ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Факторы развития и формирования личности. Кратко формирование и развитие личности


38.2. Формирование и развитие личности

 

Опорные слова к вопросу №38 — здесь

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-ис­торических обстоятельствах жизни человека. Становление лич­ности связано с принятием индивидом выработанных в обще­стве социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с дру­гими. Сформированная личность есть субъект свободного, са­мостоятельного и ответственного поведения в социальных со­обществах.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако, их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и ряда других вопросов.

С каждым типом теорий связано свое особенное представление о развитии личности.

Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей.

Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам.

Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей.

Гуманистическая психология и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, которую разработал американский психолог Эрик (Хомбергер) Эриксон. Эта теория будет изучаться в курсе психологии развития или возрастной психологии.

В отечественной психологии под развитием личности понимается закономерное изменение личности с течением времени как в качественном, количественном, так и в структурном отношении. Развитие личности является необратимым, направленным (т.е. способным к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений на предшествующие) процессом, осуществляемым в условиях социализации индивида и, в частности, его воспитания.

Два рождения личности (согласно Лидии Ильиничне Божович):

  • Первое рождение. В возрасте 3 года: появляется способность к поведению, опосредованному социальными нормами, т.е. ребёнок к трём годам уже умеет себя вести так, как принято в человеческом обществе.
  • Второе рождение. В подростковом возрасте возникает способность сознательного формирования таких личностных свойств, которые определяют поведение человека: мотивов, ценностей, убеждений, интересов.

Движущими силами развития личности являются противоречия:

  • между потребностями и внешними обстоятельствами,
  • новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения,
  • новыми требованиями деятельности и несформированными знаниями, умениями и навыками,
  • возникшими физическими способностями, духовными возможностями и старыми формами деятельности.

Механизмами формирования личности являются:

  • принятие социальных ролей,
  • идентификация, состоящая в том, что субъект ставит себя на место другого человека, погружается в обстоятельства его жизни и, тем самым, усваивает стиль его жизни, присваивает его личностные особенности.
  • психологический симбиоз (диады),
  • викарное научение (= научение через подражание),
  • компенсация (замещение недостаточно развитых функций другими, развитыми функциями) и т.п.

Кроме того, любые механизмы, формирующие высшие подструктуры личности являются также механизмами, формирующими личность. В частности, в психологии есть понятие "сублимация" - процесс разрешения внутренних, психических противоречий на пути личностного роста.

Факторы и условия развития личности:

  • среда и наследственность человека (это факторы),
  • обучение и воспитание (это внешние условия),
  • активность человека, его интересы, мотивы, воля и т.п. (это внутренние условия).

Нормальное развитие может нарушаться множеством факторов. В частности, это могут быть дефекты задатков, на основе которых формируется личность. Примеры некоторых таких нарушения:

  • олигофрения, проявляющаяся в замедленном темпе умственного развития ребёнка.
  • ранний детский аутизм, проявляющийся в невозможности участия ребёнка в полноценном общении с другими людьми,
  • психопатии, проявляющиеся в стойкой и тотальной социальной дезадаптации ребёнка.

Более подробно эти нарушения изучаются в курсе спецпсихологии и коррекционной педагогики.

 

vestishki.ru

Формирование и развитие личности

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 17Следующая ⇒

Рассматривая предыдущий вопрос, мы пришли к выводу о том, что личностью человек не рождается, а становится. С этой точкой зрения сегодня согласно боль­шинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется раз­витие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития лич­ности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жиз­ни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о раз­витии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматрива­ет процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межлич­ностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

Однако помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сфор­мировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное,

системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон лично­сти. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям.

Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому пси­хологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности ста­дий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рож­дения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных пси­хологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого чело­века:

1. Кризис доверия—недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).

4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и кон­формизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде за­метных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только поло­жительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории все­возможные варианты сочетаний положительных и отрицательных новообразова­ний практически невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но благодаря четко очерченным полюсам можно представить себе все промежуточные варианты личностного раз­вития человека (табл. 20.1).

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности проис­ходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окру­жен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Пер­вый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятель­ностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассмат­ривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полу­ченного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть раз­личным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса —индивиду­ализации.

Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, напри­мер в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим инсти­тутом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близ­ких людей, закладываются основы личности человека. Очень часто мы можем встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.

Следует отметить, что социализация может носить как регулируемый, целе­направленный, так и нерегулируемый, стихийный характер. Акцентируя внима­ние на возможности именно одновременного существования социализации и как целенаправленного и как нерегулируемого процесса, А. А. Реан поясняет это с по­мощью следующего примера. Все мы прекрасно знаем, что на уроке в школе при­обретаются важные знания, многие из которых (особенно по гуманитарным дис­циплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваи­вает не только материал урока и не только социальные правила, но и обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным.

Как следует из приведенного выше примера, регулируемая социализация в боль­шинстве случаев связана с процессом воспитания, когда родителями или педаго­гом ставится определенная задача по формированию поведения ребенка и пред­принимаются определенные шаги для ее выполнения.

В психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответству­ющим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социа­лизация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, ко­гда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заклю­чается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности — это негативная черта, которая должна быть компенсирована процес­сом социализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматри­вать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности чело­века, и как антипод индивидуализации. Скорее наоборот, в процессе социализа­ции и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Социальный опыт, лежащий в основе про­цесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, ста­новясь источником индивидуализации личности.

Следует отметить, что процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социали­зация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с опре­деленной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завер­шается, но и никогда не бывает полной.

Одновременно с социализацией протекает еще один процесс — инкулътурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это про­цесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся

способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продук­ты деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между дан­ными понятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса от другого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой куль­туры не означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешная социализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкуль-турации.

Поскольку мы коснулись вопроса о соотношении социализации и индивидуа­лизации, то невольно подошли к проблеме самоактуализации личности — одной из центральных проблем теории развития личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство зрелой личности заключается в потреб­ности к саморазвитию, или самоактуализации. Идея саморазвития и самореализа­ции является центральной или по крайней мере чрезвычайно значимой для мно­гих современных концепций о человеке. Например, она занимает центральное место в гуманистической психологии и в акмеологии.

Рассматривая проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся определить причины, обусловливающие развитие человека. Большинство иссле­дователей считает движущей силой личностного развития комплекс разнообраз­ных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии. Стремление к саморазвитию не означает стремление к какому-то недостижимому идеалу. Наиболее важно стремление личности добиться конкрет­ной цели или определенного социального статуса.

Другим вопросом, рассматриваемым в рамках общих проблем развития лично­сти, является вопрос о степени устойчивости личностных свойств. В основе мно­гих теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих ос­новных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведе­ния, придает ее поступкам закономерный характер.

Однако в ряде исследований было обнаружено, что поведение человека доволь­но изменчиво. Поэтому невольно возникает вопрос о том, насколько и в чем лич­ность и поведение человека действительно устойчивы.

По мнению И. С. Кона, в этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов, каждый из которых может рассматриваться отдельно. Напри­мер, о постоянстве чего идет речь — поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или измен­чивости оцениваемых свойств в данном случае? Каков временной диапазон, в пре­делах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или измен­чивых?

Следует отметить, что проводимые исследования однозначного ответа на этот вопрос не дают, более того, в них были получены различные результаты. Напри­мер, было отмечено, что даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец постоянства, на самом деле не являются постоянными и устойчи­выми. В ходе исследований были обнаружены и так называемые ситуативные чер­ты, проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причем довольно значительно.

В то же время ряд лонгитюдных исследований показывает, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова.

В одном из подобных исследований, проводимом в течение 35 лет, по опреде­ленному набору личностных характеристик оценивались более 100 человек. Пер­вый раз они были обследованы в возрасте, соответствующем неполной средней школе, затем — в старших классах средней школы и далее — еще раз в возрасте 35-45 лет.

В течение трех лет с момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) 58 % личностных характеристик обследуемых сохранились, т. е. была выявлена зависимость по данным параметрам между результатами пер­вого и второго обследования. За 30 лет проведения исследования значимые кор­реляции между результатами исследования сохранились по 31 % всех изучавших­ся личностных характеристик. Ниже представлена таблица (табл. 20.2), в которой перечислены свойства личности, оцениваемые современными психологами как до­статочно устойчивые.

В ходе проводимых исследований выяснилось, что весьма стойкими во време­ни являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и оцен­ки собственной личности. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаружива­ют довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубо­кие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее суще­ственные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового,

юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40-45 лет.

Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в том перио­де жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизиру­ются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее суще­ственно не изменяется, у других устойчивость личностных психологических осо­бенностей, напротив, обнаруживается довольно поздно, в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в под­ростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противо­речиями и конфликтами.

Гораздо меньшая устойчивость личностных характеристик обнаруживается, когда личность рассматривается не в течение длительного периода времени, а в раз­личных ситуациях. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Неудачными оказались и попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с об­ладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корре­ляция между оцениваемыми с помощью опросников чертами личности и соответ­ствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30.

Между тем в ходе исследований было установлено, что наибольшей стабиль­ностью обладают динамические особенности личности, связанные с врожденны­ми анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества.

Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости свойств личности весьма не­однозначен. У одних свойств, как правило тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; у дру­гих личностных качеств, чаще всего приобретенных в ранние годы и так или иначе обусловленных органически, она есть. В большинстве исследований, посвящен­ных данной проблеме, отмечается, что реальное поведение личности, как устойчи­вое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых находится человек.

По нашему мнению, человек обладает целым рядом характеристик личности, которые являются весьма устойчивыми образованиями, поскольку они присут­ствуют у всех людей. Это так называемые интегративные характеристики, т. е. чер­ты личности, формирующиеся на основе более простых психологических харак­теристик. К числу таких характеристик необходимо прежде всего отнести адапта­ционный потенциал личности.

Данное понятие было предложено нами на основании анализа многочислен­ных экспериментальных исследований, посвященных проблеме адаптации. По на­шему мнению, каждый человек обладает личностным адаптационным потенциа­лом, т. е. набором определенных психологических характеристик, позволяющих ему успешно адаптироваться к условиям социальной среды. В зависимости от степе­ни развития адаптационного потенциала личности человек более или менее успеш­но формирует свое поведение в различных ситуациях. Таким образом, следует го­ворить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекват­ность поведения в тех или иных условиях.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.

2. Раскройте соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «лич­ность» и «индивидуальность».

3. Что входит в структуру личности?

4. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности.

5. В чем состоит суть концепции структуры личности К. К. Платонова?

6. Расскажите о структурном подходе А. Н. Леонтьева.

7. Расскажите о том, как рассматривались проблемы личности в работах Б. Г. Ананьева.

8. В чем состоит комплексный подход к исследованию личности Б. Ф. Ломова?

9. В чем состоит концепция развития личности Э. Эриксона?

10. Что вы знаете о проблеме исследования устойчивости личностных свойств?

 

Рекомендуемая литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для ву­зов по спец. «Психология». — М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пили-повского. — М.: Прогресс, 1986.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследова­ние. — М.: Просвещение, 1968.

4. БодалевА. А. Психология о личности. — М: Изд-во МГУ, 1988.

5. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988.

6. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журнал. — 1987. — № 4.

7. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат,1977.

9. Мясищев В. П. Личность и неврозы. — Л.: Медицина, 1960.

10.Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.

11.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности

 

Краткое содержание

Теории личности. Основные периоды развития психологии личности. Проблема личности в трудах античных философов. Исследования проблем личности в XIX в. (клинический пери­од). Классификация теорий личности Р. С. Немова. Экспериментальные теории личности. Тео­рии личности фрейдизма и неофрейдизма (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. С. Салли-ван). Проблема личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу). Французская социологическая школа. Концепция личности П. Жане.

Методология экспериментальных исследований личности. Способы сбора эксперименталь­ной информации о личности. Факторный подход к оценке личностных черт. Типологический подход. Использование методов математического анализа в исследовании личности. Работы Г. Олпорта и Р. Кеттелла. Типологический подход С. Хатуэя и Дж. Маккинли.

 

Теории личности

Проведение теоретических исследований в области психологии личности на­чалось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выде­лить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продол­жался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в фило­софско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной при­роде человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Такое понима­ние личности отчасти сохранилось и в более позднее время. Для психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий и научных катего­рий, наполненных конкретным содержанием, данное определение является слиш­ком широким.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. Они первыми стали вести систе­матические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его поведение. При этом дела­лись не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лече­нием душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным перио­

дом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно об­наруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что мно­гие обнаруженные ими особенности есть практически у всех здоровых людей, но у них эти особенности выражены умеренно, а у больных, как правило, гипертрофи­рованы. Это относится, например, к тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости.

Определения личности врачами-психиатрами давались в терминах таких черт, с помощью которых можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Тем не менее и дан­ный подход с точки зрения психологии представляется несовершенным. Дело в том, что такие определения для целостного описания нормальной личности яв­лялись слишком узкими. В подобного типа определения не входили качества лич­ности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда по­ложительны, «нормальны». Это, например, способности, нравственные качества и ряд других личностных свойств.

Следует отметить, что вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феноме­на. Лишь в первые десятилетия XX в. личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. Поскольку начало XX в. характеризовалось бур­ным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпри­нята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с це­лью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надеж­ных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Давайте более подробно остановимся на некоторых наиболее известных кон­цепциях и теориях личности, а также их классификации.

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и кон­цепций личности. Причем с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных пособиях. Так, Р. С. Немов насчитывает но крайней мере 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации.

По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняю­щие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характери­стик. С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не прида­ется существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционист-ские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних фак­торов в управлении актуальными действиями человека.

Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ по­лучения данных о личности. С этой точки зрения все теории можно разделить на экспериментальные и неэкспериментальные. К экспериментальным теориям лич­ности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным

путем данных. В свою очередь к неэкспериментальнымотносят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают тео­ретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. К числу структур­ныхотносят теории, для которых главной проблемой является выяснение струк­туры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическиминазывают теории, основная тема которых — преобразование, из­менение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возраст­ной и педагогической психологии. Теории этого тина построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рожде­ния до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Кроме этого существуют теории, авторы которых поставили перед собой задачу просле­дить развитие личности в течение всей жизни человека.

Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки. Так, можно выделить теории черт.Согласно положениям данной группы теорий, все люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдель­ных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тесто-логического или другого способа выявления и описания личностных черт, напри­мер на основе обобщения жизненных наблюдений разных людей за данным чело­веком.

Второй способ оценки черт личности предполагает объединение всех людей в типологические группы. В этом случае люди, входящие в одну типологическую группу, будут обладать близкими психологическими характеристиками, а следо­вательно, они очень похожи друг на друга своим поведением. Однако свойствен­ные для той или иной типологической группы психологические характеристики, в свою очередь, делают ее непохожей на другие типологические группы.

Следует отметить, что, помимо рассматриваемых Р. С. Немовым, существуют и другие классификации теорий личности. Так, Б. В. Зейгарник рассматривает су­ществующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития. При этом она выде­ляет следующие группы теорий: теории личности фрейдизма и неофрейдизма, гу­манистические теории личности, теории личности экзистенциальной психологии, теории личности французской социологической школы и др. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.

Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в тот период исследования личности, который был определен нами как клинический. Создателем этой теории является 3. Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма воз­ник целый ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.

Фрейд несколько лет проработал в клинике знаменитого французского невро­лога Ж. Шарко в Сальпетриере (Париж) и клинике Бернгейма в Нанси, где по­

знакомился с терапией неврозов. С начала 90-х гг. 3. Фрейд работал вместе с Й. Брейером, применяя метод гипнотического катарсиса. Впоследствии Фрейд отошел от практики гипнотического внушения и перешел к исследованию и ин­терпретации сновидений, свободно возникающих ассоциаций, оговорок, забыва­ния. Толкование этого материала Фрейд назвал методом психоанализа. В нем он усматривал новый метод, новую технику психотерапии.

Метод психоанализа состоит в том, что путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осозна­вать то, что было вытеснено. Происходит, по выражению Фрейда, катарсис. В даль­нейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории Фрейд очень подробно остановился на механизмах чело­веческого поведения.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со сто­роны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Раскрывая характер взаимодействия данных потребностей и возмож­ности их удовлетворения, Фрейд в структуре личности выделяет три основных компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»). Ид является именно той ареной, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчи­няется нормативам и требованиям реальности. Супер-эго — это совокупность мо­ральных устоев общества; оно исполняет роль «цензора». Таким образом, эго на­ходится в конфликте, ибо требования ид и супер-эго несовместимы. Поэтому эго постоянно прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно. При этом мотивы, переживания, чувства, которые «переселяются» в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности, которая приемлема для «цензора».

По мнению Фрейда, для осуществления разнообразных функций и форм дея­тельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, про­екция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.). При этом организм рассматривает­ся Фрейдом как сложная энергетическая система, управляемая законом сохране­ния энергии. Поэтому если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов. Однако если это ему не удается, кон­фликт между ид и супер-эго приобретает обостренный характер, нормальное функционирование системы нарушается; блокированное либидо находит свое вы­ражение в различных болезненных симптомах.

В этой конструкции личности, созданной Фрейдом, содержится предположе­ние о сложности, многоплановости структур человеческого поведения, и все эти компоненты подчинены в основном биологическим законам. В теории Фрейда реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием. Поэтому, характеризуя теорию психоанализа, известный отечествен­ный психолог Ф. В. Бассин отмечал, что сущность фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма между вытесненным переживанием и созна­нием, который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой.

 

Юнг Карл Густав (1875-1961) — швейцарский психолог и психиатр. В 1906-1913 гг. работал с 3. Фрейдом, в дальней­шем отошел от классического психоанализа и создал соб­ственную аналитическую психологию. Разработал одну из ме­тодик ассоциативного эксперимента, ввел понятие «ком­плекс». В результате многолетних клинических исследований пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архе­типами, унаследованными от предков. Разработал сложную (малоизвестную в настоящее время) структуру личности, включающую «я», «тень» (совокупность вытесненных чело­веком представлений о самом себе), «самость» (самопо­знание смысла жизни), «анима» (источник ласки и влечений), «анимус» (источник неперерекаемых суждений). Предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстравер­сия—интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция).

 

К. Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учи­теля. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не с материалистических, а с иде­алистических позиций. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией».

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре лич­ности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознатель­ное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения. В свою очередь, коллектив­ное бессознательное тоже состоит из разных уровней. Оно определяется нацио­нальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень скла­дывается из следов дочеловеческого прошлого, т. е. из опыта животных предков человека. Таким образом, по определению Юнга, коллективное бессознательное — это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архети­пов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творче­стве. Архетипы присущи отдельным людям, но в них отражается коллективное бессознательное. Это некие общие формы мысленных представлений, включаю­щие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы. Например, архетип матери — это всеобщая идея матери с чувственным и образ­ным содержанием собственной матери. Ребенок получает этот архетип уже в гото­вом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей реаль­ной матери.

Кроме коллективного бессознательного существует, по мнению Юнга, личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личное бессознательное состо­ит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытес­ненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными.

 
 

 

Читайте также:

lektsia.com

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Количество просмотров публикации ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - 1280

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. При этом их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в данном процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

С каждым типом теорий, рассмотренным в предыдущем разделœе этой главы, связано свое особенное представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со ʼʼСверх-Яʼʼ способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что всœе черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определœенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления ʼʼЯʼʼ.

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всœех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.

Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределœенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделœении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределœение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность ʼʼпогружению в себяʼʼ (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона принято понимать как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружаюшими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всœей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте — их появление на определœенной стадии подготовлено всœем процессом предшествующего развития

личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всœевозможные варианты индивидуального личностного развития по всœевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всœевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (табл. 12).

Таблица 12

Стадии развития личности поЭ.Эриксон}

Стадия развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года) 2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) 3. Раннее детство (около 3— 5 лет) Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителœей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителœей человека. Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение. Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, к примеру хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность. Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие Признаков полоролевого поведения.

Продолжение

Стадия развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацелœенность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного ʼʼзатишья перед бурейʼʼ, или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
5. Половое созревание, под-ростничество и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное самоопределœение. Развитие временной перспективы — планов на будущее. Самоопределœение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинœение им при крайне важно сти. Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.

Продолжение

Стадия развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
7. Средняя взрослость (от 40—45 до 60 лет) 8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось чересчур мало, что оно бежит чересчур быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

Э.Эриксон выделил восœемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.

Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определœенные личностные формы поведения, и здесь Э.Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всœего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в данном процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребе-

нок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.

Третья и четвертая стадии развития, по Э.Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д.Б.Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции, как в уже рассмотренных нами, подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов наших ученых от позиций, на которых стоит Э.Эриксон, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии личностного развития в теориях отечественных психологов не представлены. Но вполне можно согласиться с тем, что приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и в данном, по-видимому, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующем за юностью.

Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э.Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э.Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

Вместе с тем, на каждой из- выделœенных им стадий развития автор указывает лишь на отдельные моменты, объясняющие его ход, и только на некоторые личностные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, к примеру, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребенком речи, причем в основном только в аномальных формах.

Тем не менее значительная доля жизненной правды в данной концепции содержится, а главное, она позволяет представить себе важное значение периода детства во всœем процессе личностного развития человека.

В заключение отметим особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э.Фромм. Представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целœей

и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он, — это система, которая не на словах, а на делœе создает экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности — это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, — важнейшая задача воспитания.

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

referatwork.ru

Личность, ее формирование и развитие

Личность как субъект общественных отношений обладает структурной целостностью: она не состоит из разрозненных кусочков, а представляет неделимое образование особого рода. Однако данная целостность не является генотипически обусловленной, что служит подтверждением распространенного в психологии мнения: личностью не рождаются, личностью становятся. Поэтому неправомерно говорить о личности новорожденного или младенца, несмотря на то, что особые черты их индивидуальности проявляются уже на ранних этапах онтогенеза.

Развитие и формирование личности – это процессы, которые часто не совпадают с этапами биологического развития (взросления, старения) индивида. Это достаточно сложные интегративные процессы, для рассмотрения которых в науке предлагаются несколько подходов.

Биогенетический подход к формированию и развитию личности

Одним из самых сложных вопросов современной научной мысли является проблема соотношения в человеке биологического и социального. В психологической литературе данная проблема представлена под разными названиями: соотношение наследственности и среды, субъективных и объективных факторов развития личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и ее восприятии мира и др. Ввиду очевидных причин данная проблема признается исследователями одной из самых сложных и противоречивых, поэтому и предлагаются к рассмотрению различные концепции развития личности.

В концепциях «среды» поведение человека рассматривается как результат воздействия на него внешних средовых факторов и совокупности обстоятельств, анализ которых позволяет сформулировать общие закономерности жизни личности. Например, сложно отрицать, что поведение человека меняется в зависимости от того, где он пребывает: на работе, в семье, в кругу друзей и т. д. Распространена точка зрения, согласно которой человек под влиянием значимого окружения меняет поведение, вплоть до копирования манер, следования выбранной социальной роли. Кроме того, у людей, относящихся к разным этнокультурным группам, разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Анализ личности становится невозможным без учета «внешних» обстоятельств. В сфере перечисленных фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды».

С точки зрения концепции «наследственности» формирование и развитие личности строится на врожденных задатках, генотипе человека. Сторонниками данного подхода принято утверждение, что какой бы ни была «среда», действительно талантливые личности смогут реализовать свой потенциал вне зависимости от возникающих препятствий.

В рамках биогенетического подхода отдается приоритет природе как источнику и движущей силе развития человека. Основным детерминантом развития признается наследственность. Поэтому развитие мыслится не как появление чего-то качественно нового, а как реализация уже заложенных природой задатков. Сторонниками данной точки зрения утверждается особая значимость эндогенных (внутренних) причин развития психики личности. В качестве аргумента предлагается тот факт, что в родословной И. С. Баха были несколько десятков музыкантов, таким образом, феномен творчества И. С. Баха является ярким примером наследования задатков музыкальных способностей.

К числу первых биогенетических теорий относится концепция рекапитуляции С. Холла. Исследователь полагал, что развитие ребенка кратко отражает этапы развития всего человечества.

Цитата

В соответствии с этим С. Холлом был сформулирован закон послеутробного развития: «онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества». Ранее нечто подобное утверждалось в отношении эмбриона Э. Геккелем и И. Мюллером: «в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет те стадии, которые проходит данный вид в онтогенезе».

По мнению С. Холла, если зародыш в течение 40 недель воспроизводит развитие от одноклеточного существа до человека, то ребенок в процессе взросления преодолевает весь путь развития человечества от первобытности до современного состояния. При таком рассмотрении игра для ребенка является необходимым упражнением, направленным на окончательное избавление от рудиментарных, не приносящих практической пользы функций; в процессе игры ребенок напоминает головастика, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы тот отпал. Исследователь также полагал, что развитие изобразительных навыков ребенка также отражает стадии искусства человечества: от наскальной живописи к современным произведениям.

Социогенетический подход к формированию и развитию личности

С точки зрения социогенетического подхода важнейшая роль в формировании и развитии личности отводится влиянию воспитания и воздействию внешних средовых факторов, которые выступают основой поведения человека. При таком понимании развитие представляется как процесс формирования нечто совершенно нового. Сторонниками данного подхода ставится акцент на экзогенных (внешних) причинах психического развития личности. В качестве аргумента предлагается феномен «маугли». Ряд авторов данного направления исходят из того, что психика новорожденного – это «чистый лист», на котором развитие личности «прописывает» окружающая среда. В рамках данного подхода развитие и научение отождествляются, что обнаруживает устойчивые связи с бихевиоризмом.

В русле социогенетического подхода получила свое развитие теория классического обусловливания Дж. Уотсона, в соответствии с которой стимул порождает реакцию, а также концепция оперантного обучения Б. Скиннера, основное положение которой сводится к тому, что поведение личности формируется, опираясь на позитивный или негативный опыт. Однако несмотря на то, что в теориях классического бихевиоризма проблема развития личности не поддается детальному рассмотрению, достаточно полно характеризуется проблема научения, основанного на наличии или отсутствии воздействий среды.

Возможно выделение трех поколений социального научения.

  1. К первому поколению относится теория социального научения Н. Миллера и Дж. Долларда, которые предполагали, что помимо классического и оперантного научения необходимо рассматривать научение, основанное на подражаниях и имитации, посредством которых формируется поведение личности. Учеными предлагается детальный анализ роли социального научения в процессе воспитания ребенка. Именно социальному научению отводится ведущая роль в процессе социализации личности, который включает последовательное продвижение от асоциального – «гуманоидного» – состояния к жизни в качестве полноправного члена общества.
  2. Ко второму поколению относится теория социально-когнитивного научения А. Бандура. Основываясь на данной теории, можно утверждать, что личность развивается в процессе наблюдения за результатами деятельности окружающих людей, что служит стимулом к воспроизведению такого поведения или отказу от него. Однако новые формы поведения могут быть приобретены и при отсутствии внешнего подкрепления – так реализуется когнитивный компонент теории научения, указывающий на роль мышления в развитии личности.
  3. В рамках третьего поколения теории социального научения уделяется внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов формирования личности ребенка.

Таким образом, формирование и развитие личности в социогенетических теориях описывается как количественное накопление навыков, социальных связей и отношений. Ребенок становится полноправным членом общества лишь тогда, когда способен выполнить возложенные на него обязательства со стороны социума. Описанные выше концепции социального научения подкрепляют мнение, согласно которому ребенок развивается, приспосабливаясь к обществу и принимая его традиции и нормы.

Несмотря на многочисленные противоречия, концепции о наследственной и средовой детерминации развития личности отличаются удивительной жизнестойкостью. Однако линейный детерминизм, который лежит в основании данных теорий, изначально порождал множество критических замечаний. Так, уже к концу ХХ столетия полемика о роли «среды» и «наследственности» в развитии личности перешла в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях. Результаты экспериментальных исследований показали, что действительная изменчивость поведения (не принимая во внимание различия между ситуациями и различия между людьми) наблюдается лишь в 10 % случаев. Итог исследований в очередной раз убедил ученых, что проблема изначально была сформулирована некорректно. Это явилось толчком к созданию биосоциального подхода в трактовке факторов формирования и развития личности.

Биосоциальный подход к формированию и развитию личности

Представителями данного подхода утверждается особая роль в процессе развития индивида не только внешней среды и воспитания, но и наследственности.

В доказательство данной точки зрения А. Эткинд приводит результаты экспериментальных исследований, согласно которым ни ситуация (внешние факторы, «среда»), ни личность (задатки, наследственность) не могут предопределить особенности психического развития личности. Отмечается влияние указанных факторов лишь в совокупности и непрерывном взаимодействии, то есть получили право на существование двухфакторные концепции детерминации развития личности. А при попытке ответить на вопрос, каким же образом соотносятся «среда» и «наследственность», была сформулирована теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

Определение

Концепция В. Штерна – теория конвергенции (схождения) двух факторов – среды и наследственности. Основное положение данной теории: психическое развитие является не только проявлением генотипически обусловленных свойств, и не только как реакция на внешние воздействия, а как результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития.

Влияние внутренних и внешних факторов на психическое развитие анализировалось Штерном на примере основных видов деятельности детей, главным образом игры. Исследователь впервые выделил содержание и форму в игровой деятельности, указав, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для развития и тренировки этих качеств и создана игра. Содержание игры определяется средой, которая помогает ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Производя анализ игровой деятельности, Штерн отмечает, что личность выступает как в качестве продукта социальной среды, то есть социального фактора, так и результатом наследственных предиспозиций, которые являются обусловленными биологическим фактором.

Это самая распространенная концепция в современной психологии.

spravochnick.ru

Факторы развития и формирования личности

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

- макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;

- микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив и т.д.;

- воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

- деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения;

- социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

- на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами.;

- наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека.

- на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом.

- психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.

2.2 Понятие и сущность процесса социализации, ее этапы.

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности – э то процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

studfiles.net

55. Человек, индивид, личность. Понятие личности, ее формирование и развитие. Личность и история

Человек — биосоциальное существо, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь. Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.

— Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

— Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого.

Индивидуальность – это совокупность всех унаследованных и приобретенных качеств, отличающих одного человека от другого

Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Не каждый человек является личностью. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека.

Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть, усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.

studfiles.net