Психика, поведение, деятельность. Психика поведение и деятельность кратко


4. Психика и деятельность

Вопрос о человеческой психике является ключевым в психологии. Психика человека есть человеческое сознание. Сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели.

У животных психика формируется и развивается в процессе их приспособительной деятельности к окружающей среде. Воспроизводство же и развитие человеческой жизни осуществляется в процессе преобразования природы. Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным. Индивид овладевает идеальной формой отражения в процессе реального включения в жизнь общества: как человек не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность.

Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

А.В.Петровский выделяет следующие четыре основные психологические характеристики сознания:

1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

2. Закрепленное в сознании различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит “я” человека и его “не-я”.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приведем известную цитату К. Маркса: “Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек срамит некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от самой наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове”. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. Таким образом, в функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. В сознание человека обязательно входит мир чувств, где отражаются сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. Как известно, язык - это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им. Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Концептуальный анализ современного научного понимания проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З.Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имея в основе идею целостной психики, опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.

Современные представления о феноменологии бессознательного позволяют раскрыть следующие положения.

В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внутренней и внешней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зоны ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С точки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих затруднений. Несмотря на то, что в каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят также: психические явления, возникающие во сне; ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями; движения, ставшие автоматизированными; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели и др. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно связано с ним.

Чтобы лучше понять законы функционирования психической деятельности человека, особенности ее протекания и строения, следует ознакомиться с тем, как устроен основной орган его психической деятельности - мозг - и как соотносятся с ним различные проявления психической жизни человека.

На протяжении длительной эволюции органического мира - от простейших одноклеточных животных до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись. Так, у одноклеточного организма единственная клетка выполняет все функции жизнедеятельности. Это орган ощущающий, двигательный, пищеварительный. Естественно, что его возможности очень ограничены. У более высокоорганизованных животных происходит специализация органов, выраженная в появлении клеток, единственной функцией которых становится восприятие сигналов (это рецепторы). Другие клетки берут на себя осуществление мышечной работы или секреции различных желез (это эффекторы). Но специализация разделяет органы и функции, а целостная жизнедеятельность организма требует непрерывной связи между ними, что достигается благодаря центральной нервной системе, работающей как единое целое.

У всех позвоночных общий план строения нервной системы одинаков. Основной элемент нервной системы - нервные клетки, или нейроны. Нейрон состоит из тела клетки и отростков - дендритов (воспринимающих возбуждение) и аксонов (передающих возбуждение). Контакт аксона с дендритом или телом другой нервной клетки называется синапсом. Синапсу придается решающее значение при объяснении механизма установления новых связей в нервной системе.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга. Различные ее части выполняют разные виды сложной нервной деятельности. Чем выше расположена та ли иная часть мозга, тем сложнее ее функции. Ниже всего расположен спинной мозг - он регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов. Однако когда речь идет о сложных психических процессах , функция мозга представляет собой сложную совместную деятельность целой системы органов.

Для того чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов, необходимо иметь представление о функциональной организации человеческого мозга. Принципы такой организации были разработаны видным отечественным психологом А.Р. Лурия.

Головной мозг человека, обеспечивающий прием и переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением, всегда работает как единое целое. Однако это сложный и высокодифференцированный аппарат, состоящий из ряда частей, и нарушение нормального функционирования любой из них неизбежно сказывается на его работе. В головном мозгу человека обычно выделяют три основных блока, каждый из которых играет свою особенную роль в обеспечении психической деятельности. Первый поддерживает тонус коры, необходимый для того, чтобы как процессы получения и переработки информации, так и процессы формирования программ и контроля за их выполнением протекали успешно. Второй блок обеспечивает сам процесс приема, переработки и хранения информации, доходящей до человека из внешнего мира. Третий блок вырабатывает программы поведения, обеспечивает и регулирует их реализацию и участвует в контроле за их успешным выполнением. Все три блока размещаются в отдельных аппаратах головного мозга, и лишь их слаженная работа приводит к успешной организации сознательной деятельности человека.

Кратко остановимся на характеристике каждого из перечисленных блоков. Первый - блок тонуса коры, или энергетический блок мозга. Для нормального осуществления жизнедеятельности и саморегуляции поведения необходимо постоянное поддержание оптимального тонуса коры. Только такой тонус может обеспечить успешный выбор существенных сигналов, сохранение их следов, выработку нужных программ поведения и постоянный контроль за их выполнением. Весь комплексный аппарат, входящий в состав блока, играет очень важную роль для мозговой работы коры, которая заключается в следующем. Постоянный тонус коры поддерживается в основном благодаря двум источникам. С одной стороны, для сохранения бодрствующего состояния коры нужен постоянный приток информации из внешнего мира: животное, лишенное такого притока внешних раздражителей, засыпает; известно также, какой эффект вызывает “информационный голод” после длительного пребывания человека в темной и звуконепроницаемой камере (в этих случаях у человека начинают возникать галлюцинации, которые частично компенсируют недостаток в постоянном притоке внешних раздражений ). Таким образом, первым источником для бодрствующего состояния коры является постоянный приток раздражений с периферии. Вторым, не менее важным источником поддержания постоянного тонуса коры являются импульсы, доходящие до нее от внутренних обменных процессов организма, составляющих основу для биологических влечений.

Первый описанный блок сам не участвует ни в приеме и переработке информации, ни в выработке программ поведения, он обеспечивает лишь тонус коры. Второй блок, о котором пойдет речь, непосредственно связан с анализом и синтезом сигналов, приносимых органами чувств из внешнего мира, иначе говоря, с приемом, переработкой и хранением получаемой человеком информации. Он состоит из аппаратов, расположенных в задних отделах коры головного мозга (теменной, височной и затылочной областях). Образно говоря, этот блок является системой центральных приборов, которые воспринимают зрительную, слуховую и тактильную информацию, перерабатывают или “кодируют” ее и сохраняют в памяти следы полученного опыта. Аппараты этого блока могут рассматриваться как центральные (корковые) отделы воспринимающих систем (анализаторов). При этом корковые отделы зрительного анализатора расположены в затылочной, слуховые - в височной, тактильные - в теменной области.

Третий блок головного мозга осуществляет программирование, регуляцию и контроль активной человеческой деятельности. В него входят аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий, ведущее место занимают лобные отделы головного мозга.

Сознательная деятельность человека начинается с получения и переработки информации, а заканчивается формированием намерений, выработкой соответствующей программы действий и выполнением этих программ во внешних (двигательных) и внутренних (умственных) актах. Для этого требуется специальный аппарат, который мог бы создавать и удерживать нужные намерения, вырабатывать соответствующие программы действий, осуществлять их в нужных актах и, что очень важно, постоянно следить за протекающими действиями, сличая эффект выполняемого действия с исходными намерениями.

Как уже отмечалось, все живые существа способны к самостоятельной силе реагирования, преобразуя и поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром, т.е. проявляя активность. Выступая как всеобщая характеристика живого, в человеческом обществе активность имеет своеобразное проявление и в силу своей специфичности получила название “деятельность”.

Деятельность человека - сложное явление. Это общественно-историческая категория. В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид - с другими людьми. Поэтому основное здесь - изучение индивидуальной деятельности в системе общественных отношений, складывающихся в данном обществе, на данной ступени исторического развития.

Так что же в индивидуальной деятельности интересует психологию? В деятельности формируется, развивается, проявляется так или иначе вся система процессов, состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические.

Что же заставляет человека действовать определенным образом в определенном положении? Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности, т.е. состояния индивида, выражающие его зависимость от конкретных условий существования и развития.

Потребности можно разделить по происхождению и предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства (пища, сон, защита от холода и жары и т.д.). Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, служащие для удовлетворения какой-либо естественной потребности (вилка, тарелка), так и предметы, необходимые для общения с другими людьми, для участия в общественной жизни. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По характеру предмета потребности могут быть разделены на материальные, связанные с предметами материальной культуры (пища, одежда, жилище, предметы быта и т.д.), и духовные, выявляющие зависимость от продуктов общественного сознания (потребность делиться мыслями и чувствами, получать информацию, слушать музыку и т.п.). Вполне очевидна связь всех потребностей между собой.

Однако сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности, а в лучшем случае может стать причиной инстинктивного или импульсивного поведения. Для возникновения целенаправленной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить данную потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения. Понятиям мотива и цели принадлежит в психологическом анализе деятельности важное место. Немотивированной деятельности, так же как и нецеленаправленной, не может быть. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

Когда речь идет о мотивах деятельности человека (его поведения в целом), то имеются в виду некоторые субъективно переживаемые побуждения к деятельности. Для субъекта мотив выступает как непосредственная побудительная сила, причина его поведения.

Однако, будучи внутренним побуждением к деятельности, мотив не определяет ее конкретных характеристик. То, какой именно будет деятельность, исходящая из какого-либо конкретного мотива, определяется целью. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель - к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в продукт.

Цель деятельности - это идеальное представление ее будущего результата, которое, как закон, определяет характер и способности человека. Именно цель и мотив определяют избирательность восприятия, особенности внимания, извлечение информации из памяти и т.п. Задача психологического анализа деятельности заключается в изучении влияния деятельности на развитие психических процессов, состояний и свойств человека, психического склада личности в целом.

Итак, деятельность - это динамическая система взаимодействия человека с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа. Данный образ выступает как осознанная цель деятельности. Каков бы ни был уровень осознания деятельности, сознавание цели всегда остается необходимым ее признаком.

studfiles.net

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность, Психология

Пример готового реферата по предмету: Психология

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Взаимосвязь психики и организма человека 4

2. Содержание психики, поведения и деятельности 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Выдержка из текста

Актуальность темы в том, что психика и организм человека (и животных) неразрывно связаны, и это подтверждается тем, что без мозга она не может существовать, т.к. она — способность мозга получать разную информацию об окружении, она формирует реакцию на эти данные — наше поведение.

Работа психики происходит только во время активной деятельности человека, в процессе которой она может корректироваться: совершенствоваться, усложняться. Она напрямую зависит от мозга: чем сложнее он устроен, тем выше психические способности. Именно поэтому между психикой животного и человека есть такая большая разница: многие ощущения, чувства, эмоции, доступные людям, для животных остаются недостижимыми.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.

Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Гуревич П. С., Немов Р. С., Слотина Т. В., Столяренко Л. Д., Утлик Э. П., Выготский Л. С., Куликов Л. В. и др.

Целью данной работы является раскрытие взаимодействия психики и организма, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  • Описать взаимосвязь психики и организма человека;
  • Проанализировать содержание психики, поведения и деятельности.

Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Л. С. Выготский. Собрание сочинений в 6 томах. Том

5. Дефектология / Л. С. Выготский. — М.: Говорящая книга, 2012. — 736 с.

2. Гуревич П. С. Психология личности / П. С. Гуревич. — М.: Юнити-Дана, 2009. — 560 с.

3. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. В. Куликов. — М.: Питер, 2009. — 464 с.

4. Немов Р. С. Общая психология. Том

3. Психология личности / Р. С. Немов. — М.: Юрайт, 2012. — 752 с.

5. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. — М.: Академия, Смысл, 2007. — 528 с.

6. Слотина Т. В. Психология личности / Т. В. Слотина. — М.: Питер, 2008. — 304 с.

7. Столяренко Л. Д. Психология личности / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — М.: Феникс, 2011. — 576 с.

8. Теории личности / Кэлвин С. Холл, Гарднер Линдсей. — М.: Психотерапия, 2008. — 656 с.

9. Утлик Э. П. Психология личности / Э. П. Утлик. — М.: Академия, 2008. — 320 с.

referatbooks.ru

Поведение и психика

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой поведения и психики: А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Дж. Уотсон, Торндайк и др.

Далее рассмотрим понятие психики, поведения, а также их взаимосвязь.

Психика

Рассмотрим несколько наиболее важных положений, касающихся психики человека.

  1. Формирование психики состояло из двух общих этапов:
  • Инстинктов
  • Индивидуального научения
  • Возникновение психики человека обусловлено трудовой деятельностью.
  • Формирование психики происходит в активной деятельности.
  • Психика человека детерминирована социумом.
  • Психика представляет собой совокупность структурных элементов (рис. 1).
  • Рисунок 1. «Структура психики»

    Поведение

    Изучение поведения в психологии преимущественно шло в рамках бихевиоризма. Рассмотрим краткую историю бихевиоризма на рисунке 2.

    Рисунок 2. «Бихевиоризм»

    Само поведение человека обусловлено двумя сторонами: побудительной и регуляционной. (рис. 3).

    Рисунок 3. «Поведение человека»

    Взаимосвязь психики и поведения

    Известно, что поведение представляет собой сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

    По сути, именно психика опосредует поведение человека, что обуславливает их связь.

    Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

    Структура деятельности представлена на рисунке 4.

    Рисунок 4. «Структура деятельности»

    spravochnick.ru

    Психика, поведение, деятельность — Мегаобучалка

     

    Поведение– это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

    Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека[23]. Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

    Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

    Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

    Деятельность– это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

    Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

    Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

    Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).[24]

    Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

    В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

    • мотив;

    • цель;

    • предмет;

    • средства.

    Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

    Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

    Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.

     

    Таблица 3.2

     

    Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.

     

    Рис. 4.Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

     

    Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности:общение, игра, учение и труд.

    Основные свойства деятельности:

    ♦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

    ♦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

    Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

     

     

    Лекция 4. Сознание

     

    megaobuchalka.ru

    2 2 Психика поведение и деятельность

    2.2. Психика, поведение и деятельность

    Важнейшая функция психики — регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли отечественные психологи: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский. Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.

    Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания, а сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения были труд и язык.

    Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т. е это промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью, и человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом,

    Таблица 2.

    Важнейшие особенности деятельности

    животных

    человека

    1

    2

    Инстинктивно-биологическая деятельность

    Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении

    Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения)

    Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности

    Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации

    Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости

    39

    Введение в психологию

    1

    2

    Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного

    Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры

    Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия

    Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания

    Приспосабливаются к внешней среде

    Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

    т. е. понимает смысл действия. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

    Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (рис. 1.5).

    Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

    Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К

    Основы психологии

    по

    Рис. 1.5. Структура деятельности

    фактам поведения можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки), 2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.), 3) действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

    Поступок — действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

    Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

    41

    Введение в психологию

    Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

    Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

    Деятельность — не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.

    Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

    Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень — уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий — уровень операций, и наконец, самый низкий — уровень психофизиологических функций.

    Действие — основная единица анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на достижение цели.

    Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие — это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.

    Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия

    Основы психологии

    Ц2

    направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис. 1.6).

    Рис. 1.6. Компоненты действия и их функция

    Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

    Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.

    Говоря о том, что человек осушествляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным

    из

    Введение в психологию

    аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.

    Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

    Сенсомоторные процессы — это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции — процесс восприятия; 2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

    Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека.

    Эмоционально-моторные процессы — это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

    Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

    Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

    Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, — это общение, игра, учение и труд.

    Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность — это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответству-

    Основы

    гихологии

    ш

    ющей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

    Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение — это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.

    Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы.

    Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для наг, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

    Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал игвестный психолог Маслоу: от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) — к потребностям

    US

    Введение в психологию

    в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии) — и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.

    Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности. Мотив — это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

    Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Что является предметом психологии как науки?

    2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.

    3. Каковы основные функции и проявления психики?

    4. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?

    Основы психологии

    U6

    5. Почему сложное поведение муравьев нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие важную роль в становлении человеческого сознания?

    6. Какие круги влияния природы на психику существуют?

    7. Какие методы исследования применяются в психологии?

    8. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом?

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., Мысль, 1977.

    2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т. 3. М., Педагогика, 1983.

    3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1987.

    4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., Мир, 1992.

    5. Ярвилекто Т. Мозг и психика. М., Прогресс, 1992.

    6. Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1990.

    7. Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982.

    8. Гальперин П. Я. Введение в психологию М., 1976.

    9. Немое Р. С. Психология кн. 1. М., 1997.

    10. Военная психология и педагогика. М., 1998.

    11. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1996.

    12. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М., 1997.

    13. Основы психофизиологии. М., 1997.

    14. Психологическая наука в России XX века. М., 1997.

    15. Психология и педагогика (под ред. Радугина). М., 1996.

    16. Розин В. М. Психология: теория и практика. М., 1997.

    17. Руденский У. В. Социальная психология, М., 1997.

    18. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.

    19. Романов В. В. Юридическая психология. М., 1998.

    20. Методы исследования в психоогии: квазиэксперимент. М., 1998.

    21. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1998.

    textarchive.ru

    Поведение и психика человека

    Поведение — это совокупность целенаправленных действий, определяемых биологическими потребностями и социальными мотивами. Сочетание биологических и социальных потребностей придает поведению человека уникальные черты, позволяющие противопоставить его всему остальному животному миру.

     

    Возникновение любой потребности связано с появлением в структурах центральной нервной системы очага возбуждения. В случае устойчивого возбуждения этот очаг становится доминантным и определяет дальнейшее поведение человека.

    Различают наследственные и приобретенные формы поведения

    Безусловные и условные рефлексы. Человек рождается с определенным, уже готовым набором поведенческих актов — безусловных рефлексов. Это видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей. Они играют важную роль в поведении, обеспечивают поддержание условий для нормальной жизнедеятельности, а также лежат в основе непроизвольных движений. К ним относятся пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (одергивание руки от горячего предмета, кашель, чиханье и др.), половые (обеспечивающие размножение) и некоторые другие рефлексы.

    В процессе индивидуального развития формируются новые, более сложные приспособительные поведенческие реакции — условные рефлексы (как следует из названия для их образования требуются определенные условия). Условные рефлексы строго индивидуальны и различаются даже у близнецов.

    Биосоциальное значение условных рефлексов выражается в своевременном уходе от опасности, ориентировке во времени и пространстве, т. е. адаптации организма к воздействиям среды. Так, условно-рефлекторное отделение слюны, желудочного сока и сока поджелудочной железы при виде и запахе пищи создают оптимальные условия для ее переваривания.

    Механизм образования условных рефлексов. Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением

    временной связи между разными группами нервных клеток (центрами) коры больших полушарий головного мозга. К настоящему времени установлено, что в образовании временной связи участвуют и подкорковые структуры. Это положение существенно расширяет и дополняет наши знания о природе условных рефлексов.

    В случае предъявления условного, а затем сразу безусловного раздражите -лей на уровне коры больших полушарий оказываются возбужденными сразу два нервных центра. Предполагают, что доминантный очаг возбуждения, возникший в центре безусловного рефлекса, как магнит «притягивает» к себе возбуждение из центра условного раздражителя. В результате между ними возникает функциональная временная связь. После многократных предъявлений условного и безусловного раздражителей она становится настолько прочной, что впоследствии даже один изолированно действующий условный раздражитель способен вызвать возбуждение в обоих нервных центрах.

    Чтобы выработать условный рефлекс, надо подкреплять условный раздражитель безусловным, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс.

    Базой условного рефлекса служат нейроны коры и подкорковых образований головного мозга. Установлена возможность разных уровней замыкания рефлекторной связи (кора — кора, кора — подкорка, подкорка — подкорка) при доминирующей роли коры.

    Выработка условного рефлекса проходит поэтапно. Начальный этап характеризуется тем, что рефлекс возникает не только в ответ на предъявление того условного раздражителя, на который он вырабатывался, но и других раздражителей, сходных с ним по физическим параметрам. На следующем этапе, в процессе закрепления условного рефлекса, ответную реакцию вызывает только тот раздражитель, который использовался в качестве условного.

    Торможение условных рефлексов

    Условные рефлексы способны тормозиться. Если после выработки пищевого слюноотделительного рефлекса перестать подкреплять условный раздражитель действием безусловного, то спустя некоторое время наступает угасание условного рефлекса. Слюны будет выделяться все меньше и меньше, пока условно-рефлекторное слюноотделение не прекратится полностью. Произойдет так называемое внутреннее торможение условного рефлекса.

    Наряду с внутренним существует внешнее торможение. Оно вызывается неожиданным посторонним воздействием и всегда начинается с ориентировочной реакции, которую И. П. Павлов назвал рефлексом «Что такое?». В основе этого торможения лежит возникновение в коре больших полушарий нового временно доминантного очага возбуждения, который вызывает снижение возбудимости всех других активных до этого момента участков коры. В результате текущая условно -рефлекторная реакция ослабевает или исчезает вовсе.

    Рефлекторный характер психики

    Начало изучения психической деятельности было положено французским ученым Р Декартом. В дальнейшем природу психических явлений с позиции физиологии объяснил русский ученый и мыслитель-материалист И. М. Сеченов. В его ставшем классическим труде «Рефлексы головного мозга» обоснована универсальность принципа рефлекторной деятельности. Он экспериментально доказал, что «работа головного мозга носит такой же рефлекторный характер, как и работа любого другого органа».

    И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, под которой он понимал деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых центров, обеспечивающую наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде.

    Для человека внешний мир — это не только биологическая среда, а мир явлений и предметов, созданных в ходе их общественной истории. Именно внешний мир, с которым взаимодействует человек, определяет содержание его психики.

    Под психикой понимают функции головного мозга, которые отражают явления внешнего и внутреннего мира человека. Психика находится в тесном единстве с различными процессами, происходящими в организме. Она характеризуется активностью, целостностью, развитием, саморегуляцией, адаптацией. Посредством психических процессов осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение. На этой основе формируется индивидуальное поведение человека. Практически все виды деятельности человека так или иначе связаны с психикой.

    belmathematics.by

    Психика и организм.

    В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство – высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

    В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

    Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция – это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира – человеческого восприятия, чувств, памяти и воли.

    Ученые давно стремятся к разгадке мозга – этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

    studfiles.net