9 загадок, которые помогут развить нестандартное мышление у подростков. Как развить абстрактное мышление у подростка


Как развивать абстрактное мышление. На ты с аутизмом

Как развивать абстрактное мышление

Для достижения более высоких уровней мышления первым делом нужно выяснить, освоены ли все шесть базовых стадий развития. Можно помочь ребенку закрепить эти базовые уровни, ведя с ним долгие и интересные беседы, которые будут побуждать его мыслить одновременно творчески и логически. Если ребенок теряет нить, помогайте ему связывать идеи, делая вид, что вы его не понимаете. Многопричинное, трехстороннее и нюансированное мышление, а также навыки логической оценки собственных чувств и действий можно вырабатывать в процессе долгих разговоров о семейных делах, отношениях, школе и друзьях, а также в ходе ролевых игр.

В разговорах с ребенком, который обладает навыками механического запоминания, но еще не очень способен к абстрактному мышлению, нужно делать акцент на творческое мышление и мнения, а не на факты. Не стоит задавать вопросы типа: «Какого цвета была куртка у мальчика в том рассказе?» — лучше спросите: «Что ты думаешь о поступке того мальчика? Что бы ты сделал, окажись ты на его месте?» Если вы заранее знаете ответ на вопрос, который задаете своему ребенку, значит, вы просто тренируете его память. Задавайте вопросы, ответов на которые вы не знаете, т. е. вопросы, которые касаются мнения ребенка: например, что ему больше всего понравилось в этот день в школе и почему. Если ребенок отвечает осмысленно, он дает хороший ответ.

Чтобы знакомить детей с РАС с новыми абстрактными понятиями, ситуации, в которых они осваиваются, должны иметь очень высокое эмоциональное содержание. Например, ко мне как-то привели одну десятилетнюю девочку. У нее были многочисленные трудности обучения и отставание в познавательном и речевом развитии. Некоторые специалисты, которые с ней работали, считали, что у нее расстройство аутистического спектра, другие полагали иначе. Мать жаловалась, что дочь мыслит очень конкретно и, казалось, находится на уровне пяти- или шестилетнего ребенка по способности воспринимать абстрактные идеи и понятия, хотя при этом она очень много разговаривала. Я поинтересовался, какие именно понятия она не воспринимает. «Ну, например, она не понимает, чем занимается ее отец», — ответила мать. Ее отец был бухгалтером по налогообложению, и девочка не понимала, что такое налоги.

Я предложил: «Давайте за пять минут попробуем определить, можно ли помочь ей разобраться с налогами». Мать усомнилась в том, что это возможно. Тогда я постарался смоделировать жизненную, эмоционально насыщенную ситуацию. Для начала мы представили, что у нас есть пицца. Затем мы сделали пиццу из листа бумаги, и я спросил девочку, на сколько кусков мы ее поделим. Она решила разрезать ее на шесть частей. С ней пришел ее младший брат, и я этим воспользовался: «Допустим, твой брат хочет украсть всю твою пиццу. Я буду полицейским. Сколько кусков пиццы ты мне отдашь, чтобы я не дал твоему брату украсть всю пиццу?» «Я дам тебе два куска», — ответила она. «Сколько у тебя останется?» — уточнил я. Она посчитала: «У меня останется один, два, три, четыре куска». «Хорошо, договорились», — сказал я. И она дала мне два куска.

«Эти два куска называются налогом, — объяснил я. — Ты дала мне два куска как налог за защиту от твоего брата. Для чего еще ты можешь давать мне пиццу? Например, чтобы я защитил тебя от плохих людей из другой страны, которые могут прийти в США? Ты станешь платить мне, чтобы я убирал улицу? Ты станешь платить мне за воду для своего дома, чтобы ты могла принимать ванну?» Девочка ответила: «Я заплачу тебе один кусочек, чтобы везде было чисто». Я сказал: «Хорошо, это тоже налог. А если бы у тебя было много пиццы, за что еще ты хотела бы заплатить?» Она перечислила разные вещи, например, защиту от людей с оружием, и мы обсудили эти налоги. Затем я предложил матери спросить ее, что такое налоги. И мать спросила: «Дорогая, что такое налоги?» Девочка ответила: «Налоги — это то, что я должна давать, чтобы были полицейские, солдаты и другие люди, которые нам помогают». Мама улыбнулась, потому что дочь поняла идею налогов.

Я помог этой девочке усвоить понятие налогов, используя обиходный язык и смоделировав очень понятную ситуацию, с которой она могла себя соотнести, — ей надо было защитить пиццу от брата. Аналогичным образом я помогал детям писать сочинения, когда учителя жаловались, что детям это не дается. Мы начинали с тем, которые имели для них значение, например: «Почему я лучше, чем мой брат», — или: «Почему родители должны разрешить мне больше смотреть телевизор». Они диктовали свои сочинения на мой магнитофон, потом я просил кого-нибудь их распечатать, и получались выстроенные, последовательные тексты.

Общий принцип в примерах с налогами и сочинениями состоит в том, чтобы эмоционально вовлечь ребенка. Если вы отстаиваете ту точку зрения, которая вам не безразлична, и вы способны к логическому мышлению, вы используете все свои способности, чтобы изложить доводы. Мы видим, что многие дети, которым не дается учеба, обладают определенной смекалкой: они хорошо рассуждают и приводят логичные доводы, когда отстаивают мнение, связанное, например, с друзьями, играми или кроссовками. Но они не применяют эти навыки к школьным сочинениям. Почти каждый человек демонстрирует наивысший из доступных ему уровней мышления в эмоционально насыщенной ситуации.

Поэтому освоение понятий и логического мышления лучше разбивать на два этапа: сперва создавать мотивирующую ситуацию и ясно излагать содержание понятий, а затем вводить новые термины. Например, если ребенок одновременно пытается усвоить новые слова и соответствующие им новые понятия из книги, которую он читает, чтобы написать по ней сочинение, сначала обсудите с ним содержание этих новых понятий. Оставьте в стороне новые термины и работайте над смысловой составляющей. Когда ребенок ее освоит, он сможет и запомнить названия новых понятий, и написать осмысленное сочинение с их использованием. Но ему трудно сделать и то, и другое одновременно.

Дети, конечно, на уроках могут нервничать, но если они начнут учиться логически мыслить благодаря практике дома, беспокойство им не помешает. Овладев абстрактным мышлением, дети могут начать прибегать к нему, когда нервничают, более того, они могут использовать его как стратегию борьбы со своим беспокойством. Когда дети, способные к абстрактному мышлению, начинают тревожиться или уставать в школе, они могут прибегнуть к абстрактному мышлению, чтобы исправить ситуацию: «Можно я буду делать другое задание? Это очень скучное, я все это уже знаю».

Работать с новыми словами и понятиями тяжело не только потому, что их надо запоминать, но и потому, что тут необходимо умение выстраивать последовательности действий. У многих детей с расстройствами аутистического спектра и иными трудностями обучения наблюдаются нарушения в сфере планирования сложных действий и выстраивания последовательности действий; они теряются, когда заучивают новые слова, утрачивают логические связи и начинают гадать. На помощь приходят знакомые слова и понятия, а также эмоционально нагруженные ситуации. Мы знаем, что дети бывают блестящими адвокатами, когда они аргументированно доказывают необходимость провести лишние полчаса перед телевизором или съесть еще один пломбир с сиропом, но порой становятся косноязычными, когда надо написать сочинение по какой-то книге. Если мы сумеем привить им навыки мышления в простых, эмоционально осмысленных контекстах, ребенок научится применять их и к учебным заданиям.

Еще один способ помочь детям научиться мыслить абстрактно — это мультисенсорный подход к обучению. Учить надо не только словами, но и зрительными образами, действиями и ролевыми играми. Если ребенок не может объяснить вам, почему вы поступаете нечестно, попросите его показать это с помощью рисунков или сыграть. Затем помогите ребенку рассказать о своей игре или рисунках.

Высокие уровни абстрактного мышления, такие как умение делать умозаключения, размышлять и приходить к новым выводам, также требуют способности оценивать оригинальность собственных умозаключений, руководствуясь внутренними стандартами. Чтобы достичь такого уровня мышления, человек должен обладать сильным чувством собственного «я» и системой внутренних стандартов, из которой он может исходить в своих размышлениях. Это и эмоциональная, и интеллектуальная задача. Чтобы помочь детям достичь этого уровня, сначала надо убедиться, что они уже освоили предшествующие стадии. Затем вам следует побуждать их давать свои оценки и не удовлетворяться простыми ответами. Например, если ребенок охвачен сильными эмоциями, вы можете спросить: «Что у тебя за состояние? В нем есть что-то необычное, но что? Сегодня все не как всегда? Почему?» Тем самым вы подталкиваете ребенка сделать шаг в сторону, окинуть взглядом свои чувства и мнения и оценить их. Этот вид критического мышления весьма сложно приложить к собственным эмоциям, и многие взрослые на это неспособны. Но единственный способ развить его у детей — задавать вопросы.

В решение интеллектуальных задач дети тоже полнее включаются, когда их просят оценить информацию и прийти к собственным заключениям. Ребенку старшего возраста можно сказать: «А теперь покритикуй себя сам. Какие пристрастия отразились в твоем сочинении? Ты можешь обосновать противоположную точку зрения? Какая из них, по-твоему, более здравая?» Вы просите ребенка осознанно поспорить с самим собой, оценить себя и привести доводы в поддержку противоположной точки зрения. Это высокий уровень мышления, на освоение которого требуются годы.

Помогая детям (особенно детям с РАС) освоить абстрактное мышление, главное — не жалеть времени и последовательно проходить все этапы. Работая над новым уровнем мышления, продолжайте закреплять предшествующие; работайте над всеми уровнями одновременно. Терпение, эмоции, реальные, повседневные ситуации — все это развивает высокие уровни мышления у детей, которым они тяжело даются. Никогда не допускайте мысли о том, что у ребенка есть предел возможностей. Всегда исходите из того, что вы можете освоить еще один уровень, а за ним и следующий.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Как развить нестандартное мышление у подростков

Сегодня креативность – одно из важных качеств в разных профессиях. А в будущем способность мыслить нетривиально станет маст-хэвом всех и каждого. Реформы школьного образования не подразумевают смену системы обучения, а, значит, дети и дальше будут учиться по принципу «выучил-рассказал-забыл». Родители в силах дать ребенку недостающее обучение и развить нестандартное мышление.

Если рассмотреть, как развивается воображение у детей, мы увидим, что фантазия играет очень важную роль в жизни дошколят. Благодаря ей малыши выражают свои эмоции, страхи и впечатления – например. В рисунках или игре. С возрастом появляются другие возможности выражать свои эмоции. А стандартная система школьного образования, которая в основном требует заученного материала, а не креативного мышления, заключает фантазию в рамки шаблонов. Поэтому так важно знать, как развить нестандартное мышление у подростков.

Чтобы развить креативное мышление у ребенка старшего возраста, поиграйте с ним загадки. Ниже представлены нетривиальные формы вопросов, которые помогут детям подросткового возраста поупражняться в развитии нестандартного мышления, способствовать расширению их лексического диапазона и словарного запаса. Проводите их, когда подросток не занят другими делами, чтобы избежать интеллектуального перегрузки.

Читай также: Родителям на заметку: креативность ребенка зависит от страны проживания

Как развить нестандартное мышление у подростков: порядок действий

  • Объясните подростку (подросткам, если у вас в гостях друзья вашего сына или дочери), что вы собираетесь прочитать вслух какую-то странную историю-загадку, а они должны, подумав, высказать предположение о том, что же в ней происходило на самом деле.
  • Подростки могут задавать вопросы об истории, но вы можете отвечать только «да/нет/возможно».
  • Прочитайте одно из таких описаний (загадок) и убедитесь, что молодые люди поняли его.
  • Первый ребенок, который угадает, что произошло, становится победителем.
  • Вы можете позволить подросткам работать в парах, тройках или в команде, чтобы обсуждать ситуацию и помогать друг другу.

Как развить нестандартное мышление у подростков: истории-загадки

1. Среди пшеничного поля нашли мертвого мужчину, который крепко сжимал в руках спичку. Почему он умер?

2. Когда Гарри приходит домой, он обнаруживает мертвую Лизу, лежащий в луже воды, и Тома, который спокойно сидит в кресле. На полу разбросано битое стекло. Тома не обвинили в убийстве. Почему?

3. Женщина живет на 30-м этаже здания. Когда она возвращается домой с работы, то обычно доезжает на лифте до 21-го этажа, а затем поднимается по лестнице на 30-й. Однако, когда идет дождь, она всегда поднимается на лифте на 30-й этаж. Чем объясняется ее странное поведение?

4. Человек заходит в бар и просит у бармена стакан воды. Бармен выхватывает пистолет и направляет его на человека. Человек говорит «спасибо» и уходит.

Читай также: Положительные эмоции у детей развивают их творческие способности

5. На траве лежат пять кусочков угля, морковка и шарф. Никто не ставил их на траву, но есть вполне логичное объяснение, почему они там лежат. Почему?

6. У женщины было два сына, которые родились в одно и тот же время, в один и тот же день одного и того же года. Но они не были двойней. Как это могло произойти?

7. Однажды человек получил на почте посылку. Внутри была тщательно упакована человеческая рука. Он осмотрел ее, перепаковал, а затем отправил другому человеку. Второй человек также тщательно изучил руку, а потом отнес в лес и похоронил ее. Зачем они это сделали?

8. На рекламном плакате одной канадской медицинской компании изображены два дома ночью. В первом доме горели только два окна, остальные были темными. Во втором доме эти же два окна были темными, а остальные горели. Назовите две болезни (болезни), лекарства от которых рекламирует этот рекламный плакат.

9. Один получил свое имя за свои габариты, другой - за способность давать информацию, третий - за свою дислокацию, а четвертый и вовсе считает, что лучше оставаться инкогнито. А как зовут пятого?

Ответы

1. Мужчина летел в самолете с тремя спутниками. Мотор заглох, самолет начал падать. Пассажиры обнаружили, что на четырех всего три парашюта, и стали тянуть спички. Один из них вытащил короткую и вынужден был прыгать без парашюта.

2. Лиза - это рыба, а Том - кот. Лиза плавала в аквариуме. Том играл и опрокинул его.

3. Женщина была карликом и могла нажимать верхние кнопки лифта только с помощью зонта.

Читай также: 5 способов развить воображение у детей

4. У человека была икота. Бармен понял это с его разговора, и направил на него пистолет, чтобы напугать. Это помогло, и икота прекратилась - человеку больше не нужна была вода.

5. Эти предметы использовали дети, когда лепили снеговика. Затем снег растаял.

6. Они были двумя из тройни (или четверни и т. д.).

7. Корабль потерпел крушение, и троих мужчин выбросило на мель на необитаемом острове. От отчаянного голода они решили ампутировать свои левые руки и съесть их. Они поклялись, что каждый из них потеряет левую руку. Один из них был врачом, и он ампутировал руки двум своим товарищам. Затем их спасли. Но врача связывала клятва, поэтому ему пришлось отрезать себе руку и послать ее по почте друзьям в качестве доказательства.

8. Бессонница и храп.

9. Речь идет о пальцах: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец.

Источник: childdevelop.com.ua

Читай также: 13 вопросов о сексе, которые наши дети боятся нам задать, но мы обязаны на них ответить

Читай также: Подростковый возраст: чем занимаются подростки в соцсетях

Читай также: 10 навыков, необходимых подростку для самостоятельной жизни 

www.uaua.info

Методические материалы по развитию интеллектуальных способностей детей

Методические рекомендации

по коррекции и  развитию интеллектуальных способностей

кадет   7-9 классов

Разработано:  Педагогом-психологом  КМКК

Афанасьевой Н. В.

Актуальность.

Cовременные образовательные программы предъявляют достаточно высокие требования к уровню подготовки учащихся. В связи с этим в последнее время увеличилось количество учащихся, испытывающих проблемы школьной дезадаптации.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы общего  среднего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся. Учащиеся, испытывающие трудности в адаптации к обучению, нуждаются в психологической помощи специалистов службы сопровождения  для успешного освоения  основной образовательной программы и успешного личностного развития.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Кроме того, проведение ГИА и ЕГЭ ставит перед обучением задачу сформировать психические процессы, личностные характеристики и поведенческие навыки, необходимые для успешной сдачи экзаменов. Успешное формирование УУД является необходимым условием успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.

В составе основных видов УУД выделяются четыре блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный. Успешная адаптация к обучению возможна лишь при условии полноценного формирования всех перечисленных видов УУД. У большинства учащихся процесс формирования УУД успешно проходит в процессе обучения в начальной школе.

Однако ряд учащихся, в силу различных причин имеет трудности в познавательной сфере, в межличностном общении, недостаточно сформированную саморегуляцию поведения, личностные проблемы.  Успешное формирование УУД у этих учащихся возможно лишь при условии оказания им  своевременной психологической помощи. С целью оказания психологической помощи в формировании УУД у этих учащихся были разработаны методические рекомендации по развитию познавательных способностей для детей с особенностями психического развития.

Использование данных упражнений предполагает развитие следующих познавательных процессов: внимания, памяти и мышления.

Упражнения на развитие объёма внимания.

«Найди числа»

 Оборудование: секундомер, указка, цифровые таблицы с числами (количество цифр меняется по мере увеличения объёма внимания от занятия к занятию).

Инструкция: «Сейчас я буду показывать таблицы с числами. Нужно как можно быстрее находить числа в порядке возрастания (убывания), начиная с единицы. Ты должен показывать их указкой и называть вслух». (Приложение1,2)

«Пуговица»

 Играют два человека. Перед детьми располагаются два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат разделённый на клетки. Начинающий выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги своё игровое поле, а второй должен расположить пуговицы на своём игровом поле.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем сложнее становится игра.

Задания по формированию объёма внимания на словесном материале.

Оборудование: карточки со следующим содержанием:

Задание 1

Наборы слов, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

ДПВ                                ШГС

        РКБЛ                                КТЦМ

        ЖКПРЧ                        ДЗНТК

КПТНСД                        ШРВТБЧ

Задание 2

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:

СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ, ТЕЛЕВИЗОР, МАГНИТОФОН, КОНСТРУКТОР, ВЕЛОСИПЕДИСТ.

Задание 3

Предложения. Содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я БЕГУ                                ЧТО ТЫ

        ДАЙ МНЕ                                Я ПЛЫВУ

        ДЫМ ИДЕТ                                ЛЕНЬ МНЕ

        ДВОР ЧИСТ                                ОДИН ВОИН

        ЧТО ДЕЛАТЬ                        ПТИЦА ПОЁТ

        УЧЕНЬЕ –  СВЕТ                        ДЕЛУ – ВРЕМЯ

  Карточки каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. Задача ребёнка – запомнить и воспроизвести предъявляемые буквы, слово или словосочетания.

Задания на развитие распределения внимания.

  1. Чтение небольшого предложения. Ребёнку предлагается чтение небольшого предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
  2. Вычёркивание букв. Ребёнку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в тоже время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребёнок пропустил при зачёркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.
  1. Распределение цифр в определённом порядке. В левой таблице расположен 25 цифр от1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная её заполнение с верхнего левого квадрата.
  2. «Найди слова».

Оборудование: карточки с буквами, среди которых нужно отыскать спрятавшиеся слова.

Задания на развитие переключения внимания.

  1. «Каждой руке –  своё дело».

 Левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

  1. «Красно-чёрные таблицы».

Оборудование: таблицы с чёрными и красными цифрами в различных расположениях.

Занятие включает три этапа:

        1 этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа чёрного цвета              от 1 до 12;

        2 этап – рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке;

        3 этап – необходимо поочерёдно искать числа чёрного цвета в прямом порядке, а красного – в обратном.

После тог как у ребёнка будут удовлетворительные результаты по поиску предложенного выше количества цифр, их число можно увеличить до 16, затем до 24, затем до 40 и т.д.

  1. Корректурные задания с чередованием правил вычёркивания букв.
  2. «Ищи безостановочно».

Задача – в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребёнок начинает перечисление, другие его дополняют.

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧЛОЬИРЪГНМОРЕ

ЖРЛРАКГДЗП МЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУ

МАМАЦПЧУЪЩМОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФ

СПТУЧАОСМТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖВВЕСНА

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

 Упражнение «Логически не связанный текст»

    Для запоминания 20 - слов дается 40 секунд, после чего следует зависать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер и само слово. Умножив число правильных ответов на 5, получим эффективность запоминания в  процентах

1) украинец  2) экономика 3) каша 4) татуировка 5) нейрон 6) любовь 7) ножницы

8) совесть 9) глина 10) словарь 11)масло 12) бумага 13) сладости 14)логика

15) социализм  16) глагол 17) прорыв 18) дезертир 19) свеча  20) вишня

Упражнение « Числа».        

   За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел и их порядковые номера.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

43

57

12

33

81

72

15

44

96

7

37

38

86

56

47

6

78

61

83

73

Эффективность запоминания вычисляется так же, как и в предыдущем упражнении.

Упражнение «Логически связанный текст».

 Даётся задание запомнить 10 основных положений, выделенных в следующем тексте. Нужно прочесть упражнение и  через минуту воспроизвести содержание основных положений в заданном порядке. Умножьте число правильных ответов на 10 и получите процент эффективности запоминания.

Текст: Мы берем на хранение чужие мысли и звания (1), только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными (2). Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага (3), забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома. Что толку набить себе брюхо говядиной, если мы не перевариваем, ее (4), если она не преобразуется в ткани нашего тела, если не прибавляет нам веса и силы? Или,  быть может, мы думаем, что Лукулл, ознакомившийся с военным делом только по книгам и сделавшийся, несмотря на отсутствие личного опыта, столь видным полководцем, изучал его по нашему способу? Мы опираемся  на чужие руки с такой силой, что в конце концов, обессиливаем (5). Хочу ли я побороть страх смерти? Я это делаю за счет Сенеки (6). Стремлюсь ли утешить другого? Я черпаю из Цицерона (7). А между тем я бы мог обратиться за этим к себе самому (8) если бы меня надлежащим образом воспитали. Нет, — не люблю я этого весьма относительного богатства, собранного с мира по нитке. И если можно быть ученым чужою ученостью (9), то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью (10).          

{Мишель де Монтень)

Развитие вербальной памяти

    Для развития вербальной памяти подростков можно воспользоваться следующим упражнением:

Учитывая тот факт, что память человека устроена, как сосуд, количество входящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, а, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.

Задача взрослых, и педагогов, и родителей, увеличить запас слов подростков,

относящихся к тем или иным областям знаний.

 Упражнение « Словарный запас»

инструкция подростку: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме:

1)школа,   2) математика, (м.б. химия, физика, биология т.д.,  3) музыка 4)книга, 5)искусство. 6) времена год, 7) этика, 8) спорт, 9) композиторы, 10) писатели, 11)ученые и т.д.

 На каждую из тем дается 5 минут

Эти темы можно давать не сразу все,  а по 2 – 3.

Если по теме музыка учащиеся 8-9 лет воспроизводят в среднем около 7 слов, то 15 летние подростки – уже 37 слов, по теме литература этот показатель соответственно 3 и 28 слов, по теме живопись -–3,7 и 20,5 слов.

 Упражнение  «Запомним слова»

          Участники делятся на пары.

       условия: каждый из партнеров берет листок бумаги и пишет 20 любых слов.        Пока подростки пишут, они должны их запомнить. Дается ограничение во времени — 1 минута.

После этого участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самым слова.

Число слов, которые воспроизведены, фиксируется. Ведущий должен определить, кто занял 1-е, 2-е и 3-е место.

           Упражнение «Предметы»

Участники разбиваются на 2 команды. Из каждой команды выбирают по водящему. Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий смотрит и запоминает, кто какой предмет положил. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности какой предмет положил.

Ведущий оценивает результаты ответов водящих. В роли водящего должен выступить каждый член команды.

        Упражнение «Запоминаем, рисуя»

Участники сидят за столами.

Ведущий заранее готовит 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий называет последовательно слова. После каждого названного слова он считает до 3-х, За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это  слово. Пусть рисунок будет непонятен для других,  лишь бы участник игры мог потом по порядку назвать слова. Кто всех больше слов запомнит, тот и выиграл.

 

      Упражнение «Снежный ком»

Участники игры сидят в кругу

 условия: первый участник называет любое слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и должен назвать любое свое, например, лес. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет свое и т. д.                

Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

Игру можно начинать Несколько раз.

       Упражнение «Знакомые термины»

Это упражнение поможет вспомнить как можно больше слов — терминов, относящихся        к одной группе.

Участники сидят в кругу

условия: ведущий объясняет, что участникам предстоит подбирать термины. Причем, первый называет термин и приводит тему: геометрия. Первый называет «параллелепипед». Второй повторяет «параллелепипед» и называет «треугольник». Третий повторяет «параллелепипед» и «треугольник» и называет «прямая» и т.д.

Тот из подростков, кто забудет, названные до него слова или не назовет свое, выбывает из игры.

Побеждает тот, что останется последним.

 

    Упражнение «Поэты и писатели»

Это упражнение развивает память и мышление подростков, а также расширяет их кругозор.

Участники сидят в кругу.

условия: ведущий называет какого-либо поэта или писателя, например, Пушкин. Первый из участников игры должен вспомнить фамилию писателя на букву «Н». Например, он называет Некрасов. Следующий должен вспомнить фамилию писателя на букву «В» и т. д.

Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается фамилия никакого писателя/поэта, или не может вспомнить нужную фамилию, он выбывает из игры.

Выигрывает тот, кто останется последним.

    Упражнение «Предметы в действии»

Это упражнение развивает память и мышление подростков.

Участники сидят в кругу.

условия : ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участников игры по очереди называет по одному глаголу, подходящему к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать подходящий по смыслу глагол, выбывает из игры. Повторяться нельзя.

Побеждает тот, кто остается последним.

   

      Упражнение «Антонимы»

Упражнение развивает память и мышление подростков.

Участники сидят в кругу.

условия: ведущий называет какое-либо прилагательное, например, «холодный». Игроки по кругу должны будут называть антонимы к этому слову. Повторяться нельзя. Тот, кто не сможет назвать антоним, выбывает из игры.

Тот, кто остается последним, побеждает.

   

    Упражнение  «Антонимы и синонимы»

Упражнение развивает память, мышление и внимание подростков.

условия: ведущий называет прилагательное — горячий. Первая участник называет синоним к данному слову, а второй — антоним, третий – синоним, четвёртый – антоним и т.д.. Если кто-либо не может подобрать антоним или синоним, то он выбывает из круга. И игра начинается заново. Тот, кто остается последним, побеждает.

 

     Упражнение «Пересказ по кругу»

Упражнение развивает память и мышление подростков.

Участники сидят в кругу.

условия: ведущий читает текст (логический отрывок из параграфа по истории, биологии и т.д.). Участники внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Далее все вместе еще раз слушают текст, дополняют пересказ и исправляют сделанные ошибки.

     Упражнение  «Запоминаем текст»

Упражнение развивает память и мышление подростков.

Участники делятся на 2 команды.

условия: ведущий читает текст. Участники внимательно слушают, при этом на листе бумаги каждый должен зафиксировать как можно больше информации.

Затем команды восстанавливают тексты. После этого все обсуждают тексты, воспроизведенные обеими командами. Сравнивают результаты.

Побеждает та команда, которая  более точно воспроизвела текст.

     Упражнение  «Учим текст наизусть»

Упражнение развивает память.

Участники разбиваются на 2 команды.

Условия: Каждому участнику раздается распечатанный текст. Предлагается всем посмотреть текст, чтобы потом воспроизвести его наизусть. На работу с текстом дается 2 минуты.

Далее каждой команде необходимо выделить всех желающих посоревноваться. Сначала выходит 1-й участник из команды № 1. Пересказывает текст наизусть до первой ошибки. «Стоп». Затем выходит 1-й участник из команды № 2 и т. д.

Определяют игрока с самой лучшей памятью.

 

        Упражнение "Фигуры"

Упражнение для тренировки зрительной памяти.

Участники разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 сек, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек "сфотографированную" фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если участник свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала

    Упражнение  "Двойная стимуляция памяти"

 Упражнение развивает память и мышление подростков.

  Перед подростком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как подросток отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов: "пожар", "завод", "корова", "стул", "вода", "отец", "кисель", "сидеть", "ошибка", "доброта" и т.д.

Упражнение « Анализ/синтез»

Упражнение развивает аналитико-синтетические способности мышления подростков.

  Ведущий дает подросткам несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Воздух  Ваза  Кот  Гипотенуза Рысь Солнце  Вода Треугольник  Медведь  Кувшин

   Упражнение "Конкретизация абстрактного"

Упражнение развивает ассоциативное мышление и воображение подростков.

    Ведущий даёт конкретные зрительные образы, которые могут, ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь/сердце, дружба/улыбка, ссора/морния и т.д. Далее он предлагает подросткам попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Важно дать простор их воображению, не ограничивая их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история. Используя это упражнение часто, можно выработать у детей устойчивый навык.

Упражнение "Особый путь зубрежки"

Упражнение направлено на развитие долговременной памяти.

1. Повторение слова или фразы, которую надо запомнить, про себя.

2. Подождать 1 секунду и повторить снова.

3. Подождать 2 секунды и повторить снова.

4. Подождать 4 секунды и повторить снова.

Ожидание — это эмоционально загруженное состояние. Удержание информации в этом состоянии не дает ей выскочить, она бьется и взбивает связи с другими понятиями.

5. Повторите через 10 минут (необходимо для запечатления).

6. Для уверенного перевода в долговременную память повторить через 2-3 часа.

7. При необходимости через 1-2 месяца; через 1 год.

 

Коррекционные упражнения, упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления

Упражнение "Важные признаки»

Цель упражнения: формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач. Это упражнение позволяет направить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.

  Подросткам даётся инструкция: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы подростки поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Работа учителя по формированию у детей умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные отношения подготавливают благоприятную почву для развития способностей к образованию суждений, как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления. Целенаправленность суждений, степень их глубины зависит от умения.

 

    Упражнение «Понимание пословиц»

Цель упражнения: формирование способности оперирования смыслом.

Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Правильный выбор здесь — "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец — лишь частности и не отражают основного смысла".

 Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая

а) Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом

б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла

в) Зеркало висит криво

 Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб

б) О деле судят по результатам

в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных

а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть

б) Мальчик вышел на прогулку

а) Петр Иванович никогда не скучает

б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться

а) Если не знаешь дела, не берись за него

б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге

в) Езди только на своих санях

Примерные задания

1. Лучше меньше, да лучше

   а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих

 б)  Один вкусный пирог стоит десяти невкусных

а) Клоун смешит людей

б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать

в) Торопливость может привести к нелепым результатам

а) Кузнец кует горячее железо.

б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать

в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится

5. Не красна изба углами, а красна пирогами

2. Поспешишь — людей насмешишь

6. Сделал дело - гуляй смело

3. Куй железо, пока горячо

7. Умелые руки не знают скуки

8. Не в свои сани

9. Не все золото, что блестит

а) Медный браслет блестел как золотой

б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством

в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

     Упражнение «Выделение существенных признаков»

Цель упражнения: развитие мыслительных операций обобщения (умение находить общее) и абстрагирования (умение отвлечься от несущественных признаков и мысленно выделить только существенные).

 Подросткам предлагается выделить общий существенный признак между понятиями:

а) 1 Дождь — снег                        б)  1. Огурец — капуста — яблоня

2. Глаз — ухо                                     2. Надежда — вера — любовь

3. Фотоаппарат — очки                 3. Платье — стол — посуда

4. Желудок — кишечник                     4. Собака — муравей — червь

5. Сахар — алмаз                         5. Дуб — рябина — ель

6. Флаг — крест                         6. Золото — медь — ртуть

7. Пистолет — ружье                             7. Молодость — юность — старость

8. Фиалка — слон                         8. Вино — вода — сок

9. Земля — Марс                         9. Хлеб — мясо — помидор

10. Газохранилище— портфель        10. Лампа — свеча — Солнце    

Развитие гибкости мышления.

      Упражнение « Предложения»

Цель упражнения: развитие гибкости мышления подростков.

 Ведущий просит ответить подростков на вопросы: «Сколько простых предложений будет в сложном предложении, в котором три запятые?  (2) Сколько запятых будет в сложном предложении, в котором шесть простых предложений?(5)»

Упражнение « Ворона и лисица»

Цель упражнения: развитие гибкости мышления подростков.

 Ведущий сообщает подросткам, что показателем гибкости мышления является умение быстро переходить с одного способа рассуждений на другой.  И, если предлагает им символическую запись двух фраз со следующим переводом на русский язык:

А I В, «А съело В».

С: (А I В), «С специально сделало так, чтобы А съело В».

Инструкция: «Запишите этими символами приведенные ниже фразы (существительные обозначайте первыми буквами, цифрой 2 замените слово «увидеть», 3 — «иметь»).»

1) Был у Вороны сыр.

2) Заметила сыр Лиса.

3) Лиса постаралась попасться на глаза Вороне.

4) Ворона похвалилась сыром перед Лисой.

5) Сыр оказался у Лисы.

Приложение 3.

Памятка для подростков.

Как развивать мышление

Способность мыслить непременно нужна всем людям всех профессий, хотя, конечно, требования к уровню развития разных навыков мышления для различных профессий не одинаковы. Можно ли развивать свое мышление? И если да – то,  как же стать умным и сообразительным?

1. Самый общий принцип известен: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».

2. Ум определяет единство знаний и действий. Знания невозможно приобрести без усилий мысли, без умственного труда, но и само мышление невозможно без знаний.

Развивать мышление — это значит насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, журналы, радио и телевидение и т. п. Они знакомят с явлениями окружающего мира, разными сторонами деятельности человека.

3. Мышление начинается с вопроса. Вопросам «почему?» и «как?» человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к каждому событию, явлению, с которым встречаетесь. И обязательно ищите и находите, ответы на них. Мышление активизируется тогда, когда готовые, трафаретные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать у себя такое качество, как умение видеть предмет или явление с разных сторон, умение замечать новое в привычном.

4. Свойство замечать в предмете или явлении несколько наиболее явных признаков — общее свойство ума. Но кто-то замечает одни признаки, кто-то другие. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение видеть можно тренировать в играх на сообразительность, в решении различного рода логических задач, головоломок.

5. Сравнение близких по значению понятий — один из приемов развития мышления.

6. Мышление и язык, мышление и речь неразрывны. Каждый из вас знает, что любая мысль имеет словесную форму. Поэтому для развития мышления можно использовать такой прием: то, что не до конца понимаете сами, попробуйте изложить другому.

7. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) также способствует развитию мышления.

8. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, решение творческих нестандартных, парадоксальных задач. Мышление — самая трудная для человека работа. Для выполнения ее необходима организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность.

9. Мышление развивает решение задач, головоломок. Вот упражнения для его развития:

а) Попробуйте уравновесить свечу на весах таким образом, чтобы равновесие через какое-то время само собой нарушилось.

б) Встретились два человека — друзья детства и между ними произошел следующий диалог:

«— Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!

— А у меня уже дочь!

— Как ее зовут?

— Как и ее мать.

— А сколько же лет Леночке?»

Как собеседник узнал имя дочери?

в) Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместиться один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили путь. Как они это сделали?

г) Сравните понятия: любопытство и любознательность, настойчивость и упрямство, гордость и тщеславие, себялюбие и самолюбие.

д) Исключите лишние слова:

— собака, корова, овца, лось, кошка;

— собака, корова, овца, лось, лошадь;

— футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло;

Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка.

Список литературы:

  1. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков, Москва 2002
  2.  Захаров А.И. Детские неврозы. СПб, 1990
  3. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз, СПб, 2001
  4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья, Москва, 2004
  5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей, Москва, 1996
  6. Кандибур Г.Р., Игры и головоломки для детей, Москва, 2003
  7. Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника, Москва, 2002
  8. Тренировка памяти. М., 1979г.
  9. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть  ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: АО «Сфера», 1994
  10.  Корчуганова И.П. Сиялова И.А. Психология познания и творчества. Учебно-методическое пособие. СПб., ЛОИРО, 2002
  11.  Лапп Даниэль Невероятные возможности вашей памяти., СПб «Питер», 2003. (Серия «Сам себе психолог»)
  12.  Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., «Издательство ГНОМ и Д», 2001
  13.  Хухлаева О., Кирилина Т., Федорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушения психологического здоровья. М.,Апрель Пресс., ЭКСМО-Пресс, 2000

nsportal.ru

что это, как развить (методы и упражнения для тренировки)

Развитие абстрактного мышления

Абстрактное мышление – это мышление при помощи умозрительных суждений. То есть при помощи разнообразных обобщенных терминов как «сознание», «жизнь», «смысл». Такой вид мыслительной деятельности позволяет видеть картину полной.

Абстрактное мышление: что это такое

Им называют один из видов, благодаря которому есть возможность обобщать ситуацию от незаметных деталей и приглядеться к ней в целом. Такой вид мыслей разрешает совершить шаг вперед, пересекая границы и стандарты.

Развитие абстрактного мышления у людей должно еще с детства занимать важную ступень. Это связано с тем, что такой подход позволяет намного быстрее и проще отыскивать неожиданные заключения и находить выход из любой сложившейся ситуации. Этот тип мыслей выступает вариацией человеческого познания.

Такой вид очень важен в жизни любого индивида, поэтому имеет ряд таких признаков:

  1. Способность воспроизводить внешний мир без влияния на органы чувств. То есть, индивид не требует взаимодействия с объектом для получения новой информации. Исход индивид получает, упираясь на умения.
  2. Суммируются явления для определения правомерности. Каждый индивид желает сделать процесс раздумий более простым.
  3. Есть неоспоримая связь между мыслями и языковыми выражениями. Процесс хода мыслей делится на мышление без языка и внутренний диалог, который протекает наедине с собой.

Формы абстрактного мышления

Можно разделить на три формы. Без их понимания очень трудно понять, что представляет собой данный тип. Формы следующие:

  1. Понятие. Это особая форма мыслей, при которой предмет либо несколько предметов воспроизводятся в качестве одного признака. Этот признак должен быть существенным. Главные понятия могут выражаться и словосочетанием.
  2. Суждение. В момент суждения происходит утверждение либо отрицание какой-либо фразы. Она описывает окружающие предметы. Устанавливается контакт и некоторая закономерность. Но суждение может быть как простым, так и сложным.
  3. Умозаключение. Одно или несколько связанных между собой суждений связывается в одно целое. Из этого уже делается умозаключение. Это выступает основой логически-абстрактного мышления. Абстрактное мышление включает в себя свободные мысли, которые оперируются суждениями, умозаключениями и понятиями.

Развитие абстрактного мышления

Мысли не могут быть у каждого индивида одинаковыми. Одни склонны к живописи, другие к музыке, остальные предпочитают поэзию, но некоторые могут абстрактно мыслить. Но такое мышление необходимо формировать и делать это важно с самого раннего детства. Нужно давать возможность ребенку фантазировать, думать и размышлять.

У взрослых оно уже развито и воспринимать новую информацию им крайне сложно. Мысли способны с течением времени терять свою гибкость. Ниже указаны упражнения, которые помогут бороться с таким процессом. Они способны развить внутри себя креативность и широту мыслей:

  1. У себя в голове нужно представить такие эмоции, как страх, радость, восторг либо сомнение. Как будет выглядеть удовольствие? Или, например, каким будет интерес, если не привязывать его к отдельным объектам.
  2. Вообразить какой-либо образ идеи. Как человек может представить гармонию? Будет ли при этом возникать ассоциация либо символ? Рекомендуется потренироваться с такими образами, как бесконечность, испытание, порядок, религиозность.
  3. Перевернуть книгу и читать ее сверху вниз. В этом случае читать нужно в иной последовательности. Нужно установить логическую связь воспроизводимого сюжета.
  4. Закрыть глаза и мысленно представить всех людей, с кем было общение сегодня. Обратить внимание на одежду и выражение лиц, мимику, жесты. Нельзя упустить ни одной детали. Что получает человек при общении.
  5. Заняться рисованием.

Также есть упражнения и для детей:

  1. Придумывать со своим малышом новые необычные наименования. В сети найти интересную картинку и попытаться выбрать к ней не менее 3 наименований.
  2. Попробовать делать инсценировки. Костюмы сделать из подручных средств.
  3. Решать различные головоломки и ребусы.
  4. Взять чистый листок и пролить на него чернила. Вместе с малышом сделать из пятна какую-нибудь рожицу.

Оно помогает решать очень многие задачи. Необходимо эффективно и креативно мыслить. Это поможет оперативно принимать решения и делать выводы. Поэтому очень важно самосовершенствоваться и уделять внимание своим абстрактном мыслям. Но упражнения проводить необходимо регулярно. Только приложив усилия и время можно получить хороший результат.

Статьи по теме:

www.pamyatinet.ru

Как развить абстрактное мышление у детей?

  1. Методики по развитию абстрактного мышления
  2. Как заниматься с самими маленькими?
  3. Игры на компьютере, как метод развития абстрактного мышления
  4. Что нужно знать об абстрактном мышлении?

Абстрактное мышление детей отличается особой спецификой, следовательно, и к его развитию нужно выбрать правильный подход. Среди стандартных упражнений, ребусов и головоломок на развитие абстрактного мышления, не следует забывать и о творческих методиках. Огромную пользу приносит музыка и рисование.

Методики по развитию абстрактного мышления

К развитию абстрактного мышления ребенка родителям нужно подойти очень серьезно. К действующим вариантам можно отнести следующие варианты деятельности:

  1. Постоянный счёт всех окружающих предметов. Помогайте ребёнку считать всё, что его окружает.
  2. Для игр используйте маршруты и карты. После прогулке по местности предлагайте ребёнку, чтобы тот сделал модель зданий и предметов, который он увидел с помощью игрушек. Старшим деткам можно предложить самостоятельно нарисовать карту какой-нибудь местности.
  3. Классификация предметов. В процессе изучения вопроса — как развить абстрактное мышление у ребёнка особое внимание уделите классификации предметов по определенным признакам. Когда ваш малыш будет убираться в свое комнате, скажите, чтобы все свои игрушки он разложил отдельно по определенным признакам.
  4. Развивайте у ребёнка любопытство. Как правило, не все маленькие дети просят узнавать новую информацию. Родители должны приучить своё чадо к получению новой информации.
  5. Рассказывайте детям больше информации с математических книг. Когда родители не знают, как развить абстрактное мышление у подростка, то в первую очередь в обучении используйте книги с математическими понятиями. Можно давать больше упражнений на счет или задачи на выявление соотношений размеров и форм.
  6. Для игр используйте различные формы. Купите малышу наборы кубиков различных форм для строительства. В повседневной жизни показывайте малышу разные предметы, а потом давайте ему задание, чтобы он воспроизвел их с помощью этих фигур.

И самое главное больше разговаривайте с ребёнком, поскольку именно обсуждение даёт возможность переключить свои мысли на абстрактное воображение. Говорите о событиях, которые были давно и далеко. Это даст возможность оперировать информацией абстрактно.

Как заниматься с самими маленькими?

Специалисты выделяют ряд действующих методик, которые направлены на работу именно с маленькими детками. Особое внимание следует уделить таким простым методикам, как:

Театр теней. Психологи говорят о том, что именно театр теней является самой настоящей абстракцией. С тенями можно играть и делать, что угодно. Для организации домашнего театра понадобиться:

  1. Настольная лампа.
  2. Светлая простыня.
  3. Фигурки из картона.

Как вариант предложите ребёнку сделать его самую любимую сказку, тем самым он применяет своё абстрактное мышление и память. Ещё более простым вариантом станет создание теней на обычной стене руками. Сначала малыш может сделать птицу или собачку, затем он самостоятельно начнёт создавать собственные абстракции.

Тренируем воображение на облаках. Можно каждый раз на прогулке говорить ребёнку, чтобы тот смотрел на облака и говорил о том, что они ему напоминают. Изначально можно помогать, наталкивая малыша на различные образы и истории. Через некоторое время он привыкнет и будет положительно и заинтересовано к ней относится, развивая при этом свое мышление и воображение.

Отвечая на вопрос, как развивать абстрактное мышление у самых маленьких, то это не сложный процесс, самое главное родители должны поощрять свое чадо в его порывах фантазировать. Говорите с малышом, помогайте ему делать изначально простые, а потом сложные умозаключения.

Игры на компьютере, как метод развития абстрактного мышления

Не все родители соглашаться с тем, что на компьютере можно разрешать играть. Несомненно, их можно понять. Но, в данном случае речь идет не о том, что деткам разрешается целый день не вставать из-за компьютера, на компьютер потребуется выделить всего немного времени. А также, речь идет о том, что нужно уметь правильно подбирать компьютерные игры.

Смотрите видео о примере компьютерной игры для развития абстрактного мышления ребенка.

Хорошие компьютерные игры помогают:

  • развивать логическое мышление;
  • координацию;
  • возможность планировать дальнейшие действия;
  • развивается абстрактное мышление;
  • тщательно продумывать ход событий.

Чтобы пройти игру, ребёнку потребуется точно понять её суть и выстроить определённую цепочку действий к достижению цели. Во время этого он работает непосредственно с абстрактными символами.

Читайте о том, что такое креативность.А также о лучших книгах для воспитания детей.

Что нужно знать об абстрактном мышлении?

В жизни человека абстрактное мышление занимает важную позицию. К его главным особенностям можно отнести следующие моменты:

  • возможность отражать окружающую среду без глобального воздействия на главные органы чувств. Проще говоря, у человека нет явной необходимости взаимодействовать с объектом, чтобы получить новую информацию. В результате он получает сведенья исходя из своих знаний. Примером можно назвать ситуацию, когда ученик во время решения новой задачи, отталкивается от ранее полученных знаний;
  • чтобы выявить ряд закономерностей, все явления обобщаются. Обобщение даёт возможность ускорить процесс мышления. Другими словами сведений о явлении становиться меньше, доступ к ним ускоряется;
  • в абстрактном мышлении и его формах существует неразрывная связь между явными мыслями и их дальнейшим выражением. Следовательно, мышление человека происходит в два этапа:
  1. Без применения языка.
  2. Внутренний диалог. Подразумевается диалог с самими собой.

Новую информацию мы получаем в ходе чтения книг или с помощью интернета. Это происходит разговорным языком. Проще говоря, человек черпает новый опыт из различных источников, затем перерабатывает его и закрепляет в своём сознании. Следовательно, язык считается не просто методом выражения, но и средством закрепления данных.

Таким образом, говоря об абстрактном мышлении и, что это такое нужно назвать его главной особенностью возможность концентрации на предмете в целом, не обращая внимания на его мелкие детали.

nazvania.net

Развитие абстрактного мышления ребёнка в играх

Чтобы ваш ребёнок вырос умным, успешным, здоровым, всесторонне развитым,  нужно  заниматься его физическим и умственным развитием  с самого рождения. Для этого существуют развивающие игры. Существует множество видов и разновидностей таких игр и для каждого возраста соответственно: на развитие мелкой моторики, для развития цветового восприятия, для развития памяти, внимания, усидчивости и так далее.

Есть и игры для развития логического и абстрактного мышления. Они приучают ребёнка анализировать, обобщать, наблюдать, сопоставлять полученную информацию, классифицировать её и устанавливать логические связи. Развивают  умение выстраивать логические цепочки, выяснять закономерности. Плюсов много.

Такие игры можно найти и в специальных пособиях, и в Интернете. Различные математичні цікавинки можно найти ребенку и в повседневной жизни. Чем чаще вы будете развивающемуся мозгу подбрасывать легкие задачки, тем активнее будет его мышление, тем легче будет потом разобраться с более сложными.

Для примера здесь подано несколько  игр для развития абстрактного и логического мышления  детей в возрасте 10 – 13 лет. Можно эти задания распечатать (конечно, без ответов) и дать ребёнку порешать. Дальше можно самим придумывать аналогичные задания.  Первое задание решите совместно. Ставьте  наводящие вопросы, помогайте установить закономерность. Обязательно нужно дать ребёнку дополнительный лист бумаги, на котором он мог бы оперировать числами  или нарисовать какую-то схему.

Включи логику

Определить, правильное  или неправильное последнее предложение:

  1. Все коты – помидоры, а все часы – ракеты. Все коты – часы. Значит, все помидоры – ракеты.

    (верный ответ — правильно)

  2. У всех бананов по 12 ног, а некоторые бараны играют на фортепиано. У всех баранов по 12 ног. Поэтому все бананы умеют играть на фортепиано.

    (верный ответ — неправильно)

  3. Все баскетболисты – мыши, а у всех чайников по шесть носов. У некоторых баскетболистов шесть носов. Поэтому некоторые чайники – баскетболисты.

    (верный ответ — неправильно)

  4. Все босоножки – аэровокзалы, а у некоторых яблок фиолетовые волосы. Все яблоки – аэровокзалы. Поэтому у всех босоножек фиолетовые волосы.

    (верный ответ — неправильно)

  5. Все колготки любят путешествовать, а некоторые табуретки любят альпинизм. Все табуретки любят путешествовать. Поэтому некоторые колготки любят альпинизм.

    (верный ответ — неправильно)

  6. Виктор бегает быстрее, чем Юля. Юля бегает быстрее, чем Сергей. Поэтому Сергей бегает медленнее, чем Виктор.

    (верный ответ — правильно)

  7. Все карандаши – конфеты, а все салфетки – пиццы. Все конфеты – салфетки. Значит, все конфеты – пиццы.

    (верный ответ — правильно)

  8. Все попугаи – вентиляторы, а некоторые шахматные фигуры – вегетарианцы. Если все магнитофоны и попугаи – вегетарианцы, то ни один вентилятор – не вегетарианец.

    (верный ответ — неправильно)

  9. Все колеса – кусты, а у всех кастрюль по три ноги. Если некоторые кастрюли играют в хоккей и у всех колес по три ноги, то некоторые кастрюли играют в хоккей.

    (верный ответ — неправильно)

  10. Все ананасы летают только назад, а некоторые апельсины умеют летать вперед. Все бананы носят очки. Если все апельсины – это ананасы, а некоторые бананы умеют летать назад, то некоторые ананасы носят очки.

    (верный ответ — неправильно)

Что в скобках?

Вписать в скобках символ, которого не хватает:

Логическая игра "Что в скобках?"

Числовой ряд

Найти закономерность и вписать соответствующее число в скобки:

1.            37        45        53          61            (   )  правильный ответ — 69

2.            3           9         27           81           (   )  правильный ответ — 243

3.             85       91        76           82           (   )  правильный ответ — 67

Решение таких заданий развивает логику, нестандартное мышление и поможет вашему ребёнку в учёбе, и в будущем  при прохождении тестов (например, при приёме на работу).

nas2.net

Как развивать абстрактное мышление, Высшие уровни абстрактного и рефлексивного мышления, Глава 10. На ты с аутизмом. Гринспен С. Страница 67. Читать онлайн

Высшие уровни абстрактного и рефлексивного мышления

...

Как развивать абстрактное мышление

Для достижения более высоких уровней мышления первым делом нужно выяснить, освоены ли все шесть базовых стадий развития. Можно помочь ребенку закрепить эти базовые уровни, ведя с ним долгие и интересные беседы, которые будут побуждать его мыслить одновременно творчески и логически. Если ребенок теряет нить, помогайте ему связывать идеи, делая вид, что вы его не понимаете. Многопричинное, трехстороннее и нюансированное мышление, а также навыки логической оценки собственных чувств и действий можно вырабатывать в процессе долгих разговоров о семейных делах, отношениях, школе и друзьях, а также в ходе ролевых игр.

В разговорах с ребенком, который обладает навыками механического запоминания, но еще не очень способен к абстрактному мышлению, нужно делать акцент на творческое мышление и мнения, а не на факты. Не стоит задавать вопросы типа: «Какого цвета была куртка у мальчика в том рассказе?» — лучше спросите: «Что ты думаешь о поступке того мальчика? Что бы ты сделал, окажись ты на его месте?» Если вы заранее знаете ответ на вопрос, который задаете своему ребенку, значит, вы просто тренируете его память. Задавайте вопросы, ответов на которые вы не знаете, т. е. вопросы, которые касаются мнения ребенка: например, что ему больше всего понравилось в этот день в школе и почему. Если ребенок отвечает осмысленно, он дает хороший ответ.

Чтобы знакомить детей с РАС с новыми абстрактными понятиями, ситуации, в которых они осваиваются, должны иметь очень высокое эмоциональное содержание. Например, ко мне как-то привели одну десятилетнюю девочку. У нее были многочисленные трудности обучения и отставание в познавательном и речевом развитии. Некоторые специалисты, которые с ней работали, считали, что у нее расстройство аутистического спектра, другие полагали иначе. Мать жаловалась, что дочь мыслит очень конкретно и, казалось, находится на уровне пяти- или шестилетнего ребенка по способности воспринимать абстрактные идеи и понятия, хотя при этом она очень много разговаривала. Я поинтересовался, какие именно понятия она не воспринимает. «Ну, например, она не понимает, чем занимается ее отец», — ответила мать. Ее отец был бухгалтером по налогообложению, и девочка не понимала, что такое налоги.

Я предложил: «Давайте за пять минут попробуем определить, можно ли помочь ей разобраться с налогами». Мать усомнилась в том, что это возможно. Тогда я постарался смоделировать жизненную, эмоционально насыщенную ситуацию. Для начала мы представили, что у нас есть пицца. Затем мы сделали пиццу из листа бумаги, и я спросил девочку, на сколько кусков мы ее поделим. Она решила разрезать ее на шесть частей. С ней пришел ее младший брат, и я этим воспользовался: «Допустим, твой брат хочет украсть всю твою пиццу. Я буду полицейским. Сколько кусков пиццы ты мне отдашь, чтобы я не дал твоему брату украсть всю пиццу?» «Я дам тебе два куска», — ответила она. «Сколько у тебя останется?» — уточнил я. Она посчитала: «У меня останется один, два, три, четыре куска». «Хорошо, договорились», — сказал я. И она дала мне два куска.

«Эти два куска называются налогом, — объяснил я. — Ты дала мне два куска как налог за защиту от твоего брата. Для чего еще ты можешь давать мне пиццу? Например, чтобы я защитил тебя от плохих людей из другой страны, которые могут прийти в США? Ты станешь платить мне, чтобы я убирал улицу? Ты станешь платить мне за воду для своего дома, чтобы ты могла принимать ванну?» Девочка ответила: «Я заплачу тебе один кусочек, чтобы везде было чисто». Я сказал: «Хорошо, это тоже налог. А если бы у тебя было много пиццы, за что еще ты хотела бы заплатить?» Она перечислила разные вещи, например, защиту от людей с оружием, и мы обсудили эти налоги. Затем я предложил матери спросить ее, что такое налоги. И мать спросила: «Дорогая, что такое налоги?» Девочка ответила: «Налоги — это то, что я должна давать, чтобы были полицейские, солдаты и другие люди, которые нам помогают». Мама улыбнулась, потому что дочь поняла идею налогов.

Я помог этой девочке усвоить понятие налогов, используя обиходный язык и смоделировав очень понятную ситуацию, с которой она могла себя соотнести, — ей надо было защитить пиццу от брата. Аналогичным образом я помогал детям писать сочинения, когда учителя жаловались, что детям это не дается. Мы начинали с тем, которые имели для них значение, например: «Почему я лучше, чем мой брат», — или: «Почему родители должны разрешить мне больше смотреть телевизор». Они диктовали свои сочинения на мой магнитофон, потом я просил кого-нибудь их распечатать, и получались выстроенные, последовательные тексты.

Общий принцип в примерах с налогами и сочинениями состоит в том, чтобы эмоционально вовлечь ребенка. Если вы отстаиваете ту точку зрения, которая вам не безразлична, и вы способны к логическому мышлению, вы используете все свои способности, чтобы изложить доводы. Мы видим, что многие дети, которым не дается учеба, обладают определенной смекалкой: они хорошо рассуждают и приводят логичные доводы, когда отстаивают мнение, связанное, например, с друзьями, играми или кроссовками. Но они не применяют эти навыки к школьным сочинениям. Почти каждый человек демонстрирует наивысший из доступных ему уровней мышления в эмоционально насыщенной ситуации.

Поэтому освоение понятий и логического мышления лучше разбивать на два этапа: сперва создавать мотивирующую ситуацию и ясно излагать содержание понятий, а затем вводить новые термины. Например, если ребенок одновременно пытается усвоить новые слова и соответствующие им новые понятия из книги, которую он читает, чтобы написать по ней сочинение, сначала обсудите с ним содержание этих новых понятий. Оставьте в стороне новые термины и работайте над смысловой составляющей. Когда ребенок ее освоит, он сможет и запомнить названия новых понятий, и написать осмысленное сочинение с их использованием. Но ему трудно сделать и то, и другое одновременно.

Дети, конечно, на уроках могут нервничать, но если они начнут учиться логически мыслить благодаря практике дома, беспокойство им не помешает. Овладев абстрактным мышлением, дети могут начать прибегать к нему, когда нервничают, более того, они могут использовать его как стратегию борьбы со своим беспокойством. Когда дети, способные к абстрактному мышлению, начинают тревожиться или уставать в школе, они могут прибегнуть к абстрактному мышлению, чтобы исправить ситуацию: «Можно я буду делать другое задание? Это очень скучное, я все это уже знаю».

Работать с новыми словами и понятиями тяжело не только потому, что их надо запоминать, но и потому, что тут необходимо умение выстраивать последовательности действий. У многих детей с расстройствами аутистического спектра и иными трудностями обучения наблюдаются нарушения в сфере планирования сложных действий и выстраивания последовательности действий; они теряются, когда заучивают новые слова, утрачивают логические связи и начинают гадать. На помощь приходят знакомые слова и понятия, а также эмоционально нагруженные ситуации. Мы знаем, что дети бывают блестящими адвокатами, когда они аргументированно доказывают необходимость провести лишние полчаса перед телевизором или съесть еще один пломбир с сиропом, но порой становятся косноязычными, когда надо написать сочинение по какой-то книге. Если мы сумеем привить им навыки мышления в простых, эмоционально осмысленных контекстах, ребенок научится применять их и к учебным заданиям.

Еще один способ помочь детям научиться мыслить абстрактно — это мультисенсорный подход к обучению. Учить надо не только словами, но и зрительными образами, действиями и ролевыми играми. Если ребенок не может объяснить вам, почему вы поступаете нечестно, попросите его показать это с помощью рисунков или сыграть. Затем помогите ребенку рассказать о своей игре или рисунках.

Высокие уровни абстрактного мышления, такие как умение делать умозаключения, размышлять и приходить к новым выводам, также требуют способности оценивать оригинальность собственных умозаключений, руководствуясь внутренними стандартами. Чтобы достичь такого уровня мышления, человек должен обладать сильным чувством собственного «я» и системой внутренних стандартов, из которой он может исходить в своих размышлениях. Это и эмоциональная, и интеллектуальная задача. Чтобы помочь детям достичь этого уровня, сначала надо убедиться, что они уже освоили предшествующие стадии. Затем вам следует побуждать их давать свои оценки и не удовлетворяться простыми ответами. Например, если ребенок охвачен сильными эмоциями, вы можете спросить: «Что у тебя за состояние? В нем есть что-то необычное, но что? Сегодня все не как всегда? Почему?» Тем самым вы подталкиваете ребенка сделать шаг в сторону, окинуть взглядом свои чувства и мнения и оценить их. Этот вид критического мышления весьма сложно приложить к собственным эмоциям, и многие взрослые на это неспособны. Но единственный способ развить его у детей — задавать вопросы.

Психология bookap

В решение интеллектуальных задач дети тоже полнее включаются, когда их просят оценить информацию и прийти к собственным заключениям. Ребенку старшего возраста можно сказать: «А теперь покритикуй себя сам. Какие пристрастия отразились в твоем сочинении? Ты можешь обосновать противоположную точку зрения? Какая из них, по-твоему, более здравая?» Вы просите ребенка осознанно поспорить с самим собой, оценить себя и привести доводы в поддержку противоположной точки зрения. Это высокий уровень мышления, на освоение которого требуются годы.

Помогая детям (особенно детям с РАС) освоить абстрактное мышление, главное — не жалеть времени и последовательно проходить все этапы. Работая над новым уровнем мышления, продолжайте закреплять предшествующие; работайте над всеми уровнями одновременно. Терпение, эмоции, реальные, повседневные ситуации — все это развивает высокие уровни мышления у детей, которым они тяжело даются. Никогда не допускайте мысли о том, что у ребенка есть предел возможностей. Всегда исходите из того, что вы можете освоить еще один уровень, а за ним и следующий.

bookap.info