ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Возможности самореализации личности. Самореализация и саморазвитие личности


Самореализация и саморазвитие - Психологос

Самореализация - осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни.

Я делаю в жизни то, что хочу и умею, а мне за это платят (любыми ресурсами: деньгами, временем, теплотой и так далее).

Саморазвитие - учусь делать то, что пока не умею, открываю в себе новое.

Если эти две оси соединить получатся четыре типажа:

Человек в шаблоне - себя не развивает и не реализует, потому что сам он ничего не хочет, а хотят за него родители, школа, университет, шеф на работе… Делаю, что сказали, думаю, как положено, хочу, что принято.

Родители сказали - иди в экономисты, пошел в экономисты. Почему? Потому что престижно и все говорят, что там много платят.

Сотрудник - честно реализую, что имею, получаю за это деньги и к большему не стремлюсь.

Родители твердили - иди в экономисты, а я пошел в конный спорт! Кроме того, что на лошадях езжу - умею мало чего, и мне мало что интересно. Карьера примерно видна: до 30 - активный спортсмен, после - тренер, в конце жизни - заслуженный пенсионер, хожу раз в неделю к лошадкам.

Самоактуализатор - развивает себя во всех направлениях, но не заботится о том, чтобы развитое реализовать.

Например у мамы есть выбор: быть с ребенком в семье или посетить новый тренинг. Самоактуализатор в этом случае выбирает тренинг - потому что там она узнает что-то новое. А сможет ли потом это новое в жизни приспособить - это не важно.

Творец - развивает себя, но и заботится о том, чтобы его развитие было кому-то нужно, чтобы кто-то был готов за него платить. Чем большему кругу людей это нужно - тем активнее он развивает и реализует себя.

Например, человек умеет классно ездить на лошадях, очень хорошо умеет их воспитывать, но объективно это нужно малому кругу людей. Более широкому кругу людей нужно, чтобы они были здоровы и счастливы, чтобы в семье их было тепло и хорошо, а бизнес развивался в сторону сотруднических отношений. А значит лошади - это здорово, но это хобби, потому что люди - важнее.

www.psychologos.ru

Способы самореализации человека в жизни: самовыражение личности

Самореализация личности – переход мыслей человека к действиям. Чтобы найти свои способы самореализации, необходимо задействовать объекты самопознания. То есть, он хочет достичь определенной цели, идею которой сначала обрабатывает в голове, а потом реализует в действительности. Это переход от «Я идеального» к «Я реальному». Самореализация является основой продуктивной деятельности. Чтобы узнать, как самореализоваться, нужно знать основные способы самореализации.

достижение целей

Самореализация, свобода и ответственность

Главным механизмом самореализации является свобода. Это должна быть:

  • независимость человека от внешних условий;
  • способность человека действовать самостоятельно;
  • свобода действий;
  • свобода мыслей.

При достижении любой цели бывают препятствия, которые человек преодолевает и добивается результата. Преодоление препятствий считается свободой действий. Они выступают как внешние условия, которые соответствуют характеристикам индивида.

препятствия в жизни

Например:

  • болезнь, которая способствует тому, что человек вынужден закончить свою карьеру;
  • усталость под конец рабочего дня;
  • крепатура у спортсменов;
  • головные боли у творческих личностей.

Но в целом свобода – это не свобода от любых преград, а только от неоправданного контроля, за личной жизнью человека.

Основы частной жизни:

  • уникальность;
  • неповторимость;
  • своеобразие.

Эти характеристики определяют личные интересы индивида. После того как материализуются эти интересы в профессиональные навыки, тогда индивид превращается в личность.

Как же состоит реализация личности? В понимании Маслоу, самореализация – это стремление полной реализации своих возможностей, удовлетворения потребностей. Согласно теории Маслоу, выходит, что каждый способен на любые действия, который придумает в данный момент. Потом из-за таких утверждений появляются маргинальные личности, такие как воры, преступники, алкоголики.

Смотрите в видео: почему люди не реализовывают себя.

Но в книге «Психология бытия» немного другая трактовка, самореализация – это полноценное развитие человека исходя из его биологических особенностей, но это не является привязкой к месту и не относится к социальному статусу.

Хотя свобода неотъемлема часть самореализации, но в то же время не идентична. Право человека на выбор, есть основа свободы самостоятельной реализации. Сфера интересов, а также перечень возможностей – это объективное основание выбора. Каждый день человек делает выбор, который влияет на карьеру, судьбу, семью, друзей, общество.

Каналы личностного роста

Для личностного роста, ключевую роль играет деятельность. Чтобы деятельность переросла в результат, необходимо определить ее мотивы. Мотив является катализатором, который способствует развитию. Мотивация – побуждение к действиям. Побуждение к действиям сопровождается удовлетворением потребностей.

Существует внутренняя и внешняя мотивация. Внешняя мотивация – отражение того, на что обращает внимание человек в тех или иных ситуациях. Он, исходя из того, что произошло, объясняет свою реакцию, то есть оправдывается. Под влиянием внешней мотивации, человек может затеряться в себе, а также столкнуться с проблемами, которые мешают личному росту. Это тип часто провоцирует стереотипное поведение, блокируя творческий подход.

достижение цели

Внутренняя мотивация – самостоятельная реализация в жизни на основе своего выбора и предпочтений. Человек здесь самостоятельно выбирает условия, которые будут способствовать его прогрессу.

Чтобы стать успешным, необходимо:

  1. Адекватно оценивать свои возможности.
  2. Сформировать ценностно-мотивационную сферу.
  3. Развить индивидуальные способы поведения при решении определенных целей.
  4. Иметь представление о своем профессиональном статусе и его значимости.
  5. Осознавать свои возможности и уметь контролировать свою деятельность и поведение.

Способы самореализации личности

Реализоваться любой человек может еще с рождения. Это выражается открытием навыков, которые при выполнении, становятся основой счастливой жизни. Стереотипы – это главные враги самореализации. Чтобы преодолеть общественные стереотипы, необходимо знать о методах противостояния им, тогда сломаются все барьеры, а также появится возможность реализоваться. Часто самореализовавшихся людей называют уникумами.

Советуем посмотреть видео: что такое самореализация.

Творческая самореализация

Незаменимой основой участия личности, является творчество. Оно ведет человека к воплощению планов, путем выполнения общественно важной деятельности, раскрываются таланты индивида. Деятельность реализуется не только влиянием общества, но и личностными побуждениями. Пределы потенциала человека способна расширять именно творческая деятельность.

творческая самореализация

Для каждого вида деятельности важен творческий подход, будь то игра на музыкальном инструменте, работа в цеху, уборка территории, деловые встречи, управление персоналом.

Именно становление мировоззрения является любым видом творчества. Благодаря творческой деятельности приобретается опыт в профессии. А приобретенный опыт приводит к становлению собственной личностной позиции.

Эта лекция может быть вам интресна: творческая самореализация.

Профессиональная самореализация

Ключевым фактором самореализации для современного социума считается успешное продвижение карьеры. Как раз более высокий статус на работе способствует самореализации и саморазвитию. Сейчас все свободное время, силы, потенциал люди отдают во благо работы и своего благополучия. В результате формируются способности в пределах выбранной профессиональной компетенции. Потом достигается определенный социальный статус.

карьерная лестница

После формируется мышление профессионального работника. Ему присущи такие свойства:

  • понимание принадлежности к своей работе;
  • понимание того, что будет происходить дальше в жизни и карьере;
  • анализ сильных и слабых сторон, которые в дальнейшем станут новым толчком к свершениям;
  • понимание важности признания индивида обществом;
  • понимание своей значимости в профессии.

Социальная самореализация

Главное в достижении жизненной успешности, это материализация своих целей в том объеме, какой хочет отдельный индивид.

Таким образом, социальная самореализация ведет к духовному росту индивида. Чтобы хорошо развить социальные планы, необходимо думать, что сделает человек для других. Это он должен делать добровольно, то есть заниматься волонтерской деятельностью.

Если личность делает что-то бескорыстно для тех людей, которые потерпели стихийные бедствия или находятся за гранью бедности, то им поможет социальный работник, который сделает малоимущих немного радостнее, а сам получит от этого не материальное, а духовное вознаграждение.

Самореализация, саморазвитие и самосовершенствование

Выделяется 2 этапа в процессе самореализации:

  1. Становление общего механизма.
  2. Функционирование этого механизма и совершенствование посредством самопознания и самоуправления.

Первый этап – это противостояние социализации и индивидуализации. Противостояние заканчивается становлением, формированием ценностных ориентаций и способностей индивидов. Формируется в дошкольном и школьном возрасте. Заканчивается этот этап, когда у человека получилось реализоваться в обществе и сделать в него свой вклад. 

Это характеризуется способностью разрабатывать проекты своей жизнь и переходом человека к трудовой деятельности. Так формируются 2 типа индивидов:

  • те, у кого сформировалась потребность в самосовершенствовании;
  • те, у которых такая потребность отсутствует и они идут по инерции, то есть не достигают своих целей и живут в своей зоне комфорта.

Такое определение дает ученый Голубковский, который путает самореализацию и самосуществование. С утверждениями этого автора можно согласиться лишь тогда, когда речь идет о профессиональной реализации.

Соотношение самореализации и саморазвития

Основным способом самореализации выступает саморазвитие. Если речь идет о регрессивном саморазвитии, то оно выступает способом его самоотчуждения. Противоположностью развития, есть функционирование, которое являет воспроизведение процессов в относительно неизмененном виде, то есть его дублирование. В этом случае функционирование выступает как само функционирование.

Обратите внимание на видео: саморазвитие и самосовершенствование начинается с ответственности

Само функционирование – связано в жизни со всем устойчивым, то есть теми процессами, которые регулярно повторяются. И хотя само функционирование может быть разным по содержанию, оно все равно является способом самореализации. Соответственно формами самореализации является продуктивное и прогрессивное само функционирование.

Бывают и отрицательные формы само функционирования:

  1. Застой;
  2. Косность;
  3. Консерватизм;
  4. Рутина.

Стадии саморазвития

 Смотрите в видео: советы от Брайна Трейси по саморазвитию.

  1. Характеризуется в развитии человека возникновением новых явлений, процессов, которые определяются новыми потребностями, средствами и условиями удовлетворения. Примеры возникновения в жизни нового: переход ребенка в первый класс – студенческая жизнь – работа – борьба с вредными привычками.
  2. Становление процесса – движение в направлении получения более устойчивых, стабильных результатов, которые становятся для человека новыми. После становления наступает формирование.
  3. Формирование происходит при целенаправленных воздействиях на процесс становления.
  4. Самосовершенствование – это завершающая стадия саморазвития. Характеризуется нацеленностью на удовлетворение новых потребностей при использовании новых способов деятельности. Цель самосовершенствования – повышать свой уровень мастерства и полностью реализовать собственные мечты, строить новые планы.

Специфика психологического подхода в традиционных исследованиях принятия решения

Одним из первых, кто разработал психологическую схему по принятию решений, был Рубинштейн. Он выделил 4 стадии личностного выбора, но перед ними идет возникновение побуждения. Выделил он следующие этапы:

  1. Постановка цели.
  2. Обсуждение и противостояние мотивов.
  3. Решение.
  4. Выполнение.

формирование цели

Согласно Рубинштейну, конфликт мотивов решается на втором этапе, путем выбора одного из них, но еще несколько остаются соперничать. На третьем этапе человек выбирает решающий мотив, додерживаться которого он будет в дальнейшем.

Также проблемы принятия решений рассматривали такие ученые, как: Мадди, Франкл, Босс, Бинсвангер, Мей.

Например, Мей говорил, что важна уникальность личности и ее свобода. Он считал, что воля, интернациональность и свобода, есть основные факторы для принятия решений.

Воля – побуждает к сознательному решению действовать и требует самосознания.

Свобода – способность понимать свое предназначение и умение держать в себе сразу несколько возможностей. Это расширяет человеческие перспективы и в случае неудачи одной из них, человек тут же воспользуется другой.

Книги о мотивации

Таких книг существует 2 вида: заразительные книги и убедительные. Заразительные рассказывают вдохновляющие истории, а убедительные проводят доказательства того, как работает мотивация.

Книги о мотивации

На полках книжных магазинов можно встреть следующие типичные названия книг по мотивации:

  • Сила воли;
  • 100 способов изменить жизнь;
  • Выйди из зоны комфорта;
  • Как привести дела в порядок.

Одной из самых популярных книг этого жанра, считается творение Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Это история о том, какой путь может выбрать себе человек на будущее, и что будет, если делать, так или иначе. Книга расскажет, как энтузиазм побеждает все препятствия.

minemind.ru

Самореализация личности - профессиональная, творческая, социальная

Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. Индивиду просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.

Самореализация личности

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.

Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.

Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.

Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:

  • объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;
  • принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;
  • социально-психологических характеристик самой личности.

Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.

Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.

Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.

Творческая самореализация

Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.

Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.

Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.

Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.

Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.

Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.

В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.

Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.

Профессиональная самореализация

Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.

Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.

В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.

По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.

Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.

Социальная самореализация

Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.

Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.

Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.

Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.

Цели самореализации

Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.

В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:

  • потребность в признании в коллективе;
  • в развитии интеллекта;
  • стремление обзавестись семьей;
  • стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;
  • потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;
  • стремление постоянно совершенствовать себя;
  • стремление к социальному статусу.

Процесс самореализации

Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.

Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.

В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:

  • агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
  • устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
  • выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
  • устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
  • устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.

Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).

Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.

Проблемы самореализации

К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

Способы самореализации

Каждый интеллектуально развитый и духовно думающий индивид задается вопросом о способах личностной самореализации. Подобный вопрос зарождается в сознании субъекта вследствие того, что он устремлен к удовлетворению потребностей, желаний, к ощущению счастья. Если не ставить перед собой вопросы о способах самореализации, о личностном росте, то индивид проживёт жизнь впустую, удовлетворяя лишь низменные потребности. Это нельзя будет даже назвать жизнью, ведь жизнь без саморазвития и реализации будет всего лишь существованием. Счастье открывается перед индивидом только при условии, что он реализовывает себя, открывает смысл бытия для себя, живёт по призванию.

С целью осознания способов самореализации и понимания, каким именно образом, в какой сфере индивид сможет себя раскрыть, в первую очередь, и реализовать, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Выбор профессии по душе должен являться для личности доминирующим аспектом, а заработок – второстепенной категорией. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Если в голове индивида будет царить мысль, что он, несмотря на трудности и преграды, неизменно будет следовать своему любимому делу, то можно считать, что личность уже совсем рядом с самореализацией. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт, однако не следует совершать подобные ошибки, они только расходуют время и силы. В этом заключается формула личностного роста.

Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям. Страстное желание заниматься приносящим удовольствие видом деятельности и неуклончивая устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.

psihomed.com

Саморазвитие и процесс самореализации личности

Необходимым условием самореализации является саморазвитие. Ведь чтобы личность успешно реализовалась, ей нужно обладать системой морально-духовных ценностей, которые являются содержательной основой этого духовно-практического в процессу.

. Саморазвитие - самоизменение субъекта в направлении своего. Я-идеального, которое возникает под влиянием внешних и внутренних причин

Саморазвитие личности связан с ее жизнедеятельностью, в рамках которой он осуществляется. Поэтому уже с дошкольного возраста, с момента выделения своего. Я, ребенок становится субъектом собственной жизнедеятельности, оски олько начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и стремлениям, учитывая требования других. Эти побуждения должны приобретать общественной направленности, так как в противном случае они деструктивно влиять на развитие личноститі.

Саморазвитие преимущественно является индивидуальным процессом, разворачивается во внутреннем плане личности время он является процессом объективным, что осуществляется под воздействием значимых других. На первых порах водить ина создает свою личность, имитируя содержание поведения взрослого, а также в игровой, изобразительной, элементарной трудовой деятельности. На этом этапе важна инициатива взрослых, направленная на представляю ния самостоятельности ребенка. Далее инициатива взрослых заключается в определении, предъявлении ребенку социальных ожиданий, ценностей. Только подросток способен самостоятельно формулировать задачи для самоопределения решение которых, однако, требует совместного со взрослым поиска соответствующих способесобів.

Создание рациональных педагогических условий для личностного саморазвития невозможно без опоры на его механизмы. В этой связи важную роль играет механизм самопринятия, который является начальным звеном сам мореализации личностейі.

самопринятия - безусловное положительное отношение субъекта к собственных личностных достижений независимо от их оценки окружающими людьми

Такое понимание самопринятия не отрицает факт функционирования негативных образований и их негативного эмоционального оценивания. Это эмоциональное явление значительной мере стимулирует личностное саморазвитие, направляя и его в общественно значимом направлениеі.

На первый взгляд, личность легко принимает свои образования (риса, установку, поезд), однако в действительности это не так, у нее отсутствуют для этого необходимые умения. Личность часто не умеет открывать свои. Набу утий, поскольку многие из них, особенно те, которые предопределяют негативные эмоциональные переживания, трансформируются в его подсознаниеь.

В обеспечении методического сопровождения процесса самопринятия педагогу важно знать, что воспитанник безусловно принимает в себя, к чему положительно относится; что в свидомлюе в себе как негативное, которое порождает есть неприятные переживания (неприятие определенных качеств предопределяет их искоренения или блокирования) что отрицательное он в себе не осознает, поскольку оно было вытеснено в подсознание.

Особенно опасны для самопринятия негативные оценки себя, которые могут осложняться обобщением своей самооценки ("Я плохой"), распространением ее на всех людей ("Все плохие"). Такая позиция может реализ зовуватися по двум сценариям: 1) пессимистического мировосприятия, 2) манипулирования другими с целью достижения утилитарных целоення утилітарних цілей.

В обеспечении саморазвития важную роль играет механизм самопрогнозування, поскольку личность должна предвидеть результаты своей деятельности, поведения и непосредственно себя в новых морально-ду уховних координата.

. Самопрогнозування - механизм, с помощью которого личность определяет возможности своего развития, выделяет требования, на которые необходимо ориентироваться

Содержание и направленность самопрогнозив личности определяют: ориентация на свои поступки, ситуации внутренней жизни и среда, которая окружает; направленность на предсказания собственных действий в контексте ди инамикы внешней ситуации; рассмотрение себя на разных временных этапах личностного онтогенез.

Результат саморазвития личности зависит от сочетания процессов самопринятия и самопрогнозування

uchebnikirus.com

Возможности самореализации личности - Психология жизни

«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации»  Абрахам Маслоу

Что такое самореализация человека?

Самореализация — активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности или отношениях своих потенциальных возможностей.

Процесс самореализации личности предполагает претворение в жизнь своих внутренних ресурсов и способностей врождённых и/или приобретённых безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности.

Потребность человека в самореализации

Желание человека проявить себя в обществе, отразив свои личностные качества, его стремление к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей в достижении всего желаемого, стремление быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением. Потребность человека в самореализации и самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.Основные потребности в браке. Как укрепить семью?

Самореализация = признание + самоутверждение

Потребность в самореализации состоит из потребности в признании и потребности в самоутверждении. Личности важно не только уметь проявить себя. Чтобы потребность в самореализации полностью удовлетворить человеку ещё необходимо получить и высокую оценку от окружающих. То есть, чтобы самореализоваться личности важно не только получать результат от своей деятельности, но и ощущать отдачу от окружающих.

потребность в самореализации

Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки. Например, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь. При этом признание — это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение — это ваш уровень профессионализма. Как достичь успеха в жизни?

Человека, который смог развить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные способности, общество оценивает как состоявшуюся личность.

Процесс самореализации требует от личности, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.

Способы самореализации личности

Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь самореализации, общественного признания и занять свое место в жизни?

Ежедневно мы раскрываем себя в профессиональной деятельности, в своих увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная виртуальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством самореализации человека является творчество. Как организовать свой рабочий день?

Творческая самореализация

способы самореализации

Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусства, а также применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Однако, не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству или к науке.

Творческая самореализация возможна также в процессе решения определенных профессиональных и жизненных задач, в поиске способов самовыражения в любой сфере жизнедеятельности.

Безусловно творческий подход открывает перед личностью наибольшие возможности для самореализации. Именно творческая самореализация способствует и саморазвитию личности, и достижению многих других целей. Пошаговая система достижения цели

творческая самореализация личности

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация в первую очередь означает достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. Такая профессиональная самореализация может выражаться в занимании желаемой престижной должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей, в повышении уровня заработной платы и т. п. Закон Паркинсона. Секрет финансового благополучия

Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для эффективной самореализации. Ведь именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей личности.

профессиональная самореализация личности

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии играет в жизни человека едва ли не главенствующую роль. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит личностный и карьерный рост. Профессиональная самореализация также оказывает значимое влияние на социальный статус человека, что в свою очередь связано с его социальной самореализацией.

Социальная самореализация

Социальная самореализация – это достижение успешности во межличностных отношениях, в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят удовлетворение и ощущение счастья человеку, а не ограничиваются шаблонами и стереотипами, устанавливаемыми социумом.

Гендерные стереотипы в современном обществе

В отличие от других сфер самореализации и областей жизнедеятельности, социальная самореализация основывается на сугубо личных целях личности. Социальная самореализация заключается в достижении человеком того уровня социального статуса и удовлетворенностью своей жизни, который конкретно для него кажется идеальным.

Социальная самореализация личности во многом связана с теми социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальной деятельности, например, педагогическую, политическую, гуманитарную и др.

стремление к самореализации

Например, социальная самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешная социальная самореализация в нашем обществе заключается в осуществлении женщиной потенциала: встретить свою любовь, создать семью, состояться как мать. И для большинства женщин такая самореализация – необходимый компонент для ощущения себя счастливым человеком. Как стать хорошей и счастливой мамой?

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых процесс самореализации в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности.

В первую очередь к ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум, каждая отдельная социальная группа, определенная система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общность будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения.

Также отдельным влиянием на возможность самореализации для индивида, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Факторы самореализации личности

Важными факторами самореализации выступают и определенные врожденные характеристики личности. Так например, психологи описывают личность, способную на эффективную самореализацию как особу:обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;действующую спонтанно в принятии решений;имеющую творческий потенциал.

Но не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Очевидно, что для достижения эффективной самореализации необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства личности такие как целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, инициативность, решительность, трудолюбие, жизненная активность и энергичность.

Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия. Поэтому главным условием эффективной самореализации является также кропотливая внутренняя работа над собой, постоянное саморазвитие и самовоспитание.

psylive.com.ua

Самореализация личности

Недостаточно знать себе цену — надо еще уметь себя реализовать (Евгений Сагаловский).

Каждая психологически зрелая личность по-своему уникальна и имеет неповторимые индивидуальные черты. И пусть длина жизненного пути предопределена высшими силами, лишь от личности зависит ее ширина и глубина. Именно в последних критериях зачастую кроются проблемы личности, суть которых сводится к вопросу самореализации человека. Некоторые люди успешно проходят путь самопознания и самопринятия, находят свою нишу, в которой им удается раскрыть свои возможности, задействовать потенциал и получить удовлетворение от действий. Другие большую часть жизни проводят в поисках представления о себе – образа «Я» и, не достигнув зрелой идентичности, теряются в океане жизни, не сумев реализовать себя.  Третья категория людей вовсе не пытаются раскрыть природные таланты и прожигают свою жизнь впустую.

Самореализация личности в психологии означает два явления:

  • сам процесс реализации имеющихся природных способностей человека и потенциала, приобретенного в результате целенаправленной деятельности личности;
  • результат, достигнутый персоной при претворении в жизнь талантов, способностей, навыков, знаний, который воспринимается личностью как важное составляющее его существования.

Самореализация: процесс познания, развития, самосовершенствования

Человека, который смогразвить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные ресурсы, общество оценивает как состоявшуюся личность. Чтобы произошла такая оценка социумом,свершилось самопризнание личностью достигнутых высот, несомненно, персона  должна:

  • интеллектуально познать себя,
  • принять свою индивидуальность,
  • осознать свою устойчивость и цельность во времени,
  • сформировать верную самооценку,
  • непрерывно развивать и расширять структуру таланта.

То есть процесс самореализации требует от особы, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.

пляж, закат

Проблемы самореализации личности

Вопрос самореализации интересовал выдающиеся умы древности. В работах Аристотеля присутствует много рассуждений о значимости этого явления, например: «Счастье достижимо через реализацию потенциальных талантов человека».

Проблема самореализации была аспектом изучений американского психолога А. Маслоу. Ученый полагал, что необходимость человека в самоактуализации, самовыражении, самореализации заложенного потенциала находится на самом верхнем уровне, «украшая» пирамиду потребностей. Маслоу считал, что удовлетворение этой наивысшей потребности – наиболее сложная задача в сравнении с преодолением начальных уровней: потребностей физиологической природы (необходимость в пище и воде, в отдыхе), в безопасности и социальных  аспектах (дружбе, любви, уважении). По мнению психолога, добраться до такой высокой «планки» пирамиды удается не более 4% человеческой популяции, при этом удовлетворение даже на 40% жажды самореализации, личность ощущает себя счастливой.

Не все ученые разделяют точку зрения автора «Иерархии потребностей» касательно такого распределения по значимости нужд личности. Однако не подлежит сомнению факт: реализация человеком имеющегося потенциала, успешное применение на практике знаний и навыков в значимых для персоны сферах деятельность – неизменная составляющая для счастливой жизни личности.

На пути становления личности и ее конечной цели – самореализации, часто возникают серьезные психологические проблемы, вызванные явным несоответствием между энергетическим потенциалом, интеллектуальными возможностями, уровнем приобретенных навыков и знаний и степенью актуализации умений в реальности. В силу различных обстоятельств: труднопреодолимых или неистребимых помех внешней среды (например: проживание в зоне затяжного военного конфликта), мешающих внутренних факторов (например: плохое зрение с природной одаренностью к рисованию) истинные способности человека не совпадают с желаемым конечным результатом деятельности. Это несовпадение возможностей, стремлений, желаний с фактическим положением в жизни особы приводит к возникновению ощущения неудовлетворенности, а у некоторых людей потенцирует патологические отклонения психики.

Резкое прекращение перспективы воплотить существующие умения в жизнь является для человека сильным стрессовым фактором. Например: талантливый и целеустремленный спортсмен в результате аварии вынужден довольствоваться передвижением в инвалидной коляске, и естественное следствие возникшей невозможности проявить себя на спортивном поприще – формирование тяжелой и затяжной депрессии. Еще одним примером внешнего вмешательства может быть крах многолетней работы перспективного ученого в результате прекращения финансирования проекта. Наглядно демонстрирует следующее негативное развитие событий: хотя первичное по сути заболевание – алкогольная депрессия (зависимость), однако недуг отяготился на фоне одиночества женщины климактерического возраста, которая не смогла реализовать себя в жизни в желаемом качестве – в роли супруги и матери.

Самореализация: составляющие успеха

С. Мадди в результате многолетних исследований в своей теории личности привел характеристики полноценно функционирующего человека. Он описывает личность, способную на самореализацию как особу:

  • обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
  • ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
  • подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
  • действующую спонтанно в принятии решений;
  • имеющую творческий потенциал.

Не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Однако очевидно: для достижения успеха необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства: целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, решительность, трудолюбие, жизненный азарт. Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия.

Самореализация: движущие силы

прыжок

Какие факторы мотивируют человека на длительный кропотливый труд для достижения самореализации? Как правило, человеком движут естественные потребности и общечеловеческие ценности, среди которых:

  • необходимость в признании как члена социума;
  • потребность в уважении;
  • жажда развить и продемонстрировать интеллект;
  • стремление создать семью и обзавестись потомством;
  • мечта установить спортивные рекорды;
  • стремление занять достойную нишу в обществе;
  • необходимость избавиться от вредных привычек и стать физически здоровым человеком.

Движущие силы для самореализации – понятны и просты, идеалы человечества – незыблемы и многообразны, поэтому процесс воплощения в жизнь своих стремлений не имеет временных рамок.

Самореализации личности: жизненные стратегии

Значимым условием для самореализации является умение оперативно избирать, корректировать и видоизменять стратегии, быстро адаптироваться к новым требованиям, сохраняя при этом спокойствие и здравый рассудок.

Жизненные цели человека – понятия относительно нестабильные и непостоянные. Это объясняется тем, что с изменением возраста, социального статуса, состояния здоровья, уровня доходов меняются потребности личности, а значит, формируются новые цели, требующие кардинальной перемены стратегий. Например: подросток-старшеклассник выбрал интересующую профессию и стремится поступить в престижный университет. Его стратегия действий и сфера прилагаемых усилий будет сосредоточена в области приобретения достаточных знаний. Достигнув первой ступени самореализации, человек озадачен потребностью в получении должности в привлекательной для него отрасли, дальнейшей адаптации в новой роли, стремлении достигнуть профессиональных высот, соответственно корректируется его жизненная стратегия. Нетрудно предвидеть, как изменятся цели молодого мужчины, когда он встретит свою любовь и ощутит потребность самореализации в качестве супруга и отца.

Самореализация: сферы воплощения способностей

Личность использует различные инструменты, чтобы занять свою нишу в жизни,достичь результатов самореализации и получить общественное признание. Человек раскрывает свои способности через профессиональную деятельность, творчество, занятия спортом, научные изыскания, реализовывает себя в семье и детях.Существуют различные сферы самореализации, и проявить себя в наилучшем свете во всех ипостасях – не совсем реальная, хотя выполнимая некоторыми особами, задача.

Профессиональная самореализация – достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. В частности может выражаться в занимании желаемой должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей. Термин может включать, однако не является идентичным понятию, профессиональную успешность, означающую в большей мере высокий уровень заработной платы, занимание престижной должности.

Социальная самореализация – достижение успешности во взаимоотношениях в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят ощущение счастья человеку, а не ограничиваются мерками, устанавливаемыми социумом. Например, персона может испытывать глубочайшее удовлетворение от своих действий, оказывая добровольную помощь сиротам в детском доме. В тоже время, такая волонтерская деятельность для некоторых членов общества может казаться бесполезной тратой времени и сил.

Самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешное осуществление женщиной потенциала: встретить свою любовь, сознать семью, состояться как мать, для большинства дам – необходимый компонент для ощущения себя счастливой личностью.

Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусств и творчестве, но и успешное применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Достигнуть видимых успехов, сделать выдающее открытие, создать гениальный шедевр – жизненно важная цель творческих натур.

psyh.info

Самореализация и саморазвитие | Саморазвитие и личностный рост

Самореализация и саморазвитие

 

Если подходить к решению такой глобальной философской проблемы как смысл человеческой жизни с чисто прагматической точки зрения, то можно прийти к выводу, что смысл жизни заключается в банальном удовлетворении потребностей индивида.Самореализация и саморазвитие

Но при этом очень важно помнить, что потребности бывают не только первостепенными основанными на инстинктах (утоление жажды и голода, потребность в безопасности), но и более «высокими» (потребность в общении, социальном признании). Фактически, если развить эту мысль еще немного, то можно сделать следующее заключение: «Конечная цель жизни человека – самореализация и саморазвитие». О механизмах, позволяющих каждому из нас в большей или меньшей мере достигнуть-таки этой цели, речь пойдет ниже.

Самореализация – это не что иное, как наиболее полное раскрытие возможностей собственной личности. Но современная наука (как, впрочем, и большинство религий) утверждает, что в человеке скрыт просто неисчерпаемый потенциал. А это значит, что возможности для самореализации и саморазвития тоже неисчерпаемы (что, кстати, подтверждает теорию психолога Маслоу, о бесконечности человеческих потребностей).

Говоря простым языком, самореализация и саморазвитие – это два «вечных двигателя», толкающих человека на какие-либо свершения на социальном уровне. Причина тому – заложенное в каждой личности желание одобрения, социального признания (даже современным святым и аскетам оно не чуждо). Мы постоянно развиваемся: посещаем курсы повышения квалификации, изучаем иностранные языки, овладеваем новыми технологиями, делаем великие открытия. И все это вовсе не для того, чтобы «реализовать возможности своей личности», а для того, чтобы получить очередную «конфетку» от социума.

Чтобы начальник нас похвалил, чтобы противоположный пол нами восхищался, чтобы нас ставили в пример. Именно эти лавры общественного признания и есть конечная цель, которую преследует самореализация и саморазвитие. Конечно, многие могут возразить, что они реализуют свой потенциал исключительно «для себя», но поскольку человек – животное социальное, то индивидуальные потребности (к которым, несомненно, относятся самореализация и саморазвитие) так или иначе связаны с социумом.

Из всего вышесказанного следует один простой вывод: любому человеку, желающему реализовать себя как личность и наиболее полно развить все свои таланты и склонности, стоит максимально эффективно использовать для этой цели общество. Как говориться, учиться на чужих ошибках, использовать чужой опыт. В этом случае непрерывный процесс самореализации и саморазвития принесет приятные и полезные результаты, а количество «шишек» набитых на этом нелегком пути уменьшится в разы.

drive-to-wealth.ru