ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Формирование и развитие характера. Развитие характера


Формирование характера

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступкам и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, – складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

studfiles.net

Формирование и развитие характера

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.

Как известно, физиологическими механизмами обусловлен также темперамент. Однако он не является предпосылкой, однозначной траекторией формирования характера. Темперамент лишь способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера. Например, лица с холерическим темпераментом могут иметь различные черты характера.

В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые люди, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний, которые постоянно испытывает на себе ребенок.

Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формирование и развитие коммуникативных и деловых черт характера (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др.).Условия обучения в начальных классах либо разрушают имеющиеся первичные черты характера, либо закрепляют их в зависимости от влияния окружающей среды.

Эта тенденция продолжается до окончания школы. В старших классах школы специфика влияния социума зависит от:- личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, а также уровня самооценки;- средств массовой информации (телевидения, международных компьютерных сетей типа INTERNET и т.д.).

В 7-15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера.

К 15-17 годам личность приобретает достаточно высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Характер человека, однако, не консервируется. Условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют нажную роль в формировании мировоззрения индивида, его морально-нравственного облика и других психологических феноменов. В свою очередь, эти феномены определяют направленность процесса самовоспитания человека. Результаты самовоспитания особенно видны в подростковом и юношеском возрасте. Об эффективности этого процесса можно говорить лишь при четком осознании его необходимости и соответствующей силы мотивации. Так, например, юноша, мечтающий о профессии летчика, вряд ли станет легкомысленно курить, злоупотреблять алкоголем и т.п.

Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий - все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях. Другими словами, формирует характер.

Общая тенденция характерологической динамики до 25-30-летнего возраста заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).

После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается (если только это не вызывается различного рода психическими недугами). Возможные изменения могут быть обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Именно она закрепляет такие черты, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п.

В 50 лет человек, по выражению профессора Р. Немова, проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте все большее место в жизни человека занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера «оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности.

psyera.ru

19.Темперамент и деятельность людей.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента.

Сангвинический тип - эмоционален и отличается хорошей работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке,инициативен, оптимистичен, за короткое время входит в коллектив.

Меланхолический тип - быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен.

Холерический тип - отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения. Обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.

Флегматический тип - спокоен даже в сложнейших ситуациях. Придерживается выработанного распорядка, нетороплив и основателен, инертен, медленно переключается с одной работы на другую

20. Понятие о характере. Акцентуации характера

Характер-совокупность психологических свойств человека , которые проявляются в его отношении к действительности и накладывает отпечаток на его поведение и поступки.

Это наиболее индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности которые проявляются к себе (критичность самооценки, самоанализ) к другим людям(безразличие, критичность, эгоизм) к порученному делу (активность, ответственность). Основная характеристика характера-черта-это те или иные особенности, которые систематически проявляются в различных видах деят-ти чел-ка, при опред-х услов-х. В структуре хар-ра выдел-т 2-е группы черт:

1)Внутренние (хар-т внутр-юю направленность личн-ти)

2) Внешн-ие (интел-ые, волевые, эмоц-ые)

Акцептуация хар-ра-это развитие отдел-х св-в хар-ра в ущерб другим

Виды акцеп-ии по Лангарду:

  1. Гипертивный (постоянная разгор-ть, веселое настроение, энергичность, постоянное стрем-е к лидерству, риску)

  2. Дистиличный (пониж-е настроение, грусть. не многословие, скрытность)

  3. Циклоидный (резкие подъемы и спады настроения, утомляемость)

  4. Эмоц-й (чрезмерная чувств-ть, ранимость, обидчивость)

  5. Возбудимый (повыш-я раздр-ть, угрюмость, агрес-ть, целеустр-ть)

  6. Застревающий (застрев-й на своих чувс-х, мыслях, злопамятный, обидчивый)

  7. Педантичн-й (выраженная занудливость, слабо конрол-т своё общ-ое поведение, акуратен, серьезен, надежный)

  8. Тревожный (пониж-е настр-е, опасение за себя и свих близких, долго пере6живает неудачи, сомневается в действиях)

  9. Шизоидный (неопред-н, неодекватн-ая реакция на действ, не сдержан к себе но сдержан к другим, решителен)

  10. Комфортгый (высокая ощительность, болтливость, без своего мнения)

  11. Экзальтированный (изменчивое настр-е, яркое выраж-е эмоций, отв-ть за соб-я, влюбчив)

  12. Демонстр-ый (стрем-е быть в центре вним-я и доб-ся своих целей любой ценой нахуй)

21. Формирование и развитие характера

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

Темперамент способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера. Например, лица с холерическим темпераментом могут иметь различные черты характера.

В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые люди, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний, которые постоянно испытывает на себе ребенок.

Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формирование и развитие коммуникативных и деловых черт характера (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др.). Условия обучения в начальных классах либо разрушают имеющиеся первичные черты характера, либо закрепляют их в зависимости от влияния окружающей среды.

Эта тенденция продолж-ся до окончания школы. В старших классах школы специфика влияния социума зависит от: - личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, а также уровня самооценки; - СМИ (телевидения, международных компьютерных сетей типа INTERNET и т.д.).

В 7-15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера.

К 15-17 годам личность приобретает достаточно высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Характер человека, однако, не консервируется. Условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют нажную роль в формировании мировоззрения индивида, его морально-нравственного облика и других психологических феноменов. В свою очередь, эти феномены определяют направленность процесса самовоспитания человека. Результаты самовоспитания особенно видны в подростковом и юношеском возрасте.

Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий - все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях. Другими словами, формирует характер.

Общая тенденция характерологической динамики до 25-30-летнего возраста заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).

После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается Возможные изменения могут быть обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Именно она закрепляет такие черты, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п.

studfiles.net

5. Формирование характера.

Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Основные понятия и ключевые слова: характер, структура характера, черта характера, содержание характера, единство направления и образа действия, мотивация достижений, типичные черты, гороскопы, физиогномика, хиромантия, конституциональное направление характерологии, графология, типизация характера, акцентуация, социальная типология характеров, «мазохист-садист», «разрушитель», «конформист-автомат».

studfiles.net

Формирование и развитие характера – Конструктор Успеха

Содержание

  • ВОСЕМЬ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА
  • Следование примеру
  • Проговаривание
  • Ведение заметок
  • Чтение
  • Истории
  • Нравственные дискуссии
  • Ролевые игры
  • Действие

Формирование характера можно сравнить с физическими упражнениями, с созданием идеально сложенного тела. Если мы прикладываем усилия, то мышцы растут. Бицепсы становятся более сильными и более функциональными, если мы даем им дополнительную нагрузку в виде поднятия тяжестей или выполнения упражнений. И наоборот, отсутствие нагрузки вызывает атрофию мышц. Это можно наблюдать, если рука или нога долгое время находятся без движения, например, в гипсе.

Физические упражнения необходимы, чтобы поддерживать силу мышц или чтобы увеличить ее. То же самое касается и силы характера. Честность, скромность, уважение, целостность – это будто те же мышцы, которым требуется постоянная тренировка. Наш клеточный каркас нейронов растет, когда мы преодолеваем препятствия и справляемся с трудностями. Прочный каркас позволяет быстрее учиться. Следовательно, силу характера необходимо тренировать, генерировать больше нервных импульсов.

Физическая сила увеличивается, если человек регулярно выполняет определенный комплекс упражнений, постепенно увеличивает нагрузку. Наши черты характера можно тренировать точно таким же способом. Во время выполнения упражнений активно вырабатываются гормоны, например, дофамин. Однако можно сделать так, чтобы дофамин вырабатывался и при проявлении черт характера.

Если много тренироваться, то мышцы станут крепкими и сильными. Крепкие мышцы – это залог правильных действий. Правильные действия ведут к независимости, к принятию собственных решений. Человек перестает идти на поводу у общества, у окружения, у родителей и начальников.

ВОСЕМЬ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА

Следование примеру

Важными и необходимыми чертами характера являются надежность, терпение и самоконтроль. Если развивать эти качества у себя, то и окружающие люди будут проецировать результаты ваших тренировок. Человеческий мозг – это сложная система с миллиардами синаптических связей и импульсов. Прохождение импульса по нейронному пути укрепляет его, активирует, стимулирует работу его функций.

Проговаривание

Если часто говорить о важности и значимости черт характера (оптимизм, честность или сострадание), то подобные разговоры направляют поток энергии в сторону этой черты. Этот прием часто использую преподаватели, тренеры или родители при формировании характера. Если необходимые черты постоянно упоминаются в повседневной беседе, то они возникают в настоящей жизни. Если влиятельный человек видит проявление положительных черт характера, например, вежливости, доброты или честности, то он должен обязательно отметить эти проявления, обратить на них внимание, поговорить с их источником, с человеком, на которого нужно оказать воздействие. Более того, отклонение в характере тоже не должно быть проигнорировано. Идеальным решением будет небольшое, но емкое замечание, дискуссия, которая сможет навести собеседника на определенные мысли, поспособствует его обучению.

[ad#Adsense728X90]

Ведение заметок

Когнитивный рост лучше всего стимулируется через письменную речь. Если человек методично и регулярно выражает собственные мысли и идеи в письменной форме, то это приводит к стабильному улучшению. Ведь когда мы хотим что-то запомнить, зафиксировать, то обязательно это запишем. Здесь работает тот же принцип. Напишите о важности той или иной положительной черты характера, так вы сможете стимулировать нейронные пути, отвечающие за ее проявление. Андре Агасси в своих мемуарах говорит, что с утра выписывал все свои предстоящие цели и проговаривал их. Так он старался воспитать в себе «непоколебимую решимость». Эта процедура позволяла осознать, что решения серьезные, и Агасси относится к ним со всей серьезностью, собирается достичь своих целей.

Заметки не должны оставаться без изменений, если вы хотите, чтобы система показателей функционировала эффективно. Все важные записи подвергаются корректировке. Обязательно проверяйте свои заметки раз в несколько месяцев, вносите нужные правки.

Чтение

Формирование характера человека невозможно без получения знаний. А знания мы черпаем из книг. Лучше всего выбирать те произведения, где герои демонстрируют положительные черты – высокую нравственность, мораль, доброту. Найти такие книги можно в списках классической или современной литературы. Детские сказки или греческие мифы, басни или христианские притчи, биографии или мемуары, антиутопические произведения Оруэлла и многое другое.

Истории

Чтение тесно связано с другим инструментом – рассказыванием. Человек учится рассказывать истории, когда слушает других людей. А само рассказывание ведет к укреплению характера. Мы учимся обосновывать, излагать мысли, передавать события. На рассказывании истории основывается пропаганда. Оратор старается завлечь слушателей эмоциональным и ярким рассказом о жизненных ценностях. Проникнувшись этими историями, люди приобретают огромный заряд сил и энергии для дальнейшей деятельности.

Развитие характера человека происходит во время просмотра эпических фильмов. Это может быть и средневековая сага «Король Артур и рыцари Круглого стола», и военная драма «Спасти рядового Райана», и современная история «Общество мертвых поэтов». Кинематограф и его персонажи воспитывают в человеке лучшие качества, укрепляют его характер.

Нравственные дискуссии

Нравственные дилеммы – это один из действенных инструментов воспитания характера. Положительное его влияние активно поддерживается и обсуждается психологами. Решение и обсуждение дилеммы позволяет подготовиться к нравственным трудностям в реальной жизни. Обычно для дискуссии дается конкретная ситуация и ее предпосылки или обстоятельства. Человеку необходимо решить, что будет правильным в такой ситуации? На каком основании следует делать этот вывод? В чем заключается моральный долг человека?

Если нравственная дилемма возникает в реальной жизни, то для ее решения нужно использовать те же самые методы. Выпишите все возможные пути, расставьте приоритеты. Какой путь будет для вас максимально приемлемым и подходящим? Так вы сможете сделать правильный нравственный выбор.

Ролевые игры

Ролевые игры хорошо воспринимаются не только детьми, но и взрослыми. Этот инструмент оказывает серьезное воздействие на развитие характера. Ролевыми играми можно назвать и корпоративные сценки, и терапевтические игровые приемы. Цель этого инструмента – воспитание и развитие положительных черт характера у участников игры. Если человек во время игрового процесса воспроизводит положительные качества, например, справедливость, доброту, храбрость или решительность, то и в реальной жизни он будет склонен к приобретению и проявлению этих качеств. При воспроизведении эмоций мы заставляем мышцы двигаться, а это приводит к возникновению настоящих эмоций, к изменению состояния человека. Ученые Пол Экман и Гарриет Остер провели исследование, которое показало, что изменение лицевых мышц способствует появлению настоящей эмоции. Если человек воспроизводил на лице гнев, счастье, страх или другие эмоции, то это провоцировало физические изменения, им соответствующие. Ролевые игры могут включать и нравственные дилеммы. Сочетание этих двух инструментов оказывает необходимое влияние на формирование и развитие характера, становится поучительным и полезным времяпрепровождением.

Действие

Как и в случае с физическими упражнениями, наши эмоции требуют тренировки действием. Если вы хотите воспитать в себе сострадание, участие, то нужно для этого выполнять определенные действия. Работайте волонтером, помогайте слабым, совершайте добрые поступки. Если вы хотите, чтобы в вашей жизни было больше оптимизма, то попросите близких рассказывать о том, что хорошего произошло за день. Так вы будете тренировать и стимулировать мышцы, отвечающие за оптимизм.

Это далеко не все инструменты, позволяющие формировать характер. Неважно, какую должность вы занимаете, работаете ли простым почтальоном или директором крупной фирмы, воспитателем в детском саду или инженером, вы всегда можете найти способ развить положительные черты, воспитать в себе необходимые качества.

Не всегда окружение позволяет оттачивать оптимизм или терпение. Но если вы будете работать над собой в любой ситуации, то получите максимальный результат. Развивать терпение в прохладном саду легко. Попробуйте контролировать себя в душной пробке или на дороге, где каждый хочет вас подрезать. Такие ситуации дают почву для формирования терпения и самоконтроля.

Счастье и самореализация – это не то, что нужно долго искать. Это то, что уже находится внутри вас.

constructorus.ru

3. Формирование характера у детей.

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения. 

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.     Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.     Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:     - взрослых со взрослыми,     - взрослых с детьми,     - детей с детьми. 

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:     - доброта-эгоистичность,     - общительность-замкнутость,     - отзывчивость-безразличие.     Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.     Позже формируются другие черты характера:     - трудолюбие-лень,     - аккуратность-неаккуратность,     - добросовестность-злонамеренность,     - ответственность-безответственность,     - настойчивость-малодушие.     Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.     Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера. 

 В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).     В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник".     В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.     В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.     Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.     Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.     Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".     Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:     - суждения окружающих людей о жизни,     - поступки окружающих людей,     - художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),     - кино и другие медиа-образы,     - господствующая идеология в обществе. 

studfiles.net

Развитие характера

Развитие характера

Формирование и развитие характера человека нельзя рассматривать без учёта особенностей общества в конкретный исторический период. Соблюдающиеся в нём традиции, его идеалы и ценности, задачи, которые оно ставит перед гражданами — всё это находит отражение в мировоззрении человека, его ценностях, убеждениях, отношении к различным сторонам действительности, а значит — и в его характере.

Дальнейшее развитие характера происходит под влиянием всё более широкого круга социальных групп. В дошкольном учреждении и в младших классах школы оно во многом зависит от педагогов — от того, реализуют ли они в своей работе индивидуальный подход к ребёнку, подмечают ли они те или иные тенденции изменения его характера, умело ли воздействуют на него с целью коррекции его особенностей. В этот период сверстники менее значимы для ребёнка, чем его родители, воспитатели и учителя, но взаимоотношения с ними — в группе детского сада, в классе, в спортивных секциях, кружках по интересам и т.п. — тоже вносят определённый вклад в формирование черт его характера.

Характер продолжает развиваться и у взрослого человека. Необходимо подчеркнуть, что человек сам участвует в его выработке — ведь он сам совершает те или иные поступки, сам создаёт и изменяет обстоятельства своей жизни. Не только складывающиеся, но и сложившиеся черты характера не являются фатально непреодолимыми. Человек способен противостоять любым обстоятельствам — и внешним, и внутренним, в том числе собственному характеру.

Диагностика особенностей характера человека осуществляется с помощью специализированных личностных опросников.

С одним из них мы сейчас поработаем. Пожалуйста, подготовьте чистый лист бумаги и карандаш.

Формирование и развитие характера

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.

Как известно, физиологическими механизмами обусловлен также темперамент. Однако он не является предпосылкой, однозначной траекторией формирования характера. Темперамент лишь способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера. Например, лица с холерическим темпераментом могут иметь различные черты характера.

В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые люди, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний, которые постоянно испытывает на себе ребенок.

Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формирование и развитие коммуникативных и деловых черт характера (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др.).

Условия обучения в начальных классах либо разрушают имеющиеся первичные черты характера, либо закрепляют их в зависимости от влияния окружающей среды.

Эта тенденция продолжается до окончания школы. В старших классах школы специфика влияния социума зависит от:

— личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, а также уровня самооценки;

— средств массовой информации (телевидения, международных компьютерных сетей типа INTERNET и т.д.).

В 7-15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера.

К 15-17 годам личность приобретает достаточно высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Характер человека, однако, не консервируется. Условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют нажную роль в формировании мировоззрения индивида, его морально-нравственного облика и других психологических феноменов. В свою очередь, эти феномены определяют направленность процесса самовоспитания человека. Результаты самовоспитания особенно видны в подростковом и юношеском возрасте. Об эффективности этого процесса можно говорить лишь при четком осознании его необходимости и соответствующей силы мотивации. Так, например, юноша, мечтающий о профессии летчика, вряд ли станет легкомысленно курить, злоупотреблять алкоголем и т.п.

Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий — все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях. Другими словами, формирует характер.

Общая тенденция характерологической динамики до 25-30-летнего возраста заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).

После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается (если только это не вызывается различного рода психическими недугами). Возможные изменения могут быть обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Именно она закрепляет такие черты, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п.

В 50 лет человек, по выражению профессора Р. Немова, проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте все большее место в жизни человека занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера «оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности.

Формирование характера

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

— взрослых со взрослыми,

— взрослых с детьми,

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

Позже формируются другие черты характера:

Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).

В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный «комплекс двоечника»: ребенок перестает стараться, потому что он все равно «двоечник».

В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.

В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.

Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое «нововведение» в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их «антагонисты».

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:

— суждения окружающих людей о жизни,

— поступки окружающих людей,

— художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),

Формирование характера

Ни для кого не секрет, что внутренний мир человека – явление, которое постоянно претерпевает изменения в течение всей жизни. Одно лишь мгновенье способно сделать нас совершенно иными, чем мы были минуту назад. И естественно, то, что находится внутри нас, находит отражение в нашем поведении. В частности это касается характера. Каждое событие, которое мы переживаем, накладывает отпечаток наш индивидуальный образ поведения. И было бы неправильно оставить без внимания условия и механизмы формирования характера. Хотя бы для того, чтобы понять, как и откуда в нас взялись те или иные черты личности.

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни. Проблема формирования характера рассматривается наукой уже не один десяток лет. Принято считать, что первым это учение об индивидуальных особенностях человека открыл Юлиус Банзен, который рассматривал характер в качестве набора определенных черт личности. Вслед за ним психологи с мировыми именами (Фрейд, Юнг, Адлер) рассматривали формирование характера человека как процесс, находящийся вне сознания и вызываемый половыми или иными побуждениями. Также сегодня вопросом, что формирует характер, занимаются и антропологи. Объектом их пристального внимания является значение характера для личности.

Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни. Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается. Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:

Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

Источники: Развитие характера3.2. Развитие характераhttp://txtb.ru/146/59.htmlФормирование и развитие характераГлавным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процессаhttp://psyera.ru/formirovanie-i-razvitie-haraktera-551.htmФормирование характераХарактер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощиhttp://azps.ru/articles/cmmn/formirovanie_haraktera.htmlФормирование характераНи для кого не секрет, что внутренний мир человека – явление, которое постоянно претерпевает изменения в течение всей жизни. Одно лишь мгновенье способно сделать нас совершенно иными, чем мыhttp://womanadvice.ru/formirovanie-haraktera

lovewithyou.ru