ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Личностный рост педагога. Повышение профессионализма педагога, как условие его личной успешности. Профессионально личностное развитие педагога как основа его успешности эссе


Эссе "Личность молодого педагога, становление в наши дни"

Эссе

Тема «Личность молодого педагога: становление в наши дни»

Народная мудрость гласит - «ученье свет, а не ученье тьма». Жизнь каждого человека освещает учитель. Отсюда мы видим, что учитель занимает одну из самых важных ролей в жизни каждого человека. Мы все помним свою первую учительницу и школьные годы, которые у многих определили дальнейшую жизнь.

Первые шаги к становлению личности любого человека, конечно же, делаются в детстве. Возможно, кто-то мечтает с детства о какой-то определенной профессии – воспитатель, врач, повар или музыкант… Но для меня выбор профессии, пусть и неосознанно, начался в детстве с выбора любимого занятия, увлечения. Свое призвание я начала ощущать еще будучи школьницей. Уже тогда моим любимым занятием была игра в учителя. Пригласив подруг из двора к себе домой, я рассаживала их за столы, крепила чистый лист бумаги - это была доска, где я записывала число, а затем давала задание решать примеры или писать красиво буквы. В конце урока я собирала тетради и проверяла их. Тогда мне казалось, что быть учителем очень легко. Но прошли годы, защита диплома и государственные экзамены, сданные на «отлично», выпускной в университете остались позади, и вот я учитель. Теперь вся детская игра стала настоящей. 

Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви, ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Именно к этому я и стремлюсь - стать совершенным учителем! Но как им стать, если молодой педагог сталкивается с множеством проблем?

В начале своей  профессиональной деятельности я столкнулась с определенными  трудностями. Приступив к работе, я быстро осознала, что знания, полученные в  университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – все иначе! Сразу возникло много вопросов: как грамотно распределять время на уроке, как правильно спланировать этапы урока,  подобрать формы работы, как учитывать возможности каждого ученика? Сначала я попыталась найти ответы на эти вопросы самостоятельно, и в большинстве случаев мне это удавалось. Если собственными усилиями исчерпывающий ответ не был найден, на помощь приходили более опытные коллеги. Все трудности легко преодолеваются, если рядом постоянно чувствуешь поддержку старших, опытных наставников. Ведь каждый из них - мастер своего дела. Именно в таком коллективе есть возможность стать совершенным учителем.

Еще одна, не маловажная проблема, с которой я столкнулась – это дисциплина. Мне пришлось прибегнуть к множеству советам своих коллег. В этот момент я вспомнила один из фильмов, просмотренный мной в студенческие годы «Триумф: История Рона Кларка». Он рассказывает реальную историю преподавателя, который встретился со сложностями во время своей практической деятельности. Педагог сталкивается с проблемными детьми, не желавшими учиться. Учитель видел то, чего другие преподаватели не видели. Это отличало его от других. Рону Кларку удалось изменить судьбы, казалось бы, бесперспективных и неудачных детей. Как и Рон Кларк, я говорю своим ученикам о нашем единстве, о «нашей семье», об уважительном отношении друг к другу, веру в свои силы. Используя методы Рона Кларка, я добилась того, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя востребованным. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины». Значит, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Это и стало для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Очень важно современному учителю, несмотря на все жизненные и профессиональные трудности, с которыми нередко приходится сталкиваться молодому педагогу, дарить детям частичку нравственной чистоты и красоты, проявлять пристальный интерес к сложному духовному миру каждого ребенка. Ведь учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека. На данный момент, я считаю, что достигла доверия и уважения со стороны своих учеников. Это наверно была одна из самых трудно решаемых проблем, с которой я столкнулась.

Сейчас я осознаю, для того, чтобы стать совершенным учителем, нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Для того чтобы «пробудить» ученика, раскрыть его личность, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, сформировать его компетентности есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. 

Работая в школе, я поняла, что профессии учителя можно только позавидовать. Ведь она даёт возможность расти творчески и духовно обогащаться. Успехам своих учеников учитель радуется как своим. Педагога окружают дети, полные сил и энергии. Именно этой энергией и позитивными мыслями заряжается учитель, учится смотреть на мир глазами современных детей.

Вот уже второй год я работаю в школе. Одна из моих учениц однажды мне сказала «Хорошо вам, вы на уроках ничего не делаете. А мы пишем, решаем задачи и делаем домашнее задание». В её возрасте я думала точно так же. Это сейчас я понимаю, что быть учителем непросто: сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких непослушных мальчиков и девочек выросли вдумчивые стремящиеся к своей цели личности. «Учитель это не профессия, а образ жизни». Вот и для меня «учитель» – не общественное положение, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить. Я выбрала интересную профессию, которая требует от меня огромных сил. Несмотря ни на что я буду дальше отдавать детям тепло своего сердца, тепло своей души. И пусть мир, который окружает моих ребят, станет интереснее и добрее!

Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних уважение, в других – интерес, в третьих – надежда. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.

От своих учеников я часто слышу тёплые, наполненные любовью, слова, а от их родителей – слова благодарности. Вот она – самая лучшая награда для молодого учителя, а в будущем совершенного учителя! Значит, я на правильном пути…

Дата 30.01.2015

Участник конкурса С.В. Шиханова

Директор В. И. Шахваранов

infourok.ru

Эссе "Приоритетная составляющая профессионализма современного педагога»

Эссе

«Приоритетная составляющая профессионализма современного педагога»

Во все времена решающая роль в образовании и воспитании подрастающего поколения отводилась учителю, от его управленческой компетентности, культуры, умения устанавливать отношения, управлять учебным процессом зависели благополучие и успехи учеников.

В современной науке существуют различные точки зрения на профессионализм как таковой: его понимают то как способность к определенному виду деятельности, то- шире- как совокупность качеств человека. Профессионализм педагога рассматривается, как способность в изменяющихся условиях удовлетворять и развивать образовательные потребности личности, способность к решению творческих задач, к самообразованию и саморазвитию. Основой профессионализма учителя (особенно учителя начальных классов) на современном этапе является, на мой взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Но для профессионализма современного учителя, особенно учителя начальных классов, помимо перечисленных качеств необходимы еще многие и многие другие.

В своей работе я остановлюсь на характеристике профессионализма учителя начальных классов. Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя начальных классов условно объединим в два крупных

блока: надпредметная компетентность и компетентность предметная.

1. Надпредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность.

Она включает в себя: психолого-педагогическую культуру учителя, знание и учет возрастных особенностей, владение разными педагогическими технологиями, знание нормативно-правовой базы.

Ценностно-ориентационный компонент представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы или норматива предполагает выбор. Именно поэтому в ситуации выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-ориентационному компоненту культуры педагога, который в силу своей профессии должен формировать значимые для общества ценности у подрастающего поколения.

2. Предметная компетентность включает в себя: знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами, владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.

Итак, профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающих на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.

Психолого-педагогическая культура современного учителя не исчерпывается знанием психологических терминов и набором методических приемов. Такого рода культура связана с умением использовать педагогически освоенные психологические средства в разных условиях, в соответствии с избранными целями и освоенным содержанием учебного процесса. Успешность образовательного процесса во многом зависит от того, насколько учитель осознает для чего, зачем он записывает новый термин на доске и проговаривает его с детьми вслух, зачем театрализует и обыгрывает с детьми программный материал.

Быстро меняющиеся условия в современной школе, которые определяются динамическими процессами развития общества, выдвигают дополнительные требования к культуре учителя. Ее базовые структурные элементы необходимо дополнить рядом не менее значимых:

1) исследовательской компетентностью – владением научными методами изучения педагогических явлений, фактов для выработки новых знаний о закономерностях, структуре и содержании, технологии обучения и воспитания;

2) управленческой компетентностью – владением методами управления собственной деятельностью и деятельностью учащихся;

3) информационной компетентностью – владением современными информационными технологиями, пониманием их силы и слабости, сферы применения, выработкой критического отношения к получаемой информации;

4) образовательной компетентностью – способностью непрерывно совершенствовать свой профессионализм, развиваться в личной и общественной жизни.

Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.

Современный этап развития образования характеризуется необходимостью смены приоритетов в целеполагании: на первый план необходимо поставить цели развития и воспитания личности ребенка (на основе формировании учебной деятельности, как указано в общих положениях временного государственного образовательного стандарта). Учителя особенно нуждаются в глубоких и осмысленных психологических знаниях о каждой возрастной ступени, о непреходящей ценности каждого этапа детского развития. Выбираемые учителем педагогические технологии и программы должны быть ориентированы, в первую очередь, на личность ребенка, на сохранение его здоровья, на непрерывное развитие ребенка и воспитание его.

Требование к освоению учащимися знаний, умений и навыков не снижаются, хотя они становятся не целью, а средством, условием достижения цели – развития ребенка (в данном направлении результат по-прежнему остается обязательным). Для этого логика урока должна быть выдержана не только в предметно–содержательном плане, но и в психолого-технологическом. Процесс обучения – двусторонний феномен, значит, если результат неудовлетворительный, то нельзя обвинять в этом только ученика. Успех в учебе ребенка во многом зависит от того, как его учит учитель, какие цели он реализует, как оценивает полученный результат. Приоритетность в знаниях учителя по психологии и по преподаваемому предмету для успеха в учебном процессе зависит от возраста учащихся. Для учителя начальной школы владение психологией важнее владения предметом, в средних же классах – на одном уровне; а безупречное владение предметом становится ведущим и определяющим фактором только в старших классах. Но и здесь учителю надо научиться слушать и слышать каждого ученика, глубоко понимать его, видеть его внутренние побуждения и стремления, направленность его потребностей и интересов. Учитель должен знать этапы и принципы формирования умственных действий, законов формирования мыслительных, речевых и других действий, понимать соотношение обучения и развития, наконец, обрести гуманный и демократический стиль общения и взаимодействия с учениками.

Итак, современный учитель должен владеть основами конфликтологии, социальной педагогики, психолого-педагогическими знаниями, позволяющими ему своевременно выявлять причины различного рода трудностей учащихся, оказывать необходимую помощь в их интеллектуальной подготовке, личностном развитии, в коммуникативной практике. Роль психолого-педагогической культуры, компетентности учителя становится сегодня приоритетной.

Высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов – один из важнейших, собственно человеческих ресурсов, который определяется как объективными, так и во многом субъективными факторами. В современной жизни все большее значение уделяется теме личного успеха. В профессиональном развитии педагогов важно учитывать разные аспекты: возрастной, образовательный, профессиональный потенциал, степень социальной ответственности за результат, психологическую готовность к непрерывному образованию, семейное благополучие, психофизиологические и коммуникативные особенности, мотивы профессионального роста, возможности социального партнерства образовательного учреждения и др. Жизнь многогранна, человек играет несколько социальных ролей. Гармоничная их обусловленность способствует профессиональному совершенству личности.

infourok.ru

«профессиональное и личностное развитие педагога как условие разностороннего развития личности учащегося в ходе реализации компетентностного подхода».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА

КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть-Каменогорска

«РУКОВОДИТЕЛЬ МО - 2014»

ДЮЗБАЕВА ЕЛЕНА ТОКТАРБЕКОВНА

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА».

Усть-Каменогорск, 2013

«Пока живешь – обучайся, не жди, когда старость принесет тебе мудрость »

«Учитель должен соответствовать времени»

Н. А. Назарбаев.

С 2008 учебном году методическое объединение начальных классов продолжает работать по теме: «Профессиональное и личностное развитие педагога как условие разностороннего развития личности учащегося в ходе реализации компетентностного подхода». Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.     «Учитель-профессионал должен  не только в совершенстве  владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе,  уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты,  корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью». [2] В Законе РК «Об образовании», в «Концепции развития образования РК до 2015 года» подчёркивается, что «конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем её образованности». Поэтому сегодня, как никогда, возрастает роль и значение современной системы образования, в которой основным должен стать компетентностный подход, ориентированный на индивидуальность ученика. В ст. 11 Закона РК «Об образовании» четко сформулированы задачи системы образования, одной из первых – это «создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики», а так же «обеспечение повышения социального статуса педагогических работников»[1] Главная цель управления педагогическим коллективом: создать профессионально – личностную зону успеха каждому сотруднику, повысить его заинтересованность  в совершенствовании своего педагогического мастерства, проявлении творческой активности и духовного единения с участниками образовательного процесса через овладение ключевыми и профессиональными компетентностями.[4]

Целенаправленная работа методического объединения по достижению этой цели должна способствовать формированию многоуровневой культуры самоорганизации всех членов методической комиссии, росту их педагогического мастерства.

Схема 1. Основные элементы педагогического мастерства

Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся, коллег, родителей современный педагог системы дополнительного образования детей должен постоянно стремиться к саморазвитию самосовершенствованию, повышать уровень своего профессионального роста.

Схема 2. Основные уровни профессионального роста педагога

Доказано, что профессиональное самосовершенствование  успешно протекает лишь при наличии у педагога внутреннего побуждения, искреннего стремления добиться высоких результатов в работе. В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив в целом проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности на основе показателей уровней воспитанности и обученности учащихся.[5] В своей деятельности методическое объединение придерживается акмеологического подхода, который исследует следующие категории развития профессионализма педагога:

  • акме, представленное идеалом профессионализма;

  • профессионализм как единство компетентности, адаптивности, инновационного творчества;

  • компетентность как интегративный личностный ресурс, обеспе­ченный профессиональными компетенциями;

  • компетенции как технологии успеха в объективно наблюдаемых областях профессиональной деятельности;

  • факторы профессионализма как обстоятельства, влияющие на его уровень; личность как профессионально активный субъект, достигающий цели, удовлетворяющий потребности, побуждаемый мотивами, смыслами, преодолевающий трудности и самореализующий Я-концепцию в профессии;

  • самореализация личности профессионала как осуществление педагогической деятельности на пике профессиональных возможностей, демонстрируя личность, состоявшуюся в профессии.[3]Выделенные категории могут быть представлены следующими принципами: достижения профессионального идеала; творческой адаптации компетентности; полноты и адекватности сформированных компетенций; наглядной демонстрации успешно реализованных компетенций; учета факторов повышения профессиона­лизма педагога; личностно-субъектной активности педагога – профессионала; самореализации личности в профессионально-педагогической деятельности.[7]С учетом анализа научных исследований в акмеологии (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.А. Лукина, В.Н. Максимова, Е.В.Селезнева), психологии личности (Л.И. Анцыферова, К.К. Платонов), психологии труда и профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, В.А. Толочек), психологии профессионализма (А.К. Маркова, С.В. Семененко), педагогике (Ю.А. Лобейко, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин) и профессиональной педагогике (С.Я. Батышев, Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов и др.) было уточнено психолого-акмеологическое содержание понятия «профессионализм педагога» и раскрыты его ведущие компоненты: компетентность и составляющие ее компетенции, ценностные ориентации, субъектность, инновационность, самореализованность, сформированность и система отношений которых раскрывают уровень владения педагогом профессиональной деятельностью, через обучение, взаимоотношения, общение, организацию деятельности, ее исследование/рефлексию и личностный рост.

Успешная реализация проекта может привести к следующим результатам основных участников образовательного процесса.

Таблица 1: Реализация проекта.

Учащиеся

Учителя

Родители

овладевают ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха, приобретают навыки самостоятельной умственной деятельности, общекультурную подготовку, знания и умения владения коммуникативными средствами связи;

расширят возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов, фиксирующие успехи детей в зоне их ближайшего развития за счет применения продуктивных технологий обучения;

расширят свои возможности влиять на процессы воспитания и образования в школе, включая непосредственное участие в качестве одного из субъекта образовательного процесса, а также управления делами школы;

способны формировать целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека;

овладеют способами субъект – субъектных отношений с учащимися и их родителями за счет привлечения детей и родителей к процессу образования и повышения их ответственности за результаты образовательной деятельности

смогут рационально использовать интеллектуальный, профессиональный, семейный потенциал для воспитания и качественного образования детей;

наладят партнерские отношения с детьми и учителями, помогут уменьшить число конфликтов в школьной среде.

смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования,

овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, эффективно разрешают конфликтные ситуации в школе и дома

ОБЪЕКТ ОЭР: профессиональное и личностное развитие учителей МО, направленное на развитие способностей субъектов образовательного пространства.

ПРЕДМЕТ ОЭР: управление развитием субъектов образовательного процесса в условиях компетентностного подхода.

ЦЕЛЬ ОЭР: конструирование оптимальной педагогической системы, обеспечивающей развитие способностей субъектов образования посредством внедрения компетентностного подхода.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретических - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация;

аналогия и моделирование, анализ педагогического опыта;

причинно-следственный анализ полученных эмпирических данных; ретроспективный анализ собственной деятельности;

эмпирических - опытно-экспериментальная работа, изучение и обобщение передового опыта работы, наблюдение, анкетирование, рейтинг, беседа, интервьюирование, самооценка слушателей, экспертная оценка.

В процессе исследования велись педагогические измерения, происходила математическая обработка данных.

ГИПОТЕЗА: если будет создана методическая система совершенствования работы учителей МО, то профессиональные компетенции педагогов будут развиваться более эффективно, так как будут сформированы условия для личностного и профессионального роста учителя, что будет являться фактором становления субъект-субъектных отношений, и будет способствовать повышению качества знаний, разностороннего развития личности учащихся на основе инновационной деятельности учителей МО, направленности на качество образования; системного мониторинга достижений учащихся и педагогов; использования воспитательного и развивающего потенциала и обобщение работы педагога

ЗАДАЧИ ОЭР:

  • повышение и совершенствование педагогического и профессионального мастерства учителей начальных классов и воспитателей классов предшколы;

  • развитие инновационной сферы педагогической деятельности;

  • формирование профессиональной среды, способствующей успешному творчеству педагогов;

  • разработка системы диагностики и мониторинга с целью дальнейшего отслеживания развития педагога ;

  • Повышение мотивации педагогов на участии в освоении нового передового педагогического опыта; изучение и применение в образовательном процессе результатов научных исследований, новых педагогических и медиатехнологий, передового опыта.

На заключительном этапе ОЭР в рамках МО были определены критерии обобщения и распространения педагогического опыта учителей начальных классов

Таблица 2 – Индикаторы эффективности ОЭР

Название критериев

Индикаторы эффективности ОЭР

1.Развитие способностей учащихся

  • Уровень сформированности интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • Уровень сформированности рефлексивных способностей учащихся

  • Уровень подготовки и участие учащихся в конкурсах и соревнованиях различного уровня.

  • Качество знаний, умений и навыков

2. Развитие способностей учителей начальных классов

  • сформированность рефлексивных способностей педагогов

  • (инвариантный блок диагностики).

  • уровень подготовки педагогов и их участие в профессиональных конкурсах, соревнованиях научных проектов, спортивных соревнованиях.

  • спектр педагогических технологий, которыми владеет педагог.

3.Показатели эффективности внедрения модели Профессионального и личностного развития педагога как условия разностороннего развития личности учащегося

  • Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.

  • Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.

  • Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

  • Овладение современными методами обучения и воспитания.

  • Положительная динамика качества образования.

  • Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.

  • Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.

4. Критерии и уровни оценки деятельности МО

Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности

Нами разработаны критерии как средство для суждения или мерило оценки чего-либо. По отношению к деятельности критерий рассматривается как показатель его качества.

Таблица 3 – Совершенствование практики учителя по обобщению опыта работы (на основе таксономии Д. Блума; деятельностного подхода)

Проблема

(Что?)

Пути решения

(Как?)

Ресурсы

(Какие доказательства?)

Технологии

(Какие стратегии?)

Результат (Наращивание ресурсов учителя)

Оценивание знания

Актуальность опыта

Вычленить противоречия, которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию

Отбор и структурирование содержания (Что?)

Условия возникновения опыта

Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение.

подбор или

создание материала, соответствующего поставленной

цели

Уточнить полученные данные  и конкретизировать их.

Провести практическую проверку полученных результатов

Проанализировать фактический материал и при необходимости дополнить его

Обсуждение в сетевом сообществе

В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.

Изучение продуктов деятельности

Оценивание понимания

Отбор и структурирование содержания (Как? Почему?)

Разработка критериев оценивания уровня понимания

организация рефлексивной и творческой

деятельности учащихся, связанной с освоением содержания научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта

отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов - дать необходимые разъяснения отдельных моментов

Набор технологических инструментов по оцениванию уровня методической компетентности учителя

Оценивание уровня применения

Отбор и структурирование содержания (Как? Зачем? Для чего? Почему?)

Разработка критериев оценивания по уровню применения

обобщение, установление определенных закономерностей

Обработка фактического материала

анализ идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения

Осмысление описываемого опыта  

Эксперимент

Оценивание умения анализировать

  1.   Отбор и структурирование содержания (Каким образом? Для чего? Зачем? Почему? С какой целью? Что из этого следует?)

  2. 2.Разработка критериев оценивания по уровню анализа

Рефлексия

своей методической деятельности и ее творческое изменение.

Набор технологических инструментов по оцениванию уровня аналитической компетентности учителя

нахождение

новых решений в различных ситуациях

Оценивать умения синтезировать

  1. Отбор и структурирование содержания (Что общего? В чем разница? Какие соотношения? Каков характер связей? Как улучшить?)

  2. Разработка критериев оценивания по уровню синтеза

Оценка идей опыта на основе критериев.

Определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта.

Расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;

  1. Рекомендации, направленные на эффективное решение, рассматриваемых в опыте проблем или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки

  1. выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения Наблюдение

Оценивать новый интеллектуальный продукт

Оценка содержания нового знания (Что? Как? Зачем? Что дает?

Разработка критериев оценивания по уровню ценности

формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный подбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения, способы деятельности педагогов и учащихся;

обсуждение в сетевом сообществе вопросов по интеграции разнородной информации материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки лекции, брошюры,

буклета,

книги,

фильма видеозаписи

монографии, диссертации

создание новых решений

(новых элементов знаний, идей, приемов) для конкретной

ситуации

Педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения, и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями. В ходе реализации темы ОЭР, на подготовительном и формирующем этапах (2008 – 2012г.г) были применены следующие методы исследования:

  1. Сравнительный анализ литературы, изучение источников по проблеме.

  2. Моделирование.

  3. Причинно – следственный анализ.

  4. Педагогическое наблюдение

  5. Беседы, анкетирование и интервью

  6. Ранжирование.

  7. Рейтинг учащихся и самооценка педагогической деятельности.

  8. Статистический метод.

  9. Изучение и обобщение ППО.

Для отслеживания результатов ОЭР предусматривается использование таких критериев и индикаторов, которые позволяют определить степень реализации целей и задач ОЭР.

В исследовании, проведённом методическим объединением учителей начальных классов, сделана попытка объединить несколько методик по оценке взаимоотношений педагога с учащимися в единый комплект. Цель исследования - изучить уровень развития «субъект-субъектных» взаимоотношений учителя и учеников на уроке и во внеурочной деятельности, а также уровень саморазвития учащихся. Диагностический комплект включал следующие методики: «Анкета для ученика», автор Рывкина Л.А.; «Роли учителя», по В. Леви; «Модель идеального учителя», составитель Мухина С.Е.;

В ходе исследования была проведена диагностика 100 учеников из начального звена школы по проблеме взаимодействия учителя и ученика.

Анализ методики «Модель идеального учителя» (составитель Мухина С.Е.) позволил исследовать представления учащихся о профессионально-значимых и профессионально-непригодных качествах учителя. Приводим список наиболее значимых для учащихся качеств педагогов (в порядке убывания значимости): любовь к детям - 58%, доброта - 57%, вежливость - 50%, образованность - 48%, чувство юмора - 45%, справедливость - 41%, умение выслушать - 36%, умение прощать ошибки - 34%. Негативные качества педагога учениками были выбраны следующие: несправедливость - 44%, нежелание понять - 33%, плохое настроение - 32%.

Анализ методики «Роли учителя» (автор В. Леви) позволил оценить ролевой спектр педагогов по оценке их учеников. Ниже представлен спектр ролей педагога, который выбрали ученики в качестве наиболее часто встречающихся (список размещён в порядке убывания значимости): рассказчик - 47%, товарищ - 40%, друг - 27%, руководитель - 32%, утешитель - 22%, советник - 21%, воспитатель - 18%. Однако не во всех классах ученики делали столь однозначный выбор в пользу положительных качеств педагогов. В начальном звене 92% ролей учителя, выбранных учениками, были положительными.

Методическое объединение реализует инновационную деятельность педагогов, как компонент управления методической работой, правильно определены теоретические и практические аспекты развития креативных способностей учителей начальных классов, определен комплекс методов обобщения передовой педагогической деятельности МО.

Схема 3. Организация деятельности учителя по изучению и обобщению педагогического опыта.

С целью реализации модели обобщения опыта используется модель «Карты профессиональной компетентности» — это система необходимых профессиональных умений, способностей … является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.

Цели самоанализа: стимулирование роста профессиональной компетентности педагогов, отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей.

Стратегическая цель: конструктивное изменение отношения педагога к

собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности.

Тактическая цель: самоанализ как современная форма аттестации и механизма профессионального саморазвития.

Разработаны формы  повышения профессионального мастерства учителя и формы  предъявления и обобщения передового и инновационного педагогического опыта

Таблица 4: Формы  повышения профессионального мастерства

Формы  повышения профессионального мастерства учителя

Формы  предъявления и обобщения передового и инновационного педагогического опыта

Самообразование.

Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес

Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий

. Рефлексия и анализ собственной деятельности

Создание базы лучших сценариев уроков, интересных приёмов и находок на уроке.

Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений.

Разработка собственных средств наглядности.

Самостоятельное проведение исследований.

Изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы.

Постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога.

Составление информационных карт передового и инновационного опыта и создание информационной базы.

Разработка диагностических процедур, заданий и тестов, проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения.

Подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчёта о достигнутом – в конце года.

Организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы.

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег.

Персональные консультации.

Осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций

Собеседование с администрацией.

Индивидуальная работа с наставником.

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя ШМО.

Разработка собственной программы самообразования.

Разработка авторского курса и учебного пособия.

Проведение семинаров, конференций,

практикумов, собеседований,

организация консультаций, выставок.

Для того, чтобы результативней управлять учебно – воспитательным процессом, необходима его технологизация. Это главное условие всей педагогической системы.

Активизировался процесс внедрения технологий деятельностного типа. В целом можно выделить сильные и слабые стороны деятельности МО, которые обозначились в ходе разработки ОЭР.

Таблица 5. Анализ деятельности МО

Сильные стороны

Слабые стороны

Учителя начальных классов являлись победителями конкурса, проводимых Ресурсным центром.

Руководитель МО своевременно прошла курсы по переходу на 12-летнюю модель обучения.

Проведены 2 семинара для руководителей МО начальных классов и зам.дир по ОЭР. «Работа методического объединения на заключительном этапе ОЭР», в рамках которого разработаны и представлены уроки по технологии модерации в электронном сопровождении;

доклады и разработки уроков и внеклассных мероприятий расположены на образовательных сайтах: «bilimdiler», «Методист» и «Переменка».

Обобщен опыт работы по ОЭР в рамках областной НПК, ВКГУ, КАСУ – в секции учителей начальных классов

Сформированы электронные портфолио учителей начальных классов в разных прикладных программах: PowerPoint, FrontPage, AutoPlay, MenuBuilder

повышена категория (2 педагога)

Разработана интегральная характеристика креативного учителя начальных классов

Освоена электронная система обучения «e-learning».

Традиционным видом методической работы является проведение методических дней.

Рейтинг методических объединений

Рейтинг учителя

недостаточно высокий уровень самоанализа у учителей.

не проводился систематический глубокий мониторинг знаний по предметам;

некоторыми педагогами работа над методической темой велась формально

недостаток методических и дидактических материалов по формированию ключевых компетенций обучающихся.

недостаточно используется метапредметный подход,

мало внимания уделяется развитию у обучающихся умения иллюстрировать изученный по учебнику материал самостоятельно подобранными примерами, составлять краткие планы изученного и, пользуясь ими.

устно излагать сущность прочитанного без наводящих вопросов со стороны учителя,

самостоятельно разобраться в материале, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

В методической комиссии отработаны этапы профессионального развития педагога

по осуществлению перестройки мышления педагогов для подведения их к самостоятельной формулировке противоречия между возможностями системы и современными требованиями к подготовке выпускника начальной школы

для формирования мотивации учителя на профессиональное саморазвитие необходимо: наличие адекватной самооценки;

результатами инновационной деятельности педагога являются:

индивидуальный стиль педагогической деятельности;

авторские программы, методики, технологии; методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура учителя;

– авторская педагогическая – дидактическая, воспитательная, методическая система.

Учитель - объект профессионального самосознания, умеет реально оценивать свои личностные особенности и действия, способен ставить перед собой цели, проектировать собственную профессиональную деятельность.

Педагоги школы отметили высокую степень удовлетворенности своей работой. Работа очень нравится – 35 % педагогам, что на 5% больше по сравнению с прошлым годом. Считают ее одной из лучших профессий – 50% , что на 10% больше с предыдущим годом. Выражая степень своей удовлетворенности различными сторонами педагогической деятельности, педагоги высоко оценивают многие ее показатели и довольны: отношениями с учащимися - 96%; с коллегами - 94%, с администрацией - 86%, возможностями для творчества - 54%. Показатели увеличились от 5% до 10%.

Методическое объединение – помогает педагогам в решении конкретных проблем, здесь идут активный обмен опытом между педагогами, знакомство с технологией обобщения опыта, обучение методам педагогической диагностики, самоанализ педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей, профессиональный рост педагогов. На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника- помогает сформировать личность.

Таблица 6. Определение формы предоставления результатов эксперимента.

Формы предоставления результатов

Отметка о выполнении

Письменные отчеты, аналитические справки по итогам выполнения программы ОЭР.

Ежегодно на контроле администрации (май, июнь)

Предоставление докладов на НПК города, области, Республики.

Участие в городской НПК, март 2013 г.

Колотьева Е.П доклад признан лучшим.

Участие в городской НПК, КАСУ, апрель 2013 г, Калиева М.О.

Семинары – практикумы, методические советы для различных категорий педагогических работников.

Проведены 2 семинара для руководителей МО начальных классов и зам.дир по ОЭР. «Работа методического объединения на заключительном этапе ОЭР», в рамках которого разработаны и представлены уроки по технологии модерации в электронном сопровождении;

Публикации в СМИ

На заключительном этапе ОЭР

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Участие в конкурсе «Руководитель МО - 2014»

Презентации опыта средствами ИКТ

Участие в областной НПК , ВКГУ

( Морозова М.Б., Дюзбаева Е.Т., Калиева М.О.)

Разработка авторских программ, УМК На заключительном этапе ОЭР

Разработана программа индивидуального сопровождения учащихся класса КРО с целью повышения уровня общего развития учащихся, обучения и коррекции отклонений в развитии познавательной сферы. Калиева М.О.

Открытые уроки и занятия в рамках щкольного методического дня

На заключительном этапе ОЭР

Вахрушева Л.Н.,Виситова З.М., Губко Н.А.,

При анализе работы МО выявлено:

  • повышение качества образования и воспитания;

  • повышение профессионального уровня педагогов;

  • формирование и развитие творческой атмосферы.

Считаем, что система работы нашего МО позволяет:

  • двигаться в разных содержательных направлениях, учитывая разные интересы детей, их родителей, учителей;

  • более мобильно управлять педагогическим коллективом начальных классов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон Республики Казахстан Об образовании от 27 июля 2007 № 319-III.

  2. Концепция педагогического образования педагога новой формации РК.

  3. Симонов В.П., Педагогический менеджмент, М.: Педагогическое общество России, 1999 г.

     4.   Журнал. «Управление персоналом» №№3,4.2006 

  1. Учитель Казахстана № 16 от 6 мая 2007 года. «Парадигма актуального

образования и компетентностные  результаты

6. Жайтапова А.А., Садвокасова З.М. Уроки менеджмента в организации образования. – Алматы, 2007г.

7. Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса. – М. 2000г

8. Низовская И.А. Роль педагогической рефлексии профессиональном развитии педагогов. // Менеджмент в образовании . – 2007г. -№3

9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М. НИИ школьных технологий, 2006г.

10. Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой

kopilkaurokov.ru

Эссе "Мои секреты профессионального успеха" - Эссе "Я - педагог" - Эссе учителей и педагогов - Образование, воспитание и обучение

Матусевич Светлана Александровнаучитель начальных классовМБОУ "СОШ №1 им. Б.Н. Куликова г. Семикаракорска",стаж работы - 16 лет, высшая квалификационная категория,лауреат премии губернатора Ростовской области.

Говоря словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства», и выходим во взрослую жизнь по окончании школы. Но вот какими мы переступаем порог школы: успешными, инициативными, с верой в добро и справедливость или, напротив, неуверенными в себе, «плывущими по течению», уносим ли с собой добрые воспоминания о школе и учителях или обиду и разочарование, – во многом это зависит от учителей, сопровождающих нас на школьном пути. Подчёркиваю – во многом, а не во всём, поскольку в настоящее время наблюдается пугающая, абсурдная тенденция винить во всём школу и учителей, даже в том, к чему они не могут иметь отношения вообще (не стану подробно останавливаться на сути данного вопроса - работающие учителя прекрасно понимают, о чём речь, и, думаю, согласятся со мной. Взять, хотя бы ситуацию с несчастными случаями, происходящими с ребёнком за пределами школы, после чего учитель обязан предоставить целую папку объяснительных документов, тратя на это несколько драгоценных часов! Иногда складывается впечатление, что школа и учителя больше ответственны за детей, чем их собственные родители!) Поэтому первым секретом успеха считаю грамотную организацию работы с родителями: это должно быть сотрудничество, основанное на обоюдном доверии и взаимоуважении. Очень важно, чтобы родитель понимал, что оптимальных результатов можно достичь лишь совместными усилиями, а также осознавал собственную ответственность за результат воспитания. С этой целью в течение года организую тематические родительские всеобучи по актуальным темам, причём очень важно, чтобы сообщения учителя носили не формальный характер, преподносились живо, доступно, сопровождались конкретными примерами, как помочь ребёнку в той или иной ситуации. А если у родителей возникают какие-либо вопросы, они получают необходимую консультацию, придя в школу, или на моём сайте в рубрике «Советы родителям». Организую совместно с родителями праздники, походы, коллективные творческие дела и экскурсии, что способствует сплочению детского и родительского коллектива, обеспечивает атмосферу психологического комфорта, а также позволяет сделать школьную жизнь более яркой, интересной, насыщенной.

А поскольку ни работу с родителями, ни работу с детьми нельзя организовать без любви к своему делу, моим педагогическим кредо является одно из высказываний ученого-историка 19 в. Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.» [1] Как говорил один мудрец, «… без любви ничто не имеет смысла:обязательность без любви делает человека раздражительным,ответственность превращается в бесцеремонность,справедливость становится жестокостью,правда без любви выглядит критиканством,ум преобразуется в хитрость,приветливость без любви являет собой лицемерие,компетентность превращается в упрямство,власть без любви есть тирания,бережливость становится ординарной жадностью,здравый смысл без любви превращается в продажность». [2]

Ученик для меня, прежде всего, личность, которую нужно уважать, несмотря на имеющиеся недостатки. Поэтому уверена, что даже наказывать нужно с любовью, не унижая при этом достоинство ученика, критиковать поступок, а не самого ребёнка.

Создание ситуации успеха для ребенка считаю необходимым условием эффективной работы с детьми. С этой целью строю обучение на основе личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, чему способствует преподавание, которое осуществляется мною в рамках образовательной системы «Школа -2100». Выбор данной образовательной системы неслучаен, так как считаю её наиболее методически продуманной и максимально направленной на развитие ребёнка, обеспечивающей преемственность на всех ступенях обучения. Ведущий дидактический принцип этой образовательной системы – принцип мини-макса: обучение предполагает разноуровневый подход (необходимый, программный и максимальный), ребёнок имеет право выбрать задание по силам, а также ему предоставляется возможность углубленного изучения интересующего его предмета и материала что позволяет избежать перегрузки учащихся и формирования отрицательных установок у ребёнка – неуспеха и собственной несостоятельности. Формированию позитивных установок, снятию психологического напряжения, осуществлению деятельностного подхода способствует также организация работы в парах и группах, поэтому применяю такие формы работы достаточно часто.

Большое значение имеет то, как учитель относится к своему делу: ведет ли урок живо, непринуждённо, занимательно, с ноткой доброго юмора, или, напротив – монотонно, скучно, не утруждая себя подбором разнообразия форм и методов преподавания, относится к работе формально, – всё это влияет на формирование не только учебной мотивации, но и жизненной позиции детей, поскольку любовь учителя к своему делу, преподаваемому предмету, передается и ученикам, подобно искорке, способной разжечь пламя, а потому любовь к своему делу считаю очень важным условием профессиональной деятельности учителя.

Следующим немаловажным условием профессионального успеха учителя - постоянное стремление его к самосовершенствованию, повышению своей профессиональной компетентности. Говоря словами одного мудреца: «Хорош лишь тот, в ком ещё не умер ученик». [3] А сейчас, в эпоху реформирования и модернизации образования вопрос повышения профессиональной компетентности учителя особенно актуален, поскольку «Чего нет в творце, не может быть в творении» (Оскар Уайльд) [4]. Вот почему считаю необходимым участие учителя в профессиональных мастер-классах, конкурсах педагогического мастерства, поскольку это позволяет не только оценить свой профессиональный уровень относительно остальных участников, но и заимствовать удачные педагогические и методические находки коллег.

И в завершение сказанного хочется привести слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что Вы воспитываете ребёнка лишь когда Вы рядом, беседуете с ним, наставляете, вы воспитываете его даже тогда, когда вас нет дома или когда вы молчите». [5] Поэтому и педагогам, и учителям нужно чаще анализировать своё поведение и стараться самим не допускать негативных проявлений, слов и поступков, уметь признавать свою неправоту и учить этому детей.

Интернет-ресурсы:1. http://aphorism-list.com/autors.php?page=kluchevskiy2&tkautors=kluchevskiy22. http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=21&id=83933. http://www.aphorism.ru/586_8.shtml4. http://shoyher.narod.ru/izbrmysl/wilde.html5. http://www.school70-krs.ru/psiholog/poslovici.html;

pedsovet.su

Влияние личностных качеств педагога на успешность профессиональной деятельности

Министерство образования Российской Федерации

Оренбургский государственный педагогический университет

Доклад на тему:

"Влияние личностных качеств педагога на успешность

профессиональной деятельности".

Выполнил: Портнов Дмитрий,

студент I курса факультета психологии,

группа 103.

Преподаватель: Конькина Е.В.

Оренбург.

2003 г.

"…влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений."

К.Д. Ушинский

Для начала определимся с целью задания. Цель такова: выяснить, насколько глубока взаимосвязь личных качеств учителя и успешное выполнение им его профессиональных обязанностей, если таковая вообще существует. Но для начала нужно определиться, в чем эти обязанности состоят.

В современном обществе школьному образованию предъявляются высокие порой сложно достижимые и в чем-то противоречивые требования. В целом их можно охарактеризовать как активную помощь и поддержку становления личности ученика на всех уровнях: когнитивном, т.е. формирование комплекса знаний, умений и навыков, продиктованных современным уровнем прогресса, и выработка положительной внутренней мотивации получения образования, морально-этическом, т.е. привитие норм социального поведения, эстетическом, т.е. развитие чувства прекрасного, и т.д.. Таким образом, учитель как реализатор социального заказа системе школьного образования, чтобы быть профессионально успешным, должен всемерно содействовать развитию личности ученика, направляя развитие в русло духовного и интеллектуального роста.

Обязанности очерчены, но как судить об успешности их выполнения и, главное, кто должен дать оценку учителю как профессионалу? Судить о качествах педагога можно на основании результатов изучения мнения учащихся, коллег, родителей. Не так давно в одном минском вузе было проведено исследование, касающееся этой тематики. 186 студентам I-III курсов было предложено написать сочинение-эссе на тему: "Учитель, который оставил глубокий след в моей жизни". В результате анализа работ выяснилось, что абсолютное большинство опрашиваемых признало, что профессионализм учителя определяется прежде всего сочетанием личностных качеств, поэтому главное в деятельности учителя – использовать свой личностный потенциал. Показано, что эффективность педагогического взаимодействия (а значит и всего образовательного процесса в целом) зависит от уровня межличностных отношений. Обработка работ студентов, позволила выделить три модели поведения учителей, не умеющих выстраивать такие отношения: учитель-маска, учитель-деспот, и беспомощный учитель. Первая модель – двуличный, лицемерный, скрытный в общении, как с учениками, так и с коллегами, отказывающий в педагогической помощи; вторая модель – жесткий автократ, не признающий мнения ученика, опирающийся на подавление инициативы; третья модель – не умеющий организовать учебный процесс, не пользующийся уважением учащихся, несмотря на возможную широкую осведомленность. Во всех этих случаях нелюбовь к преподавателю перекидывалась на отношение к предмету, и многие студенты отмечали, что на урок к такому учителю они шли с неохотой, не интересовались изучаемым материалом, не достаточно хорошо его понимали, значит, изучение этого предмета не могло считаться вполне успешным, деятельность такого педагога не могла считаться адекватной поставленной задаче образования. Но в сочинениях студентов обнаружилось и не мало положительных примеров выстраивания педагогического взаимодействия: учителя-коммутаторы, просветители-интеллигенты, организаторы-воспитатели, предметники-тренеры – каждый находил "свой конек", используя который он покорял своих учеников, увлекал заданиями, заинтересовывал, прививая тем самым любовь к предмету.

На сегодняшний день педагогический процесс все больше рассматривается в контексте личностно ориентированного образования. С этой точки зрения педагогические психологи выделяют феномен синтонности, т.е. педагогического взаимодействия, при котором ярко выраженные личностные качества учителя и его "инструментарий" наиболее приемлемы для конкретного ученика, т.е. "резонируют" с его индивидуальными особенностями, отвечают его ожиданиям. Синтонность – это предпосылка той "встречи" педагога и ученика, которая обеспечивает наибольший эффект развития последнего, благодаря взаимодействию с наиболее значимым для него взрослым. Опрошенные студенты свидетельствуют о том, что подобные "встречи" остаются в памяти учеников на всю оставшуюся жизнь. У каждого человека есть такой учитель, поэтому чем больше учителей-индивидуальностей, тем успешнее будет осуществляться индивидуальный подход. Индивидуальность и профессионализм – две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности.

Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что результатность, успешность профессиональной деятельности определяется прежде всего личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области педагогики и методологии обучения тому или иному учебному предмету, но главное – учитель должен сам обладать теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся, т.к. итоговая цель образования – не только дать знания, но и способствовать становлению личности ученика.

В качестве дополнения хотелось бы привести пример одного исследования американских психологов. Эксперимент состоял в том, что в одном из классов преподавание "поручили" компьютеру, минимизировав воздействие учителя. Несмотря на применение самых передовых образовательных программ, в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, существенно снизились показатели успеваемости, причем, не только по гуманитарным дисциплинам, но и по математике. Таким образом, стала ясна незаменимость педагогического взаимодействия, на уровне межличностного общения и взаимовлияния. Еще К.Д. Ушинский отмечал: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был он продуман, не может заменить личности в деле воспитания".

Литература.

Бейзеров В. Школа и компьютер. \\ Педагогика. 2003. №6.

Козлова Г.Н. "Воспитательная сила" школы. \\ Педагогика. 2003. №3.

Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. \\ Педагогика. 2003. №3.

Подласый И.П. Педагогика: Новый учебный курс: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн.–М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003.–Кн.1.

Торхова А.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя. \\ Педагогика. 2003. №6.

nreferat.ru

Личностный рост педагога. Повышение профессионализма педагога, как условие его личной успешности

  • Published on29-Jan-2016

  • View60

  • Download0

DESCRIPTION

Личностный рост педагога. Повышение профессионализма педагога, как условие его личной успешности…

Transcript

Личностный рост педагога. Повышение профессионализма педагога, как условие его личной успешности Личностный рост педагога. Повышение профессионализма педагога, как условие его личной успешности Выступление на методическом объединении воспитателей. Февраль 2011 г. Педагог-психолог Филиппова Н.Д. Успешность профессиональной деятельности педагога определяется: постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам; подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации; достижением тех результатов, которые были запланированы. Личностные качества педагога проявляются через педагогические умения: Гностические; Конструктивные; Организаторские; Коммуникативные; Специальные. Гностические умения Группа умений, с помощью которых педагог изучает ребенка, его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, степень эмоционального благополучия, коллектив в целом. Изучение ребенка – основа понимания педагогом его внутреннего мира. Она дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания и обучения. Конструктивные умения Необходимы педагогу для проектирования целостного процесса воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому ребенку с учетом особенностей его развития. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев, праздников и тому подобное. Организаторские умения Включают в себя: привлечение внимания детей и развитие у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности, формирование потребности в знаниях. Изложение познавательной информации, а также формирование у детей навыков ее самостоятельного поиска. Развитие индивидуальных особенностей; осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку. Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников, привитие устойчивого интереса к учебной, познавательной деятельности; организация совместной творческой деятельности для развития социально значимых качеств личности. Коммуникативные умения Проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с воспитанниками и коллегами в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка, толерантности, оптимизма. Эти умения помогают воспитателю расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, педагогического коллектива. Специальные умения Включает в себя умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки, показывать кукольный театр и проявляется в творчестве. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей. Опрос воспитателей 1 вопрос: Что вам нравится в вашей работе? 75% - общение с детьми, дети 15% - Соц. пакет. 2 вопрос: Как, по вашему мнению, вы развиваетесь в профессии? 90% - самообразование, освоение новых методов воспитания, творческий подход, изучение литературы 10% - мне хватает моего длительного опыта Опрос воспитателей 3 вопрос: Насколько вы оцениваете свою общительность с детьми? 100% - высокая степень С коллегами? 80% - доброжелательные отношения 20% - чувствуется некоторая отдаленность 4 вопрос: Как, по вашему мнению, вы реагируете в конфликте? 90% - компромисс 10% - избегание конфликта Опрос воспитателей 5 вопрос: Что вам особенно нравится в общении с детьми? 100% - их открытость, непредсказуемость, рост, доверие 6 вопрос: Что хотелось бы улучшить в своей работе? 60% - введение единой системы требований, доски объявлений и своевременного информирования о мероприятиях 15% - большую стабильность семьи 15% - освоить компьютер, опыт Результаты полученных данных теста «Психологическая готовность и адаптированность педагога к работе» Анализ полученных данных теста «Психологическая готовность и адаптированность педагога к работе» Выводы по тесту «Психологическая готовность и адаптированность педагога к работе» В педагогическом коллективе ярко выражены: работоспособность, исполнительность, коммуникабельность и адаптированность, что обеспечивает стабильность и качество воспитательного процесса. Самым слабым звеном являются способность к творчеству, уверенность в своих силах и саморегуляция. Данные характеристики требуют определенной коррекции. Способность к творчеству является важной составляющей работы с детьми и важнейшим признаком педагогической культуры. Рекомендации по тесту «Психологическая готовность и адаптированность педагога к работе» Создание условий для обмена опытом и возможности узнать деловые и личные качества своих коллег могут повысить уверенность в своих силах, обмен творческими идеями и работа в мини-группах снимет страх неудачи и повысит творческий потенциал. Стимулирование творческого потенциала педагога Какие способности человека служат ступеньками к творчеству? умения - наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчет с фантазией и догадкой, научная интуиция; способности - гибкость и нестандартность мышления, владение умением поиска аналогов, комбинирования. готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию, видеть проблемы и противоречия, легкость генерирования идей. Какие способности человека служат ступеньками к творчеству? умения - наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчет с фантазией и догадкой, научная интуиция; способности - гибкость и нестандартность мышления, владение умением поиска аналогов, комбинирования. готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию, видеть проблемы и противоречия, легкость генерирования идей. Вывод Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, способность найти верное применение своим силам и возможностям в коллективном педагогическом творчестве обеспечат ее успешность.

docslide.net