ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Рост - это увеличение размеров и массы живых организмов. Рост и развитие. Что такое рост что такое развитие


Глава 4. Рост и развитие

Соотношение процессов роста и развития

Определение понятий. Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой. Между тем биологическая природа этих процессов различна, раз­личны их механизмы и последствия.

Рост — это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению. Развитие — это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцированных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций (организма.

Взаимосвязь роста и развития проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать только при до­стижении определенных размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (для представителей европейской расы это около 48 кг). Активные ростовые процессы также не могут продолжаться на одной и той же стадии развития бесконечно. Дифференцированные процессы, или дифференцировка, — это появление специализированных структур нового качества из мало специализированных клеток-предшественниц. Смысл дифференцированных процессов. Наименее специализи-'5;шной можно считать зиготу — зародышевую клетку, образуются в результате слияния материнской яйцеклетки с отцов­ским сперматозоидом. Генетический аппарат зиготы содержит полный двойной набор хромосом, и все дальнейшее развитие представляет собой активацию или репрессию той или иной час­ти генома, который от зародышевой клетки полностью и без из­менений передается всем ее потомкам в процессе каждого акта деления. Первые этапы развития зиготы представляют собой про­стое увеличение числа неотличимых друг от друга клеток — сначала зигота делится на 2, потом каждая из них еще на 2, т. е. обра­зуется 4 клетки, затем — 8, 16, 32 и т.д. Эти эмбриональные клет­ки называются бластомерами, они похожи, как две капли воды. Однако уже на стадии 32 бластомеров начинают выявляться неко­торые особенности отдельных клеток, связанные с их местополо­жением. По мере увеличения числа бластомеров эти различия все возрастают. Часть из этих клеток, образующих вместе сферу, уве­личивается в размере более, чем другие, и, наконец, наступает стадия гаструляции — впячивания более мелких клеток внутрь сферы с образованием внутренней (целомической) и внешней (гастральной) полостей. Организм приобретает совершенно но­вый вид удлиненной замкнутой с одного конца трубочки, резко отличающийся от недавней сферической формы. Клетки апикаль­ного и каудального концов начинают все сильнее различаться не только внешне, но и по своим свойствам: внутренним, метаболи­ческим. Более того, функции клеток наружного (эктодермально-го), внутреннего (энтодермального) и образовавшегося проме­жуточного (мезодермального) слоев гаструлы, а также роль этих клеток в дальнейшем развитии организма становятся различными. Так, эктодермальный слой клеток дает начало кожным покровам и нервной ткани. Мезодермальный слой служит прародителем всех мышц организма. Клетки энтодермы формируют в дальнейшем паренхиматозные органы (печень, почки, селезенка, железы внут­ренней секреции) и эпителий желудочно-кишечного тракта. Все эти сложнейшие преобразования, постепенно приводящие к фор­мированию совершенно не схожих между собой клеточных струк­тур и разных по форме и функции тканей, являются проявлением дифференцировочных процессов. Именно в этом и заключается развитие — от единственной зародышевой клетки до организма, насчитывающего миллионы клеток различной специализации.

Сроки развития и созревания детского организма. Долгое время существовало убеждение, что дифференцирбвочные процессы в основном заканчиваются во внутриутробном периоде, а даль­нейшее развитие связано преимущественно с особенностями роста отдельных органов. В последние десятилетия убедительно показано, что это не так: многие ткани организма продолжают развиваться, в том числе и путем дифференцировочных процес­сов, вплоть до завершения полового созревания. Особенно дли­телен период созревания возбудимых тканей — нервной и мы­шечной.'

Количественные и качественные изменения в деятельности фи­зиологических систем. Ростовые процессы неминуемо приводят к изменениям объемных характеристик в деятельности практиче­ски всех физиологических систем организма. Так, совершенно оче­видно, что, для того чтобы сохранить потребный уровень снабже­ния тканей растущего организма кислородом и питательными веществами, при двукратном увеличении массы тела необходимо примерно такое же увеличение массы циркулирующей крови, размеров сердца, кроветворных органов и т.д. Те же пропорции складываются и в других функциональных системах. Но все это справедливо лишь в том случае, если принципы организации физиологического процесса не меняются. Если же допустить, что ткани претерпевают такие качественные изменения, которые по­зволяют им полнее экстрагировать кислород и питательные веще­ства из крови (что и происходит в действительности в процессе онтогенеза), то потребность в кровообращении в расчете на еди­ницу массы тела с возрастом будет снижаться.

Все физиологические функции так или иначе связаны с раз­мерами тела. Но при этом часть из них меняется в онтогенезе пропорционально изменениям массы тела, тогда как другие ме­няются пропорционально изменениям площади поверхности тела. Если же в ходе развития та или иная функция демонстрирует непропорциональное массе или площади поверхности измене­ние, то это свидетельствует о качественном преобразовании ме­ханизмов реализации данной функции. Ростовые процессы ве­дут, как правило, к количественным, пропорциональным из­менениям. Дифференцировочные процессы могут приводить к появлению качественных, непропорциональных изменений в деятельности физиологических систем организма. На этом про­стом соображении основано широкое использование в возраст­ной физиологии относительных показателей, т.е. выражение ак­тивности той или иной физиологической функции по отноше­нию к массе тела или площади его поверхности. Этот прием позволяет наглядно увидеть и различить этапы количественного нарастания возможностей физиологических систем и этапы их качественных преобразований.

Энергетические затраты в процессе роста и развития. Широко распространено мнение о том, что процессы роста требуют боль­ших затрат энергии. С этим некоторые исследователи связывали по­вышенный уровень метаболизма в тканях детского организма. Од­нако точные измерения, проведенные в 1970—1980-е годы, пока­зали, что даже в период самого интенсивного роста на это расходуется не более 4—5 % суточного потребления энергии. Та­ким образом, видимое глазу изменение размеров и пропорций тела на самом деле представляет собой достаточно легко (с точки зрения энергетики организма) реализуемый процесс. Совершен­но иначе обстоит дело с дифференцировочными процессами, оп­ределяющими динамику качественного развития организма. Ко­личество синтезов, которые протекают в процессе дифференцировок, возможно, не столь велико, но их энергетическая «цена» намного выше. Это связано с тем, что в процессе ростовых синте­зов используются уже готовые, отработанные пути метаболизма,

тогда как дифференцировочные процессы требуют организации новых метаболических путей и широкого спектра ферментных систем, которые бывают необходимы только на узко очерченных стадиях процесса. Экспериментально показано, что в периоды, когда замедляется рост организма, а значит, активизируются диф­ференцировочные процессы, существенно повышается интенсив­ность основного обмена, т. е. тех энергозатрат, которые не связа­ны с реализацией каких-либо конкретных функций.

Понятие о «скачке роста». В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются росто­вые процессы, отмечаются феномены так называемых «скачков роста». В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В постнатальном онтогенезе человека такие «скачки» наиболее ярко выражены в первый год жизни (1,5-кратное уве­личение длины и 3—4-кратное увеличение массы тела за год, рост преимущественно за счет удлинения туловища), в возрасте 5—6 лет (так называемый «полуростовый скачок», в результате которого ребенок достигает примерно 70 % длины тела взросло­го, рост преимущественно за счет удлинения конечностей), а также в 13—15 лет (пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей).

Впервые о скачке роста стало известно из исследований графа Ф. де Монбейяра, который в 1759—1777 гг. наблюдал за развитием своего сына, взвешивая его каждые полгода. Эти результаты были впервые опубликованы Бюффоном в приложении к его «Есте­ственной истории». На рис. 1 хорошо видно резкое увеличение скорости роста в период от 12 до 16 лет (пубертатный ска­чок), а также видно замедле­ние снижения скорости росто­вых процессов в период от 6 до 8 лет (полуростовой скачок). В дальнейшем многочисленные исследователи подтвердили ре­альность этих двух узловых моментов в развитии, когда скорость роста увеличивается в противовес возрастной тенден­ции к ее снижению.

В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тела, все более при­ближаясь к взрослым. Кроме того, количественные измене­ния, выражающиеся в увеличении длины тела и изменении его пропорций, обязательно сопровождаются качественными изменениями функционирования важнейших физиологических систем, которые должны «настраиваться» на работу в условиях новой морфологической ситуации. Целый ряд качественных возрастных изменений функционирования органов и систем является неизбежным следствием увеличения размеров и изменений пропорций тела в онтогенезе: сложившаяся на предыдущем этапе онтогенеза организация функции не способна обеспечить устойчивый процесс в новых условиях, поэтому требуется ее более или менее существенная перестройка.

Чередование периодов роста и дифференцировки служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития, на каждом из которых организм имеет специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании в любом из других этапов. Отсюда вытекает необходимость всегда соотносить анализ состояния организма (как по морфологическим признакам, так и по функциональным с конкретным этапом возрастного развития. Иными словами, этапы онтогенеза не абстракция, придуманная учеными для облегчения анализ; а совершенно реальная последовательность событий, неизменно повторяющаяся в процессе развития каждого индивидуума.

studfiles.net

Рост организма и развитие организма. Закономерности роста и развития организма человека

Биологический смысл жизни сводится к воспроизводству видов. Здесь размножение рассматривается как барьерный процесс, ведущий от взрослого организма к только что образовавшемуся. При этом только малая часть организмов способна размножаться почти сразу, как появилась сама. Это самые простые бактерии, которые способны делиться уже через 20 минут от начала жизни. Другим же, чтобы начать размножаться, нужно расти и развиваться.

Рост организма и развитие организма

Общее понятие роста и развития

Итак, живые существа заселяют планету и проживают на ней. Огромное их количество, не поддающееся счету, воспроизводится в течение суток, недель, месяцев и лет. Многим для размножения не нужно приобретать новых функций, то есть дополнительных к тем, которые они получили после своего появления. Но большинству других это необходимо. Им как раз и нужно вырасти, то есть увеличиться в размерах, и развиться, то есть приобрести новые функции.

Организм человека

Рост называется процессом увеличения морфологического размера организма. Только что образовавшееся живое существо должно вырасти, чтобы запустить свои процессы метаболизма на максимально активном уровне. И только с увеличением размера тела возможно появление новых структур, гарантирующих развитие некоторых функций. Потому рост организма и развитие организма - это связанные процессы, каждый из которых является следствием друг друга: рост обеспечивает развитие, а дальнейшее развитие увеличивает способность к росту.

Частное понимание развития

Рост и развитие организма связаны тем, что протекают параллельно друг другу. Ранее понимали, что существо должно сначала подрасти, а новые органы, гарантирующие появление новых функций, расположатся на якобы освобожденном месте во внутренней среде тела. Примерно 150 лет назад существовало мнение, что сначала происходит рост, затем развитие, затем снова рост и так далее по циклу. Сегодня понимание совершенно другое: понятие роста и развития организма обозначает процессы, которые пусть не тождественны, но протекают вместе.

Физическое развитие человека

Примечательно, что в биологии выделяется два вида роста: линейный и объемный. Линейным называется увеличение длины тела и его участков, а объемным - расширение полости тела. Развитие также имеет свою дифференцировку. Выделяют индивидуальное и видовое развитие. Индивидуальное подразумевает накопление определенных функций и навыков одним организмом вида. А видовое развитие - это совершенствование нового вида, способного, к примеру, чуть лучше адаптироваться к условиям проживания или заселить ранее необжитые зоны.

Соотношение роста и развития у одноклеточных организмов

Продолжительность жизни одноклеточных организмов составляет срок, который способна прожить клетка. У многоклеточных этот период значительно больше, и именно потому они развиваются активнее. Но одноклеточные (бактерии и протисты) являются чересчур изменчивыми существами. Они активно мутируют и могут обмениваться генетическим материалом с представителями различных штаммов вида. Потому процесс развития (в случае с обменом генами) не требует увеличения размеров бактериальной клетки, то есть ее роста.

Однако как только клетка получает новую наследственную информацию путем обмена плазмидами, требуется синтез белка. Наследственность есть информация о его первичной структуре. Именно эти вещества являются выражением наследственности, так как новый белок гарантирует новую функцию. Если функция ведет к увеличению жизнеспособности, то эта наследственная информация воспроизводится в дальнейших поколениях. Если же никакой ценности она не несет или вообще вредит, то клетки с такой информацией погибают, потому как являются менее жизнеспособными, чем прочие.

Биологическое значение роста человека

Любой многоклеточный организм более жизнеспособен, чем одноклеточный. Кроме того, у него гораздо больше функций, нежели у одной изолированной клетки. Потому рост организма и развитие организма - это понятия наиболее специфичные для многоклеточных. Поскольку для приобретения определенной функции требуется появление некой структуры, то процессы роста и развития максимально сбалансированы и являются взаимными "двигателями" друг друга.

Вся информация о способностях, до которых возможно развитие, заложена в геноме. В каждой клетке многоклеточного существа содержится одинаковый генетический набор. На ранних стадиях роста и развития одна клетка многократно делится. Таким образом происходит рост, то есть увеличение размеров, необходимое для развития (появления новых функций).

Рост и развитие многоклеточных разных классов

Как только организм человека появляется на свет, процессы роста и развития балансируются между собой до определенного периода. Он называется остановкой линейного роста. Размеры тела заложены в генном материале, как и цвет кожи и прочее. Это пример полигенного наследования, закономерности которого пока недостаточно изучены. Тем не менее нормальная физиология такова, что рост тела не может продолжаться бесконечно.

Однако это характерно в основном для млекопитающих, птиц, земноводных и некоторых рептилий. К примеру, крокодил способен расти всю жизнь, а его размеры тела ограничены лишь сроком жизни и некоторыми опасностями, которые могут поджидать его в ее течении. Растения и вовсе растут всю жизнь, хотя, разумеется, есть искусственно выращенные виды, у которых эта способность некоторым образом угнетается.

Нормальная физиология

Особенности роста и развития в биологическом плане

Рост организма и развитие организма направлены на решение нескольких проблем, которые имеют отношение к фундаментальным свойствам всего живого. Во-первых, эти процессы нужны для реализации наследственного материала: организмы рождаются неполовозрелыми, растут, приобретают функцию размножения в течение жизни. Затем они дают потомство, а сам цикл воспроизведения повторяется.

Второй смысл роста и развития - это заселение новых территорий. Как бы не неприятно было это осознавать, но природой в каждом виде заложена склонность к экспансии, то есть заселению как можно большего количества территорий и зон. Это порождает конкуренцию, которая и является двигателем видового развития. Организм человека также постоянно конкурирует за свои территории обитания, хотя это сейчас не так заметно. В основном ему приходится бороться с естественными недостатками его тела и с мельчайшими возбудителями заболеваний.

Основы роста

Понятия "рост организма" и "развитие организма" можно рассматривать и намного глубже. Например, рост - это не только лишь увеличение размеров, но и умножение количества клеток. Каждое тело многоклеточного организма состоит из множества элементарных составляющих. И в биологии элементарными единицами живого являются клетки. И хотя вирусы не имеют клеток, но все равно считаются живыми, эта концепция должна быть пересмотрена.

Возрастная физиология

Пусть так, но клетка по-прежнему - наименьшая из всех сбалансированных систем, способных жить и функционировать. При этом увеличение размеров клетки и надклеточных структур, а также увеличение их числа является основой роста. Это относится как к линейному, так и к объемному росту. Развитие также зависит от их числа, потому как чем больше клеток, тем больше размер тела, значит, тем более просторные территории организм может заселить.

Социальное значение роста человека

Если рассматривать процессы роста и развития только лишь на примере человека, то здесь появляется некая парадоксальность. Рост важен, потому как физическое развитие человека является основным движущим фактором воспроизводства. Личности, физически неразвитые, зачастую не в состоянии дать жизнеспособное потомство. И это позитивный смысл эволюции, хотя, как факт, он негативно воспринимается обществом.

Рост и развитие организма

Именно наличие социума - это парадокс, потому как под защитой его даже физически неразвитый человек из-за завидных интеллектуальных способностей или прочих достижений способен вступить в брак и дать потомство. Разумеется, нормальная физиология не меняет своих принципов у людей, не имеющих заболеваний, но физически менее развитых, чем другие. Но очевидно, что размеры тела - это генетическая доминанта. Раз они меньше, значит, личность менее других способна приспосабливаться к меняющимся условиям обитания.

Развитие человека в социуме

Хотя человек приспособил условия обитания под себя, он все равно сталкивается с неблагоприятными факторами. Выживание в них - это вопрос приспособленности. Но здесь существует еще один биологический парадокс: сегодня человек выживает в обществе. Это конгломерат людей, который уравнивает шансы всех на выживание в определенных ситуациях.

Здесь также работают и биологические инстинкты сохранения вида, потому в самых ужасающих ситуациях мало кто из личностей заботится лишь о себе. Потому, раз нам выгодно пребывать в социуме, значит, развитие организма человека без него невозможно. Человеком даже разработан язык для коммуникаций в обществе, а потому одним из этапов личного и видового развития является его изучение.

С рождения человек не способен говорить: он лишь издает звуки, демонстрирующие его страх и раздражение. Затем, по мере развития и нахождения в языковой среде, он приспосабливается, говорит первое слово, потом вступает в полноценный речевой контакт с другими людьми. И это чрезвычайно важный период его развития, ведь без социума и без адаптации к проживанию в нем человек менее всего приспособлен к жизни в сложившихся условиях.

Периоды развития организма человека

Каждый организм, особенно многоклеточный, в своем развитии проходит ряд этапов. Их можно рассмотреть на примере человека. От момента зачатия и образования зиготы он проходит этапы эмбриогенеза и фетогенеза. Весь процесс роста и развития от одноклеточной зиготы до организма занимает 9 месяцев. После рождения начинается первый этап жизни организма вне материнской утробы. Он называется периодом новорожденности, который длится 10 дней. Следующий за ним - грудной возраст (от 10 дней до 12 месяцев).

После грудного возраста начинается раннее детство, которое длится до 3 лет, а от 4 до 7 лет начинается ранний детский период. С 8 до 12 лет у мальчиков, а у девочек до 11 лет длится период позднего (второго) детства. А с 11 лет до 15 у девочек и с 12 лет до 16 у мальчиков длится подростковый период. Юношами мальчики становятся с 17 лет и до 21 года, а девочки - с 16 до 20 лет. Это время, когда дети становятся взрослыми.

Подростковый и взрослый период

К слову, уже с подросткового периода называть наследников детьми неправильно. Они юноши, которые с 22 до 35 лет переживают первый зрелый возраст. Второй зрелый у мужчин начинается от 35 и заканчивается в 60 лет, а у женщин с 35 до 55 лет. А с 60 лет по 74 года начинается пожилой возраст. Возрастная физиология очень показательно отражает изменения, наступающие в теле человека с течением жизни, а вот болезнями и особенностями жизнедеятельности людей пожилого возраста занимается гериатрия.

Несмотря на медицинские мероприятия, смертность в этот период наиболее высокая. Поскольку физическое развитие человека здесь прекращается и стремится к инволюции, то телесных проблем становится все больше. Но развитие, то есть приобретение новых функций, практически не останавливается, если рассматривать в ментальном плане. В плане физиологии развитие, несомненно, тоже стремится к инволюции. Оно достигает максимума в период от 75 до 90 лет (старческий) и продолжается у долгожителей, преодолевших возрастной барьер в 90 лет.

Процесс развития

Особенности роста и развития в периодах жизни

Возрастная физиология отражает особенности развития и роста в различные периоды жизни. Она акцентирует внимание на биохимических процессах и важных механизмах старения. К сожалению, пока нет возможности действенно повлиять на старение, поэтому люди до сих пор умирают из-за накопленных в течение жизни повреждений. Рост организма заканчивается уже после 30 лет, а, по данным многих физиологов, уже в 25 лет. Тогда же останавливается и физическое развитие, которое может вновь запускаться при усердной работе над собой. В разные периоды развития следует работать над собой, потому как это является наиболее действенным эволюционным механизмом. Ведь даже сильные генетические задатки не могут быть реализованы без тренировок и практики.

fb.ru

Что такое рост и развитие организмов | Природоведение. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Организмы

Все живые организмы состоят из клеток и что среди них есть одноклеточные и многоклеточные организмы. Из одной оплодотворенной яйцеклетки развивается многоклеточный зародыш. То есть клетки обла­дают способностью делиться. Таким образом они увеличивают свое количество, а значит, увеличиваются размеры и масса тела — организм растет. Одни организмы растут быстро, другие — мед­ленно. Животные растут преимущественно до определенного возраста, после чего масса и объем их тела могут увеличиваться, но уже за счет наращивания мышц или жира. А вот растения растут на протяжении всей своей жизни.

Развитие — это все изменения, происходящие с организмом на протяжении всей его жизни. Взрослыми (зрелыми) растения и животные считаются тогда, когда они становятся способными воспроизводить себе подобных, то есть давать потомство.

Организмы растут с разной скоростью и среди них есть настоящие рекордсмены — это грибы. Всего лишь за несколько дней белый гриб или подберезовик вырастает более чем на 10 см. Поразительно быстро растет гриб-дождевик. За час он может вырасти на 30 см! Не зря суще­ствует выражение «растут, как грибы», то есть быстро.

Рост как одно из свойств живого состоит в том, что количество кле­ток постоянно увеличивается. Однако у многолетних растений его несколько замедляют сезонные изменения погоды. Из-за этого в ство­ле дерева образуются так называемые годичные кольца. Их четко видно на свежем спиле дерева. По ним легко определить его возраст.

  • Рост и развитие тесно связаны между собой.
  • Рост — постепенное увеличение массы и размеров организма вследствие деления клеток. Материал с сайта http://worldofschool.ru
  • Растения растут на протяжении всей жизни. Рост большинства животных ограничен возрастом.
  • Последовательные изменения в строении организма называют развитием.
  • Развитие животных бывает прямым и непрямым. При прямом развитии новорожденные животные похожи на взрослых особей. В случае непрямого развития потомство поначалу совсем не похоже на своих родителей.
На этой странице материал по темам:
  • Краткое сообщение о росте и развитие

  • Проращивание твердых плодов однолетних растений

  • Краткое содержания роста и развития растения

Вопросы по этому материалу:
  • Дайте определение развитию.

  • Что называют ростом организмов?

worldofschool.ru

Рост и развитие живых организмов

Рост — это увеличение размеров организма за счет увеличения числа и массы клеток, а также различных неклеточных образований. Рост сопровождается специализацией клеток, формированием тканей, органов и систем органов.

Процесс развития организма с момента зарождения до конца жизни называется онтогенезом. Этому процессу свойственны количественные и качественные преобразования, интенсивность и характер которых связаны с определенными периодами развития. 

Виды онтогенеза

У различных живых организмов онтогенез протекает по-разному. Для растений особенностью онтогенеза является постоянный рост организма, который продолжается в течение всей жизни. Ритмы роста зависят как от внешней среды, так и от внутренних факторов, закрепленных генетически в процессе эволюции.

Прорастание семени

Прорастание семени — важная часть онтогенеза растения

У некоторых растений процесс роста прерывается периодами покоя, связанными с наступлением зимы. Для онтогенеза многих насекомых характерен период личиночного развития. У яйцекладущих животных часть онтогенеза проходит в яйце. Ряду животных и человеку свойственно внутриутробное развитие зародыша (эмбриона). 

Эмбрион

образование бластулы

В ходе дробления зиготы образуется первая многоклеточная стадия зародыша — бластула

Развитию многоклеточных животных предшествует образование гамет (яйцеклеток и сперматозоидов) в организмах родительских особей. После их слияния начинается удивительный процесс развития зиготы — эмбриогенез. Сначала оплодотворенная яйцеклетка дробится (многократно делится, не увеличиваясь в размерах), и образуется полый шарик (бластула). Затем часть стенки бластулы втягивается внутрь и образуется мешочек с двойными стенками (гаструла). Его полость становится в дальнейшем полостью пищеварительного тракта, а стенки гаструлы формируют зародышевые листки: наружный — эктодерму, внутренний — эндодерму.

Потом у зародышей всех животных, стоящих по своему развитию выше губок и кишечнополостных, разными способами между двумя зародышевыми листками закладывается третий — мезодерма. Теперь все готово для процесса образования органов. Из эктодермы разовьется эпителий кожи и его производные (кожные железы, чешуя, перья, волосы и т. д.), начало и конец пищеварительного тракта с железами, нервная система и органы чувств; из энтодермы — эпителий средней кишки, органы пищеварения, легкие, жабры; из мезодермы — скелет, мышцы, кровеносная и выделительная система, хорда.

Внешнее сходство зародышей позвоночных животных и человека

Внешнее сходство зародышей позвоночных животных и человека

У большинства многоклеточных животных развитие зародыша проходит одни и те же стадии. Многие важные процессы, из которых складывается зародышевое развитие, пока недостаточно изучены, а способы их регуляции неизвестны. Поэтому вопрос о том, как и почему в определенное время в определенном месте развивающегося организма происходит определенное событие, остается одним из центральных в биологии.

Карл Максимович Бэр

Карл Максимович Бэр (1792—1876) — профессор, основатель науки сравнительной эмбриологии. Ему принадлежит ряд выдающихся открытий. Он первым доказал наличие яйцеклеток у млекопитающих животных и человека, обосновал теорию зародышевых листков, которые являются зачатками будущих органов. Бэр одним из первых обратил внимание, что в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяется история происхождения вида (филогенез), и сформулировал биогенетический закон, одно из положений которого гласит: «На ранней стадии развития животные бывают сходны с аналогичными стадиями развития (но не взрослыми особями) более примитивных форм».

Дальнейшее развитие

После вылупления из яйца или родов начинается постэмбриональный период развития организма, продолжающийся всю жизнь и заканчивающийся смертью. Постэмбриональный онтогенез человека делится на возрастные периоды, каждый из которых характеризуется различными изменениями в организме. Наиболее уязвимые, критические периоды онтогенеза — период полового созревания и период угасания половой функции.

Развитие лягушки

Развитие лягушки из оплодотворенной икры включает личиночную стадию и метаморфоз

У некоторых групп животных новорожденные особи напоминают уменьшенные копии взрослых. Такое развитие называют прямым. У животных с личиночной стадией развития (многие виды насекомых, земноводные) личинки непохожи на взрослых, и их индивидуальное развитие включает метаморфоз (превращение), после которого они приобретают «взрослый» облик. 

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Рост и развитие растений: научный подход - Good-Tips.Pro

  Анисимов А.М.  |  2017-04-28 Растения растут проходя 10 стадий ростаРастения растут проходя 10 стадий роста. Фото: Youtube

Огородники-любители, занимающиеся выращиванием овощных растений не по долгу службы, годами сеют, сажают и убирают растения, пользуясь народными знаниями, учась на своих ошибках и советах бывалых огородников. Однако, век живи — век учись!

Предлагаем вашему вниманию научные основы роста и развития растений, в дополнение к вашему багажу знаний и опыта. Сведения, приведенные в статье, помогут лучше «понять» растения и выращивать их осознанно.

Что такое рост растений

Рост растений — процесс образования клеток, тканей, органов растений, который сопровождается увеличением объема, массы и размеров. При росте растений формируются новые почки, листья и побеги, увеличивается высота растений, толщина стволов и листьев, размеры побегов.

Рост растений обычно происходит незаметно для глаза человека, особенно при хранении, когда у растений идет процесс образования почек.

В научном растениеводстве принято выделять 10 фаз роста и развития растений.

1. Семена в покое. У семени процессы жизнедеятельности сильно замедлены.

2. Набухание семян. При набухании семена активно поглощают влагу, увеличиваются в размерах, а внутри семени идет активная деятельность ферментов, превращающих органические запасы питательных веществ в простые и доступные для зародыша растения. Начинается процесс дыхания — семена требуют повышенное количество кислорода.

3. Прорастание семян. При прорастании семян начинается активная деятельность зародыша, образуется корешок, выступающий за пределы семенной оболочки. Для успешного прорастания семени необходима определенная температура, индивидуальная для каждого вида растения. Например, семена редиса, моркови, брюквы, салата и других холодостойких растений прорастают при температуре +2-5 °C; семена фасоли, сахарной кукурузы, клубни картошки прорастают при +8-10 °С; семена дыни, арбуза, баклажана при +17-18 °С. Если тепла недостаточно для прорастания семян, семена приостанавливают рост и могут загнить.

Четвертая и пятая фазы роста растенияЧетвертая и пятая фазы роста растения: слева - всходы, справа - рост листьев и корней. Фото:

4. Всходы. Всходы — четвертая фаза роста растений, в это время над поверхностью почвы появляются семядольные листья. К моменту появления всходов истощаются запасы питательных веществ внутри семени. Растение переходит на самостоятельное питание: листья поглощают углекислый газ из воздуха, а корни питательные вещества из почвы. В фазе всходов растению становится необходим весь комплекс факторов роста — влага, воздух, оптимальная температура и свет. Освещенность в момент появления всходов играет главную роль — при недостатке света растение может погибнуть, так и не перейдя на следующую стадию роста.

5. Рост листьев и корней. В фазе роста корней и листьев растение формирует мощную корневую систему и увеличивает поверхность листьев. В это время происходит накопление питательных веществ в различных органах растения: клубнях, корнеплодах, луковицах, кочанах, ягодах и др. Плодовые овощные растения в фазе роста листьев и корней накапливают в стеблях и листьях достаточное количество питательных веществ, которые пригодятся при формировании органов размножения.

6. Рост стебля и боковых побегов. Переходя в фазу роста стебля и боковых побегов, растение расходует большое количество питательных веществ, накопленных в фазе роста листьев и корней для роста стебля и усвоения питательных веществ. Это очень важная фаза. Образование стеблей и ответвлений у плодовых овощных растений сопровождается формирование органов размножения. Двулетние и многолетние растения переходят к этой фазе на второй год жизни, а однолетние — в год посадки. У двулетних растений шестая фаза может происходить в первый год, в это время наблюдается образование цветоносов, тоже происходит и у однолетних растений, когда они «перескакивают» фазу формирования продуктовых органов (редис, шпинат, салат).

7. Бутонизация — седьмая фаза роста растений, период когда на растениях образуются бутоны. Бутонизация сопровождается активным ростом листьев на появляющихся стеблях.

8. Цветение — восьмая фаза роста растений, наступающая после распускания бутонов. Во время цветения процесс образования корней и листьев замедляется. Цветение — период опыления цветков. У большинства растений перенос пыльцы с цветка на цветок выполняют пчелы и другие насекомые. После оплодотворения семяпочек цветки усыхают или опадают.

9. Рост плодов — девятая фаза роста растений. В фазе роста плодов оплодотворенная завязь разрастается и увеличивается в размерах, в плодах формируются семена и накапливаются питательные вещества. Рост плодов завершается по достижении максимальных размеров для вида и сорта растения.

10. Созревание плодов — десятая фаза роста растений, во время которой плоды не увеличиваются, но в них происходят физиологические процессы роста. В фазе роста плодов семена приобретают характерную для растения окраску и достигают полной спелости.

Знание фаз роста растений помогает скорректировать агротехнические мероприятия и ухаживать за растениями с максимальной пользой для них.

Продолжительность жизни растений

Овощные растения принято делить на три группы по продолжительности периода жизни.

1. Однолетние растения — растения, успевающие пройти все фазы роста и развития за один год. Когда все «земные дела» выполнены, однолетние растения отмирают. Все плодовые растения, а также шпинат, салат, редис, пекинская и цветная капуста, укроп и др., относят к однолетним растениям при выращивании умеренном климате.

2. Двулетние растения — растения, формирующие листья, корнеплоды, клубни, луковицы, кочаны, стеблеплоды в первый год жизни, оставляющие формирование цветоносов, плодов и семян на второй год жизни. Чтобы размножать двулетние растения, клубни, корнеплоды, луковицы, кочаны вместе с корнями хранят зимой в хранилище, а на следующий год высаживают в открытый грунт. Примеры двулетних овощных растений: морковть, редька, репа, свёкла, сельдерей, петрушка, белокочанная, савойская и брюссельская капуста.

Картофель, в умеренном климате выращивают как двулетнее растение.Картофель, в умеренном климате выращивают как двулетнее растение. Фото: Википедия

3. Многолетние растения — растения, формирующие в первый год жизни мощные корни и листья, но не образующие плодов и семян. Образование плодов и семян у многолетних растений происходит на второй, третий год жизни и продолжается много лет. Примеры многолетних овощных растений: ревень, спаржа, хрен, лук-батун, щавель.

Отметим, что все три группы растений подразделяют условно, ведь на родине (там где растение растет в дикой природе) многие привычные нам однолетние растения прекрасно растут в многолетнем режиме, например: томаты (помидоры), сладкий перец, базилик, майоран и др.

Даже в пределах одного вида растений, продолжительность жизни может быть сортовым признаком, например некоторые сорта редьки (Ремо, Штутгартская) формируют семена за один год жизни, хотя редька считается типичным двулетним растением.

Состояние покоя у растений

Тепло — важнейший фактор роста растений, поэтому летом начинается активная жизнедеятельность у овощных растений, замедляющаяся при наступлении холодной погоды и сокращении светового дня.

Когда растение переходит в состояние покоя все процессы: фотосинтез, дыхание, транспирация, испарение воды листьями; затормаживаются и приостанавливаются. В покое, в клетках растений происходят изменения: уменьшается количество влаги, протоплазма клеток становится более вязкой, простые органические вещества превращаются в более сложные и откладываются в запас. Состояние покоя помогает растениям переносить неблагоприятные условия, складывающиеся при смене времен года.

Однолетние овощные растения переходят в состояние покоя при созревании семян, из которых при благоприятных условиях могут сформироваться новые растения.

Двулетние растения могут переходить в состояние покоя после образования продуктовых органов запаса (овощей) — корнеплодов, клубней, луковиц, корневищ, кочанов.

Картофель выходит из глубокого покоя через 3-4 месяца. Картофель выходит из глубокого покоя через 3-4 месяца. Фото: Mathias Karlsson, 2006

Находясь в глубоком покое, растения не могут расти даже при благоприятных условиях, например, картофельные глазки не пробуждаются 3-4 месяца, даже если их после выкопки посадить в теплицу. В хранилище клубни картофеля могут прорастать в январе-марте, но не прорастают из-за низкой температуры. Период, когда растения способны к прорастанию, но условия этому не благоприятствуют, принято называть периодом вынужденного покоя.

Состоянием покоя растения можно управлять. Чтобы ускорить наступление покоя, растения перестают поливать, подкармливать азотными удобрениями, подрезают корни.

Чтобы ускорить выход растения из состояния покоя прибегают к выгонке. При выгонке луковицы репчатого лука купают в тёплой ванне, с температурой +40 °C, а картофельные клубни обрабатывают химическими растворами (тиомочевина, этиленхлоргидрин, роданистый натрий), воздействуют стимуляторами роста — гетероауксином, гиббереллином, этрелом.

Необходимость выгонки наступает при выращивании семян у двулетних растений. Поэтому маточники прикапывают на утепленных участках почвы за 15–20 дней до высадки на постоянное место. Подращивание маточников улучшает созревание семян у растений с длинным вегетационным периодом.

Ускорение образования плодов и семян

Захотелось зеленого лука зимой? Пора пробудить луковицы от спячки выгонкойЗахотелось зеленого лука зимой? Пора пробудить луковицы от спячки выгонкой. Фото: Boldsky.com

Под воздействием тепла растения проходят первую, температурную стадию, называемую чаще всего яровизацией. Яровизация начинается после прорастания семени. У холодостойких растений (капуста, салат, все корнеплодные растения, шпинат) яровизация протекает при температуре +1–5 °C, у репчатого лука — при +2–18 °C.

Чтобы ускорить формирование плодов и семян, маточники этих растений в течение определенного времени необходимо хранить при указанной температуре. Если таких условий не будет, растения не перейдут к образованию стеблей, цветков и семян.

Это свойство растений используют при вегетативном размножении репчатого лука. С этой целью луковицы, предназначенные для посадки, хранят при температуре, при которой процесс яровизации пройти не может (-1 — + 1 °C или выше +18 °C).

У томатов, огурцов, фасоли и других теплолюбивых культур яровизация протекает при температуре, которая является благоприятной для роста.

Световая стадия — вторая стадия развития плодов и семян, реакция растений на продолжительность светлого и темного периодов суток.

Растения длинного дня, развивающиеся и переходящие к формированию плодов при световом дне более 12 часов, например: салат, все корнеплодные растения, капуста, шпинат и др. При выращивании в условиях короткого дня (световой день менее 12 часов в сутки) образование цветоносных стеблей и стрелок у растений длинного дня задерживается. Поэтому, при выращивании редиса, салата, шпината в парниках, световой день искусственно сокращают до 8–10 часов.

Арбуз и баклажан никак не реагируют на продолжительность светового дня, поэтому их называют нейтральными.

Продолжительность периодов жизни растения

Цветы редиса красивые, но есть их не будешь. Чтобы редис не ушел в цветуху, сокращают световой деньЦветы редиса красивые, но есть их не будешь. Чтобы редис не ушел в цветуху, сокращают световой день. Фото: Brian Delaney

По продолжительности периодов, стадий, жизни растения принято делить растения на кратко-стадийные и длинностадийные. У кратко-стадийных, скороспелых растений, каждая стадия продолжается 6-10 суток (шпинат, редис, салат), а у длинностадийных — 100-120 суток (капуста, петрушка, морковь, сельдерей, брюква).

Продолжительность прохождения стадийных изменений у растений бывает различная. У короткостадийных изменения происходят за 6–10 (салат, редис, шпинат), у длинно-стадийных — за 120 и более суток (морковь, петрушка, сельдерей, поздние сорта капусты, брюква и др.). К средне-стадийным растениям относят столовую свеклу, репчатый лук, репу, редьку и др.

Продолжительность вегетационного периода, сроки наступления цветения и плодоношения у однолетних, двулетних и многолетних растений зависят от скорости прохождения ими отдельных периодов роста и развития. Изменяя почвенно-климатические условия и способы культуры, можно удлинять или укорачивать жизнь растений.

Влиянием продолжительности температурной и световой стадий объясняется образование цветоносных стеблей (стеблевания) у двулетних растений в первый год их выращивания, а также задержка появления цветоносов при семеноводстве двулетних овощных растений после высадки маточных растений в поле.

Понимание биологической сущности процессов, протекающих в растениях, позволяет овощеводу управлять ростом и развитием растений.

Рост и развитие проходят одновременно, но с различной скоростью. Соотношение между ростом и развитием овощных растений проявляется по-разному, возможны четыре варианта развития событий:

  1. Быстрый рост и быстрое развитие. Наблюдаются у овощных растений из группы плодовых, растения быстро развивают вегетативную массу и переходят к плодоношению.
  2. Быстрый рост и медленное развитие. Желательно при выращивании продуктового органа вегетативного характера: корнеплод, луковица, стеблеплод.
  3. Медленный рост и быстрое развитие. Наблюдаются при неблагоприятных условиях, например при засухе. Растения, не сформировав продуктового органа, переходят к стеблеванию.
  4. Медленный рост и медленное развитие. Такие условия создают при консервации рассады, когда ее содержат в теплицах до наступления более благоприятных условий освещения при пониженной температуре и ограниченном водоснабжении.

Рекомендуем почитать

Сохранить на память!

Источники:

  1. Plant development - wikipedia.org 
  2. Requirements for Plant Growth - College of Agricultural, Consumer and Environmental Sciences 

Ссылки по теме

good-tips.pro

это увеличение размеров и массы живых организмов. Рост и развитие

Живые существа растут и развиваются. Каждый организм начинает свой путь с одной-единственной клетки. Постепенно образуются ткани и органы. Рост и развитие живых организмов - это не одно и то же. Рост - это увеличение размеров и массы. Но живые организмы при этом проходят и через ряд трансформаций, которые включают в себя такой процесс, как развитие.

увеличение размеров и массы живых организмов

Что такое рост живого организма?

Подумайте о новорожденном ребенке. Он обладает всеми особенностями взрослого человека, но при этом очень крошечный. По прошествии многих лет малыши становятся крупнее и постепенно становятся такими же взрослыми людьми. Этот процесс - рост или увеличение размеров и массы живых организмов. Но маленький ребенок когда-то был одной клеткой, которая потом превратилась в зиготу, затем в плод, а потом уже в крошечного малыша.

В некоторых организмах рост связан с радикальной трансформацией. Возьмем, к примеру, бабочку. Она начинает свой путь как личинка, затем превращается в гусеницу, затем в куколку, из которой вылетает уже красивая бабочка. Все живые существа растут и развиваются.

рост и развитие живых организмов

Так, растения зарождаются из семечка и превращаются в большое дерево, цветок или куст. Некоторые организмы в процессе роста сохраняют внешнее сходство со своими родителями, а некоторые могут иметь некоторые незначительные изменения - все зависит от генетики.

Рост и развитие - это одно и то же?

Эти два понятия иногда выступают как взаимозаменяемые, но все же рост и развитие живых организмов описывают отдельные события в организации взросления. Развитие - это прогрессия от более ранних до более поздних этапов созревания, например, семя развивается в зрелое дерево. Это процесс, при котором образуются ткани, органы и целые растения. Он включает в себя рост, морфогенез (приобретение формы и структуры) и дифференциацию. Взаимодействие окружающей среды и генетические инструкции, унаследованные клетками, определяют, каким образом будет развиваться конкретный организм.

что такое рост живого организма

Рост - это не просто увеличение размеров и массы живых организмов, это также необратимое изменение размера клеток и органов из-за их деления и расширения. Бывает так, что, достигнув определенного этапа, этот процесс затормаживается или прекращается, но иногда клетки продолжают делиться бесконечно (это в большей степени касается растений).

Растения отличаются от животных по своему росту. Так, по мере взросления молодых животных все части их тел растут до тех пор, пока не достигнут генетически определенного размера для каждого вида. Рост растений, с другой стороны, продолжается на протяжении всей жизни и ограничен только определенными меристемами.

рост и развитие живых организмов

Рост с точки зрения биомассы

Увеличение размеров и массы живых организмов можно измерить с точки зрения биомассы, то есть определяя количество органического материала за исключением воды. Организм растет путем деления митотических клеток (митоз). Этот процесс сопровождается увеличением клеточного размера. Поэтому увеличение размеров и массы живых организмов – их рост – является одним из главных признаков всех живых организмов, наряду с наличием обмена веществ, способностью к реакции на раздражения, движениям, размножению и так далее.

fb.ru

РОСТ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ

РОСТ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ

Понятие о росте и развитии организма. Рост - это количественные изменения организма животного, которые проявляются в увеличении массы, размеров тела в целом и отдельных органов. Различают рост массовый, объемный и линейный. В практике учитывают обычно массовый рост путем взвешивания и линейный - путем взятия промеров отдельных частей тела животного.

Развитие - это процесс морфологических и физиологических изменений в организме животного от момента зачатия до конца жизни.

Различают индивидуальное развитие (онтогенез) и историческое (филогенез). Индивидуальное развитие -это изменения особи, индивидуума, историческое же развитие - это изменения, происходящие у животных данного вида в течение всего периода существования этого вида на Земле. Индивидуальное и историческое развитие являются неразрывными сторонами единого процесса развития живой природы. Индивидуальное развитие совершается путем обмена веществ и является сложным процессом качественных превращений и количественных изменений, происходящих в организме животного. Важнейшими закономерностями индивидуального развития являются: неравномерность, периодичность и ритмичность.

Рост и развитие теснейшим образом связаны между собой и представляют разные стороны единого процесса - онтогенеза. Важнейшими факторами, влияющими на рост и развитие животных, являются порода и наследственность, вдрмление, уход и содержание.

 

Особенности эмбрионального и постэмбрионального развития организма. В жизни домашних животных различают два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Первый период развития протекает в материнском организме с момента оплодотворения яйцеклетки до рождения, второй -от его рождения до смерти.

В эмбриональном развитии животных имеются также два периода: зародышевый - от оплодотворения до формирования особи и плодный - от конца зародышевого периода до рождения животного.

Зародышевый, плодный и в целом эмбриональный периоды у различных видов животных отличаются по продолжительности. Зародышевый период заканчивается у крупного рогатого скота через 60-65 дней после оплодотворения, у овец -через 45-50, у свиней -через 30-35, у лошадей - через 75-90 дней. Плодный период длится у крупного рогатого скота 220-230 дней, овец - 100-110, свиней - 80-90, у лошадей - 240-260 дней. Продолжительность всего эмбрионального периода (беременности) у крупного рогатого скота в среднем 280 дней (260-300), овец - 150 (140-160), свиней-115 (110-120), у лошадей -340 дней (310-360). Индивидуальные отклонения в продолжительности эмбрионального периода зависят от породы, кцрмления и содержания животных.

В эмбриональный период развитие животных происходит неравномерно: сильнее в зародышевый период и медленнее в плодный. Например, за первый месяц начальная масса зародыша теленка увеличивается в 600 раз, за второй месяц -лишь в 43, а за девятый - только в 1,4 раза. Но наибольшее увеличение массы теленка происходит в плодный период эмбрионального развития. В 5-месячном возрасте зародыш имеет массу 2,8 кг, а к моменту рождения достигает 36-40 кг и более.

В постэмбриональной жизни животных различают следующие периоды: новорожденности (первые две недели), молочный (несколько месяцев), созревания (продолжается до половой зрелости, до периода, когда животные идут в случку: крупный рогатый скот в возрасте 16-18 месяцев, свиньи в 9-10 месяцев, лошади в 3-4 года), зрелости (расцвет функциональной деятельности животных: воспроизводительная способность и продуктивность их достигают максимального развития), старения (воспроизводительные функции угасают и продуктивность животных постепенно снижается).

Развитие животных в постэмбриональный период происходит так же, как и в эмбриональный, неравномерно. Наиболее интенсивно оно в первые месяцы жизни. Средние суточные приросты сначала увеличиваются, а затем уменьшаются. В постэмбриональный период отдельные кости скелета растут с неодинаковой скоростью. Если в эмбриональный период наиболее интенсивно растут трубчатые кости (конечности) и менее интенсивно позвоночник и кости, обусловливающие глубину и ширину туловища, то в постэмбриональный период интенсивнее растут позвоночник, ребра, грудная кость, тазовые кости и менее интенсивно кости конечностей.

Живая масса при рождении. При рождении животные имеют следующую живую массу, от которой возможны небольшие отклонения: жеребята 40-60 кг, телята 25-40, ягнята 3-5, поросята 1-1,5 кг. Живая масса животных при рождении зависит от породы, пола новорожденного, массы и возраста матери, от кормления ее в период беременности. Например, масса молодняка мужского пола на 10-12% больше, чем молодняка женского пола. От более крупных матерей (в пределах одной и той же породы) рождается и более крупное потомство. Животные среднего возраста , дают молодняк крупнее, чем животные более молодые и старые. При хорошем кормлении маток в период беременности рождаются более тяжелые телята, ягнята, поросята и жеребята. У многоплодных животных (свинья и овца) масса новорожденных зависит также от числа рождающегося потомства.

 

Определение живой массы животных. Абсолютный и относительный прирост. В практике ограничиваются лишь учетом роста животных. Наиболее характерным показателем роста является живая масса, которая определяется взвешиванием. Чем моложе животное, тем более интенсивен его рост.

В целях контроля роста животных взвешивают в первый день после рождения, а затем в следующие сроки: овец и свиней в первые один-два месяца ежедекадно, до годовалого возраста ежемесячно, а позже через каждые 3-6 месяцев; крупный рогатый скот и лошадей в 15-й и 30-й день, затем ежемесячно до 1У2-годо-валого возраста, а позднее дважды в год. По результатам взвешиваний животных вычисляют их абсолютный и относительный прирост.

Абсолютный прирост - это величина прироста животного за определенный период (декаду, месяц, год и т. д.). Его вычисляют по разнице между массой животного в конце и в начале

четного периода. Например, телка при рождении имела массу 40 кг а через 30 дней -64 кг. Ее абсолютный прирост за месяц гоставил 24 кг, а среднесуточный (64-40) : 30 = 800 г.

Относительный прирост - это величина скорости роста животного, выраженная в процентах от массы его к началу контрольного периода. Его вычисляют по формуле:

Б-А/А*100

где А - масса животного в начале учетного периода, Б - масса его в конце учетного периода.

В нашем примере телка имела относительный прирост 60%:

(64 - 40)/40*100

 

 

Роль условий внешней среды в процессе роста и развития организма. Процесс индивидуального развития животных происходит под влиянием наследственной основы родителей и тех условий, в которых протекает развитие организма.

Зигота (оплодотворенная яйцеклетка), образовавшаяся в результате слияния двух половых клеток (женской и мужской), повторяет путь развития родителей. Вместе с тем на телосложение, живую массу, величину мясной, молочной, шерстной, яичной продуктивности животных оказывают большое влияние условия внешней среды. Из многочисленных факторов внешней среды, влияющих на рост и развитие животных, наиболее существенное значение имеют кормление, содержание, упражнения (тренировка) и др.

Корм является энергетическим и пластическим материалом для всех жизненных функций организма, поэтому кормление оказывает наиболее сильное действие на племенные и продуктивные качества животных. От количества и качества корма, получаемого в разные периоды жизни, зависят развитие животного и его продуктивность. Общий недостаток корма или недостаток в рационе отдельных питательных веществ (протеина, углеводов, жиров, минеральных веществ и витаминов) вызывает различного рода угнетения и расстройства в росте и развитии организма. В связи с этим снижается жизнеспособность и сопротивляемость организма к болезням, что в конечном итоге приводит к повышению смертности животных. Наоборот, в благоприятных условиях кормления рост и развитие идут с повышенной скоростью, животные становятся более крепкими, с более высокой жизнеспособностью и продуктивностью.

Под влиянием недостаточного кормления животные недоразвиваются. В зависимости от периода, в который произошла задержка роста, различают две формы недоразвития: эмбрионализм и инфантилизм. Под первым понимают недоразвитие, связанное с задержкой роста в эмбриональный период, под вторым - недоразвитие, связанное с задержкой роста в постэмбриональный период.. Голодание не проходит бесследно. Нельзя рассчитывать на какие-либо компенсации роста у животных уже сформировавшихся, т. е.. закончивших свой рост. Хорошим кормлением можно улучшить их упитанность, повысить несколько продуктивность, но изменить пропорции тела, исправить структуру уже дифференцированных органов нельзя.

Наряду с полноценным кормлением рост и развитие животных и их продуктивные качества зависят от условий содержания. Содержание животных зимой в просторных, светлых, чистых и сухих, хорошо вентилируемых помещениях, а летом в лагерях,, систематическая чистка, моцион способствуют формированию крупных, крепких и высокопродуктивных животных.

Наряду с кормлением и содержанием на развитие, телосложение и хозяйственные качества животных большое действие оказывает упражнение организма. Например, у телок, нетелей и коров систематический массаж, обмывание и обтирание вымени повышают удои молока. Воздействие на молочную железу рефлек-торно отражается на железах внутренней секреции, деятельность которых усиливается и гормоны изменяют уровень обмена веществ-в организме. В настоящее время широко применяют массаж вымени у нетелей в течение 3-4 месяцев до отела. Упражнение организма широко используется в коневодстве (тренинг жеребят).

Таким образом, при выращивании молодняка сельскохозяйственных животных с самого раннего возраста, начиная с эмбрионального периода развития, следует создавать такие условия кормления, ухода и содержания, которые полностью обеспечивают нормальный рост и развитие и тем самым способствуют получению здоровых, крепких, хорошо развитых высокопродуктивных животных.

← ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТА ЖИВОТНЫХ. ПОНЯТИЕ О ПОРОДЕ. →
 

Похожий материал по теме:

  • СОДЕРЖАНИЕ СВИНЕЙ   Содержание свиней. Техника кормления и содержания для раз-точных возрастных и производственных ...

  •   СОДЕРЖАНИЕ ПТИЦ   Содержание птиц. Продуктивность птицы зависит главным обЯ разом от условий содержания и кормле...

  • СОДЕРЖАНИЕ ОВЕЦ.   Существуют следующие системы содержания и кормления овец: пастбищная, стойлово-пастбищная и круг...

  •   СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОТНЫХ В комплексе мероприятий, обеспечивающих быстрый подъем животноводства и ...

  •   СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ДОБАВКИ.   Карбамид (мочевина), бикарбонат, сульфат аммония и другие используют в к...

zhivotnovodstvo.net.ru