ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Личностное развитие дошкольника


3. Развитие личности в дошкольном возрасте.

Личностное развитие дошкольника включает:

1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире;

2) развитие эмоциональной и волевой сферы.

Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности.

При этом важным становится соблюдение норм общественной морали. Дошкольник эти нормы может усваивать следующими способами:

1) подражая близким людям;

2) наблюдая за трудом взрослых;

3) слушая чтение рассказов, сказок, стихов;

4) подражая сверстникам, которые пользуются вниманием со стороны взрослых;

5) через средства массовой информации, прежде всего телевидение.

Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники – правила взаимоотношения с другими детьми.

В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке.

На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.

На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.

Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.

Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.

Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных – чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного.

К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.

Он постепенно овладевает пониманием невербального языка эмоций.

Таким образом, личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в результате активного взаимодействия с взрослыми людьми.

4. Готовность ребенка к обучению в школе.

Подробнее остановимся на рассмотрении психологической готовности к обучению в школе, под которой понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников»

(И. В. Дубровина, 1997).

Иными словами, ребенок, находясь в группе сверстников, должен быть в состоянии усваивать школьный материал.

Существуют различные мнения на предмет выделения параметров психического развития ребенка.

Л. И. Божович выделяла: уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения; достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность «внутренней позиции школьника», что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.

Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности.

Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.

Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.

Эмоциональная готовность – это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности.

Социальный компонент проявляется в возможности и желании общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика.

Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотивационной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооценки, умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо). Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.

studfiles.net

психология условий формирования психики дошкольников

Содержание статьи

Стадия дошкольного возраста, знаменательна становлением первичного склада личности. В психологии считается, что этому периоду свойственно формирование важных механизмов, оказывающих влияние на развитие личности в дошкольном возрасте.

Развитие ребёнка

Формирование личности ребенка, разделяют на следующие этапы:

  • Возраст 3-4 года. Происходит становление эмоциональной саморегуляции.
  • Возраст 4-5 лет. Происходит нравственная саморегуляция.
  • Возраст от 6 лет. Начинается становление таких качеств дошкольника, как личностные и деловые.

Эмоциональная сфера

На развитие личности дошкольника, большое влияние оказывает эмоциональная сфера. Детство, перед школой, чаще всего, проходит с умеренной эмоциональностью, без ярких аффективных всплесков, и без больших конфликтных ситуаций по пустякам.

Эмоциональная жизнь малыша, если брать раннее детство, имеет зависимость от ситуации, в которой он находится и принимает участие. К примеру: является ли он обладателем красивой игрушки или нет, есть ли возможность ее получить, удается ли ему взаимодействовать с ней, приходят ли ему на помощь взрослые и прочее.

Далее, уже в дошкольном возрасте, желания, которые раньше направлялись на предметы в каких-либо ситуациях, меняются на желания, связанные с воображаемыми предметами. То есть, действия чада уже не связываются с желанной вещью напрямую, а выстраиваются исходя из представлений о ней, о желании добиться определенного результата, о возможности получить ее в дальнейшем.

Возможность представлений, позволяет маленькому человеку отвлекаться от конкретной ситуации, а также, способствует появлению переживаний, не связанных с ней. Поэтому, реакция на текущие препятствия проявляется не так остро.

Всю жизнь дошкольника, можно назвать насыщенной, в эмоциональном плане. Все, чем он занимается – помощь по дому, рисование, игра, конструирование, лепка и т.д. – должно подкрепляться эмоциями. Если этого не будет, то к любому действию потеряется интерес, и оно не состоится. Дитя, в этот период своего развития, не способно выполнять какую-либо работу или действия, не интересные ему.

Дошкольник

Важно, расширять круг эмоций чада. Дитё должно понять, что такое сопереживание, а также, зачем проявлять сочувствие к другим людям. Без правильного понимания этих эмоций, в дальнейшем, личность будет испытывать трудности при общении в коллективе или при ведении совместной деятельности.

Возникновение эмоциональных состояний

Эмоциональное предвосхищение, неразрывно связано с возникающими эмоциями. Еще до начала любых действий, дитя представляет эмоциональный образ, который может возникнуть после его деятельности, а также, какая реакция взрослых будет в конечно счете.

Если предвидится получение результата, не отвечающего общепринятым нормам воспитания, за который последует наказание или, в лучшем случае, неодобрение, то у маленького человека возникает тревожность. Именно она и способная предотвратить нежелательные действия.

И наоборот, предвосхищая замечательный результат, который будет по достоинству оценен взрослыми, дитя испытает сильные и положительные эмоции, являющиеся стимулом для дальнейшей деятельности.

Таким образом, получается, что аффект смещается к самому началу действия, относительно конца. На первый план структуры поведения, выходит эмоциональный образ, а действия дошкольника, регулируются предвосхищением последствий его поступков.

Контроль состояний эмоционального характера

Замечено, что присутствие взрослых, особенно посторонних, или других детей, способно сдерживать побуждения чада, и влияет на развитие личности дошкольника. Со стороны взрослых, вначале, должен быть контроль над поведением детей, поскольку они, оставшись одни, ведут себя раскованно, импульсивно, а порой – неадекватно. Но, по мере того, как развивается способность к представлению, дети начинают вести себя намного сдержанней, воображая, что контроль со стороны продолжается.

Сдержанный ребёнок

Структура процессов

Структура процессов в эмоциональной сфере, также подвергается изменениям. В младенчестве она состояла из реакций, которые выражались тем, что малыш громко плакал, хаотично передвигался, прикрывал руками лицо, бессвязно кричал слова, краснел от гнева, сжимая кулачки и т.д. Дошкольники же, сохранив некоторые вышеописанные реакции, ведут себя более сдержано. Кроме этого, к эмоциональным процессам добавляются формы восприятия, воображения и образного мышления. Дитя может теперь испытывать радость или печать не только от сиюминутных действий или поступков, но и от предстоящих дел. Также, усиливается интенсивность переживаний.

Сфера мотиваций

Формирование личности дошкольника, невозможно без соподчинения мотивов. Когда ребенок пребывал во младенческом возрасте, все его желания имели одинаковую силу. При появлении нескольких желаний одновременно, при этом, разных, дитя оказывалось в затруднительной ситуации, в которой не могло сделать выбор.

Но дошкольник, уже способен различать мотивы по силе значимости. Он умеет принимать решение в ситуации, когда необходимо выбрать один предмет, находящийся среди нескольких, не менее привлекательных. Также, он способен подавлять сильные желания, и не проявлять реакции на привлекательную вещь. Обычно, в роли «ограничителей» могут выступать более сильные мотивы.

Особенности развития личности дошкольника таковы, что наиболее сильно его мотивируют: похвала, награда или поощрение.

Слабым мотивом, считается наказание, например, запрет играть со сверстниками.

Но самый слабый мотив – это обещание. Как показывает практическая психология, добиваться от дошкольника обещаний бесполезно, и даже вредно. Ведь обещания все равно не будут выполнены. Поэтому, у маленького человека могут появиться такие черты, как беспечность и необязательность.

Запрет

Также, слабым мотивом, в психологии, считается прямое наложения запрета на какие-либо действия, к примеру, если дитя слышит краткое «Нет», без подкрепления его дополнительными мотивами.

Структура сферы мотиваций

Если понаблюдать за поведением дошкольников, то становятся очевидными их наиболее характерные мотивы:

  • Одни дети находятся в состоянии соперничества, и у них появляется тяга к лидерству. Дети стремятся занять во всем первенство. У них преобладает престижная мотивация, которую также можно назвать – эгоистичной.
  • Другие, в отличие от первых, с радостью всем помогают. Для них главное – это общие игры, события в детсадовской группе, общие заботы и радости. Таких детей можно назвать коллективистами.
  • Третьи, придают большую важность «серьезным» делам, проводимым в детском саду. Они внимательно прислушиваются ко всем требованиям и замечаниям, исходящим от воспитателя. У детей появляется мотивация к достижению успеха. Для них не особо важно, что делать, лишь бы делать это старательно, под присмотром воспитателя, получая, в процессе, оценку их работы и указания по ее выполнению.

Поскольку у детей иерархическая система находится на стадии становления, доминирование является неустойчивым и проявляется разными способами, зависящими от условий. Становление устойчивой системы мотиваций, завершится только в подростковом возрасте.

Личностные мотивы

Жизнь маленького человека, перед школой, намного разнообразнее и кардинально отличается от той, что была в младенческом возрасте. Ему становятся понятны другие, непривычные системы отношений, ребенку приходится заниматься видами деятельности, ранее недоступными, что ведет к появлению новых мотиваций.

Мотивация ребёнка

Мотивы достижения успеха

Начиная с младенчества, дети реагируют на неудачи и успехи с помощью эмоциональных реакций. Младшие дошкольники, не способны трезво оценивать результаты своей работы. Им все равно, успешно они ее выполнили или нет.

Средние дошкольники, уже обретя понимание, что такое успех и поражение, способны к переживанию. Следует заметить, что успех положительно сказывается на дальнейшем выполнении работы. Что касается неудачи, то это всегда отрицательный опыт, который не способен стимулировать дальнейшее проявление настойчивости, а тем более, продолжение деятельности. В таких случаях, дитя часто бросает работу, и не собирается ее переделывать или продолжать. Особенно, следует обращать на это внимание, когда проводится деятельность на развитие и формирование творческой личности дошкольника.

Старшие дошкольники, относятся к успеху, как сильному стимулу. Поэтому, несмотря на неудачу, они продолжают попытки довести дело до успешного конца.

Мотивы общения

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте не должно проходить в изоляции от общения с окружающими. К тому же, необходимо позаботиться о расширении контактов. Но, несмотря на это, для дошкольника, как и для младенца, главенствующую роль, в становлении личности, играет его мать. От нее, зависит становление различных качеств будущей личности. Следует знать, что самое значимое желание, для маленького человека, является желание заслужить от матери, или от других взрослых, похвалу или одобрение, после некоторых поступков или произведенных им действий. Также, для него имеют важность добрые и теплые отношения со всеми, людьми в его окружении.

В старшем дошкольном возрасте, особое значение придается таким мотивам, как одобрение и признание. Для ребёнка важно, чтобы это сделали не только близкие ему люди, но и окружающие. В психологии считается, что данные предпосылки способны трансформироваться в потребность достижения успеха, уверенность в себе и в своих силах, самостоятельность, целеустремленность, и в прочие признаки сильной личности.

Похвала дошкольника

Мотив самоутверждения

Для дошкольника важно отношение к нему окружающих. Он старается быть приятным и понятным для них. На примере игр, дитя стремится самоутвердиться, беря на себя главенствующую роль, пытается руководить и командовать, без страха участвует в различных соревнованиях, и всегда, не жалея сил, старается одержать победу.

Индивидуальность

Условия развития личности ребенка дошкольного возраста могут существенно влиять на его индивидуальность, поскольку в качестве основы поведения, берется подражание окружающим. В качестве примера могут выступать взрослые или другие дети. Копирование поведения, вначале, проявляется поступками, которые постепенно могут перерасти в качества личности. Поскольку у детей нет способности оценивать нравственно-этические аспекты, они одинаково легко усваивают и положительные, и негативные образцы поведения.

Самосознание

Самосознание полностью формируется к окончанию дошкольного возраста. Его принято считать главным фактором, при становлении личности.

Дети, с точным представлением о себе, развиваются семьях, где им уделяется максимум внимания и времени, где родители дают адекватную оценку их уму и физическим возможностям, и прогнозируют, что дитё будет успешно учиться в школе. В таких семьях, в качестве наказания, дети получают отказ от общения, а поощрения получают, не в виде дорогих подарков.

В семьях, где детьми заниматься не принято, но требуется от них послушания, вырастают личности с заниженной самооценкой. Такие дети, часто подвергаются оскорблениям и унижениям, их упрекают, наказывают (нередко при посторонних), к их способностям относятся пренебрежительно, и не ждут от них хороших оценок в школе.

Дети с завышенной самооценкой вырастают в семьях, где считается, что они более развиты, если сравнивать их со сверстниками; они часто получают поощрения в виде похвалы и дорогих подарков; редко бывают наказаны; родители считают, что их дети будут только отличниками.

В целом, условия, в которых воспитывается дитя, напрямую влияют на развитие личности дошкольника. Самооценка всегда имеет совпадение с внешней оценкой, в основном, с той, что исходит от близких взрослых. В психологии считается нормой, если: дитя 5-ти лет способно немного преувеличивать свои способности; к 6-ти годам, дитя сохраняет завышенную самооценку, но в меньшей мере, чем раньше; самооценка у дошкольника к 7-ми годам, относительно своих способностей, приобретает адекватную форму.

Похожие записи

apatii.net

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Поиск Лекций

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период перво­начального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяю­щих последующее личностное развитие.

Компоненты личностного развития. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три час­ти. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование де­ловых личностных качеств ребенка.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. В это время происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желани­ям, связанным с представляемыми предметами.

Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе пред­ставлений о предмете, о желательном результате, о возможности его дос­тичь в ближайшем будущем.

Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непо­средственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь

эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро раз­рушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, со­переживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Механизм возникновения эмоциональных состояний. Эмоции, связан­ные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых.

Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспита­ния, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окру­жающих действия.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит сме­щение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ ста­новится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоциональной предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется в этот период и структура эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные ре­акции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым, в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.

Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмо­ций становится у детей более сдержанным. В структуру эмоциональных про­цессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь слож­ные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начи­нает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в дан­ный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, фор­мирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Все жела­ния ребенка раннего возраста были одинаково сильны. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для не­го ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагиро­вать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение на­грады. Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую оче­редь, исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка.

Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ре­бенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотиваци о иная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают от­носительную устойчивость. Среди мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующее мотивы — преобла­дающие в мотивационной иерархии.

Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно опреде­лить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Появляются, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с форми­рующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, сорев­нования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие, мотивы общения, мотив самоут­верждения.

Индивидуальность. Под основными, или базовыми, качествами лич­ности понимаются те, которые начинают оформляться в раннем детстве, до­вольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность чело­века. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности.

Основные личностные качества являются устойчивыми потому, что их развитие зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстра­версия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общи-

тельность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ре­бенка в дошкольном возрасте, в условиях взаимодействия факторов геноти­па и среды.

Механизмы формирования индивидуальности. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Подражание сопро-вождатся закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в ви­де внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности. Нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут ус­ваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

Особую роль в личностном развитии ребенка играет восприятие и оценка ребенком своих родителей. Те из родителей, кто является хоро­шим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положи­тельное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и пове­дение наиболее сильное влияние.

Самое заметное воздействие родители оказывают на детей в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются оп­ределенные различия. У девочек психологическое влияние родителей начи­нает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Маль­чики значительно меняются под воздействием родителей в промежутке вре­мени от пяти до семи лет, т. е. на три года меньше.

Формирование характера. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как ини­циативность, воля, независимость.

Формирование этических норм. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно от­рицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к

персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зай­ца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосно­вать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Скажем, в сказке «Иван-царевич и серый волк» Иван-царевич ведет себя по-детски не­посредственно, это — положительный, привлекательный образ, с которым ребенок себя идентифицирует. Но его поступки, идущие вразрез с мудрыми советами волка, оцениваются как «плохие» и «неправильные».

У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется этической оценкой его действий. Дети начинают судить о по­ступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за при­чиненное зло и т.п.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способ ность оценивать свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее про­стых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испыты­вает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и прояв­лять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение этических норм протекает быстрее при определенных отно­шениях в семье. Дети принимают стиль поведения и установки взрослых. В общении с безусловно любящими их родителями они получают не только по­ложительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Все это приводит к более раннему осознанию этических норм пове­дения.

Самосознание. Самосознание формируется к концу дошкольного воз­раста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного дет­ства.

Типы самооценки. М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физиче­ские и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отка­зом от общения.

Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в кото­рых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успе­хов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают бо­лее развитыми, чем их ровесников; часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.

Линии развития самосознания. Можно выделить несколько линий развития самосознания: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени и др. Собственно самооценка появляется во второй половине дошкольно­го периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка в раннем возрасте практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преуве­личивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обос­нование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более аде­кватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему ос­ваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в за­нятия учебного типа при подготовке к школе.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих пережи­ваний. В первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообраз­ные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно бы по бы пе­редать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольного воз раста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выра­зить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многое девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «ко­гда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Итак, дошкольное детство — период познания мира человеческих от­ношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становит­ся для него ведущей деятельностью. И фая, он учится общаться со сверст­никами. Дошкольное детство — период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая ло­гика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это пе­риод первоначального становления личности. Возникновение эмоционально­го предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмо-ционально-потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника.

Центральными новообразованиями этого возраста можно считать со­подчинение мотивов и самосознание.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

Занятия учебной де­ятельностью требуют особых условий и ребёнок к ним должен быть готов. Готовность ребенка к обучению в школе определяется, прежде всего, его анатомофизиологическим и психическим развитием, значительной анатомо-физиологической перестройкой организма, которая обеспечивает вовлечение его в учебную деятельность и формирование ряда осо­бенностей личности.

В этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга ребенка. Он увеличивает­ся в среднем до 1 кг 350 г. Особенно

сильно развиваются большие полушария, в первую очередь лобные доли, связанные с деятель­ностью второй сигнальной системы. Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов — возбуждения и тор­можения: возрастает возможность тормозных реакций. Это состав­ляет физиологическую предпосылку для формирования ряда во­левых качеств дошкольника: повышается способность подчинять­ся требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импуль­сивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков.

Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогают ребенку перестраивать свое поведение в со­ответствии с изменившимися условиями, с возросшими требова­ниями старших, что важно для нового этапа его жизни — поступ­ления в школу. Однако нужно учитывать и слабые стороны в ана­томии и физиологии детей дошкольного возраста. Ряд исследова­ний отмечают быстрое истощение запаса энергии в нервных тка­нях. Всякое перенапряжение опасно для ребенка, что обязывает учителя и родителей следить за строгим соблюдением его режима.

Костно-мышечный аппарат детей до 10 лет отличается срав­нительно большой гибкостью, что объясняется наличием в костях значительного количества хрящевой ткани и повышенной элас­тичностью клеток. Поэтому в младшем школьном возрасте встре­чаются случаи искривления позвоночника как следствие непра­вильной посадки. Злоупотребление упраж­нениями в письменном или других видах деятельности, в которых участвует рука, влечет за собой искривление ее костей. В дошколь­ном возрасте идет и медленное развитие мелких мышц, поэтому действия, требующие точности, для младшего школьника представляют трудность. Такие анатомо-физиологические особенности детей, поступивших в школу, требуют пристального внимания учителя.

Очень важна личностная готовность, которая, прежде всего, предполагает формирование мотивационно-потребностной сфе­ры личности ребенка. Важнейшее условие успешного учения в школе - наличие соответствующих мотивов учения, отношение к нему как к суще­ственному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к определенным учебным предметам. Предпосылкой воз­никновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирую­щееся к концу дошкольного детства желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение ученика, с дру­гой — развитие любознательности, умственной активности, обна­руживающиеся в живом интересе к окружающему и стремлении узнать новое. Практика и специально проведенные психологичес­кие исследования

показали, что желание учиться обычно появля­ется у дошкольников к 5—6 годам. И вместе с этим меняется и характер деятельности в детском саду.

Огромное влияние на фор­мирование мотивационно-потребностной сферы дошкольника оказывает игра. Начиная со среднего дошколь­ного возраста ребенок с удовольствием играет в школу. Дети хотят учиться. У старших дошкольников появляются мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую для них позицию школьника. Эти мотивы могут быть личными («Хочу учиться, чтобы купить много книг»), а также общественно значимыми, среди которых имеются узкие мотивы, обращенные к своей семье («Вылечу бабушку», «Помогу маме»), и мотивы более широкого плана («Выучусь и стану врачом, чтобы все люди в нашей стране были здоровыми»).

Успех обучения в школе зависит от того, насколько у до­школьника будет сформирована произвольность поведения, что в первую очередь выражается в его организованности. Это проявля­ется в умении планировать свои действия, выполнять их в опреде­ленной последовательности, соотносить со временем. Уже в до­школьном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих дей­ствий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Уже в 3-4 года малыш активно учится управ­лять своими поступками. Однако следование определенным образ­цам при организации собственного поведения происходит нео­сознанно. В 4—5 лет отмечается произвольное управление своими действиями. Приобретение ребенком устойчивых форм поведения предполагает наличие умений по использованию конкретных вне­шних средств. Например, чтобы научиться выполнять действия по самообслуживанию (умывание, уборка постели, одевание), школь­ники охотно применяют в качестве вспомогательного средства набор картинок с изображением необходимых действий в опреде­ленной последовательности.

Специально проведенные исследования (В.К. Котырло и др.) доказали, что к 6-7 годам у ребенка намного возрастает стремле­ние к преодолению трудностей, желание не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели. Умение уп­равлять своим поведением во многом определяется развитием дис­циплинированности, организованности и других волевых качеств, которые к моменту поступления в школу достигнут довольно вы­сокого уровня развития. Восприятию волевых качеств способству­ет твердо установленный режим дня, соблюдение которого фор­мирует

чувство времени. Исследова­ния показали, что у детей достаточно заметно выражены притязания на определенное положение в детском коллективе. Эмоциональное благополучие дошкольника зависит от того, удовлетворяет его или нет то место, ко­торое он занимает в коллективе сверстников, и как складываются его взаимоотношения со взрослыми. Удовлетворенность своим по­ложением способствует формированию у детей уважения к стар­шим, дружеских чувств, умения считаться с интересами и жела­ниями других. В случае неудовлетворенности могут установиться конфликтные взаимоотношения.

Важнейшим аспектом, определяющим готовность ребенка к школьному обучению, является уровень его умственного развития. В отечественной психологии считается общепринятым, что разви­тие интеллекта происходит не спонтанно, а в процессе обучения и зависит, прежде всего, от содержания знаний и способов опери­рования ими. Исследования, проводимые отечественными учены­ми (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков и др.), позволили установить, что в основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных ориентировочных действий, причем главная роль отводится перцептивным и мыслительным операциям.. Установлено, что при определенной организации обучения им доступно усвоение усложненного теоретического материала, тем самым изменены традиционные представления об их возраст­ных особенностях.

Центральным моментом фор­мирования учебной деятельности в старшем дошкольном возрас­те является переориентировка сознания ребенка с конечного ре­зультата на способы выполнения, что предполагает осознание своих действий, развитие произвольности и самоконтроля. Одна­ко достаточно высокого уровня познавательной деятельности до­школьники достигают, только если обучение в этот период на­правлено на активное развитие мыслительных процессов и явля­ется развивающим, ориентированным на «зону ближайшего раз­вития» (Л.С. Выготский).

Ребенок должен быть подготовлен к ведущей деятельности - учебной в младшем школь­ном возрасте, что требует формирования соответствующих уме­нийи обеспечивает «высокий уровень обучаемости», характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, овладеть на­выками самоконтроля и самооценки.

Таким образом, в понятие «готовность к школьному обуче­нию» включается и сформированность основных предпосылок и основ учебной деятельности.

Особенности ребенка, проявляющиеся в первые месяцы обу­чения. Следует отметить, что даже у подготовленных к школе де­тей в первый месяц обучения могут проявляться новые, подчас неожиданные свойства. Как показывают наблюдения, сложность учебной деятельности и необычность переживаний часто вызыва­ют тормозную реакцию у подвижных и возбудимых ребят и, на­оборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных. Это происходит в результате смены условий жизни и деятельности, которая, по данным А.А. Люблинской, выражается в следующем:

• Меняется содержание жизни детей. В детском саду весь день был заполнен увлекательной и интересной деятельностью. Хотя и проводились учебные занятия, но даже в старшей группе они за­нимали только очень небольшую часть времени. Дошкольники много рисовали, лепили, играли, гуляли, свободно выбирали себе игру и товарищей, которые им больше нравились. Содержание же школьной жизни, особенно в первом полугодии, очень однообразно. Ученики должны ежедневно готовиться к урокам, выполнять школьные правила, следить за чистотой тетрадей и учебников, наличием письменных принадлежностей.

Совершенно по-новому складываются отношения с учи­телем. Для ребенка, посещавшего детский сад, воспитательница была самым близким человеком после мамы, ее «заместителем» с большей свободой, сосредоточенностью и интимностью, чем с учителем. Требуется время, чтобы между учащимся и педагогом установились деловые и доверительные отношения.

• Очень резко изменяется и положение самого ребенка. В дет­ском саду в подготовительной группе дети были старшими, вы­полняли много обязанностей, часто помогали взрослым, поэтому и чувствовали себя большими. Старшим дошкольникам доверяли, и они выполняли порученные дела с гордостью и сознанием долга. Попав в школу, дети оказались самыми маленькими и потеряли занятую в детском саду позицию. Им труднее приспособиться к новым условиям.

Внимание учеников на этом этапе отличается узостью и не­устойчивостью. Ребенок всецело прикован к тому, что делает учи­тель, и не замечает ничего вокруг. Вместе с тем, увлекшись вы­полнением задания, он может иногда отойти от поставленной цели, делать что захочется. Всякое случайно возникшее желание или по­сторонний раздражитель быстро отвлекают его. Например, увидев красивый карандаш, первоклассник может подняться, пройти по классу и взять его.

Дети в этот период вместо того, чтобы мыслить самостоя­тельно, быстро поддаются внушению, не проявляют собственной активности. Их общая скованность наблюдается и в общении с коллективом сверстников. Это объясняется тем, что в новой об­становке они не могут применить имеющиеся знания и опыт об­щения, накопленный до школы. На уроках и переменах тянутся к учителю или предпочитают сидеть за партами, не проявляя ини­циативы в играх и общении. Перечисленные особенности обнару­живаются не у всех детей в одинаковой степени. Это зависит от индивидуальных качеств, в частности от типа высшей нервной деятельности. Так, быстрее привыкают к школьной обстановке дети сильного, уравновешенного, подвижного типа. Учителю необходи­мо знать все эти особенности первоклассников, чтобы правильно наладить взаимоотношения с каждым из них и со всем коллективом.

Независимо от времени начала обучения в школе (с 6—8 лет), ребенок в какой-то момент своей жизни проходит через кризис. Как и каждый кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объектив­ным изменением ситуации. Здесь важно то, как ребенок пережи­вает ту систему отношений, в которую включен. Меняется вос­приятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и он оказывается на границе (на пороге) нового возрастного периода. Напомним, что кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире пред­метов. Произнося классическое «Я сам», ребенок стремится дей­ствовать в этом мире,, изменять его. Кризис 7 лет — это рождение социального «Я» ребенка. Происходит перестройка эмоционально-мотивационной сферы.

В конце дошкольного детства намечает­ся осознание им своих переживаний, что приводит к образова­нию устойчивых аффективных комплексов. Маленький школьник играет и еще довольно долго будет играть, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Все, что связано с игрой, ста­новится менее существенным для него. И, напротив, все, что имеет отношение к учебной деятельности (например, отметки), оказы­вается ценным, важным (вновь имеем дело с переоценкой ценно­стей). Ребенок открывает для себя значение новой социальной пози­ции — позиции школьника, позиции, которая связана с высокоценимой взрослыми выполняемой учебной работой.

По мнению Т.В. Ермоловой, СЮ. Мещерякова и Н.И. Гано-шенко1 основное содержание развития ребенка в дошкольном воз­расте и на этапе кризиса 7 лет включает:

1. Основные изменения в личности ребенка с середины до­школьного

возраста группируются в сфере социальных отноше­ний, и основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром, обогащение опыта его общения с близ­кими взрослыми за счет контактов с ровесниками и посторонними людьми.

2. Социальная сфера жизни ребенка становится объектом его целенаправленного познания. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения этой сферы, ориентации в ней и вы­зывает к жизни такого рода деятельность, в которой ребенок мо­жет реализовать свою общественную сущность.

3. Предметная деятельность утрачивает свое особое значение для ребенка, перестает быть той сферой, в которой он стремился утвердить себя. Ребенок начинает оценивать себя не столько с позиции успешности в конкретном деле, сколько с точки зрения своей авторитетности среди других в связи с тем или иным дости­жением.

4. Механизмом, обеспечивающим такого рода смещение ак­центов в отношении ребенка к себе и к своим действиям, являет­ся смена формы общения с окружающими. Ближе к концу до­школьного возраста общение детей со взрослыми обретает внеси­ ситуативно-личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя в новом социальном качестве. Оценки и мнения окружающих людей, касающиеся не его дея­тельности, а его самого как личности, ориентируют дошкольника на восприятие и оценку окружающих в этом же качестве. Перифе­рические области его образа себя «заполняются» новыми пред­ставлениями о себе, проецируемыми ему извне партнерами по общению. Ближе к семи годам они смещаются в ядро образа себя, начинают переживаться ребенком как субъективно значимые, ложатся в основу его самоотношения и обеспечивают его саморе­гуляцию в социальных контактах.

5. Изменение содержания ядерных и периферических областей образа себя можно считать собственно моментом перелома, кри­зиса в ходе личностного развития ребенка. Это изменение не может осуществиться как акт интроспекции, самоанализа, а проте­кает с опорой на некую деятельность, в которую проецирует свое «Я» ребенок и в которой это «Я» может выступить объектом оцен­ки других людей. Будучи интериоризированы ребенком, эти оцен­ки начинают выступать критериями его собственной самооценки. Такого рода деятельностью в конце дошкольного возраста, по всей видимости, становится социальное поведение детей в его ролевой форме.

6. Познание себя в социальном качестве в ходе осуществления ролевого поведения является наиболее адекватным. Именно в роли объективиру-

ется социальная цель, а принятие на себя роли озна­чает заявку ребенка на определенную позицию в социуме, кото­рая всегда в свернутом виде содержится в роли как особая цель.

К семи годам социальная сфера активности становится не только источником отношения ребенка к себе, но и тем услови­ем, которое обеспечивает мотивацию его учения в начале школьной жизни: ребенок учится ради признания и одобрения его зна­чимыми для него другими. Переживание собственной успешности в учебе как соответствия тому социальному статусу, на который претендует ребенок, видимо, и является главным показателем того, что он стал «субъектом» социальных отношений.

В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский назвал обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в уче­бе, системе взаимоотношений), которые каждый раз пережива­ются ребенком примерно одинаково, неизбежно приводит к фор­мированию устойчивого аффективного комплекса — чувства не­полноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или же чувства собственной значимости, компетентности, исключитель­ности. Благодаря обобщению переживаний в 7-летнем возрасте появляется логика чувств: переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, появляется реальная возмож­ность борьбы переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к тому, что возникает внутренняя жизнь ребенка. Внешние события своеобразно преломляются в сознании младшего школьника 7 лет, эмоциональные представ­ления складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. Например, отметка «четыре» для одного — источник радости, а для другого — разочарования и обиды; один воспринимает это как успех, другой — как неудачу. Внутренняя жизнь 7-летнего ребенка, в свою очередь, влияет на его поведение и на внешнюю канву событий. Существенной сто­роной внутренней жизни ребенка становится смысловая ориенти­ровка в его собственных действиях. Ребенок начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Он может быть внешне уже не таким, как «внутренне» (и это при том, что на протяжении всего периода младшего школь­ного возраста еще в значительной мере сохраняются открытость, стремление выплеснуть свои эмоции на детей и близких взрослых и т.п.).

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни младших школьников обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность в детстве к капри­зам, аффективным реакциям, конфликтам,

начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса.

 

16. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Одним из критериев для принятия ребенка в школу является достижение им шестилетнего возраста. Однако уровень развития детей к моменту поступления в школу представляет довольно пеструю картину. Он может колебаться от высокой готовности одних, до низкой - других, а нередко дети в силу разных причин вообще оказываются неготовыми к систематическим занятиям в школе.

Традиционно считается, что ребенок, поступивший в школу, должен обладать целым рядом признаков школьника. Он должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях .

Умственная зрелость предполагает способность ребенка к дифференцированному восприятию, преднамеренную концентрацию внимания, аналитическое мышление, проявляющееся в способности постичь существенные признаки и связи между явлениями, способность воспроизводить образец, умение логически запоминать, интерес к новым сведениям, развитие тонкой моторики руки, зрительно-двигательной координации и др.

Эмоциональная зрелостьпроявляется в сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости и в возможности длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Под социальной зрелостью понимается потребность ребенка общаться с детьми, подчиняться условностям детских групп, способность взять на себя роль школьника.



poisk-ru.ru

Личностное  развитие  дошкольника.   Развитие  самосознания  и возникновение элементов самооценки.

 

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С. Немов).

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

 

Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

 

Личностное развитие дошкольника включает две стороны:

 1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире;

 2) развитие эмоциональной и волевой сферы.

Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

 

Компоненты личностного развития. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части.

Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции.

Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции.

Третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.).

Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

 

Мотивационная сфера.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряженны. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу в значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время  моральными нормами, и некоторые другие.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Главное достижение дошкольного детства — соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшейся в это время, будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах.

Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы.

Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые.

У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества.

Личные мотивы проявляются в разных видах деятельности. Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами игры, заранее не анализируя самого процесса игры и не выясняя, понадобятся ли ему данные предметы в ходе игры.

Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду — хорошо, обманывать — плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду).

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.

Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.п. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в  соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции .

Начавшийся в среднем дошкольном возрасте процесс формирования произвольного поведения продолжается в старшем. В этом возрасте ребенок в достаточной степени знает свои возможности, он сам ставит цели действия и находит средства для их достижения. У него появляется возможность планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль. Д.Б.Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, самосознания. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения.

 

Самосознание

 

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Структурными звеньями самосознания являются:

1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени; что отмечается уже у детей месячного возраста, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;

2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;

3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;

4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;

5) социально-нравственная самооценка, которая формируется в подростковом и юношеском возрасте.

Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.

Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. В этом возрасте самооценка – чисто эмоциональное образование, она не содержит рациональных компонентов и основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии. А так как родители часто восторгаются ребенком и хвалят его, то самооценка у детей в раннем детстве как правило, завышена.

В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребенка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности -  наиболее сложного компонент самосознания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" - "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" - "каким бы я хотел быть"). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

 

Самооценка появляется во второй половине периода дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый.

 Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но, в то же время, играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя сипы ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им.

Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;

- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

- развивается способность мотивировать самооценку;

- появляется осознание себя во времени, личное сознание.

 

agespsyh.ru

Личностное развитие детей старшего дошкольного возраста — Мегаобучалка

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Содержание понятия "личность" в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона - развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознанности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении.

Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:

1. Произвольность - это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

2. Соподчинение мотивов. В деятельности ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.

3. Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.

4. Креативность - способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности.

5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание - это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование - детская компетентность. Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.

megaobuchalka.ru

Развитие личности дошкольника

развитие личности дошкольника

Формирование личности дошкольника обычно проходит крайне интенсивно – психически, интеллектуально, физически. Он становится более самостоятельным, эмоциональным, появляется свое мнение, осознание своего «я» в социуме. Ему, как и раноше, нужно воспитание, но многие вещи дошкольник способен постигать самостоятельно.

Несмотря на то, что чадо часто ведет себя совсем по-детски – плачет, капризничает, устраивает истерики, все это постепенно уходит. И от того, какими будут условия развития личности дошкольника, его окружение, воспитание, зависит формирование личности человека, часто – вся его дальнейшая жизнь. Все родители должны понимать, что возраст от трех до шести лет – это возраст развития, первых проб и ошибок, социализации ребенка, поиска себя в этом мире. Именно сейчас мама, папа, близкие и любящие люди должны уделять максимум времени ребенку – общаться с ним, заниматься вместе творчеством, читать книги. Все это создаст в будущем прочный фундамент и личности человека, и взаимоотношений его с близкими людьми.

Особенности развития личности дошкольника

Психическое развитие личности дошкольника – это понимание связи между причиной и следствием, возрастающая эмоциональность. Дошкольник фантазирует, часто ему трудно отличить правду от вымысла.

Социализация личности ребенка дошкольника происходит не менее бурно – появляются первые друзья, социальные и родственные связи. Умные родители должны всячески способствовать социальному развитию личности ребенка, учить его проявлять уважение, симпатию, терпимость, ни в коем случае ни сравнивать его с другими детьми. Одновременно развивается связная речь, это стимулирует логическое мышление. Интегративные качества личности дошкольника тоже крайне важно развивать. Интегративные занятия – это игры, в которые включены несколько видов активности. Дети в процессе учатся быстро переключать внимание, проявлять активность, быстро реагировать.

Именно в этом возрасте дети способны говорить о том, чего не видят перед собой – вспоминать прошлое, строить планы на будущее, рассказывать придуманные истории, фантазировать. Родители обязательно должны в такой период помогать ребенку развивать свою формирование личности дошкольникафантазию, речь, творческое мышление.

Каждую свободную минутку вместе можно тратить с пользой – придумывать по очереди короткие сказки, сочинять истории об игрушках, придуманных персонажах. Можно поиграть и в такую игру – начать читать сказку из книжки, и вместе придумать ее собственное продолжение. Такие простые и приятные и детям, и взрослым занятия очень полезны, ведь это и теплое эмоциональное общение, и развитие мышления, речи.

В дошкольном возрасте ребенок преодолевает огромный путь развития, он открывает свое взрослое «я», свой внутренний мир. Задача взрослых – помочь ему это сделать.

 

womanadvice.ru

2. Развитие личности дошкольника

Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.

Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.

В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика

В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.

Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.

Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3 – 5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5 – 7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.

Новообразования в дошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. Появление «внутреннего мира».

Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная  потребность – уважение. Потеря детской непосредственности  (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

studfiles.net