ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Услышав словосочетание «профессиональное развитие», большинство людей представляют себе централизованное обучение персонала, тренинги или, как это принято во многих организациях, «курс молодого бойца» от старших коллег. Такое образование дает базовые навыки, необходимые для выполнения своих прямых обязанностей, но вряд ли поможет стать высококлассным специалистом. Чаще всего желаемый карьерный рост может обеспечить только постоянное профессиональное саморазвитие – кропотливая работа над собой для достижения поставленных целей. Рассмотрим, что же представляет этот процесс на самом деле, что для него необходимо, и на какие моменты стоит обращать повышенное внимание.
Профессиональное самосовершенствование – это не только изучение полезных материалов и наработка специального опыта. Это понятие значительно шире. Оно включает в себя следующие важные аспекты:
В разных сферах значение каждого из вышеперечисленных аспектов может быть более или менее выраженным. В любой ситуации не следует забывать, что профессиональное саморазвитие – это комплекс мероприятий, относящихся как к физическому здоровью, так и к состоянию ума, как к индивидуальным навыкам, так и личности в целом. Важно понимать, что даже офисный работник не будет эффективен, если его мучает бессонница или хронические болезни, а разнорабочий никогда не станет бригадиром, не проявив организационные способности и соответствующие личные качества.
Практически в каждом случае, задав вопрос «Занимаетесь ли Вы профессиональным развитием?», можно услышать положительный ответ. К сожалению, далеко не всегда это соответствует действительности: многие специалисты занимаются, скорее, имитацией такой деятельности или путают работу над своими качествами с естественной наработкой полезного опыта. Как мы уже выяснили, для настоящего успеха этого недостаточно. Причину того, что миллионы людей относятся к повышению своего уровня спустя рукава, бизнес-тренеры видят в том, что далеко не каждый человек соответствует давно сформулированным условиям профессионального саморазвития:
Не удовлетворяя одному из вышеперечисленных условий, специалист вряд ли будет развиваться так, как этого бы хотелось. Например, горячее желание выйти на новый профессиональный уровень вряд ли поможет без готовности заниматься собой изо дня в день, а человек с железной волей и самодисциплиной не будет эффективно работать над собой без мощных стимулов. У многих просто не развиты способности к саморазвитию, что сводит к минимуму положительные сдвиги. Каждая из этих ситуаций – не приговор. Основная мысль заключается в том, что эффективность самосовершенствования зависит в равной степени от мотивации, волевых качеств и исходных данных. Но если недостаток последнего можно компенсировать упорным трудом, то без внутренней дисциплины, последовательности и желания достичь успеха (например, «из-под палки») специалисту вряд ли удастся добиться серьезных результатов.
Вполне естественно, что говорить о конкретном содержании и техниках самосовершенствования в рамках этой статьи бессмысленно: профессиональное саморазвитие для каждой специальности очень индивидуально, имеет свои собственные уникальные приемы и методики. Но любую работу такого рода можно отнести к одному из трех направлений:
В идеале все три направления профессионального развития должны осуществляться одновременно. Как показывает практика, большинство людей концентрируются на одном ключевом пути: например, на овладении новыми для себя компетенциями для повышения по службе или преодолении определенных внутренних преград, ограничивающих самосовершенствование. В этом есть свой смысл, но не стоит забывать, что профессиональный рост – это не только освоение новых знаний и умений, но также кропотливая работа над преумножением уже имеющихся достоинств и устранением ненужных ограничений. Только так можно добиться действительно впечатляющих результатов в долгосрочной перспективе.
В большинстве случаев профессиональное саморазвитие – неявное, но обязательное условие карьерного роста или успеха в бизнесе. Достичь хороших результатов в этой сфере можно любому, но при этом совмещая различные направления самосовершенствования, имея достаточную мотивацию, базовые способности и готовность постоянно работать над собой в заданном направлении. При этом важно не только осваивать новые навыки и умения, но также повышать уровень уже имеющихся и следить за возможными внутренними ограничениями. Соблюдая все эти условия и уделяя хотя бы минимум времени каждый день своему развитию, у каждого специалиста есть уникальная возможность добиться удивительных результатов без посторонней помощи, резко увеличив свои шансы на карьерное продвижение, увеличение дохода и профессиональную самореализацию.
Планомерное самосовершенствование как идея - твой вектор к успешности. Не упускай уникальную возможность подняться на новую ступень и приблизиться к мечте. Начни сейчас - почувствуй изменения завтра!
builduptoday.com
Здравствуйте, дорогие друзья!
Если Вас интересует стоимость оформления генеральной доверенности, то на сайте notbe.ru Вы сможете найти всю необходимую Вам информацию.
Я часто задаюсь вопросом, почему одни люди не останавливаются на достигнутом и постоянно находятся процессе самосовершенствования, а другие плывут по течению и надеются на волю случая?
Саморазвитие человека — это процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности. Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих:
Если вспоминают о профессиональном развитии, то только в том случае, когда уровень мастерства человека не чуток изменился, а повысился на порядок.
Профессиональное саморазвитие не является массовым явлением, потому что не у каждого есть необходимые качества, которые нужны для постоянной и упорной работы надо собой. Саморазвитием могут похвастаться только те личности, которые обладают рядом качеств:
На эффективность саморазвития влияют и внешние факторы:
Как видим, необходимым условием для саморазвития является наличие:
Хочется отметить, что не существует саморазвития без желания выполнять свои задачи более результативно и качественно. Поэтому лакмусовой бумажкой человека желающего заняться саморазвитием будет его отношение к своей работе.
Определить уровень на профессиональное саморазвитие можно следующим образом. Если доминирующими факторами на саморазвитие являются внутренние мотивы, то этот человек будет нацелен на саморазвитие, если же внутренние мотивы отсутствуют, то можно смело утверждать, что мотивация на саморазвитие у человека отсутствует.
Нельзя мотивы и внутреннюю мотивацию высосать из пальца — это процесс продолжительный и довольно сложный. Наличие у человека данного вида мотивации позволит ему самостоятельно добиться успеха в процессе преобразований.
Развитие человека происходит благодаря различным видам его деятельности и общению с другими людьми. Но более быстро это происходит тогда, когда профессиональная деятельность дополняется планомерным саморазвитием. Конечно, точно так же, как обстоит дело и с мотивацией саморазвитие присутствует не у всех, однако способность к саморазвитию можно создать и развить довольно быстро.
Если игнорировать саморазвитие, то придется пройти путь естественного созревания, что не может служить гарантией эффективного результата. Если у человека присутствует мотивация и способности к саморазвитию, то это говорит о том, что человек уже созрел и не нуждается во внешнем присмотре за своим профессиональным ростом. Он самостоятельно способен прикладывать усилия с целью реализации внутреннего потенциала и достигать соответствующих результатов.
Грамотный человек, исходя из поставленных задач, умеет правильно расставлять приоритеты и выбирать правильный путь развития. Задачи могут быть как реальными, так и нереальными. Представим, что человек находится на пятой ступени карьерной лестницы. Логичным для него будет планирования перейти на шестую или при сверхусилиях сразу на седьмую. Если же человек, находящийся на пятой ступени планирует сразу перейти на десятую, то это говорит о неправильных действиях. Такой человек не понимает своих возможностей. Неправильная оценка имеющихся качеств приведет к стрессу, а не к успеху и профессионализму.
Формирование навыков и умений, которых у человека нет в наличии. Без посторонней помощи справиться с этой задачей будет практически невозможно.
Надо отметить, что работать сразу по трем направлениям не получится, так как это трудоемкий и психически сложный процесс.
Большинство людей думают, что для самосовершенствования не нужны специальные условия. Это ошибка! Нужны специальные условия и некоторые ресурсы. К наиболее важным условиям можно отнести культурные и личностные группы условий.
Создание необходимых условий и ресурсов, которые нужны для саморазвития, по определению требуют финансовых вложений. Если не стараться сэкономить каждую копейку, а вкладывать в саморазвитие, то это будет наиболее эффективная инвестиция.
Читайте также:igorkovalenko.com
Услышав словосочетание «профессиональное развитие», большинство людей представляют себе централизованное обучение персонала, тренинги или, как это принято во многих организациях, «курс молодого бойца» от старших коллег. Такое образование дает базовые навыки, необходимые для выполнения своих прямых обязанностей, но вряд ли поможет стать высококлассным специалистом. Чаще всего желаемый карьерный рост может обеспечить только постоянное профессиональное саморазвитие – кропотливая работа над собой для достижения поставленных целей. Рассмотрим, что же представляет этот процесс на самом деле, что для него необходимо, и на какие моменты стоит обращать повышенное внимание.
Профессиональное самосовершенствование – это не только изучение полезных материалов и наработка специального опыта. Это понятие значительно шире. Оно включает в себя следующие важные аспекты:
В разных сферах значение каждого из вышеперечисленных аспектов может быть более или менее выраженным. В любой ситуации не следует забывать, что профессиональное саморазвитие – это комплекс мероприятий, относящихся как к физическому здоровью, так и к состоянию ума, как к индивидуальным навыкам, так и личности в целом. Важно понимать, что даже офисный работник не будет эффективен, если его мучает бессонница или хронические болезни, а разнорабочий никогда не станет бригадиром, не проявив организационные способности и соответствующие личные качества.
Практически в каждом случае, задав вопрос «Занимаетесь ли Вы профессиональным развитием?», можно услышать положительный ответ. К сожалению, далеко не всегда это соответствует действительности: многие специалисты занимаются, скорее, имитацией такой деятельности или путают работу над своими качествами с естественной наработкой полезного опыта. Как мы уже выяснили, для настоящего успеха этого недостаточно. Причину того, что миллионы людей относятся к повышению своего уровня спустя рукава, бизнес-тренеры видят в том, что далеко не каждый человек соответствует давно сформулированным условиям профессионального саморазвития:
Не удовлетворяя одному из вышеперечисленных условий, специалист вряд ли будет развиваться так, как этого бы хотелось. Например, горячее желание выйти на новый профессиональный уровень вряд ли поможет без готовности заниматься собой изо дня в день, а человек с железной волей и самодисциплиной не будет эффективно работать над собой без мощных стимулов. У многих просто не развиты способности к саморазвитию, что сводит к минимуму положительные сдвиги. Каждая из этих ситуаций – не приговор. Основная мысль заключается в том, что эффективность самосовершенствования зависит в равной степени от мотивации, волевых качеств и исходных данных. Но если недостаток последнего можно компенсировать упорным трудом, то без внутренней дисциплины, последовательности и желания достичь успеха (например, «из-под палки») специалисту вряд ли удастся добиться серьезных результатов.
Вполне естественно, что говорить о конкретном содержании и техниках самосовершенствования в рамках этой статьи бессмысленно: профессиональное саморазвитие для каждой специальности очень индивидуально, имеет свои собственные уникальные приемы и методики. Но любую работу такого рода можно отнести к одному из трех направлений:
В идеале все три направления профессионального развития должны осуществляться одновременно. Как показывает практика, большинство людей концентрируются на одном ключевом пути: например, на овладении новыми для себя компетенциями для повышения по службе или преодолении определенных внутренних преград, ограничивающих самосовершенствование. В этом есть свой смысл, но не стоит забывать, что профессиональный рост – это не только освоение новых знаний и умений, но также кропотливая работа над преумножением уже имеющихся достоинств и устранением ненужных ограничений. Только так можно добиться действительно впечатляющих результатов в долгосрочной перспективе.
В большинстве случаев профессиональное саморазвитие – неявное, но обязательное условие карьерного роста или успеха в бизнесе. Достичь хороших результатов в этой сфере можно любому, но при этом совмещая различные направления самосовершенствования, имея достаточную мотивацию, базовые способности и готовность постоянно работать над собой в заданном направлении. При этом важно не только осваивать новые навыки и умения, но также повышать уровень уже имеющихся и следить за возможными внутренними ограничениями. Соблюдая все эти условия и уделяя хотя бы минимум времени каждый день своему развитию, у каждого специалиста есть уникальная возможность добиться удивительных результатов без посторонней помощи, резко увеличив свои шансы на карьерное продвижение, увеличение дохода и профессиональную самореализацию.
Планомерное самосовершенствование как идея - твой вектор к успешности. Не упускай уникальную возможность подняться на новую ступень и приблизиться к мечте. Начни сейчас - почувствуй изменения завтра!
builduptoday.com
Учить сегодня подрастающее поколение на современном уровне требований общества педагогу нельзя без постоянного обновления и обогащения своего профессионального потенциала. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, позволяющую рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой. Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, а жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития. Самовоспитание и саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой. Оба процесса сложны по своей структуре и осуществлению, однако овладение технологией профессионального саморазвития поможет будущему педагогу продуктивно организовать самостоятельную подготовку к профессиональной деятельности и мастерству. Изучение жизни и деятельности великих людей убеждает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил к огромной работоспособности. Поэтому работа по саморазвитию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний. Профессиональное саморазвитие учителя в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, начинающий учитель должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации наставников по улучшению своей деятельности. Опыт учителей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин как успехов, так и неудач. Этому способствуют сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге – деятельность в целом. Рефлексия, как показано выше, это анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои недостатки, стимулирует возникновение желания исправить положение дел, изменить что-то в себе. Следующим шагом саморазвития является формулирование целей, то есть целеполагание– выбор личностно значимых целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе профессионального самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективой в жизни человека. Так, цель «жить не по лжи» (А.И. Солженицын), стать прекрасным специалистом своего дела, принести как можно больше пользы людям и выступает как жизненная перспектива. Ее невозможно реализовать за короткое время, но к ней человек должен стремиться всю жизнь. Такие цели-перспективы должны воплощаться в жизнь через достижение рабочих целей – конкретных целей и задач, которых можно достичь за короткий срок. Например, научиться продуктивно организовывать свою учебную деятельность, развить познавательный интерес к какому-либо предмету, важному в профессиональном становлении, развить усидчивость, коммуникативные умения, организаторские способности и пр. Выдвинуть, сформулировать, реализовать названные цели практически невозможно без еще одного важнейшего компонента саморазвития – самопознания. Самопознание и самооценка– изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования специальных методов диагностики. Следует отметить, что все три вышеназванных процесса (рефлексия, целеполагание и самопознание) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рефлексия побуждает к самопознанию и самооценке, результаты самопознания стимулируют выдвижение цели, а сформулированные цели позволяют организовать самоизучение. Самопознание позволяет создать целостную картину личности. Знание типологических свойств своей нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) облегчает педагогу работу над собой, так как позволяет строить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности, подвижности, пластичности или ригидности нервных процессов. Знание своих личностных особенностей (экстраверсия-интраверсия, нейротизм), некоторых черт характера (лидерство, умение преодолевать трудности, лабильность, социальная дистанция), уровня развития организаторских и коммуникативных умений помогут создать и скорректировать программу профессионального самовоспитания. Самопознание и самооценка на каком-то этапе позволят будущему учителю составить свой психологический портрет – «Карту личности». «Карта личности педагога» может рассматриваться и как руководство по организации самопознания (что изучать?), и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, сформировать адекватную самооценку, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию. Наука отмечает два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег. Основной способ формирования самооценки учителя – соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования профессионального идеала – самообразовательное изучение специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов с целью поиска своего идеала учителя. Это – главное условие эффективности его самовоспитания. В этом плане полезную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого явится примером для подражания. Таким примером для студента педвуза и начинающего учителя может быть Л.Н. Толстой, оставивший в своих дневниках великолепные образцы самовоспитательной работы. Он придавал чрезвычайно важное значение выполнению следующих правил: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что… Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить… Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможной силою». Лучшему самоотчету и самоанализу способствует ведение личного дневника, по которому субъект самовоспитания может наблюдать за развитием своих способностей. На основе проведенного анализа собственных недостатков Л.Н. Толстой определил такие задачи по самовоспитанию: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени». К внешним факторам, стимулирующим процесс саморазвития, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени. Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих педагогов, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистских начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании. Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании. Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы. Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и потому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания в рамках учебно-научной деятельности студента педвуза или начинающего учителя и выбрать методы ее осуществления. Программа саморазвития педагога – это программа действий по достижению конкретных целей самовоспитания с учетом требований профессии к человеку. Процесс самопрограммирования личности – материализация собственного прогноза о возможном самоусовершенствовании. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» и «нет» – искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее: 1) спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее; 2) прямота в словах и поступках; 3) обдуманность действий; 4) решительность; 5) не говорить о себе без нужды ни одного слова; 6) не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится; 7) издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать; 8) каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках; 9) ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц). При реализации программы используют специфические методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, аутогенная тренировка. На начальном этапе наиболее действенным методом является метод самоубеждения – создание притягательных целей, рисование в своем воображении перспектив саморазвития, будущих успехов. Одновременно с этим методом можно использовать самовнушение (внушение самому себе), направленное на саморегуляцию, то есть управление психическими процессами. Самовнушение достигается путем словесных инструкций, мысленного воспроизведения определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных целей. Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека в экстремальной или просто сложной ситуации, как правило, очень значимой для человека. По существу, это тоже самоубеждение, но используемое как приказ для достижения притягательных целей и задач. Все методы самовоспитания тесно связаны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Так, студент, стремящийся во время педагогической практики развить свои коммуникативные умения, убеждает себя в том, что у него все хорошо получится, что он будет испытывать радость от общения, при этом останется требовательным, внимательным и пр. Он внушает себе определенную положительную установку на предстоящее общение, когда в реальной ситуации ему вдруг приходится остаться с классом дополнительное время, когда накопилась усталость от длительного общения и уже не хватает душевных сил. В этих условиях он вынужден приказать себе оставаться терпеливым, коммуникабельным, способным продолжать профессиональное общение. Такие ситуации позволяют раскрыть возможности человека, а ресурсы личности неисчерпаемы. Их максимальному использованию способствует особый метод саморазвития и самовоспитания – метод аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходят мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, развитие умения контролировать непроизвольную умственную активность. Все это необходимо для повышения эффективности значимой для человека деятельности. Названные средства управления своим психическим состоянием (средства саморегуляции), а также отключения, самоотвлечения используются в оптимальном сочетании с учетом индивидуальных особенностей человека (при необходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля). Самоконтроль– это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии. Результатом самоконтроля является коррекция программы по самовоспитанию. Самоконтроль предполагает наличие идеала, эталона. Им может быть любимый учитель, но чаше всего этособирательный образ, в котором отражаются представления о профессионально-педагогической деятельности. От осведомленности в данной области будет зависеть качество эталона. Потому так важно постоянно пополнять свои знания о сущности, структуре, путях осуществления педагогической деятельности, о требованиях профессии к личности (профессиограмма, или квалификационная характеристика). Результатом работы по самовоспитанию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебно-научной деятельности, последнее проявляется в улучшении качества деятельности, в осознании своих успехов. Чем выше конкретные результаты деятельности (баллы в зачетной книжке, похвала педагогов, оценка сокурсников), тем сильнее потребность в дальнейшем саморазвитии. Не менее значимым для этого является осознание произошедших в себе изменений. Более всего заметны изменения в культурной и интеллектуальной сфере человека. Для культурного и интеллектуального развития служат определенные средства. В первую очередь это самообразование – чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: |
zdamsam.ru
Никто не станет спорить о том, как важен личностный рост в профессии. Если человек занят любимым делом, у него появляется чувство самоуважения, он способен видеть мир в более ярких тонах. Каждому человеку, чтобы найти себя, нужна как поддержка семьи, так и самореализация в работе.
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..Сейчас эксперты по профессиональному определению выделяют следующие критерии удачного карьерного выбора: это сочетание интересов человека, его интеллектуальных возможностей, личностных характеристик, а также потребностей рынка труда. В этой статье мы рассмотрим связь социального статуса с профессиональным уровнем, роль способностей в построении карьеры, методы саморазвития в профессии.
Разговор о профессии охватывает достаточно продолжительный период жизни. Некоторые считают, что о проблеме самоопределения можно судить, начиная от возникновения первых мыслей на тему «Кем я стану, когда вырасту?» и вплоть до того момента, когда человек прекращает трудовую активность, переставая быть личностью.
Процесс личностного и профессионального роста, становления карьеры, с одной стороны, тесно связаны с возрастом человека. Принадлежность к возрастной категории часто означает не столько биологический возраст, сколько положение в иерархии. Слово «отрок» на Руси имело следующие значения: «слуга», «раб», «воин княжеской дружины». Такая связь существует и между профессиональными навыками и возрастом. Солдат, который отслужил два года, не зря называется «дедом». Для умаления и подчеркивания незрелости, напротив, используют другие слова – «салага», «малец», «зеленый».
Психологическая наука накопила немало знаний о том, какие факторы влияют на личностный рост в профессии. На жизненном пути человек подвергается воздействию разнообразных факторов, но определяющее значение имеют три из них.
Это биологический фактор (наследственность, возраст, состояние здоровья), социальная среда (начиная от семейного окружения и заканчивая государством), активность личности (зависит от самооценки, уровня притязаний и пр.)
Профессиональное развитие человека разбивается на категории, соответствующие возрасту либо стажу. Например, выделяют следующие стажные категории: от 1 до 5 лет (первая), от 6 до 10 (вторая), от 11 до 15 (третья), и так далее. Популярностью пользуется и рассмотрение этапов, длящихся по 10 лет.
Также о профессиональном развитии говорят без привязки к определенному сроку, выделяя студентов, специалистов, пенсионеров. Каждый этап профессионального становления заканчивается кризисом – происходит переосмысление своей профессиональной деятельности, выбор новых путей самореализации.
Термины «склонности» и «интересы», хотя они и связаны между собой, являются разными понятиями. Интерес к предметной области может порождать склонность. Некоторым людям нравится музыка – они проявляют к ней интерес. Но один человек будет склонен исполнять музыкальные произведения, другой обнаружит в себе композитора, третьему понравится преподавать игру на инструменте детям.
Различна деятельность радиомонтажников, инженеров, настройщиков аппаратуры, несмотря на то, что их интересы лежат в одной профессиональной плоскости. Если интересы обладают динамикой, могут меняться на протяжении жизненного пути, то склонности говорят о заложенных способностях, являясь более устойчивыми.
Исследователи считают, что каждая профессия требует от человека определенных склонностей, набора качеств – они определяют, пригоден человек к этой профессии, или нет. Способности также облегчают личностный рост в профессии, прохождение всех этапов карьерного пути.
В обыденной жизни слово «способности» может наделяться разным смыслом. Иногда говорят о физических возможностях человека: «Он способен пробежать 10 километров». Иногда – об интеллектуальных – «Он не способен решить это уравнение». Но в психологии к категории способностей относят только те свойства, которые являются психологическими и которые варьируют от человека к человеку. Например, каждый человек умеет разговаривать и способен к прямохождению. Однако речь не относят к категории способностей, она не является психологическим свойством. Прямохождение свойственно всем людям, поэтому оно не относится к способностям. Это качество не варьируется.
Личностный рост в профессии будет очень затруднен без наличия у человека определенных задатков. Поэтому круг умений ограничивают только теми, которые будут приносить человеку пользу во время работы. Неспособные люди отличаются от способных. Последним освоение профессии дается легче и быстрее, результаты их работы – качественнее.
Способности являются комплексным образованием. Они включают не только природную предрасположенность к деятельности, но и уровень развития личности. Если возникают сложности с определением своих наклонностей, можно обратиться к психологу, специализирующемуся на профориентации, или же к представителям профессии «Тренер личностного роста». Тренинги помогают узнать о себе немало новой информации.
Однако способности еще не являются гарантом того, что человек будет иметь успех на своем поприще. Они являются некой потенциальной возможностью того, что может произойти, а, может быть, и нет. Способности можно сравнить с зерном. Внутри него заложены все свойства, которые позволят ему вырасти, стать колосом. Однако для того, чтобы это произошло, должны соблюдаться немало условий. Точно также наличие у ребенка музыкальных талантов еще ни в коей мере не говорит о том, что он станет великим музыкантом. Если не будет адекватных условий – возможности заниматься творчеством, благоприятной атмосферы дома, специального образования – расположенность к музыке заглохнет, никогда не став чем-то большим.
Кроме этого, наклонности могу реализовываться по-разному. Общительный человек, обладающий задатками лидера, может провести полжизни в недостойной компании; или же его заинтересует профессия «тренер личностного роста». Увлекающийся преступным миром может нарушить закон и получить срок заключения, а может стать следователем уголовного розыска. Мы никогда не узнаем об истинном количестве одаренных людей и гениев, которые не были признаны обществом.
Пока человек не осваивает определенные навыки, самореализация остается для него недоступной. Способности могут быть обнаружены только в процессе деятельности личности. По мере же освоения новых знаний формируется личность. Никак нельзя обнаружить у ребенка способности к математике, если не дать ему возможности обучиться числам, математическим правилам.
Если человек не справляется с учебой или рабочей нагрузкой, это не всегда говорит об отсутствии способностей. Возможно, ему необходимо дольше времени на освоение нужных навыков и умений. Однажды В. Немировичу-Данченко задали вопрос: каждый ли может освоить режиссерскую профессию? На это драматург и режиссер ответил: каждый, однако одному потребуется для этого три года, другому – три десятка лет, а третьему – все триста.
Существует тип семей, где родителей слабо интересует самореализация ребенка, его личные предпочтения и склонности. Родители говорят ребенку: «В нашем роду все были врачами», «Ты пойдешь по стопам отца» и т. д. Таким детям впоследствии бывает очень тяжело поменять свой карьерный путь.
Однако этот подход не является полностью безосновательным, хотя сама по себе ситуация с подобными семьями требует психологического вмешательства. Мнения о наследуемости способностей придерживался еще Платон. Он был уверен, что способности имеют исключительно биологическое происхождение, и зависят только от того, кем были родители ребенка. Обычно, чтобы доказать наследуемость талантов и способностей, указывают на их проявление в раннем детстве. Ведь воздействие воспитания и обучения еще не столь сильно у маленьких детей, чтобы определить проявившиеся таланты.
Известно, что у Моцарта способности к музыке проявились уже в возрасте 3 лет. У Гайдна – в 4 года. Идеи наследования способностей придерживался английский ученый Ф. Гальтон. По его мнению, этот подход был логическим продолжением теории эволюции Дарвина.
В исследованиях, посвященных наследуемости талантов, особенно поразителен пример семьи Баха. Музыкальные способности в семье Бахов проявились в 1550 году. Т. Рибо в своей книге «Наследственность душевных расстройств» писал о том, что булочник В. Бах снимал напряжение после работы при помощи пения и музыки. У булочника было два сына, с которых начался род музыкантов. Всего в немецкой семье было 60 музыкантов, и 20 из них достигли значительных высот. Лишь И. С. Бах стал известен на весь мир.
Также учеными был установлен любопытный факт: Л. Н. Толстой и А. С. Пушкин были дальними родственниками. Их прабабушки – Ольга и Евдокия Трубецкие – были сестрами.
Пятеро выдающихся представителей немецкой культуры также были связаны родственными связями. Это Иоганн Шиллер, произведения которого стали частью всемирной драматургии; поэт Фридрих Гельдерлин; Гегель и Шеллинг, стоявшие у истоков классической немецкой философии; а также ффизик-теоретик Макс Планк. У всех этих людей был один предок – Иммануил Кант.
Регулярное занятие определенным видом деятельности способствует тренировке психических функций, обеспечивает стабильный личностный рост в профессии. Было установлено, что уже на первом этапе профессионального становления молодые психиатры развивают способность чутко улавливать эмоциональное состояние больного. Для определенных навыков наиболее сензитивными оказываются определенные возрастные периоды. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев установил, что лучший возраст для развития способностей к запоминанию – это 18-24 года, а также 29-33 лет.
Интересные исследования были проведены психологами университета в Бристоле. Проработав порядка 5 лет на борту самолетов, бортпроводницы начинали жаловаться, что им сложно ориентироваться в пространстве и запоминать новую информацию. Психологи обследовали стюардесс до 28 лет, и сделали выводы: их объем мозга действительно уменьшен, а когнитивные способности ослаблены. Здесь разумно утверждать, что немолодые бортпроводницы мыслят хуже, чем их более юные коллеги, и не совсем понятно, кто кого обязан обучать.
К 30 годам постепенно человек освобождается от иллюзий и чувственных бурь, начинает смотреть на события жизни более реалистичным взглядом. Исследователи отмечают, что 15-17-летние юноши, которые были склонны к опрометчивым и даже предосудительным действиям, к 30 годам становятся организованными и вполне компетентными людьми. В 30 лет человек впервые подводит итоги: молодость миновала, и теперь впереди – серьезная жизнь. Если ранее выбор пути был совершен правильно, то теперь человек не думает о смене занятий, он продолжает свой профессиональный рост.
Самое известное несчастливое число – «13» – в последнее время с успехом можно заменить на «45». Этот возраст прочно осел в сознании народных масс, как своеобразная граница «до» и «после». Уже не первое поколение оказалось под влиянием бесчеловечного явления эйджизма – дискриминации по возрасту. Несмотря на это, постепенно поколение, для которых карьера заканчивается в 50 лет, сменяется другими людьми, которые упорно не желают стареть ни в 50, ни в 60, ни в 85. Это говорит о прогрессе.
По мнению некоторых ученых, этап молодости длится от 25 до 44 лет. За ним следует средний возраст, длящийся до 60. Однако жизнь в российских условиях имеет некоторые особенности. Они тормозят личностный рост в профессии, не позволяют сравнивать развитие людей одной возрастной категории, живущих в разных странах. Например, пенсионный возраст у немки составляет 67 лет. В 50 лет жительница Германии чувствует себя на пике карьеры – ведь до пенсии ей еще целых 17 лет. Для сравнения, в России ощущение «осталось 17 лет до пенсии» возникает уже в возрасте 38-40 лет.
Ученые отмечают, что тренд стремления к молодости и к тем возможностям, которые она дает, становится все более устойчивым. Многие понятия сейчас уходят в прошлое – например, сложно назвать «домохозяйкой» ухоженную женщину, которая помимо домашних хлопот успевает вести свой бизнес. А профессиональное развитие тех, кто сейчас очень молод, будет продолжаться в течение всей жизни – возможно, в будущем исчезнет и понятие пенсии.
Люди, занимающиеся умственным трудом, хорошо осознают необходимость самосовершенствования. Не всегда, однако, у них получается достичь определенного результата – намерения так и остаются намерениями.
Личностный рост в профессии можно значительно ускорить при помощи специальных методов. Они являются двигателями саморазвития даже в тех случаях, когда уровень мотивации оставляет желать лучшего. Рассмотрим эти методы.
Оценивать прогресс можно при помощи ведения регулярных записей, или используя специальные тесты. При этом важно не измерение приобретенных навыков, а наблюдение за положительной динамикой, качественными достижениями. Так можно отслеживать личностный рост в профессии, его реальные показатели. Самооценка приобретенных качеств не должна проводиться с помощью самонаблюдения – для этого лучше использовать специальные инструменты. Планирование также является одной из форм контроля.
Создание целей и периодическое их редактирование помогают лучше осознать свои внутренние мотивы – понять, зачем необходимо профессиональное развитие, чего оно позволяет добиться.
Необходимо брать на себя полную ответственность за собственную жизнь и карьеру. Чем больше контроля человек ощущает над собственной жизнью, тем счастливее и продуктивнее он становится. Также необходимо прорабатывать психологические установки относительно кризисов. Трудные периоды нередко несут в себе возможности для развития. В особенности необходимо поддерживать высокий уровень мотивации тем, чья работа связана с общением: это работа преподавателя, HR-менеджера, профессия «тренер личностного роста».
Минимальный срок для того, чтобы стать профессионалом, составляет от 3 до 5 лет. Успех не приходит случайно, он представляет собой следствие сделанного человеком выбора. Поэтому для того, чтобы достичь профессиональных высот, просто необходимо развивать имеющиеся навыки.
Мастерство дает человеку возможность повысить самооценку, наполнить жизнь смыслом, обрести социальный статус. Самореализация и развитие заложенных в человеке способностей, происходит через профессиональную деятельность. Таланты не могут реализоваться самостоятельно – для этого необходимо благоприятное окружение. Каждый человек ответственен за то, чтобы его умения и навыки нашли приложение. Личностный рост в профессии открывает перед человеком широкие горизонты для достижения поставленных целей, реализации своего потенциала, преобразования жизни.
zazama.ru
Автор: Мария Финатова , руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой, эксперт и практикующий консультант в области трудового законодательства
Внутренним обучением и развитием своего персонала занимаются многие организации. В современных условиях и тенденциях, которые задает бизнес, необходимость в обучении и развитии собственных кадров становится все более актуальным и востребованным вопросом, ведь это позволяет иметь не только высококвалифицированных специалистов, но и способствует развитию бизнеса, что является немаловажным фактором. Но далеко не каждый работодатель готов вкладываться в развитие и образование своих сотрудников, так как это стоит недешево, занимает немало времени, сил и требует ресурсов. Поэтому,
Саморазвитие – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является необходимым и основным для достижения жизненного успеха.
Любое развитие постигается путем наблюдения и анализа самого себя. Саморазвитие может быть личностным, а может быть и профессиональным. Они кардинально отличаются друг от друга, так как у них разные цели. Личностное саморазвитие подразумевает развитие персональных качеств, которые заложены где-то глубоко внутри каждого человека на генетическом уровне, при развитии которых человек открывает в себе что-то новое, что было ему неизвестно ранее и чем он никогда не пользовался. Это может выражаться в изменении типа мышления, отношении к себе и окружающим, выработке новых качеств и многое другое. Все зависит, прежде всего, от того чего хочет сам человек.
Оно может быть долгим, а может быть и быстрым. Желание, возможности, а также самые дорогие сейчас временные ресурсы, которое работник готов для этого выделить, в данном вопросе являются главными и основополагающими факторами.
Немаловажную роль играет и мотивация. Мотиваторами могут выступать как работодатель, так и сам работник. Например, хорошей мотивацией со стороны работодателя может послужить переход на более высокую должность, при занятии которой у работника появляется гораздо больше перспектив, чем он имеет сейчас, смена профессиональной деятельности (получение новой профессии), как возможности попробовать себя в чем-то новом, чего давно хотелось, но не было возможности. Самомотивация задается самим работником и зависит от тех целей, которые он перед собой ставит.
Так как же работник может саморазвиваться для того, чтобы повысить свою квалификацию и усовершенствовать свои знания? Способов много. Рассмотрим некоторые из них.
По теме: Обучение руководителей: актуальность, мотивация, стратегия и методы
Конечно, это далеко не все способы, которые существуют. Их гораздо больше, но можно попробовать начать с одного из них, либо использовать все четыре одновременно. Еще раз повторюсь, все зависит от желания, возможности и времени, которое работник готов уделить самому себе для того, чтобы достичь профессиональных высот и личного развития. А какие он для этого будет использовать способы это уже вторично. Главное результат!
По теме: По каким критериям оценить развитие сотрудника?
По теме: В современных условиях руководителю не надо обучаться… о новом формате развития менеджеров
Коллеги ! Рады Вашим публикациям ! Зарегистрируйтесь в личном кабинете, как автор и самостоятельно ведите свою колонку ! Все уникальные статьи попадут в еженедельную рассылку.
Комментарии: 27Публикации: 1338Регистрация: 05-06-2013hr-media.ru
Универсального рецепта исцеления от эмоционального выгорания менеджера не существует, эта проблема решаема, если ею целенаправленно заниматься. Каждому человеку время от времени необходимо остановиться, оглянуться вокруг, побыть наедине с самим собой, подумать, откуда и куда он идет, с какой скоростью и с какими попутчиками, а главное — зачем, с какой целью.
Основную помощь при проявлении СЭВ менеджер может оказать себе самостоятельно, встав на путь профессионального развития, саморазвития, самосовершенствования. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, для этого проводят курсы повышения квалификации, конференции и пр. Кроме того человек, оставаясь в той же профессии, начинает делать акценты на том, что является для него проблемой. Так обретается новый смысл в старой профессии, а ее превращение в инструмент саморазвития становится профилактикой эмоционального выгорания. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов менеджера, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Для достижения успехов в профессиональной деятельности менеджер должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Формирование мотивации профессионального развития тесно связано с эмоциями. Эмоционально-ценностное отношение человека к миру, оценочные отношения выражают значимые для человека моменты и составляют ту общую обширнейшую сферу, в пределах которой развертываются не только пассивно-эмоциональные процессы, переживания, но и активно-действенные, актуальные мотивационные процессы [1].
Существует категория людей, которая меньше подвержена синдрому эмоционального выгорания, для них такая проблема наносит наименьший вред для физического и эмоционального здоровья. Это люди, которые целенаправленно заботятся о своем здоровье и тщательно следят за своей физической формой. Также сюда можно отнести людей, которые имеют достаточно высокую самооценку и уверенность в своих умениях, навыках и способностях. Эмоциональному выгоранию в меньшей степени подвержены те люди, которые могут проявлять гибкость в стрессовых ситуациях. Такие личности зачастую отличаются высокой подвижностью, коммуникабельностью, открытостью, самостоятельностью и умением решать проблемы, полагаясь исключительно на себя. Умение поддерживать оптимистические взгляды относительно себя и своего окружение – также отличная профилактика синдрома эмоционального выгорания Обзор психолого-педагогической литературы показал, что многие авторы соотносят психологическую устойчивость личности с устойчивостью эмоциональной, которая обеспечивает возможность противостоять нежелательному влиянию социума. Эмоциональная устойчивость – один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности [2, 3, 4].
Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее креативность в ситуациях межличностного взаимодействия и – как следствие – меньше пресыщение и утомление в ситуациях делового общения. Развитие творческого потенциала – путь к преодолению эмоционального выгорания [5].
Необходимым условием предупреждения эмоционального выгорания менеджера является целенаправленное формирование познавательно-профессиональной активности [6].
Первый шаг к преодолению выгорания —понять свои цели и представить образ будущего, ответить себе на вопрос, в чем смысл того, что я сейчас делаю, зачем я это делаю.
Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Цель в профессиональной деятельности – это направленность на конечные и промежуточные результаты труда, это осознанный образ результата труда у человека. Чтобы реализовать потребности и мотивы, надо поставить и воплотить в жизнь цели. Постановка и реализация самим человеком цели означает его внутреннее саморазвитие [7]. При формировании мотивации профессиональной деятельности менеджеров следует учитывать, что учебно-профессиональная деятельность состоит из последовательности действий и что мотив – важная составная часть структуры и действия, и деятельности. У них общий мотив. Цель деятельности и цели действий, в нее входящих, не совпадают. Цели действий обусловливаются смыслом деятельности как своеобразным стержнем осуществляемой программы. Но прежде чем целенаправленная учебно-профессиональная деятельность начнет осуществляться, развивается еще одна ее стадия – формирование программы действий [8].
Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:
- личностного развития;
- интеллектуального развития;
- профессионального развития;
- поддержания физического состояния.
Профессиональное саморазвитие — это не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:
- внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;
- способность к саморазвитию;
- понимание содержания и методических основ саморазвития.
Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:
- организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности - от корпоративной культуры предприятия;
- доступности для менеджера современных информационных систем, а также подготовленности менеджера к работе с ними;
- методического обеспечения условий профессионального развития.
Для того чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были:
- внутренняя мотивация профессиональной деятельности;
- способность к саморазвитию.
При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий. Саморазвитие не происходит без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.
Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Если же ведущим мотивом является один из внешних мотивов и в структуре мотивации менеджера на позициях доминирующих отсутствуют внутренние мотивы, можно говорить об отсутствии мотивированности на профессиональное саморазвитие, самосовершенствование.
Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности — процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Наличие данной мотивации является одним из главных профессиональных качеств менеджера, способного самостоятельно сделать карьеру и добиться успеха в процессе преобразований.
Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. Способностями к саморазвитию, так же, как и мотивированностью на саморазвитие, обладают далеко не все менеджеры. Однако в отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.
Основу способности к саморазвитию составляют умения:
- видеть свои недостатки и ограничения;
- анализировать их причины в собственной деятельности;
- критически оценивать результаты своей работы, причем не только неудачи, но и особенно успехи.
Не все менеджеры обладают вышеперечисленными умениями в достаточной мере, а сформировать их самостоятельно сложно. Поэтому для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.
Наличие мотивации и способности к саморазвитию свидетельствует о том, что менеджер уже не нуждается во внешней опеке своего профессионального роста. Он сам способен сделать максимальные усилия для того, чтобы полностью реализовать свой внутренний потенциал профессионального развития и достичь успехов, соответствующих ему. Только грамотный в этих вопросах менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, менеджер не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью. Такой менеджер не понимает своих реальных возможностей. Неадекватная оценка своих профессиональных и человеческих качеств — путь к неврозу, а не к успеху в профессиональном росте. В содержательном плане существуют три направления профессионального развития:
- формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Это трудная задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект;
- развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Эту задачу с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает;
- устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.
Эмоциональное выгорание является главной проблемой личности и профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание является продолжительным и губительным процессом, как для здоровья человека, так и для профессиональной деятельности [9, 10]. Способствовать возникновению выгорания могут различные факторы, причины, особенности личности. Синдром эмоционального выгорания можно и нужно своевременно предупреждать.
Таким образом, профессиональное развитие и саморазвитие являются одним из эффективных способов профилактики эмоционального выгорания менеджера при условии одновременного наличия благоприятных для развития внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы это комплекс определенных качеств, умений и способностей, которые менеджер может развивать в себе. Внешним фактором служит уровень корпоративной культуры предприятия, на котором трудится менеджер. При выше перечисленных условиях складывается ситуация когда и менеджер готов к качественным переменам в своей жизни и внешняя обстановка способствует процессу развития.
e-koncept.ru