ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

2. Внутриполитическое развитие России. Какие факторы определяли внутриполитическое развитие


Основные экономические факторы

Экономическими факторами являются компоненты, влияющие на производство и распределение материальных благ. Они могут вести как к росту экономики, так и к её стагнации. Существуют разные классификации, в которые входит различное количество факторов. Отдельно выделяют факторы экономического роста и экономической безопасности.

Классификация

Наиболее простая классификация рассматривает всего 3 основополагающих фактора: трудовой, земельный и финансовый.

Трудовой играет важную роль в экономической жизни общества. Он определяется суммарной рабочей силой и степенью квалификации работников. С увеличением доли высокотехнологичных производств и систем управления квалификация приобретает всё большее значение. От неё зависит качество выпускаемой продукции и эффективность управления процессом.

Экономические факторы

Земельные угодья могут быть использованы для выращивания сельскохозяйственных культур, разработки ископаемых, строительства предприятий и жилых домов.

Под капиталом понимаются не только финансовые средства, но и материальные объекты, созданные человеком, различные строения, инфраструктура.

Дополнительным экономическим фактором в этой классификации является информация. Накапливаемые знания важны для продолжения прогресса технологий и потому напрямую влияют на экономику. В последние десятилетия значение этого фактора особенно велико.

Экономическими факторами являются

По другой классификации экономическими факторами являются:

  • Процентная ставка.
  • Уровень инфляции.
  • Состояние финансового рынка.
  • Структура потребления и её изменения.
  • Показатели спроса.
  • Торговый баланс.
  • Финансовая и кредитная политика.
  • Фондовые индексы.
  • Состояние мировой и региональной экономики в различных странах.
  • Динамика производительности труда и её уровень.

Степень и характер влияния экономических факторов на состояние экономики зависит от конкретной страны и текущей ситуации.

Дополнительные факторы

Также на ситуацию в экономике могут оказывать влияние и такие факторы, как:

  • Встречи торговых представителей, представителей центральных банков, стран-экспортёров сырья.
  • Крупные экономические форумы (например, Давосский форум, встречи Большой двадцатки и т. д.).
  • Прогнозы различных показателей, индексов и тенденций изменения в экономике от компетентных организаций.
  • Различные спекуляции.
  • Изменения на соседних рынках.
  • Действия банков.
  • Политические решения.

На развитие национальной экономики наибольшее влияние оказывают следующие экономические факторы:

  • Изменение валового внутреннего продукта (ВВП) оказывает влияние на средний уровень доходов, уровень занятости, размер заработной платы и социальных выплат, величину ставок по кредитам и темпы развития страны в целом.
  • Размер инфляции. Инфляция во многом определяет величину ставок по кредитам, распределение спроса между разными товарами потребления, объём денежной массы, стоимость товаров и ресурсов и её динамику.
  • Изменение курса национальной валюты может влиять на ценообразование и структуру экспорта и импорта конкретной страны. Больше всего от него зависят компании, имеющие торговые связи с другими странами.

влияние экономических факторов

Политические факторы

Они оказывают большое влияние на состояние экономики. Законодательное регулирование меняет баланс спроса и предложения, влияет на уровень цен на отдельные виды продукции, может задавать общий вектор развития экономики государства. Политическое воздействие может проявляться на международном уровне (санкции, глобальные соглашения и т. д.) или в пределах государства (акцизы, налоги, субсидии, распределение капиталов между отраслями и т. д.).

Развитие технологий

Внедрение технологических инноваций при производстве продукции может сделать её более качественной, дешёвой и конкурентоспособной как на региональном, так и на мировом рынке. До недавнего времени в центре технологического прогресса были технические новинки бытового пользования: компьютеры, мобильные телефоны, фотоаппараты и др. Сейчас этот центр сместился на энергетику и автомобилестроение.

За последние годы разработка и внедрение новых технологий позволила существенно удешевить производство энергии, а автомобили на электрической тяге перестают быть предметом роскоши, при этом их технические показатели значительно выросли. По различным прогнозам, это приведёт к радикальному изменению на рынке энергоносителей в ближайшие десятилетия, а то и годы. В результате приток иностранной валюты в такие нефтедобывающие страны, как Россия и Венесуэла, может резко сократиться.

Географические факторы

Эти факторы являются одним из тех базисов, на которых строится экономика. Каждая страна, в силу своего географического положения, обладает определённым набором условий и ресурсов. Положение России в этом плане весьма выигрышное, несмотря на суровые климатические условия: в нашей стране имеются большие запасы минерального сырья, включая нефть, газ, алмазы, руды цветных металлов. Также Россия богата лесом и имеет много возможностей для поддержания и развития сельского хозяйства.

Социальные и демографические факторы

Демографическая ситуация и её динамика оказывают существенное влияние на экономическое развитие регионов. При недостатке численности и плотности населения возможности для экономического роста ограничены, что связано с дефицитом трудовых ресурсов и большой долей представителей старших возрастных групп в общей массе населения. В странах с высокой плотностью населения, где наблюдается также его стремительный рост (Индия, Китай), совокупный ВВП быстро увеличивается. Это связано с тем, что большее количество людей трудоспособного возраста способно произвести большее количество продукции. Однако такой рост не обязательно будет благоприятен для страны и проживающих в ней людей.

Благосостояние населения влияет на покупательскую способность, поэтому чем выше средний уровень доходов на душу населения, тем быстрее может развиваться экономика. Основным драйвером роста является именно средний класс по доходам, тогда как большой разрыв между доходами разных людей и отсутствие среднего класса ведёт к снижению спроса на многие виды продукции.

Факторы экономического развития

Факторы, влияющие на экономический рост, изучались на примере государств с быстрорастущей экономикой (Китай и некоторые другие азиатские страны). Среди них выделяют главные и второстепенные факторы. Основными факторами экономического роста были признаны: человеческий капитал, материальный капитал и развитие технологий.

Основными факторами экономического

Главные факторы роста экономики

Человеческий капитал определяется числом работников, их квалификацией, способностью к обучению, дисциплинированностью, степенью мотивации к трудовой деятельности. Большую роль здесь играет образование, от среднего уровня которого зависит производительность и качество труда.

Материальный капитал – это денежные средства, различное оборудование, жилой фонд. По мере экономического роста его размер увеличивается. Чем больше заводов и фабрик, тем большее количество продукции можно произвести в единицу времени. Таким образом, по мере накопления средств производства возможности для экономического роста увеличиваются.

Факторы экономического развития

Научно-технический прогресс позволяет производить более качественную продукцию и в большем количестве. Он включает в себя накопление новых знаний, технологий, современных машин и оборудования. Двигателем прогресса может стать и повышение энергоэффективности производства. Однако чрезмерный рост этого показателя замедляет развитие экономики, так как часто является экономически не выгодным. Особенно это происходит под давлением ужесточающихся норм к выбросу загрязняющих веществ.

Факторы, влияющие на экономический

Обладание разнообразными природными ресурсами может быть одним из факторов, благоприятствующих экономическому росту. Примером такой связи являются США. Однако на деле этот фактор не всегда становится решающим. Япония обладает небольшим количеством земель и ресурсов, но достигла больших результатов в экономическом развитии. В Китае мало нефти и газа, однако страна динамично развивается. В то же время Россия имеет практически все необходимые ресурсы для успешного роста, но в экономическом развитии явно не преуспела.

Факторы экономической безопасности

Дополнительные факторы роста экономики

  • Борьба с монополиями.
  • Эффективная работа банковской системы.
  • Правильная налоговая политика.
  • Диверсификация производства и экспорта.
  • Рациональное государственное регулирование экономики.
  • Стимулирование внутреннего спроса.
  • Снижение денежной эмиссии.
  • Снижение государственных расходов.
  • Снижение сырьевой зависимости.
  • Ставка на развитие современных технологий.
  • Развитие сельского хозяйства.
  • Уменьшение доли бедных и очень богатых, увеличение доли среднего класса.
  • Уменьшение разрыва в уровне экономического развития разных регионов.
  • Борьба с теневым сектором экономики.
  • Борьба с оттоком капитала и профессиональных кадров.

Многие из этих факторов являются одновременно и факторами экономической безопасности.

fb.ru

2. Внутриполитическое развитие России

После августа 1991 г. Россия столкнулась с новыми пробле­мами. До этого времени КПСС не была политической партией в собственном смысле слова: Политбюро ЦК, обкомы, горкомы и райкомы КПСС фактически составляли исполнительную вертикаль власти. После путча эти ор­ганизации были ликвидированы, а взамен их созданы новые струк­туры президентской власти. При Президенте были созданы Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность Го­сударственного секретаря. Главы администраций на местах и пра­вительство России назначались Президентом и подчинялись непосредственно ему. Но новые структуры не укладывались в рамках Конституции РСФСР 1978 г., провозглашавшей полновластие Советов на­родных депутатов. По этой Конституции высшим органом власти являлся Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР в промежутках между съездами. Правительство было подотчетно съезду.

Это противоречие не ощущалось, пока Президент пользовался поддержкой депутатов. Но с ликвидацией СССР и нарастанием эко­номических трудностей росло и недовольство депутатов политикой Президента. Разрешить это противоречие в рамках действовавшей Конституции было невозможно. Изменить же Конституцию мог только Съезд народных депутатов или всенародный референдум, объявить который имел право только съезд.

В этих условиях 21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин объявил о так называемой «конституционной реформе» – об упразднении Верховного Совета и Съезда народных депутатов и о формировании нового двух­палатного Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации). Президентский Указ № 1400 предусматривал ликвидацию всей системы Советов.

Верховный Совет отказался подчиниться указу и объявил об отставке Президента. Депутаты отказались покинуть здание Белого дома, вокруг него были возведены баррикады. Осажденные пытались захватить телецентр, чтобы обратиться в народу, в ответ Прези­дент ввел чрезвычайное положение. Здание Белого дома было обс­треляно танками. 4 октября Белый дом был взят, депутаты арестованы.

После октябрьских событий была ликвидирована система Сове­тов по всей стране. 12 декабря 1993 г. прошли выборы в новые органы власти и референдум по новой Конституции. На основании выборов были созданы Государственная Дума и Совет Федерации (в него вошли губернаторы и руководители областных Дум).

В 1993 г. была принята новая Конституция, значительно расширявшая полномочия Президента страны. В соответствии с ней Президент является главой государства, он назначает правительство, которое ответс­твенно только перед ним. Президент может наложить вето на за­кон, принятый Государственной Думой (то есть не утвердить его), и направить его на доработку. Он обладает и законодательными пол­номочиями: в случае неприятия Думой закона он может провести его Указом. Президент имеет право роспуска Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом. Права Думы ограничены лишь законодательными функ­циями. Депутаты потеряли право контроля за деятельностью адми­нистрации (право депутатского запроса).

Неожиданным был успех на выборах либерально-демократичес­кой партии, возглавляемой В.В.Жириновским, которая получила почти четверть всех голосов избирателей. Партия власти – «Выбор Рос­сии» Е.Т.Гайдара – получила лишь 1,5% голосов. Прошли в Думу представители коммунистов (12%) и аграрной партии (7%). В целом выбо­ры показали недовольство населения политикой правительства.

Важнейшим мероприятием нового парламента стало подписание в апреле 1994 г. «Договора об общественном согласии», объявившего мораторий на все антиправительственные действия на два года. Была объявлена политическая амнистия участникам событий августа 1991 г. и октября 1993 г. Эти документы должны были преодолеть раскол общества и создать необходимые условия для проведения реформ.

В декабре 1995 г. прошли выборы во II Государственную Ду­му. Половина депутатов избиралась по партийным спискам, полови­на – по территориальным округам. На этих выборах внушительную победу одержали коммунисты, получившие 22% голосов. 11% голосов получила ЛДПР, 10% – объединение «Наш дом – Россия», возглавля­емое премьером В.С.Черномырдиным, и 7% – объединение «Яблоко», возглавляемое Г.А.Явлинским. Остальные партии, в том числе «Демократический выбор России» Е.Т.Гайдара, в Думу не прошли.

В июне 1996 г. были проведены президентские выборы. Во второй тур вышли Б.Н.Ельцин (35% голосов) и лидер коммунистов Г.А.Зюганов (32%). Во втором туре Б.Н.Ельцин очень удачно пост­роил избирательную кампанию. Он стремился убедить избирателей, что приход коммунистов к власти означает новый передел собс­твенности, а значит, гражданскую войну. Уставшие от десяти лет потрясений избиратели проголосовали за Б.Н.Ельцина (54%), Г.А.Зюганов получил 40% голосов.

С сентября по декабрь 1996 г. прошли выборы глав админист­раций. В целом партии власти удалось сохранить большинство в Совете Федерации, но более чем в 1/3 регионов победили предста­вители оппозиции, главным образом коммунисты.

С 1996 по 1999 гг. сохранялось противостояние двух ветвей власти – Президента и Государственной Думы. В связи с ухудшением экономического положения в стране началась правительственная чехарда. Президент Б.Н.Ельцин одно за другим отправлял в отставку правительства. В.С.Черномырдина на посту премьер-министра сменил С.В.Кириенко, его, в свою очередь, Е.М.Примаков, затем С.В.Степашин и, наконец, В.В.Путин. Президент Б.Н.Ельцин терял свой авторитет среди населения, в первую очередь среди людей, оказавшихся за чертой бедности; Государственной думой в 1999 г. была предпринята попытка импичмента – отрешения президента от должности, но необходимых двух третей голосов собрать не удалось. 19 декабря 1999 г. прошли выборы в Государственную Думу, их результаты носили двойственный характер. С одной стороны, увеличили свое представительство коммунисты (до 24%), с другой – на второе место вышел проправительственный блок «Единство» («Медведь»), созданный буквально накануне выборов и получивший 23% голосов. Неожиданным был успех Союза правых сил, набравшего около 9% голосов. Преодолели 5%-ный барьер и объединения «Отечество – вся Россия», «Яблоко», ЛДПР (блок В.В.Жириновского). В целом новая дума стала более проправительственной, более управляемой. 31 декабря 1999 г. Президент Б.Н.Ельцин по телевидению объявил о своей отставке, исполняющим обязанности Президента стал премьер-министр В.В.Путин.

26 марта 2000 г. состоялись президентские выборы. По результатам первого же тура, набрав 52% голосов, В.В.Путин стал Президентом России. Еще в ходе президентской предвыборной кампании В.В.Путин выступил с идеей сильного государства, обеспечивающего свободу личности. Он выделил общенациональные приоритеты, включающие повышение жизненного уровня людей, борьбу с преступностью, обеспечение надежного «права собственности». В.В.Путин заявлял также о намерении строить внешнюю политику исходя из национальных интересов собственной страны, признав «верховенство внутренних целей над внешними».

Первыми шагами нового президента стали меры по укреплению российской государственности: создание семи федеральных округов, в которые направлены представители президента (Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Центральный, Дальневосточный, Северо-Западный, Сибирский), строгое требование соблюдения законов РФ от всех субъектов федерации, изменение статуса губернаторов в связи с выводом их из Совета Федерации и др.

Наиболее «горячей точкой» на территории России после распада СССР стала Чечня. Еще в августе 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской республики выступил в поддержку ГКЧП. После ареста ГКЧП генерал Д.Дудаев со своими сторонниками арестовал Верховный совет и захватил власть в республике. Этот факт приветствовался руководством Российской Федерации, которое расценило это как продолжение борьбы против ГКЧП, но в дальнейшем события приняли непредсказуемый оборот. Чечено-Ингушская АССР разделилась на Чечню и Ингушетию. Д.Дудаев был избран Президентом Чечни, которая была переименовала в республику Ичкерию и заявила о своей независимости. С выводом войск бывшей Советской Армии из Закавказья в руках чеченцев оказалось огромное количество оружия (вплоть до боевых самолетов). Это позволило создать мощную армию. Были блокированы железные дороги, автомагистрали, перекрыт нефтепровод, проходящий из Азербайджана по территории Чечни. Началось массовое изгнание из Чечни русского населения. Чечня превратилась в криминальный анклав на территории России, основным источником доходов которого стали торговля оружием и наркотиками, операции с фальшивыми банковскими документами и валютой, нелегальный нефтяной промысел, а также похищение людей с целью выкупа.

В декабре 1994 г. началась военная операция российских войск в Чечне, которая переросла в крупномасштабную войну, продолжавшуюся до 31 августа 1996 г. Федеральные войска взяли Грозный – столицу Чечни, но войска Д.Дудаева, пользуясь широкой поддержкой местного населения, перешли к партизанским действиям в горах. В июне 1995 г. отряд боевиков Ш.Басаева напал на российский город Буденновск и захватил в здании районной больницы около 2 тыс. заложников из числа мирных жителей. В результате переговоров Ш.Басаева с В.С.Черномырдиным заложники были отпущены, а террористы беспрепятственно пропущены в Чечню. В январе 1996 г. боевики С.Радуева захватили родильный дом и больницу в Кизляре (Дагестан), а затем, отпустив заложников, смогли вернуться в Чечню. Ш.Басаев и С.Радуев стали в Чечне национальными героями.

В декабре 1995 г. на территории Чечни, контролируемой федеральными войсками, были проведены выборы главы республики. Им был «избран» Д.Завгаев, бывший Председатель Верховного Совета Чечено-Ингушетии, первый секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС. На сторонники Д.Дудаева не признали законности этих выборов.

В апреле 1996 г. в результате ракетного удара был убит генерал Д.Дудаев. Президентом Чечни стал З.Яндарбиев. Чеченская война, уносившая десятки тысяч жизней, была крайне непопулярна в России. Учитывая это, в мае 1996 г., в преддверии президентских выборов, Б.Н.Ельцин предпринял неординарный шаг. Пригласив в Москву для переговоров чеченскую делегацию во главе с З.Яндарбиевым, он сам неожиданно вылетел в Грозный, где подписал указ о прекращении боевых действий в Чечне.

Однако фактически война продолжалась. В августе 1996 г. отряды боевиков, разгромив федеральные войска, вернули себе Грозный. 31 август 1996 г. новый глава Совета Безопасности России А.И.Лебедь и начальник штаба вооруженных формирований Чечни А.Масхадов в Хасавюрте (Дагестан) подписали Заявление о прекращении военных действий в Чечне. Статус Чечни по этому соглашению должен был быть определен в ходе переговоров к концу 2001 г. Предусматривался вывод из Чечни федеральных войск, оказание ей экономической помощи. Так закончилась первая чеченская война. Число погибших в Чечне военнослужащих превысило 5 тыс. чел, а общее число жертв войны составило около 80 тыс. чел.

Чеченское руководство расценило эти соглашения как фактическое признание независимости Чечни. Федеральные войска были полностью выведены, чеченцы, сотрудничавшие с Москвой, брошены на произвол судьбы, многие из них попали в концлагеря или были уничтожены. В январе 1997 г. А.Масхадов был избран Президентом Чечни. Его правительство не только взяло курс на полную независимость от России, но и попыталось расширить сферу своего влияния. Летом 1999 г. началось вторжение чеченских войск в Дагестан. Одновременно (в сентябре) был проведен ряд террористических актов на территории России – взрывы домов с мирными жителями в Москве и Волгодонске. На территории Чечни концентрировались силы наемников-террористов из разных стран для войны с Россией. В этих условиях правительство Российской Федерации вынуждено было вновь начать боевые действия против Чечни. Осенью 1999 г. началась вторая чеченская война, официально названная контртеррористической операцией. После избрания В.В.Путина президентом России правительство неоднократно подчеркивало, что действия феде­ральных войск направлены прежде всего на осуществление контртеррористической операции на Северном Кавказе. При этом Россия, воюя с боевиками, отводит угрозу, исходящую от мирового терроризма для всех стран.

В ноябре 2001 г. впервые с начала второй чеченской кампании представители В.В.Путина и А.Масхадова предприняли попытку официальных переговоров, однако прорывом в мирном процессе эта встреча так и не стала. Требование сложить оружие и прекратить сопротивление, которое является главным условием российского правительства для начала переговоров, чеченская сторона отказалась выполнить. Фактически война ( в виде террористических актов) продолжается и по сей день.

Полный вывод федеральных войск с территории Чеченской республики не­избежно расширит зону деятельности незаконных вооруженных фор­мирований, что приведет к обострению ситуации на всей территории Северного Кавказа (включая Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкес­сию, Адыгею, Северную Осетию, Дагестан, Ингушетию). Россия вы­нуждена также учитывать тот факт, что в данном регионе собственные интересы преследует Турция, а также США и НАТО. Поэтому россий­ское правительство поставило задачу в наименьшие сроки решить про­блему восстановления социально-экономической жизни и конституционных органов власти в Чечне. В 2003 г. в Чечне был проведен референдум по Конституции республики, позволивший начать подготовку к выборам президента Чечни, Государственная Дума России приняла закон об амнистии участникам чеченского конфликта, идет поэтапный вывод федеральных войск с территории Чеченской республики.

studfiles.net

Факторы влияющие на политику

1. На формирование политики существенное влияние оказывает экономический фактор.Политика как деятельность во многом определяется материально-экономическими интересами и потребностями, складывающимися в обществе. От уровня экономического развития, в частности, в существенной степени зависит политическое влияние страны в системе международных отношений. Однако и сама политика активно воздействует на процессы экономического развития страны. Политическая деятельность может как способствовать экономическому росту, так и тормозить его.

2. Еще одним существенным фактором, влияющим на формирование политики, является сложившаяся в обществе социально-классовая структура.Численность, состояние и влияние отдельных классов и общественных групп всегда учитывались в политике. Так, например, в дореволюционной России с преимущественно крестьянским населением в центре политической жизни находился аграрно-крестьянский вопрос. После революции бурное развитие рабочего класса привело к росту его воздействия на политические процессы в обществе, а к концу XX века в нашей стране особенно важную роль в политике стала играть интеллигенция. Политика, в свою очередь, непосредственно влияет на положение различных общественных классов, слоев и групп.

3. Несомненное воздействие на политику оказывает духовный (духовно-идеологический) фактор.Политика всегда испытывала и испытывает на себе мощное воздействие различных идеологий, на ней всегда непосредственно сказывается состояние общественного сознания. При этом идеология выступает не только как важный источник политики, но и как средство ее реализации. Степень взаимодействия политики и идеологии в огромной мере зависит от культурно-цивилизационных основ общества, а также от конкретно-исторических условий его развития.

Функции политики

Выяснив основные факторы, влияющие на конкретный облик политики, и взаимосвязи между ней и иными видами общественных отношений, необходимо обратиться к вопросу об основныхфункциях политики,знание которых помогает более полно раскрыть ее сущность. Содержание, место и роль политики могут быть раскрыты через функции интеграции, целеполагания и регулятивно-контрольную функцию.

1. Интегративная функцияполитики непосредственно вытекает из ее предназначения и выражает устремленность политики на сохранение целостности и устойчивости общественной системы, без чего невозможно развитие. Осуществление данной функции связано с разрешением сложных общественных проблем и противоречий, усилением организованного начала, предотвращением дезорганизационных процессов в обществе. В конечном счете общественная интеграция направлена на создание благоприятных условий для совместной жизни людей. Как считал античный философ Платон, политика - это умение жить вместе.

2. Функция целеполаганиязаключается в политическом определении сознательно поставленных целей общественного развития. Она связана прежде всего с формированием моделей будущего и включает в себя выработку представлений о возможном и желательном результате общественно-политической деятельности. Ее реализация неразрывно связана с необходимостью теоретического осмысления практических вопросов, определения путей, средств и методов достижения поставленных целей.

3. Регулятивно-контрольная функцияполитики, с одной стороны, предполагает деятельность, связанную с выработкой и реализацией приемлемых правил поведения, распределением политических ролей между участниками общеполитического процесса, созданием условий и способов взаимодействия между ними. С другой стороны, она выражается в контроле и оценке результатов совместной деятельности, что связано с функцией политического управления.

Политическое управление- властно-управленческая деятельность, обеспечивающая эффективное функционирование политической системы общества.

Особенности политики

Завершая рассмотрение вопроса о сущности политики, необходимо кратко отметить ее наиболее важные особенности.

Характерной чертой политики является ее стремление к четкой организации человеческой деятельности: она изначально связана с упорядочением взаимоотношений между участниками общественной жизни, объединением людей в различные ассоциации, с функционированием государственных и иных политических институтов. Таким образом, она выступает своеобразныминструментом общественной организации.

Наряду с этим политика всеохватна,она пронизывает практически все области жизни. Вот почему мы говорим о таких направлениях, как экономическая, социальная, национальная, культурная, демографическая, военная, информационная политика. Кроме того, и в теории, и в практике особо выделяют такие крупные и связанные между собой области политической деятельности, как внешняя (международная) и внутренняя политика. Всеохватность политики превращает ее в средство эффективной координации многообразной деятельности людей и позволяет осуществлять функции управления общественными делами.

Таким образом, политика - это многогранное явление, играющее важную роль в жизни человека. По мнению мыслителей разных эпох, ее главным предназначением является создание условий для безопасности человека и достижения общественного благосостояния.Сам человек является, как отмечал Аристотель, существом политическим. Поэтому человеческое общежитие - это политическое бытие, выражающее сущность человека.

5.2. Политическая власть, ее специфика и сущность

Политика как общественное явление не может быть правильно понята вне и помимо власти и всего, что с ней связано. По образному выражению известного американского социолога Т. Парсонса,власть в политике имеет такое же значение, как деньги в экономике.

В основе современного понимания власти лежит следующее представление.

Власть(в широком смысле слова) означает способность влиять на положение и поведение людей вопреки сопротивлению и представляет собой выражение властной воли, проявляющееся в виде особых отношений между людьми - отношений "господства - подчинения".

Реальным проявлением власти является совершение действия, изменяющего существующий порядок вещей. В связи с тем, что такого рода волевые отношения возникают в самых различных областях жизни (в экономической и политической, семейной, религиозной и т.д.), необходимо выяснить спецификуполитической власти.

studopedya.ru

Глава 12.

Политическое развитие. Политическая модернизация.

Вопросы:

1. Понятие, содержание и факторы политического развития.

3.Политическая модернизация: основные теории.

4.Содержание и факторы политической модернизации.

1. Понятие, содержание и факторы политического развития.

Как отмечалось в главе 1, понятие «политический процесс» тесно связано с понятиями «политическое изменение» и «политическое развитие». Политический процесс как динамическая характеристика политики существует в виде политического изменения и политического развития. Чем же эти два понятия отличаются друг от друга?

Политическое изменениемы можем представить как появление нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Вместе с тем, говоря о политическом изменении, мы подразумеваем, что эти перемены происходят в рамках одной и той же политической системы с одними и теми же качественными характеристиками. В ходе него происходит воспроизводство политической системы в целом и его отдельных частей. Однако это воспроизводство не является полным, новое состояние политической системы и его составляющих отличается от предыдущего, также как нельзя войти дважды в одну реку. Появляющиеся «новые качества» в способе и характере взаимодействия мы можем рассматривать как количественные изменения. Масштабом политических изменений является масштаб повседневной жизни и истории.

Политическое развитие мы можем охарактеризовать как последовательную смену качественных состояний политической системы в целом и ее отдельных составных частей. Другими словами, политическое развитие является качественным изменением. Масштаб политического развития – масштаб эволюции.

Необходимо отметить, что четкую границу между политическим изменением и политическим развитием провести достаточно сложно. Сложность заключается не только в том, что исследователям, живущим в повседневности, трудно оценить изменения в более крупных масштабах, но и в расплывчатости границы между этими масштабами, а также в том, что все эволюционные процессы происходят в результате накопления повседневных и исторических перемен. Политическое развитие непосредственно недоступно простому наблюдателю, поскольку на практике оно проявляется и реализуется в политических изменениях.

Попытаемся, тем не менее, проиллюстрировать отличия политического изменения от политического развития. Например, смена монарха на троне в результате смерти предыдущего, несмотря на разницу в политических качествах этих личностей, на разницу в проводимых политических курсах (например, один занимался, в первую очередь, своими личными проблемами, а другой – проблемами укрепления и централизации государственной власти), это событие может рассматриваться как политическое изменение. Оно принесло в политический процесс новые качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами и, возможно, между системой и средой, но не принесло с собой качественных изменений самой политической системы и ее составляющих (хотя и могло являться одной из причин таковых). Другой пример – победа на выборах очередного Президента (например, В.В. Путина в 2000 г.). Такая победа знаменует собой политические изменения в рамках очередного электорального цикла. Она, несомненно принесла новые качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, но эти изменения осуществлялись в рамках воспроизводства политической системы, а не ее качественной смены.

В качестве примера политического развития можно привести создание наций-государств с республиканской формой правления в Западной Европе в период Нового времени в результате буржуазных преобразований и революций. Здесь уже речь идет о серьезных качественных изменениях, носящих эволюционный характер. Вместе с тем, эти длительные эволюционные процессы реализовывались посредством накопления количественных политических изменений, постепенно перешедших в качественные.

Следует отметить, что термином «политическое развитие» целесообразно обозначать не однонаправленное развитие, имеющее логический конец (то есть не реализацию некого христианского, просвещенческого, коммунистического и т.п. проекта), то есть это понятие не должно нести телеологическую смысловую нагрузку. Политическое развитие – процесс, имеющий несколько эволюционных альтернатив, выбор которых зависит от конкретной совокупности влияющих на него факторов. Тем более у политического развития нет единого заданного алгоритма. Таким образом, к политическому развитию не применимы понятия типа «тупиковая ветвь развития» и т.п. Кроме того, политическое развитие осуществляется не линейно. Исследователи отмечают циклический, волнообразный, дискретный и т.д. характеры политического развития. Таким образом политическое развитие можно охарактеризовать как процесс, идущий разными путями с различными конкретными результатами.

Вместе с тем, при всей разности путей и результатов можно выделить основные элементы политического развития, а также факторы, на него влияющие, анализ которых позволяет проводить научное сравнение «путей и результатов». Какие же факторы влияют на политическое развитие и в чем заключается его основная движущая сила?

В политической науке нет однозначного ответа на этот вопрос, как нет и согласия исследователей относительно количества путей развития и результатов (некоторые из исследователей настаивают на одном пути и результате, как, например, многие представители ранних вариантов теории модернизации).

В целом основные подходы можно сгруппировать следующим образом.

Первая группа авторов исходит из того, что политическая система развивается либо однолинейно, либо в результате развития различных политических систем достигается одинаковый результат. В свою очередь, в рамках данного направления можно выделить три основных подхода, представители которых различаются во взглядах на основные факторы и движущие силы политического развития.

Авторы, которых можно условно объединить в рамках первого подхода, в качестве основной причины политического и в целом всего общественного развития выделяют развитие экономики (У. Ростоу, С. Липсет и др.). Вместе с тем, в работах некоторых из них подчеркивается значение не только уровня развития экономики, но и связанных с ним социальных факторов. В частности С.Липсет в качестве факторов политического развития (точнее демократизации, поскольку он фактически отождествляет понятия политическое развитие и демократизация) выделяет, наряду с собственно экономическими, и такие, как степень урбанизации и уровень образования247.

Представители второго подхода в качестве основного фактора называют изменение в системе ценностей и моделях поведения (ранний Д. Аптер, К. Дойч, А. Инкельс, Р. Инглехарт и др.). Например, К. Дойч полагал, что основным фактором политического развития (в данном случае – модернизации) является «мобилизация» населения, то есть включение граждан в политический процесс в качестве активных акторов в результате экономических инноваций, изменений в социальной структуре и системе ценностей и моделях поведения248.

Авторы, которых объединяют в рамках третьего подхода, считают основной причиной политического развития функциональную дифференциацию внутри общественной системы в целом и политической в частности (как правило, в числе этих ученых называют Т. Парсонса). В качестве основных причин и «главных процессов» развития, «которые, взаимодействуя друг с другом, составляют «прогрессивную» эволюцию к более высоким системным уровням», Т. Парсонс помимо функциональной дифференциации выделяет «повышение адаптивной способности, включение и генерализация ценностей»249. Таким образом, согласно Т. Парсонсу, основное содержание общественного развития состоит в повышении адаптивной способности системы в результате функциональной дифференциации и усложнения социальной организации250. Следует отметить, что Т.Парсонса лишь условно можно отнести к группе авторов, рассматривающих политическое развитие как однолинейный процесс или процесс с предзаданным результатом. Раскрывая содержание общественного развития, он не пишет о том, что все общества обязательно должны совершить подобную эволюцию.

Представители второй группы авторов исходят из посылки нелинейного развития с возможностью достижения разных результатов (Ф.Риггз, Г.Алмонд и Г.Пауэлл, С. Хантингтон, Л.Пай, Б.Мур и др.). Эти исследователи также не отличаются единством мнений в отношении основных факторов и аспектов политического развития. В частности, группа ученых в качестве основных причин развития отмечает внутриполитические. При этом в качестве важного параметра этого процесса рассматривается взаимодействие политической системы (или ее элементов) с внешней средой и роль политических институтов в его осуществлении. Так, С. Хантингтон отмечает, что основным фактом политического развития является степень институциализации интересов и специфика политических институтов в той или иной стране. При этом он отмечает, что характер политического развития зависит от того, отвечает ли характер институциализации уровню участия граждан в политике и степени социальной мобилизации. Отставание процесса институциализации от темпов роста мобилизации и участия, по его мнению, является основной причиной политических кризисов и нестабильности в переходных обществах251. Ведущую роль политических институтов в процессе политического развития подчеркивают и другие авторы (Г. О’Доннел, Ф.Шмиттер, А.Пшеворский, Т.Скокпол, Дж. Мач, Д.Олсен и др).

Другие авторы - Г.Алмонд и Г.Пауэлл – взяв за основу идеи структурного функционализма о дифференциации и повышения адаптивности как о движущих силах и основных проявлениях общественного развития, предложили свою концепцию политического развития (в их интерпретации – концепцию эволюции политических систем), имеющую не однолинейный характер. Для этого они построили матрицу, основанную на трех основных показателях: возрастание субсистемной автономии и увеличение структурной дифференциации, а также культурной секуляризации. Существующие и существовавшие политические системы (а точнее модели систем или идеальные типы) они расположили в этой системе координат (см. табл.).

Таблица . Схема политического развития, согласно Г.Алмонду и Г.Пауэллу252(по оси абсцисс – уровень субсистемной автономности, ординат – структурной дифференциированности и культурной секуляризации).

Современные

политические

системы с

дифференци-

ированной

политической

структурой

Радикальный тоталитаризм253

Консервативный

тоталитаризм

Модернизирующий

авторитаризм

Консервативный

авторитаризм

Высокоавтономная

демократия

Демокартия с

ограниченной

автономией

Демократия с

низкой автономией

Традиционные системы с дифференци-

ированной

структурой

управления

Патримониальные

системы

Бюрократические

Империи

Феодальные

системы

Примитивные системы с низким уровнем

дифференци-ации и секуляризации

Примитивные сообщества (PrimitiveBands)

Пирамидальные

системы

Сегментарные

системы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Авторы данной теории отмечают, что возможны различные варианты переход от одного типа политической системы к другой, возможны периоды деградации распада политических систем, а также нелинейные варианты развития. В частности бюрократические империи часто рождались в результате эволюции патримониальных систем, феодальных систем, а также и городов-государств. В целом схема политического развития выглядит таким образом: повышается структурная дифференциация и как следствие – субсистемная автономность и т.д. Далеко зашедшее развитие субсистемной автономности приводит к распаду политической системы.

Необходимо отметить, что все названные авторы не отрицают того, что на политическое развитие влияют многие факторы, а сам этот процесс является многаспектным. Так, например, С. Хантингтон в своей работе «Третья волна» выявляет зависимость существования демократических режимов от уровня экономического развития страны254. Тем не менее, они выделяют главные, с их точки зрения, факторы и движущие силы этого процесса, сосредотачивая на них основное внимание.

В целом необходимо отметить, что представители различных подходов рассматривают лишь отдельные аспекты политического развития и общественного развития в целом. Построение обобщающей схемы этого процесса, основанной на учете множества разнообразных факторов – дело достаточно сложное, требующее интеграции различных подходов. Имеющиеся в настоящее время попытки создания многофакторных моделей не отвечают критериям универсальности, актуализируя проблему такой интеграции.

Политические процессы весьма разнообразны по своим основным параметрам. В политической науке существует несколько вариантов типологииполитических процессов.

В зависимости от характера изменений выделяют эволюционный и революционный типы255. Под эволюционным развитием понимается такой тип, который включает в себя постепенные, пошаговые качественные изменения. Под революционным – тип развития, ориентированный на масштабность и быстротечность. Несмотря на эвристическую значимость выделения этих типов, следует признать условность их различия применительно к политическому развитию. В действительности политическое развитие носит эволюционный характер, революции являются лишь частью эволюционного пути. Их масштабность и быстротечность имеет принципиально важное значение лишь с точки зрения повседневности и истории.

Довольно часто выделяют стабильный и кризисный типы развития. Предполагается, что стабильный тип политического развития характерен для обществ, где существуют достаточные институциональные гарантии и общественный консенсус, предотвращающие резкие изменения политического курса и тем более резкую смену политического режима. В то же время предполагается, что основой стабильного развития служит способность системы адекватно реагировать на вызовы среды. Это способствует постепенному и плавному характеру изменений.

Кризисный тип развития характерен для обществ, где такие отсутствуют необходимые условия и система неспособна давать адекватные ответы на внешние изменения. Тогда политическое развитие осуществляется в виде кризиса, который может затрагивать как отдельные стороны политической жизни, так и всю систему целиком. Развитие полномасштабного кризиса приводит к неустойчивому состоянию системы или даже к ее распаду.

Выделение этих двух типов политического развития также следует признать условным. На самом деле под стабильным или кризисным развитием очень часто понимается не эволюционная динамика политической системы, а характеристика повседневных и исторических политических процессов, происходящих в ее рамках. Однако сообщения, например, о правительственном кризисе отнюдь не свидетельствуют о кризисном характере политического развития данной политической системы.

Следует отметить также и то, что на практике толчком и в определенном смысле двигателем развития любой политической системы являются системные кризисы. Кризисы появляются в результате несоответствия структур и способов связи между элементами системы возникающим потребностям. Их разрешение требует качественных изменений системы или ее отдельных частей. На практике мы можем, как правило, наблюдать чередование кризисов и периодов относительной стабильности. Таким образом следует рассматривать кризисный характер изменений и политическую стабильность не как характеристики политического развития в целом, а как особенности его отдельных моментов.

Как известно из общей теории систем, такая характеристика как стабильность вообще не может применяться к анализу динамики системных объектов, она характеризует лишь состояние системы в определенный момент. Для характеристики динамики систем обычно используются такие понятия, как равновесие и устойчивость. В связи с этим следует признать правомерным использование некоторыми исследователями таких терминов, как «динамическая устойчивость», применительно к политическому развитию. Этим словосочетанием обычно обозначают такой тип политического развития, который предполагает поддержание целостности и организованности системы в течении определенного периода времени. При этом отнюдь не исключаются политические кризисы, состояния политической нестабильности и т.п.

Выделяют также типы политического развития на основе его содержания. Среди них особо следует выделить глобализацию.

Глобализация – весьма многозначный термин. Традиционное понимание глобализации заключалось в том, что под ней подразумевалась взаимозависимость общественных и политических процессов во всех странах и регионах мира, возникшая в 20 веке. Такое «узкое» понимание глобализации представляется нам неправомерным. В настоящее время ряд исследователей понимают под этим процессом не только взаимозависимость, но также и всеохватность процесса изменений. Таким образом, учитывается тот факт, что изменения различного рода затрагивают социальные и политические структуры различного уровня во всех уголках нашей планеты.

Другими типами политического развития являются модернизация и демократизация, специфика которых будет рассмотрена нами ниже.

studfiles.net

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - это... Что такое ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ?

 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (political development) В широком смысле – развитие институтов, установок и ценностей, формирующих систему политической власти в обществе. Существуют различные способы определения политического развития, в которых отражается смена проблем, занимающих внимание общества и аналитиков. Один способ придает особое значение возникновению национального суверенитета и целостности государства как действующего лица, способного вызывать уважение и соблюдать обязательства на международной арене. Другие способы определения обращают внимание на национальные черты: конституционный порядок и политическую стабильность, приобретенные в процессе формирования установившейся структуры правления, надежные механизмы обеспечения преемственности руководства, а также распространение по всей территории правительственных институтов. Данный подход отчасти порождается живым интересом, вызванным национальным и государственным строительством в молодых государствах Азии и Африки в 1960-е гг. Однако этот подход также имеет определенное отношение к проводившимся ранее исследованиям рациональной власти, основанной на законе, наделенной полномочиями принуждения и способной обеспечить подчинение. С этим процессом связано становление бюрократии (bureaucracy), которая обнаруживает такие внутренние характеристики, как разделение труда и специализация обязанностей, иерархия и субординация, комплектование штата служащих, исходя из личных заслуг. Таким образом, политическое развитие усиливает способность государства мобилизовывать и распределять ресурсы, а также направлять политические усилия для достижения определенного результата. Такое развитие служит целям решения проблем приспособления к изменениям среды, в которой осуществляется управление политической системой, а также проведения национальной политики. Понятие "хорошее управление", популярное в диалогах между Севером и Югом, также сосредоточивает внимание на действенной, эффективной и некоррумпированной государственной администрации. Марксисты (marxism), возможно, предпочтут определять политическое развитие в развитых промышленных обществах с точки зрения роста классового сознания и политической организации пролетариата, ведущего в итоге к свержению капитализма и приближению коммунизма. Более широко распространенный на Западе (хотя и этноцентричный) взгляд на политическое развитие рассматривает его как продвижение к либеральной демократии. Это подразумевает подотчетность правительства и возможности массового участия (некоторые считают его скорее аспектом модернизации, чем результатом развития) благодаря свободе создания ассоциаций и выражения мнений. По поводу связи между экономическим прогрессом и политическим развитием часто ведутся дискуссии. В прошлом существовала тенденция видеть в первом источник или стимулятор второго из-за действия таких сопутствующих переменных, как распространение грамотности и современных средств коммуникации и появление множества групп интересов. Концентрация политических ресурсов, основанная на традиционной власти выдающихся личностях и военной мощи, в обществе уравновешивается более широким рассредоточением финансовых средств и экономической силы. Появление поперечного расслоения (cleavage), отчасти порождаемого большей экономической специализацией и дифференциацией, смягчает социальные конфликты. После крушения однопартийных государств и социализма в Центральной и Восточной Европе установление "хорошего правления" стали расценивать как условие устойчивого экономического развития развивающихся стран. "Хорошее правление" означает отчетность перед обществом, управление на основе закона и уважение к правам человека (human right). "Хорошее правление" необязательно является необходимым (и, конечно же, не является достаточным) условием экономического прогресса. Тем не менее утверждается, что в отличие от других при данной форме правления существует меньшая вероятность тратить доходы от экономического развития страны на цели, не отвечающие интересам общества. Далее, "хорошее правление" гарантирует людям свободу, в т.ч. экономической и предпринимательской деятельности. Свобода обеспечивает пространство для нововведений и оставляет в неприкосновенности личные стимулы для создания богатства. Сохраняющаяся проблема политического развития некоторых разделенных обществ, особенно в Третьем мире (Third world), заключается в том, как сочетать политическую стабильность с политическим плюрализмом, который включает в себя "хорошее правление". Для некоторых других государств существует проблема переходного характера: как гарантировать введение демократии в условиях радикальной экономической перестройки (см.: структурная адаптация). Такая перестройка может вызвать массовое недовольство и породить политический экстремизм. Иными словами, политическое развитие – это не только вопрос институциональных изменений, оно включает и общественные настроения, и политическую культуру (political culture). Ни в одном из определений политическое развитие не рассматривается как необратимый процесс. Такое развитие имеет место далеко не во всех странах, некоторые из них переживают периоды политического упадка и развала, а отдельные даже приходят к окончательному политическому краху, подобно бывшему СССР.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.

Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Смотреть что такое "ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" в других словарях:

  • Политическое развитие Англии в XVIII в. — Союз буржуазии и земельной аристократии. Государственный строй Политический строй, порожденный переворотом 1688 г., явился выражением компромисса между частью буржуазии ее торговой и финансовой верхушкой и земельной аристократией. Сохранению… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Социально-экономическое и политическое развитие Германии в XVIII в. Борьба Пруссии и Австрии за гегемонию в Центральной Европе — Господство крепостного права Мекленбург, Бранденбург, Померания, Восточная Пруссия, Силезия оставались в XVIII в. главными районами распространения позднего немецкого крепостного права, наиоолее ярко характеризующего господство феодальной реакции …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Экономическое и политическое развитие Испании в первой половине XVI в. — Испания, завершившая к концу XV в. реконкисту и превратившаяся к этому времени в единое государство (в результате объединения в 1479 г. Кастилии и Арагона), сразу же заняла одно из первых мест среди государств Европы. Она включала в себя почти… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • РАЗВИТИЕ — РАЗВИТИЕ, развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. развить развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по гл. развиться развиваться. Развитие промышленности. 3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ — система международных отношений, преследующая цель сохранения установившегося соотношения между государствами, стремящаяся предупредить возможность расширения или усиления одного государства на счет других или при неизменном состоянии других.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Политическое объединение "Рідна Вітчизна" — Политическое Объединение «Рідна Вітчизна» Політичне Об єднання «Рідна Вітчизна» Логотип Лидер: Матиешин Иван Семенович Дата основания: 20 марта 2010 Штаб квартира …   Википедия

  • Политическое объединение «Рідна Вітчизна» — Політичне Об єднання «Рідна Вітчизна» Лидер: Матиешин Иван Семенович Дата основания: 20 марта 2010 Штаб квартира: Киев …   Википедия

  • Политическое убежище — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения …   Википедия

  • Развитие феодализма в Испании и реконкиста. Португалия — В течение XI XIII вв. основным фактом исторической жизни Испании была, как и ранее, реконкиста, которая не прекращалась всё это время и привела к решающим победам. В ходе реконкисты на территории Испании постепенно сложились Кастильское и… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Политическое бытие общества — кратко Основные сферы жизни общества Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды… …   Малый тезаурус мировой философии

dic.academic.ru

Особенности политического развития

Особое значение для характеристики политического процесса имеют изменения типа развития, которые связаны с определением качественной направленности эволюции политических систем и потому предполагают ту или иную трактовку прогресса, определение целевых стратегий политических режимов, качественную идентификацию организации власти.

Как правило, в рамках стабильных политических процессов существует возможность применения моделей линейного развития. Иными словами, качественная идентификация политической системы основывается здесь на хорошо известных моделях – социализма, либерализма, консерватизма и др., обладающих строго разработанной системой критериев развитости. Например, с точки зрения марксистов, о развитости системы власти позволяют говорить политические изменения, свидетельствующие о господстве коллективных форм собственности, гегемонии рабочего класса и лидирующей роли коммунистической партии в политической системе. Преобладание идеологии прав человека, защищенность личности в отношениях с государством, контроль гражданского общества над государством, плюрализм, духовная свобода свидетельствуют о развитии системы, с точки зрения либералов. Консерваторы при определении развития делают упор на преобладании моральных стимулов политического поведения, обеспечении преемственности с предыдущими формами правления, сохранении базовых норм и принципов организации власти и т.д. Словом, применение такого рода критериев дает возможность одним говорить о предпочтительности, к примеру, демократии над тоталитаризмом, другим – социализма над капитализмом.

Благодаря использованию таких концептуальных моделей, обретение политической системой той или иной степени развитости может быть представлено в качестве относительного линейного процесса, который предполагает нарастание у нее определенных качеств за счет изменений, осуществляющихся по мере эволюции (или революционных, трансформаций) свойств строго определенного типа.

Однако в переходных обществах в условиях незавершенности политических процессов использование данных критериев не только затруднительно, но нередко противостоит самой идее развития. К примеру, институциализация демократических процедур отправления власти, расширение плюрализма могут вести в этих условиях к установлению деспотических форм правления, потере управляемости обществом и другим, явно негативным для организации власти последствиям.

В силу неприменимости в данном случае идеологически определенных критериев оценки развития в науке сложилось немало подходов, предлагающих собственные критерии для такой оценки. Например, сторонники «теории катастроф», усматривая причины политической кризисности и неустойчивости переходных систем в наличии определенных «архетипов» (некритически усваиваемых людьми ценностей, отношений к действительности), провоцирующих массовые протесты и ведущих к неравновесности положения политических сил, связывают развитие с поиском «архетипов-антагонистов», способных стимулировать обратные по направленности поведенческие реакции населения и власти.

Приверженцы идеи циклической (социокультурной, цивилизационной) динамики (Хемфри, Тоффлер, Пригожий), рассматривая переходные процессы в качестве необходимой составной части циклического чередования политических взлетов и падений, т.е. определенной фазы зарождения и упадка глобальных политических (социальных) сдвигов в истории общества, выдвинули иные критерии развитости. В соответствии с их воззрениями, различая длинные и короткие волны таких изменений, а также временные параметры их продолжения, необходимо вырабатывать соответствующие технологии приспособления к этим промежуточным этапам, искать «поворотные точки», способные усилить управление событиями и сократить время для наступления восходящей фазы развития.

Собственную версию трактовки развития в переходных условиях предложили Ф. Теннис, М. Вебер и Т. Парсонс, заложившие основы так называемой социологии развития. Сторонники этого направления рассматривали все модификации политических систем в рамках долговременного перехода от традиционного к современному обществу. При этом первое понималось по преимуществу как аграрное, основанное на простом воспроизводстве и отличающееся закрытой социальной структурой, низким индивидуальным статусом гражданина, жестким патронажем государственного правления. Современное же общество трактовалось ими как индустриальное (постиндустриальное), базирующееся на открытости социальной структуры и рациональной организации власти.

С этой точки зрения политическое развитие достигается в той мере, в какой политические структуры, нормы и институты способны к оперативному, гибкому реагированию на новые социальные, экономические и прочие проблемы, к восприятию общественного мнения. Иными словами, политическая система, формируя механизмы с устойчивой обратной связью, рациональной организацией звеньев управления, способных к учету мнений населения и реализации решений, превращается в гибкий механизм для адресного регулирования конфликтов и выбора оптимальных вариантов применения власти. Этот процесс и выражает позитивную динамику данной системы власти, означает ее переход на качественно новый уровень ее существования. В таком случае не имеет значения, какую конкретную национально-государственную форму примут политические изменения (унитарную, федеративную или другую), какая партия получит статус правящей, какая идеология станет определять политику в будущем. В этом смысле политическое развитие интерпретируется как нарастание способности политической системы гибко приспосабливаться к изменяющимся социальным условиям (требованиям групп, новому соотношению сил и ресурсов власти), сохраняя и увеличивая возможности для элит и рядовых граждан выполнять свои специфические функции в управлении обществом и государством.

Понимаемое таким образом развитие неразрывно связывается с наличием институциональных возможностей для артикуляции групповых интересов, наличием нормативной (прежде всего законодательной) базы, способной обеспечить равенство политического участия традиционных и новых социальных групп, а также усилить влияние ценностей, предполагающих интеграцию социума и идентификацию граждан. Это обусловливает высокие требования к компетентности политических (и правящих, и оппозиционных) элит, к их способности использовать консенсусные, правовые технологии властвования, исключать насилие и политический радикализм.

Одним из основных условий успешного эволюционного политического развития является своевременное выделение по преимуществу кратковременных задач в проведении реформ и преобразований, нацеленных на реальное, а не декларативное продвижение общества вперед. В противоположность этому проекты, сориентированные на длительную историческую перспективу, не могут учесть динамизм текущих изменений и при последовательном их воплощении превращаются в фактор, усиливающий сопротивление реформам и ведущий к обвальному, неконтролируемому развитию событий. В результате государство, по мнению Э. Бёрка, не только лишается средств проведения реформ, но и прекращает свое существование.

Такого рода подходы, соединившись с некоторыми идеями Дж. Локка, А. Смита, легли в основу теории модернизации, представляющей собой совокупность различных схем и моделей анализа, позволяющих описывать и раскрывать динамику преодоления отсталости традиционных государств.

psyera.ru

4.4 Экономические, политические и другие факторы формирования белорусской народности

Народность – это историческая общность людей, основанная на единстве территории, языка, культуры и некоторой общности хозяйственной жизни. Она характеризуется также наличием самоназвания, этнического сознания, особенностями психологического склада. Народность приходит на смену роду и племени и предшествует нации. В Европе период завершения формирования русской, польской и других народностей совпал с периодом становления феодальных отношений.

Когда же возникла белорусская народность и что явилось основными причинами ее образования? Какие были предпосылки ее формирования? Ответить на эти вопросы сегодня однозначно невозможно, т. к. среди историков и этнографов нет единого мнения по этим проблемам. Одни исследователи утверждают, что основной период этнического формирования белорусской народности охватывал XIII–XIV или XII–XVI вв. и стимулировался объединенными социально-политическими и экономическими процессами в границах ВКЛ (А. Соболевский, Е. Карский, И. Лапо, М. Любавский, В. Пичета и др.). Н. Костомаров, М. Довнар-Запольский, Я. Чачот, П. Шпилевский, П. Голубовский считали, что белорусская народность сформировалась уже в IX–XIII вв. в границах Полоцкого княжества от межэтнического смешения балтского и славянского населения. Процесс формирования белорусской народности продолжался почти четыре столетия и проходил под воздействием многих факторов. Какие же факторы содействовали этому процессу?

Здесь следует обратить внимание на то, что истоки формирования белорусского этноса, прежде всего, связаны с заселением определенной территории. Природные условия Беларуси были достаточно благоприятными для жизни и деятельности населения. Природно-климатические условия позволяли развивать земледелие и другие отрасли сельского хозяйства, промыслы и ремесла. Географическая среда влияла на расселение населения, характер и направления его производственной деятельности во многом определяли специфические черты жилья, одежды, питания. Важную роль сыграли территориальные связи, складывающиеся в политических границах Полоцкой, Туровской и некоторых других земель. Политические границы этих земель в основном совпадали с ареалом расселения кривичей, полочан, дреговичей и радимичей.

Объединение на протяжении XIII–XIV вв. раздробленных земель в составе Великого княжества Литовского, подчинение единой верховной власти привело к их территориальной консолидации и послужило толчком для складывания этнической территории белорусов – территории компактного расселения народа, с которой связаны его формирование и развитие. Консолидации этнической территории содействовали мероприятия по централизации верховной власти в ВКЛ и выработке единого законодательства. Ликвидация удельной системы, кодификация законодательства (Статуты Великого княжества Литовского) и распространение его на всю территорию государства привели к ослаблению удельной замкнутости отдельных земель и укреплению единства ее территории. Этническая территория соответствовала ареалам расселения кривичей, дреговичей, радимичей, литвы, дайновы, ятвягов и представляла собой в XIV–XVI вв. уже достаточно однородную в этническом смысле (моноэтническую) зону.

Становление и развитие белорусской народности проходило в сложных общественно-политических условиях. Многие исследователи считают, что главную роль в формировании белорусского этноса и возникновении Беларуси сыграло политическое объединение белорусских земель в составе одного государства – Великого княжества Литовского. В сравнении с этапом феодальной раздробленности ВКЛ представляло новый уровень политической, государственной и социально-экономической организации земель. Совместное противостояние народов ВКЛ монголо-татарским набегам, агрессии Ордена, первостепенное значение восточнославянских земель в экономической, общественно-политической жизни княжества имели позитивные результаты в этно-консолидационных и интеграционных процессах. Формированию белорусской народности содействовало широкое употребление старобелорусского (русского) языка и письменности в государственном производстве, общественной жизни, межэтнических контактах.

Вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского было бесспорно важным для этнической консолидации. Хотя на ранних этапах этногенеза политическому фактору принадлежит первостепенная роль, но, как считают некоторые историки, значение государства в формировании белорусского этноса не стоит преувеличивать, тем более отводить ему ключевую роль. Многие этнические признаки белорусской народности, по мнению ряда исследователей, проявились до образования Великого княжества, а границы ее расселения на протяжении столетий никак не совпадали с политическими границами этого государства.

Отмечая позитивное влияние политического фактора – образование ВКЛ – на формирование белорусской народности, в то же время следует подчеркнуть, что процессы ее формирования особенно усложняло административно-территориальное обособление от других земель Беларуси значительной ее части в границах так называемой литовской земли (часть белорусских земель не имела автономии и входила в Виленское и Трокское воеводства). Процессам формирования белорусской народности препятствовали этнорелигиозные и общественно-политические противоречия, обусловленные некоторыми тенденциями во внешней и внутренней политике правящих кругов Великого княжества Литовского.

Важную роль в формировании белорусской народности играли социально-экономические факторы. С усилением торгово-экономических связей в границах княжества, формированием общегосударственного хозяйства, развитием товарно-денежных отношений, ростом городов, определенной унификацией весовых единиц и денежной системы преодолевалась локальная замкнутость, расширялись внутритерриториальные контакты, нивелировались некоторые хозяйственные и бытовые отличия, происходила языковая интеграция. Прогресс в производстве воздействовал на формирование сословно-классовой структуры этноса, до середины XVI в. оформились шляхетское, мещанское, крестьянское сословия.

Политический, экономический факторы явились «фоном», на котором происходило формирование и развитие белорусского этноса. Политическая и социально-экономическая интеграция в границах одного государства создала почти одинаковые условия для этнокультурного развития различных земель, привела к нивелировке местных особенностей. В первую очередь и быстрее языковая и культурная нивелировка происходила в городах, т. к. в них сильнее, чем в сельской местности, ощущались связи между отдельными частями страны.

Кроме политических, экономических факторов, определенную этноконсолидирующую роль играл также конфессиональный фактор. До середины XVI в. большинство населения Беларуси исповедовало православие, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания. В условиях расширения католичества, протестантизма, униатства принадлежность к православной вере была своеобразной приметой белорусского этноса.

Становление и развитие белорусской народности происходило также под воздействием собственно этнических факторов. Важную роль играло этногенетическое родство восточнославянских народов, исторические традиции. На протяжении столетий на землях восточных славян сохранялись отчетливая языковая близость, единство вероисповедания, многие черты этнического самосознания, развивались экономические и духовные связи.

Перечисленные выше факторы содействовали развитию других этнообразовательных процессов в формировании белорусского этноса, в первую очередь, формированию его языка и культуры.

В процессе социально-экономического, политического и культурного развития белорусских земель более разнообразными стали культурные связи между ними. Многими общими чертами отмечены устное народное творчество и литературные произведения, народные песни и танцы, обряды, искусство и ремесленничество. Специфические черты проявились также в типах жилья, его внутреннем убранстве, в одежде, пище.

Общность белорусской культуры особенно отчетливо проявилась в становлении и развитии белорусского народного и литературного языка. Появление языковых особенностей местного населения стало важным показателем характера этнических процессов на территории Беларуси эпохи раннего средневековья. Некоторые исследователи считают, что важнейшие особенности, свойственные белорусскому языку в той или другой мере, существовали уже в XIII в. На протяжении XIV–XVI вв. на основе древнерусского языка развивались такие специфические черты белорусского языка, как твердое «р», «деканье» и «цеканье», «аканье» и «яканье» и др. Формировался разговорный язык, как средство общения между людьми. В лексику этого языка попали заимствования с польского, балтского и некоторых западноевропейских языков, что придало ему специфическую окраску.

Развитию древнебелорусского (или, как его называли тогда, «русского») языка способствовало то, что в кон. XIV–XVII вв. он являлся государственным языком Великого княжества Литовского.

Характерные черты белорусского языка постепенно проникают в памятники письменности XIV–XVI вв. Это нашло отражение в светских художественных произведениях, военных и исторических повестях, в белорусских летописях, делопроизводстве, в меньшей степени – в церковно-религиозной письменности. Главное направление в развитии белорусского литературного языка в XV–XVI вв. определялось утверждением в нем грамматических и лексических форм народного белорусского говора. Языковеды считают, что в период XIII–XVI вв. появились практически все основные фонетические и морфологические особенности старобелорусского языка, что означало завершение его формирования.

Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для которого было характерным национальная и религиозная толерантность, гостеприимство, доброта, мягкосердие, мудрость, совестливость, трудолюбие. К отрицательным сторонам белорусского менталитета можно отнести апатичность, нерешительность, консервативность, недоверчивость, скрытость, покорность. Обобщающий портрет народа дополняют и такие черты, как неагрессивность, склонность к согласию, поиску компромиссов, молчаливость, домоседство и др.

Одним из главных свидетельств существования этнического объединения и показателей уровня консолидации народа является этническое самосознание, а также эндоэтноним (самоназвание) как внешняя форма его проявления.

При рассмотрении этой проблемы необходимо иметь в виду, что сознание народных масс каждого традиционного общества определяется множеством локальных и конфессиональных связей, территориально-этнографическим регионализмом. Население Беларуси в средневековье складывалось из земляческих объединений, которые назывались по главному городу земли – «полочане», «витебляне», «могилевцы», «случане» и т. д. После вхождения белорусских земель в состав ВКЛ на них распространилось общее название – «Литва». Правда, в письменных источниках XIV–XVI вв., как и ранее, употреблялись те же земляческие названия («полочане», «витебляне» и др.), которые объединяли жителей города и земли независимо от вероисповедания и этнического происхождения. Устойчивому использованию таких территориальных определений способствовала слабая централизованность государства и автономное положение его земель.

Поскольку важнейшим компонентом этнической консолидации в те времена оставалась религия, то в условиях сосуществования различных вероисповеданий единого эндоэтнонима для жителей Беларуси и не могло быть. Восточное христианство, которое в официальных документах фигурировало как «русская» или «греческая» вера, до второй половины XVI в. оставалось религией основной массы населения ВКЛ, поэтому для этого православного большинства главным самоназванием являлось название «Русь» и производные от него «русин», «русские», «русич», католиков же называли «литвинами», а иногда и «поляками». Этноним «русские люди» имел более стабильное распространение среди жителей восточной Беларуси и Смоленщины. Литвинами называли себя в XIV–XV вв. преимущественно жители западных земель Беларуси и востока Литвы. В XVI, и особенно в XVII–XVIII вв., название «литвины» распространяется на весь белорусский этнос.

В то же время следует заметить, что, несмотря на этноязыковое и конфессиональное родство, в отношениях между населением Беларуси и Великороссии с давних времен выявилась дистанция. Давнее самоназвание «Русь» православные жители Беларуси (как и Украины) стремились перенести только на себя, называя соседних великороссов «московцами», «москалями», «Москвой». Документально подтверждены отличия в восприятии православных Руси Литовской от Руси Московской. За переселенцами из Москвы (перебежчиками или пленными) в Беларуси поколениями закреплялось прозвище «москаль» или «москвитин». В Москве в XVI–XVII вв. жителей Беларуси воспринимали как чужих, называя их «литовцами» и «поляками». Старобелорусский язык, который в ВКЛ официально назывался «русским», в Москве считался «литовским». Его там не понимали и требовали переводчика.

После принятия церковной унии 1596 г. начала использоваться производная от названия «Белая Русь» этнонимическая форма «белорусцы». «Белорусцами» обычно называли сами себя жители восточной и центральной Беларуси. Тогда же появились определения «белорусские города», «белорусская вера», «белорусский язык».

В сложной иерархии форм самоназвания населения Великого княжества Литовского (Ф. Скорина, например, в зависимости от местонахождения называл себя то «полочанином», то «русином», то «литвином») наиболее обобщающим в XVI–XVII вв. было название «литвины». Оно отражало самый широкий уровень самосознания, в том числе, видно, и этнический. Извне «литвинами» называли всех жителей Великого княжества Литовского, независимо от их языка и религии.

Таким образом, сосуществование различных самоназваний населения и позднее появление названия «Беларусь», «белорусцы» свидетельствуют о сложности и медлительности этноконсолидационных процессов в стране, недостаточной выразительности этнического сознания.

studfiles.net