ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года. Психомоторное и эмоциональное развитие младенца


Эмоциональное и психомоторное развитие недоношенных детей на первом году жизни

В возрасте 1—4 мес в зависимости от степени недоношенности и массы тела при рождении дети начинают удерживать голову в горизонтальном положении лежа на животе, фиксируют взгляд, появляется первая улыбка.

В возрасте 3—6 мес дети, рожденные преждевременно, удерживают голову в вертикальном положении. Начинают гулить,поворачивать голову на звук, у них появляется комплекс оживления (ребенок радостно гулит, двигает ручками и ножками в ответ на приветливое обращение взрослого).

В возрасте 4,5—6 мес дети захватывают подвешенную игрушку, находят невидимый источник звука.

В 5,5—7,5 мес идет интенсивное психоэмоциональное развитие, недоношенные дети отличают чужих от близких, появляется длительное и разнообразное гуление, дети берут игрушку, предложенную взрослым, лепет появляется в 6—8 мес.

В возрасте 6—8,5 мес у детей развиваются движения в горизонтальном положении: повороты на живот, с живота на спину, ползание на животе.

В возрасте 9—12 мес дети осваивают движения в вертикальном положении (самостоятеьно садятся и ложатся, встают, держась за барьер, переступают, придерживаясь за неподвижную опору, стоят с поддержкой и самостоятельно, встают самостоятельно).

В возрасте 8—12 мес психоэмоциональное развитие детей продолжает совершенствоваться: они подолгу занимаются игрушками, действуют с ними по-разному, подолгу лепечут, произносят одни и те же слоги, повторяют их за взрослыми.

Навыки самостоятельности при кормлении (ест с ложки, сам держит ложку, хлеб) у недоношенных детей появляются в возрасте с 6—6,5 до 10 мес, а навыки опрятности — с 9—12 мес.

По сравнению с доношенными детьми психомоторное развитие детей, рожденных преждевременно, естественно, несколько замедлено; больные недоношенные дети достигают развития доношенных сверстников в более поздние сроки.

Справочная таблица эмоционального и психомоторного развития недоношенных детей (по степени недоношенности) и детей, рожденных в срок, на первом году жизни

Показатели Возраст, мес
Здоровые доношен­ные дети Недоношенные дети
Масса тела при рождении, г
до 3500 до 1500 до 1750 до 2000 до 2500
Удерживает голову в горизонтальном положении, лежа на животе 3—4 2,5—3 2—2,5 1—2
Фиксирует взгляд 1 2—3 2,5—2 1—2 1—1,5
Первая улыбка 3—4 2—3 2—2,5 1—2
Отвечает на улыбку и речь взрослого 2 4—5 3,5—4,5 3—4 2—3
Удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках матери 2—3 5—6 5 4 3—4
Гуление 6 6 5,5 4,5
Поворачивает голову на звук 3 5—6 4—5,5 4—4,5
3—4
Комплекс оживления 5,5—6 5—5,5 4—4,5 3—4
Громко смеется 6 5,5 5 4,5
Захватывает подвешенную игрушку 4 6 6 5 4,5
Находит невидимый источник звука 6 6 5—5,5 4,5
Произносит отдельные слоги 6 9,5—10 8,5—9 8—8,5 8
Ест с ложки, снимает пищу губами 7,5 7 6,5 6
Хорошо ползает 10—11 10 9 8,5
Произносит отдельные слоги 6—7 9,5—10 8,5—9 8—8,5 8
На вопрос «где?» находит предмет 7 11,5—12 10,5—11,5 10—11 9—10
Долго занимается игрушками 10 10 9 8,5
Садится самостоятельно 8 11—12 10—11 9—10 9
Встает, придерживаясь за не­подвижную опору 11—12 10—11 9—10 9
Сам ест и держит хлеб 9,5—10 9,5 9 8
Действует с игрушками по-раз­ному: размахивание, перекла­дывание, складывание 8—9 11,5 11 10,5 9,5 — 10
Сам садится и ложится; встает, держась за барьер 8—9 11—12 10—11 9—10 9
Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги 8—10 9,5 8,5—9 8—8,5 8
Появляются навыки опрятности 9 9,5—10 9,5 9 9
Повторяет слоги, произносимые взрослыми 9—10 13—13,5 13 11—12 11—12
Переступает, придерживаясь за неподвижную опору 9—10 11—12 10—11 9—10 9
Стоит с поддержкой 9—11
11—12
10—11 9—10 9
Стоит самостоятельно 9—11 12—13 11,5—12 11—11,5 11—11,5
Встает самостоятельно 9—12 11—12 10—11 9—10 9
Ходит, придерживаясь за опору или руку взрослого 10 12,5—13 11—12 10—11 10
Влезает на невысокую поверх­ность, слезает с нее 10 13—14 12—13 11—12 10—11
Имеет запас простейших слов и пользуется ими 11—12 Этот навык появляется у недоношен­ных детей после первого года жизни

Информация из книги:Физическое воспитание недоношенных детей.В . Л . Страковская., Москва, 1990

www.uaua.info

Психомоторное и эмоциональное развитие младенца

Психомоторное и эмоциональное развитие младенца

Наверное, все мамы и папы читали об исследованиях ученых, доказывающих, что уже в утробе матери ребенок способен чувствовать, ощущать, двигаться и даже проявлять свои эмоции… Спокойствие мамы, голос папы, приятная музыка, поглаживание маминого животика и т.д. – все это ребенок воспринимает очень рано. Но вот младенец родился, и в его жизни начался новый этап – и новые впечатления и навыки. В связи с этим многие задаются вопросом, а каковы «средние», (ни в коем случае мы не говорим «нормативные»!) показатели психомоторного развития ребенка от рождения до 1 года?

Очень кратко:

  • С самого начала своей жизни ребенок улыбается. Но, как говорят французы, сразу после рождения «младенец улыбается ангелам».
  • Но вот уже к 2-м месяцам младенец отвечает на вашу улыбку. До 2-х месяцев младенец не держит головку, по этой причине следует избегать таких поз, при которых его головка не поддерживается (детские рюкзачки в том числе).
  • В 3 месяца ребенок приподнимает голову, чтобы посмотреть, что происходит вокруг. Он с удовольствием будет полулежать в специальном детском креслице или, еще лучше, на игровом коврике (как сделать развивающий игровой коврик для ребенка, его выкройки, фурнитура и другие идеи на сайте для креативных мам), где он может участвовать в окружающей его жизни. Его психомоторное развитие стремительно, интеллект бурно прогрессирует, он ищет самовыражения.
  • Примерно с 4-месячного возраста ребенок смеется от удовольствия и плачет, чтобы выразить свой страх или гнев.
  • С 5-ти месяцев его внимание обостряется, он четко определяет настроение своего «собеседника» и отвечает адекватно. В этом возрасте ребенок активно отравляет в рот объекты своего окружения для исследования (внимание, родители!).
  • В 6 месяцев малыш ясно может выразить свое желание (или нежелание). Теперь вам уже нужно применять всю вашу фантазию, чтобы, например, вытереть ему ротик: если он этого не хочет, то и руку с салфеткой будет отталкивать… Между 6-м и 8-м месяцами младенец начинает сам приподниматься, ползать, менять позиции, переворачиваться со спины на живот.
  • 7 месяцев: наступает важный этап! Младенец четко различает знакомых и незнакомых людей (соответственно, он начинает бояться незнакомцев). Более того, если вы спрячете игрушку, он будет ее искать, в то время как раньше объект или человек, исчезавший из его поля зрения, покидал его навсегда и он терял к нему интерес. Теперь, младенец осознает, что люди и предметы существуют даже тогда, когда он их уже не видит. Именно это знание толкает его на поиски спрятанной игрушки – и оно же поможет ему в случае, если вам надо уйти из дома: мама обязательно вернется!
  • Знаменитый кризис 8-ми месяцев: частые тревоги, боязнь отсутствия мамы, страхи перед незнакомцами. Если мать выходит из комнаты, малыш боится, что больше ее не увидет. Он цепляется за маму и отворачивает головке от незнакомых людей. 8 месяцев – очередная веха на пути взросления. Если в первые месяцы своей жизни малыш был окружен постоянной заботой, то теперь, по мере приобретения новых навыков, к нему предъявляются и новые требования. В целом после прохождения этого этапа ваш маленький человечек становится буквально «взрослее»: он более самостоятелен и независим, он даже может позволить себе поиграть с вами, прячась за своим слюнявчиком и снова появляясь, таким образом преодолевая свои страхи. Между 8-м и 12-м месяцами ребенок садится и перемещается все более и более свободно. Поначалу его первые попытки встать на ножки достаточно робки, и моменты «прямохождения» и ползания чередуются, но он обожает ходить, когда его поддерживают под руками. Затем малыш держит равновесие все лучше, и как правило, к 15-ти месяцам подавляющее большинство детей уже ходят.
  • В 9 месяцев малыш жаждет нравиться и заслуживать похвалу всеми средствами: своими играми, улыбкой, своими проказами. Внимание: слишком активное внимание малышу может повлечь за собой и трудности – например, слишком сильную ориентацию на оценку окружающих у самого младенца, с одной стороны и возможную ревность со стороны старших детей, с другой.
  • 10 месяцев: попросите своего малыша показать знакомые ему предметы, например, ложку, мячик, коврик… – он сделает это с удовольствием и знанием дела. Он еще не разговаривает, но понимает гораздо больше, чем вы думаете!
  • В свои 11 месяцев наш ребенок все больше и больше кажется нам маленьким гением! Для достижения своей цели, он применяет изощренную изобретательность и использует знания об отношениях и связях между предметами: чтобы достать до печенья в центре стола, он «просто» тянет скатерть…
  • И вот нам уже год. Самым отчаянным образом малыш имитирует все и всех. Пить из чашки и есть самостоятельно, все как у взрослых. Определенно, он жаждет расти – дайте ему эту возможность, не «рубите на корню» его инициативу тем, что «тебе еще это делать нельзя, потому что ты маленький/ая». Ваша поддержка и поощрение для маленького человека имеют решающее значение.
В заключение следует сказать, что маленькие дети развиваются разными темпами. В один месяц вы будете изумлены его прогрессом, а в следующий – почти что разочарованы в «отсутствии» (о нет, в кажущемся отсутствии) какого бы то ни было психомоторного развития ребенка! Но малыш порой как атлет, который набирает силы перед разбегом, за которым следует очередной прыжок.

Кризис первого года жизни малыша

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.перейти в каталог файлов

ocherk.org

Психомоторное и эмоциональное развитие младенца

Поиск Лекций

Наверное, все мамы и папы читали об исследованиях ученых, доказывающих, что уже в утробе матери ребенок способен чувствовать, ощущать, двигаться и даже проявлять свои эмоции… Спокойствие мамы, голос папы, приятная музыка, поглаживание маминого животика и т.д. – все это ребенок воспринимает очень рано. Но вот младенец родился, и в его жизни начался новый этап – и новые впечатления и навыки. В связи с этим многие задаются вопросом, а каковы «средние», (ни в коем случае мы не говорим «нормативные»!) показатели психомоторного развития ребенка от рождения до 1 года?

Очень кратко:

 

  • С самого начала своей жизни ребенок улыбается. Но, как говорят французы, сразу после рождения «младенец улыбается ангелам».
  • Но вот уже к 2-м месяцам младенец отвечает на вашу улыбку. До 2-х месяцев младенец не держит головку, по этой причине следует избегать таких поз, при которых его головка не поддерживается (детские рюкзачки в том числе).
  • В 3 месяца ребенок приподнимает голову, чтобы посмотреть, что происходит вокруг. Он с удовольствием будет полулежать в специальном детском креслице или, еще лучше, на игровом коврике (как сделать развивающий игровой коврик для ребенка, его выкройки, фурнитура и другие идеи на сайте для креативных мам), где он может участвовать в окружающей его жизни. Его психомоторное развитие стремительно, интеллект бурно прогрессирует, он ищет самовыражения.
  • Примерно с 4-месячного возраста ребенок смеется от удовольствия и плачет, чтобы выразить свой страх или гнев.
  • С 5-ти месяцев его внимание обостряется, он четко определяет настроение своего «собеседника» и отвечает адекватно. В этом возрасте ребенок активно отравляет в рот объекты своего окружения для исследования (внимание, родители!).
  • В 6 месяцев малыш ясно может выразить свое желание (или нежелание). Теперь вам уже нужно применять всю вашу фантазию, чтобы, например, вытереть ему ротик: если он этого не хочет, то и руку с салфеткой будет отталкивать… Между 6-м и 8-м месяцами младенец начинает сам приподниматься, ползать, менять позиции, переворачиваться со спины на живот.
  • 7 месяцев: наступает важный этап! Младенец четко различает знакомых и незнакомых людей (соответственно, он начинает бояться незнакомцев). Более того, если вы спрячете игрушку, он будет ее искать, в то время как раньше объект или человек, исчезавший из его поля зрения, покидал его навсегда и он терял к нему интерес. Теперь, младенец осознает, что люди и предметы существуют даже тогда, когда он их уже не видит. Именно это знание толкает его на поиски спрятанной игрушки – и оно же поможет ему в случае, если вам надо уйти из дома: мама обязательно вернется!
  • Знаменитый кризис 8-ми месяцев: частые тревоги, боязнь отсутствия мамы, страхи перед незнакомцами. Если мать выходит из комнаты, малыш боится, что больше ее не увидет. Он цепляется за маму и отворачивает головке от незнакомых людей. 8 месяцев – очередная веха на пути взросления. Если в первые месяцы своей жизни малыш был окружен постоянной заботой, то теперь, по мере приобретения новых навыков, к нему предъявляются и новые требования. В целом после прохождения этого этапа ваш маленький человечек становится буквально «взрослее»: он более самостоятелен и независим, он даже может позволить себе поиграть с вами, прячась за своим слюнявчиком и снова появляясь, таким образом преодолевая свои страхи. Между 8-м и 12-м месяцами ребенок садится и перемещается все более и более свободно. Поначалу его первые попытки встать на ножки достаточно робки, и моменты «прямохождения» и ползания чередуются, но он обожает ходить, когда его поддерживают под руками. Затем малыш держит равновесие все лучше, и как правило, к 15-ти месяцам подавляющее большинство детей уже ходят.
  • В 9 месяцев малыш жаждет нравиться и заслуживать похвалу всеми средствами: своими играми, улыбкой, своими проказами. Внимание: слишком активное внимание малышу может повлечь за собой и трудности – например, слишком сильную ориентацию на оценку окружающих у самого младенца, с одной стороны и возможную ревность со стороны старших детей, с другой.
  • 10 месяцев: попросите своего малыша показать знакомые ему предметы, например, ложку, мячик, коврик… – он сделает это с удовольствием и знанием дела. Он еще не разговаривает, но понимает гораздо больше, чем вы думаете!
  • В свои 11 месяцев наш ребенок все больше и больше кажется нам маленьким гением! Для достижения своей цели, он применяет изощренную изобретательность и использует знания об отношениях и связях между предметами: чтобы достать до печенья в центре стола, он «просто» тянет скатерть…
  • И вот нам уже год. Самым отчаянным образом малыш имитирует все и всех. Пить из чашки и есть самостоятельно, все как у взрослых. Определенно, он жаждет расти – дайте ему эту возможность, не «рубите на корню» его инициативу тем, что «тебе еще это делать нельзя, потому что ты маленький/ая». Ваша поддержка и поощрение для маленького человека имеют решающее значение.

В заключение следует сказать, что маленькие дети развиваются разными темпами. В один месяц вы будете изумлены его прогрессом, а в следующий – почти что разочарованы в «отсутствии» (о нет, в кажущемся отсутствии) какого бы то ни было психомоторного развития ребенка! Но малыш порой как атлет, который набирает силы перед разбегом, за которым следует очередной прыжок.



poisk-ru.ru

Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года

Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года (2 голоса: 5 из 5)

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Источник: http://www.baby.ru/

azbyka.ru

Эмоциональное развитие в младенчестве

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н..JI. Фигурина, М.П.Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей. Уже вскоре послерождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заменить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После 3-й недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция - улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» - специфического поведения в отношении взрослого. В четырехмесячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Радостное состояние малыша говорит и о его хорошем самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, - это главное коммуникативное средство общения в довербалъный период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.

На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого развиваются в трех направлениях. Во-первых, из «местной» реакции - улыбки - они становятся выражением «полной» радости, входящей в комплекс оживления. Во-вторых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого. Ребенок 4-5 мес. дифференцирует своих и чужих. После 8 мес. возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5- 2 года.

Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные - конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами - положительными эмоциями.

Во втором полугодии жизни младенец в связи с развитием ситуативно-деловой формы общения адресует взрослому и отрицательные эмоции - обиду, неудовольствие, гнев. И в то же время он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику и действия взрослых.

На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости младенца. Дети реагируют на эмоциональные состояния, переживания близких людей и как бы «заражаются» ими. Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время эмоции малыша очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость. На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает сформироваться любовь и симпатия к близким.

Симпатия - это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности (Ю.И. Лысенко). Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатия проявляется к людям, которые ухаживают за малышом, демонстрируя доброжелательность и любовь. Она проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. К концу первого года жизни ребенок проявляет простейшие формы сочувствия. Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то малыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание. Оно носит характер заражения эмоцией другого человека. В возрасте 3-4 мес. у малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослым, манипуляции, движения, прямо не связаны с удовлетворением биологическихпотребностей. Чувство радости становится ярче, закрепляется, сохраняется более длительное время. Уже в 4-5 мес. большую радость доставляют малышу действия с игрушкой. Ребенок, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается. На 5-м месяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое. Новым выступает открытое ребенком незнакомое свойство в предмете, когда меняется положение предмета при его рассматривании, приближении или удалении. Новизна побуждает младенца совершать повторные и цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая положительные эмоции.

В 5-6 мес. резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка испытывать положительные эмоции, он старается повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если не удается перевернуться на живот и он перестает видеть предмет, за которым следил.

Эмоциональные состояния, возникающие при выполнении действий, служат показателем активности младенца. После 6 мес. освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами, способствует проявлению внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций связано с тем, как младенец умеет действовать с предметами и получает ли он в результате действий желаемый эффект, будьто сосредоточение взора на игрушке или складывание шариков в коробку.

Овладение манипуляциями с предметами приводит к тому, что во втором полугодии первого года жизни младенец специально адресует отрицательные эмоции конкретному взрослому. Чтобы правильно выполнять действие, ребенок должен научиться правильно реагировать на порицание взрослого, уметь соотнести его действие со своим и перестроить свое поведение, чтобы избежать порицания.

Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца выступает появление к концу первого года чувства удивления.

Оно возникает при воздействии нового необычного раздражителя. Причем объект, который вызывает удивление, прямо не удовлетворяет биологические потребности. Ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности - познавательной.

Укажем особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:- основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;- социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми;- в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения;- в ситуативно-деловом общении у малыша проявляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии;- складываются предпосылки высших чувств - любви и симпатии к близким, познавательных чувств.

psyera.ru

Эмоциональное развитие новорожденного | статьи по теме Кроха в большом мире

Статья опубликована 22 марта 2013

Важнейшую роль в формировании новой личности, несомненно, играет способность к эмоциональным переживаниям, которая проявляется после рождения ребенка. Многочисленные исследования показывают, что первые детские эмоции имеют негативный характер. Это отрицательные переживания, вызванные физиологическими причинами и действием резких для младенца раздражителей: громкие звуки, яркий свет, прикосновение одежды к нежному телу.

В первый год жизни эмоциональное развитие новорожденного включает в себя несколько этапов:

  • примитивные эмоции, связанные с удовлетворением базовых потребностей;
  • развитие эмоциональных переживаний как социально-обусловленной реакции в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми;
  • способность испытывать чувство радости и удовольствия от совместных действий в ситуативно-личностном общении со взрослыми, отрицательные эмоции при неудачном действии, отсутствии общения;
  • формирование предпосылок высших чувств – любви, симпатии, сочувствия к близким.

 

Первое полугодие жизни

Эмоциональное развитие новорожденного

По сути сам момент рождения ребенка рассматривается как эмоциональный стресс. Через крик, плач, двигательную активность проявляются первые эмоции малыша, которые выполняют защитную функцию и сигнализируют о каком-то неблагополучии: голоде, мокрых пеленках, потребности спать. Теперь от внимания и заботы родителей зависит эмоциональное благополучие новорожденного. Удовлетворение физических потребностей малыша будет способствовать быстрому развитию организма, увеличению время бодрствования по сравнению со сном.

Сразу после появления малыша на свет пока еще кратковременный период активности может подсказать родителям, какие внешние и внутренние раздражители влияют на его эмоциональное состояние, что вызывает негативные переживания, а что, наоборот, успокаивает. 

День за днем период бодрствования становится все длиннее, а с ним и уменьшается количество отрицательных эмоций ребенка. Однако удовлетворение основных потребностей малыша не формирует у него истинное чувство радости, а только является предпосылкой для его зарождения. Способность переживать радость развивается постепенно, при взаимодействии со взрослыми, которые помимо заботы и любви способны наполнить жизнь новорожденного разнообразными впечатлениями, имеющими большое значение для его эмоционального развития.

На третьей неделе жизни младенца появляется столь долгожданная эмоциональная реакция – он улыбается, реагируя на лаковый голос матери и ее склоненное над ним лицо. В три месяца положительные переживания связаны с так называемым «комплексом оживления», который является проявлением специфической активности ребенка по отношению ко взрослому. В этом возрасте у малыша расширяется круг объектов, вызывающих приятные эмоции. 

Эмоциональное развитие новорожденного

Начиная с четырех месяцев ощущение радости становится более ярким и сохраняется продолжительное время. Ребенок может громко смеяться, особенно, когда родители играют с ним, приподнимая или опуская его, приближая или отдаляя его от своего лица. Большую радость в этот период доставляют манипуляции с игрушкой, возможность схватить ее, пощупать, покусать.

Второе полугодие жизни

В шесть месяцев у ребенка все сильнее проявляется интерес к внешнему миру. Новые, незнакомые вещи побуждают его к совершению повторных и цепных действий, активному исследованию объекта, что является первой ступенью познавательной активности.

Если у малыша не получается взаимодействовать с интересующим его предметом, он переживает негативные эмоции. Когда действие получается, ребенок испытывает интенсивные положительные эмоции. Те действия, которые вызывают приятные переживания, он пытается повторить. 

С восьми месяцев у малыша может возникать чувство страха при появлении посторонних, которое при внимательном и чутком отношении проходит к 1-1,5 годам. Способность к манипуляциям с предметами приводит к тому, что в этот период ребенок может намеренно адресовать отрицательные эмоции конкретному человеку.

Таким образом, развитие эмоций в раннем возрасте связано с получением впечатлений и взаимодействием со взрослыми. Формирование сложных эмоций у малыша обусловлено развитием у него новых потребностей в общении и способов их реализации.

www.familyspace.ru

Психомоторное и эмоциональное развитие младенца

Психомоторное и эмоциональное развитие младенца Наверное, все мамы и папы читали об исследованиях ученых, доказывающих, что уже в утробе матери ребенок способен чувствовать, ощущать, двигаться и даже проявлять свои эмоции… Спокойствие мамы, голос папы, приятная музыка, поглаживание маминого животика и т.д. – все это ребенок воспринимает очень рано. Но вот младенец родился, и в его жизни начался новый этап – и новые впечатления и навыки. В связи с этим многие задаются вопросом, а каковы «средние», (ни в коем случае мы не говорим «нормативные»!) показатели психомоторного развития ребенка от рождения до 1 года? Очень кратко: С самого начала своей жизни ребенок улыбается. Но, как говорят французы, сразу после рождения «младенец улыбается ангелам». Но вот уже к 2-м месяцам младенец отвечает на вашу улыбку. До 2-х месяцев младенец не держит головку, по этой причине следует избегать таких поз, при которых его головка не поддерживается (детские рюкзачки в том числе). В 3 месяца ребенок приподнимает голову, чтобы посмотреть, что происходит вокруг. Он с удовольствием будет полулежать в специальном детском креслице или, еще лучше, на игровом коврике (как сделать развивающий игровой коврик для ребенка, его выкройки, фурнитура и другие идеи на сайте для креативных мам), где он может участвовать в окружающей его жизни. Его психомоторное развитие стремительно, интеллект бурно прогрессирует, он ищет самовыражения. Примерно с 4-месячного возраста ребенок смеется от удовольствия и плачет, чтобы выразить свой страх или гнев. С 5-ти месяцев его внимание обостряется, он четко определяет настроение своего «собеседника» и отвечает адекватно. В этом возрасте ребенок активно отравляет в рот объекты своего окружения для исследования (внимание, родители!). В 6 месяцев малыш ясно может выразить свое желание (или нежелание). Теперь вам уже нужно применять всю вашу фантазию, чтобы, например, вытереть ему ротик: если он этого не хочет, то и руку с салфеткой будет отталкивать… Между 6-м и 8-м месяцами младенец начинает сам приподниматься, ползать, менять позиции, переворачиваться со спины на живот. 7 месяцев: наступает важный этап! Младенец четко различает знакомых и незнакомых людей (соответственно, он начинает бояться незнакомцев). Более того, если вы спрячете игрушку, он будет ее искать, в то время как раньше объект или человек, исчезавший из его поля зрения, покидал его навсегда и он терял к нему интерес. Теперь, младенец осознает, что люди и предметы существуют даже тогда, когда он их уже не видит. Именно это знание толкает его на поиски спрятанной игрушки – и оно же поможет ему в случае, если вам надо уйти из дома: мама обязательно вернется! Знаменитый кризис 8-ми месяцев: частые тревоги, боязнь отсутствия мамы, страхи перед незнакомцами. Если мать выходит из комнаты, малыш боится, что больше ее не увидет. Он цепляется за маму и отворачивает головке от незнакомых людей. 8 месяцев – очередная веха на пути взросления. Если в первые месяцы свое

filesclub.net