ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Современная концепция развития человеческого потенциала. Развитие человеческого потенциала


Развитие человеческого потенциала

Основная цель развития человеческого потенциала - формирование и развитие интеллектуального потенциала нации и его эффективное использование.

За последние пять лет Россия поднялась на три позиции в рейтинге развития человеческого потенциала. Теперь она занимает 65-е место из 169 стран.

Однако эффективность реализации человеческого потенциала отстает от ведущих мировых держав (Таб. 24)

Таблица 24

Зависимость экономического развития некоторых стран мира от уровня квалификации их рабочей силы (2002 - 2005)12

Страна

Численность населения, млн. человек

ВВП, млрд. долл.

Доля мирового ресурса квалифицированной рабочей силы, %

Уровень квалификации рабочей силы, %

США

275

9 500

9 500

8

Япония

125

2 500

2 500

7,2

Россия

145

450

450

11

Китай

1 300

1 500

1 500

0,8

Относительные значения квалифицированной рабочей силы рассчитаны на каждые 100 млн. численности населения страны, что позволяет сравнивать между собой уровни квалификации рабочей силы в разных странах. Япония, обладая всего 9% мирового ресурса квалифицированной рабочей силы (у России — 16%), обеспечивает ВВП, в пять раз превышающий отечественный, что говорит о крайне неэффективном использовании интеллектуального потенциала. При том, что уровень квалификации рабочей силы в России сегодня самый высокий в мире, по этому показателю мы значительно опережаем наиболее развитые в экономическом отношении страны: например, Японию — в полтора раза, а США — почти на 40%. Это подтверждает тезис, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств они вкладывают в своих людей.

Данная ситуация является результатом различных подходов к человечески ресурсам. Основу новой экономики составляет человеческий капитал, являющийся главной движущей силой социально-экономического развития современного общества.

В связи, с чем необходимо изменение роли человеческого капитала, превращение его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор развития. Основу концепции развития человеческого потенциала должно составлять создание условий для самореализации человека и работа над самоидентификацией личности. При таком проходе во главе угла будет уникальность человека, его таланты и способности.

Достижение поставленных целей возможно при реализации основных задач в ключевых сферах оказывающих непосредственное влияние на формирование человеческого потенциала: образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт.

Тенденции международной и российской рыночной экономики предъявляют новые требования к рынкам труда и системам образования. Современная система образования должна стать эффективным средством для сохранения человеческого потенциала нашей страны, повышения его качества, развития интеллекта и духовности российского общества, что является сегодня необходимым условием обеспечения национальной безопасности России. Система образования должна быть нацелена на выявление в каждом человеке его уникальных способностей и стимулирование творчества.

В связи, с чем необходимо формирование программ обучения и воспитания детей, стимулирующих в них творчество и стремление к совершенству, воспитывающих в них индивидуальность.

Достижение этой цели невозможно без развития системы дополнительного образования. Основным критерием эффективности муниципальной политики в системе дополнительного образования должно стать наличие широкого спектра услуг, предлагаемых учреждениями допобразования, кроме того, необходимо создание условий для самореализации личности.

Профориентация как процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором своего дела должна стать ключевой в системе образования. Такой подход позволит в целом сформировать спрос на профессии не на основе модных тенденций, а исходя из способностей каждого человека. Институт профессиональной консультации должен стать частью системы образования.

В свою очередь в системе высшего образования бизнес-инкубирование должно стать неотъемлемой частью учебного процесса. Студенческие бизнес инкубаторы должны стать центрами студенческой активности, где молодым людям будет дана возможность реализовать свои идеи и таланты. Такой подход заложит основу для развития малого предпринимательства и обеспечит самозанятость населения. Система высшего образования должна ориентировать студентов на применение в своей профессиональной деятельности новых технологий, создание новых продуктов и постоянное совершенствование своего мастерства.

Кроме того, муниципальная политика должны быть направлена на улучшение условий для развития предпринимательства, поддержку начинающих предпринимателей и стимулирование инновационной деятельности.

Культурно-ценностные ориентации и готовность к семейной жизни и воспитанию детей являются одними из ключевых характеристик человеческого потенциала. В связи с чем, пропаганда культурного поведения и здорового образа жизни, культура как образ жизни, семейное воспитание вот некоторые из определяющих направлений сферы образования и культуры.

Когда речь идёт о качестве человеческого капитала, нужно иметь в виду и здоровье человека, его ценностные ориентации на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни должен стать одной из составляющих успешности человека.

Политика в сфере здравоохранения должна быть направлена на популяризацию бережного отношения к своему здоровью, помощь в созидании правильных привычек в семье. В связи с чем, основными приоритетами данной сферы должны стать профилактика, ранняя диагностика, что может быть обеспечено за счет расширения сектора негосударственной медицины, которая включится в решение задач ранней диагностики и практику сохранения здоровья. к расширению сектора негосударственной медицины, которая включится в решение задач ранней диагностики и практику сохранения здоровья. Данный приоритет может быть реализован на принципах муниципально-частного партнерства.

Так как физическая культура и спорт являются основой здорового образа жизни, мероприятия должны быть направлены на создание условий для занятий физической культурой и спортом и повышение его доступности.

Инвестиции в сохранение человеческого капитала, здоровье, продление трудоспособного возраста и улучшение качества жизни имеют прямое влияние на эффективность уже осуществлённых и будущих вложений в образование, науку, культуру и производство.

Немаловажным условием развития человеческого потенциала является создание комфортных условий проживания, что складывается из жилищных условий (доступность жилья, качественное предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства), экологии, безопасности жизнедеятельности, безопасности личности (правопорядок, защита интересов граждан, защита от ЧС, безопасность в бытовых условиях), социальной защиты (наличие социальных гарантий).

studfiles.net

Лекция 4 человеческий потенциал – основа развития информационного общества

Понятие человеческого потенциала и его роль в решении социально-экономических проблем развития современного общества. Человеческий потенциал как национальное богатство. Индекс развития человеческого потенциала, актуализация и периодичность издания. Современные представления об инновации и инновационном развитии общества. Инновационная экономика. Экономика знаний.

Понятие человеческого потенциала и его роль в решении социально-экономических проблем развития современного общества

Латинское слово potential (сила, мощь) пришло в русский язык в XIX веке через заимствование французского слова «потенциальный», означающего «могущий быть». То есть понятие потенциал подразумевает совокупность возможностей, которые при определенных условиях становятся реально действующими факторами.

Понятие потенциала, как известно, было основательно проработано в физике, в контексте изучения динамических систем. Если не вдаваться в тонкости, то потенциал системы — это ее способность (возможность) совершить некоторую работу. В этом понятии, таким образом, содержится вполне прозрачный намек на величину, которую можно, разумеется, после проведения соответствующих изысканий, сделать исчислимой и измеримой. Характерно, далее, что получаемая таким образом мера не есть некая абсолютная характеристика данной системы. Говоря о работе, которую может выполнить данная система, принято определять ее через разность потенциалов. Простейший пример: если система представляет собой Землю и некоторый груз массой m, поднятый над ее поверхностью на высоту h, то работа, которую способен совершить груз при падении на Землю, пропорциональна не только массе, но и высоте, которая в этом примере и выступает как выражение разности потенциалов.

Таким образом человеческий потенциал это величина, которая определяется внутренними (качества данные ему от рождения) и внешними (то что его окружает и с чем ему приходится взаимодействовать при совершении некоторой работы) характеристиками человека. Важность выделения внешних характеристик определяется поскольку человеческий потенциал индивида только отчасти представляет собой нечто данное ему от рождения — в значительной мере он формируется, развивается в процессах социализации личности. Это важно также и в том смысле, что и актуально имеющийся, сформированный у человека потенциал может раскрываться, реализовываться в разной степени в зависимости как от внешних условий, так и от самого индивида.

Наиболее часто встречающееся сегодня заблуждение связано с отождествлением категорий человеческого потенциала и человеческого капитала, связывая увеличение последнего за счет повышения инвестиций в образование.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Человеческий потенциал нации – это интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств населения страны, отражающая уровень и возможности развития ее граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях.

В XXI веке человеческий потенциал становится главным ресурсом для стабильного развития цивилизации. Уже сегодня он является основной составляющей национального богатства многих стран мира.

Стоимость национального капитала

Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода оценили специалисты Всемирного банка.

Использовались оценки составляющих ЧК по затратам государства, семей, предпринимателей и разных фондов. Они позволяют определить текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала.

В США стоимость человеческого капитала в конце XX века составляла 95 трлн долл или 77 % национального богатства (НБ), 26 % мирового итога стоимости ЧК.

Стоимость мирового ЧК составила 365 трлн долл или 66 % мирового богатства, 384 % к уровню США.

Для Китая эти показатели составляют: 25 трлн долл, 77 % от всего НБ, 7 % мирового итога ЧК и 26 % к уровню США. Для Бразилии соответственно: 9 трлн долл; 74 %, 2 % и 9 %. Для Индии: 7 трлн; 58 %, 2 %; 7 %.

На долю стран «семерки» и ЕЭС на расчетный период приходилось 59 % мирового ЧК, что составляет 78 % от их национального богатства.

Человеческий капитал в большинстве стран превышал половину накопленного национального богатства (исключение — страны ОПЕК). На процентную долю ЧК существенно влияет стоимость природных ресурсов. В частности, для России доля стоимости природных ресурсов сравнительно велика.

Основная часть мирового человеческого капитала сосредоточена в развитых странах мира. Это связано с тем, что инвестиции в ЧК в последние полвека в этих странах значительно опережают инвестиции в физический капитал. В США соотношение «инвестиций в человека» и производственных инвестиций (социальные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение в % к производственным инвестициям) в 1970 году составляло 194 %, а в 1990 году 318 %.

Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости ЧК стран с неодинаковым уровнем развития. Человеческий капитал слаборазвитой страны и развитой страны имеет существенно различную производительность на единицу капитала, а также весьма различное качество (например, существенно различное качество образования и медицинского обслуживания).

По данным Всемирного банка развития, в середине 90-х годов мировой валовой продукт складывался из следующего размера его основных составляющих: на долю средств производства и капитала приходилось 1/5 (21%), природных ресурсов — менее 1/7 (15%), на долю человеческих — 2/3 (64%) (сто лет назад данное соотношение было прямо противоположным).

В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В Украине менее — 20 %.

На основе теорий экономического роста и человеческого капитала, а также работ: К. Хака и У. Кирдара, К. Гриффина и Дж. Найта, М. Уль-Хака, Амартьи Сена сформировалась концепция человеческого развития, основы которой были положены в докладе ПРООН о человеческом развитии, впервые опубликованном в 1990 году. Предложенные в докладе выводы и анализ процесса развития в разных странах мира были востребованы на самом высоком политическом уровне и стали ежегодными.

Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран группой исследователей ООН разработан и используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

  • Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.

  • Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

  • Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности(ППС) в долларах США.

На основании ИРЧП разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

  • коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;

  • коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;

  • коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;

  • коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;

  • коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;

  • коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.

Периодичность публикации данных

Как и многие другие показатели, требующие международного сопоставления, индекс человеческого развития публикуется по датам не менее чем через 2 года после их публикации национальными статистическими службами. Таким образом, большая часть данных в таблицах последнего на данный момент отчёта относится к 2008 году и представляет собой сведения, имевшиеся в распоряжении Отдела подготовки Отчёта о развитии человеческого потенциала на 2010 год, если не указано иное.

Официальная публикация доклада состоялась 4 ноября 2010. В связи с изменением методологии расчёта индекса, положение многих стран в рейтинге развития претерпело серьёзное изменение. Большая часть данных для отчёта получена в 2008 году и ранее.

Критика

Не принимаются во внимание экологические факторы. Не рассматривается духовное и нравственное развитие человека. Невозможно по-разному оценивать развитие в разных группах стран. По словам критиков, фактически, страна бессмертных с бесконечным ВВП на душу населения получит ИРЧП=0,666 (ниже, чем Таджикистан и Южная Африка), если бы её население было неграмотным и никогда не ходило в школу. Для того, чтобы максимизировать ИРЧП за счет образования, необходимо всех людей в стране сделать студентами, что абсурдно. ВВП на душу населения фантастически выросло в течение последних двух веков и будет продолжать это делать. Увеличивать уровень развития человеческого потенциала можно до бесконечности, даже в развитых странах и для этого есть возможности, но ИРЧП не позволяет этого. Богатые страны уже близки к верхней границе, поэтому при помощи ИРЧП не осуществить стратегию планирования развития.

Другие исследователи критикуют ИРЧП с другой точки зрения. Они считают, что материальные блага — это не единственное, что приведет к развитию человеческого потенциала, и в рамках ИРЧП должен охватывать и материальное и духовное развитие. По их мнению, развитие человеческого потенциала лишь на основе ИРЧП аналогично экономике молочной фермы, чтобы увеличить надои. Человеческие усилия для развития не должны заключаться только в удовлетворении материальных потребностей: необходимо работать над нравственным и моральным развитием, чтобы помочь двуногим стать настоящими людьми.

Другие интегральные показатели человеческого развития

Интегральными индексами (composite indices) называют те, которые позволяют вместить в одну шкалу несколько показателей, выявляющих различия по исследуемым объектам с разных сторон, с позиций разных методик. В теории человеческого развития и других смежных областях экономики используют такие интегральные показатели как индексы качества жизни, гендерного неравенства, бедности, здоровья и другие.

Индекс физического качества жизни (Physical Quality-of-Life Index, PQLI) — это попытка измерить качество жизни или благосостояние населения страны. Он был создан в середине семидесятых. Вычисляется как среднее арифметическое из индексированной младенческой смертности, индексированной ожидаемой продолжительной жизни годовалых детей и процента грамотных. В семидесятых индекс подвергся критике из-за того, что младенческая смертность определяется многими теми же факторами, что и продолжительность жизни. Сейчас он используется реже.

Истинный показатель прогресса (Genuine Progress Indicator, GPI) — это концепция в «зелёной экономике» и экономике благосостояния, предлагаемая на замену ВВП как измерение экономического роста. Многие защитники GPI утверждают, что в некоторых ситуациях экономический рост может обернуться бедой для общества, поэтому необходим показатель, учитывающий и такие факторы как экологическая обстановка, социальное напряжение, здоровье нации. Индекс развития с учётом неравенства полов (Gender-related Development Index, GDI) оценивает человеческое развитие по тем же критериям, что и ИРЧП. Различие заключается в том, что чем выше разница в трёх составляющих показателя для мужчин и женщин, тем ниже GDI. Рассчитывается ООН в Докладе о развитии человека.

Измерение наделённости полномочиям по полам (Gender Empowerment Measure, GEM) фокусируется на неравенстве возможностей полов, а не на их способностях. Индекс основывается на показателях политического участия, экономического участия и статистики денежных доходов. Также рассчитывается ООН.

План благосостояния Вандерфорда-Райли (Vanderford-Riley well-being schedule) — показатель уровня жизни, учитывающий несколько показателей на душу населения. В США к ним относят рабочие часы в неделю, ценность собственного имущества физических лиц, отношение числа собственников имущества к числу несобственников, отношение числа работающий на себя к числу всех трудоустроенных, а также процент людей, способных удовлетворить свои первичные нужды.

Индекс качества жизни по версии Economist Intelligence Unit (The Economist Intelligence Unit’s quality-of-life index). Этот показатель сочетает в себе как объективные данные, получаемые от статистических агентств, так и результаты опросов населения на предмет отношения к различным жизненным явлениям. Индекс рассчитывается на основе 9 факторов: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни новорожденных, рейтинги политической стабильности и безопасности, число разводов на тысячу человек в год, активность сообществ (религиозных, торговых и других), теплота климата, безработица, индексы политической и гражданской свободы, соотношение доходов мужчин и женщин. У индекса качества жизни и у ИРЧП разные задачи, поэтому различны и рейтинги стран по ним. В таблице приведено сравнение этих показателей и ВВП на душу населения за 2005 год для некоторых стран.

Валовое Национальное Счастье (ВНС) — попытка определить жизненный стандарт через психологические и холистические ценности. Термин Gross National Happiness появился в противопоставление Gross National Product. Это понятие ввёл четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук в 1972 году. Смысл этого понятия для Бутана состоит в развитии такой экономики, которая соответствовала бы уникальной бутанской культуре, основанной на буддийских духовных ценностях. Духовные ценности и моральные цели трудно поддаются оценке и планированию, поэтому ВНС — это лозунг для целей пятилетнего планирования развития экономики. Общепринятого численного показателя концепция не имеет.

Инновационная экономика

Тезис: Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Инновационная экономика характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами:

  • Высокий индекс экономической свободы

  • Высокий уровень развития образования и науки

  • Высокое и конкурентоспособное качество жизни

  • Высокое качество человеческого капитала в его широком определении

  • Высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции

  • Замещение капиталов

  • Конкуренция и высокий спрос на инновации

  • Избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции

  • Инициация новых рынков

  • Принцип разнообразия рынков.

studfiles.net

Глава 1 Индекс развития человеческого потенциала

Понятие индекса развития человеческого потенциала

Содержание

Введение

В Конституции Российской Федерации записано, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Еще у древних римлян одним из главных девизов былБлаго народа – высшая цель. Благополучие народа и есть показатель прогресса.

В социально-экономической литературе достойная жизнь и свободное развитие человекачаще всего характеризуются уровнем жизни. При этом подуровнем жизнипонимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей. В свою очередь,благосостояние– это мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования1. С целью количественного описания уровня жизни населения к настоящему времени предложено несколько систем показателей:

Система "Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики", разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 году;

Система показателей для оценки хода экономической реформы в России, разработанная Министерством экономики РФ и Госкомстатом России в 1993 году;

Унифицированная система показателей, характеризующих муниципальное образование (Постановление Госкомстата России от 9.01.1998 г. №2).

Несмотря на достаточно большой спектр частных показателей уровня жизни населения, представленный в этих системах, вопрос об интегральном показателе уровня жизни остается открытым. Отсутствие общепризнанного интегрального показателя не позволяет дать обобщенную оценку состояния страны (региона) с точки зрения уровня жизни населения, что, таким образом, делает невозможным комплексное исследование социально-экономического развития страны (региона).

Представление о том, что производство все большего количества товаров и услуг является наилучшим путем повышения уровня жизни и решения других социально-экономических задач, является в определенной степени односторонним. Уровень жизни может быть относительно низким при высоких показателях экономического роста. Следовательно, традиционные макроэкономические показатели не являются адекватными характеристиками развития во всем его многообразии.

Исследованиями источников роста материального богатства, проведенными в наиболее развитых странах, установлено, что совокупность знаний и квалификации населения (человеческий фактор) является принципиально важным источником такого роста. Следовательно, образование, наука, здравоохранение должны рассматриваться не как потребляющие и непроизводственные сферы, а как совокупность отраслей экономики, состояние которых является важнейшим фактором социально-экономического развития. Исходя из признания роли человеческого фактора, а благополучия самого человека в качестве цели экономического развития, от уровня жизни следует перейти к качеству жизни. Качество жизни как обобщающая социально-экономическая категория включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

В качестве интегрального показателя качества жизни в работе выбран индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный группой исследователей ООН.

  1. Понятие индекс развития человеческого потенциала

Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.

Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования2.

Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни3.

Долголетиехарактеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия –средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основеусловного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетиегипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизниреальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.

Образованностьрассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Подграмотностьюпонимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения –доля грамотных в возрасте 15 лет и старше– служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения исовокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет4.

Уровень жизнихарактеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества»5. Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.

Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и / или несопоставимость исчисления других – все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.

В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используетсяреальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем –реальнымваловым региональным продуктом (ВРП) на душу населения.

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития - те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.

  1. Роль ИРЧП в концепции Развития человека

Ежегодным отчетом о развитии человека начиная с 1990 года является – Доклад о развитии человека.

Легче измерить доходы государства, нежели развитие человека. И многие экономисты будут доказывать, что национальный доход представляет собой хороший показатель человеческого благополучия. Хотя между первым и вторым явно существует тесная связь, так как экономический рост является важным средством развития человека, второе не зависит лишь от экономического роста и уровня национального дохода. Оно также зависит от того, как используются эти ресурсы — на вооружение или производство продуктов питания, строительство дворцов или обеспечение чистой водой. А результаты деятельности людей, такие как демократическое участие в процессе принятия решений и равные права мужчин и женщин, не зависят от доходов. По этим причинам Доклад представляет большой перечень показателей по важным результатам деятельности человека, достигнутым в странах мира.

Несмотря на то, что этот перечень показателей служит основанием для оценки прогресса в развитии человека во многих его измерениях, политики также нуждаются в обобщенном показателе оценки прогресса, особенно в таком, который больше фокусируется на благосостоянии человека, нежели на его доходах. С этой целью Доклады о развитии человека с самого начала публиковали индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель дает общее представление о некоторых основных измерениях развития человека.

Хотя ИРЧП представляет собой полезную точку отсчета, важно помнить, что концепция развития человека шире и сложнее, чем это способны отразить любые совокупные измерения, даже если они подкрепляются другими показателями. ИРЧП не является всеохватывающим параметром. Он не включает важные аспекты развития человека, прежде всего возможность участвовать в принятии решений, влияющих на чью-либо жизнь и пользоваться уважением других членов сообщества. Человек может быть богатым, здоровым и образованным, но отсутствие этой возможности препятствует его развитию. Недоучет этого измерения развития человека в ИРЧП стал очевиден со времени первых Докладов о развитии человека — и способствовал разработке в 1991 г. индекса человеческой свободы и в 1992 г. — индекса политической свободы. Ни один из параметров не просуществовал и года с момента их введения, что послужило свидетельством сложности подобного количественного измерения таких комплексных аспектов развития человека.

ИРЧП четко проводит различие между доходами и человеческим благополучием. Путем измерения средних достижений в здравоохранении, образовании и доходах ИРЧП может дать более полную картину состояния развития страны, чем только измерение уровня доходов. Боливия с ее гораздо более низким уровнем ВВП на душу населения, чем Гватемала, достигла более высокого ИРЧП, так как делала больше для того, чтобы использовать этот показатель для развития человека (Рис. 1). Танзания, одна из беднейших стран в мире, имеет ИРЧП, сравнимый с Гвинеей, страной, почти в четыре раза богаче. И наоборот, страны с тем же уровнем доходов имеют большие различия в ИРЧП — у Вьетнама примерно такой же уровень доходов, что и у Пакистана, но ИРЧП гораздо выше, из-за более высокого уровня продолжительности жизни и грамотности (Рис. 2).

Рис.1 Одинаковый ИРЧП, разный уровень доходов

Рис. 2 Одинаковый уровень доходов, разный ИРЧП

studfiles.net

Развитие человеческого потенциала в России

Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов:

направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;

улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.

Создание комфортной и безопасной социальной среды также связано со значительным снижением уровня преступности, повышением эффективности системы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая принятие необходимых технических регламентов в этой сфере, а также развитие системы страхования гражданской ответственности в сфере функционирования потенциально опасных объектов.

1. Демографическая политика и политика народосбережения до 2020 г.

Снижение численности населения в 1990-х-начале 2000-х годов является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. При сохранении негативных тенденций численность населения может снизиться со 142,1 млн. человек в 2007 году до 140 млн. человек в 2020 году.

Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142-143 млн.человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

Приоритетными направлениями государственной демографической политики являются следующие.

Первое направление - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе:

снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин;

профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения;

снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

создание развитой инфраструктуры жизнеобеспечения и реабилитации лиц, работающих в экстремальных условиях;

снижение материнской и младенческой смертности.

Второе направление - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Сохранение здоровья населения и усиление профилактики заболеваний требуют:

развития условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям законодательства Российской Федерации;

проведения прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства Российской Федерации и методической базы;

организации и развития медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;

разработки и внедрения механизмов стимулирования у граждан Российской Федерации ответственного отношения к своему здоровью.

Формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья. При этом основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания.

Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для развития туризма, занятий физической культурой и спортом различных групп населения.

Третье направление - повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей), включая:

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;

развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;

предоставление возможности применения по налогу на доходы физических лиц социального вычета по лечению детей, находящихся на попечении родителей, до достижения ими возраста 24 лет, возможность применения вычета опекунами, возможность применения вычета по дошкольному образованию;

поддержку семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;

повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий;

укрепление репродуктивного здоровья населения, государственную поддержку лечения бесплодия, проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение числа абортов;

профилактику, раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, развитие и внедрение высокоэффективных методов лечения в педиатрии;

поэтапную ликвидацию рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда;

реализацию программ по предоставлению доступного семейного жилья;

развитие механизмов, позволяющих сочетать родителям работу и выполнение семейных обязанностей;

совершенствование инфраструктуры дошкольного образования.

Четвертое направление - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики, в том числе:

проведение активной региональной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения на Дальнем Востоке и в Сибири;

содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в Российской Федерации;

оптимизация миграционных процессов в связи с формированием общего рынка труда в рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве, создание цивилизованных условий труда и жизни для мигрантов, защита их гражданских прав.

Пятое направление - обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Должна произойти смена приоритетов в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера - вместо "культуры реагирования" на чрезвычайные ситуации на первое место должна выйти "культура предупреждения".

Для этого необходимы:

совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов;

создание региональных и субъектовых центров управления в кризисных ситуациях;

развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;

развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;

создание инфраструктуры комплексной безопасности федеральных автомобильных дорог с использованием авиационных технологий;

создание системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации - аудита безопасности.

Результатом данных мер должно стать сокращение к 2020 году количества погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к 2006 году на 20-22 процента, пострадавших - на 18-20 процентов.

2. Развитие здравоохранения до 2020 г.

Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медицинские и социальные технологии, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой - благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах.

Система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество.

В последние годы государством сделаны существенные инвестиции в здравоохранение. Однако они не позволили значительно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями. Отставание уровня развития здравоохранения от уровня развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики.

Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Отдельной задачей является активное развитие российской медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень обеспеченности организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе отечественного производства, до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям.

Реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача - обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме, в том числе:

конкретизация государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи;

совершенствование системы стандартизации в области здравоохранения с целью внедрения современных медицинских технологий оказания медицинской помощи при наиболее распространенных заболеваниях и заболеваниях, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны;

планирование ресурсов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий.

Вторая задача - модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования, в том числе:

осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств;

введение страховых взносов на обязательное медицинское страхование по единому тарифу для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей;

введение предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы;

установление единых требований к определению размера взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

создание эффективной системы выравнивания финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий;

повышение ответственности страховых медицинских организаций при введении одноканальной модели финансирования организаций системы здравоохранения, участвующих в обязательном медицинском страховании;

поэтапный переход к эффективным способам оплаты медицинской помощи на основе обоснованных тарифов в зависимости от качества ее оказания и объемов;

создание системы управления качеством медицинской помощи;

формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с созданием условий для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации, а также обеспечение населения доступной информацией о деятельности страховщиков и медицинских организаций;

создание условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в обязательном медицинском страховании.

Третья задача - повышение эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе:

обеспечение доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах;

развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц, состоящих в группе риска по социально значимым заболеваниям;

совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарно-авиационной скорой медицинской помощи с оптимизацией сроков ее оказания и использованием эффективных методов лечения на догоспитальном этапе;

оптимизация стационарной помощи, оказываемой населению на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля;

обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи, включая реабилитационные методы и санаторно-курортное лечение;

развитие системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи, включая совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков, совершенствование оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях;

открытие в сельской местности кабинетов врачей общей практики и семейных врачей;

разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин;

развитие системы предоставления медико-социальной помощи, в том числе помощи, оказываемой пожилому населению на дому, координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста;

развитие инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения эффективных медицинских технологий;

обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания, финансирование которого осуществляется с учетом всех необходимых расходов (по полному тарифу) на оказание этого вида помощи;

увеличение государственных инвестиций, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций для оснащения их современными лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими качественное оказание медицинской помощи;

формирование правовой базы, обеспечивающей защиту прав пациентов, и страхование профессиональной ответственности работников здравоохранения, рискующих причинить вред своему здоровью при выполнении служебных обязанностей;

расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений;

совершенствование механизмов участия государственных медицинских учреждений, подведомственных различным федеральным органам исполнительной власти, в обязательном медицинском страховании и реализации государственных гарантий;

использование проектного метода для совершенствования организации медицинской помощи (реализация пилотных проектов в регионах), тиражирование накопленного опыта эффективных преобразований в указанной сфере;

оптимизация соотношения врачебного и среднего медицинского персонала.

Четвертая задача - улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе:

повышение доступности для граждан лекарственных средств при проведении амбулаторного лечения на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского страхования граждан;

обеспечение полного цикла производства на территории Российской Федерации стратегически необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

определение перечня лекарственных средств, предоставляемых бесплатно или с частичной оплатой за счет средств обязательного медицинского страхования;

совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, предоставляемые гражданам в системе здравоохранения.

Пятая задача - информатизация системы здравоохранения, в том числе:

развитие информатизации системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях;

создание медицинского информационного и образовательного ресурса.

Шестая задача - развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду, в том числе:

формирование целевых научных программ по приоритетным направлениям в целях поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения новых эффективных технологий ранней диагностики в практику системы здравоохранения;

стимулирование отечественных и иностранных производителей лекарственных средств к созданию научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств на территории Российской Федерации;

обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий, разработка стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ.

Седьмая задача - совершенствование системы охраны здоровья населения, в том числе:

пропаганда и формирование здорового образа жизни и повышение ответственности работодателя за здоровье своих работников и населения за собственное здоровье;

разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска;

формирование культуры здорового питания населения;

обеспечение безопасной для жизнедеятельности человека окружающей среды;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Восьмая задача - реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" (2009-2012 годы), основными направлениями которого являются:

оказание профилактической помощи населению;

развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи;

повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи, оказываемой населению, в том числе больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, включая высокотехнологичную медицинскую помощь;

совершенствование службы крови.

Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения. Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм - примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до показателей развитых стран, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми заболеваниями.

Планируется примерно в 1,3 раза увеличить объем амбулаторной помощи, в первую очередь профилактической, позволяющей выявлять заболевания на ранних стадиях, значительно повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот и занятость койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и т.д.), обеспечить в полном объеме потребность населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

Улучшение показателей здоровья населения и деятельности организаций системы здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава.

Для достижения запланированных показателей предусматривается за 2008-2020 годы увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте с 3,6 процента до не менее 5,2-5,5 процента (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте составит около 10-11 процентов, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств).

3. Развитие физической культуры и спорта в России до 2020 г.

В развитии общества, его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт.

Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.

Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям.

Первое направление - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:

развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;

развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;

осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;

разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;

нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;

реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;

развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований.

Второе направление - повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в том числе:

модернизация системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высоких достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;

развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;

обеспечение разработки и внедрения новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд страны;

обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско-преподавательского состава;

формирование механизмов обеспечения социальных гарантий выдающимся российским спортсменам.

Важными этапами в развитии физической культуры и спорта в стране станет проведение в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года, а также проведение в г. Казани Универсиады 2013 года.

Установлены следующие целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:

подготовка нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых нормативов;

увеличение за 2007-2015 годы доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся, с 14,8 процента до 30 процентов;

увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2007 году - на 21,7 процента, в 2012 году - на 26 процентов, в 2020 году - на 48 процентов;

увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общем количестве занимающихся физической культурой и спортом: в 2007 году - на 15,9 процента, в 2012 году - на 19,8 процента, в 2020 году - на 50 процентов;

увеличение в 2015 году количества физкультурно-спортивных организаций и физкультурно-спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом, прошедших добровольную сертификацию, на 30 объектов (на 100 тыс. жителей).

Коннцепция социально-экономического развития России до 2020 года

www.protown.ru

1. Концепция "развития человеческого потенциала". Современный демографический потенциал России

Похожие главы из других работ:

Возможности молодежного общественного объединения в развитии кадрового потенциала молодежной политики

§ 1.4 Деятельность молодежного общественного объединения как средства развития кадрового потенциала молодежной политики

Молодёжное общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, достигших 14-летнего возраста, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей...

Индекс развития человеческого потенциала

Индекс развития человеческого потенциала

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г...

Индекс человеческого развития и развития человеческого потенциала

1. Динамика изменения индекса развития человеческого потенциала в мире, России и ее субъектах

Индекс человеческого развития(ИЧР), до 2013 года "Индекс развития человеческого потенциала" (ИРЧП) -- интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности...

Качество жизни населения и социальные стандарты

2.3 Индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель измерения уровня жизни

Как было отмечено выше, некоторые показатели в этой системе (доход, потребление) обычно рассматриваются как наиболее важные для анализа уровня жизни, однако они не охватывают все аспекты изучаемой категории...

Масштабы бедности в России

1.3 Концепция Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) ООН

...

Масштабы бедности в России

1.3.1 Индекс развития человеческого потенциала

Организация объединённых наций является уникальной международной организацией, в составе которой находятся 193 страны мира, что позволяет ей объединить опыт практически всех стран в решении различных проблем, в том числе и проблемы бедности...

Понятие, структура, методы изучения качества человека

2.2 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала

Что касается методов оценки качества жизни населения, то исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистических...

Развитие социального потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья

2.1 Модель развития социального потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья и ее описание

Как было заявлено во введении, гипотезой исследования в нашей работе является предположение о том, что правильно организованная и систематически проводимая работа социального педагога...

Развитие социального потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья

2.2 Условия развития социального потенциала

Для успешности педагогической интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо соблюдение важных условий: - учета возможностей ребенка; - соблюдения желания родителей...

Сравнительный анализ уровня и качества жизни на примере России и Бразилии

1.3 Индекс развития человеческого потенциала как метод оценки уровня и качества жизни населения

В ряде случаев показателем качества жизни выступает именно индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный ООН. Частичным аналогом индекса КЖ...

Статистический анализ уровня жизни населения Чувашской республики

1.6 Индекс развития человеческого потенциала

Разработка интегрального (обобщающего) показателя уровня жизни населения - одна из важнейших задач статистики. По мнению экспертов ООН, статистика пока не имеет такого всеобъемлющего показателя, однако попытки его разработки продолжаются...

Статистическое изучение уровня и качества жизни населения на примере муниципального образования "Урванский район" Кабардино-Балкарской республики

3.1 Динамика индекса развития человеческого потенциала

Уровень жизни населения можно проанализировать в динамике и сделать соответствующие выводы, прогноз и оценить надежность составленного тренда. За период рыночных реформ уровень и качество жизни вообще в России значительно снизились...

Уровень и качество жизни

Индекс человеческого развития

Индекс человеческого развития (HPI - Human Development Index) - наиболее известный показатель уровня жизни, официально используемый в публикациях ООН. Его значения рассчитываются и публикуются с 1990 г. по странам, входящим в эту международную организацию...

Уровень и качество жизни населения России

1.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов

Что касается методов оценки качества жизни населения, то исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистических...

Уровень и качество жизни населения России

2.2 Рейтинг России по индексу развития человеческого потенциала

Необходимо проанализировать, на каком месте находится Россия по отношению к странам мира и от чего это может зависеть. С каждым годом Россия, по своему рейтингу...

soc.bobrodobro.ru

Современная концепция развития человеческого потенциала

Наталья ГОВОРОВА

На рубеже веков международные организации, прежде всего Организация Объединенных Наций, правительства многих стран продолжают поиск стратегии устойчивого человеческого развития. Справедливое и эффективное формирование и реструктурирование экономической и социальной сфер, которое на самом деле способствовало бы развитию человека, является важной проблемой для организованного гражданского общества в целом. Причем это касается не только беднейших стран Азии и Африки, но и развитых в экономическом отношении государств.

Глобализация в сфере экономики, технологии, культуры и управления – мощная тенденция, возникшая в конце ХХ века – ставит мир перед лицом ряда серьезных проблем: финансовой нестабильности, нестабильности занятости и доходов, отсутствия политической безопасности и безопасности для окружающей среды и, что особенно важно, усиливающейся дифференциации по доходам. А ведь социальное расслоение – это регресс и угроза человеческой безопасности.

Экономический рост как важный фактор общественного прогресса может обеспечить повышение человеческого потенциала (ЧП) только тогда, когда увеличение частных доходов будет равномерным, а также когда этот рост обеспечивает и объединяет достаточно государственных поступлений, которые инвестируются в институты, во многом определяющие человеческое развитие – в школы и медицинские центры, а не в вооружение.

В течение длительного периода времени среди моделей развития общества главенствовали те, в которых основной акцент делался на экономический рост и способы его ускорения. Считалось, что достижение экономического роста автоматически влечет за собой прогресс в развитии человека и всего общества. В дальнейшем формула “экономический рост” = “развитие человеческого потенциала” не оправдала себя и выразилась в нарастании социально-политической нестабильности и бедности населения.

Поэтому в конце столетия наиболее привлекательной стала концепция развития человеческого потенциала, основная цель которой – реализация потребностей и устремлений людей.

В последнее десятилетие ХХ века эксперты международной организации ПРООН (Программа развития ООН) разработали современную концепцию развития человеческого потенциала, которая ставит человека в центр общественного прогресса и рас-

сматривает экономический рост скорее как средство, нежели как конечную цель развития ЧП. Концепция приводит к выводу, что основными показателями следует считать не только ВВП, но и параметры, характеризующие здоровье, образование и доступ к информации.

Таблица 1.

Параметры ввп, характеризующие развитие человеческого потенциала1 Экономически развитые страны Европы

 

Страна

ВВП (млрд. долл. США),

1997 г.

Военные

расходы 2),

% от ВВП,

1997 г.

Расходы на здравоохранение, % от ВВП, 1995 г.

Расходы на

образование,

% от ВНП,

1996 г.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Норвегия

153,4

2,1

6,6

7,5

Бельгия

242,5

1,5

6,9

3,2

Швеция

227,6

2,2

7,1

8,3

Нидерланды

360,3

1,9

6,8

5,2

Исландия

7,3*)

...

6,9

5,4

Соединенное Королевство

1286,5

2,7

5,9

5,4

Франция

1392,5

3,0

8,0

6,1

Швейцария

255,3

1,3

6,9

5,3

Финляндия

119,8

1,5

5,8

7,6

Германия

2092,3

1,6

8,1

4,8

Дания

170,0

1,7

6,9

8,2

Австрия

206,2

0,9

5,9

5,7

Люксембург

17,0*)

0,8

6,2

4,1

Италия

1145,6

2,0

5,4

4,7

Ирландия

75,0

1,0

5,2

5,8

Испания

532,0

1,4

5,8

4,9

Португалия

102,1

2,4

5,0

5,5

Справочно:

 

 

 

 

США

7834,0

6,5

3,4

5,4

Япония

4190,2

5,6

1,0

3,6

studfiles.net

Индекс развития человеческого потенциала | Гуманитарная энциклопедия

Индекс человеческого развития (ИЧР) / Human Development Index (HDI) — это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций. Используется в изданиях специальной серии докладов ПРООН о развитии человека.

Концепция развития человеческого потенциала является одним из наиболее известных интеллектуальных продуктов, разработанных ПРООН. Основными программными элементами проекта являются: концепция развития человеческого потенциала как таковая, а также глобальные, национальные и региональные доклады по этой теме. В 1990 году ПРООН опубликовала первый доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, в котором было сформулировано понятие человеческого развития: «Развитие человека является процессом расширения спектра выбора. Наиболее важные элементы выбора — жить долгой и здоровой жизнью, получить образование и иметь достойный уровень жизни. Дополнительные элементы выбора включают в себя политическую свободу, гарантированные права человека и самоуважение». Данная система взглядов ориентирована на повышение качества жизни человека, расширение и совершенствование его возможностей во всех областях. Концепция человеческого развития сменила так называемые «классические» теории экономического развития, которые базировались на показателе валового национального продукта, рассматривали человека только в качестве движущей силы экономического развития и провозглашали экономический рост главной целью общественного прогресса.

В докладе о человеческом развитии 2010 года определение понятия «развитие человека» было существенно дополнено. По мнению авторов проекта, определение развития человека как расширения возможностей человеческого выбора является основополагающим, но недостаточным. Развитие человека предполагает сохранение позитивных результатов в течение длительного времени и противодействие процессам, которые ведут к угнетению людей и усиливают структурную несправедливость. Поэтому ключевыми являются и такие принципы, как социальная справедливость, устойчивость и уважение к правам человека. Исходя из этого, эксперты организации предложили новое, уточнённое определение, соответствующее практике и научным исследованиям по проблемам человеческого развития: «Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете».

В свете данного определения развитие человека имеет три компонента:

  1. Благосостояние: расширение реальных свобод человека таким образом, чтобы они могли процветать.
  2. Расширение прав и возможностей, а также агентность: возможность человека и групп действовать и получать ценные результаты.
  3. Справедливость: повышение социальной справедливости, обеспечение устойчивости результатов во времени, уважение прав человека и других целей общества.

Основным стратегическим инструментом концепции человеческого развития является Индекс человеческого развития, который был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq). Исходная идея исследования, которая в то время считалась радикальной, была довольно простой: общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве стран. Предполагалось, что этот ряд параметров, имеющий непосредственное статистическое выражение, влияет на качество жизни, а следовательно, отражает его состояние. В основу Индекса положены не субъективные оценки экспертов, а реальные числовые показатели, взятые из официальных источников, поэтому считается, что он относительно объективен и поддаётся верификации. ИЧР имел свои недостатки, что откровенно признавали его составители: в частности, он опирался на национальные средние показатели, которые скрывали асимметричность распределения благ, и поэтому во многих случаях мог не отражать реального положения дел в исследуемых странах. Тем не менее, в целом он успешно выполнял свою задачу. Высокий уровень доверия к ООН и к её специализированным структурам, включая ПРООН, а также методологические основания сделали ИЧР одной из самых авторитетных классификаций, характеризующих общественное развитие.

Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». ИЧР измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода её граждан, по трём основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:

  1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
  2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
  3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя.

В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИЧР, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИЧР, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учётом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).

Расчёт индексов человеческого развития
Расчёт индексов человеческого развития

Доклады о развитии человеческого потенциала ПРООН подготавливаются на региональном, национальном и международном уровне. В итоговом отчёте сводятся все основные показатели «уровня жизни» населения стран и регионов, представленных в докладе. При определении рейтинга учитываются множество факторов, таких как положение в области прав человека и гражданских свобод, его возможность участия в общественной жизни, социальная защищённость, степень территориальной и социальной мобильности населения, показатели уровня культурного развития населения, доступа к информации, здоровья, уровня безработицы, состояния преступности, охраны окружающей среды и другие. В итоговом рейтинге все государства ранжируются на основе ИЧР и классифицируются четырьмя категориями:

  1. Страны с очень высоким уровнем ИЧР.
  2. Страны с высоким уровнем ИЧР.
  3. Страны со средним уровнем ИЧР.
  4. Страны с низким уровнем ИЧР.

Наибольшие трудности при расчете Индекса связаны с необходимостью получения сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики во многих развивающихся странах, а по ряду разделов — и в некоторых странах с переходной экономикой. Следует также отметить, что та часть данных, которая предоставлена национальными статистическими организациями, не всегда достоверна, поскольку некоторые правительства сознательно приукрашивают ситуацию в своих странах. В настоящее время Индекс охватывает 190 стран-участниц ООН, а также особые административные территории — Гонконг (Китай) и Палестинские территории (Израиль). Впрочем, из-за отсутствия достоверных статистических данных рейтинговая таблица часто насчитывает меньшее число государств. Страны, которые не желают или не могут предоставить статистику по компонентам ИЧР, не включаются в рейтинг, а рассматриваются отдельно.

gtmarket.ru