ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Глава 28. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ АНОМАЛИЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. Невротическое развитие личности


Невротическое развитие личности

§ 23.3. НЕВРОТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Одним из вариантов устойчивых характеролопгческих изменений яв­ляется так называемое невротическое развитие личности. В отличие от вышеописанных психопатических изменений и акцентуаций личности, являющихся по существу результатом неправильного, искаженного про­цесса ее формирования, невротическое развитие представляет собой результат деформации личности, прошедшей этап нормального разви­тия, вступившей в жизнь без отчетливых признаков дисгармоничности. 'Эта» деформация наступает вследствие продолжительного воздействия неблагоприятных психологических факторов. Имея в виду определенное сходство проявлений невротического развития с психопатическими нарушениями, его иногда определяют как "нажитую психопатию". В литературе по "малой психиатрии" используется также термин "патохарактерологическое развитие".

Процесс становления этой разновидности устойчивого пограничного состояния можно представить в виде постепенного закрепления на пове­денческом уровне тех форм личностно-характерологических реакций, которые свойственны соответствующему типу невроза. Доминирующие в симптоматике невроза вегетативные нарушения - потливость, тахи­кардия, нарушения сна и др., а также чрезвычайная эмоциональная ла­бильность, раздражительность при этом несколько сглаживаются, уходят на задний план.

Постепенно закрепляются проявления неустойчивого настроения, чаще с признаками депрессии, повышенная утомляемость, стремление вызвать к себе сочувствие, капризность, эгоизм, чрезмерная пунктуаль­ность в выполнении различных рекомендаций по улучшению состояния здоровья.

Выделяют отдельные формы невротического развития личности. При истерическом невротическом развитии в анамнезе, как правило, отме­чаются отдельные черты истероидности, склонность к прямолинейности в суждениях, проявления эгоцентризма. Однако в целом указанные осо­бенности не являются определяющими в поведении и не дают оснований относить их к признакам истероидной психопатии или даже акцентуа­ции. Причины и механизмы развития невротических расстройств у этих лиц на начальных этапах также не отличаются какой-либо специфично­стью. Закреплению невротической симптоматики, ее переходу как бы в хроническую или рецидивирующую форму течения и далее в невроти­ческое развитие личности способствуют различные ослабляющие фак­тор-неблагоприятные психологические ситуации в семье, на работе, соматическое неблагополучие, хронические интоксикации и др. На фо­не свойственных неврозу астенодепрессивных проявлений (ухудшение настроения, утомляемость, неприятные и болевые ощущения в области сердца и др.) появляются вспышки раздражения с отчетливым стремле­нием привлечь к себе внимание, рассказать окружающим о своих стра­даниях и неудачах, вызвать сочувствие. Такие вспышки появляются ча­ще в присутствии лиц, имеющих отношение к переживаемой психотравмирующей ситуации. По прошествии подобной реакции, нередко сопровождающейся слезами, рыданием, отмечается некоторое субъек­тивное облегчение. К содержанию и форме истерических реакций тако­го рода сохраняется критическое отношение, может выражаться ис­креннее сожаление по этому поводу, однако возможность сдерживать развитие таких реакций усилием воли резко снижена или вообще отсут­ствует.

Обсессивное (обсессия - навязчивость) невротическое развитие лич­ности наблюдается у лиц с чертами тревожной мнительности в характе­ре. Как правило, детство у них протекало в условиях гиперопеки роди­телей с подавлением любых проявлений самостоятельности. Вступление в реальную жизнь, встреча с обстановкой, требующей принятия достаточно ответственных решений в условиях известной неопределенности, вызывают у них обострение тревожности, частью невротические срывы с разнообразными навязчивыми мыслями и страхами, со все более ус­тойчивым тревожно-депрессивным настроением. Психотравмирующая ситуация чаще не носит характер прямого конфликта с конкретными лицами, преобладают общая недоброжелательная обстановка, проявле­ния несправедливости, ущемление самолюбия и законных интересов личности. Учащению и углублению невротических срывов могут спо­собствовать переутомление, систематическое недосыпание, нарушения питания. Тревожная мнительность, постоянные сомнения в правильно­сти своего поведения нередко сопровождаются стремлением к строгому порядку во всем, доходящем до педантизма. Повышенная утомляемость, неуверенность в своих силах ведут к постепенному сужению круга об­щения, отказу от профессионального роста, повышения по службе. Этот вариант невротического развития личности чаще наблюдается у жен­щин. Динамика описанного состояния во многом зависит от изменений обстановки. При благоприятных условиях может состояться удовлетво­рительная социально-психологическая адаптация личности с полной нормализацией нервно-психического статуса.

При эксплозивном невротическом развитии личности на первый план выступает взрывчатая эмоциональная возбудимость. Вспышки гнева и раздражения наблюдаются даже если повод для этого весьма незначите­лен. Эти вспышки, сопровождающие их ссоры, конфликта! завершаются ощущениями слабости, разбитости, разнообразными неприятными ощу­щениями в теле, которые могут затем обусловливать развитие ипохонд­рических мыслей, существенно влиять на настроение. Обнаруживается склонность к зацикливанию на конфликтах, отстаиванию своей право­ты, поискам доказательств своей болезни, хождению по врачам.

Прогноз может быть благоприятным, однако многое зависит от изме­нения обстановки. Большое значение могут иметь также появляющиеся со временем признаки органической недостаточности головного мозга в виде рано развивающегося склероза мозговых сосудов, которые резко обостряют описанную симптоматику.

studfiles.net

Невротическое развитие личности

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Кафедра психологии личности и общей психологии

Невротическое развитие личности

Работу выполнила студентка 5 курса

Факультет управления и психологии

Специальность «психология»

О.А. Маркина

Краснодар 2010

Оглавление

1. Невротическое развитие личности

2. Исследование личности с помощью опросника «Невротические черты личности»

2.1 Описание метода исследования

2.2 Результаты метода исследования

Психологическое заключение

Библиографический список

Приложение 1

1. Невротическое развитие личности

Невротические расстройства, как и многие иные, не являются статичными психическими образованиями. Значимыми для специалистов являются их динамические особенности: специфика появления и становления невротических симптомов, видоизменение в условиях различного влияния психической травмы, исходы в виде формирования так называемого патологического (невротического) развития личности. Интерес представляет также положительная динамика невротических расстройств - формирование после перенесенного невроза новых личностных качеств, носящих положительный характер.

Немаловажными для пониманиямеханизмов формирования невротических расстройств являются динамика появления симптомов и закономерная этапность клинических проявлений и психологических переживаний, манифестирующих, как правило, в первые же дни и даже часы после психотравмирующей ситуации. Выделяется четыре этапа неврозогенеза (Менделевич В.Д., 1994).

На первом этапе (когнитивном), возникающем непосредственно вслед за действием психотравмирующей ситуации, психическая деятельность человека направлена на осознание случившегося. При этом он может находиться в различном эмоциональном состоянии - депрессивном, дисфорическом, апатическом, эйфорическом, но чаще других полиморфном, которое вызывается ситуационными моментами и отработанными и апробированными стереотипами реагирования на кризисные, шоковые, фрустрирующие ситуации.

Подавляющее большинство людей на таком этапе пытаются ответить себе на такие вопросы, как: «Что же случилось, как это угрожает социальному, психологическому или какому-либо иному статусу, что думают по поводу события близкие люди (или участники и свидетели конфликта)» и прочее. Происходит своеобразная «ориентировка на местности» (фаза ориентации). Люди пытаются понять новые условия, в которые поставлены ситуацией, выявить отрицательные и положительные стороны нового статуса, т.е. «сориентироваться в настоящем». Ориентация в настоящем является лишь одной из сторон психологической ориентировки, другие - ориентировка в прошлом и будущем - возникают на иных этапах формирования невротических расстройств.

В фазе когнитивного этапа человеком производится оценочная психическая деятельность, т.е. событие ранжируется по значимости, степени влияния на всевозможные стороны жизни человека, серьезности и принципиальности возникших изменений в связи с психотравмой. Кроме этого, фаза оценки используется потерпевшим для ответов на вопрос о причинах конфликта, виновниках возникшей ситуации. Как правило, тщательно и скрупулезно воспроизводятся в памяти и анализируются ситуация и весь комплекс факторов, предшествовавших ей. При этом человек в своих размышлениях иногда доходит до воспоминаний детства, обид, нанесенных ему в течение жизни. Особо его интересует оценка степени собственной и чужой ответственности в происшедшем психотравмирующей событии, анализ того, что можно было бы изменить для того, чтобы этого не произошло. Размышления в стиле сослагательного наклонения доминируют в фазе оценки когнитивного этапа формирования невротических расстройств. По-прежнему симптоматика не носит строго оформленного характера, является полиморфной, однако по сравнению с первой фазой набор аффективных симптомов сужается до минимума.

Вслед за первым (когнитивным) этапом формирования невротических расстройств возникает второй - аффективно-мотивационный. Длительность первого колеблется от нескольких дней до нескольких недель, продолжительность второго достигает нескольких месяцев. Аффективно-мотивационный этап можно считать наиболее хорошо изученным и описанным в неврозологической литературе. Он проявляется следующими симптомокомплексами: депрессивным, тревожно-депрессивным, фобическим, истерическим (конверсионным), ипохондрическим. Поведение людей на этом этапе полностью вытекает из аффективно насыщенной патологии, действия диктуются эмоциональными переживаниями, воспоминаниями о психотравмирующем эпизоде и о продолжающемся психотравмирующем воздействии неразрешенного конфликта. Вероятностное прогнозирование будущего блокируется ярко выраженными аффективными расстройствами. Люди нацелены на поверхностный анализ происшедшего, своего поведения и поведения «обидчиков» или размышляют о настоящем психическом неблагополучии, поскольку аффективные нарушения сочетаются с вегетативно-сосудистыми пароксизмами.

В дальнейшем наступает антиципационный этап формирования невротических расстройств. Он является определяющим в исходе невроза. В процессе антиципационной деятельности формируется альтернатива: либо человек создает когнитивную базу для использования методов психологической компенсации и самостоятельно справляется с аффективной симптоматикой, либо особенности антиципации не позволяют ему применять психокоррекционные действия, и невротическая реакция переходит в стойкое невротическое состояние.

Четвертый (поведенческий) этап формирования невротических расстройств определяет выработку стратегии поведения в новых условиях, когда конфликт продолжает оставаться неразрешенным и с психопатологическими феноменами сочетаются субъективно тяжело протекающие вегетативно-сосудистые и другие соматические эквиваленты психических расстройств. У таких людей стратегия поведения заключается как в типичных невротических реакциях и защитных механизмах действий (невротических ритуалах, ограничительных формах поведения и пр.), так и в специфических способах использования методов психологической компенсации (психокоррекции).

Традиционным для психиатрии является рассмотрение исходов невротических расстройств сквозь призму формирования невротических развитий личности, т.е. углубления психопатологической симптоматики, перехода на качественно иной, более выраженный уровень. Однако наблюдения последних лет, развитие клинической психологии указывают на тот факт, что становление невротических развитий личности, так же как и выздоровление, не являются единственными исходами невротических расстройств. Одним из вариантов исхода признается появление качественно новых для человека и его преморбидного состояния личностно-характерологических черт, формирующих новый, «философско-мировоззренческий» взгляд на жизнь, изменение иерархии ценностей, приход к религиозному осмыслению действительности, становлению более терпимого эмпатического отношения к окружающим (т.н. позитивный вариант невротического развития личности).

Динамика и исходы невротических расстройств многообразны и разнонаправлены. Происходящие изменения личности могут носить негативный или позитивный для индивида характер.

2. Исследование личности с помощью опросника «Невротические черты личности»

2.1 Описание метода

Опросник «Невротические черты личности» (НЧЛ) содержит 119 пунктов – утверждений. Эти утверждения образуют 9 шкал (7 основных – личностных шкал и 2 контрольные шкалы). Основные шкалы опросника характеризуют полярные личностные свойства, играющие определенную роль в развитии неврозов, неврозоподобных и психосоматических расстройств. Контрольные шкалы выявляют отношение испытуемого к процессу исследования и достоверность результатов.

Ниже приводятся номера и названия шкал опросника «Невротические черты личности» (НЧЛ).

Для личностных шкал, имеющих биполярный характер, название дается по полюсу, соответствующему высоким значениям шкалы.

Личностные шкалы:

1. «Неуверенность в себе».

2. «Познавательная и социальная пассивность».

3. «Невротический “сверхконтроль” поведения».

4. «Аффективная неустойчивость».

5. «Интровертированная направленность личности».

6. «Ипохондричность».

7. «Социальная неадаптивность».

Контрольные шкалы:

8. «Симуляция».

9. «Диссимуляция».

Процедура исследования:

Согласно инструкции испытуемый отвечает, насколько каждое из 119 утверждений опросника в настоящее время соответствует его характеру и поведению. Для оценки степени соответствия используется шестибалльная шкала. При этом 1 – обозначает, что данное высказывание не соответствует особенностям характера и поведения испытуемого; 6 – обозначает, что данное высказывание полностью им соответствует. На регистрационном листе испытуемый отмечает балл выбранного ответа.

Анализ данных и их интерпретация

Получение оценок контрольных и личностных шкал

На первом этапе анализа данных для двух контрольных и семи основных (личностных) шкал с помощью таблицы «ключей» вычисляются первичные шкальные оценки.

Для получения оценки по каждой из контрольных шкал необходимо суммировать баллы, соответствующие ответам испытуемого на все утверждения шкалы, представленные в таблице «ключей». Склонность к симуляции констатируется при превышении «сырой» шкальной оценкой порогового значения, равного 27. Склонность к диссимуляции – при превышении порогового значения, равного 40.

Для получения первичной оценки по каждой из личностных шкал необходимо суммировать баллы ответов на утверждения, номера которых представлены в графе «+» таблицы «ключей» и вычесть баллы ответов на утверждения – в графе «–».

mirznanii.com

1. Невротическое развитие личности. Невротическое развитие личности

Похожие главы из других работ:

Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона

Б) Психическое развитие как развитие личности по Эриксону

Американский психолог Э. Эриксон (1902 - 1994) известен как представитель направления эго - психологов. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделал акцент на развитие. Я индивид. С одной стороны...

Влияние групповых методов психологического воздействия на успешную социализацию подростков

1.1 Социализация и развитие личности

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф...

Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника

2.1 Развитие личности

Под этим понятием психологи обычно имеют в виду не степень обаяния и не способность убеждать, какой обладает тот или иной человек. Они используют этот термин для определения образа мышления, чувств поступков...

Влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младших школьников

1.2 Развитие личности и ее структура

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе...

Влияние эмоций на жизнь человека

3.5 ЭМОЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Два рода факторов важны при рассмотрении вопроса о соотношении эмоции и развития личности. Первый - это генетические задатки субъекта в сфере эмоций. Генетический склад индивида играет, по-видимому...

Искусство как фактор интеллектуального развития личности

1.2 Интеллектуальное развитие личности

Выдающийся биолог Б.Л. Астауров писал: "Надо желать и верить, что по мере того, как человек будет все более рационально вмешиваться в свое окружение и создавать для себя все более совершенную среду жизни, и по мере того...

Переживание эмоции страха в контексте развития личности

Глава 2. Развитие личности

...

Проблема развития в психологии и философии

1.2. Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности.

Проблема развития ребенка становится приоритетной для российской психологии с 30-х годов. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными...

Психологические особенности творческой личности

2.1 Формирование и развитие личности

Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например...

Психологическое развитие детей и готовность к школьному обучению

2.2 Развитие личности дошкольника

Дошкольный возраст как период формирования личности делят на три части: 1. 3-4 года - происходит укрепление эмоциональной регуляции. 2. 4-5 лет - формирование нравственной саморегуляции. 3. 6-лет - формирование деловых личностных качеств ребенка...

Психология здоровья в дошкольном учреждении

2.1 Развитие личности дошкольника

В психологии понятие "личность" используется в двух основных значениях. С точки зрения одних психологов, личность -- это любой человек, обладающий сознанием. По словам К.К. Платонова...

Психология личности - проблема, структура, активность

3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности.

Основной источник активности личности - это потребности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека. Потребность - это побуждение к деятельности...

Связь между личностными свойствами и профессиональными планами и притязаниями студентов различных форм обучения

Глава 2. Влияние свойств личности на профессиональное самоопределение и развитие личности

...

Формирование и развитие личности

2.1 Развитие личности и самовоспитание

Формирование и развитие личности -- сложный и длительный процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Так, на первой стадии...

Характеристика младшего школьного возраста

3. Развитие личности

Развитие личности, начавшиеся в дошкольном детстве в связи с соподчинением и становление самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте...

psy.bobrodobro.ru

Невротическое развитие личности — КиберПедия

При длительном и неблагоприятном течении неврозов происходят изменения в клинической картине. Как уже отмечалось, при затяжном неврозе расширяется невротическая симптоматика, при невротическом развитии личности один из невротических синдромов при воздействии патогенных факторов, подчиняясь законам синдрома кинеза (при соблюдении закономерности формирования психических функций в онтогенезе), начинает «двигаться», усложняться. Этот развивающийся синдром в дальнейшем будет определять структуру патохарактерологических расстройств невротического развития личности.

Клинически это обычно проявляется в возникновении на фоне затяжного невроза с полиморфной невротической симптоматикой патохарактерологических реакций.

Согласно О. В. Кербикову невротическое развитие – это промежуточные клинические формы между неврозами и психопатиями, и в их проявлениях находят отражение как признаки невроза (парциальность расстройств, критическое к ним отношение), так и психопатии. Выделяют истерическое невротическое развитие личности, для которого характерно появление демонстративности, театральности, склонности к бурным аффективным реакциям, эмоциональной логики; обсессивное невротическое развитие, характеризующееся, с одной стороны, тревожностью, неуверенностью в себе, сомнениями, с другой – склонностью ограничивать себя от всех нагрузок из-за опасения вновь заболеть, и эксплозивное развитие, характеризующееся склонностью к взрывчатости, ригидности, застреванию на отрицательных эмоциях, к сверхценным ипохондрическим реакциям.

 

Классификация согласно Международной классификации болезней-10

Истерический невроз в Международной классификации болезней-10 представлен «Диссоциативными (конверсионными) расстройствами», включающими двигательные расстройства нарушения чувствительности, судороги, и «Соматоформными расстройствами», обусловленными психогенным фактором и проявляющимися вегетативными, сердечно-сосудистыми, желудочно-кишечными и другими соматоформными дисфункциями, в том числе и болевыми расстройствами.

Понятие «неврастения» в Международной классификации болезней-10 сохраняется.

Невроз навязчивых состояний в Международной классификации болезней-10 не выделяется. В отличие от принятой в отечественной психиатрии динамической оценки фобических и других обсессивных расстройств в Международной классификации болезней-10 каждый этап развития навязчивостей рассматривается как самостоятельное патологическое состояние. Выделяются «Тревожное фобическое расстройство», включающее агорафобию, которая трактуется более широко, включая различные фобии с паническими и без панических расстройств, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии; «Другие тревожные расстройства», включающие паническое, смешанное тревожное и депрессивное расстройства и другие, и «Обсессивно-компульсивное расстройство», включающее преимущественно навязчивые мысли, компульсивные действия (ритуалы), смешанные навязчивые действия и мысли.

Невротическая депрессия и депрессивный невроз в МКБ-10 отнесены в раздел «Расстройства настроения (аффективные расстройства)» и рассматриваются в рубрике «Дистимия», в которой подчеркивается длительное существование неглубокого депрессивного состояния.

Выделяемые в отечественной психиатрии «Невротические развития личности» могут в Международной классификации болезней-10 рассматриваться как «Посттравматическое стрессовое расстройство», «Расстройство приспособительных реакций», «Расстройство адаптации с нарушением поведения».

 

Этиология и патогенез

Основной причиной возникновения неврозов служит психическая травма. Однако прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза зачастую характеризуется не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью приспособиться к новым условиям.

Можно представить соотношение психической травмати-зации и личностных особенностей при возникновении невроза следующим образом: чем больше предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза. Психическая травма при неврозах всегда субъективно значима, и для различных личностей психотравмирующее значение имеют разные стороны и последствия одной и той же, казалось бы, психической травмы.

Понятие «предрасположение к неврозу» неоднозначно, оно складывается из факторов наследственности, особенностей формирования личности, уровня ее зрелости и астенизи-рующих факторов, непосредственно предшествующих неврозу. Несомненно, могут наследоваться некоторые личностные особенности, такие как замкнутость, робость, тревожность, взрывчатость, педантичность и др., хотя эти черты могут возникнуть под влиянием постоянных контактов с родителями, имеющими такие же особенности личности.

В возникновении неврозов имеют значение задержки психического развития именно некоторых личностных структур с сохранением инфантильных черт. При сохранении у взрослого человека тех или иных инфантильных черт имеет значение возраст, когда ему пришлось пережить неблагоприятные ситуации, нарушившие формирование личности.

Замедление формирования личности на аффективном этапе приводит к сохранению у взрослого человека эмоциональной лабильности, непосредственности реагирования на ситуацию, преобладанию эмоциональных оценок над интеллектуальными. Задержка развития на идеаторном этапе может привести к сохранению таких особенностей, как склонность к рассуждению, отвлеченности, нерешительности и сомнениям.

Большую роль в формировании личности и ее нарушений играет воспитание ребенка в семье. При гиперопеке, когда родители подавляют активность ребенка, навязывают ему собственные интересы, решают за него все проблемы, предъявляют повышенные требования к успехам в школе, унижают его достоинство, формируются такие черты, как робость, нерешительность, неуверенность в своих силах, безынициативность, трудности общения со сверстниками. Эти особенности предрасполагают к формированию фобического и обсессивного неврозов.

При воспитании ребенка по типу «кумир семьи» ребенок не получает никаких запретов, им восторгаются окружающие, внушают, что он необыкновенно хороший и способный. В результате такого воспитания вырабатываются такие черты, как эгоизм, эгоцентризм, стремление привлекать к себе внимание. Такие черты характера чаще приводят к возникновению истерического невроза.

При формировании неврозов прослеживается определенная последовательность включения в структуру болезни различных систем. Эта последовательность не случайна, она имеет место в формировании психологически адекватных реакций на значимую ситуацию. Так, под влиянием ожидания какого-то важного события вначале появляется вегетативная реакция (сердцебиение, замирание сердца, потливость), затем – сенсо-моторная (суетливость, чувствительность к внешним раздражителям и др.), далее – эмоциональная (тревога, эмоциональное напряжение, огорчение). При неблагоприятном исходе ожидаемого события происходит интеллектуальная обработка и оценка происшедшего. У здорового человека эти реакции исчезают в более или менее короткий срок.

 

Дифференциальный диагноз

При неврозах возникают большие диагностические трудности, так как четкой связи между клинической картиной невроза и психической травматизацией часто выявить не удается. Для диагностики имеет значение определенная последовательность формирования расстройств с включением вегетативных, сенсомоторных, аффективных и идеаторных. Это наиболее отчетливо выявляется на начальных этапах развития невроза. При неврозоподобной шизофрении в инициальном периоде часто выявляются деперсонализационные и аффективные эпизодические расстройства.

При неврозоподобных расстройствах часто обнаруживается несоответствие между выраженностью невротической симптоматики и реакцией личности на болезнь, приводящую к инва-лидизации.

 

Распространенность

Точных данных о распространенности неврозов среди населения нет. Сведения об учтенных случаях имеются по отдельным регионам: от 15,8 до 21,8 % на 1000 населения.

На долю неврозов среди психических заболеваний приходится 20–25 % (Б. Д. Петраков). Среди студентов больные неврозами составляют 54,6 %.

 

Прогноз

Неврозы как временные функциональные заболевания протекают благоприятно и заканчиваются выздоровлением.

Однако при выраженных акцентуациях характера, недостаточном уровне зрелости личности, соматической отягощенности и неразрешимой психотравмирующей ситуации появляется тенденция к затяжному течению и переходу в невротическое развитие личности.

Именно при недостаточной зрелости личности обнаруживаются затруднения в оценке ситуации, преобладает ее аффективная оценка, наблюдаются ригидность, неспособность создать новую жизненную доминанту.

С появлением полиморфизма в невротических расстройствах, и особенно патохарактерологической симптоматики, терапевтические возможности уменьшаются.

Дальнейшее расширение симптоматики при аномальных развитиях личности происходит под влиянием все более усложняющихся взаимоотношений между больным и психо-травмирующей средой, в которую включаются не только продолжающая существовать основная травмирующая ситуация, ее последствия, но и реакция на собственное состояние здоровья, свою несостоятельность, что еще более затрудняет терапию и реабилитацию.

 

Лечение

Лечение больных неврозами должно проводиться психиатром либо психотерапевтом, которые решают вопрос о целесообразности стационарной или амбулаторной терапии. При тяжелых неврозах больного желательно вывести из травмирующей ситуации, а так как это чаще всего семейный конфликт, то в связи с этим лучше всего поместить его в специальное отделение для лечения больных неврозами при соматической или психиатрической больнице.

Комплекс лечебных мероприятий включает общеукрепляющее лечение (применение витаминов, ноотропных средств, режим питания, прогулки, физические упражнения, массаж, водные процедуры), лекарственную терапию, психотерапию.

Так, при истерическом неврозе назначают нейролептики типа тиоридазина (сонапакс, меллерил) в дозах до 40–60 мг/сут, терален до 20–30 мг/сут, можно применять аминазин или ти-зерцин по 25 мг на ночь (в этих случаях следует учитывать возможность резкого понижения артериального давления). При неврастении рекомендуется назначать транквилизаторы – тазе-пам, седуксен (сибазон) до 20–25 мг/сут. При выраженности вегетативной симптоматики, вялости и адинамичности рекомендуется грандаксин утром и днем по 100 мг. При неврозе навязчивых состояний рекомендуется сочетание антидепрессантов (ами-триптилин, пиразидол, азафен) с нейролептиками в каплях (0,2 %-ный раствор галоперидола по 2–3 капли 3 раза в день, те-рален, неулептил по нескольку капель 2–3 раза в день).

При выраженных фобиях целесообразно в первые дни назначать препараты с выраженным анксиолитическим действием, а затем переходить на сочетание антидепрессантов с нейролептиками.

При невротической депрессии показаны антидепрессанты со стимулирующим действием, при тревоге – малые дозы нейролептиков предпочтительно в каплях.

Выбор психотерапевтического воздействия зависит от клинической формы невроза. При истерическом неврозе для снятия моносимптомов, например мутизма, блефароспазма, проводится несколько сеансов гипнотерапии. При неврастении и неврозе навязчивых состояний рекомендуется обучение приемам аутогенной тренировки; при невротической депрессии следует проводить психотерапевтические беседы для выявления психотрав-мирующей ситуации и отношения к ней. Задачей таких бесед является создание у больного новой жизненной установки и отношения к травмирующей ситуации.

Всем больным неврозами показана групповая и семейная психотерапия.

 

Экспертиза

Трудовая экспертиза. При неврозах трудоспособность бывает нарушена в остром периоде, в связи с чем целесообразно проводить активное лечение в условиях стационара или в амбулаторных условиях с освобождением от работы на несколько недель.

При невротическом развитии личности, особенно при об-сессивном с ипохондрическими включениями, выраженность расстройств такова, что больные становятся нетрудоспособными, и в ряде случаев возникает необходимость временно переводить их на инвалидность.

При истерическом неврозе и истерическом невротическом развитии личности могут возникать сложности в определении трудоспособности, особенно в тех случаях, когда истерические расстройства были уже оценены как тяжелые соматические или неврологические заболевания; например, при астазии-абазии поставлен диагноз рассеянного склероза и установлена группа инвалидности. В последующем у таких больных начинают преобладать рентные установки, препятствующие восстановлению трудоспособности.

Судебно-психиатрическая экспертиза. Больные неврозами редко подвергаются судебно-психиатрической экспертизе. Они способны отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, поэтому признаются вменяемыми.

При невротическом развитии личности, истерическом и эксплозивном неврозе возможны неправильные формы поведения, приводящие к совершению правонарушения, однако и в этих случаях больные признаются вменяемыми. Больные с затяжными неврозами признаются ограниченно годными для службы в армии и могут быть призваны только в военное время.

 

 

РАЗДЕЛ 6

cyberpedia.su

§ 28.3. Невротическое развитие личности

Одним из вариантов устойчивых характерологических изменений является так называемое невротическое развитие личности. В отличие от вышеописанных психопатических изменений и акцентуаций личности, являющихся по существу результатом неправильного, искаженного процесса ее формирования, невротическое развитие представляет собой результат деформации личности, прошедшей этап нормального развития, вступившей в жизнь без отчетливых признаков дисгармоничности. Эта деформация наступает вследствие продолжительного воздействия неблагоприятных психологических факторов. Имея в виду определенное сходство проявлений невротического развития с психопатическими нарушениями, его иногда определяют как «нажитую психопатию». В литературе по «малой психиатрии» используется также термин «патохарактерологическое развитие».

Процесс становления этой разновидности устойчивого пограничного состояния можно представить в виде постепенного закрепления на поведенческом уровне тех форм личностно‑характерологических реакций, которые свойственны соответствующему типу невроза. Доминирующие в симптоматике невроза вегетативные нарушения – потливость, тахикардия, нарушения сна и др., а также чрезвычайная эмоциональная лабильность, раздражительность при этом несколько сглаживаются, уходят на задний план.

Постепенно закрепляются проявления неустойчивого настроения, чаще с признаками депрессии, повышенная утомляемость, стремление вызвать к себе сочувствие, капризность, эгоизм, чрезмерная пунктуальность в выполнении различных рекомендаций по улучшению состояния здоровья.

Выделяют отдельные формы невротического развития личности. При истерическом невротическом развитии в анамнезе, как правило, отмечаются отдельные черты истероидности, склонность к прямолинейности в суждениях, проявления эгоцентризма. Однако в целом указанные особенности не являются определяющими в поведении и не дают оснований относить их к признакам истероидной психопатии или даже акцентуации. Причины и механизмы развития невротических расстройств у этих лиц на начальных этапах также не отличаются какой‑либо специфичностью. Закреплению невротической симптоматики, ее переходу как бы в хроническую или рецидивирующую форму течения и далее в невротическое развитие личности способствуют различные ослабляющие фактор‑неблагоприятные психологические ситуации в семье, на работе, соматическое неблагополучие, хронические интоксикации и др. На фоне свойственных неврозу астенодепрессивных проявлений (ухудшение настроения, утомляемость, неприятные и болевые ощущения в области сердца и др.) появляются вспышки раздражения с отчетливым стремлением привлечь к себе внимание, рассказать окружающим о своих страданиях и неудачах, вызвать сочувствие. Такие вспышки появляются чаще в присутствии лиц, имеющих отношение к переживаемой психотравмирующей ситуации. По прошествии подобной реакции, нередко сопровождающейся слезами, рыданием, отмечается некоторое субъективное облегчение. К содержанию и форме истерических реакций такого рода сохраняется критическое отношение, может выражаться искреннее сожаление по этому поводу, однако возможность сдерживать развитие таких реакций усилием воли резко снижена или вообще отсутствует.

Обсессивное (обсессия – навязчивость) невротическое развитие личности наблюдается у лиц с чертами тревожной мнительности в характере. Как правило, детство у них протекало в условиях гиперопеки родителей с подавлением любых проявлений самостоятельности. Вступление в реальную жизнь, встреча с обстановкой, требующей принятия достаточно ответственных решений в условиях известной неопределенности, вызывают у них обострение тревожности, частые невротические срывы с разнообразными навязчивыми мыслями и страхами, со все более устойчивым тревожно‑депрессивным настроением. Психотравмирующая ситуация чаще не носит характер прямого конфликта с конкретными лицами, преобладают общая недоброжелательная обстановка, проявления несправедливости, ущемление самолюбия и законных интересов личности. Учащению и углублению невротических срывов могут способствовать переутомление, систематическое недосыпание, нарушения питания. Тревожная мнительность, постоянные сомнения в правильности своего поведения нередко сопровождаются стремлением к строгому порядку во всем, доходящем до педантизма. Повышенная утомляемость, неуверенность в своих силах ведут к постепенному сужению круга общения, отказу от профессионального роста, повышения по службе. Этот вариант невротического развития личности чаще наблюдается у женщин. Динамика описанного состояния во многом зависит от изменений обстановки. При благоприятных условиях может состояться удовлетворительная социально‑психологическая адаптация личности с полной нормализацией нервно‑психического статуса.

При эксплозивном невротическом развитии личности на первый план выступает взрывчатая эмоциональная возбудимость. Вспышки гнева и раздражения наблюдаются, даже если повод для этого весьма незначителен. Эти вспышки, сопровождающие их ссоры, конфликты завершаются ощущениями слабости, разбитости, разнообразными неприятными ощущениями в теле, которые могут затем обусловливать развитие ипохондрических мыслей, существенно влиять на настроение. Обнаруживается склонность к зацикливанию на конфликтах, отстаиванию своей правоты, поискам доказательств своей болезни, хождению по врачам.

Прогноз может быть благоприятным, однако многое зависит от изменения обстановки. Большое значение могут иметь также появляющиеся со временем признаки органической недостаточности головного мозга в виде рано развивающегося склероза мозговых сосудов, которые резко обостряют описанную симптоматику.

studfiles.net

НЕВРОТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ТОП 10:

Одним из вариантов устойчивых характерологических изменений является так называемое невротическое развитие личности. В отличие от вышеописанных психопатических изменений и акцентуаций личности, являющихся по существу результатом неправильного, искаженного процесса ее формирования, невротическое развитие представляет собой результат деформации личности, прошедшей этап нормального развития, вступившей в жизнь без отчетливых признаков дисгармоничности. Эта деформация наступает вследствие продолжительного воздействия неблагоприятных психологических факторов. Имея в виду определенное сходство проявлений невротического развития с психопатическими нарушениями, его иногда определяют как «нажитую психопатию». В литературе по «малой психиатрии» используется также термин «патохарактерологическое развитие».

Процесс становления этой разновидности устойчивого пограничного состояния можно представить в виде постепенного закрепления на поведенческом уровне тех форм личностно-характерологических реакций, которые свойственны соответствующему типу невроза. Доминирующие в симптоматике невроза вегетативные нарушения – потливость, тахикардия, нарушения сна и др., а также чрезвычайная эмоциональная лабильность, раздражительность при этом несколько сглаживаются, уходят на задний план.

Постепенно закрепляются проявления неустойчивого настроения, чаще с признаками депрессии, повышенная утомляемость, стремление вызвать к себе сочувствие, капризность, эгоизм, чрезмерная пунктуальность в выполнении различных рекомендаций по улучшению состояния здоровья.

Выделяют отдельные формы невротического развития личности. При истерическом невротическом развитии в анамнезе, как правило, отмечаются отдельные черты истероидности, склонность к прямолинейности в суждениях, проявления эгоцентризма. Однако в целом указанные особенности не являются определяющими в поведении и не дают оснований относить их к признакам истероидной психопатии или даже акцентуации. Причины и механизмы развития невротических расстройств у этих лиц на начальных этапах также не отличаются какой-либо специфичностью. Закреплению невротической симптоматики, ее переходу как бы в хроническую или рецидивирующую форму течения и далее в невротическое развитие личности способствуют различные ослабляющие фактор-неблагоприятные психологические ситуации в семье, на работе, соматическое неблагополучие, хронические интоксикации и др. На фоне свойственных неврозу астенодепрессивных проявлений (ухудшение настроения, утомляемость, неприятные и болевые ощущения в области сердца и др.) появляются вспышки раздражения с отчетливым стремлением привлечь к себе внимание, рассказать окружающим о своих страданиях и неудачах, вызвать сочувствие. Такие вспышки появляются чаще в присутствии лиц, имеющих отношение к переживаемой психотравмирующей ситуации. По прошествии подобной реакции, нередко сопровождающейся слезами, рыданием, отмечается некоторое субъективное облегчение. К содержанию и форме истерических реакций такого рода сохраняется критическое отношение, может выражаться искреннее сожаление по этому поводу, однако возможность сдерживать развитие таких реакций усилием воли резко снижена или вообще отсутствует.

Обсессивное (обсессия – навязчивость) невротическое развитие личности наблюдается у лиц с чертами тревожной мнительности в характере. Как правило, детство у них протекало в условиях гиперопеки родителей с подавлением любых проявлений самостоятельности. Вступление в реальную жизнь, встреча с обстановкой, требующей принятия достаточно ответственных решений в условиях известной неопределенности, вызывают у них обострение тревожности, частые невротические срывы с разнообразными навязчивыми мыслями и страхами, со все более устойчивым тревожно-депрессивным настроением. Психотравмирующая ситуация чаще не носит характер прямого конфликта с конкретными лицами, преобладают общая недоброжелательная обстановка, проявления несправедливости, ущемление самолюбия и законных интересов личности. Учащению и углублению невротических срывов могут способствовать переутомление, систематическое недосыпание, нарушения питания. Тревожная мнительность, постоянные сомнения в правильности своего поведения нередко сопровождаются стремлением к строгому порядку во всем, доходящем до педантизма. Повышенная утомляемость, неуверенность в своих силах ведут к постепенному сужению круга общения, отказу от профессионального роста, повышения по службе. Этот вариант невротического развития личности чаще наблюдается у женщин. Динамика описанного состояния во многом зависит от изменений обстановки. При благоприятных условиях может состояться удовлетворительная социально-психологическая адаптация личности с полной нормализацией нервно-психического статуса.

При эксплозивном невротическом развитии личности на первый план выступает взрывчатая эмоциональная возбудимость. Вспышки гнева и раздражения наблюдаются, даже если повод для этого весьма незначителен. Эти вспышки, сопровождающие их ссоры, конфликты завершаются ощущениями слабости, разбитости, разнообразными неприятными ощущениями в теле, которые могут затем обусловливать развитие ипохондрических мыслей, существенно влиять на настроение. Обнаруживается склонность к зацикливанию на конфликтах, отстаиванию своей правоты, поискам доказательств своей болезни, хождению по врачам.

Прогноз может быть благоприятным, однако многое зависит от изменения обстановки. Большое значение могут иметь также появляющиеся со временем признаки органической недостаточности головного мозга в виде рано развивающегося склероза мозговых сосудов, которые резко обостряют описанную симптоматику.



infopedia.su

§ 28.3. НЕВРОТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, Глава 28. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ АНОМАЛИЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. Психология. Крылов А. А. Страница 130. Читать онлайн

...

§ 28.3. НЕВРОТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Одним из вариантов устойчивых характерологических изменений является так называемое невротическое развитие личности. В отличие от вышеописанных психопатических изменений и акцентуаций личности, являющихся по существу результатом неправильного, искаженного процесса ее формирования, невротическое развитие представляет собой результат деформации личности, прошедшей этап нормального развития, вступившей в жизнь без отчетливых признаков дисгармоничности. Эта деформация наступает вследствие продолжительного воздействия неблагоприятных психологических факторов. Имея в виду определенное сходство проявлений невротического развития с психопатическими нарушениями, его иногда определяют как «нажитую психопатию». В литературе по «малой психиатрии» используется также термин «патохарактерологическое развитие».

Процесс становления этой разновидности устойчивого пограничного состояния можно представить в виде постепенного закрепления на поведенческом уровне тех форм личностно-характерологических реакций, которые свойственны соответствующему типу невроза. Доминирующие в симптоматике невроза вегетативные нарушения – потливость, тахикардия, нарушения сна и др., а также чрезвычайная эмоциональная лабильность, раздражительность при этом несколько сглаживаются, уходят на задний план.

Постепенно закрепляются проявления неустойчивого настроения, чаще с признаками депрессии, повышенная утомляемость, стремление вызвать к себе сочувствие, капризность, эгоизм, чрезмерная пунктуальность в выполнении различных рекомендаций по улучшению состояния здоровья.

Выделяют отдельные формы невротического развития личности. При истерическом невротическом развитии в анамнезе, как правило, отмечаются отдельные черты истероидности, склонность к прямолинейности в суждениях, проявления эгоцентризма. Однако в целом указанные особенности не являются определяющими в поведении и не дают оснований относить их к признакам истероидной психопатии или даже акцентуации. Причины и механизмы развития невротических расстройств у этих лиц на начальных этапах также не отличаются какой-либо специфичностью. Закреплению невротической симптоматики, ее переходу как бы в хроническую или рецидивирующую форму течения и далее в невротическое развитие личности способствуют различные ослабляющие фактор-неблагоприятные психологические ситуации в семье, на работе, соматическое неблагополучие, хронические интоксикации и др. На фоне свойственных неврозу астенодепрессивных проявлений (ухудшение настроения, утомляемость, неприятные и болевые ощущения в области сердца и др.) появляются вспышки раздражения с отчетливым стремлением привлечь к себе внимание, рассказать окружающим о своих страданиях и неудачах, вызвать сочувствие. Такие вспышки появляются чаще в присутствии лиц, имеющих отношение к переживаемой психотравмирующей ситуации. По прошествии подобной реакции, нередко сопровождающейся слезами, рыданием, отмечается некоторое субъективное облегчение. К содержанию и форме истерических реакций такого рода сохраняется критическое отношение, может выражаться искреннее сожаление по этому поводу, однако возможность сдерживать развитие таких реакций усилием воли резко снижена или вообще отсутствует.

Обсессивное (обсессия – навязчивость) невротическое развитие личности наблюдается у лиц с чертами тревожной мнительности в характере. Как правило, детство у них протекало в условиях гиперопеки родителей с подавлением любых проявлений самостоятельности. Вступление в реальную жизнь, встреча с обстановкой, требующей принятия достаточно ответственных решений в условиях известной неопределенности, вызывают у них обострение тревожности, частые невротические срывы с разнообразными навязчивыми мыслями и страхами, со все более устойчивым тревожно-депрессивным настроением. Психотравмирующая ситуация чаще не носит характер прямого конфликта с конкретными лицами, преобладают общая недоброжелательная обстановка, проявления несправедливости, ущемление самолюбия и законных интересов личности. Учащению и углублению невротических срывов могут способствовать переутомление, систематическое недосыпание, нарушения питания. Тревожная мнительность, постоянные сомнения в правильности своего поведения нередко сопровождаются стремлением к строгому порядку во всем, доходящем до педантизма. Повышенная утомляемость, неуверенность в своих силах ведут к постепенному сужению круга общения, отказу от профессионального роста, повышения по службе. Этот вариант невротического развития личности чаще наблюдается у женщин. Динамика описанного состояния во многом зависит от изменений обстановки. При благоприятных условиях может состояться удовлетворительная социально-психологическая адаптация личности с полной нормализацией нервно-психического статуса.

Психология bookap

При эксплозивном невротическом развитии личности на первый план выступает взрывчатая эмоциональная возбудимость. Вспышки гнева и раздражения наблюдаются, даже если повод для этого весьма незначителен. Эти вспышки, сопровождающие их ссоры, конфликты завершаются ощущениями слабости, разбитости, разнообразными неприятными ощущениями в теле, которые могут затем обусловливать развитие ипохондрических мыслей, существенно влиять на настроение. Обнаруживается склонность к зацикливанию на конфликтах, отстаиванию своей правоты, поискам доказательств своей болезни, хождению по врачам.

Прогноз может быть благоприятным, однако многое зависит от изменения обстановки. Большое значение могут иметь также появляющиеся со временем признаки органической недостаточности головного мозга в виде рано развивающегося склероза мозговых сосудов, которые резко обостряют описанную симптоматику.

bookap.info