ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

4. Этапы роста и развития человека. Этапы социализации. Прогрессивное развитие активной силы человека происходит до возраста


14. Режимы работы мышц

При выполнении двигательных действий мышцы человека выполняют четыре основные разновидности работы: удерживающую, преодолевающую, уступающую, комбинированную.

  • Удерживающая работа выполняется вследствие напряжения мышц без изменения их длины (изометрический режим напряжения). Она характерна для поддержания статической позы тела, удержания какого-либо предмета (пр., штанги, гантели) и т.п.

  • Преодолевающая работа выполняется вследствие уменьшения длины мышц при их напряжении (миометрический режим напряжения). Преодолевающая работа мышц при выполнении двигательных действий встречается чаще всего. Она даёт возможность перемещать собственное тело или какой-либо груз в соответствующих движениях, а также преодолевать силы трения или эластичного сопротивления (пр., сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях).

  • Уступающая работа выполняется вследствие увеличения длины напряжённой мышцы (плиометрический режим напряжения). Благодаря уступающей работе мышц происходит амортизация в момент приземления в прыжках, беге и т.п. Нередко в уступающих фазах движения проявляются максимальные величины силы. В частности, установлено, что в уступающем режиме мышцы могут проявить силу на 50-100% больше, чем в удерживающем и преодолевающем режимах.

При преодолевающей работе под силами сопротивления понимаются силы, направленные против движения. При уступающей работе – действующие по ходу движения.

  • Комбинированная работа состоит из поочерёдного включения всех режимов работы мышц (ауксотонический режим напряжения). Именно комбинированную работу выполняют мышцы в большинстве двигательных действий. Так, в циклических упражнениях комбинированная работа состоит из смены преодолевающего и уступающего режимов. В более сложных по координации работы нервно-мышечного аппарата упражнениях (например, в гимнастических) встречаются все три режима работы мышц: уступающий, преодолевающий, удерживающий.

15. Факторы, обуславливающие проявление силы

Сила, которую способен проявить человек, зависит от ряда внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся:

- величина сопротивления;

- длина рычагов;

- погодно-климатические условия;

- суточная и годовая периодика.

К внутренним факторам относятся:

- структура мышц;

- мышечная масса;

- внутримышечная и межмышечная координация;

- реактивность мышц;

- мощность энергоисточников.

16. Возрастная динамика естественного развития силы

Прогрессивное естественное развитие силы человека происходит до 25-30-летнего возраста. При этом одни возрастные периоды характеризуются низкими темпами развития силы, другие – высокими (сенситивные периоды). Развитие силы отдельных мышц и развитие отдельных разновидностей силы также имеет гетерохронный характер.

Возрастной период от 9-10 до 16-17 лет характеризуется наиболее высокими темпами прироста абсолютной мышечной силы. В дальнейшем темпы прироста силы постепенно замедляются. Максимальных показателей абсолютной силы люди достигают в среднем в 25-30 лет.

Возрастная динамика относительной силыимеет несколько иной характер. В 10-11 лет относительная сила достигает высоких показателей, особенно у девочек – их показатели приближаются к показателям взрослых женщин. В 12-13 лет она стабилизируется или даже снижается вследствие ускоренного развития тотальных размеров и массы тела. Повторное возрастание темпов развития относительной силы приходится на период 15-17 лет.

Скоростно-силовые качестваимеют наиболее высокие темпы прироста у девочек в 10-11 лет, у мальчиков – в 10-11 и в 13-15 лет.

Силовая выносливостьюношей имеет высокие темпы прироста в 13-18 лет. Средние темпы её прироста наблюдаются в детском возрасте и в начале подросткового возраста.

До 10-11-летнего возраста величины годового прироста силы у девочек и мальчиков практически не отличаются. Начиная с 12-ти лет, мышечная сила у девушек возрастает медленнее, чем у юношей.

studfiles.net

1.3. Возрастные особенности развития силы старшеклассников

Уже в школьном возрасте начинается спортивная тренировка, которая оказывает влияние на рост и развитие ребенка. Следует учитывать, что рост и развитие организма, про­должающиеся до 20—25 лет, происходят неравномерно, с замедлением темпа с 14—16 лет.

Увеличение веса и роста у девочек отчетливо замедля­ется начиная с 14—15 лет. У мальчиков аналогичные сдви­ги наблюдаются несколько позже. Пропорции между раз­витием частей тела изменяются.

Подростки, у которых бурно протекает процесс полово­го созревания, характеризуются значительным увеличе­нием роста и меньшим приростом поперечных размеров тела. В этот период разница между окружностью грудной клетки и половиной роста (показатель Эрисмана) оказы­вается величиной отрицательной (период «физиологическо­го слабогрудия»). В дальнейшем, в процессе завершения полового созревания, происходит усиленный рост тела в ширину, завершается окостенение частей скелета. Увели­чивается масса и поперечное сечение скелетной мускула­туры.

Постепенно происходит развитие систем дыхания и кро­вообращения. Необходимо учесть типичное для современ­ной молодежи ускорение, так называемую акселерацию, физического развития. Вследствие улучшения условий жизни и воспитания, а также в результате действия многих факторов современной цивилизации рост и развитие орга­низма происходят сейчас быстрее, чем в прошлые десяти­летия. Дети и подростки развиваются в среднем на 1—2 го­да быстрее, чем в прошлые десятилетия. Наиболее выраженная акселерация физического развития начинается с 10—12 лет, особенно выражена она в 16— 18 лет, т. е. в связи с началом и развитием полового созре­вания, когда условия современной жизни и система вос­питания (в том числе и физического) сказываются на детях с особой силой. При этом само половое созревание возрастает. Состав крови у подростков под влиянием спор­тивных нагрузок значительно изменяется. Увеличение числа эритроцитов происходит в связи с выходом части крови из кровяного депо. При чрезмерных нагрузках мо­жет наблюдаться распад эритроцитов (эритроцитолиз). Увеличение числа лейкоцитов (лейкоцитоз) в крови обыч­но наблюдается при спортивных упражнениях. В случае чрезмерных нагрузок возникает также лейкоцитолиз, т. е. растворение части лейкоцитов и уменьшение их числа.

Тренировка приводит у детей школьного возраста к стойким прогрессивным структурным изменениям внутрен­них органов. Это в первую очередь относится к сердцу, по­скольку к этому важнейшему органу спортивная деятель­ность предъявляет особенно высокие требования. В резуль­тате тренировки увеличиваются размеры сердца

Спортивная деятельность детей требует высокого уровня функций вегетативных систем. Этот уро­вень тем выше, чем значительнее расход энергии вызыва­ют те или иные физические упражнения.

Увеличенный расход энергии у детей связан с тем, что поверхность тела детей относительно велика по сравнению с его массой.

При одинаковой работе по сравнению со взрослыми у подростков больше повышается обмен веществ. Это объясняется не только соотношением веса и поверхности тела, но и высокой возбудимостью нервной системы подростков.

В растущих трубчатых костях в эпифизарных хрящах и в межпозвоночных дисках уже к 14—16 годам появляются зоны окостенения, что приводит обычно к остановке роста примерно к 25 годам. Контуры позвоночника с выпячива­нием назад (кифозом) в грудном отделе и с изгибом впе­ред (лордозом) в шейном и в поясничном отделах форми­руются уже к 7-летнему возрасту. Однако эти контуры оказываются нестойкими вплоть до старшего школьного возраста (до 16 лет). Поэтому до 15—16 лет еще возможно активное влияние на улучшение осанки школьников.

У детей отмечается высокая эластичность мышц и связочно-суставного аппарата. По мере роста и развития мы­шечной системы, увеличения поперечного сечения мышц повышается их сила и способность к концентрации усилий. Тренировка отчетливо сказывается на топографии мышеч­ной силы и на абсолютном ее увеличении. На развитие си­лы тех или иных мышечных групп значительное влияние оказывает спортивная специализация, а также (и более всего) методика спортивной тренировки.

Особого внимания требует развитие функции правой и левой руки.

Как известно, у наибольшего числа детей правая рука лучше развита по сравнению с левой, что обычно объ­ясняется многовековым развитием, а также некоторыми анатомическими предпосылками: асимметричным располо­жением внутренних органов — печени справа, сердца сле­ва и т. д.

Существенное значение наследственности в развитии праворукости легко доказывается наличием детей, родив­шихся с выраженной тенденцией к леворукости. Вместе с тем внимание тренера-педагога всегда привлекает возмож­ность влиять в процессе спортивной тренировки па равно­стороннее формирование функций правой и левой руки. Большинство маленьких детей до 2—3 лет обычно одинако­во владеют правой и левой руками, а затем они постепенно переключаются на преимущественное использование пра­вой руки.

Большое влияние на развитие функций рук оказывают физические упражнения (особенно упражнений с отягощениями).

В процессе спортивной тренировки совершенствуется нервная регуляция функций.Заслуживает быстрое развитие остроты мышечного чувства у школьников, особенно до 13—14 лет, к этому времени достигает высокого совершенства способность ориентиро­ваться в пространстве, обостряется чувство темпа движений, ощущение расстояния, способность к анализу мышечных ощущений при изменении площади опоры.

Сила и выносливость при двигательной деятельности продолжают улучшаться до 20 лет и позже. Высокая пластичность нервной системы в детском возрасте способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков, подчас даже очень сложных. Многие дети и подростки быстро добиваются относительно высоких спортивных достижений. Вместе с тем у детей сравнительно легко возникает иррадиация (распро­странение) возбуждения в центральной нервной системе, поэтому во время обучения движениям надо создавать спокойные условия.

У детей школьного возраста имеются все необходимые биологические предпосылки для успешного освоения сложнокоординированных движений. Исследование способнос­ти синхронизировать движения различными сегментами верхних и нижних конечностей показали высокие возмож­ности сочетаний разнообразных движений детьми школь­ного возраста, не уступающих по уровню взрослым лю­дям (Блохин, Гандельсман, 1969). Этим объясняются вы­сокие спортивные достижения школьников в таких видах спорта, как фигурное катание на коньках, спортивная гим­настика, прыжки в воду, и др.

При изучении начальной фазы работы оказалось, что у детей врабатывание, т. е. переход от покоя к максимальной деятельности, происходит быстрее, чем у взрослых. Свое­образно протекает процесс утомления, который прежде всего является результатом изменений в центральной нерв­ной системе. Замечено, что субъективное проявление утом­ления — усталость у детей — выражено неярко при поло­жительном эмоциональном фоне. Если учитывать возрастные особенности детей и использовать кратковременные на­грузки с достаточно большими паузами отдыха, то можно поддерживать работоспособность у детей довольно дли­тельное время.

Монотонные движения вызывают быстрое утомление.

Однако следует учитывать серьезную опасность в тех случаях, когда дети выполняют физические нагрузки боль­шой интенсивности и длительности, предъявляющие к их организму предельно высокие требования. Под влиянием положительных эмоций работоспособность может быть еще более высокой при критических сдвигах функций организ­ма детей, а чувство усталости оказывается маловыражен­ным. При этом легко возникает перетренировка, которую можно рассматривать как нарушение баланса нервных процессов, как невроз, связанный с нерациональными за­нятиями спортом (Крестовников, 1951). Особое внимание дозировке нагрузок следует уделять в начальной фазе пе­риода полового созревания, когда особенно высока возбуди­мость и реактивность центральной нервной системы детей (Туминский и др., 1959; Смирнов, 1959; Кольцова, 1969, и др.). В этот период предстартовые реакции выражены больше всего на эмоционально насыщенные упражнения. Вне эмоционального фона условные раздражители, связан­ные с мышечной работой, у подростков могут вызывать меньшие сдвиги, чем у взрослых.

В начальной фазе полового созревания наблюдается по­вышенная функция желез внутренней секреции, особенно половых желез, и появляются вторичные половые призна­ки. В это время темп физического развития может значи­тельно ускоряться, возникают временные диспропорции в соотношении длины и ширины тела, длины дог и тулови­ща и т. д.

Субъективное стремление подростков к рекордным до­стижениям при еще не стабилизированном физическом развитии таит в себе опасность перенапряжения. Особенно велика эта опасность при не устоявшемся балансе между работой различных желез внутренней секреции. Так, на­пример, даже небольшое усиление функции щитовидной железы (гипертиреоз) может оказать неблагоприятное влияние на способность детей переносить большие физические нагрузки.

Но между тем силовая подготовка с применением дозированных отягощении укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма [13,18,19].

Наиболее благоприятным временем для приобретения двигательных на­выков в силовой подготовке (например, при подъёме тяжестей), как показали исследования многих авторов, является подростковый и юношеский возраст [11,17 и др.].

Дозированные силовые нагрузки динамического характера не влияют от­рицательно на развитие и дифференцировку позвоночника подростков. Силовые упражнения с тяжестями в юном воз­расте без чрезмерных нагрузок не только не вызывают патологических изменений, а силовая подготовка с применением дозированных отягощении укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма [13,18,19,20].

1.4. Методика развития силы у старших школьников

Специальная, собственно силовая подготовка допустима лишь в юношеском возрасте. В младшем и среднем школьном возрасте развитие силы должно осуществляться в плане укре­пления основных мышечных групп(..). Ведущим и основным мето­дом развития силы у школьников (включая и юношей) является метод, основанный на применении динамических упражнений. Статические (изометрические) упражнения должны служить лишь дополнением к ним.

Во время занятий с детьми и подростками преимущественно применяют упражнения с отягощением весом собственного тела.

С возрастом учащихся увеличивается роль упражнений с внешним сопротивлением. В качестве отягощения применяют набивные мячи, гантели, резиновые и пружинные амортизаторы, сопротивление партнера; юношам можно рекомендовать гири, штангу. Эффект применения силовых упражнений зависит от рационального распределения нагрузки на каждом занятии, от занятия к занятию, а также от правильного выбора веса отяго­щения.

На занятиях с детьми и подростками надо использовать пре­имущественно такой вес, который может быть поднят занимаю­щимися 15—20 раз подряд. Исходя из этого, нужно подбирать и вес отягощении. Упражнения с большим отягощением вред­ны для детей и подростков. Во время занятий с ними недопу­стимы длительные односторонние напряжения, нельзя также злоупотреблять статическими усилиями. Дети и подростки, выполняя силовые упражнения, не должны доводить мышцы до предельного утомления.

В юношеском возрасте целесообразно применять более зна­чительные нагрузки. Наиболее эффективными силовыми упра­жнениями для хорошо подготовленных юношей являются такие, которые могут быть выполнены 6—10 раз подряд. При дозиров­ке упражнений с отягощением важно учитывать подготовлен­ность занимающихся. При слабой подготовленности юношам обычно бывает достаточно выполнить каждое упражнение один раз «до отказа». В дальнейшем, по мере роста тренированности целесообразно на одном занятии выполнять каждое упражне­ние «до отказа» два и даже три раза.

Во время отдыха между очередными повторениями реко­мендуется проделать несколько упражнений на расслабление, которые полезно сочетать с легким самомассажем.

Применяя изометрические упражнения во время занятий с хорошо подготовленными юношами надо стремиться воздейство­вать одновременно на большое число мышечных групп. Это обе­спечивает гармоническое развитие мускулатуры. Изометриче­ские упражнения дают наибольший эффект при постепенном нарастании напряжения. Каждое из таких упражнений целесо­образно выполнять в течение 6—7 сек, постепенно увеличивая напряжение с таким расчетом, чтобы достичь максимума при­мерно к четвертой секунде. До и после каждого статического усилия рекомендуется выполнить несколько дыхательных упра­жнений.

Из седа на гимнастической скамейке, коне или козле, ноги закреплены, наклоны назад с различными положениями рук и поворотами туловища.

Хорошо подготовленным подросткам и юношам полезно выполнять пере­численные упражнения с небольшим отягощением.

Упражнения преимущественно для мышц ног и таза.

Различные виды ходьбы (на носках, пятках, внешнем крае стопы). Из разных исходных положений (стоя на одной ноге, сидя и др.) сгибание и раз­гибание стопы, круговые движения стопой внутрь и наружу. Поднимание на носки. Пружинящие покачивания на носках.

Из полуприседа перекатывание на ступнях вправо и влево, круговые движения коленями. Из основной стойки опускание на колени и возвращение в исходное положение без помощи рук. Из стойки ноги скрестно, опускаясь, сесть и возвратиться в исходное положение без опоры руками о пол. Из раз­ных исходных положений сгибание и разгибание ноги (ног), поднимание и опускание прямой ноги (ног), круговые движения ногой внутрь и наружу.

Приседания на носках и на всей стопе (ноги вместе и врозь). Пружиня­щие движения в приседе. Приседание на одной ноге с опорой и без опоры руками (подростки и юноши). Выпады (вперед, назад, в сторону) на месте и с продвижением. Ходьба в полуприседе и приседе.

Прыжки на месте и с продвижением на двух ногах (ноги вместе, врозь, скрестно), на одной ноге, чередование прыжков на одной и двух ногах, прыж­ки в полуприседе и приседе.

Укреплению мышц ног (особенно мышц бедра) и таза способствуют так­же многие из перечисленных упражнений для мышц туловища.

Парные упражнения (с партнером).

Упражнения преимущественно для мышц рук и плечевого пояса.

Стоя лицом друг к другу и упираясь ладонями о ладони партнера, попе­ременное и одновременное сгибание и разгибание рук с сопротивлением.

То же, но один из партнеров лежит на спине (подростки и юноши).

Из разных исходных положений, держась за руки, движения руками впе­ред, назад, в стороны, вверх, вниз, оказывая и преодолевая сопротивление.

Сгибание и разгибание рук в стойке на руках с помощью партнера (под­ростки и юноши).

Стоя лицом друг к другу и держа гимнастическую палку перед собой на вытянутых руках, перетягивание друг друга, сгибая руки; поднимание, опу­скание и выкручивание палки, преодолевая сопротивление партнера.

Упражнения преимущественно для мышц туловища и шеи.

Из разных исходных положений (стоя, лежа, сидя) сгибания и разгиба­ния в тазобедренных суставах, преодолевая сопротивление партнера. То же, но партнер оказывает сопротивление, удерживая выполняющего за шею.

Удержание различных статических положений (наклон вперед прогнув­шись, горизонтальное положение лежа на бедрах на гимнастической скамейке лицом вверх и лицом вниз, наклон в сторону, сед углом на полу и др.), пре­одолевая сопротивление партнера, создающего различные по характеру и на­правлению дополнительные нагрузки.

Упражнения преимущественно для мышц ног и таза.

Из разных исходных положений (стоя на одной ноге, лежа на спине) сги­бание и разгибание стопы, преодолевая сопротивление партнера, удерживаю­щего стопу руками. Сидя лицом друг к другу, упираясь стопами согнутых ног и держась за руки, не отпуская рук, поочередное и одновременное разги­бание и сгибание ног, оказывая и преодолевая сопротивление.

Стоя спиной друг к другу, держась за руки, опускание на пол и возвра­щение в исходное положение.

Лежа на спине, полусогнутые ноги подняты, сгибание и разгибание ног в коленях, преодолевая вес партнера, опирающегося руками на стопы поднятых вог (подростки и юноши).

Стоя на коленях (партнер прижимает руками стопы к полу), наклоны вперед, увеличивая угол между бедрами и голенями, и возвращение в исход­ное положение

studfiles.net

возрастные особенности развития ФК

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Правильно организованные упражнения на уроках способствуют развитию основных физических качеств. Уровень развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости в значительной степени определяет успешность двигательной деятель­ности школьников, то, как они смогут овладевать новыми формами движений и применять их на практике

Развитие физических качеств следует начинать с детского возраста. При этом необходимо знать, что мышечная сила, выносли­вость, скоростные качества и ловкость в разные возрастные периоды развиваются не одновременно. Так, у мальчиков во время учебы в школе происходит интенсивный рост силовых показателей и вынос­ливости. В период от 7 до 17 лет эти качества увеличиваются в 2— 2,5 раза. Наиболее благоприятным периодом развития силы являет­ся возраст от 7 до 11 —12 лет, и после 15 лет.

В младшем и среднем школьном возрасте главная цель силовой подготовки — укрепить основные группы мышц. Для этого можно использовать упражнения ритмической гимнастики с отягощением (весом собственного тела), а также упражнения, выполняемые с напряжением.

С возрастом учащихся увеличивается количество упражнений с внешним сопротивлением (набивными мячами, гантелями, резино­выми амортизаторами).

У девочек силовые показатели развиваются до 12—13 лет, а затем сила по отношению к собственному весу (относительная сила) снижается,

Для детей младшего школьного возраста характерна незначи­тельная выносливость. Однако уже в десятилетнем возрасте они способны выполнять не очень интенсивные упражнения в течение продолжительного времени. Но применять большие нагрузки в этом возрасте недопустимо, так как в этот период происходит наиболее активное развитие сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других систем организма. Вместе с тем необходимо постепенно готовить организм школьников к нагрузкам. Развивать выносливость в детском и подростковом возрасте лучше всего с помощью упражне­ний, выполняемых в умеренном темпе. Способствуют этому ком­плексы упражнений ритмической гимнастики с включением в них бега, прыжков, танцевальных элементов.

Особенно благоприятным для развития ловкости является возраст от 1 до 12—13 лет. Этому способствуют высокая пластич­ность центральной нервной системы, интенсивное развитие дви­гательного анализатора, а также использование на занятиях услож­няющихся упражнений ритмической гимнастики, игровых заданий, упражнений с предметами.

Развитие скоростных качеств в основном заканчивается к 14— 15 годам. Как свидетельствует практика, лучшим временем для выработки быстроты является возраст от 10 до 14 лет, а наиболее действенным средством — бег на короткие дистанции (до 60 м), а также прыжки через скакалку на время. Из упражнений ритми­ческой гимнастики для этой цели можно использовать общеразвивающие упражнения, прыжки, скачки, махи ногами, выполняемые в быстром темпе.

Самые высокие темпы развития гибкости наблюдаются в воз­расте от 7 до 10 лет. Максимальная гибкость отмечена у девочек в 11 —13 лет, у мальчиков — в 13—15 лет.

Чтобы недопустить травм в младшем школьном возрасте, надо особенно осторожно выполнять упражнения, направленные на раз­витие подвижности плечевых суставов и позвоночного столба. Перед выполнением упражнений на гибкость необходимо сделать специ­альную разминку, которая способствует разогреванию мышц.

Упражнения ритмической гимнастики развивают подвижность позвоночного столба и суставов конечностей, эластичности связок и мышц. Однако следует знать, что чрезмерная гибкость у детей при недостаточном развитии силы отдельных мышечных групп может привести к нарушениям осанки, плоскостопию и другим отклонениям в организме.

Оценить уровень развития физических качеств школьников, а также их изменение под влиянием регулярных занятий ритмиче­ской гимнастикой можно с помощью специальных упражнений-тестов.

xn----7sbarwj9adslo0f1b.xn--p1ai

КРИЗИСЫ И СЕМИЛЕТНИЕ ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

КРИЗИСЫ И СЕМИЛЕТНИЕ ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Человеческая жизнь развивается семилетними циклами. Каждый цикл завершается различным кризисом, ведущим к следующему этапу.

 

0 до 7 лет

Сильная связь с матерью. Горизонтальное познание мира. Создание чувств. Запах матери, молоко матери, голос матери, тепло матери, поцелуи матери являются первыми ощущениями. Период, как правило, заканчивается вылуплением из защитного кокона материнской любви и открытием более или менее холодного остального мира.

 

Первый важный этап в череде кризисных периодов, его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

 

Как вы понимаете, имеется ввиду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

 

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

 

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: « Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безинициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

 

7 до 14 лет

Сильная связь с отцом. Вертикальное познание мира. Создание личности. Отец становится новым исключительным партнером, союзником в открытии мира вне семейного кокона. Отец расширяет защитный семейный кокон. Отец становится ориентиром. Мать была любима, отец должен быть обожаем.

 

Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью? » Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других.

 

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

 

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего - то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех... ».

 

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от своего внешнего вида, от лица и тела, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис несет по всей своей дальнейшей жизни.

 

14 до 21 года

Бунт против общества. Познание материи. Создание интеллекта. Это кризис подросткового возраста. Появляется желание изменить мир и разрушить существующие структуры. Молодежь нападает на семейный кокон, затем на общество в целом. Подростка соблазняет все, что «восстает», — громкая музыка, романтические отношения, стремление к независимости, бегство, связь с маргинальными группами молодежи, анархистские ценности, систематическое отрицание старых ценностей. Период завершается выходом из семейного кокона.

 

Третий кризисный период связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

 

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу...». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации.

 

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или, наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

 

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

 

21 до 28 лет

Вступление в общество. Стабилизация после бунта. Потерпев неудачу с разрушением мира, в него интегрируются, желая сперва быть лучше, чем предыдущее поколение. Поиски более интересной работы, чем у родителей. Поиски более интересного места жизни, чем у родителей. Попытка создать более счастливую пару, чем у родителей. Выбор партнера и создание очага. Создание собственного кокона. Период обычно заканчивается браком.

 

С этого момента человек выполнил свою миссию и покончил с первым защитным коконом.

 

Следующий кризис, при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет.

 

Глобальный жизненный курс, по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

 

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что - то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

 

КРИЗИСЫ И СЕМИЛЕТНИЕ ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

КОНЕЦ ПЕРВОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ

После первого квадрата, завершающегося созданием собственного кокона, человек вступает во вторую серию семилетних циклов.

 

28 до 35 лет

Создание очага. После женитьбы, квартиры, машины появляются дети. Ценности аккумулируются внутри кокона. Но если четыре первых цикла не были пройдены успешно, очаг рушится. Если отношения с матерью не были прожиты должным образом, она будет досаждать своей невестке. Если с отцом тоже, он начнет вмешиваться в дела молодой пары. Если бунт против общества не был пережит, есть риск конфликтов на работе. 35 лет — тот возраст, в котором плохо вызревший кокон часто взрывается. Тогда происходят развод, увольнение, депрессия, психосоматические болезни. Тогда первый кокон должен быть отброшен и…

 

Наступает этот кризис, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

 

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. « Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем - то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

 

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: « Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей.

 

Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

 

35 до 42 года

Все начинается с нуля. После кризиса человек, обогащенный предыдущим опытом и ошибками, реконструирует второй кокон. Нужно пересмотреть отношения к матери, семье, отцу, зрелости. Это период, когда у разведенных мужчин появляются любовницы, а у разведенных женщин — любовники. Они пытаются воспринять то, что ожидают, уже не от брака, а от противоположного пола.

 

Отношения с обществом также должны быть пересмотрены. Отныне работу выбирают не с точки зрения ее безопасности, а по тому, насколько она интересна, или по тому свободному времени, которое она оставляет. После разрушения первого кокона человек всегда испытывает желание как можно быстрее создать второй. Новый брак, новая работа, новые отношения. Если избавление от паразитирующих элементов прошло благополучно, человек должен быть способен восстановить не похожий, а улучшенный кокон. Если он не понял прошлых ошибок, он восстановит точно такую же оболочку и придет к точно таким же поражениям. Это то, что называется «бегать по кругу». С этих пор все циклы станут лишь повторением одних и тех же ошибок.

 

Один из самых сложных этапов. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

 

Карьера, семья, связи - все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

 

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

 

42 до 49 лет

Завоевание общества. Как только второй, улучшенный кокон восстановлен, человек может познать полноту жизни в браке, семье, работе, собственном развитии. Эта победа приводит к двум новым типам поведения.

 

Если человеку важны признаки материального благополучия: больше денег, больше комфорта, больше детей, больше любовниц или любовников, больше власти, он непрестанно увеличивает и обогащает свой новый улучшенный кокон.

 

Если человек отправляется на завоевание новых территорий, а именно духовных, то начинается истинное созидание его личности. По всей логике, этот период должен закончиться кризисом самосознания, экзистенциальным вопросом. Почему я здесь, зачем я живу, что я должен сделать, чтобы жизнь приобрела смысл помимо материальных благ?

 

После 42 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. Мы наконец перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

 

Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во - первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессам . Они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во - вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье - с детьми, которые уже покинули или вот - вот покинут родительское гнездо, на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым "наступают на пятки" более молодые.

 

Мужчины сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности : "Кто я?" и "Куда я иду?". Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

 

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о "пустом гнезд ", которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

 

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

 

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры.

 

49 до 56 лет

Духовная революция. Если человеку удалось создать или воссоздать свой кокон и реализоваться в семье и работе, он, естественно, испытывает желание обрести мудрость. Отныне начинается последнее приключение, духовная революция.

 

Поиски духовности, если они ведутся честно, не впадая в легкость групповщины или готовых идей, никогда не будут закончены. Они займут всю оставшуюся жизнь.

 

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего - одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

 

В позитивном варианте развития - человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищут новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

 

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и  пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми. Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

 

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда - нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».

 

КРИЗИСЫ И СЕМИЛЕТНИЕ ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

КОНЕЦ ВТОРОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ

Далее развитие продолжается по спирали. Каждые семь лет человек поднимается на один виток и вновь проходит через те же вопросы: отношения с матерью и отцом, отношение к бунту против общества и к семье.

 

Иногда некоторые люди нарочно терпят крах в семейных отношениях или на работе, чтобы быть вынужденными начать все циклы заново. Таким образом они пытаются избежать или отодвинуть тот момент, когда им придется перейти к духовной фазе, поскольку они боятся столкнуться сами с собой лицом к лицу.

 

И еще... основные предвестники и сам кризис начинаете перед рубежом конца цикла за несколько лет (1 - 3 года), отмечено на картинке черным фоном.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

www.ranibu.ru

4. Этапы роста и развития человека. Этапы социализации - Научные статьи

Известно, что физическое и умственное развитие личности тесно связано с возрастом. Каждому возрастному периоду соответствует свой уровень физического, интеллектуального, социального и духовного развития.

4.1. Возраст человека

Возраст — универсальное социальное явление. Люди рождаются, взрослеют, стареют и умирают, но в каждом конкретном социуме это происходит по-разному.

С самых ранних стадий биология человека испытывает влияние социальных факторов. В связи с этим индивидуальный возраст человека — это взаимодействие биологического взросления, психологического развития и изменений в культурной и социальной средах. Возраст человека справедливо считают объектом междисциплинарного исследования.

В науке принято выделять несколько типов возраста. Наиболее распространенными типами возраста человека считаются: абсолютный возраст и условный возраст, или

возраст развития.

Абсолютный возраст — это собственно календарный или хронологический возраст, т. е. возраст от рождения до конкретного времени его измерения.

Условный возраст определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития и устанавливается на основании каких-то качественно-количественных признаков. Вместе с тем в человеческом индивидууме в каждый конкретный момент времени существуют несколько возрастов (хронологический, биологический, социальный, психический, двигательный и др.).

Биологический возраст характеризует состояние обмена веществ и зрелость функциональных систем организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В биологическом возрасте выделяют скелетный возраст, зубной, возраст полового созревания.

Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества (дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст, юридически брачный возраст, возраст гражданского совершеннолетия).

Социальный возраст определяется путем соотнесения уровня социального развития индивида, овладения им определенными социальными ролями с тем, что статистически нормально для сверстников.

Под психическим возрастом принято понимать уровень развития умственной, эмоциональной, нравственной, реакреационной, психосексуальной сторон психики. Их иногда называют индикаторами психического возраста. В зависимости от уровня их развития по сравнению с соответствующими среднестатистическими нормативами судят о психической зрелости для данного возраста или о психическом возрасте.

Как свидетельствует практика физического воспитания, дошкольного и школьного образования, медицинского контроля состояния здоровья и др., оценка истинного возраста человека является крайне важной и непростой проблемой. Лица одного и того же паспортного возраста иногда значительно отличаются друг от друга по биологическому возрасту. В свою очередь, биологический возраст во многом находит отражение в психическом возрасте, в зрелости анализаторных систем организма и в целом в физиологической, психической и психофизической дееспособности индивидов. При этом возрастные различия могут достигать от трех до пяти лет.

Данные науки свидетельствуют о том, что дети разного биологического возраста отличаются друг от друга по физическому и интеллектуальному развитию, показателям моторики, или, как принято говорить, по уровню зрелости отдельных систем организма. В связи с этим специалисту, будь то в системе образования или физического воспитания, здравоохранения и др., очень важно знать истинный возраст ребенка, в противном случае он вынужден рассматривать своих подопечных как равных по возрасту, «мерить» их одной и той же «меркой», предъявлять равные требования. А это чревато неправильными выводами, а в ряде случаев, как, например, в спорте, очень часто приводит к отсеву иногда потенциально одаренных ретардированных (имеющих замедленные темпы роста и развития) детей, в других случаях — к перегрузкам еще не сформировавшегося организма и даже к различным недугам, в том числе сердечным заболеваниям, перенапряжениям миокарда и т. п.

Прежде чем рассматривать факторы, определяющие возраст человека, необходимо остановиться на основных закономерностях индивидуального развития человека и определении некоторых понятий.

  • Онтогенез — процесс последовательных индивидуальных преобразований (морфологических, физиологических, биохимических и др.) организма человека, происходящий от момента зачатия и до окончания жизненного цикла.
  • Рост и развитие — процессы, происходящие в организме человека, которые включают как увеличение размеров тела и его частей, так и процессы дифференцировки и формообразования. В основе роста лежат такие клеточные процессы, как: 1) увеличение числа клеток, или гиперплазия; 2) увеличение размеров клеток или гипертрофия; 3) увеличение межклеточного вещества, или аккреция.

Все перечисленные явления постоянно присутствуют в процессе роста, но их вклад зависит от конкретного периода индивидуального развития. Например, число клеток мозга определяется уже к 4-5 месяцам беременности, а число мышечных волокон окончательно устанавливается только после рождения.

  • Созревание отражает темпы и сроки процесса перехода к взрослому состоянию и тесно связано с биологическим возрастом или состоянием «зрелости».

В этой связи часто говорят о зрелости отдельных систем организма: половая зрелость — полное достижение организмом функциональной способности к воспроизводству. Костная зрелость — полная оссификация скелета у взрослого человека. Зубная зрелость (зубной биологический возраст) определяется на основе числа и последовательности прорезывания зубов и сопоставления этих данных с существующими стандартами (ниже будет разобран данный вопрос подробно).

Основное различие между ростом и созреванием состоит в том, что рост фокусируется на размерах тела, а созревание — на темпах их достижения, но эти процессы неразрывно связаны между собой, и они отражают в целом уровень развития или развитие (биологическое, психологическое, психическое, социальное).

Для правильного управления процессами обучения и воспитания педагоги много раз делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей, характерных для определенного периода жизни. Сущность возрастных изменений особенно наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связаны между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в интеллектуальной, социальной и духовной сферах.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

В онтогенезе человека выделяют несколько периодов, для каждого из которых характерны определенные закономерности роста и развития. В этой связи необходимо остановиться на периодизации хронологического возраста.

Согласно периодизации, принято выделять следующие периоды и границы (табл. 4).

Таблица 4. Возрастная периодизация онтогенеза человека.

№ п/п

Период

Границы

1

Новорожденные

1-10 дней

2

Грудной возраст

10 дней — 1 год

3

Раннее детство

1-3 года

4

Первое детство

4-7 лет

5

Второе детство

8-12 лет (мальчики) 8-11 лет(девочки)

6

Подростковый возраст

13-16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки)

7

Юношеский возраст

17-21 год (юноши) 16-20 лет (девушки)

8

Зрелый возраст 1- й период 2- й период

22-35 лет (мужчины) 21-35 лет (женщины) 36-60 лет (мужчины) 36-55 лет (женщины)

9

Пожилой возраст

61-74 года (мужчины) 56-74 года (женщины)

10

Старческий возраст

75-90 лет

11

Долгожители

90 лет и старше

Согласно схеме периодизации онтогенеза человека, выделяют еще три периода — пожилой, старческий возраст и период долгожителей.

Старение — это совокупность биологических процессов, происходящих в органах и системах организма в связи с возрастом, сокращающих адаптационные возможности организма и повышающих вероятность смерти.

Для школьных и спортивных педагогов наиболее интересна периодизация детского, подросткового и юношеского возраста. Это связано с тем, что основной контингент учащихся спортивных школ — мальчики и девочки от 4-5 до 16-18 лет (табл. 5).

Таблица 5. Периодизация детского возраста.

Психологическая

Педагогическая

1. Пренатальный период

2. Период новорожденности (от рождения до 6 недель жизни)

3. Грудной период (до 1 года)

4. Ползунковый возраст (1-3 года)

5. Дошкольный возраст (3-6 лет)

6. Школьный возраст (6-11 лет)

7. Пубертатный период (11-15 лет)

8. Юношеский возраст (15-20 лет)

1. Младенчество (1 год жизни)

2. Преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет)

3. Дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) Младший (3-4 года)

Средний (4-5 лет) Старший (5-6 лет)

4. Младший школьный возраст (6-10 лет)

5. Средний школьный возраст (10-15 лет)

6. Старший школьный возраст (15-18 лет)

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет) — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи, где проходило основное развитие и воспитание ребенка, расширяются до пределов улицы, города, страны. Ребенок впервые попадает в детский коллектив, начинает включаться в специально организованный образовательно-воспитательный процесс в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему, конечно, еще недоступно. Кроме того не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Младший школьный возраст (6-10 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него начинает появляться другая логика мышления. Учение для него становится значимой деятельностью, которая оценивается взрослыми. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу (в 6 или 7 лет), он в какой-то момент своего развития проходит через кризис.

Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося «Я сам», ребенок стремился действовать в этом мире предметов. В 7 лет он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением оцениваемой взрослыми учебной работы. Как считает Л. И. Божович, кризис 7 лет — это период рождения социального «я» ребенка.

Изменение социального статуса ребенка, связанное с началом школьной жизни, предполагает психологические изменения в деятельности. Они проявляются в сложности усвоения нового режима деятельности, изменении взаимоотношений с семьей, выработке нового типа взаимоотношений с учителями и одноклассниками, возникающих затруднениях в учебной деятельности.

В начале младшего школьного возраста все усилия ребенка направлены на усвоение своей новой роли в обществе — роли ученика. К 8-9 годам при нормальном развитии событий ребенок адаптируется к школьной жизни и начинает проявлять интерес к другим видам занятий, в том числе и к занятиям физической культурой и спортом.

4.2. Становление личности младшего школьника

  • Изменение социального статуса ребенка.
  • Ведущая деятельность — учебная (социальная значимость для взрослых).
  • Создание ситуации успеха в обучении.
  • Способность удерживать произвольное внимание в течение 20-25 минут.
  • Закладывается фундамент нравственного поведения, усвоение моральных норм и правил и стремление их соблюдать.

Средний школьный возраст (10-15лет) называют еще «подростковым возрастом». Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Векторы психического и физического развития не идут параллельно, границы того периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, пубертатный кризис может начаться и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. В связи с этим подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое развитие.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем в относительно спокойный период времени буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются ощущением разбитости, печалью и полной пассивностью. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Осознание этого состояния приводит к заключениям типа: «В 14 лет мое тело будто взбесилось».

Бурный рост и перестройка организма в подростковом возрасте резко повышают интерес к своей внешности. Формируется новый образ своего физического «я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенок остро переживает все изъяны внешности, как действительные, так и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, излишний вес или худоба — все это расстраивает подростка, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявлять понимание и тактичность.

На старший школьный возраст (15-18 лет) приходятся ситуации поиска смысла жизни, своего места в динамично изменяющемся мире. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Иногда в этом возрасте все еще существуют значительные внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.

Динамика развития в возрасте от 15 до 18 лет (ранняя юность) зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющими на процесс самоопределения. В переходный период от подросткового возраста к юношескому возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста — этапа эмансипации от взрослых — обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями обсуждаются вопросы жизненных перспектив, будущее профессиональной деятельности.

Старшеклассник относится к близкому взрослому, как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах: в области человеческих взаимоотношений, моральных норм, различных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «я» — каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Отношения с взрослыми хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация.

Общение со сверстниками необходимо для самоопределения в ранней юности, но оно имеет совсем другие функции, чем общение со взрослыми. Если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным.

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется на будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, как будет любить уже взрослый человек.

В то время начинает формироваться нравственная устойчивость. В своем поведении старшеклассник более ориентируется на свои собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего небольшого жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Изменения, происходящие в старшем школьном возрасте, связаны с завершением формирования соматотипа, сформированностью представления о собственной уникальности, эмансипацией от родителей, возникновением потребности в романтической любви, построением новой системы отношений с родителями, поиском смысла жизни.

4.3. Социальное становление личности подростка

  • Противоречие между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка, официальным статусом «школьника». «Быть» не удается, остается только «казаться».
  • Противоречия в отношении к подростку как к ребенку, когда речь заходит о его правах, и призыв к чувству взрослости, когда напоминают от его обязанностях. Сам подросток предпочитает обратную зависимость.
  • Противоречия между «нужно» и «опасно».
  • Ситуация «сотрудничества» при организации процесса обучения.
  • Неустойчивость интересов.
  • Большое значение мнения сверстников.
  • «Кумир» — это тот, на кого Я хочу быть похожим.
  • Подростковая мода.
  • Реальный авторитет взрослого, а не директивный.

bmsi.ru

Тема 10. Развитие человека в период молодости, зрелости

Тема 10. Развитие человека в период молодости, зрелости

 

1. Физическое и психическое развитие в молодости и зрелости.

2. Личностное развитие. Кризисы в период молодости, зрелости.

 

1. Физическое и психическое развитие в молодости и зрелости

 

Хронологические рамки (возрастные границы).  От 30 до 60‑70 лет.

Социальная ситуация на разных этапах этого возрастного периода различна. Социальная ситуация характеризуется в реализации себя, полного раскрытия потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Принятие на себя  полноты ответственности. Все особенности социальной ситуации отражены в таблице.

Таблица 

23 – 30 лет

 

30 – 40 лет

40 – 50 (55) лет

1. Осознание себя в статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей.

2. Овладение профессией и начало профессиональной деятельности.

3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции.

4. Воспитание детей.

5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения.

1. Личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни.

2. Передача опыта другим, наставничество.

3. Реализация потребности в достижениях и социальном признании.

4. Самореализация в профессиональной.деятельности, построение карьеры.

1. Развитие и сохранение супружеских отношений.

2. Воспитание детей

3. Достижения в карьере.

4. Развитие форм и хобби.

5. Принятие и приспособление к изменениям организма.

6. Принятие ответственности за стареющих родителей.

 

Физическое развитие. В промежутке между 25-30 годами физическая сила, функционирование органов , скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности достигают своего максимума.

После 30 лет они медленно и заметно идут на убыль. Но этот спад в промежутке от 30 до 50 происходит не так быстро как представляется большинству людей.

После 40 лет происходит снижение уровня функционирования по 6 важным показателям: скорость проведения нервного импульса; функция почек; функция сердечно-сосудистой системы; сила мышц; полезный объем легких; жизненная емкость легких.

Снижение физических навыков и возможностей  более заметно в критических ситуациях или в тех случаях, когда резко возрастает нагрузка на организм.

Менопауза у женщин наступает в возрасте от 48 до 51 года, может начаться раньше, а может и позже. Это означает прекращение менструаций и неспособности рожать. Эти изменения могут сопровождаться эмоциональными изменениями. Часто женщины чувствуют себя подавленными, менее женственными, т.к. их репродуктивная функция прекратилась.

У мужчин не происходит единичных, внезапных событий, сравнимых с менопаузой у женщин. Но у мужчин  происходят изменения, касающиеся их сексуальной активности.

Некоторые изменения обусловлены физиологическими факторами, в частности уровнем андрогенов, мужских половых гормонов.

Ведущая деятельность: Профессиональная деятельность; становление и развитие семейных отношений.

Познавательные функции на разных возрастных этапах имеют свои отличия (см. таблицу).

Таблица 

18 – 25 лет

 

30 – 40 лет

 

41 – 50 лет

 

51 – 55 лет

 

1. Усиленное развитие психических функций.

2. Характерны «оптимумы» внимания, памяти, мышления.

3. До 35 лет продолжается становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности.

Наблюдается наибольшая восприимчивость социального и профессионального опыта.

В 26 - 29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление.

1. Высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам.

2. После 35 уменьшается возможность новообразований.

3. Наблюдается максимум творческой активности.

В 30-33 года наступает высокое развитие памяти, мышления и внимания.

1. Снижение уровневой оценки мышления.

2. Снижение уровня памяти и внимания.

1. Особое влияние на уровень развития мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремле

ния в профессиональной сфере.

 

 

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Помимо сохранения происходит качественное преобразование структуры интеллекта. Доминирующее значение  занимает обобщение на словесном материале. Возможна новая стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы.  Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции.

Психическое развитие личности обусловливает семья. Наблюдается прогрессивное развитие, связанное со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности.

 

2. Личностное развитие. Кризисы в период молодости, зрелости

 

Личностное развитие, по мнению Э. Эриксона, может проходить по 2 линиям развития:

  1. Нормальный ход развития – генеративность – развитие потребности и чувства сохранения рода.
  2. Неблагоприятное развитие – застой – существование для самого себя, обеднение межличностных отношений.

В период между 18 ‑ 50 годами максимально раскрываются возможности человека. При благополучном прохождении кризиса – самоутверждение в этическом и моральном плане и независимость от стандартов и мнений других людей.

Новообразования: Творческая продуктивность, понимаемая как интегральное образование: профессиональная продуктивность и вклад в развитие и утверждение жизни будущего поколения.

При появлении кризиса 40 лет можно говорить еще об одном новообразовании – Коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я - концепции».

Феномен «акме»; материнство/отцовство; новый уровень интеллектуального развития.

Кризисы данного периода:

По Р. Пекку существует 4 кризиса, которые человеку необходимо разрешить: развитие уважения и мудрости, которое должно сменить примат физической храбрости. Социализация социальных отношений должна сменить сексуализацию отношений. Сохранение эмоциональной гибкости, которая должна противостоять аффективному обеднению, связанная со смертью близких или с обособлением детей. Сохранение душевной гибкости и поиск новых форм поведения вместо старых привычек и психической ригидности.

Переход к средней Взрослости как нормативный кризис (около 30 лет) – вызван расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью.

В средней взрослости переход к зрелости как нормативный кризис (около 40 лет) ‑ связан с осознанием утраты молодости, началом снижения физических сил, переживанием «символической смерти» молодости. Помимо проблем с профессиональной деятельностью нередко возникает обострение семейных отношений.

Э. Эриксон считает, что кризис – это переломный момент, период с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом. Психическое развитие происходит в процессе прохождения через критические точки.

Э. Эриксон описал 3 ступени зрелости, на которых определил центральные вопросы развития: интимность (близость), альтернатива – уединение; производительность, при котором индивидуум становится творческой личностью; Цельность (объединение).

К 35-45 годам человек начинает всерьез задумываться о том, что время проходит, начинают посещать мысли о смерти.

Решение кризиса состоит в анализе своих целей и переоценке своих ресурсов; поиске нового смысла жизни.

Кризис середины жизни – кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения;  осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции.

 

Задание для самостоятельной работы

 

1. Дайте ответы на следующие вопросы:

а) Какие факторы содействуют или препятствуют достижению вершин профессионализма («акме»)?

б) В чем особенности кризисов развития в зрелом возрасте?

в) Побеседуйте с взрослым человеком на тему «Кто в его жизни повлиял на личностное и профессиональное самоопределение?»

2. Проанализируйте современные исследования по проблеме и напишите краткую аннотацию на статью, которая соответсвтует вашим интересам.

1. Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. ‑ 1995 № 3. ‑ С. 113 – 119.

2. Бодалев А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. ‑ 1995 № 3.  ‑ С. 11-23.

3. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и «акме» как интегративная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. – 2000. ‑ № 1. ‑ С. 89 – 107.

4. Калашникова И.Н.  Отношение к себе в зрелом возрасте как психологическая проблема // Адукацыя i выхаванне. – 199. ‑ № 5-.6. ‑ С. 23.

5. Калашникова И.Н. Влияние типа личности на отношение к себе в зрелом возрасте // Адукацыя i выхаванне. – 2001. ‑ №9. ‑ С. 23.

6. Крупник Е.Л., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. – 2000. ‑ №6. ‑ С. 12.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Гамезо М.В., Герасимов В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.

2. Гейл Шихи. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. Издательство «Ювента». ‑ СПб., 1999.

3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2003.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.

6. Шапаваленко И.В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.

ebooks.grsu.by