ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

14. Влияние воспитания на развитие личности. Как влияет деятельность на развитие личности


Тема 4. Развитие личности в деятельности

Структура темы.

1. Взгляды в психологии на движущие силы и факторы развития личности. Методологическое обоснование в советской психологии влияния на развитие личности осуществляемой деятельности.

2. Понятие о деятельности человека. Отличие деятельности от других форм активности личности. Структура деятельности. Соотношение потребностей человека, целей и мотивов деятельности. Потребности и их классификации. Мотивация деятельности. Существование различных мотивов деятельности. Понятие «внутренней» и «внешней» мотивации. Мотив достижения успеха и избегания неудачи в деятельности человека.

3. Условия деятельности и ее основные виды. Действия и их структура. Регуляция деятельности. Самоконтроль и самооценка. Результат деятельности. Основные виды деятельности: игра, учеба, труд. Психологическая характеристика основных видов деятельности. О единстве психики, деятельности и поведения человека.

Краткая расшифровка темы.

1. Взгляды в психологии на движущие силы и факторы развития личности .

При рассмотрении проблем личности важно учитывать, что психическая организация — это один из уровней жизни человека. Кроме этого, мы можем говорить и о других уровнях, например, биологическом, социальном, духовном.

Одно из центральных мест в психологической науке занимает проблема соотношения в личности биологического и социального. Очевидно, что человек — это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих). С другой стороны, человек приобретает свою суть потому, что он существо общественное, т.е. он развивается только при условии включения в общественные отношения.

Изучение биологических характеристик человека в психологии связано с анализом того, как органическое, природное проявляется в психическом и влияет на него. Во многих исследованиях установлены многочисленные связи между биологическим и психическим, социальным и психическим, психическим и духовным. Психологи, говоря о процессе биологического развития, пользуются термином созревание.

В науке однозначно не установлено, в какой степени наше поведение определяется созреванием, а в какой – научением. Процессы созревания младенца, например, имеют определенную последовательность: он сначала садится, затем встает и, наконец, идет. Но и в этот во многом природно обусловленный процесс могут «вмешаться» другие факторы (лекарства, плохое питание, болезнь, запреты или эмоциональное напряжение и др.). С другой стороны, мы можем отчетливо наблюдать, как благодаря научению, регулярным упражнениям человек добивается выдающихся результатов в различных сферах.

Природные, биологические характеристики человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. В формировании важнейших личностных характеристик, направленности и характера роль биологического незначительна, в то время как значение социального опыта, воспитания - исключительно велика. Вопрос о соотношении биологического и социального в личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. В истории психологии сформировались следующие позиции в отношении основных движущих сил и факторов развития личности.

• Биогенетическая концепция утверждает, что развитие наследственно и самопроизвольно. Предрасположенность к преступности, к успехам в управленческой деятельности, к несчастным случаям и «везению» – все это от природы, все заранее запрограммировано. Человек лишен собственной активности.

• Социогенетическая концепция утверждает, что человек – это слепок среды, к которой он пассивно приспосабливается.

• Концепция конвергенции утверждает, что человек – это результат механического взаимодействия среды и наследственности.

• Диалектико-материалистическая концепция утверждает, что развитие личности происходит через разрешение противоречий между непрерывно изменяющимися потребностями человека и его возможностями удовлетворить их. Это противоречие является движущей силой психического развития.

Факторы психического развития личности – это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле слова. Внешними факторами выступает среда: природа и общество (в широком и узком смысле слова). Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень его психического развития. Внешние предпосылки – особенности обучения и воспитания. Внутренние – активность и желание, мотивы и цели, которые ставит перед собой человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности. Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, а только с помощью других.

Личность развивается и формируется в деятельности. Деятельность, с одной стороны, есть условие развития личности и проявления ее качеств. С другой стороны, сама деятельность в свою очередь зависит от уровня развития личности, выступающей субъектом этой деятельности.

studfiles.net

Влияние среды на развитие личности

 

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На развитие личности человека оказывает влияние природно-географическая среда, макросреда – общество, в совокупности всех его проявлений, микро – среда – ближайшее окружение человека. Абстрактной среды не бывает. Есть государство, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, что человек достигает более высокого уровня развития, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Огромное влияние на развитие человека в детстве оказывает домашняя среда.

Роль воспитания в развитии личности

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Каковы же виды влияния в воспитании и механизмы воздействия на ребенка?  

Влияние в воспитании – форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя, в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.

Механизмы воздействия на ребенка

Существует четыре основных механизма воздействия:

  1. Убеждение – логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания учеников. Создание, усиление или изменение взглядов,  оценок, установок.

  2. Внушение – воздействие на сознание ученика.

  3. Заражение – бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию воспитателя.

  4. Заражение осуществляется через передачу психологического настроя.

  5. Подражание – способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, в частности его движений, манер, действий и т.д.

Подражание направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних черт и образцов поведения воспитателя. Нужно помнить, что слабость воспитания в том, что оно осуществляется на сознании человека и требует усилий с его стороны, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту – от самой незначительной до максимально возможной. Если воспитатель хочет воспитать ребенка, то он должен привлечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду.  Если к такой деятельности ребенок не будет привлечен, то и воспитания в положительном смысле этого слова не будет. Признание деятельности личности ведущим фактором ее развития ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над самим собой, над собственным духовным ростом. Личность из объекта воспитания должна перейти в статус субъекта. Субъект – это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики:

Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того, чтобы воспитанники начали проявлять собственную активность, это влияние должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности. На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также    цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в развитии личности фактора человек сам становится воспитателем.

Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Поэтому мировая педагогика все больше рассматривает воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития, а воспитание – как объективно-субъективный процесс саморазвития и самовоспитания детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений. Речь идет о природной субъектной активности индивида, формирующегося под воздействием потребностей, инстинктов, влечений, желаний способностей, стремления к самопроявлению и самоутверждению.

Для педагогики имеет большое значение не то, что выделил или не выделил индивид себя сознательно из своего окружения, а выделен ли он окружением – системой воспитания прежде всего – из социального целого и признан ли в качестве субъекта – индивидуальности, наделенного активностью и способностями, которые с первых мгновений жизни ребенка нужно сохранят, развивать, а в случае необходимости исправлять при его активном участии, посредством его деятельности. Если педагогика этого не признает, если воспитание этим положением субъектности воспитанника не руководствуется, то это не педагогика, а наука о дрессировке и практическом натаскивании.

studfiles.net

14. Влияние воспитания на развитие личности

Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве, Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели.

Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

15. Влияние деятельности на развитие личности

Под деятельностью понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Самая большая сложность заключается в разумной организации и направлении деятельности.

Основные виды деятельности детей и подростков - игра, учение, труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельности.

Деятельность может быть активной и пассивной.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, не и необходимость применять полученные знания на практике.

Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник - потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие' видов деятельности для их удовлетворения.

Активность самого человека - непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.

studfiles.net

Вопрос 4.Процесс развития личности. Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности. Развитие и воспитание.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой. Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

Наследственность и развитие личности – это два тесно связанных понятия, поскольку именно благодаря биологической наследственности ребенок с рождения обладает всеми необходимыми рефлексами.

Биологическая наследственность позволяет человеку быть человеком, т.е. отделяет человека как уникальное существо, уникальный вид.

Наследственность и развитие личности нельзя отделять друг от друга. И хотя о роли наследственности в развитии личности существует два мнения, они тоже неразрывно связанны друг с другом.

Одно мнение заключается в том, что человек приобретает все необходимые навыки, внутренние качества и характер благодаря социальному фактору, окружению, а другое в том, что все качества характера и внутренние качества в человеке заложены генами, наследственностью.

Конечно, наследственность, как и социальный фактор, играют важную роль в развитии личности. Наследственность и развитие личности, несомненно, связаны, поскольку с момента рождения каждый человек обладает множеством инстинктов и рефлексов, без которых человек не смог бы оберегать себя от опасностей.

Это и инстинкт самосохранения (зажмуривание глаз при ярком свете, одергивание руки при прикосновении к горячему), пищеварительные рефлексы, а также ориентировочные рефлексы.

Наследственность и развитие личности также связаны и в плане внешности ребенка, т.к. с помощью генов родители передают ребенку ряд физических и биохимических качеств. Это и рост, и цвет волос, и цвет глаз, резус-фактор крови.

Наследственность также влияет и на определенные способности, которые также заложены в человеке генами. Нельзя отвергать и предположение о том, что наследственность прямым образом сказывается на характере и на преобладающих внутренних качествах человека.

Конечно, общество и культура делает человека социальным существом, и развивать свои наследственные способности и возможности человек может только в обществе и в своей деятельности, поскольку если человек, например, будет расти в стае собак, то и вести себя, соответственно, будет, как они.

А общество, культура и духовные ценности, принятые в обществе, способствуют полноценному развитию всех заложенных наследственных факторов, с помощью чего человек, в отличие от животных, способен личностно расти всю жизнь.

Влияние среды на развитие личности

   Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для психологии важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие". Развитие происходит: 1. В единстве биологического и социального в человеке. 2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (Леонтьев, Выготский). Причина - неравномерность созревания мозга и нервной системы. Пластичность нервной системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабая память - высокая организация познавательной деятельности), посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.), через деятельность.    Основные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать - это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых (не отрицая великую роль деятельности для формирования человека, Мясищев В.Н. неоднократно указывал, что сама по себе деятельность для формирования основных психических качеств может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам).    Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим комплексный, системный подход. Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого - это роль помощника-фасилитатора - помогать ребенку в процессе его развития (в России таких 10%).    Л.С.Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития".  Существуют различные возрастные периодизации. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо и другие. Основа периодизации - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание и развитие личности должно естественно основываться на возрастных особенностях.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

В первые пять лет происходит становление личности ребенка, он впитывает все вокруг как губка. Информация, опыт, эмоции, полученные в этом возрасте, крайне важны и складываются в одно целое. На выходе получаем человека с определенным набором психических процессов, состояний и свойств. Иными словами, скелет характера закладывается именно в этом милом возрасте.  У детей появляется свое представление о половых ролях, о женщинах и мужчинах – происходит половая идентификация. Бесспорно, многие дети с самого раннего возраста начинают подражать своим родителям. Некоторые взрослые задаются вопросом: откуда у малыша появляется та или иная манера поведения, почему для выражения гнева и недовольства ребенок применяет ругательные слова, кричит и замахивается руками на обидчика. Мама и папа часто, в первую очередь, задумываются о мере наказания, о способе воспитания ребенка, забывая, что фундамент воспитания детей лежит в самовоспитании родителей. Человек, не способный адекватно и зрело реагировать на жизненные трудности, минимизировать скверную черту характера, взрослый, который не имеет силы воли избавиться от вредной привычки, который не стремится к самосовершенствованию, не может быть хорошим примером для своего ребенка. Воспитание ребенка начинается с самого себя. Родителям необходимо обращать внимание на такие моменты в поведении детей, которые является прямым подражанием. Через поведение малыша, посредством такого зеркального отражения можно познать себя, получить подсказку, в каком направлении работать над собой. Поле для деятельности может быть очень широким. Если кто-то в семье заболел, поухаживайте за ним вместе с малышом, приобщите его к приготовлению чая для больного. Никогда не оставайтесь равнодушными к неприятности даже незнакомого человека. Отзывчивость взрослого сформирует хорошую черту у малыша. Избегайте завистливых рассуждений при ребенке, сплетен и колких выражений в адрес кого-либо, не бросайте мусор на тротуар, не ругайтесь в транспорте – и тогда Вам не придется страдать от невежества Вашим детей.

studfiles.net