эффективная организация повышения квалификации. Очевидно, независимо от уровня культурного взаимодействия и типа образовательного учреждения, профессиональное обучение преподавательского состава не будет иметь значительного влияния на учебный процесс, если оно плохо организовано. Большую роль играют презентации, профессионализм лектора – методиста, заместителя директора по научно-методической работе. Педагогам порой непросто находить время для участия в развитии профессиональной среды, но это делать необходимо, если мы стремимся к созданию Новой школы.

Сегодня, в новом учебном году, учительство объединено одной проблемой — подготовкой конкурентоспособного, гибкого человека, умеющего легко адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Цель гуманизации образования каждый учитель реализует через свой учебный предмет, будь то математик, химик, биолог, литератор, учитель начальных классов, либо учитель технологии.

Современная педагогика рассматривает образование как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности, ее прав на развитие, необходимость создания условий для ее творческой самореализации в процессе обучения, как и в более широкой системе жизнедеятельности, определяют общий подход к современному образованию.

Педагогический процесс, имеющий в своей основе объяснительно-репродуктивную методику и авторитарный стиль общения, требует одних структур профессиональной деятельности. Обучение, построенное на развивающе-диалоговой методике и гуманистическом стиле общения, задает иную структуру деятельности и требует новых качеств личности учителя.

Н.Н. Моисеев отмечает, что в любой цивилизации именно педагогу принадлежит ведущая роль — «не политику, не генералу и даже ученому — учителю предстоит стать центральной фигурой наступающей эпохи».

Получается заколдованный круг, когда возможность преодоления отставания образования от времени увязывается с ожиданием учителя «новой формации», а он может появиться не иначе как в рамках новой парадигмы образования.

В концепции перестройки последипломного образования отмечена возможность естественного изменения всей системы образования через выделение педагогического звена, внесение в него механизма развития. Таким звеном как компонентом системы выступает и профессиональное развитие учителя.

Вся информация, относящаяся к инновациям, связана с определенной системой ценностей и барьеров. В психологии такие барьеры понимаются как внутренние препятствия, мешающие человеку успешно выполнять некоторое действие. Возникает задача освобождения человека от влияния защиты, деформирующей поступающую новую информацию. Выделяются два типа психологических барьеров, которые появляются у педагогов при встрече с новыми понятиями, идеями, — когнитивный и регулятивный.

Когнитивные психологические барьеры появляются из-за отсутствия определенного знания о новом, в нечувствительности к нему. Это вызывает пассивное противодействие. Регулятивные психологические барьеры проявляются в недоверии к инициаторам, к руководству, к самомy нововведению и часто вызывают активное противодействие.

Государственная система не столь мобильна, чтобы удовлетворять возникающие потребности современного учителя, а общественная система (курсы, лекции, специальные публикации) только складывается. Выход — в неформальных объединениях учителей, где создаются дополнительные возможности для их самореализации как личности. В таких коллективах, объединенных общими профессиональными и жизненными проблемами, интенсификация самосознания повышает жизненный тонус человека, формируется оптимистическая настроенность, создаются серьезные предпосылки для развития демократических основ деятельности.

Любое совершенствование профессиональной подготовки предполагает улучшение двух ее неразрывных сторон — содержания образования и технологии его получения. Поэтому за основу работы с учителем можно взять развитие рефлексивной деятельности, наряду с лекциями, семинарами, тренингами, используя организационно- деятельностную игру, что позволяет участникам проявить себя, свои умения анализировать и подготавливает условия для дальнейшего самоусовершенствования.

Повысить уровень знаний учителя можно внешними средствами, например, оказать помощь разработками, хотя это тоже не такое уж простое дело. Но главное — это необходимость самостоятельного профессионального развития учителя.

Рефлексивной деятельности учителя никто не учит; нет специального курса в программах базового профессионального образования, как нет его и в программах курсов повышения квалификации. Рефлексивная деятельность учителя — основа его саморазвития. Но еще необходим критериальный инструмент для самостоятельного оценивания учителем уровня своего профессионализма и оперативного реагирования организаторов образования, так как недооценка деятельности учителя является тормозом его развития.

kopilkaurokov.ru