7 советов по тайм-менеджменту для школьников и студентов. Тайм менеджмент в школе


Тайм-менеджмент для младших школьников | Блог 4brain

Человек, который осмеливаетсяпотратить впустую час времени,еще не осознал цену жизни.— Чарльз Дарвин

В начальной школе на детей ложится огромная нагрузка. Одной из распространенных проблем у детей  является проблема, связанная с неумением планировать и управлять своим временем. Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок не приступает к выполнению домашнего задания без напоминания, откладывает на неопределенный отрезок времени выполнение уроков, предпочитая проводить время за просмотром телевизора. Многие дети совсем не знают, чем можно занять себя в свободное время.  Отсутствие режима дня и планирования влекут за собой целый ряд трудностей, которые сопровождают ребенка при выполнении домашней работы или обязанностей по дому.

Умение управлять временем является важным и необходимым умением, как для обучения в школе, так и для взрослой жизни. Тайм-менеджмент позволяет эффективно управлять не только собственной деятельностью, но и жизнью в целом.

Чем младше ребенок, тем проще его обучить навыкам самоорганизации и помочь стать ему самостоятельным. Известный психолог Л.С. Выготский ввел такое понятие, как  «зона ближайшего развития» — это уровень развития ребенка, который достигается в процессе совместной деятельности со значимым взрослым, но не проявляется в индивидуальной деятельности.  В тоже время такой опыт позволяет ребенку научиться и расширить круг дел, умений и навыков, которые он может выполнять самостоятельно.  Таким образом, чтобы обучить ребенка навыкам и умениям планирования и эффективного управления временем, необходимо совместно с ним пройти этот путь.

3  шага обучения школьников тайм-менеджменту

Следует помнить о том, что на самом деле не в наших силах управлять временем. Время – очень уникальный ресурс. Время  нельзя вернуть и нельзя остановить, но можно эффективного его организовать.

1

Этап 1. Мотивация

Самая главная, первая, необходимая задача – замотивировать ребенка. Показать ему значимость и необходимость организации времени.

На этом этапе отличными помощниками послужат:

— хронометраж. Предложите ребенку записывать все, что будет с ним происходить с момента пробуждения до момента ночного сна. Для того, чтобы увидеть, эффективно или нет ребенок распоряжается собственным временем, понадобиться один-два будних дня и один выходной.

— игровой анализ ситуации. Предложите ребенку небольшие кейсы – игровые ситуации с описанием дня вымышленного мальчика или девочки (в зависимости от пола вашего ребенка). Обсудите, как считает ваш ребенок, правильно или неправильно распределяет время герой вашей истории. Где бы он мог больше уделить времени образованию, а где меньше провести времени за компьютером? Уточните, чем бы ваш ребенок посоветовал заняться герою истории в личное свободное время.  Такие игровые ситуации служат для родителей своего рода проективными методами анализа ситуации, которая происходит с их собственным ребенком. Внимательно выслушайте ответы и подумайте вместе, каков же  может быть идеальный день школьника.

2

Этап 2. Планирование

Предложите ребенку составить список, в котором будут учтены:

— все важные дела (учебные, секции, кружки и т.д.),

— помощь по дому (чем ребенок хочет и может помочь как самостоятельно, так и путем совместной деятельности с родителем).

— свободное время (что именно хочется сделать: рисовать, собирать конструктор, собирать авиамодель, рисовать песком и так далее).

Когда список составлен, следует определить порядок, в  котором будут выполняться дела и отвести определенное количество времени на каждое дело из списка.

Для большей наглядности дела из каждой группы (важные, помощь по дому, свободное время) можно выделять отдельным цветом.

Следует помнить о том, что эффективным помощником в вашей с ребенком деятельности по обучению навыкам тайм-менеджмента является режим дня. Что это такое и как составить режим дня школьника вы найдете в первом уроке курса «Здоровый образ жизни».

3

Этап 3. Контроль

Для того, чтобы отследить эффективность прожитого дня, необходимо договориться с ребенком о том, что выполнение или не выполнение какого-либо дела должно быть отмечено.  Это может быть: система «плюс – минус»;  отметка цветом «красный» – не выполнено, «зеленый» – выполнено; можно использовать наклейки или предложить ребенку придумать собственную систему, что позволит ему проявить инициативу  и будет способствовать стимулированию умственной деятельности.

Такого рода контроль необходим для того, чтобы ребенок наглядно видел результат проделанной работы и обучался навыкам самоконтроля.

Наглядное соотношение выполненных и невыполненных дел решает еще одну важную задачу: побуждает ребенка на выполнение задания, порождает стремление «увидеть яркий красивый результат», и как следствие повышает самооценку школьника.

В конце каждого дня необходимо ответить на ряд вопросов:

  1. Все ли запланированное сделано?
  2. Что не сделал (а)? Почему?
  3. Отметить, из какого блока дела, которые не сделаны (важное дело/ помощь по дому/ свободное время).
  4. Что будешь делать, чтобы исправить ситуацию?
  5. Перенести невыполненные дела на следующий день.

Таким образом, важно ребенку показать, зачем ему нужно обучаться приемам организации времени, как это поможет ему в его школьной и повседневной жизни, в быту. При обучении ребенка тайм-менеджменту, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, ритм его жизни, интересы, а также возможности, как физические, так и психические, умственные.

Гармоничного развития вам и вашим детям!

4brain.ru

Тайм-менеджмент в самовоспитании младшего школьника



В современном мире большую роль играет самовоспитание и саморазвитие личности. Именно самовоспитание является важным условием совершенствования личности. Многие педагоги прошлого и современности уделяли большое значение самовоспитанию. Так Блонский П.П. писал: «Мы должны воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его». Именно поэтому в современном образовании самовоспитанию уделяется значительная роль.

Одной из современных технологий в образовании, является тайм-менеджмент. В тайм-менеджменте самовоспитание имеет первостепенное значение. Без старания и стремления все изменить у самого ребенка результата не добиться. В этом помогут такие приемы самовоспитания как самопринуждение, самоприказ, самовнушение, самоконтроль, самокорректировка, саморегуляция, самостимуляция, самоодобрение, самопоощрение и самонаказание. В тайм-менеджменте можно применить все эти приемы.

Тайм-менеджмент – технология, с помощью которой можно распланировать свое время, найти недостаточные ресурсы времени, расставить приоритеты и контролировать выполнение плана [1]. Основанием тайм-менеджмента являются план на день, режим дня и целеполагание. При правильном использовании данной технологии младшие школьники смогут воспитать у себя такие качества, как целеустремленность, организованность, пунктуальность, точность, собранность. В этом детям помогает детский тайм-менеджмент.

Для эффективного изучения тайм-менеджмента необходимо стремление ребенка. Именно поэтому начинать обучение и самовоспитание необходимо уже в дошкольном возрасте. Методика и технология изучения тайм-менеджмента зависит от возраста ребенка. На каждом этапе жизни ребенок должен изучать определенные понятия.

Сознательно изучать время можно уже с 1,5 лет. В это время детям необходимо объяснить различия в смене дня и ночи. Затем можно перейти постепенно к изучению времени года, дней недели, понятий вчера-сегодня-завтра.

К 2,5-3 годам дети начинают понимать, что значит «потом» и с ними становится легче договориться. Это хороший период, когда можно начать учить чувствовать время. В этом помогут – будильники, таймеры, различные часы. Таймер и будильник можно использовать как напоминание о начале какого-то дела или процесса, а также сообщение об истечении времени. Например, прозвеневший будильник гораздо эффективнее даст понять, что пора заканчивать играть в компьютер, чем фраза «Давай, заканчивай!»

В 4-5 лет уже можно помочь ребенку в изучении часов. Для этого можно использовать специальные пособия с движущимися стрелками. В это же время уже можно начать приучать ребенка выполнять работу за отведенное время и тогда, когда в школе будут задавать домашнее задание, его выполнение не займет много времени. Он будет за определенное время выполнять задания быстро и качественно, конечно сначала будет много ошибок, но со временем их количество будет уменьшаться.

К 6-7 годам ребенок должен иметь представление об основных временных понятиях, знать, что такое распорядок дня и зачем он нужен. Дальше продолжают формироваться основные временные понятия, ведь они сформировались не до конца.

К 7-8 годам у ребенка начинают складываться представления о текущем времени. Ребенок плохо ориентируется во времени, путается в нем. Когда младший школьник приходит в школу у него меняется привычный уклад жизни, изменяется распорядок дня, появляются жесткие границы времени и правила. Все это сказывается на представлении о текущем времени. В школе больше факторов, которые влияют на осознание времени, и они помогут быстрее осознать и почувствовать время. Именно в 7-8 лет ребенку можно уже показать ежедневник взрослого и объяснить, зачем он нужен, тогда это будет мотивацией к дальнейшему изучению тайм-менеджмента самостоятельно. В этот период необходимо начать знакомство с планированием и научиться определять цели для эффективного планирования.

Современный школьник имеет три проблемы:

  1. Непонимание своих целей по жизни и неумение организовать работу по их достижению
  2. Неумение правильно спланировать свое время, много задач, которые надо выполнять не только по школе, но и по дому, а также отдых и прогулка
  3. Неумение бороться с поглотителями времени, такие поглотители, как беспорядок на столе из-за которого не найти нужную тетрадь, а так же лень, телевизор и компьютер и другие.

Со всеми этими проблемами поможет бороться тайм-менеджмент.

Младший школьный возраст – благоприятное время для изучения основ тайм-менеджмента. Задача взрослых подтолкнуть к изучению тайм-менеджмента, а далее заинтересованный ребенок будет все делать самостоятельно уже без помощи взрослых.

Хронометраж – важный элемент тайм-менеджмента, который помогает анализировать количество потерянного времени. В начальной школе не надо проводить его часто достаточно нескольких раз в неделю.

Хронометраж труден для выполнения и его не рекомендуется выполнять более одного-двух раз. Лучше фиксировать два дня – рабочий и выходной, так как они по содержанию отличаются друг от друга.

Данный прием поможет школьнику лучше организовывать свое время, и в дальнейшем он будет тратить время на нужные дела, и не будет тратить впустую. Эффективность такого метода проявится уже через 2-3 недели использования, но при условии, что будут подводиться итоги каждую неделю.

План на день - еще один прием тайм-менеджмента, который должен знать младший школьник. День ребенка насыщен различными делами, которые он может забыть, не сделать, потому что не успел или откладывал до последнего. Именно поэтому необходимо планировать дела. Сначала пусть школьник сам запишет все дела, которые ему предстоит сделать завтра, а потом вместе с родителями пусть распределит по времени. Позже он сможет все это проделывать один, достаточно два-три раза показать и объяснить ребенку. Дела можно фиксировать в обычной рабочей тетради. Для детей младшего школьного возраста можно сопровождать картинками, так им будет интересней все это выполнять. Иллюстрируя дела, ребенок развивает у себя фантазию и творческие способности.

Планирование научит ребенка следующему:

- Планировать время и разумно управлять им

- Оценивать и контролировать итоги

- Делать анализ происходящего, выбирать наиболее важные дела и планировать время для их осуществления

- Выполнять необходимую, но не всегда интересную работу

Всему этому он сможет научиться, если будет самостоятельно, постоянно и правильно планировать свой день.

План на следующий день всегда составляется вечером. В младшем школьном возрасте можно планировать не каждый свой день, а только загруженные дни. В остальных случаях можно просто написать список дел.

Управление временем играет важную роль при выполнении домашнего задания. Ребенка должен научиться сложные задания разбивать на пункты, планировать последовательность выполнения по предметам, кроме всего прочего распределять задания по сложности и по количеству требуемого внимания. Эти меры по выполнению домашнего задания не дают развиться одной очень важной проблеме перегрузка.

Для предотвращения перегрузки необходимо выделить обязательное время, когда ребенок будет делать все, что хочет, остальное время планировать. Такое время должно быть каждый день. Жестких дел должно быть как можно меньше. Ребенок не должен никуда бежать. Время на домашнее задание должно быть строго ограничено, так будет проще и школьнику и родителям. Сначала делаются письменные задания потом устные, начинать надо с легких заданий, постепенно усложняя. После 20-25 минут делания домашнего задания должен быть небольшой перерыв, который будет в виде смены деятельности, например, сделать зарядку, сходить на кухню попить сок. Правильно организованный отдых снизит риск перегрузки.

Постановка цели – одна из основ тайм-менеджмента. Определиться чего хочет ребенок, и поставить цель очень важно. Тайм-менеджмент может только помочь в достижении цели. Именно поэтому умение ставить цели и их достигать играет очень важную роль. Ребенок должен самостоятельно определить все свои цели. Пусть он представит себе будущую жизнь и тогда ему станет понятно к чему стремиться.

Режим дня младшего школьника – одна из основ тайм-менеджмента.

Можно самому составить режим дня или взять из интернета готовый. Он должен быть описан в красочной форме и висеть на видном месте. Ребенок сам без напоминания должен следовать ему. Если действовать соблюдая правила тайм-менеджмента, то школьник самостоятельно будет все соблюдать. Для большего эффекта можно использовать самопоощрение и самонаказание и даже самоприказ, если ребенку сначала будет трудно.

Литература:
  1. Бизнес-словарь с сайта www.businessvoc.ru
  2. Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 42.
  3. Болсуновская Н. Тайм-менеджмент для школьников: методы, приемы, инструменты – 2008 г.
  4. Лукашенко М.А. «Тайм-менеджмент в начальной школе – кому это нужно?» статья в журнале «Начальная школа» №7, 2013г.
  5. Лукашенко М.А. «Тайм-менеджмент для детей: книга продвинутых родителей» - М.: Альпина Паблишер, 2012 – с. 297
  6. Федеральный закон «Об образовании в РФ» - Москва: Проспект, 2014-160с.
  7. ФГОС НОО – Москва: Просвещение, 2011 – 33 с.

Основные термины (генерируются автоматически): основ тайм-менеджмента, ребенок должен, домашнего задания, младший школьник, текущем времени, годам ребенок должен, изучению тайм-менеджмента, жизни ребенок должен, домашнего задания должен, режим дня, изучения тайм-менеджмента, распорядок дня, домашнее задание, Ребенок должен, должен знать младший, начальной школе, эффективного изучения тайм-менеджмента, важную роль, изучения основ тайм-менеджмента, выполнении домашнего задания.

moluch.ru

лекция 1. Тайм-менеджмент для школьников

Тайм-менеджмент для школьников - актуальность и специфика

Тайм-менеджмент — современное явление, которое стало основой для организации жизни успешного человека.

Появилось огромное количество литературы, посвященной этой теме. Есть книги по тайм-менеджменту для бизнесменов и студентов, для работающих женщин и домохозяек. Цель данного курса отличается от той, что представлена во многих современных изданиях. Здесь будет говориться о том, как привлечь детей к освоению приемов организации времени.

Обратимся прежде всего к педагогам и воспитателям, которые ставят перед собой задачу развивать в детях самостоятельность, умение планировать, умение ставить и реализовывать свои цели. Далеко не всё, что разработано в практике обучения взрослых, можно напрямую перенести в школьную жизнь.

Куда идет? — вопрос, который важно задать себе после того, как приоритеты расставлены. Какова цель? Каким будет маршрут движения? Как, учитывая ресурсы и трудности, определить стратегию движения?

Термин «тайм-менеджмент» не вполне корректный: управлять временем — нельзя, организовать его — можно. Однако термин стал частью современного языка, поэтому и мы тоже будем использовать его в нашем курсе наряду с понятием «организация времени».

Оглянемся назад и посмотрим, насколько нова эта тема для школы? Может быть, за новым словом скрывается привычная деятельность педагога? Будет лукавством сказать, что тайм-менеджмент — абсолютно новое явление в образовательном пространстве. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы. Смеем предположить, что почти у всех детей начальной ступени обучения на стене рядом с рабочим столом висит плакат «Мой режим дня». Дневник, сопровождающий детей на всех этапах обучения, — типичный пример планировщика. А еще есть расписание уроков, план подготовки к определенным мероприятиям… Все перечисленное — элементы тайм-менеджмента! Но приходится признать, что тех навыков организации деятельности, которые традиционно получают ученики в школе в настоящее время, уже недостаточно.

Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Человек сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно.

Вопрос эффективного управления связан не только с достижением результата, но и с тем, какой ценой это было достигнуто. Лозунг «Цель оправдывает средства» ушел в прошлое. Сегодня «средства» не менее важны, чем цель. Тем более, когда под словом «средства» скрывается благополучие человека, его здоровье. Тайм-менеджмент — одно из таких средств. Задача тайм-менеджмента не сводится лишь к обучению приемам планирования и организации деятельности. Тайм-менеджмент — это особый подход к жизни, при котором человек оптимально использует свои временные ресурсы.

Кроме этого, актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый — проектный стиль деятельности. Это означает, что человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Он осознаёт свои потребности и умело «переводит» их на язык целей и задач. Человек- проектировщик умеет себя организовать, так как понимает, какие шаги и в какой последовательности необходимо предпринять для достижения результатов. Действуя по намеченному плану, он берет на себя ответственность за реализацию проекта (профессионального, бытового, личностного). Он готов корректировать свою деятельность в случае неудачи. Плодотворность проектировщика напрямую зависит от степени владения приемами тайм-менеджмента! Таким образом, умение организовывать свое время стало актуальной компетентностью успешного человека.

Что должен учесть педагог, который поставил перед собой задачу сформировать у своих учеников навыки тайм-менеджмента?

Понятие «тайм-менеджмент» пришло к нам из бизнеса. Изначально система разрабатывалась для взрослых людей с целью повышения производительности их деятельности. Работа по формированию навыков тайм-менеджмента у взрослых строилась в трех направлениях: «Цель», «Время», «Управление».

Эти направления определяют основное содержание и при работе с детьми. Однако, выстраивая программу работы с детьми, важно учесть две особенности. Первая задана возрастом, вторая — спецификой организации жизни ребенка в школе. Рассмотрим эти особенности в каждом из перечисленных направлений.

nsportal.ru

Основные школы тайм-менеджмента | ПСИХОМЕДИА

О тайм-менеджменте как понятии мы немного поговорили в прошлой статье. Мы вскользь коснулись самых интересных тем об эффективном планировании и управлении временем, согласно Г.Архангельскому. В этом материале мы продолжим раскрывать данную тему и остановимся на популярных школах тайм-менеджмента, представленных сегодня.

Как уже говорилось в прошлом материале, одним из основных представителей российского тайм-менеджмента принято считать Глеба Архангельского.  Главный посыл, который встречается во всех его работах – с помощью специальных техник, упражнений, методик человек должен правильно использовать время – главный невосполнимый ресурс – и жить с точки зрения собственного предназначения, а не служить навязанным целям. Если разделить его взгляды на две категории – философскую и практическую, то первая утверждает – не нужно никуда спешить, времени всем дается примерно одинаково. И расходовать его нужно с толком. Вторая категория – правильно инвестированное время в отдых. Он должен быть полезным, регулярным и активным. Если коротко подытожить рекомендации Глеба Архангельского, то чтобы прекратить постоянно заживаться в делах, достаточно иметь еженедельник, хорошо настроенный Outlook, один словом, правильно оптимизировать рабочее время.

Что касается западного тайм-менеджмента, то в нем можно выделить два основных течения. Первая школа, к которой относится Стивен Кови, практикует подход к планированию с точки зрения собственной миссии, целей, жизненного предназначения. Это основополагающие моменты, которые должны подниматься. Но у данного направления не всегда можно найти практические советы, что человек должен делать конкретно. Как прийти к пониманию своей цели и что с этим пониманием надо делать дальше?

Основные идеи книг Стивена Кови:

  • У каждого человека есть выбор: либо смириться со своей заурядностью, либо стремиться к совершенствованию. Даже если вы уверенны, что погрязли в банальной и ничем не примечательной жизни, никогда не поздно начать свой путь к важным свершениям;
  • Иметь высокие цели бесполезно, если вы не стремитесь претворить их в жизнь;
  • Устаревшая парадигма индустриальных отношений должна безвозвратно кануть в Лету. Человек больше не должен восприниматься как бездушный механизм, требующий постоянного контроля и назидания. Человек нового времени, кроме основных семи навыков высокоэффективных людей, также должен иметь и восьмой навык;
  • Восьмой навык успешных людей – обретение индивидуального голоса, раскрытие собственного потенциала и помощь окружающим в его раскрытии. Человек должен использовать возможность решать самостоятельно, в каком направлении ему стоит двигаться. И конечная цель этого навыка – это служение людям;
  • То, что объединяет всех успешных людей – это самоконтроль, способность видеть будущее, добросовестность и вдохновение.
  • Возможность осознания и выбора собственного жизненного пути опирается на единство тела, разума, духа и эмоций. Для начала эти понятия вы должны привести в порядок и состояние гармонии. При регулярной работе над собой вы сможете развить все виды интеллекта. Для тела – это самоконтроль, для разума – умение видеть будущее, для души – совесть, для сердца - вдохновение;

Другая американская школа, активным представителем которой является Дэвид Аллен и его система GTD – Getting Things Done, наоборот, приветствует более практичный подход к делу. Задача этого направления – помочь человеку начать вести жизнь более продуктивную и сбалансированную.

В основе направления лежит несколько ключевых моментов, на которых мы и остановимся:

Структурировать работу. Для начала нужно разрешить незаконченные дела. Если оглядеться вокруг, то вы наверняка увидите мелкие проблемы, которые вечно откладываются в долгий ящик. Это может быть неисправная техника, недоделанный проект. Это мелкие дела, которые отвлекают наше внимание. Решение в этой ситуации таково – заведите определенное место, в котором будет собираться вся входящая информация, а затем четко структурируйте ее по назначению.  

Разделение дел по контексту. Автор предлагает сегментировать любые дела, согласно их текущему контексту. Например, есть дела, которые можно сделать только с помощью компьютера, есть дела, в которых потребуется автомобиль. Согласно этим категориям и разделять их по темам «авто», «компьютер» и т.д. Совершенно разные дела по своей сути могут попасть в одну папку, но подобный подход существенно экономит время.

Еженедельный мониторинг. Чтобы в работе не было застоя, конец каждой недели – это время для планирования дел, целей, мероприятий на будущую неделю и анализ прошедшей.  Выделите несколько часов на «большую стирку», и в течение недели у вас будет больше свободных часов.

Определение действий. Какую бы цель вы не ставили, у вас должно быть четкое представление, каким именно должен быть ваш следующий шаг в ее достижении. Под шагом подразумевается ближайшее конкретное действие, необходимое для того, чтобы результат был достигнут.

Trick yourself. Человек – существо инертное и ленивое. Чтобы заставить себя что-то делать, порой нам приходиться обманывать себя, искусственно завлекать. Отсюда пошла любовь к ярким канцтоварам и прочим штукам, развлекающих нас в процессе. Сюда же можно отнести систему придуманных бонусов и поощрений, которые вы можете использовать за выполненную или невыполненную работу.

В настоящий момент существует множество различных школ тайм-менеджмента, в каждой в той или иной степени будут затронуты следующие темы:

  • Отслеживание личной и коллективной эффективности;
  • Наличие фиксированной точки отсчета в собственном плане;
  • Выявление своей истинной цели для мотивации;
  • Азы стратегического планирования;
  • Расстановка приоритетов;
  • Техника совершенствования достижения целей;
  • Активное использование программных продуктов в планировании.

psychomedia.org

Тайм-менеджмент для школьников и студентов — журнал "Рутвет"

Оглавление:

  1. Тайм-менеджмент для школьников
  2. Тайм-менеджмент для студентов

Правильно организовывать свое время должны уметь не только взрослые, которым требуется планировать работу, досуг и домашние обязанности, но и дети. Чем раньше ребенок научится рационально использовать свое время, тем легче будет даваться ему учеба, тем больше стрессовых ситуаций ему удастся избежать. Сегодня тайм-менеджмент для детей – это залог счастливого и успешного детства. С самых ранних лет малыша приучают к режиму. Ребенок, научившийся распределять свой день, более эффективен в учебе и увлечениях, ему легче удается реализовать себя. Совсем маленький ребенок подражает своим родителям. И если те подают хороший пример, то ребенок быстро научится организовывать свое время без особых усилий.

Тайм-менеджмент для школьников

Подготовку к школе начинают заблаговременно. Пожалуй, именно в этот период следует начать учить ребенка самоорганизации. К чему приводит неумение контролировать и распределять время? Ребенок будет постоянно отвлекаться, сравнивать себя с другими, испытывать давление со стороны коллектива, теряться в собственных целях. С чего начинается тайм-менеджмент для школьников? В первую очередь, ребенку необходимо объяснить, что такое планирование, и описать его преимущества. Школьник должен понять, что без четкой проработки шагов с привязкой к конкретному времени добиться желаемого результата будет непросто. Немаловажно и правильно организованное рабочее место – здесь не должно быть ничего отвлекающего и лишнего.

Объяснить пользу планирования можно на примерах, наиболее понятных ребенку. Если школьник увлекается компьютерными играми, то тайм-менеджмент можно сравнить с виртуальной игрой, где каждая достигнутая цель как новый пройденный уровень. Ребенок будет выполнять задачи с энтузиазмом, когда уяснит, что его время ограниченно и только эффективная работа поможет добиться положительных результатов.

Приучение к распорядку следует превратить в игру. Можно использовать таймер для выполнения каких-либо дел. Например, школьнику предлагается сделать домашнее задание по математике за 20 минут. Родители удивятся, насколько продуктивным окажется это время. Важно, не загонять ребенка в слишком жесткие рамки, иначе это станет дополнительным стрессовым фактором.

Модные в последнее время игры-квесты также можно использовать для приобщения ребенка к тайм-менеджменту. Преодолевая очередное препятствие и получая новое задание, ребенок научится достигать поставленных целей и будет делать это с энтузиазмом.

Видео о тайм-менеджменте для детей

Помимо целей и временных рамок существует понятие приоритета. Целей может быть много, но не все они одинаково значимы. Если дневной план школьника включает выполнение уроков, занятия спортом, просмотр телепередачи, прогулку с друзьями, то, скорее всего, первый пункт делать ему совершенно не захочется, а последние два окажутся слишком привлекательными, чтобы от них отказаться. Уже в начальных классах ребенок доложен понимать, что нужно не просто планировать свой день, а правильно расставлять приоритеты. Не выполнив первого пункта в списке, он не сможет перейти ко второму или четвертому. Понимая важность расстановки приоритетов, школьник быстрее научится грамотно планировать свой день, учебу и досуг.

Среди других правил детского планирования:

  • Регулярность – школьник должен научиться ежедневно планировать свой день. Вначале это должны быть записи в дневнике или блокноте, потом это могут быть напоминания в телефоне или короткие оповещения в современных технических устройствах, к которым дети быстро привыкают. Обходиться без записей детям в раннем школьном возрасте сложно. Нелишним будет повесить доску для рисования на видное место, где можно ежедневно обновлять расписание.
  • Отсутствие фанатизма – дел на день у школьника не должно быть слишком много. Если список взрослого человека может включать от 7 до 15 дел, то нежелательно вносить в расписание десятилетнего ребенка более 4-5 занятий. В противном случае школьник поймет, что успеть все невозможно и потеряет интерес к тайм-менеджменту.
  • Время для отдыха – школьник должен не только научиться планировать свою учебу, но и досуговое время. Нелишним будет внести в расписание прогулку с друзьями или просмотр любимого мультфильма.
  • Реальность поставленных задач – если взрослый человек может внести в список своих дел задачу, которая требует поэтапного решения, то в расписании ребенка не должно быть дел, которые нельзя выполнить за один раз. Школьник должен знать, что все поставленные перед ним задачи не просто реалистичны, а выполнимы в строго ограниченное время.

Тайм-менеджмент для студентов

Распорядок дня студента не во многом будет отличаться от расписания взрослого человека. Учебу в институте вполне можно приравнять к работе. Студенты уже знакомы с понятием планирования и в той или иной степени умеют организовывать свой день. Однако учебные нагрузки в студенческие годы слишком высоки, а контроль сравнительно мал. Студент должен самостоятельно распределять свое свободное время и избегать перегибов в ту или иную сторону. Конечно, срочные услуги студентам никто не отменял, но не стоит доводить до такой необходимости, важно научиться все делать самостоятельно и вовремя.

Не зря в студенческой среде ходит поговорка: «от сессии до сессии живут студенты весело».

Экзамены сами по себе становятся испытанием, а для неподготовленного студента – это тяжелая стрессовая ситуация. Тайм-менеджмент в образовании поможет избежать авралов и нервных срывов. Студенты, в отличие от младших школьников, должны понимать, что потраченное время невозможно восполнить, зато его можно заранее спланировать. Поскольку специфика обучения в вузе выдвигает свои требования к образу жизни студента, то и планирование должно быть особенным. Ежедневные расписания – только верхушка айсберга. Им должно предшествовать долгосрочное планирование, хотя бы на полгода. Так удастся избежать стрессовых ситуаций и качественно подготовиться к экзаменам.

К особенностям студенческого распорядка дня можно отнести:

  • Планирование полноценного сна – к сожалению, студенты пренебрегают качественным отдыхом, что отражается на их продуктивности и здоровье. Планируя день, не следует забывать о полноценном сне: встречи с друзьями и студенческие вечеринки не должны отнимать время от естественного отдыха.
  • Делегирование полномочий – в студенческом возрасте приходит осознание того, что сделать все самому не всегда возможно. Студенты открывают для себя прелесть делегирования полномочий, так удается «попасть» одновременно на несколько лекций и выполнить малозначимые задачи, оставив силы для первостепенных.
  • Корректировка задач – студенческая жизнь очень динамична, поэтому тайм-менеджмент для студентов имеет свою специфику. Учащиеся должны уметь не только планировать свой день и формулировать конкретные задачи, но и менять их или дополнять при необходимости. Планирование в этом случае имеет «плавающий» характер. Однако это не значит, что оно отсутствует вовсе. Благодаря рациональному тайм-менеджменту, можно не просто выполнить все поставленные задачи, но и сделать это с максимальной эффективностью.

Для планирования долгосрочных задач можно воспользоваться поточной схемой, которая позволяет наглядно показать, как должно быть распределено время, в какой последовательности выполнять задачи, и в какой срок каждую из них делать. При разработке схемы следует начать планирование с конца, то есть представить, что желаемая цель уже достигнута. Движение в обратном порядке поможет не ошибиться с выбором шагов и более точно скоординирует по времени. Как только цепочка действий будет полностью выстроена, следует откорректировать время и приступить к выполнению отдельных звеньев. Задачи полезно вносить в электронный ежедневник, который заблаговременно известит о предстоящей встрече или напомнит, что время выполнения этапа подходит к концу.

Студенту придется научиться делать несколько дел одновременно, иначе успеть все не выйдет. Современные гаджеты приходят на помощь новому поколению. Аудиокниги можно слушать во время уборки квартиры или сидя в метро, с помощью ноутбука или планшета можно подготовить презентацию для занятий, находясь в очереди в поликлинике или где-либо еще.

Сложнее всего бывает научиться контролировать время. Сначала кажется, что его много, а когда подходит срок, то время катастрофически улетучивается. Чтобы научиться действовать в соответствии с расписанием, следует взять на вооружение следующие правила:

  • вся подготовка к новому дню должна осуществляться с вечера;
  • чтобы избежать соблазна не выполнить какое-либо дело, необходимо рассказать друзьям о намерении его сделать – чувство ответственности заставит придерживаться намеченного графика;
  • время на дорогу необходимо внести в общий перечень свободного времени, так можно выгадать дополнительные минуты, а то и часы на повторение лекций, чтение книг, написание рефератов и т.д.
Видео о тайм-менеджменте в образовании

А Вы учите своих детей тайм-менеджменту, и помогает ли он им? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru

7 советов по тайм-менеджменту для школьников и студентов

Учишься ли ты в школе или университете, ты сталкиваешься с одними и теми же трудностями: как бы эффективнее спланировать свое время, будучи студентом или школьником, чтобы максимизировать свой успех?

Для начала задай себе такие вопросы: 

  • Считаешь ли ты, что в твоей жизни нет равновесия и что ты перегружен? 
  • Ты не можешь найти баланс между личной жизнью и учебой? 
  • Испытываешь ли ты стресс из-за плотного графика учебы? 

Если ответил «да» на любой из вопросов и недостаток времени тебя раздражает и расстраивает, запомни: если ты управляешь своим временем эффективно, то сможешь учиться лучше, иметь больше времени на все, и даже на то, чтобы общаться с друзьями. И это правда! Тебе больше не придется чувствовать себя виноватым, потому что ты потратил время на себя и свои увлечения, а не на учебу.

Давай рассмотрим, как перейти от стресса к успеху в учебе всего за семь шагов.

1. Свет мой зеркальце, скажи… я ль на свете всех умнее? -  Станешь умнее, когда начнешь создавать списки задач на день и ставить цели хотя бы на ближайшее время. 

Умный студент знает свои цели. Самый умный студент знает свои цели в деталях, ему предельно ясно, что нужно сделать, чтобы их достичь и чем при этом придется пожертвовать. Чувствуешь разницу? 

Начни с того, что каждую неделю составляй список задач. Запиши, по крайней мере, три важных, краткосрочных цели, которые ты хочешь достичь. 

Это может быть встреча с репетитором два раза в неделю, чтобы подтянуть химию. Или правильное питание, чтобы повысить свой уровень энергии, и как следствие быть более внимательным на занятиях. 

Независимо от того, какие у тебя цели, придерживайся их и делай все, чтобы их достичь! 

2. Выполняй самую трудную задачу первой. Здесь не может быть двух мнений - ты не сможешь эффективно управлять своим временем, если будешь медлить. Именно поэтому этот совет может быть самым важным для тебя. Начни использовать его уже сегодня! Ведь когда ты медлишь, ты тратишь время и, как правило, в большом количестве. Посмотри в глаза своему страху. 

Если ты избегаешь домашнего задания по математике – выполни его первым. Как только ты закончишь выполнение задачи, которую упорно избегал, то будешь практически свободен оставшуюся часть дня. 

Ты сможешь сделать больше и будешь чувствовать себя лучше, не откладывая дела на «потом».

3. Секрет твоего успеха – приоритеты. В то время как родители говорили, что ты должен учиться, чтобы заработать хорошую оценку, они упустили из виду, что наложили на тебя обязательство быть «звездным» учеником день за днем без перерыва.

Твой секрет управления временем – это способность распределять свою энергию в соответствии с приоритетами, чтобы использовать ее там, где тебе действительно это нужно.

Например, представь себе фонарик. Если ты его включишь и оставишь на несколько дней включенным, хотя это тебе и не нужно - в итоге батарея быстро разрядится. Что произойдет через неделю, когда тебе действительно понадобиться фонарик? 

Ты никогда не должен расходовать всю свою энергию без необходимости. Ты умный, способный, талантливый, задай себе вопрос – использую ли я свой «заряд энергии» эффективно?

Подумай о том, когда ты больше всего нуждаешься в энергии (например, когда тебе нужно запомнить миллион французских фраз к предстоящему экзамену) или когда тебе следует сохранить хоть немного энергии (как на вечеринке в четверг).

Примени этот совет к своему ежедневному графику и тебя ждет успех!

4. Найди постоянное место для ключей – будь успешен в учебе и жизни. Тайм-менеджмент - это об организации всего вокруг тебя. Ответь на следующий вопрос: «В этот самый момент, ты знаешь, где лежат твои ключи от машины или квартиры?» Если ты не знаешь ответа - ты неорганизованный. А если ты неорганизованный -  ты не используешь свое время эффективно!

Внеси небольшие изменения в свою жизнь и самоорганизацию - найди каждой вещи свое место. Это означает, что нужно просто прибить крючок для ключей и каждый раз, приходя домой, оставлять их именно там. Или найди другое место.

Создай файл на компьютере для каждого предмета. Таким образом, ты устранишь много проблем, которые часто заставляют чувствовать себя измотанным. Просыпайся немножко раньше, чтобы избежать спешки, и приди, наконец, вовремя. 

Результат учебы превзойдет не только твои ожидания, но и ожидания преподавателя.  

5. Нацелься на успех и устрани стресс. Испытываешь стресс от всего, что приходится делать, и за что нести ответственность? Если ты студент, ты находишься в «хорошей» компании – здесь все чувствуют то же самое. 

К счастью, у тебя больше контроля и возможностей, чем ты привык думать. Дело в том что, стресс и тайм-менеджмент идут по жизни рука об руку,  и когда ты побеждаешь одного, ты можешь завоевать другого. Начни с устранения стресса - каждый день выписывай или отмечай список всего, что на этой неделе ты уже выполнил, достиг, тебе удалось!

Это может быть что-то небольшое, например, разговор с преподавателем о возникшем вопросе к вчерашней лекции, или что-то большее, например,  просыпаться на час раньше и делать зарядку до начала занятий. 

Сосредоточив внимание на успехах - ты уменьшишь стресс, и это сэкономит твое время.

6. Перестань сопротивляться. Когда ты сталкиваешься с неудачей (например, плохая оценка за курсовую работу или презентацию), не зацикливайся на том, что сделал не так. Незачем размышлять над каждой крошечной деталью. Задай себе вопросы, дай на них честные ответы и сделай выводы. Теперь двигайся дальше и докажи, что твоя внутренняя критика неверна – ты справишься!

Когда ты прекращаешь сопротивление, все, что нужно сделать - это начать решать проблемы по мере их поступления и видеть ситуацию такой, какая она есть, а не думать: «Как прожить эту неделю и не рвать на себе волосы?»

Начни с первого пункта в твоем списке дел. Если у тебя сейчас занятие по английскому языку – это единственное, что тебя сейчас должно волновать. Не волнуйся о том, что принесет тебе остаток дня, а вместо этого сосредоточься на том, чем занят сейчас. Оттачивай умение использовать данный момент и сосредотачиваться на задаче в настоящем.

Когда ты обращаешь внимание на каждый момент, ты скоро заметишь, что время начнет работать в твою пользу.

7. Попрощайся с жалостью к себе. Испытывать жалость к себе  - это напрасная трата времени. Неужели у тебя есть время играть роль жертвы? Скорее всего, в твоем плотном графике ты такого времени не найдешь. Попрощайся с мышлением нытика, жалеющего себя, и освободи место, чтобы сделать больше и выполнить все задачи по списку дел.

Сделай это, переводя негативные мысли в позитивные. Если ты думаешь: «Я никогда не закончу вовремя», - перестань так думать. Лучше представь свой успех - визуализируй, как будешь себя чувствовать, пожимая руку вашего профессора, как он говорит, что ты проделал большую и важную работу.  Представь себе, что собираешься на собеседование, на котором тебе сделали предложение, от которого ты не смог отказаться.

Твой упорный труд и усердие окупятся, как только ты оставишь слезы и сожаления позади.

Когда ты расставишь приоритеты, станешь организованным, снимешь стресс, сосредоточив внимание на своих успехах – ты станешь студентом, который уверен в себе и учится с легкостью. Тогда обнаружишь, что ты эффективен и сам управляешь своим временем, и  готов справиться с чем угодно – учебным расписанием или «школой жизни» - тебе все теперь по плечу!

Источник

bogushtime.com

Тайм-менеджмент: Как научить ребенка управлять временем

Все знают, что время – это самый важный и невосполнимый ресурс. Как обучить этой науке детей и привить им культуру рационального использования времени?

Тайм-менеджмент – это, по сути, набор правильных привычек, которые помогают человеку достигать желаемых результатов. И если эти привычки сформированы с детства, человек воспринимает это как естественный подход к жизни, не вызывающий дискомфорта. В процессе обучения детскому тайм-менеджменту можно условно выделить 3 основных периода: дошкольный возраст, период обучения в младшей школе и работа с детьми средней и старшей школы.

Полтора года

Итак, начнем. Прежде, чем переходить к планированию, детям нужно сначала объяснить, что такое время. Сознательно начинать знакомить их со временем можно приблизительно с полутора лет. Поскольку время – это ни что иное, как процесс изменений, прежде всего, у ребенка нужно сформировать понимание того, что такое день и ночь. Затем постепенно можно переходить к изучению времен года, дней недели и таких понятий, как вчера-сегодня-завтра. В этом родителям помогут различные детские календари погоды и природы, которые можно приобрести на книжных рынках и в книжных магазинах.

3 года

Только к 2,5-3м годам дети начинают понимать, что такое «потом». С ними становится легче договориться, и теперь знакомство детей со временем может происходить уже более предметно. Это хороший период, чтобы начать учить свое чадо чувствовать время. Здесь родителям на помощь придут обычные будильники, таймеры и часы (электронные, песочные, с циферблатом) – спектр их применения очень широкий. Таймеры и будильники можно использовать и как напоминание о том, что пора начинать заниматься каким-то процессом, или сообщать о том, что время просмотра мультфильмов/игры на компьютере/пребывания на детской площадке уже истекло. Это работает гораздо действеннее, чем неоднократное повторение фразы: «Давай, заканчивай!».

Так, например, моя старшая дочь в возрасте 4-х лет уже сама просила меня завести будильник на 10 минут, чтобы успеть закончить играть, когда я говорила о том, что пора чистить зубы и ложиться спать.

Игры с часами

Во время ролевых игр можно использовать часы, полезны игры с ограниченным временем, когда за определенный период нужно выполнить какое-то задание. Это хорошо развивает у детей чувство времени. Сочиняя сказки о часах, можно в интересной форме объяснить, для чего они нужны, и как ими пользуются. А с помощью часов с циферблатом можно изучать положение стрелок и соответствующее им время.

Следует учесть тот факт, что дети, и маленькие, и постарше, живут как будто «вне времени». Они его воспринимают абсолютно не так, как мы, взрослые.

Вспомните, как для вас в детские годы день тянулся бесконечно долго, а период времени в 1 год воспринимался, как целая жизнь! Поэтому, говоря ребенку: «Скорее, нам нужно поторопиться, а то мы опоздаем!» – вы рискуете встретиться с полным отсутствием сотрудничества и понимания со стороны ребенка. И это совершенно не потому, что он хочет испортить вам жизнь. Все это связано с возрастными особенностями развития. В этом случае игры – лучшее лекарство. В игровой форме можно организовать любой, даже самый нелюбимый процесс.

Дневники, адвент-календари

Хорошо помогают ребенку понять, что такое время и так называемые дневники успеха, дневники счастливых моментов, а также адвент-календари. В сети есть масса интерпретаций и примеров этих инструментов. Отлично работает практика, когда в конце дня ребенок разноцветными карандашами отмечает в настенном календаре, как прошел сегодня его день. Красный – хорошо, желтый – нормально, серый – грустно и т.д. В конце месяца можно проанализировать, как прошел месяц. Это и хороший индикатор для родителей о настроении ребенка, и отличный способ начать создавать семейные ритуалы и традиции. В свое время у нас хорошо пошел календарь наблюдения за природой. Так ежедневно в конце дня моя старшая дочь отмечала, какая погода была сегодня на улице. Заполняя такую таблицу несколько месяцев подряд, ребенок не только начнет понимать и ощущать время, но и увидит картину в целом: каких дней в сезоне больше, солнечных или пасмурных, когда начинает падать снег, как происходит смена сезонов и т.д.

6-8 лет

Специфика тайм-менеджмента для школьников младших классов несколько иная. Ребенок идет в школу и очень важно, оптимально организовать процесс обучения. Сейчас самое благоприятное время знакомить ребенка с тем, что такое планирование. Однако прежде, чем приступить к этому, нужно решить два основных вопроса: «зачем?» и «как»?. Планирование, как процесс, не имеет никакого смысла, если не определены цели. Ребенок должен знать, зачем ему это нужно. Ну а на вопрос «как» ответить очень легко – конечно же, на собственном примере!

Если вы сами не будете ставить цели и обсуждать их в семье, не будете планировать свою деятельность и контролировать выполнение задач, внедрить эти принципы в жизнь ребенка вы также не сможете.

Если до этого момента вы и сами не могли похвастаться организованностью, то самое время начать. Обзаведитесь планировщиком, изучите литературу, или сходите на тренинг – и вперед.

Одна моя клиентка рассказала о том, что ее второй сын, дошкольного возраста, настолько привык вместе с ней составлять список дел и расписание на день, что с самого утра приходит к ней и спрашивает: «Мама, какой у нас сегодня план? Я хочу знать, чем мы сегодня будем заниматься». Так что самый лучший пример – это собственный.

Карта желаний

Но прежде, чем учить ребенка работать с целями и планировать, неплохо бы создать для этого фундамент – перечень его мечт и желаний – из которого в дальнейшем и будут извлекаться цели. Великолепный инструмент – это карта желаний. Вырезки из журналов, картинки, наклеенные на лист бумаги, рисунки своими руками и надписи, символизирующие желаемые объекты, помогут ребенку не только визуализировать его мечты, но и станут прекрасным досугом для всей семьи. Я, уже который год подряд, нахожусь в числе организаторов мероприятия «Карта мечты украинской семьи» и точно знаю, что этот процесс интересен участникам абсолютно разного возраста: от 2х до 96 лет.

Конечно, дети любят и умеют мечтать, а вот научиться превращать мечту в конкретные цели и совершать упорные действия для их достижения гораздо сложнее. Вот тут и пригодится помощь взрослых.

Для начала очень важно научить ребенка правильно формулировать цель. Для этого цель должна быть детально описана, с учетом всех нюансов: как ребенок будет себя чувствовать, когда цель осуществится, как это повлияет на его близких и на другие имеющиеся у него цели, какие шаги нужно будет предпринять, какие ресурсы могут понадобиться для достижения. А также не забудьте про факторы, которые могут помешать достижению желаемого.

Проще всего ребенку будет справиться с этой задачей, если он будет думать, рисуя. Работа над составлением так называемых интеллект-карт очень хорошо помогает развить мышление ребенка.

Можно предлагать детям изображать все этапы работы с целью в виде древовидной карты, которая будет нарисована цветными фломастерами и в сопровождении красочных картинок, отражающих предполагаемые этапы. В центре карты – цель (желание), от которой в разные стороны расходятся ветки: «ресурсы», «необходимые действия», «риски» и т. д. Лучше называть эти ветки, используя слова из лексикона ребенка. Я знаю детей, которые в возрасте 5ти лет начали практиковать составление таких карт. А в 8-ми летнем возрасте школьники уже великолепно справляются с этой задачей. Такие карты помогают видеть картину в целом, ничего не упускать, а также делают процесс целеполагания интересным и занимательным.

Планирование дня

Следующий важный момент – это, собственно, планирование дня. В начальной школе ребенка уже можно этому учить. Домашних заданий в это время не очень много, потому планировать будет не сложно, а вот понимание технологии планирования уже начнет формироваться, что очень пригодится уже в старших классах. Сначала это лучше делать не на реальных задачах ребенка, а на игровом примере, взяв за основу день какого-то мультяшного героя. Также детям интересно планировать свои выходные, на которые обычно у них много надежд и огромное желание успеть сделать все интересное, что не было реализовано за учебную неделю.

Понимание процесса планирования в разрезе недели и месяца у ребенка может создать использование «семейных календарей», в которых отражается загрузка всех членов семьи, видна взаимосвязь и взаимное влияние одних задач на другие. Такие календари можно создавать в формате Excel и распечатывать, а можно использовать для этого пробковые и магнитные доски.

10-15 лет

В жизни же учеников 5-9-х классов происходят существенные изменения. Много предметов, преподавателей и масса домашних заданий. Потому появляется потребность в помощниках, позволяющих быстро и эффективно справляться с большим объемом задач. Использование освоенных ранее интеллект-карт будет великолепно помогать при подготовке домашних заданий, написанию сочинений, запоминанию правил, созданию опорных конспектов. Ведь информация запоминается ребенком гораздо лучше, когда она нарисована и изображена в виде картинок.

Ну и естественно, в этот период уже можно говорить о полноценном планировании: об учете задач по расписанию и плавающих задач, о том, что важно закладывать в ежедневные планы время на форс-мажоры и возможные корректировки, о больших задачах-слонах, которых нужно дробить на кусочки, и о неприятных делах-лягушках, которые важно выполнять для достижения целей, о расстановке приоритетов и о вечернем анализе прожитого дня.

В завершение хочу отметить, что обучать детей планированию нужно постепенно, дозированно подавая информацию и объясняя, для чего необходим этот процесс. И помните: нет ничего универсального – экспериментируйте! Все дети разные, и то, что работает у одного, может совершенно не прижиться у другого. Потому будьте гибкими и, в зависимости от возраста ребенка, выбирайте одну из работающих тактик: организуйте игру, попробуйте заинтересовать или продемонстрируйте на собственном примере.

Опубликовано на womo.com.ua

bogushtime.com