Принципы скорочтения: Как за 20 минут научиться читать на 300% быстрее. Принципы скорочтения


Скорочтение - быстрое чтение

Скорочтение - быстрое чтение

Многих людей интересует как научиться быстрее читать. Из статьи вы узнаете принципы скорочтения и как научиться быстро читать и запоминать полученную информацию.

Давайте рассмотрим принципы, на которых базируется скорочтение:

  1. Быстрому чтению мешают возвратные движения глаз. Медленно читающий человек читает одну и ту же фразу несколько раз. Быстро читающй человек знает что читать и делает это один раз.
  2. Для вхождения в состояние скорочтения нужно иметь широкий угол зрения, чтобы моментом охватить всю страницу и обработать воспринятую информацию.
  3. Быстро читающий человек должен читать без внутреннего проговаривания текста. Как утверждают многочисленные преподаватели скорочтения, проговаривание текста - это существенный недостаток, значительно снижающий скорость чтения.
  4. Скорочитающий человек должен использовать особые алгоритмы обработки текстов, например, применять интегральный и дифференциальный алгоритм чтения.

Почти любой тренер скорочтения базирует свою методику на вышеуказанных пунктах, разработанных еще в до-Интернетную эпоху (еще в бытность СССР).

Желание читать как можно быстрее базируется на ложных доводах.

Очень много вреда ученикам скорочтения было нанесено теоретиками скорочтения, утверждающими, что текст можно читать совершенно молча. Это совершенно ложное утверждение. Чтение является речевой деятельностью (ссылка на википедию). Конечно, часть информации может восприниматься образами, и это показал пример в начале статьи, однако, важные участки текста следует читать внимательно. Рефлексировать. Потом еще раз внимательно читать, до тех пор, пока не будет изменена структура сознания и не будет понятно, как полученные знания можно применять на практике.

 

Скорочтение по-новому

Однако жизнь и технологии не стоят на месте. Сергей Михайлов сделал следующий шаг в теории скорочтения. Он выпустил несколько книг по теме скорочтения (например, "Скорочтение - шаманство над книгой" в издательстве Питер и книгу "Больше, чем скорочтение" - издательство Феникс).

Каждый взрослый человек уже обладает необходимыми предпосылками для увеличения скорости чтения (и как это не странно звучит, без каких либо дополнительных тренировок). Среднестатистический читатель обладает достаточным углом зрения, чтобы охватить четверть - половину страницы книги, в этом можно убедиться при помощи следующего тренинга:

Кстати, тренировать угол зрения можно при помощи  Таблиц Шульте.

Читать текст без проговаривания невозможно (поскольку чтение - это вид речевой деятельности). Для лучшего запоминания, основные мысли следует читать медленно и вдумчиво, а вот словесную шелуху пропускать.

Можно, так же подвергнуть сомнению действенность интегрального алгоритма чтения (алгоритм советует особым образом запоминать факты, издателя и выходные данные). Ведь в обычной жизни мы читаем для того чтобы запомнить ОДИН факт или справиться с каким либо ОДНИМ затруднением, а не читаем для того чтобы запомнить издателя, выходные данные и дату публикации и другой мусор (а это необходимые пункты алгоритма).

Интегральный алгоритм не способствует скорочтению, а способствует его замедлению. Чтобы понять нелепость требования интегрального алгоритма представьте, что ученик запоминает экзаменационные билеты согласно этого алгоритма. Такой ученик на экзамене он будет отвечать на вопрос примерно следующим образом: "Как сказано в учебнике Иванова, издательство Наука, год издания 2000г, на странице.....".

 

Роль воображения в скорочтении

Одним из необходимых навыков в области увеличения скорости чтения является развитое воображение. Воображение позволяет визуализировать будущие результаты чтения. Так же воображение необходимо для того чтобы найти альтернативные пути получения информации.

Разогреть воображение перед чтением можно при помощи проекта по дорисовыванию графических задач на развитие воображения и придумыванию смешных подписей.

Вопрос - как человек читает не так и прост - мы пребываем в мифах. Понять, как человек читает так же не легко, как обучить ребенка чтению, но без этого не будет прогресса. Например, русский алфавит одной буквой кодирует мягкий и твердый звук. Например, Мьяч (мягкий звук М). Мъыло (твердый звук М). Дети, когда учатся читать по буквам не могут преодолеть барьер и перейти от чтения букв к чтению звуков. Например, у малыша, обучающегося грамоте слово булка будет звучать вот так: бэулэкэа. Взрослые забывают, как они испытывали затруднения при обучении. И в следующий раз столкнутся с проблемой, когда их ребенок будет учиться читать.

Аналогичный процесс происходит и при обучению более быстрому чтению. Достаточно начать смотреть на процесс чтения как бы со стороны, чтобы понять, что мы читаем не по буквам и не слогами, а часто словосочетаниями (особенно, знакомый текст). Да, да! прямо как китайцы. Убедитесь в том, что вы можете схватывать смысл в казалось бы белиберде при помощи вот этого тренинга. Подумайте, как вам удается схватить смысл... это работает ваше воображение и ассоциативная память!

www.vitamarg.com

Как читать быстрее? Четыре принципа быстрого чтения

Научиться быстро читать может каждый человек.

Этот навык позволяет не только быть в центре информационного мира, успевать за новинками и классиками литературы, но и сохранить свое здровье, потому что приемы скорочтения позволяют снизить нагрузку на наши глаза и сократить количество времени, проведенного за чтением книг.

Применение техник быстрого чтения – это увеличение свободного времени, расширение кругозора, развитие интеллекта, улучшение памяти и много других побочных эффектов.

Существует несколько простых приницов, применяя которые вы увеличите скорость чтения в два-три раза

Принцип первый — не возвращаться к прочитанному и не останавливаться

В школе учителя часто говорят одну фразу: «Если не понял, прочти еще раз».

На самом деле это первая и самая вредная причина медленного чтения.

Это своего рода привычка, из-за которой замедляется техника быстрого чтения. Она уменьшает скокрость чтения в два раза, а понимание смысла в три раза.

Заключается она в том, что мы читаем, сбиваемся и перечитываем предшествующие отрезки текста, чтобы вернуть мысль

Этот феномен называется «Регрессия»

Чтобы избавиться от регрессий, нужно тренироваться читать не останавливаясь, даже если в какой то момент вы потеряли мысль.

Прочитав 2-3 строчки дальше, упущенная мысль вернется, а непонятные слова станут понятнее.

Так же не стоит забывать про концентрацию внимания. Если вы  чувствуете, что очень сильно отвлекаетесь, сделайте перерыв или воспользуйтесь следующим принципом

Принцип второй — использовать «предпросмотр книги» и читать ее «с конца»

Суть этого принципа заключается в том, чтобы вначале сделать определенную подготовительную работу перед чтением книги.

Это способствует пониманию и повышению интереса.

Для лучшего усвоения необходимо начинать читать книгу «с конца», используя следующий алгоримт:

  • Прочитать название (книги, статьи), кто автор. Аннотацию
  • Открыть содержание (или оглавление) и прочитать его полностью, отвечая на вопрос —  насколько интересна эта книга и те темы, которые в ней раскрываются?
  • Если она интересна на 7-10 баллов, можно приступить к чтению следующим образом:
    • Вначале читаются только первые предложения абзаца в параграфе
    • После такого знакомства с текстом, начинаем читать обычным способом

Важно, что если после предпросмотра вы книге поставили меньше 7-ми баллов, возьмите другую.

Как выбрать книгу и как ускорить свое чтение минимум в три раза подробнее в нашем видеоуроке:

Принцип третий — убрать проговаривание

Часто при чтении человек закрепляет навык проговаривания текста, который использовался при обучении чтения. При этом проговаривание проходит одним из способов:

  • беззвучно губами (артикуляционные движения сохраняются) или шепотом
  • с проговариванием про себя (более быстро, но все равно проговаривается каждое слово)

Каждый из них существенно замедляет скорость чтения, именно поэтому от проговаривания нужно избавляться обязательно.

Это можно сделать следующими способами:

1. Зажать язык между зубами во время чтения.Но есть у этого метода минус, он затормаживает только периферическую речедвигательную систему, оставляя работать центральную (мозговую) систему.

2.Напевать вслух при чтении про себя. Этот метод лучше предыдущего, но все-таки неидеален. Так как тратится много внимания и энергии на пение.

3. Читать, слушая музыку (лучше классическую или джаз), при этом фокусироваться на том, чтобы не проговаривать текст вслух.

Принцип четвертый — использовать вертикальное движение глаз

Этот принцип применить непросто, но именно это правило позволяет избавить себя от лишних движений глаз, как скольжение глаз вдоль строки и переход с одной строки на другую.

Перемещаясь глазами вдоль строки, слева направо — это способ, используя который  читает обычный человек, что обусловлено маленьким полем зрения.

Вертикальное движение глаз — это чтение, при котором  движение глаз происходит  сверху вниз, строго через центр страницы.

Этот способ позволяет читать фразу целиком, а не по отдельным словам.

Так же можно читать «ударяя» глазами дважды по странице. В первую половину строчки и во вторую.

Подобное чтение удобно тренировать на колонках газет, применяя вертикальное «скольжение» глаз по странице.

Во вторник, 9 мая пройдет однодневный тренинг, на котором мы разберем все виды и способы увеличения скорости чтения, попробуем и оттестируем методики, увеличивающие чтение.

Мы разберем принципы виды быстрого чтения и применим каждый из них на себе

Вас ждут:

  • Фоточтение. Принципы фоточтения.
  • Практика.
  • Скорочтение. Законы, правила, принципы.
  • Тренировка.
  • Тренировка по таблицам Шульте.
  • Внимание
  • Скорочтение для детей.
  • Освоение принципов детского скорочтения.

Прямо на занятии вы прочитаете минимум 4 книги, увеличите скорость чтения в 2-3 раза, получите необходимые алгоритмы для того, чтобы зафиксировать навык, а так же приемы гарантированного увеличения скорости чтения ребенку, даже в случае дислалии.

Присоединяйтесь к программе прямо сейчас, т.к. перед началом программы действует специальная цена.

Хочу научиться быстро читать за 1 день>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

gladtolearn.ru

Скорочтение - быстрое чтение

Дата публикации 10 июля 2012. Опубликовано в Саморазвитие

Скорочтение - быстрое чтение

Многих людей интересует как научиться быстрее читать. Из статьи вы узнаете принципы скорочтения и как научиться быстро читать и запоминать полученную информацию.

Давайте рассмотрим принципы, на которых базируется скорочтение:

  1. Быстрому чтению мешают возвратные движения глаз. Медленно читающий человек читает одну и ту же фразу несколько раз. Быстро читающй человек знает что читать и делает это один раз.
  2. Для вхождения в состояние скорочтения нужно иметь широкий угол зрения, чтобы моментом охватить всю страницу и обработать воспринятую информацию.
  3. Быстро читающий человек должен читать без внутреннего проговаривания текста. Как утверждают многочисленные преподаватели скорочтения, проговаривание текста - это существенный недостаток, значительно снижающий скорость чтения.
  4. Скорочитающий человек должен использовать особые алгоритмы обработки текстов, например, применять интегральный и дифференциальный алгоритм чтения.

Почти любой тренер скорочтения базирует свою методику на вышеуказанных пунктах, разработанных еще в до-Интернетную эпоху (еще в бытность СССР).

Желание читать как можно быстрее базируется на ложных доводах.

Очень много вреда ученикам скорочтения было нанесено теоретиками скорочтения, утверждающими, что текст можно читать совершенно молча. Это совершенно ложное утверждение. Чтение является речевой деятельностью (ссылка на википедию). Конечно, часть информации может восприниматься образами, и это показал пример в начале статьи, однако, важные участки текста следует читать внимательно. Рефлексировать. Потом еще раз внимательно читать, до тех пор, пока не будет изменена структура сознания и не будет понятно, как полученные знания можно применять на практике.

 

Скорочтение по-новому

Однако жизнь и технологии не стоят на месте. Сергей Михайлов сделал следующий шаг в теории скорочтения. Он выпустил несколько книг по теме скорочтения (например, "Скорочтение - шаманство над книгой" в издательстве Питер и книгу "Больше, чем скорочтение" - издательство Феникс).

Каждый взрослый человек уже обладает необходимыми предпосылками для увеличения скорости чтения (и как это не странно звучит, без каких либо дополнительных тренировок). Среднестатистический читатель обладает достаточным углом зрения, чтобы охватить четверть - половину страницы книги, в этом можно убедиться при помощи следующего тренинга:

Кстати, тренировать угол зрения можно при помощи  Таблиц Шульте.

Читать текст без проговаривания невозможно (поскольку чтение - это вид речевой деятельности). Для лучшего запоминания, основные мысли следует читать медленно и вдумчиво, а вот словесную шелуху пропускать.

Можно, так же подвергнуть сомнению действенность интегрального алгоритма чтения (алгоритм советует особым образом запоминать факты, издателя и выходные данные). Ведь в обычной жизни мы читаем для того чтобы запомнить ОДИН факт или справиться с каким либо ОДНИМ затруднением, а не читаем для того чтобы запомнить издателя, выходные данные и дату публикации и другой мусор (а это необходимые пункты алгоритма).

Интегральный алгоритм не способствует скорочтению, а способствует его замедлению. Чтобы понять нелепость требования интегрального алгоритма представьте, что ученик запоминает экзаменационные билеты согласно этого алгоритма. Такой ученик на экзамене он будет отвечать на вопрос примерно следующим образом: "Как сказано в учебнике Иванова, издательство Наука, год издания 2000г, на странице.....".

 

Роль воображения в скорочтении

Одним из необходимых навыков в области увеличения скорости чтения является развитое воображение. Воображение позволяет визуализировать будущие результаты чтения. Так же воображение необходимо для того чтобы найти альтернативные пути получения информации.

Разогреть воображение перед чтением можно при помощи проекта по дорисовыванию графических задач на развитие воображения и придумыванию смешных подписей.

Вопрос - как человек читает не так и прост - мы пребываем в мифах. Понять, как человек читает так же не легко, как обучить ребенка чтению, но без этого не будет прогресса. Например, русский алфавит одной буквой кодирует мягкий и твердый звук. Например, Мьяч (мягкий звук М). Мъыло (твердый звук М). Дети, когда учатся читать по буквам не могут преодолеть барьер и перейти от чтения букв к чтению звуков. Например, у малыша, обучающегося грамоте слово булка будет звучать вот так: бэулэкэа. Взрослые забывают, как они испытывали затруднения при обучении. И в следующий раз столкнутся с проблемой, когда их ребенок будет учиться читать.

Аналогичный процесс происходит и при обучению более быстрому чтению. Достаточно начать смотреть на процесс чтения как бы со стороны, чтобы понять, что мы читаем не по буквам и не слогами, а часто словосочетаниями (особенно, знакомый текст). Да, да! прямо как китайцы. Убедитесь в том, что вы можете схватывать смысл в казалось бы белиберде при помощи вот этого тренинга. Подумайте, как вам удается схватить смысл... это работает ваше воображение и ассоциативная память!

www.vitamarg.com

Как за 20 минут научиться читать на 300% быстрее

Насколько больше ты бы успевал сделать, если бы мог читать весь необходимый тебе материал за 1/3 или 1/5 времени, которое уделяешь этому обычно? Процесс скорочтения – это процесс управления мелкой моторикой. Точка.

Проект PX

Результаты проекта PX, единого трех-часового когнитивного эксперимента, показали общее увеличение скорости чтения на 386 процентов. Этот метод протестировали на носителях пяти языков. Даже люди, страдающие дислексией, смогли научиться читать техническую литературу со скоростью в 3000 слов в минуту (с/м) или 10 страниц в минуту. Одну страницу за шесть секунд.

Для сравнения, средняя скорость чтения в США составляет 200-300 с/м (от ½ до 1 страницы в минуту). Самый быстрочитающий процент населения читает со скоростью 400 с/м.

Зная основные принципы, по которым работает зрительная система человека, можно избавиться от ее естественных недостатков, что поможет увеличить скорость чтения и улучшить запоминание.

Чтобы выполнить упражнения и увидеть результаты, тебе понадобятся:

  • книга толщиной в 200+ страниц, которую нужно положить на ровную поверхность,
  • ручка,
  • таймер (в идеале – секундомер с будильником или кухонный таймер).

Выполняй упражнения 20 минут в течение одного сеанса.

Для начала проговорим несколько терминов и особенностей, свойственных процессу чтения.

A) Чтобы увеличить скорость чтения, нужно минимизировать количество и продолжительность фиксаций на каждой строчке

Мы читаем не по прямой линии, а скорее последовательными скачкообразными движениями (прыжками). Каждый скачок заканчивается фиксацией – временной задержкой на тексте в области, на которую ты смотришь. У нетренированных читателей каждая фиксация длится примерно ¼-1/2 секунды.

Чтобы понять, как это происходит, закрой один глаз, прикоснись пальцем к поверхности своего века, а потом начни медленно двигать другим глазом по горизонтальной линии – ты почувствуешь отчетливые скачки и периоды фиксации.

B) Чтобы увеличить скорость чтения, нужно научиться не возвращаться назад и не перечитывать

Нетренированные читатели тратят почти 30 процентов времени чтения на регрессии (сознательное перечитывание) и прыжки назад (бессознательное перечитывание текста при потере точки фиксации).

C) Используй упражнения, чтобы расширять свое горизонтальное периферическое зрение и увеличивать количество слов, которые регистрируются при каждой фиксации

Нетренированные читатели во время чтения фокусируются на центре картинки и не используют свое горизонтальное периферическое зрение, из-за чего упускают почти 50% слов во время каждой фиксации (количество слов, которое можно воспринять и «прочитать» во время каждой фиксации).

Ты:

  1. научишься технике скорочтения,
  2. научишься применять эту технику на большой скорости,
  3. научишься проверять свое понимание текста.

Это отдельные шаги, и твоему организму будет проще адаптироваться к новой технике, если ты будешь заниматься ими по отдельности. К примеру, не стоит волноваться о понимании текста, если ты тренируешь моторику, чтобы увеличивать свою скорость. Правильная последовательность это – техника -> скорость -> понимание текста.

Тебе придется практиковать технику со скоростью в три раза выше той, с которой ты хочешь научиться читать. То есть, если сейчас ты читаешь со скоростью в 300 слов в минуту и хочешь ускориться до 900 слов в минуту, тебе придется практиковаться читать 1800 слов в минуту или 6 страниц в минуту (10 секунд на одну страницу).

Сегодня мы поговорим о двух главных технических приемах скорочтения, которые научат тебя:

  1. Как следить за текстом и задавать себе скорость чтения,
  2. как расширить поле своего восприятия.

Первое – Определи свои исходные данные

Чтобы определить свою начальную скорость чтения, возьми книгу, с которой будешь практиковаться (пусть она лежит открытой на столе) и посчитай количество слов в 5 строчках. Раздели общее количество слов на 5. Ответ, который ты получишь — это среднее количество слов в каждой строчке.

Пример: 62 слова/5 строчек = 12.4, округленное до 12 слов в каждой строчке. После этого посчитай количество строчек на пяти страницах и раздели полученное число на 5, чтобы узнать среднее количество строчек на каждой странице. Умножь ответ на среднее количество слов в каждой строчке, и ты узнаешь среднее количество слов на каждой странице.

Пример: 154 строчки/5 страниц = 30.8, округленное до 31 строчки на странице x 12 слов в каждой строчке = 372 слова на странице.

Отметь первую строчку и начинай читать. Читай ровно минуту – не нужно читать быстрее, чем обычно. Читай так, чтобы понимать материал. По истечении одной минуты умножь число строчек на среднее количество слов в строчке, чтобы определить скорость, с которой ты читаешь на данный момент.

Второе – Как следить за текстом и задавать скорость чтения

Регрессии, прыжки назад, и длительность фиксации можно минимизировать, если использовать что-то, чтобы следить за текстом и задавать себе скорость чтения.

Пользовался ли ты ручкой или пальцем, когда считал количество слов и строчек в своей книге? Ручка может послужить вспомогательным средством, которое помогает следить за текстом и управляет эффективностью и точностью фиксации. Это позволяет не отвлекаться и очень помогает при скорочтении.

Держи ручку в доминирующей руке. Подчеркивай каждую линию (не снимай с ручки колпачок), и фиксируй глаза на кончике ручки. Это поможет тебе не только следить за текстом, но и поддерживать одинаковую скорость во время чтения и уменьшить длительность фиксаций. Можешь держать ее так, как держишь, когда пишешь, но лучше всего держать ее под рукой, вплотную прижатой к странице.

  1. Техника (2 минуты): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать скорость чтения. Подчеркивай каждую строчку, фокусируясь на кончике ручки. Не нужно думать о понимании материала. Не задерживайся на одной строчке более чем на 1 секунду и увеличивай скорость с каждой новой страницей. Читай, но ни при каких обстоятельствах не трать на одну строчку больше одной секунды.
  2. Скорость (3 минуты): повтори упражнение. Не трать на каждую строчку более, чем полсекунды (2 строчки за секунду). Вполне возможно, что ты ничего не поймешь. Это нормально. Поддерживай скорость и технику – ты вырабатываешь в себе рефлексы восприятия. Это упражнение на скорость, цель которого – ускорить адаптацию твоей системы. Не снижай скорость. Полсекунды на строчку в течение трех минут. Смотри на точку над ручкой и сосредоточься на технике и скорости. Сосредоточься на упражнении. Не витай в облаках.

Третье – Расширение восприятия

Даже если сфокусироваться на центральной части экрана компьютера (целевой области центральной ямки глаза), твой глаз все равно воспринимает и видит его углы. Тренируя и расширяя свое периферическое зрение, можно увеличить скорость чтения на 300 процентов.

Нетренированные читатели используют примерно половину поля своего периферического зрения. Они движутся глазами от первого слова до последнего и тратят 25-50 процентов своего времени на то, чтобы “читать” поля, на которых ничего не написано.

В качестве примера, возьмем такое предложение: “Когда-то давным-давно студенты любили читать по четыре часа в день”.

Если бы ты смог начать читать строчку со слова “давно” и закончить на слове “четыре”, ты бы смог пропустить 6 из 11 слов, и удвоить скорость своего чтения. Этот принцип очень прост и легок в применении.

  1. Техника (1 минута): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать себе темп чтения одной строчки в секунду. Начинай со второго слова каждой строчки и заканчивай на предпоследнем слове до конца строчки. Не нужно думать о понимании материала. Не задерживайся на одной строчке более чем на 1 секунду и увеличивай скорость с каждой новой страницей. Читай, но ни при каких обстоятельствах не трать на одну строчку больше одной секунды.
  2. Техника (1 минута): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать себе темп чтения одной строчки в секунду. Начинай с третьего слова каждой строчки, и заканчивай на третьем слове до конца строчки.
  3. Скорость (3 минуты): начинай как минимум с четвертого слова каждой строчки и заканчивай на четвертом слове до ее конца. Повторяй это упражнение и не трать на одну строчку больше, чем полсекунды (2 строчки за одну секунду).

Вполне возможно, что ты ничего не поймешь. Это нормально. Поддерживай скорость и технику – ты вырабатываешь в себе рефлексы восприятия. Это упражнение на скорость, цель которого – ускорить адаптацию твоей системы. Не снижай скорость. Полсекунды на строчку в течение трех минут. Смотри на точку над ручкой и сосредоточься на технике и скорости. Сосредоточься на упражнении. Не витай в облаках.

Четвертое – Посчитай новое количество слов в минуту

Отметь первую строчку и читай ровно минуту – пытайся читать как можно быстрее, но при этом осмысливая всю информацию. Умножь количество строчек на ранее высчитанное среднее количество слов в строчке, чтобы определить количество слов, которое ты можешь прочитать в минуту с новой скоростью.

Поздравляем – ты завершил беглый обзор принципов, которые можно использовать, чтобы ускорить человеческое когнитивное восприятие (обработку и использование информации).

Заключительные рекомендации: если ты используешь скорочтение для учебы, не нужно пытаться прочесть 3 главы за время, которое раньше понадобилось бы тебе, чтобы прочесть одну. Лучше прочитай одну главу 3 раза для лучшего запоминания.

Счастливого пути, скорочитатель!

По материлам — 5sfer.com

Читайте Клубер в Telegram, Instagram и Pinterest.

www.cluber.com.ua

Методы и правила быстрого чтения, основные приемы быстрого чтения — Викиум.ру

Основы быстрого чтения

На протяжении многих веков люди получали большую часть необходимой им информации благодаря чтению. Несмотря на многовековой стаж появления печатной продукции, потребность в высокой скорости прочтения появились лишь у современных людей.

Главным стимулом стал чрезмерно возросший объем информации, для восприятия и освоения которой требуются ускоренные методы. Скорость зачитывания текстов среднестатистического человека не превышает показателей в 500-700 печатных знаков в минуту, что вызывает определенные сложности в освоении материала и требует большего времени для его прочтения.

Методы быстрого чтения – в чем заключается секрет?

Само упоминание техники быстрого прочтения у многих вызывает резонные вопросы о том, за счет чего можно увеличить скорость? Знание и применение ряда простых правил позволит существенно увеличить скорость восприятия прочитанного материала, и позволит изучить основные методы и принципы. Большая часть методик осуществляется за счет устранения проблем, возникающих вследствие ряда факторов и привычек. И так, давайте рассмотрим основные проблемы, мешающие нам прочитывать необходимый материал с необходимой скоростью.

Читать без регрессий – просто и доступно

Под понятием регрессия подразумевают сопровождение глазами прочитанного текста в обратном направлении с целью прочитать строку еще раз. Данная проблема считается наиболее распространенной, ошибочно считать, что такой метод больше способствует запоминанию. Многие читатели автоматически перечитывают текст дважды, даже не концентрируя на этом своего внимания. Среднестатистическое повторное зачитывание происходит приблизительно 10-15 раз на каждых 1000 слов текста, при этом подразумевается, что человек возвращается на начало строки, начиная ее читать заново.

В данном случае могут существовать и обоснованные повторы, обусловленные возникновением новых мыслей и идей, такая категория повторов получила терминологию реципация. Её главной задачей является детальное осмысление материала, что требует дополнительного прочтения текста. Правила скорочтения помогают сделать применение этого способа эффективным подспорьем на завершающем этапе прочтения.

Регрессии побуждают взгляд совершать поступательные движения в обратном направлении, при этом обоснованной необходимости для этого не существует. Если такое будет продолжаться в каждой прочитанной строчке, то читателю придется перечитывать текст дважды, соответственно скорость чтения будет ниже на аналогичный показатель. Такие регрессии являются важнейшим недостатком, снижающим скорость чтения, чаще всего, возвраты глаз являются необоснованными.

Причина возникновения регрессии, проста до банальности – чаще всего – это просто сила привычки, возникшая при чтении сложных текстов или простой невнимательности, когда возникает необходимость в повторе. Простой отказ от регрессий позволит увеличить скорость чтения до двух раз, и правильность восприятия текста до трех раз. Теперь, когда скорость чтения существенно возросла, можно переходить к следующему этапу.

Чтение без использования артикуляций

В данное понятие попадает непроизвольное использование языка и губ, автоматическое повторение прочитанного «про себя». Движение речевых органов оказывают непосредственное влияние на быстроту прочтения, существенно затормаживая процесс. Интенсивность подобных движений определяется навыками, привычкой и высоким показателем сложности конкретного текста. С раннего детского возраста такой навык развивается в неправильном направлении, что автоматически влияет на появление артикуляций.

Для большинства людей сложно признать наличие у них такого понятия как артикуляция, хотя со стороны мы часто слышим как человек «бубнит» что-то во время чтения. Благодаря современным методам исследования, удалось выяснить, что такое явление как артикуляция есть практически у каждого, рентген съемка показала активность элементов глотки отвечающих за произношение звуков. Возможность исключения проговаривания слов даже мысленно, считается наиболее рациональным методом научиться читать быстро.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам быстрого чтения с индивидуальной программой

Если у вас существует убеждение в том, что вы не проговариваете слова, на самом деле это не так, сама методика школьного обучения была построена таким образом, что артикуляция (проговаривание вслух) было привито со школьной скамьи. Переучиваться гораздо сложнее, чем учиться заново, но основные приемы быстрого чтения позволят кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону.

Методы решения проблемы повторения прочитанного материала

Существует несколько техник обучения, позволяющих справиться с существующим дефектом, что дает возможность повысить скорость чтения:

  • Если проговаривание проходит с движением мимической мускулатуры, шепотом, или другими производимыми звуками, следует просто взять какой-то предмет в зубы, лучше всего подойдет карандаш. Степень сжатия его и неприятные чувства при этом, научат вас держать под контролем любые механические движения, и вы сможете устранить процесс повтора, мешающий быстрому чтению;
  • Повторение слов в мыслях считается более сложным дефектом, так как здесь задействован мозговой центр речи. Применимый метод для искоренения данного недостатка получил название «клин клином». Его смысл сводится к тому, что речевой и двигательный центры мозга соседствуют, поэтому тренировать чтение следует под определенный ритм (не музыкальный), делая во время чтения ритмические движения. На первый взгляд выглядит сложно, но довольно эффективно и действенно.

Основы быстрого чтения с использованием алгоритма интеграла

Основной задачей, которую преследует скорочтение, является не количество получаемых печатных знаков, а эффективность и оптимизация полученной информации, ее усвояемость и восприятие прочтенного текста. То есть книга должна быть не просто прочтена, но зафиксирована в памяти, осмыслена и понята. Люди не задумываются над скоростью прочтения текста, в итоге читают его медленно во всех ситуациях. Существует определенное правило, на его основании, техника прочтения и восприятия материала, должны соответствовать поставленным задачам. Индивидуальная программа и её выполнение позволяет в необходимый для этого момент переключаться и увеличивать показатели скорочтения.

Вертикальное движение глаз

При прочтении любого материала используется ограниченный угол зрения, возникающий участок текста фиксируется взглядом, после чего информация анализируется в мозге. Традиционный метод чтения позволяет разово зафиксировать не более 2-3 слов, после чего глаз делает новые скачки и последующие фиксации. Соответственно расширение поля зрения позволит одновременно получить больший объем информации, а снижение количества остановок позволит сделать процесс чтения более эффективным. Освоивший данный метод человек, за одну фиксацию воспринимает уже не несколько слов, а целую строку, предложение, а при развитии навыка даже абзац.

Такое чтение позволит не просто повысить скорость, но и увеличит восприятие материала, так как мозгу не потребуется собирать цельное предложение из отдельных фраз и фрагментов. Смысл текста станет больше понятным, что будет способствовать лучшему восприятию и запоминанию.

Еще одним существенным недостатком можно считать движение глаз вдоль строки, такие посылы отнимают время и силы, вызывая быструю усталость. Вертикальное прочтение позволит избежать таких движений, экономно расходуя силы и время в процессе прочтения материала. Движение взгляда по вертикали дает возможность развить методы быстрого прочтения и улучшить качество усвоения.

Выделение доминанты или главного значения прочтенного текста

Проблема восприятия прочитанного текстового материала может быть связана с трудностью восстановления связующих составляющих предметов и имеющимися о них знаниями. Читая несложный текст, мы получаем восприятие на основании уже имеющегося багажа знаний, понимаем уже известный смысл и значение слов, ассоциируя их с собственным восприятием. С текстами трудными для восприятия, несущими поток новой информации, дело обстоит сложнее, здесь требуется установка новой логической цепочки, выстроенной в пространстве и времени.

Процесс осмысления прочитанного материала в такой ситуации требует концентрации внимания, достаточного багажа знаний и навыков их применения, а также должного владения некоторыми приемами мышления. Стремление запомнить текст вызывает естественное желание его понять, для чего используются следующие приемы. Выделяются ключевые опорные пункты в тексте, а также используется антиципация.

Принцип выявление опорных пунктов в смысловой цепочке происходит следующим образом. Весь текст делится на части, в каждой из них выделяется свой смысл, что улучшает восприятие прочитанного и способствует запоминанию. В качестве опорного элемента текста может быть любое понятие, связанное с ним. В их качестве могут выступать какие-либо второстепенные детали, термины или ассоциации, облегчающие запоминание.

В качестве опоры может служить любая ассоциация, сжатая информация несущая в себе общую смысловую нагрузку. Смысл данного метода сводится к необходимости понимания главной идеи написанного, выделения важных и значимых фраз. Таким образом, из текста выделяется центральное понятие и главная идея, что в итоге позволяет собрать ассоциированные понятия в одну общую идею, что является главным принципом общего понимания текста. Данный прием позволяет получить общее понимание текста без потери его смысловой нагрузки.

Другим важным приемом увеличения скорости чтения является антиципация или предвосхищение дальнейшего текста на основании смысловой догадки. Также можно определить это понятие как психологическое предвидение текста расположенного в дальнейшем. В основе лежат приемы определения логического развития событий, за счет результата анализа предыдущих событий. Антиципация обеспечивает ожидание процесса, еще в те моменты, когда предпосылок для этого не существует.

Практиковать такое явление возможно лишь в случае продуктивной работы мышления, для чего следует развить определенные навыки. Здесь читатель сосредотачивает свое внимание на целостном содержании написанного текста, а не на его конкретных частях. Основой применения метода является понимание общего содержания прочитанного, но не его частей отдельно.

Постоянная работа над совершенствованием внимания и памяти

Необходимость полностью сосредотачиваться на выполнении определенной работы позволяет делать ее более качественно (внимательно). Навык управления своим вниманием во время чтения является ключевым элементом быстрого чтения и полноценного восприятия материала. Медленное чтение дает возможность переключать внимание на посторонние предметы, что препятствует полноценно осваивать полученную информация. Следовательно, чем быстрее мы читаем, тем лучше понимаем прочитанный материал. Если человек думает в процессе чтения о чем-то постороннем, это может стать причиной перечитывания целого отрывка текста заново.

Дневная норма и выполнение обязательств

Принятым стандартом чтения считается несколько информационных газет, научный или технический журнал и около ста страниц художественной литературы. Выполнение такой программы позволит освоить и усовершенствовать навык чтения в быстром темпе и даст возможность постоянно поддерживать необходимую «форму». Идеальным вариантом выполнения всех существующих методик являются курсы упражнений по развитию таких навыков.

blog.wikium.ru

Как быстро прочесть книгу? Метод чтения по диагонали. Школа скорочтения

Умение прочитать книгу за один день или даже час - отличное подспорье в учебе и работе, однако для многих людей это кажется фантастикой. Мы с некоторой завистью смотрим на гениев из фильмов, которые просто листают книги и получают все необходимые знания, но, оказывается, это под силу каждому.как быстро прочесть книгу

Статистика

Средняя скорость чтения у русскоязычного человека составляет 150-200 слов в минуту. Дело в особенностях нашего языка, например, у англоязычных людей средняя скорость - 300 слов в минуту. Это тоже достаточно мало, так как быстро прочесть книгу не получится: понадобится как минимум шесть-восемь часов. Так почему же одни люди читают быстрее, а другие медленнее и в чем секрет скорочтения?

Физиология

Если начинать разбираться с самого начала, то станет понятно, что дело в строении наших зрительных органов. В любой школе скорочтения студенту сначала объясняют именно этот аспект, так как человеческий глаз - основной орган, помогающий нам получать знания из книг. Сейчас мы разберем основные ошибки, простое избавление от которых уже позволить увеличить скорость чтения в два-три раза.

Повторы

Часто люди возвращаются, чтобы перечитать уже прочитанную строку или даже целый абзац. Это может произойти, потому что смысл был не вполне понят, но обычно чтец отвлекается на какие-то мысли, сознанию уже не до информации в книге, так как его занимают другим. В итоге человек вдруг осознает, что совершенно потерял нить повествования. Иногда сознание само возвращает человека к тому месту, в котором была потеряна концентрация. До трети времени мы тратим на сознательные и бессознательные возвраты.

метод чтения по диагонали

Чтение вслух

Да-да, многие до сих пор, как в детстве, проговаривают то, что читают. И если вы проговариваете про себя, это то же самое. Это не только поглощает до двадцати процентов скорости, но и мешает запоминанию, так как мозгу приходится отвлекаться на дополнительную задачу. Поэтому, если вам важно не только то, как быстро прочесть книгу, но и как запомнить ее, избавьтесь от этой ошибки.

Рывки

Если две первые ошибки присутствуют у многих, но далеко не у всех, то этим недостатком в чтении обладает практически каждый человек, если он, конечно, не обучался в школе скорочтения. Во время процесса чтения глаза движутся по строке не плавно, а рывками, в результате каждого из которых взгляд останавливается на промежуток от четверти до половины секунды. Удаление этой ошибки мгновенно увеличивает скорость чтения в полтора раза.

Однако нагляднее этот недостаток выявляется не на тексте, а на простой горизонтальной линии. Начертите на листе бумаги достаточно четкую и толстую горизонтальную линию, затем прикройте левый глаз и, аккуратно придерживая левое веко кончиком пальца, ведите взглядом правого глаза по линии так, как если бы это была обычная строка текста. Теперь, понимая природу рывков, попробуйте провести взгляд плавно, избегая остановок.

Непосредственно при работе с текстом можете для начала пользоваться стилусом или карандашом, следя за его кончиком как точкой фокуса. В таком случае важно не замедлять движение карандаша, а взглядом четко следовать за указателем.

школа скорочтения

Периферическое зрение

Также одной из важных вещей, способствующих увеличению скорости чтения, является охват нескольких слов. Вспомните, как сначала вы читали по буквам, затем по слогам, и только после этого учились видеть сразу целое слово. Следующая ступень - охватывать взглядом сразу несколько слов, целую строку и даже несколько строк. Этот аспект важен еще и потому, что без него практически невозможно диагональное чтение.

Упражнения

Не беда, если у вас не развито периферическое зрение. Его можно натренировать непосредственно при чтении: просто старайтесь держать фокус в центре строки, а крайние слова схватывать боковым зрением. Этот вариант подходит для тех, кто не хочет тратить время на сторонние тренировки. Однако более результативным будет использование специализированного упражнения по таблицам Шульте. Интерактивных приложений по этой системе в интернете множество, в том числе и бесплатных.

Итак, в чем же состоит принцип таблицы? В ней три блока цифр. Два крайних представлены в виде столбцов цифр, а центральный - в виде нескольких горизонтальных строчек, написанных меньшим шрифтом. Задачей испытуемого будет найти в крайних столбцах одинаковые блоки, при этом сохраняя фокус на центральной группе цифр. Таким образом, искать повторяющиеся цифры необходимо только с помощью бокового зрения. Если поначалу это упражнение дается трудно, можно просто уменьшить масштаб или отдалить экран монитора, а через некоторое время вернуть прежнее положение.

как правильно быстро читать

Диагональное чтение

Вокруг метода чтения по диагонали ходит множество легенд, так как быстро прочесть книгу, по мнению многих, можно только этим волшебным способом. На самом деле он не является "панацеей", а если точнее, не подходит для всех текстов. Например, читать с помощью этого метода художественную литературу не имеет смысла, так как проще будет просто прочесть краткое содержание - особой разницы не будет.

Диагональное чтение отлично подойдет студентам заочного отделения и студентам с плотным учебным планом и недостатком времени на чтение. Учебники и техническая литература, научные труды и статьи - вот основное поле деятельности для этого метода, на нем он дает хорошие результаты. Подготовки к экзаменам пройдут гораздо быстрее и качественнее, ведь при правильном подходе вся информация запоминается на порядок лучше, чем при обычном чтении и даже зазубривании.

как прочитать книгу за один день

Простые правила

Основной задачей чтеца при диагональном чтении является охват взглядом всей страницы. В этом и помогут упражнения по таблицам Шульте. В отличие от классического чтения, здесь человеку необходимо полностью абстрагироваться от процесса движения глаз и охватить взглядом всю страницу, как бы "сфотографировать" ее. Самым сложным моментом будет научиться видеть весь текст целиком, не двигая глазами в горизонтальном или вертикальном направлении, то есть взгляд должен оставаться неподвижным.

После того как основной навык освоен, следует перейти к совершенствованию умения структурирования получаемой информации. Именно этот аспект отвечает и за хорошее усвоение материала, так как чтец получает конспект. Из массы текста следует выделять ключевые фразы и слова, требующие внимания и несущие смысловую нагрузку. Практически в любом материале много "воды", которую автор использует для гладкой связки основных предложений, как раз она-то и "исключается" из текста при диагональном чтении.

Как правильно и быстро читать по диагонали? Взгляд следует вести из верхнего левого угла в правый нижний (отсюда и название), останавливать фокус нужно только на ключевых фразах. Перечитывать какие-либо отрезки классическим методом не стоит, так как это мешает мозгу концентрироваться на основной идее материала, заставляет переключаться на частности.

 увеличение скорости чтения

Концентрация

Еще одно правило, важное не только для диагонального чтения, но и для скорочтения в целом, - это концентрация внимания. Ни о каком понимании и быстром освоении материала не может идти речь, если на фоне вы думаете о каких-нибудь не относящихся к делу вещах, будь то поездка на море или предстоящий экзамен. Зачем учиться тому, как быстро прочесть книгу, если полученные знания не отложатся в памяти? Исключите все отвлекающие внимание факторы и сразу почувствуете результат.

fb.ru

Практические техники и приемы быстрого чтения любых текстов

Практические техники и приемы скорочтения любых текстов

Автор: Эдyapд Викентьевич Минько, почетный работник высшего образования России; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

 

Как показывают исследования, скорость чтения большинства людей, даже много читающих, колеблется в пределах 500-750 знаков в минуту. Иллюстрацией этого факта является известное высказывание великого поэта и ученого И. В. Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели». Это еще одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтения.

Люди читают десятки веков, но только в наше время столь остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основной причиной этого является резкое, «лавинообразное» возрастание объемов информации, для усвоения и управления которыми требуется и существенное ускорение освоения информации.

Выделяют пять основных недостатков традиционного метода чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения.

 

1. Регрессия

Это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При регрессиях на строке текста глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемой части текста.

Этот недостаток — самый распространенный. При медленном чтении регрессии — довольно частые явления и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Если возврат глаз осуществляется в результате неясности текста, это недостаток, требующий для его устранения определенного усилия, заставляющего читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнения и внесет ясность в восприятие текста.

Повторное чтение целесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.

 

2. Артикуляция

Это движение губ, языка и других органов речи при чтении, которые, как показали специальные инструментальные исследования, даже при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, а на самом деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыков быстрого чтения, предусматривающего преодоление с помощью специальных приемов артикуляции, и от уровня развития внутренней речи.

Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произносим их про себя. В зависимости от степени выражения внутренняя речь подразделяется на развернутую и сокращенную.

При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. При таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше зрительного.

Привычка проговаривать текст сформирована у большинства читающих в детстве, когда учатся читать: сначала слово произносится по буквам, потом по слогам и, наконец, вслух целиком.

 

3. Малое поле зрения

Под этим понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что принято называть дроблением взгляда.

Чем шире поле зрения, тем меньше становится таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. При быстром чтении за одну фиксацию взгляда воспринимаются не два-три слова, а вся строка, целое предложение, иногда и весь абзац.

Существенно снижает скорость чтения и так называемое сканирование, т. е. непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развертке изображения.

При таких переходах не только теряется время, но и быстрее устают глаза. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку чтение осуществляется вертикальным движением глаз, сверху вниз по центру страницы с охватом полем зрения ширины всей страницы, строк, абзацев.

 

4. Отсутствие гибкой стратегии чтения

Значительное препятствие в ускорении чтения. Главное в проблеме быстрого чтения — не столько устранение рассмотренных факторов, связанных с механизмами речи и движением глаз, сколько изменение работы механизмов мозга, управляющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста.

Та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Отсутствие эффективной стратегии чтения является серьезным препятствием в ускорении чтения.

 

5. Отсутствие внимания

Является одновременно и причиной и следствием замедленного чтения, снижения понимания и запоминания текста. Переключение мыслей на посторонние предметы, звуки и мысли снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст или его отрывок заново.

Поэтому для ускорения чтения чрезвычайно важным является тренировка внимания и одновременное создание условий, снижающих или устраняющих отвлечение внимания.

 

В зависимости от поставленной цели есть различные способы чтения, среди которых основными являются следующие.

Углубленное — при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин.

Обучающиеся при этом читают текст, опираясь на свой макроконтекст и приобретенные ранее знания, и на этой основе творчески осмысливают прочитанное, находят в нем новое для себя, самостоятельно формулируя выводы, что позволяет легче воспринять и запомнить прочитанный новый материал.

Быстрое чтение — это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста.

Быстрое чтение — не поверхностное чтение «по диагонали», как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания.

Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению и ее активное использование требуют не только решения задач управления некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т. е. операций извлечения и обработки необходимой и достаточной для читателя информации, заложенной в тексте.

Профессиональные (научные, технические, экономические и др.) тексты строятся, как правило, по законам логики. Методы быстрого чтения потому и обеспечивают высококачественное усвоение прочитанного, что используют эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Быстрое чтение при высоком уровне его освоения частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое — это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения с таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийся добивается значительного увеличения оперативного поля зрения.

Возникает эффект разведения зрительных осей глаз, за счет чего значительно повышаются скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное чтение — это разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы.

Этот метод часто используется при вторичном чтении информационного источника после его предварительного просмотра. При этом скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, который и читают углубленно.

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с источником информации. При таком чтении этот источник берется в руки, бегло просматривается предисловие, по оглавлению отыскиваются наиболее важные положения автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании источника, просматривается заключение и на основании этих действий делается общий вывод о полезности и ценности для читателя этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомления с ним.

Чтение-сканирование — это быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.) Человек, умеющий читать быстро, выполняет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно.

Этот способ требует тренировки зрительного аппарата и особенно периферического зрения, что позволяет при беглом взгляде на страницу текста быстро увидеть нужные сведения.

 

1. Освоение методов и приемов быстрого чтения — процесс приобретения новых навыков умственной деятельности. Обязательное условие успешности самостоятельного обучения — его непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений.

Период занятий следует спланировать так, чтобы на протяжении всего времени (а цикл тренировок занимает обычно десять-двенадцать недель, т. е. 2.5-3 месяца) выделять ежедневно для тренировок час-полтора.

Весьма желательным компонентом обучения является проведение в период занятий саморегулирования аутогенной тренировки, представляющей собой научную психологическую дисциплину, методику самовнушения, которая позволяет посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой, т. е. регулирующих деятельность всех органов человека и обмен веществ.

В процессе обучения быстрому чтению роль представлений, внимания и эмоционального состояния исключительна велика.

Чтение в значительной степени — процесс подсознательный, т. е. большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Достижения психологии свидетельствуют о том, что управлять этими процессами — задача реальная.

Разработан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознательном уровне, в ряду которых важная роль принадлежит аутогенной тренировке, которая, как показали сравнительные исследования, на 40% повышает эффективность обучения быстрому чтению. В связи с этим весьма желательно хотя бы элементарное владение техникой аутогенной тренировки, которую можно освоить по имеющейся литературе или пройдя соответствующие курсы.

 

2. Сознательное освоение упражнений и осознанное участие в изменении тех процессов, которые связаны с умственными действиями. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения невозможно. Поэтому методы, основанные только на использовании приборов, чаще всего имеют ограниченную эффективность.

Они тренируют только следственные факторы (движение глаз, периферические механизмы речи и слуха) и оказывают слабое воздействие на мозговые центры, управляющие процессами чтения. Поэтому результаты такого обучения поверхностны и созданный с их помощью неустойчивый стереотип чтения разрушается довольно быстро.

 

3. Постепенность наращивания скорости и приобретения навыков: от легкого к трудному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда устойчиво освоены предыдущие.

 

4. Рабочее место, режим занятий должны быть хорошо организованы, что подразумевает выполнение ряда требований:

  • Работа должна выполняться в одно и то же время.
  • Продолжительность каждого занятия должна составлять час-полтора.
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено и не иметь ничего лишнего.
  • Необходимо соблюдать правила гигиены умственного труда.
  • Рекомендуется читать не только в положении сидя, но и (преимущественно) в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности.
  • Во время занятий полезно делать небольшие перерывы, давать отдых глазам, выполнять легкие физические упражнения.

 

 

Изучите скорочтение и другие практические навыки по абонементу, со скидкой.

www.elitarium.ru