ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Сочинение на тему: « влияние любящих людей на формирование алеши как личности в повести м. горького «детство». Кто оказал влияние на развитие личности становление характера алеши


М. ГорькийДетствоКто оказал влияние на развитие личности , становления характера Алеши ?

М.ГорькийДетствоКто оказал влияние на развитие личности , становления характера Алеши ?

  • В становлении характера человека многое зависит от того, в какое окружение попадает он. Бабушка Акулина Ивановна, дедушка Василий Каширин, Цыганок, постоялец Хорошее Дело, дядья и двоюродные братья, уличные ребята. Бабушка Акулина Ивановна много времени проводила с Алешей. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Мальчик наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию. Алеша восхищался ее смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике. Бабушка стала для него самым дорогим и близким человеком. Она учила его быть добрым, смелым, терпеливым… сцена пожара, болезни Алеши, обучения грамоте о роли деда Каширина в воспитании внука. Хорошее Дело открыл для мальчика дорогу в большой мир – мир науки. Общаясь с Цыганком, Алеша осознал важность таких качеств, как выносливость, терпение, взаимовыручка и трудолюбие. Важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами: — научился оказывать сопротивление, защищать себя, разбираться в людях, не поддаваться влиянию улицы, иметь собственное мнение. М. Горький считает, что надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”, чтобы уметь им противостоять В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”. Уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств. Многое зависит от правильного поведения взрослых усвоил жизненные уроки: - поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок; - очень трудно признаться в содеянном; - душевное раскаяние мучительно и невыносимо; - раскаяние приносит облегчение. Важно, чтобы дети и взрослые не теряли контакта и не превратились их отношения в противостояние. Тогда подросток не будет чувствовать себя чужим в окружающем его мире.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

goxi.ru

Какое влияние оказал дедушка на развитие Алеши в повести...

В становлении характера человека многое зависит от того, в какое окружение попадает он. Бабушка Акулина Ивановна, дедушка Василий Каширин, Цыганок, постоялец Хорошее Дело, дядья и двоюродные братья, уличные ребята. Бабушка Акулина Ивановна много времени проводила с Алешей. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Мальчик наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию. Алеша восхищался ее смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике. Бабушка стала для него самым дорогим и близким человеком. Она учила его быть добрым, смелым, терпеливым… сцена пожара, болезни Алеши, обучения грамоте о роли деда Каширина в воспитании внука. Хорошее Дело открыл для мальчика дорогу в большой мир – мир науки. Общаясь с Цыганком, Алеша осознал важность таких качеств, как выносливость, терпение, взаимовыручка и трудолюбие. Важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами: - научился оказывать сопротивление, защищать себя, разбираться в людях, не поддаваться влиянию улицы, иметь собственное мнение. М. Горький считает, что надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”, чтобы уметь им противостоять В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”. Уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств. Многое зависит от правильного поведения взрослых усвоил жизненные уроки: - поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок; - очень трудно признаться в содеянном; - душевное раскаяние мучительно и невыносимо; - раскаяние приносит облегчение. Важно, чтобы дети и взрослые не теряли контакта и не превратились их отношения в противостояние. Тогда подросток не будет чувствовать себя чужим в окружающем его мире.

obrazovalka.ru

Сочинение на тему: « Влияние любящих людей на формирование Алеши как личности в повести М. Горького «Детство»Сочинения по русскому языку и литературе

...

Голосуйте за сочинение

Повесть «Детство» — это автобиография самого М. Горького, описание его детства в литературной обработке. Алеша- образ самого писателя, его прототип в детстве. Мы встречаем Алёшу в повести, когда у него умирает отец и мальчик не может до конца понять ситуацию: «…лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный… доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами». После смерти отца Алеша с семьей переезжают в Новгород к деду: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». Дед и дядья Алеши были жестокими и жадными людьми, с которыми мальчик с трудом мог найти общий язык. И только с бабушкой Алёша чувствовал себя хорошо и спокойно.

Алёша сразу потянулся к этой мягкой, доброй, ласковой и интересной женщине- бабушке. «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет…». Бабушка внесла в жизнь мальчика много светлого и доброго: любовь к народным сказаниям, веру в хорошую и светлую жизнь. Ещё одним немаловажным героем для Алеши был Цыганок, подмастерье в дедовском доме. Алеша встретился с ним впервые, когда дед хотел его высечь, а Цыганок увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут. Цыганок- подкидыш, его нашли ранней осенью на лавке, та кон оказался в дедовском доме. Иван любил приворовывать, и не из бедности, а потому что ему было интересно. Со стороны деда он не встречал порицания. И только бабушка говорила, что Цыганок поступает плохо, дабы уберечь Алёшу от плохого примера. У Цыганка трагичная судьба- он погибает, задавленный крестом. Нельзя не отметить и его одного человека, сыгравшего роль в формировании Алеши как личности. Герой по прозвищу Хорошее дело, которое он получил из-за частого употребления этой фразы. С ним Алеша познакомился, когда дед купил новый дом. Мальчика сразу заинтересовал этот человек. «С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками…». Хорошее дело был умным и невероятно одиноким человеком. Между ним и мальчиком завязалась дружба, которая закончилась после того как дед выгнал Хорошее дело из дома. Все эти положительные герои: бабушка, Цыганок, Хорошее дело, были отдушиной мальчика в злом и мрачном доме деда. Именно эти герои воспитали в Алёше любовь, жалость к людям, научили видеть разницу между добром и злом. Они, своей добротой и лаской, облегчили жизнь мальчика , просто одним своим существованием и заботой о нем. В детстве Алёши было много зла и несправедливости, которая могла бы вылиться в обиду на весь окружающий мир. Но благодаря любящим его людям, которые воспитывали его на своем правильном примере, Алеша вырос настоящим человеком без обиды, жестокости, зла и грубости. Он понял, что в любой ситуации человек должен оставаться человеком, а не подгибаться под какие-то сложности этого мира.

Похожие сочинения

online-urok.ru

Задание Какое влияние оказал дедушка на развитие Алеши в повести... -

В становлении характера человека многое зависит от того, в какое окружение попадает он. Бабушка Акулина Ивановна, дедушка Василий Каширин, Цыганок, постоялец Хорошее Дело, дядья и двоюродные братья, уличные ребята. Бабушка Акулина Ивановна много времени проводила с Алешей. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Мальчик наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию. Алеша восхищался ее смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике. Бабушка стала для него самым дорогим и близким человеком. Она учила его быть добрым, смелым, терпеливым… сцена пожара, болезни Алеши, обучения грамоте о роли деда Каширина в воспитании внука. Хорошее Дело открыл для мальчика дорогу в большой мир – мир науки. Общаясь с Цыганком, Алеша осознал важность таких качеств, как выносливость, терпение, взаимовыручка и трудолюбие. Важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами: - научился оказывать сопротивление, защищать себя, разбираться в людях, не поддаваться влиянию улицы, иметь собственное мнение. М. Горький считает, что надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”, чтобы уметь им противостоять В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”. Уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств. Многое зависит от правильного поведения взрослых усвоил жизненные уроки: - поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок; - очень трудно признаться в содеянном; - душевное раскаяние мучительно и невыносимо; - раскаяние приносит облегчение. Важно, чтобы дети и взрослые не теряли контакта и не превратились их отношения в противостояние. Тогда подросток не будет чувствовать себя чужим в окружающем его мире.

Оцени ответ

eurasia96.ru

Урок литературы в 7-м классе по повести А.М. Горького "Детство"

Номер слайда Этапы урока и их содержание. Деятельность учителя Деятельность обучающихся
  1. Оргмомент. Учитель проверяет наличие у класса необходимого раздаточного материала (текстов художественных произведений), устанавливает электронное приложение к уроку. Обучающиеся готовят учебники литературы, предметные тетради, тексты художественных произведений, письменные принадлежности.
Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

2. Вступительное слово учителя. Вход в тему.

В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким. Вы знаете о нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом детстве. Но, несмотря на трудности и лишения, он многого добился в жизни.

В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. Теме детства посвящали свои произведения и многие другие известные вам писатели.

 
  Назовите произведения на тему детства, которые вы читали. Л.Н. Толстой “Детство”

И.А. Бунин “Цифры”

В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”, “Фотография, на которой меня нет”

В. Г. Распутин “Уроки французского” и др.

  Каждый из названных вами писателей по-своему раскрывает эту тему, но все они задаются важными вопросами. Подумайте, какие проблемы решают писатели?

Эти и многие другие вопросы ставит автор повести “Детство”. И проблемы эти значимы для современного поколения, в частности, для вас.

Нет готового алгоритма поведения подростка в современном мире. Жизнь намного разнообразнее и шире правил и формул. Автор повести предлагает вам поразмышлять над поступками героев произведения, возможно, для себя вы извлечете полезные уроки.

- Какие личностные качества необходимо сформировать в детские годы, чтобы подготовить подростков к преодолению жизненных трудностей?

- Проблема взаимоотношений взрослых и детей решается на страницах произведений.

- Как помочь подросткам адаптироваться в обществе?

- Именно в детские годы формируется характер человека, поэтому тема детства предполагает решение проблемы воспитания.

Слайд №4 3.Объявление темы урока, определение его целей и задач.

Учитель объявляет тему урока и предлагает обучающимся сформулировать его цели и задачи.

Обучающиеся записывают в тетради тему и предлагают свою формулировку целей и задач урока (важно, чтобы были названы основные обучающие, развивающие и воспитательные цели, а также сформулированы задачи, способствующие реализации целей).
  4. Чтение и анализ отрывка из сказки-были А.П. Платонова “Неизвестный цветок”.

- Предлагаю вам прочитать отрывок из сказки-были А.П. Платонова “Неизвестный цветок” и подумать над тем, какое отношение этот фрагмент имеет к повести А.М. Горького “Детство”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для обсуждения:

- в каких условиях рос цветок?

- как трудности закалили его характер?

- изменился ли цветок? Подтвердите текстом.

- благодаря чему он “стал настоящим цветком”?

- раскройте смысл заключительной фразы: “И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его было видно даже в темную ночь”.

- на чью судьбу похожа жизнь этого цветка-человека?

Обучающиеся читают отрывок из сказки-были А.П. Платонова “Неизвестный цветок”:

Однажды упало одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камней и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и глину и стало расти. Нечем было питаться ему; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил, рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели т росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев. В середине лета цветок распустил венчик. До этого он был похож на траву, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его было видно даже в темную ночь.

Обучающиеся отмечают, что в тексте использована аллегория. Цветок-человек под влиянием жизненных испытаний стал сильным, выносливым, от него исходит свет, он несет радость и добро другим. Его судьба сходна с судьбой А.М. Горького и героя его повести “Детство”.

 

 

 

Слайд №5

Слайд №6

5. Анализ повести А.М. Горького “Детство”.

А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера?”

- какие события происходят в жизни Алеши после смерти отца?

- расскажите о первых впечатлениях Алеши от пребывания в доме Кашириных.

Вопрос записывается в тетрадях и на доске.

 

 

 

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя текст произведения, и приходят к выводу, что Алеша оказался в семье, где родственники враждовали из-за наследства, издевались над слепым Григорием, применяли физические наказания. Трудно было мальчику жить в таких условиях.

  В становлении характера человека многое зависит от того, в какое окружение попадает он.

- Кто оказал влияние на формирование характера Алеши?

Бабушка Акулина Ивановна, дедушка Василий Каширин, Цыганок, постоялец Хорошее Дело, дядья и двоюродные братья, уличные ребята.
 

 

 

Слайд №7

Работа в группах.

1 группа.

- какое влияние на Алешу оказала бабушка Акулина Ивановна? Как она воспитывала мальчика?

- в каких эпизодах повести наиболее ярко раскрывается ее характер?

- раскройте позицию автора по отношению к бабушке.

Бабушка Акулина Ивановна много времени проводила с Алешей. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Мальчик наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию. Алеша восхищался ее смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике. Бабушка стала для него самым дорогим и близким человеком. Она учила его быть добрым, смелым, терпеливым…
 

Слайд №8

2 группа.

- в каких эпизодах повести наиболее ярко раскрывается характер деда?

- как и под влиянием чего меняется отношение Алеши к деду?

- какую роль сыграл дед Каширин в воспитании внука?

Школьники анализируют сцену пожара, болезни Алеши, обучения грамоте и формулируют вывод о роли деда Каширина в воспитании внука.
 

Слайд №9

3 группа.

- какое влияние на формирование характера Алеши оказали Цыганок и постоялец Хорошее Дело?

 

Хорошее Дело открыл для мальчика дорогу в большой мир – мир науки. Общаясь с Цыганком, Алеша осознал важность таких качеств, как выносливость, терпение, взаимовыручка и трудолюбие.

  4 группа.

- какие важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами?

- как автор объясняет, почему надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”?

 

Важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами:

- научился оказывать сопротивление, защищать себя, разбираться в людях, не поддаваться влиянию улицы, иметь собственное мнение.

М. Горький считает, что надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”, чтобы уметь им противостоять (ответ подтверждается цитатой из текста повести).

  - Оцените работу групп, ответы одноклассников. Обучающиеся дополняют ответы одноклассников, оценивают работу каждой группы.
Слайды №7-9 6. Работа над иллюстрациями к повести.

- рассмотрите иллюстрации Б. Дехтерева к повести “Детство”. Удалось ли художнику передать характеры горьковских героев?

 

Обучающиеся рассматривают иллюстрации Б. Дехтерева к слайдам 8-11 и отвечают на поставленный вопрос

  - Сформулируйте вывод по результатам анализа.

Какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера?

Обучающиеся формулируют вывод по результатам анализа художественного произведения (перечисляют основные черты характера Алеши; называют героев, которые оказали влияние на мальчика, отмечают наиболее важные фрагменты). На доске и в тетрадях записываются черты характера Алеши, которые были сформированы под влиянием жизненных испытаний.
  - Как вы считаете, нужны ли эти качества вам, современным школьникам?

- Какие, на ваш взгляд, являются наиболее важными? Почему?

- Приведите примеры жизненных ситуаций, когда эти качества вам помогли.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, опираясь на собственный опыт и используя конкретные жизненные ситуации.
  Чем заканчивается повесть “Детство”? Повесть завершается эпизодом, когда дед Каширин отправляет Алешу “в люди”.
Слайд №10 7. Рефлексия.

- прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?

- что в его характере для этого есть?

- как вы понимаете смысл эпиграфа?

В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”.
  -Как решается проблема воспитания в повести А.М. Горького “Детство”?

- В каких произведениях о детстве решается та же проблема? Раскройте позицию автора.

Совпадает ли ваше мнение с позицией автора?

Уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств.

Многое зависит от правильного поведения взрослых. Именно благодаря мудрости бабушки, герой из рассказа В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой” усвоил жизненные уроки:

- поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок;

- очень трудно признаться в содеянном;

- душевное раскаяние мучительно и невыносимо;

- раскаяние приносит облегчение.

Важно, чтобы дети и взрослые не теряли контакта и не превратились их отношения в противостояние. Тогда подросток не будет чувствовать себя чужим в окружающем его мире.

  Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева “Большой красивый человек” Обучающиеся читают отрывок из рассказа Ю. Яковлева “Большой красивый человек”:

По земле идет большой красивый человек. Перешагивает через реки, перемахивает через горные хребты, а если пускается вплавь, то никакие волны его не остановят.

Большой красивый человек знает тайны, о которых ученые наших дней только догадываются. Даже солнцу задал он работу: оно вырабатывает электричество.

Вместе с тем именно большой красивый человек многого не знает. Он не знает, что такое ложь и обман. Он не умеет огорчать людей и причинять им боль. Не встречал ли ты его где-нибудь? Никого он тебе не напоминает?

  Вопросы:

- кто же для вас этот “большой красивый человек”?

Пусть каждый для себя решит, какие цели перед собой надо поставить, чтобы стать “большим красивым человеком”.

Я уверена, что все у вас получится.

Обучающиеся рассказывают о близких и дорогих людях, которые помогли им или их знакомым в трудных ситуациях.
 

 

- полезен ли для вас был этот урок?

- какие выводы сделали для себя?

 
  Предлагаю вам составить синквейн по теме урока. Примерный синквейн:
  • Детство
  • Счастливое незабываемое
  • Ошибаться преодолевать возрождаться
  • Бескорыстная любовь к миру
  • Уроки нравственности
  8. Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение.

Как решается проблема воспитания в произведениях русских писателей? (на примере одного-двух произведений). Совпадает ли ваше мнение с позицией автора?

 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Педагогическая статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ «УРОКОВ ЖИЗНИ» АЛЁШИ ПЕШКОВА»

Курбанова Л.М.,

учитель русского языка

и литературы,

МОБУ СОШ№2

В современных условиях школьного образования на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

Максим Горький в автобиографической трилогии, размышляя о «свинцовых мерзостях» действительности, о жизни человека, особое внимание уделил формированию личности ребенка. Поэтому в богатой системе художественных образов повести «Детство», являющейся первой частью автобиографической трилогии, центральное место занимает образ Алеши Пешкова. Автор опирается на детское восприятие и сообщает нам в «Детстве» то, что могло быть известно ребенку. Исследуя детский характер, передавая сложные движения души героя, Горький пытается найти в нём активное начало, выражающееся в протесте против несправедливости и жестокости. Характер героя раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в речи. Для создания образа героя писатель прибегает к приемам психологизма и показу «диалектики души» ребенка. Писатель глубоко и всесторонне исследует возможности человеческой личности, ее способности к духовному росту, приобщение к высоким целям человеческого бытия. Донести сложнейший процесс становления человека до школьников – такая непростая задача стоит перед учителем-словесником при изучении повести «Детство» М. Горького в школе в седьмом классе.

На всём протяжении повествования автор показывает, как постепенно формируется характер Алёши, его ведущая черта – непокорство, активное отношение к окружающему, эта способность противостояния несправедливости жизни становится для героя мерилом ценности человека вообще. В процессе изучения произведения в школе важно не только раскрыть характер Алёши Пешкова, но и ответить на вопрос ,что же все-таки дало Алёше возможность выстоять в жестоком мире и выйти на широкие просторы жизни. Вслед за М.Горьким выделяем главные обстоятельства, которые сыграли определяющую роль в становлении характера Алёши.

Во-первых, это хорошие люди, с которыми свела Алёшу жизнь. Это и Мастер Григорий, и Цыганок, и Хорошее Дело, и, конечно же, бабушка Акулина Ивановна. Особое внимание уделяем образу бабушки Алеши. Исключительна ее роль в становлении юного героя как личности сильной, гуманной. Не случайно в замысле первая часть трилогии называлась «Бабушка». Тщательно работаем над характеристикой бабушки. Обращаем внимание детей на то, что ее внешность дается глазами Алёши.

- Как выглядит бабушка? Найдите ее портрет в тексте.

- Какие сравнения используются? Почему? Какую роль играет в раскрытии характера антитеза «темнота-свет»?

- В каких эпизодах повести наиболее раскрывается ее характер?

- раскройте позицию автора по отношению к Акулине Ивановне.

Далее предлагается учащимся отметить основные черты и достоинства бабушки, подтвердим их примерами из текста: любовь к жизни и к людям, умение понимать поступки человека и его душу, бескорыстие, доброта, готовность прийти на помощь, вера в победу добра, смелость, самообладание в трудных обстоятельствах жизни, поэтичность души, талантливость, умение видеть и ценить красоту, художнический склад натуры, вера в Бога.

В повести героиня раскрывается перед нами всеми сторонами своей богатой души. Подчеркиваем, что Акулина Ивановна – человек редкостной нравственной красоты и доброты. Она была человеком, умеющим жить, приносящим окружающим радость, добро. Вот почему мастер Григорий советует Алёше крепко за неё держаться. Бабушка была опорой для мальчика, источником добра и света, духовной защиты от всего злого и темного. При всей покорности, смирении в минуты опасности она могла храбро, умно, как никто другой, противостоять беде. Она спасает и людей, и имущество при пожаре, бросая под ноги обезумевшему от огня коню, выносит из пламени бутыль масла, чтобы не взорвалось, организует соседей тушить амбар.

Второе обстоятельство, повлиявшее на становление Алеши,- приобщение при помощи бабушки к сокровищнице народной поэзии.

-Как бабушка говорит? С чем автор сравнивает автор слова бабушки?

Песни, сказания, легенды, предания бабушки расширяли кругозор мальчика, открывали ему мир добра и красоты, показывали духовно богатых и сильных людей. Талантливая, самобытная натура. Обращает на себя внимание выразительное сравнение «слов» бабушки с «цветами». Сравнения из мира природы не случайны. Используя их, Горький как бы вводит читателя в мир наблюдений. Впечатлений и представлений героя- рассказчика, глазами которого увидены действующие лица и события произведения.

- Какое влияние на Алешу оказала бабушка Акулина Ивановна? Как она воспитывала мальчика?

-Как Алеша относится к бабушке?

- В чём заключается её роль в жизни человека? Найдите, что об этом говорит писатель в тексте произведения.

«До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить. Сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни» [1;47]. С годами Алеша начинает ценить в ней оптимизм, и легкость, с какой она переносит жизненные невзгоды, разорение, потерю богатства. Взрослея, после смерти бабушки он сумеет полностью оценить жизненный подвиг такого родного и близкого ему человека.

Третий фактор, сказавшийся на характере героя, - его личные качества. Известно, что внешние обстоятельства не просто влияют на человека, они взаимодействуют с теми началами, которые заложены в самой личности. «Писатель осторожно и тактично подчеркивает, как он страдает от несправедливости и обид, как протестует против такого положения и тянется к иной жизни. Важно, что Горький в своем герое настойчиво и вместе с тем ненавязчиво оттеняет его нравственное здоровье» [4;42].

Таким образом, подводим семиклассников к заключительной мысли о том, что образ бабушки очень важен в произведении. В нем нашла отражение христианская идея всепрощения и смирения. Акулина Ивановна, несмотря на кротость, имела сильный характер, который помогал ей преодолевать все трудности жизни. Точно так же и Алеша не идет по стопам своих родственников, стремящихся к наживе любыми средствами. Трудное детство не ожесточает героя, которому свойственно острое чувство справедливости. Большая заслуга в этом принадлежит тем героям, которые, составляя вокруг мальчика меньшинство, заботились о нем и стали примером для подражания. Среди них ведущая роль принадлежит бабушке Алеши Пешкова Акулине Ивановне Кашириной. Именно она, являясь олицетворением мудрости и морали русского народа, привила герою страстное желание жить и добиваться правды в любых ее проявлениях.

В центре внимания писателя находится жизнь человека, сначала ребенка потом юноши. Автобиографическое произведение М.Горького подчинены цели раскрытия внутреннего мира человека, раскрытию сложного процесса его духовного становления.

Таким образом, в реализации духовно-нравственного компонента, обозначенного в государственных образовательных стандартах неоценима роль литературы как учебного предмета, связанного с духовной сферой жизни человека.

Список литературы

  1. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. Пьесы. /Вст.с. Д. Гранина.- М.,1984.

  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.– М., 2000. – Т. I.

  3. Касторский С.В. Горький-художник.- М.,1963.

  4. Колокольцев Е.Н. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство» // Литература в школе. – 2001. – № 7. – С. 11.

  5. Кунарев А.А. Ранняя проза М. Горького. Нравственно-эстетические искания // Русская литература: ХХ век: Справочные материалы. – М., 1995. – 183 с.

  6. Черкасова Т.В. Автобиографическая повесть М. Горького «Детство». К 100-летию со дня публикации произведения. // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. Vol. 3. – Issue 11. – 2013. – Pp. 1270-1270.

infourok.ru

« влияние любящих людей на формирование алеши как личности в повести м. горького «детство»

Повесть «Детство» — это автобиография самого М. Горького, описание его детства в литературной обработке. Алеша- образ самого писателя, его прототип в детстве. Мы встречаем Алёшу в повести, когда у него умирает отец и мальчик не может до конца понять ситуацию: «…лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный… доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами». После смерти отца Алеша с семьей переезжают в Новгород к деду: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». Дед и дядья Алеши были жестокими и жадными людьми, с которыми мальчик с трудом мог найти общий язык. И только с бабушкой Алёша чувствовал себя хорошо и спокойно. Алёша сразу потянулся к этой мягкой, доброй, ласковой и интересной женщине- бабушке. «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет…

». Бабушка внесла в жизнь мальчика много светлого и доброго: любовь к народным сказаниям, веру в хорошую и светлую жизнь. Ещё одним немаловажным героем для Алеши был Цыганок, подмастерье в дедовском доме. Алеша встретился с ним впервые, когда дед хотел его высечь, а Цыганок увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут. Цыганок- подкидыш, его нашли ранней осенью на лавке, та кон оказался в дедовском доме. Иван любил приворовывать, и не из бедности, а потому что ему было интересно. Со стороны деда он не встречал порицания. И только бабушка говорила, что Цыганок поступает плохо, дабы уберечь Алёшу от плохого примера. У Цыганка трагичная судьба- он погибает, задавленный крестом.

Нельзя не отметить и его одного человека, сыгравшего роль в формировании Алеши как личности. Герой по прозвищу Хорошее дело, которое он получил из-за частого употребления этой фразы. С ним Алеша познакомился, когда дед купил новый дом. Мальчика сразу заинтересовал этот человек. «С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками…». Хорошее дело был умным и невероятно одиноким человеком. Между ним и мальчиком завязалась дружба, которая закончилась после того как дед выгнал Хорошее дело из дома. Все эти положительные герои: бабушка, Цыганок, Хорошее дело, были отдушиной мальчика в злом и мрачном доме деда. Именно эти герои воспитали в Алёше любовь, жалость к людям, научили видеть разницу между добром и злом.

Они, своей добротой и лаской, облегчили жизнь мальчика , просто одним своим существованием и заботой о нем. В детстве Алёши было много зла и несправедливости, которая могла бы вылиться в обиду на весь окружающий мир. Но благодаря любящим его людям, которые воспитывали его на своем правильном примере, Алеша вырос настоящим человеком без обиды, жестокости, зла и грубости. Он понял, что в любой ситуации человек должен оставаться человеком, а не подгибаться под какие-то сложности этого мира.

Сочинения » Сочинение » Сочинение на тему: « влияние любящих людей на формирование алеши как личности в повести м. горького «детство»

sochinenienatemupro.ru