ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Основные педагогические понятия-категории. Саморазвитие это в педагогике определение


Педагогика саморазвития

Педагогика саморазвития

Задание 1

Найдите, проработайте и определите понятия «творческая личность» и «индивидуальный стиль деятельности», «направленность», «педагогическая направленность», «гуманистическая направленность», «педагогическое творчество», «педагогическое мастерство», «педагогические ценности», «идеалы педагога».

Ответ:

Творческая личность это личность обладающая способностями, мотивами, знаниями и умениями, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности.

Направленность - целеустремлённая сосредоточенность на чём-нибудь мыслей, интересов.

Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика.

Гуманистическая направленность - обеспечение более полного развития каждого учащегося с точки зрения не только усвоения учебного материала, но и познания учащимся самого себя и общества, в котором он будет жить.

Педагогическое творчество - активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся.

Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Идеалы педагога - условие эффективности его самовоспитания.

Задание 2

Составьте словесный портрет «творческого педагога», «педагога - мастера».

Ответ:

Творческий педагог

Школа для ученика всегда являлась началом всех начал. Она давала им основу для дальнейшей учебы и жизни.

Преподавание - величайшее из искусств. Учитель не только обучает своему предмету, но и развивает способности учеников, формирует их характер и взгляды, учит правильному отношению к жизни и к людям. Воспитывать и учить детей - большая ответственность. А значит, учитель всегда должен знать, как трудные вещи сделать простыми, как заинтересовать ученика своим предметом.

Учитель должен построить свои отношения с учащимися таким образом, чтобы ни один ученик не чувствовал себя лишним.

Учитель должен не только обладать глубокими знаниями своего предмета, не только быть образованным, эрудированным человеком, но и иметь дар донести свои знания до каждого своего ученика.

Настоящий учитель своей первостепенной целью видит развитее способности к размышлению, к стремлению познать, проанализировать, дать собственную оценку и сформулировать собственное мнение у ученика. И лишь затем обучение своему предмету.

Почему-то каждый раз, дойдя до отчаяния от чувства бессилия, от осознания бесполезности всех усилий, вдруг получаешь сказочный подарок, причем чаще всего от того ученика, от которого не ждешь. У него появляются идеи, он делится ими, заражает и увлекает. И снова педагогическая жизнь играет яркими красками.

Настоящие знатоки и ценители всего - дети. То, что им дорого, не имеет цены - только ценность. А ценность определяется теми возможностями, которые таит вещь или предмет, это единственный критерий их оценки. Есть чудо, которое исчезает, когда мы уходим из детства, - это дар превращать любую вещь в то, во что мы хотим.

Это относится и к нынешнему школьному образованию. Воображению ученика, его изобретательности отводится в нем мало места. Упор делается на уже препарированные знания, подготовленные непосредственно к потреблению, часто стерильно обработанные и даже спрыснутые дезодорантом.

При обучении нам важнее всего конечный результат: оценка, аттестат, диплом, работа, деньги - в такой последовательности. А ведь обучение - это не продукт, а процесс, причем процесс, не кончающийся никогда. И воображение - моё условие этого процесса, так же как и способность мечтать и витать в облаках. Именно мечтатели создали колесо, «Пятую симфонию», «Фауста», космический корабль, компьютер и памперсы для младенцев.

Всегда, в любой параллели есть ярко одаренные дети. Не все они жалуют именно мой предмет, но как хорошо, что они есть. Но все-таки бòльшая радость, когда блеснет мысль у отстающего ученика, или когда пассивный или враждебно настроенный ученик неожиданно подойдет и скажет, что хочет что-то сделать, и спрашивает, как.

Вознаграждение за учительский труд: возможность воздействовать на ученика, изменять его жизнь.

Современный учитель находится в постоянном поиске тех методов и средств обучения, которые бы приносили наибольшую пользу ученику, не нанося вреда его здоровью, психики и повышали интерес к изучению предмета. Как для ученика, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный урок означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё - действенный, насущный. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика.

Эффективны, на мой взгляд, и имеют успех в развитии личности ученика те педагогические технологии, которые включают в себя рефлексию, т.е. осознание учеником процесса и результатов своей деятельности с учётом их оценки другими. Нужно, чтобы ученик:

Øосознавал себя,

Øоценивал себя глазами других,

Øотвечал за свои действия,

т.е. был осознанным и хорошо адаптированным в социальном мире.

Педагог - мастер

Я считаю первой отличительной чертой профессионала - в совершенстве знать теоретический материал. И уметь применять его на практике в любых меняющихся современных условиях. В таких случаях всегда говорят - он же профессионал своего дела. Быть мобильным по отношению к себе и окружающим педагога коллегам.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В.Ключевский)

Учитель - это ЧЕЛОВЕК. Не автомат, выдающий информацию, а относящийся к детям с любовью, который учит детей чувствовать прекрасное, быть чуткими, терпеливыми и терпимыми.

Настоящий профессионал не будет смешивать личное и производственное, никогда не будет свои обиды вымещать на ребенке. Он строгий, но справедливый.

Педагог-профессионал умеет организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение ребенком результатов, сформулированных как ключевые компетенции. Педагог-профессионал умеет организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения.

Педагог-профессионал обладает такими качествами, как открытость для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу и воздержание от роли кладезя мудрости и знаний.

Также педагог постоянно стремится к саморазвитию, самообразованию, занимает в этом плане активную личностную позицию.

Педагог-профессионал выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, продвигает ребёнка в области самообразования.

Педагогический оптимизм - это вера в ученика, в его возможности, способность видеть в ученике хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения, а также вера в успех собственного дела.

Профессиональная честь учителя - это нормы поведения учителя и принуждает в нестандартных ситуациях вести себя соответственно своему социальному статусу и профессии.

Педагог-профессионал обязательно должен быть психологом. Знание психологии, особенно возрастной и социальной, умение применять эти знания в нестандартных педагогических ситуациях отличает педагога-профессионала, педагога-мастера.

Педагог-профессионал - это педагог-импровизатор. Все педагогические ситуации очень похожи друг на друга и в то же время каждая из них уникальна. Нужно уметь находить выход из любой ситуации, даже, казалось бы, самой тупиковой. При этом выход должен быть найден в кратчайшие сроки. Иногда это всего несколько секунд.

Задание 3

педагогический творчество мастерство

Разработайте памятку молодому педагогу о путях достижения педагогического мастерства.

Ответ:

·Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

·Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

·Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

·Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

·Не требуй на уроке «идеальной дисциплины». Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

·Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными «по трафарету». Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

·Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

·Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

·Неси детям добрую энергию и всегда помни, что «ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь».

·Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

·Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

·Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить «планку» трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

·Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

·Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

·Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для «любимчиков». Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

·Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

·В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

·Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

·Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

·Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

Задание 4

Заполните таблицы

Ответ:

«Кто Я? Какой Я?»

Мои качестваЧто я чувствую по поводу этих качествЧто делать?Эмоциональная отзывчивостьЯ способен приобщаться к эмоциональным переживаниям учащегося, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению учащегося и ситуации. Но иногда это проявление бывает излишним, и учащиеся пользуются этим.Быть избирательным, рассматривать ситуацию так, чтобы в ней ученику действительно требовалась такая помощь учителя.ТребовательностьЭто качество измеряет отношение личности к себе и другим людям. Я не совсем требователен к себе, иногда даю «слабину» в делах, хотя в отношении других все нормальноНужно учиться самоорганизовываться, подчиняться определенным требованиям, правилам, даже если устанавливаются они самим собой.ВпечатлительностьЛюбую ситуацию пропускаю через себя, от этого теряется душевное равновесиеУчиться смотреть на все со стороны и трезво оценивать ситуацию.Творческие качестваКачества необходимые для успешной реализации профессиональной деятельности. Не всегда «работают»Необходимо саморазвиваться, самовоспитываться, увеличивать творческий потенциал

«Каким я хочу быть?»

Качества которыми мне хотелось бы обладатьЧто я чувствую по поводу этих качествЧто делать?Социальный интеллектЭто качество, позволяющее личности ориентироваться в межличностных отношениях, в изменяющихся ситуациях общения, устанавливать общее и особенное в поведении людей, адекватно реагировать на их поступки, прогнозировать поведение и поступки окружающих, "прочитывать" человека по его внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться.Изучить подробнее некоторые вопросы психологииВолевое воздействиеЭто качество включает в себя осознание цели, действий, принятие взвешенных решений, практическое действие по их реализации, критическую оценку достигнутых результатов.Повышать самооценку, уровень самоорганизации

«Что обо мне думают окружающие? Каким я им кажусь?»

Окружающие считают, что ЯЧто я чувствую по поводу этих качествЧто делать?Не достаточно коммуникативенЯ считаю, что для общения всегда должна быть тема разговора, «пустые» разговоры неприемлемыОхотнее идти на контакт с людьми, раскрываться перед ними.Эмоционально неустойчивымНа начальном этапе работы очень тяжело справляться с эмоциями, поэтому иногда случается «взрыв»Необходимо побеседовать с психологом, если нужно то заниматься тренингом.

Список литературы

1.Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2008.

2.Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 2009.

.Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. - М.: Педагогика, 2009.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 2006.

. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2006.

Теги: Педагогика саморазвития  Контрольная работа  ПсихологияПросмотров: 11846Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Педагогика саморазвития

diplomba.ru

Роль саморазвития в педагогике | Познай Себя – современное образование, саморазвитие и успех

Роль саморазвития в педагогике

Саморазвитие в педагогике играет важную и нужную роль, поскольку это позволяет педагогу совершенствовать свои знания в разных отраслях жизни, а это, безусловно, отражается и на учениках.

Сама по себе педагогика подразумевает под собой воспитательный процесс с целью духовного и творческого развития, т.е. педагогика помогает стать человеку удовлетворенным жизнью, собой, а также помогает найти взаимосвязь общества с природой.

Саморазвитие в педагогике нельзя рассматривать, как какой-то один фактор, способствующий развитию, поскольку саморазвитие в педагогике – это целый ряд таких факторов, которые влияют не только на профессиональную деятельность педагога, а еще и на его личную жизнь и на его внутренние ощущения.

Саморазвитие в педагогике важно для разностороннего развития учеников, поскольку именно педагог закладывает в учениках все необходимые знания. Педагогу необходимо развивать в своих учениках чувство прекрасного, учить правилам нормального поведения в обществе и помочь самореализоваться, а вера в себя и в свои силы способна заставить учеников принимать обдуманные и взвешенные решения, которые необходимо принимать каждый день.

Саморазвитие в педагогике напрямую связано с достойным уровнем образования, ведь для того, чтобы помочь ученику самому заниматься саморазвитием, необходимо знать, как наладить глубокие и доверительные отношения с учениками, а без этого сделать это будет сложно.

Саморазвитие в педагогике необходимо и для педагога, и для ученика. Саморазвитие необходимо каждому индивидууму, поскольку это помогает больше познавать себя. С помощью саморазвития можно наладить практически все жизненно необходимые сферы.

Это финансовая сторона жизни, легкий контакт с окружающими людьми, умение слушать, обучаться, принимать самостоятельные решения, которые приведут к желаемому результату. Педагогу необходимо постоянно заниматься саморазвитием для того, чтобы уметь и хотеть научить всему этому своих учеников.

Для саморазвития необходим учитель и наставник, который будет передавать свои знания и умения другому человеку, тем самым, помогая ему определиться с жизнью и узнать все необходимые аспекты для нормального общения и адекватного восприятия происходящих событий. А ученики, дети не смогут самостоятельно прийти к тому, что верно и правильно.

Читайте также

www.poznaysebia.com

9. Понятие «средство» в педагогике

Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

Идеальные средства обучения — это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

10. Понятие «общечеловеческие ценности»

- это такие ценности, которые признаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно - исторических изменений цивилизационного развития человечества.

В образовательном процессе такие ценности, как Жизнь, Добро, Истина, Красота (Гармония), должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе.

11. Понятия «воспитание», «обучение»

Обучение – процесс двусторонний: 1.Пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получении, сохранения и применения в личной практике. 2.Собственно учение, действия тех, кто учится, удовлетворение их познавательных потребностей средствами обучения.

Воспитание – суть в целенаправленном создании условий для разностороннего развития человека. Это взаимодействие участников в ходе социального и духовного становления подрастающих людей и совершенствование личности взрослых.

12. Понятия «развитие», «саморазвитие»

Развитие – это процесс изменения ( увеличения, усиления, обогащения) свойств и качеств какого – то объекта. Результат процесса развития – новое качественное состояние объекта, его состава, структуры, свойств, их приращение или сокращение, трансформация или исчезновение.

Саморазвитие – познавательная деятельность человека, направленная на преобразование им своих физических сил, душевных свойств и социальных качеств, в основе которой лежит непосредственный личный интерес человека, в соответствии с его представлениями о социально – одобряемом образце личности.

13. Понятия: «содержание образования», «компонент содержания образования»

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.

Согласно точке зрения С. А. Смирнова содержание образования может быть представлено следующими компонентами:

- когнитивный опыт личности (включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира.)

- опыт практической деятельности (составляет система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности.)

- опыт творческой деятельности (призван обеспечить готовность учащихся к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.)

- опыт отношений (представляет собой систему мотивационно - ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.)

studfiles.net

Лекция 2. Что такое самосовершенствование?

Самосовершенствование – это сложный процесс самоизменения длиною во всю жизнь, начинающийся в ранней юности. Это попытка человека преодолеть или взять под контроль отрицательные качества собственного характера. Как правило, нормальный здоровый человек желает избежать тех отрицательных эмоций и жизнепроявлений, которые возникают в результате ошибочных идей и поступков или ведут к ним.

Самосовершенствование неразрывно связано с самопознанием, погружением в мир своего я, в свою внутреннюю вселенную. Гуманистическая педагогика вырастает из убежденности в преобразующих возможностях человека, в способности всех людей в той или иной степени раскрыть свои личные возможности, полагаясь на самих себя, развивая свою самостоятельность. Таким образом, самосовершенствование – это не движение к некоему абстрактному стандарту, признаваемому личностью за идеал. Наоборот, это развитие своей индивидуальности, выращивание и приближение к своей подлинности с учетом и на основе биологических и социальных условий.

На первом, так сказать, стихийном и редко осознаваемом этапе, тяга к самосовершенствованию может вылиться в стремление стать сильнее, умнее, осведомленнее, соответствовать высшим требованиям той социальной среды, в которой находит себя человек; она может проявляться и в желании обрести такие же качества, какие наличествуют у кумира или авторитетной для данного человека личности.

Так или иначе, но импульс к развитию человеку нередко создает проблемная ситуация, которую условно можно назвать кризисом соответствия.

Условия возникновения такого рода кризисной ситуации следующие:

– случай, перенесший человека в принципиально иную социальную среду и заставляющий человека либо меняться безотчетно, либо осмысленно принять решение о выборе нового направления развития. Чувствуя свое несоответствие новому стилю и образу жизни, человек начинает подстраиваться и изменяться, выстраивать новую систему интересов, ценностей и правил. Как правило, кризис сопровождается широчайшими возможностями выбора, но при этом и необходимостью настойчивой и упорной работы над собой. Таким образом, «кризис» – это лишь исходная точка для самосовершенствования, а не крах или тупиковая ситуация. Нередко уже впоследствии человек осознает, что именно с этого кризиса соответствия его жизнь только и началась и в целом ощущает благодарность судьбе за то, что она предоставила ему такой шанс. Усилия, горечь, разочарования, ошибочные решения и стремления, в конечном счете, забываются благодаря общему чувству удовлетворения от итогов своих поисков. Индивидуальная сознательность и надежность личности поднимается на новый уровень, что позволяет ей занять новую культурную или даже социальную нишу. В последнем случае личность также получает возможность проявить свою компетентность в новых, интересующих ее областях жизни; – любознательность, открытость миру и накопленному опыту других людей и культур помогает обрести человеку свой идеал в жизни. Это может быть жизнь и личностные качества какого-то отдельного замечательного деятеля культуры, науки, искусства и т.д.; страстное стремление «быть таким же, как он(а)» заставляет человека пересмотреть свое поведение, ценности, цели, несмотря на одновременно присущий всем людям страх изменений. Но если все-таки побеждает желание обрести новый опыт, человек совершенствуется. Сверка своего жизненного пути с жизненным подвигом кумира может продолжаться на протяжении всей биографии. Следует отметить, что это возможно лишь при глубинном соответствии душевного склада данного человека и его кумира.Только тогда равнение на него при всем различии внешних обстоятельств принесет ощутимые и радующие результаты.

Анализ факторов, подвигающих человека к самосовершенствованию, показывает, что тут действуют два взаимосвязанных момента:

1. необходимость приспособления к новым требованиям, предъявляемым к личности внешней средой и его собственным я; 2. готовность принять новое и одновременно сохранить прежний – привычный и удобный – образ жизни.

Но зададимся вопросом: только ли из работы над собой, новых знаний и умений, которые стремительно накапливает человек, преодолевая самого себя и внешние обстоятельства жизни, состоит процесс самосовершенствования? Думается, что нет.

Самосовершенствование равно необходимо в физической (телесной), моральной, психологической и интеллектуальной сферах. Это такой способ поведения человека, который обеспечивает его духовное развитие, ведет к мудрости.

Способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда, жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этой стезе. Однако высокие моральные качества способен проявить каждый человек в любой ситуации.

Гуманистическая педагогика полагает, что самым главным и труднодостижимым для человека является пробуждение и реализация им способности установить достойные, человечные и безопасные отношения с собой и своим внутренним миром.

Как отмечалось выше, человек не должен становиться рабом у тех принципов, которые он выработал для себя или почерпнул у кого-то или чего-то. Безопаснее и гуманней держаться правила: принципы для человека, а не человек для принципов. Нужно обладать известной гибкостью и сохранять дистанцию свободы по отношению к своим убеждениям, следить за своими изменяющимися потребностями, чтобы не встать на путь догматизма, застоя, либо самоистязания и самобичевания, если что-то из намеченной жизненной программы не удалось исполнить. Прежняя цель может уже и не отвечать нашим изменившимся, неявно для нас самих, запросам. Правда и то, что еще никому в жизни не удалось выполнить всего намеченного. Всегда возможны неудачи и поражения. Нужно иметь готовность и мужество начать все сначала, если это имеет смысл, или извлечь определенный жизненный урок из пережитого. Такое приятие самого себя и своего опыта – это и есть мудрость.

Никто не даст гарантии, что именно данное знание в сочетании с такими-то чертами характера «образует» мудрого человека и что такой-то метод годится и вам. Путь к интеллектуальной и житейской мудрости уникален, неповторим и противоречив. С одной стороны, мы окружены многовековым культурным опытом человечества, у нас есть учителя и наставники. С другой – мы в чем-то существенном и глубинном одиноки и обречены самостоятельно нести на своих плечах бремя своего жизненного выбора. Никто не может пройти за нас наш путь, также как и мы не сможем повторить жизнь другого человека.

Каковы же основные этапы этого внутреннего пути развития и совершенствования?

1. Самопознание

Самопознание – этоосознание человеком самого себя, своей уникальности, непохожести, первоначально сопровождающееся выделением себя из массы себе подобных и мира в целом. Личность выводит на «экран своего сознания» уже осмысленные события и факты своей собственной жизни. «Самопознание – не только условие, но и главный фактор саморазвития и самосовершенствования человека. Ведь это – путь к себе и другому, путь созидания подлинно человеческих смыслов и ценностей, творчества доброй воли, собственной судьбы, путь взаимопонимания людей и народов, путь мировой самоорганизации, одухотворенный высокими гуманистическими идеалами»[1].

2. Самоутверждение

Самоутверждение – это такое принятие себя и опора на самого себя, с помощью которой человек приемлемым для себя образом, демонстрируя свои достоинства или подкрепляя их реальными достижениями (в учебе, спорте и т.д.) вписывается в социальную среду и занимает определенное – моральное и законное – положение в обществе. Хорошо, когда человек на этом этапе своего роста получает справедливую поддержку и одобрение со стороны других, ведь, как правило, в молодости он очень раним и уязвим, ему слишком важно мнение о нем его класса, группы, дружеской компании… Но опрометчиво рассчитывать на то, что поддержка и одобрение последуют за заслугами «автоматически». Иногда они приходят вопреки изначальным установкам окружающих, благодаря усилиям человека, преодолевающего их отчуждение или даже неприязнь. Однако случается, что человек жаждет оказаться в центре внимания, не подкрепляя это желание ничем, кроме пустого «яканья» или даже грубой силы. Подобное поведение говорит о неразвитом или пораженном чувстве собственного достоинства, грозящем пресечь всякое дальнейшее развитие личности. В данном случае мы имеем дело с кризисным развитием индивида, которое раньше или позже потребует от него ухода от самого себя в ту или иную социальную роль, в я-концепт, словом, в отчужденное от себя существование, что не может не кончиться решительным поражением индивида и сопутствующим этому социальным ущербом.

3. Саморазвитие

Саморазвитие – это не просто применение в практике внутренней и внешней жизни своих определенных качеств и способностей, но и стремление преодолеть отрицательные, опираясь на положительные. Саморазвитие – проявление внутренней свободы выбора человека, его инициатива относительно самого себя. Данное понятие объединяет различные аспекты совершенствования личности, ее восходящего развития. Вопрос об общих критериях развития, особенно с учетом возраста человека, не однозначен. Однако ясно, что применительно к детям и юношеству это будут физический, психологический, нравственный, интеллектуальный и мировоззренческий критерии. Саморазвитие в данном контексте означает обретение личностью умения давать собственные импульсы (принимать и реализовывать решения) соответствующим сторонам своей жизни.

4. Поиски призвания и смысла жизни

Поиск призвания и смысла жизни тесно связан с первыми тремя этапами и составляет их мотивационную основу. Речь идет об обретении личностью самой себя, выяснении сути и цели ее существования. Чувства призвания и смысла жизни взаимозависимы и стимулируют друг друга. Можно сказать, что смысл жизни – это поиск, конституирование (установление) и реализация человеком своего призвания. А призвание – это форма движения к смыслу, его проектирования, реализации и обладания. Это соединение «хочу» и «надо», это радостное исполнение добровольно взятых на себя обязательств. В ходе этого процесса развиваются волевые качества личности, умение преодолевать препятствия, выполнять подчас монотонную или изнурительную, но необходимую работу. Гуманистическая педагогика считает важным как можно полнее раскрывать перед личностью механизмы, методы и перспективы подобного типа развития. Исполнение жизненных планов, радость достижения и победы с лихвой компенсируют затраченные усилия и трудности восхождения.

5. Самореализация

Человек постоянно проявляет себя, но реализовать себя в сколько-нибудь полной мере может только зрелая личность, у которой сложились собственные и одновременно общественно значимые мотивы и стимулы для активной жизнедеятельности: жизни яркой, в полную силу, плодотворной и в целом оптимистичной и радостной. Полнота жизни не исчерпывается внешними достижениями и объективными событиями биографии. Интенсивность внутренней духовной жизни – не менее существенная составляющая ее полноты и изобилия. Значимость прожитой жизни определяется затраченными усилиями, вкладом личности в будущую жизнь, в то, что будет после нее; тут неважно, сохранится ли в памяти последующих поколений ее имя или же добро, совершенное ею при жизни, останется почему-либо безымянным. Как правило, стремление человека к самореализации сталкивается с большими трудностями как личного характера (инертность, лень, безотчетные иррациональные страсти, врожденные деструктивные качества), так и общественного (объективные препятствия на пути к достижению цели). В этой связи возникает вопрос: гуманно ли толкать человека на преодоление, на вечную борьбу с самим собой и внешним миром, призывать его к постоянной «боевой готовности», к требующей напряжения активной жизни?

Гуманистическая педагогика исходит из того, что прежде чем пуститься в жизненное плавание, человек должен научиться разумному выбору, должен суметь принять мир и самого себя такими, какие они суть.Важно научить человека осознавать рискованность и ответственность выбора, приучить его к мысли, что и риск и ответственность в данном случае естественны и являются оборотной стороной всякого успеха, да и вообще полнокровной разумной жизни.

Выбор и принятие мира таким каков он есть исключают необходимость постоянной жестокой и обессиливающей борьбы с самим собой и объективной реальностью, но, напротив, помогают человеку видеть и ценить положительное, достойное доброго отношения и в мире и в себе самом.

В русской культуре наиболее ярким примером того, что может достичь человек в результате самосовершенствования, является жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого. Более чем за полвека беспрестанной и напряженной духовной работы над самим собой Л. Толстой неоднократно менял многие свои взгляды, но одному он оставался верен до конца. Он считал, что мышление, не вытекающее из потребностей души человека и не открывающее ему смысла жизни, несерьезно и незначительно. По мнению писателя, человек посредством самоанализа должен стремиться определить смысл собственной жизни, свое человеческое назначение. В этом обретении смысла Толстой видел решение всех проблем человеческого существования. Сам писатель проявил склонность к самопознанию с ранних лет. Изначально это было проявлением негативной стороны его натуры, в чем Л. Толстой признается с беспощадной правдивостью: «Я смолоду стал преждевременно анализировать все и немилостиво разрушать». Писателю пришлось много поработать над собой, чтобы преобразовать эту черту характера в положительную. В этом ему помогло ведение дневника, в который он записывал свои мысли и наблюдения над собой и другими людьми. Дневник для Толстого был средством самосовершенствования. В нем были разработаны правила для развития «воли телесной», «воли чувственной» и «воли разумной», руководства для повседневной жизни, программы самообразования. Вотнекоторые примеры «правил исправления» из его Дневника за декабрь 1853 – январь 1854 года:

«В тяжелом положении старайся чаще думать, что оно могло быть еще хуже. Бойся праздности и беспорядка. Ничего не ожидай от будущего. Бойся лжи и тщеславия… В минуты сильных ощущений старайся принудить себя к бездействию. Блюди порядок в физических и умственных занятиях. Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность. Бойся тщеславия. Преодолевай тоску трудом, а не развлечением. Верь рассудку только тогда, когда убедишься, что никакая страсть не говорит в тебе».

Подытоживая разговор об основных стратегемах самосовершенствования как важнейшей части гуманистической педагогики развития личности, т.е. о самопознании, поиске призвания и смысла жизни и самореализации, нельзя не отметить общее для этих процедур – самодетерминацию. Все они предполагают как личностное самоопределение, так и внутреннее определение, точнее причинное воздействие экзистенциального я на все психические движения личности, на все ее шаги к обогащению, возвышению, совершенству и трансцендированию.

Вопросы к лекции

1. В чем состоит для человека потребность и необходимость совершенствования? 2. Каковы основные этапы и процедуры совершенствования?3. В чем разница между принципами совершенствования и стандартами совершенства?

Вопросы для размышления

Почему самосовершенствование лежит в основе гуманистической педагогики?Не является ли гуманистическая программа совершенствования заведомо невыполнимой для большинства людей?

© А.А. Кудишина, 2006

Примечания

[1] Дубровский Д.И. Обман. Опыт философско-психологического анализа. М.: «РЭЙ», – 1994. С. 98.

www.humanism.ru

Основные педагогические понятия-категории

(Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Кн 1. - Казань 1996. - С. 24-35)

Развитие педагогики как науки на ее современном этапе требует системно-скоординированного анализа и углубленного осмысления ее понятийно-терминологического аппарата и прежде всего ее наиболее общих понятий, которые принято называть педагогическими категориями.

Суть педагогических категорий заключается в том, что они представляют собой наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее устойчивые, существенные, закономерно повторяющиеся признаки педагогических явлений, процессов.

В учебниках педагогики в качестве основных понятий-категорий чаще всего называют: образование, воспитание, обучение. Кроме того, к основным педагогическим категориям есть все основания отнести такие понятия, как «развитие» и «социализация личности», так как без них, и это будет показано далее, невозможно достижение системно-целостного понимания основных закономерностей развития образовательно-воспитательных систем.

Одним из критериев истины, как известно, является практика. Если же обратиться к анализу практического опыта преподавания курса «Педагогика» в педагогических вузах и университетах, то именно в толковании и определении основных педагогических понятий-категорий студенты допускают наибольшую путаницу и часто одно понятие подменяют другим. Но это, скорее всего, не вина вузовских преподавателей или студентов, а беда самой педагогической науки, в которой до настоящего времени основные понятия четко не определены и системно не проанализированы.

Более того, как показывает углубленный анализ педагогической литературы, за определение и корректировку основных понятий-категорий брались практически все авторы учебников педагогики. И, как следствие, каждый из них привносил свою долю смысла и часто превращал очевидные вещи в кусочек своей «мудрости», что, в конце концов, создавало еще большую неразбериху и путаницу в толковании этих понятий.

Для того чтобы читатель мог убедиться в правоте наших суждений, приведем несколько типичных определений и толкований понятия «образование».

М.А.Данилов и Б.П.Есипов, определяя дидактику как часть педагогики и как науку об образовании и обучении, писали: «…овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей ― это есть образование, а основной путь получения его ― обучение. Итак, в трактовке М.А.Данилова и В.Е.Гмурмана находим следующую формулировку: «…под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности.

В учебнике «Основы общей педагогики» под редакцией Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана находим следующую формулировку: «…под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения. Влияние, оказываемое на нравственный облик личности в процессе образования, обычно рассматривается как его воспитательная сторона (функция, элемент)». Ф.Ф.Королев и В.Е.Гмурман в понятии «образование» включает, кроме обучения, также и воспитание личности. Правда, далее в этом же учебнике они подчеркивают, что «сопоставляя понятия «воспитание» и «обучение», нетрудно убедится в том, что объем одного и другого понятия совпадает не полностью, а только частично», воспитание «может осуществиться и осуществляется во всех сферах жизни».

Последняя мысль очень важна, так как объем понятия «воспитания» действительно выходит за пределы понятия «образования». Например, мы говорим о социальном воспитании или воспитании среды.

Б.М.Бим-Бад, опираясь на антропологические основания в исследовании важнейших течений в мировой педагогике, пришел к следующим обобщающим выводам: «Человековедение, синтезируемое педагогикой, привело в конце XX века к пересмотру самого понятия «образование», включающего в себя и воспитание, и учение, и обучение».

Можно было бы привести еще ряд определений понятия «образование», но в них, как и в вышеприведенных, усматривается ряд недостатков и соответственно возникает ряд вопросов:

1. Ни в одном из вышеприведенных определений понятия «образование» нет даже попытки выйти на более широкое родовое понятие. Возникает вопрос: какое понятие является родовым по отношению к понятию «образование»?

2. Почему некоторые авторы из процесса образования исключают воспитание, тогда как более чем, очевидно, что если человек получает среднее образование или высшее, то это результат не только обучения, но и целенаправленного воспитания?

Поиски ответа на первый вопрос показывают, что более широким, то есть родовым, по отношению к понятию «образование» является понятие «культура». Этот чрезвычайно важный вывод сделан С.И.Гессеном в его «Основах педагогики. Введение в прикладную философию», где он в частности, писал: «…в составе жизни современного человека мы различаем как бы три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию. Слово «культура», как наиболее общее и неопределенное, мы сохраним, поэтому для обозначения совокупности всех трех слоев». И далее ученый курсивом выделяет: «Образование есть не что иное, как индивидуальная культура». Но культура чего и за счет чего? Размышление над этим вопросом приводит к утверждению, что образование достигается не иначе как за счет обучения и воспитания, но не любого, а систематического и целенаправленного.

Здесь также уместно заметить, что каким бы хорошим ни было образование, его ни когда не следует считать завершенным. Более того, на определенных этапах своего развития образование переходит в самообразование. С учетом сказанного можно сформулировать следующее определение: Образование ― это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование.

Если сказать коротко, то образование ― это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни. Это «введение» осуществляется в различных формах и видах. К примеру, можно назвать: такие формы и виды образования, как дошкольное, школьное и вузовское, общее и профессиональное, гуманитарное и техническое. Если осмыслить и оценить результат образования, то в самом обобщенном виде их можно охарактеризовать как овладение культурной различных видов деятельности и общения.

Далее, если перейти к анализу понятия «воспитание», то только в отечественной педагогической литературе можно встретить более шести его определений и трактовок.

1. Самая большая путаница в определение понятия «воспитание» вносится, когда оно трактуется как широкое понятие, включающее собственно воспитание, образование и обучение. Так, в частности, рассматривал воспитание и великий русский педагог К.Д.Ушинский. Именно эта чрезвычайно широкая трактовка понятия «воспитание» привела к тому, что педагогику часто упрощенно определяют как науку о воспитании.

2. Осознавая некорректность и нецелесообразность столь широкого толкования понятия «воспитания», в учебниках педагогики стали использовать это понятие в более узком педагогическом смысле. Так, в учебнике «Педагогике» Ю.К.Бабанского читаем: «воспитание в специальном педагогическом смысле ― есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношение, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе». Это определение является, на наш взгляд, недостаточно корректным, так как в нем не выделено более широкое ― родовое ― понятие по отношению к понятию «воспитание». Да и термин «влияние» может быть истолкован весьма неоднозначно.

3. Х.И.Лийметс, а вслед за ним Л.И.Новикова и А.В.Мудрик придерживались точки зрения, что «воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности». Данное определение, являясь частью предыдущего, также не раскрывает специфику управления, то есть не отвечает на вопрос, как можно управлять развитием личности?

4. Воспитание часто характеризуется и как процесс целенаправленного «воздействия» на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам и правилам социального поведения. В данном случае акцентируется внимание на слове «воздействие». Эта характеристика «воспитательных воздействий» встречается во многих отечественных учебниках педагогики, начиная с работ П.П.Блонского и А.П.Пинкевича. И это, видимо, не случайно. Если рассматривать воспитание как жесткое педагогическое управление поведением воспитанника, то мы с неизбежностью вынуждены охарактеризовать воспитание не иначе, как «воздействие на личность».

5. В 70 ― 80-е годы в учебниках педагогики, как например, в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной, воспитание все чаще трактуется уже как двусторонний процесс «взаимодействия» воспитателя и воспитанника, что само по себе более правильно отражает специфику воспитательного процесса.

6. При характеристике процесса и результатов воспитания в педагогической литературе можно встретить утверждение о том, что воспитывает все, в том числе и социальная среда. Эта точка зрения представляется правильной, но при условии, что в данном случае речь идет о «социального воспитания», то есть по существу о «социализации личности».

7. Определенный интерес представляет достаточно оригинальная характеристика воспитание, данное в одном из современных немецких учебниках педагогики Ф.В.Кроном. «Воспитание ― это символическая интеракция, представляющая собой социальное взаимодействие в определенной ситуации, преднамеренно ориентированное на поведенческую реакцию, реализуемое как прямо, так и косвенно».

Анализ и обобщение всех вышеперечисленных формулировок приводит нас к следующему развернутому определению понятия «воспитание».

Воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общении воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

В этом последнем определении понятия «воспитания» имеется ряд существенно важных отличий по сравнению с вышеприведенными.

Во-первых, четко обозначено родовое понятие «деятельность» воспитателя.

Во-вторых, управление развитием осуществляется как прямо, так и косвенно через управление любыми видами деятельности общения воспитанников.

В-третьих, в определении обозначено, что одним из важных результатов воспитания является его переход к самовоспитанию.

Определяя понятие «обучение», сразу отметим, что, несмотря на то, что в учебниках педагогики различных авторов оно трактуется по- разному, все же в большинстве случаев оно правомерно определяется через два вида деятельности: преподавание и учение.

Не вдаваясь в подробности анализа различных трактовок понятия «обучение», приведем лишь одно определение.

Обучение - это два взаимно обусловленных вида деятельности (преподавания ― деятельность учителя и учения ― деятельность учащихся), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.

В этом определении хотелось бы особо обратить внимание на последнюю фразу, то есть на то, что обучение на определенных этапах развития личности переходит в самообучение.

К важнейшим педагогическим понятиям в современных учебниках педагогики причисляется также понятие «социализация личности». Не анализируя всех возможных определений и трактовок этого понятия, приведем то, которое предложено А.В.Мудрик и которое, на наш взгляд, наиболее удачно схватывает его суть: «Социализация ― развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвитие и самореализация в том обществе, которому он принадлежит». «Сущность социализации состоит в том, что формирует человека как потенциального члена общества, которому он принадлежит».

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели различными социально ― ролевыми функциями. Однако следует иметь в виду, что социализация личности может вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие личности. Все зависит от того, какими социально ― ролевыми функциями овладевает личность.

Так, например, подросток втягивается в преступную группировку. Ясно, что у него будут развиваться качество, характерные для подростков из преступного мира.

Нелишне заметить, что социализация личности осуществляется на основе двух видов деятельности: социального обучения и социального воспитания. Например, девочка в семье при общении с матерью овладевает социально-ролевыми функциями матери посредством обучения и воспитания, которые осуществляла ее мать. Став матерью, она самореализуется как мать, в значительной степени копируя свою мать.

С учетом сказанного можно дать следующее определение: социализация личности ― это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализация в социуме.

Одним из важнейших понятий-категорий, применяемых в педагогике, является также «развитие». Однако с определением, толкованием этого понятия в учебниках педагогики происходят странные вещи. В одних учебниках понятия «развитие» определяется через «формирование», в других «формирование» через «развитие».

Так, в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной дает следующее определение: «Развитие человека ― это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и не управляемых факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль».

У Ю.К.Бабанского читаем: «Формирование личности и процесс, и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания».

Как видим, в определении понятия «развитие» допускается типичная логическая ошибка: «развитие» определяется через «формирование», а «формирование» через «развитие». И, несмотря на то, что проблеме развития в педагогике уделяется большое внимание, акцент традиционно делается на развитии личности ученика, воспитанника. Вместе с тем развитие личности ученика, воспитанника является следствием развития всей педагогической (образовательной) системы. Поэтому важно понять, что вообще характерно для этого развития, каковы необходимые и достаточные признаки самого процесса и результата развития системы, объекта.

Самый общий ответ на этот вопрос мы находим в «Философской энциклопедии»: «Развитие ― необходимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений».

Если применить это определение процесса и результата развития к характеристике педагогических (образовательно-воспитательных) систем, то возникает вопрос: какова наиболее общая закономерность, характеризующая необратимость позитивных изменений в образовательно-воспитательной системе?

Для ответа на этот вопрос обратимся к таблице «Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий», в которой можно выделить следующие закономерности развития педагогических систем:

а) для образования ― это переход образования в самообразование;

б) для воспитания ― это переход воспитания в самовоспитание;

в) для социализации ― это переход социализации в самореализацию;

г) для обучения ― это переход обучения в самообучение;

д) для развития педагогических (образовательно-воспитательных) систем в целом ― это переход развития в саморазвитие.

С учетом сказанного, понятие «развитие» для педагогических (образовательно-воспитательных) систем можно определить следующим образом: развитие педагогической (образовательно-воспитательной) системы ― это процесс и результат целенаправленного изменения системы, наиболее общей закономерностью, которой является ее переход из состояния развития в саморазвитие.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что основная трудность и особенность анализа основных педагогических понятий категорий заключается в том, что они частично перекрывают друг друга и исторически их развитие, как например теории образования и обучения или воспитания, было неодинаково.

Таблица 1

Понятия

Формы и виды проявления

Родовые понятия

Закономерности развития пед. систем

Отличи-

тельные признаки

Результаты

Образование

Дошкольное, школьное, вузовское, общее, профессиона-льное, гуманитарное, техническое

Культура

Переход образования в самообразова-ние

Целостное системати-ческое обучение и воспитание

Овладение культурой различных видов деятель-ности обще-ния, становле-ние (образова-ние) личности как человека культуры

Воспитание

Нравственное, умственное, физическое, эстетическое, половое и т. д.

Деятельность

Переход воспитания в самовоспита-ние

Педагоги-ческое управление развитием и самораз-витием (самовос-питанием личности)

Разностороннее развитие лич-ности, включая ее способность к творческому саморазвитию

Обучение

Физике, математике, истории, литературе, иностранному языку

Деятельность

Переход обучения в самообучение

Два взаи-мообусловленных вида дея-тельности: преподава-ние и уче-ние (учеб-ная дея-тельность)

Овладение знаниями, умениями, навыками предметной деятельности

Социализация

Социальное обучение, социальное воспитание

Деятельность

Переход социализации в самореа-лизацию

Социально – ролевое взаимодействие лич-ности в социуме

Овладение человеком ролевыми функциями жизнедеятельности в социуме

Развитие

Развитие, саморазвитие

Система

Переход из состояния развития в саморазвитие

Необрати-мое целе-направленное измене-ние систе-мы

Способность системы к саморазвитию

В отдельные периоды акцентировалось внимание то на процессе обучения, то на воспитании, то на развитии. А в настоящее время большое внимание уделяется социализации личности, а также его саморазвитию и самовоспитанию. Поэтому будущее ― за системно ― скоординированным исследованием и углублением наших представлений об основных педагогических понятиях категориях, что неотделимо от развития педагогической теории и практики в целом.

studfiles.net

Определение основных понятий педагогики - Педагогика Библиотека русских учебников

Основными понятиями (категориями) педагогики является воспитание, обучение, развитие и образование. Самообразование, самовоспитание, перевоспитание, превентивное воспитание - не основные, но тоже очень важные понятия педагог гики.

Воспитание - это исключительно человеческая функция, она существует столько, сколько существует человек. Воспитание заключается в подготовке молодых поколений к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения долж. УНИ усвоить то, что накоплено обществом, т.е. усвоить знания на определенном уровне их развития, овладеть определенными трудовыми навыками и умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществ и выработать разумные потребности и определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания нужно сформировать и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, которые не стояли перед старшим поколением ямы, то есть нужно научить учиться приобретать новые знания, заниматься творческой деятельностьюстю.

. Воспитание - не простой процесс, а целенаправленный, потому что наша цель - воспитать всесторонне и гармонично развитую личность, он требует отбора средств воспитания, определенных условий, продолжительности, накопления качеств лич стости. Существует много определений воспитания, а удачное трактуется как передача старшими поколениями и активное усвоение новыми поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда. Такое определи ения"подогнаны"к условиям школы, когда старший передает опыт младшему целесообразно определить воспитание как целенаправленное воздействие, в результате его воспитанники усваивают социальный опыт. Усвоение такого опыта развивает (формирует) личность в определенных направленияхямку.

Наука доказывает, что истинное воспитание глубоко национальным по своей сути, содержанию и характеру"Национальное воспитание, - писала. София. Русова - обеспечивает каждой нации самую широкую демократизацию образований ты, когда ее творческие силы не будут искалечены, а, значит, дадут новые оригинальные самобытные сокровища для человеческого развития: оно через уважение к своему народу воспитывает в детях уважение к другим народам..."

. Национальное воспитание - это воспитание детей на культурно-историческом опыте своего народа, его традициях, обычаях, обрядах, многовековой мудрости и духовности. Оно духовно воспроизводит в детях народ, увековечивает в подрастающих поколениях как специфическое, самобытное, что есть в каждой нации, так и общечеловеческое, общее для всех наций.

. Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека. Но поскольку существует непрерывная образование, включающей и послешкольного период, то обучение следует рассматривать как целенаправленный процесс взаимодействия двух сторон и овладение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навичок.

. Образование - это результат организованного обучения и самостоятельного усвоения знаний, формирования на их основе научного мировоззрения, моральных и иных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. Голов вне назначения образования - подвести к самообразованиюти.

. Самообразование - целенаправленная работа человека над самосовершенствованием в интеллектуально-духовной, морально-волевом, эстетическом и физическом направлениях. Самообразование необходима в связи с научно-техническим прогрессом

. Самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование своих достоинств и преодоление негативных

. Перевоспитание - индивидуальная целенаправленная работа взрослых по устранению недостатков в трудновоспитуемого или педагогически запущенного ученика. Перевоспитание тесно связано с социальной педагогикой, которая является основой работы н не только школы, но и инспекций по делам несовершеннолетних при. РОВД, органы опеки и попечительствая.

. Социальная педагогика - отдельная отрасль теории воспитания, которая охватывает воспитательную деятельность внешкольных учреждений: работа школы и педагогов с родителями учащихся; работу в инспекциях. РОВД с несовершеннолетними; культурно-образовательную педагогу ичную деятельность в клубах и библиотеках, их детских секторах особенности учебно-воспитательного процесса в интернатных учреждениях, детских домах и группах продленного дн.

. Развитие (формирование) личности - это процесс и результат ее изменений под влиянием среды, наследственности, обучения и воспитания

В живом педагогическом процессе все педагогические категории между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены

uchebnikirus.com

понятие, определение, виды и классификация, этапы развития и цели педагога

Существует достаточно внушительный список тех качеств личности, которые, как считают разные исследователи, должен иметь в своем арсенале учитель. Все они представляют собой педагогическую направленность. Это понятие достаточно объемно характеризует идеалы, смыслы и ценностные ориентации учителя. При этом оно определяет сущность деятельности педагога. Оно указывает на то, ради чего он трудится, какие ставит перед собой задачи и какие способы выбирает для решения поставленных задач.

Определение понятия

Что мы понимаем под педагогической направленностью учителя? Это та мотивация к профессии, главным направлением которой является развитие личности учащегося. Существует также и такое понятие, как устойчивая педагогическая направленность. Оно указывает на стремление стать учителем, быть и оставаться профессионалом своего дела. Устойчивая педагогическая направленность помогает учителю преодолевать трудности и препятствия, возникающие в работе. При этом, выступая характеристикой его личности, она проявляется на протяжении всей его профессиональной деятельности. В определенный педагогических ситуациях такая направленность определяет не только логику и восприятие специалиста. Она является выражением облика учителя как человека.

учительница с классными журналами

Развитие педагогической направленности происходит при сдвиге мотивации. Это происходит, когда учитель перестает концентрировать свое внимание на предметной стороне своего труда и проявляет интерес к психологической сфере образовательного процесса и к личности учащегося.

Развитие профессионализма

Педагогическая направленность личности учителя проходит определенные этапы становления. Достижение самого высокого уровня специалистом, как правило, происходит при развитии тех профессионально-ценностных направлений, которые определяют его потребность в овладении мастерством.

К тому же педагогическая направленность – это то, что побуждает личность учителя к творчеству и к добросовестному отношению к делу. На начальных этапах становления специалиста она способна компенсировать его пока еще недостаточно развитые навыки и умения. При этом отсутствие положительной педагогической направленности – это то, что может привести к профессиональному краху. Порой подобное явление становится причиной потери уже имеющегося уровня мастерства.

Развитие профессионально-педагогической направленности происходит путем перемещения общеспециального в индивидуальное. Необходимые учителю качества являются транзитивными. В процессе трудовой деятельности они перемещаются из одной стадии развития профессионализма на другую.

Самый хороший и действенный способ развития педагогической направленности - программы самообразования. С их помощью учитель расширяет знания, полученные им в вузе. Это помогает педагогу творчески осваивать свою профессиональную роль, что в дальнейшем положительно скажется на ее адекватном исполнении.

учительница улыбается ученицам

Педагогическая направленность педагога проходит следующие этапы своего становления:

  1. Мотивационный. В этот период происходит выбор будущей профессии и формирование трудовых намерений.
  2. Концептуальный. На данном этапе направленности педагогической деятельности раскрывается смысл и содержание выбранной специальности. Подобные процессы идут параллельно с разработкой проекта программ профессионального самосовершенствования. Их содержание основывается на диагностике имеющегося уровня развития личности.
  3. Реализация проекта. Данный этап включает в себя практическую деятельность по самосовершенствованию.
  4. Рефлексивно-диагностический. На данном этапе осуществляется промежуточная, а также итоговая диагностика, производится анализ результатов и при необходимости корректируется программа самосовершенствования. Все это позволяет учителю достигнуть высшего уровня педагогического мастерства.

Прохождение каждого из этих этапов обеспечивает существенные качественные изменения профессионального развития личности.

Психологические аспекты

Работа педагога требует от него постоянной готовности к творческой активности, а также поиска оптимальных и в то же время нетривиальных решений, которые могут разрешить нестандартные профессиональные ситуации. Учитель взаимодействует с детьми, каждый из которых обладает уникальными индивидуальными особенностями. Именно поэтому важнейшим залогом его успешной деятельности явится высокий и в то же время постоянно развивающийся потенциал личности.

Психолого-педагогическая направленность, по мнению большинства исследователей, представляет собой определенные качества человека. Они определяют психологический склад характера, который раскрывается в следующем:

  • динамической тенденции;
  • смыслообразующих мотивах;
  • основной жизненной направленности;
  • динамической организации «сущностных сил» человека.

Рассмотрим данные концепции подробнее.

Динамические тенденции

С.Л. Рубинштейн высказал свое понимание направленности личности педагога. Под этим понятием он подразумевал определенные динамические тенденции, которые служат мотивами для человеческой деятельности и определяют ее цели и задачи. В этом случае направленность состоит из двух взаимосвязанных моментов:

  • предметного содержания;
  • источника направленности.

Смыслообразующие мотивы

А.Н. Леонтьев полагал, что ядром личности служит система иерархизированных и относительно устойчивых направлений. Именно они и являются основными побудителями деятельности человека. Одни из таких мотивов выступают смыслообразующими. Они побуждают профессионала к деятельности, придавая ей определенную направленность. Другие мотивы решают задачу побудительных факторов. Распределение функций побуждения и смыслообразования позволяет понять основной критерий, направляющий человека к его деятельности. При этом становится возможным увидеть существующую иерархию мотивов.

Жизненная направленность

По мнению Л.И. Божович, у каждого человека существует определенная система доминирующих мотивов. Именно они и являются основными критериями целостной структуры личности. С учетом данного подхода человек организует свое поведение исходя из нескольких мотивов. Прежде всего он выбирает цель своей деятельности После этого он регулирует свое поведение, подавляя нежелательные, пусть и более сильные мотивы. Структура педагогической направленности, согласно данной концепции, включает в себя три группы таких мотивов. Среди них гуманистические, а также личностные и деловые.

Динамическая организация деятельности

Дать полную характеристику педагогической направленности невозможно используя только мотивационные образования. Они являются лишь одной из сторон сущности данного понятия. Помимо этого, подобная система позволяет определить направление деятельности и поведения человека. Она ориентирует его и определяет самые важные тенденции развития личности. В этом и состоит динамическая организация деятельности учителя.

Стремление к самоактуализации

Понятие педагогической направленности рассматривалось и в работах Л.М. Митиной. Она выделяла ее как одну из интегральных характеристик труда учителя.

дети с учительницей рассматривают картинки

По мнению Л.М. Митиной, показателем педагогической направленности учителя является его стремление к самоактуализации в сфере профессиональной деятельности. Оно выражается в желании специалиста развиваться и повышать свой уровень. В значительной степени эта интегральная характеристика педагогического труда становится прекрасной мотивацией для самых «эффективных» учителей. В этом случае разговор идет о той самоактуализации, в определение которой входит содействие развитию учеников, а не только своего внутреннего мира.

Мотивы личностного роста

Л.М. Митина полагает, что направленность любого человека на себя не столь однозначна. В ней существует как и эгоистический, так и эгоцентрический контекст. При этом направленность является выражением самореализации, а стало быть, саморазвития и самосовершенствования в интересах окружающих людей.

дети слушают учителя

В основных мотивах направленности Л.М. Митина выделяет два направления:

  • узкопрофессиональное, которое связано с текущими проблемами деятельности педагога;
  • широкое совершенствование, направленное на общее развитие учащихся и не связанное с конкретными задачами.

Основная цель педагогической направленности специалиста на ребенка при этом преследует собой выработку мотивации у школьников к познанию самого себя, людей и окружающего мира.

Иерархическая структура

Педагогическую направленность можно рассматривать в узких рамках и в более широком понимании. В первом случае она является профессионально-значимым качеством, занимающим главенствующее место в структуре личности специалиста. При этом педагогическая направленность обуславливает индивидуальное своеобразие учителя.

учительница занимается с ученицей

В более широком понимании личностные качества специалиста рассматриваются в виде системы эмоционально-целостных отношений, которые задают иерархическую структуру основных мотивов личности. Благодаря им учитель стремится утвердить такие отношения в общении и в своей профессиональной деятельности.

Иерархическая структура в направленности педагогического процесса представлена:

  1. Направленностью на ученика. Она связана с любовью и интересом, а также с заботой и содействием в развитии его личности. При этом профессионал прилагает все усилия для максимальной самоактуализации индивидуальности своего воспитанника.
  2. Направленность на себя. Данная мотивация связана с потребностью человека в самореализации и самосовершенствовании в области педагогического труда.
  3. Направленность педагога на предметную сторону своей профессии. Данное направление относится к содержанию учебного предмета.

В указанной выше структуре педагогической направленности главенствующими факторами служат удельный вес и место доминирующих мотивов.

Типы личностной направленности

Классификация педагогической мотивации группирует данные понятия и по главной стратегии деятельности. Исходя из этого различают следующие типы направленности:

  • истинно педагогическая;
  • формально-педагогическая;
  • ложно-педагогическая.

Только первый из этих трех вариантов позволяет учителю добиться самых высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Основной мотив истинно педагогической направленности состоит в интересе к содержанию учебного процесса.

П. Фестингер предлагает классификацию учителей, основанную на их заключениях о результативности учеников, а именно:

  1. Заключения, сравнивающие результаты воспитанника с его прежними достижениями. То есть в этом случае педагог устанавливает индивидуальную относительную норму ученика.
  2. Заключения, сделанные на основе сравнения результата школьника с результатами других людей. В этом случае учитель применяет социальную относительную норму.

В первом случае педагог производит сравнение в некоторой временной перспективе, рассматривая развитие человека. То есть здесь срабатывает принцип ориентации на развитие. Во втором случае рассматривается результативность по отношению к другим людям. На нее учитель и ориентируется в своих выводах.

Доказано, что педагоги, делающие свое заключение исходя из принципа «на развитие», гораздо чаще обращают свое внимание на перемену факторов учебных достижений. Для них первостепенное значение приобретает старательность и прилежание школьника.

дети сидят на уроке

Для учителей, которые ориентируются на результативность, большее значение имеют задатки и особенности школьников. Именно поэтому такие педагоги считают, что они могут составить длительный прогноз успеваемости ученика и его будущей профессиональной карьеры. Другими словами, учителя, принадлежащие к тому и к другому типу, совершенно по-разному подкрепляют успехи своих воспитанников. Первые из них более озабочены тем, как установить и поддержать хорошие отношения в классе или в учебной группе, а вторые предпочитают заниматься планированием собственной профессиональной карьеры.

Педагоги, ориентированные на результативность, хвалят школьников при превышении ими средних показателей. Причем это происходит даже в том случае, если успеваемость ребенка начинает снижаться. Те же учителя, которые ориентируются на развитие, хвалят своих воспитанников даже при самых еле заметных успехах. Любое снижение баллов такими профессионалами порицается.

Согласно теории Д. Рейса, такие педагоги обозначены типами Х и У. Первый из них стремится к тому, чтобы, прежде всего, развить личность ученика. При этом такой педагог опирается на социальные и эмоциональные факторы. Учитель типа Х проводит образовательный процесс по гибкой программе. Он не замыкается только на одном содержании предмета. Для такого профессионала характерна непринужденная манера ведения урока, дружеский и искренний тон общения, а также индивидуальный подход к каждому ребенку.

учительница ругает ученика

Педагог, относящийся к типу У, заинтересован лишь в умственном развитии детей. Он никогда не отходит от содержания учебной программы и работает, предъявляя к учащимся высокие требования. Держится такой педагог отчуждения, и его подход к детям можно охарактеризовать как сугубо профессиональный.

fb.ru