ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

4.7. Личностно-профессиональное развитие (становление профессионализма) как акмеологическая проблема. Личностно профессиональное развитие


4.7. Личностно-профессиональное развитие (становление профессионализма) как акмеологическая проблема

4.7. Личностно-профессиональное развитие (становление профессионализма) как акмеологическая проблема

Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием волевых качеств (целеустремленности, инициативности, организованности, упорства, настойчивости), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности. Поэтому профессионализм связан с личностно-профессиональным развитием.

В процессе личностно-профессионального развития происходят следующие структурные изменения личности.

Изменение направленности личности:

• расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

• актуализация мотивов достижения;

• возрастание потребностей в самореализации и саморазвитии.

Увеличение опыта и повышение квалификации:

• повышение компетентности;

• развитие и расширение умений и навыков;

• освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

• повышение креативности деятельности;

• развитие сложных частных способностей;

• развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности;

• развитие личностно-деловых качеств;

• повышение психологической готовности.

Существует система акмеологических показателей, с помощью которых можно определить уровень профессионализма. Она включает следующие показатели:

1) продуктивность или эффективность деятельности;

2) уровень квалификации и профессиональной компетентности;

3) оптимальная интенсивность и напряженность труда;

4) точность и надежность деятельности;

5) организованность;

6) низкая зависимость от внешних факторов;

7) владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

8) стабильность высоких показателей деятельности;

9) уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств;

10) уровень мотивации достижений;

11) возможность развития субъекта труда как личности.

Если деятельность специалиста характеризуется высоким профессионализмом с опорой на данную систему показателей, то считается, что у него высокий акмеологический уровень.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Противоречия личностного и профессионального развития

Принято считать, что внутренние противоречия являются отражением объективных противоречий бытия личности и, в зависимости от соотношения возможностей личности и силы противоречий, выступают либо в качестве движущих сил поступательного развития личности и роста ее как профессионала, либо порождают деструктивные профессиональные деформации и возникновение неврозов. В категориальном аппарате акмеологии для исследования такого противоречия развития профессионала используются понятия профессионализма деятельности и профессионализма личности*.

* Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000

Существо противоречия состоит в том, что далеко не всегда осуществление конкретной профессиональной деятельности с высокой и стабильной продуктивностью способствует прогрессивному развитию самого специалиста. То есть речь идет о противоречии между профессиональным и личностным развитием специалиста, которое может, например, проявляться в чрезмерном усердии работника, приводящем к обеднению его личной жизни, с одной стороны, и к росту хронической усталости – с другой. Другим примером рассматриваемого противоречия является ситуация "чрезмерной адаптации" работника к своей должности, которая может происходить в случае, если достаточно успешно работающий специалист остается на одной и той же должности и на том же самом рабочем месте в течении длительного срока (более 5 лет). В такой ситуации работник успешно справляется со своими должностными обязанностями, но как личность и специалист перестает расти, что может приводить к возникновению значительных проблем при должностном росте или переходе на новое место работы. Традиционным способом борьбы с рассмотренной проблемой является постоянная ротация кадров в сочетании с мероприятиями по повышению их квалификации.

Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг

В рамках современной концепции менеджмента, ориентирующейся на модель работника как "социального человека" и рассматривающей персонал в качестве ключевого ресурса, что проявляется в постоянном и комплексном развитии персонала, максимальном внимании к индивидуальному своеобразию отдельных работников, особое значение приобретают процедуры согласования, гармонизации развития личностных и профессиональных качеств специалистов, что реализуется путем мониторинга личностно-профессионального развития.

Технически процедура мониторинга состоит из последовательного периодического и сопоставимого оценивания актуального уровня личностного и профессионального развития специалистов с помощью методических подходов, изложенных выше. Особое значение имеют два обстоятельства. Во первых, такой мониторинг должен давать интегральную оценку личноети профессионала как целостной системы, что позволит не упустить из виду важные особенности его развития. Во-вторых, для оценки собственно развития, динамики изменения личностных и профессиональных качеств, необходимо наличие сопоставимости между периодически повторяющимися замерами. Понятно, что осуществление такой процедуры в рамках как отдельной организации, так и, например, всей государственной службы, требует значительных дополнительных ресурсов, что не всегда можно обеспечить на практике. Поэтому мониторинг начинает внедряться лишь как локальная процедура.

Резюме

Использование методов качественной оценки или количественного измерения личностного и профессионального развития определяется по меньшей мере двумя обстоятельствами: уровнем теоретических знаний и методической проработки соответствующих измерительных процедур (определяющих методико-познавательный аспект), а так же стоимостью проведения оценочных процедур (экономический аспект). Тем не менее основная тенденция развития инструментария для проведения оценки состоит в постепенном переходе к методам количественной оценки. Кроме того выделяются еще две тенденции, позволяющие получать все более достоверную информацию об объекте оценки. Первая из них состоит в использовании не отдельных изолированных процедур, а специальных их комплексов, обычно включающих как качественную оценку, так и количественные измерения различных моментов профессионального и личностного развития. Вторая тенденция связана со стремлением получить в ходе оценки не просто "моментальный снимок" состояния объекта оценки, а понять его генезис, для чего используется последовательный и сопоставимый набор достоверных сведений о нем, получаемый в ходе специальной процедуры мониторинга личностно-профессионального развития специалиста. В основе выделенных тенденций лежит то обстоятельство, что жесткие и во многом противоречивые требования производства и управления к развитию личности профессионала в современном обществе делают актуальными специальные действия, направленные на гармонизацию развития ее различных сторон и оптимизацию реализации в профессиональной деятельности и личной жизни возможностей каждого человека. Однако в настоящее время широкое практическое использование таких процедур ограничивается их значительной сложностью, трудоемкостью и высокой стоимостью.

studfiles.net

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

Статья опубликована в рамках:

 

Выходные данные сборника:

 

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ  БУДУЩЕГО  УЧИТЕЛЯ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СРЕДЕ  УНИВЕРСИТЕТА

Якимович  Елена  Петровна

старший  преподаватель  ДВФУ,  г.  Уссурийск

Email:  [email protected]

 

Личностно-профессиональное  развитие  —  это  процесс  формирования  личности  (в  широком  понимании)  и  ее  профессионализма  в  результате  профессиональной  деятельности  и  профессиональных  взаимодействий  [1]. 

Личностно-профессиональное  развитие  педагога  характеризуется  неравномерностью,  гетерохронностью,  многофакторностью  и  противоречивостью  [4].

Обучение  в  университете  является  одним  из  этапов  становления  профессиональной  зрелости  [5],  где  происходит  основное  формирование  учителя  как  личности  и  как  профессионала.

В.А.  Бодров  считает,  что  профессиональное  развитие  человека  зависит  не  столько  от  совокупности  исходных  профессионально  важных  качеств,  сколько  определяется  их  внутренней  организацией.  С  его  точки  зрения  —  это  вся  совокупность  психологических  качеств  личности,  а  также  целый  ряд  физических,  антропометрических,  физиологических  характеристик  человека,  которые  определяют  успешность  обучения  и  реальной  деятельности  [2].

На  основе  вышеперечисленных  представлений  о  развитии  человека  как  личности  и  как  профессионала  мы  рассматриваем  личностно-профессиональное  развитие  будущего  учителя  физической  культуры  в  рамках  обучения  в  университете  как  целенаправленный  процесс,  который  включает  в  себя  следующие  этапы:

·           профессионального  самоопределения,  который  протекает  на  основе  накопленного  опыта  и  личных  предпочтений,  большинство  студентов  поступающих  на  факультет  физической  культуры  активно  занимаются  спортом,  и  процесс  обучения  в  университете  связывают  с  возможностью  трансформации  своего  увлечения  в  профессию,  где  они  смогут  в  дальнейшем  самосовершенствоваться;

·           адаптации  к  новым  условиям  обучения  и  воспитания,  который  предполагает,  что  обучение  в  университете  в  целом  и  на  факультете  физической  культуры  в  частности,  отличается  от  обучения  в  школе  большим  количеством  практических  занятий,  в  том  числе  по  спортивным  дисциплинам  и  возросшей  долей  самостоятельной  подготовки,  а  также  высокой  степенью  свободы  выбора  своей  траектории  личностно-профессионального  развития.  Безусловно,  такие  изменения  требуют  времени  для  того,  чтобы  приспособиться  к  ним;

·           психофизиологической  адаптации  к  учебно-тренировочному  процессу  предполагает,  что  человек  является  биопсихосоциальным  существом,  и  увеличение  длительности  аудиторных  занятий  создает  дополнительную  нагрузку  на  организм  обучающихся,  адаптация  к  которой  требует  времени.  Большое  количество  спортивных  дисциплин  на  факультете  физической  культуры  и  повышение  интенсивности  тренировочного  процесса  ведущего  вида  спорта  также  создает  дополнительную  физическую  нагрузку  на  студентов,  к  которой  необходимо  адаптироваться;

·           стабилизации  учебной  и  спортивной  деятельности  —  это  переходный  этап,  который  создает  предпосылки  для  формирования  у  студентов  собственной  траектории  личностно-профессионального  развития;

·           индивидуализации  личностно-профессионального  развития  выражается  в  формировании  у  каждого  студента  траектории  личностно-профессионального  развития  на  основе  его  личных  психофизиологических  характеристик,  учебных  и  спортивных  достижений;

·           социально-профессиональной  адаптации,  связан  с  приобретением  начального  педагогического  опыта  и  осознанием  своей  принадлежности  к  профессии  и  миссии  в  ней;

·           профессионально-творческой  самореализации,  где  происходит  реализация  студентами  себя  как  педагогов,  которые  владеют  и  прививают  другим  культуру  здоровья  и  здорового  образа  жизни,  находят  новые  теоретические  и  практические  пути  оптимизации  тренировочных  процессов,  направленных  на  физическое  развитие  различных  категорий  занимающихся;

·           готовности  к  непрерывному  личностно-профессиональному  развитию,  который  основывается  на  способности  студентов  факультета  физической  культуры  к  саморазвитию.

В  качестве  критерия  оценки  личностно-профессионального  развития  будущего  учителя  физической  культуры  мы  использовали  уровень  сформированности  профессионально-педагогической  культуры  у  студентов  IV  и  V  курсов,  который  оценивался  по  методике  О.Л.  Жуковой  [3].

Результаты  проведенного  нами  анализа  показал  (табл.1),что  у  большинства  студентов  пятого  курса  в  результате  обучения  достаточно  отчетливо  сформировались  все  группы  профессионально-важных  умений  и  качеств  личности,  т.е.  условия  образовательной  среды,  в  которой  они  получают  профессиональное  образование,  достаточно  эффективны.  А  студенты  четвертого  курса  считают,  что  такие  качества  как  гуманитарная  культура  личности,  профессиональная  компетентность  у  них  сформированы  недостаточно.  Помимо  этого,  у  них  наблюдаются  невысокие  результаты  по  профессиональному  самоопределению,  то  есть  они  видят  себя  в  будущей  профессии,  но  не  считают  ее  смыслом  жизни  и  основой  для  самореализации  и  самосовершенствования.

Личностно-профессиональное  развитие  будущего  учителя  физической  культуры  протекает  в  процессе  обучения  под  влиянием  компонентов  образовательной  среды  университета,  одним  из  важнейших  принципов  формирования  которой  является  достаточность  условий  для  развития.  Мы  выделяем  внутреннюю  и  внешнюю  части  образовательной  среды  [6],  наполненных  общими  для  всех  будущих  педагогов  и  специфичными  для  будущего  учителя  физической  культуры  ресурсами.  Но,  необходимо  отметить,  что  степень  освоения  студентами  факультета  физической  культуры  ресурсов  образовательной  среды  и  вместе  с  тем  их  личностно-профессиональное  развитие  протекает  неодинаково  и  зависит  от  активности  и  желания  развиваться. 

 

Таблица  1.  Самооценка  сформированности  профессионально-педагогической  культуры  студентов  старших  курсов  факультета  физической  культуры

Профессионально-важные  умения  и  качества  личности

Средний  балл

IV  курс

V  курс

1.

Самооценка  гуманитарной  культуры  личности

2,70

3,20

2.

Профессиональная  компетентность

2,26

3,43

3.

Педагогическое  мастерство  спортивного  педагога

3,30

3,45

а)  профессиональные  знания

3,00

3,50

б)  педагогические  способности

3,76

3,40

в)  педагогическая  техника

3,10

3,46

4.

Сформированность  личностного  роста  и  профессионального  самоопределения  спортивного  педагога

3,30

3,47

а)  профессиональное  самоопределение  спортивного  педагога

2,86

3,05

б)  перспективы  личностного  роста

3,73

3,90

5.

Итого:

2,89

3,39

 

В  идеальном,  акмеологическом  варианте,  будущий  учитель  физической  культуры  должен  пройти  и  завершить  все  представленные  нами  этапы  личностно-профессионального  развития,  но,  к  сожалению,  как  видно  из  результатов  исследования,  не  все  студенты  факультета  физической  культуры  к  окончанию  университета  овладевают  общекультурными,  общепрофессиональными,  профессиональными  компетенциями  и  не  все  обладают  готовностью  к  личностно-профессиональному  самосовершенствованию.

 

Список  литературы:

1.Акмеологический  словарь.  /  под  ред.  А.А.  Деркача.  —  М.:  Изд-во  РАГС,  2010.  —  161  с.

2.Бодров  В.А.,  Обознов  А.А.  Система  психологической  регуляции  стрессоустойчивости  человека-оператора  //  Психологический  журнал.  —  2000.  —  №4.-  С.  48-57.

3.Жукова  О.Л.  Акмеология  физической  культуры  и  спорта:  учеб.  пособие.  Екатеринбург:  ГОУ  ВПО  УГТУ-УПИ,  2004.  —  122  с.

4.Панова  Н.В.  Личностно-профессиональное  развитие  педагога  в  современном  образовании  //  Проблемы  становления  профессиональной  зрелости  педагога  в  условиях  непрерывного  образования:  сб.  науч.  тр.  /  под  ред.  В.Н.  Максимовой.  —  СПб.:  Изд-во  ЛГУ  им.  А.С.  Пушкина,  2010.  —  Вып.  2.  —  С.  106-118.

5.Полетаева  Н.М.,  Касаткин  С.Ф.  Актуальные  проблемы  становления  профессиональной  деятельности  педагога  в  непрерывном  образовании  //  Проблемы  становления  профессиональной  зрелости  педагога  в  условиях  непрерывного  образования:  сб.  науч.  тр.  /  под  ред.  В.Н.  Максимовой.  —  СПб.:  Изда-во  ЛГУ  им.  А.С.  Пушкина,  2010.  —  Вып.  2.  —  С.  7-45.

6.Якимович  Е.П.  Образовательная  среда  вуза,  как  фактор  личностно-профессионального  развития  учителей  физической  культуры  //  Ученые  записки  университета  имени  П.Ф.  Лесгафта.  —  2011.  —  №5  (75).  —  С.  140-144.  

sibac.info

Диссертация на тему «Личностно-профессиональное развитие студентов вуза - будущих педагогов профессионального обучения» автореферат по специальности ВАК 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

1. Абдуллина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. 1993. - № 3. -С. 165-170.

2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 335 с.

3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер.-М. : Прогресс, 1995.-351 с.

4. Азаров, Ю. П. Студент: возможности личностного роста / Ю. П. Азаров // Высшее образование в России. 2002. - № 1. - С. 50-57.

5. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л. : Изд-во ЛГУ, 1974. - Вып. 2. - С. 3-15.

6. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во ин-та практ. психол., 1996. - 384 с.

7. Андреев, В. И. Педагогика: Уч. курс для творч. саморазвития / В. И. Андреев. Казань : Центр инновац. технологий, 2000. - 608 с.

8. Андриенко, Е. В. Профессиональная зрелость учителя как фактор совершенствования содержания образования и развития личности учащегося / Е. В. Андриенко // Педагогическое обозрение. 2002. - № 28. - С. 3-4 (г. Новосибирск).

9. Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. - 364 с.

10. Ю.Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности: Учеб. пособие для студ. выс. уч. завед. / А. С. Арсеньев. М. : Изд. центр «Академия», 2001.-592 с.

11. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. - 158 с.

12. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

13. Бабанский, Ю. К. Избр. пед. тр. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.-558 с.

14. Байбородова, JI. В., Рожков, М. И. Модель методического обеспечения профессионального роста педагогов сельской школы / JI. В. Байбородова, М. И. Рожков. Интернет : [email protected]

15. Баранников, А. В. Зарубежный опыт организации самообразования в рамках школы / А. В. Баранников // Мир образования образование в мире. -2002.-№2.-С. 44-60.

16. Башкаева, Э. X. Формирование профессионально значимых качеств будущего инженера в процессе учебной деятельности : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Э. X. Башкаева. Ставрополь, 2002. - 22 с.

17. Белоконь, М. А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения : Автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / М. А. Белоконь. Краснодар, 1999. - 20 с.

18. Берак, О., Шибаева, Л. Установка на развитие личности / О. Берак, Л. Шибаева // Вестник высшей школы. 1990. - № 12. - С. 46-52.

19. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

20. Битянова, Н. Р. Психология личностного роста / Н. Р. Битянова. -М.: Межд. пед. академия, 1995. 64 с.

21. Блонский, П. П. Избр. пед. и психол. соч. : В 2 т. / П. П. Блонский / Под ред. А. В. Петровского. М. : Педагогика, 1979. - Т. 1. - 304 е.; Т. 2. -399 с.

22. Бодалёв, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалёв. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 133 с.

23. Бодалёв, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалёв. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 199 с.

24. Божович, JI. И. Избр. психол. тр. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Межд. пед. академия, 1995.-212 с.

25. Братченко, С. Л., Миронова, М. Р. Личностный рост и его критерии / С. Л. Братченко, М. Р. Миронова. Интернет : http://www.hpsy.ni/linka/l 50.htm.

26. Буякас. Т. М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением / Т. М. Буякас // Вестник МГУ. Сер. 14. -Психология. - 2001. - № 2. - С. 69-78.

27. Викулина, М. А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография / М. А. Викулина. -Н. Новгород : Нижегор. гуманит центр, 2000. 136 с.

28. Выготский, JI. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Хрестоматия по детской психологии. Учеб. пособие для студ. / Сост. и ред. Г. В. Бур-менская. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. - С. 4-20.

29. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. -М.: Смысл : Эксмо, 2003. 1135 с. - (Библиотека всемирной психологии).

30. Головин, Г. В. Педагогические мастерские как средство профессионально-личностной подготовки учителя : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. В. Головин. М., 1997. - 28 с.

31. Григорьев, Д. В., Кулешова, И. В., Степанов, П. В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова и др. // Классный руководитель. 2003. - № 6. - С. 65-87.

32. Гусинский, Э. Н. Образование личности / Э. Н. Гусинский. М. : Интерпракс, 1994. - 136 с.

33. Дворяшина, М. М., Келасьев, В. Н. Комплексное экспериментальное изучение человека / М. М. Дворяшина, В. Н. Келасьев // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. - Т. 3. - № 4. - С. 30-35.

34. Дзугкоева, М. Г. Психические новообразования студенческого возраста : Автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / М. Г. Дзугкоева. М., 1999.-22 с.

35. Дмитриева, Е. Н. К проблеме определения оснований становления целостной личности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки в вузе / Е. Н. Дмитриева // Мир психологии. 2004. - № 4 (40). -С. 179-183.

36. Дружилов, С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С. А. Дружилов. Новокузнецк : Изд-во ИПК, 2002. - 242 с.

37. Дружилов, С. А. Психология профессионализма человека: интегра-тивный подход / С. А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. 2003. -№4-5.-С. 35-42.

38. Дружилов, С. А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход / С. А. Дружилов // Вестн. Балт. пед. академии. СПб., 2003. - Вып. 52. - С. 40-46.

39. Дымерский, В. Я. Системный подход и психологический анализ водительской деятельности / В. Я. Дымерский // Исследование и формирование навыков управления движущими машинами. М., 1976. - С. 7-78.

40. Ермолаева, М. Г. Становление субъекта профессиональной педагогической деятельности в педагогическом колледже : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 /М. Г. Ермолаева. СПб., 1998. - 18 с.

41. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями на 22 августа 2004 г.) // Официальные документы в образовании 2004,- № 31 (274), ноябрь.- 68 с.

42. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы, Ценности / А. Г. Здра-вомыслов. -М.: Политиздат, 1986.-221 с.

43. Зеер, Э. Ф. Профессиональное становление личности современного рабочего / Э. Ф. Зеер // Психология профессионального обучения и воспитания учащихся ПТУ : Курс лекций. Свердловск : Изд-во СИПИ, 1988. - С. 3-22.

44. Зеер, Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. 1997. - № 6.

45. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : Уч. пособ. для студ. вуза. 2-е изд., перераб. и доп. / Э. Ф. Зеер. - М. : Академ. Проект; Екатеринбург : Деловая книга. - 2003. - 336 с. («Gaudeamus»).

46. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : Уч. для студ. вузов по пед. и психол. направ. и спец. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2000. - 384 с.

47. Ильин, В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

48. Ильичева, В. А. Влияние характера педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на профессионально-личностное развитие будущего учителя : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / В. А. Ильичева. -Череповец, 2000. 19 с.

49. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

50. Казанцева, Т. А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов : Автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.11 / Т. А. Казанцева. М., 2000. - 16 с.

51. Кириченко, А. В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А. В. Кириченко / Науч. ред. А.А. Деркач. М.: Тесей, 2003. - 224 с.

52. Климов, Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : Уч. пособ. / Е. А. Климов. М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 2003. -320 с.

53. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности : Учеб. пособие для пед. ин-тов / И. С. Кон. М. : Просвещение, 1979.-175 с.

54. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. -М: Просвещение, 1989. 254 с.

55. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.

56. Котова, И. Б., Шиянов, Е. Н. Философские основания современной педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на/Д.: РГПУ, 1994. - 63 с.

57. Котова, И. Б., Шиянов, Е. Н. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на/Д.: РГПУ, 1997. - 112 с.

58. Кошкарова, JI. С. Профессиональное становление личности учителя развивающего обучения в педагогическом колледже : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / JI. С. Кошкарова. Челябинск, 1999.-20 с.

59. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина.- М.: Высшая школа, 1989. 167 с.

60. Куницкая, Ю. И. Философско-теоретические основания изучения педагогического профессионализма / Ю. И. Куницкая // Педагогика. 2004. -№6.-С. 21-26.

61. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедева // Школьные технологии. 2004. - № 5. - С. 3-12.

62. Левитан, К. М. Личность педагога в становлении и развитии / К. М. Левитан. Свердловск : СГУ, 1991. - 143 с.

63. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 302 с.

64. Леонтьев, А. Н. Избр. пр. : В 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика,1983.

65. Леонтьев, Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие (к обоснованию «педагогики сотрудничества») / Д. А. Леонтьев // Вестник высшей школы. 1989. - № 11. - С. 39-47.

66. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лер-нер. М.: Знание, 1980. - 96 с.

67. Липина, Т. А. Развитие профессионализма педагогов техникума : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 /Т. А. Липина. -Н. Новгород, 2005. -24 с.

68. Липманн, О. Психология профессий / О. Липманн. Пг. : Academia, 1923.- 108 с.

69. Лисовский, В. Т., Дмитриев, А. В. Личность студента / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев. Л.: ЛГУ, 1974. - 184 с.

70. Лушников, И. Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута / И. Д. Лушников. М., 1991. - 205 с.

71. Мамардашвили, М. К. Философия и личность / М. К. Мамардашвили // Человек. 1994.-№ 5. - С. 5-19.

72. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития : Уч. пособие для студ. сред. пед. уч. завед. / В. Г. Маралов. М. : Изд. центр «Академия», 2002.-256 с.

73. Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. Формирование интереса к учению / А. К. Маркова, Т. А. Матис и др.. М.: Просвещение, 1990.

74. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М. : МПА, 1996.-308с.

75. Маркова, С. М. Роль обучения в развитии человека : Метод, реко-менд. / С. М. Маркова. Н. Новгород: ВИЛИ, 1991. - 96 с.

76. Матолыгина, Н. В. Профессиональное становление студентов на основе индивидуально-творческого подхода в условиях педагогического колледжа : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Матолыгина. Кемерово, 1999. — 23 с.

77. Матяш, Л. Г. Ценностно-мотивационные детерминанты профессионального роста преподавателя высшей школы : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. Г. Матяш. Брянск, 2003. - 16 с.

78. Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте : Монография / Ю. А. Миславский. М. : Педагогика, 1991. -152 с.

79. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. - 216 с.

80. Митина, Jl. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997.-№ 4. - С. 28-38.

81. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта : Моск. психол.-соц. ин-т, 1998. - 200 с.

82. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Академия, 2004. - 320 с.

83. Монахов, В. М., Нижников, А. И. Проектирование траектории становления будущего учителя / В. М. Монахов, А .И. Нижников // Школьные технологии. 2000. - № 6. - С. 66-83.

84. Москаленко, О. В. Личностно-профессиональное развитие современного человека / О. В. Москаленко // Мир психологии. 2004. - № 4 (40). -С. 168-178.

85. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев / Под ред. А. А. Бодалёва. М.-Воронеж : МОДЭК, 1995.-356 с.

86. Национальная доктрина образования в РФ // Бюллетень Мин. образов. РФ.-2000.-№ 11.-С. 4-13.

87. Невзоров, Б. П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе : Автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.08 / Б. П. Невзоров. М., 1998. - 38 с.

88. Николаева, А. В. Проектно-исследовательская деятельность как фактор профессионально-личностного развития педагогов дошкольных учреждений в последипломном образовании : Автореф. дис. канд. психол. наук : 13.00.08 / А. В. Николаева. СПб., 2001. - 12 с.

89. Новый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: Омега Л, 2005. - 393 с.

90. Носков, В., Иванова, Л., Психотехника личностного и профессионального роста / В. Носков, Л. Иванова. Н. Новгород, 1997. - 64 с.

91. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бон-даревской. Ростов- на/Д.: Изд-во РГПУ, 1995. - 216 с.

92. Образованная Россия: Специалист XXI века. Проблемы российского образования на рубеже третьего тысячелетия / Под ред. А. И. Субетто. СПб. : ПАНИ, 1997.-224 с.

93. Олпорт, Г. Становление личности: Избр. тр. / Г. Олпорт. М.,2002.

94. Орлов, А. А., Исаев, Е. И., Федотенко, И. Л., Туревский, И. М. Динамика личностного и профессионального роста студентов педвуза / А. А. Орлов, Е. И. Исаев и др. // Педагогика. 2004. - № 3. - С. 53-60.

95. Пазекова, Г. Е. Профессионализм педагога в реализации личност-но-ориентированного подхода / Г. Е. Пазекова. Ульяновск, 2001. - 167 с.

96. Пейсахов, Н. М. Психолого-педагогические проблемы высшей школы и психодиагностика / Н. М. Пейсахов // Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань : КГУ, 1977. - С. 7-54.

97. Перелыгина, Е. Б. Личностное развитие в контексте современных проблем акмеологии / Е. Б. Перелыгина // Мир психологии. 2004. - № 4 (40).-С. 154-167.

98. Петров Ю. H. Гуманизация непрерывного многоуровневого профессионального образования / Ю. Н. Петров. Н. Новгород : ВИПИ, 1994. -144 с.

99. Петровский, А. В. Петровский, В. А. Индивид и его потребность быть личностью / А. В. Петровский, В. А. Петровский // Вопросы философии. 1982. -№ 3. - С. 44-54.

100. Петровский, А. В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. М.: Педагогика, 1989. - 222 с.

101. Пиаже, Ж. Избр. психол. тр. Психология интеллекта. Логика и психология / Ж. Пиаже. М., 1969. - 659 с.

102. Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии : Учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М. : Рос-педагентство, 1996.-270 с.

103. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов / Отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. - 254 с.

104. Поваренков, Ю. П. Психологическая концепция непрерывного педагогического образования / Ю. П. Поваренков. Интернет : http://www/yspu.yar.ru:8100/vestmik/pedagoka i psichologiy/2 3/

105. Поваренков, Ю. П. Психологический анализ профессионального становления учителя на стадии обучения в педагогическом вузе / Ю. П. Поваренков. Интернет:http://www/yspu.var.ru:8100/vestmik/pedagoka i psichologiv/5 1/

106. Посталюк, H. Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху / Н.Ю. Посталюк. Казань : КГУ, 1992. - 106 с.

107. Просецкий, П. А. Социальное развитие личности в онтогенезе / П.А. Просецкий // Вопросы психологии. 1990. - № 3. - С. 173-175.

108. Профессиональная педагогика : Уч. для студ., обуч. по пед. спец. и направл. / Под ред. С. Я. Батышева. М. : Ассоциация «Проф. образов.», 1997.-512 с.

109. Пряжников, Н. С., Пряжникова, Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства : Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Н. С. Пряжников, Е. Ю, Пряжникова. М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 480 с.

110. Редлих, С. М. Модель личностного и профессионального развития учителя / С. М. Редлих // Социально-профессиональная адаптация начинающих педагогов : Монография Новокузнецк, 1999- 106 с. (Гл. 4. - С. 55-74).

111. Резвицкий, И. И. Личность. Индивидуальность. Общество / И. И. Резвицкий. М., 1984.

112. Ремшидт, X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности) / X. Ремшидт. М.: Мир, 1994.

113. Решетников, П. Е. Профессионально-личностное развитие учителя на первой ступени педагогического образования : Автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.08 / П. Е. Решетников. Белгород, 2000. - 46 с.

114. Рогов, Е. И. Личность в педагогической деятельности / Е. И. Рогов.- Ростов-на/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1994. 240 с.

115. Романова, Е. С. Психология профессионального становления личности : Автореф. дис. д-ра психол. наук : 19.00.07; 19.00.01 /Е. С. Романова.-М, 1992.-31 с.

116. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.

117. Самерханова, Э. К. Педагогические условия профессионального развития студентов колледжа : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Э.К. Самерханова. Н. Новгород, 2001.-23 с.

118. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирование образовательных систем / В. В. Сериков М.: Логос, 1999. - 272 с

119. Сериков, Г. Н. Пидкасистый, П. И., Пасекунова, А. Е. Навыки самообразования / Г. Н. Сериков, П. И. Пидкасистый и др. // Вестник высшей школы. 1987. - № 4. - С. 26-34.

120. Симонов, В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Изд-во МПА, 1995. - 192 с.

121. Ситаров, В. А., Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе : Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. завед. /

122. В. А. Ситаров, В. Г. Маралов / Под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2000.-216 с.

123. Славина, J1. С. Знать ребенка, чтобы воспитывать / J1. С. Славина. М.: Знание, 1976. - 64 с.

124. Сластёнин, В. А., Подымова, J1. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластёнин, J1. С. Подымова. М. : Магистр, 1997. - 308 с

125. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъектности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М. : Школа-Пресс, 1995.-383 с.

126. Слободнюк, Е. Г. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего учителя : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. Г. Слободнюк. Магнитогорск, 2000. - 18 с.

127. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. - 304 с.

128. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 120 с.

129. Соловьева, Н. В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющей социокультурной среды : Автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.08 / Н. В. Соловьева Казань, 1997. - 36 с

130. Сорокина, Н. Ю. Профессиональное развитие будущих специалистов по социальной работе в сфере медицинского страхования : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 /Н. Ю. Сорокина. -Н. Новгород, 2001.-25 с

131. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.

132. Сучкова, Н. И. Личностно-профессиональное развитие преподавателей высшей школы : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. И. Сучкова. Н. Новгород, 2004. - 24 с.

133. Темнова, Л. В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования : Автореф. дис. д-ра психол. наук : 19.00.13 / Л. В. Темнова. М., 2001. - 38 с.

134. Теплов, Б. М. Избр. труды : В 2 т. / Б. М. Теплов / Ред.-сост. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. М. : Педагогика, 1985. - Т. 1. - 329 е.; Т. 2. -359 с.

135. Тер Лаак, Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Я. Тер Лаак. М-Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1996. - 384 с.

136. Толочек, В. А. Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействие субъектов / В. А. Толочек // Вестник МГУ.-Сер. 14.-Психология.- 1996.-№3.-С. 51-60.

137. Торокин, А. Высшее образование: системный подход / А. Торокин // Высшее образование в России. 1999. - № 4. - С. 42-48.

138. Трайнев, В. А. Деловые игры в учебном процессе : Методология разработки и практика проведения / В. А. Трайнев. М. : Дашков и К0, 2002. -359 с.

139. Турбовской, Я. С. Концепция высшего профессионального педагогического образования / Я. С. Турбовской // Мир образования образование в мире.-2002.-№4.

140. Фаттахова, Г. Я. Социально-профессиональное становление студентов педагогического колледжа в процессе изучения гуманитарных дисциплин : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. Я. Фаттахова. Казань, 1999.-16 с.

141. Федеральная программа развития образования. Интернет : www.development.edu.ru

142. Федулов, Б. А. Личностно-профессиональное развитие курсантов в военном учебном заведении: аксиологический подход : Автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.08 / Б. А. Федулов. Барнаул, 2000. - 36 с.

143. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Ин-т практ. психол. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. -512 с.

144. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления : Структурно- содержательные характеристики процесса развития личности : Избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ: Флинта, 1999. - 670 с.

145. Философия : Учебник / Под ред. проф. О. А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002. - 655 с. (Глава 24. Человек как личность. - С. 543-563).

146. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губс-кий и др. М.: ИНФРА-М, 1997. - 576 с.

147. Фоменко, С. JI. Реализация модели мониторинга профессионального становления педагога реальный фактор повышения качества образования в средней школе / С. JI. Фоменко. - Интернет : http://www.pspu.ru/scimodelfomenko.shtml

148. Фонарев, А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 1997. - № 2. - С. 8-10.

149. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франки / Пер. с англ.; Общ. ред. JI. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 367 с.

150. Хорошилова, Т. Б. Педагогический клуб как средство профессионально-личностной подготовки и развития учителя : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Б. Хорошилова. М., 1997. - 18 с.

151. Хъелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хъелл, Д. Зиглер / Пер. с англ. СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608 с.

152. Чередниченко, Г. А., Шубкин, В. Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) / Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин. М.: Мысль, 1985. - 240 с.

153. Чудина, Е. Е. Принципы реализации дидактических условий становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя / Е.Е. Чудина. Интернет : http://borytko.nm.ru/papers/subiect6 l/chudina,htm

154. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. - № 8. - С. 27-31.

155. Шаршов, И. А. Педагогические условия профессионально- творческого саморазвития личности студента : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / И. А. Шаршов. Белгород, 2000. - 24 с.

156. Шахматова, О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы : Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Н. Шахматова. Екатеринбург, 2000. -19 с.

157. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности : Учеб. для студ. высш. уч. завед. 2-е изд. / Н. И. Шевандрин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-512 с.

158. Штарке, К. Студенты. Становление личности / К. Штарке. М. : Прогресс, 1982. - 135 с.

159. Шуклина, Е. А. Технологии самообразования: социологический аспект / Е. А. Шуклина // Общественные науки и современность. 1999. - № 5.

160. Щур, Д. Л., Труханович, Л. В. Кадры предприятия. 300 образцов должностных инструкций : практ. пособие / Д. Л. Щур, Л. В. Труханович. -М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000. 912 с.

161. Энциклопедия профессионального образования : В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. М. : АПО, 1998.

162. Юдакова, О. В. К вопросу о профессионально-личностном развитии / О. В. Юдакова // Высокие технологии в педагогическом процессе : Тр. V Межд. науч.-практ. конф. Н. Новгород : ВГИПА, 2004. - С. 165-166.

163. Юдакова, О.В. О проблеме становления личности специалиста / О.В. Юдакова // Современные технологии в российской системе образовани-ия: Сб. мат-лов Ш Всерос. научн.-практ. конф. Пенза, 2005. - С. 199-202.

164. Юдакова, О. В. Активность личности важное условие профессионального становления специалиста / О. В. Юдакова // Высокие технологии в педагогическом процессе : Тр. VI межд. науч.-метод. конф. - Н. Новгород : ВГИПА, 2005. - Т. 1. - С. 349-350.

165. Юдакова, О. В. Развитие личности будущего специалиста (Педагогический практикум) / О. В. Юдакова. Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2006. -121с.

166. Юдин, Э. Г. Системный подход и принципы деятельности: Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М. : Наука, 1978. -391 с.

167. Яковлева, Е. В. Формирование и развитие личности учителя как субъекта культуры : Монография / Е. В. Яковлева. М. : ИОСО РАО, 2003. -192 с.

168. Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин.-М., 1994.

169. Allport, G. W. Social Psychology / G. W. Allport. Boston, 1924.453 p.

170. Bordin, E. S. Research strategies in psychotherapy / E. S. Bordin. -N.Y., 1974.-272 p.

171. Buhler, Ch. Basic Theoretical Concepts of Humanistic Psychology / Ch. Buhler // American Psychologist. 1971. - V. 26. - n. 4. - P. 378-386.

172. Erickson, E. H. Childhood and Society / E. H. Erickson. N.Y., 1967. -431 p.

173. Erickson, E. H. Identity. Youth and Crisis / E. H. Erickson. N.Y., 1968.-336 p.

174. Holland, J. H. Adaptation in natural artificial systems / J. H. Holland. Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1975. 183 p.

175. Maslow, A. N. Motivation and Personality / A. N. Maslow. N.Y., 1954.-411 p.

176. Moser, U. Zur psychoanalytischen Theorie der Berufswahl : Sublim-ierung, Identifizierung und berufliche Identitat // U. Moser // Psychologie. Schweirerischi Zeitschrift fur Psychologie. 1963. -N 1. - S. 1-18.

177. Roe, A., Siegelman, M. The origin of interests / A. Roe, M. Siegelman. Washington: APGA, 1969. - 98 p.

178. Rogers, C. A theory of therapy, personality and interpersonal relationship, as developed in client centered framework / C. Rogers // Psychology : A Study of a Science, 1959. - Vol. 3.

179. Rogers, C. On Becoming a Person / C. Rogers. Boston, 1961. - 420 p.

180. Super, D. E. Vocational development /D. E. Super-N.Y., 1957.-391 p

www.dissercat.com