Скорочтение для детей: можно ли научить малыша читать быстро? Скорочтение в домашних условиях для детей


упражнения, методики, как научить ребенка быстро читать

Педагоги младшей и средней школы давно обнаружили взаимосвязь между скоростью чтения и успеваемостью учащихся. Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится. По этой причине родители стремятся научить ребенка скорочтению до начала обучения в школе или в начальных класса. Какие существует упражнения для детей по быстрочтению, как их проводить и с чего начать заниматься, будем обсуждать в нашей статье.

Что такое

Скорочтение — это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом не понимать, что он прочитал, то скорочтение не окажет вам помощь в учебе, а даже наоборот.

Под скорочтением в правильном смысле принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения при этом должны быть не менее 120-150 слов в минуту. В более старшем возрасте составляет до 200 лексических единиц.

Обучиться скорочтению может любой ребенок. Но, по мнению психологов и педагогов, оптимальным возрастом является период с 10 до 12 лет. Хотя положительный опыт применения методики есть у детей 7 лет, и даже 6 лет.

Девочка читает

Проблемы

Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями. У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память).

  1. Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
  2. Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
  3. Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна. Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
  4. Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.

Мальчик и девочка читают

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке.

Упражнения

Самыми эффективными считаются те упражнения, которые устраняют причину низкого темпа чтения и тренируют скорость визуального восприятия информации. Рассмотрим некоторые из них.

На расширение поля зрения

Упражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе уроков по динамическому чтению. Дети в 7 и 8 лет читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. Похвастать таким навыком могут далеко не все взрослые, а дети, спустя 1-2 месяца тренировок, делают это легко. Используйте следующие методы работы.

Таблицы Шульте

Это числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.

Таблица Шульте 1

Таблица Шульте 2

Таблица Шульте 3

Таблица Шульте 4

Красно-черные таблица Горбова-Шульте

Словесные пирамиды

Аналог клиновидных таблиц. Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

В качестве варианта предлагаются таблицы с целыми словам по бокам пирамиды или слоги, соединяя которые, ребенок получает смысловая лексема.

Словесные пирамиды 1

Словесные пирамиды 2

Словесные пирамиды 3

Словесные пирамиды 4

Словесные пирамиды 5

На борьбу с регрессией глаз

Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки.

  • Отрезаем полстрочки

Действовать нужно следующим образом:

  • Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца.
  • Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку.
  • Продолжает чтение, двигая закладку по странице.
  • Возврат глаз на верхний текст невозможен — он спрятан. Закономерность движения только вперед вырабатывается автоматически.

Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться.

Девочка читает

На подавление артикуляции

Проговаривание слов даже губами, бесшумно мешает увеличению скорости чтения. Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.

  • Читаем под музыку

Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию. Важно, регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника.

Или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.

Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой.

  • Барабанная дробь

Отстукивать ритм может учитель или сам ученик. Барабаньте без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию.

Важно! Этот тренировочный блок выполнять школьникам младших классов сложно. Упражнения мешают восприятию информации, поэтому контролировать смысловое восприятие прочитанного нужно регулярно.

Карандаш в зубах

Упражнения на внимание

Корректировка уровня внимания необходима для усовершенствования способности быстро воспринимать текст, видеть знакомые слова, проскальзывая по ним взглядом. Проводите следующий комплекс упражнений:

  • Составляем слова

Напишите длинное слово на листе бумаги. Например, предпринимательство. Из него составляется лексемы из одного — двух слогов: мир, лес, стол и другие.

  • Найди отличия

Запишите пары слов: пар-бар, вол-кол, тропа-укроп. Ребенок объясняет, чем они похожи, чем отличаются.

Вопросики с подвохом тренируют внимание. Например, сколько яблок вырастет на березе, если их в саду 8, а на каждой в прошлом периоде выросло по 10 фруктов.

Придумывать хитрые загадки можно самим, вместе с ребенком.

  • Работа обоих полушарий

Пробуйте читать левым и правым глазом сразу. Этот метод используется как разминка вначале урока, в качестве домашнего задания.

Выучите несколько стихотворения с ребенком. Наберите заученные строчки на ПК, но поменяйте слова местами, распечатайте. Задача школьника состоит в том, чтобы расставить их правильно.

  • Отмечаем главное

Читайте небольшой тест. Отмечайте карандашом главные мысли, основные тезисы.

  • Называем цвета

Увлекательное задание. Используйте такое поле:

Называть нужно не слова, а цвет и оттенок, которыми они напечатаны.

Разноцветный текст

Упражнения на развитие памяти

Для тренировки памяти подойдут такие задания:

  • Визуальный диктант

Возьмите небольшой текст, из 5-8 предложений. Школьник читает. Затем закройте все предложения, кроме первого. Пусть ребенок запомнит его. Дайте на это 10 секунд. Уберите текст. Ученик должен записать предложение по памяти. Переработайте весь текст таким образом.

Диктант

Элементарное восстановление пропусков в словах. Сначала будет пропущена одна буква в некоторых словах, потом можно давать текст с недостатком слогов, даже слов.

Текст с пропущенными окончаниями

  • Восстановление цепочки

Учитель, родитель читают группу слов. Они могут быть связаны друг с другом семантически или лексически. Например, автобус- водитель- гараж- бензин-ремонт-слесарь- автошкола. Число слов зависит от способностей юного ученика и его возраста.

Ребенок повторяет слова после прослушивания. Важно сохранить порядок следования цепочки. Увеличивайте количество слов постепенно, доведите сложность до 20 единиц, желательно не связанных по смыслу.

  • Выработка стратегии быстрого чтения

Есть несколько вариантов. Выбирайте любой, который подходит и понятен Вам, ребенку. Методы можно использовать изолированно и комплексно, чередуя упражнения на одном уроке или через занятие:

  • Метод принудительного ускорения

Нужно работать в паре. Помогать отстающим ученикам могут более успешные. Ведущий читатель быстро проговаривает текст, водит пальцем или указкой по странице. Наблюдающий следит, подстраивается под темп. На следующем уроке чтение проходит в бесшумном режиме. Нужно только следить за движениями указкой или пальца. При этом скорость должна быть на хорошем уровне.

  • Метод фиксации

Ребенок читает текст по частям с метрономом. Нужно обвести овалом начало, средину и конец строчки. Таким образом, несколько предложений поделены на три равные части. Под каждый такт метронома ученик схватывает отдельную часть взглядом, вслух читать нельзя. Занятие по метод проводите ежедневно 3-4 недели.

  • Метод скольжения

Способ похож на диагональное чтение. Карандашом обведите несколько первых слов каждого предложения, включите метроном. На первых ударах ученик читает обведенные слова, на втором — остальные. Скорость скольжения постепенно увеличивается.

Важно! На первых порах требовать понимания нельзя. Важно отработать навык восприятия текста фрагментарно. Осознание прочитанного придет позже.

Дети читают

Советы родителям

Методика профессионального обучения детей скорочтению, а также полная система обучения в домашних условиях представлена в книгах. Возьмите себе на заметку несколько пособий из перечисленных ниже:

  1. Г. Абдулова. «Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше».
  2. Ш. Ахмадуллин «Скорочтение для детей».
  3. Ш.Ахмадуллин. «Обучение детей скорочтению».

Авторские материала подходят для организации индивидуальных занятий с родителями и в группах. Разработчики методик утверждают, что результат появится быстро: от 10 дней до месяца, если посвящать тренировкам 1 час в день. Книги по скорочтению для детей можно скачать бесплатно в интернете или заказать их бумажный вариант.

Книги по скорочтению

Среди эффективных рекомендаций по проведению занятий можно выделить следующие:

  • Не тратьте время на чтение большого текста, лучше обработать пару маленьких отрывков в хорошем темпе.
  • Делайте перерывы между занятиями, если они короткие.  Например, для первоклассников выбирайте такую схему: читать 3 раза в день по 7-10 минут, через каждые 2-3 часа.
  • Начинайте с простых тестов.
  • Перед началом обучения скорочтению автоматизируйте звуки, восприятие слогов. Можно воспользоваться слоговой таблицей. Ее читают по вертикали, горизонтали, диагонали. Скачайте в интернете понравившийся вариант или воспользуйтесь этим.
  • Как разминку используйте артикуляционную гимнастику на каждом уроке.
  • Для первоклассников или дошколят пользуйтесь яркой литературой, с картинками, красочными иллюстрациями, чтобы развить интерес к урокам.
  • Автоматизируйте чтение частотных слов. Для этого подходят карточки Домана-Маниченко. Их можно использовать с младенческого возраста. Метод основан на фотопамяти.
  • Вместо строгих систем работы используйте игры, хоровое чтение, обработку текста в парах.
  • Контролируйте технику чтения регулярно, записывайте в дневник.
  • Ведите тетрадь успехов. Хвалите малыша за малейший успех, чтобы не отбить желание заниматься.
  • Занимайтесь чтением вместе, покажите положительный пример.
  • Предоставить ребенку время читать самостоятельно, без вашего контроля. Это повысит ответственность, самооценку.

Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.

Научить малыша читать быстро кажется сложно только на первый взгляд. Успеха можно добиться даже в домашних условиях, если использовать специализированную методическую литературу, не отступать при появлении сложностей, отсутствии заметного прогресса. Через пару месяцев упорного труда вы точно заметите результат своей работы.

orechi.ru

Как научить ребенка быстро читать

Как научить ребенка быстро читать

Вопрос о том, как научить ребенка быстро читать, волнует многих родителей. Но в данном деле главное не только скорость. Очень важно, чтобы выбранный текст был понятен читающему, он смог уловить его суть и пересказать содержание. Только в таком случае можно говорить о том, что скорочтение для детей даст нужный эффект.

Попробуем разобраться, как научиться дошколятам и ученикам школ такому способу читать. В дальнейшем, эффективность метода скорочтения обязательно проявит себя и поможет даже взрослому человеку усваивать большое количество информации из быстро прочитанного материала.

Скорочтение для детей: как научить ребенка быстро читать

При поступлении в первый класс даже самой обычной школы, детям обычно дают прочитывать небольшой отрывок из книги. Учителя начальных классов и психологи так могут определять уровень подготовленности ребенка к образовательному процессу по критерию развития навыков чтения.

Через некоторое время в классах проводится тест на технику чтения, где выявляется количество прочитанных слов за одну минуту. В данном случае, это отчасти и есть проверка скорочтения. Однако не вся суть его состоит в количественном показателе.

Улавливать главную мысль только что прочитанного, возможность рассказать текст своими словами – это жирный плюс в правильном скорочтении. Простой подсчет слов, проговоренных в минуту в образовательных учреждениях делается с целью проверки артикуляции учеников.

Важно! Перед началом обучения малыша быстрому чтению необходимо убедиться, что он готов принимать новую информацию с удовольствием. В противном случае, эффективность может быть сведена к нулевому показателю.

Начинать учиться бегло читать нужно в том случае, если ребенок уже умеет делать это медленно, предварительно освоив складывание букв в слоги и слова. А также, после этого родители должны убедиться, что кроха понимает смысл книги или отрывка из нее.

На основе медленного проговаривания слов из текста спокойно можно начинать применять методику скорочтения для детей.

По своей сути умение читать быстро – это навык, схожий с управлением велосипеда. Если научиться этому единожды, то по прошествии определенного времени его невозможно потерять. Все дело в нейронных связях в организме человека.

Когда ребенок и взрослый обучаются чему-либо новому, то в головном мозге протекают определенные реакции. Их итог – это образование нейронных связей. Чем их больше, тем лучше идет усвоение новой информации. А в реалиях современности — это необходимость.

Так, в течение последних 20 лет количество информации увеличилось более, чем в 20000 раз. Данный факт явно говорит о том, что человеку нужно развивать навыки быстрого запоминания информации, в том числе и из прочитанного текстового материала. Способы обучения скорочтению помогают дошколятам и школьникам обрабатывать большое количество информационных потоков.

Многие тренировки нацелены на:

  • концентрацию внимания;
  • развитие бокового зрения, а также, «нижнего» и «верхнего»;
  • улучшение способности видеть фразы целиком из текста, а не отдельные слова;
  • глубокое понимание прочитанного материала, способность пересказать его своими словами без потери важных фактов и общего смысла.

На первый взгляд, многие задания по развитию навыка скорочтения могут показаться странными и слишком простыми. Однако они несут в себе огромный смысл. Ребенок даже не подозревает, что, проделывая специальные упражнения, получает грандиозный вклад в развитие своей личности в целом.

Все методы условно можно подразделить на те, что подходят для школьников и малышей, которые только собираются в первый класс.

Методика скорочтения для дошкольников

Многие родители стремятся научить детей еще до школы хорошо и быстро читать. Это не является плохой или неверной тенденцией. Современный мир устроен сейчас так, что лучше раньше научиться определенным навыкам, чтобы в дальнейшем усвоение полученной информации происходило быстрее и эффективнее.

Однако существует несколько причин, которые препятствуют ребенку обучится скорочтению:

  • низкое внимание, прогрессированию которого способствует активное использование гаджетов (телефоны, ноутбуки, планшеты и т.п.), в том числе частое посещение сети Интернет. Все это в совокупности дает единый отвлекающий фактор, способствующий снижению концентрации на объектах;
  • проговаривание текста «про себя», когда и дети, и взрослые пытаются прочитанный слова или фразы повторить своим внутренним голосом. Тем самым, идет процесс затормаживания чтения, который по скорости не превышает показатель обычной разговорной речи;
  • малое поле зрения, которое не позволяет читающему видеть целиком фразы, строки и улавливать их суть. Получается, что человек прочитывает только слово за словом;
  • регрессия при чтении, когда происходит возврат к уже прочитанному тексту. Таким образом, скорость снижается в несколько раз;
  • отсутствие стратегии чтения. Это означает, что ребенок должен четко понимать для чего ему необходим материал. Так, художественная литература в основном призвана быть источником удовольствия во время нахождения за книгой. А многие научные тексты из учебников необходимы для глубокого усвоения информации для ее дальнейшего применения (экзамены, контрольные и т.д.).

С этими сдерживающими факторами можно бороться с помощью различных техник и тренажеров. Чем раньше будут предприняты меры для этого, тем быстрее ребенок освоит быстрое чтение.

Правила скорочтения для детей дошкольного возраста сводится к следующему:

  • если малыш еще не готов принимать ни в каком виде упражнения, то не стоит заставлять делать это насильно. Так может пропасть интерес и появиться желание всеми силами избегать занятий;
  • главное – это получение осмысления текста. Не стоит использовать литературу, которая не подходит по возрасту ребенка. Если в тексте встречаются неизвестные ему слова, их нужно обязательно объяснять крохе, выделять на страницах книги, делать пометки для лучшего усвоения информации;
  • визуализация текста очень важна. Ребенок в раннем возрасте лучше понимает картинки, нежели буквенные символы.

О том, как научить ребенка читать быстро и правильно в возрасте 6-7 лет, расскажут следующие упражнения:

  1. «Складывание из слогов». Для этого понадобятся несколько распечатанных слов на листах бумаги, которые разрезаны по слогам. Дошкольник должен из перемешанных частей сложит целые слова. В самом начале занятий лучше брать простые двусложные, а затем более длинные. Такое упражнение для детей поможет крохе воспринимать зрительную информацию и учиться новым словам.
  2. «Угадывание слова». Так, ребенку нужно предложить первый слог, а малыш должен продолжить его всевозможными вариациями. Например, слог «РА» возможно удлинить так: Ракета, Рама, Растение и т.д. Подобным образом развивается воображение. А если в игре участвуют несколько ребят, то непременно в коллективе начинает появляться дух соперничества (кто больше назовет слов).

Для дошкольников не нужно выбирать слишком сложные упражнения. Пусть на занятиях присутствует побольше картинок для визуализации информации. Таким образом, можно научиться корректно воспринимать прочитанный текст и понимать то, о чем он написан.

Упражнения скорочтения для младших школьников

Как научить первоклассника быстро читать, если в дошкольном возрасте еще ни разу не был применен способ скорочтения и реально ли сделать это? Вполне! В возрасте 7-8 лет только формируются навыки быстрого чтения. Основное правило – это полное понимание первоклассником и иным учеником младшего класса всего прочитанного.

Методика скорочтения для детей младшего школьного возраста сводится к таким упражнениям:

  1. Поиск цифр, которые написаны разным шрифтом и размером. Так, в небольшом поле могут быть отпечатаны числа от 1 до 100. При этом каждое из них не похоже друг на друга. Первоклашке или второкласснику необходимо находить цифры по порядку. Это помогает школьникам воспринимать текст при чтении в разных источниках, напечатанный разным способом (шрифтом, размером). И чтобы такой факт не повлиял на скорость прочтения.
  2. Решение простых примеров на сложение и вычитание в уме. Так, например, ребенку предлагается вычислить: 5+1, 6-4, 7-6 и т.д. как можно быстрее. Не нужно записывать ответы. Весь процесс должен проходить только в уме.
  3. Рисование двумя руками различных фигур, чтобы освоить навык для формирования новых нейронных цепочек, позволяющих в дальнейшем усваивать информацию при чтении качественнее и быстрее.

Внимание! Существуют специальные курсы скорочтения для подростков. Упражнения проводятся мастерами, которые являются профессионалами в этом деле. Конечно, можно попробовать самостоятельно выполнять задания, но нет точной гарантии, что человек упражнения делает правильно. В противном случае, можно не дождаться должного эффекта!

Как научить школьника быстро и легко читать в домашних условиях

Если все-таки принято решение обучаться в домашних условиях, а не в специализированных кружках, то предварительно стоит прочесть книги по скорочтению для детей. Лучше выбирать те издания, которые рекомендованы Министерством образования и заслужили доверие (покупаются чаще всего). Домашние уроки не стоит начинать со сложных приемов, стоит учитывать возрастную группу ребенка.

Чтобы легко научить ребенка скорочтению дома, нужно понять, что он должен в итоге курса занятий:

  • увеличить поле зрения, чтобы читать фразы, строки целиком;
  • научиться понимать прочитанное на 100 % и суметь пересказать текст;
  • продолжать постоянно заниматься развитием памяти.

Важно! Маленький современный человек может читать в несколько раз быстрее взрослого. И это не фантастика, а реальность.

Статьи по теме:

www.pamyatinet.ru

Как научить ребенка скорочтению: обзор методик

Добьется ли ребенок успеха в жизни, во многом зависит от того, насколько быстро он сможет усваивать и запоминать полученную информацию. Но для этого он должен научиться быстро читать... Как научить ребенка скорочтению? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Если на заре своего возникновения техники быстрого чтения были ориентированы исключительно на взрослых, то сегодня набирают популярность центры скорочтения для детей. Ведь любой новый навык проще осваивать в детстве, когда еще не накопились ошибки, тормозящие его освоение. Вы замечали, как при чтении ребенок непроизвольно запинается, переставляет буквы и слоги, «глотает» окончания? Такие ошибки резко снижают скорость чтения. Скорочтение позволяет не только устранить такие ошибки, но и увеличить скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет того, что устраняются «тормоза». Где же лучше всего обучать ребенка такому полезному навыку?

Центры и методики обучения скорочтению

Центры и школы обучения скорочтению есть во многих крупных городах. Признанными же центрами обучения скорочтению являются Москва, Санкт-Петербург и Уфа. В Санкт-Петербурге наиболее известны школа Натали Грейс и филиал школы Олега Андреева, в Москве – школа быстрого чтения Олега Андреева, с которой, собственно, и началось обучение скорочтению в коммерческих масштабах, а также школа рационального чтения.

Многие школы обучают скорочтению по авторским методикам, другие берут на вооружение уже хорошо известные приемы обучения скорочтению. Так, например, среди авторов методик можно назвать Шамиля Ахмадуллина. Ахмадуллин скорочтение развивал в Уфе, теперь его методика применяется и в Москве. Популярна и методика Олега Андреева. Вообще же школ, курсов и методик скорочтения множество, но большинство из них основывается на следующих приемах:

  1. Устранение остановок, возвратных движений глаз;
  2. Умении мгновенно выделять главную мысль текста и отсекать ненужную информацию;
  3. Просмотровое чтение;
  4. Расширение поля охвата зрения. В результате специальных тренингов человек учится охватывать взглядом от 2-3 слов до целой страницы.

Из методик можно отметить следующие:

  1. «Пристрельная». Учит пости мгновенно просматривать текст и находить в нем незнакомую, но важную информацию.
  2. Нахождение в тексте ключевых слов, или «чтение через слово». Здесь главное – найти основные тематические фразы, чтобы хорошо запомнить текст.
  3. Развитие зрительной памяти. Учит читать целыми словами и фразами.
  4. Фоточтение – просматривание текста с определенной скоростью.

Скорочтение для детей: упражнения

  1. Начать можно с чтения слов наоборот. Это тренирует внимание. Сначала предложите ребенку читать таким образом короткие слова, постепенно переходите к длинным и сложным словам.
  2. Чтение перевернутого текста: страница переворачивается вверх ногами. Задача ребенка – этот текст прочитать. Помогает сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.
  3. Поиск в тексте заданных слов. Задаются 1-3 слова, которые надо как можно быстрее найти в тексте. Сначала эти слова пишут, потом просто произносят. Отыскав их, ребенок должен их обвести в кружок или подчеркнуть.
  4. Игра в прятки. Взрослый начинает читать текст с любого места, называя только страницу, ребенок должен найти место, где читает взрослый и подстроиться под его чтение.

3 ноябрь 2016 08:00

Parents.ru

Фото: GettyImages

Светлана Любошиц

www.parents.ru

Скорочтение для детей - техника обучения быстрому чтению

BambinoStory
  • Женский клуб
    • Все
    • Беременность и роды
    • Женский взгляд
    • Образ жизни
    Лазерная косметология

    Лазерная косметология

    Диспепсия

    Диспепсия

    Сахарный диабет при беременности

    Сахарный диабет при беременности

    Укороченные женские брюки

    Укороченные женские брюки

    Как научиться ходить на каблуках

    Как научиться ходить на каблуках

    Фильмы о моде

    Фильмы о моде

    С чем носить водолазку

    С чем носить водолазку

    С чем носить ботфорты

    С чем носить ботфорты

    Удаление ВМС

    Удаление ВМС

  • Дети
    • Все
    • Афиша детских мероприятий
    • Детская мода
    • Детская психология и развитие
    • Детское здоровье
    • Образование
    Детский суицид

    Детский суицид

    Почему ребенок не слушается

    Почему ребенок не слушается

    Первая обувь для малыша

    Первая обувь для малыша

    Врожденные пороки развития

    Врожденные пороки развития

    Вред гаджетов

    Вред гаджетов

    Как приучить ребенка читать

    Как приучить ребенка читать

    Чем занять детей дома

    Чем занять детей дома

    Образование в Канаде

    Образование в Канаде

    В школу с 6 лет

    В школу с 6 лет

  • Домашний очаг
    • Все
    • Домашние любимцы
    • Интерьер
    • Рецепты
    Как приучить котенка к лотку

    Как приучить котенка к лотку

    Чехлы на мебель

    Чехлы на мебель

    Рецепт мусаки

    Рецепт мусаки

    Венецианский стиль в интерьере

    Венецианский стиль в интерьере

    Типы ванн

    Типы ванн

    Зеркала в интерьере

    Зеркала в интерьере

    Питание щенков

    Питание щенков

    Дизайн маленькой гостиной

    Дизайн маленькой гостиной

    Комната для новорожденного

    Комната для новорожденного

  • Полезные советы Путешествия – лучший способ избавиться от стресса

    Путешествия – лучший способ избавиться от стресса

    Как убрать зубной камень

    Как убрать зубной камень

    Как сделать предложение девушке

    Как сделать предложение девушке

    Метеозависимость

    Метеозависимость

    Выбор входной двери

    Выбор входной двери

    Ароматизация помещения

    Ароматизация помещения

    Альтернатива кредиту

    Альтернатива кредиту

    Как скрыть коммуникации

    Как скрыть коммуникации

    Правильный отдых

    Правильный отдых

No Result

View All Result

  • Женский клуб
    • Все
    • Беременность и роды
    • Женский взгляд
    • Образ жизни
    Лазерная косметология

    Лазерная косметология

    Диспепсия

    Диспепсия

    Сахарный диабет при беременности

    Сахарный диабет при беременности

    Укороченные женские брюки

    Укороченные женские брюки

    Как научиться ходить на каблуках

    Как научиться ходить на каблуках

    Фильмы о моде

    Фильмы о моде

    С чем носить водолазку

    С чем носить водолазку

    С чем носить ботфорты

    С чем носить ботфорты

    Удаление ВМС

    Удаление ВМС

  • Дети
    • Все
    • Афиша детских мероприятий
    • Детская мода
    • Детская психология и развитие
    • Детское здоровье
    • Образование
    Детский суицид

    Детский суицид

    Почему ребенок не слушается

    Почему ребенок не слушается

    Первая обувь для малыша

    Первая обувь для малыша

    Врожденные пороки развития

    Врожденные пороки развития

    Вред гаджетов

    Вред гаджетов

    Как приучить ребенка читать

    Как приучить ребенка читать

    Чем занять детей дома

    Чем занять детей дома

    Образование в Канаде

    Образование в Канаде

    В школу с 6 лет

    В школу с 6 лет

  • Домашний очаг
    • Все
    • Домашние любимцы
    • Интерьер
    • Рецепты
    Как приучить котенка к лотку

    Как приучить котенка к лотку

    Чехлы на мебель

    Чехлы на мебель

    Рецепт мусаки

    Рецепт мусаки

    Венецианский стиль в интерьере

    Венецианский стиль в интерьере

    Типы ванн

    Типы ванн

    Зеркала в интерьере

    Зеркала в интерьере

    Питание щенков

    Питание щенков

    Дизайн маленькой гостиной

    Дизайн маленькой гостиной

    Комната для новорожденного

    Комната для новорожденного

bambinostory.com

Как научить ребенка скорочтению | mLUDI.ru

 

Если ваш ребенок медленно и плохо читает, недостаточно хорошо усваивает материал в школе, поможет исправить ситуацию скорочтение. Специальные упражнения для детей можно выполнять и дома, а игровая форма сделает занятия интересными и нескучными.

Если вам трудно придумать занятия самостоятельно или вы хотите опираться на уже готовые разработки, вы можете воспользоваться предложенными нами упражнениями. О них пойдет речь в статье.

Когда уже можно начинать обучать ребенка скорочтению?

Каждому родителю хочется начать заниматься поскорее, чтобы как можно быстрее появились первые результаты. Но эти уроки не терпят спешки. В домашних условиях скорочтение можно начинать практиковать после семи-восьми лет, когда юный ученик уже может воспринять прочитанный материал правильно.

Основа скорочтения стоит на четырех основополагающих принципах:

  • складывание строк и слов;
  • осознание и полное понимание прочитанного;
  • умение абстрагироваться от лишнего;
  • быстрое запоминание и понимание текста.

Для того чтобы все эти принципы могли друг с другом сочетаться, ваш ребенок должен уже уверенно читать. Именно поэтому ранее указанного выше возраста, будет просто бессмысленно пытаться учиться скорочтению. При этом не стоит подгонять своего ребенка под общие рамки, ведь дети разные, у них разные характеры, степень усидчивости. Один может в 5 сидеть и часами слушать сказки, которые читает мама и сам пытаться читать хотя бы по слогам, а другой будет в семь бежать от книги, как от огня и с трудом связывать слова в предложения. Учитывайте индивидуальные особенности ученика, чтобы эффекта от обучения было, как можно больше.

 

Ошибки и неправильности в обучении

Воодушевившись новой идеи, многие мамы и папы часто совершают самые элементарные ошибки. При том помните, сама техника скорочтения требует соблюдения четких условий и правил. Старайтесь их соблюдать, они простые, но очень важны:

  • Обыкновенно ребенок вначале запоминает внешний вид буквы, или ее название, а произношение только на третьем месте. Именно поэтому он может «знать», что это за буква, но при этом не может ее назвать вслух. Взять, к примеру, слово «папа». Если вы скажите, что «П» — это буква «ПЭ», то малыш так и будет ее воспринимать. Для ребенка слово «папа», будет читаться, как «пэа-пэа» и никак иначе. Учите сразу правильно произносить буквы и звуки, сочетать звуки вместе;
  • Следите, чтобы вовремя чтения малыш не проговаривал «про себя» каждую букву или слово и не шевелил губами, читая текст. Психологи и логопеды уверены в том, что это может морально задерживать осваивание чтения и развития. Дети часто «стопорятся» на месте, задерживаясь на одном слове или предложении, при этом забывая, что было прочитано ранее;
  • Скорочтение – это не техника быстрого чтения, когда человек, читает ради чтения, а не ради понимания смысла. Скорочтение учит не быстрому «проглатыванию» текста, а пониманию его, восприятию, осознанию;
  • Не заставляйте заниматься сверх насильно. Гораздо лучше, если малыш позанимается пять-десять минут с удовольствием, чем будет канючить над книжкой целый час.

Выбирая упражнения, старайтесь не менять выбранной тактики, так вы сможете усваивать быстрее и сможете легко наблюдать за успехами. Перейдем к рекомендуемым упражнениям.

Практические упражнения и тренировки

Задание под названием «Найди пару» часто используется педагогами для старта в обучении чтению и скорочтению. Для выполнения этого упражнения ваш ребенок уже должен знать все буквы и понимать, что такое слоги. Суть проста – перед ребенком разложите карточки (их сделать можно самим) с изображениями на них самых частых слогов. Объясняйте сыну или дочери простые правила — раскладывать карточки так, чтобы получалось какое-то короткое слово, например, ма-ма, ба-ба, па-па. По мере того, как малыш будет составлять короткие слова, усложняйте задание: добавляйте еще слоги, увеличивая количество карточек.

В задании важно, чтобы юный ученик ранее уже был знаком с вариантами слогов и слов, которые предлагает мама. Основной принцип состоит в том, чтобы ребенок вспомнил самостоятельно, где он мог видеть это сочетание.

Еще одно увлекательное задание «Минутка чтения» поможет вызвать в маленьком читателе интерес к дальнейшему процессу обучения. Просто выбирайте маленький отрывок из незнакомой ребенку книги, засекайте время и предлагайте прочитать отрывок в течение одной минуты. Когда время закончится, отметьте, до каких слов дочитал малыш. Затем снова повторите упражнение. Дайте почитать тот же отрывок, но сначала. Вы сами увидите, что второй и последующий разы старательный ученик будет читать уже больше.

Замечая успехи, обязательно подбодрите, отметьте факт того, что у малыша все получается. Можно даже поощрить ребенка чем-то вкусным.

(Просмотров: 115, из них 1 сегодня)

 

mludi.ru

Скорочтение в домашних условиях: стоящий онлайн-курс

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Во сколько раз можно повысить скорость чтения? В одном случае это может быть повышение в 2 раза, в другом – в 5-10 раз. Все зависит от следующих вещей:

  • Как часто будете заниматься, сколько сил вложите?
  • Какой способ изберете для чтения?

Cегодня обсудим, как освоить скорочтение в домашних условиях. Можно ли повысить скорость чтения дома, своими силами, не прибегая к участию в дорогостоящих семинарах?

Что выбрать?

Повышать скорость чтения лучше, безусловно, под руководством тренера, дабы избежать обидных ошибок. А как быть, если посещать семинары возможности нет, допустим, из-за нехватки времени? В этом случае также можно освоить скорочтение. Обучение дома можно сделать успешным используя современный вариант онлайн тренинга.

В современном мире на суд аудитории предлагаются самые разнообразные методики О.Андреева, А.Сподина, Е.Васильевой и многих других. Из всего этого обилия я советую обратить внимание на курс Татьяны Бадя, который называется  «Секреты скорочтения» .

Почему именно он? Отвечаю:

  • Легкость и простота изложения теоретической части;
  • Яркий позитивный настрой;
  • Индивидуальный подход к каждому, консультации в скайпе;
  • Хорошо выстроенная и обкатанная авторская методика с большим количеством интересных заданий, которые подходят как для взрослых, так и для детей;
  • Скромность автора и осторожность в прогнозах по части роста техники чтения (златых гор вам здесь обещать не будут, скажут более реальные цифры).

На сегодняшний день курс «Секреты скорочтения» пользуется государственной поддержкой, применяется при обучении сотрудников Министерства экономического развития РФ. За весь период работы курса здесь обучилось порядка 15 000 человек.

Содержание занятий

Печать

Вам  не нужно искать ответ на вопрос — «Как научиться приемам скорочтения?» Эту работу уже сделали профессиональные тренеры.

Основной курс состоит из 10 занятий по 15 минут. Каждый урок содержит теоретическую часть и практические упражнения. Занимающиеся знакомятся сразу с несколькими методами чтения, а затем выбирают для себя подходящий и развивают его.

Уделяется внимание таким понятиям, как:

  • Регрессия;
  • Артикуляция;
  • «Вода» в тексте, умение ее отжать;
  • Улучшение памяти и внимания;
  • Развитие образности мышления для повышения качества усвоения;
  • Анципация;
  • Расширение поля зрения;
  • Чтение по вертикали.

Особенности методики

На курсе Татьяны Бадя хорошо прорабатывается техника скорочтения, упражнения даются логичные и понятные, без мистических примесей. Тренинг проходит в живой, ускоренной форме, местами переходя в игру, что придает дополнительную привлекательность методике.

Качественный рост техники чтения достигается за счет:

  • Увеличения скорости сканирования;
  • Роста скорости восприятия (распознания) информации;
  • Улучшения качества запоминания.

Большое значение Т.Бадя придает рабочему месту, где проходит чтение: поза, освещение, расстояние до глаз, а также настройке монитора или…книги. Да-да. Оказывается, бумажную книгу тоже можно настроить, чтобы чтение приносило максимальную пользу.

Интересен сам подход к упражнениям. Например, для расширения поля зрения используются не стандартные таблицы Шульте, а несколько усложненные (цветные), причем одними таблицами тренировка поля зрения не ограничивается – есть и другие задания.

Вот такая методика. На мой взгляд, идеальный вариант для освоения упражнений по развитию  техники чтения в домашних условиях, подходящий для всей семьи. Подробней познакомится с автором и методикой можно [urlspan]здесь[/urlspan].

Если я вас не убедил, и вы по-прежнему решаете вопрос: как научиться скорочтению самостоятельно, не прибегая к онлайн-курсам, читайте статью  «Скорочтение упражнения».

Пробуйте, занимайтесь, достигайте вершин мастерства, обо всех удачах и неудачах рассказывайте в комментариях. Не забывайте подписаться на новости блога.

До скорого! Ваш Юрий Окунев.

my-day.pro

Скорочтение для детей: можно ли научить малыша читать быстро?

Когда-то школы скорочтения росли, как грибы после дождя. Сейчас бум поутих, и пришла пора разобраться, нужно ли ребенку умение быстро читать и как научить ребенка скорочтению.

Зачем учиться скорочтению?

Скорочтение тесно связано с развитием памяти. Хорошо читающие дети легко запоминают и пересказывают объемные тексты. Для школьника это очень ценное качество. Ведь если ребенок читает медленно, он просто не сумеет усвоить тот объем информации, который предлагает ему современная школа. Что подтверждают и наблюдения педагогов, которые обнаружили прямую зависимость между скоростью чтения и успеваемостью учеников.

Оптимальной считается чтение со скоростью разговорной речи – примерно 120-150 знаков в минуту. Только тогда ребенок будет полностью понимать все, что прочитал, значит, он будет легко усваивать информацию. Именно по этой причине учителя так ратуют за развитие скорочтения детей. Причем скорочтением считается чтение, скорость которого превышает указанные показатели.

Обучение скорочтению

Родители часто спрашивают: «Как научить ребенка скорочтению?» Прежде всего, надо понимать, что раньше 10-12 лет обучать ребенка скорочтению не следует. Ведь ученики 1-4 класса лучше запоминают информацию, которая передается со скоростью разговорной речи. Но некоторые упражнения, которые используются в процессе обучения скорочтению, будут полезны и для первоклассников.

Слова-половинки. Ребенок должен отгадать слово по отдельному его фрагменту. Напишите 5-10 слов крупными буквами на отдельных листах бумаги. Разрежьте карточки со словами в произвольном порядке и перемешайте их. Предложите ребенку сложить из этих половиной правильные слова.

На буксире. Выберите страницу связного текста из любой книги. Отметьте начало текста. Начните читать про себя, при этом пальцем отмечайте строчки, которые вы читаете. Ребенок должен читать вслух, следя за вашим пальцем. Так, волей-неволей, он будет вынужден подстроиться под скорость «буксира», то есть читающего взрослого.

Прыжок-остановка. С помощью этого упражнения ребенок учится ориентироваться в тексте. Ребенок сидит, положив руки на колени.  Взрослый командует: «Прыжок», и ребенок начинает читать текст. По команде «Стоп, остановка!» ребенок должен оторваться от книги, закрыть глаза. Через несколько секунд, когда вновь раздается команда «Прыжок!», ребенок должен открыть глаза и найти в книге место, на котором он остановился.

В 8-10 лет, чтобы освоить навыки скорочтения, рекомендуется бороться с так называемым неосознанным проговариванием. Здесь пригодится следующее упражнение: ребенок, как обычно, читает вслух, и, когда взрослый подает команду: «Губы!», прикладывает к губам указательный палец левой руки. После чего он переходит в режим чтения про себя, затем по команде взрослого: «Вслух!» ребенок убирает палец с губ и читает уже вслух.

Также 8-10-летнему ребенку можно предложить «расколдовать» предложения, в которых слова написаны в произвольном порядке, отчего теряется их смысл, например: «Каши Кате манной нашей дали». Школьник должен расставить слова в правильном порядке.

Для развития зрительной памяти предложите школьнику расставить в словах буквы. Напечатайте отрывок текста, пропустив в словах гласные. Предложите ребенку заполнить пропуски, отведя на это определенный промежуток времени – не более 5 минут на 2-3 предложения. Позже можно будет пропускать согласные, слоги и любые буквосочетания.  Это научит ребенка анализировать состав слова, соотносить первые и последние буквы слова.

Предложите школьнику стать учителем. Взрослый, зачитывая отрывок, намеренно ошибается в произношении одного или нескольких слов. Задача «учителя» - прервать чтение взрослого и исправить ошибки, произнеся слово правильно.

Интересным будет и написание зрительного диктанта. Напечатайте текст, в котором не больше 6 предложений. Накройте текст листом плотной бумаги, а затем откройте первое предложение и дайте ребенку 8 секунд, чтобы его прочитать и запомнить. Закройте текст и предложите школьнику написать предложение по памяти. Так же поступают и с остальными предложениями. Главное: текст надо повторить слово в слово!

27 октябрь 2016 10:00

Parents.ru

Фото: GettyImages

Светлана Любошиц

www.parents.ru