ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Для анализа механизмов развития мотивации человека большое значение имеет предварительное уточнение вопроса о том, в какой мере они являются специфически человеческими и в какой сохраняют сходство с механизмами, сложившимися в биологической эволюции. С целью такого уточнения рассмотрим сначала специфические признаки человеческой мотивации, выделяемые в затрагивающей этот вопрос литературе. Многие из признаков, составляющих в целом достаточно пестрый перечень, уточняют и развивают основополагающее положение о социальном происхождении мотивации человека, объясняемом, в частности, тем, что предметы его потребностей являются продуктом общественного производства.
Подчеркивается, что в отличие от биологической мотивации, за которой стоят нужды индивида и вида, собственно человеческая мотивация в конечном счете отвечает нуждам общества. Таким ее происхождением объясняются как ее разнообразие, изменчивость, историчность , так и тот факт, что она в онтогенезе развивается не спонтанно, а в результате специально направленных формирующих воздействий, составляющих основное содержание воспитания человека. Другой важный фактор, определяющий специфику мотивации человека, — это ее опосредствованность интеллектом, речью, сознанием, осуществление при помощи волевых процессов.
С этим связана устойчивость, надситуативность, функциональная автономность от состояний организма человеческой мотивации, направленность на отдаленные жизненные цели, негомеостатический характер, «бесконечность», трансгрессивность. Отдельно можно выделить признаки, характеризующие внутреннюю организацию и динамику мотивации человека: иерархическую соподчиненность мотивов, полимотивированный характер деятельности, поливалентность мотивов по отношению к потребностям, пластичность, взаимозаменяемость и др. Как можно видеть, большинство из перечисленных отличий имеют феноменологический характер, скорее констатируя, чем объясняя наблюдающиеся факты.
Это обусловлено тем, что выделение специфических отличий по своему назначению фиксирует движущие силы и конечные результаты развития мотивации человека, а не сам процесс развития, без знания которого, очевидно, полнота понимания и объяснения мотивации невозможна. Развитие же не может быть охарактеризовано только данными об отличиях, требуя обозначения того, с чего оно начинается и как происходит: какие «низшие» мотивационные процессы преобразовываются социальными силами, формирующими «высшую» человеческую мотивацию, какие конкретно-психологические механизмы этого процесса, что именно опосредуется интеллектом, и т. п. Такого рода вопросы предполагают выяснение не отличий, а сохраняющегося сходства между социально развитой и биологической мотивацией—проблемы, которая в советской литературе, рассматривающей и подчеркивающей преимущественно отличия, освещена явно недостаточно. Для выявления общих моментов между социальной и биологической мотивацией важное значение имеет дифференциация различных аспектов мотивации, в частности ее содержания и механизмов.
Дело в том, что при уточнении вопроса о специфике мотивации человека эти два ее аспекта получают различное значение. Содержательные различия между биологической и собственно человеческой мотивацией могут быть констатированы без особых оговорок — настолько они существенны и очевидны. Тот факт, что мотивация человека формируется прижизненно в зависимости от социальных условий и в результате воспитательных воздействий, направляющих ее на общественно значимое содержание, т. е. что она имеет свой особый источник и движущие силы развития, объясняет как неизбежность этих различий, так и ту их принципиальность, при которой постановка вопроса о ее специфике. едва ли имеет смысл. Специфическим по отношению к другому явлению может быть нечто, прежде всего с этим явлением сходное, но имеющее также и различия, которые понятием специфики, собственно, и охватываются.
Содержание же биологической и социальной-мотивации прежде всего различно. Это не оспаривают даже биологизаторские концепции (бихевиоризм, психоанализ), отстаивающие сходство происхождения и механизмов мотивации человека и животных, но не ее содержания. В отличие от содержания механизмы различных уровней мотивации столь резко противопоставляться не могут. Актуализация потребностей в виде установок, наиболее общие эмоциональные механизмы генетического и ситуативного развития мотивации и т. п., с одной стороны, не являются продуктом антропогенеза, с другой—используются в ее формировании и обнаружении у человека. Те феноменологические особенности, которые отличают механизмы собственно человеческой мотивации (опосредствованность интеллектом, волей, направленность на отдаленные жизненные цели и т. п.), не отрицают действия биологических механизмов, наоборот, согласно общему принципу формирования высших психических функций на основе натуральных (Выготский, 1983а), предполагают их как то, что в историческом развитии подвергается совершенствованию и преобразованию, т. е. как необходимое условие своего возникновения.
Не случайно эти особенности появляются в онтогенезе сравнительно поздно как итог социального развития мотивации, а не как его предпосылка.
Человека обычно не приходится учить желать, бояться или гневаться, хотя на протяжении всего развития он подвергается беспрерывным воздействиям по части того, чего ему следует или не следует желать или бояться, на что можно и когда недостойно гневаться, и т. п. Это значит, что новое социально обусловленное содержание, по крайней мере на начальных этапах онтогенеза, становится для человека мотивационно значимым на основе механизмов, сложившихся в биологической эволюции. Это вполне естественно, так как самой по себе необходимости в том, чтобы человек к новым, биологически ему не свойственным целям побуждался непременно новыми механизмами, в антропогенезе не существовало. Разумеется, то сложное содержание, которое получает мотивационное значение з социально развитой психике, не может быть уложено только в примитив ные биологические формы, что, собственно, создает необходимость в возникновении специфически человеческих механизмов развития мотивации, однако это не исключает использования таких примитивных форм в развитии к действии сложных механизмов.
Эти предварительные замечания должны были показать, что при обсуждении вопроса о специфике развития человеческой мотивации недостаточно рассматривать ее как целостное явление без выделения составляющих ее аспектов 1. Одно и то же утверждение, например, «дихотомия биологического и социального как метод объяснения перехода от «базовых» к высшим производным потребностям человека в целом неприемлема» (Дилигенский, 1976. С. 35), получает разное значение в зависимости от того, к которой из составляющих мотивации оно применяется. В отличие от содержания механизмы биологической и социальной мотивации не обнаруживают того принципиального разрыва, который не позволял бы искать перехода от изначальных природных образований и процессов к более сложным, формирующимся по мере накопления социогенных преобразований в человеческой психике.
Именно наличие общего как условие поиска отличий оправдывает постановку вопроса о развитии мотивации человека прежде всего в отношении обеспечивающих его механизмов.
psyera.ru
Развитие мотивации необходимо всем, кто хочет достигнуть в жизни больше чем у них есть. Для того чтобы стремится вперед, осваивать новое, повышать свой уровень жизни нужна мотивация.
За каждым нашим действием стоит мотив. Мотив — это то что побуждает нас к тем или иным действиям. Мотив — это причина. Соответственно мотивация — это то что заставляет нас действовать. И от силы мотивации зависит качество и интенсивность наших действий. Конечно успех в том или ином начинании не определяется только мотивацией, основа движения к цели самодисциплина.
Главное мотивация, наверное слышали как говорят некоторые. Перед вами мощный тренинг по прокачке вашей мотивации, в несколько сокращенном варианте. Но и тех знаний что изложены здесь хватит вам для того чтобы стать высоко мотивированным человеком.
Развитие мотивации означает выполнение ежедневных действий по её поддержанию. Это можно назвать рутиной. Но именно через рутину достигается успех в личном развитии.
Первый импульс на пути к идеальной мотивации нам дают наши амбиции. Мы всегда стремимся к большему, нельзя довольствоваться малым, нужно постоянно открывать новые горизонты и возможности. Амбиции дают толчок нашей мотивации. Чтобы разжечь амбиции, можно задать себе вот такие вопросы:
То, что есть у меня сейчас, действительно то что я хочу?
То, что я делаю действительно ли мне по душе?
Действительно ли моя жизнь меня устраивает?
Разве не хочу я большего для себя?
Думаю, смысл вопросов понятен, они пробуждает в нас амбиции, а они разжигают огонь мотивации. Нам лишь остается его постоянно подпитывать, чтобы он не угас.
Точнее это то что может изменить нашу жизнь, сделать её более легкой и насыщенной.
Вспомните как ведут себя дети, они живут настоящим моментом, воспринимая мир таким какой он ест сейчас. Дети используют каждый момент времени, чтобы познавать мир, расширять его границы. У них идеальная мотивация. Их подход к жизни наиболее перспективен в плане развития и достижения целей.
Но взрослея мы утрачиваем эту способность, вернее, сама способность никуда не девается, просто мы перестаем её использовать. Главным образом потому что неправильно воспринимаем время. Если дети живут в моментах настоящего. То взрослые постоянно оглядываются на своё прошлое.
Тут есть два варианта:
И получается, что люди живут в прошлом, упуская возможности настоящего и у них всегда с собою эмоциональный груз прожитых лет. Это снижает мотивацию. И секрет развития мотивации в том чтобы отпустить прошлое и начат жить в настоящем. Нужно понять, что как бы там ни было, это уже не существует, и события прошлого живут только в нашей памяти и воображении. Нельзя из прошлого делать кандалы, иначе мы обрекаем себя на неудачу в настоящем.
Вопросы помогают сформировать правильный взгляд на мир, нужно просто чаще их себе задавать и тогда многое станет на свои места. Вопросы могут разрушить старое и открыть дверь в новое.
Другой момент связанный со временем это страх будущего. Страх может быть в разных формах, в виде опасений, беспокойства, переживаний, сомнений. И опять, как и с прошлым мы фокусируемся на иллюзии, на том чего еще нет. Будущее каким бы оно не казалось, может принять любую форму прежде чем станет настоящим. Произойти может все что угодно. Поэтому смысла бояться грядущего нет. Нужно фокусироваться и готовится в настоящем, это все что у нас есть.
Развитие мотивации на высоком уровне не возможно без избавления от груза прошлого и будущего.
Мы мысленно в прошлом или будущем, а настоящее пускаем на самотек. Вот что со всеми происходит. Избавьтесь от этого и вам будет проще достигать своих целей.
Почти во всем можно найти позитивную сторону и на ней сконцентрироваться. Если положительной стороны нет, то придумать её. Это основа позитивного мышления. Обычно мы видим отрицательные стороны и сильно на них фокусируемся, в результате это снижает нашу способность бороться и решать проблемы.
Получается парадокс, человек попадает в негативную ситуацию, в которой нужно действовать эффективно, на волне мотивации и энтузиазма, чтобы как можно скорей проблему решить. Но выходит, как-то наоборот, возникает негативная ситуация, в вместе с ней стресс, депрессия, упадок сил, низкая мотивация…в общем весь этот набор состояний держит прочно в негативе и не позволяет решать проблему. Все это происходит из-за того, что мы реактивны, то есть наше внутренне состояние зависит от того что происходит во внешнем мире.
Поэтому правильное реагирование поможет сохранить мотивацию на должном уровне. Находите вторичную выгоду, фокусируйтесь на ней и таким образом настраивайте себя на позитив. Это просто должно стать вашей привычкой. Поначалу сделать это не просто, чтобы получилось просто поставьте перед разумом такую задачу, найти вторичную выгоду и у вас все получится. Наши мысли словно поток и фокусируюсь на тех или иных вещах мы этот поток перенаправлять в нужное нам русло.
Расскажите кому-нибудь.
Чтобы поднять мотивацию расскажите друзьям и родным о том, что вы хотите сделать, так вы повысите вероятность того что вы это сделаете. Возникнет дополнительная мотивация просто от того что вы кому-то пообещали. Также можно поспорить с кем-то на то что вы сделаете то что задумали, а если на кону будет еще и какой-нибудь приз для победителя, то ваша мотивации заметно окрепнет.
Живите на собственных условиях.
Живите по своим правилам, ставьте свои условия, не прогибайтесь. Проявляйте гибкость. Но будьте проактивны, чтобы ваш внутренний мир был независим от внешнего. Тогда вы легко справитесь с препятствиями на пути к цели.
Чем выше цель тем интересней её достигать, тем больше она привлекает. Это феномен нашей психики. Простые, рутинные цели не зажигают. По этому поводу говорят, что миллион долларов собрать легче чем сто. Высокая цель воодушевляет, а мелкая обыденная не привлекает внимания.
Делайте то что любите.
Ничто так не заряжает как занятие любимым делом. Если работа не ваше любимое дело, то найдите то что вам нравится, хобби. Это будет заряжать вас энергией жизни. И на любимое дело не нужно развивать мотивацию, то что нравится делается само.
Учитесь терпению.
Терпение великая наука. Благодаря ему можно многого достичь. Как в поговорке «терпение и труд все перетрут».
Мотивация подталкивает нас к действиям, но она действует импульсно. Она как огонёк, который потухнет если его не поддерживать. Следует также понимать, что наш разум избегает всего, что вызывает дискомфорт. Поэтому нужно находить правильный путь для развития мотивации.
Если например вам нужно тренировать свое тело, чтобы приобрести хорошую форму, но тренировки связаны с дискомфортом. И чтобы заставлять себя тренироваться каждый нужны усилия, более того, чтобы достичь какого-то впечатляющего результата нужно упорство. Чтобы решить эту задачу фокусируйтесь на том положительном эффекте, который наступит если вы будете заниматься каждый день. В то же время своё бездействие связывайте с тем от чего вы хотите избавиться, свяжите бездействие с тем, что вызывает неприятие и страдания, представьте, как всё будет плохо если вы не начнете работать над собой, этот сценарий должен быть максимально болезненным. Так вы сместите фокус своего внимания с дискомфорта сейчас от тренировок, на дискомфорт от бездействия, а удовольствие свяжите с результатом тренировок. Такая самонастройка хорошо работает, когда становится привычкой и применима к любым видам достижений.
Также эту методику можно применять для избавления от вредной привычке. Свяжите привычку со страданием, а эффект от избавления от неё с удовольствием.
P.S. Если не понятно, то напишите могу проконсультировать на эту тему бесплатно.
Ну и напоследок прикольное видео про мотивацию :Happy-Grin:
dramtezi.ru
Мотивация для развития личности – залог достижения успеха и финансового благополучия. Ведь возможность достичь этих ценностей фактически мало определяется внешними обстоятельствами. Генри Форд говорил: «Что бы вы ни думали – «я могу» или «я не могу» — вы всегда будете правы». Главные факторы, позволяющие достичь цели – упорство и самодисциплина. Здоровый человек не нуждается в дополнительной мотивации извне – он и так постоянно находится в процессе работы, общения с людьми, достижения целей. Но бывает и так, что вследствие обстоятельств «внутренний двигатель» человека начинает работать медленнее. В этой статье мы рассмотрим эффективные способы повышения мотивации, взаимосвязь мотивации с другими личностными чертами (смелость, уровень интеллекта), некоторые исследования, посвященные этому многогранному явлению.
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..Мотивация, которая заложена в каждом живом существе, направлена на удовлетворение его насущных потребностей – жажды, голода. Человек, в отличие от животных, обладает также социальными потребностями, которые вначале могут осознаваться как «знаемые», но необязательные. Реальное побуждение к действию может сформироваться искусственно – с помощью положительного подкрепления, похвалы.
К примеру, дети знают, что нужно делать уроки. Но вначале ребенок может не заниматься домашним заданием, пока не появится другой стимул – похвала или угроза наказания. Привязанность к человеку противоположного пола может представлять собой следствие влечения, а может быть результатом добродушного отношения с его стороны.
Исследователи, которых интересовало, что такое мотивация и в чем заключаются ее основные механизмы, давали этому явлению разные определения. Самое распространенное из них звучит так: мотивация – это стремление человека прилагать усилия для достижения результатов в значимой для него жизненной сфере.
Иногда за деятельность по достижению цели могут приниматься такие действия, которые ничего общего, на самом деле, с ней не имеют. К примеру, мужчина типа казанова коллекционирует женщин, стремясь «завоевать» как можно большее их число. Или женщина пытается во что бы то ни стало изменить супруга. Но эта деятельность, которая кажется намерением достичь цели, редко приносит ощущение счастья и внутреннего комфорта.
Р. Стернберг – ученый, которого интересовала мотивация для развития личности в русле когнитивной психологии – исследовал причины, по которым люди с высоким коэффициентом интеллекта не могли добиться хороших результатов в работе. Оказалось, что желание достигать цели практически в любой работе играет не меньшую роль, чем уровень IQ.Еще одно исследование принадлежит Б. Коллинс – американской исследовательнице. Ее опыты показали: вера в свои силы определяет хорошее отношение к математике больше, чем реальные способности. Эксперимент проходил на нескольких группах школьников – с высокой и низкой самооценкой математических способностей. Те ученики, которые были уверены в своих умениях, быстрее отказывались от ложного пути в решении задач, работали над ними дольше. Они достигали более высоких результатов, чем те ученики, которые имели одинаковые с ними способности, но низкую самооценку.
Смелость – это качество, которое способно привести к успеху самых обычных людей. Мотивация для развития личности будет гораздо выше у тех, кто обладает решительностью. Именно она позволяет делать те действия, которые кажутся невероятными и немыслимыми. Что такое мотивация для того человека, у которого нет необычайных талантов или счета в банке? В первую очередь, это решимость и мужество сделать то, что на первый взгляд выходит за рамки приемлемого и кажется опасным.
Посредственность – враг успеха. Довольствуясь средней и обыденной жизнью, человек никогда не потерпит сокрушительного поражения. Но он никогда и не сможет превзойти свой результат. При этом посредственность способна практически полностью лишить душевных сил.
Зачем для достижения успеха необходима смелость? Сегодня вы находитесь на вершине мира, довольствуясь достигнутым успехом. Завтра – прозябаете на дне. Лишившись всего, человек снова оказывается на дне вместе с осколками разбитых амбиций. Он снова оказался там, откуда пришел – во вселенной под названием «посредственность». Выбраться из этого ущелья может помочь только решительность и смелость.
Методики личностного роста – это инструменты, которые подобны альпинистскому снаряжению. С их помощью желающий имеет шанс выбраться из ущелья усредненной жизни. Такой человек выбирает экстраординарную жизнь. Слово «экстраординарный» является термином, обозначающим ту жизнь, которая выше уровня посредственности.
Со временем обычный человек понимает, что его повседневность больше не удовлетворяет требованиям, которые предъявляет к нему жизнь. И он начинает делать больше, чем от него ожидается – он обретает смелость. И так день за днем, месяц за месяцем. Это – единственный путь достичь высоких, а не усредненных результатов.
Люди хотят проходить через трудности, стиснув зубы и героически встречая любые препятствия. По крайней мере, таков идеал – ворчать и жаловаться многие считают неприемлемым поведением. Мотивация и личностный рост – это удел сильных людей, которые никогда не жалуются на погоду, стойко перенося боль и страх.
Но постойте! На самом деле любое новое действие – даже если оно не является потрясением судьбы – вызывает боль и страх неудачи. Приходя на собеседование, открывая свой бизнес, в первый раз набирая номер понравившейся девушки, люди ощущают весь спектр проявлений страха и волнения. Сердцебиение предательски учащается, ладони покрываются потом. Появляются «бабочки в животе», или повышается артериальное давление.
Знает ли в этот момент наш организм о том, что нам просто необходимы ворчание и жалобы? Вопрос риторический – ведь об этом сигнализируют все психофизиологические симптомы. Те, кого интересует мотивация для развития личности, часто считают, что должны быть идеальными. Но иногда переживаемые чувства позволяют сделать только одно – то, что делает каждая уважающая себя актриса, когда наступает день премьеры. Она закатывает грандиозную истерику.
Нытье и недовольство реальностью в течение истории человечества обретали и культурную форму. Например, блюз в музыке, цыганское фламенко. Негативный настрой свидетельствует об энергии со знаком «минус». Взрослые забывают о том, какую разрядку может дать вспышка гнева (естественно, без нанесения вреда окружающим людям и окружающей обстановке). Если нарядить злую и гневную девочку в кружевное белое платье и посетить с ней официальное мероприятие – можно быть уверенным, что она сорвет все планы. Если же одеть ребенка в грязный костюм и позволить ему бегать, кричать и выплескивать накопившиеся эмоции, а потом дать ему поспать – через некоторое время перед вами будет умиротворенное и отдохнувшее дитя, которое можно спокойно вести куда угодно.
Подумайте над несколькими фактами.
• Глобальные намерения лишены смысла, если они не претворяются в практические действия. Можно принять решение посвящать спортивным тренировкам один час в день. Но если этого не делать, то намерение так и останется «воздушным замком». Кроме того, неподкрепленное действием, это намерение может серьезно понизить самооценку;
• Люди чаще переоценивают свою способность к волевым усилиям, чем недооценивают ее. Они часто хотят измениться, но получается это у единиц. Это происходит по причине переоценки своей способности к переменам, силы своих мотивов личностного роста;
• Небольшие, но регулярные действия – это гораздо лучше, чем полное их отсутствие. Маленькие, но постоянные шаги также намного эффективнее работы над задачей «в один присест». Эта эффективность объясняется тем, что регулярные действия позволяют создать привычку, которая со временем становится стилем жизни.
Все эти утверждения позволяют сделать следующий вывод: небольшие намерения эффективнее грандиозных планов.Здесь необходимо небольшое отступление. Маленькие шаги – хорошая мотивация для развития личности в позитивном отношении. С их помощью можно создать хорошие полезные привычки, которые помогут сделать деятельность намного более эффективной. Но они не помогут избавиться от привычек негативных – наркомании, алкоголизма, курения. В этом случае нужна помощь нарколога и психотерапевта. Но если необходимо перебороть лень, страх, склонность к пустой трате времени, то небольшие шаги окажутся незаменимыми.
Они являются мини-версией ваших грандиозных намерений. Например, желание тренироваться по часу в день преобразуется в десятиминутную разминку. Запланированная два месяца назад генеральная уборка – в мытье посуды. Желание научиться мыслить в позитивном русле сокращается до двух хороших мыслей в день. В общем, это должны быть смешные и отчасти дурацкие версии глобальных планов.
Почему небольшие привычки обладают мощью преобразовать весь образ жизни? Они повышают мотивацию к личностному росту, дают веру в свои силы. Для их воплощения требуется совсем немного волевых усилий. Маленькие шаги имеют несколько преимуществ. Во-первых, они существенно увеличивают шансы на то, что если вы сделаете одно небольшое действие, то продолжите работу. Так случается потому, что после первого шага внутреннее сопротивление уменьшается. Во-вторых, даже если после десяти минут разминки вы не будете продолжать заниматься, то даже она со временем войдет в привычку. Поэтому увеличивать число подходов станет гораздо легче. Третье преимущество мини-шагов состоит в том, что они не разрушают самооценку. Если приняться за огромный пласт работы сразу, то велики шансы потерпеть неудачу. Маленькие шаги позволяют постепенно добиваться хороших результатов без чувства вины и собственной несостоятельности.
Исследования показывают, что при помощи привычек формируется порядка 45% человеческих действий. На самом деле, роль привычек гораздо больше – они во много раз усиливают пользу полезного действия и вред плохого. Привычка тренироваться по 20 мин. в день позволяет сохранить хорошую физическую форму, а привычка употреблять каждый день здоровую пищу способствует долголетию и хорошему самочувствию.
Если писать всего лишь по одной тысяче слов каждый день, то можно написать 365 тыс. слов в течение года. Конечно, этот результат немного поменьше, чем 580 тыс. слов, написанные Львом Толстым в романе «Война и мир». 365 тысяч слов в год приблизительно равно объему семи небольших романов по 50 тысяч слов, что равно объему многих признанных произведений. Например, «Великий Гэтсби» Фитцджеральда содержит 50061 слово.
Для многих тренинги по мотивации, приемы самовнушения, визуализации цели оказываются ценным инструментом. Но существует и другое мнение, согласно которому мотивация для развития личности является не более, чем фикцией. Например, известно высказывание дизайнера Артемия Лебедева, который отвечает на вопрос «Как мотивировать себя?» довольно саркастичным образом.
Отчасти с этой точкой зрения нельзя не согласиться. Мотивация представляет собой внутренний импульс к действию, благодаря которому человек делает то, что делает. Но мысленная визуализация всегда остается в воображении. Точно так же, как и позитивные аффирмации. Такая мотивация называется искусственной.
Кроме того, существует понятие внутреннего удовлетворения от работы – оно с успехом применяется не только в психологии, но и в других отраслях – например, в менеджменте организации. Когда сотрудник получает удовольствие от работы, то все остальное – слава, деньги, престиж – отступает на второй план. Человек работает не просто для того, чтобы отсидеть свои положенные девять часов в стенах офиса – он занимается достижением своих целей.
Еще одно свойство искусственной мотивации – ее недолгосрочный эффект. Посетители психологических тренингов могут возвращаться к своей повседневной жизни окрыленными, получившими порцию энергии – но это не означает, что такое состояние продлится долго. Поэтому искусственные источники мотивации могут увлечь, и человек будет постоянно стремиться к ним, чтобы поддерживать мотивацию к личностному росту.
Но случается и так, что приходится создавать мотивацию к действию искусственным путем – например, из-за плотного рабочего графика, когда у человека не остается времени и энергии на мотивацию естественную. Искусственная мотивация бывает двух типов: мотивация «к» и мотивация «от». Современные методики личностного роста часто используют оба типа мотивации.
Первый вид, как следует из названия – это стремление к определенной цели. Например, вам необходимо срочно похудеть к началу пляжного сезона. В мотивации «к» есть существенный момент. Если вы работаете над собой сами — тренируетесь, ограничиваете себя в питании – то результат может быть одним. Если вы пойдете в спортзал и наймете частного тренера – совершенно другой. Во-первых, вы не сможете пропускать занятия – деньги окажутся выброшенными на ветер. Во-вторых, теперь за результат будет отвечать тренер – и схалтурить на тренировке уже вряд ли получится.
Мотивация для развития личности, направленная к цели, покупается за деньги. Но если у вас есть ощущение, что вы не сможете держать ответ сами перед собой, ее вполне можно использовать для быстрого и эффективного достижения результатов.
Еще одним типом мотивации является мотивация «от». Возьмем тот же пример – вы хотите похудеть. Но теперь вами движет не желание сбросить пару килограммов к отпуску, а стремление избежать проблем со здоровьем. В этом случае движущей силой является страх. К сожалению, мотивы личностного роста этого типа намного мощнее.
Совершенно необязательно дожидаться, когда действительно появится мотивация «от». Можно использовать этот тип с менее болезненными затратами. Для этого необходимо рассмотреть имеющиеся трудности – те, что возникли по причине отсутствия мотивации. Для этого создайте в своем воображении самую устрашающую картину того, чем чревато бездействие. Затем прикиньте навскидку, сколько затрат и ресурсов понадобиться, чтобы решить эту раздувшуюся проблему в будущем, и сколько тех же ресурсов потребуется на данном этапе. Хорошей иллюстрацией для поддержания мотивации к личностному росту служит поговорка: «Лучшее время для действия было вчера, а следующее – прямо сейчас».
Каковы причины того, что одни люди не сдаются при возникновении трудностей, в то время как другие капитулируют очень быстро? Исчерпывающий ответ на этот вопрос в свое время дала теория американского психолога Мартина Селигмана. Его концепция объясняет причины неуверенности в себе – и при этом она подтверждена множеством экспериментов.
Будучи еще студентом, Селигман попал в психологическую лабораторию университета в Пенсильвании. В это время Р. Соломон, руководивший лабораторией, занимался проведением ряда экспериментов над собаками, которые изначально были разработаны И. П. Павловым. Целью одного из экспериментов Соломона было формирование у животных условнорефлекторной реакции на звуковой сигнал. Чтобы это сделать, собак подвергали не сильным, но ощутимым ударом тока, которые следовали за звуком.
Ученые предположили, что собаки со временем начнут реагировать на него так же, как на электрический раздражитель – спасаться бегством. Но животные не делали этого. Вместо элементарного бегства после звука они ложились на пол и скулили, еще не дождавшись удара током. Селигман высказал предположение о том, что во время эксперимента животные, не имевшие никакой возможности избежать электрических ударов, смирились с их неизбежностью – выучили чувство беспомощности.
Теория выученной беспомощности получила свое развитие в изучении проблемы мотивации и личностного роста и у людей. Было подтверждено, что выученная беспомощность существенно влияет на различные сферы человеческой жизни – то, какие цели перед собой ставит человек, как относится к собственному здоровью, в каком свете воспринимает окружающий мир. В дальнейшем Селигманом и его помощниками было установлено, что выученная беспомощность оказывает влияние и на иммунную систему.
Исследователи Э. Лангер и Д. Роден продолжили его эксперименты, и получили новые результаты. Их опыт проходил в частной лечебнице для людей преклонного возраста. Психологи имели возможность вносить коррективы в жизнь пациентов. На двух этажах лечебницы они дали постояльцам практически одинаковые инструкции. На первом этаже старики имели большую свободу выбора – на завтрак они могли выбрать то блюдо, которое хотели, могли смотреть кино в тот день, когда им удобнее. Также у пациентов была возможность самостоятельно выбрать цветы для своей палаты и ухаживать за ними.На другом этаже инструкция немного отличалась. Старики не могли выбирать себе завтрак, а кино показывали только по определенным дням. Они также не имели возможности обустраивать интерьер своей палаты, как это могли делать их соседи.
Медсестры выбирали цветы сами, и ухаживали за ними.
Иными словами, в ходе эксперимента одна часть испытуемых получала возможность влиять на свою жизнь, а другая такой возможности не имела. Результаты, которые исследователи получили через полтора года, оказались поразительными. Та группа, которая обладала правом выбора, по итогам тестов оказалась более счастливой и психологически благополучной. Среди этих испытуемых умерло меньше людей, чем в другой. Шанс выбирать и контролировать ситуацию спасает жизнь, а беспомощность, возможно, может и убивать.
Поддерживать мотивацию на должном уровне бывает особенно тяжело из-за усталости, низкого интереса к выполняемой работе. Для некоторых значимую роль играет отсутствие результатов на первых порах.
Мы рассмотрели две методики личностного роста, принадлежащие к искусственной мотивации. Это неудовлетворенность текущим положением вещей («мотивация от») и стремление достичь результата («мотивация к»). Но, в конечном счете, не столь весомо, каким образом мы добиваемся своих целей – важность имеет результат. Если человек не имеет естественного стремления работать над поставленными задачами, ему вполне подойдет мотивация для развития личности второго типа.
Искусственная мотивация для кого-то может быть чем-то сродни чашки кофе с утра. Как ее повысить?
Мотивация для развития личности – это одна из форм побудительной энергии, которая, на самом деле, присуща всем живым организмам. Мотивация может быть естественной (замерзший человек всегда стремится в тепло, уставший – хочет отдохнуть) и искусственной. Эксперименты, проведенные многими учеными, позволили выявить особенности мотивации у людей, которые можно с успехом использовать в обычной жизни. Самомотивация является необходимой, когда у человека истощены резервы мотивации внутренней. Она является хорошим подспорьем, чтобы всегда обладать энергией и желанием добиваться целей.
zazama.ru
Мотив (от французского mutiw) — побудительная сила, причина, от латинского — приводить в движение, толкать.
Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.
Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации, которая имеет определенную структуру. А. Н. Леонтьев отмечает, «...что деятельность необходимо становится полимотивированной, т. е. одновременно отвечающей двум или нескольким мотивам» (Избр.). И далее уточняется, что значимость мотивов не одинаковая: «...одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл: мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, — лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами». Значимость мотива меняется в зависимости от деятельности: «В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, в другой — функцию дополнительной стимуляции».
Мотивы бывают осознаваемые и неосознаваемые. Изучение этой проблемы показывает, что человек рождается с определенными потребностями: «Он также рождается с зачатками животных склонностей или с желанием поддерживать свою жизнь, наслаждаться ею, и продолжать в своем потомстве. Эти желания, крепнущие и развивающиеся с течением времени, называются его естественными склонностями» (Р. Оуэн).
П. В. Симонов и П. В. Ершов дали следующую классификацию потребностей: витальные (биологические), социальные и идеальные. (П. В. Симонов. Мотивированный мозг). И далее П. В. Симонов справедливо утверждает, что «...потребность есть основа, движущая сила, побуждение и цель человеческого поведения, что мотивы, стремления, желания, интересы, цели, установки, ценностные ориентации субъекта производны от его потребностей, порождаются ими ...» (там же).
Знание потребностей в зависимости от возраста и пола является необходимым для целенаправленного воспитания человека: «...знание этих потребностей приобретает первостепенное теоретическое и практическое значение прежде всего для теории и практики воспитания в самом широком смысле» (там же).
С. Л. Рубинштейн считает, что мотивы очень зависят от потребностей: «На основе понятия потребности все учение о мотивации человеческого поведения получает принципиально новую постановку, чем та, которая ему обычно дается на основе учения об инстинктах и влечениях» (С. Л. Рубинштейн. Проблемы общей психологии).
Для эффективного воспитания человека необходимо знать базовые потребности. Таковыми потребностями У. Глассер считает «...прежде всего, потребность в любви и в чувстве собственного достоинства» ([4], С. 25).
К. Юнг утверждал, что в глубинах человеческой психики хранится информация от предыдущих поколений, которая превратилась в коллективное бессознательное. Он в своих работах определял коллективное бессознательное как то, что свойственно всем людям вне зависимости от национальности.
Коллективное бессознательное состоит из архетипов, доминант бессознательного. Архетипы суть динамические (инстинктивные) комплексы своего рода психических органов, в высокой степени детерминирующие душевную суть.
Последующие архетипы лишены содержания. Они достигают сознания, когда их делает воспринимаемыми личный опыт.
Это значительные доминанты, которые влияют на определенном жизненном периоде на потребности человека. Архетипы представляют собой нечто вроде органов дорациональной психики. Это постоянно наследуемые, всегда одинаковые формы и идеи, еще лишенные специфического содержания.
Таким образом, К. Юнг показал связь потребностей и архетипов и это имеет большое значении для конструирования психолого-педагогических технологий.
В рамках данной работы нами были проведены исследования по выявлению последствий этих детерминант.
В исследовании изучались проявления коллективного бессознательного в течение жизни человека. Испытуемым предлагалось обвести на бумаге пять пальцев своей руки. После этого нужно было вписать в каждый палец наиболее важное событие, которое очень сильно повлияло на их жизнь. Каждый испытуемый отдельно (но в группе) выполняет это задание. Испытуемыми были: школьники различных возрастов и взрослые люди с высшим образованием, которые имели семью.
Результаты исследования показали, что на первом месте у взрослых по значимости оказалось рождение детей. Все испытуемые отмечали это в ряду первых и самых значимых жизненных событий.
На втором месте оказалось такое событие, как замужество (женитьба). На третьем месте находится окончание института. Далее отмечались самые разные события: разводы, смерть близких, встреча человека, повлиявшего на мировоззрение, и т. д.
У школьников не удалось выявить четкой структуры. Описываются обычно малозначимые события, произошедшие в недалеком прошлом: получили отрицательные отметки, ссоры с близкими и т. п.
Обобщая, можно сказать, что в коллективное бессознательное заложены стремления иметь детей, семью. Это определяется таким глубинным свойством всего живого, как стремление «Я» человека продолжить свою жизнь в других материальных телах, продолжать себя в других оболочках.
Регуляторами подобного поведения является такое психическое чувство, как любовь. «Я» через состояние любви выбирают себе наиболее подходящего партнера.
Возникающее состояние любви «Я» заставляет искать партнера, вступать с ним в интимные отношения.
3. Фрейд справедливо считал, что движущей силой поведения людей является либидо. Либидо является производной от стремления «Я» продолжить себя в других формах. Однако это справедливо не для всех людей и не для всех возрастов. Отдельные личности могут идти другим путем. С возрастом человеком движут другие силы.
В коллективное бессознательное заложено не только стремление к продолжению рода, которое толкает особь к взаимоотношениям с противоположным полом. В коллективном бессознательном заложено стремление защищать свое потомство. Это может проявляться даже в ситуациях, опасных для жизни родителей.
В исследованиях по животным получено, что стремление защитить свое потомство имеет большую побудительную силу, чем стремление к пище. Крысу помещали в камеру, одна стенка которой была выполнена в виде сетки.
По сетке пропускался ток. За сеткой находилась еда, либо самец, либо детеныш. Крыса отказывалась идти на сетку при незначительном напряжении, если за сеткой находилась пища. Если за сеткой находилась самка, то самцы шли на сетку при большем, чем в первом случае, напряжении. Когда за сеткой находился детеныш, которого подвергали мучениям, то и самцы и самки шли на сетку даже при опасном напряжении. При этом, что очень существенно, самки подвергали себя большей опасности, чем самцы. Некоторые самки шли на смерть за своих детенышей. (Зимичев А. М. Психология политической борьбы).
Эти патерны поведения наблюдаются и у человека. В коллективное бессознательное заложено то, что обеспечивает выживание индивидуума: самосохранение, продолжение рода, сохранение вида, стремление к лидерству.
В коллективное бессознательное заложено стремление быть значимым в глазах других. Дети, выполняя какие-то действия, говорят своим родителям: «Смотри на меня». Ребенок показывает своим родителям, как он овладевает какой-то деятельностью. Стремление к развитию, к успеху заложено в человека. Его успехи через позитивные оценки окружающих, особенно родителей, повышают значимость как психической, так и физической деятельности в собственном «Я» человека. «Я» человека оценивает действия и выносит оценку как психического мира человека, так и его физических действий. «Я» человека через успех утверждается в психической и физической силе во внешнем мире.
Таким образом, потребности, мотивы управляют поведением. Ф. М. Достоевский считал, что желания наряду с идеалами управляют поведением человека: «Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы, покажите мне что-нибудь лучшее, и я за вами пойду» (Ф. М. Достоевский. Собр. соч. в 10 тт.).
Отношение школьников к учебе зависит от мотивации (Рис. 3). Изучение этой проблемы показывает, что мотивация учащихся формируется уже в первые дни или годы обучения в школе. Обычно дети идут в школу с желанием учиться, однако часто первые замечания учителя приводят к нежеланию заниматься, к формированию отрицательной позиции по отношении как к школе, так и к учению. Особенно действуют на мотивацию замечания, которые указывают на неумения ученика выполнять какое-либо задание. Это приводит к отказу от занятий и к демонстрации негативного поведения.
Для выяснения влияния различных типов мотивов проводились эксперименты. Так, в одном из них участвовало три группы учащихся. В первой группе применялся метод, вызывающий интерес и творческую позицию. Во второй группе — методы, ставящие успех учеников в обучении в зависимость от сотрудничества. В третьей группе рассматривалось соревнование как главный мотив учения. Более успешным оказался первый метод. Сильнее, чем общественные (сотрудничество и соревнование), влияли индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные возможности.
То, что одного учащегося побуждает к активным действиям, другого оставляет равнодушным либо приводит лишь к незначительному эффекту. Каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работать.
Двадцать лет посвятив работе над этой проблемой, Ш. Амонашвили пришел к выводу: пробуждать жажду знаний у учеников, вырабатывать у них положительное отношение к учению, формировать целостную личность — все это возможно только при таком обучении, которое основано на гуманистических началах.
Необходимо отметить, что если будет развиваться только стремление к познанию, то это может привести к отрицательным результатам.
Люди, у которых развита только эта мотивация и не развита потребность в труде, могут испытывать нежелание работать.
Актуальной является задача психопрограммирования потребностей, которые стали бы мотивами поведения. Однако здесь встает проблема: насколько нравственно ставить такие задачи и не принесут ли они новые бедствия человечеству? Эта проблема стоит и должна стоять. Однако в настоящее время нельзя сказать, что человечество обременено целесообразными потребностями. В поисках удовлетворенности (счастья) люди затрачивают много энергии, изнашивая себя и причиняя огромный вред окружающей среде. Уничтожаются природные ресурсы, и все это делается для удовлетворения своих потребностей.
Ситуация осложняется тем, что если у человека не развиты потребности, то он в своем развитии не достигнет достаточного уровня. Что понимать под достаточным уровнем — это особый вопрос. Однако здесь необходимо отметить, что человек пришел в этот мир, чтобы развиться. Именно развитие является его основной задачей в этом мире.
Таким образом, программирование потребностей — необходимый элемент в развитии человека. В свое время еще А. С. Макаренко отмечал, что воспитать человека — это заложить в него перспективные линии, то есть то, к чему желательно стремиться человеку. В настоящее время во всем мире стоит проблема наркомании, пьянства, роста раковых заболеваний от неправильного питания и т. п. Формирование биологически, социально и личностно целесообразных потребностей — проблема одна из важнейших.
Второй отличительной чертой мотивационной сферы должна быть опора на внутренние мотивы. Если в человеке заложены потребности выполнять нормы, то это приведет к снижению роли силовых министерств, которые служат для того, чтобы контролировать выполнение норм.
В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. С каждым классом мотивация падает. Причин этого множество. Снижение мотивации определяется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. При изучении мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой. Что, в свою очередь, формирует мотивацию? Эта проблема является актуальной не только для школы, но и для различных возрастных периодов жизни человека. Как формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения зависят?
Задача воспитания — опираясь на мотивы, повлиять на них в целесообразную для общества и самого человека сторону. «Настоящее искусство воспитания состоит в том, чтобы так влиять на эти идеалы и цели, а также мотивы ежедневного поведения, чтобы воспитанник хотел идти путем, который показывает ему опытный и мудрый воспитатель, и одновременно, чтобы он усиленно работал над своим умственным развитием, над собственным характером, над усовершенствованием мотивов собственного поведения»
(В. Оконь. Основы проблемного обучения).
Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти психические образования связаны и влияют друг на друга.
Задача психологического обеспечения — диагносцировать мотивацию детей, в случае необходимости влиять на нее для пользы учащегося как в данный момент, так и в дальнейшей жизни. Этим можно способствовать формированию социально-успешного жизненного стиля учащегося.
Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО. А. К. Колеченко. 2002.
educational_technology.academic.ru
связаны, в первую очередь, со сложностью и неоднозначностью самого этого феномена. Ведь в качестве побудителей к деятельности могут выступать очень разные явления, и даже при внешнем сходстве деятельности разные люди могут вкладывать в нее совершенно различный субъективный смысл.
Стадии формирования мотивации, их количество и содержание зависят от тех стимулов, под влиянием которых возникают учебные мотивы (частные побуждения к учебной деятельности, входящие в состав мотивации к ней). Эти стимулы могут быть связаны с внутренними состояниями организма (все мы по собственному опыту знаем, что бывают такие моменты, когда любое дело «в руках горит», а бывает, что ничем заниматься не хочется), с нашими психологическими особенностями, с социальными факторами (например, примером значимых для нас людей).
Рассмотрим процесс формирования мотива. Он состоит из трех основных стадий (Ильин Е. П., 2000):
Первая стадия: возникновение первичного абстрактного мотива.
Он состоит из формирования потребности личности, абстрактной цели и побуждения к поисковой активности. Желание удовлетворить потребность появляется, когда потребность становится осознанной, достигает определенного порога интенсивности, побуждает к поиску путей и средств ее удовлетворения.
Вторая стадия: поисковая активность. Это деятельность, направленная на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношения к ней при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов. Проявлениями отказа от поиска у человека являются депрессия, апатия, беспомощность и безнадежность. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности. Потреб -ность в поиске формируется и реализуется в процессе развития и обучения. Полный и легко достижимый успех снижает устойчивость к неудачам так же, как и постоянные поражения. Стопроцентный прогноз уменьшает поисковую активность и делает человека уязвимым к последующим неудачам. Чередование успехов и неудач сохраняет неопределенность прогноза и не подавляет поисковую активность. Высокая поисковая активность может сохраниться в объективно безнадежной ситуации и может быть направлена на изменение самого
прогноза, то есть на поиск или создание новых, ранее не учтенных шансов1.
Основная задача обучения и воспитания — развить в человеке способность к поиску самого себя, помочь ему раскрыть свои потенциальные возможности в отношениях с миром и другими людьми. Духовность — поиск своего «Я», своего места в мире, смысла существования — присущая человеку форма поисковой активности. Девиантное поведение подростков и юношей можно рассматривать как неправильно ори ентированную поисковую активность. Если у подростка нет модели, которая позволяет ему удовлетворить свою потребность социально приемлемым способом, то его поиск может привести к деструктивному решению. Поисковая активность может быть внешней или внутренней. Внешняя проявляется в ситуации, когда нет известного способа удовлетворения потребности. Внутренняя связана с мысленным перебором известных предметов удовлетворения потребности и выбором путей, с учетом множества факторов (мотивационного поля): условий ситуации, знаний, умений, качеств, нравственных норм и ценностей (блок «внутреннего фильтра»), предпочтений, уровня притязаний.
Третья стадия: выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. Цель представляет осознанный образ будущих результатов. Намерение достижения цели выражается в сознательном побуждении к действию. На этом заканчивается формирование конкретного мотива.
В случае выполнения человеком привычных действий стадии формирования м отива о казываются с вернутыми. С о пытом у ч еловека формируются мотивационные схемы, то есть знания путей и средств удовлетворения конкретной потребности. Некоторые люди привыкли отвечать на определенные конфликтные ситуации стереотипным способом: драться, ругаться, употреблять алкоголь и совершать другие неконструктивные действия. «Укороченная» мотивация за счет блока «внутреннего» фильтра встречается в случае импульсивных действий и поступков. Импульсивность — это склонность действовать под влиянием внешних обстоятельств или эмоций без обдумывания последствий своего поступка. Импульсивные действия свойственны детям дошкольного и младшего школьного возраста в связи со слабым контролем за своим поведением. У подростков импульсивные действия часто являются следствием повышенной эмоциональной возбудимости.
1 Роттенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М., 1989.
studfiles.net
Можно выделить следующие виды деятельности учащихся, определяющие осуществление цели школы:
Учебно-познавательная деятельность.
Деятельность по саморазвитию своих способностей.
Деятельность по самовоспитанию своих добрых качеств, стиля поведения, положительных черт характера.
Деятельность по профессиональному самоопределению, подготовке к будущей профессии и продолжению образования в избранной области.
Чтобы учащиеся овладели видами деятельности и чтобы последние были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к указанным видам деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими.
Развитие внутренней мотивации учения. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.
Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз. Нередко в реальной педагогической практике родителей и учителей используются такие "педагогические подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика или полное игнорирование, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных поощрений и иных стимулов. Эти воздействия обусловливают ориентацию ученика на мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта.
Сдвиг мотива на цель зависит не только от характера педагогических воздействий, но и от того, на какую внутриличностную почву и объективную ситуацию учения они ложатся. Поэтому необходимым условием развивающего сдвига мотива на цель является расширение жизненного мира школьника.
Выше указывалось, что нужными мотивами, которые следует формировать у учащихся, чтобы осуществить главную цель школы - воспитание личности, являются широкие социальные мотивы и все внутренние мотивы, в первую очередь мотивы саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования, а также интересы к соответствующим деятельностям по саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию.
А.К. Маркова подчеркивает, что мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).
Л.М. Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации.
Первый путь, иногда называемый "снизу вверх" состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность — в самой этой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. В общую мотивацию школьников тем самым включается новый стойкий мотив к указанной деятельности.
Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования "сверху вниз". Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде. Когда ученик видит, что окружающие его товарищи и взрослые относятся к тому или другому объекту (например, к знаниям по какому-то предмету, к какой-то работе и т.д.) как к особой ценности и направляют свою деятельность на овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект. Тем самым у ученика возникает особое отношение к этому объекту как к некой ценности и потребность в овладении им, т.е. возникает новый стойкий мотив.
Как указывает Л.М. Фридман, учитель в своей воспитательной работе должен использовать для формирования у учащихся нужной мотивации оба этих пути.
А.Н. Леонтьев: главной движущей силой усвоения является познавательный мотив. При этом имеет место своеобразное "удвоение", когда на имеющуюся реальную ситуацию (усвоение) накладывается идеальная, воображаемая ситуация (будущая трудовая деятельность), так что можно сказать, что "деловая" деятельность также выполняется, хотя и в умственном плане, при этом учащийся "потребляет" то умение или знание, которое в реальном плане им только лишь усваивается. Подобное "потребление" формируемого умения и дает дополнительный мотивирующий эффект.
studfiles.net
Мотивация – это побуждение к поступку или действию, которые помогут достигнуть определенного результата. С ее помощью обуславливается заинтересованность человека, его направленность, активность. Мотивация является тем толчком, который определяет успех. Мы стремимся достигнуть желаемого, несмотря на все барьеры, преграды и неудачи. Она помогает намного легче преодолевать психологические блоки, как внутренние, так и внешние. Это мощнейший инструмент, сметающий неблагоприятные факторы на пути к мечте.
Мотивация поведения личности – это желание, намерение, старательность, стремление. Любой предмет, достижение которого является смыслом предстоящей деятельности, может выступать мотивом. Людям предоставляется мотив в форме определенных глубоких переживаний и чувств, обусловленных радостными эмоциями от ожидания достигаемого.
Все тонкости и особенности мотивации изучают психология , биология, а также политические науки и социология.
Мотивация помогает достигнуть состояния равновесия не только психологического, но и физического. Она значительно сокращает или полностью избавляет от напряжения и дискомфорта.
Мотивация может быть внешней или внутренней, отрицательной или положительной, устойчивой или неустойчивой.
Внутренняя мотивация (другое название «интринсивная») затрагивает внутренние, побуждающие к стремительному действию, мотивы. К примеру, занимаясь спортом, человек получает удовольствие от ощущений во время тренировок, а также замечая, изменения своей фигуры.
Внешняя (экстрисивная) мотивация обуславливается внешними причинами, которые непосредственно стимулируют определенное поведение личности. Например, зарплата за проделанный труд является стимулом трудиться на работе, не приносящей удовлетворения.
Позитивная мотивация основывается на исключительно позитивных стимулах. Она увеличивает производительность труда, делает жизнь максимально качественной и т. д. Это может быть благодарность, похвала, материальное вознаграждение.
Негативная мотивация основывается на стимулах отрицательного характера: действия и поступки человека направлены на одно – он пытается чего-то избежать. Например: наказания, лишения премии, изоляции…
Мотивация человека бывает также устойчивой и неустойчивой. Устойчивая – основана на таких потребностях как утоление чувства жажды, голода и т. п. Неустойчивая мотивация предполагает постоянную внешнюю поддержку.
Любой процесс мотивации состоит из нескольких этапов:
Любая потребность возникает в тот момент, когда человек начинает ощущать нехватку чего-либо. Они бывают социальные, психологические, а также физиологические.
Ощущая потребности, людям свойственно искать способы устранить неудовлетворенность, которую они влекут за собой.
Чтобы устранить любую потребность человеку нужно определить в каком направлении двигаться и какие средства для этого понадобятся. Что необходимо получить (заработать), чтобы потребность была как можно быстрее удовлетворена.
После определения целей и действий, люди переходят к их осуществлению, прилагая максимум усилий. Они действует таким образом, чтобы старания помогли устранить существующую потребность.
Когда все действия осуществлены, человек наконец-то получает нечто, удовлетворяющее его потребность – напряжение автоматически снимается. Это также может быть одним из этапов достижения задуманной цели, который стимулирует, делая процесс мотивации еще более эффективным. Человек или прекращает действовать до тех пор, пока у него не возникнет следующая потребность, или продолжает работать до полной ликвидации существующих нужд.
Человек вряд ли достигнет успеха в какой-либо деятельности, если у него нет заинтересованности. Эффективное взаимодействие не может строиться на одних только принуждениях. Результат скорее всего будет противоположным ожидаемому. Трудиться и достигать поставленных задач можно с помощью двух способов – мотивации и стимулирования. Эти два понятия могут кому-то показаться идентичными – на самом деле между ними есть целый ряд отличий:
Мотивация и стимулирование имеют немало отличий, несмотря на это их объединяет единая цель – изменение производительности труда в лучшую сторону.
Для лучшего понимания мотивирующего процесса теории мотивации рассматривают с двух разных подходов.
В первом случае изучают содержательные стороны. Данная теория базируется на тщательных исследованиях потребностей, потому что именно они являются основными мотивами поведения личности в различных жизненных ситуациях. Сторонниками подобного подхода выступают психологи-американцы: Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид Мак Клелланд.
Теория мотивации А. Маслоу представляет собой один из наиболее глубоких методов классификации потребностей человека. Видение известного психолога основывается на убеждении: качество жизни напрямую зависит от меры удовлетворенности потребностей.
Все потребности, испытываемые людьми, условно делятся на группы:
Согласно теории Абрахама Маслоу перечисленные выше надобности раскладывают в иерархическую последовательность, имеющую форму пирамиды. А именно: первичные (первые группы) – основание пирамиды, вторичные – вершина.
В основе следующего подхода к теории мотивации лежат мотивы процессуального характера. Они сфокусированы на моментах, вынуждающих людей во имя достижения задуманной цели прикладывать немалые усилия. Самые популярные процессуальные теории: В. Врума (теория ожидания), Портера-Лоулера (комплексная теория), Д Макгрегора (теория «X» и «Y»).
В теории ожиданий утверждается – мотивационный эффект оказывает непосредственно мышление, в процессе которого люди дают оценку и определяют насколько реально достижение определенных задач.
Мотивационная теория ожиданий основана на зависимости приложенных усилий человека от понимания им реальности воплощения желаемого в жизнь.
В данном случае рассматривается следующие типы ожиданий:
Согласно популярной теории справедливости результативность процесса мотивации определяется сотрудниками системно. Они сравнивают свои заработки с вознаграждениями, которые получают другие рабочие.
Теория Портера–Лоулера сочетает две теории – ожиданий и справедливости. Здесь главным является соотношение между результатами труда и полученной наградой. Учитываются приложенные усилия, способности индивидуума, а также понимание непосредственной роли в процессе деятельности. Теория ожидания выражается в оценке материального вознаграждения, а также убежденности в том, что оно будет эквивалентно стараниям. Теория справедливости выражена в следующем: каждый член коллектива составляет свое мнение касательно несправедливости (справедливости) вознаграждения. Мнение определяется методом сравнения.
Система мотивации труда будет эффективна при комплексном и правильном подходе. Результативность процесса гарантируют следующие методы:
У каждого человека есть свой взгляд на трудовую деятельность, и все мы ожидаем от нее что-то свое. Для одних важен карьерный рост, других абсолютно не волнует занимаемая должность – главное получать достойную оплату своего труда. Такие работники зачастую преследуют единственную цель: накопить необходимую сумму денег на осуществление своей мечты.
Руководители обязаны быть хорошими психологами, и в каждом сотруднике видеть личность. Только таким способом можно будет найти подход к человеку, и научиться использовать индивидуальные способы мотивации персонала.
Нематериальные методы трудовой мотивации особенно важны на первоначальной стадии развития компании. В этот период все старания руководства должны быть направлены на создание сплоченного дружного коллектива, готового работать, прежде всего, ради личностного роста, престижа, перспективы, а не ради денежного вознаграждения.
Личность является основой нематериальной мотивации сотрудников. Когда все работники получают то, о чем мечтают, то в коллективе будет здоровая атмосфера. Согласно статистике, поощрение сотрудников раздачей бесплатных билетов в кино или оперу, намного эффективнее небольшой едино разовой прибавки к зарплате. Такой метод мотивации персонала, прежде всего, актуален для развивающейся фирмы, владельцы которой еще не готовы увеличить ежемесячную заработную плату. А вот символические подарки станут стимулом работать еще лучше, они позволят поднять командный дух и ответственность за выполненную работу.
По мнению профессионалов управленческого дела материальная трудовая мотивация достаточно эффективна, но она носит кратковременный характер.
Если повышение зарплаты будет единственным стимулом, то работники со временем могут привыкнуть к этому, и качественное выполнение работы их перестанет беспокоить. К тому же, без командного духа и чувства ответственности сотрудники, руководимые только зарплатой, могут без зазрения совести уйти в самый трудный и неподходящий для увольнения период. Несмотря на непродолжительность материальных методов мотивации персонала, они все же должны присутствовать.
Главными составными материального стимулирования являются премии и зарплата. Что касается заработной платы, то при ее расчете должны учитываться средние показатели рынка труда.
Премия, как одна из самых важных методов мотивации сотрудников, рассчитывается с учетом следующих составляющих:
Система мотивации, при которой используются современные методы, призвана стимулировать весь коллектив, а не одного работника. К примеру, если человек, который за определенный промежуток времени ни разу не опоздал на работу, получит единоразовую премию, то, возможно, и для остальных это станет поводом соблюдать дисциплину.
Если человек чего-то очень хочет, он обязательно этого добьется. Еще Ницше говорил: Человек может выдержать любое «что», если у него есть огромное «зачем». Только большие и чрезвычайно волнующие мечты побуждают на свершение достойных поступков и великих дел.
В любом случае лучшей и самой эффективной мотивацией является самомотивация. Не нужно ждать что появится человек, который подскажет как поступить в той или иной ситуации, направит, мотивирует. Ведь этот кто-то может и не явиться! Прежде всего нужно надеяться на самих себя и пытаться понять, что даст достижение поставленных задач. Большие надежды и желания обязательно станут толчком для зарождения новых идей и составления эффективной программы действий.
Для повышения мотивации нельзя упускать цель из своего вида. Воображайте все преимущества той жизни, которая вас ждет после достижения задуманного. Это не позволит огоньку желаний угаснуть. Можно даже составить перечень преимуществ. Чем больше пунктов он будет содержать, тем больше мотивация приблизиться к цели.
Для повышения мотивации люди часто пишут свои желания на карточках и развешивают их в самых видных местах своего жилища. Старайтесь прочувствовать то счастливое состояние, которое бы вы ощутили, при исполнении всех желаний. Сфокусируйте внимание на них хотя-бы по 20 – 30 секунд каждый день. Задачей этого приема является активизация деятельности подсознания, и поиск путей к достижению всего задуманного.
Двигайтесь к цели небольшими шагами и награждайте себя за проделанный кусочек работы. Если оценить ваши старания некому, значит хвалите себя сами. Человек должен не только работать, но и отдыхать. Ведь жизнь становится серой, если мы не позволяем себе что-то, приносящее удовольствие. Сделав шаг в нужном направлении, похвалите себя, расслабьтесь, позвольте заняться любимым делом. И не нужно откладывать награду на потом — это никоим образом не способствует повышению мотивации.
Окружайте себя вещами, которые способствуют продуктивной деятельности, а не служат отвлекающим фактором. То же самое можно сказать и о людях. Общайтесь с теми, кто вас вдохновляет, а не ставит под сомнение ваши старания и любые порывы. Берите пример с победителей, старайтесь анализировать их поведение, изучать методы достижения целей, прислушивайтесь к их советам.
Окружение сильно влияет на ваши действия и поступки. Поэтому проявляйте осторожность в выборе людей, с которыми чаще всего общаетесь. Ведь даже неосознанно, на уровне подсознания, вы будете перенимать их привычки, проникаться взглядами и интересами.
Учебная мотивация представляет собой деятельность, основной задачей которой является пробуждение желания к получению новых знаний и навыков. Именно желание выступает одним из основных составляющих успеха в процессе достижения поставленных целей. В век научно-прогрессивных технологий люди должны постоянно учиться новому. И лучше, если процесс обучения будет сопровождаться жаждой к познанию. Для этого и нужна мотивация учебной деятельности.
Мотивами, в данном случае, являются факторы, которые обуславливают учебную активность. Они бывают внутренними и внешними. В первом случае человеком движет любознательность, интерес к новым знаниям, он ощущает потребность в информации, старается повысить культурный уровень. Во втором – речь идет о материальной выгоде, наградах, угрозах или наказаниях, а также предчувствии каких-либо благ.
В формировании учебной мотивации большое значение отводится словам и оценкам, которые характеризуют деятельность учеников.
К главным факторам, которые оказывают влияние на развитие устойчивой и позитивной мотивации к учебе относят:
Дети могут отрицательно относиться к процессу учебы по субъективным или объективным причинам. В последнем случае виноват сам педагог. А именно:
Чтобы наполнить занятие психологическим содержанием, педагогу необходим мотивационный цикл.
На первом этапе мотивации школьников нужно закрепить мотивы прошлых достижений. Похвалить за навыки и умения, напомнить, как отлично они справились с предыдущей темой и заданиями. Породить мотивы неудовлетворенности, если у них не получилось усвоить какой-то этап изучаемой темы. Повысить мотивы, ориентируясь на предшествующую деятельность, указав, что плохое усвоение предыдущих тем не позволит двигаться дальше.
На втором этапе мотивации школьников важно чередование различных форм деятельности, использование обучающих материалов разной степени сложности, а также оценка деятельности. Преподаватель должен стараться вызвать позитивные эмоции у детей. Проанализировать, получилось ли у них включиться в процесс, и насколько они удовлетворены результатом. Чтобы активизировать интерес к познанию целесообразно настраивать школьников на поисковую деятельность. Дети должны учиться контролировать свои действия и давать оценку выполненной работе.
Мотивация школьников на завершающем этапе направлена на то, чтобы обучающиеся покинули занятие с позитивным настроением, получив незаменимый личный опыт. У детей должен появиться настрой на дальнейшее обучение. Другими словами: мотивация на перспективу. Для этого педагоги обязаны позитивно воспринимать как школьников, так и самих себя. Хороший эффект дает усиление оценочной деятельности: детей оценивает не только учитель, но и они сами.
Работа педагога будет продуктивной, если помимо компетентности в своей профессии, он умеет создавать атмосферу тепла, уюта, взаимного доверия и уважения.
В развитии мотивации детей дошкольного возраста основная роль отводится семье. Это связано с тем, что главные потребности человека, как познавательные, так и социальные, закладываются и развиваются еще в раннем детстве.
Для достижения желаемого дети иногда берутся за работу, которая им неинтересна. Они могут убрать в своей комнате или вытереть пыль для того, чтобы мама разрешила посмотреть мультфильм или поиграть. То есть у детей младшего возраста уже формируются мотивы, в основе которых стоит не только «хочу», но и «надо».
Сильным стимулирующим фактором для дошкольников является награда или похвала. Меньшим воздействием обладает наказание и крик. Не стоит требовать от маленьких детей клятв и обещаний, так как они зачастую их не выполняют. А большое количество нереализованных обещаний может стать причиной развития таких качеств, как беззаботность и необязательность.
Взрослые должны уделять много времени и внимания общению с малышом. Рассказывать ему интересные истории, читать книжки и детские журналы, объяснять суть различных природных явлений, обсуждать увиденное и пережитое за день. Все это способствует развитию любознательности и расширению кругозора.Подробно отвечая на вопросы ребенка, родители поддерживают в нем желание интересоваться и спрашивать.
Привычка, которая вырабатывается в малыше, с годами трансформируется в потребность постоянно узнавать что-то новое. Это своего рода мотивация к тому, чтобы быстрее научиться читать, писать, считать, полноценно общаться со сверстниками и взрослыми.
Большинство учеников младшей школы стараются беспрекословно выполнять требования учителя. Это и является главной особенностью мотивации детей данного возраста.
Роль мотивации также выполняют оценки, получаемые школьниками. Они уверены, что отметка ставится в большей мере за старания, а не за качество выполненной работы.
В начальной школе дети еще плохо осознают такие мотивы как престиж, ответственность, чувство долга. Ими трудно воспринимаются мотивы, объединенные процессом и непосредственно содержанием учебы. А ведь именно они являются главными и реальными побудителями к учебной деятельности.
Ученики 1–2 классов еще не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-то одном. Они не в состоянии сдерживать энергию намерения, а значит, между созданием определенного намерения и воплощением задуманного в жизнь промежуток времени должен быть минимальным.
Перед младшими школьниками лучше ставить легкие и недалекие цели, избегая больших и долгоиграющих.
У детей средней школы уже развивается стойкий интерес к определенным наукам. Несмотря на это у подростков наблюдается заметное снижение мотивации к обучению. Они приходят на уроки, не потому что есть желание, а потому что нужно.
Подростковые установки, к которым можно отнести суждения, оценки, моральные взгляды, анализ ситуации, зачастую не совпадают с мнением взрослых. К примеру, они не понимают и осуждают одноклассников, которые отказываются подсказать на уроке, а также не дают списать домашнее задание.
Особенностью мотивации школьников-подростков является острая потребность в положительной оценке их деятельности. Слишком близко к сердцу воспринимается критика окружающих. Педагоги должны понимать, что подростки очень обидчивы и ранимы, их поведение может оказаться немотивированным, а любое негативное высказывание в их адрес зачастую провоцирует бурную реакцию.
Планируемая профессиональная деятельность оказывает влияние на учебную мотивацию подростков и старшеклассников. У подростков выбор профессии основывается на любви к определенному предмету, а ученики старших классов начинают старательно изучать предметы, необходимые для освоения будущей профессии.
Главным мотивом учебного процесса старшеклассников является подготовка к выпускным экзаменам в школе и вступительным в профессиональных учебных заведениях. Мотивация, связанная с желанием занять «свое» место в классном коллективе при помощи оценок, которая распространена среди подростков , для старшеклассников не актуальна. Зачастую именно стремление к получению знаний определяет учебную активность школьника, а отметки теряют свою мотивационную силу.
Мотивация к спорту – это ключевой момент в занятиях. Она важна, так же как и регулярные тренировки, а для некоторых людей даже намного значимее. Одного таланта недостаточно для того чтобы добиться великих достижений и покорить желаемые вершины. В спорте важны такие качества, как упорство, сила воли, железный характер.
Результат можно достичь только после выхода из зоны комфорта и полной самоотдаче. Речь идет не только о людях, мечтающих об олимпийском золоте и всемирном признании, но и о тех, кого, прежде всего, интересует красивая и подтянутая фигура. Какой бы ни была цель, результат будет зависеть от приложенных усилий. И в данном случае мотивация к спорту играет решающую роль.
Прежде всего, нужно определиться со своей целью. Понять, для чего вам спорт: избавиться от лишнего веса или набрать мышечную массу, укрепить здоровье или стать первым в спортивных соревнованиях. Только так вы сможете целенаправленно двигаться дальше, пускай и маленькими шагами.
Ищите информацию о том, что именно вам необходимо для воплощения мечты в реальность. Ведь, главное, чтобы выполняемый комплекс упражнений был эффективным. Здесь лучше всего проконсультироваться с опытным тренером. Тем более что наставления профессионала также зачастую воспринимаются как отличная мотивация к спорту.
Занятия должны быть регулярными, а для этого нужно обязательно составлять график тренировок. Не позволяйте себе нарушать режим ни при каких обстоятельствах. Ваши достижения – это главный метод мотивации, который помогает двигаться дальше.
Для многих людей мотивацией к спорту служат вознаграждения. Нужно хвалить себя и поощрять материально даже за достижение небольших целей. Призом может быть что угодно, главное, чтобы оно приносило истинное удовольствие.
Спорт не приемлет лени! Тренировки являются лучшим отдыхом после рабочего дня: они заряжают энергией и поднимают настроение. А также помогают преодолевать препятствия.
Когда вместо тренировок хочется лечь на диван и расслабиться, вспомните обо всем, чего вы сможете достичь благодаря спорту. Можете даже написать все на листиках бумаги и расклеить по своему жилищу.
На формирование мотивации к спорту немалое влияние оказывают друзья и знакомые. Старайтесь найти единомышленников. Ходите вместе на тренировки, не давая друг другу расслабиться. Еще лучше, если между вами возникнет здоровое соперничество.
Не забывайте, что здоровье – это главное богатство человека. А спорт является одним из самых эффективных способов держать себя в форме.
Не нужно ждать подходящего момента: начинайте занятия прямо сейчас. Если вы будете постоянно откладывать тренировки, никакие методы мотивации не помогут достигнуть желаемой цели. Ищите возможности, а не оправдания своему бездействию.
Говоря самому себе «У меня не получится», вы повышаете свою уверенность в этой мысли и подсознательно начинаете в нее верить.
Представительницы прекрасного пола, прежде всего, должны уметь правильно расставлять приоритеты.
Формирование мотивации к спорту у них происходит постепенно. Зачастую ее основу составляют следующие факторы:
illnessnews.ru