ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Екатерина Ушахина
UPD. Свежую подборку книг для подростков вы можете посмотреть по ссылке.
Собрали книги, которые точно понравятся подросткам, а еще помогут им осознать себя. А также полезные книги по воспитанию для родителей тинейджеров.
Подростки часто не уверены в своих силах, не могут понять, что им нравится. Многие из них теряются среди более успешных сверстников и сомневаются в своих способностях.
Чтобы помочь ребенку пережить столь непростой период, подарите ему книгу Томаса Амстронга, преподавателя с 40-летним стажем. Она станет первым пособием по саморазвитию и поможет понять, что каждый из нас умен по-своему. А также книга научит принимать себя таким, какой ты есть, лучше понимать окружающих и объяснит, почему IQ-тесты и пятерки в школе — не всегда показатель блестящего ума.
Эта книга расскажет подростку об истинных составляющих успеха и поможет понять: дело вовсе не в усердии, а в том, кем вы являетесь.
Под обложкой — истории реальных людей, переживших тяжелые болезни, победивших в Олимпиаде, сумевших открыть свое дело с нуля. Все это истории о преодолении себя, смелости и целеустремленности.
Эта книга просто незаменима как для взрослых, так и для подростков. Она учит принимать правильные решения и избегать ловушек, которые подстерегают нас на каждом шагу.
Книга не только учит делать правильный выбор, но и способствует решительности и уверенности в себе.
Лучшая книга о том, как понимать подростков. Ведущий мировой эксперт по подростковому возрасту Лоуренс Стейнберг использует самые новые данные и научные исследования о подростковом мозге — включая свои собственные — чтобы в своей книге показать, как можно воспитать стойкость, самоконтроль и другие полезные привычки в ребенке. Его открытия о том, как стоит воспитывать, учить и относиться к подросткам, будут полезны и учителям, и родителям.
Доброе и практичное руководство по борьбе со школьной травлей, написанное для детей ребенком, справившимся с ней.
Тысячи детей и подростков молчаливо страдают из-за того, что их травят одноклассники. Зачастую даже родители и школьные психологи не могут помочь. Но эта книга написана не экспертом, она написана простой девушкой, прошедшей через школьную травлю и сумевшей вопреки всему сделать хорошую карьеру и добиться успеха, занимаясь любимым делом.
Эта книга для родителей, которые хотят воспитать успешных и счастливых детей. В ее основе лежит революционная концепция, открытая известным психологом Кэрол Дуэк в результате 20 лет собственных исследований. Из нее вы узнаете:
Часто подростку сложно понять, чего он хочет от жизни и чем мечтает заниматься. А еще сложнее понять, какой он на самом деле. В этой удивительной книге Барбара Шер показывает, как приспособить ваш замечательный многогранный ум к миру, который толком никогда не понимал, кто вы на самом деле.
Этот творческий блокнот поможет пробудить креативность в тинейджере. В нем собраны интересные идеи, которые помогут творить круглый год. Каждая новая страница — шанс создать что-то новое.
Заполняйте блокнот каждый день, страница за страницей, рисуйте, делайте скетчи, пишите, делайте заметки, создавайте и заполняйте списки, ставьте себе цели, размышляйте, делитесь идеями с друзьями.
«Пиши здесь, пиши сейчас» — это творческий блокнот для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Он помогает подросткам лучше понять себя, задуматься о важных вещах в игровой форме и записывать интересные мысли на бумаге. Книга вдохновляет маленьких писателей, художников, коллекционеров, изобретателей и исследователей открывать свои таланты и развивать их.
Каждая клякса — это вдохновение. Каждая линия свободна. Подарите эту книгу ребенку. Откройте его воображение.
«Хирамеки» в переводе с японского означает «своеобразный стиль», «особый отпечаток», «место, где встречаются каракули и воображение». Проще говоря, это искусство превращения случайной кляксы во что-то удивительное с помощью нескольких точек и линий.
Это не только веселое занятие, которое целиком увлечет ребенка, но и очень полезное для развития креативности, для релаксации после тяжелого дня.
Все мы часто действуем на автопилоте и не хотим менять свои привычки. Это касается и подростков, которые, как и взрослые, изо дня в день могут совершать те же ошибки.
Прочтите эту книгу вместе с ребенком и вы научите его с юности работать над собой и ежедневно улучшать свою жизнь.
Как пчелы находят мед? Зачем нужен сон? А деньги? Как летает самолет? А воздушный шар? Как строились египетские пирамиды? Почему мир разноцветный? А небо голубое? Почему у нас пять пальцев? Что такое группа крови?
Большинство простых и наивных вопросов не имеют простых ответов. Более того, на многие из них человечество не знало ответа очень долго, и только кропотливая работа ученых позволила их найти.
Владимир Антонец, профессор и доктор физико-математических наук, в своей книге доступно и популярно отвечает на десятки простых вопросов, не имеющих простых ответов.
Отличная познавательная книга для подростка, увлекательная и совсем не похожая на энциклопедию.
Книга, которая поможет вам и вашему ребенку строить взаимоотношения в любой сфере жизни. Она о важной составляющей жизни — эмоциональном интеллекте.
По сути эмоциональный интеллект — это рулевой, который контролирует наши решения, действия и поступки и помогает лучше использовать наш умственный потенциал. Он влияет на становление личности, развитие эмпатии, на умении общаться, создавать прочные супружеские отношения и правильно растить детей.
Книга для родителей. Она поможет понять, от чего зависит успех и как помочь ребенку добиться его. Почему одним достается все, а другим ничего? Правильно ли сводить причины успеха только лишь к личным качествам, дарованным природой?
Книга показывает, что общего у Билла Гейтса, «Битлз» и Моцарта и почему им удалось переплюнуть сверстников. «Гении и аутсайдеры» — не пособие «как стать успешным». Это увлекательное путешествие в мир законов жизни, которые вы можете использовать себе на пользу.
Книга, которая в необычной форме познакомит ребенка с искусством.
Если бы Энди Уорхол отправился в путешествие во времени, то куда? «Где Уорхол?» снабжает его собственной машиной времени, и что же мы видим… Книга изображает интересные события в жизни Энди и его самого, а читателю нужно отыскать его в толпе. Рассматривать каждый разворот невероятно интересно. Столько деталей, которые соответствуют какому-то событию, эпохе и обстановке. А если вы в чем-то не разобрались — в конце книги есть описание каждого разворота.
Энди отметился в 12 значимых моментах в истории искусств и предлагает читателям найти его в каждом из них. От Микеланджело, работающего над Сикстинской капеллой, до Жан-Мишеля Баския, расписывающего улицы Нью-Йорка. Каждая сцена тщательно воссоздана историком искусств Кэтрин Ингрэм и иллюстрирована Эндрю Рэем.
Под обложкой этой книги — 48 миров-лабиринтов, по которым можно гулять.
Яркие, детально прорисованные лабиринты отражают красоты природы, произведения искусства и архитектуру. Они дают простор воображению и отпускают мысль в свободный полет, пока вы совершаете неспешную прогулку по деревенским улочкам и парковым аллеям, по территории замка, живописным городкам и даже по футуристическим ландшафтам. Позвольте мыслям блуждать, а руке — следить за поворотами тропинки.
Отличная книга для детей и взрослых, которые любят лабиринты и головоломки.
P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.
deti.mann-ivanov-ferber.ru
03.05
Саморазвитие учеников подросткового возраста является важным аспектом, поскольку именно в подростковом возрасте происходят разные изменения на физиологическом и психологическом уровне, поэтому важно, чтобы в этот период у ученика был наставник, учитель, который сможет заставить ученика поверить в себя и принять важные жизненные истины.
Саморазвитие учеников происходит благодаря разным жизненным ситуациям, которые встают на пути ученика со стороны общества и близких людей. В этот период важно, чтобы ученик понял, какой жизненный путь является наиболее правильным.
В подростковом возрасте складывается представление о жизненных ценностях, складывается определенная линия поведения и моральные, нравственные представления, поэтому подростковый период является особо сложным и трудным в жизни каждого индивидуума.
В этот период особо важно, как будет происходить саморазвитие учеников подросткового возраста и, хотя, человек создан так, что не может не саморазвиваться, именно подростковый период играет решающую роль в том, какой будет его дальнейшая жизнедеятельность.
Факторов саморазвития учеников множество и каждый из этих факторов может складывать то или иное представление о жизни. В подростковый период человек все воспринимает критически серьезно, у человека появляется искаженное и обостренное восприятие реальности.
Все жизненный приоритеты – семья, дом, школа, друзья приобретают новую окраску и по-новому воспринимаются, поэтому важно, чтобы у ученика был авторитетный человек, которому бы ученик доверял, чтобы этот человек (учитель, наставник) помогал ему понять то, что действительно является важным в жизни.
Главный итог саморазвития в подростковом возрасте – это более высокий уровень самосознания. Ученика подросткового возраста в этот период возможно научить очень многим наукам и вещам, которых до этого он не понимал.
Саморазвитие учеников подросткового возраста зависит от окружения и от атмосферы в семье, поэтому нужно знать их интересы и отношения со сверстниками для того, чтобы легче наладить контакт и отношения. Самооценка в этот период играет очень важную роль.
Ученику важно признание его в коллективе сверстников, поэтому мнение родителей и учителей перестает его интересовать. Приобретенный опыт в общении и формирует будущую личность со сложившимся мнением о жизненных ценностях и с какими-то определенными преобладающими качествами в характере.
www.poznaysebia.com
Буянов Олег
бульвар Рябикова, 50 Иркутск Россия 664043
+7 (902) 546-81-72Дата: 18 июля, 2017 ||
Рубрика: Для саморазвития
|| просмотров: 9812Здравствуйте друзья.
В этой статье я расскажу о лучших книгах по саморазвитию которые стоит прочитать. А так же несколько полезных книг для подростков.
Вы узнаете как ускорить обучение, и почему не все достигают на меченых целей, хотя и читают много книг.
Почему так популярны книги по психологии для саморазвития? Сегодня даже самая заурядная личность уже не может мириться с ролью обычного продавца или менеджера по продажам – ведь в воображении на горизонте постоянно маячит тень большой карьеры.
Каждый считает, что нужно просто еще немного подождать, как жизнь превратиться в калейдоскоп событий, достижений, успеха. Но проблема в том, что за этими мечтами мимолетом проходит самая обыденная жизнь.
Книги по психологии для саморазвития помогают выйти за рамки обыденности, обрести свой путь.
к содержанияю ↑
Поколение, появившееся на свет в начале 70-х – конце 90-х годов, получило название поколения «Y», или «яппи» (сокр. англ. «young urban professionals»).
Он грезит о стремительном успехе, иногда даже посвящая время чтению книг по психологии.
Однако все происходит несколько иначе – и проблема кроется в том, что представители поколения Y не привыкли к тяжелой и длительной работе.
к содержанияю ↑
Как раз для таких людей будет очень полезна книга для саморазвития личности американского автора по имени Стивен Гайз.
«Mini-привычки – maxi-результаты» – так называется его труд. Какую же идею пропагандирует автор?
К примеру, человек может намереваться проводить за изучением иностранного языка по два часа в день. Но если это намерение не будет подкреплено действием, от него не будет никакого результата.
Склонность переоценивать свои способности приводит к фатальным результатам – точнее, к их отсутствию.
Человек с большими амбициями и даже талантами к 40 годам оказывается на обочине жизни. О том, как этого избежать, повествует издание американского автора.
к содержанияю ↑
Для тех, кто интересуется книгами для саморазвития личности, этот труд принесет неоценимую пользу.
Обширное исследование Мэйсона Карри состоит из фактов биографии выдающихся людей – писателей, музыкантов, режиссеров, политиков, философов и других.
Мы живем в том же мире, что и те, кто смог воплотить свои лучшие мечты в реальность.
А какими были особенности режима дня таких людей, как Айзек Азимов, Бенджамин Франклин, Фредерик Шопен? Как удавалось этим людям продолжать творить в обыденной жизни?
Автор издания исследовал 161 биографию выдающихся личностей прошлого и современности, и описал главные «ритуалы», которые помогали им сохранять творческий ритм.
к содержанияю ↑
Книги по психологии для саморазвития – отличное подспорье для повышения мотивации и ускорения личностного роста.
Но для решения практических задач только лишь читать топ книг по саморазвитию недостаточно. Скорее, эта литература представляет собой дополнение, позволяющая добиться более высоких результатов.
Является ли первоочередным карьерный рост, освоение нового навыка, похудение или любая другая сфера саморазвития.
Главную роль играет непосредственная практика в выбранной области.
Полезные книги по саморазвитию помогают оптимизировать процесс приобретения новых навыков, сделать его максимально эффективным.
к содержанияю ↑
Одно из таких изданий носит название «Обучение без торможения». Ее автор – Билл Лукас – рассматривает самые животрепещущие вопросы для любого обучающегося.
Ответы любопытный читатель найдет на страницах этой книги, которая станет для каждого настоящим проводником к успешной жизни.
к содержанияю ↑
Это издание было написано в далеком 1948 году. В течение многих десятков лет она возглавляла рейтинг книг, посвященных саморазвитию.
Труды Карнеги, несмотря на разницу между американским и русский менталитетом, пользуются популярностью и по сей день.
Ведь волнение – это проблема, к сожалению, не теряющая никогда своей актуальности. В тяжелые времена человек может не только выжить, но и добиться успеха – так считает Карнеги.
В своих книгах он предлагает действенные советы, которые помогут сохранять позитивный настрой всегда.
Этот труд, по праву считающийся одной из самых лучших книг по данной тематике, Карнеги написал во время глубокого личностного кризиса.
Тревога не давала ему покоя, и он постоянно ощущал себя несчастным. Искренне желая, наконец, порвать порочный круг неприятностей и опасений,
Дейл Карнеги решил взять на себя ответственность за собственную жизнь и перевернуть ее с головы на ноги. А о том, как это сделать, он и рассказывает в своей книге.
к содержанияю ↑
Несмотря на всю неоднозначность, работы этого автора (а их целых 12 томов) долгое время входили в топ лучших книг для каждого, интересующегося саморазвитием.
Однако для многих труды Кастанеды входят в список лучших книг о саморазвитии.
Кастанеда создавал свои книги на основы реальных записей с индейцем по имени Дон Хуан. На протяжении более чем десяти лет Карлос Кастанеда учился у него магии.
Однако исследователи до сих пор спорят о том, относить идеи Дона Хуана к магии или глубинному психологическому знанию.
Кастанеда в своих трудах описывает способы практического духовного развития. Причем для этого процесса не нужны особые ритуалы, обычно свойственные большинству религий мира.
В каждой из книг Кастанеда детально описывает особый стиль жизни мага, или «воина», и противоположный ему образ действий обычного, безответственного человека.
Одни из самых лучших книг Кастанеды – это «Путешествие в Икстлан», «Отдельная реальность», «Сила безмолвия».
к содержанияю ↑
В 2016 году эта книга входила в рейтинг лучших книг по самосовершенствованию. Что делать, если человек находится в трудных обстоятельствах, и правила игры ему изменить не под силу?
Если нет возможности поменять правила – не стоит тратить на них свое внимание, убежден программист Вишен Лакьяни.
Также автор книги является основателем компании Mindvalley – разработчика ПО для личностного роста.
На собственном опыте и в процессе общения с выдающимися людьми Лакьяни создал 10 практических правил, которые помогут «взломать» код жизни.
к содержанияю ↑
Юный возраст – самое подходящее время для того, чтобы набраться полезных знаний.
Книги по психологии для саморазвития в определенной степени могут заменить психолога – ведь не каждый подросток захочет пойти на психотерапию при возникновении трудностей.
В преддверии взрослой жизни труды по саморазвитию помогут разобраться в себе, лучше понять окружающий мир.
Рассмотрим список лучших книг для подростков:
к содержанияю ↑
Эту книгу очень часто советуют 17-20-летним молодым людям.
В ней автор делится секретами поиска собственного пути, рассказывает, как пользоваться предоставляемыми жизнью возможностями, перестать себя ограничивать.
к содержанияю ↑
Еще одно издание, популярное среди молодежи – «Между надо и хочу» автора с загадочным именем Эль Луна. Эта книга дарит вдохновение и мотивацию для поиска своего предназначения.
к содержанияю ↑
Всемирно известный бестселлер Джоан Роулинг – «Гарри Поттер» — также будет интересен молодым людям.
Эти интересные книги, которые стали основой для одноименных кинокартин, рассказывают о настоящей дружбе, любви и самопожертвовании в юном возрасте.
к содержанияю ↑
Также в подростковом возрасте полезно почитать книгу В. Железникова «Чучело».
Она повествует о подростках и детях, которые жаждут самоутверждения за чужой счет. Лена, приехавшая жить к деду в маленький город, сталкивается с невзлюбившими ее одноклассниками.
Когда же они начали потешаться не только над ней, но и над ее дедом, терпение Лены подошло к концу. Дед отдает свой дом в дар городу в качестве музея. Тогда все узнают о том, что он был великим художником.
к содержанияю ↑
Юным девушкам будет интересен роман Крис Муни «В память о Саре». Она принесет пользу тем, кто хотел бы научиться видеть хороший исход событий даже в самых неблагоприятных ситуациях.
В завершении скажу, что прочитать много книг недостаточно, нужно применять рекомендации и внедрять в жизнь.
На этом всё. Разговор о саморазвитии мы с вами продолжим.
byuanov-ed.ru
Родители часто относят проявление чрезмерного самомнения, упрямства и грубости повзрослевшего ребенка к типичным чертам, характерным для его возрастного периода.
Психологическое и физическое развитие подростка – это не что иное, как череда глубоких изменений в его душевной жизни.
Ситуация усугубляется необходимостью сопоставлять свою личность со сверстниками. Их мнение становится важным. Точка зрения родителей утрачивает былую значимость. Интенсивное развитие детей-подростков связано со становлением личности на фоне специфических возрастных изменений. У тинэйджера возникает своеобразное представление о себе как о повзрослевшем человеке, наделенном широкими полномочиями и возможностями.
Видоизмененное понимание окружающей действительности провоцирует возникновение стремления приравнять себя в правах к взрослым. Особенности развития сосредоточены на специфическом самосознании, когда в приоритете личностные потребности.
Социальная активность подразумевает поведенческий анализ, подражание взрослым, усвоение ценностей и норм. Интеллектуальные способности выходят на новый уровень, что способствует расширению кругозора, появлению других интересов, составлению планов на ближайшее будущее. Чтобы направить подростковый потенциал в правильное русло рекомендуется посещать центры развития в Харькове, где профессиональные педагоги и психологи помогут прийти к самоутверждению и самовыражению.
Для подросткового периода характерно развитие физической, а точнее, биологической потребности. С возникновением полового влечения меняется эмоциональный фон, что связано с напряженными переживаниями, стрессами.
Ранний этап формирования личности с 12 до 14 лет сопровождается необходимостью самоопределения. В период с 15 до 17 лет развитие интересов ориентировано на выбор профессионального поприща с целью самоутверждения и самореализации.
Подростковая личность стремится найти свое место в обществе. Для удовлетворения своей конечной цели используются различные возможности самоопределения, сопровождающиеся изменениями характера, возникновением противоречий в поведении.
Среди основных признаков физического созревания можно выделить:
Каждый из процессов созревания в подростковом периоде проходит неравномерно. Однако физическое развитие подростков имеет и общие черты:
Занятие спортом в этот период важно для правильного формирования конституции, для развития мышечной системы и мускулатуры, для поддержания общего здоровья и стабилизации иммунитета. Подростки чрезмерно активны, им требуется дополнительная возможность выплеснуть скопившуюся энергию.
В период физического развития детей родителям рекомендуется обратить особое внимание на характер течения интеллектуального, сексуального и физического созревания. В случае наблюдения отклонений от общепризнанных норм необходимо обратиться к психологам для своевременного решения проблемы.
Для подросткового психологического возраста характерно постоянное изменение настроения, поведения. Это связано с переоценкой норм, установленных в обществе. Этап ранней юности начинается у детей с 7 класса.
Развитие самооценки и формирование личности зависит напрямую от социальных факторов:
Устойчивость психологического развития, особенно мальчиков, напрямую связана с биологическими аспектами:
Главным биологическим фактором является половое созревание, что оказывает усиленное влияние на нормы поведения и на развитие личности подростка. Для этого периода характерно проявление упрямства, негативизма, агрессивного отношения к взрослым. Причина подобного поведения скрыта в социальных условиях, в которых приходится тинэйджеру существовать. В коллективе сверстников он старается завоевать особое положение, статус, что соответственно сказывается на взаимоотношениях со старшими людьми.
Любая внешняя реакция подростка спровоцирована особыми психологическими причинами. Особенность развития на данном этапе взросления выражена в неадекватном, порой необъяснимом и глупом поведении на фоне непослушания и отрицания авторитета взрослого человека.
В основе духовно-нравственного воспитания лежит обучающая основа ценностей нравственных, духовных, национальных, общечеловеческих. Духовное развитие подростка в современном мире обуславливает формирование духовного идеала, ценностной ориентации, определение потребностей и интересов.
От комплексного и интегрированного духовно-нравственного воспитания зависит развитие лидерских качеств, творческого потенциала подростка. Главная задача родителей – воспитать нравственное поведение, способствовать формированию привычек и поступков в соответствии с условиями социума.
Программа по социальному развитию подростков предполагает:
Индивидуальный подход к комплексному социальному развитию подготовит подростка к взрослой жизни.
Скорректировать поведение, развитие логики и умственное усовершенствование у подростка в переходном возрасте можно, используя определенные нормы воспитания. И в первую очередь нужно усиленно работать над построением доверительных отношений, рекомендуется поощрять ответственность, стремление к интеллектуальности посредством расширения кругозора и запоминания большого количества информации.
В специализированных подростковых центрах предлагается пройти тест по развитию, который определит наличие отклонений. Главная задача таких школ – помощь в приобретении навыков для принятия самостоятельных решений, не нарушающих устои и нормы общества.
Подростковый период – физическая и психологическая трансформация – подготовительный этап для перехода ребенка во взрослую жизнь.
www.beitdan.org.ua
Развитие самосознания — центральный психический процесс переходного возраста. Каковы движущие силы этого процесса? Как формируется индивидуальность и ее осознание? Из каких компонентов складываются юношеские представления о себе? От чего зависит уровень самоуважения и как он влияет на поведение подростка?
Биогенетическая психология выводила рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков и юношей непосредственно из процессов полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела и т. п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу. Но ведь ребенок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к самопознанию. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным символом, знаком повзросления и возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний — вот что в первую очередь актуализирует вопросы «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?».
Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает.
Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел, если радуется, то этому тоже находятся объективные причины. Для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога «Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» ответила: «Я сама».
Психологи неоднократно, в разных странах и в разной социальной среде, предлагали детям разных возрастов дописать по своему разумению неоконченный рассказ или сочинить рассказ по картинке. Результат более или менее одинаков: дети и младшие подростки, как правило, описывают действия, поступки, события, старшие подростки и юноши — преимущественно мысли и чувства действующих лиц. Психологическое содержание рассказа волнует их больше, чем его внешний, «событийный» контекст.
Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Открытия эти нередко совершаются внезапно, как наитие: «Проходя мимо Летнего сада, я вдруг заметил, как прекрасна его решетка», «Вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал»; 14—15-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я».
Открытие своего внутреннего мира — радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. «Я в своем представлении — это два существа: «внешнее» что ли и «внутреннее»,-пишет десятиклассница.— «Внешнее» (его можно назвать, пожалуй, «оболочкой») обычно является проявлением внутреннего-— внутреннее диктует свои решения, размышления, доводы. Но иногда «оболочка» вступает в жестокое единоборство с «внутренним» существом. К примеру, захочется «оболочке» пококетничать или поступить не как должно, а как хочется, а изнутри ей кричат: «Нет! Нет! Нельзя!» И как я рада, если «внутренняя» чаша весов перевешивает (к счастью, это происходит гораздо чаще),— «внутреннему» существу больше доверяю!»
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.
До подросткового возраста отличия ребенка от других привлекают его внимание только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его «Я» практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества.
«Странное чувство сейчас преследует меня,— пишет в дневнике восьмиклассница.— Я чувствую одиночество. Раньше я, наверно, была центром общества, а теперь — нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, но не к себе. Раньше, когда у меня наступало равнодушие, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома все благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о котором она пишет,— нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. Но подобное переживание может быть и драматичным.
Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «Мы», т. е. образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью. Группа ленинградских девятиклассников оценивала, насколько определенные морально-психологические качества типичны для среднего юноши и девушки их возраста, а затем — для них самих . Образы собственного «Я» оказались гораздо тоньше и, если угодно, нежнее группового «Мы». Юноши считают себя менее смелыми, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность. Ту же тенденцию Бьянка Заззо (1966) обнаружила у юных французов.
Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности («По-моему, труднее меня нет»,— написала в «Алый парус» девочка из Оренбургской области) с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и «усредненным» сверстником.
Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.
Не менее сложным является осознание своей преемственности, устойчивости своей личности во времени.
Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единственным является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде.
У подростка положение меняется. Прежде всего с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени (эта тенденция продолжается и в старших возрастах: пожилые люди, говоря о времени, выбирают обычно метафоры, подчеркивающие его скорость: бегущий вор, скачущий всадник и т. д., юноши — статические образы: дорога, ведущая в гору, спокойный океан, высокий утес).Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы ребенка. Восприятие времени подростком еще остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Как писал А. С. Макаренко, «чем старше возраст, тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей... перспективы. У юноши 15—16 лет близкая перспектива уже не имеет такого большого значения, как у подростка в 12— 13 лет».
Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов.
Расширение временной перспективы означает также сближение личного и исторического времени. У ребенка эти две категории почти не связаны друг с другом. Историческое время воспринимается им как нечто безличное, объективное; ребенок может знать хронологическую последовательность событий и длительность эпох, и тем не менее они могут казаться ему одинаково далекими. То, что было 30—40 лет назад, для 12-летнего почти такая же «древность», как то, что происходило в начале нашей эры. Чтобы подросток действительно осознал и почувствовал историческое прошлое и свою связь с ним, оно должно стать фактом его личного опыта.
Временная перспектива чрезвычайно существенна для понимания возрастной динамики рефлексивного «Я». Английские психологи Д. Коулмэн, Д. Херцберг и М. Моррис (1977), изучавшие методом неоконченных предложений проблему «кризиса идентичности» у 13-, 15- и 16-летних мальчиков, сопоставили положительные («Когда я думаю о себе, я чувствую гордость»), отрицательные («Когда я думаю о себе, я порой ужасаюсь») и нейтральные («Когда я думаю о себе, я пытаюсь представить, как я буду выглядеть, когда стану старше») характеристики не только с хронологическим возрастом испытуемых, но и с тем, описывают ли они свое наличное («Каков я сейчас?») или будущее «Я» («Каким я стану?»). Оказалось, что баланс позитивных и негативных оценок наличного «Я» мало изменяется с возрастом, зато озабоченность будущим «Я» резко усиливается. Вопрос «Кто я?» подразумевает в юности оценку не только и не столько наличных черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану, что случится со мной в будущем, как и зачем мне жить?
Размышления о себе и направлении своей жизни возникают непроизвольно, по случайным поводам, часто не вовремя. «Не помню, в связи с чем, на уроке физики шла речь об автомобиле,— рассказывает девятиклассник.— У меня возникла мысль, что моя жизнь — как автомобиль, движущийся по темной дороге. Он освещает ее фарами по мере своего продвижения, он уже немало проехал, а дорога, виднеющаяся впереди, освещена все на таком же небольшом расстоянии. Вот кажется, что впереди в темноте какая-то странная преграда, а подъедешь ближе, осветит ее, и оказывается, что это пустяки, их можно преодолеть, если постараться. Пока я обо всем этом думал, меня вызвали, и перед самым концом четверти я получил двойку. Кроме автомобиля я ничего не слышал, а урок-то был о чем-то другом».
Обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто время остановилось. Чувство «остановки времени», согласно концепции американского ученого Э. Эриксона,— это как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Подросток может попеременно чувствовать себя то очень юным, даже совсем маленьким, то, наоборот, чрезвычайно старым, все испытавшим. Вспомним лермонтовское: «Не правда ль, кто не стар в осьмнадцать лет, тот, верно, не видал людей и свет».
Надежда на личное бессмертие или заменяющую его бессмертную славу может перемежаться с паническим страхом старости и смерти. «Вот мне исполнилось уже семнадцать лет,— читаем в дневнике В. В. Вересаева.— Кажется, как недавно еще был я маленьким карапузиком,— а теперь уж ровесницы мои совсем взрослые девушки, и сам я — уж юноша с пробивающимися усами. О время, время! Как скоро летишь ты! Не успеешь и оглянуться, как придет старость — холодная, дряхлая старость».
Диффузность, расплывчатость представлений о времени сказывается и в самосознании, в котором страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью. Одни буквально рвутся вон из детства, у других расставание с ним проходит очень мучительно, вызывая даже желание умереть. Индивидуально-психологические проблемы тесно переплетаются с морально-философскими, так что образ юноши-философа недаром фигурирует не только в художественной, но и в научной литературе.
Одна из проблем, с которой сталкивает подростка идея необратимости времени и которую старательно обходят наивно-суеверные взрослые (чур меня, не упоминайте при детях о мрачных предметах!),— тема смерти.
Тема смерти так же неустранима из индивидуального сознания, как и из истории культуры, и так же многообразна по содержанию. Ребенок рано начинает интересоваться природой смерти (достаточно вспомнить «От двух до пяти» К. Чуковского), но его первоначальный интерес к ней имеет преимущественно познавательный характер, сливаясь с вопросом «Откуда появляются и куда исчезают люди?», причем полученная информация не распространяется на себя: все умрут, а я останусь! Пока ребенок не вполне отчетливо различает одушевленные и неодушевленные предметы, смерть кажется ему в принципе обратимой («Бабушка, ты умрешь, а потом снова оживешь?») или похожей на сон. Иногда смерть ассоциируется с утратой или поломкой любимой игрушки. Анализ рисунков и комментариев к ним 3—5-летних детей показывает, что смерть, отождествляемая с мертвецом, воспринимается как физическое состояние неподвижности и бесчувственности (М. Лонетто, 1986).
Между 5—6 и 8—9 годами дети начинают персонифицировать смерть, представляя ее в виде отдельного существа, наделенною таинственными и ужасными свойствами, в частности способностью похищать и уводить за собой. Часто смерть ассоциируется с темнотой, порождая особый вид тревожности, страха смерти, который с возрастом постепенно проходит, а также со старостью и болезнями, которые вызывают у детей не столько сострадание, сколько отвращение и страх.
У 9—12-летних представление о смерти опять меняется: ее начинают трактовать уже не как внешнюю силу, а как естественное, универсальное и неустранимое явление. Однако большинство детей долгое время не распространяют это новое знание на самих себя.
В подростковом самосознании тема смерти звучит остро, но опять-таки неоднозначно. У одних это возрождение иррациональных, безотчетных детских страхов, у других — новая интеллектуальная проблема, связанная с идеей времени, которое кажется одновременно циклическим и необратимым. «Я не хочу знать, когда я умру. Я хочу знать, рожусь ли я снова после смерти» (Тендряков В. Перевертыши.— М.: Советский писатель, 1974.— С. 691),— говорит тендряковский интеллектуал Левка. Его интересует не столько смерть, сколько бессмертие. У третьих вопрос звучит экзистенциально-трагически. «Мне 15 лет,— пишет девятиклассница.— В этом возрасте Лермонтов писал свои первые стихи, Паганини потряс мир волшебным смычком, Эварист Галуа открыл свой первый закон. А что сделала я? Я не открыла закон, не потрясла мир гармонией и красотой звуков. Я — ничто. И я очень боюсь смерти. Я невольно спрашиваю себя: как могут люди радоваться, грустить, учиться, если «все там будем»? Попыталась найти ответ у взрослых. Одни испуганно молчали, другие весело хохотали, а мне было плохо и страшно».
А вот случай, описанный В. А. Сухомлинским: «Никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои учились тогда в восьмом классе). В глубоких, тревожных глазах парня я почувствовал какое-то горе. «Что случилось, Костя?» — спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил: «Как же это так? Через сто лет не будет никого — ни вас, ни меня, ни товарищей... Ни Любы, ни Лиды ... все умрем. Как же это так? Почему?..» Потом, после долгих бесед наших о жизни и труде, о радости творчества и следе, который оставляет человек на земле, Костя сказал мне: «Наверно, счастливы те, которые верят в бога. Они верят в бессмертие. А нам без конца говорят: человек состоит из таких-то химических веществ, нет никакого бессмертия, человек смертен точно так же, как и лошадь... Разве так можно говорить!».
Такая драматическая постановка вопроса пугает взрослых. Между тем именно отказ от веры в личное бессмертие и принятие неизбежности смерти побуждает подростка всерьез задумываться о смысле жизни, о том, как лучше прожить ее. Бессмертному некуда спешить, незачем думать о самореализации, бесконечная жизнь не имеет конкретной цены.
Расставаться с идеей личного бессмертия трудно и мучительно. Мемуарная литература свидетельствует, что не только в подростковом, но и в позднем юношеском возрасте многие люди решительно отказывались примириться с идеей собственной смерти. «Одна из особенностей молодости — это, конечно, убежденность в том, что ты бессмертен, и не в каком-нибудь нереальном, отвлеченном смысле, а буквально: никогда не умрешь!»,— говорит восемнадцатилетний герой автобиографического романа Франсуа Мориака «Подросток былых времен». Рецидив, казалось бы, давно изжитого младенческого нарциссизма побуждает почти каждого подростка видеть себя в мечтах великим и гениальным, благодаря чему невозможность личного бессмертия «заменяется» идеей бессмертной славы, вечной жизни в героических деяниях и т. п.
Да и вера в физическое бессмертие не проходит сразу. Отчаянные, смертельно опасные поступки некоторых подростков — не просто рисовка и проверка своей силы и смелости, а в буквальном смысле слова — игра со смертью, проверка судьбы в абсолютной уверенности, что все обойдется, сойдет с рук.
Как преломляется все это в юношеском самосознании?
Центральный психологический процесс здесь — это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э. Эриксона (1968).
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;4. формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.
Оперируя в основном клиническими данными, Эриксон не пытался выразить описываемые явления количественно. Канадский психолог Джеймс Марша в 1966 г. восполнил этот пробел, выделив четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.3. Для этапа «моратория» характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.4. На этапе достигнутой, «зрелой идентичности» кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Статусы идентичности — это как бы и этапы развития личности, и вместе с тем — типологические понятия. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.
В последние 20 лет в США, Канаде и ряде европейских стран выполнено много исследований, в которых, в частности, выяснилось, что уровень идентичности действительно тесно связан с рядом индивидуально-личностных черт, которые складываются в определенные синдромы (Д. Марша, 1980).
Так, «мораторий» обычно предполагает высокий, а «досрочность» — низкий уровень тревожности; в последнем случае может сказаться как отсутствие кризисной ситуации выбора, так и действие механизмов психологической защиты представления о себе (Я-концепции).
Психологическая защита — система стабилизации представлений личности о себе, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта между реальностью и привычным представлением о себе. Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.
Более высокие уровни идентичности коррелируют с более высоким самоуважением. Непосредственных связей между уровнем идентичности и интеллектом не найдено, но есть значимые различия в когнитивном стиле (сложившихся установках познавания мира).
Так, «размытая идентичность» и «досрочная идентификация» связаны с меньшей интеллектуальной самостоятельностью, особенно при решении сложных задач в стрессовых ситуациях; юноши первого типа в таких случаях чувствуют себя скованно, а второго — пытаются выйти из игры. «Мораторий» и «зрелая идентичность» сочетаются с более сложными и дифференцированными культурными интересами и с более развитой рефлексией. «Мораторий» и «зрелая идентичность» характеризуются преобладанием интернального, а «размытость» и «преждевременность» — экстернального локуса контроля.
Локус контроля — склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный локус контроля), либо собственным способностям и усилиям (интервальный локус контроля).
«Преждевременность» дает самые высокие показатели по авторитарности и самые низкие — по самостоятельности. Самый высокий уровень морального сознания характеризует людей, находящихся в стадии «моратория» или «зрелой идентичности».
Существенные различия наблюдаются также в стиле общения и межличностных отношений. Сопоставление психологической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (было выделено три стиля общения — интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами идентичности показало, что интимность наиболее характерна для «моратория» и «зрелой идентичности», тогда как «досрочность» и «диффузность» не выходят за пределы стереотипных контактов. Среди юношей и девушек с «диффузной идентичностью» оказалось больше всего изолированных. В число людей, чье общение характеризовалось как интимное, не попал ни один человек с «размытой» и только 18 процентов — с «досрочной» идентичностью (С. Хаузер, 1978; Л. Кале и др., 1980).
Можно ли, однако, считать эти индивидуально-личностные различия стадиальными, возрастно-генетическими? Большинство мальчиков-подростков от 12 лет и старше начинают с «неопределенной идентичности» или «досрочной идентификации», постепенно проходя через «мораторий» к «зрелой идентичности»; особенно большие сдвиги в этом направлении наблюдаются между 18 и 21 годами (П. Мейлман, 1979). Однако индивидуальные различия, по-видимому, перевешивают возрастные. 53 процента обследованных Д. Мар ша (1980) студентов колледжа шесть лет спустя остались на том же самом уровне личной идентичности. Из 148 студентов, обследованных Г. Адамсом и С. Фитчем (1983) с интервалом в один год, 52 процента сохранили свой прежний уровень идентичности, а у 40 процентов произошли определенные индивидуальные изменения, причем у 23 процентов мужчин и 11 процентов женщин эти изменения теоретически последовательны и идут в прогрессивном направлении или близком к тому.
Вместе с тем понятие «зрелой идентичности» и сами его критерии неоднозначны, поскольку особенности индивидуального развития зависят от многих социальных факторов. Например, работающие подростки достигают «зрелой идентичности» раньше, чем учащиеся. Еще больше рассогласованность между профессионально-идеологической и коммуникативной сферами, где обнаруживаются также важные половые различия. Представление, что идентичность формируется прежде всего в сфере профессиональной ориентации, отражает традиционно мужскую точку зрения. Ядро личности и самосознания мальчика-подростка действительно больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной сфере деятельности. У девочек дело обстоит иначе. В нормативном определении женственности, а следовательно — и в женском самосознании, семье придается большее значение, чем профессии. Соответственно различаются и критерии юношеских и девичьих самооценок. Если мальчик оценивает себя главным образом по своим предметным достижениям, то для девочки важнее межличностные отношения. Отсюда — разное соотношение компонентов мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший профессионального самоопределения, не может чувствовать себя взрослым. Девушка же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце (К. Гиллиган, 1982).
Как преломляется развитие личности в Я-концепции подростка (его самооценке и представлении о себе) ? Остаются они устойчивыми или изменяются? Экспериментальные данные на сей счет противоречивы.
Большинство сравнительно-возрастных исследований подтверждает, что переходный возраст, особенно 12—14 лет, сопровождается значительными, иногда драматическими переменами в содержании и структуре Я-концепции.
По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг (1973), обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12—14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько снижается общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становятся самооценки, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей.
Сходная картина получена и в других исследованиях. Так, изучение образов «Я» у гимназистов ФРГ в возрасте 12, 16 и 19 лет показало значительное изменение от 12 к 16 годам, после чего образ «Я» стабилизируется. Французские психологи (Б. Заззо и др.) определенно различают подростковый «трудный возраст», стержнем которого является становление образа «Я», осознание своей индивидуальности и завершение психосексуальной идентификации, с одной стороны, и «кризис юности», связанный с выработкой мировоззрения, политическим и религиозным самоопределением, выбором профессии, решением вопроса о смысле жизни и т. д.,— с другой. Сами юноши и девушки тоже разграничивают эти периоды. «Трудный возраст»,— пишет юноша,— обозначает скорее период физических перемен, тогда как «кризис юности» означает ряд моральных или философских проблем ... В «трудном возрасте» ты еще ребенок, который капризничает и хочет доказать свою самостоятельность... «Кризис юности» состоит в выработке собственных убеждений, он позволяет решить, в каком направлении работать».
Однако исследования, проведенные методом семантического дифференциала, таких тенденций не подтверждают. Сравнительно-возрастной анализ самоописаний большой группы (1035 мальчиков и 1027 девочек) американских школьников с 6-го по 12-й класс, т. е. с 12 до 17,5 года (Р. Мондж, 1973), выявил лишь незначительные возрастные вариации. Тщательный трехлетний лонгитюд, в ходе которого 174 мальчика и 156 девочек в возрасте от 11 до 18 лет ежегодно описывали «свое характерное Я» по семибалльной шкале из 21 пары аффективных характеристик, сведенных в 4 фактора (социальная приспособленность, достижения и лидерство, общительность и маскулинность / фемининность), также не выявил существенных возрастных сдвигов, приведя исследователей к выводу, что «человек выходит из переходного возраста в основном таким же, каким он в него вступает» (Д. Дьюзек и Д. Флаерти, 1981).
Чем объясняется расхождение данных разных исследований? Судя по лонгитюдным данным, постоянство и преемственность на всех этапах развития личности перевешивают фактор ее изменчивости. Но считать выводы сравнительно-возрастных исследований ошибочным я бы все-таки остерегся.
Переоценка степени устойчивости образа «Я» может быть результатом методического просчета. В большинстве психологических исследований подросткам и юношам предлагали описывать только свое наличное «Я», между тем важнейшие сдвиги в этой сфере затрагивают не столько его, сколько будущее «Я», оценку своих потенциальных возможностей и перспектив. Уже упоминавшиеся выше английские психологи Д. Коулмэн, Д. Херцберг и М. Моррис (1977) показали, что важно учитывать появление у подростков новых вопросов (представление о будущем «Я»), а не только ответов на старые вопросы (наличное «Я»).
psyera.ru
Анимационная деятельность как средство саморазвития личности
...
Взаимосвязь сотрудничества и учебной мотивации подростков
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А....
Влияние массовой культуры на подростка
...
Влияние массовой культуры на подростка
Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, если хотите...
Влияние темпов пубертата на психологические особенности подростка
«Подростковый возраст - период, когда подросток постепенно отходит от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше на внутренние критерии» [цит по 14, c 79] В детстве ребёнок покружён в поле семейной индефикации...
Возрастные особенности внимания
...
Имиджевые характеристики стиля руководства
1. Осознание необходимости изменений. Речь идет об осознанной мотивации - о внутреннем понимании и обосновании необходимости изменений. Изменения требуют колоссальной нагрузки...
Категория "деятельность" в теории А.Н. Леонтьева
леонтьев экзистенциализм психологический Главная категория, которая находится в центре внимания А.Н. Леонтьева - деятельность. Алексей Николаевич пытается понять, как человек посредством деятельности взаимодействует с миром...
Молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка
...
Молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка
Понятие «саморазвитие личности» изучалось многими отечественными и зарубежными исследователями: А. Маслоу, И.А. Ильиным, Л.С. Выготским, П.Я. Хальпериным, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.И. Слободчиковым, Д.Б. Элькониным, Б.Г...
Молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка
Употребление термина «саморазвитие» обусловлено различными подходами к проблеме с точки зрения философии, психологии и педагогики. Ценность человека как основа развития всего на земле всегда была главной проблемой философского осмысления...
Молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка
...
Молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка
Наряду с формальными молодежными общественными организациями наибольшим разнообразием и привлекательностью на сегодняшний день отличаются неформальные общественные объединения...
Подростки и компьютерные сети
Тема в современном мире достаточно актуальная и совсем неоднозначная. На мой взгляд, мы живем в то время, когда родители уже не могут решать нырять или нет ребенку в виртуальный мир...
Философские основания культурно-исторической психологии
Если мы примем точку зрения парадоксальной логики, то с необходимостью должны будем ввести понятие "момент времени", обозначив этим термином абстрактную "точку" на оси времени - аналог точки пространства. Именно в этой временной "точке"...
psy.bobrodobro.ru
Подросток, постепенно вырастая из ребенка и становясь взрослым, развивает в себе личность, обнаруживая свою уникальность и неповторимость. Этому очень способствует развитие творческих способностей. Даже если в будущем подросток не станет профессионально заниматься каким-либо видом творчества, развитие этих способностей необходимо для формирования гибкости мышления, креативности, умения творчески подходить к решению любой проблемы и впоследствии пригодиться в любом деле.
Для личностей, в которых сильно развито творческое начало, характерны следующие черты:
- высокая самооценка;
- открытость новым идеям;
- устойчивость к неопределенности;
- независимость;
- настойчивость;
- умение чувствовать проблему;
- гибкость;
- отсутствие оценочных критериев (хорошие или плохие) по отношению к жизненным ситуациям.
В подростковом возрасте под влиянием учебно-воспитательного процесса школы и внешкольных учреждений начинают формироваться и ярко проявляться способности подростков к тем или иным видам деятельности. Конечно, проявление способностей наблюдается и в младшем школьном возрасте и даже в дошкольном, но по-настоящему они начинают развиваться именно в подростковом возрасте. Это объясняется тем, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы. В первую очередь начинают ярко проявляться музыкальные, художественно-изобразительные, литературно-творческие способности и способность к изучению языков.
Потребность в самовыражение является основной в человеческой жизни. Выражение себя — это прежде всего выражение своих истинных чувств и эмоций относительно какого-либо события или ситуации. Ребенок, взрослея, учится выражать свои чувства. У младшего подростка меняется самопознание: возникает интимный личностный мир, который становится предметом пристального интереса. Интерес к своим переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглубению и самоанализу, а с другой — к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира другими людьми. Отсюда столь характерное для этого возраста стремление к тесному дружескому общению — и к творчеству как средству выражения своего внутреннего мира. Дети младшего подросткового возраста хорошо осваивают средства самовыражения, с удовольствием занимаются любым видом искусства. Важно поощрять творческие интересы подростков, записывать их в кружки, на групповые и индивидуальные занятия. В юношеском возрасте развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
megabook.ru