ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Эмпатия – что это такое простыми словами? Развитие эмпатии


Как развить эмпатию? Упражнения и виды эмпатии

Очень важно, когда в окружении есть люди, которые искренне могут тебя поддержать, войти в твое положение, сопереживать. Такие свойства присущи, к сожалению, не всем. Это эмпаты, люди, имеющие способность чувствовать внутренний эмоциональный мир других.

По мнению З. Фрейда, люди, обладающие эмпатическими способностями, могут не только объективно оценить и понять чувства другого, но еще и пропустить эти переживания сквозь самого себя.

Как развить эмпатиюЭта статья поможет узнать, как развить эмпатию.

Эмпатия – это не просто способность сопереживать и чувствовать чужую душу, а умение понять психическое и эмоциональное состояние человека, почувствовать его эмоции и при этом осознавать, что они принадлежат ему.

Эмпат – тот человек, которому подвластно собственное подсознание.

развивать способность эмпатии

Эмпатия - не прочтение внутреннего эмоционального мира другого человека по его мимике и жестам. Истинному эмпату все это не нужно.

Эмпатическое общение имеет несколько уровней. Проще говоря, это словно прожить иную жизнь, при этом нужно оставить свою и проникнуть в духовный мир другого человека. Войдя в такое состояние, эмпат не выключает свою чувствительность, тем самым следит за эмоциональной сменой настроений оппонента.

Если возможно, то как развить эмпатию?

Эмпатия – сопереживание осознанное, ему можно научиться, но крайне сложным это покажется для людей, которые никогда ранее не чувствовали. В одно мгновение невозможно измениться. На это потребуется много времени, для начала необходимо изменить свои убеждения.

По мнению психологов, это природный дар, поэтому, если есть задатки эмпатии, ее можно натренировать и усовершенствовать.

как развить эмпатию у взрослого

Развитие эмпатии

  1. Начинайте прослеживать жестикуляцию и мимику других людей. Это поможет научиться чувствовать их эмоциональное состояние. Следите за людьми, изучайте черты характера, наблюдайте со стороны. Это поможет не просто многое узнать, но и позволит научиться объективно оценивать свои поступки. Вы посмотрите, как ведет себя личность в разных ситуациях, в каких больше нервничает либо проявляет волнение.
  2. Разбудите в себе чуткость по отношению к окружающим, помогайте всем, кто нуждается в помощи, в силу своих возможностей.
  3. Практикуйте методику слушания. Это самый важный пункт. Нужно научиться слышать другого человека. Отдаться этому процессу всецело и глубоко, не перебивать, ни в коем случае не критиковать, не делать негативных выводов, не ставить каких-либо установок. Нужно просто оголить душу, оставить все за пределами своего «Я» и полностью погрузиться в оппонента.
  4. Беседуйте с посторонними людьми. Не ждите, пока вас попросят о помощи, если видите расстроенного человека, плачущего, подойдите, попробуйте утешить. Не стоит сразу лезть с расспросами, люди разные, есть закрытые. А некоторые с радостью откликнутся на ваше предложение помощи, порой постороннему человеку легче поведать о своих житейских проблемах.
  5. Читайте книги, художественные и научные, любую литературу, которая поможет вам в самосовершенствовании. Изучайте методики, практикуйте их. Делайте выводы из прочитанного. Это обязательно пригодится на практике. Все это поможет развить способность эмпатии.
  6. Проникнувшись чувствами другого человека, проверьте себя, правильно ли вы их определили.

Таким образом, можно разобраться, как развить эмпатию.

Хорошим тренингом станет участие в постановке артистических этюдов. Это прекрасная практика в запоминании лиц, в умении взглянуть на себя со стороны, перевоплощаться в других людей, птиц и даже животных.

почему надо развивать эмпатию у детейКак развить эмпатию еще? В этом помогут также ролевые игры, танцы, просмотр трогательных фильмов, слушание хорошей музыки. Нужно стремиться к развитию собственной эмоциональной чувствительности, вместе с ней появится и эмпатия.

Как развить эмпатию у взрослого? Этого можно добиться на специальных тренингах. Лучше тренироваться в компании группы людей. Это могут быть родственники, семья, коллеги или друзья.

Как развивать эмпатию: упражнения

  1. Нужно угадать эмоцию. Каждому участнику игры раздаются листки, на которых описано определённое чувство. И по очереди один изображает его, все угадывают.
  2. «Отражение в зеркале». Один участник становится зеркалом, а другой в него смотрится и показывает разные жесты и мимику. Задача первого - все повторить, отразить. Это упражнение проводится парами. Через несколько минут люди меняются ролями.
  3. «Разговор по телефону». Один человек якобы говорит по телефону, не произнеся при этом ни слова, задача другого - угадать, с кем он беседует.

Это лишь малый перечень игр и упражнений для развития эмпатии. На самом деле их огромное число, и поэтому для себя можно выбрать подходящий вариант определенно.

Ну и вот, чувство эмпатии развито у взрослого.

Какой он, этот уникальный человек – эмпат?

Люди, достигшие путем самосовершенствования высокого уровня эмпатии, во-первых, очень добры, и это неподдельное качество. Во-вторых, сострадательны, искренни, чувствительны, внимательны, никогда не станут обвинять кого-либо в собственных неудачах. Милосердны.

чувство эмпатии развито

Эти люди грамотно управляют своими эмоциями. Иначе они могут привести к страшным последствиям, связанным с ухудшением собственного здоровья.

Быть эмпатом – это истинный дар. Было бы больше таких людей в нашем мире, стране, социуме, скольких бы удалось избежать войн, бед и несчастий. Поэтому и взрослым, и детям нужно развивать способность эмпатии.

Стоит ли развивать эмпатию у ребенка?

Конечно, да. Это прекраснейший жизненный опыт в познании себя и окружающих. Ребенок постепенно развивает чувствительность.

Первые позывы эмпатии возникают еще с младенчества. Когда малыш начинает реагировать на плач и возгласы других детей. Двух- и трехлетние детки уже познают эмоции не только свои, но и окружающих. При этом ребенок не просто сопереживает, а уже может выражать сочувствие другому ребенку.

Развитие продолжается вплоть до десяти лет. Уже в этом возрасте они умеют сопереживать близким людям и могут встать на их место.

Если же просматривается агрессия у ребенка, которая проявляется в отношении других детей и даже игрушек, стоит бить тревогу. Необходимо с этим бороться, чтобы потом не пришлось решать еще большие проблемы.

как развить эмпатию упражнения

Судить об эмпатии у детей можно, изучив, насколько она развита у родителей. Если они обладают вышеприведенными качествами, то и дети станут эмпатами, безусловно.

Конечно, ее развитие будет еще зависеть и от психологической обстановки, в которой воспитывается ребенок. В хорошей семье это проявление любви, тепла, доброты, ласки, нежности.

Ну и этого недостаточно, развитие эмпатии полностью лежит на родителях. Почему? Потому что сострадание и сочувствие - это не просто духовное развитие ребенка, а еще и изучение взаимоотношений между людьми. Дети начинают присматриваться к окружающим и уже пытаются проецировать их эмоции на себя, то есть искать в них схожие переживания со своими чувствами.

Итак, теперь понятно, почему надо развивать эмпатию у детей.

Развитие эмпатии у подростков

Семья – это фундамент. Ее стены – это любовь, уважение, взаимопонимание, ласка, сопереживание, вежливое общение с детьми. Ребенок не может самостоятельно развить в себе эмпатию. Он плохо понимает чувство боли. Поэтому у тех подростков есть задатки эмпатии, которые жили в нашем воображаемом доме.

Эмпатия у подростков возможна лишь в том случае, когда у них хорошие, искренние взаимоотношения с родителями. Если этот контакт нарушен, в первую очередь страдает психика ребенка, что, конечно же, негативно будет сказываться на его развитии.

Обладать эмпатией - значит уметь сопереживать и понимать эмоциональный душевный мир другого человека, будь то боль или радость. Поэтому жизненно важно дать подростку прочный, доверительный, дружеский фундамент.

Каким образом развить эмпатию у детей?

Лучший опыт передается посредством игр. К примеру:

  1. Можно прочесть насыщенную эмоциями сказку, а потом с детьми обсудить каждого героя, описать их черты характера, подвести некий итог.
  2. Если бы умели говорить рыбки, которые живут в аквариуме, и морские обитатели, что бы они могли поведать?
  3. Что думали козлята, когда в их дом пробрался волк, они испугались или ничего не поняли? И что ощутили, оказавшись у него в животе?

как развить эмпатию у ребенкаЧерез ролевые игры ребенок учится перевоплощаться, при этом развивает душевность и таким образом начинает разбираться в эмоциональном мире другого человека.

Пусть ребенок придумает сказку от имени лисы или жирафа, которые живут в зоопарке, а потом на воле.

Что чувствует листочек, когда его срывают с дерева или куста?

Можно проводить игры на ассоциации, к примеру, показывать детям разные предметы или фигурки. Конечно, они поймут, что они все отличаются, и можно провести параллель, что люди также разные, но их нужно понимать, чтобы всем было хорошо, уютно жить и существовать вместе.

Благодаря вышеприведенным примерам понятно, как развить эмпатию у ребенка.

Ее нужно развивать! Это сделает наш мир добрее и качественнее. Люди все чаще замыкаются в себе, думают только о своей личной жизни, чужие проблемы их не волнуют. Это страшно. Если каждый начнет задумываться над этой ситуацией и решать ее, всем станет легче жить и взаимодействовать друг с другом.

fb.ru

Развитие эмпатии, как развить эмпатию?

Люди делятся на тех, кто является уже эмпатом и тех, кто хочет стать эмпатом. Мы уже знаем, что существует несколько уровней эмпатии и чтобы кого-то научить, развить эмпатию, ему надо овладеть одним из уровней эмпатии.

На самом деле настоящей эмпатии научиться сложнее, особенно, тем, кто ей никогда не пользовался. Нельзя перевернуть мир с ног на голову и сказать, что я изменился, и начал все чувствовать. Потребуется много времени, чтобы сломать свои убеждения и научиться эмпатии.

Эмпатия — это не просто чувства и переживание чьи-то, это полное понимание и осознание, что ты это чувствуешь, словно это происходит с тобой. Это очень тонкий мир совершенно чужой жизни. Не каждый захочет, ощущать на себе эмоции и желания другого человека без надобности, но и для чего ему это все? Но давайте не будем забегать в настоящую эмпатию, а поговорим о психологической составляющей эмпатии. О той эмпатии, о которой пишут в учебниках психологии и бизнеса. Эта эмпатия отличается тем, что вы должны предугадывать действия вашего оппонента и знать, что он от вас хочет путем эмоциональных реакций – этому намного легче обучить. Вы не будете на себе все ощущать, но сможете четко осознавать, что с человеком происходит и сопереживать ему.

Поэтому я разделю этот блог на две части: настоящие эмпаты, которые тонко чувствуют человека, причем любого и тех, кто учится этому, развивает. Между этими эмпатами будет большая разница, так как первые эмпаты могут без визуального контакта ощущать на себе эмоции, а вторые этого скорее всего никогда уже не смогут.

Так как все же развить эмпатию?

1. Уровень обучения

Вы должны при общении с человеком выделять эмоциональные нотки, жесты. Например, смотрели когда-нибудь сериал «Теория лжи» (Обмани меня)? Если, нет, то посмотрите, этот сериал четко показывает как с помощью мимики, жестов, реакции, тону голоса можно определить в каком состоянии человек находится, то есть то, что он чувствует. Когда вы сможете акцентировать правильно, без ошибок свое внимание на таких мелочах, вы можете увидеть эмоциональное состояние человека. Но пока вы не сможете перекладывать его на себя.

Понимаете, эмпатия — это не просто эмоции человека, то есть не просто возможность знать, что человек чувствует. Это слишком просто. Настоящий эмпат, перекладывает это чувства на себя, словно он этот человек, которого он видит и чувствует, пытаясь понять. Этому сложнее научиться. Поэтому изучайте пока телодвижение, мимику, тембр голоса. Практикуйтесь на улице, на друзьях, знакомых. Замечайте любые мелочи: неряшливость, волосок на пиджаке, прическа, макияж на лице, все это способно рассказать о человеке куда больше, чем вы думаете. Овладейте этим навыком.

2. Уровень обучения

Итак, теперь владея определенными навыками, вы можете знать, что происходит с человеком. Причем четко должны знать, а не мне кажется, что с ним происходит это. Никаких кажется, отточите свои навыки, пусть на это уйдут годы или месяцы, но вы не должны ошибаться.

Второй уровень обучения сложнее, так как на этом этапе вы должны переложить на себя те ощущения, повадки, тембр голоса, телодвижения на себя. Словно, вы это тот объект, которого вы чувствуйте. Чтобы вам было легче уйти в образ, надо сильную эмоциональную реакцию. Понаблюдайте внимательно за человеком, представьте, что он это вы, если вы полностью с ним слились, являетесь частью его жизни, вы наперед знаете, что он сделает и как поступит в той или иной ситуации. Вы словно живете его жизнью, не осуждая ее и не думая, что не так. Вы единое целое. Вам комфортно в этом теле и жизни. Если он влюблен, вы тоже любите, если он чувствуют боль, вы тоже каждой клеточкой своего тела это чувствуете.

Этому намного сложнее научиться. Вам не обязательно владеть этим навыком, но вы никогда не станете настоящим эмпатом, пока не сможете на собственной шкуре ощутить, что человек чувствует. Вы словно смотрите в зеркало чужой жизни и видите в нем себя. Возможно, вам кажется это полной чушью и невозможным, вы ошибаетесь. Эмпат – это тот человек, который воспринимает чувства другого человека словно свои собственные. А никто не говорил, что чувства должны всегда быть хорошими.

Не знаю, что еще можно вам посоветовать, чтобы научиться этому навыку, но пока просто перекладывайте на себя чужие жесты, тембр голоса, мимику, чувства. Тогда вы научитесь на этом акцентироваться и переключаться на других.

3. Уровень обучения

Этот уровень дает возможность стать настоящим эмпатом. Эмпаты ведь не просто все чувствуют на себе, они умеют этим состоянием управлять еще. Первая возможность это выводить легко СЕБЯ из любого негативного эмоционального состояния. Вторая возможность выводить из негативного эмоционального состояния ДРУГОГО. Влиять на эмоции. Вот тут и начинается схожесть, то чему так пытается научить нас психология и бизнес. Контроль эмоций и манипулирование другими путем эмоциональной связи.

Если вы отлично овладели первыми двумя уровнями обучения и навыками эмпата, контролировать все это вам не составит труда… А как управлять эмоциями и манипулировать людьми путем эмоционального состояния, я расскажу в другом уроке.

Прочитай еще по теме

empathi.ru

Развитие эмпатии. Упражнения - Психология жизни

По мнению З. Фрейда, люди, обладающие эмпатическими способностями, могут не только объективно оценить и понять чувства другого, но еще и пропустить эти переживания «через самого себя».

Эмпатия — это способность человека к сопереживанию, умение разделять чужие эмоции и чувства, умение понять психическое и эмоциональное состояние человека, почувствовать его эмоции и при этом осознавать, что они принадлежат ему.

 

Человека, которому свойственно уметь сопереживать другому называют эмпатом. Эмпатическое общение предусматривает понимание чувств и проникновение в духовный мир другого человека. Войдя в такое состояние, эмпат не выключает свою чувствительность, тем самым следит за эмоциональной сменой настроений собеседника. Развитие уверенности в себе

В психологии способность к эмпатии признана нормой. Многие специалисты считают это качество врожденным. Кроме того, эмпатия относится к числу тех способностей, которые необходимо постоянно развивать, ведь гораздо проще быть равнодушным человеком, чем понимать всех и каждого.

Для чего же нам нужна эмпатия?

  • Эмпатия помогает предугадывать действия и понимать мотивы поступков окружающих людей.
  • Эмпатия способствует эффективному общению между людьми, помогает разобраться в сложных ситуациях, спрогнозировать мотивы и действия людей.
  • Эмпатийный человек вызывает доверие, в общении с ним создается ощущение психологического комфорта.
  • Человек, который проявляет сопереживание к чувствам других производит впечатление приятного, доброго и обаятельного человека.

Это интересно!!Доказано, что все растения способны чувствовать чужую боль. Эмпатию могут также проявлять кошки и собаки. Владельцы этих домашних животных реже испытывают психологический и физический стресс, быстрее восстанавливаться и меньше склонны к депрессии. Пет терапия или лечение животными 

Развитие эмпатии. Упражнения

По мнению психологов, это природный дар поэтому если есть склонность к эмпатии, ее можно развивать и усовершенствовать.

Так как же развивать эмпатию?

Развитие эмпатии начинается с наблюдения за эмоциональными проявлениями окружающих. В общении прослеживайте жестикуляцию, мимику, интонацию других людей. Это поможет приблизиться к тому, чтобы научиться чувствовать их эмоциональное состояние.

Базовые эмоции и проявления человека

Ведь эмпатия — это не просто умение распознавать эмоции человека. Это было бы слишком просто. Настоящий эмпат, умеет перекладывать чувства на себя, словно он этот человек, которого он пытается понять. Практикуйтесь на коллегах, друзьях и знакомых.

Такое изучение эмоциональной сферы других людей поможет не просто многое узнать о них, но и позволит научиться объективно оценивать свои поступки. Вы посмотрите, как ведет себя человек в разных ситуациях, в каких больше нервничает, волнуется и т.п. Таким образом вы как бы поставите себя на его место, благодаря чему станете более чувствительней к людям. И это будет ваш первый шаг к развитию эмпатии.

 

Практикуйте приемы и техники активного слушания

Здесь вам нужно научиться не только слушать, но и слышать другого человека. А это значит не перебивать, ни в коем случае не критиковать, не делать поспешных негативных выводов, не клеить ярлыки и шаблоны. Развитие эмпатии предусматривает без оценочное отношение к поступкам другого, полное или частичное понимание мотивов, побудивших человека к тому или иному действию.

Другие приемы активного слушания 

Общаясь с посторонними людьми также можно практиковаться над развитием эмпатии. Не ждите, пока вас попросят о помощи, если видите расстроенного человека подойдите и попробуйте успокоить. Порой незнакомому человеку легче поведать о своих проблемах, чем близкому.

Развитие эмпатии. Упражнения

Читайте книги, смотрите трогательные художественные фильмы, которые помогут вам в самосовершенствовании и развитии способности к эмпатии. Нужно стремиться к развитию собственной эмоциональной чувствительности, вместе с ней появится и эмпатия.

Упражнения для развития эмпатии

«Угадай эмоцию»

Каждому участнику игры раздаются листки, на которых задана определённая эмоция (радость, гнев, печаль, интерес, раздражение, злость, отвращение, удивление). И по очереди один участник изображает свою эмоцию, все остальные угадывают ее.

Упражнения для развития эмпатии

Это упражнение для развития эмпатии также можно усовершенствовать и менять под интересы участников. Например, можно дать задание поздороваться со всеми с заданной эмоцией, все остальные должны угадать с каким настроением пришел этот участник.

«Отражение в зеркале»

Это упражнение разыгрывается в парах. Один участник становится зеркалом, а другой в него смотрится и показывает разные жесты и мимику. Задача первого — все жесты и мимику повторить. Через несколько минут люди меняются ролями.

 

«Разговор по телефону»

Один человек делает вид, что разговаривает по телефону, не произнеся при этом ни слова. Его задача передать с помощью одних лишь эмоций, мимики и жестов суть разговора. Задача другого участника — угадать, с кем он беседует или о чем. Развитие эмпатии у детей и подростков

Эмпатийные люди очень добры, и это неподдельное качество. Сострадательны, чувствительны, внимательны, никогда не станут обвинять других в собственных неудачах. Эмпаты милосердны.

Кроме того эти люди грамотно управляют своими эмоциями. Иначе такое сверхчувствительное отношение к чувствам других может привести к страшным последствиям, связанным с ухудшением собственного здоровья. Быть эмпатом – это истинный дар. Было бы больше таких людей в нашем мире и социуме, нам бы удалось избежать многих войн и несчастий.

psylive.com.ua

10 упражнений для развития эмпатии

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.

Преимущества эмпатии

  • Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
  • Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
  • Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
  • Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии. Но даже если вы программист или строитель, вы все равно хотите учиться строить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Можно ли научиться быть эмпатичным?

Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.

1. Создание вашего эмоционального словаря

Описание: лидер (ведущий) представляет упражнение, сообщая, что создание словаря для разных эмоций и ощущений поможет создавать эффективные предложения для выражения чувств. Большой список эмоций вы можете найти в интернете — психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.

Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.

В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие. Тяжелыми могут быть гнев, фрустрация, раздражение, в то время как легкие — это печаль, вина, пустота, низкая самооценка.

Если вы выполняете упражнение сами, то возьмите лист бумаги и запишите все эмоции и ощущения, которые переживаете на протяжении дня. Для этого сначала точно определите, какой деятельностью вы занимаетесь. Например: проснулся, привел себя в порядок, сделал зарядку, оделся, почувствовал запах кофе, ехал на работу, услышал спор людей, услышал смех людей, вошел в комнату, сел за стол, слушал учителя, выполнил задание, пообедал, увидел родителей, поиграл с друзьями, поужинал, пошел спать. Как видим, даже мелкая деятельность имеет значение. Дело в том, что любая смена деятельности так или иначе меняет ваши чувства, настроение и эмоции. Отмечайте все, что чувствуете на протяжении дня и попытайтесь дать точное определение своим ощущениям.

Итоги упражнения:

  1. Что вы узнали нового о своих эмоциях и ощущениях?
  2. Поняли ли вы, в чем смысл быть осведомленным об эмоциях, которые вы ощущаете в настоящий момент?
  3. Как осознанность о ваших эмоциях повлияла на ваше понимание чувств и ощущений других людей?
  4. Какие выводы можно сделать относительно взаимосвязи конкретных эмоций с конкретной деятельностью? Почему вы испытываете позитивные эмоции в одной ситуации и негативные в другой?

2. Распознавание эмоций и мыслей

Описание: в этом упражнении вам нужно закончить предложение, начинающиеся со слов «я чувствую...», за которым следует эмоция. Помните, что список эмоций вы можете найти в интернете. Лучше всего будет записать эмоции в дневнике и периодически пополнять, когда вы столкнетесь с новой.

Примеры:

  • Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга.
  • Я прихожу в восторг, когда рисую.
  • Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень.

Помните, что мысль, в отличии от эмоции, выражается словосочетанием «я чувствую» в контексте «я думаю», «я полагаю». Например, когда вы произносите «я думаю играть на гитаре интересно», то это ваше мнение, ваша мысль, но не эмоция.

Итоги упражнения:

  • Какая разница между мыслью и ощущением?

Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция.

3. Создание предложений

Описание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый список эмоций. Шаблон для упражнения в команде и наедине:

«Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?»

«Я чувствую __, потому что ___».

Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение.

Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение с точки зрения эмпатии.

  • Джилл нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал.

Эмпатический ответ: «Джилл, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я прав?».

  • Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.

Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял работу? Я прав?»

Данные примеры являются настолько простыми, что могут показаться слишком очевидными. Однако если вы тщательно проанализируете свою жизнь, то можете заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными своими проблемами.

Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический ответ.

  1. Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.
  2. Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив голову.
  3. Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.
  4. Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.
  5. Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова.

Итоги упражнения:

  • Какие вопросы и трудности у вас возникли при создании предложений, демонстрирующих эмпатию?
  • Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека?

4. Перестановка ролей

Описание: эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в роли другого человека. Вы можете пройти это упражнение как в группе, так и отдельно, но тогда вам придется напрячь свое воображение. Вспомните всех своих знакомых и близких, составьте список этих людей. Затем поочередно вживляйтесь в эти роли.

Ответьте на вопросы:

  1. Как вас зовут?
  2. Каков ваш возраст?
  3. Какие ваши любимые книги?
  4. Куда вы ездили в отпуск?
  5. Что вы больше всего любите?
  6. Что вас больше всего печалит?
  7. Что вас приводит в восторг?
  8. В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?
  9. Чего вы боитесь?
  10. На что или на кого вы чаще всего надеетесь?

Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. Вы можете составить собственный список или вовсе пуститься в воображаемое путешествие.

Итоги упражнения:

  • Спросите у человека, правильны ли ваши догадки о нем. В чем вы правы и в чем ошиблись?
  • Какие чувства вы испытываете, исполняя роль разных людей?

5. Дублирование

Описание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.

Пример:

Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».

Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».

Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».

Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».

Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.

Итоги упражнения:

После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:

  1. Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?
  2. Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?
  3. Что было самым сложным?
  4. Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?
  5. Как это упражнение помогло мне узнать человека?

6. Эмпатичное слушание

Описание: еще одно упражнение, для которого вам понадобится партнер. Его суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является важным для него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он чувствует при этом. Помните, что эмпатия означает отбросить в сторону свои мысли и ощущения, а затем обратить внимание на то, что чувствует и о чем думает ваш собеседник.

Подумайте о чем-то сокровенном и имеющем большое значение для вас. Расскажите об этом, пытаясь максимально подробно описать ситуацию, при этом не давая подсказок. Берите паузы, во время которых ваш партнер скажет, о чем вы думали и что чувствовали в прошлый и настоящий моменты. Повторите упражнение, поменявшись ролями. Помните о том, что лучше ошибиться со своим предположением, чем вовсе не высказывать его вслух. Также ничего страшного в том, если вы преувеличите эмоцию, которую ощущает человек — например, назовете раздражение злостью, а злость гневом. Вы учитесь и только методом проб и ошибок можно достичь серьезных успехов.

Итоги упражнения:

  1. Каково чувствовать себя в роли слушателя? Что было самым сложным?
  2. Каково чувствовать себя в роли рассказчика?
  3. Как вы себя чувствовали, когда человек составлял предположения о том, что вы ощущали?

7. Становление другим человеком

Описание: чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к двух близким друзьям. Сделайте следующее:

  1. Напишите диалог между тремя действующими лицами. Например: жертва, задира, наблюдатель или придирчивый покупатель, ранимый продавец и наблюдатель. Можете придумать свои варианты.
  2. Каждый сценарий играется трижды и при каждом исполнении люди меняются ролями. Таким образом вы играете роли жертвы, задиры и наблюдателя.
  3. После завершения упражнения, все участники делятся впечатлениями о своих мыслях, эмоциях и ощущениях.

Итоги упражнения:

  1. Какие эмоции вы испытывали, будучи жертвой?
  2. Какие эмоции вы испытывали, будучи задирой?
  3. Какие эмоции вы испытывали, будучи наблюдателем?
  4. Какие решения вы приняли по окончании упражнения?

8. Понимание истории

Описание: это упражнение научит вас понимать историю другого человека.

  1. Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-то, кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине.
  2. Попросите этого человека подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и записать причины.
  3. Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный ему человек теперь.

Например:

  1. Я не хочу дружить с Джоном, потому что он редко со мной говорит.
  2. Я понял, что Джон — несчастный и одинокий человек. А еще, что его мать не в состоянии платить за аренду квартиры.
  3. Теперь, когда я понял, что это может быть правдой, я хочу с ним дружить, потому что его молчаливость и угрюмость говорит не об отношении ко мне, а о его ощущениях, которые вызваны домашними проблемами.

Итоги упражнения:

  1. Изменило ли это упражнение ваше мнение о человеке, которого вы боялись или с которым не хотели иметь дело?
  2. Задумайтесь о том, как понимание истории жизни человека влияет на ваше восприятие.

9. Воображение эмоций исторических персонажей

Описание: составьте список пяти исторических персонажей. Затем перечислите эмоции, которые человек испытывал на протяжении всей (или части) своей жизни.

Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади и в этот момент он ощутил печаль от того, что не имел собственной семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными и беспомощность от того, что он ничего не мог с этим поделать.

Итоги упражнения:

  1. Стали ли вы лучше понимать действия и мотивы исторических персонажей?
  2. Какие чувства у вас теперь вызывают эти люди?

10. Эмпатия и злость

Описание: это упражнение поможет вам справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Придумайте (или воскресите из жизни) ситуацию, при которой вы были чрезвычайно злы на другого человека, а затем создайте эмпатическое утверждение.

Пример:

Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?».

Итоги упражнения:

  1. Что вы чувствовали, когда придумывали раздраженную фразу?
  2. Что вы чувствовали, когда придумывали эмпатический ответ?
  3. Как вы думаете, что почувствует раздраженный человек, когда услышит эмпатический ответ?
  4. Согласны ли вы с тем, что враждебность (хоть и не сразу) исчезнет при эмпатических ответах?

hr-portal.ru

развитие, уровни, диагностика и примеры

 Эмпатия  – умение понимать чувства и эмоции других людей, а также адекватно на них реагировать. Способность человека к сопереживанию считается важной составляющей личности, определяющей её взаимоотношения с окружающими.

Эмпатия

Эмпатия — способность понимать и сопереживать

Виды эмпатии

Слово «эмпатия» происходит от греческого словосочетания «ἐν πάθος», что переводится как «в чувстве». В психологии под этим термином подразумевают умение понимать любые эмоции окружающих людей, а также сопереживать им.

В медицине под «эмпатией» зачастую подразумевают «эмпатическое слушание»: так называют сопереживание чувствам человека, явно демонстрируемое эмпатом. Эмпатическое слушание широко используется психиатрами и психотерапевтами в общении с пациентом: это позволяет человеку понять, что врач не только слушает, но и хорошо понимает его состояние.

Выделяют следующие виды чувства эмпатии:

  1. Эмоциональный подвид, основанный на эмоциональном восприятии чувств человека.
  2. Когнитивный тип, базирующийся на интеллектуальном восприятии чужих чувств: при помощи сравнений, аналогий, проведения параллелей.
  3. Предикативная эмпатия, проявляемая в способности предсказывать эмоциональные отклики и реакции другого человека в конкретных ситуациях.
  4. Сопереживание, характеризующееся переживанием эмоциональных состояний другого человека при помощи идентификации себя с ним.
  5. Сочувствие, представляющее собой социальный аспект, выражающий состояние эмпата по поводу переживаний других человека.

Специалисты подчеркивают: эмпатичный человек обязательно должен осознавать, что испытываемые им чувства отражают эмоции другого человека, но не являются его собственными. Если такого понимания нет, состояние эмпатией не считается.

Уровни эмпатии

Формирование эмпатии начинается еще в младенческом возрасте. Чем старше становится человек, и чем больше жизненного опыта он приобретает, тем лучше и проще он понимает чувства окружающих. Но все же, вне зависимости от возраста, умение сопереживать проявляется у людей в разной степени.

Психологи выделяют 4 основных уровня эмпатии: низкий, нормальный, высокий и повышенный.

Низкий уровень

Людей, обладающих слабой способностью к сопереживанию, называют «не-эмпатами» или «антиэмпатами». Они склонны во всем полагаться на факты, логику и рациональность. Эмоциональные поступки, совершенные под влиянием чувств, не-эмпатичные люди считают бессмысленными и непонятными.

Антиэмпаты с трудом сопереживают окружающим, плохо понимают чужие чувства и воспринимают любые проблемы только со своей позиции. Они неспособны признавать другую точку зрения, отличную от их собственной и не подкрепленную логикой.

Антиэмпаты

Антиэмпаты неспособны сопереживать, для них это чувство чуждо

Из-за неумения сопереживать таким людям сложно уживаться с окружающими. Они склонны избегать больших компаний, редко общаются с коллегами или соседями, имеют ограниченный круг друзей. Согласно статистике, низкая эмпатия в большей степени характерна для мужчин: среди не-эмпатов они встречаются в 4 раза чаще, нежели женщины.

Важно!

Важно понимать: низкий уровень эмпатии не равен её отсутствию. Полное отсутствие эмпатии встречается крайне редко, и считается признаком заболеваний психики. Абсолютным неумением сопереживать отличаются алекситимики, психопаты, социопаты, некоторые подвиды шизофреников.

Нормальный уровень

Для большинства характерен нормальный, или стандартный уровень эмпатии: им обладают около 80% людей. Такие люди способны понимать чувства и эмоции окружающих, но нечасто сопереживают, проникаются чужими ощущениями.

Нормальный уровень эмпатии

Этот уровень присутствует практически у каждого 2-го жителя планеты

Люди со средней степенью эмпатии чаще всего остаются равнодушны к тому, что чувствуют окружающие. Они внимательны и чутки только к эмоциям, испытываемым ими самими либо их близким окружением: членами семьи, друзьями, хорошими знакомыми.

Высокий уровень

Люди с высоким уровнем сопереживания встречаются нечасто. Именно таких личностей и принято называть «эмпатами». Они отлично понимают чувства и эмоции окружающих людей, сопереживают чужим проблемам, внимательно слушают и никогда не упускают важных деталей.

Высокий уровень эмпатии

Для людей с высоким уровнем эмпатии характерно сопереживание в любых ситуациях

Эмпаты отличаются прекрасной коммуникабельностью, социальной активностью. Они с легкостью заводят новые знакомства, имеют большое количество друзей. Умение общаться с окружающими позволяет им добиться заметных достижений в социальной и личной жизни, карьерных высот.

Несмотря на то, что человек с высоким уровнем сопереживания способен понимать других людей, он не делает это в ущерб себе. Эмоциональное восприятие чужих чувств не вызывает у него дискомфорта, беспокойства или страданий.

Повышенный уровень

В отличие от людей с высоким уровнем эмпатии, личности с повышенной степенью сопереживания, или «гипер-эмпаты» причиняют себе дискомфорт этим умением. При повышенной эмпатии способность понимать чувства других людей гипертрофируется, и человек перестает разделять свои и чужие проблемы.

Гипер-эмпатия сопровождается такими признаками:

  • излишняя ранимость и впечатлительность;
  • острое переживание чужих эмоций и чувств;
  • необоснованное чувство вины за муки других людей;
  • страдание и беспокойство из-за проблем окружающих.
Гипер-эмпат

Гипер-эмпаты испытывают повышенное чувство сострадания и сильно переживают из-за проблем окружающих

Такой уровень сопереживания негативно сказывается на личной жизни человека, ухудшает его коммуникативные навыки, может стать причиной психических заболеваний. Чтобы способность к сочувствию приносила эмпату лишь плюсы, повышенную эмпатию нужно корректировать при помощи самостоятельных занятий и психотерапии.

Преимущества и недостатки

Проявление сопереживания по отношению к другим людям имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К плюсам этой способности относят такие особенности:

  • простота и легкость в общении с окружающими;
  • умение помогать близким в тяжелых психологических ситуациях;
  • возможность избегать скандалов, подавлять конфликты «в зародыше»;
  • чувствительность к обману.

Кроме того, умение понимать чувства других людей полезно во многих профессиях. Хорошим эмпатам открыто больше возможностей для трудоустройства и дальнейшего карьерного роста, нежели личностям, неспособных к сопереживанию.

Среди минусов эмпатии выделяют следующее:

  • быстрое эмоциональное сгорание;
  • повышенный риск психических патологий;
  • высокая ранимость и чувствительность;
  • возможное непонимание со стороны окружающих.
Высокая чувствительность

Недостатком эмпатии считается быстрое эмоциональное сгорание и высокая чувствительность к проблемам окружающих

Стоит отметить, что эти недостатки затрагивают лишь излишне эмпатичных людей. Личности, обладающие средним или высоким уровнем этой способности, не сталкиваются с такими отрицательными сторонами.

Развитие чувства сопереживания

 Эмпатия  – это не дар свыше и не сверхъестественная сила. В той или иной степени, к ней способны все психически здоровые люди. Несмотря на то, что склонность к сопереживанию зачастую является врождённой, умение понимать чужие чувства можно развить.

Существует множество простых групповых упражнений, помогающих научиться сопереживанию:

  1.  Угадай чувство.  Людям раздаются карточки, где прописаны названия чувств. Участники по очереди изображают выпавшее им чувство при помощи мимики, а остальные члены группы пытаются угадать, что человек старается отобразить.
  2.  Зеркало и обезьяна.  Члены группы разбиваются попарно. Один участник в паре становится «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна» мимически демонстрирует различные чувства, а «зеркало» их копирует. После члены пары меняются ролями.
  3.  Телефон.  Все участники получают карточки, в которых указан воображаемый собеседник: начальство, вторая половинка, родитель, ребенок или иной человек. Члены группы по очереди имитируют разговор, а другие люди пробуют угадать, с кем ведется «беседа».

Также распространены упражнение на копирование голоса, жестов, речевых особенностей другого человека. Выполняя подобные упражнения в группе, совместно с другими людьми, человек осваивает навык сопереживания, учится создавать эмпатические связи и настраиваться на одну эмоциональную волну с окружающими.

Диагностика эмпатии

Зачатки эмпатии можно наблюдать уже у детей-дошкольников. К школьному возрасту базовое умение сопереживать и понимать чужие чувства формируется окончательно.

Чтобы определить, насколько у человека развито это умение, проводится психометрическая диагностика:

  • диагностический опросник И. М. Юсупова;
  • тест на эмпатическое сопереживание Бойко;
  • опросник «Уровень сопереживания» Косоногова.

Тестирования могут комбинироваться между собой или применяться по отдельности. Также они дополняются личной беседой с психотерапевтом, позволяющей понять, насколько хорошо разбирается в чужих эмоциях опрашиваемый человек.

Как избавиться от чувства сострадания?

Людям с гипертрофированным чувством сопереживания живётся намного сложнее, нежели антиэмпатам. Они склонны переносить проблемы всех окружающих на себя, излишне переживать за других людей. Такое состояние может привести к эмоциональным срывам, к тяжелым психологическим проблемам и патологиям.

Чтобы избавиться от гипер-эмпатии, научитесь соблюдать такие советы:

Сосредоточьтесь

Чувствуя, что вы начинаете излишне сопереживать другому человеку, попробуйте сконцентрироваться на чём-то другом. Если это возможно, прекратите разговор, уйдите в другое место и помолчите несколько минут, чтобы полностью успокоиться внутренне.

Сосредоточение

Если понимаете, что слишком переживаете по поводу другого человека, то лучше переведите фокус внимания на что-то другое

Если вы не хотите обижать человека и прерывать беседу с ним, просто постарайтесь переключиться на другую идею. Подумайте о чём-то отвлечённом, медленно сосчитайте до 10, а после сосредоточьтесь на своих чувствах. Вы ощутите, что чужие эмоции исчезли.

Осознайте, кому вы сопереживаете

 Механизмы эмпатии не запускаются сам по себе  – её всегда вызывают другие люди. Чтобы научиться контролировать процесс сопереживания, постарайтесь определить: кто вызывает сочувствие именно у вас, и почему? Из-за чего вы сопереживаете именно этому человеку или группе людей?

Проделывайте это простое упражнение каждый раз, когда ощущаете, что вас захлестывает чужими эмоциями. Это позволит вам отвлечься, взять себя в руки, а впоследствии – освоить сознательную эмпатию.

Сочувствуйте осознанно

 «Осознанная», или «сознательная» эмпатия  – это чувство сопереживания, не причиняющее ущерба самому эмпату. Такое умение позволяет понимать чувства других людей, не пропуская их через себя, и не испытывая чужих негативных эмоций.

Осознанная эмпатия

Умейте сопереживать так, чтобы не причинять вред самому себе

Чтобы освоить сознательную эмпатию, вам нужно научиться «отключать» сопереживание на подсознательном уровне. Для достижения этой цели можно освоить дыхательную гимнастику или медитацию, или просто думать о посторонних вещах во время беседы.

Со временем эмоциональное «отключение» войдет в привычку, и вы научитесь слушать и понимать других людей, а также оказывать им поддержку без дискомфорта для себя.

Бороться с гипертрофированной эмпатией в одиночку очень сложно. Если у вас не получается справиться с излишними переживаниями, стоит обратиться к психотерапевту или психологу. Специалист обязательно научит вас абстрагироваться от чужих эмоций.

Примеры эмпатии

Варианты выражения сопереживания могут быть различными. Так, психологическая или педагогическая эмпатия совершенно непохожи друг на друга, хотя являются подвидами одного и того же умения. Разберем 3 примера эмпатии, проявляемых в разных ситуациях.

Психологическая эмпатия

Проявляется во время консультации у психотерапевта или психолога. Во время сеанса специалист внимательно слушает своего пациента, понимает его эмоциональное состояние, выражает сопереживание его проблемам. Такое поведение в психологии называется «эмпатическим слушанием».

Психологическая эмпатия

На приеме у психолога или психотерапевта пациенту оказывается повышенное внимание

Педагогическая

В педагогике чувство сопереживания проявляется при коммуникации учителя с учениками. Педагог-эмпат легче налаживает контакт с детьми, потому что лучше понимает их чувства и потребности, способен учитывать личные особенности и склонности каждого ученика. Такой учитель не оспаривает точку зрения ребёнка и умеет направить его к верному ответу мягко, ненавязчиво.

Творческая эмпатия

Выражается при «вживании» актера в свою роль. Чтобы правильно изобразить героя, человек ассоциирует себя с персонажем, проникается его чувствами и эмоциями, осознает причины его поступков. В итоге зритель, наблюдая за поведением актера в театре или на экране, верит в актерскую игру.

Творческая эмпатия

Такая эмпатия проявляется, когда, например, актер пытается вжиться в роль и прочувствовать все переживания героя

 Способность к эмпатии  – важное умение, позволяющее лучше взаимодействовать с людьми. Однако, помимо преимуществ, у него есть и заметные недостатки. Выполняя специальные упражнения, человек может скорректировать это умение: повысить уровень сопереживания или научиться контролировать способность, не перенося чужие проблемы и чувства на себя.

Психические заболевания

lechusdoma.ru

уровни, диагностика, виды и развитие эмпатии

Эмпатия – это осознанное сопереживание другому человеку в его эмоциональном состоянии. Следовательно, эмпат – это человек, у которого развита способность к сопереживанию. Развитие эмпатии занимает значимое место в развитии эмоционального интеллекта. Она помогает познать эмоциональные состояния человека, при этом ориентируясь на жесты и мимику.

С помощью сопереживания эмпатия дает возможность понять эмоции собеседника. Ей желательно владеть тем людям, которые в работе используют общение. Например – это воспитатели, психологи, педагоги, менеджеры, врачи. Ученые отмечают, что этап развития эмоциональной эмпатии заканчивается еще в детском возрасте. Для осознанного сопереживания губителен страх.

Эмпаты не комфортно себя чувствуют в конфликтной ситуации, им не свойственно соперничество, а также отстаивание своих интересов, чаще они отходят в сторону. От страха эмпаты легко избавиться не могут, поскольку они очень терпеливые и ищут свои пути коррекции данного состояния. При отсутствии умения справляться со страхом он способен сопровождать человека всю жизнь, что спровоцирует в дальнейшем панические атаки.

Эмпатия и симпатия взаимосвязаны. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек целенаправленно желает видеть возле себя тех людей, которые будут понимать, и принимать его таким, какой он есть.

Развитие эмпатии

Существует несколько уровней эмпатии и научиться развить осознанное сопереживание возможно, однако очень сложно для тех, кто им не владел ранее. Невозможно перевернуть мир и измениться в один миг, начав все чувствовать. Для этого необходимо достаточно времени, чтобы изменить убеждения и овладеть осознанным сопереживанием.

Чувство эмпатии относится не к простым чувствам и переживаниям. Это полное понимание, а также осознание ощущений как бы происходящих с вами. Особенности эмоциональной эмпатии заключаются в ощущении тонкого мира совершенно чужой жизни.

Развитие эмпатии включает несколько уровней. Первый уровень отмечается умением выделять эмоциональные жесты, нотки. Тон голоса может подсказать, в каком состоянии находится человек и что он чувствует. Этот уровень показывает умение акцентировать безошибочно внимание на эмоциональном состоянии человека.

Понимание эмпатии включает перекладывание чувственного мира ощущений на себя. Этому научиться сложно. Для этого необходимо изучить мимику, телодвижение, тембр голоса. Начинайте практиковаться на знакомых, друзьях, первых встречных. Замечайте любые мелочи: волосок на пиджаке, неряшливость, макияж на лице, прическа. Это способно очень многое рассказать о человеке. Овладевайте этим навыком.

Второй уровень обучения включает уже владение определенными навыками. Этот уровень сложнее, обучаемым важно переложить на себя повадки, ощущения, телодвижения, тембр голоса того объекта, которого необходимо вам чувствовать. Для более легкого внедрения в образ необходима сильная эмоциональная реакция. Важно наблюдая внимательно за человеком, представить, что вы это он. Слившись с ним полностью, вы наперед  можете предугадать, как он поступит. Вы сможете проживать его жизнь, не думая и не осуждая, что не так. Вы станете с ним одно целое и будете испытывать те же эмоции, что и он: влюбленность, боль, разочарование. Этому сложно научиться, но возможно. Эмпат со временем воспринимает чувства другого человека как свои собственные. А эти чувства бывают разные.

Третий уровень обучения позволяет превратиться в настоящего эмпата. Эмпаты способны не просто чувствовать чужие переживания, они умеют управлять этим состоянием. Первая возможность заключается в способности выводить себя быстро из негативного состояния. Вторая сводится к возможности вывести из негативного состояния собеседника. Эмпат способен влиять на эмоции.

Развитие эмпатии дает возможность с легкостью и пониманием общаться с людьми. Имеются плюсы, а также минусы при развитии эмпатии. С одной стороны человек начинает разбираться в людях, а с другой превращается в более чувствительного, которому тяжело противостоять в конфликтных ситуациях собеседнику.

Уровень эмпатии

Являясь многообразным понятием, эмпатия имеет много уровней внутри себя.

Первый уровень эмпатии самый низкий. Люди, относящиеся к этому уровню, сосредоточены на себе, им безразличны мысли и чувства других людей. Редко понимают окружающих и испытывают затруднения при установлении контактов, неловко чувствуют в большой незнакомой компании. Эмоциональные проявления таких людей кажутся непонятными, а также лишенными смысла. С низким уровнем эмпатии люди отдают предпочтение уединенным занятиям, минуя коллективную работу. Представители низкого уровня эмпатии сторонники точных формулировок, а также рациональных решений. У таких людей мало друзей, а те, что имеются, отличаются ясным умом и деловыми качествами, а не чуткостью и отзывчивостью. Люди отвечают таким людям тем же. Такие люди чувствуют отчужденность, поскольку окружающие не балуют их своим вниманием. При очень низком уровне эмоциональной эмпатии человек затрудняется первым заговорить, держится особняком среди коллег. Зачастую ему очень трудны контакты с детьми, а также старшими людьми. В межличностных отношениях эмпат часто оказывается в неловком положении, зачастую не находит взаимопонимания с окружающими, очень любит острые ощущения, искусство. Болезненно переносит критику, однако способен не реагировать на нее.

Второй уровень эмпатии самый распространенный. Большинство людей являются равнодушными к мыслям и чувствам других, и лишь в редких случаях проявляют сопереживание. Этот уровень свойственен большинству людей. Окружающие не называют их толстокожими, однако и к особо чувствительным не относят. Таким людям не чужды проявления эмоций, однако в большинстве случаев они все держат под контролем. В общении зачастую они внимательны, стараются понять многое, но иногда теряют терпение. Чаще предпочитают деликатно отмолчаться, поскольку не уверенны, что их поймут. При чтении художественных произведений, а также просмотре фильмов их интересуют действия, а не переживания героев. Таким людям не свойственна раскованность чувств, что мешает для полноценного восприятия людей.

Третий уровень эмпатии является самым высоким. Людей с этим уровнем сопереживания встречается довольно таки мало. Этим людям свойственно понимать чужих людей лучше, чем себя. Из них получается настоящие преданные друзья. Такие люди чувствительны к проблемам и нуждам окружающих, очень великодушны, способны многое прощать. Всегда с интересом относятся к людям. Такие люди эмоционально отзывчивы, быстро устанавливают контакт, очень общительны. Коллеги и окружающие ценят такую душевность. Люди с третьим уровнем эмпатии не допускают конфликты и всегда находят компромиссные решения, достойно переносят критику. При оценивании ситуации больше доверяют своим чувствам, а также интуиции. Отдают предпочтение работать с коллективом, нежели в одиночку. Люди с третьим уровнем всегда желают социального одобрения своих действий. Однако такие люди не всегда аккуратны при выполнении точной, а также кропотливой работы. Их достаточно легко вести из равновесия.

Виды эмпатии

Эмпатов классифицируют на следующие виды: не эмпаты, слабые эмпаты, функциональные эмпаты, профессиональные эмпаты.

Не эмпаты напрочь закрыли свои чувственные способности.  Возможно, проявление эмпатии атрофировались, поскольку этой способностью они никогда не пользовались. Чувство эмпатии таким людям незнакомо, да они и не пытаются его узнать. Они не способны распознавать невербальные и вербальные сигналы.

Слабые эмпаты пребывают в состоянии постоянного стресса, переживают тяжесть мира, чужие проблемы, страхи в силу эмоциональной перегрузки. Зачастую слабые эмпаты физически быстро истощаются, испытывают головные боли.

Функциональные эмпаты являются самыми развитыми, с легкостью адаптируются к эмоциям, контролируют их, не пропуская через себя. Это редкостное умение. Внешне функциональные эмпаты не выделяются на фоне обычных людей.

Профессиональные эмпаты с легкостью распознают любые эмоции, даже самые сложные, скрытые в глубинах души. Профессиональные эмпаты хорошо управляют чужими эмоциями. Таких людей очень мало. Они обладают способностью избавить от боли, поднять настроение.

Диагностика эмпатии

Диагностика эмпатии помогает определить, какими качествами эмпата преобладает человек. Этот тест важен при подборе персонала, чья профессиональная деятельность связана общением с людьми. Для изучения эмпатии можно пользоваться методикой «Шкала эмоционального отклика». Тест был разработан профессором психологии А. Меграбяном.

Методика «Шкала эмоционального отклика» дает возможность проанализировать общие особенности эмпатии у тестируемого. Например, способность к сопереживанию другому человеку.

Эмпатия у детей

С помощью сопереживания дети набираются опыта в изучении себя и других людей, которые окружают их. Ребенок постепенно накапливает чувственный опыт.

Эмпатия у детей напрямую зависит от сформирования сопереживания у родителей. Если у родителей хорошо сформированы выше сказанные чувства, то у их детей будет нормальное проявление эмпатии. Она хорошо развивается у того ребенка, который получил любовь и тепло от родителей. У детей благодаря родителям может быть хорошо развит альтруизм, ведь формирование альтруизма берет начало в семье.

Сострадание, сочувствие – это не только духовное развитие ребенка, но и метод изучения отношений между людьми. Полагаясь на эти чувства, дети смотрят на окружающих себя людей и пытаются найти в них собственные переживания. Таким образом, воспитание эмпатии целиком лежит на плечах родителей.

Эмпатия у подростков

На развитие человека с момента рождения оказывают огромное влияние родители и семья. Семья является важной составляющей в развитии жизни человека. В развитии эмпатии играет огромнейшую роль общение детей с родителями. Подросток не может самостоятельно научиться сопереживать из-за нехватки опыта. Ему еще плохо знакомо чувство боли. Развитие эмпатии у подростков проявляется в жизни тех детей, которым смогли дать в семье и любовь, и заботу, и внимание, и тепло.

Эмпатия у подростков возможна, когда родители понимали чувства и эмоции своих детей. Нарушение контакта с родителями травмирует психику подростка, негативно проявляется в его развитии. Обладать эмоциональной эмпатией означает воспринимать мир другого человека, его боль и счастье. Семья, которая основана на доверительных чувствах, направлена на гармоничное развитие личности подростков. Поэтому стоит учесть, что отношения в семье должны всегда оставаться дружескими.

psihomed.com

Развитие эмпатии у детей - Психология жизни

В развитии способности к сопереживанию и эмпатии можно выделить три необходимых условия:

  • Получение собственного положительного опыта
  • Осознание собственных эмоций и чувств
  • Осознание того, что предположительно чувствует другой человек

Эти условия одновременно являются и этапами развития эмпатии.

Эмпатия — это прекраснейший жизненный опыт в познании себя и окружающих. Ребенок постепенно развивает чувствительность. Первые проявления эмпатии возникают еще с младенчества. Когда малыш начинает реагировать на плач и возгласы других детей.

Развитие эмпатии Ребенок в возрасте двух — трех лет уже познает эмоции не только свои, но и окружающих. При этом ребенок не просто сопереживает, а уже может выражать сочувствие другому ребенку.

Развитие эмпатии продолжается вплоть до десяти лет. Уже в этом возрасте дети умеют сопереживать близким людям и могут встать на их место. Так ребенок получает собственный положительный опыт необходимый ему для развития эмпатии.  Мир эмоций детей

Следующий этап развития эмпатии у ребёнка – это осознание ребёнком собственных эмоций и чувств. Тот, кто может понимать, что с ним происходит, будет лучше впоследствии понимать чувства другого человека. Конечно, каждый ребёнок испытывает, например, ощущение боли при ожоге или расстраивается, когда мама уходит из дома. Но маленький ребёнок не может ещё осознать собственных чувств и выразить их. Поэтому важно, чтобы родители помогали ребёнку осознавать и выражать собственные переживания.

И заключительный этап развития эмпатии – осознание того, что предположительно чувствует другой человек. Это уже переход собственно к эмпатии. Но сопереживание другому человеку невозможно без осознания того, что чувствует другой человек.

Развитие эмпатии у детей

На этом этапе родителям важно беседовать с детьми, важно обсуждать различные ситуации, которые возникают в жизни. Для практики подходит все: реальные жизненные ситуации, которые произошли с вами или с другими людьми, ситуации, взятые из художественных произведений, фильмов или мультфильмов. Вы можете обсуждать как жизненные ситуации, участником которых являетесь вы или ребёнок, так и те ситуации, в которых вы – сторонний наблюдатель.

Судить о развитии эмпатии у детей можно, изучив, насколько она развита у родителей. Конечно, ее развитие будет еще зависеть и от психологической атмосферы, в которой воспитывается ребенок. В хорошей семье это проявление любви, тепла, доброты, ласки, нежности. Ну и этого недостаточно, развитие эмпатии полностью лежит на родителях.

Почему? Потому что сострадание и сочувствие — это не просто духовное развитие ребенка, а еще и изучение взаимоотношений между людьми. Дети начинают присматриваться к окружающим и уже пытаются проецировать их эмоции на себя, то есть искать в них схожие переживания со своими чувствами.

Способы развития эмпатии у детей

Лучший опыт передается посредством игр. Прочтите с ребенком насыщенную эмоциями сказку, а потом обсудите с ним каждого героя, опишите их черты характера, сделайте вывод, найдите смысл сказки. Развитие творческих способностей ребенка

Пофантазируйте с ребенком.Если бы умели говорить рыбки, которые живут в аквариуме, что бы они могли поведать? Что думали козлята, когда в их дом пробрался волк, они испугались или нет? Как ты думаешь, что почувствовала мама козлят?

Через такие игры ребенок учится перевоплощаться, при этом развивает душевность и таким образом начинает разбираться в эмоциональном мире другого человека. Пусть ребенок придумает сказку от имени слона или жирафа, которые живут в зоопарке. Поговорите с ребенком о том, что чувствует листочек, когда его срывают с дерева?

Развитие эмпатии у подростков

Развитие эмпатии у детей

Семья – это фундамент духовного развития ребенка. Эмпатия у подростков возможна лишь в том случае, когда у них хорошие, искренние взаимоотношения с родителями. Если этот контакт нарушен, в первую очередь страдает психика ребенка, что, конечно же, негативно будет сказываться на его развитии.  Семейный Кодекс или правила создания благоприятной атмосферы в семье

Обладать эмпатией — значит уметь сопереживать и понимать эмоциональный душевный мир другого человека, будь то боль или радость. Поэтому жизненно важно дать подростку прочный, доверительный, дружеский фундамент.

psylive.com.ua