ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Факторы, влияющие на развитие ребенка (стр. 1 из 4). Факторы влияющие на развитие


Факторы, влияющие на рост и развитие животных

Факторы, влияющие на рост и развитие животных

Содержание

Введение

. Факторы, влияющие на рост и развитие животных

. Внутренние факторы, влияющие на рост и развитие животных

.1 Наследственность и состояние родителей

.2 Железы внутренней секреции

. Внешние факторы, влияющие на рост и развитие животных

.1 Кормление

.2 Содержание

.3 Упражнения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Изучению индивидуального развития животных (онтогенеза) были посвящены исследования многих деятелей науки. Особенно интенсивно и плодотворно теория онтогенеза стала разрабатываться относительно недавно с развитием молекулярной биологии и генетики. Молекулярно-генетические методы исследования углубили познания закономерностей роста и развития животных, создали новые возможности для разработки методов управления этими процессами.

Знание индивидуального развития организма необходимо, прежде всего, потому, что, в процессе роста и развития животное приобретает не только породные и видовые признаки, но и присущие только ему особенности конституции, экстерьера, продуктивности. В онтогенезе осуществляется наследственная преемственность и изменчивость признаков родителей, он протекает и результате действия внутренних природных факторов организма и условий внешней среды. Становление всех хозяйственно, полезных признаков животных, таких как молочность, яйценоскость, настриг шерсти, скорость бега, происходит благодаря развитию наследственной основы организма в конкретных условиях среды. Иными словами, чтобы получить высокопродуктивное животное, нужно уметь его выращивать. Онтогенез состоит из двух основных процессов: роста и развития. Хотя эти понятия и взаимосвязаны, но не тождественны [1,2,3,6].

Целью данной работы является изучение влияния различных факторов на рост и развитие животных, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

От роста и развития животного зависит продуктивность, племенная ценность и экономическая выгода, как отдельного животного, так и всего стада.

животное рост развитие

1. Факторы, влияющие на рост и развитие животных

Процесс индивидуального развития животных обусловлен действием двух групп факторов: внутренних и внешних, которые имеют одинаково важное значение, так как рост и развитие организма происходит в условиях их постоянного совместного действия. Организм животного является саморегулирующейся системой, обеспечивая взаимоотношение особи с окружающей средой. В определенные возрастные периоды процесс роста тех или иных частей тела можно ускорить или замедлить, используя условия среды. Но существуют определенные границы их взаимодействия, очерченные возможностью генотипа. Определить долю воздействия одного и того же фактора в разных комбинациях очень трудно, так как сила их воздействия изменяется в зависимости от ситуации [3,7].

К факторам, влияющим на рост и развитие плода в пренатальном онтогенезе, можно отнести: наследственность родителей, сезон осеменения, качество спермы производителей, состояние здоровья, упитанность, живую массу, развитие и возраст матери, состояние половой системы и величину плаценты, условия кормления и содержания беременной матери, железы внутренней секреции, количество плодов, длительность беременности. В постнатальном онтогенезе на рост и развитие животных влияют: генотип, масса новорожденного, молочность матери, возраст при отъеме, пол, здоровье, условия кормления и содержания, резистентность, тренировка и др. Влияние окружающей среды на развитие растущего организма может быть настолько сильным, что произойдет временная задержка роста или дифференциации [8,10].

2. Внутренние факторы, влияющие на рост и развитие животных

.1 Наследственность и состояние родителей

Влияние наследственности родителей проявляется в формировании признаков и их наследовании потомством под влиянием определенных генов. Все признаки, связанные с ростом и развитием, обусловлены сложным взаимодействием многих генов. Материнский и отцовский организм неодинаково влияют на рост плода. Плод получает питательные вещества через материнский организм, который является для него внешней средой и оказывает преимущественное влияние на его рост, развитие и состояние. Зародыш и плод находятся в тесных взаимоотношениях с организмом матери [1,4].

Обычно у крупных и хорошо упитанных матерей наблюдается больший приток питательных веществ растущему плоду и у них рождается более крупное потомство. Это хорошо видно по массе новорожденных телят у разных пород. Средняя масса новорожденных телят полученных от коров породы менанжу равна 48-52 кг (живая масса матерей 750-800 кг), от коров черно-пестрой породы - 30-36 кг (живая масса матерей 480-560 кг), от коров джерсейской породы - 18-22 кг (живая масса матерей 350-400 кг).

Потомство от взрослых маток характеризуется большей живой массой, выносливостью, жизнеспособностью, чем от молодых или очень старых животных. Молодые матки, не достигшие зрелости и растущие, не в состоянии полностью обеспечить плод необходимыми питательными веществами, вследствие чего плод рождается с более низкой живой массой, с худшим развитием и более слабым. При удлинении периода беременности приплод рождается более крупным. Одноплодные телята всегда лучше развиты, чем многоплодные.

На рост и развитие потомства неблагоприятно влияет родственное скрещивание родителей, а также низкая оплодотворяющая способность спермы отцов. При очень высокой молочной продуктивности организм матери перенапрягается, ослабляется ее здоровье и ухудшаются условия развития яйцеклетки, зиготы и плода, телята рождаются недостаточно развитыми и жизнеспособными [3,4].

.2 Железы внутренней секреции

На рост и развитие организма большое влияние оказывают железы внутренней секреции, которые под контролем нервной системы являются важными регуляторами этих процессов.

Влияние эндокринной системы: на ранних стадиях развития животного организма появляется эндокринная система, которая становится впоследствии внутренним регулятором процессов роста и развития. При этом важнейшую роль играют гипофиз, щитовидная и половые железы. Каждая из них оказывает специфическое действие на организм, их функции тесно связаны между собой [16].

Щитовидная железа регулирует минеральный, белковый и водный обмен, а также стимулирует рост и развитие организма. Она вырабатывает йодсодержащие гормоны (тироксин, трийодтиронин и др.), которые обладают высокой физиологической активностью. Удаление этой железы приводит к резкому отставанию в росте и развитии, может привести к карликовости. При гипофункции щитовидной железы обмен веществ нарушается, понижается теплорегуляция. Усиленная деятельность (гиперфункция) железы ускоряет развитие организма. С повышением активности щитовидной железы увеличивается относительная интенсивность газообмена, а также содержание в крови летучих жирных кислот и фосфолипидов. Под воздействием небольших доз гормона тироксина наблюдается улучшение роста и продуктивности животных.

Гипофиз (нижнемозговой придаток) занимает одно из центральных мест в системе желез внутренней секреции Гормоны, вырабатываемые и выделяемые гипофизом, оказывают огромное влияние на рост и развитие животных. Особое значение имеют гормоны роста (соматотропный), полового созревания (пролан) и лактогенный (пролактин). Под действием соматотропного гормона усиливается деление клеток и увеличивается синтез белка. Бычий биосинтетический гормон соматотропин при введении его в организм телят повышает на 15-20% суточные приросты живой массы, а у коров соответственно удой молока. Он оказывает влияние на жировой обмен. Пролан стимулирует половую зрелость животных, а лактогенный гормон обусловливает образование молока. При удалении гипофиза рост животных задерживается, увеличивается отложение жира, деятельность половой системы атрофируется. Усиление функции передней доли гипофиза в раннем возрасте приводит к гигантизму. Гиперфункция гипофиза вызывает также акромегалию - заболевание, характеризующееся увеличением размеров конечностей и некоторых внутренних органов.

Половые железы, как известно, являются железами внутренней и внешней секреции, оказывающими большое влияние на процессы формообразования. Давно известен в животноводстве такой прием, как кастрация (удаление половых желез). При проведении ее нарушается рост скелета, изменяется обмен веществ, изменяется телосложение животного, идет сильное жирообразование в организме. Усиленная деятельность этих желез ведет к ранней половой зрелости, к скороспелости. Функционирование большинства эндокринных желез достигает максимума в начале зрелого периода, в старости их деятельность резко падает [3,9,16].

Изучив внутренние факторы, влияющие на рост и развитие животных можно сделать вывод, что наследственность, состояние организма родителей и развитие желез внутренней секреции играют важную роль в получении здорового, продуктивного и ценного племенного стада. Рост и развитие животных напрямую зависит от заложенных родителями генов, от полноценного и равномерного роста и развития всех систем и органов животного.

. Внешние факторы, влияющие на рост и развитие животных

.1 Кормление

Из многих факторов внешней среды на процессы роста и развития животных огромное влияние оказывают условия кормления и содержания животных (температура и влажность воздуха, световой режим и др.). Влияние этих факторов может иметь двоякий характер: недокорм вызывает замедление скорости роста, недоразвитие, снижение продуктивности; обильное кормление ускоряет рост и развитие животных. При рассмотрении вопроса о влиянии условий кормления необходимо различать: общий уровень питания, его полноценность, структуру рационов (соотношение в них грубых, концентрированных и сочных кормов) и распределение питательных веществ по периодам роста животных [6,7].

Встречается несколько форм недоразвития животных, обусловленных неблагоприятными условиями кормления. А. А. Малигонов выделял три основных типа недоразвития: эмбрионализм, инфантилизм и неотению.

Эмбрионализм (сходство новорожденного с эмбрионом ранней стадии развития) - явление внутриутробного недоразвития, являющегося следствием плохого кормления и содержания матери, а также ранней случки. Эмбриональная недоразвитость, которая отражается на всем дальнейшем развитии организма, характеризуется следующими признаками: очень низкой массой при рождении (теленок весит 15-17 кг), удлиненным туловищем, коротконогостью, большой головой, утонченными трубчатыми костями, очень тонкой кожей, недоразвитостью шерстного покрова, пониженной сопротивляемостью организма к заболеваниям.

Инфантилизм - недоразвитие на первых стадиях послеутробного периода, выражающееся в сходстве черт взрослого и детского организма. Например, по телосложению корова напоминает 3-месячного теленка. Инфантилизм характеризуется, как правило, недоразвитием половых органов, бесплодием, высоконогостью, укорочением осевого скелета. Основные причины этого явления: длительный недокорм растущих животных, плохое кормление в период бурного роста.

Неотения - преждевременное развитие половых органов животного в юном возрасте. Характеризуется неотения сходством взрослого организма с растущим при функционировании системы воспроизводства. Сущность неотении, по А. А. Малигонову, заключается в том, что при бурном развитии половых органов как бы «перехватывается» большое количество питательных веществ, которые должны быть затрачены на формирование других органов и тканей. Возникает это явление также вследствие недокорма молодняка и беременных маток. Для неотении животного характерны следующие особенности: высоконогость, высокозадость, большеголовость, плоское короткое туловище, низкая живая масса, то есть признаки, свойственные растущему, а не взрослому организму.

Степень всех трех форм недоразвития зависит от того, как долго продолжалось плохое кормление и содержание животного, тормозящие рост. Чтобы не допустить недоразвития животных, нужно знать его причину. Органы и ткани, бурно растущие в данный период, больше страдают от недокорма, чем те из них, развитие которых протекает медленно. Если плохое питание теленка в эмбриональный период приводит к коротконогости, а во время постэмбрионального развития к высоконогости, то избыточное кормление вызывает обратный процесс.

Общебиологический смысл закона недоразвития огромен. Он вскрывает особенности недоразвития частей тела и органов при недокорме, их ускоренное развитие при интенсивном кормлении и, возможности компенсации роста. В процессе роста и развития животных встречаются две формы изменений: обратимые и необратимые.

Обратимые изменения характеризуются тем, что то или иное недоразвитие при соответствующих условиях кормления и содержания может исправиться, прийти в норму, компенсироваться. Но такие изменения возможны в том случае, если неблагоприятные факторы действовали на животное непродолжительное время. В условиях хорошего кормления повышается скорость роста, увеличиваются приросты. Животное за короткий срок восстанавливает то, что было «утеряно» при недокорме.

Длительный недокорм животных в период роста приводит зачастую к необратимым изменениям организма. Влияние отрицательных факторов в течение продолжительного времени вызывает недоразвитие важнейших внутренних органов и систем. Глубокие изменения качественного порядка, происходящие в важнейших внутренних органах, необратимы.

Кормление животных должно быть нормированным, полноценным и оптимальным в зависимости от пола, возраста, породы и целей их выращивания. Особенно это важно при выращивании ремонтного молодняка, когда превышение или снижение границ интенсивности роста ведет к ухудшению их дальнейшей продуктивности, воспроизводству и сокращению длительности хозяйственного использования.

С уровнем среднесуточных приростов животных связана эффективность использования кормов, которая в значительной степени определяет рентабельность производства мяса. У животных с высокими суточными приростами в большинстве случаев одновременно увеличивается эффективность использования питательных веществ и снижается расход кормов на единицу получаемой продукции.

На рост, развитие и дальнейшую продуктивность животных оказывают влияние не только количество корма и общая питательность, но и структура рационов. Например, выращивание молодняка крупного рогатого скота на объемистых кормах (сено, сенаж, силос, корнеплоды) стимулирует развитие преджелудков и толстого кишечника, что способствует лучшему перевариванию этих кормов во взрослом состоянии[5,11,12].

3.2 Содержание

Рост и развитие животных находятся в тесной связи с климатическими условиями: температурой и составом воздуха, атмосферным давлением, влажностью, продолжительностью и интенсивностью освещения.

При содержании животных в помещениях стремятся создать для них оптимальные комфортные условия с учетом физиологических потребностей. Каждый вид животных и отдельные породы предъявляют неодинаковые требования к условиям среды. Особенно чувствителен к ним молодняк сразу после рождения. Низкая или высокая температура и влажность воздуха, пыль, сквозняки, высокая концентрация вредных газов снижают сопротивляемость организма, изменяют течение физиологических процессов, задерживают рост и развитие молодняка. У молодых животных механизм терморегуляции и адаптационные возможности к изменяющимся условиям среды значительно ограниченны по сравнению с взрослыми животными.

Для животных разных видов и половозрастных групп существует определенная термонейтральная зона, когда обеспечивается наиболее экономный уровень обменных процессов. Снижение температуры воздуха способствует повышению обмена веществ и усилению теплопродукции. Повышение температуры приводит к снижению энергетического обмена. Повышенная или пониженная температура воздуха по сравнению с оптимальной угнетает рост животных, функции воспроизводительных органов и ухудшает оплодотворяемость маток [8,12].

Крупный рогатый скот обладает наиболее низким уровнем термонейтральной зоны и сравнительно легко приспосабливается к низким температурам окружающей среды. Холодный метод воспитания при достаточном и полноценном кормлении способствует развитию органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышению теплоотдачи, усилению обмена веществ и развитию приспособительных возможностей организма.

На состояние животных, рост, развитие и здоровье существенное влияние оказывает влажность воздуха в помещениях. Высокая влажность воздуха нарушает жизнедеятельность организма и снижает его устойчивость. Особенно угнетает молодняк высокая влажность воздуха при повышенной температуре. В этих условиях задерживается тепло в организме. При низких температурах влажный воздух, наоборот, усиливает теплоотдачу, появляется бронхопневмония, снижается резистентность животных.

При слабом освещении нарушается минеральный, белковый, углеводный и жировой обмен. Например, у свиней при отсутствии света в свинарнике задерживается прирост живой массы, рост сердца, легких, снижается половая активность, но интенсивнее протекают процессы жирообразования. При снижении продолжительности освещения с 24 до 16 ч прирост живой массы телят увеличивается на 9-12 %. При дальнейшем снижении освещения с 16 до 12 ч прирост их живой массы уменьшается на 15-20 %. Особенно чувствительны к свету куры. Под влиянием света у них можно изменить обмен азотистых веществ, сроки наступления половой зрелости, интенсивность яйцекладки. Беспрерывное освещение помещений оказывает угнетающее действие на организм [10,14].

Для растущих организмов особое значение имеет солнечное облучение. При умеренном и систематическом их воздействии на организм стимулируются физиологические процессы, улучшается обмен кальция и фосфора, белковый и углеводный обмен, повышается резистентность организма. Солнечная радиация способствует образованию витамина D, усиливает функции размножения. Но пребывание телят в выгулах в зимне-стойловый период не должно быть длительным. В весенне-летний период на выгульных площадках необходимо иметь теневые навесы, так как длительная солнечная инсоляция отрицательно влияет на клинико-физиологическое состояние телят. Прирост живой массы телят при использовании теневой защиты повышается на 10-13 %, а затраты кормов на единицу прироста живой массы снижаются на 15-19 %.

В зимний период при недостаточной инсоляции в помещениях применяют облучение животных искусственными ультрафиолетовыми лучами. Например, при облучении телят в течение зимнего времени увеличивается среднесуточный прирост живой массы на 7-9 % и повышается сохранность на 8-17 % [13,15].

.3 Упражнения

Для регулирования роста и развития животных широко применяются разные формы упражнений отдельных органов и тканей. Систематические упражнения животных по определенным программам развивают у них те или иные полезные признаки. Для растущего организма активным упражнением является моцион и пастьба. Они способствуют укреплению и закаливанию организма, усилению кровообращения, газообмена, аппетита, улучшению пищеварения, повышению интенсивности обмена веществ, снижению заболеваемости, лучшему развитию внутренних органов, костной и мышечной систем. Потомство, полученное от животных, находившихся на пастбищном содержании, лучше развивается и обладает крепким здоровьем.

Важным приемом, способствующим росту и развитию молочной железы, является массаж вымени. Систематический массаж ускоряет рост и развитие вымени нетелей и первотелок, позволяет повысить молочную продуктивность, особенно в низкопродуктивных стадах.

В коневодстве разработаны специальные системы тренинга жеребят на выносливость, силу, резвость, применение которых способствует укреплению здоровья, росту и развитию скелета, мышц, сердца, легких и других органов [12,14,15].

Изучив внешние факторы, влияющие на рост и развитие животных можно сделать вывод, что условия содержания, кормления, моцион и тренировки для животных играют немаловажную роль в процессе роста и развития животных.

Заключение

Взаимосвязь между процессами роста и развития это взаимосвязь между количественными и качественными изменениями, происходящими в организме в процессе онтогенеза. Нельзя говорить об изолированности процессов роста и развития животных, оба они взаимосвязаны и взаимообусловлены [3,7].

На рост и развитие животных оказывают большое влияние, как наследственные факторы, так и факторы внешней среды.

Наследственностью обусловлены деятельность желез внутренней секреции, нервной системы, а также закономерности индивидуального развития организма, что определяет характер роста животных.

Внешней средой обуславливаются такие факторы как кормление растущих животных, условия содержания, активный моцион и тренировки, а также упражнения для развития и укрепления органов и систем организма животного.

Список использованной литературы

1.Свечин К.Б. Индивидуальное развитие сельскохозяйственных животных / К.Б. Свечин. - К.: Урожай, 1976. - 288с.

.Красота В.Ф. Разведение сельскохозяйственных животных/В.Ф. Красота, В.Т. Лобанов, Т.Г. Джапаридзе. - 3-е изд., перераб. и доп.

.- М.: Агропромиздат, 1990. - 463 с.

.Животноводство / Е.А. Арзуманян [и др.]. - М.:Агропромиздат, 1991.- 512 с.

.Шмальгаузен И.И. Определение основных понятий и методика исследования роста. / Шмальгаузен И.И. - M.: Книга по Требованию, 2012. - 53 c.

.Чирвинский Н.П. Изменение с.-х. животных под влиянием обильного и скудного кормления в молодом возрасте // Избранные сочинения. М.: Наука, 1949. - Т.1.- 377 с.

.С.В.Дежаткина, Н.А. Любин. Учебно - методический комплекс «Возрастная физиология животных» Ульяновск, ГСХА, 2007, 181 с.

.Борисенко Е.Я. и др. Практикум по разведению сельскохозяйственных животных /Е.Я.Борисенко, К.В. Баранова, А.П.Лисицын.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КолосС, 1984. - 256 с., ил.- (Учебники и учеб. пособия для высших с.-х. учеб. заведений).

.Майнот Ч.С. Современные проблемы биологии. / Ч.С. Майнот // Основные начала естествознания. - 1913. - 120 c.

.Фёдоров В.И. Рост, развитие и продуктивность животных. М.: КолосС, 1973. - 272 с.

.Кирина Л.И. Животноводство. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КолосС, 1970. - 576 с.

.Поляков И.И., Антюх Г.Г. Основы животноводства.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: КолосС, 1980.-288 с.

.Шмальгаузен И.И. Рост и дифференцировка. 1984.

.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1978.

.Свечин К.Б. Рост и развитие сельскохозяйственных животных. Киев: Госсельхозиздат, 1956.

.Мина Н.В. Рост животных. Анализ на уровне организма. 1976.

.Мицкевич М.С. Гормональные регуляции в онтогенезе животных. 1978.

diplomba.ru

2. Факторы, влияющие на развитие национальной экономики

Экономический рост является сложным в своей оценке показателем, который широко используется для сравнения уровня экономического развития национальных экономик между собой, а также отдельных отраслей национальных экономик. Все эти объективные показатели необходимы для выработки эффективной государственной экономической политики.

Впервые вопросом оценки экономического роста в начале ХХ в. занялся С. Кузнец, определив его как реальную способность национальной экономики обеспечивать возрастающие потребности населения с помощью усложнения и разработки новых технологий производства и в общей сущностной структуры национальной экономики. Он выделил следующие характеристики экономического роста:

1) усиление степени и масштабов интеграции национальной экономики в мировую;

2) неравномерность экономического роста, состоящую в том, что только небольшое количество национальных экономик отличается реальным экономическим ростом;

3) небольшое влияние экономического роста на рост уровня жизни населения. За последнее время увеличение качества жизни населения не соответствует экономическому росту;

4) экономический рост, связанный не с вовлечением в производственный процесс все большего объема ресурсов, а с изменением технологий производства. Это связано с тем, что экономика исчерпала возможности экстенсивного роста, и поэтому он должен трансформироваться в интенсивный;

5) глобальные структурные изменения, связанные с экономическим ростом и состоящие, например, в росте масштабов производства, трудовой миграции;

6) изменения социальной, политической и духовной структуры общества в результате взаимообусловленного взаимодействия с экономическим ростом. Невозможно выделить первоисточник этих изменений, но они протекают одновременно, экономический рост повсеместно сопровождается глобальными изменениями в социальной структуре общества и т. д.

Экономический рост вызван взаимным влиянием определенных причин – факторов экономического роста.

Факторы экономического роста – это процессы и явления, которые оказывают объективное и субъективное влияние на способность реального увеличения объемов и масштабов производства благ.

Выделяют субъективные и объективные факторы экономического роста. Объективными считаются те факторы, которые оказывают непосредственное и определяющее влияние на темпы экономического роста. Субъективными факторами являются те, которые оказывают опосредованное и косвенное влияние на темпы и масштабы экономического роста.

Объективными факторами экономического роста являются:

1) увеличение объемов и качественного состав основного капитала;

2) изменение технологий производства. Это происходит под влиянием научно-технического прогресса и связано с выходом национальной экономики на качественно иные, более высокие показатели роста и развития;

3) увеличение объемов вовлеченных в экономическую деятельность ресурсов. Сюда же относится и повышение степени их использования;

4) рост предпринимательской активности населения;

5) увеличение количества и качества трудовых ресурсов;

6) активизация спроса населения, позволяющая увеличить объемы производства для его более полного удовлетворения.

Субъективными факторами экономического роста являются:

1) расширение кредитной системы, позволяющая населению приобретать блага в необходимом для них количестве, что стимулирует производство. В отдаленной перспективе расширение кредитной системы может привести и к обратным результатам – экономическому кризису, в силу того, что часть кредитов не будет возращена банкам;

2) уменьшение монополизации производственных и сбытовых рынков, стимулирующее предпринимательскую активность. В свою очередь, увеличением количества производитель оказывает прямое влияние на снижение стоимости блага и повышение эффективности его производства. От этого выигрывает потребитель – он может покупать необходимые ему блага по меньшей цене, а значит, в большем объеме;

3) снижение стоимости на производственные ресурсы, стимулирующее увеличение объемов производства и оказывающее влияние на снижение цены на потребительские блага, что приводит к активизации спроса. Обычно в экономике наблюдается противоположный процесс, связанный с повышением цены на ресурсы, а ее понижение возможно только в частных случаях (например, при разработке инновационной технологии их добычи) или же обусловлено чисто конъюнктурными особенностями – сезонным снижением цен;

4) снижение налоговой ставки, благоприятным образом сказывающееся на общей экономической активности. Но этот эффективный метод не может быть применен повсеместно, так как снижение доходов государства не позволяет поддерживать социальную ориентацию национальной экономики.

Эти факторы оказывают различное влияние на экономический рост в зависимости от степени их значимости. Увеличение их объемов и активности стимулирует экономический рост, и наоборот, снижение уменьшает его темпы или же в некоторых случаях может полностью прекратить. Определив степень влияния и значение факторов, можно разработать эффективную государственную экономическую политику, которая позволит направить экономический рост в интересах национальной экономики.

В современной экономической науке широкое распространение получила классификация факторов производства в зависимости от состояния блага в экономике. В соответствии с ней выделяют факторы предложения, спроса и распределения блага.

Развитие общества и экономики оказывает влияние на набор факторов, оказывающих влияние на экономический рост. Степень влияния некоторых, например географического положения производства, снижается, а других, наоборот, повышается, например качества трудовых ресурсов.

На современном этапе развития экономики большое влияние на экономический рост оказывают следующие факторы:

1) природные ресурсы, непосредственное влияющие на экономический рост. Их значение неуклонно возрастает, так как их запасы ограниченны и исчерпаемы. Проблема ограниченности природных ресурсов является главным фактором, который может окончательно остановить прогрессирующий рост мировой экономики. Единственным выходом, позволяющим сохранить прежние темпы роста, является разработка новых технологий, позволяющих вовлечь в производственный процесс новые, ранее не используемые ресурсы, либо осуществить более глубокое и результативное использование существующих;

2) увеличение численности населения, объемов трудовых ресурсов. С одной стороны, это положительно сказывается на темпах экономического роста, а с другой – негативно. При увеличении численности населения соизмеримо возрастает объем ресурсов, которые необходимы для обеспечения его нормальной жизнедеятельности, которые ограниченны. В результате национальная экономика сталкивается с рядом социальных проблем, к которым относятся безработица, голод, эпидемии. С другой стороны, увеличение объемов населения – это положительный фактор, так как снижает стоимость рабочей силы, позволяет расширить масштабы производства;

3) увеличение степени концентрации капитала в рамках национальной экономики, позволяющее расширить масштабы и объемы производства, инвестировать в новые научные и технические разработки, человеческие ресурсы;

4) научно-техническая революция, являющаяся основополагающим фактором экономического роста, так как связана с выходом экономики на качественно иной виток своего развития.

В рамках национальной экономики влияние факторов экономического роста сложно между собой взаимосвязано. Главная задача государства – максимально полно использовать существующие экономические факторы, перенаправить их в нужную сторону, чтобы ориентировать экономический рост на реализацию интересов всего населения.

studfiles.net

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Введение

Стремительно меняется жизнь вокруг нас, неизменно одно – люди продолжают любить, рожать и воспитывать детей. Рождение человека было и будет всегда чудом, самым удивительным и прекрасным событием в жизни каждой семьи.

Актуальность выбранной темы вытекает из фактора нестабильности: экономической, политической, ценностной. К сожалению, сегодня негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, т.е. обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а главное – его последствий. Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстроту изменений социальной ситуации развития человека.

Помимо факторов, негативно влияющих на детское развитие, некоторые исследователи обсуждают кризисность современного детства. Как пишет И.Д. Фрумин, сегодняшние дети отличаются от детей, о которых писали Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. Изменились формы внешней активности ребенка, сказывается и кризис, испытываемый современной семьей. И, конечно, детство становится другим, благодаря повсеместному внедрению раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов и, как убедительно доказывают физиологи, является фактором риска нарушения здоровья детей. В целом для современных условий характерно широко масштабная социальная депривация, т.е. лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. И безусловно, социальная депривация приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному. Поэтому можно утверждать, что в современных условиях здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов. Соответственно целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Факторы риска нарушения психологического здоровья: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Здоровье будущего ребенка целиком и полностью зависит от здоровья родителей, поэтому очень важно планирование беременности, проведение обследования обоих родителей желательно до зачатия младенца.

Часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью. Как мать будет воспитывать своего ребенка, какими стереотипными установками пользоваться, когда и в какое учреждение отдаст своего малыша – от этих компонентов зависит будущая жизнь ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.

1. Планирование ребенка, как предупреждающий фактор благополучного развития личности

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В психологической литературе много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития человека.

В 1971–74 гг. в Праге подвергалась исследованию группа из 220 детей, родившихся в 1961–63 гг. на основании достоверно нежелательных случаев беременности. Попарно с ними соотносилась группа контрольных детей. Критерием при этом были возраст и пол ребенка, далее, дети посещали тот же самый класс. Возраст матерей и отцов приблизительно был схож, причем эти родители занимали сходное социально-экономическое положение.

Хотя статистическая значимость сравнительно невыразительна, однако различия все же существуют и свидетельствуют о фактах вполне определенным образом. Что касается биологического вступления в жизнь (беременность, роды, масса тела при родах), то нежеланные дети не отличаются от положительно или хотя бы нейтрально принимаемых детей. У этих детей был, однако, существенно более короткий период кормления грудью, они чаще становились объектом врачебной помощи и отличались тенденцией к менее гармоничному физическому развитию (т.е. к несоответствующей полноте).

Матери усматривали у своих «нежеланных» детей в дошкольном возрасте и в период обследования менее благоприятные личностные свойства. Также учителя, сравнивая их с контрольными одноклассниками, давали менее благоприятную оценку, а сами одноклассники (при социометрическом обследовании) значительно чаще отвергали их как друзей, оценивая их поведение в коллективе в качестве менее приемлемого. Что касается уровня умственного развития, то между группами не отмечалось никаких различий. Что касается школьной успеваемости и способности приспосабливаться к фрустрационным ситуациям, то «нежеланные» дети явно отставали от контрольных детей. Различия между детьми, выявлялись у мальчиков более четко, чем у девочек – по заболеваемости, школьной успеваемости, оценке личных свойств матерями, учителями и одноклассниками.

Независимые наблюдатели также считали, что у «нежеланных» мальчиков интеллект ниже, чем у девочек.

Выяснилось также, что простая сумма неблагоприятных признаков в развитии личности «нежеланных» детей весьма значимо превышает сумму подобных признаков у детей контрольной группы. Это значит, что «нежеланных» детей характеризует не несколько выраженных отклонений, а десятки мелких признаков плохого адаптирования, которые затем сдвигают данную группу как целое в социально невыгодном направлении. Клиническую картину таких отклонений можно назвать, скорее всего, картиной психической «супердепривацией», которая при благоприятных условиях, в последующем развитии не должна обязательно проявляться отрицательным образом. Несомненно при неблагоприятных условиях она может принести пострадавшему индивиду в будущем серьезные жизненные осложнения.

Предупреждение нежелательной беременности отличается, следовательно, далеко идущим как психологическим, так и общественным значением.

Обследования в педопсихиатрических и педагогическо-психологических консультациях показали, что дети, родившиеся после нежелательной беременности, значительно чаще входят в контакт с данной службой и что их проблемы там принимаются в качестве более серьезных. Различия в школьной успеваемости – при условии одинакового интеллектуального развития – с переходом в высшие классы школы становятся более выраженными скорее не в пользу «нежеланных» детей. Значительно чаще эти дети оцениваются своими матерями и учителями как менее добросовестные, однако более импульсивные, как менее послушные, а также хуже приспосабливающиеся в детском коллективе. Сами «нежеланные» дети в тестах семейных связей усматривают существенно менее положительной заинтересованности со стороны своих матерей чем контрольные дети. Они отмечают также значительно меньше директивности и больше несистематичности. В то время как в контрольных семьях отмечается значительно высокая корреляция воспитывающего поведения матери и отца в отношении ребенка, в семьях с «нежеланным» ребенком данная корреляция весьма низка. Последнее означает, что в таких семьях дети воспринимают поведение своих родителей чаще как отмечающееся несогласиями или противоречиями.

Подобно результатам первоначального обследования многие установленные данные свидетельствуют о том, что ситуация нежеланных мальчиков более затруднительна, чем ситуация девочек. Например, нежеланные мальчики чаще предполагают, что с течением времени отношение к ним их матерей начинает, скорее, ухудшаться. Менее часто они воспринимают мать как наиболее значительное лицо своего детства. В отличие от данных, устанавливаемых у контрольных детей, они считают, что их характер больше похож на отцовский, чем на материнский. Брак своих родителей они чаще расценивают как несчастливый.

Хотя с течением времени в большинстве случаев наступает, по-видимому, далеко идущее компенсирование, которое занимает первоначально совершенно отрицательные позиции к существованию данного ребенка, однако сам факт, что различия все-таки имеются, причем со временем они скорее возрастают, свидетельствуют о том, что «нежелательность беременности» безусловно не представляет фактора, которым можно было бы в жизни ребенка пренебречь. Картина психической субдепривации, как она была показана выше, остается и далее сохранной.

Возникает вопрос: будут ли отмеченные отклонения в развитии личности нежеланных детей отражаться на сексуальном поведении, отношениях партнеров и, наконец, также на родительских позициях. Можно обсуждать гипотезу, что данная субдепривация также будет отличаться тенденцией передавать свои неблагоприятные последствия дальнейшему поколению, как это, кстати, можно отметить и в случае других психо-патологических единиц.

В отечественной психологии в последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией (Баженова О.В., Баз Л.Л., Брутман В.И.), психофизиологией (Батуев А.С., Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В.), психологией материнства (Радионова М.С., Филиппова Г.Г.), психотерапевтическими (Коваленко Н.П., Скобло Г.В., Шмурак Ю.И.) и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. Выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающие историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка.

mirznanii.com