ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Развитие основывается на росте. Развитие обычно представляет собой накопление количественных изменений, то есть является прямым продолжением роста (как в компьютерных играх: накопил определенное количество ресурсов - получил новый уровень). Рост и развитие чередуются этапами как горизонтальное и вертикальное движение: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение).
Развивать можно только то, для чего процессом роста были созданы необходимые предпосылки. Никто не будет развивать в годовалом младенце мужественность - он еще недостаточно вырос, для этого не появилась база.
Если молодой человек по уровню деловой ответственности еще только Исполнитель, не дорос даже до уровня Специалиста, то развивать в нем Руководителя - бесполезно. Он еще - маленький.
Учеба должна чередоваться жизнью, чтобы новые знания обогащались реальным опытом, практикой.
Фильм "Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов"
Процессы роста у человека идут с максимальной интенсивностью в детстве. С возрастом рост что физический, что интеллектуальный - замедляется, а с определенного периода у большинства начинает идти в обратную сторону: интеллект снижается, память слабеет, мышцы постепенно атрофируются.
Огурец может только расти. Влажная земля и солнце этому способствуют, но тренировать и развивать внешними процедурами невозможно: огурец растет по своей внутренней программе.
Однако тот, кто тренирует свое тело, знает, что определенные тренировки росту мышечной массы способствуют. Человеческое тело - не огурец, и у человека развитие, тренировка его тела или души способствуют росту тела, росту душевности, росту душевной глубины, гибкости или стойкости.
Скорость развития всегда ограничена необходимостью дорастания человека до того, что он приобрел в процессе учебы на тренинге.
Новые личностные роли должны прорастать в душе, прирастать к душе, только тогда они становятся не внешними масками, а новой гранью личности. См.→
У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение).
www.psychologos.ru
Фильм "Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов"
Как определяется уровень личностного роста и развития? Одинаковы ли эти ступени для всех или индивидуальны? Как, в конце концов, определить для самого себя параметры личностного развития, если вы хотите отслеживать свое развитие?
Если на курсах лепки из глины, к примеру, очень легко понять успешен ты или нет – сначала не получается ничего, затем кое-что, и постепенно ты начинаешь создавать шедевры – то процесс личностного развития настолько многогранен, что определить критерии успешности в нем крайне затруднительно, особенно, если учесть субъективность вопроса. И все же методики существуют, познакомимся с ними.
Согласно данной концепции, решение одной проблемы (например, страх высказывать свое мнение в рабочем коллективе) не является критерием личностного роста и не учитывается при оценке уровня развития личности. Зато учитываются:
Исходя из этих критериев, признаком личностного развития является не умение применить конкретный навык в узко определенное области, а более широкое применение эффективных механизмов для решения разнообразных жизненных задач и ситуаций. Обобщая, признаком развития личности выступает умение применять полученные в ходе саморазвития знания к различным областям своей жизни.
Здесь автор предлагает оценивать уровень личностного развития конкретными целями и конкретными результатами, которые могут быть подвергнуты учету. Ставя себе задачи с определенными временными рамками (пусть не жесткими, но все же рамками), вы получаете возможность отслеживать свое развитие. Пример таких целей: за два года выучить новый язык; освоить скалолазание; закончить курсы публичных выступлений. Хотя такой подход и позволяет оценивать свою успешность в достижении целей, остаются неучтенными такие плохо поддающиеся систематизации критерии как отношения с людьми, внутреннее ощущение себя, духовность и т.д.
Этот подход как раз берет в расчет тонкие критерии разума и души, предлагая оценивать личностный рост человека по внутренним и внешним критериям развития. К первым относятся целостность личности, понимание и принятие себя, открытость и динамичность. Ко вторым – принятие и понимание других людей, уровень социализации и адаптивности. Очевидный минус данного метода измерения личностного роста в том, что мало кто способен объективно оценить себя по заданным критериям, а, значит, понадобится помощь психолога для оценки вашего уровня развития.
На мой взгляд, ни один из приведенных методов не является исчерпывающим и универсальным, поэтому я предлагаю свой – возможно, вы найдете его полезным для себя. Поскольку все познается в сравнении, то для оценки личностного роста нужна точка отсчета – пусть это будет сегодняшний день. Составьте таблицу, в которой необходимо подробно оценить состояние различных областей вашей личности и жизни. В качестве оценочной шкалы можно использовать трех- или пяти-бальную систему. Например:
Через полгода вы можете провести повторную оценку личностного роста и сравнить результаты. В первый столбец следует включить все критерии, важные именно для вас, потому что ни один учебник по психологии не может знать, каким параметрам развития личности вы придаете большее значение.
Различные типы роста и развитие личности определяются в первую очередь двумя вопросами:
Мотором, движущей силой роста и развития может быть:
Направление, в свою очередь, может определяться:
Три варианта движущих сил и четыре варианта направлений в целом дают типологию роста и развития личности: матрицу из двенадцати значимых смыслов, которым можно дать следующие названия.
Бенджамину Франклину нравилось читать, и ему, когда могли, покупали книги. А когда заметили у него интерес к учебе, стали водить в деревенскую школу. Что это? Это общее развитие.
Я занимался музыкой, но музыкальный кружок закрылся и меня отдали на спорт, потому что он был близко к дому. Ребята во дворе много дрались, я тоже научился драться. Мне подарили гитару, мне показалось прикольно, я разучил несколько аккордов. Девушка ищет круг общения, со скуки пошла на тренинги личностного роста, там немного потусовалась. Это - стихийное развитие.
Когда Бенджамин Франклин был маленьким, во время еды за общим столом его отец всегда заводил какую-нибудь интересную и нравоучетельную беседу. Что это? Это обычное воспитание.
Трудно сказать, как это получилось, но мальчику запала в душу идея стать военным летчиком. В принципе, он остался таким же лентяем, как и был, но преимущественно стал читать книжки по военных летчиков, даже увлекся авиамодельным кружком в школе, хотя другие школьные предметы, не касающиеся летного дела, стал игнорировать. Как это назвать? Фрагментарное развитие?
Бенджамин Франклин освоил профессию наборщика, потому что это могло его прокормить. Это - саморазвитие как ответ на жизненные вызовы.
Я составил план собственного развития и занимаюсь тем, что я выбрал, в рамках тех требований, которая здесь необходимы. "Мне лениво" - уже не катит. Я решил делать 15 подтягиваний ежедневно в течение года - я буду это делать. Это уже осознанное и волевое личностное самосовершенствование.
В каком направлении я буду себя развивать, я четко не планирую, скорее выбирая то, что подсказывает мне мое сердце и что у меня "идет". Но без развития я себя не мыслю, качественные результаты я люблю, поэтому свои таланты я реализую по максимуму. Это - самореализация.
Бенджамин Франклин в возрасте 22 лет составил список из 13 добродетелей, которым себя усердно учил: бережливость, трудолюбвие, справедливость, смирение...↑ Это - классическое самовоспитание.
Коучинг.
Группы личностного роста.
Тренинги развития личности.
Образование.
В данной типологии молчаливо используются два допущения:
Если выйти за рамки этих допущений и рассмотреть варианты, когда человек пассивен либо стремления и привычки человека входят в конфликт с требованиями общества, у нас появятся дополнительные смыслы. Например:
Если при всех позитивных изменениях в личности сохраняется ее личностная идентичность (ведущие ценности и личностные роли), можно говорить о личностном росте (количественные изменения).
Если в процессе позитивных изменений личностная идентичность меняется, человек начинает осознавать себя другим и вести себя как другой (не как мальчик, а как мужчина, не как беспомощный, а как способный, не как ведомый, а как лидер) – говорится о развитии личности (качественные изменения).
Если в процессе обучения человек приобретает навыки, качественно меняющие его способность решать те или иные ситуативные задачи, но не меняющие его личностную идентичность, происходило общее развитие личности в рамках личностного роста.
Это инструментальные тренинги, усвоение конкретных, узко-ситуативных навыков.
Если в процессе обучения человек приобретает навыки, качественно меняющие его способность решать задачи в широком круге ситуаций, навыки универсального плана (ответственность, позитивность, конструктивность), это меняет его качественно, как личность.
Тренинги, которые это обеспечивают – тренинги развития личности.
www.psychologos.ru
«Личностный рост» и «Развитие личности» — как понятия, это достаточно разные вещи, но на практике их различает мало кто. Даже специалисты их называют, путаясь, и так и так.
Ростом называют количественные изменения, и если в процессе изменений чего-то у человека становится больше (уверенности, силы, скорости реакции) при том, что эти изменения происходили изнутри, естественно — в этом случае говорят о процессе личностного роста. Например, все дети в силу естественного биологического созревания и заботам родителей подрастают по своему психологическому и образовательному уровню до детского сада, потом до школы, школа их растит до института, потом жизнь подталкивает их к последующему взрослению… Это — естественный, или пассивный личностный рост.
Конечно, в процессе роста могут иногда происходить качественные скачки — превращения. Гусеница растет — и вдруг превращается в куколку, а куколка — в порхающую бабочку. Также и ребенок, растет-растет, и вот уже на месте малыша — подросток, потом — молодой человек, а через какое-то время молодой человек станет взрослым человеком. Однако эти превращения — не естественный рост в чистом виде, реальные Маугли остаются только зверенышами, сами по себе в человека дети не превращаются. Ребенок превращается в человека только при условии воспитывающего влияния человеческой культуры. Соответственно, это уже был не только рост, это уже было — развитие человека и личности.
Что же такое развитие?
В отличие от количественного роста, развитием называют качественные изменения. Если в процессе изменений человек становится в чем-то важном уже другим, с ним происходили качественные изменения, говорят о процессе развития личности. В практике, по жизни, источником этих качественных изменений обычно являются влияния извне: мальчик был невоспитанным, с ним позанимались — и мальчик стал другим — воспитанным. Девушка была необразованной, но пошла в школу, училась, и стала — девушкой образованной. Качественные изменения в нас не сваливаются с неба и не самозарождаются изнутри — это кем-то создаются. Кем-то, кто нами занимался — или нами самими, если мы мы стали менять себя. Это не самозарождение, это деятельность в отношении нас.
Соответственно, можно дать другой, более практичный критерий отличия роста от развития:
~C~Рост происходит изнутри, из себя, развитие же — результат специального влияния извне.
Соответственно, личностный рост — это увеличение потенциала личности из-за внутренней динамики ядра личности и его взаимодействия с окружением. Можно сказать и так: это преимущественно количественные изменения, понимаемые как происходящие изнутри. В отличие от это этого развитие личности производится кем-то — самим человеком, его близкими или обществом. Если влияние извне на человека оказалось результативным, привело к качественным изменениям — развитие личности состоялось.
Мама меня кормила, а я ел и рос. Я прибавлял в весе не потому что я себя укрупнял или меня укрупняла мама, я рос, потому что при наличии еды в моем возрасте мой организм растет сам. Это — рост. Или: учитель приучил меня учиться самостоятельно и с желанием. Учился я, но сделал меня любящим учиться — учитель. Это — развитие.
С точки зрения практики, самое важное отличие между «личностным ростом» и «развитием личности» — в психологическом арсенале возможных средств влияния на происходящие процессы. Что в нашем арсенале, если мы хотим помочь личностному росту человека? — Только три вещи: вера в человека, создание свободной поддерживающей среды и — психотерапия. Немного. Что же в арсенале специалиста-психолога, занимающегося развитием личности воспитанника, клиента, участника тренинга? Тут арсенал существенно богаче: сотрудничество в его саморазвитии, учеба, тренировка, передача знаний, предъявление образцов, отработка умений и навыков. А также — награды и наказания, внушение и заражение, вовлечение и другие позитивные манипуляции, все разновидности позитивного и другого подкрепления, в целом все разновидности классического и оперантного обусловливания.
В таблице различия «личностного роста» и «развития личности» можно увидеть более наглядно.
Источник изнутри — естественное развитие. (Мальчик возмужал в Мужчину)
Источник снаружи (Учитель приучил меня учиться самостоятельно и с желанием)
От воли самого человека и от внешнего окружения зависит мало. Внешнее окружение создает только условия.
Зависит и от воли самого человека, и от усилий окружающих.
Происходят количественные изменения — увеличение потенциала личности.
Качественные изменения хорошего к лучшему. Например, полная смена способа действия.
Меняются способности решать те или иные ситуативные задачи, но не меняющие его личностную идентичность. Сохраняется ведущие ценности и личностные роли.
Меняется личностная идентичность. После изменений человек осознает себя другим и ведет себя по-другому.
Горизонтальные изменения в личности.
И горизонтальные, и вертикальные изменения.
Переживается комфортно.
Переживается по-разному, иногда с восхищением, нередко проблемно. Как правило, это выход за рамки привычного комфортного состояния.
~C~Личностный рост | ~C~Развитие личности | |
Личностному росту можно только способствовать, но его направлением нельзя управлять. Может быть только поддержка, саморазвитие, создание условий. Из семечка клена может вырасти только клен, дуб не вырастет. | colspan=»2″ | Может происходить управление (как со стороны, так и изнутри) развитием. Могут задаваться направления развития (куда именно развиваться). Например: обучение, воспитание, личностное самосовершенствование. |
Арсенал психологического влияния на процесс личностного роста: вера в человека, создание свободной поддерживающей среды и психотерапия. | colspan=»2″ | Арсенал психологического влияния на процесс развития личности: сотрудничество в его саморазвитии, учеба, тренировка, передача знаний, предъявление образцов, отработка умений и навыков. А также — награды и наказания, внушение и заражение, вовлечение и другие позитивные манипуляции, все разновидности позитивного и другого подкрепления, в целом все разновидности классического и оперантного обусловливания. |
Понятно, что рост и развитие — взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Рост — естественная база развития. Развивать можно только то, для чего уже есть естественная база. Если молодой человек по уровню деловой ответственности еще только Исполнитель, не дорос даже до уровня Специалиста, то развивать в нем Руководителя — бесполезно. Он еще — маленький. Скорость развития всегда ограничена необходимостью дорастания человека до того, что он приобрел в процессе учебы на тренинге. Новые личностные роли должны прорастать в душе, прирастать к душе, только тогда они становятся не внешними масками, а новой гранью личности. Только «развивать», не глядя на рост, постоянно нельзя: развитие должно поддерживаться естественным ростом. Учеба должна чередоваться жизнью, чтобы новые знания обогащались реальным опытом, практикой.
www.all-tests.ru
Самосовершенствование – улучшение собственных навыков и качеств, как внутренних, так и внешних, а также непрерывное обучение, совершаемое человеком сознательно на регулярной основе вплоть до достижения совершенства во всём, при этом, поскольку совершенство не может быть достигнуто в принципе, самосовершенствование есть процесс непрерывный, обычно, длящийся всю жизнь. Синонимом термина «самосовершенствование» является термин «саморазвитие».
Развитие личности – одно из направлений самосовершенствования, которое подразумевает развитие личностных качеств, таких как уверенность в себе, самодисциплина, сила воли, целеустремлённость, смелость, решительность и других качеств личности. Личностный рост, равно как и самосовершенствование, является основой для достижения успеха в любой области жизни, это то, как психология человека влияет на окружающий его мир, на его отношения с другими людьми и обстоятельства его жизни.
Достижение успеха – у каждого из нас есть своё собственное представление об успехе, но, в подавляющем большинстве случаев успех можно рассматривать как реализацию человеком своих способностей, возможность заниматься тем, что ему действительно нравится, социальное благополучие и защищённость. Благополучие в семье, комфортный и просторный дом, хорошая, высокооплачиваемая работа, свободное творчество и полноценный отдых, вот что есть успех для большинства из нас и вот к чему мы все так стремимся.
Прошу обратить внимание, что в рамках данного сайта мы будем рассматривать самосовершенствование как гармоничное развитие трёх взаимосвязанных аспектов человеческого бытия: духовное развитие, развитие тела и развитие ума. Важно понимать, что все три аспекта, а именно тело, разум и душа, жёстко взаимосвязаны, и развитие или подавление одного из них способствует развитию или подавлению двух других. Гармоничное развитие всех трёх аспектов является основой благополучия и счастья человека.
Духовное развитие затрагивает вопросы морали и этики, это наше мировоззрение, в том числе всё то, как мы относимся к самим себе, окружающим нас людям и миру в целом.
Развитие тела предполагает совершенствование характеристик и свойств нашего физического тела, нашей внешности, нашего здоровья, ловкости, силы и выносливости.
Развитие ума включает в себя развитие наших когнитивных способностей: памяти, внимания, скорости, качества и эффективности наших мыслительных процессов.
На страницах сайта metodorf.ru вы найдёте информацию о достижении целей, в том числе о постановке целей, составлении плана и его реализации. Будут затронуты такие вопросы развития личности как управление эмоциями, снятие стресса и выход из депрессии, развитие уверенности в себе и решительности, управление временем и эффективное обучение. Не будут обделены вниманием эзотерические практики, способствующие самосовершенствованию и достижению успеха. В частности, мы коснемся таких вопросов как сила мысли, закон притяжения, медитация, визуализация желаний, а также многих других тем, которые не только вызовут интерес, но и окажутся очень полезными для создания полноценной жизни. Надеюсь, этот сайт поможет вам на вашем пути к успеху, к вашему новому завтра!
Дополнительные разделы:
© Олег Акванmetodorf.ru
metodorf.ru
Среди людей устремлены к развитию единицы, все остальные члены общества потребления заняты потреблением и развлечениями. Однако всегда были те, которые верили, что в жизни есть какая-то цель, какой-то высокий смысл и достойная задача, и были готовы себя развивать, превращая себя из организма - в личность. Однако мало направить себя к развитию, не менее важно определиться с его направлением.
Путь развития - не один, путей роста и развития личности - много. Куда расти? В какую сторону себя развивать? Один из первых выборов - это выбор между внутренней гармонией и служением чему-то внешнему. Личность, выстроенная под гармонию как внутреннюю, так и внешнюю. - гармонически развитая личность. Можно сказать, что здесь личность, ее гармоничное существование является самоцелью и самоценностью. Другой вариант - личность, выполняющая свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей, обществом или хотя бы бизнесом, в религиозно-ориентированном подходе - перед Богом). Здесь личность - скорее инструмент и средство, здесь личность выстраивается иерархически, руководствуясь не ощущением внутренней гармонии, а качеством служения внешней цели.
Что вовсе не исключает случаев, когда путь служения для кого-то является полностью внутренне гармоничным. Это может быть, этого может и не быть, просто в служении это - не важно. Иерархически развитая личность выстраивается не под свое удобство, а к достижению той или иной цели..
Что может быть такой внешней целью? Для христианина и иудея целью является уподобление божественной чистоте, образу и подобию Божьему, и вершиной развития личности здесь является святость.
В советской культуре достойной целью считалось всестороннее и гармоничное развитие личности. В этой модели имелось в виду развитие всех способностей личности, развитие тела и духа, нравственности и практичности, знаний и умений, технического и гуманитарного мышления, способности как к физическому труду, так и к интеллектуальному поиску. Под гармоничностью имелась в виду не субъективное переживание собственной гармоничности и тем более не просто ощущение внутреннего благополучия, а объективная сбалансированность всех развитых способностей. По замыслу, это должно было быть объединение гармонической и иерархической структуры. Путь к этому - самосовершенствование.
Психологическое сообщество активно продвигает ценности самоактуализации, однако нечеткость границ этого понятия и отсутствие технологий движения по этому пути (думается, что двухгодичная психотерапия подобной технологией признана быть не может) мешает широкому распространению этого пути роста и развития личности. Нужно учесть и то обстоятельство, что часто за стремлением к самоактуализации и увлечением личностным ростом часто стоит элементарная неустроенность личной жизни, неумение адаптироваться к жизненным требованиям. Многие девушки увлечены тренингами личностного роста, однако найдя любовь и счастливо выйдя замуж, начинают больше увлекаться кулинарией, а не тренингами. Зачем?
Сегодня в России по факту отсутствует цель развития личности, поддерживаемая государством или значительной частью общества. Семья со своей воспитательной ролью не справляется, школа самоустранилась, и сегодня на роль воспитателя личности неожиданным образом стал претендовать бизнес. Действительно, большая часть программ, направленных на рост и развитие личности, задаются требованиями бизнеса. Для успешных продаж и эффективных переговоров сотрудникам необходимо выработать умение точно чувствовать состояние собеседника, понимать его мотивы, учитывать его цели и грамотно договариваться, используя и логику, и эмоции. Обучая лидеров и руководителей, у перспективных молодых людей воспитывают проактивность, привычку к позитивному мировосприятию, позицию сотрудничества и навык личной ответственности, Эти навыки универсального плана, они востребованы не только в бизнесе, но исключительно важны и в личной жизни каждого человека, но обучает этому бизнес, потому что это нужно для дела. Сотрудники проходят курсы повышения квалификации, тренинги, коучинг и другие варианты учебно-образовательной деятельности не потому, что это нужно человеку для его внутренней гармонии, а потому что этого требует эффективный бизнес. Бизнесу требуются качественные люди - бизнес не находит в России таких людей - бизнес начинает заниматься воспитанием качественных людей.
Возможно, стоит задуматься и над вопросом: а как далеко нужно идти по пути личностного самосовершенствования? Люди, стремящиеся к личной гармонии, решают его более чем произвольно: кто-то (чаще мужчины) готовы идти до самых вершин, другие (чаще женщины) занимаются своей гармонией постолько-поскольку, излишне себя не перенапрягая. Если же человек рассматривает рост и развитие своей личности как способ и средство для достижения той или иной внешней цели, то бизнес-подход может дать здесь полезные подсказки. Если смотреть на личность как на инструмент, а не как на самоценность, то достижение вершин развития личности - задача спорная. Ножи у хозяйки должны быть заточены достаточно, а не идеально. Чрезмерная увлеченность развитием своей личности нередко делает человека социально менее привлекательным. Надо ехать на дачу, помогать родителям - а у него очередной тренинг по самоусовершенствованию...
Возможно, увлечение задачами личностного роста и развития иногда оказывается только элементом моды, отвлекающим от более важных жизненных потребностей. Кажется спорным стремиться совсем ввысь, когда не решены элементарные задачи. Не следует торопиться на стадион тому, кто не вполне здоров, и не уместно ставить задачи просветления тому, кто нуждается в помощи психотерапевта. Если человек не владеет элементарной психологической культурой, ему надо заняться ликбезом, а не высокими духовными поисками. Наверное, путь к большому развитию стоит начинать с задач более простых. Более приземленные, и, возможно более житейски понятные задачи роста и развития личности - это путь делового успеха и путь гармонии с близкими. Путь гармонии с близкими - в большей степени женская ценность, в то время как деловые проекты и деловая успешность, как ценности, ближе мужскому гендеру. Хорошо и разумно, если мужчина стал сильным руководителем, любящим мужем и заботливым отцом, а женщина - радостью для мужа и мудрой матерью для детей. Все ли это умеют? Если нет, то этим и следует заняться.
Научить себя базовым психологическим навыкам, дающим вам пропуск в большую и достойную жизнь - достойная задача.
В мире очень много ищущих людей, которые строят и себя, и жизнь вокруг, пытаясь построить лучшее будущее. Что построено уже на самом деле, где и как живут эти люди? См.→
www.psychologos.ru