ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Лекция 2. Личность. Развитие личности План. Схема развитие личности


Основные этапы формирования личности

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]

94 of 147

Формирование личности — это процесс освоения общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Формирование личности — это, прежде всего, формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и др. Мотивы и потребности невозможно усвоить: «знать, что нужно делать, к чему следует стремиться — не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться»1. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают только в процессе переживания или проживания ситуации. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека и является всегда эмоционально насыщенным.

Любая личность развивается постепенно, проходя определенные этапы, каждый из которых поднимает личность на качественно иную ступень развития.

Возрастные этапы формирования личности (периодизация Л. С. Выгодского и Д. Б. Эльконина)

Название

Возраст

Ведущая деятельность. Кризис

 

 

Младенчески От 0 до 1 года

Эмоциональное общение со

й

 

взрослым. Кризис одного года —

 

 

потребность в автономии,

 

 

потребность встать на ноги и пойти,

 

 

сделать что-тобез помощи

 

 

взрослого

1 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1999. С.292—295.

152

Окончание

Название

Возраст

Ведущая деятельность. Кризис

 

 

 

Раннее

От 1 года до 3 лет

Предметно-манипулятивная

детство

 

деятельность. Кризис трех лет:

 

 

Самоутверждение, «Я — сам»,

 

 

отделение от взрослого, впервые —

 

 

ощущение собственной личности

Дошкольный

От 3 до 7 лет

Игровая деятельность. Включение в

 

 

группу ровесников в детском саду

Младший

От 7 до 10 (11) лет

Учебная деятельность. Кризис семи

школьный

 

лет — кризис смены деятельности.

 

 

Ребенок начинает заниматься

 

 

общественнозначимой

 

 

деятельностью. Формирование

 

 

произвольности и рефлексии

Подростковы

От 10(11) до 14

Интимно-личностныеотношения со

й

(15) лет

сверстниками (или

 

 

общественнополезная

 

 

деятельность). Формирование

 

 

подростковой субкультуры.

 

 

Подростковый кризис — протест

 

 

против взрослой жизни, попытка

 

 

отделения

Ранняя

От 14 (15) до

Учебно-профессианальнаая

юность

17(18) лет

деятельность. Кризис — выход в

 

 

жизнь (позитивный или негативный

 

 

выход)

В основу возрастной периодизации Д. Б. Элькониным был положен принцип ведущей деятельности. Ведущая деятельность — эта такая деятельность, которая в данный момент ведет психическое развитие возраста. В ведущей деятельности появляются и реализуются новообразования возраста, здесь же зарождается потребность в новой ведущей деятельности. Необходимо добавить, что переход из одного возраста в другой происходит через кризис.Кризис в контексте развития личности необходим. Это переход на новый уровень самостоятельности личности.

Итак, рассмотрим два основных этапа формирования личности, описанных в психологической литературе. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды».

Первое рождение личность получает в возрастетрех-четырехлет. На этом этапе развития, согласно

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. - 248 с.

94

studfiles.net

Семинарское занятие

«Личность ученика

Как субъект образования и развития»

Опорная схема лекции

Цель изучения: заложить и развить представление о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; выработать умение оперировать эти и другими понятиями темы; провести анализ различных подходов к данным понятиям на культурологической и компетентностной основе.

Форма изучения: семинарское занятие, самостоятельная работа студента.

Вопросы для изучения

  1. Ведущие факторы и условия развития личности в существующих теориях.

  2. Роль педагогического процесса в развитии личности.

  3. Воспитание и социализация. Социально-педагогические типы современных школьников.

  4. Самовоспитание в структуре процесса формирования.

Что записать в ваш педагогический словарь

Личность - совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно.

Индивид означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

Индивидуальность – это то особенное и выдающееся, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает каждому человеку своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения.

Человек рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания.

Развитие – целенаправленный процесс детерминации количественных и качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.

Развитость – интегральный показатель развития личности.

Обучение (с точки развития личности) – это взаимодействие между обучающим и обучающимися, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимися знаний и способов деятельности.

Воспитание как социальное явление – это передача социокультурного опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание личностно-ориентированное – развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных особенностей.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы можете знать:

• движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности;

• половозрастные и индивидуальные особенности детей и подрост ков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребенка;

• внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.

studfiles.net

Схема 5 Развитие личности в обучении — КиберПедия

 

Педагог и должен, как правило, работать в «зоне ближайшего развития» учеников, оказывая им помощь: информируя, стиму­лируя, давая образы, обращая внимание на недостатки и успехи, что непросто, ибо «зона» у каждого ученика своя, а общий под­ход далеко не всегда достигает цели.

Чтобы предвидеть и развивать в педагогическом процессе оче­редной этап, необходимы разработка усложняющейся системы заданий и, кроме того, понимание, предвосхищение логики ин­теллектуального, эмоционального, мотивационно-потребностного развития обучаемых: коллектива, класса, группы и каждой лич­ности в отдельности. Эта очень сложная задача реализуется в обу­чении пока стихийно-эмпирически, путем проб и ошибок, а за­частую, к сожалению, не реализуется вовсе.

Каждая выдвигаемая в обучении очередная задача, таким об­разом, диктуется логикой учебного процесса, в основе которой опять же лежат логика движения содержания изучаемого и логика развития ученика. Практически даже в лучших вариантах обуче­ния приоритет отдается логике развертывания содержания. В иде­але же необходим органичный сплав двух указанных подходов с определенным приоритетом логики развития и формирования личности школьника или студента, нацеленности именно на «зону ближайшего развития» познающих. И уж по крайней мере, логи­ка учебного процесса должна быть логикой движения учебного материала, трансформированной с учетом логики познания и раз­вития учащихся (М. А. Данилов). Несомненно, что в большинстве случаев она многовариантна.

Решение задачи, преодоление трудности в принципе должны означать и микросдвиг в развитии учащихся, достижение ими проектируемого (заданного) уровня знаний и развития. Конечно, заметные сдвиги в развитии — результат решения ряда задач. Пе­дагог по каналу обратной связи получает информацию о деятель­ности обучаемых, подбирает и корректирует средства педагоги­ческого воздействия (например, дает вспомогательные вопросы или разукрупняет, расчленяет задачу) и, убедившись, что задача решена, с учетом достигнутого выдвигает новую задачу, ориен­тированную на достигнутый уровень как на исходный, т. е. на но­вую «зону ближайшего развития».

Заключенное в задаче противоречие между достигнутым обу­чающимися на каждом этапе обучения уровнем знаний и разви­тия и тем уровнем «зоны ближайшего развития», который необ­ходим для решения задачи, составляет основное постоянно раз­решаемое и вновь возникающее противоречие обучения, ядро движущих сил учебного процесса. Разрешение указанных и мно­гих иных противоречий создает условия для согласованной, син­хронной деятельности, сотрудничества учителей и учащихся.

Есть основания полагать, что именно задача, конструируемая на конкретном материале изучаемых предметов и предстающая перед обучаемым как познавательная, является той генетической «клеточкой», в которой при подготовке проекта «свертываются», интегрируются все определяющие обучение факторы (общие цели образования, содержание изучаемого, уровень подготовленности

и развития обучаемых, наличные методические средства и усло­вия и др.) и из которой они затем «развертываются» уже в педаго­гическом качестве как элементы учебного процесса. Задача, раз­вернутая в процессуальном плане, в живой деятельности и во вза­имоотношениях субъектов обучения (педагогов и учащихся) вме­сте со средствами и методами осуществления этой деятельности и полученными результатами, и составляет, на наш взгляд, струк­турную единицу учебного процесса — конкретную динамическую учеб­ную ситуацию. Решается, исчерпывается задача — осуществляется переход к новой задаче, создаются новые условия и отношения, возникает новая учебная ситуация. На продвинутых этапах обуче­ния учащиеся приобретают способность видеть проблему, фор­мировать задачу. Тогда они действительно становятся субъектами обучения, приобретают способность проектировать и строить учеб­ный процесс и свою деятельность в нем.

Конечно, приведенное описание — всего лишь схема, модель принципиальных направлений движения и взаимодействия опре­деляющих обучение компонентов и факторов. В реальном процес­се они «очеловечиваются», наполняются личностным содержани­ем, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальность педагогов и учащихся, становящихся не только объектом, но и субъектом учебного процесса, способным направлять и контро­лировать свою работу, трудиться самостоятельно, вести поиск, оценивать результаты.

Вопросы для размышления и контроля

I 1. При каких условиях в одной и той же учебной деятельности дости-; гается и овладение знаниями, и формирование умений и навыков, и развитие личности?

2. Какова роль задачи в обучении? Чем психологический смысл поня­тий «задача», «заданная ситуация», «заданный подход» отличается от предметно-методического понимания (математическая задача, юриди­ческий «казус» и т.д.)?

3. Как вы оцениваете роль вопросов, задаваемых учащимися в про­цессе обучения?

4. Насколько обучение может опережать развитие? Что такое «зона ближайшего развития» обучаемого? Как определить, что ученик работа­ет в «зоне своего ближайшего развития»?

5. Что такое развивающее обучение? При каких условиях обучение становится развивающим:

а) учащиеся усваивают не только факты, но и выводы, обобщения, закономерности;

б) учащиеся овладевают не только знаниями, но и способами дея­тельности;

в) усваивается история формирования знаний;

; г) учащийся осознает способы своей учебной деятельности;

д) развиваются мотивы познания и познавательные способности? Выберите правильный ответ и обоснуйте ваш выбор. Учтите, что верным может быть не один ответ. Чем бы вы могли до­полнить выбранный (выбранные) ответ?

Литература

Балл Г.А. Теория учебных задач. — М., 1990.

Баранов С.П. Сущность процесса обучения. — М., 1981.

ВыготскийЛ.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.

Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. — Воронеж, 1976.

Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. — Свердловск,

Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986.

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М., 1958.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989. — Т. l.

Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В.В.Краевско-го, И.Я.Лернера. — М., 1989.

 

Глава 3

cyberpedia.su

Лекция 2. Личность. Развитие личности План

  1. Социально-психологический анализ личности

  2. Самосознание

  3. Социализация личности

  4. Периодизация развития личности

  5. Типология неправильного воспитания

  6. Жизненные кризисы

  7. Психологическая структура личности

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

studfiles.net

Лекция. Формирование и развития личности План: Понятия «психическое развитие»

Лекция. Формирование и развития личности         План:
  1. Понятия «психическое развитие», «возраст», «возрастные кризисы». Закономерности психического развития.
2. Теория развития Э. Эриксона.  1. Понятия «психическое развитие», «возраст», «возрастные кризисы». Закономерности психического развития.

Психическое развитие – это процесс, развертывающийся во времени и сопровождающийся как количественными, так и качественными изменениями.          Развитие является результатом процессов внутреннего созревания (ЦНС, эндокринной системы, нервно-мышечного аппарата) и внешнего воздействия окружающей среды (родителей, учителей). И те, и другие условия могут либо способствовать, либо препятствовать развитию ребенка.          Вот почему, ядром большинства теорий психического развития, является выявление его движущих сил, т.е. роли соотношения внутренних (наследственных) и внешних (социальных) факторов в становлении человека.          Выделяют следующие подходы в решении вопроса о движущих силах развития личности ребенка: биогенетический, социогенетический и деятельностный.          Представители биогенетического подхода утверждают, что в основе развития личности лежат биологические процессы созревания организма. На становление личности сказываются, в первую очередь, генетические особенности человека.          Представители социогенетического подхода уверены, что развитие личности, определяется, в первую очередь, социальными факторами. Личность рассматривается исходя из структуры общества, способов социализации, форм взаимоотношений людей друг с другом.          Деятельностный подход признает влияние на развитие личности и биологических факторов, и социальных. Однако решающую роль отводит активности самой личности. Благодаря активности, способности к саморегуляции, сознательной деятельности, появляется возможность осознанно влиять на свое развитие.          Под влиянием биологических факторов стадии развития (возрастные периоды) последовательно сменяют друг друга. 

Возраст, в психологии, определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического и личностного  развития человека, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными особенностями. Так, например, можно говорить о психических особенностях общих для младенцев, подростков, взрослых и пожилых людей.

 Особенности возраста определяются многочисленными условиями: системой требований, предъявляемых человеку на данном этапе, отношениями с окружающими людьми, знаниями и умениями, которыми человек овладевает и т.д.

         Критериями развития психики (согласно теории Л.С.Выготского) выступают новообразования, представляющие собой те психические и социальные изменения, которые впервые возникли на данной возрастной ступени. Они то и определяют сознание человека, отношение к окружающему миру, внутреннюю и внешнюю жизнь. В подростковом возрасте, например, появляется чувство взрослости и негативизм; в юности появляется профессиональное самоопределение и ответственность; в зрелости – устремленность к профессиональным вершинам, стабильные профессиональные притязания.          Психическое развитие имеет ряд закономерностей.          1) Неравномерность. Различные психические функции и свойства личности не находятся на одном уровне развития. Одна из причин такого явления – то, что отдельные процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформированных других психических процессов и свойств.          2) Интеграция. Психика по мере развития приобретает все большую целостность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности.          3) Пластичность и возможность компенсации. При слабой одной функции можно усилить развитие других функций (слабую память можно компенсировать смысловой организацией материала).

         В настоящее время в нашей стране существует следующая возрастная периодизация жизни человека.

         1. Младенчество – до 1 года          2. Раннее детство – 1-3 года          3. Дошкольное детство – 3 – 6-7 лет          4. Младший школьник – 6-7 – 10 лет          5. Подростковый возраст – 10-15 лет          6. Юность – 15-21 (15-17; 17-21)          7. Зрелый возраст – 21-60 (21-35; 35-60)          8. Пожилой возраст – 60-75 лет          9. Старческий возраст – 75-90 лет          10. Долгожители – свыше 90 лет

         Существуют различные виды возрастов: биологический, паспортный, социальный, психологический.

         Паспортный возраст определяется количеством прожитых лет.          Биологический возраст характеризуется степенью зрелости и сохранности организма.          Социальный возраст зависит от тех ролей и функций, которые выполняет человек.          Психологический возраст определяется характером планов, жизненных перспектив, а также насыщенностью событиями жизни человека. Чем больше у человека нереализованных планов, тем меньше его психологический возраст.          - Говорят, где-то на Кавказе, есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году. Умер в 1858 году. Прожил 3 года», «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году. Умер в 1865 году. Прожил 120 лет»… Смысл этих надписей в том, что так односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни человека.          Психическое развитие человека характеризуется наличием сенситивных и критических периодов.          Сенситивные периоды развития – это периоды наибольшей чувствительности функций, готовности к разным видам деятельности. Например, периодом сенситивности к освоению языка, является 2-3-ех летний возраст.          Критические периоды (возрастные кризисы) – это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) этапы онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и прерывающие стабильный ход развития. Они представляют собой переходные фазы от одного возрастного периода к другому, своеобразные переломные моменты человеческого развития, в недрах которых зреет качественный скачок, переход на новый уровень развития.          Выделяют следующие возрастные кризисы:
  • кризис 1 года,
  • кризис 3 лет,
  • подростковый кризис,
  • кризис 30 лет,
  • кризис 45 лет и
  • кризис ухода на пенсию.          Первый такой кризис характеризует период между младенчеством и ранним детством – кризис 1 года. Он характеризуется всплеском самостоятельности ребенка, становлением ходьбы, речи, появлением у него аффективных реакций. Вспышки аффектов возникают у ребенка, когда взрослые не понимают его желаний, слов, жестов или не выполняют того, что он хочет. Особенно остро ребенок может реагировать на запреты, слова «нельзя» и «нет». Терпение и выдержка родителей, предоставление некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.          Следующий кризис – кризис 3 лет. К трем годам у ребенка возникает большое стремление к самостоятельности, что выражается в словах «Я сам», «Я хочу». Впервые ребенок осознает себя как нечто отличное от всех остальных, от всего другого мира. Формируется «образ-я». Если раньше ребенок, говоря о себе, говорил: «Ваня хочет кушать», то теперь он говорит: «Я хочу кушать». Стремясь быть, как взрослый, ребенок хочет выполнять ту деятельность, которую он наблюдает у взрослых: зажигать свет, ходить в магазин, варить обед и т.д. Недостаточный учет этой потребности к самостоятельности, а тем более подавление ее может быть причиной фрустрации, повышенной нервности ребенка. Это период упрямства и негативизма, направленные против взрослых. Происходит обесценивание взрослых, что может выражаться в таких заявлениях в адрес взрослых, как «дурак», «пьяница», и при этом совершенно неважно, что его папа умница, и совершенно не пьет. В семьях с единственным ребенком, нередко проявляется стремление к деспотизму (желанию властвовать и управлять поведением взрослых).          Традиционно выделяют подростковый кризис. Он характеризуется взрывом непослушания и трудновоспитуемости подростка. Большинство психологов причину такого поведения усматривают в особенностях социально-психологической ситуации развития подростка. У подростка формируется «чувство взрослости» и он стремится быть взрослым и совершать взрослые поступки: курить, употреблять алкоголь, иметь первый сексуальный опыт. Однако в социально-психологическом плане, он к этому еще не готов. Если взрослые не стремятся перестаивать свое поведение с учетом новых реалий и продолжают сохранять «детские» формы своих взаимоотношений с подростком, это может привести к обострению и ухудшению ситуации, к утрате доверия и взаимопонимания.          - О других кризисах вы найдете дополнительную литературу и подготовите самостоятельно.  

        2. Теория развития Э. Эриксона.

Теория развития личности в течение жизни была разработана американским психологом Э. Эриксоном. Развитие личности трактуется как закономерная смена этапов, на каждом из которых происходят качественные преобразования внутреннего мира, отношений и поведения человека. В результате, человек, как личность, приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития.          Личностные новообразования могут возникать, согласно Эриксону, лишь тогда, когда в прошлом для них были созданы соответствующие психологические предпосылки – условия, подготовленные всем ходом предшествующего развития.          Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные, но и отрицательные качества (недостатки). В своей теории Э.Эриксон представил две простые линии личностного развития: нормальную и аномальную. В жизни в чистом виде они почто не встречаются, но зато отражают различные промежуточные варианты и комбинации. Эриксон выделил восемь стадий личностного развития человека.          На первой стадии (до года) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь, матери. Она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Возникают предпосылки к появлению стремления к людям или отстранения от них.          Вторая стадия развития (до трех лет) связана с формированием независимости и самостоятельности, уверенности в себе. Их становление в значительной мере зависит от особенностей общения и обращения взрослых с ребенком. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности и опрятности.          На третьей стадии (3-5 лет) ребенок убежден, что он личность, так как умеет бегать, и говорить, расширяется область овладения миром. У ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре.          На четвертой стадии (5-11 лет) ребенок уже исчерпывает возможности развития в семье, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям. Для ребенка характерно трудолюбие стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных навыков.          Пятая стадия (11-20 лет) включает в себя период половой зрелости, отрочество и юность. Если на раннем этапе имеет место бурный физиологический рост, половое созревание , озабоченность тем, как он выглядит; то на следующем этапе молодой человек осуществляет жизненное самоопределение, ищет свое профессиональное призвание. Перед ним встают вопросы: кем быть? и каким быть? Идет процесс формирования мировоззрения, активный поиск себя.          На шестой стадии (20 – 40-45 лет) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой. Человек приобретает новые жизненные и социальные роли, позволяющие по новому смотреть на многие вещи. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа.          Седьмая стадия (40-45 – 60 лет) это взрослый этап развития личности. Продолжается развитие идентичности, самовыражение  и принятие себя.  Трудовая деятельность выступает как условие проявления зрелости. Зрелая полноценная разнообразная жизнь. Обучение и воспитание нового поколения.          На восьмой стадии (свыше 60 лет) наступает осознание полноты жизни. Постоянные раздумья. Принятие прошлой жизни такой, какая она есть. Понимание ого, что смерть не страшна.          В итоге личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих проявлениях образование. Устойчивость личности характеризуется последовательностью действий и предсказуемостью поведения человека, придает его поступкам закономерный характер. Стержневые свойства личности и их устойчивое сочетание определяют социальную значимость и поведение человека в целом.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Развитие личности - страница 2

Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (Леонтьев, Выготский). Причина - неравномерность созревания мозга и нервной системы. (Возраст от 6 до 12 лет - оптимальный для развития навыков решения проблем. Иностранный язык - 3-6 лет, чтение - от 2 до 5 лет, плавание - до года, развивающее обучение - 1-2 лет > отличники в 1-2 классах.) Пластичность нервной системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабая память - высокая организация познавательной деятельности). 1.                посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.). 2.                через деятельность (игра, труд, учеба) Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Анализ факторов развития начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности? Схема 1 Факторы, влияющие на развитие личности  SHAPE  \* MERGEFORMAT Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. С точки зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Значит, определяющим фактором развития являются задатки - анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков. Вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез. Согласно З.Фрейду, в основе развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах либидо - полового влечения. Многие психологи, биологи утверждают, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале 20 века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии со способностями, данными природой. Однако у науки нет ясного ответа на вопрос о том, что именно биологически наследует человек. Социологически ориентированные направления рассматривают среду как определяющий источник развития человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Ученые выделяют некоторые группы средовых факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы - отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы - семья, сверстники. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. В педагогике, как было сказано, оно близко к понятию воспитание в социальном значении. Российская наука понимает проблему соотношения влияния разных факторов на развитие личности следующим образом. Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются под воздействием среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие. Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации. Это же относится и к обучению как части целостного педагогического процесса: обучение ведет за собой развитие. Этот главный закон развития личности, сформулированный Л.С. Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности. Следовательно, развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами. Происходит он:        во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,        во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни. Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение. Каждый человек живет как бы в постоянно расширяющейся для него действительности. Вначале сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его внутренний мир. Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание. С середины 20 века, однако, активно развивается несколько иной взгляд на развитие личности. Гуманистическая психология (А. Маслоу и др.) утверждает, что становление личности не в меньшей мере зависит от активности самого человека. Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки окружающей среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность. А. Маслоу, К. Роджерс и др. считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему присущи. На таком понимании личности и ее развитии в последние десятилетия строятся воспитательные концепции на Западе, а в недавнее время и в нашей стране. В более традиционных для отечественной науки терминах такая позиция означает, что активность самого ученика, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутреним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее структуры, формируются под воздействием воспитания в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим объясняется отчасти, что под влиянием одних и тех же воспитательных и средовых условий ученики вырастают разными. Это ставит вопрос о важности самовоспитания и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше. Развитие личности может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д. Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на основе "сужения" потребностей и интересов происходит утрата индивидом былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры, упрощение форм деятельности и т.п. Жизненное пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как беду. В процессе развития личности одни качества к ней приходят, приобретаются, занимая свою нишу в ее структуре, другие уходят, утрачивая было значение, третьи остаются, открываясь нередко с новой, порой неожиданной стороны. Такого рода изменения происходят постоянно, вызывая переоценки устоявшихся ценностей, сложившихся стереотипов. Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может. Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие: 1.                страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия; 2.                несправедливые обвинения, унижения; 3.                нервное напряжение, стрессы; 4.                одиночество; 5.                тотальную не успешность. Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого - это роль помощника-фасилитатора - помогать ребенку в процессе его развития (в России таких 10%). Л.С. Выготский (1896-1934) выделил два уровня развития детей: ·                     уровень актуального развития: отражает особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день; ·                     зона ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми. Схема 2 Уровни развития  SHAPE  \* MERGEFORMAT Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития". Воспитание, идущее впереди развития вверх – признается, а по прямой – нет. Поэтому задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии. Личность вовсе не является продуктом только внешних влияний. Свою биографию она во многом "пишет" сама, проявляя самостоятельность и субъективную активность. В известной мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. Он не является простой "калькой" внешних условий среды, а выступает как результат индивидуального взаимодействия со средой. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно, принимая одно и отвергая другое. Более того, человек активно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями. С помощью лопаты и экскаватора, например, человек выполняет одну и ту же работу. Однако землекоп не может просто бросить лопату и пересесть в кабину экскаватора. Он должен научиться пользоваться новой техникой, овладеть навыками обращения с нею. Иначе говоря, человек - не только объект воздействия извне, но и субъект, творец своей собственной жизни, своего развития. Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Так, физически современный человек мало чем отличается от того, который жил 50 тысяч лет назад, хотя физическое развитие организма человека в это время также происходило. Развитие же его интеллекта, разума за это время было поистине колоссальным: от примитивного первобытного состояния мышление сделало гигантский скачок вперед, достигнув высот современного уровня. Возможности разума человека в этом отношении безграничны. Как, впрочем, не имеет границ и развитие личности в целом. Межнаучный анализ проблемы развития личности приводит педагогику к следующим выводам методологического характера. Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса. Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного образования. Разработка такого взгляда требует как от ученых, так и от педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный, деятельностный, технологический. Анализ педагогического процесса в свете теории развития личности ведет к утверждению субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, что характеризует современную педагогику как гуманистическую. Личностная ориентация педагогического процесса обязывает видеть воздействие образования не только на ученика, но и на учителя, личность которого также развивается в педагогической деятельности, что определяет ряд проблем в подготовке и профессиональном росте педагог.     продолжение

www.coolreferat.com