ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности. Развитие и воспитание. Как влияет на развитие личности наследственность


Влияние наследственности на развитие личности.

 

  Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственность - это генетическая программа человека, определяющая его генотип.Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

  1. Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

  2. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

  3. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

  4. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства - карликовость.

  5. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

  6. По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Последнее время позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

 

heavenly-lotus.com

Влияние наследственности на развитие личности. ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

« Назад

Влияние наследственности на развитие личности.  10.02.2015 20:10

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственность - это генетическая программа человека, определяющая его генотип.Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

  1. Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

  2. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

  3. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

  4. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства - карликовость.

  5. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

  6. По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Последнее время позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

heavenly-lotus.com

Влияние наследственности на развитие личности

ДокладВлияние наследственности на развитие личности

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому что бы ответить на вопрос: «Что такое личность?», необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид».Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же, наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом – «нет, это не личность».Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание биологическую сущность человека? Нет, его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ.Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что человек – существо биологическое и социальное.Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность… Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма (обмен веществ, группы крови и др.), но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому каждому человеку необходимо иметь общие представления о наследственности, знать свою родословную (состояние здоровья родственников, их внешние особенности и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии вредных факторов (в частности алкоголя и курения) на развитие внутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития.Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.На протяжении 19 века ученые предполагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине 20 века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что еще из человека получится великая личность. Можно иметь хорошую наследственность, но оставаться при этом умной ненужностью.Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности. Великий русский ученый И.П.Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности предпринял наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека. Он предположил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности.Темперамент тесно связан с другими особенностями личности. Он является как бы той природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера.Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведений. Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Это на самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основные типа высшей нервной деятельности.По силе нервных процессов И.П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности.И.П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И.П. Павлову) – сангвинический темперамент;2. Сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову) – флегматический темперамент;3. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову) – холерический темперамент;4. Слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) – меланхолический темперамент.Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или неполноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.Тип нервной системы – это природное, врожденное свойство нервной системы, которая, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, ног не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.Кому, например, легче выработать у себя дисциплинированность, последовательность в работе, настойчивость – холерику или флегматику? Конечно, последнему. Зная свой темперамент, человек стремиться опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.С помощью наследственности человеку передаются определенные задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания. Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов. Задатки – это то, на основе чего у человека формируются те или иные способности. Задатки – это также предпосылки к формированию и развитию способностей, то есть то, что дано (или задано – отсюда название «задатки») человеку еще до того, как у него будут формироваться и развиваться соответствующие способности.Что же такое способность? Способности можно определить как устойчивые индивидуально – психологические особенности личности, от которых зависят их успехи в различных видах деятельности.Понимание способностей человека, которое характерно для современной психологии сложилось не сразу. В разные исторические эпохи и различные периоды развития психологии под способностями понимали различные вещи.Наряду с понятием «способности» в научный оборот вошли такие понятия как одаренность, талант и гениальность. Попытаюсь ответить на следующий вопрос: в чем разница между этими понятиями.Одаренность – это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки данному виду деятельности. Нужно отметить, что быть одаренным – не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.Талант – это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) – выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.Одаренным может быть ребенок, человек, который только приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым – как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник и любой другой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле.Гениальный – это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждый человек может быть в чем-то одаренным), способных – тоже не мало, но несколько меньше, чем одаренных (далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно не много, а гениальных – только единицы.Вопрос о том, каковы органические основы задатков, занимает умы ученых очень давно, примерно с XVII века и до сих пор привлекает к себе повышенное внимание. Самая последняя версия о возможной анатомо- физиологической основе задатков, возникшая к середине XX века связывает задатки с генотипом человека, т.е. со строением генов. Эта идея частично подтверждается по отношению к фактам, касающимся врожденных нарушений интеллектуальной деятельности человека. Действительно, умственная недостаточность часто имеет генетическую основу. Однако до сих пор не удалось обнаружить генетическую особенность положительных способностей, т.е. задатков в их позитивном понимании.К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.Так, проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.Наследственность проявляется в том, что ребенку передаются основные биологические признаки человека. С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, тип нервной деятельности, характер обмена веществ, ряд рефлексов. Не передаются по наследству приобретенные в течение жизни навыки и свойства, наукой не выявлено так же особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.К биологическим факторам относится врожденные особенности человека. Врожденные особенности – это особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Литература:1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1986.2. Водзинский Д. И. Семейно – бытовая культура: пособие для слушателей нар. университетов / Д. И. Водзинский, А.И. Кочетов, К.А. Кулинкович [и др.]. – Минск: Нар. асвета, 1987.– 255 с.3. Герасимович Г. И. Энциклопедия молодой семьи / Г. И. Герасимович, М. И. Делец [и др.] – Минск, 1987.4. Денисюк Н. Г. Традиции и формирования личности / Н. Г. Денисюк.– Минск, 1979.5. Ильенков Э. В. Что такое личность? / Э. В. Ильенков– М, 1991.6. Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. - 3 изд., переработ. и доп. – М.: Просвещение, 1969.

smolsoc.ru

Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности. Развитие и воспитание.

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 10Следующая ⇒

.Процесс развития личности. Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности. Развитие и воспитание.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой. Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

Наследственность и развитие личности – это два тесно связанных понятия, поскольку именно благодаря биологической наследственности ребенок с рождения обладает всеми необходимыми рефлексами.

Биологическая наследственность позволяет человеку быть человеком, т.е. отделяет человека как уникальное существо, уникальный вид.

Наследственность и развитие личности нельзя отделять друг от друга. И хотя о роли наследственности в развитии личности существует два мнения, они тоже неразрывно связанны друг с другом.

Одно мнение заключается в том, что человек приобретает все необходимые навыки, внутренние качества и характер благодаря социальному фактору, окружению, а другое в том, что все качества характера и внутренние качества в человеке заложены генами, наследственностью.

Конечно, наследственность, как и социальный фактор, играют важную роль в развитии личности. Наследственность и развитие личности, несомненно, связаны, поскольку с момента рождения каждый человек обладает множеством инстинктов и рефлексов, без которых человек не смог бы оберегать себя от опасностей.

Это и инстинкт самосохранения (зажмуривание глаз при ярком свете, одергивание руки при прикосновении к горячему), пищеварительные рефлексы, а также ориентировочные рефлексы.

Наследственность и развитие личности также связаны и в плане внешности ребенка, т.к. с помощью генов родители передают ребенку ряд физических и биохимических качеств. Это и рост, и цвет волос, и цвет глаз, резус-фактор крови.

Наследственность также влияет и на определенные способности, которые также заложены в человеке генами. Нельзя отвергать и предположение о том, что наследственность прямым образом сказывается на характере и на преобладающих внутренних качествах человека.

Конечно, общество и культура делает человека социальным существом, и развивать свои наследственные способности и возможности человек может только в обществе и в своей деятельности, поскольку если человек, например, будет расти в стае собак, то и вести себя, соответственно, будет, как они.

А общество, культура и духовные ценности, принятые в обществе, способствуют полноценному развитию всех заложенных наследственных факторов, с помощью чего человек, в отличие от животных, способен личностно расти всю жизнь.

Влияние среды на развитие личности

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для психологии важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие". Развитие происходит: 1. В единстве биологического и социального в человеке.2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (Леонтьев, Выготский). Причина - неравномерность созревания мозга и нервной системы. Пластичность нервной системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабая память - высокая организация познавательной деятельности), посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.), через деятельность. Основные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать - это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых (не отрицая великую роль деятельности для формирования человека, Мясищев В.Н. неоднократно указывал, что сама по себе деятельность для формирования основных психических качеств может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам). Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим комплексный, системный подход. Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого - это роль помощника-фасилитатора - помогать ребенку в процессе его развития (в России таких 10%). Л.С.Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития". Существуют различные возрастные периодизации. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо и другие. Основа периодизации - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание и развитие личности должно естественно основываться на возрастных особенностях.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

В первые пять лет происходит становление личности ребенка, он впитывает все вокруг как губка. Информация, опыт, эмоции, полученные в этом возрасте, крайне важны и складываются в одно целое. На выходе получаем человека с определенным набором психических процессов, состояний и свойств. Иными словами, скелет характера закладывается именно в этом милом возрасте. У детей появляется свое представление о половых ролях, о женщинах и мужчинах – происходит половая идентификация. Бесспорно, многие дети с самого раннего возраста начинают подражать своим родителям. Некоторые взрослые задаются вопросом: откуда у малыша появляется та или иная манера поведения, почему для выражения гнева и недовольства ребенок применяет ругательные слова, кричит и замахивается руками на обидчика. Мама и папа часто, в первую очередь, задумываются о мере наказания, о способе воспитания ребенка, забывая, что фундамент воспитания детей лежит в самовоспитании родителей. Человек, не способный адекватно и зрело реагировать на жизненные трудности, минимизировать скверную черту характера, взрослый, который не имеет силы воли избавиться от вредной привычки, который не стремится к самосовершенствованию, не может быть хорошим примером для своего ребенка. Воспитание ребенка начинается с самого себя. Родителям необходимо обращать внимание на такие моменты в поведении детей, которые является прямым подражанием. Через поведение малыша, посредством такого зеркального отражения можно познать себя, получить подсказку, в каком направлении работать над собой. Поле для деятельности может быть очень широким. Если кто-то в семье заболел, поухаживайте за ним вместе с малышом, приобщите его к приготовлению чая для больного. Никогда не оставайтесь равнодушными к неприятности даже незнакомого человека. Отзывчивость взрослого сформирует хорошую черту у малыша. Избегайте завистливых рассуждений при ребенке, сплетен и колких выражений в адрес кого-либо, не бросайте мусор на тротуар, не ругайтесь в транспорте – и тогда Вам не придется страдать от невежества Вашим детей.

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 71; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net

15. Раскройте влияние наследственности на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

www.i-po.ru

Генетика, воспитание и успешное развитие ребенка

Наследственность оказывает существенное влияние на развитие ребенка. Психологи убеждены, что единственная цель каждого из нас – реализовать свой наследственный потенциал. Воспитание может быть в этом помощником или помехой.

Исследования показали, что раннее развитие ребенка после 5 лет покажет только те результаты, которые генетически заложены в ребенке. Сформированный воспитанием сценарий жизни будет определять эффективность реализации природных задатков. И отличают нас друг от друга именно вытекающие из него собственные поступки.

Силы, формирующие личность каждого, распределяются еще в момент зачатия и развития слоев зародыша. У всех зародыш включает три слоя клеток: внешний – мозг, нервная система, кожа; средний – мускулы, кости; внутренний – сердце, желудок и другие внутренние органы. Их неравномерное развитие определяет тип психофизиологической конституции:

  • человек-мозг (тело удлиненное, здоровье слабое): думает больше, чем делает; ищет смысл бытия;
  • человек-мускул (атлетическое телосложение): любит преодолевать препятствия, полагаясь на силу;
  • человек-желудок (любимец публики, полноватый душка): воспринимает жизнь через чувственные наслаждения, не поддается депрессии.

Наследственность определяет и тип темперамента – соотношение процессов торможения и возбуждения нервной системы. Так формируются холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Каналы общения тоже заложены с момента зачатия. Есть визуалы (воспринимают мир через образы), аудиалы (через слова) и кинестетики (для них важны ощущения).

После рождения родители «надевают» на личность ребенка сценарий воспитания, который позволяет ему адаптироваться в той или иной мере. Если сценарий жизни не будет соответствовать генетике ребенка, то он не сможет реализовать себя на 100%. Успешный продавец из «генетического» художника вряд ли выйдет. Если только ребенок осознаёт сценарий, но принимает самостоятельные решения, только тогда есть шанс полноценной самореализации при негативном подходе в воспитании.

Перед каждым из нас есть границы (генетические задатки и контекст жизни), в кругу которых мы находимся в нашем развитии. Родители должны уловить способности ребенка и развивать их, создавая благополучную развивающую среду. Развитие должно быть до предела возможностей ребенка. Усвоение ребенком развивающего материала и поощрение родителей позволяет расширять границы. Если всё так и происходит, ребенок привыкает ставить цели на пределе, учится понимать, на что он способен, и на протяжении жизни реализует модель победителя.

Не победители, а «участники» не склонны брать инициативу на себя, не достигают своих границ, находясь внутри генетического круга. Обычно это те люди, самостоятельность которых подавлялась родителями в детстве. Им часто рассказывали, что опасного, что плохого может последовать за тем или иным действием.

И третий сценарий воспитания – воспитание неудачника. Это личность, склонная ставить цели за границами своих возможностей. Несоответствие целей задаткам, требования «ты должен», наказания вместо поощрения – эффективный метод воспитать личность лузера.

Наследственность определяет многое, но только не успешную реализацию. Воспитание же позволит осуществить эффективное развитие личности. Ориентация на мнение и ощущения ребенка, предоставление ему возможностей мыслить, принимать решения нетривиально, совершать настоящие поступки и проявлять чувства, доверие к ребенку при этом – это залог эффективной и победной генетической реализации.

Генетику можно расширять воспитанием, а неудачный сценарий воспитания часто возможно скорректировать только профессиональной терапией. Помогите ребенку обрести свое счастье!

roditeli.ua

Проблема развития личности. Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности.

Количество просмотров публикации Проблема развития личности. Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности. - 51

Понятие ʼʼгармоничная личностьʼʼ помимо прочего включает в себя психическое здоровье и душевное равновесие. Чтобы эти параметры были соблюдены, сознание и бессознательное должны активно взаимодействовать. Это обеспечит человеку одновременное ощущение связи с коллективом, окружающим миром, и осознание себя как индивидуальной, неповторимой единицы мироздания. Проблема развития личности и состоит в соединœении этих противоположных начал в человеческой душе. Использование общечеловеческого опыта должно сопровождаться внимательным отношением к своему внутреннему голосу. Только в таком случае возможно существование логичной, целостной натуры. Огромную роль в процессе роста личности или Эго из бессознательного играет рефлективный дар, выделяющий человека среди остальных живых существ. Именно благодаря ему личность оказывается способна совмещать два мира: внешний и внутренний. Внешний мир имеет два измерения: горизонтальное — физические данные окружающей среды, познаваемые с помощью органов чувств, и вертикальное — духовная составляющая, отражающая ступень развития общества. Внутренний мир — это бессознательное начало, дающее почву для роста личности и создания субъективного отношения к внешним условиям.

Этапы развития личности В стремлении к единству психика каждого человека проходит несколько этапов своего развития. При этом изменения происходят в течение всœей жизни личности. А особенно важными они становятся во второй ее половинœе, когда детские и юношеские достижения оказываются на втором плане. ‣‣‣ Первый этап развития принято называть мистическим участием. Он характеризуется крайне слабой обособленностью Эго. Оно воспринимается как часть общего мира. В данный момент элементы внешние и внутренние принадлежат к единому целому. Такая стадия развития присуща детям и дикарям, которые воспринимают себя как часть окружающей среды, а не как отдельную личность. В цивилизованном обществе стадия мистического участия встречается в виде психологии толпы, где в поведении человека отсутствует личная ответственность за происходящие события.

‣‣‣ Далее проблема развития личности трансформируется в крайне важно сть усвоения правильных установок. В данный момент появляется первичная дифференциация окружающих и себя по половому признаку, а также возникают начальные представления о противопоставлениях в окружающем мире. К примеру, горячо-холодно, хорошо-плохо, свет-тьма. Основное влияние на развитие человека на этом этапе оказывает мать как воплощение женского начала. ‣‣‣ За матриархатом приходит патриархат. Главенство получают такие ценности как дисциплина, осознание ответственности, прохождение различных жизненных испытаний. В данный момент положение женщин воспринимается как подчинœенное, зависимое. ‣‣‣ Последний этап приносит интеграцию женского начала как крайне важно го элемента в человеческую личность. Этот момент в развитии психики является решающим. Именно с этого времени человек получает возможность совмещать в себе противоположные стороны психического. Для поддержания гармонии в личности должны сосœедствовать материя и дух, женское и мужское, бессознательное и сознание… Разумеется, на этом развитие личности не заканчивается. При этом именно эти же этапы повторяются в течение всœей жизни человека. Внешние проявления становятся иными, но их смысл останется неизменным. Развитие по спирали позволяет совершенствоваться в течение всœей жизни, вбирая в собственное сознание всœе новые и новые составляющие.

Проблема развития личности требует постоянного приложения сил в направлении усложнения Эго, гармонизации его элементов. В первой половинœе жизни это происходит за счёт познания окружающей действительности, взаимодействия с ней, выстраивания отношений с людьми, достижения определœенного уровня образования и создания собственной семьи с постижением новых для себя ролей. Во второй же части пути развитие личности приобретает осознанность, что сказывается на качествах, культивируемых в сознании. Также в это время внешняя жизнь становится более активной и продуктивной, позволяя личности самореализоваться. Подобные действия приводят к еще большей потребности в общении с собственным Эго, приводя к его росту и совершенствованию.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всœего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в т.ч. задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителœей детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определœены группы крови, резус-фактор. Размещено на реф.рфУнаследованные физические особенности предопределяют видимые и невидимые различия людей. К наследственным относятся также особенности нервной системы, предопределяющие характер протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителœей, в т.ч. и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (к примеру, шизофрения) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карликовость, к примеру. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителœей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы предоставлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции через саморазвитие и самосовершенствование. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, крайне важно сть воспитания заложена в человеке природой. Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение наследования интеллектуальных, специальных, социальных, моральных и духовных (в широком смысле) качеств.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, принято называть средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в т.ч. географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всœего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие ʼʼсоциальная средаʼʼ входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всœего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в т.ч. материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Школа, класс, друзья — следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителœем каких ценностей он станет.

referatwork.ru