Доклад: "Пути формирования качеств личности". Пути формирования личности


Пути развития личности | Саморазвитие и бизнес

пути развития личностиФормирование личности – сложный, многогранный процесс, который зависит от множества факторов, как внутренних, так и внешних: природы, воспитания, врожденных индивидуальных свойств, социальной среды в которой живет человек.

Развитие личности начинается в детстве, когда с помощью родителей ребенок начинает свое знакомство с миром. У него еще нет жизненного опыта, суеверий и стереотипов. В этот период основную роль в развитии личности маленького человека играет воспитание социального окружения, значительное место в котором занимают семья и школа.

Создаются первые идеалы, которыми могут быть сказочные персонажи, герои фильмов. Воспитание – это процесс духовного обновления. Постепенно взрослея, человек все больше выделяется своими индивидуальными особенностями, формируются его внутренний мир и  мировоззрение, знания и чувства.

 Дальше начинается новый этап развития личности – самовоспитание и самосовершенствование. Каждый человек задает себе вопросы «Кто я? Для чего я живу? Чего я хочу от жизни?», и поэтому он ищет свой путь.

Но совершенствуясь, человеку нужно хорошо знать самого себя: реально существующие положительные качества и недостатки, чтобы четко определить, чего он может достичь. Великий французский художник Сальвадор Дали говорил: «Стремись к совершенству, но высшего совершенства тебе не достичь никогда»…

Каждый должен стремиться быть лучшим, чем он есть. Развитие личности не заканчивается после школы или института – этот процесс идет всю жизнь.

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Рекомендую также:

  1. Принципы развития личности
  2. Психология формирования и развития личности
  3. Основные факторы развития личности
  4. Влияние воспитания на развитие личности
  5. Факторы развития личности

Сен 15

growlider.ru

8. Развитие личности. Условия и пути гармоничного развития личности.

Развитие личности есть сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в человеке. Развитие – это процесс изменения организма и психики человека в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности. Личностное развитие продолжается всю жизнь, хотя его направление, интенсивность и качество могут изменяться.

Можно выделить внешние и внутренние факторы развития личности. Влияние среды, воспитание и обучение относятся к внешним факторам развития. Природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к факторам внутренним. Развитие личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

В качестве основы, средства, условия личностного развития выступает обучение. Личность, усвоившая определенную систему знаний, умений, навыков, становится уже другой. Обучение должно идти впереди личностного развития для того, чтобы иметь развивающий эффект.

Если обучение предназначено для овладения человеком определенными знаниями, умениями, навыками, то воспитание имеет иную специфику, а именно: оно предназначено для формирования у личности социальных и духовныхотношений.

Основные методы воспитания: а) убеждение, б) пример, в) одобрение, г) упражнение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением и др.

Средства воспитания: а) беседы, б) собрания, в) экскурсии, г) учебные занятия, д) предметные кружки, е) конкурсы, олимпиады, ж) кинодемонстрации и др.

Социальная среда – это окружающий человека социальный мир, включающий в себя условия развития, существования и деятельности людей. Человек не только зависит от социальной среды. Но своими активными действиями видоизменяет ее, а вместе с тем и развивает самого себя. Поэтому обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

9. Сущность и содержание процесса воспитания.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на интеллектуальное, духовное и физическое развитие человека, формирование у него качеств личности, привычек поведения в соответствии предъявляемыми требованиями.

Воспитание – это вечная и необходимая категория. Оно возникло с появлением человеческого общества и носит исторический характер. Воспитание необходимо, т.к. обеспечивает существование и преемственность общества, подготовку его производительных сил и развитие человека. Воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретный характер, его роль в жизни общества велика. Это связано с программой социально-экономических преобразований, переходом к рыночным отношениям; сменой идеологических приоритетов.

Основные цели воспитания:

  • Формирование всесторонне и гармонично развитой личности;

  • Приобщение человека к культуре;

  • Формирование отношения личности к миру, людям и себе;

  • Воспитание социально-компетентной с чувством гражданской ответственности личности;

  • Развитие самосознания, потребности в самосовершенствовании.

В зависимости от содержания выделяют следующие виды воспитания: гражданское, нравственное, патриотическое, правовое, умственное, физическое, экологическое, экономическое, эстетическое.

Ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу. Он использует систему основных методов и форм воспитания, создаёт условия для развития воспитуемых, контролирует, оценивает и анализирует процесс воспитания и его результат.

Под содержанием воспитания понимают, систему знаний, убеждений, умений, качеств человека, устойчивых привычек поведения, которые должны выработать воспитуемые в соответствии с поставленными целями, задачами и требованиями. Содержание воспитания носит конкретно-исторический характер, его роль в современных условиях возросла. Это связано с программой социально-экономических преобразований, переходом к рыночным отношениям; сменой идеологических установок. Содержание современного воспитания вытекает из его целей и определяется основными направлениями (задачами):

        • Гражданское воспитание – это воздействие на человека с целью формирования ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

  • Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали

  • Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

        • Правовое воспитание – это целенаправленное формирование знаний и уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека, критического отношения к тем, кто их не соблюдает

  • Трудовое воспитание – это целенаправленное развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление у воспитанников профессионального опыта.

  • Умственное воспитание – это целенаправленный процесс развития интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

  • Физическое воспитание – это целенаправленный процесс организации оздоровленческой и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

      • Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования бережного отношения к природе, её ресурсам, полезным ископаемым, флору и фауне и осознания непреходящей ценности природы и всего живого на земле.

        • Экономическое воспитание – это целенаправленное развитие экономического мышления современного человека, адекватного отношения к деньгам, формирование деловых качеств и экономических знаний по вопросам собственности и, налогообложения и т.д.

  • Эстетическое воспитание – это целенаправленное развитие у воспитанников эстетического отношения к миру, предполагающее способность к эмоциональному восприятию прекрасного.

studfiles.net

13.1. Понятие личности и пути её формирования

Перечень всех учебных материалов
Государство и правоДемографияИсторияМеждународные отношенияПедагогикаПолитические наукиПсихологияРелигиоведениеСоциология

13.1. Понятие личности и пути её формирования

  Человека изучают многие науки. Одни - как биологический вид, другие - как физическое тело, третьи - как совокупность химических элементов. Социология изучает его как личность, т.е. не самого по себе, а во взаимосвязи с обществом, во взаимосвязи с другими людьми. Отсюда и сущность человека формулируется в социологии не как биологическая сущность, а как социальная, направленная на преобразование окружающей его природы и общества и осуществляемая в рамках определённых общественных отношений.  Такое понимание сущности человека позволяет выразить процесс развития личности как результат действия на неё конечной совокупности социальных факторов. Самая общая их классификация будет заключаться в различении действия на человека объективных и субъективных условий его существования. При этом под действием объективных условий надо понимать действие независимых от воли каждого отдельного человека обстоятельств, т.е. действие всей системы производительных сил и общественных отношений. Под действием субъективных условий надо понимать целенаправленное действие на личность со стороны других людей или со стороны самой личности с целью формирования в ней определённых черт, свойств, качеств, того, что мы называем воспитанием (самовоспитанием) личности.  При этом надо понимать, что действие на личность со стороны производительных сил, поскольку они являются субстанциональной основой общества, является наибольшим. Меньшим действием, поскольку они, в конечном счёте, производны от производительных сил, будут обладать общественные отношения. Ещё меньшим действием будут характеризоваться субъективные воздействия на личность - воспитание.  Конечно, такая схема, как и любая другая, не способна отразить явление во всём его многообразии. Но она помогает понять в нём главное, его суть. А суть процесса формирования личности заключается в том, что он слагается из трёх групп факторов, которые в различных типах обществ, по-разному взаимодействуя друг с другом, имеют общую субстанциональную основу в виде уровня развития производительных сил. Естественно поэтому, что анализ действия на личность данной основы с учётом действия на неё общественных отношений - прямой путь к комплексной формулировке целей и задач общественного образования и воспитания.

txtb.ru

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ

ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Возрастная педагогика – дошкольная педагогика, школьная педагогика, педагогика профессионально-технических училищ, педагогика высшей школы.

Специальная педагогика – наука о воспитании и обучении детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии.

Сурдопедагогика – обучение и воспитание глухонемых.

Тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых.

Олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых детей.

История педагогики – наука, изучающая развитие воспитания школы, педагогической мысли, начиная с древних времен и до сегодняшнего дня.

Лечебная педагогика – отрасль педагогики, разрабатывающая систему медико-педагогических воздействий, направленных на совершенствование учебно-воспитательной деятельности и профилактику дидактогенных заболеваний.

Превентивная педагогика – изучает пути и способы предупреждения социальных отклонений молодежи.

Социальная педагогика – наука о воспитывающих влияниях на растущего человека социальной Среды, тех конкретных условий, в которых он живет, и тех общественных и межличностных отношений, в которые он включается.

Этнопедагогика – наука, изучающая опыт воспитания детей и взрослых тем или иным народом.

Личность – развивающая система отношений школьника, с одной стороны, к миру и с миром, а с другой – к себе и с самим собой (А.В. Мудрик).

Отношение к миру – подразумевается имеющаяся у каждого школьника концепция жизни, т.е. то, каким он видит мир. Отношение школьника с миром – способ практической реализации себя во взаимодействии с окружающим миром в процессе жизнедеятельности т.е. то, чем для него является мир. Отношение школьника к себе – каким он представляет самого себя. Образ "Я" и системы частных самооценок. Отношение школьника с самим собой – это то, кем он является для себя. У школьника существует не один "образ Я", а, по меньшей мере три: «наличное Я» (каким он видит себя в данный момент), «желаемое Я» (каким он хотел бы себя видеть), «представляемое Я» (каким он показывает себя другим). Между этими образами «Я» идет как бы внутренний разговор.

Институциональный – через институты общества (школа, дошкольные учреждения, детские организации, средства массовой информации).

Традиционный – через семью и ближайшее социальное окружение (родственники, соседи, друзья).

Стилизованный – через возрастную субкультуру (проявляется в стиле поведения, речи, внешнего вида, увлечениях).

Межличностный – формирование личности школьника в процессе общения с субъективно значимыми для него личностями (мать, любимый учитель, друг–сверстник).

Рефлексивный – способ внутреннего диалога, индивидуально пережитый и осознанный, где школьник рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.

studlib.info

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ

ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Возрастная педагогика – дошкольная педагогика, школьная педагогика, педагогика профессионально-технических училищ, педагогика высшей школы.

Специальная педагогика – наука о воспитании и обучении детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии.

Сурдопедагогика – обучение и воспитание глухонемых.

Тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых.

Олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых детей.

История педагогики – наука, изучающая развитие воспитания школы, педагогической мысли, начиная с древних времен и до сегодняшнего дня.

Лечебная педагогика – отрасль педагогики, разрабатывающая систему медико-педагогических воздействий, направленных на совершенствование учебно-воспитательной деятельности и профилактику дидактогенных заболеваний.

Превентивная педагогика – изучает пути и способы предупреждения социальных отклонений молодежи.

Социальная педагогика – наука о воспитывающих влияниях на растущего человека социальной Среды, тех конкретных условий, в которых он живет, и тех общественных и межличностных отношений, в которые он включается.

Этнопедагогика – наука, изучающая опыт воспитания детей и взрослых тем или иным народом.

Личность – развивающая система отношений школьника, с одной стороны, к миру и с миром, а с другой – к себе и с самим собой (А.В. Мудрик).

Отношение к миру – подразумевается имеющаяся у каждого школьника концепция жизни, т.е. то, каким он видит мир. Отношение школьника с миром – способ практической реализации себя во взаимодействии с окружающим миром в процессе жизнедеятельности т.е. то, чем для него является мир. Отношение школьника к себе – каким он представляет самого себя. Образ "Я" и системы частных самооценок. Отношение школьника с самим собой – это то, кем он является для себя. У школьника существует не один "образ Я", а, по меньшей мере три: «наличное Я» (каким он видит себя в данный момент), «желаемое Я» (каким он хотел бы себя видеть), «представляемое Я» (каким он показывает себя другим). Между этими образами «Я» идет как бы внутренний разговор.

Институциональный – через институты общества (школа, дошкольные учреждения, детские организации, средства массовой информации).

Традиционный – через семью и ближайшее социальное окружение (родственники, соседи, друзья).

Стилизованный – через возрастную субкультуру (проявляется в стиле поведения, речи, внешнего вида, увлечениях).

Межличностный – формирование личности школьника в процессе общения с субъективно значимыми для него личностями (мать, любимый учитель, друг–сверстник).

Рефлексивный – способ внутреннего диалога, индивидуально пережитый и осознанный, где школьник рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.

studlib.info

Доклад: "Пути формирования качеств личности"

Пути формирования качеств личности

Искусство воспитания имеет особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,

а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно,

чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо – человек, животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В. А. Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном примечательном случае из жизни Блонского. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса – дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.

Прежде всего следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.

Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.

Но в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность?

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.

Однако, как первое, так и второе определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педагога. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию ли же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных определениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет сводить его к различным формам внешнего понуждения. Различным проработкам и морализированию.

На эти недостатки в раскрытии сущности воспитания указывала еще Н. К. Крупская и относила их к влиянию старой, авторитарной педагогики. «Старая педагогика, - писала она, - утверждала, что все дело в воздействии воспитателя на воспитуемого… Старая педагогика называла это воздействие педагогическим процессом и говорила о рационализации этого педагогического процесса. Предполагалось, что в этом воздействии – гвоздь воспитания». Подобный подход к педагогической работе она считала не только неверным, но и противоречащим глубинной сущности воспитания.

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову «воспитание» придают различное значение, но всегда оно указывает, но оно всегда указывает на изменение… Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека, как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности.

Что же представляет собой эта действительность и как осуществляется её присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.

Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли «присвоить» этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны «распредметить» его, то есть по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами. Это легко показать на таком примере: чтобы учащиеся усвоили закон Архимеда, который изучается в курсе физики, им необходимо в той или иной форме «распредметить» совершенные когда-то великим ученым познавательные действия, то есть воспроизвести, повторить, пусть под руководством учителя, тот путь, которым он шел к открытию этого закона. Подобным же образом происходит овладение общественным опытом (знаниями, практическими умениями, способами творческой деятельности, и т. д.) и в других сферах жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что основное назначение воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность по «распредмечиванию» различных сторон общественного опыта, помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя как личность.

На этом основании воспитание в философии определяется как воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования. Это определение полезно и для педагогики. Имея в виду деятельностный характер воспитания, Ушинский писал: «Почти все ее (педагогики) правила вытекают посредственно или непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной, поглощающей душу деятельности».

Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности. Обратимся к примерам.

В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.

Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором – индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

МКОУ Зюзинская СОШ

Доклад

«Пути формирования качеств личности»

Подготовила: учитель начальных классов

Снегирёва Н.В.

2014-2015 уч.год

infourok.ru

Сущность и пути формирования личности

Страница 1 из 3

Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разностороине развитые человеческие способности к груду, творчеству, общественной деятельности, общению.

Вместе с тем рождающийся ребенок представляет собой природное существо, способное к саморазвитию, обладающее естественными задатками, внутренними силами и стимулами их спонтанного развития. По природным законам происходит рост и развитие его организма, становление физиологических систем. Вначале детьми движут безусловные рефлексы, инстинкты, естественные потребности. Постепенно, в процессе их удовлетворения, проявляются задатки, формируются способности, образуются навыки и привычки, условно-рефлекторные связи, привычные стереотипы мышления. В деятельности проявляются склонности и интересы, импульсивные побуждения и желания. На поведении, помимо мотивов, откладывает свой отпечаток темперамент, наследственные генетические особенности. Происходит формирование морфологических черт. Проявляются и формируются разнообразные стимулы спонтанного саморазвития. Сначала — биологические инстинкты, рефлексы, потребности. Потом — психологические — чувства, страсти, мотивы, воля. Постепенно вызревают нравственные и эстетические стимулы, на помощь которым приходят педагогические. Ребенок — не сосуд, наполняемый социальным содержанием. Он от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития. Он осваивает, перерабатывает, присваивает содержание жизни, развиваясь и формируя свое отношение к ней. Случается, что спонтанное развитие в стихии общественных отношений оказывается сильнее педагогического влияния, оказывает ему сопротивление, может приводить как к положительным, так и отрицательным результатам.

Существуют различные представления о сущности развития ребенка, взаимоотношения спонтанного развития и воспитания. В некоторых концепциях психологии и педагогики бытует представление о ребенке как замкнутой системе, развивающейся по внутренним законам, не связанным с внешним миром и независимым от него. действительности же рефьно существует не замкнутая система детского организма, а широко открытая, объективно и закономерно взаимодействующая система: ребенок, его внутренние природные силы и социальная среда. Законы внутреннего развития ребенка обусловлены специальными условиями и неразрывно связаны с законами воспитания. Взаимоотношения между спонтанным развитием ребенка и его воспитанием таково, что воспитание ведет за собой развитие. Дети в основном достигают такого уровня общего развития, который необходим и достаточен для участия в общественно-производственных отношениях.

Это общее правило не исключает как недоразвитости отдельных индивидов, больных или попавших в неблагополучные социальные условия, так и «сверхразвитость», достигаемую благодаря особым социальным условиям и богатой одаренности некоторых индивидуальностей Таким образом, развитие ребенка есть результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий. Воспитание играет по отношению к развитию ведущую роль. Оно определяет уровень, широту и глубину этого развития.

trybovoz.su