Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством задач, решение которых требует от нас включения логического мышления. Важно уметь правильно совершать мыслительные операции и последовательно приходить к умозаключениям. Однако многим родителям кажется, что логическое мышление у ребёнка развивается само собой, в процессе взросления. Это не совсем так: все программы дошкольных учреждений включают в себя задания и игры на развитие логики именно потому, что её необходимо развивать. Без тренировки ума с помощью логических задачек ребёнок не научится пользоваться логикой быстро и эффективно. К тому же развитие этого вида мышления способствует общему развитию ребёнка, является важной частью его познания мира.
Как развивают логику в детском саду
О том, как развивают логику у малышей в государственных дошкольных учреждениях, рассказала воспитательница детского сада Наталия Рейслер:
– Логическое мышление начинает формироваться у детей в среднем дошкольном возрасте, а то и раньше. Его можно развивать посредством игр и занятий в игровой форме. Во второй младшей группе я использую игру «Жидики. Твёрдики. Газики». Называю, к примеру, слово «стул». И чего сделан? Из дерева. Дерево твёрдое – берутся за руки крепко. Или, например, слово «компот». Он какой? Жидкий. «Жидики» выполняют плавательные движения. Здесь нужно учитывать возрастные особенности. Но я со своими детьми пробую разные игры, и им нравится.
В дошкольных учреждениях дети получают всестороннее развитие. Хотя, конечно, от воспитателя зависит, будет ли он в свободное от занятий время акцентировать внимание на развитии логического мышления. У каждого педагога есть своя дополнительная тема, это называется вариативный компонент. У меня тема – «Развитие мелкой моторики рук с применением нетрадиционных технологий». Во время проведения своего кружка «Умелые ручки» я предлагаю детям всевозможные игры, в том числе и на логическое мышление. Среди них: «Где мы были, что мы видели», игры на развитие ориентировки в пространстве «Назови ласково», «Кто где живёт», «Из чего сделано», «Закончи предложение», «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Угадай на слух», настольные развивающие игры «Подбери дом для животного», «Радуга» (нужно правильно расположить цвета), «Горячо – холодно» (к снежинке – холодные цвета, к солнышку – тёплые) и многие другие.
Развиваем логику дома: мнение блогера
Ольга Баженова по образованию строитель, но по призванию – мама, мечтающая вырастить своих деток всесторонне развитыми личностями. Она ведёт собственный блог, девизом которого являются слова «Вместе играем, вместе развиваем». Вот что Ольга думает по поводу развития логики у дошкольников:
– Я не согласна с распространённым утверждением, что логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Благодаря своему опыту, я знаю, что ребёнок старше двух лет уже способен отлично справляться с логическими задачами, если они соответствуют его уровню развития и интеллекта. Таким образом, играя с ребёнком (именно играя, а не обучая) в несложные логические игры, мы постепенно формируем у него логическое мышление, благодаря чему способности ребёнка мыслить логически не потухнут к старшему дошкольному возрасту, а будут как раз-таки развиваться в нужном направлении, и малыш научится справляться с более сложными заданиями.
От того, как будут преподнесены задачи, напрямую зависит и итог игры. Важно настроиться не на результат, а на эмоциональное и психологическое состояние ребёнка. Необходимо следить, получает ли он удовольствие и эмоциональное удовлетворение от занятий на развитие логики, – только в этом случае можно ждать и результата. Если же малышу не хочется заниматься, и он всячески уклоняется от ваших вопросов и заданий, значит, или методы выбраны не подходящие для конкретного ребёнка, или задачи определены слишком сложные или неинтересные. А, может быть, просто не получается преподнести все эти методы в правильном ключе.
Задача родителей состоит не в том, чтобы максимально возможно напичкать детей знаниями, пытаясь сделать из них самых умных и самых развитых уже в раннем возрасте, а, прежде всего, в том, чтобы создать условия для их полноценного развития и раскрытия возможностей и способностей. В наших силах создать для ребёнка развивающую среду, включая различные игры и повседневную деятельность, общение со сверстниками и взрослыми.
Проблема многих (не всех, конечно) частных детских дошкольных учреждений состоит в том, что они нацелены как раз-таки на результат, а не на гармоничное последовательное развитие детей дошкольного возраста. Многие детские центры ставят перед собой задачу подготовить ребёнка к школе, не уделяя при этом достаточно внимания развитию в нём важных способностей, таких как логическое мышление. Обычно дети изучают чтение, письмо, математику, немного окружающий мир, и на этом всё. При этом программа обучения дошкольников максимально приближена к программе первого класса. Однако это проблема не только дошкольных учреждений, но и родителей, поскольку именно спрос рождает предложение.
Про муниципальные детские учреждение сказать что-то определённое не могу. Моя дочь не ходила в детский сад, поэтому опыта обучения в этих учреждениях у меня нет. Однако я много общалась с детсадовскими детьми, и у меня сложилось впечатление, что в детских садах ситуация с этим обстоит ещё хуже, чем в частных учреждениях.
Занятия по развитию логического мышления у малышей дошкольного возраста нужны обязательно. И тем дети, которые посещают различные дошкольные учреждения, и тем ребятам, которые занимаются постижением окружающего мира преимущественно в домашних условиях. Ведь использовать игры, способствующие формированию логики, можно буквально на ходу. Так что – всё логично.
Самая полезная информация о заботе и воспитании ребенка в нашей подписке 20 000 мам уже подписалисьЧто лишнее на рисунке?
Помоги пройти путь до цели
Соедини пары
Что забыл нарисовать художник?
Что в пустой клетке?
Эта статья может быть интересна твоим друзьям? Поделись ссылкой в своих соцсетях:
lucky-child.com
ЗАДАЧИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Задача 1.
Маша, Катя и Лена отправились в лес за грибами. Маша нашла 10 грибов, Катя столько сколько Маша и половину от Лениных. А Лена столько сколько Маша и Катя вместе. Сколько всего грибов собрали девочки?
Задача 2.
Если Витя купит 3 пачки чипсов, то у него останется 4 гривны. А если бы он захотел купить 5 пачек, ему бы не хватило 20 гривен. Сколько денег у Вити?
Задача 3.
Фрекен Бок испекла 30 плюшек. Малыш съел несколько штук, Карлсон на 17 штук больше. Домомучительнице досталось всего три плюшки. Кто сколько плюшек съел?
Задача 4.
По двору гуляют козы и гуси. Известно, что всего у них 8 голов и 26 ног. Сколько гусей гуляет по двору?
Задача 5.
Карлсон, Винни-Пух и Сиропчик участвовали в конкурсе сладкоежек. Карлсон не занял второго места. Винни-Пух не занял ни первого, ни второго места. Какое место занял Карлсон? Винни-Пух? Сиропчик?
Задача 6.
Три котенка - Касьянка, Том и Плут - съели плотвичку, окуня и карася. Касьянка не ел ни плотвичку, ни окуня. Том не ел плотвичку. Какую рыбку съел каждый котенок?
Задача 7.
Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин и Печкин решили пойти зимой на охоту. Там они потревожили медведя и убегали из леса, обгоняя друг друга. Шарик бежал быстрее Матроскина, но медленнее Печкина, Матроскин прибежал домой позже, чем Дядя Федор, который бежал медленнее Шарика. У кого больше всех шансов попасть в лапы к медведю - шатуну?
Задача 8.
Круглая поляна обсажена деревьями. Алла и Кристина пошли вокруг поляны, считая деревья. Они идут в одном направлении, но начали в разных местах. Дерево, которое у Кристины было седьмым, у Алла было двадцатым, а дерево, которое у Аллы было седьмым, у Кристины было 93-м. Сколько деревьев растет вокруг поляны? (Ответ: 99)
Задача 9.
Когда индюк стоит на двух лапах, его вес составляет порядка шести килограммов. Каким станет вес индюка, если встанет не на две, а только на одну лапу? Ответ: Он не изменится и будет по-прежнему шесть килограммов.
Задача 10.
Какой конь не ест овса? Ответ: Шахматный.
Задача 11.
Расставить 6 книг на две полки так, чтобы на одной было на 2 книги больше, чем на другой. Ответ: (4 и 2).
Задача 12.
У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на правую руку? (2)
Задача 13.
В семье 4 детей. Сестер столько же сколько и братьев. Сколько девочек в семье? (2)
Задача 14.
4.В корзине сидят котята. У всех котят три пары ушей. Сколько котят в корзине? (3)
Задача 15.
Дима выиграл у Алеши 3 партии в шахматы. Алеша проиграл Диме столько же партий и
одну партию мальчики сыграли вничью. Сколько всего партий сыграли дети? ( 4)
Задача 16.
Я задумала два числа. Когда сложила их, то получила 6, когда вычла одно из другого, то
тоже получила 6. Какое число я задумала? (6 и 0 )
Задача 17.
Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Дима в пятый вагон от конца поезда. В одном ли вагоне едут мальчики? ( нет ) .
Задача 18.
Плитка шоколада состоит из 6 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки?
infourok.ru
Человек, обладающий развитой логикой, выгодно выделяется из «серой массы» здравым смыслом и рационализмом, и как правило, добивается в жизни успеха.
Развить логику у ребенка – значит, во-первых, обеспечить понимание им причинно-следственных связей между явлениями, процессами и действиями, а во-вторых, сформировать в нем способность к анализу окружающей действительности.
Поскольку логика – это не конкретный навык или умение, а мышление, образ мыслей в целом, то для того, чтобы развить ее у ребенка, необходимо с самого раннего возраста приучить его к «интеллектуальному образу жизни». Всячески стимулируйте любознательность малыша: покупайте ему развивающие детские игрушки, конструкторы, пазлы; практикуйте упражнения для развития пытливости детского ума.
Как считают японцы (и с ними трудно не согласиться), дети до 3-х лет более склонны к восприятию информации, поскольку не наделены теми принципами, комплексами и условностями, которыми мы сами их награждаем впоследствии. А с 3-х лет влияние внешних установок начинает сказываться…
Поэтому очень важно много разговаривать с младенцем уже с первых месяцев его жизни. Рассказывайте ему об окружающей его обстановке, предметах, обсуждайте с ним свои текущие дела – не считайте, что кроха все равно ничего не понимает. Очень скоро вы не только увидите с его стороны осознанный взгляд, но и услышите меняющий интонации лепет, который вскоре сменят первые слова и предложения.
Не сюсюкайтесь с малышом, не используйте в своей речи уменьшительные, грамматически неправильные или несуществующие слова (типа «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла» или «топ-топ» вместо «пошел»). Старайтесь, по возможности, общаться с чадом на равных, и тогда его умственное взросление наступит раньше общепринятой возрастной нормы.
Детям от природы свойственно любопытство. Они пытливы и неугомонны в своих вечных вопросах. Даже если вы устали и у вас нет настроения, постарайтесь все же скрыть раздражение и терпеливо ответить на все детские вопросы. Не злитесь, не нервничайте и отвечайте с улыбкой. Только с вашей помощью кроха сможет создать себе в уме реальную картину окружающего мира.
Самый эффективный способ развить логику ребенка — проведение с ним игр. Ведь только то, что интересно и весело, запоминается лучше всего. Логические игры развивают память, расширяют кругозор, учат самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, исключать, выявлять аналогии и анализировать.
Возьмите несколько разноцветных и разного размера мячиков и кубиков. Попросите малыша ответить, чем отличается, например, синий мячик от синего кубика, и что у них общего. По аналогии сравните синий мячик и красный мячик и т. д.
Положите несколько игрушек в коробок (или непрозрачный пакет). Пусть ребенок, не вытягивая игрушки, взяв ее в руки, назовет, что это за игрушка и какой она формы.
Логика тесно связана с математикой. Чем раньше вы начнете развивать в ребенке математические способности, тем проще и легче ему будет учиться в будущем. Начинайте учить малыша счету уже с 1,5-2-х лет.
Прекрасно развивает логику пособие геометрические фигуры на магнитах, предназначенное для детей от 3-х лет. С ним можно проводить такие игры:
Очень интересна игра на ассоциации, развивающая наблюдательность, внимание, воображение. Вы рисуете геометрические фигуры, а ребенок должен сказать, с какими предметами у него ассоциируется та или иная фигура. Затем объединяйте разные фигуры в общий рисунок, и пусть малыш назовет изображенный объект. Например, добавив в прямоугольнике окошки, получим домик, а соединив вертикальными линиями два горизонтальных овала, получим стакан.
Нарисуйте равносторонний треугольник, а рядом с ним – горизонтальный овал, у которого больший диаметр равен стороне треугольника. Спросите ребенка, какой, по его мнению, получится предмет, если объединить эти два рисунка (колпак). Сообщите, что такая объемная геометрическая фигура называется конусом. Такая игра отлично стимулирует пространственное восприятие и воображение.
Можно рисовать геометрические фигуры на спинах друг друга пальцем: один рисует — другой отгадывает.
Логические игры хороши тем, что многие из них не требуют особых временных затрат или определенного места. Играть можно во время поездки в общественном транспорте, в очереди в поликлинике или просто идя по улице во время прогулки.
Для самых маленьких деток подойдет игра на противоположности. Вы начинаете предложение, а кроха заканчивает. Например, слон большой, а мышь -…, летом тепло, а зимой — …, лед твердый, а снег — … .
Интересна также игра «Отгадай загаданное» по наводящим вопросам, требующим однозначного ответа «да» или «нет». Например:— Это живое? – Да.— Зверь? – Нет.— Птица? – Да.— Чирикает? – Нет.— Голубь? – Да.
Сначала пусть малыш задает наводящие вопросы, а потом поменяйтесь местами. Эта игра развивает сообразительность и смекалку, тренирует логическое мышление и наблюдательность.
Поможет развить логическое мышление игра на установление принадлежности выбранного объекта к определенной группе. Например, вы называете «куртка», а малыш должен сказать, что она принадлежит к группе «одежда»; вы называете «яблоко» — ребенок должен сказать «фрукты» и т. п.
Многие поколения детей любят игру «Съедобное-несъедобное», при которой одновременно с названием предмета кидают мяч. Если назван съедобный предмет, мяч надо поймать.
Научите малыша играть в полезные настольные игры: шахматы, шашки, «Крестики-нолики», «Морской бой». Обдумывание дальнейших ходов в игре прекрасно развивает аналитическое мышление.
Все дети любят смотреть мультфильмы. Предлагайте сыну или дочери только качественные развивающие мультики; их просмотр будет не только приятным, но и полезным занятием.
Читайте вместе с дошкольником детские книжки с обучающим уклоном, познавательные рассказы. Задавайте ему загадки, ребусы, развивайте математические и интеллектуальные способности. Решайте вместе логические задачки, кроссворды, чайнворды. Приобретите развивающие учебные пособия и товары для подготовки к школе.
Научите ребенка определять время (на примере часов со стрелками и разборчивыми цифрами). Объясните, по какому принципу устроен календарь. В этом вам поможет настенный или настольный перекидной календарь (последний, кстати, легко можно сделать своими руками, что очень понравится ребенку).
Стремясь развить логику у ребенка и обучая его базовым навыкам и понятиям, делайте это в доступной ему форме, дабы избежать курьезов.
Пример из жизни. Объясняя 3-летнему сельскому мальчику понятия «лево»/»право», ему сказали, что лево — это там, где стоит печь, а право — где стоит хата (дом) дяди Вити. Прошли годы, мальчик превратился в мужчину и давно покинул родное село. Но детское впечатление оказалось настолько сильным, что до сих пор при определении направления мужчина автоматически вспоминает расположение в своей сельской хате печки по отношению к дому соседа дяди Вити.
Или другой жизненный пример. Ребенка научили, что узнать, где лево, а где право поможет нарисованная в уме печатная буква «И»: в какую сторону у нее палочка вверх — там право. Можно себе представить, насколько сложно при таком объяснении ребенку, а потом и взрослому, быстро ориентироваться. А ведь следовало просто сказать малышу: право там, где ведущая рука, которой ты пишешь или кушаешь (если он правша), и наоборот.
В 4 года, когда речь дошкольника уже сформирована, признаком хорошо развитой логики является активное употребление развернутых сложноподчиненных предложений, условных наклонений, вводных слов и т. п.
Очень важно научить ребенка произвольному мышлению, то есть умению думать целенаправленно. Взрослые всегда могут выбирать, о чем думать, а о чем – нет. У детей же эта способность полностью развивается лишь к 10-ти годам. Поэтому ребенка надо учить думать, причем так, чтобы настрой его мыслей был позитивным.
Если вы будете с раннего возраста развивать у ребенка логику, ваши усилия не пропадут зря. Это сформирует у него гибкость мышления и дальновидность, что позволит в будущем видеть скрытую от многих суть вещей и явлений и с легкостью решать сложнейшие житейские задачи.
Источник — http://glazastik.com
Общая информация о статье
Название
Как развить логику у ребенка: советы, игры, задания
Описание
В упрощенном понимании логика – синоним ума, то есть это умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво. Этим и объясняется интерес к вопросу «Как развить логику у ребенка?»
wellness.co.ua
Начинать развитие логического мышления у подрастающего поколения необходимо с самого раннего детства. Закладывая в малыше умение мыслить логически, родители и педагоги учат его пользоваться конкретными понятиями, принимать решения и совершать поступки, основываясь на анализе знаний, полученных ранее.
Во взрослой жизни логическое мышление помогает в решении очень многих повседневных задач. Учит отличать фальшь от истины и грамотно излагать свои мысли, помогает найти компромисс при возникшем споре, выручает в трудных жизненных ситуациях, раскладывая сумбурные мысли в наших головах по полочкам, и оказывая поддержку при выборе верного решения.
Дело в том, что каждый возрастной период в жизни ребенка – это этап, во время которого происходит формирование определенных психоэмоциональных функций организма. Приобретенные в нежном возрасте знания и навыки, обеспечивают его дальнейшее гармоничное развитие. Детям, не научившимся мыслить логически, будет гораздо труднее, чем их сверстникам, усвоившим необходимые базовые понятия.
Любой навык, который рано или поздно приобретает кроха, необходимо поддерживать, развивать и оттачивать. Тоже происходит и с логическим мышлением, начав занятия в игровой форме с совсем еще маленьким карапузом, год от года родители и воспитатели должны постепенно усложнять задачки на логику, применяя в обучении разные приемы и методы.
В столь юном возрасте дети изучают окружающий мир посредством тактильных ощущений и физического взаимодействия. Самые первые логические задачи ребенок «решает» еще в грудном возрасте, сравнивая на ощупь твердое и мягкое, пробуя на вкус мамино молоко или уголок пеленки, играя погремушками, а в процессе этих, казалось бы, простых действий учится познавать характер предметов и устанавливать связи между его формой и свойствами. Например, круглое катится, а квадратное нет, молоко вкусное, а пеленка не очень.
По достижении ребенком одного года, родителям можно начинать занятия на развитие. Все проводимые с малышами уроки должны иметь форму игры, быть ненавязчивыми, недолгими и доставлять удовольствие и родителям, и крохе.
Самые первые логические игрушки, это:
Естественно, не стоит ожидать, что малыш научится собирать пирамидку или вставлять вкладыши в нужную ячейку с первого раза. На данном этапе он еще не научился логически мыслить, а все его действия основаны на методе перебора. Но постепенно он осознает, что большой стаканчик невозможно поместить в маленький, а пирамидка только тогда примет свою истинную форму, когда все колечки в ней будут расположены по порядку.
В возрасте 2 лет многие детки начинают активно разговаривать и развивающие занятия с ними переходят на новый уровень. В этом возрасте малышу понравится решать логические цепочки или находить на картинке лишний предмет.
К трем годам, когда большинство дошкольников уже умеют хорошо разговаривать и четко выражать свои мысли, можно начинать учить его выстраивать логические цепочки, проявляя фантазию и пространственное мышление. Для таких занятий совершенно не нужны наглядные пособия, они проводятся в форме диалога между мамой и ребенком. Можно учить его находить ассоциации к словам, называя любое слово, например, «лимон», на что малыш должен ответить «кислый» или «желтый», или «зима», где ответом должны быть «мороз» или «снег».
Ближе к 4 годам, можно начинать игры в сравнения, обобщение, мозаику, более сложные пазлы, лото и всевозможные конструкторы.
После 5 лет начинается активная подготовка к школе. В этом возрасте дети должны уметь отгадывать загадки на сообразительность, простые математические вычисления и логическое мышление.
Успешное развитие логики у дошкольников достигается путем взаимодействия родителей и педагогов, навыки, полученные в условиях дошкольных образовательных учреждений обязательно должны закрепляться в семье.
rebenokrazvit.ru
Одним из существенных показателей интеллектуального развития ребенка и его соответствия возрасту, является логическое мышление. Оно развивается поэтапно, начиная от самых простых к более сложным. А благодаря современным развивающим технологиям и необычным заданиям, из скучного и однообразного обучения, его можно превратить в увлекательную игру, которая наверняка понравится и родителям и ребенку.
Развитие логики — один из самых важных аспектов интеллектуального развития
В целом, мышление дошкольников проходит три базовых этапа в своем развитии:
Настольные игры — лучший способ развития логического мышления
Логика представляет собой один из высоких этапов развития мышления.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.
Геометрические фигуры — развитие логики в игровой форме
По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.
Младший дошкольный возраст охватывает период с 2 до 4 лет. В это время ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать по таким элементарным признакам, как цвет, форма, размер.
Развивающие занятия в этом возрасте лучше всего проводить с использованием ярких игрушек, либо дидактических карточек. Желательно, чтобы изображения были максимально простыми и содержали минимум отвлекающих деталей.
Занятия с малышом учит его мыслить логически
Логические задания для младших дошкольников разнообразны. Типичными упражнениями на развитие логики в этом возрасте могут быть:
Игра помогает ребенку понимать причинно-следственные связи, а также улучшает его восприятие времени.
Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображением животных и их детенышей. Детям можно предложить подобрать к каждой карточке пару, предварительно разложив перед ним взрослых животных и дав ему детенышей. После того, как все карточки займут свои места, можно будет объяснить ребенку, что из крошечного цыпленка со временем вырастает курица или петух, из щенка – собака и т.д. Со временем это задание можно усложнить, предлагая ребенку картинки с изображением сцен из его любимых сказок. И предложить разложить их по порядку, восстановив сюжет.
Игра на подбор понятий
Ребенку предлагаются логические цепочки предметов или картинок, относящихся к определенному классу: это могут быть цветы, деревья, звери или птицы. А рядом – группу разных картинок, среди которых должна быть одна, принадлежащая к предметам цепочки. Задача ребенка – дополнить цепочку подходящим элементом.
Это задание, несмотря на свою простоту, хорошо развивает способности к обобщению и анализу, сравнению и классификации.
В этой задаче для дошкольников можно предложить ребенку назвать:
Онлайн игра Найди точно такую кошку — малыш может играть в интернете
Перед ребенком раскладывается группа картинок, изображающих различные предметы, либо игрушки, среди которых должен быть один лишний, не попадающий под общую категорию. Задача ребенка – отыскать и убрать этот предмет при помощи логического мышления. Очень желательно, чтобы ребенок смог также и объяснить свой выбор, рассказав, почему тот или иной предмет оказался лишним.
Игра Выбери самый маленький предмет
Со временем задание можно несколько усложнить, дополнив конкретные предметы природными явлениями, цветами и т.д. Логические связи между ними несколько сложнее и для того, чтобы справиться с этим заданием ребенку нужно будет очень постараться.
Старший дошкольный период отмечаются интенсивным развитием многих процессов психики. В частности, уже к четырем годам у детей начинает проявляться словесно-логическое мышление, позволяющее не только решать определенные задания, но и достаточно четко аргументировать свою позицию.
Совместные игры развивают логику у старших дошкольников
Ребенок уже не так нуждается в наглядности благодаря довольно хорошо развитому воображению и увеличению объема памяти. И хотя на занятиях все еще желательно использовать всевозможный дидактический материал, уже в 4 года можно предлагать ребенку решать некоторые задачи в уме.
Вот лишь некоторые задания на логику для старших дошкольников.
Развитию мыслительных процессов дошкольников очень хорошо способствует ранжирование (например, по размеру, цвету, а позже – степени выраженности того или иного признака). Необходимо обязательно уточнять ребенку, что именно служит основанием для ранжирования.
Игра Найди отличия — одна из разновидностей игр на ранжирование
К старшему дошкольному возрасту в понятийном аппарате ребенка уже в полной мере сформированы представления об общем и частном. Поэтому ему уже можно предлагать выполнять задания на эту тему.
Логический лабиринт — любимое развлечение дошкольников
Игры на формирование представлений об общем и частном довольно просты. Достаточно лишь разложить перед ребенком предметы, либо карточки с предметами одного типа и предложить ребенку определить логические связи между ними, назвав их одним словом. Также как и в предыдущих играх, здесь нужно двигается от простого к сложному, вначале пользуясь максимально простыми категориями, где общая черта будет лежать на поверхности. И со временем – усложнять задачу, расширяя количество используемых групп.
Если в процессе выполнения заданий у дошкольников будут возникать какие-либо трудности, обязательно следует поговорить с ними об этом. И вместе решить возникшие проблемы.
Мыслительные процессы, в частности, логика, дошкольников развиваются достаточно интенсивными темпами и к моменту поступления в школу находятся уже на неплохом уровне, что позволяет им максимально эффективно усваивать школьную программу.
detki.guru
Программа обучения детей в начальной школе существенно отличается от того, что и как они изучают на занятиях в детском саду. Учёба в школе предполагает новую ступеньку в развитии мышления дошкольника – переход его от наглядно–действенного и образного к логическому и чуть позже, в средней школе – к абстрактно-логическому типу мышления.
Именно поэтому развитие логического мышления младших школьников является одной из важнейших задач на этапе обучения в начальной школе.
Развитое абстрактно–логическое мышление ребёнка в дальнейшем будет способствовать его школьным успехам в таких дисциплинах, как алгебра, геометрия, физика, химия.
Шаг 1. Осваиваем категорию «понятие». Необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно выделять функционально–существенные признаки предмета либо явления, те признаки, которые непосредственно связаны с назначением самого предмета. Например, «корова-молоко». То есть, корова даёт молоко – этот признак и выделяет её в ряду других животных.
Шаг 2. Учим дошкольника определять уже известные свойства предмета, при этом, не выделяя более или менее значимые. То есть ребёнок должен сообщить о наиболее понятных и запомнившихся ему признаках описываемого предмета. Например, «собака – животное, живёт во дворе в будке». Таким образом, тренируется способность анализировать, развивая внимание и наблюдательность.
Шаг 3. Последний этап – развиваем у детей способность обобщать и классифицировать, выделять общие значимые признаки для класса предметов или понятий.
Например: кошка, собака, мышь – животные. Далее, классифицируем по признаку места обитания – домашние животные (живут в доме).
Мухомор, подосиновик, опята – грибы. Опята и подосиновик – съедобные, мухомор – нет (здесь используется классификация по принципу съедобный – несъедобный).
Способность к логическому мышлению у детей не является врождённой, этот тип мышления более чем какой-либо другой требует специальных занятий и тренировки.
Объективными признаками уровня развития и качества логического мышления у детей также являются такие параметры, как быстрота, гибкость и глубина.
Быстрота подразумевает умение поиск нужного решения в небольшой промежуток времени. Гибкость – это способность к поиску различных вариантов решения проблемы (задачи), в случае, если поменялись первоначально заданные условия. Глубина мышления характеризует возможность проникнуть в суть поставленной задачи и выявить взаимосвязь между всеми её частями.
Эти три качества редко бывают развиты одинаково хорошо. Однако, оперируя ими, родители смогут установить наличие и уровень развития логического мышления у своего ребёнка.
В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.
Речь идёт о так называемом «клиповом» мышлении – как о результате чрезмерной загруженности детей продуктами информационных технологий и телевидения. Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация подаётся хаотично и поверхностно, ребёнок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно, ведёт к общему снижению уровня развития интеллекта.
Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни, а также поможет ему определиться в предстоящем после окончания школы выборе профессии.
Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена
marypop.ru