ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Как развить абстрактное мышление, чтоб творить, а не вытворять. Развитие мышления у взрослых упражнения


8 упражнений для тренировки творческого мышления

Часть 1: немного теории

Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее ценностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой нашим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие – нет. Трое самых известных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Проблемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы привычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышляющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Часть 2: много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на развитие определенного аспекта мышления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, научиться рисовать. Кроме шуток.

Рисунок 1

Аспект 1: отсуствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрослые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоугольник.

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произносят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выложена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть... Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.

Рисунок 2

Аспект 2: сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно творческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе результат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

Упражнение 3

Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

Рисунок 3

Аспект 3: бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 4

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Рисунок 4

И довольно об этом

В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие. Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 – они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе­. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».

До и после

Аспект 4: правополушарное мушление

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуро­томию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.

Упражнение 6

Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.

Рисунок 5(1) Рисунок 5(2)

Упражнение 7

Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!

Рисунок 5(3)

Упражнение 8

Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.

Рисунок 6

Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.  

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб

www.marieclaire.ru

Как развить мышление. Несколько мощных упражнения и рекомендаций. Читайте!

Как развить мышление. Несколько мощных упражнения и рекомендаций.

 

С чего начать?

Если вы решили заняться развитием своего мышления, то вам нужно понять несколько базовых принципов.

Во-первых мозг может развиваться в любом возрасте, он обладает нейропластичностью. Постоянно могут возникать новые нейронные связи, а также связи которые не используются могут расформировывается со временем.

Методика простая. Поясню на примере.

Если вы например хотите научиться быстро бегать, то вы ставите перед собой такую задачу, а потом начинайте тренироваться. Вы можете делать пробежки каждый день, а может быть через день. Вы формируете определенный график тренировок, постепенно повышаете нагрузку пока не достигните нужной вам физической формы.

Соответственно так реализована модели развития, организм получает нагрузку и развивается в том направлении откуда идет нагрузка.

Тоже самое с нашим мышлением, ситуация одинаковая, только здесь нужно не бегать, а напрягать свой мозг ставя ему определенные задачи.

И если вы будете делать это постоянно, то аналогично с мышцами тела будет прокачиваться  “мышца интеллекта”.

Здесь есть два приема, с одной стороны можно выполнять упражнение о которых я расскажу ниже, это собственно вторая часть статьи.

С другой стороны можно пройти специальную программу обучения и освоить основы и методики креативного мышления, и применять их в каждой ситуации в вашей жизни, сделав их своей повседневной привычкой.

В этом случае ваши способности к решению сложных задач, вырастут незаметно и вы будете обладать мощным разумом, который будет способен находить ответы быстро и на самые трудные вопросы.

Упражнения для развития мышления

Как развить мышление

Упражнений очень много, если почитать интернет или какую-то литературу, то можно найти целую кучу разного рода тренировочных упражнений для развития вашего интеллекта.

Однако здесь нужно определиться с тем какие задачи вы перед собой ставите. Я считаю что самое сложное это создавать что-то новое, находить неординарное решение сложных задач.

Как правило наш мозг действует по привычным алгоритмам, он выбирает самое простое решение основанное на прошлом опыте или уже на известных ранее решениях.

Люди которые добиваются успеха, создают новые бизнесы и запускают интересные продукты, обладают другим типом мышления, они способны мыслить нестандартно и находить новые грани уже известного.

Поэтому и представленные ниже упражнения нацелены на то чтобы прокачать вашу способность мыслить нестандартно и креативно, умение находить новые идеи.

Это самое ценное.

Конечно есть разные типы мышления, с одной стороны есть творческое мышление, аналитическое и логическое.

Но, каким бы типом мышление вы не пользовались, умение находить новое и создавать новые комбинации является самым ценным и востребованным навыком.

Чашка кофе

Это очень неплохое упражнение, которое помогает прокачать способность находить новые решения.

Вообще всё наше обучение в школе либо в высшем учебным заведении построено на повторение за другими. Мы видим примеры, решаем шаблонные задачи, но очень мало прокачиваем способность создавать новое.

Поэтому и отделы мозга, которые отвечают за создание новых идей у обычных людей слабо развиты.

Как развить мышление

 

Данное упражнение помогает закрыть этот пробел. Но его нужно выполнять регулярно и тогда она даст ощутимый эффект. Вы научитесь видеть то чего не видят другие, получите способность находить решения, которые недоступны большинству. Но всё это после определенного количества тренировок.

Итак, для начала возьмите чашку для кофе или  какую-нибудь кружку. Задачей будет найти 10 и больше нестандартных способов применения этого предмета.

Как можно применить чашку для кофе? Можно ей подарить, можно в кого-нибудь кинуть, можно продать, можно использовать не только для кофе, а для решения других задач и так далее.

Поначалу мозг начинает накидывать самые примитивные, простые решения, их будет несколько 3-4, но ваша задача пойти дальше. Найти все неординарные возможности, надо посидеть и подумать, поразмыслить, потратить на это время и тогда вы начнете находить самые необычные варианты, которые раньше вам не пришли бы и в голову.

Чашка кофе взята для примера. На самом деле вы можете брать любые предметы. Когда вы проделали  упражнение с чашкой для кофе вы можете использовать другой предмет, который есть в вашем доме или необязательно, можете взять когда абстрактный предмет и придумывать необычные способы его применения.

Это упражнение развивает креативное мышление и помогает вам прокачать нейронные связи, которые в последствии помогут в решении самых различных задач.

Упражнение  увлекает и можно заниматься самостоятельно либо с кем-то.  Если у вас есть дети то, можно попробовать сделать это упражнение вместе с ними, оно им понравится  поможет воспитать из ваших детей гениев.

Свободные ассоциации.

Это упражнение немного похоже на первое, но суть его в другом. Выберите предмет, это может быть тоже чашка кофе или мандарин или ещё что-нибудь что подвернется вам на ум.

И придумайте то какие ассоциации могут быть с этим предметом, но у мандарина может быть мячик, блик солнца… ну и так далее.

Опять-таки в первом предложении мозг сначала вам подсовывает самые привычные варианты те которые больше всего похожи на исходной предмет и не сразу появляются в вашем уме.

Вам нужно пройти этот уровень, написать три четыре варианта, которые являются самыми простыми и пойти дальше придумать 10 и более ассоциацией на один предмет.

Поначалу это упражнение может показаться вам несколько сложным, но чем сложнее упражнения для мозга тем больше оно  дает эффекта.

Здесь применяется творческий подход и ваша способность находить свободные ассоциации может помочь в решении креативных задач.

Многие проблемы так решаются, нужно просто найти какую-то ассоциацию и на основе ее уже разработать новую идею.

Вы можете чередовать первое второе упражнение. То есть сначала продумали сколько можно найти способрв применения чашки с кофе, а потом придумали ряд свободных ассоциаций на и тот же предмет.

Такая комбинация будет очень эффективна и безусловное даст рост вашим способностям мышления. Здесь главное делать это постоянно, превращать в небольшую игру и будет все получаться, главное не заскучать и не забросить эти упражнения через пару дней.

 

Игры

Игр для прокачки интеллекта тоже очень много. Конечно самой известный это шахматы и шашки. Можно играть, это пойдет только на пользу.

Как развить мышление

Однако нужно учитывать один момент, каждому действию которое мы выполняем соответствует определенный нейронные связи.

Если мы тренируем свое мышление игрой в шахматы, то соответственно мозг будет прокачивать нейронную связь, которая отвечает за игру в шахматы. Мы можем отлично справляться, ставить маты и обыгрывать сильных соперников. Но для решения других задач, например для нахождения новых бизнес идей, это мышление не подойдёт.

Я считаю что логические игры являются дополнительным методам, которые помогают развить внимание, память и возможность стратегического мышления. То есть просчитывание ситуации на несколько ходов вперед.

Если вы решите играть например в шахматы, то старайтесь развивать в себе во-первых выход за рамки стандартных вариантов, думайте на несколько шагов вперёд.  Старайтесь запоминать расположение фигур и  внимательно анализировать действия соперника. В этом случае Вы получите больше пользы от игры.

Можно также играть в другие игры, главное давать постоянную нагрузку на ваш мозг, тогда он будет сильным в плане решения различных задач.

Здесь можно провести аналогию со спортом, если вы качаете мышцы, то становитесь сильней. Вот то же самое и с интеллектом.

 

P.S.

Я специально не стал рассказывать большое количество упражнений, дело не в количестве, а в том сколько вы будете упражнений реально делать.

Каждое из них может привести вас к результату. Многие люди обкладывается книгами, читают много материалов, но нефига не делают.

Главное делайте и вы получите положительный эффект от этого.

Если вы хотите больше, узнать как прокачать в себе креативное мышление, узнать какие есть ловушки в мышление и собственно получить несколько стратегии как решать проблемы, как находить новые идеи, то рекомендуем Вам получить мой обучающий курс по теме креативного мышления. Он будет вашим руководством в плане саморазвития с вашего интеллекта и нахождение новых смыслов.

кретивность

Янв 1, 2018Admin

forexmobi.ru

Упражнения для развития скорости мышления

Как развить скорость мышления

Случалось ли вам, прокручивая в голове только что проведенные переговоры или свое участие в бурной дискуссии, с досадой признать, что, к большому сожалению, лишь сейчас, спустя какое-то время, пришли в вашу голову нужный аргумент для партнёров или точная реплика в пику вашему оппоненту? А поезд, как говорится, уже ушел. От чего же зависит скорость принятия решения, и как развить быстроту мышления?

Обратимся к простому сравнению. Вы замечали, как отличается быстрота информационного потока у фильма в кинозале и сериала по телевизору? Режиссеры, снимая фильм, хорошо представляют себе, в какой обстановке его будут смотреть зрители, и в зависимости от этого выбирают подходящую скорость развития сюжета. В кинозале вы полностью вовлечены в то, что происходит на экране.

Темпоритм подачи информации настолько высок, что для облегчения восприятия убирают остальные раздражители, выключая свет в зале. Напротив, дома вы смотрите сериал в размеренном темпоритме, у вас есть возможность добежать до холодильника за чем-нибудь вкусным, отвлечься на телефонный звонок, и при этом все равно оставаться в курсе событий, происходящих на экране.

Мозг у разных людей тоже работает в разных темпоритмах. Кто-то легко ориентируется в информационных потоках, обрушивающихся на него словно кадры фильма-экшена, а кто-то способен перерабатывать лишь скорость темпоритма мыльной оперы. Доступную для человека скорость переработки поступающей информации называют скоростью мышления.

Развитие скорости мышления – одно из направлений развития дисциплинированного ума.

Быстрота мышления определяется скоростью протекания основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Это психофизиологические характеристики, и на них не повлиять простым усилием воли. Но что действительно можно сделать, так это с помощью тренировок своего ума добиться возрастания скорости переработки информации.

Итак, перед вами 10 эффективных упражнений для развития скорости мышления.

  1. Сценарий «А что, если…»

Готовясь к сложным переговорам или совещанию, где от вас потребуется оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, заранее продумывайте возможные варианты развития событий. Спросите себя, что вы скажете в ответ на такой-то вопрос, или как будете действовать в такой-то ситуации, или как парируете на реплику оппонента.

Такие тренировки полезны тем, что побуждают вас выстраивать в голове вероятностные модели будущего. Используйте превентивное просчитывание вариантов возможных событий как тренажер, ведь представляя ситуацию, вы можете произвольно ускорять или замедлять скорость своих рассуждений.

  1. Упражняйтесь в чистоте своей речи

Все наши «хм», «как бы это сказать», «ну» и прочие слова — паразиты замедляют темп наших рассуждений, разбавляя их звуками, не содержащими никакой полезной информации. Для начала потренируйте свою наблюдательность, фиксируя слова-паразиты в речи своих собеседников. Потом сравните эту речь со своей. Найдите сходство. И начните тренироваться, медленно, но верно очищая свою речь от неинформативных и бессмысленных слов — симулякров.

До тех пор пока ваш лексикон замусорен этой словесной шелухой, темпоритм ваших мыслей будет медленнее темпоритма, на который вы способны на самом деле.

  1. Упражняйтесь думать на другом языке

Когда выпадает возможность порассуждать вне жестких временных рамок, заставляйте свой мозг рассуждать на иностранном, а не родном языке. Процесс, который вы при этом запускаете, похож на то, как тренируют тибетских монахов. Выполняя различные физические упражнения с нагрузкой, они потом эти же упражнения смогут выполнять без нагрузки во много раз легче и быстрее.

Здесь работает тот же принцип: заставляя мозг выстраивать логику рассуждений на неродном языке, вы тренируете его так, что он сможет делать затем то же самое на родном языке намного быстрее.

  1. Чтение с секундомером

Прочтите главу любой книги как можно быстрее. Засеките время, которое вам понадобилось для прочтения. Теперь снова засеките время и быстро перескажите основную информацию, которую вы только что прочли. Выполняйте это упражнение регулярно, каждый раз стараясь уменьшить и время на прочтение, и время на пересказ прочитанного. Так вы развиваете одновременно быстроту восприятия и быстроту воспроизведения информации.

  1. Скоростной алфавит

Положите перед собой листок с буквами алфавита. Придумывайте как можно быстрее по 3 слова, начинающиеся на каждую букву алфавита: три слова на «а», затем три слова на «б» и так до буквы «я». Постепенно увеличивайте число слов, которые надо придумать, до 10.

Чтобы усложнить это упражнение, снова воспользуйтесь секундомером. Замерьте, сколько времени вам требуется на то, чтобы подобрать 30 слов. Затем старайтесь сокращать это время, ускоряя темпы выполнения задания.

С Викиум вы сможете заниматься упражнениями для развития скорости мышления по индивидуальной программе

  1. Дорогие звонки

Иногда за границей очень быстро уходят деньги за международные разговоры по мобильнику. Представьте, что каждая секунда вашего разговора стоит больших денег. Вспоминая разговор, который у вас только что был с кем-либо, возьмите за правило мысленно повторить его так, чтобы максимально сократить его время. Подумайте, как можно было бы очистить этот разговор от ненужного информационного шума – лишних фраз и вопросов, без которых вполне можно было бы обойтись.

Поупражняйтесь, вступая с кем-либо в деловой диалог, если позволяет ситуация. Представляйте, что говорите по такому телефону, где звонки очень дорогие. Старайтесь ускорить диалог, говорите и думайте быстрее, чем вы делаете это обычно. Сосредоточьтесь только на главном, подбирайте только наиболее точные слова, не отвлекайтесь от темы, говорите и отвечайте быстро.

  1. Определяйте свои приоритеты

Для тренировки быстроты мышления используйте практику расстановки приоритетов. Все, с чем вы имеете дело, вступаете в контакты, вас окружает, вы можете ранжировать от важного до необязательного и бесполезного. Привычка ранжировать структурирует ваше персональное информационное пространство.

Так же как вам легко найти нужные вещи там, где они расположены в определенном известном вам порядке, вам будет легко разыскивать нужную вам для принятия решения информацию. Хотя эту рекомендацию вряд ли можно отнести к развивающим упражнениям, следовать ей означает заранее подготовить свой мозг к быстрым решениям.

  1. Читайте юмористические рассказы

Не только рассказы. Можно также завести правило смотреть юмористические рисунки. Чувство юмора всегда связано с высокой скоростью реагирования на ситуацию. Плюс сюда подключается умение увидеть неочевидное противоречие и обозначить его в максимально ярких и точных формулировках. Все это вместе и являет собой быстроту мышления.

Не просто читайте или запоминайте остроумные анекдоты, но стремитесь понять, в чем соль шутки, почему она вызывает смех?

Не меньшую пользу вашему уму принесет собирание коллекции каламбуров. Накапливая такой необычный опыт реагирования, вы тренируете свой мозг в нужный момент выдать нечто аналогичное.

  1. «Вверх тормашками»

Это упражнение перекликается с упражнением 3, но выполнять его значительно легче. И, к тому же, веселее. Когда вы берете в руки какой-нибудь журнал или книгу, или газету, переверните так, чтобы поменять верх и низ и пролистайте, рассматривая помещенные там рисунки и фотографии.

Старайтесь понять, что там изображено, и делайте это как можно быстрее. Так вы тренируете свой мозг распознавать неочевидные сигналы, ориентироваться в ситуации «перевертышей». А, главное, не удовлетворяться первым же ответом, а углубляться в более глубокую оценку ситуации. Можно разместить «вверх тормашками» сложную замысловатую картинку на рабочем столе своего компьютера.

  1. Меняем скорости

Поскольку речь идет о быстроте мышления, то стоит потренироваться в управлении скоростью своих процессов. Делайте одно и то же дело, меняя скорость его выполнения. Например, можно с разной скоростью чистить зубы, выпить стакан воды, прочесть письмо, полученное по почте. Намеренно, то ускоряя, то замедляя свои действия, вы приучаете свой мозг работать в разных темпоритмах. Медленное выполнение старайтесь постепенно делать еще более медленным. И, напротив, быстрое выполнение то и дело ускоряйте.

Эти упражнения не дадут эффекта, если не будут выполняться регулярно. Выполнение каждый день по одному заданию будет стимулировать ваш мозг к развитию в нужном направлении.

Если вы действительно намерены всерьез подойти к решению задачи, как развить скорость мышления упражнения, предложенные здесь, помогут вам

  • оперативно отреагировать на проблемную ситуацию,
  • не сожалеть, что нужное решение пришло в голову с опозданием,
  • защитить свой мозг от раннего старения и разрушительных болезней, типа болезни Альцгеймера.

blog.wikium.ru

5 упражнений, развивающих креативное мышление

Развитие креативного мышления

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».© Американский психолог Абрахам Маслоу

Мы уже публиковали статью с советами по развитию креативности. Сейчас предлагаем вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.

Итак, 5 упражнений:

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Стив Джобс говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют». 

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. o_O Вот , что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Тест на креативность

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Тест на креативностьТеперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:

Тест на креативностьЗакончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:

Тест на креативностьИли вот так:

Тест на креативность

P.S.

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны!

«Креатив — не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм». © фильм «99 франков»

psychology-tips.ru

Методы развития креативного мышления

 

Методы развития креативного мышления

 

Эта статья несколько недель моего труда, надеюсь она ответит на все ваши вопросы. Успехов Вам!

Самым лучшим способом развить в себе творческие способности это пройти специальный тренинг по креативности. Благодаря чему вы узнаете специальные техники, стимуляторы мышления, методики, которые помогут вам  активизировать Ваше мышление и затем они станут для вас привычными и ваш мозг будет уже на автопилоте генерировать различные креативные идеи.

 

 Содержание:

 

Небольшая прелюдия

Что важно для развития креативного мышления

Упражнения для развития креативности

Что еще можно сделать

Дополнительные способы

 

Развитие креативного мышления

Небольшая прелюдия

 

Всё чаще и чаще в объявлениях о приеме на работу можно увидеть:

Если у вас аналитический склад ума, и вы можете креативно мыслить, то присылайте ваше резюме по адресу…

Здесь работодатель прямо говорит, что ему важно в претендентах на должность.  Сейчас хорошее образование не является гарантией хорошей работы, нужен мозг способный мыслить и решать сложные задачи, а также находить нестандартное решение.

Мир полон конкуренции, похожесть одних бизнесов на другие проблема для многих, многие бизнес и умирают, потому что не могут придумать ничего нового.

Поэтому стандартные решения никого не удивят, шаблонное решение задач никому не нужны. Все ищут новые подходы, свежие идеи и креативные  мысли. Вот здесь и можно расставить точки над i. Толку от знаний, если ты не умеешь хорошо думать.

И нужно учиться не только пониманию сложных вещей, но и способности нахождение новых идей. Об этом я расскажу в своей статье, а более подробно вы можете узнать всё в моём курсе.

Также креативность это способ выжить в будущем, не секрет, что скоро многие функции будет выполнять искусственный интеллект. Об этом можно прочесть в моей статье: Какое будущее нас ждет.

Развитие креативного мышления

Развитие креативного мышления способ быть впереди. Способ сделать совою жизнь лучше. Это то что нужно каждому.

Стремитесь к этому и вы будете вознаграждены! 

 

А теперь наберитесь терпения и читайте. Статья поможет вам разобраться в основных вопросах развития своего мышления.

Что важно для развития креативного мышления.

 

Теперь о том как, какими способами можно поднять в себе уровень вашего творческого мышления.

Развитие креативного мышления

Когда я впервые  подумал о необходимости, стать умнее, можно и так сказать. Я не сразу узнал о том, что есть такой термин как креативность.

Мне просто хотелось находить больше новых идей для решения сложных задач, а также быстро думать и благодаря этому добиваться от жизни большего.

Вот такой простой стимул был у меня, когда я впервые занялся изучением методик развития креативного мышления.

Я накопил достаточно много информации, изучил ряд книг, видеокурсов и накопил определенный опыт и начал применять его на практике, получать обратную связь, потом совершенствовать те знания, что  у меня были. В общем вот такой процесс.

И в этой конкретной статье я хочу поделиться некоторыми методами, которые помогут вам сделать ваш ум более сильным. Конечно для того чтобы действительно подняться на новый уровень, я рекомендовал бы вам пройти полноценную обучающую программу, которую я недавно записал и более подробно об этом знать Вы можете на этой странице.

Эрудиция.

Наличие знаний определяет вашу компетентность в той или иной области, если вам необходимо применить ваше мышление для решения определенной задачи, то, скорее всего вы должны обладать какими-то знаниями. Которые будут активизировать ваш мысленный процесс, и давать нам дополнительные факты.

Перед тем как приступить к решению задачи Вам необходимо изучить всю доступную информацию по этой проблеме. Посмотреть то, как другие решали похожие проблемы, почитать какие-то источники информации, например: статьи в интернете или книги.

В целом вам это даст некую основу, от которой будет уже легче отталкиваться.

Если же поговорить об общем случае, то широкий кругозор, конечно, помогает мыслить более продуктивно, есть такое интересное утверждение:

Нужно  иметь знания шириною в милю и глубиной в дюйм.

Это наиболее точное определение кругозора из известных мне, здесь можно дать несколько рекомендаций: читайте литературу, общайтесь с интересными людьми, при этом внимание на факты, которые вы можете узнать из разговора.

Гибкость мышления.

В поиске решение принимайте альтернативные точки зрения, разговаривая с людьми которые поддерживают другие взгляды. Старайтесь понять их мотивы, осознать те факты, которые они приводят в доказательство своей правоты.

Помните одну истину:

 Спор нужен не для того, чтобы доказать чью-то правоту, а для того чтобы найти истину.

Старайтесь развивать в себе гибкость, терпимость к альтернативным точкам зрения и это позволит расширить вашу способность находить правильные ответы.

Избегайте негативного мышления и негативных эмоций.

Негативные эмоции призваны, чтобы защитить нас от опасности, либо предотвратить какие-то действия, которые могут принести нам угрозу.

Первые эмоции, которые мы испытываем, появившись на свет негативные, ребёнок плачет он сигнализирует, таким образом, о своих потребностях. С возрастом негативное мышление становится привычкой, проще всего думать в негативном ключе. Для того чтобы развить в себе креативные способности, нужно испытывать больше положительных эмоций, они помогут нахождение новых идей. Не позволяйте эмоциями мы с ним блокировать ваши творческие способности.

Отстаивать свою точку зрения.

Имейте свое мнение в каждом вопросе, который важен для вас. Будьте независимы в суждениях и умейте отстаивать свою точку зрения. Это одно из условий иметь свободное мышление, которое не сковано шаблонами и чужими мнениями.

Чтобы мыслить творчески, нужно быть не как все, нужно быть отличным других, чтобы находить не шаблонные варианты решения проблем. Проблема многих похожесть, нас с детства учат быть похожим на других и не выделяться.

Поэтому когда мы начинаем продумывать какие-то варианты, мы автоматические прибегаем только к тем решениям, которые используют другие люди, которые являются банальными шаблонами. Вот почему так нелегко настоящему найти по-настоящему креативные идеи. Учитесь проявлять независимость суждений.

Люди, которые не связаны старыми идеями, значительно лучше проявляются способности к поиску новых и альтернативных способов решения проблем.

Не бойтесь ошибок.

Не увлекаетесь самокритикой, позволяйте себе допускать ошибки. Помните, что многие великие мыслители и изобретатели часто ошибались. Взять, например Эдисона, этот изобретатель, рекордсмен по количеству неудачных опытов, прежде чем изобрести лампочку накаливания и дать всему миру электрический свет, этот ученый произвел на свет более 10000 неудачных попыток.

И это его ни разу не остановило.

Вот и берите его с него пример, ошибки могут многому научить. И, в конце концов, какая разница сколько раз Вы отступились, прежде чем добраться до своей цели, ведь главное не пройти путь гладко, а основная задача, это добраться до пункта назначения.

Дальше я расскажу о быстрых методах активизации ваше мышление, если тренинг представляет собой комплексную программу, которая рассчитана на несколько недель и содержит в себе все методики и практики. То ниже приведенные приемы, позволяют получить результат по тем задачам, которые у вас разработке прямо сейчас. Они достаточно просты и легко применимы для любого человека.

 

Упражнения для развития креативности.

 

Чтобы научить себя креативно мыслить, нужно развивать свой разум, для этого существуют специальные упражнения, часть из которых мы рассмотрим в этой статье.

Развитие креативного мышления

Конечно, для того чтобы действительно научиться креативному мышлению необходимо пройти полноценный обучающий тренинг, тогда вы сможете узнать не только основы, но действенные стимуляторы вашего мышления, освоить много упражнений и методик по развитию своего мозга и стратегии решения сложных задач.

 

Потенциал каждого человека безграничен, наш разум способен создавать самые удивительные вещи, многие изобретатели начинали с нуля, но добивались значительных результатов. Важно понимать, что наша жизнь это отражение наших мыслей, то какие у нас идеи и какие у нас мысли и убеждения, влияет на наши действия, и тем самым, формируют окружающую нас реальность.

Основная проблема это шаблонное мышление, разум всегда действует по самому простому пути. Он находит самые лёгкие варианты, разум не желает напрягаться и усиленно размышлять, поэтому он включает автопилот. Для нахождения пути к творческому мышлению нужно научиться выходить за рамки стереотипов.

 

Упражнение 1. Игра слов.

 

У каждого из нас есть какая-то книга. А может быть словарь, что ещё лучше. Это элементарное простое упражнение, которое выполняется очень просто.

Нужно открыть книгу на любом месте и выбрать наугад два слова. Выбрать просто два любых слова. Затем нужно обдумать эти слова, найти между ними взаимосвязь, придумать какую-то историю, которая связывает эти слова или историю на основе этих слов.

Это упражнение кажется достаточно простым, но при регулярном выполнении она может научить вас связывает воедино мелкие детали, находить взаимосвязи там, где их никто не видит. Она подходит хорошо для развития творческого воображения. Однако она начинает хорошо влиять на ваш разум, когда выполняется на постоянной основе.

Упражнение номер два. Строим дом.

Это очень сильное упражнение, которое поможет вам развить способность находить ассоциации. Оно очень сильно развивает воображение и креативное мышление.

Как Вы уже поняли из названия. Мы будем строить дом. А может быть и замок или дворец. Возьмите на себя роль архитектора и строителя. Для этого нам не понадобится чертить чертежи и схемы.

Итак, возьмем чистый лист бумаги и ручку или карандаш, то есть что у вас будет под рукой, то и берите. И запишем наобум 10 существительных, например: Картошка, огурец, лопата и так далее.

Пусть будут существительные никак несвязанные со строительством, это могут быть какие-то овощи или предметы, в общем неважно. Но точно не кирпичи и каменные блоки.

Теперь наша задача из всего того что мы придумали построить дом. Здесь нам нужно найти каждому существительному какую-то ассоциацию со строительством дома.

Может быть, картошка станет фундаментом, а зелёный огурец красивой зелёная крышей. Здесь нужно подумать и запустить на полную катушку свое воображение. К тому же это упражнение очень интересное, его можно выполнять в компании.

Вы удивитесь насколько Ваше мышление может быть неординарным.

Что это?

Еще одно упражнение, его можно выполнять очень весело, если это делать вместе с другими людьми. Она похожа на предыдущие, только здесь немного другая задача. Мы также на дисках бумаге пишем название каких-то предметов, это может быть стол, книжка, ложка, дверь.

Ну и всё в этом духе. Потом выбираем листок бумаги с написанным словом, нужно описать это слово, точнее этот предмет, его не называя.  Это очень сильное упражнение, хорошо развивающие Ваше мышление.

Упражнение номер три. Прочитать наоборот.

Вы можете на тренировать свой разум быть более гибким, отказываться от стандартного решения в пользу неординарных идей. И для этого есть очень оригинальный способ. Если вы идёте по улице, то, как правило, вас сопровождают рекламные вывески, название магазинов, и вы можете эти названия читать наоборот. То есть если написано Детский мир, то вы читаете «рим йикстед».

Поначалу это будет делать сложно и непривычно. Но по мере практики вы сможете легко справляться с таким заданием. И в благодарность вы получите более гибкий и креативный разум. По-моему нечто подобное было в одной из детских сказок. Там даже был какой-то особый язык читать обычные слова наоборот.

Взгляните по-новому на старые вещи.

Вы все окружены предметами с понятным для нас предназначением. Мы знаем, что это стул и на нём можно сидеть, а это диван и на нём можно лежать.

Чтобы развивать свои мозги, можно придумать каждому обычному предмету новые функции, например 10 способов применения кофейной чашки. Нужно обдумать все варианты, как можно и что можно сделать с обычной чашкой для кофе.

Развитие креативного мышления

Также можно поступить и с другими предметами. Такая тренировка очень хорошо развивает творческое мышление и способность мыслить нестандартно.

Свободные ассоциации.

Выполняется довольно просто.  Возьмем, например яблоко или апельсин. Какие ассоциации с этими фруктами у вас появляются в голове?

Яблоко можно ассоциировать с яблоней, яблочным соком, мячом и так далее. Таких ассоциаций может быть очень много. Одна из особенности креативного мышления это нахождение новых ассоциаций, что помогает прийти к нестандартному решению проблем.

Выполняя такое упражнение вы тренируете свой мозг постоянно находить новые ассоциации, постепенно это войдет в привычку и вы уже сможете более действенно решать различные задачи более сложного уровня.

Развитие креативного мышления

Что можно сделать еще для развития креативности

 

Напоследок хочу порекомендовать, вам заниматься самообразованием, читать, что-то придумывать новое, фантазировать. Можно попробовать сочинять продолжение истории, о которых вы прочитали. Или придумывать необычные рецепты блюд, разрабатывать свои собственные блюда. Но это в том случае если вам хоть как-то нравится готовить.

Развитие креативности важный шаг, вы сможете, используя ваш креативный разум, чтобы находить необычные способы, неординарные идеи, новые методы и подходы.

Вам в голову может приходить то, чего раньше не было даже на горизонте.

Работа над своим интеллектом это прямой путь к успеху в жизни.

Если для диких зверей основной способ выживания это их клыки и когти, то для человека в рамках современного общества это его интеллект. И принцип побеждает сильнейший, никто и нигде не отменял. Только для людей его можно переформулировать иначе, побеждает умнейший.

Конечно, этот путь может показаться трудным, когда начинаешь его проходить в первый раз, сразу встречаешь много препятствий.

Одно из них это лень. Как говорится: «я еще в пеленках, а лень моя с теленка».

Развивайте в себе правильную мотивацию и самодисциплину, расставляйте приоритеты, планируйте свой день и ставьте их себе задачи и стремитесь их выполнять.

Развитие креативного мышления важно для детей, в детском возрасте можно многого достичь, пока разом ещё не оброс стереотипами и шаблонами, ему легче научиться нестандартно, мыслить.

Сложнее переучивать того, кто уже набрал много жизненного опыта. Здесь иногда приходится пробираться сквозь каменную стену. Но в детском возрасте, жизнь только начинается и  можно помочь ребенку выйти на правильный путь, чтобы к совершеннолетию его разум был максимально эффективным.

Также мы предлагаем вам пройти обучающий курс по развитию вашего креативного мышления, он поможет вам выйти на новый уровень, Вы получите стратегии и тактики работы над собой, узнаете о стимуляторах мышления и ловушках нашего разума и, в общем, записывайтесь на этой странице.

 

 

 

Дополнительные способы: Методика мозгового штурма

 

Развитие креативного мышления

Метод шести шляп.

Изобретателем этого метода мышления является психолог Эдвард де боне. Данный подход позволяет оценить различные идеи особенно инновационные с различных точек зрения по сути это метод параллельного мышления.

Он научит вас избавляться от путаницы в мыслях, оценивать проблему по различным аспектам, создавать несколько перспектив.

Он очень прост. Смысл его в том, что перед нами 6 разноцветных шляп, достаточно их просто вообразить.  Каждая шляпа определенного цвета и обозначает определенный метод мышления.  Надевая каждую шляпу, Пусть это происходит и условно на воображаемом уровне, человек невольно начинает перестраивать свое мышление в соответствии с тем, какую шляпу он одевает.

А теперь зададим значение и цвет каждой шляпы.

Шляпа  белого цвета.

Она   как чистый лист бумаги, на котором нужно написать все факты которые есть в нашем распоряжении. Надевая эту шляпу, мы начинаем всесторонне анализировать ситуацию, оценивать все доступные нам факты,  а также на том чего не хватает для решения проблемы, о том каких цифр либо деталей недостает для разработки идеи.

Красная шляпа.

Она обозначает интуицию и эмоциональные прозрения. Когда человек надевает такую шляпу, то он призывает на помощь свою интуицию. Его задачей является найти интуитивные решения, получить какие-то интуитивные прозрения.

Шляпа желтого цвета.

Она обозначает позитивное мышление, оптимизм в оценке идей. Когда я условно надеваю желтую шляпу, то я пытаюсь найти все положительные стороны того либо иного решения.

Я стараюсь охватить максимально все позитивные свойства и последствия той либо иной идеи. Данная шляпа символизирует солнце, солнечный свет, светлый и радостный день, где есть только позитивные ожидания и настроения. Даже если изучаемая вами проблема не содержит на первый взгляд ничего положительного, вашей задачей будет найти скрытый потенциал, и как говорится в пословице: нет худа, без добра, отыскать все возможные позитивные сценарии.

Чёрная шляпа.

Она противоположна предыдущей шляпе. Она обозначает критику, пессимизм. Надевает шляпу, нужно понять, почему у нас может не получиться, нужно отыскать все негативные последствия принятия решений. Нужно посмотреть на всё в самом негативном свете, увидеть то, как всё будет плохо,  если мы сделаем это и насколько будет всё паршиво, если не сделаем.

Зелёная шляпа.

Она обозначает креативный подход. В её случае мы должны найти все творческие решения, изучить все альтернативные возможности и точки зрения. Нужно записывать все идеи, которые приходят в голову. Даже те, которые на первый взгляд кажутся нелепыми. Здесь важно отделить генерацию идей от их оценки, нужно наплодить как можно больше идей, а потом уже взяться за их проверку и оценку на адекватность.

Синяя шляпа.

Она самая главная, надевая ёё человек, ставит задачу на разработку тех или иных вопросов, он определяет цели, которых надо достичь в результате мозгового штурма. Эту шляпу надевают первой.

 

Вот, в общем-то, и вся методика, она очень проста и эффективна. Ее используют в своих мозговых штурмах крупные компании. Она позволяет проявить гибкость мышления, найти различные альтернативные варианты, увидеть свою проблему с разных точек зрения. Эта методика позволяет обычному человеку найти большее идей.

Смена перспектив.

Зачастую нужно просто себя немного отвлечь, перестать фокусировать свое внимание на  вопросе, решение которого нужно найти, а подумать о чём-то другом.

Тем самым мы как бы подменяем  проблемы, о которых думаем и это позволяет найти новые оперативные пути решения. Делается очень просто, например вы размышляете о проблеме номер один, мы уже потратили какое-то время, у вас есть, может быть, какие-то результаты.

И вы можете начать думать о проблеме номер 2, которая должна сильно отличаться от проблем номер один, то есть она может быть совершенно из другой области.

Когда вы будете размышлять о новой задаче, то  уже на этом этапе вам могут прийти голову  новые озарения, либо когда вы вернетесь к исходной проблеме, то у вас появятся новые мысли. Это простой способ позволяющий стать вашему мышлению более пластичным, а также помогает вашему мозгу немного отдохнуть.

Развитие креативного мышления

 

Ноя 7, 2017Admin

forexmobi.ru

Развитие образного мышления у взрослых — Викиум.ру

Как развить образное мышление у взрослых

Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека. Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти. А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки. Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.

Образное мышление помогает нам:

  • расширять наш ассоциативный ряд,
  • «увидеть» проблему или задачу как картинку,
  • достроить ее недостающие элементы,
  • преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.

Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.

Такие живые мысленные образы

Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.

Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):

  1. Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
  2. Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
  3. Тот же автомобиль, двигающийся с места.
  4. Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
  5. Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
  6. Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
  7. Он же – на берегу моря.
  8. Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
  9. Он же, мчащийся на высокой скорости.
  10. Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.

Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.

С чем связан у вас образ «Шампанского»?

У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям. А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.

Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:

  • Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
  • Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
  • Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
  • И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.

Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!

С Викиум вы сможете развить образное мышление онлайн

Законы пространственных структур

Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».

Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.

Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.

Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.

Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –

  • увеличивайте и уменьшайте,
  • приближайте и отодвигайте,
  • раскрашивайте и меняйте форму…

Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.

На службе творческой мысли

Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?

Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов. Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).

Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…

Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.

blog.wikium.ru

методы для взрослых и детей

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Хорошее ли у вас воображение? Сможете, к примеру, вот так, сходу, написать рассказ? Или стихотворение сочинить? А уравнения в школе хорошо решали? Сегодня поговорим о том, как развить абстрактное мышление. Разберем, что это за тип мышления и как оно формируется.

Человек – существо мыслящее

С самого детства нас приучают мыслить, анализировать, делать выводы. Считается, что именно способность думать и производить логические умозаключения отличает человека от любого другого существа, живущего на Земле. А что такое мышление?

В Википедии найдем такой ответ:

мышление 1

Довольно запутанно и мудрено. Далее – еще одно определение:

мышление 2

Это уже более понятно. Значит, мы имеем дело с психическим процессом, отвечающим за познание мира.Как мы познаем мир? Есть два способа:

  1. Посредством чувственного осознания, направленного на внешние признаки предметов – цвет, размер, форма. Инструментом служат органы чувств – обоняние, осязание, зрение, слух.
  2. Посредством предметного осознания – через собственные умозаключения, путем проникновения в суть вещей.

Во втором случае имеет смысл говорить о развитии мыслительных способностей.

Воображение – основа мышления

Ведущая роль при этом отводится воображению. Снова обратимся к Википедии:

воображение

Говоря простым языком, воображение – это наша фантазия. Благодаря ему мы можем вообразить муху размером со слона; слона, танцующего рэп; рэпера размером с муху. Мы можем переместиться в прошлое, переиграть уже свершившиеся события или благополучно отправиться в мыслях в будущее, придумав новую реальность.

Три этапа развития

абстракция

С рождения и до совершеннолетия человек проходит три этапа развития мышления:

  • Действенное;
  • Образное;
  • Логическое.

Это можно представить так:

Виды мышленияНаглядно-действенноеНаглядно-образноеАбстрактно-логическое
Период формированияРебенок до годаОт 3 до 7 летРебенок старше 7 лет
В чем заключается?Манипуляции с предметами, их восприятие органами чувств.Операции над образами, вторичными признаками предметов.Оперирует тем, что нельзя представить в виде образа — логические суждения и умозаключения.
Сфера деятельности человекаПроизводствоМузыка, изобрази-тельное искусствоЛитература, наука

Таким образом, можно утверждать, что наличие абстрактного мышления – это признак сформировавшегося интеллекта.

Три формы

Известно три формы абстрактного мышления – понятие, суждение и умозаключение.Что это за формы?

формы мышл

Когда мы говорим: «осень», «дождь», «улица», мы имеем дело с понятиями. Если мы скажем: «На улице идет дождь» или «Во время дождя всегда холодно» – это будет суждение. Ну и, наконец, высказывание вида: «На улице холодно» можно назвать умозаключением, так как оно делает общий вывод из двух предыдущих высказываний.

Зачем это нам?

рисование руками х

На самом деле, абстрактное мышление формируется в раннем детстве и постоянно присутствует в нашей жизни. Маленькие дети любят фантазировать, придумывать всякие небылицы. Оказывается, они развивают абстрактное (или образное) мышление, учатся абстрагироваться (отдаляться) от самого предмета и производить операции с его свойствами.

Позже, когда ребенок подрастет и пойдет в школу, это умение ему пригодится, чтобы освоить математические навыки. Например, решить задачу: «У Васи в кармане 6 конфет. Две из них он отдал Пете. Сколько осталось?».

The little boy enjoying a zephyr in chocolate

В тайм-менеджменте этот навык необходим нам, для управления массивами данных. Чтоб управлять двумя сотнями задач, мы обобщаем их по определенным признакам, выходя на более высокие уровни абстрации. Мы можем группировать дела по масштабу, важности, срочности, ключевым областям деятельности, проектам, искать решения проблем в надсистеме, устанавливать связи между текущей деятельностью и высшими смыслами своей жизни.

Где еще используется абстрактное мышление? Где угодно:

  • В философии;
  • В писательском искусстве при создании образов и линии сюжета;
  • В инженерии – моделирование новых процессов;
  • В психологии управления.

Практически в любой области нашей деятельности.Жемчужина, высшая точка развития абстрактного мышления – это интуиция.

Итак, мы выяснили, чтобы достичь хороших результатов в повышении интеллекта и быть успешным человеком, нужно достаточно времени уделять развитию абстрактного мышления. Каким образом можно его развить?

Методы для взрослых

мозг над дорогой х

У взрослых мышление, как правило, уже сформировано. С возрастом все труднее воспринимаются новые знания и новый материал – мышление теряет свою гибкость. Приведенные далее упражнения призваны помочь справиться с этим процессом. Развить в себе креативность и широту мышления.

  1. Представляйте мысленно эмоции: недоверие, радость, страх, умиление. Как в вашем воображении будет выглядеть, к примеру, интерес, не привязывая его к конкретным объектам? А как будет смотреться удовольствие?
  2. Представьте образ какого-либо философского понятия или идеи. Например, как вы представите гармонию? Возникнет ли при этом какой-то зрительный образ, чувственное ощущение, ассоциация, символ? Потренируйтесь с образами: порядок, религиозность, энергия, свобода, бесконечность, испытание.
  3. Переверните книгу наоборот, читайте снизу вверх. Тогда придется читать в обратной последовательности. Попробуйте установить логические связи сюжета.
  4. В интернете сейчас весьма популярны картинки с надписями типа «абракадабра». Например:насекПопробуйте сами составить такие же.
  5. Закройте глаза. Попробуйте ярко представить себе всех людей, с которыми общались в течение дня: одежду, выражение лица, особенности звучания голоса, жесты. Не упускаем ни одной детали. Что вы ощущали во время общения?
  6. Наконец, займитесь рисованием.

Упражнения для детей

солнце мяч

Любой ребенок от природы любознателен. А значит, и мышление ребенка развивается гораздо быстрее, чем у взрослого. Важно помочь ребенку перейти от действий с конкретными предметами к более отвлеченным понятиям, расширить его кругозор. Развитое образное мышление – залог успешной учебы в школе.

  1. Придумывайте вместе с детьми странные, необычные имена, названия. Найдите в интернете интересную картинку и попробуйте подобрать к ней не менее 3 цепляющих названий.
  2. Занимайтесь инсценировками. Придумайте костюмы для персонажей из подручных средств. Поиграйте в театр теней.
  3. Решайте анаграммы, ребусы, головоломки. Придумывайте нереальные словосочетания: «низкий небоскреб», «круглый дом», «звонкое молчание» и так далее.
  4. Возьмите чистый альбомный лист и пролейте на него немного чернил или гуашевой краски. Получится клякса. Вместе с ребенком превратите это бесформенное пятно в рисунок. Например, в улыбающуюся рожицу.

Подведем итог

Развитое абстрактное мышление позволяет решать многие задачи намного проще и быстрее (особенно задачи по перестановке мебели :)). Вместо того, чтобы искать в каждом конкретном случае свой выход, можно использовать общие выводы и готовые шаблоны для решения. В этом выражается креативность и эффективность мышления. А потому – не ленитесь и выделите время для занятий, хотя бы парочку минут в день.

Еще больше упражнений для развития мышления сможете найти в онлайн-сервисе для развития интеллекта Брайнаппс. Игровая форма заданий позволяет очень быстро подтянуть интеллект, как взрослым, так и детям. Удобная статистика и привлекательный интерфейс делают занятия ещё более увлекательными.

На этом все.Надеюсь, статья вам понравилась. Напишите в комментариях, какую роль в вашей жизни играет образное мышление, поделитесь информацией с друзьями в соцсетях.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

my-day.pro