ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Эмоциональное развитие ребенка от восьми месяцев до года. Эмоциональное развитие младенца


3. Эмоциональное развитие грудного ребенка. Психика в действии

3. Эмоциональное развитие грудного ребенка

Чтобы понять эмоции ребенка в период грудного кормления, надо избегать ошибочного представления о ребенке как «гомункулусе», которое выражается в вопросе: «Как бы я со своим психическим аппаратом себя чувствовал на месте сосунка?» Вместо этого вопрос должен звучать так: «Что чувствует младенец с его психическим аппаратом?» Мы должны помнить, что у ребенка нет ни политических взглядов, ни каких-либо представлений о скромности, чистоплотности и вежливости, ни опыта взрослых удовольствий. Всем его поведением руководят лишь примитивные влечения и тревоги.

Какой образ мира может быть у ребенка на этой стадии развития? Это переменчивое место, где «может случиться что угодно» и где в самом деле случаются ужасные вещи. Где-то есть нечто теплое, любящее, доставляющее ощущение безопасности. Оно утоляет голод и поглаживает ему спинку, отчего он погружается в сладкий сон. Наибольшее чувство безопасности доставляется близостью к этому теплому и любящему «нечто». Когда ребенок брошен или чувствует себя брошенным, он несчастлив. Когда же он лежит на руках любящей матери или хотя бы слышит ее ласковый голос, он счастлив и спокоен.

Вначале все его стремления, по-видимому, ориентированы исключительно на поглощение: подобно взрослому эндоморфу он хочет поглощать тепло, молоко и любовь. Его образ мира столь расплывчат, что эти вещи почти взаимозаменяемы. Если не хватает молока, ему нужно больше любви. Если не хватает любви, нужно больше молока.

Сосание — его первая «социальная» деятельность, то есть первая после рождения деятельность, требующая для достижения наилучших результатов участия другого лица. Создается впечатление, что у каждого ребенка есть своя врожденная потребность в некотором минимальном объеме сосания, квота, и если эта квота не выбрана в раннем возрасте, он добирает ее впоследствии. (То же самое относится к щенкам и цыплятам, только последние не сосут, а клюют.) Причем сосание груди, по-видимому, в большей мере удовлетворяет эту потребность, чем сосание какого-нибудь другого предмета в течение такого же времени. Если грудное кормление не вполне удовлетворяет желание сосать, младенец нередко пытается восполнить недостачу другим путем, например сосанием большого пальца между кормлениями. Если это не помогает, то сильное оральное напряжение может сохраняться и в последующие годы, хотя, став старше, человек может это напряжение не сознавать.

Сознательно или бессознательно, это напряжение продолжает требовать удовлетворения и отражаться на поведении человека. Он может пытаться сохранить связь с «бутылочкой» в любой форме, которая дозволяется общественным мнением или собственным самоуважением — куря трубку или прикладываясь к бутылкам иного рода. Человек умом понимает, что уже должен был бы перерасти привязанность к бутылочке, и это желание уходит в тень и никак не проявляется, пока не происходит событие, вызывающее сильное чувство разочарования. И вот тогда, если индивиду никаким другим способом пережить это разочарование не удается, он может вернуться в прошлое и попытаться заглушить свое первое большое разочарование в жизни не до конца удовлетворенным младенческим желанием тянуть все в рот. Поэтому-то многие разочаровавшиеся в жизни начинают курить, пить, переедать или предаваться иным занятиям, задействующим рот, — предпочтительно таким, которые снимают одновременно и многие другие напряжения помимо того, о котором идет речь.

При благоприятных условиях минимальная сосательная потребность младенца со временем более или менее удовлетворяется, и ребенок естественным образом «перерастает» привязанность к материнской груди и к бутылочке. Возможно, отчасти это связано с тем фактом, что по мере развития нервной системы он обретает способность управлять удовлетворением других своих напряжений. Он может, например, получать большее удовольствие, вертя разные вещи в руках, а не засовывая их в рот, или же благодаря развитию нервов кишечника и мочевого пузыря испытывать новые и незнакомые прежде наслаждения от овладения этими органами, доставляющими ему теперь больше удовольствия, чем сосание.

Достаточно понятно, что желание тянуть вещи в рот и сосать их является формой «сближения», так что сосание является первым проявлением либидо. Младенец удовлетворяет свое либидо большей частью через рот, поскольку владеет ртом лучше, чем другими своими органами. Понятно, почему материнская грудь доставляет ему больше радости, чем бутылочка: телесная связь с матерью является более непосредственным способом удовлетворения либидо. Те же самые напряжения, которые на этой стадии жизни удовлетворяются близостью к матери, впоследствии будут играть роль в стремлении индивида к сближению с другими женщинами.

Как у младенцев, так и у взрослых прямое удовлетворение либидо сопровождается набуханием некоторых губчатых тканей. В первые месяцы жизни во рту младенца имеются губчатые образования, увеличивающиеся после кормления грудью (после искусственного кормления это происходит редко). Между удовлетворением либидо сосущего младенца и удовлетворением либидо взрослого человека имеется прямое физическое и психическое сходство.

Теперь давайте посмотрим, каким образом кормление младенца отражается на мортидо. Если мать, вместо того чтобы помочь своему ребенку удовлетворить либидо, отнимает сосок или бутылочку прежде, чем он насытится, младенец не может заняться анализом ситуации, задавшись вопросом: «Так ли уж нужно ей сейчас уходить, не дав мне насытиться? Какие такие заботы мешают нам быть вместе?» Будучи всего лишь не получившим желаемое младенцем, он сразу же ищет другие способы облегчения своих напряжений, и если не получается удовлетворить либидо, он пытается облегчить хотя бы мортидо. (То же относится и к другим видам разочарований, а не только к отнятой груди.)

Поскольку конечности пока еще не очень слушаются его, вариантов немного. Если взрослый в состоянии стресса может бежать или драться, младенцу недоступно ни то, ни другое. Главная доступная ему пассивная реакция — это лежать неподвижно, отказываясь сосать. Иногда организм отказывается даже переваривать пищу, что может стать причиной опасного истощения и привести к фатальному расстройству под названием «маразм». Еще задолго до возникновения современной психиатрии многие старые врачи, опираясь на интуицию и опыт, знали, что лучшее лекарство от этой доводящей до маразма «депрессии» — материнские любовь, ласка и молоко.

Если же младенец реагирует активно, ему приходится делать это с помощью тех мышц, которые имеются в его распоряжении, а в первые месяцы жизни, помимо сосательных мышц, он способен управлять преимущественно мышцами, служащими для дыхания и потягивания. Поэтому, когда малыш «злится», он задерживает дыхание, пока не посинеет, и растягивает мышцы настолько, что они утрачивают гибкость, и спина изгибается дугой.

В несколько более позднем возрасте ребенок может выражать свой гнев более агрессивно — кусаться. Он способен кусать материнскую грудь до крови. Здесь — как и в том случае, когда мужчина убивает женщину, которую любит, — для удовлетворения мортидо используется тот же объект, что и для удовлетворения либидо. Для младенца самый эффективный способ «устранить» обидевший его предмет — съесть его. И если он хочет, чтобы обидевшая его грудь исчезла, он пытается ее откусить (всегда при этом подразумевая, что после подобного наказания грудь появится снова и будет снова должным образом кормить его). К счастью, зубы в таком возрасте обычно развиты еще недостаточно, чтобы ребенок мог зайти в этом направлении слишком далеко.

Изучение жизни диких племен позволяет нам связать подобное кусание сосков с каннибализмом. Взрослые каннибалы тоже с наибольшим удовольствием поедают те части своих жертв, которые приносят им наибольшее удовольствие и в то же время как-то «обидели» их. За каннибализмом кроется нечто большее, нежели просто сварить и съесть приправленного солью и перцем миссионера.

Мы говорили о том, что если ребенок «недососал» в младенческом возрасте, он восполняет недостачу иными способами впоследствии. Тот же самый принцип применим и к младенческой жестокости. Похоже, что определенной силы фрустрация пробуждает соответствующей силы деструктивное желание, и если это желание своевременно утолить не удается, оно может оставаться среди инстинктов Ид, пытаясь получить удовлетворение в течение всей жизни человека. Такие глубоко захороненные и восходящие к самому раннему детству желания отчасти объясняют жестокость, присущую некоторым людям. Их терзает изнутри огромное неудовлетворенное напряжение мортидо, которое они тщатся снять, а поскольку в цивилизованном обществе свободно и полно удовлетворить такого рода желания не удается, они утоляются постепенно и малыми порциями.

Профилактика накопления злобы и жестокости, способных в последующие годы немало навредить как самому индивиду, так и окружающим людям, возможно, отчасти заключается в том, чтобы давать ребенку в грудном возрасте возможность вдоволь сосать материнскую грудь. Родителям стоит начать беспокоиться о том, не совершили ли они какую-то ошибку, тормозящую психическое развитие ребенка, только в том случае, если в его поведении часто повторяются действия, как будто не соответствующие его возрасту, при том что есть явные свидетельства готовности его нервной системы к чему-то большему.

Хотя ребенок определенно может кусать грудь, если чем-то недоволен, причины этого могут быть и другими. Это может, например, означать, что «кусающие» мышцы уже достаточно развились и ребенка пора отлучать от груди. Так что вопрос о том, почему младенец кусает грудь, и насколько это связано с его обидами, должен решаться матерью и врачом индивидуально.

Грудное кормление «до отвала» и позднее отлучение от груди способствуют развитию щедрости и оптимизма, в то время как людям, которые в детстве не насытились вдоволь материнским молоком, свойственна жадность. Ричард Райт (Richard Wright) в автобиографической книге «Черный мальчик» («Black Boy») пишет о том, что в голодном детстве приобрел привычку припрятывать еду и долго не мог отказаться от нее и тогда, когда уже нажил кое-какой капитал и мог быть уверен, что голод ему не грозит. Детские страхи преследуют нас, а детские радости несут с собой вечную уверенность в себе и благодарность судьбе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Эмоциональное развитие младенца — Мегаобучалка

Долгое время за маленьким ребенком не признавались способности к эмоциональному реагированию. Считалось, что в первые недели и месяцы жизни дети полностью находятся во власти инстинктов и в них мало, что можно найти человеческого. И хотя уже давно доказано, что ребенок первого года жизни руководствуется не только инстинктами, многие родители продолжают думать, что он еще «как бы не совсем человек», что «он еще ничего не понимает». При таком подходе не признается способность малыша с первых же дней жизни эмоционально реагировать на окружающий мир. Примером такого отношения к детям может послужить фрагмент письма одного ученого конца XIX века своему другу, в котором он сообщает о своем двухмесячном сыне (этот пример приводит психолог О. В. Баженова в книге «Популярная психология для родителей»): «Это настоящее маленькое животное, прожорливое до бесконечности, которое бывает спокойно только когда оно спит у груди. Я никогда бы не воображал, чтобы маленький ребенок мог быть всецело животным, лишенным каких бы то ни было инстинктов, кроме прожорства...»Выше мы уже говорили о ряде экспериментов, доказавших наличие у новорожденного способности к социальной активности. Отметим, что другие эксперименты доказали и богатство эмоциональной жизни детей ввозрасте от рождения до года. В настоящее время ученые заявляют, что психическая жизнь младенца настолько сложна, что до сих пор до конца не познана. Так что, вполне возможно, нас ждут и новые открытия, которые покажут, что маленькие дети не столь примитивны, как это может показаться.Что же касается развития эмоциональных реакций младенцев, то родители могут проследить его, используя средние данные. В настоящее время установлены следующие последовательность, сроки и длительность формирования положительных и отрицательных эмоциональных реакций у детей первого года жизни (по О. В. Баженовой):Улыбка на говорящее лицо — от 5 до 12 недель; Улыбка просто на лицо — от 7 до 14 недель; Комплекс оживления на говорящее лицо — от 8 до 14,5 недели;Комплекс оживления на яркий предмет — от 12 до 20,5 недели;Смех — от 20 до 30 недель; Хныканье — от 6 до 21,5 недели; Негативные реакции при отнятии игрушки — от 20 до 39 недель;Плач — от 30 до 60 недель.Давно уже замечено, что в разных ситуациях улыбки у малыша не похожи одна на другую. Точно также различается в разных ситуациях и плач. Внимательная мама, имеющая хорошую интуицию, услышав плач малыша или увидев на его лице улыбку, может определить, что послужило их причиной. Интересно, что ученым удалось насчитать более 70 различных по своему характеру улыбок младенцев. По мнению психологов, с их помощью младенцы передают взрослому информацию о переживаемых ими состояниях. Другое дело, что мы далеко не всегда понимаем маленьких детей.

 

«Комплекс оживления» и развитие первых форм общения.

 

 

По мнению ряда зарубежных исследователей, ребенок в первые месяцы жизни — асоциальное существо, живущее в своем замкнутом мире. Младенец якобы оторван от действительности, а его внутренний мир ограничен врожденной способностью удовлетворять свои органические потребности (А. Фрейд, М. Кляйн).

Так ли это в действительности? Многочисленные факты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, убеждают, что жизнь маленького ребенка целиком зависит от взрослого. Условия, в которых развивается ребенок в младенческом возрасте, являются максимально социальными. Особенность этих условий состоит в том, что ребенок, в отличие от детеныша животного, не способен сам, на основе врожденных механизмов поддерживать свое существование и приспосабливаться к окружающей среде. Приспосабливание младенца происходит либо опосредствованно через взрослого, либо в сотрудничестве с ним. Вследствие возрастной беспомощности младенец оказывается накрепко связанным в своем поведении с другим человеком. Взрослый для него всегда «психологический центр всякой ситуации».

Среди различных воздействий на младенца, как показала работа Д. Б. Годови- ковой, наиболее интенсивные и яркие положительные эмоции вызывает речь взрослого. М. И. Лисина отмечает, что особая чувствительность младенца к речевым воздействиям взрослых объясняется тем, что эти воздействия выступают как отличительные признаки взрослого человека — существа, связывающего ребенка с физическим миром. Первоначально младенец стремится добиться внимания и расположения взрослого, ему достаточно, чтобы тот был рядом, смотрел на него, слушал, одобрял его, обнаруживая тем самым свою доброжелательность к нему. Такова суть потребности общениясо взрослыми на первом этапе развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется посредством эмоционального общения. Для установления связи со взрослыми ребенок использует все доступные ему средства — мимику, жесты, вокализации. Все чаще у младенца в процессе общения появляется «комплекс оживления». Эта положительная эмоциональная реакция ребенка была описана Н. М. Щеловановым, Н. Л. Фигуриным, М. П. Денисовой. Они отмечали значение «комплекса оживления» для радостного бодрствования ребенка. С. Ю. Мещерякова (1975, 1979) установила, что «комплексоживления» проходит три этапа развития. Начиная оформляться на втором месяце жизни ребенка в виде отдельных компонентов (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление), он проявляется как реакция на внешние воздействия. Причем воздействия взрослого человека начинают вызывать эту реакцию раньше, чем физические объекты.

На 3-м месяце жизни «комплекс оживления» оформляется в целостную систему и становится основной формой поведения ребенка. Каждый компонент используется адекватно целям общения. Так, сосредоточение позволяет воспринять воздействие взрослого, улыбка служит знаком того, что воздействие принято и доставляет ребенку удовольствие, двигательное оживление и вокализации помогают привлечь внимание взрослого, находящегося в поле зрения ребенка, и держать его около себя. Это второй этап развития «комплексаоживления», активный. Почти одновременно он становится привычной формой проявления любых положительных эмоциональных переживаний. Это третий этап развития «комплекса оживления», который свидетельствует о преобладании его социальной функции. Если ребенок в 1-м полугодии жизни получает от взрослого достаточно внимания, то его общее психическое развитие проходит быстрыми темпами — во время бодрствования он активен, весел, рано начинает гулить, улыбаться, у него своевременно появляется «комплексоживления». Отсутствие же впечатлений, эмоционального контакта со взрослыми у здорового, ухоженного ребенка вызывает апатию или крик, приводит к задержке развития в двигательном, умственном и даже физическом отношении Такое отставание в психическом развитии получило в психологической и педагогической литературе название «госпита- лизм».

Дети, живущие в условиях дефицита общения, обнаруживают дезадаптив- ные формы поведения и чаще оказываются подверженными разного рода заболеваниям. Для эмоциональногообщения важно, чтобы взрослые отнеслись к ребенку авансом как к сознательной личности, как к субъекту, который способен понять их. Являясь ведущей деятельностью в младенческом возрасте, общение со взрослыми в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка, переходу его на следующую возрастную ступень. Убедительным доказательством этого являются результаты исследований, проведенных отечественными психологами в последние десятилетия (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова и др.).

Так, например, М. И. Лисина, исследуя детей первого полугодия жизни, пришла к выводу, что систематические словесно-эмоциональные воздействия взрослого вызывают у младенцев сдвиги в эмоциональной сфере и значительно благоприятствуют их познавательному развитию. Дети экспериментальной группы обследовали игрушку значительно дольше, чем дети этого же возраста контрольной группы, большее время занимали и их эмоциональные проявления. Они совершали большее количество собственно обследовательских и эмоциональных действий, быстрее освобождались от импульсивных, нецеленаправленных реакций, чаще употребляли одновременные движения глаз, рук и рта. Различия наблюдались и в эмоциональной окраске обследовательской деятельности — у младенцев экспериментальной группы было больше ярких, интенсивных реакций (смех, вскрики, сильное двигательное оживление).

Общение взрослого с ребенком оказывается более благотворным в том случае, если оно начинается до того, как сформируются сложные формы предметного восприятия (в данном исследовании — когда дети достигали 2,5 месяца; начатые после 4 месяцев, они хоть и.оказывали положительное влияние на познавательное развитие детей, но в гораздо меньшей мере).

Взрослый, считает М. И. Лисина, благодаря своим физически объективным качествам организует первые акты предметного восприятия ребенка. Овладев ими, младенец может успешно использовать их в иных ситуациях, при столкновении с другими предметами, например с игрушками.

Ребенок растет, изменяются его возможности, потребности Все больше его привлекают окружающие предметы, он начинает с ними действовать. Но примитивные манипуляции ребенка, простота, ограниченность его действий не позволяют ему самостоятельно открыть разнообразные, специфические свойства и функции предметов. Неоценимую помощь здесь оказывает взрослый. Он показывает новые интересные действия с предметами — подбрасывает мячик вверх, нанизывает кольца на пирамидку, раскрывает и вновь собирает половинки деревянной матрешки. Ребенку уже мало внимания и ласки, он стремится к сотрудничеству со взрослым, хочет действовать при его участии, вместе с ним. Эмоциональная форма общения изменяется на форму ситуативно-делового общения. Теперь кроме внимания и доброжелательности включается еще сотрудничество взрослого, его соучастие в делах малыша. Обогатились средства общения — взгляды и улыбки пополнились указательным жестом, просящими интонациями в вокализациях и первых словах, которые появляются уже во второй половине года. Деловое общение обеспечивает дальнейшее развитие психики ребенка. Он овладевает речью, учится выполнять более сложные действия с предметами, переходит к простейшим играм с ними.

Младенчество — период, когда активно формируются предпосылки усвоения речи. У ребенка рано проявляется интерес к речи человека. Вначале возникает реакция на голос и разговор с ним взрослого в виде сосредоточения на лице и полной остановки движения. В возрасте 1 месяца и нескольких дней во время пауз в разговоре с ним взрослого ребенок начинает произносить спокойные звуки: а-а, э-э. В дальнейшем реакция на человека становится специфической, отличной от реакций на предметы, — более частое и длительное сосредоточение, большая активность в движениях, большая эмоциональность.

Среди голосовых реакций, выполняющих роль подготовительных этапов речи, последовательно возникают звуки «гуканья» в 2-4 месяца, певучее гуление в 4—6 месяцев, повторные слоги-лепет во втором полугодии жизни. В 9-10 месяцев появляются облегченные слова. Как показали исследования И. М. Колосовой (1968), голосовые реакции возникают в основном в «социогенных ситуациях», т. е. чаще направлены на взрослого человека или других детей, чем на игрушку. Лепет способствует развитию речи ребенка, играет большую роль в подготовке его артикуляционного аппарата к произнесению речевых звуков. Во второй половине первого года жизни у ребенка появляется способность понять обращенную к нему речь. Он реагирует на определенные слова выразительными движениями.

Важной предпосылкой развития понимания речи является общееразвитие ребенка, развитие движений, действий и восприятий. Е. К. Каверина (1950) отмечает, что первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова. Например, в 1 месяц 20 дней ребенок «ищет» голос зовущего его взрослого, в 5 месяцев поворачивается в ту сторону, откуда зовут, в 5,5-6 месяцев подползает при подзывании его жестом и только после 11-го месяца приближается к взрослому на чисто словесный призыв. Начиная со второго полугодия жизни интенсивно развивается понимание речи. Самыми употребляемыми приемами обучения служат обращения — вопросы взрослого к ребенку (где то-то?) или доступное поручение (принеси то- то, скажи то-то).

Ребенок связывает предмет с его названием в 6-6,5 месяца — сосредоточенно смотрит на него, в 7,5 месяца наблюдается ориентировочно-двигательная реакция — не только поворачивает голову в сторону предмета, но и протягивает к нему руки, подползает. В 9 месяцев действия усложняются — ребенок подползает и показывает игрушку, а в 10 месяцев подает предмет молча, т. е. на слова-просьбы ребенок отвечает движением, жестом, пантомимически, без называния предмета. Первоначально для верной реакции ребенка на фразу необходимо наличие целого ряда непосредственных раздражителей (вид предмета, издаваемый им звук, его местонахождение и т. п.). В дальнейшем слово превращается в более сильную составную часть сложного раздражителя, а другие его части теряют свое прежнее значение. Этот процесс совершается постепенно. По данным М. М. Кольцовой, сначала становится безразличным положение тела, затем обстановка, в дальнейшем ребенок верно воспринимает слова, даже если их произносит новый для него человек; дольше всего сохраняется значение привычной интонации.

Что способствует развитию понимания речи ребенком? Факты, полученные в опытах Г. М. Ляминой, свидетельствуют, что даже в конце второго года жизни дети с трудом связывают слово с предметом, если они только видят данный предмет. Эффективность обучения значительно повышается, когда детям предоставляется возможность манипулировать, действовать с предметом (потрогать, погладить, поиграть и т. п.). Выработка у ребенка большого числа двигательных условных связей на слово способствует тому, что слово-название становится словом- понятием (Кольцова М. М.,1973). Исследования, проведенные в лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в Институте физиологии детей и подростков АПН СССР под руководством М. М. Кольцовой, подтвердили выдвинутое еще И. М. Сеченовым предположение о том, что всякое ощущение является смешанным. К ощущениям ребенка всегда примешивается мышечное, которое является более сильным. При объединении нескольких ощущений в единый образ синтез происходит прежде всего в двигательной области. Именно «мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связывать их в единое целое».

В конце 1-го года жизни в процессе общения ребенок начинает произносить первые слова, но активный словарь его невелик (4-20 слов). Обострением противоречия между возрастающей потребностью в общении и ограниченностью, недостатком средств для ее удовлетворения характеризуется конец периода младенчества.

 

megaobuchalka.ru

Эмоциональное развитие ребенка от восьми месяцев до года

Иногда он бывает открытым, нежным и общительным, но вдруг становится встревоженным, замкнутым и легко пугающимся незнакомых людей или предметов. Кто-то может сказать, что ваш ребенок пуглив или робок потому, что вы балуете его, но не верьте этому. Колебания в поведении младенца не связаны с методом его воспитания. Они обусловлены тем, что сейчас ребенок впервые способен видеть различие между знакомыми и незнакомыми ситуациями. Более того, его предсказуемое беспокойство в рассматриваемый период является свидетельством сформировавшихся здоровых взаимоотношений с матерью.Обычно первым проявлением достижения ребенком очередного этапа эмоционального развития является боязнь незнакомых людей. Вы можете подумать, что с ним что-то не в порядке: ведь в возрасте трех месяцев он спокойно на них реагировал, а теперь начинает напрягаться, когда они подходят слишком близко. Для данного возраста это нормально, и вам не нужно беспокоиться. Сейчас он может пытаться спрятаться или заплакать даже при виде няни или родственников (особенно если они приближаются к нему слишком быстро), рядом с которыми раньше чувствовал себя вполне комфортно.Примерно в это же время ребенок намного сильнее привязывается к матери и очень неохотно расстается с ней. Это вхождение в период страха потерять мать. Как только он начинает понимать, что все вещи единственны в своем роде и постоянны, он также осознает и вашу исключительность. Когда вы находитесь вне поля его зрения, он знает, что вы где-то есть, но не с ним, и это сильно расстраивает его. У него настолько слабо развито чувство времени, что он не знает, когда вы вернетесь, и очень боится, что больше не увидит вас. Когда ребенок станет немного старше, в ваше отсутствие его будут утешать воспоминания о проведенном с вами времени, и ему легче станет переносить разлуку. Он будет с нетерпением ожидать возвращения матери. Но сейчас младенец осознает только настоящее, и каждый раз, когда вы скрываетесь из его поля зрения (даже выходя в соседнюю комнату), он волнуется и плачет. Если оставить его с кем-нибудь другим, он может разразиться громким криком. Когда придет время ложиться спать, он не будет отпускать вас от себя и может просыпаться среди ночи, чтобы удостовериться в вашем присутствии.Сколько может длиться этот период боязни остаться без матери? Обычно его пик приходится на возраст от 10 до 18 месяцев, а затем на протяжении последующих шести месяцев второго года жизни страх постепенно ослабевает. В каком-то смысле этот этап эмоционального развития вашего ребенка будет отличаться особенной взаимной нежностью: ведь желание младенца быть вместе с вами является признаком его верности своей первой и самой большой любви - любви к вам. Интенсивность эмоций ребенка, когда он бросается в ваши объятия, огромна, особенно при осознании того, что никто - включая его самого - больше никогда не будет считать вас более совершенной, чем ваше дитя в этом возрасте. С другой стороны, такая сильная и неослабевающая привязанность ребенка может связывать, но оставляя его плачущим, вы будете испытывать чувство вины. К счастью, постепенно, вместе с ослаблением страха остаться без матери этот резкий перепад настроений сгладится. А пока старайтесь максимально смягчать свои временные отлучки. Ниже представлен ряд рекомендаций, которые могут вам помочь.

 

 

  1. Ребенок в большей мере подвержен боязни разлуки, когда он устал, голоден или болен. Поэтому, если собираетесь куда-то идти, планируйте свою отлучку на время после дневного сна и кормления ребенка. И постарайтесь как можно дольше оставаться с ним, когда он болен.
  2. Уходя, не суетитесь. Попросите того, кто остается присматривать за ребенком, отвлечь его (новой игрушкой, разглядыванием своего отражения в зеркале, купанием). А затем скажите «до свидания» и тихонько выйдите из дому.
  3. 3Помните: слезы ребенка высохнут через несколько минут после вашего ухода. Все его взрывы эмоций нацелены на то, чтобы убедить вас остаться. Когда вы исчезнете из поля зрения ребенка, его внимание быстро переключится на того, кто остался с ним.
  4. Помогите ребенку научиться легче переносить разлуку с вами с помощью коротких тренировок дома. Отсутствие матери ребенок выдерживает намного легче, если он сам инициирует его. Когда ребенок заползет в другую комнату (безопасную для него), не спешите присоединиться к нему. Подождите минуту или две. А если вам на несколько секунд необходимо выйти в другую комнату, скажите ему, куда идете и что вернетесь. Если он начнет нервничать, отзовитесь, но не бегите к нему. Постепенно ребенок осознает, что ничего ужасного не происходит, если вас нет, и, что не менее важно, вы всегда возвращаетесь, когда обещаете вернуться.
  5. Если вам необходимо оставить ребенка у няни дома или в каком-либо общественном учреждении, не уходите оттуда сразу. Поиграйте с ним несколько минут в новой обстановке. А когда будете уходить, заверьте его, что позднее вернетесь.

 

Этапы социального и эмоционального развития к концу рассматриваемого периода

 

  • Робок или встревожен в присутствии незнакомых людей.
  • Плачет, когда уходят мать или Отец.
  • Играя, любит копировать других людей.
  • Проявляет видимое предпочтение по отношению к определенным людям и игрушкам.
  • Проверяет реакцию родителей на свои действия во время кормления. (Что вы будете делать, если я откажусь кушать?)
  • Проверяет реакцию родителей на свое поведение. (Что вы будете делать, если я заплачу, когда вы выйдете из комнаты?)
  • Может проявлять страх в некоторых ситуациях.
  • Из всех людей отдает предпочтение матери и/или постоянной няне.
  • Копирует звуки или жесты, привлекая к себе внимание.
  • Самостоятельно ест руками.
  • Во время одевания протягивает руки или вытягивает ноги.

 

Знакомство ребенка с нянейЕсли вы планируете, что за ребенком по нескольку часов в день будет присматривать няня, желательно, чтобы они привыкли друг к другу в вашем присутствии. В идеале няня должна проводить с ним некоторое время на протяжении нескольких дней, прежде чем вы станете оставлять их одних. Если это невозможно, выделите часик или два перед своим уходом для этого периода знакомства.Во время первой встречи няня и ребенок должны сближаться постепенно. Рекомендуются следующие шаги.

 

  1. Возьмите ребенка на руки и поговорите с няней. Когда ребенок успокоится, посмотрит на няню или станет спокойно играть сам по себе, няня может посмотреть ему в глаза.
  2. Теперь пусть няня поговорит с ребенком, который остается у вас на руках. Пока еще она не должна протягивать к нему руки или пытаться дотронуться до него.
  3. Когда ребенок привыкнет к ее речи, опустите ребенка на пол с его любимой игрушкой напротив няни. Предложите няне медленно приблизиться к нему и поиграть с ним. Когда ребенок привыкнет к ней, вы можете постепенно отойти назад.
  4. Посмотрите, что произойдет, если вы выйдете из комнаты. Если ребенок не заметит вашего отсутствия, значит, первое знакомство прошло успешно.

Вы можете устроить такую поэтапную встречу применительно ко всем, включая родственников и друзей, которых ребенок не видел на протяжении нескольких дней. Взрослые зачастую пугают детей этого возраста, приближаясь к ним и издавая необычные звуки или даже пытаясь забрать ребенка у матери и взять его на руки, что еще хуже. Подобные действия необходимо пресекать. Объясните таким действующим из лучших побуждений людям, что вашему ребенку требуется время, чтобы привыкнуть к посторонним, и он будет дружелюбнее, если они не станут торопиться познакомиться с ним.

Подходящие для рассматриваемого возраста игрушки

  • Складные игрушки различного размера, формы и окраски.
  • Чашки, ведерки и другие емкости.
  • Различного размера небьющиеся зеркала.
  • Игрушки для ванной, которые плавают, наполняются водой и брызгают.
  • Большие кубики.
  • «Занимательные коробочки», которые открываются, пищат и двигаются.
  • Сдавливающиеся игрушки.
  • Большие куклы.
  • Различные игрушечные машинки из гибкой пластмассы без острых краев и съемных деталей.
  • Разного размера шарики и мячики (но не настолько маленькие, чтобы их можно было засунуть в рот).
  • Книжки со страницами из картона и крупными иллюстрациями.
  • Компакт-диски, магнитофонные кассеты, музыкальные шкатулки и игрушки.Игрушки типа «тяни/толкай».
  • Игрушечные телефоны.
  • Бумажные трубки, пустые коробки, старые журналы, упаковки для яиц, пустые пластиковые бутылки из-под лимонада, сока, молока (хорошо промытые).

 

В случае сильной привязанности ребенка к матери страх потерять ее может проявиться раньше, чем у других детей, но он быстрее у него и проходит. Не раздражайтесь в связи с этим собственническим инстинктом. Сохраняйте хорошее настроение и будьте доброжелательны по отношению к ребенку. Своими действиями вы показываете ему, как выражать свою привязанность и как отвечать любовью на любовь. Это эмоциональный фундамент, на который он будет опираться в последующие годы.Вы с самого рождения видели в своем ребенке единственную в своем роде личность с определенными чертами характера и предпочтениями. Однако сам он имел лишь смутное представление о себе как отдельной от вас личности. Сейчас же начинает пробуждаться его осознание собственной индивидуальности. Он все больше и больше начинает ощущать себя отдельной личностью и одновременно явственнее отделяет вас от себя.Одним из самых четких признаком появления самоосознания является то, как в этом возрасте ребенок смотрит на себя в зеркало. Примерно до восьмимесячного возраста он относился к зеркалу как к еще одному удивительному предмету. Свое отражение он мог принимать за другого ребенка или за игру света и тени на волшебной поверхности. Но сейчас его реакция изменится, указывая на понимание того, что в зеркале отражается он сам. Наблюдая за своим отражением в зеркале, к примеру, он может коснуться пальцем кончика носа или потянуть за выбившуюся прядь волос. Вы можете укрепить его самоосознание игрой с зеркалом. Когда будете вместе смотреть в зеркало, прикасайтесь к различным частям тела и говорите, к примеру, следующее: «Это носик Дженни. А это носик мамы». Или подходите к зеркалу и отходите от него в сторону, играю в «ку-ку» с отражениями.Либо же делайте различные выражения лица и вслух называйте эмоции, которые они передают.Со временем и укреплением у ребенка представления о собственной личности он станет спокойнее чувствовать себя при встрече с незнакомыми людьми и будет легче переносить разлуку с матерью. Кроме того, ребенок станет более настойчивым. Раньше, когда его все удовлетворяло, он был сравнительно уступчивым. Но сейчас зачастую ребенок хочет, чтобы было так, как он того желает. Не удивляетесь, к примеру, если младенец будет отворачиваться от определенных видов пищи или предметов, которые ему предлагают. Кроме того, когда он станет более подвижным, вам придется чаще говорить ему «нельзя», чтобы он не трогал запрещенных для него вещей. Но даже понимая значение этого слова, ребенок все равно может ослушаться. Однако все это только начало будущей «борьбы за власть».Ваш ребенок может также пугаться предметов и ситуаций, к которым раньше относился совершенно спокойно. В этом возрасте вполне обычна боязнь темноты, грома и громкого шума типа звука работающего пылесоса. Позже своими пояснениями вы сможете ослабить эту боязнь, но сейчас единственное решение заключается в устранении источника страха. Установите в детской ночник и пылесосьте, когда ребенка не будет рядом.Если вы не можете оградить ребенка от чего-то пугающего, постарайтесь предвидеть его реакцию и находиться рядом с ним, чтобы он мог рассчитывать на вашу поддержку. Утешьте ребенка и сохраняйте спокойствие - тогда он будет знать, что вы не боитесь. Если вы будете успокаивать ребенка всякий раз, когда он слышит удар грома или рев реактивного самолета над головой, его страх будет постепенно убывать. В конечном итоге ему будет достаточно одного только взгляда на вас, чтобы почувствовать себя в безопасности.

 

Наблюдение за отклонениями в развитииВсе дети развиваются по-разному, поэтому невозможно с точностью сказать, когда и как ваш ребенок совершенствует определенное умение. Указанные в настоящей книге этапы развития дадут вам общее представление об ожидаемых изменениях. Но не волнуйтесь, если развитие вашего ребенка пойдет немного по иному пути. Однако при наличии у него каких-либо из перечисленных ниже признаков возможной задержки в развитии для рассматриваемого возраста сообщите об этом педиатру.

 

  • Не ползает.
  • Ползает бочком (более месяца).
  • Не может стоять без поддержки.
  • Не ищет спрятанных у него на глазах предметов.
  • Не произносит никаких слов («мама» или «папа»).
  • Не учится использовать жесты (например не кивает головой).
  • Не указывает пальчиком на предметы или картинки.

 

Переходные объектыПочти все знают о персонаже серии комиксов Чарльза Шульца о Линусе и его одеяле. Он повсюду таскает его с собой, покусывая за уголок или заворачиваясь в него, когда становится туго. Защищающие вещи, такие как одеяла, являются частью системы эмоциональной поддержки, в которой нуждается каждый ребенок в первые годы жизни.Безусловно, ваш ребенок может выбрать для себя не одеяло, а что-нибудь другое: он может предпочесть ему мягкую игрушку или даже атласное украшение с маминого купального халата. Скорее всего, свой выбор он сделает где-то в возрасте 8-12 месяцев. Эта вещь будет служить для него талисманом многие годы. Если он устанет, она поможет ему уснуть. Когда вас не будет рядом с ним, она его утешит. Если он испугается или расстроится, она его успокоит. Когда он окажется в незнакомом месте, она поможет ему чувствовать себя как дома.Такие особые успокоители называются переходными объектами, потому что они помогают детям осуществить эмоциональный переход от зависимости к независимости. Отчасти их действенность объясняется тем, что они нравятся детям. Они мягкие, привлекательные и приятные на ощупь. Кроме того, они эффективны вследствие своей привычности. Любимая вещь сохраняет запах ребенка, она напоминает ему удобство и безопасность своей комнаты. Она внушает ребенку, что все будет хорошо.Вопреки суждениям противоположного характера, переходные объекты не являются признаком слабости или чувства беспомощности, и нет причин запрещать младенцу пользоваться так*ой вещью. В действительности переходный объект может оказаться очень полезным. Вам стоит подумать о том, чтобы помочь ребенку выбрать себе «любимицу» и сделать ее частью отхода ко сну. Попробуйте с раннего младенчества держать в детской кроватке маленькое одеяльце или мягкую игрушку. Поначалу ребенок может игнорировать их, но если они постоянно будут там находится, то в конечном итоге он, вероятно, привяжется к ним.Вы можете также облегчить себе жизнь, если у ребенка будет два одинаковых переходных объекта. Это позволит вам спокойно почистить или постирать один из них, в то время как второй будет оставаться у него. Это еще и поможет избежать потенциального эмоционального кризиса у ребенка (и у вас в том числе). К тому же «любимица» никогда не будет слишком испачканной. Если в качестве оберега ваш ребенок выберет большое одеяло, вы легко можете сделать из него две «любимицы», разрезав пополам. У ребенка слабо развито чувство величины, и он ничего не заметит. Когда же переходным объектом окажется игрушка, постарайтесь как можно скорее отыскать ее точную копию. Если не чередовать их с самого начала, ребенок может отказаться от дубликата, поскольку он покажется ему слишком новым и чужим.Родители зачастую беспокоятся о том, что переходные объекты способствуют развитию привычки сосать большой палец руки, и фактически иногда (но не всегда) так и происходит. Однако важно помнить, что такая привычка является для младенца нормальным естественным способом самоуспокоения. С течением времени и нахождением других путей борьбы со стрессом он постепенно откажется как от «любимицы», так и от сосания пальцев.

www.sweli.ru

Эмоции младенца

С точки зрения исследователей эмоций, у младенцев можно наблюдать базовые, универсальные выражения лица - интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх. К примеру, при оценке поведения новорожденного выражение интереса наблюдалось на звук погремушки, отвращения — при сосании мыльного пальца исследователя, гнев наблюдался при тестировании приносящего максимальное неудобство рефлекса. Младенцы уже в первые недели жизни меняют выражение лица так, что многие родители интерпретируют это как радость, гнев, удивление, страх, печаль или интерес. Эти ранние выражения лица, несомненно, имеют рефлекторную природу и требуют более тщательного изучения и категоризации. Однако есть основания считать, что младенец рожден с удивительной степенью лицевой нейромускулярной зрелости и, более того, что движения лицевых мускулов частично объединены в узнаваемые конфигурации, которые позже в жизни станут значимыми социальными сигналами. Если эти выражения лица случаются редко у новорожденных, то к возрасту 2-4 месяца они очевидны. В одном из исследований младенцев снимали на видеопленку во время игр с мамами и незнакомыми. Впоследствии при просмотре фильма и слайдов с выражениями лица матери могли классифицировать каждое из выражений лица младенцев как одно из обнаруженных ранее при исследовании взрослых универсальных выражений. Такие же результаты были обнаружены при наблюдении за младенцами при приближении незнакомого и в игре «ку-ку». Результаты этих исследований дают основания утверждать, что выражения лица младенца могут быть легко узнаны и классифицированы при использовании тех же категорий, которые используются для взрослых.

Определено, что младенцы имеют положительные выражения лица чаще, чем отрицательные. В первые две недели жизни наиболее приятное для родителей положительное выражение лица ребенка в виде улыбки можно наблюдать в так называемый период парадоксального сна, сопровождаемого движениями глазных яблок. Такое выражение лица является отражением циклического изменения электрических потенциалов мозга. Улыбка редко наблюдается, когда младенец находится в бодрствующем состоянии с открытыми глазами. Хотя новорожденные и улыбаются, эта реакция является рефлекторной, часто вызванной поглаживанием щек или губ. Вследствие внутренней нейрофизиологической природы и несвязанности с изменением внешнего мира, она была названа эндогенной улыбкой.

В возрасте между шестью неделями и тремя месяцами улыбка ребенка становится экзогенной, вызванной внешними событиями. Однако среди всех внешних стимулов человеческое лицо, взгляд, высокий голос и щекотка вызывают улыбку с наибольшей вероятностью. В первые полтора месяца наиболее эффективен голос матери, а после 6 недель лицо более эффективно, чем голос. Таким образом, став экзогенной, улыбка становится преимущественно социальной. Морфология улыбки все еще не меняется, она выглядит все также, хотя меняется вызывающая ее причина. В три месяца с улыбкой происходит еще одно изменение и она становится тем, что называется инструментальным поведением. Младенец теперь улыбается для того, чтобы получить ответ от кого-либо, например ответную улыбку или слово от матери.

Около четырех месяцев улыбка становится частью гладко протекающего и скоординированного действия и может появляться одновременно с другими выражениями лица. Возникают более сложные, часто двойственные выражения, например улыбка с нахмуренными бровями. В возрасте 4—5 месяцев младенец начинает смеяться, особенно в ответ на социальное взаимодействие, неожиданное изменение зрительной стимуляции и щекотку. В 7—9 месяцев он начинает смеяться скорее в предвосхищении появления лица матери при игре в «ку-ку», чем в ответ на завершение всей игровой последовательности. Однако после первого дня рождения дети улыбаются и смеются над событиями, причиной которых были они сами.

Считается, что изменения улыбки в младенческом возрасте происходят благодаря развертыванию врожденных тенденций. Основанием для такой точки зрения могут быть данные о значительном сходстве направления и времени изменения улыбки у младенцев, выросших в самых различных социальных условиях и условиях окружающей среды, и результаты наблюдения за слепыми детьми, у которых не было возможности видеть или имитировать улыбки, или получать зрительное подкрепление и обратную связь на свои улыбки. Если до 4—6 месяцев улыбки слепых младенцев были сравнимы с улыбками зрячих и проходили те же стадии и временные периоды развития, то после этого возраста у слепых стали наблюдаться угнетение и приглушенность выражения лица, улыбки были менее выразительными.

В отличие от улыбки смех не наблюдается от рождения и, по-видимому, не проходит через эндогенную фазу. Впервые он появляется в ответ на внешний стимул примерно между четвертым и восьмым месяцами. Вначале, от четырех до шести месяцев, он наиболее легко вызывается тактильной стимуляцией, такой как щекотка. В возрасте от семи до девяти месяцев более эффективными становятся звуковые события, а от десяти до двенадцати месяцев смех с наибольшей готовностью вызывается зрительными сигналами. Как и у улыбки, его форма мало меняется от времени появления в течение жизни. Он есть и у слепых, и у выросших вместе с животными детей. Смех также становится видом инструментального поведения уже в раннем возрасте.

Различные степени выражения недовольства, вплоть до плача, наблюдаются, как и улыбка, от рождения, проходят подобный курс развития и морфологически мало меняются в течение всей жизни. Они становятся экзогенными видами поведения, вызванными внешними причинами, раньше, чем улыбка, и считается, что инструментальное использование плача можно видеть уже в три недели от рождения. К третьему месяцу жизни каждое из этих выражений и вся последовательность, к которой они относятся, готовы и выступают как социальное и инструментальное поведение, чтобы помочь младенцу проводить и регулировать свою часть взаимодействия с матерью.

psyera.ru

Развитие эмоциональной сферы новорожденного, Кризис новорожденности

Первой формой человеческой активности есть проявление эмоций ребенка. Новорожденный начинает свою жизнь с крика. В первые дни он безусловно-рефлекторный характер, является результатом спазма голосовой щели, который сопро оводжуе первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик является первым проявлением негативных эмоций: спазмы вызывают чувство стеснения. В этом случае еще невозможно различить мышечную реакцию и эмо цийне отношения, поскольку у новорожденного отсутствует любой жизненный опыт. В первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, теплые. Предпосылкой кри ку есть голод, мокрые пеленки и т.п.. По нормального воспитания приглушенный"уа"новорожденного незаметно переходит в плач, выражающий различные страдания (физическую боль и др.ичний біль та ін.).

Первые эмоции новорожденного негативные, ему важно показать, что ему грозит, не удовлетворяет его. Доброжелательная внимание, любовь и забота взрослого вызывают у него позитивные социальные переживания я. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом является улыбка ребенка в ответ на беседу с ней взрослого. Она свидетельствует, что малыш выделил объект (взрослого), направил на него свою активностьсть.

Наибольшую радость родители испытывают от улыбки ребенка. Она появляется позже крика, как правило, примерно в конце 1-го месяца жизни на появление матери и звук ее голоса, выражая положительные эмоции. П. Первые улыбки ребенка возникают как реакция на ласковый выражение лица взрослого, и только через неделю-полторы ребенок начинает улыбаться, еще не видя взрослого, а лишь почувствовав его приближение. Усмиш ка - не просто выражение удовольствия ребенка, а инструмент налаживания ее взаимодействия с окружающими людьми. С ее помощью ребенок дает знать о себе, своих приятные чувства к близкому взрослому. Она является пер шим социальным жестом, свидетельствует об окончании периода новорожденности и начало немовлячого периода. На ее основе производится особое поведение ребенка (специфический акт поведения по отношению к взрослым) - комплекс оживлениявлення.

Комплекс (лат сотриlexus - сочетание, связь) оживление - система положительных эмоционально-двигательных реакций ребенка в ответ на появление в поле зрения людный, наклоняется, говорит, улыбается

Возникает он в конце 1-го - начале 2-го месяца жизни ребенка. Его признаками является сосредоточение взгляда на лице человека, радостные звуки, гуление, живая мимика, улыбка, быстрые и энергичные движения ножек и и ручек. Эта сложная реакция свидетельствует о выделения человека (как правило, взрослого, ухаживающий за ребенком) из окружающей среды и установление специфического связи в ней, о необходимости общения с этого времени ребенок не только устойчивее фиксирует свое внимание на человеке сравнению с другими предметами, но и изменяет доступные ей в первые недели активно-негативные реакции, пассивное восприятие на активно-позитивные ко нтакты с действительностью. Если активность ребенка на первых порах преимуществу недовольными органическими потребностями и сопровождается негативными переживаниями, то со временем ее движения все чаще. Видеовызов юються на фоне эмоционального комфорта, обусловленного не только удовольствием естественных потребностей, но и присутствием человекдини.

Принципиально важное значение для дальнейшего развития ребенка имеет комплекс оживления - основное новообразование периода новорожденности, появление которого является психологическим критерием окончания периода новонарод дженост.

Кризис новорожденности

Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, потому что в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться несамостоятельным существом. Основные особенности их жизнедеятельности дают основания выделять новонародженисть как особый возрастной этап, наделенный всеми характерными признаками критического возрасту.

Кризис новорожденности не открыли, а обосновали теоретически как особый период в психическом развитии ребенка, ее признаком является потеря ребенком веса в первые дни после рождение

Кризис новорожденности - относительно короткий период в жизни ребенка (1-2 месяца), который характеризуется психологическими изменениями, которые выражены в лишении ребенка основных средств общения со взрослыми беспомощности, переходе от пренатального до постнатального развития тощ.

Социальная ситуация развития новорожденного неповторимая. Биологически он вполне беспомощен, не может удовлетворить ни жизненной потребности без помощи взрослого, поэтому максимально социальным существом. По определенной зависимости от взрослых ребенок лишен основных средств общения с ними, прежде человеческой речи. На этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения декабря унтуеться их дальнейшее развитие в этом виціці.

Именно в своеобразии ситуации развития. Л. Выготский видел самую особенность возрастного периода. Эта ситуация создается благодаря тому, что, отделяясь от матери физически, ребенок не видокремлюет ться от нее биологически. Центром ситуации развития новорожденного есть взрослый. Большую часть времени он спит и просыпается, чтобы поесть. Новорожденный совершенно беспомощен, без опеки дорослог о может погибнуть. Взрослый, прежде всего мать, организует его жизни во всех аспектах: кормит, вызывает и поддерживает активность, создает предпосылки для новых впечатлений. Поэтому этот период считается переходным мы же внутриутробным и внеутробной жизни младенцев дитини.

Период новорожденности предвещает начало немовлячого возраста и охватывает первые недели жизни ребенка. Основной его особенностью является отсутствие поведения, ребенок проявляет лишь ее инстинктивные формы - безусловные и рефлекси.

. Безусловные рефлексы - наследственная форма реагирования на воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма

С ростом и развитием инстинктивные формы поведения исчезают, что открывает возможности для формирования новых (социальных) форм поведения

Предпосылкой формирования условных рефлексов является зрительное и слуховое сосредоточение на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления грудью дальнейшем оно сопровождает все многогранные собственно человеческие и формы поведенияи.

Центральным и основным новообразованием периода новорожденности является индивидуальное психическое жизни. Речь идет о том, что в период новорожденности ребенок существует индивидуально, отдельно от организма матери и сливается с социальной жизнью людей, которые его окружают. Кроме того, индивидуальная жизнь как первая и самая примитивная форма социального существования является психическим жизнью, ибо только оно может быть частью со социальном жизнь близких людией.

Новорожденному присуще лишь зарождение психической жизни (выразительность движений, состояние радости и печали, гнева и страха, удивления и размышлений; инстинктивные движения, связанные с голодом, сытостью, удовольствием м и т.д.). Эти проявления можно наблюдать сразу после рождения. Психическая жизнь новорожденного имеет очень своеобразный характер, о чем свидетельствуют: недифференцированность и нерасчлененность переживаний (своерид не сочетание влечения, аффекта и переживания; неумение выделить себя и свои переживания среди объективных вещей, неспособность дифференцировать социальные и физические объекты; нерасчлененность восприятия сит уации целомм).

На основе первоначально аморфного восприятие ситуации загад происходит различение ребенком более или менее ограниченных явлений, которые она воспринимает как особое качество на этом фоне. Закон структурности (разрезные ние фигуры и фона) является, по мнению. Л. Выготского, примитивной особенностью психической жизни, исходным пунктом дальнейшего развития сознания. Критерием определения возрастной границы периода новорожденности и он предлагал брать степень социального развития ребенка. Новорожденный еще не имеет никаких специфических форм социального поведения. Его психическая жизнь связана преимущественно с подкорковыми отделениями моз кмозку.

К концу 1-го - начале 2-го месяца в психическом и социальном жизни ребенка наступает переломный момент, что проявляется в ее специфической реакции на человеческий голос. Сутью реакции являются улыбки в ответ на разговор взрослого человека конце 1-го месяца крик одного ребенка может вызвать соответствующий крик другой. Такая реакция является верхней границей периода новорожденности, который знаменует начало нового возрастного ет апа развития младенцевини.

Сущность ситуации развития в период новорожденности характеризуется физическим отделением от организма матери, интеллектуальными формами поведения, которые переходят в социальные, зарождением психически ого жизненно.

uchebnikirus.com

Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста

Родители стремятся к гармоничному развитию своего крохи. Вместе с физическим, интеллектуальным воспитанием малышей значимую роль в становлении личности играет эмоциональное развитие ребенка. Способность понимать, осознавать свои чувства, эмоции, а также чувства и эмоции окружающих, умение сопереживать — все это играет огромную роль при формировании личности малыша.

Веселый малыш

Эмоции, способность их распознавать, умение их контролировать — признак успешности человека. По последним данным, успешность человека в большей степени зависит именно от коэффициента эмоционального развития. Именно поэтому, школьники, получающие отличные оценки достаточно часто испытывают неудачи во взрослой жизни.

Понятие эмоционально волевой сферы

Эмоции — особый вид психологических состояний личности, проявляющихся как, настроения, чувства, ощущения, переживания. Они также отображают психологическое состояние личности по отношению к себе, к окружающей действительности, а также к происходящему вокруг. Развитие эмоционального интеллекта — залог гармоничного воспитания ребенка.

Эмоционально волевая сфера — это не только эмоции и их проявления. Она рассматривает содержание эмоций, их динамичное развитие, глубину, а также качество проявленных состояний. Эмоции оказывают влияние на мировоззрение крохи, на то, каким увидит мир малыш, как он будет воспринимать окружающую среду, выстраивать личностные отношения.

Гримасы ребенка

Эта сфера делится на следующие составные части:

  • Эмоции. Ребенок показывает свою реакцию на окружающую действительность. Эмоции могут быть положительными, позитивными — например, смех, радость, или отрицательными, негативными — страх, плач. Малыш может продемонстрировать и нейтральные, например, удивление.
  • Чувства возникают позже и являются реакцией на отношение крохи к конкретным людям или событиям, предметам. Проявление одного и того же чувства возможно в нескольких эмоциональных действиях.
  • Настроение — устойчивое эмоциональное состояние ребенка, зависящее от окружающей среды, здоровья крохи, успешности деятельности. Настроение может быть изменчивым или устойчивым по продолжительности. На настроение немалое влияние оказывает также темперамент, характер малыша. Хорошее, позитивное настроение стимулирует несмышленыша на результативную деятельность. Плохое настроение негативное влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.
  • Воля — это способность малыша к сознательному контролю над своими действиями при достижении спланированной цели. Еще совсем кроха демонстрирует свою волю и целеустремленность, настойчиво собирая башню из кубиков, которые постоянно падают.

Эмоциональная сфера

Как происходит эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие дошкольников происходит под давлением внутренних и внешних факторов. Внутренние — это врожденные особенности личности крохи, присущие ему с рождения, такие как темперамент. Внешние факторы — семья малыша, окружающий его мир. Воспитательные методы, применяемые для развития детей, оказывают существенное влияние на развитие эмоционально волевой сферы малыша.

Правильное распознавание эмоций, передача их, совсем не является легким и простым действием для несмышленыша. Ребятня дошкольного возраста с легкостью отличает восторг, радость. А вот грусть или страх могут выделить, понять не все дошколята.

У ребятни до 5 — 6 лет главным для определения эмоционального состояния другого человека является мимика лица. Именно по выражению лица, кроха может определить, что чувствуют другие люди. В более старшем возрасте, учась в школе, дошколята учатся сдерживать свои чувства, не демонстрировать явно свои переживания. Теперь кроме мимики помочь с распознаванием эмоционального состояния личности малышам помогают жесты, пантомима.

Эмоции и чувства ребенка

Развитие аспектов эмоционально волевой сферы детей служит определяющим фактором, для достижения результата и успешности во всех видах деятельности малышей. Влияет также на учебу, коммуникативность, социализацию дошкольника.

Роль семьи очень важна при правильном, здоровом формировании эмоциональности крохи. Ведь именно в дошкольном возрасте у несмышленыша формируются, закрепляются основные аспекты эмоций. Прививать, развивать положительное отношение к окружающим, показывать на собственном примере важность позитивного настроения — все это в силах родителей.

Советы родителям

Давно замечено, что поощрение, похвала оказывают более сильное впечатление на психику крохи, стимулирует малыша к дальнейшему развитию. Наказание, крики, оскорбления негативно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, отбивает желание добиваться чего-либо. Постоянные упреки, наказания вызывают резко негативную реакцию на взрослых. Малыш или проявляет агрессивность в ответ или отказывается от любого проявления активности.

  • У дошколят преобладающими являются наглядные формы мышления. Распознавание эмоций, как они проявляются внешне малыш может изучать с помощью мультиков, спектаклей или прослушивания сказок. Крохе можно объяснить какие существуют положительные, а какие отрицательные эмоции, что они выражают. С использованием мимики продемонстрировать чем отличает испуг от радости, удивление от грусти.
  • Обратить внимание крохи не только на выражение лица, но и на интонацию голоса. Не стоит заставлять кроху прятать свои чувства, не показывать их. Учить, что негативные эмоции всегда плохие. Эмоциями необходимо научиться управлять, взятые под контроль, они помогут крохе лучше осознать себя как личность, более гармоничному формированию психической устойчивости ребенка.
  • Инстинкт самосохранения — это очень важное качество, особенно для детей. Это качество основано на контролируемом страхе за свою безопасность. Высказанное или показанное в корректной форме недовольство поступком, действием или конкретным человеком демонстрирует работу защитного механизма психики ребенка. Определить свои или чужие границы помогает обида крохи на нарушение личностного пространства. Ребенок валяется в траве
  • Сопереживание чувствам других, уважение формируется на наглядном примере значимых взрослых. Если папа кричит на пожилую женщину: куда лезешь старуха, ждать уважения к старшим от малыша не стоит. Да и сам отец не будет вызывать у чада уважения. Понимание, доверие близких людей формирует близость родителей и их чада.
  • Малыш не должен скрывать своих чувств, переживания от близких, родных людей. Внимательное отношение к чаду позволит добиться доверительности в семье. Взрослые смогут объяснить непоседе, как правильно подобрать эмоции, грамотно их использовать и развивать. Самое главное, родители научат кроху разбираться в чужих эмоциях.

Истерики дошколят могут быть большой проблемой для взрослых. Для гармоничного психического развития дошколят необходимо взять проявление истерик под контроль родителей. Приступы истерики необходимо прекратить как можно раньше. Потакание капризам, желание откупиться от проблем своих отпрысков, только усугубляют истерические проявления, способствуют формированию избалованного, эгоистичного чада.

Эмоциональное развитие

Единственно верный способ избавиться от истерик, капризов подрастающего поколения — это полное игнорирование самой истерики. Не стоит упрашивать маленького человечка, обещать что-то взамен, идти на поводу капризов чада. Пока взрослые не перестанут реагировать на истерики, дошкольник будет манипулировать своими родителями.

На положительное развитие маленьких непосед оказывает влияние чувство собственной востребованности, значимости. Необходимо привлекать чадо к семейным делам, заботам. Доверять маленькому человечку поливать цветы, помогать маме готовить или наводить порядок. Дошколята могут сами выбирать себе одежду, выбирать игру, в которую хотят поиграть. Таким образом формируется самостоятельность, ответственность маленьких непосед.

Развитие эмоциональной коммуникативности

Понимание эмоционального состояния окружающих — это важный шаг к формированию коммуникативности у дошколят. Несмышленыши смогут научиться сопереживать, сочувствовать, дружить. Эмоциональное развитие дошколят тесно связано со взаимоотношениями со сверстниками, взрослыми, а также с различными жизненными ситуациями.

Мама с малышом

Дошколята еще не могут в полной мере управлять своими эмоциями, скорее чувства управляют поведением маленьких непосед. Для дошкольников очень важно возникновение, сохранение позитивных отношений с другими людьми. Кроха очень переживает, когда его не принимают в игру, высмеивают. Малыш очень ценит возникающие дружественные чувства, симпатии к ровесникам.

Внутренний мир формируется у крохи в дошкольном возрасте и является основой личности маленького человечка. Задача родителей, воспитателей помочь крохе развить его эмоции, научиться ими управлять. Неумение общаться, связано напрямую с отставанием в психическом развитии ребенка.

Чтобы чадо научилось самостоятельно принимать решения, родителям не стоит постоянно решать проблемы дошкольника. Если ваше чадо пришло к вам за помощью, не взваливайте все на свои плечи. Пусть непоседа учится самостоятельности. Поговорите с несмышленышем, выясните, что его волнует, обязательно узнайте, как маленький человечек собирается исправить неприятную ситуацию.

Формирование эмоциональной сферы

Увидев, что дошкольник сможет сам справиться с проблемой, похвалите его. Но, не стоит мамочке говорить: «лучше сделай как я скажу» или, например, « я сама разберусь». Такое воспитание приведет к инфантильности дошкольника, создаст проблемы в общении со сверстниками у вашего чада.

Эмоциональные нарушения

Маленький человечек консерватор по своей натуре, он не любит никаких резких изменений в привычном течении жизни. Изменение режима жизни, поступление в детский сад или перевод в новое дошкольное учреждение, разлад в семье, развод родителей — все это может привести к тому, что у непоседы возникнут серьезные эмоциональные нарушения.

Выделяются следующие виды причин нарушений эмоционально волевой сферы дошкольника:

  • тревожное состояние, вызванное перенесенными стрессами;
  • недостаточность близости, доверия со значимыми взрослыми;
  • отставание в сфере интеллектуального развития;
  • социально — бытовые;
  • влияние компьютерных игр, а также фильмов, не соответствующих возрасту маленького человечка.

Все эти нарушения проявляются следующим образом:

  • гиперактивность;
  • повышенная агрессивность, нежелание идти на компромисс;
  • аутизм. Замыкание дошкольника в собственный внутренний мир, уход от контактов с окружающим миром и другими людьми;
  • тревожность. Может сопровождаться нервными тиками, заиканиями, в тяжелой форме — у непоседы может проявиться энурез.

Веселые ребята

Все эти виды психических расстройств нуждаются в коррекции с помощью грамотных специалистов. Дома, в семье родители могут помочь своему чаду научиться справляться с эмоциями. Несмышленыши любят, доверяют родителям, прислушиваются к ним. Такое отношение дошкольника служит залогом успешной корректировки психических нарушений.

Отсутствие эмоций или их недостаточное развитие ведет не только к пассивной умственной активности, а также и к пассивной физической двигательной активности. Вялый, малоподвижный, ничем не интересующийся несмышленыш — не о таком чаде мечтают родители. Различные виды активной деятельности, в том числе физическая культура способствует не только физическому, но также интеллектуальному и психическому здоровью дошколят.

Как развить эмоционально волевую сферу

У карапузов игра — это основная деятельность. Когда несмышленыш играет, у него формируется понимание социума, правил поведения, коммуникативность, воля к достижению поставленной цели. Основная задача упражнений, заданий, чтобы игры на развитие эмоционально волевой сферы помогли маленькому человечку запомнить, осознать основные базовые эмоции, их значимость в жизни каждой личности.

Грудной малыш

В садике или дома с дошкольником можно поиграть в следующие игры на развитие эмоционально волевой сферы:

  • угадай сказку или мультик. С помощью мимики, жестов ведущий показывает героя, какой-либо сказки или мультфильма. Дошкольник по внешним выразительным проявлениям лица, движений должен определить, кого именно изображает ведущий;
  • угадай, кто ты. В эту игру лучше играть небольшой группой. Каждому участнику по очереди раздать маски, изображающие радость, грусть, смех, страх, горе. Дошкольник, которому одели маску, не должен знать, что изображено на ней. По мимической подсказке тех, кто играет в группе, непоседа должен определить, какую эмоцию выражает данная маска;
  • мимическая гимнастика. Такой гимнастикой может заниматься с чадом и мамочка дома. Можно по очереди с непоседой изображать, как сердиться Карабас-Барабас, засмеяться как Буратино, изобразить строгую Мальвину или печального Пьеро. Тему для такой гимнастики может подсказать любая сказка или мультик; Эмоциональная сфера
  • уходи злоба и ненависть. Иногда агрессивному дошкольнику необходимо выплеснуть свой негатив. Часто агрессивность выплескивается на сверстников или родителей. Для снятия излишней агрессивности можно поиграть следующим образом. Выделить место для игры, можно на полу. На пол постелить чистый коврик, разложить мягкие игрушки или подушки. Дошкольник должен лечь на пол, закрыть глаза, устроить «истерику» — колотить руками и ногами по полу, кричать «уходи злоба».

Высокое интеллектуальное развитие при низкой эмоциональности не приведет личность к успеху. Знание принципов развития эмоционально волевой сферы дошкольника, поможет родителям принять активное участие при формировании у крохи гармоничного психоэмоционального состояния личности.

Любая игра должна помочь вашему чаду стать крепким, здоровым и не только физически, но и психически устойчивым. Во взрослой жизни несмышленышам придется столкнуться с различными ситуациями, не всегда приносящими хорошее настроение. Дети должны уметь контролировать свои эмоции, сопереживать, сочувствовать. Душевно черствые люди никогда не добиваются успеха. У них могут быть деньги, но не будет любящей семьи, которая всегда поддержит друг друга.

pups.su

3.3 Социально-эмоциональное развитие новорожденного, роль в нем матери

3.3 Социально-эмоциональное развитие новорожденного, роль в нем матери

Как известно, человек – существо социальное. Он с первых дней существования окружен себе подобными, а также включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Новорожденный ребенок окружен большим и разнообразным миром социальной стимуляции со стороны наиболее близких людей, в отношениях с которыми происходит его развитие. Существуют данные о том, что многие сенсорные и познавательные способности младенцев сосредоточиваются на восприятии социальных сигналов. Обнаружено, что младенцы меньше интересуются несоциальными стимулами.

С первых дней жизни ребенок имитирует социальные проявления взрослого человека, способен объединять информацию, поступающую по различным сенсорным каналам. Он обладает широким набором сигналов, необходимых для начала социального взаимодействия с близкими людьми, поддержания и прекращения взаимодействия. Иными словами, младенец появляется на свет со значительными сенсорно-перцептивными и моторными способностями устанавливать социальные связи с другими людьми (Крылов А. А., 2006).

Наблюдение за новорожденными в естественной окружающей обстановке позволило выявить социально-эмоциональные особенности новорожденного и экспериментально показать наличие врожденных способностей к социальному взаимодействию. Новорожденный окружен разнообразными социальными стимулами со стороны близких людей, в отношениях с которыми происходит его развитие. Большинство познавательных способностей младенца сосредоточено на восприятии социальных сигналов. Отмечено межполушарное различие в обработке речевых (социальных) и несоциальных звуков новорожденным. Младенцы быстро усваивают информацию о социальном окружении, рано развивают представление о себе и других. Некоторые младенцы уже к окончанию неонатального периода понимают связь между изменением выражения лица и голоса.

Слуховой анализатор начинает функционировать задолго до рождения, и в период новорожденности его функционирование более зрелое по сравнению с другими анализаторами. С первых минут рождения ребенок чутко реагирует на направление источника звука, поэтому психофизические методы исследования младенцев основаны на повороте головы как компоненте ориентировочного рефлекса. Показано, что сразу после рождения одним из наиболее эффективных сигналов, вызывающих поворот головы ребенка, является человеческая речь. В экспериментальных исследованиях распознавания речи было обнаружено, что младенцам особенно интересен человеческий голос, они предпочитают его другим звукам той же высоты и громкости, проявляют значительную способность обработки речевой информации. Исследования речевого восприятия показали, что младенцы могут определять интонации, подвергают речевые сигналы категоризации в соответствии с полом говорящего. Новорожденный предпочитает голос матери, вероятно, такое предпочтение может быть обусловлено опытом внутриутробного восприятия голоса матери. Так, показано предпочтение новорожденными той версии рассказа, которую им читали до рождения.

Обнаружено, что дети готовы к ответу на зрительные сигналы сразу после рождения. Отзывчивость ребенка на зрительную стимуляцию зависит от времени бодрствования, чем дольше младенец бодрствует, тем более способен к зрительному восприятию. У младенцев существует врожденная способность восприятия и предпочтения человеческого лица. Уже в первые часы после рождения дети демонстрируют зрительное различение и предпочтение изображения лица человека другим зрительным сигналам. Показано, что младенцы следят за реальным лицом лучше, чем за манекеном или фотографией лица. Отмечено, что поведение младенца при виде живого человеческого лица отличается от поведения при рассматривании неживых предметов. Они произносят больше звуков, начинают больше двигать руками и ногами, их движения становятся менее резкими и более регулярными. Вместе взятые лицо и голос матери более интересны, чем раздельно. Так, новорожденный следит за говорящим лицом лучше, чем только за лицом или только за голосом. Новорожденные способны различать эмоции взрослого по выражению лица – счастье, печаль, удивление. Положительные эмоции они различают лучше, чем отрицательные или нейтральные.

У новорожденного можно наблюдать эмоциональные выражения лица: интерес, радость, гнев, удивление, страх. Например, при оценке поведения новорожденного выражение интереса наблюдалось на звук погремушки, отвращения – при сосании мыльного пальца исследователя, гнев – при тестировании врожденного рефлекса Галанта (сильное надавливание большим пальцем руки на остистые отростки позвонков новорожденного). Есть основания считать, что младенец рождается с удивительной степенью нейромускулярной зрелости, движения лицевой мускулатуры создают узнаваемые конфигурации, которые со временем станут значимыми социальными сигналами. В период парадоксального сна у новорожденного можно наблюдать улыбку. Вследствие внутренней нейрофизиологической природы и несвязанности с изменением внешнего мира она была названа эндогенной улыбкой. С полуторамесячного возраста улыбка становится экзогенной, вызванной внешними стимулами, например человеческим лицом, взглядом, высоким голосом, и может выступать в качестве инструмента регулирования при взаимодействии с матерью.

У новорожденного ребенка выявлена возможность межсенсорного восприятия. Это один из наиболее сложных феноменов, проявляющихся в младенческом возрасте. Показано, что трехнедельные младенцы предпочитали зрительный стимул той формы, которую они до этого исследовали тактильно. Новорожденным давали пососать соску определенной формы, а затем предъявляли рисунки этой и других сосок. После быстрого сравнения дети дольше смотрели на рисунок той соски, которую осязали орально. Эти результаты позволили сделать вывод, что младенцы с рождения способны к кроссмодальному сравнению, в данном случае к сравнению информации, поступающей по тактильному и зрительному каналам. Младенцы с первых дней жизни способны имитировать некоторые действия партнера по взаимодействию. Показано, что трехнедельные новорожденные открывают рот или высовывают язык, если находящийся к нему лицом к лицу человек совершает эти действия. Таким образом, у новорожденного существует врожденная способность определения соответствия между тем, что он видит, и тем, что совершает сам. Особенно поразительна имитация эмоционального выражения лица. В двухдневном возрасте новорожденные имитируют улыбающееся, нахмурившееся или удивленное лицо взрослого. Среди социальных сигналов новорожденных выделяют вербальные и невербальные, которые разделены на две большие группы: сигналы привлечения внимания или приглашения к взаимодействию и сигналы прекращения взаимодействия. Р. Ж. Мухамедрахимов (2003) разделяет их следующим образом.

Приглашение к взаимодействию у новорожденного может быть легким или явным. При легком приглашении у ребенка появляется оживление на лице, он раскрывает руки со слегка согнутыми пальцами, приподнимает голову, меньше двигается. Явное приглашение выражается улыбкой, поворотом головы, взглядом в глаза, ровными циклическими движениями конечностей, призывным плачем, хныканьем, гудением.

Сигналы к прекращению взаимодействия тоже подразделяются на легкие и явные. Легкие сигналы это хныканье, сжимание губ, гримаса на лице, хмурость во взгляде, икота, соединение рук, вытягивание рук и ног, ребенок может мигать или вовсе закрывать глаза, отводить взгляд. Явными сигналами считается плач, максимально отведенный в сторону взгляд, плаксивое лицо, отталкивание, сонное состояние.

После рождения новорожденный активно участвует в образовании своих первых и главных взаимоотношений с наиболее близким человеком – матерью. Развитие его способностей, сигналов, с помощью которых он устанавливает социально-эмоциональные связи, происходит через взаимоотношения с ней. В социальной компетентности детей важен контроль над своими биологическими функциями путем социального взаимодействия с ухаживающими взрослыми. Также регуляция циклов сна и бодрствования – это результат социального взаимодействия между ними.

Теория привязанности, разработанная психологами и психоаналитиками Дж. Боулби и М. Аинсворс, раскрывает, что у младенцев наблюдается не связанное с удовлетворением физиологических потребностей и фокусирующееся на наиболее близком человеке поведение привязанности. Сюда могут быть отнесены такие врожденные виды поведения взаимодействия, как сосание, цепляние, слежение, плач, улыбка. Авторы указывают, что это поведение гарантирует защиту и выживание вида, подчеркивают готовность новорожденного к социальному обмену и установлению связи с матерью, полагая, что привязанность выполняет естественную, здоровую функцию впоследствии в жизни взрослого человека.

Результаты научных исследований развития новорожденного ребенка позволяют по-новому взглянуть на принятые в обществе подходы и принципы организации системы обслуживания новорожденных. Современные данные полностью опровергают правомерность практики раннего отделения новорожденного от матери, подчеркивают необходимость создания условий совместного пребывания матери и ребенка с первых минут после рождения, что отвечает потребности младенца во взаимоотношении с наиболее близким человеком – матерью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru