ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

ЧАКРАВИДЬЯ. Развитие человека на протяжении жизни. Развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека


Становление личности в момент полового созревания и на протяжении всей жизни

Что есть становление личности? Это формирование индивидом своего самосознания и развитие его сознания. Влияют на эти изменения самые разные факторы. Но в подростковом и юношеском возрасте все происходит, главным образом, из-за гормональной перестройки растущего организма. Начинаются изменения на психологическом уровне: человек становится более восприимчивым к происходящему, усваивает жизненные уроки, набирается опыта и, конечно, формирует определенную систему ценностей. В общем, индивид становится личностью.

становление личности

Каждый человек проходит через становление личности. По сути, длится этот процесс всю жизнь, однако основные человеческие качества формируются в определенном возрасте. Но и он не очень-то определен и по разным данным колеблется в промежутке от 13 до 19 лет.

Однако вся жизнь человека поделена на этапы становления личности. Первый из них – это младенчество. Этот период берет свое начало еще в момент нахождения плода в утробе матери и продолжается до 1-2 лет. Примерно с 3 до 8 лет ребенок осознает себя как часть огромного мира, пытается с ним разными способами взаимодействовать. Именно в этом возрасте проявляется самое сильное детское любопытство: формирующаяся личность желает узнать как можно больше о мире, в котором живет. В 8-13 лет индивид уже четко осознает свои потребности. Вместе с этим он сталкивается с наличием в обществе моральных ценностей и устоев, а также определенных запретов. В этот период становление личности проявляет себя в отождествлении себя с миром.

И вот, с 12-13 лет, когда начинается половое созревание, человека начинают одолевать противоречия. Он уже не желает быть частью того общества, в котором он живет, а потому разными путям пытается выделиться, показать свою индивидуальность и неповторимость. Именно этот возраст – возраст бунтов «против системы», больших и не очень, однако всегда имеющих место быть.

профессиональное становление личности

В 15-16 лет родители, школа, телевидение подталкивают подростка определиться, наконец, с будущей профессией. Как правило, подросток противится, тем более что часто его выбор не нравится старшим. Молодым людям в этот период трудно, ведь профессиональное становление личности начнется позже – тогда, когда человек непосредственно начнет работать. Хотя подготовка к этому направлению в становлении так или иначе начинается еще с самого раннего возраста. С момента начала работы до момента выхода на пенсию происходит непрерывное упрочение личности в выбранной ею профессиональной деятельности. Часто человек может так и не реализовать себя в карьере, что может стать причиной большого количества комплексов.

этапы становления личности

Становление личности – процесс крайне сложный и многогранный. В разных ситуациях происходит социализация, а также адаптация индивида. Он примеряет на себя множество социальных ролей. Часто человек сталкивается с неприемлемыми для него явлениями, а потому перед ним всегда встает вопрос о том, как поступить: принять то или иное правило или же пойти по собственному пути развития. Именно так и формируется личность – путем постоянного выбора, преодоления сложностей и противоречий между миром внутренним и миром окружающим.

fb.ru

Формирование личности

Формирование личности

Каким именно образом формируется личность, остается загадкой до сих пор.

Ученые и исследователи так и не смогли прийти к единому мнению, потому что люди, рожденные с одним набором генов от одних отца и матери, и воспитывающиеся в одних и тех же условиях всегда вырастают разными, индивидуальными.

Формирование личности человека происходит на протяжении всей его жизни, в этом процессе нельзя сбрасывать со счетов ни социальную среду, в которой воспитывается и развивается индивид, ни набор врожденных качеств.

Начало формирования личности

Говоря о формировании личности, следует особо отметить, что процесс этот начинается не с рождения, а по достижении малышом нескольких лет. Ведь не зря говорят, что любой человек может стать личность, приложив к этому определенные усилия и поработав над собой.

Каждый малыш рождается с набором генов, которые ему передали не только мама с папой, но и более далекие предки. Однако, вырасти гармоничной, развитой личностью человек может только при условии, что переданные ему гены хорошего качества, а социальная среда, в которой он воспитывается, благоприятная.

Биологическое наследие на протяжении жизни развивается в соответствии с той субкультурой, которой принадлежит человек, и вот именно совокупность биологического наследия, культуры и социального опыта участвуют в формировании личности.

Однако, учеными доказано, что именно биологический фактор, то есть набор генов, доставшийся малышу при рождении, обусловливает темперамент, характер, способности человека, благодаря которым каждый из нас является индивидом.

Темперамент и индивидуальные качества человека

Под темпераментом подразумевается устойчивые, индивидуальные, психофизиологические свойства человека, совокупность которых определяет психическое состояние, динамику психических процессов, поведение.

Индивидуальные свойства человека, определяющие его темперамент, больше относятся к врожденным качествам, чем приобретенным, ведь именно темперамент определяет наше поведение и наши поступки.

Кроме темперамента человеку в наследство передаются определенные задатки, под которыми мы подразумеваем анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся врожденными. Это и строение головного мозга, и нервной системы, и органов чувств.

Задатки – это еще не гарантия, что человек вырастет гениальным или глупым, задатки – это всего лишь предрасположенность к чему-либо, и чтобы добиться результата, задатки необходимо развивать.

Способности человека

Также в формирование личности большую роль играют способности человека, под которыми понимаются индивидуально – психологические особенности личности, устойчивые и отвечающие за успех в деятельности того или иного характера деятельности. Способности могут быть как врожденными, передающимися по наследству, так и приобретенными.

Кризис фозрастного развития

Следующим фактором, участвующим с формировании личности, является кризис возрастного развития. Переходя из одного возраста в другой человек не всегда морально готов к тому, что уходит внешняя привлекательность, силы, друзья, поэтом человек начинает приобретать новые, отрицательные, черты характера в пожилом возрасте.

Состояние здоровья также играет роль в формировании личности. Если человек здоров, он будет развиваться как успешная и гармоничная личность. В противном случае развитие затормаживается.

psydom.info

2. Развитие личности. Педагогическая психология: конспект лекций

2. Развитие личности

Личность человека развивается на протяжении всей его жизни. Чтобы детально проанализировать весь процесс формирования личности, необходимо для каждого возраста выделить его ведущую, обусловливающую главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития деятельность.

Младенчество (0–1 год) – это этап так называемого «доверия к миру». Малыш общается со взрослыми, которые за ним ухаживают, а также начинает осваивать нормы отношений между людьми.

В возрасте раннего детства (1–3 года) – на этапе «самостоятельности» – ведущей является предметная деятельность. На данном этапе ребенок обучается обращаться с различными предметами.

Дошкольное детство (3–7 лет) – этап «выбора инициативы». Ведущая деятельность – игра. На этом этапе происходит освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми.

В младшем школьном возрасте (6—11 лет) – на этапе «мастерства» – ведущая деятельность – учебная, происходит освоение, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности.

В подростковом периоде (11–14 лет) ведущей деятельностью является общение с детьми своего возраста. На данном этапе ведущая сторона социализации – освоение норм отношений между людьми.

Юношеский период (14–18 лет) – этап самоопределения в мире – характерен тем, что у человека происходит освоение профессиональных умений и знаний, а ведущей является учебно-профессиональная деятельность.

Период поздней юности (18–25 лет) – этап «человеческой близости» – на данном этапе осваиваются нормы межличностных отношений, а также профессиональных и трудовых умений при ведущей трудовой деятельности и профессиональной учебе.

На этапе зрелости ведущими для человека являются трудовая деятельность, семья и воспитание детей. В социальном плане зрелый человек совершенствует межличностные и профессиональные отношения, трудовые умения.

Психоаналитическая концепция развития личности З. Фрейда отмечает, что у каждого человека имеются врожденные сексуальные инстинкты. Это внутренняя психическая инстанция – «Оно», которая является наследственным фактором развития. Влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и «Сверх-Я». На «Я» происходит давление со стороны «Оно» и «Сверх-Я», со стороны наследственности и внешней среды, при этом влияние среды вытесняет сексуальное влечение, поэтому и отношения между ними носят противоречивый характер. Общество выступает источником всевозможных травм. Развитие личности рассматривается З. Фрейдом как совпадающее с психосексуальным развитием ребенка. Все психосексуальные стадии развития ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) имеют свои особенности протекания, которые обусловливают ход жизненной судьбы, тип характера и личности, разновидность нарушений психики взрослого человека. Каждый этап психосексуального развития характеризуется определенным способом проявления половой энергии – либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. В том случае, если удовлетворение влечения либидо происходит неадекватным образом, у человека может произойти фиксация определенных черт личности. Если фиксация произошла на оральной стадии развития, у человека формируются такие черты личности, как жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, ненасытность, стремление получать удовольствие через рот – привычки курения, алкогольной выпивки, гурманства, словесной агрессивности, орального секса и т. д. По убеждению З. Фрейда, на оральной стадии люди делятся на пессимистов и оптимистов.

Фиксация на анальной стадии закрепляет такие черты личности, как пунктуальность, скупость, чрезмерную чистоплотность, упрямство, а также склонность к коллекционированию, агрессивность и скрытность, экономность и накопительство. Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет) характеризуется тем, что ребенок проявляет интерес к своим половым органам и манипулирует ими, а также переживает эдипов комплекс, по мере преодоления которого формируются «Сверх-Я», совесть, а также происходит появление психологической дистанции с родителем противоположного пола и отождествление себя с родителем одного с ним пола. В это время ребенок перенимает роли и установки, свойственные его полу. В случае фиксации развития на данной стадии у человека может появиться гомосексуальная ориентация или результатом этой фиксации может стать поиск партнера, который был бы заменой родителей. Согласно З. Фрейду самые важные периоды: в жизни ребенка завершаются до 5 лет – именно в это время формируются главные структуры личности (уже сформированы структуры «Я» и «Сверх-Я»).

На фаллической стадии у человека зарождаются такие черты личности, как благоразумие и самонаблюдение, рациональное мышление, утрирование социальных проявлений поведения, свойственных тому или иному полу. На латентной стадии (5—12 лет) половой интерес у ребенка снижается, и «Я» полностью контролирует потребности «Оно», энергия человека направлена на школьное обучение, освоение общечеловеческого опыта и культуры, освоение различных форм поведения, свойственных данному полу. В это время возникают дружеские отношения за пределами своей семьи. На генитальной стадии (12–18 лет) возвращаются детские сексуальные стремления, при этом объединяются все бывшие эрогенные зоны и появляется стремление к нормальному сексуальному общению. При затруднении нормального сексуального общения могут происходить регрессии, возвраты к прежним стадиям развития: усиление агрессивных стремлений «Оно», возврат эдипова комплекса и стремлений к гомосексуальности, к предпочтительному выбору и общению с лицами своего пола. З. Фрейд указывает, что «нормальное развитие происходит при помощи механизма сублимации. Развитие, происходящее посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры, примером которых служат два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии, – психическая гомосексуальность и нарциссизм». Люди с психической гомосексуальностью не проявляют гомосексуальность как половое извращение. Такие люди основывают свою жизнь на том, что общество предпочитают семье и имеют тесные компании с людьми своего пола, предпочитают дружбу и общественную деятельность в обществе лиц своего пола. Второй тип сексуального характера – нарциссизм – вся энергия либидо направляется человеком на самого себя, все внимание направлено на себя, свои действия, свои переживания, главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство.

З. Фрейд считал основными признаками достижения психологической зрелости желание работать и создавать что-то ценное и полезное, а также способность любить другого человека ради него самого.

Анна Фрейд, изучая закономерности развития ребенка, отмечала, что параллельно с сексуальным развитием (оральная, анальная, фаллическая, латентная, пубертатная фазы) происходит соответствующее развитие агрессивности (кусание, плевание, цепляние как оральная агрессивность, затем разрушение и жестокость, садизм на анальной стадии, позднее властолюбие, хвастовство, зазнайство на фаллической стадии, дисоциальные проявления у подростков на пубертатной стадии). А. Фрейд считает, что «каждая фаза развития ребенка – это результат разрешения конфликта между его внутренними инстинктивными влечениями и внешними ограничивающими требованиями его социального окружения». Нормальное детское развитие согласно А. Фрейд происходит скачками, не постепенно шаг за шагом, а то вперед, то снова назад с постоянным чередованием прогрессивных и регрессивных процессов. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один шаг назад.

В теории А. Фрейд «развитие ребенка представлено в виде процесса его постепенной социализации, который подчиняется закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности». При этом поиск удовольствия – это внутренний принцип ребенка, а удовлетворение желаний ребенка зависит от внешнего мира (в детстве – в первую очередь от его матери). Поэтому мать выступает первым законодателем для ребенка, и ее настроение, симпатии и антипатии оказывают большое влияние на его развитие.

Одним словом, быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и ею приветствуется. Ребенок является незрелым до тех пор, пока его собственные желания господствуют над ним, а решение об удовлетворении этих желаний или отказе принадлежит внешнему миру, родителям и другим людям. Стремление ребенка к удовлетворению своих желаний любой ценой по принципу удовольствия может лежать в основе его асоциального поведения. Лишь когда ребенок способен действовать по принципу реальности, учитывать требования социального окружения, анализировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, становится возможным переход ко взрослому состоянию. При этом следует учитывать, что продвижение к принципу реальности само по себе не гарантирует, что человек будет следовать социальным требованиям.

В соответствии с теорией А. Фрейд такие нормальные элементы детской жизни, как например, жадность, ревность, корысть, могут привести ребенка к асоциальному поведению. С помощью защитных механизмов психики происходит вытеснение из сознания некоторых инстинктивных желаний ребенка, не одобряемых обществом, другие желания могут перейти в свою противоположность – реакционные образования, они сдвигаются с себя на других людей, что называется проекцией, либо направляются на другие цели (сублимация) – так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества. Для развития «Я» организация защитного процесса является важной и необходимой составной частью. Развитие памяти, речи, мышления является необходимым условием для развития личности и социализации ребенка. По мере развития мышления происходит осмысление причинно-следственных связей, в результате чего поведение становится более обособленным, самостоятельным. Развитие принципа реальности в сочетании с развитием мыслительных процессов важно для социализации ребенка, что открывает путь для новых механизмов социализации (таких как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы – в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нормы морали и законы общества.

Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Э. Эриксоном, говорит о тесной связи психики человека с характером общества, в котором он находится. Э. Эриксон пришел к пониманию того, что каждая культура имеет особый стиль воспитания детей, который принимается матерью как единственно правильный. Стиль воспитания зависит от требований социума, такие требования можно определить для каждой стадии развития человека. Э. Эриксон подчеркивал, что на состояние «Эго» человека оказывают влияние и биологические, и психологические, и социальные факторы, в результате чего человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, осознает свою индивидуальность и неповторимость.

Э. Эриксоном было введено понятие групповой идентичности, формирующейся с первых дней жизни. Групповая идентичность означает ориентацию ребенка на включение в определенную социальную группу, он начинает воспринимать мир, как эта группа. У человека вырабатывается устойчивое ощущение «Эго», которое делает поведение осознанным процессом. При изучении фиксированных периодов развития ребенка Эриксон при достаточном внимании к сексуальным и биологическим основам формирования личности более существенной считал социокультурную «Эго-ориентацию». Вся жизнь – путь развития «Эго», на котором можно обособить восемь эпигенетических стадий, разделенных кризисами, которые являются переломными моментами в развитии человека.

На первой стадии, стадии младенчества, основную роль в жизни ребенка играет мать, так как именно она ухаживает за ним, кормит его, дает ему ласку и заботу.

Тогда у ребенка возникает базовое доверие к миру, которое проявляется в хорошем сне ребенка, легкости его кормления, хорошей работе кишечника, умении спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Мать оказывает значительное влияние на развитие доверия ребенка. Здесь важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (например, он в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Если в это время ребенку недостает эмоционального общения, то его психическое развитие нарушается, происходит его замедление.

Во время мышечно-анальной стадии (от 1 до 3 лет) возникают автономия и независимость или стыд и сомнение, у ребенка вырабатывается сила воли, он обучается контролировать функции своего организма при дефекации. Под влиянием общества и родителей ребенок приучается к аккуратности и опрятности. Под влиянием социального неодобрения ребенок начинает ощущать возможность наказания, у него формируется чувство стыда. По окончании данной стадии у ребенка должно выработаться равновесие между автономией и стыдом. Положительное соотношение будет вырабатываться в том случае, если родители не подавляют желания ребенка и не применяют физические наказания.

В возрасте 3–5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В этой деятельности у ребенка развивается умение взаимодействовать с другими людьми, возникает понятие цели действия, у него происходит развитие психических процессов и характеристик: воли, мышления, памяти и т. п. В случае сильного подавления родителями ребенка, невнимания к его играм у него могут закрепиться неуверенность, пассивность, а также чувство вины.

В младшем школьном возрасте (6—11 лет, четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи. Теперь в рамках школы происходит приобщение ребенка к знаниям о будущей деятельности. В латентном периоде у инициативного ребенка возникает чувство компетентности, развивается трудолюбие. Если у ребенка неудачи в учебной деятельности, то это приводит к появлению и даже закреплению неверия в свои силы, чувства своей неполноценности или отчаяния, к потере интереса к учебе. У ребенка с чувством вины вместо чувства компетентности развивается комплекс неполноценности и чувство некомпетентности, при этом важным является условие, чтобы родители помогли ему преодолеть школьные трудности. В том случае, если родители только ругают и наказывают ребенка за плохие отметки, чувство неверия в свои силы и неуверенности может закрепиться у ребенка на всю жизнь.

В подростковом возрасте (пятая стадия, 12–19 лет) формируется центральная форма эгоидентичности. Перед подростком встают такие вопросы, как бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, важность поиска своего профессионального призвания, обладание способностями и умениями. Все это уже является требованием общества к подростку о самоопределении. На фоне этих требований с новой силой проявляются все прошедшие критические моменты. При положительном разрешении предыдущего кризиса подросток с успехом формирует целостную форму эгоидентичности и находит свое «Я», а также признание себя самого в отношении окружающих, возникает чувство самодостаточности. В негативном случае происходит диффузия идентичности, подросток не имеет возможности найти свое «Я», не может осознать свои цели и желания. В этом случае происходят возврат, регрессия к инфантильным детским иждивенческим реакциям. У подростка проявляется устойчивое чувство тревоги, возникает ощущение одиночества, он внутренне осознает себя опустошенным, постоянно ожидает каких-либо перемен в жизни, но сам активно ничего не предпринимает. При несформированности целостной формы эгоидентичности у подростка возникает страх при межличностном общении и общении с лицами противоположного пола. Чувство неполноценности вызывает враждебность, презрение к окружающему, появляется ощущение «непризнания себя» со стороны окружающих людей. Кризис идентичности приводит к неспособности делать правильный выбор. В случае, если подростку удается найти себя, то идентификация облегчается.

На шестой стадии (молодость, или ранняя зрелость, 20–25 лет) для человека актуализируется поиск спутника жизни, важным становится тесное сотрудничество с людьми, а также укрепление связей со своей социальной группой. Человек без страха обезличивания смешивает свою собственную идентичность с проявлениями других людей, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми, возникает любовь. В случае перехода чувства неполноценности на эту стадию у человека наступает изоляция, которая препятствует сближению с друзьями или любимым человеком, и как следствие, возникает чувство одиночества.

Седьмая, центральная стадия (25–50 лет) – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности происходит в течение всей жизни человека. Сильной стороной на седьмой стадии является забота. Положительным качеством этой стадии развития является то, что личность вкладывает себя в любимую работу, в заботу о детях, таким образом, человек удовлетворен собой и жизнью. В другом случае, если человеку не на кого излить свое «Я» в этот период – у него нет любимой работы, нет семьи и детей, происходят опустошение личности, застой и косность, может начаться психологический и физиологический регресс. В основном отрицательные проявления выражены сильно, если личность была предварительно подготовлена к этому отрицательным ходом своего развития, т. е. просматривались отрицательные проявления на всех стадиях развития личности.

На восьмой стадии, после 50 лет, формируется завершенная форма эгоидентичности, основанная на проявлениях всего пути развития личности. Человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человеку необходимо понять то, что его жизнь является неповторимой, ее невозможно переделать. У человека происходит принятие самого себя и своей жизни, появляется осознание необходимости логического завершения жизни. Таким образом, проявляется мудрость и отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. В том случае, если не произошло принятия себя и своей жизни, у человека возникает разочарование, потеря вкуса к жизни, ощущение, что жизнь прожита зря.

Как указывает Э. Эриксон, в течение всей жизни человек переживает восемь психосоциальных кризисов, которые являются специфическими для каждого возраста. Благоприятное или неблагоприятное их прохождение определяет возможность последующего становления личности.

Кризис первой стадии выражается в базальном доверии или базальном недоверии. В данном случае успешное разрешение кризиса зависит от того, насколько мать передала ребенку чувство внутренней уверенности и узнавания, в ответ на которое ребенок начинает ощущать доверие, у него не возникает страха при отсутствии матери по какой-либо причине. Наоборот, у него появляется надежда на все хорошее. А в случае неудовлетворения основных потребностей ребенка, наоборот, появляется недоверие к окружающему миру.

Разрешение второго кризиса в жизни человека, кризиса раннего детства, базируется на результате преодоления кризиса младенчества. Имея доверие к родителям и к миру, ребенок легче обучается автономии и самостоятельности. При разрешении первого кризиса в сторону недоверия и нетерпеливости родителей у ребенка возникают сомнения и стыд из-за своей беспомощности.

Кризис третьей стадии основан на результате разрешения предыдущего кризиса. Если в результате автономии воспиталась сила воли, то в возрасте игры возникает инициативность, порождается цель действия. При невозможности осуществления своих собственных планов, переживании неудач и безответственности может появиться покорность и чувство вины.

В школьном возрасте проявляется четвертый кризис – идентичности. Кризис школьного возраста приводит инициативных детей к развитию трудолюбия и возникновению чувства компетентности. У детей, личность которых содержит чувство вины, наоборот, может проявиться чувство неполноценности в плане использования возможностей и средств, а также в плане собственного статуса среди сверстников.

Пятый кризис происходит у подростков, когда они усваивают образцы поведения значимых для них людей. В процессе идентификации происходит объединение опыта подростка, его возможностей и выборов. При неспособности подростка к идентификации возникает путаница ролей в различных сферах жизни.

Шестой кризис возникает у взрослых молодых людей, когда перед человеком встает проблема интимности, он связан с поиском близости с любимым человеком. Положительное разрешение кризиса шестой стадии дает возможность устанавливать интимность в отношениях как с супругами, так и с друзьями. Стремление к близким отношениям не должно заглушаться страхом потерять свое «Я». Если у человека отсутствует опыт общения с близким человеком, создания отношений, то это приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

В возрасте 40 лет человек переживает свой седьмой кризис. В это время развивается чувство сохранения рода, появляется интерес к молодому поколению, к его воспитанию, стремление внести свой вклад в жизнь будущих поколений, передать опыт и т. д.

Это очень продуктивный период жизни человека, период созидания в различных сферах жизни. В этот период, если нет истинной близости с близким человеком, отношения становятся скудными, человек существует только для себя.

На стадии поздней зрелости (от 65 лет до окончания жизни) возникает восьмой кризис, связанный с мудростью. Если человек на протяжении жизненного пути достиг цельности личности, то разрешение данного кризиса будет благоприятным. Человек осознает свой пройденный путь, принимает его, понимает, что жизнь прожита недаром. У продуктивного человека возникает «эгоин-теграция» и мудрость. При негативном разрешении кризиса человек чувствует, что жизнь прошла не так, как ему хотелось, время потеряно. Недовольство прожитой жизнью и невозможность что-либо изменить в прошлом или начать жить заново его раздражает, тогда возникает отчаяние от приближения к последней границе жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

ЧАКРАВИДЬЯ. Развитие человека на протяжении жизни

ЧАКРАВИДЬЯ

В течение своей жизни мы проходим определённые уроки, которые подобны ступеням на лестнице духовного развития. И в каждый из таких периодов на нас влияет энергия той или иной чакры, наделяя определённого рода задачами, целями и откровениями.

Чакравидья — это древний аюрведический трактат, посвященный исследованию связи сознания человека с развитием его чакр. В нем описываются 7 кризисов в жизни человека, через которые он проходит в связи с изменением вращения чакр в теле человека.

Чакры – это энергетические центры, которые располагаются на теле человека. Другими словами – это Двери, открывающие нам возможности. Если эти Двери открыты, т. е. чакры проводят энергию достаточно и «того качества», человек гармонично решает свои задачи (физические и духовные), переходит с одного этапа своей жизни на следующий. В трактатах говорится, что сознание проходит различные этапы развития.

Кризис – это беспокойство в сознании от слишком долгого нахождения на одном и том же этапе развития. То, что называется кризисами – это как раз такие моменты, когда человек «застревает» перед новой Дверью, не развивается дальше.

Болезни – это телесное проявление непорядка с какой-либо чакрой. Через эти кризисы проходит всё, что сотворено — любая структура, будь то семья, фирма, организация, страна, политическое течение, бизнес, отношения…

Как только что-то формируется, обязательно в процессе развития будут просматриваться 7 кризисов. В большинстве своём люди воспринимают кризис как негатив, пытаясь либо переждать, либо как-то смягчить его, уйти от страданий, не понимая, что пришло время изменить сознание. Кризис причиняет огромную боль человеку, но избавиться от этой боли помогает новый взгляд, новое понимание. И тогда приходит истинное счастье.

Чакры открывают для человека некоторые возможности в разные периоды времени. Основных чакр семь. Каждая из них проявляет свою активность в течение своего семилетнего периода и по-своему влияет на сознание человека. Каждый период, в свою очередь, делится на семь подпериодов продолжительностью в год, в течение которых сказывается влияние второстепенных чакр.

Чакравидья достаточно подробно описывает каждый этап и дает руководство по правильному переходу на следующий уровень. Таким образом, Чакравидья позволяет предвидеть развитие той или иной ситуации на основе раскрытия энергетических центров (чакр), играющих важное значение в жизни человека и тем самым планировать свой успех.

На каком этапе развития находится Ваше сознание?

Используя эти знания, человек может не просто стать успешным, а планировать свой успех, наладить свою материальную и духовную жизнь. Каждый период сопровождается своими радостями, возможностями, но также уроками и кризисами. В действительности, соблюдая закон времени, человек сможет освободиться от страданий.

Чакравидья помогает женщине понимать свое предназначение на конкретный возраст, реализовывать задачи и проходить трудности этого возраста. Например, маленькой девочке нужно дать безусловное принятие и любовь; подростку-девочке – возможность наряжаться и познавать свою красоту; а старушке научиться безусловно любить своих родных. Итак, давайте разберем каждый период.

1 ЧАКРА МУЛАДХАРА (с 1 до 7 лет)

Данная чакра находится в районе крестца. Она отвечает за страх и выживание. Первые 7 лет закладывается фундамент всей оставшейся жизни. Если в это время девочка почувствовала себя Богиней, то она пронесет это чувство через всю жизнь. Если же она будет чувствовать себя подчиненной и зажатой в своих проявлениях, то и всю оставшуюся жизнь, она будет находить мужчин, которые будут ее подавлять. В это время в девочке закладывается чувство – я повелительница мира, весь мир создан для любви, творчества и красоты. Я – часть этой красоты, я ее создаю и я ею являюсь. Этот мир создан для любви и гармонии. Девочка в это время познает мир исключительно на уровне эмоций – насколько мир разрешает ей проявлять свои эмоции. На этом этапе она инстинктивно проявляет себя как женщина – ей интересно практически тоже, что и ее маме – наряды, косички, дочки-матери, краски, цветы, творчество, переодевания и т.д. Папа в этот период очень важен. Именно папа дает первое и самое важное понимание мужчины. О том, как он устроен и какие у него потребности. Маленькая девочка в этот период – папина принцесса. И она способна как ни в каком другом возрасте осознавать мужские потребности. Ей интересен футбол, который он смотрит, его шрамы на руках, его настольная книга. В этот момент она «запоминает на подсознательном» уровне, что мужчина однонаправлен, запоминает мужские повадки и цели, его способы отдыхать. И она получает от него безусловное восхищение – именно это восхищение даст ей возможность любить себя. В отличие от мальчиков, девочки в этом возрасте не нуждаются в активном воспитании, они принимают мир таким, какой он есть, и этот мир для них неконфликтный. Она не учится с ним сражаться, она учится быть частью этого мира. Чем меньше ее будут теребить и воспитывать, тем легче ей будет адаптироваться к миру. На данном этапе ей важно только 1 небольшое хобби, несколько подружек, принятие родителей и куча свободного времени для игры в куклы.

Задачи: научиться жить для себя

Возможности: закладывается отношение к самой себе на всю жизнь.

2 ЧАКРА СВАДХИСТАНА (с 7 до 14 лет)

Находится в области пупка. Девочка взрослее уже в этот период. У нее резко повышается гормональный фон и ей нужно в кого-нибудь влюбиться. В древних сообществах именно в этом возрасте девочку сватали, потому что она уже созревает для любви. В наше время это невозможно, поэтому девочке надо объяснять природу мальчиков: мальчиков интересуют пока что другие вещи и она не должна еще вкладывала свои чувства в любовь. Желательно в это время занять ее серьезным творческим занятием, в котором она научиться выражаться свои чувства через мысли форму – танец, фотографию или рисунок. В это время чаще всего девочка испытывает первое разочарование и у нее появляются комплексы. Она испытывает комплекс неполноценности, ощущает себя недостаточно женственной и подавленной. На психологическом уровне – она уже женщина, но на физическом ее тело испытывает переходный период. Здесь важно говорить девочке, что ее формирование не закончено и учить ее любить все свои внешние особенности. Важно учить ее правильно одеваться, формировать стиль, учить обращаться с волосами и своей внешностью. Также важно объяснить ей, что мальчики в это время еще очень несерьезны. Девочке стоит научиться ценить себя и ждать единственного любимого; научиться не завидовать девочкам из более обеспеченных семей и не ориентироваться на журнальные образы моделей.

Задачи: борьба с обидой, соперничеством и чувством собственного ничтожества. Избегать плохих компаний и первого сексуального контакта.

Возможности: научиться быть женственной.

3 ЧАКРА МАНИПУРА (с 14 до 21 лет)

Чакра располагается в районе Солнечного сплетения. Здесь происходит первая попытка быть самостоятельной либо сильный страх жизни и попытка спрятаться за авторитеты. Либо чрезмерная дерзость и борьба против всех, либо чрезмерное послушание и желание быть хорошей девочкой для всех. И то и другое происходит из-за страха перед взрослой жизнью. Здесь важно объяснить ребенку, что скоро он станет самостоятельным, а потому должен научиться принимать ответственность за свою жизнь. Помогайте ребенку найти свой талант и готовтесь к университету. Хорошо, если в этот период девочка откроет свою собственную студию и попробует себя в самостоятельной роли. Важно заложить понимание на всю жизнь, что важно заниматься только любимым делом. Избавить от давления общественности и стереотипов. В этот период возможны первые серьезные отношения с мальчиком. Важно оградить девочку от сексуального контакта и не позволять ей вести распущенный образ жизни.

Задачи: почувствовать свою ответственность

Возможности: выбрать свое любимое дело.

4 ЧАКРА АНАХАТА (с 21 до 28 лет)

Данная чакра находится в области груди. Первый серьезный возраст женщины. Здесь важно полностью реализоваться в своем любимом деле и встретить правильного мужчину. В это время происходят самые сложные изменения – девушке кажется, что она уже прожила свою жизнь и она ничего не может поменять. Сильный страх перед изменениями, боязнь брать на себя что-то новое, боязнь исправлять свои ошибки. Проявляется желание переложить ответственность на своего мужа. Просыпаются первые философские размышления – оценивается важность семьи и родителей, просыпается материнский инстинкт. Женщина в это время все тащит «на себе» — семью, работу, детей, родителей. Пытается успеть везде и испытывает сильный стресс из-за нехватки времени и отсутствия радостей. Еще есть сильная тяга к тусовкам и развлечения, музыке и общения с друзьями. Просыпается ощущение тяжести жизни и первая взрослая скука. Сильное желание обустроить свое гнездо.

Задачи: не бояться что-то менять и не думать, что все уже позади

Возможности: обрести стабильность и финансовую независимость

5 ЧАКРА ВИШУДХА (с 28 до 35 лет)

Находится в области щитовидной железы (с 29 до 35) В этот период проявляется устроенность и вместе с тем новые силы, чтобы что-то изменить. Иногда человек переезжает на новое место, иногда – решается на развод, иногда – идет получать другое образование или открывает свой собственный бизнес. В этот момент женщина начинает осознавать свои силы и возможности. Она хочет найти точку своей опоры и борется с фальшивым внутри себя. Наконец-то начинает верить в свои силы и перестает «тащить» все на себе. Умеет находить баланс, появляется мудрость, трудолюбие. Пропадает сильное желание растрачивать энергию на тусовки и друзей, хочется направлять энергию только на важные вещи.

Задачи: поверить в свои силы

Возможности: исправить ошибки молодости, находить опору в себе

6 ЧАКРА АДЖНА (с 36 до 42 лет )

Располагается в районе межбровья (с 36 до 42). В этот период происходит кризис среднего возраста. Опять кажется, что жизнь уже прожита, и женщина ощущает первые признаки старости. Боится старости и смерти, ощущает безнадежность. Позитивный момент этого возраста – это глубокие философские размышления о жизни, поиск своего предназначения, реализация благотворительных проектов. Человек думает о своей жизни, бежит от пустоты в себе, хочет приносить пользу. В этот период женщина начинает осознавать пустоту внешнего мира и ищет философское обоснование всему. При этом комфорт для нее остается важной сферой жизни. Копит украшения, платья, нарабатывает статус и карьеру. На безрассудные поступки она уже не способна.

Задачи: найти свое мировоззрение, обоснование бренности мира

Возможности: более глубоко понять свою природу

7 ЧАКРА САХАСРАРА (с 43 до 49 лет)

Располагается в области темени (с 43 до 49). До этого периода жизнь женщины – это борьба за статус, за комфорт, за детей, за семейную жизнь. В этот период она осознает, что все сделано и все реализовано. Она успокаивается и возвращается к детским радостям. Чаще всего карьера не угасает, а только начинается. Карьера перестает приносить стресс, появляется ощущение собственной значимости и власти. Появляется мудрость. Женщина становится способной давать советы другим, становится лидером и учителем. Спокойна, имеет свою систему ценностей. Если женщина не прошла уроки предыдущих чакр, то в этом возрасте самая сильная уявимость, все уроки приходят сразу. Ей сложно разобрать комок не прожитых чувств, она на грани нервного срыва. Вместо внутреннего роста и мудрости приходит отупение. Такую женщину избегают ее дети и внуки, друзей у нее нет.

Остальные периоды жизни предназначены для духовного созревания. Земные уроки человек должен получить до 50 лет. Если человек не проходит уроки жизни до 50 лет, то он возвращается в начало. Так, мы можем наблюдать, как человек в этом возрасте может захотеть пойти учиться, сделать шокирующую прическу или начать роман с молодым юношей.

Семь чакр можно рассмотреть как первых семь лет жизни. Вот, ребенок рождается, первый год — просто выживание. Вы видели глаза новорожденного ребенка? Это взгляд с того света, правда? Это существо что-то пережило, вошло в этот мир безрадостно, наоборот очень серьезно все, оно еще не понимает ваших эмоций, оно просто выживает на этом уровне. Ребенок может сосать молоко из груди матери, кричать, когда ему плохо и молчать, когда все хорошо, вообще бездействовать, просто спать. То есть такое тяжелое психическое состояние. Ну, если бы взрослый так себя вел, что бы вы сказали? Это тяжелое психическое состояние. Так как у ребенка включена чакра страха, он впервые вышел на свет из утробы матери.

А вот уже на 2 году жизни, когда первый год подходит к концу, вы уже замечаете, что у него начинают проявляться чувства, капризы. Он такой маленький карапуз, а начинает командовать уже, что-то требовать: «Это хочу, это не хочу!», он проявляет свой характер. Вы это видите уже на втором году жизни.

3 год— он уже пополз, начал действовать, что-то там ломать, хватать, разбирать, рвать, таскать.

А в 4 года он очень интересный, гармоничный, он начинает общаться, он всякие слова придумывает, вместо «кастрюля» – «варюля» скажет. Дети, знаете, нарочно не придумаешь, в 4-5 лет они очень интересные, они уже общаются, радость общения чувствуют. Это в 4 года начинается.

А в 5 лет у ребенка откроется философская чакра, и он спросит: — Мама, откуда я взялся вообще? А ему говорят: — Не говори глупостей! Оп! И чакра что сделает? Закроется! То есть я – глупый, значит, так спрашивать нельзя и вот эту чакру, вот этот мой интерес в себе нужно как-то задушить, потому что это не принимается окружающим миром, не престижно, я так проигрываю. Вот это один из примеров того, как может быть задержано развитие чакры — просто общественным мнением старших, например. Или говорят всякие шутки или глупости отвечают ребенку, водят его за нос, ответа не дают никакого, чтобы он был удовлетворен этим. Это один из примеров, как чакра может не сработать.

Или я слышал, что в западных очень развитых корпорациях, например, в Японии, Америке, Германии, где корпорации работают, как часы, они добились такого результата, что просто работают фантастически такие корпорации. А как они этого добились? Они изучали эту науку до какой-то степени. Знаете, современные люди, которые ради выгоды все пытаются применять, до какой-то степени лишь изучают мир – до степени выгоды, а дальше они не изучают его уже. Если это выгодно — стоп, на этом все и закончено, все знание уже у нас есть – мы знаем, как зарабатывать деньги. Все, достаточно. И вот, до какой-то степени они изучали вот эту науку, но лишь до определенной степени. И они выяснили, что когда вы принимаете человека на работу, он дисциплинирован первые 2 года. Так как он приходит в новую корпорацию, в новую организацию, он дисциплинирован, потому что просто боится всего еще, не изучил эту систему, и он подчиняется чему угодно. На втором году он уже проявляет какой-то творческий интерес, что-то ему нравиться, а что-то нет, но он все еще послушный и интересный. На третьем году он становиться деловитым и начинает понимать, что тут не все уж так хорошо, — оказывается, начальник не всегда прав бывает, а те люди вообще не на своем месте сидят, а тот взятку взял и т.д., он понимает, что тут еще и политика есть. И вот на этом уровне работники уже не очень эффективны в работе в этой корпорации. И что делает руководство? Они заменяют весь состав заново: увольняют и набирают новый. И корпорации работают как часы, постоянно. Просто потому что они меняют людей с точки зрения выгоды и это научно и закономерно. Но с точки зрения развития личности – это совершенно противопоказано, то есть нужно прожить с одним человеком всю жизнь и на работе и в семье.

Сейчас, мы расскажем, что же это за программа, которую мы должны с вами пройти, а не увольняться раньше времени или менять постоянно работу, место работы, разводиться в семье. Зачем, почему так? Почему человеку нужно постоянство? И что такое вообще его развитие? Потому что люди меняют работу и семью с одной лишь целью – выгоды или с целью удовлетворения чувств. То есть, смотрите, работают всего лишь две чакры – выживание и каприз: мне нужно выжить и я еще капризничаю. Люди этой цивилизации застряли на двух всего лишь энергиях – на энергии страха и на энергии чувств. Но если у вас открылась третья энергия, вот эта деловитость, активность, когда вы можете действовать, организовывать, достигать результата, то вы уже будете великой и неординарной личностью, т.к. вы способны действовать, вы деловой и успешный человек. Но, что говорить, если вы достигаете гармонии в общении с людьми, способны общаться и развивать энергию радости с людьми, счастья, гармонично общаться. Это уже большой талант. Не говоря уже о философии, философов практически не осталось сейчас. Найти человека философского склада ума, редкий, очень редкий случай в жизни. Хотя Веды объясняют, что каждый человек должен уметь философски мыслить, абсолютно каждый человек, а иначе как же он достигнет мудрости? И как он достигнет бесстрашия, как же он пойдет дальше? Но у нас с вами сейчас все распределено: есть духовенство, есть какие-то мудрецы – отшельники, есть какие-то философы, есть какие-то люди общительные, есть какие-то люди деловые, есть какие-то просто тусовочные люди, есть такие, которые просто живут в страхе и не знают что делать, чем заниматься. Мы говорим, что это такие типы людей, но это не типы людей, это люди, застрявшие на определенном уровне развития. Это не типы, заметьте! Тип человека один, когда он гармоничный и все в нем развито одновременно.

И вот, ребенок испытывает радость общения, и затем он спрашивает о том, кто же он такой, и затем первый опыт он получает в 6 лет. Согласно ведической системе в 5 лет ребенок начинает уже обучение. Почему? Так как открывается чакра философии, осмысления жизни, т.е. естественно возникают вопросы и естественно нужно получать ответы. В 5 лет начинается обучение, ни в 6, 7 или 8 лет, а в 5 лет необходимо начать обучение, даже если это не школа, то родители обучают его.

Активное изучение мира — это 3 года. Что такое 3 года для ребенка, и что такое 3 года для его родителей? 3 года для его родителей выглядят так: ребенок еще совсем, совсем, совсем глупый. И когда он что-то делает, он там что-то разбирает или пытается как-то действовать, его пытаются как-то ограничивать, чтобы он не ломал ценные вещи: хрусталь там, цветы, еще что-то, не так ли? Ведь родители понимают, как это все важно и ценно, а ребенок еще совсем глупый и ничего этого не понимает. И вот эти вот ограничения в современной квартире, у каждого есть свои ограничения, но для ребенка современная квартира не подходит для воспитания в 3-4 года, потому что он будет все крушить, ломать и рисовать естественно. Нужны отдельные апартаменты, а они не у всех есть. И вот тут он (ребенок) сталкивается с определенным конфликтом внутри себя и с родителями, со старшими: что и так нельзя и так нельзя, и это нельзя и то нельзя. Тогда, что вырабатывается у него? Делать все тайком! Тайком, потому что ведь все равно эта чакра работает, и ребенок все равно должен действовать. Он в тайне начинает это делает, и у него вырабатывается эта привычка на всю его жизнь. Вы заметили, что мы многие вещи делаете в тайне от других? Это нормально в нашем обществе, правда же?

Нет, это вообще не нормально! Вы заметили, что это вполне нормально для нашего общества, что мы многие вещи просто делаем в тайне от многих, многих других? Это называется политика, экономика, это называется так же семейная жизнь. Есть свои секреты у каждого, оказывается. Вот это та самая чакра, которая когда-то была заблокирована. И теперь у нас есть много секретов друг от друга, потому что мы так и не поняли, что же все-таки можно, а что нельзя. Хочу-то я все, а как все это реализовать, только так, чтобы никто не видел или что-то видели, а что-что не видели, и уже самому решить как это сделать?

В 2 года просыпаются чувства: «хочу – не хочу». О, это важно! Это очень важно, правда? Ребенок хочет есть – это очень важно, это самое важное — накормить его. Описался, перепеленать – очень важно! А все остальное не так важно, видите? Потому что он все еще ребенок. А вот, если он описался — вот то это очень важно, ребенок прекрасно это понимает, и вот эта чакра очень сильная, потому что это важно. «Есть хочу!» — о, тут уже все услышат. А «Мама, откуда я взялся?» – мало, кто обратит внимание. Поймите: что выделит ребенок из этих семи моментов, если он встречает сопротивление уже с третьей чакрой? Радость общения используется для наслаждения чувств, не для философского раскрытия, потому что здесь родители сами могут не понимать, не дать ответы, возвращаясь снова к чувствам — это важная чакра, первый опыт и передача его другим для наслаждения чувств, а не для мудрости.

В 7 лет у ребенка проявляется тяга к таинственному, неизведанному, т.е. вера пробуждается. Это сейчас известно любому западному ученому, даже мирового масштаба, — наука утвердила одну вещь недавно, что каждый ребенок имеет врожденную веру в Бога. Врожденная — означает, что эта программа заложена в него. Вот она на седьмом годе (см., пожалуйста, таблицу) – это духовность, тяга к таинственному и неизведанному, которая проявляется в 7 лет у ребенка, он верит в то, во что взрослые давно уже не верят. Ребенок легко верит в сказки. А вот интересно, почему взрослые не верят в сказки? Почему взрослые думают, что нельзя поговорить, скажем, с Солнцем или с Луной? Они считают, что это глупости, но почему? Потому что он (взрослый) не рассматривал через духовную призму окружающий мир. Он рассматривал через призму физики, химии, математики, абстрагированных каких-то понятий, молекул, атомов, законов гравитации и всего остального, но он не рассматривал мир сквозь призму духовности, отношений. А ребенок способен к этому, оказывается. Он (ребенок) может разговаривать с игрушками, одухотворять их, он может понимать жизнь в разных формах жизни. Дети радуются живым существам, они изучают их, они их трогают, они общаются, они любят щенков, любят котят, известно, как дети очень любят общаться с живыми существами. Им нравится слушать сказки. Оказывается, знаете, можно с Солнцем общаться. Зло всегда побеждается добром — это радует ребенка, это вдохновляет его быть добрым и действовать на этом уровне. И он прекрасно понимает эту духовную науку, потому что сказок нет. Сказка — это не сказка, это ведическое знание в упрощенной форме, то, что сейчас люди забыли.

Значит, Земля – это мать, это живое существо, в сказке это написано. Но это не сказка – это научный факт, просто его нельзя объяснить абстрактным образом через молекулы или атомы. Поэтому описывается вот таким образным языком, одухотворенным языком. То есть все вокруг оказывается одухотворенное, есть еще внутренняя энергия. И вот у ребенка появляется к этому вера.

Но уже в 8 лет страх новый. То есть каждые семь лет начинается новый цикл — страх пройдет через все семь чакр, затем чувства пройдут через все семь чакр, осмысление, затем пройдет деловитость через все семь чакр, гармония — через все семь чакр, философия и т.д. и духовность тоже пройдет через все семь чакр. Получается: 7х7= 49 лет мы живем. И вот сейчас посмотрим, какой же будет результат.

Итак, страх чувств, потому что примерно в 8 лет меняется гормональный фон. Что это такое? Примерно в 8 лет меняется тонкое тело, пробуждаются чувства, сексуальная энергия начинает пробуждаться. И вот этот ребенок не понимает, что с ним происходит, непонимание своих новых ощущений и желаний, это связано с противоположным полом.

Но уже в 9 лет, когда чувства и чувства соединяются чакрой (см., пожалуйста, таблицу), видите, усиливается вдвойне, дубль здесь получается, то ребенок может ощутить первую любовь, очень сильное чувство, очень трудно потом ощутить это снова в жизни, такой же силы и чистоты — платоническая, чистая первая любовь. Уже в 9 лет он может это почувствовать. Конечно, если он правильно воспитан, потому что люди тоже иногда стыдят ребенка: так хорошо, так не хорошо. Какие-то естественные, природные для него наклонности надо воспитывать, а не при помощи только стыда учить ребенка или, наоборот, какой-то наглости.

Как знаете, есть такие комплексы: либо сильно стеснительный, либо наглый человек. Очень редко сейчас можно найти человека уравновешенного именно в чувствах. Большинство людей скованы в чувствах, боятся их проявлять, потому что чувства, соприкасаясь с чувствами других людей, всегда вызывают либо конфликт, либо что-то другое, возбуждение, например. А вот между этим среда как бы не изучена. Поэтому здесь первая любовь, сильное чувство возможны, но, как правило, люди ее скрывают в это время.

А в 10 лет – это деловитость, он (ребенок) уже пытается как-то устраивать отношения с противоположным полом, устанавливать их, действовать в этом направлении. Он уже различает, видите? Например, как ведут себя маленькие девочки и мальчики, когда начинают уже чувствовать, что есть какое-то между ними различие? Когда совсем маленькие, они никак это не чувствуют. Они все вместе, они могут ползать вместе, не различают ни девочек, ни мальчиков. А когда начинают различать, то это выражается так, что девочки начинают дразнить мальчиков, а мальчики догоняют девочек и бьют их. Вот так это выражается. Вот почему-то они начинают драться друг с другом и чем сильнее дерутся, тем сильнее взрослые говорят, что любовь, сильнее притяжение. Так энергия проявляется.

А когда уже первая любовь, они по-другому относятся, они замечают, что другой — это какое-то существо неземное, так кажется в этом состоянии. В 11 лет установление отношений с противоположным полом и дружба в разных формах. То есть с ребенком в это время нужно говорить о дружбе и любви, о его роли в этой дружбе. Это очень, очень важно в этом возрасте.

То есть, видите, сколько можно вещей проигнорировать и закрыть возможность вообще развития какого-то. 

Источник статьи здесь >>>

 

 

Берегите родных и близких! Будьте добрее, терпимее друг к другу!

Наслаждайтесь удачей с Фэншуй!

Любви, Мирного Неба, Добра, Процветания и Благоприятного  Вам Фэншуй! 

 

 

fengshuistrategy.com

Содержание

Страница 28

ВВЕДЕНИЕ. 3

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ 5

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Введение.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий.

Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Среди, более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не существует двух совершенно одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей. Эти громадные различия усложняют, если не делать вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.

Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные задачи:

  • определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья;

  • в ходе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические особенности или ее социальный опыт.

studfiles.net

Развитие человека на протяжении жизни.

hello_html_ca2c0f7.gifhello_html_461b6431.gifhello_html_5b65762d.gifhello_html_mab711ce.gifhello_html_m3e6e409d.gifhello_html_m21e6a8b1.gifТема урока: Развитие человека на протяжении жизни.

Цель : - познакомить с основными этапами роста и развития человека;

- учить практически определять свой рост и массу тела ;

- развивать интерес детей к своей личности, развивать социальную и коммуникативную компетентность, умение учиться;

- воспитывать у детей желание придерживаться здорового образа жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, сантиметровая линейка, весы напольные для измерения веса человека;

Дидактический и раздаточный материал: плакат «Измерение роста и массы тела», макет солнца с лучиками; карточки с индивидуальными заданиями, карточки к логическим цепочкам.

Ход урока

I. Организационный момент

Ну-ка, проверь , дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня утром мне принесли письмо от Буратино. Давайте его прочитаем (слайд 1).

«Здравствуйте, дети! Пишет вам Буратино. Папа Карло всегда обращается ко мне: «Мой маленький, мой малыш, мой мальчик!» А я так хочу стать взрослым. Расскажите мне, как люди растут и развиваются. Заранее благодарю вас. Ваш Буратино»

- Ребята, давайте поможем Буратино. И в конце урока постараемся рассказать ему, как же развивается человек на протяжении всей жизни и что нужно делать, чтобы развитие происходило правильно.

III. Актуализация опорных знаний

Создание проблемной ситуации.

(Под музыкальное сопровождение учитель зачитывает легенду.)

-Было это очень давно. В одной деревне жили старик со старухой. Однажды пошел дед в лес за хворостом. Долго не было старика дома, старуха уже начала волноваться. Возвратился он домой поздним вечером. Увидав старика, старуха очень удивилась. Дед выглядел на много лет моложе. Оказалось, что в лесу он нашел волшебный ручеек, из которого напился воды. Эта вода имела такие свойства, что после ее употребления человек становился моложе.

Старухе тоже захотелось стать моложе, и она решила пойти к этому волшебному ручейку. Долго сидела она возле ручейка и все пила, пила воду.

Старик ждал старуху два дня. Не дождавшись, пошел ее искать. Но вместо своей старухи нашел маленькую девочку, которая сидела возле ручейка. Старик понял, что его старуха выпила очень много воды и превратилась в ребенка.

Проблемный вопрос:

- Что в этой легенде на ваш взгляд не соответствует реальной жизни?

(Развитие человека происходит наоборот, не так как в жизни).

IV. Сообщение темы урока

- А на сегодняшнем уроке мы узнаем, как растет и развивается человек в реальной жизни.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Рассказ учителя (слайд 2):

- Ребенок появляется и начинает расти в животе у мамы , получая необходимые питательные вещества и кислород через пуповину. Остаток пуповины - пупок вы можете увидеть у себя на животе (слайд 3).

- Послушайте маленькое четверостишие , в котором говорится о чуде.

Самое главное чудо на свете

В том, что везде из века в век

На нашей планете рождаются дети.

Главное чудо Земли – человек.

- О каком чуде рассказал автор? Как вы думаете , почему он считает появление человека на свет чудом?

- Итак, через девять месяцев появляется малыш на свет. Новорожденный ребенок беспомощный, требует постоянного ухода и заботы. Много спит, плачет, когда голоден (слайд 4).

Но проходит время, они подрастают, учатся ползать, затем ходить и говорить (слайд 5).

Все дети любят играть и во время игры они могут многому научиться. Поэтому в детском саду много играют, даже во время занятий (слайд 6).

Когда детям исполняется 6 лет, они идут в школу, где узнают много нового. Дома выполняют домашнее задание, играют и общаются с друзьями (слайд 7).

Проходит время, дети становятся подростками, затем юношами и девушками (слайд 8).

Но должно пройти еще несколько лет, прежде чем они станут взрослыми мужчинами и женщинами, смогут работать и создавать свои семьи (слайд 9).

С возрастом людям становится трудно работать и они уходят на пенсию. У них есть время отдохнуть, помочь воспитанию внуков (слайд 10).

2. Беседа

- На каком этапе развития вы , дети, сейчас находитесь?

- Какой основной вид деятельности детей вашего возраста?

- Давайте послушаем стихотворение (стихотворение читает подготовленный ученик, чтение сопровождается показом фотографий этого ученика в названных возрастах).

Когда был мне год,

Был я лишь вот-вот.

Когда было два-

Был я лишь едва.

Когда три мне стало-

Меня было мало.

И когда четыре –

Кто же был я в мире?

А как стало пять-

Пробил час: настать!

А теперь мне шесть,

Вот уже я есть.

Впредь и во всю прыть

буду быть и быть.

(А. Милн )

- Разве это не чудо? Совсем недавно, ребята, вы были такими беспомощными. Но идет время, вы растете и развиваетесь. Дети все время растут. Рост и масса тела - один из основных показателей физического развития человека. И не случайно школьные врачи пристально следят за изменением роста и веса детей.

3. Практическая работа (знакомство с методикой измерения роста и массы тела).

а) Измерение роста

К стене прикрепляют ростомер (он должен быть на 10 см длиннее самого высокого ученика в классе).

Ученик становиться спиной к стене, прикасаясь к ней пятками, ягодицами, лопатками, затылком; голову держит прямо. Учитель кладет линейку на голову, прижимает ее к ростомеру и обозначает рост ученика. (Измеряется рост 5-6 учеников).

- Теперь давайте сравним рост новорожденного ребенка с вашим нынешним ростом.

(Сравнивается путем накладывания ленточки 49-52 см на ростомер).

- В чем вы убедились? (Рост по сравнению с новорожденным изменился.)

б) Измерение массы тела (с помощью напольных весов).

в) Сравнение показателей (сравнивается среднее значение роста и массы тела с показателями измеренных детей).

- Ребята, сделайте выводы по практической работе (слайд 11).

Рост ( см )

Масса ( кг )

Мальчики

120-130

23-28

Девочки

118-130

20-28

4. Физкультминутка «Вырастем большими»

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три-четыре - руки вниз.

(Исходная позиция - основная стойка, руки по швам. Дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, тянутся как можно выше. Затем становятся на пятки и опускают руки вниз. Звучит музыка).

«Подстригаем кустики»

(Повторение отличия деревьев и кустов)

Красота кустам, деревьям тоже очень нужна.

Подстрижем красиво их - будет радовать она.

(Дети руками имитируют работу ножниц, правая и левая рука сверху по очереди. Сидя - подстригают кусты, стоя - деревья).

VI. Закрепление и осмысление знаний

1) Беседа

- Ребята, как вы понимаете значение пословицы «Кто хороших советов не слушает, тот потом на пальцы дует, да поздно»?

- А что необходимо для здорового роста и развития детей?

2) Составление «Солнышка здоровья»

- Давайте вместе подумаем, что нужно для здорового роста организма и составим вместе «Солнышко здоровья».

(Дети высказываются, учитель по ходу обсуждения вывешивает карточки с условиями, необходимыми для здорового роста, сделанные в виде лучиков солнца. В центре доски солнышко с надписью «Я РОСТУ»)

Надписи на лучиках:

1.Чистота тела.

2.Подвижность.

3.Правильная осанка.

4.Правильное питание.

5.Безопасный отдых.

6.Хорошее настроение.

3) Тестирование « Да или нет»

(У каждого ученика на парте таблица.) Приложение 1

Условия

«Да» или «Нет»

1

Полноценное питание

2

Пребывание на свежем воздухе

3

Длительный просмотр телевизора

4

Крепкие мышцы

5

Чтение лежа

6

Пребывание в хорошем настроении

7

Крепкий сон

8

Занятия спортом

9

Закаливание

10

Правильная осанка

- Ребята, отметьте в таблице «да» или «нет» (условия необходимые для правильного развития человека).

4) Самопроверка

-Посмотрите на экран проверьте правильность своих ответов (слайд 12).

5) Работа в парах

- Мальчик Дима ведет активный образ жизни. Он рассказал о своих занятиях в течении дня и попросил посоветовать продукты, необходимые для того, чтобы правильно расти и развиваться.

- У вас на партах конверты с карточками, на которых указано, чем мы можем помочь своему организму при тех или иных занятиях. Восстановите таблицу.

(Таблица разрезана на карточки) Приложение 2

Что сделал в течении дня

Что нужно организму

Сделал зарядку

Дополнительная жидкость

Готовился к экзамену

Шоколад, орехи

Посетил тренировку

Жидкость, мясо

Лежал на диване

Фрукты, овощи

6) Физкультминутка

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Вы потопайте - нет, нет!

Постоянно нужно есть-

Для здоровья важно!

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем , совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад,

Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!)

Зубы вы почистили и идёте спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!)

7) Работа с текстом

- Ребята, а теперь послушайте текст.

Однажды в Индии вместе с выводком волчат нашли девочек восьми и двух лет. Младшая через год умерла. Старшая прожила еще девять лет. Все настойчивые попытки научить ее говорить и понимать человеческую речь не принесли ощутимых результатов. Она училась медленно и освоила за 9 лет всего 30 слов, понимала только простые команды.

- Скажите, почему вторая девочка так и не смогла стать человеком в полном смысле этого слова: освоить речь, стать личностью.

(Человек может развиваться и расти только среди людей, в человеческом обществе. Только тогда он станет личностью).

8) Упражнение «Я развиваюсь» Приложение 3

- Используя перечень качеств человека, попробуй составить короткую характеристику себя самого.

Я СЕЙЧАС Я В БУДУЩЕМ

Перечень качеств человека (слайд 13)

доброта

самолюбие

смелость

доброжелательность

справедливость

резкость

решительность

чувствительность

мужество

сдержанность

малодушие

нетерпимость

честность

искренность

трусость

внимательность

скромность

целеустремленность

9) Упражнение « Круг мыслей»

- Ребята, как вы думаете, сколько лет может прожить человек?

- Сколько лет вашей бабушке? дедушке?

- Вы слышали такое слово « долгожители»?

- Как вы думаете, кого так называют?

- Вы хотели бы быть долгожителем?

- Что для этого нужно?

10) Работа в паре Приложение 4

- Ребята, у вас на парте лежат части пословиц. Составьте и прочитайте пословицы.

- Могут ли эти пословицы помочь выбрать правильный путь вашего развития в жизни?

Мое здоровье - в моих руках.

Не одежда украшает человека, а ум.

Хочешь кататься , люби и саночки возить.

Дважды молодым не быть.

Года летят как вода.

Век живи – век учись.

Говори по делу - живи по совести.

Жизнь не те дни, что прошли, а те, что запомнились.

Что посеешь, то и пожнешь.

11) Групповая работа Приложение 5

- Ребята, растут и развиваются не только люди, но и все живое вокруг нас. Давайте поиграем в групповую игру «Что вначале, что потом».

(Дети объединяются в группы. Каждая группа получает карточки со словами. Необходимо составить правильные цепочки развития. Затем каждая группа поясняет составленную цепь).

І группа

семя – росток – дерево - яблоко

икра – головастик - лягушка

ІІ группа

семя – росток - подсолнух

яйцо – цыпленок - курица

ІІІ группа

младенец – мальчик – мужчина - дедушка

яйцо – утенок - утка

VII. Обобщение полученных знаний

(На доске таблица с началом фраз. Учитель предлагает детям закончить фразы) (слайд 14)

-Я буду здоровым, если…..

-Я вырасту и стану успешным, если…..

-Я буду умным, если….

-Я буду иметь здоровые зубы, если….

-Я стану долгожителем, если…

VIII. Итог урока

- А сегодняшнее занятие хочется закончить стихотворением А. Барто «Я расту» (слайд 15).

А я не знал, что я расту

Все время, каждый час.

Я сел на стул -

Но я расту,

Расту, шагая в сад,

Расту, когда гляжу в окно,

Расту, когда сижу в кино,

Когда светло, когда темно.

Расту, расту я все равно.

Идет борьба за чистоту

Я подметаю и расту.

Сажусь я с книжкой на тахту,

Читаю книжку и расту.

Стоим мы с папой на мосту,

Он не растет, а я расту.

Расту и в дождик, и в мороз,

Уже я маму перерос.

- Итак, ребята, давайте расскажем Буратино, что же нужно для того, чтобы он стал взрослым. Ведь он так этого хочет. А поскольку он еще не ходит в школу и не умеет читать, давайте изобразим это для него в картинках и сделаем рисунок-письмо.

(Дети по очереди вывешивают на лист ватмана картинки с изображением условий правильного развития ребенка, подготовленные заранее дома).

(слайд 16)

Я желаю вам, ребята,

Быть здоровыми всегда.

Но добиться результата

Невозможно без труда.

ІХ. Домашнее задание:

- Узнать у родителей о «долгожителе» в своем роду. Постараться встретиться с этим человеком и узнать, что делал он в своей жизни, чтобы сохранить здоровье и долголетие.

infourok.ru