ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации. Развитие творческого потенциала


Развитие творческого потенциала

Становление молодого человека, его социальная адаптация требует от него проявления творческих качеств личности.С позиции различных наук, творчество рассматривается по-разному. Так, с точки зрения философов, творчество – это зарождение нового. Педагоги рассматривают данное понятие с позиции развития творческих качеств личности учащихся, и считают, что творчеству следует обучать с раннего детства, вовлекая детей в творческую деятельность. Психологами рассматриваются психологические механизмы протекания творчества, как такового. Они считают, что творческий потенциал имеется у каждого человека, его нужно развивать.

Творчество часто связывают с внутренней интеграцией личности, что является важным звеном в image-421развитии творческого потенциала каждого человека который характеризуется некоторыми особенностями личности, носящими признаки творческих задатков. К числу таких признаков относят:

— потребность в новых идеях;

— способность замечать и формировать альтернативы, сомневаясь в том, что на первый взгляд является очевидным;— умение полностью «погружаться» в проблему, в то же время, отталкиваясь от реальности, видеть перспективу;— умение представлять предполагаемый объект в новом измерении.

Личность считается творческой, если она обладает креативностью, как способом преобразования деятельности в творческий процесс. Существует 7 признаков креативности – оригинальность, фантазия, эвристичность, четкость, активность, чувствительность, сконцентрированность. Именно креативность является основным условием творческого саморазвития личности и существенным резервом ее самоактуализации. Креативность характеризуется ощущением проблем, открытостью к новым идеям, способностью к разрушению старых стереотипов, с целью образования нового и получения неожиданных, нетипичных способов решения проблем.

Развитие творческого потенциала человека происходит поэтапно.Вначале определяется уровень творческого развития личности посредством психологических методов диагностики.

Следующим, ведущим этапом работы является мотивация, без которой развитие творческих задатков невозможно. Под мотивацией подразумевается готовность человека к осуществлению творческой деятельности, скорость, с которой он включается в данный процесс, эффективность выполнения творческих заданий, стремление к личностному совершенствованию в творческом процессе.

Немаловажной ступенью в развитии творческого потенциала человека является организация процесса творческой деятельности. С этой целью создаются определенные условия, которые будут способствовать развитию и реализации творческих способностей личности.

Следующий этап развития творческих задатков человека – контроль качества выполнения проекта. При этом основное внимание должно акцентироваться на качестве процесса организации творческой деятельности, и создания благоприятных условий для ее осуществления.На завершающем этапе выявляется соответствие результатов, полученных в процессе творческой деятельности, запланированным. Помимо этого, проводится анализ ошибок прошлого, затруднений, возникших в процессе решения творческих задач и внесение корректив.

tvorcheskij-krizisЧтобы человек достиг успехов в творческой деятельности, он должен обладать некоторыми качествами, а именно – творческой активностью, оригинальностью, способностью и желанием к новизне, умением комбинировать идеи, использовать прошлый опыт, обладать развитым воображением, эмоциональной отзывчивостью.

Необходимым условием для развития творческого потенциала у человека является свобода. Процесс творчества не может быть ни принудительным, ни обязательным, и связан лишь с интересами и желанием человека.

www.yourfreedom.ru

Развитие творческого потенциала | Про профессии.ру

К основным задачам воспитания и образования относят закладывание базовой культуры и всестороннее развитие потенциала. Одной из главных его составляющих является творческий потенциал человека. Если его регулярно развивать, у личности появляется любознательность, целеустремленность и желание искать оригинальные решения. Повышается уровень развития интеллекта и закладывается самостоятельное критическое мышление. Существует множество методик развития, выбор которых зависит от эмоциональной зрелости личности.

Творческий потенциал ребенка

Одним из главных условий развития является мотивация. Так, на развитие творческого потенциала ребенка влияет внутренняя мотивация. Согласно исследованиям, поощряя собственные мнения детей можно добиться большего результата, чем через систему вознаграждений.

Если дети чувствуют ценность их мнения, посредством повышения самооценки и самовыражения развивается и возможность нестандартной деятельности. Дополнительно такой подход снижает тревожность и появляется уверенность при достижении целей. Однако важно следить, чтобы самооценка оставалась адекватной. Для этого следует включить в воспитание соревновательный элемент.

Творческий потенциал педагога

Для развития каждого учащегося большое значение имеет творческий потенциал учителя и образовательно-воспитательная среда. Известно, что если развитие творческого потенциала педагога недостаточно, он не сможет вложить эти навыки в воспитанников.

Чтобы создать оптимальную среду в учебном заведении, важно учитывать такие принципы:

  • Адаптивность - то есть гибкие условия, учитывающие личностные особенности.
  • Развитие – создание условий для предельной реализации способностей детей.
  • Психологический комфорт – отсутствие стрессовых факторов в учебном процессе.
  • Осмысленность – ориентированность на практические знания, а не абстрактные понятия.
  • Функциональность – приобретение знаний посредством самостоятельного творчества.
  • Деятельность – ученик должен не только выполнять, но и создавать собственные задачи.
  • Креативность – поощрение нестандартных и оригинальных решений.

Для их выполнения и требуется развитие творческого потенциала учителя, требующее беспрепятственного развития личности.

Творческий потенциал личности

Творчество как личностное качество базируется на потенциале человека. Основным стимулом, благодаря которому реализуется развитие творческого потенциала личности, выступает часто неосознанное желание быть уникальным.

Так, развитие творческого потенциала студентов предполагает создание продуктов творчества и их включение в общую социальную систему. При этом стандартизации не происходит, а уровень развития определяется человеком субъективно. Отсюда следует, что творчество происходит из совмещения воображения и ассоциативности.

Раскрытие и реализация творческого потенциала

Деятельность, требующая творческого подхода, происходит благодаря механизмам ассоциации и эвристики. Ассоциативный метод - это получение новых знаний благодаря ранее полученному опыту. Однако, чтобы развить творческий потенциал дошкольника, следует исключить лишние признаки при выяснении правильности решения. Проще говоря, если творческий потенциал школьника позволил найти решение задачи, то сам алгоритм поиска не должен иметь ключевое значение.

Развитие творческого потенциала

Доказано, что развитие творческого потенциала учащихся позволяет научить творчеству любого здорового человека, если начать обучение в детстве. Замечено, что творческий потенциал учащихся выше, если они отстают от программы обучения. Таким образом, им приходится искать оригинальные решения, поскольку они не всегда могут руководствоваться знаниями. Однако для этого важно привить детям навыки нестандартного мышления, чтобы они могли обратиться к творчеству при необходимости.

Условия развития творческого потенциала

Основными признаками, которые обуславливают развитие творческого потенциала дошкольников, выступают потребность в оригинальных идеях, внимательность к альтернативам, способность к концентрации и воображение. Последний фактор при этом является ключевым, если требуется развить творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Возможно Вас заинтересуют:

www.proprof.ru

Средства развития творческого потенциала: гениальность или безумие

Средства развития творческого потенциала – это способы развития личности, «распаковки» ее внутренних резервов. Если не происходит реализация уникальных способностей, заложенных в человеке, его жизнь теряет значимость. Творчество – это умение находить необычные решения, выходить за рамки заданных правил, устанавливать связи между разными объектами. Противоположностью творчества является следование шаблону.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

средства развития творческого потенциала

Плохие представления о творчестве и творческих людях живучи, как сорняки. Поэты и художники предстают перед нами в образе безответственных, бедных и часто пьющих личностей. Но так ли это? Верен ли этот образ? Какие составляющие важны для реализации творческого потенциала? В этой статье мы рассмотрим ответы на эти вопросы. Конечно, ответы будут частичными – каждый может что-то добавить к ним из своего опыта. Верно одно – для того, чтобы воспользоваться заложенными в нас талантами, необходимо совершить определенную работу. Возможно, придется поменять некоторые свои установки, развить умение самоконтроля, проработать психологические комплексы.

средства развития творческого потенциала

Средства развития творческого потенциала: стремление преодолевать трудности

Мало какие средства развития творческого потенциала принесут пользу без культивации этого желания. Некоторые представляют себе творческого человека как некоего титана, способного дневать и ночевать перед своими картинами или сидя за роялем. Но можно взглянуть на идеал и с более трезвыми соображениями. Творческий человек – это тот, кто накапливает уверенность в своих возможностях через каждодневные усилия. Посредством решения задач он по крупицам собирает чувство собственной ценности как профессионала.

Слово «вызов» в английском языке звучит как «challenge». Оно, в свою очередь, имеет глубокие корни и происходит от латинского слова «calumniari», что означает «ложное обвинение». То есть, древние под жизненным испытанием предполагалось нечто несостоятельное и обманчивое. Трудности необходимо преодолевать, так как они не несут истины.

Но шансы преодолеть вызов прямо пропорциональны желанию его преодолеть. «Судьбу не стоит укорять за муки – есть в них и дружеские руки» — так написал стихотворении немецкий поэт Рильке. Если встретить испытания с надеждой на то, что они будут пройдены успешно – борьба, по сути, будет выиграна. Препятствия выпадают на человеческую долю для того, чтобы высветить имеющиеся слабости. Они помогают найти внутри себя силы к самоконтролю, терпение и находчивость.

средства развития творческого потенциала

Самоконтроль

Самоконтроль необходим и для профессионального роста, и для личностного развития. Достижения в творческой сфере, как и в любой другой, напрямую зависят от количества посвященных делу единиц времени. Главную роль снова играет отношение человека к самоконтролю, желание его развивать. Одни считают, что уже достигли необходимого уровня, и им совершенно не требуется это качество. Другие принимают удобную позицию, считая, что никогда не смогут должным образом себя контролировать. Но это – две крайности. А крайности, как известно, могут быть фатальными.

Главной предпосылкой к самоконтролю является собранность – это состояние, которое можно охарактеризовать словами «Все под контролем». Храбрость и решительность родственны любви, благодарности, вдохновению. «Иногда просто жить – это проявление храбрости» — говорил Сенека, римский философ.

Как добиться необходимого самоконтроля, чтобы раскрыть свой творческий потенциал? Американские ученые провели занимательный эксперимент. В нем принимало участие 18 женщин и шестеро мужчин. В ходе этого эксперимента испытуемые преобразились практически на глазах. Они научились подолгу концентрироваться на стоящих перед ними задачах. Стали питаться более здоровой пищей, меньше курить и употреблять спиртное. Они перестали тратить время на сплетни и просмотр телевизора, вместо этого занявшись учебой и рабочими делами. Об этих переменах ученые их не просили.

Что это за чудодейственные пилюли? Никакой медицины, и тем более магии. Исследователи просто попросили их регулярно заниматься спортом. Испытуемым подарили абонементы в тренажерный зал, чтобы они могли посещать его раз в неделю. Но когда эксперимент подходил к концу – а он длился два месяца – они уже сами стали посещать спортзал трижды в неделю.

Многие ученые – из тех, которых не отнесешь к категории «сумасшедших» — очень любили спорт. Древнегреческий философ Платон был борцом. Он считал, что для гармоничного развития личности необходимо как знать науку и искусства, так и совершенствовать физическое тело. М. В. Ломоносов любил заниматься фехтованием, стрельбой и подъемом гирь. Л. Д. Ландау много времени посвящал горным лыжам.

средства развития творческого потенциала

Побороть чувство стыда

Стыд – замечательный способ подчинить себе волю другого человека. Обычно стыдят других за такие вещи, которыми сами могут быть смущены. Как реализация творческого потенциала может быть связана с этим чувством? Создание произведения искусства – это процесс, который может быть источником чувств, испытываемых при рассказе личной или семейной тайны. К тому же, очень немногим людям удается избежать в детстве ощущения стыда. Когда человек заканчивает работу над картиной или рассказом, может возникнуть смутное ощущение: а что могут подумать обо мне, когда увидят или прочитают это? Когда другие средства развития творческого потенциала не работают, это может быть связано с тревожным или депрессивным состоянием, которые порождают чувство стыда. В этом случае необходима работа с психологом.

Но искусство является зеркалом, в котором отражаются все пороки общества. И если общество не желает видеть что-то плохое в себе, оно начинает стыдить указывающего ему на эти пороки. Например, ребенка из алкогольной семьи корят за двойки. Но разве ребенок виноват, что стал лакмусовой бумажкой для семьи, где ему «повезло» родиться?

Есть дисфункциональные семьи, где родители губят на корню любое творческое начинание их детей. Сколько бы ребенок ни старался, мать или отец не станут хвалить его за хорошие оценки. Но вот на недостатки всегда укажут. В контексте возможностей профессионального роста не столь важно, намеренно они это делали или нет. Ведь повзрослев, человек имеет дело с теми возможностями, которые имеются у него де-факто. Для творческих людей тщательно привитое извне чувство стыда за свои произведения – не самый лучший двигатель.

Люди могут даже не приступать к творческому процессу только из-за страха потенциальной критики. Критика – прямая дорога к тому, чтобы снова ощутить себя пристыженным ребенком. Конечно, не вся критика является абсолютным злом. Творческим людям необходимо уметь делать правильный выбор – кому показывать свои произведения, и в какое время это делать. Вряд ли у кого-то может вызвать восхищение недоделанный набросок. Невозможно контролировать весь поток отзывов. Но каждый, кто хочет более продуктивно заниматься творчеством, должен по мере своих сил создавать для себя условия развития творчества, искать того общества, в котором можно без опаски являть миру.

средства развития творческого потенциала

Гении или сумасшедшие?

Многие ошибочно полагают, что творческий человек – обязательно безумный гений. В прошлом веке довольно широкую популярность имела концепция о сумасшествии как о верном спутнике гениальности. Этому поспособствовали биографии таких блистательных представителей человечества, как художники Врубель, Эдвард Мунк, Винсент Ван Гог. Конечно, их биографии насыщены любопытными фактами. Например, Врубель после смерти своего ребенка начал страдать от признаков душевной болезни. Родственниками, которые страдали от них не меньше, художник был помещен в психиатрическую клинику. Там он и скончался через несколько лет. Эдвард Мунк – автор широко известной картины «Крик» — страдал от маниакально-депрессивного психоза. По поводу Ван Гога биографы не могут прийти к единому мнению – одни считают, что у него была шизофрения. Другие склонны полагать, что художник также страдал от биполярного расстройства.

Не меньшими странностями удивляли своих современников и ученые. Физик Фримэн Дайсон верит в инопланетян. Отец ядерной бомбы Оппенгеймер как-то выучил два языка – голландский и санскрит – просто так. Примеры же безумия ученых уходят туда, где берет начало вся европейская цивилизация – и это, конечно, Древняя Греция. Своим помешательством уже тогда успел прославиться великий древнегреческий ученый Эмпедокл. Его вклад в развитие науки сложно переоценить. Но ценой его гениальности был один-единственный минус – Эмпедокл считал себя богом. Однажды он решил доказать глупым неверующим свое бессмертие и прыгнул в вулкан. Но этот эксперимент ему не удался – к сожалению, Эмпедокл просто зажарился в жерле Этны…

средства развития творческого потенциала

Искореняем предрассудки

Такие примеры бросаются в глаза, однако считать, что творчество непременно должно коррелировать с безумием – не совсем верная идея. Во-первых, она не корректна статистически. Если объединить всех светил человечества в одну популяцию, далеко не все сто процентов от общего количества будут соответствовать профилю пациента психиатрической клиники. А также такая позиция опасна для мировосприятия многих творческих людей.

Творчество – это уникальный вклад человека в его культуру. Не обязательно быть прославленным гением, чтобы быть творческой личностью. С другой стороны, многие «гениальные» художники современности поспособствовали зарождению споров о смысле современного искусства. На многих биеннале демонстрируются настолько бессмысленные инсталляции, которые невольно заставляют ахнуть – «А король-то голый!».

Средства развития творческого потенциала направлены на то, чтобы человек мог реализовать себя именно в той сфере, которая наиболее соответствует его способностям. Не обязательно корпеть над пробирками или демонстрировать чудачества в обществе, чтобы быть креативной личностью. Творчество, если оно соответствует призванию – это и работа менеджера по продажам, и стоматолога, и даже механика.

Наличие или отсутствие профессионального роста также напрямую зависит от того, «на своем ли месте» находится человек. Тех, кто занимается работой вопреки своему желанию, окружающие – и он сам – могут упрекать в лени, отсутствии мотивации и других смертных грехах. Но скука на работе – прямой показатель грустного факта: жизнь тратится впустую. Чтобы остановить этот процесс, нужно избавляться от неверных представлений о творчестве, определять свои истинные таланты.

Борьба с предрассудками о гениальности и творчестве – всего лишь первый шаг. За ним следует целое путешествие, во время которого раскрываются подлинные возможности человека.

средства развития творческого потенциала

Целостность восприятия и гениальность

Гениальность связана с тем, что называется целостностью восприятия, широким охватом. Но именно увеличение скорости понимания, а не восприятия, влечет за собой ускорение познавательных и творческих процессов. Анализ биографий многих выдающихся людей показал, что такое восприятие достигается путем постоянного напряженного мышления. Такое мышление с целью разрешить определенную задачу со временем переходит в творческое озарение.

Что такое творческий потенциал, который реализуется в процессе постоянного мыслительного напряжения? Схема креативного мышления имеет следующий вид: напряженное мышление – фиксация внимания на проблеме – вынашивание проблемы – целостный охват – вдохновение – оценка проделанной работы.

Для лучшего понимания этого средства развития творческого потенциала можно рассмотреть некоторые феномены восприятия человека. Сознание каждую секунду воспринимает порядка двух миллионов деталей окружающего мира. При этом фотоснимок, состоящий из 2 млн. пикселей, покажется нам некачественной и смазанной. Даже фотография, сделанная ярким весенним днем, не дает такого количества элементов, которое охватывает взгляд человека. Считается, что целостное восприятие человеческого сознание достоверно имеет верхний предел в 1 млн. деталей.

Из-за этой особенности восприятия каждый раз, когда человек начинает мыслить, любое новое знание, по меньшей мере, затрагивается уже имеющимися аналогиями. При постоянном процессе мышления оно начинает наслаиваться, группироваться, усиливаться уже без усилий со стороны человека. О процессе целостного восприятия говорили многие поэты, композиторы и ученые. Например, В.В. Введенский так описывал свои воспоминания о Сеченове. «Вы больны?» — спросил я его однажды. – «Нет. Меня страшно занимает один вопрос, до такой степени, что, боюсь, я сойду с ума». Оказалось, что в этот период времени Сеченова занимала гипотеза о составе воздуха в легких». Не используя другие средства развития творческого потенциала, о которых раньше не было известно, Сеченов и подобные ему совершали достижения и открытия только за счет беспрерывного и напряженного мышления над проблемой.

средства развития творческого потенциала

Вывод: Рай и Данте

Даже если сейчас вы находитесь в творческом кризисе, продолжайте искать себя и творить. Помните – многие успешные произведения искусства создавались далеко не самыми одаренными людьми. В вопросе самореализации не стоит ориентироваться на устоявшиеся мнения о творчестве или навязанные извне установки.

Олицетворение идеала, нечто божественное, явившееся с неба, чтобы уделить земле луч райского блаженства, царица добродетели, облеченная в скромность, сияя красотой, шествует она среди похвал, будто ангел, сошедший на землю, чтобы явить миру зрелище своих совершенств. Ее присутствие дает блаженство, разливает отраду в сердцах. Кто ее не видал, не может понять всей сладости ее присутствия.

Данте Алигьери

Состоявшаяся личность – это тот человек, который сумел максимально использовать свои внутренние и наработанные в течение жизни ресурсы, умения. Здесь важен не только профессиональный рост и признание общества. Гораздо важнее включенность в выбранный вид деятельности, волевые качества, умение проработать неверные психологические установки, что, в конечном счете, помогает достичь полноценной и счастливой жизни.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации

Библиографическое описание:

Тузова Н. Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 316-319. — URL https://moluch.ru/archive/159/44865/ (дата обращения: 05.08.2018).



В статье раскрывается понятие «творческий потенциал», рассматриваются особенности развития творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации.

Ключевые слова: творческий потенциал, общеобразовательная организация, педагог, развитие, творческая личность

В наше время можно столкнуться с такой педагогической проблемой, как недостаточное развитие коммуникативных, творческих качеств человека, как личности. Способность к творчеству есть у каждого человека, а уровень творческих достижений не всегда бывает высоким, таким, каким должен обладать каждый современный педагог. Само понятие «творческий потенциал» человека имеет различные толкования, и невозможно найти общепризнанного определения.

В научной литературе мы встречаем целый ряд авторских определений, которые дополняют друг друга, а в ряде случаев противоречат друг другу. Основные определения представлены на рис. 1.

Рис. 1. Понятие творческий потенциал

Анализируя подходы разных ученых можно сказать, что единого мнения в определении данного понятия не существует. До сих пор авторы не могут прийти к единому мнению. Однако, большинство из них сошлись во мнении, что «творческий потенциал» — это та деятельность, которая оказывает помощь в развитии природных способностей, индивидуальных качеств личности, и может привести, в конечном итоге, к всесторонней реализации личностью своей индивидуальной и социальной субъектности.

Творческий потенциал может быть раскрыт, а может остаться абсолютно нетронутым. Это во многом зависит от обстоятельств развития этого феномена. Другими словами, имеются некие ограничения, которые в невыраженной форме могут тормозить раскрытие творческого потенциала личности.

Творческий потенциал личности — это совокупность интеллектуальных и практических ЗУН, умение применять их при постановке проблем и поиске решения с опорой только на свою интуицию, логику и одаренность в определенной сфере.

На рисунке мы представили понимание творческого потенциала человека как в узком, так и в широком смыслах.

Рис. 2. Творческий потенциал О. Ю. Яцкова

Следующим этапом развития творческих задатков человека является контроль качества выполнения работ. При всем этом большое внимание должно быть сконцентрировано на качестве самого процесса организации творческой деятельности и создании благоприятных условий для ее осуществления. При завершении того или иного проекта происходит сравнение результатов, полученных в процессе творческой деятельности и результатов, запланированных заранее. Не менее важным на этом этапе является анализ допущенных ошибок прошлого, выявление затруднений, возникавших в процессе решения творческих задач и внесение всех необходимых корректив. По мнению Ю. Н. Кулюткина для успешного развития творческого потенциала человека необходимы некоторые важные качества: творческая активность; оригинальность; способность и стремление к внесению новизны; комбинирование идей; перевоплощение мобилизации сил и прошлого опыта; наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости. [5]

Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин выделили три типа творчества. Творчество первого типа (простейший) — к известной проблеме применить известное решение. Творчество второго типа — новое применение уже известного решения или старую задачу решить по-новому. Творчество третьего типа — для совершенно новой проблемы находится принципиально новое решение. Для того, чтобы общество развивалось, важен любой вид творчества. По мнению большинства ученых, если первый тип реализует прогресс, то два других решают задачи далекого будущего.

По данным, представленным в педагогической литературе, творческий потенциал педагога — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе творчества педагога. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии, они формируются во время учебы и развиваются в дальнейшей профессиональной деятельности. В основе творческого потенциала заложены те источники саморазвития личности, которые способствуют его актуализации. Развитие творческого потенциала исходит из того, что целью современного педагогического образования является усвоение новых знаний, ценностей, личностных смыслов, а также формирование самодеятельностного субъекта, способного реализовать свою высокую интеллектуальность, творчество и нравственный потенциал, а так же развитие сущностных сил педагога, его интеллектуальных способностей не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы преобразования.

Развитие творческого потенциала сложный и разносторонний процесс, связанный с самоидентификацией, самоопределением и самореализацией личности. Исходная роль в системе развития творческого потенциала личности педагогов относится к регулятивным принципам — основным положениям, которые определяют ее содержание, методы, формы и средства в соответствии с поставленной целью. Модификация требований общества к учителю, знакомство с передовым педагогическим опытом, достижениями коллег запускают процессы самоидентификации, сопоставление собственных достижений с достижениями окружающих, качество удовлетворенности ими. В процессе самоопределения происходит выбор значимых целей, понимание путей их достижения и собственно происходит самореализация. В итоге ее вероятные возможности интеллектуальные, творческие, организаторские модифицируются в деятельность, направленную на достижение выбранных целей. На этом этапе педагог накапливает достаточную информацию, творчески ее видоизменяет, реализует в своей деятельности, анализирует результаты.

На рисунке 3 отражена система принципов развития творческого потенциала педагога.

Рис. 3. Принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога по Л. И. Сергейчик

Суммируя имеющиеся классификации, на рисунке 4 мы представили наиболее эффективные на наш взгляд средства и методы развития творческого потенциала педагога.

Рис. 4. Классификация методов и средств развития творческого потенциала педагога

Таким образом, творческий потенциал представляет комплекс интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность их осуществлять при постановке проблем и поиске путей решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в некоторой области. Для эффективного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Ведущими при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, присутствие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива. Творческий потенциал педагога — это комплекс психических процессов и свойств личности, которые реализуются в процессе педагогического творчества. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии педагога, он складывается во время учебы и развивается в дальнейшей профессиональной деятельности. Развитие творческого потенциала сложный и разносторонний процесс, связанный с самоидентификацией, самоопределением и самореализацией личности. С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, трансформации и перехода на новый уровень. То есть, чем выше уровень творческого потенциала педагога, тем лучше и быстрее он развивается, и, наоборот, на низких уровнях реализации творчества темпы развития гораздо ниже. Тем не менее, резервы (невостребованные ресурсы) развития творческого потенциала педагога скрываются в нем самом. Только личное желание и готовность к росту позволит найти рациональные пути их использования. Становлению и развитию творческого потенциала педагога способствует реализация следующих взаимосвязанных психолого-педагогических условий: стимулирование активности, самостоятельности, внутренней свободы; использование рефлексии в процессе личностного и профессионального становления и развития; проектирование и организация образовательного процесса на основе личностных и профессиональных ценностей.

Литература:
  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. — М.: Академия, 2012. — 320 с.
  2. Даринская Л. А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. — СПб.: Питер, 2015. — 293 с.
  3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Знание, 2013. — 364 с.
  4. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. — СПб.: СПбГУПМ, 2013. — 84 с.
  5. Рындак В. Г. Творчество: Краткий педагогический словарь. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2012. — 108 с.
  6. Степанов С. Ю., Семенов И. Н., Зарецкий В. К. Исследование проблем психологии творчества. — М.: Сфера, 2013. — 42 с.
  7. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. — М.: Академия, 2012. — 128 с.
  8. Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25–27.

Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, творческий потенциал педагога, творческий потенциал личности, развитие, педагогическое творчество, общеобразовательная организация, известное решение, единое мнение, дальнейшая профессиональная деятельность, прошлый опыт.

moluch.ru

11.5. Методы развития творческого потенциала

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Первая методика развития креативного мышления была разработана Р. Крачфил-дом.Он исходил из представлений, что творческие способности могут быть развиты через решение творческих задач. Своим ученикам он предлагал небольшие книжки (по16–20страниц в каждой), где рассказывалось о приключениях двух подростков, Джима и Лили, которым постоянно приходилось разбираться в детективных историях. Иногда на помощь детям приходил дядюшка Джон. В процессе поиска они выдвигали самые неожиданные версии, им приходилось неоднократно менять свои предположения о происшествии, прежде чем появлялась правильная версия. Книжки были разработаны таким образом, что внимательный читатель находил правильный ответ немного раньше своих героев. Кроме того, в рассказах содержалось много советов по развитию творческого мышления.

Проведенный Крачфилдом эксперимент показал, что ученики из экспериментальной группы сумели решить в три раза больше задач, чем ученики контрольной группы, причем достигнутый эффект сохранялся в течение 6 месяцев.

Пол Торренс предложил поэтапную систему развития творческого мышления. На первом этапе испытуемому предлагаются задачи и анаграммы, и он должен максимально быстро выделить среди хаоса гипотез единственно верную, сформулировать правило, ведущее к разгадке проблемы. Затем испытуемому предлагаются картинки. Он должен назвать самые разные и невероятные обстоятельства, которые привели к данной ситуации, всевозможные ее последствия.

На втором этапе испытуемому предлагаются предметы, имеющие определенное значение, и предлагается перечислить различные способы их применения.

Американский психолог Э. де Боно (de Bono, 1967) предложил программу развития креативного мышления исходя из пяти принципов.

Первый принцип заключается в том, что при возникновении проблемы важно выделить необходимые и достаточные условия ее решения. Если использовать все предложенные условия без доказательства их необходимости в данной ситуации, то можно усложнить процесс решения.

Второй принцип – необходимо выработать установку на отбрасывание своего прошлого опыта, полученного при решении подобных проблем. Очень часто подобие проблем оказывается только внешним.

Третий принцип – необходимо развивать умение видеть многофункциональность вещи.

Четвертый принцип – формирование умения соединять самые противоположные идеи из различных областей знания и использование таких соединений для решения проблемы.

Пятый принцип – развитие способности к осознанию поляризирующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния при решении конкретной проблемы.

Де Боно разработал набор приемов, способствующих развитию творческого мышления: функциональный и структурный анализ и др.

В настоящее время предлагаются различные методы развития креативности. Н. А. Багдасарова (1990) отмечает роль фольклора в активизации творческого начала в мышлении.

Н. В. Рождественская (2004) опробовала метод импровизации в действиях на сценической площадке. Через год занятий значительно улучшились результаты выполнения контрольного импровизационного упражнения и теста «Несуществующее животное».

С нашей точки зрения, одним из перспективных направлений практической реализации целостного динамического подхода к идентификации одаренности являются методы диагностики развития

studfiles.net

Глава 1. Развитие творческого потенциала школьников как важный фактор в формировании личности. Развитие творческого потенциала школьников средствами театрального искусства

Похожие главы из других работ:

Импровизация как способ развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста на занятиях по современной хореографии

1.4 Влияние импровизации на развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста

Практический опыт введения импровизации в занятия музыкой показывает не только большую заинтересованность ребят творчеством, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие ребенка...

Импровизация как способ развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста на занятиях по современной хореографии

ГЛАВА II. Развитие творческого потенциала средствами импровизации

Исследование на развитие творческого потенциала средствами импровизации, заключающееся в проведении, комплексов игр и упражнений, направленных на развитие творческого потенциала средствами импровизации...

Импровизация как способ развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста на занятиях по современной хореографии

1.4 Влияние импровизации на развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста

Практический опыт введения импровизации в занятия музыкой показывает не только большую заинтересованность ребят творчеством, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие ребенка...

Импровизация как способ развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста на занятиях по современной хореографии

Глава II. Развитие творческого потенциала средствами импровизации

Исследование на развитие творческого потенциала средствами импровизации, заключающееся в проведении, комплексов игр и упражнений, направленных на развитие творческого потенциала средствами импровизации...

Контроль на уроках русского языка в начальных классах

1.5 Учет ошибок и работа над ними как важный фактор контроля за учебной деятельностью

Учителю необходимо всегда знать, как продвигаются его ученики в области грамматики правописания. Этому помогает ведение учителем учёта ошибок в письменных работах...

Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников

ГЛАВА 1. Интонационная выразительность речи как составляющая творческого потенциала слабослышащих школьников

...

Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников

1.2 Развитие творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях

Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, настроений...

Нетрадиционные уроки как фактор повышения качества знаний младших школьников

1.2 Значение нетрадиционных уроков в формировании личности младших школьников

Развитие познавательных процессов младших школьников. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира...

Особенности межкультурного общения в образовательной среде

2.1 Оценивание межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку и культуре как важный фактор мотивации студентов

Принципиальным вопросом в построении и практическом применении различных методик преподавания иностранного языка и культуры является нацеленность соответствующей методики на формирование позитивных мотивов...

Половое воспитание

7. Половое воспитание - важный фактор полноценной семьи

половой воспитание психосексуальный семья Правильное половое воспитание необходимо и для гармоничных супружеских отношений -- важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в труде, хорошего настроения, т. е...

Психолого-педагогические основы формирования умений младшего школьника в процессе самостоятельной работы

1.2 Самостоятельная работа как важный фактор формирования общеучебных умений младших школьников

Как дидактическое явление, самостоятельная работа - понятие неоднозначное, она может принимать различные формы, виды и приемы, а также рассматриваться на разных уровнях. Анализ монографических работ...

Развитие творческого потенциала школьников средствами театрального искусства

Глава 2. КВН в школе как одна из ярчайших форм проявления творческого потенциала школьников

...

Технология ТРИЗ, как фактор развития творческого потенциала личности

1. ТворчесКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

...

Формирование самостоятельности и трудолюбия у младших школьников

§2.3 Труд -- важный фактор воспитания

Мы часто произносим слова «трудолюбие», «трудолюбивый». Но всегда ли задумываемся, какое содержание вкладываем в это понятие? На первый взгляд все ясно и просто. Трудолюбивый -- это тот, кто любит труд. Просто, да не совсем. К примеру...

Целенаправленное развитие творческого потенциала младшего школьника

РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОНТОГЕНЕЗЕ

...

ped.bobrodobro.ru

Как ПОВЫСИТЬ творческий потенциал? — Всё самое интересное!

Раз уж мы начали тему развития способностей (в статьях «Память и воспроизведение — как развить?» и «Вдохновение — как его получить?» раздела Магия и Интересности и подраздела «Способности»), то нужно продолжить 🙂 И сегодня мы разбираем, как повысить творческий потенциал. Что, без сомнения, необходимо (надеюсь) каждому человеку в его жизни. Ведь творческий подход к решению жизненных задач — это не только эффективность, но и удовольствие 🙂

Как повысить творческий потенциал? Естественно и традиционнно, для начала нужно разобраться с тем, что же такое творческий. Чтобы было точно понятно, что мы собрались развивать. И, опять же, традиционно мы обращаемся к Википедии:

Творчество — это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Или, если упростить и обобщить, творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

Ну а творческий потенциал, само собой — это то, насколько каждый конкретный человек может творить. Соответственно, определившись с проблематикой, мы можем перейти к советам о том, как можно повысить творческий потенциал.

Для начала — воспользуйтесь советами из статьи «Моменты, которые уничтожают творчество«.

Как повысить творческий потенциал

Далее необходима настройка на творчество. Для этого можно проделать следующие операции:

  1.  Для некурящих — кофе и пончик. Комбинация глюкозы и кофеина повышает внимательность.
  2. Жвачка повышает концентрацию сильнее, чем кофеин, правда, эффект длится всего 20 минут.
  3. Рисуйте и чертите. Если размышлять о проблеме и параллельно что-нибудь рисовать, это повысит концентрацию и усилит память.
  4. Думайте об умных людях — известных ученых, предпринимателях. Мысли об умных людях рождают поток ассоциаций («гениальный», «талантливый», «одаренный»), которые в свою очередь рождают правильный ментальный настрой. Эффект длится 15 минут.
  5. Общайтесь с другими людьми, интересуйтесь их жизнью, не позволяйте чувству одиночества овладеть вами. Одиночество не только бьет по когнитивным способностям, но и ведет к преждевременной смерти.
  6. Физические упражнения.
  7. Слушайте классическую музыку. Любая другая музыка дает нейтральный или отрицательный эффект.
  8. Не распыляйтесь.
  9. Высыпайтесь. Разным людям требуется разная продолжительность сна. Не надо подражать неспящей элите. Кстати, подробнее про сон можно прочесть в статье «Как меньше спать — без вреда для тела?«
  10. Если решаете задачу на озарение, примите горизонтальное положение. В лежачем положении снижается уровень норадреналина и активность голубого пятна, что ведет к расслаблению, повышению креативности и, в конечном счете, к решению.
  11. Верьте в себя. Убеждения влияют на когнитивные способности. Даже простое ношение белого халата повышает точность и внимательность.

Как повысить творческий потенциал

Также в раскрытии творческого потенциала могут помочь:

Новое окружение. Сходите туда, где вы еще никогда не были или куда заходите очень редко. Это может быть новый большой парк или ювелирный магазин в соседнем районе.

Новые запахи. Купите флакончики с эфирными маслами или любые ароматизированные предметы. Каждое утро, как только проснулись, вдыхайте новый запах — это позволит «разбудить» мозг.

Закрытые глаза. Вечером не включайте свет в квартире — ходите по комнатам по памяти. Это упражнение повысит внимание и концентрацию. Также можно принимать душ с закрытыми глазами. Так как вы ничего не видите, резко активизируются другие органы чувств.

Смена рабочей руки. Чистите зубы не рабочей рукой, а той, которая менее активна: если вы правша, чистите зубы левой рукой, если левша — правой. Также можно тренироваться писать левой рукой, мыть посуду левой рукой и так далее.

Новый гардероб. Носите разные вещи. Ученые доказали, что в зависимости от одежды человека меняются не только его ощущения, но и образ мыслей.

Новая дорога. Ходите на работу (в магазин) новой, незнакомой дорогой. Даже если новый путь будет длиннее, ничего страшного. Это не только положительно скажется на работе мозга, но и поможет поддержать стройность. Рекомендуется каждый день гулять не менее 5 километров. А лучше более.

Уверенность в себе. Будьте увереннее в себе. Даже если вам предлагают работу, в которой вы не очень разбираетесь, соглашайтесь. Мозг быстро активизируется, когда вы не совсем точно знаете, что делать. Ну и потом, всегда можно найти кого-нибудь, кто сделает работу за вас за меньшие деньги 🙂 Ешё и бизнес получится.

Монеты. Научитесь различать монеты разного достоинства только пальцами. Упражнение полезно делать, когда вы кого-нибудь или чего-нибудь ждете. Время идет быстрее, и ожидание становится не таким томительным.

Разнообразный отдых. Если выходные вы обычно проводите в городе, то в следующий раз отправляйтесь на природу. Не любите слушать музыку? Сходите на музыкальный концерт — вы получите массу новых ощущений. Если даже вам совсем не понравится, сможете уйти.

Новый темп. Это упражнение можно сделать в выходной день. Если вы обычно все делаете медленно, старайтесь ускорить темп в 2 раза. Если же вы и минуты не можете усидеть на месте, заставьте себя все делать неспешно. Это требует большой концентрации.

Как повысить творческий потенциал

И теперь собственно упражнения для повышения творческого потенциала

Упражнение «Две случайности».

Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует ум.

Естественно, словарь — это не обязательно. Это упражнение отлично выполняется при прогулке по городу (помните, выше мы говорили про то, что нужно гулять не менее 5 километров в день? — так вот, теперь вы знаете, чем себя в это время занять 🙂

Вы просто находите два любых предмета — машину и дом, дерево и уборщицу, провода и кошку — и определяете, что между ними общего. Например, вы увидели баржу и чайку. И тут же пробуждается фантазия: чайки, экскременты, баржи, памятники, грузчики и так далее.

Как повысить творческий потенциал

Сумасшедший генетик

Возьмите чистый лист бумаги и фломастер. Очень хорошо, если вы не умеете рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны. Главное – процесс. А теперь нарисуйте нечто, которое будет сочетает в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей. У вас получится, например, лиса с рыбьей чешуей, или длинношеий заяц с копытами. Цель упражнения – убить любые зачатки логики и здравого смысла, сделав акцент на креативности.

Ну а если качество рисования вам не безразлично, то предлагаем вам серию статей «Как научиться рисовать? Легко!«. Кстати, научиться рисовать — это хороший путь для развития творческих способностей.

Как повысить творческий потенциал

Безумный архитектор

От животных перейдем к архитектуре, давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно.

Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.

Чем живее вы себе это представите — тем лучше. Потому что живость фантазии — это основной компонетн творческого потенциала. Что мы, собственно и повышаем.

Как повысить творческий потенциал

Упражнение для повышения творческого потенциала «10+10»

Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.

Пример — кошка. Прилагательные, которые подходят:

  • мягкая,
  • пушистая
  • тёплая
  • добрая
  • изящная.

Прилагательные, которые абсолютно не подходят:

  • чешуйчатая,
  • ледяная
  • неуклюжая
  • жирнющая
  • тупая.

Естественно, у каждого человека будет свой набор ассоциаций. Но упражнение — не предмет для обсуждений и споров. Упражнение приучает ваш ум слушаться ваших команд и выдавать нужные решения.

Как повысить творческий потенциал

Упражнение «Придумай название»

Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Можно короткое и хлесткое, или же длинное и развернутое. Цель упражнения – название обязательно должно вам понравится.

Например, подводная лодка = прибор для многоразового герметичного погружения в неизведанные морские глубины. Ну и так далее.

Кстати, это упражнение очень любят дети 🙂 По крайней мере, некоторые из них.

Повторяйте перечисленные упражнения каждый день по нескольку раз и обязательно станете творческой личностью! Кстати, один из признаков, что вы находитесь на финишной прямой к творческой личности — это

способность самостоятельно придумывать упражнения для развития творчества 🙂

Как повысить творческий потенциал

Ну и напоследок ещё несколько советов по повышению творческого потенциала, о которых мы забыли:

Решайте загадки, интеллектуальные задачи, ребусы, шарады, логические задачи и головоломки

Заблокируйте на время одно или несколько чувств — ешьте с завязанными глазами, заткните уши во время выполнения обычных дел, примите душ с закрытыми глазами. Также хороший вариант — заблокировать одну руку (привязать) и / или закрыть один глаз, одно ухо. Оригинальные ощущения, однако.

Находите новые способы использования обычных предметов — например, сколько разных способов применения обычного гвоздя вы сможете придумать?

Опровергайте свои предположения. Этот способ развития творческого потенциала родился в Древней Греции.Так, при обучении, молодые эфебы были обязаны для начала

  • а) доказать определённое утверждение так, чтобы в это поверили присутствующие
  • б) опровергнуть его, также убедив всех присутствующих.

Отличное упражнение, рекомендуем!

Научитесь жонглировать, занимайтесь спортом, соблюдайте осанку, учитесь одной рукой / ногой выполнять не то же действие, что и другой рукой / ногой (например, одна рука рисует в воздухе круг, а другая в то же время — квадрат).

Играйте в шахматы или другие логические игры (например, го, рэндзю и так далее).

Развивайте наблюдательность — например, обращайте внимание на красный цвет в течение дня или находите автомобили определенной марки в общем потоке, придумайте тему и сосредоточьтесь на ней.

Учите иностранный язык. Например, очень хорош в этом отношении эсперанто: учится легко (особенно с помощью статьи «Изучение языка с помощью этимологии на примере эсперанто«) и может быть использован для ускорения изучения других иностранных языков, если вам они когда-нибудь понадобятся.

Пишите — напишите рассказ, стихотворение или заведите блог. Вообще, записывать ЛЮБЫЕ идеи, которые приходят вам в голову — это отличный способ приучить ум выдавать нечто более оригинальное, чем обычно.

Не смотрите телевизор и не читайте газет.

В общем, способов повысить творческий потенциал масса!

Главное — их регулярно применять. И ваше творческое начало будет расти не по дням, а по часам 🙂

Как повысить творческий потенциал

 

interesko.info