ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Формирование личности человека: 5 основных факторов. Развитие человека как личности


Развитие человека, как личности - PIKACHO

Развитие человека, как личности. С момента рождения человек пребывает в постоянном росте и развитии. Со временем формируется его тело и усовершенствуется психика. Жизнь складывается из сложного пути самопознания, включающего знакомство с индивидуальными особенностями и личными способностями, развитием необходимых качеств и талантов, изначально заложенных природой.

Самопознание и развитие личности

Психология личностного роста – древняя наука. Ее суть — самопознание человека, без которого немыслимо развитие и человеческая жизнь в целом. Если человек не стремится понять себя и разобраться в том, какой он в действительности есть — он опустошается и деградирует как личность. Становится механическим существом, имеющим реакцию только на раздражители, проявлявшиеся извне.

2 стадии развития человека, как личности

Любая личность проходит два шага развития, взаимодополняющих друг друга.

Придя в этот мир, человек динамично его изучает. Это происходит путем само восприятия через отношение окружающих людей. Младенец, чувствует себя частью мамы, воспринимает ее эмоции и чувства как свои собственные. Каждый раздражитель, несущий эмоциональные или физические изменения вызывает соответствующую реакцию. Проявляются нормы функционализма. Однако в них нашли свое отражение не все психические процессы, имеющие место в жизни человека.

Постепенно личность перестает обращать внимание на суждения окружающих и начинает осознано воспринимать себя. Делая самоанализ, индивид определяет свои слабые и сильные стороны, он перестает реагировать на мнение окружающих так остро и категорично, как это делал раньше. Человек начинает понимать, что в нем заложен бесконечный потенциал, который можно продуктивно проявить, лучше познав себя.

Индивидуальное развитие человека

Вывод: к личностному росту и развитию ведет изучение взаимосвязи познания себя самого и других людей. Именно это и является главной целью изучения психологии развития человека.

На пути узнавания себя как личности, нельзя сдаваться и очень важно проявлять качества, которые помогают раскрыть индивидуальные способности. Развитию личности могут помочь созданные на протяжении многих лет советы. Вот они:

• для каждого человека очень важно понять себя и определить свой главный дар, свои основные таланты и индивидуальные достоинства. Именно это и следует развивать в течение всей жизни, отбросив все, что не приносит удовлетворения. Это является залогом успеха. Дело, которым занимаются с любовью —  источник радости и финансовых доходов;

• холодный рассудок и четкое понимание всего, что происходит — играют немаловажную роль в развитии человека, как личности. Это позволяет правильно видеть ситуацию и не совершать непродуманных поступков;

• чтобы одержать победу над низкими наклонностями и обстоятельствами — необходимо контролировать эмоции. Власть над собой значительно увеличит силу духа;

• на пути саморазвития обязательным условием является борьба с собственными недостатками и желание стать совершенным. Очень часто одно только понимание своих отрицательных качеств и принятие их помогает измениться в лучшую сторону

Не зная своей индивидуальности, человек не может полностью владеть собой. Психология личностного развития играет большую роль в жизни человека, помогая раскрывать новые грани.

Загрузка... Просмотров: 3 021

pikacho.ru

Развитие человека как личности.

Поиск Лекций

I. Развитие человека как личности. Способность к саморазвитию и самообучению. II. Развивающее обучение как педагогическая технология XX века.

I. Развитие человека как личности. Способность к саморазвитию и самообучению.

Развитие человека как личности.

 

Ни в педагогике, ни в психологии нет общего, однозначного определения понятия «личность». Содержание понятия «личность» рассматривается с точки зрения различных торий личности. Причём, часто и в рамках отдельных теорий чёткое понятие термина «личность» не сформировано.

С точки зрения педагогики, наиболее значимыми являются следующие.

  1. Когнитивная теория личности. Личность есть социальное «отражение» индивида, сформировавшееся под влиянием внешней среды, важнейшей составляющей частью которого является интеллект, находящийся в состоянии постоянного развития.
  2. Поведенческая (бехивиоральная) теория личности. Личность – это совокупность социальных навыков индивида, сформировавшихся в процессе научения.
  3. Деятельностная теория личности. Личность – это субъект общественных отношений, управляющий отдельными процессами деятельности, поведения индивида, возникающий в ходе развития жизни человека и возникающие не в момент рождения человека, а в момент вступления человека в общественные отношения.

Важным составляющим элементом перечисленных выше теорий и понятий личности является развитие личности, а также тот факт, что личность характеризуется как социальное явление.

Под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений

В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную составляющие. Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект (т.е. действующее лицо) исторической деятельности и познания.

Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме.

Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие:

1) С точки зрения биологизаторского подхода, каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.

2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию.Биологическое проявляется в формировании природной предрасположенности к той или иной деятельности, способностях, задатках (например, имеют музыкальный слух, математические способности, хорошие голосовые данные, мышечную силу и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих областях искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.Биологически человек имеет большие возможности для развития, используя свой потенциал лишь на 10-12%.

Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает равнозначности их влияния. В развитии личности преобладающее значение играют социальные факторы.

 

Три фактора развития личности

1) Наследственность. Для проявления задатков и способностей необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальное обучение в той или иной сфере деятельности.

2) Среда воздействует на личность в известной мере стихийно и пассивно; она выступает как возможность, потенциальная предпосылка развития личности.

3) В современных условиях приобщение человека к жизни трудно представить без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.

Определяющую же роль в развитии и формировании личности играет воспитание.

Основные направления развития личности

- физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

- социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

 

Движущие силы развития личности - это противоречия между новым и старым

Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.

К таким противоречиям относятся:

- противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

- противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

Движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой

В процессе деятельности происходит разностороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев): в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

„ в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

„ в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

„ в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) - учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

„ в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

„ в юности (с 15 до 17 лет) - учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

 

poisk-ru.ru

Развитие человека как личности. — психология и общение

Если вы прямо сейчас сможете определить на какой стадии находитесь вы, вам будет намного проще подобрать для себя инструменты подходящее именно вам, это позволит максимально улучшить все сферы жизни.

Первая стадия.

На первой стадии человек застывает в своём развитии, у него практически нет продвижения, скучные отношения серая жизнь. Такого человека я называю Р.П.Т.Д. (работа-пиво-телевизор-диван). Люди находящиеся на первой стадии делятся на две категории одни пьют пиво во дворах на скамейках, другие у которых чуть больше средств в пивных барах. Но что их объединяет это их образ жизни в целом, и тип мышления. Они не стремятся не к чему новому, они не умеют мечтать к 40 годам такие люди выглядят измотанами и уставшими, из них постепенно уходят практически все силы и они перстают жить, и начинают существовать до живая свою жизнь.

Вторая стадия.

Вторая стадия наступает когда человек понимает что именно он хочет от жизни, а в следствии чего-то большего чем имеет его окружение. Человека перестают устраивать серые будни, он хочет больше ярких красок и впечатлений, а так как человек переходя на вторую стадию не предполагает что за настоящее счастье и успех нужно поработать, он начинает искать легкие пути и решения. Я называю такого человека искателем халявы на этой стадии чаще всего прибегают к таким чудо техникам как аффиксации, мантры, визуализации, но при этом никаких целенаправленных усилий не предпринимается. Этот человек еще не знает что сила позитивного мышления помогает только тогда когда впоследствии воображаемых, позитивных мыслей, образов идёт огромное количество действий.

Третья стадия.

На третьей стадии личность начинает конкретные решения своих проблем, и понимает что волшебства без усилий не бывает. Но при этом он еще находится в режиме экономии поэтому он и ищет и использует доступные ему бесплатные средства достижения целий, поддержку и единомышленников. На этом этапе очень легко откатиться назад, а если вы обеспечите себя окружение которые так же как и вы настроены на успех то такая трагедия вам не грозит. На третий стадии личность желает новых знаний и занимается самооброзованием, происходит прорыв и он видит что всё это действительно работает он начинает понимать ценность обучения, а главное он понимает что именно от количества знаний зависит качество его действий, а это напрямую влияет на его результаты.

Четвертая стадия.

Когда человек попадает на четвертую стадию ему нужно перелопатить огромное количество материалов поэтому здесь он уже начинает отделять что действительно будет полезно, от мусорной информации. появляются деньги на образование, и чем больше он вкладывает деньги в свое профессиональное и личностное развитие тем больше он получает в результате. В этот момент он уже становится участником как либо курсов, либо, покупает записи программ, игр, именно того что резонирует ему больше всего. На этой стадии он понимает что бесплатные материалы это лишь толчок для его развития, но так как он уже получил результаты, личность начинает представлять что его ожидает когда он целенаправленно будет вкладывать в себя свои деньги и время.

Вот ещё одна отличительная характеристика людей на четвертой стадии развития. Довольно часто переход на четвёртую стадию происходит когда человек переживает какой-то шокирующий опыт, смерть близкого человека, особенно если это родители, или когда он сам вдруг попадает в ситуацию когда его жизнь висит на волоске. Когда человек осознаёт насколько скоротечна его жизнь ему становится страшно от того сколько нереализованного потенциала в нем ещё осталось, и он начинает жить полноценно.

Четвертая стадия может длиться всю жизнь так как развивающийся человек постоянно ищет новые способы становиться умнее, сильнее, мудрее. На этом этапе человек понимает что он не может одновременно быть экспертом во всем, и поэтому с удовольствием обращается за помощью к профессионалам своего дела.

Я например продолжаю повышает свою профессиональную квалификацию в бизнесе и маркетинге, а так как психология - это моё хобби я также с огромным интересом посещаю занятия самых продвинутых учителей этой сферы. Для своего здоровья я участвую в групповых занятиях по йоге. У меня всегда есть человек который в каком-то направлении прошёл дальше меня, даже в моей профессии я пользуюсь возможностью поучиться у людей более грамотных. На четвертой стадии человек много путешествует и помогает своим близким, он уже понял что успех ему по плечу, и его начинает волновать главный вопрос, вопрос его самореализации. Он спрашивает сам себя что мне нужно еще сделать чтобы продвинуться еще дальше, как мне стать самым лучшим в том что я делаю, как вынуть из этого мира наибольшее количество ценностей и получить от жизни по максимуму.

Пятая стадия.

На пятой стадии развития начинается все самое насыщенное, грандиозное во всех отношениях. Чаще всего на этой стадии развития личности для повышения профессиональной квалификации, или просто для своего развития уже не только участвует в групповых занятиях, но и посещает интересные группы и частные уроки уже вместе с тем кто его вдохновляет, и кто может максимально его продвинуть в развитие бизнеса. От идеи до реализации и дальнейшего прогресса на пятом уровне нет ни белой магии и волшебных пилюль. Вы начинаете проживать каждые выходные, каждый рабочий день, вы начинаете полноценно жить, а не существовать. На пятом уровне человек уже не задается вопросом инвестировать ли ему деньги в себя, и своё обучение, он просто ищет самых лучших учителей и тренеров. Для людей вышедших на пятый уровень важны любые знания помогающие им самосовершествовоться. Интересно что четвертая стадии включает в себя методы третий стадии, пятая включается и четвертой и третий. Пятая стадия самая комфортная, именно на этой стадии мы пожимаем все плоды наших трудов, и будто бутоны распускаемся в полный цвет.

kubinard.ru

Формирование личности человека: 5 основных факторов

Шекспир говорил: «Личность – это наш сад, а воля – это его садовник». Так давайте же разберемся, каков наш внутренний сад и как необходимо за ним ухаживать. Чтобы ответить на все эти вопросы, которые можно причислить к риторическим, разберемся, что же такое формирование личности и из каких основных факторов оно складывается.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

формирование личности

Несмотря на трудности с определениями, формирование личности и его закономерности все же входят в сферу психологического знания. Поэтому примем за аксиому, что личность – это человек, который сумел перешагнуть определенный уровень развития. Ребенок, который научился вежливо отказывать агрессору в школе. Спортсмен, побивший новый рекорд. Девушка, сдавшая экзамен, чтобы получить профессию мечты.

В общем, личностью можно назвать всякого, кто твердо решил не оставаться на уровне инфузории-туфельки. Такие люди принимают решение каждый день так менять свою реальность, как сами считают нужным. Но каким образом происходит процесс формирования личности? Почему в одной и той же семье могут вырасти и хороший врач, и уголовник? Отчего те дети, которые в начальных классах кажутся будущими гениями, впоследствии оказываются на обочине жизни? И как происходит то, что зовется личностным развитием?

На этот процесс влияют несколько факторов, которые на протяжении всей жизни образуют собой кружево обстоятельств, взлетов и падений. Но обо всем по порядку.

Формирование личности человека: 5 основных факторов

Выделяется четыре источника, из которых человек может получить опыт. Это наследственность, окружающая среда, обучение ребенка взрослым, собственный опыт. От качества этих источников зависят показатели развития личности. А также есть еще один фактор, который некоторыми исследователями выносится отдельной строкой – это эмоциональная привязанность.

формирование личности

1. Наследственность, или биологическое в человеке

Наследственность – первое условие, которое определяет человеческое бытие. Мы не являемся бесплотными духами. Самое главное, что есть у человека – тело. Многим клиентам для повышения самооценки психологи рекомендуют конкретизировать любовь к себе как любовь к своему телу.

Особенности психики определяются частью тела – мозгом. Гены являются теми «кирпичиками», из которых затем формируется личность. В последнее время биологический фактор – а именно, фактор наследственности – недооценивается. Рассмотрим пример. Человек страдает от социофобии. Каковы его действия? Если он хочет покончить со своим персональным кошмаром, то обращается к тем, кто специализируется на решении подобных проблем – то есть, к психологам. Это логично. При зубной боли идут к стоматологу. Если сломалась стиральная машинка – вызывают мастера, который ее починит.

Пользуясь Аристотелевой логикой, измучившийся от социальных страхов клиент приходит на прием к психотерапевту. Затем он приходит еще один раз, затем еще и еще. Во время психотерапии появляется результат – общаться с людьми становится легче. Однако зачастую после прекращения походов к психологу все встает на круги своя. Наш герой «подсаживается» на терапевтические сеансы. Результаты их, несомненно, хороши. Одна проблема – недолговечны. Как и финансовые средства у клиента.

Где же здесь «собака зарыта»? Причины социофобии этого персонажа кроются в генетике. Иными словами, ему нужна не только и не столько психотерапия, сколько транквилизаторы или антидепрессанты. А безуспешные попытки психолога заново «выдрессировать» клиента не приносят долговечных результатов. Обычно домашние задания психологов при социофобии – это «расслабиться посреди наполненного людьми гипермаркета», «подойти к пятнадцати случайным прохожим, чтобы спросить у них, который час», «зайти в магазин, и ничего там не купить».

Некоторые американские исследователи, специализирующиеся на нейробиологии, утверждают: такая «психотерапия» является не более, чем пыткой для социофоба, которому требуется фармакотерапия. Лечение лекарствами имеет своей мишенью те психологические особенности, которые являются проявлением проблем психологии индивида, имеющих биологическую подоплеку.

формирование личности

2. Окружающая среда

На процесс формирования личности серьезный отпечаток накладывает внешний фактор – окружающая среда. Она представляет собой те условия, которые не зависят от самой личности. Ярким примером может послужить печальная судьба выдающегося математика Ганса Хенрика Абеля. В его честь норвежцами была учреждена Абелевская премия для математиков (бедняги не могут претендовать на Нобелевскую, поэтому награда была создана отдельно для них).

В 1826 году Абель опубликовал свою работу, где описывал способ решения уравнений пятой степени. Она автоматически возвела его в ранг величайших математиков всего мира. Но какой была среда, где родился и жил ученый? Родители его постоянно выпивали и ссорились. Семья жила на грани нищеты. Способности Абеля были замечены лишь школьным учителем. Уравнения пятой степени были одной из тех загадок, которые привлекали внимание математика с ранней юности.

Над ними лучшие умы бились десятилетиями. Но только благодаря финансовой помощи преподавателей будущий гений смог поступить в университет. Судьба Абеля была воистину полна трагизма: он заразился туберкулезом и погиб от болезни в возрасте 26 лет. Вопрос: сколько еще открытий смог бы сделать математик, если бы не фактор окружающей среды?

Личность является не просто функцией нервной системы организма. С самого рождения психика подвергается бомбардировке самых разнородных факторов. Английский психолог Джон Локк предложил называть психику ребенка «tabula rasa», или «чистый лист». Эта концепция означает, что ребенок рождается, не имея опыта – все знания он получает через чувственное восприятие внешнего мира. Не смотря на то, что теория Локка не претендует на абсолютность, она содержит долю здравого смысла.

формирование личности

3. Обучение ребенка взрослыми

Формирование личности невозможно без передачи опыта. Психология называет такой процесс зовется интериоризацией. Этот термин обозначает передачу опыта взрослыми ребенку, в процессе которого происходит личностное развитие и созревание внутренних структур психики. Например, благодаря интериоризации взрослый человек может думать про себя, не мешая окружающим. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский считал, что любой компонент психики, прежде чем стать ее частью, сначала протекает как форма сотрудничества между ребенком и взрослым. Это может быть общение или подражание.

Наглядным примером принципа интериоризации в личностном развитии могут послужить так называемые дети-маугли. Воспитываясь с животными, такие дети имеют очень плохой прогноз относительно возможной реабилитации. Если ребенок до пяти лет не общался со взрослыми, шансы усвоить человеческую речь для него близки к нулю. Одним из таких одичавших детей был нигерийский мальчик по имени Белло. Родители отказались от него после рождения. Мальчика приняла «на воспитание» стая шимпанзе, а в 1996 году он был найден среди зарослей джунглей.

Двухлетний ребенок был умственно отсталым, имел очень низкие показатели развития. Также Белло был неполноценным физически. Ребенок не мог научиться разговаривать с людьми – он их избегал. Белло поместили в интернат, где он вел себя очень беспокойно – бросался в других детей предметами, дрался. Со временем его поведение стало немного лучше. Но поведение Белло во многом так и осталось похожим на поведение обезьян. Говорить он не научился. Белло умер через шесть лет после поселения в интернат по неизвестной причине.

Поэтому формирование личности возможно, только если ребенок находится всецело под опекой и руководством взрослого. Большую роль для развития детей играет групповой и культурный опыт.

формирование личности

4. Собственный опыт

Еще один немаловажный фактор, который влияет на формирование личности. «Личностью не рождаются, личностью становятся» — сказал отечественный психолог А.Н. Леонтьев (видимо, перефразируя Симону де Бовуар, которая считала эту фразу аксиомой развития женственности). Как бы там ни было, процесс становления личности всегда активный.

Опыт человека всегда уникален. Каждый воспринимает мир по-своему – не обязательно эта картина должна совпадать с реальным положением вещей. Такого подхода придерживался американский клинический психолог мирового уровня Карл Роджерс. Он утверждал: мир существует для человека только таким, каким он может его видеть. Каждый выбирает систему координат сам. Добрый человек стремится к самоактуализации, развитию того, что заложено в нем Богом (или эволюцией, что не столь важно в данном контексте).

Чтобы подтвердить взгляды основателя гуманистической психологии, не нужно далеко ходить. Бытовых примеров очень много. Есть люди, которые, казалось бы, могли бы изменить свою жизнь, поскольку все бразды правления лежат у них в руках. Но по неведомым причинам соседи сверху продолжают спорить о том же день за днем, из года в год. Тридцатилетний алкоголик Вася пьет и жалуется на одиночество. А вот тетушка Маша, у которой, казалось бы, дела идут из рук вон плохо, не унывает и каждый день ухаживает за приносящими ей радость двадцатью кошками. Эти персонажи отличаются между собой не более, чем той картиной мира, которая присутствует у них в голове – а, стало быть, уже много лет оказывает влияние на формирование личности этих людей.

Карл Роджерс считает: единственная сила, которая побуждает человека двигаться дальше – это тенденция максимально раскрывать свои способности. Если индивид умеет видеть себя таким, какой он есть в реальности, ученый говорит о максимальной конгруэнтности (соответствии) его восприятия мира. Напрямую от самопринятия зависит и принятие других – чем добрее человек к себе, тем лучше он будет относиться и к другим.

формирование личности

5. Привязанность – еще одно условие развития

Но все эти признанные официальной психологией факторы формирования личности обязательно должны быть дополнены еще одним условием. Для развития – как общепсихического, так и для личностного – необходимой является привязанность ребенка ко взрослому. В подавляющем большинстве случаев – к матери. Особый вклад понимание этой концепции внесла Л. Петрановская – специалист по психологии детей-сирот.

Привязанность, говорит психолог, является обязательным условием для того, чтобы личность ребенка развивалась. Интерес к окружающему миру, формирование любых способностей и навыков нанизываются, словно кольца детской пирамидки, на стержень привязанности. Если же этой основы нет, то извне пирамидка может показаться устойчивой. Но при первом же касании ее кольца рассыплются. Личностное развитие становится невозможным.

Ребенок из детского дома – это тот ребенок, который не знает что такое любовь матери и защищенность. Если бы он мог ощущать себя под защитой надежной эмоциональной связи с матерью, тогда бы и происходило его гармоничное развитие. Но поскольку «стержень» отсутствует, при любом столкновении воля ребенка рассыпается. Воспитатели не могут дать ему то, что необходимо.

Программа привязанности – это важнейший фактор, что влияет на развитие личности в самом раннем возрасте. Она заложена в человеке, как и в других млекопитающих, биологически. Если детеныш млекопитающего не находится под заботой матери-самки, то каждую секунду он испытывает смертельный ужас. В мире дикой природы детеныши всегда прикреплены ко взрослому животному. Они исследуют окружающий мир – но только если уверены, что мать находится недалеко от них.

формирование личности

Вывод

На формирование личности оказывает влияние целый тандем факторов. Кем станет человек? Зависит как от того «багажа», которым наградили его предки и родители, так и от его собственных усилий. Становление личности – это процесс, который продолжается всю жизнь, и любая остановка здесь может означать деградацию и застой. Тому, кто не хочет оказаться на обочине жизни, придется приложить немало усилий. Прислушаемся к словам Брайана Трейси: «Берите управление на себя! Вы настроены позитивно по отношению к себе именно в той степени, в какой считаете себя распоряжающимися собственной жизнью».

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Формирование личности - Психологос

Откуда берется наш опыт, наши способности и возможности, наше «знаю», «умею», «хочу»? У нашего опыта есть всего четыре источника:

  • Биологический организм и его врожденный опыт;
  • Научение через сочетательные рефлексы;
  • Человек научился сам;
  • Человека научили другие люди.

В соответствии с разным пониманием личности разные исследователи по-разному видели, как из этих источников формируется личность.

Издавна идут споры, что важнее для формирования личности: биологическая природа человека или окружающая его социальная среда, человеческая культура. Психология советского периода в лице первую очередь школы Выгодского исходила из приоритета социально-культурного окружения. Л.С. Выгодский считал, что социальная среда – не просто один из факторов, а главный источник развития личности. Ребенок развивается в паре со взрослыми, усваивая через них культуру: орудия и знаки, навыки и знания. Соответственно, по Выгодскому, чтобы изучить сознание человека, не нужно всматриваться в это сознание, нужно просто понять и исследовать, что в человека вложили. Все внутреннее – это свернутое внутрь внешнее. Мышление не саморазвивается, а формируется извне. Зона ближайшего развития определяется искусством взрослого и рамками естественного созревания организма ребенка.

Ярким выразителем противоположной точки зрения являлась гуманистическая психология в лице первую очередь Карла Роджерса. По Роджерсу, биологической природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. В биологии человека есть направленность к позивности, конструктивности, зрелости и социализации. Для Карла Роджерса все, что нужно человеку для развития, есть в его организме, от социума нужно немного, по сути только не мешать и поддерживать. Что касается метафоры семечка, из которого разворачивается развития, то, по взглядам Роджерса, оно у человека только одно.

Термин «формирование личности» имеет двоякое значение: 1) «формирование личности» как ее развитие, его процесс и результат; 2) «формирование личности» как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формование», «формовка», «проектирование», «лепка» и т. д.). См.→

В данной статье формирование личности рассматривается как обретение ребенком черт (формы) личности, и обретение личностью настоящей формы. Разные специалисты этот процесс видят по своему.

В рамках поведенческого и ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости можно представить как освоение ею определенных личностных и социальных ролей. См.→

В деятельностном подходе считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение. В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором - человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. См.→

Развитие ребенка определяется не только его душой и его телом. Развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.

Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажать семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают.

Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.

Первые ростки личности - это упрямство малыша "Я сам", следующие шаги - отстаивание независимости подростком и освоение самостоятельности в юности, позже - взросление, и на всем пути - развитие разума и воли.

Воля

Формирование личности происходит через развитие воли и выражается через развитие воли. Одно помогает другому. См.→

Материнская любовь и формирование личности

И в околопсихологической среде, и в самом психологическом сообществе нередко звучит убеждение, что без материнской любви не может сформироваться полноценная личность. В научно-ориентированной психологии таких данных нет. Напротив, легко привести обратные данные, когда ребенок рос без мамы либо без материнской любви, а вырастал в развитого, полноценного человека. См.→

www.psychologos.ru

Развитие личности человека - как развивается личность

Развитие личности человека. Куда и как развивается личность?

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Развитие личности человека, о понятиях

Развитие личности человека, самосовершенствование: мы привыкли вкладывать в эти понятия поступательное движение вверх, вперед, к некоему усовершенствованию, а может даже, к совершенству.

Ошибочка здесь, дамы и господа, гносеологическая (познавательная), методологическая и прикладная. То есть, ошибки в понимании развития личности человека, которые ведут к неправильным, ошибочным действиям в жизни: в семье, в отношениях, в общении, и прочее.

Мы считаем так: если человек развивается, то он становится лучше. А если не становится лучше, то значит, он не развивается. Вот суть этой ошибки. И вот почему: личность человека, как и все прочее в этом мире, развивается ВСЕГДА.

Сущность развития личности человека

Развитие личности человека – это поступательная реализация ИМЕЮЩИХСЯ СВОЙСТВ человека, где конечным пунктом развития выступает полная реализация этих свойств.

Если произошла полная реализация этих свойств, то происходит ПЕРЕХОД к иным, зеркально противоположным свойствам, и уже они будут развиваться далее.

Например, есть личность человека с такими свойствами как: занудство, жадность, леность, глупость, болтливость. Каждое из этих свойств в отдельности, и все они в совокупности, будут развиваться в человеке в рамках своей сути.

То есть, человек будет становиться занудливей, жадней, ленивей, глупей и болтливей. До тех пор, пока не достигнет полного совершенства в этих свойствах.

Затем произойдет переход к новым его свойствам, на основании уже имеющихся, к совершенно противоположным. Он станет сдержанным, щедрым, трудолюбивым, умным и молчаливым.

Скажите: Так не бывает! И ошибетесь. Так бывает всегда. ТОЛЬКО редко бывает, что человеку хватает жизни достигнуть совершенства в своих имеющихся свойствах.

Вот мы и наблюдаем, по жизни, вроде, как бы, не меняющихся людей. Редко кто застанет и увидит человека в стадии революционного перехода от одних своих свойств к совершенно противоположным.

Это, поэтому, и воспринимается как некое чудо. Смотрите-ка, вот это да! — еще вчера у него копейку было не выпросить, а сегодня швыряет деньгами налево и направо, например.

Развитие личности человека: понимать и применять в жизни

А посему, дамы и господа, когда вступаете в отношения, в особенности серьёзные, с людьми, не тешьте себя иллюзиями. Типа: он плохой местами, но жизнь (я, обстоятельства) его переменят и он от этого избавится.

Развитие личности человека и составляет проявление и усиление тех свойств личности, которые в ней были заложены в генах при рождении и заложены воспитанием в детстве.

Не верите, не понимаете?

Но тогда не удивляйтесь и не плачьте, что ваш муж или жена в реале, со временем, становятся все хуже и хуже. Они просто РАЗВИВАЮТ СВОИ ИЗНАЧАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА, которые вам казались такой мелочью в период розового знакомства.

Именно те свойства, которые вы может и узрели в зачатке, но сочли, что в его развитии, под вашим благородным влиянием, они исчезнут.

И еще! Ну, все же прекрасно понимают, что нельзя быть чуть-чуть беременным. Так же как нельзя быть чуть-чуть жадным, глупым, ленивым и прочее, и прочее. Все эти «чуть-чуть» в 100% вылезут, РАЗОВЬЮТСЯ в громадное «ЧУТЬ».

Вот так, дамы и господа. А вы что думали!?А как вы понимаете развитие личности человека?

Ещё статьи по этой теме:

Плохой и хороший человек, их свойства и признаки

Развитие личности человека — как и почему развивается человек?

Есть ли свобода человека? Насилие над человеком и над личностью

Принципы жизни человека. Двуликость и личность – «Я»

Личность человека – социальная маска и индивид

Мораль и нравственность – должен, обязан, но не буду

Комплексы неполноценности у женщин, у мужчин и у детей

Темперамент: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик

Интересы личности и желания человека, как их понимать

Индивидуализм и социализация – проблема жизни личности

love-family-life.info

Развитие личности человека | ВСЕ О ПСИХОЛОГИИ

     25 июня 2014

thinking personОбщее развитие человека невозможно без развития его личности. Однако важно отметить тот факт, что не следует путать рост и сам процесс развития. Для простоты понимания можно сказать, что рост личности человека — это количественное накопление знаний и умений, тогда как развитие является усваиванием полученной информации и, чаще всего, применением её на практике.

Процессы роста и развития при жизнедеятельности человека чередуются. Наиболее активно это можно наблюдать в детстве, когда развитие личности, физических данных и психических функций идёт в быстром темпе. С годами этот темп замедляется, а к старости и вовсе способен принять отрицательное значение. Интересно, что развитие личности может продолжаться даже в пенсионном возрасте, несмотря на увядание физических и психических кондиций.

Проблема развития личности в психологии

В практической психологии тема развития личности является одной из центральных. Из-за путаницы в терминологии существует некоторое недопонимание между специалистами. В тематику «развитие личности» могут входить вопросы о:● развитии как процессе;● результатах развития;● способах и средствах формирования личности у детей;● развитии как авторских действий самого человека.

Изучение процесса развития заключается в отслеживании и анализе его динамики, рассмотрении различных механизмов, которые могут повлиять на развитие личности. Развитие, как процесс, может происходить во множестве сценариев:● совместная деятельность родителей и детей;● прохождение обучения и посещение тренировок;● разрешение внутренних психических противоречий;● и т. п.На самом деле развитие личности очень многогранный и сложный процесс для исследования.

При изучении результатов развития, применяется уже вышеописанная формула «рост — это количественные изменения, а развитие — качественные». В процессе исследований, наблюдаются именно новообразования, которые стали результатом произошедших процессов.

Вопрос формирования личности в ранний период активно изучается ещё с советских времён. Знаменитая психологическая школа Выготского ставила в приоритет социально-культурное окружение ребёнка, но в вопросах достижения педагогического эффекта путём введения модели воспитания и в поисках способов влияния на ребёнка не смогла прийти к компромиссу. Изучением формирования личности также занимались А. С. Макаренко и А. Н. Леонтьева.

И, наконец, авторские действия для развития личности представляют собой наиболее интересный вопрос психологии. Человек может обеспечить собственное развитие с помощью осознанных действий. Более того, при достаточном количестве знаний люди могут активизировать процесс развития личности у других. В практической психологии именно помощь в развитие, составление необходимых программ и планов, проведение лекций и тренингов являются наиболее характерными вопросами.

Целостность развития человека

Стоит помнить, что развитие личности должно также сопровождаться развитием физических и психических данных. Можно встретить хорошо физически развитого человека, но с плохими показателями интеллекта, и наоборот.

Необходимо учитывать и наличие предпосылок для осуществления развития. Понятно, что попытка развить у младенца навыки решения сложных математических задач обречена, естественно, на провал, так как для этого у него ещё нет подходящей интеллектуальной базы.

psyonly.ru