Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.
План ответа
Понятие мышления.
Понимание мышления.
Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
Мыслительные операции. Формы мышления.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Виды мышления.
Возможности классификации.
Ответ:
Понятие мышления.
Понимание мышления.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.
Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.
Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.
Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:
Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците. Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.
Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.
Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.
Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.
Мыслительные операции. Формы мышления.
1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)
2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое
3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия
4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам
5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.
6. Конкретизация - это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.
Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B<A), обобщение и конкретизация (родо-видовые отношения)
Понятие и научное познание. Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.
Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.
Виды мышления.
Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)
Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)
Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.
Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным.
Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.
Пралогическое мышление- понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.
При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)
Вербально – логическое мышление – один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.
Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.
Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.
Также существует непроизвольное и произвольное мышление.
Возможности классификации.
(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, - по характеру выполняемых действий и операций, их языку.
Могут выделять таким образом:
по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;
по характеру решаемых задач: теоретическое – практическое;
по степени развернутости: дискурсивное – интуитивное
по степени новизны: репродуктивное – продуктивное.
studfiles.net
Мышление – это процесс отражения существенных связей и отношений, предметов и явлений.
Основные виды мышления:
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.
И. Калмыкова выделяет:
Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения.
Продуктивное мышление – это мышление, в котором полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.
Формы мышления:
В психологической науке различают такие логические формы мышления: понятие; суждение; умозаключение.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных
свойств предмета или явления.
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений
нового суждения.
Пример на формы мышления:
1.Все преступники должны быть наказаны.
2.Некоторые люди - преступники.
3.Некоторые люди должны быть наказаны.
Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, а в более общем смысле - психический процесс отражения действительности. Важную роль для мышления играет понимание.
Виды мышления:
Наглядно-действенное мышление – способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами. Часто этот вид мышления называют низшим, элементарным. Оно обнаруживается в поведении детей или животных. Однако исследования показывают, что наглядно-действенное мышление свойственно также многим видам профессиональной деятельности. С его помощью решают довольно сложные задачи изобретатели, хирурги, руководители, полководцы.
Наглядно-образное мышление. В основе этого типа мышления лежит разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении.
Комплексное мышление строится на основе обобщений. Свойственно детям или народам, находящимся на первобытной стадии развития. При комплексном мышлении один и тот же предмет или явление могут входить в самые разные комплексы.
Практическое мышление совершается в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных задач, практическое мышление сопряжено с решением практических вопросов и основано на обобщении практического опыта.
В психологии выделяют следующие операции мышления:
Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целые найти сходство и различие между ними. Сравнение может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно.
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем элементов, признаков и свойств.
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Абстракция. Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Пример: воздух, стекло, воду мы выделяем в них общий признак—прозрачность и можем мыслить о прозрачности вообще; наблюдая движение небесных тел, машин людей, животных, мы выделяем общий признак — движение и мыслим о движении вообще как о самостоятельном объекте.
Обобщения — мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации.
Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. Конкретизировать — значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон.
studfiles.net
Что такое мышление? Это процесс обработки информации, поступающей из окружающего мира. Мышление осуществляется в ходе течения мыслей, образов, различных ощущений. Человек, получая какую-либо информацию, способен представить как внешнюю, так и внутреннюю сторону конкретного предмета, предугадать изменение его во времени, представить этот предмет в его отсутствие. Что такое тип мышления? Существуют ли какие-то методики для определения типов мышления? Как ими пользоваться? В этой статье мы рассмотрим основные типы мышления, их классификацию и особенности.
Изучая информацию о типах и видах мышления, можно прийти к выводу, что для их определения не существует единой характеристики. Мнения ученых и психологов в чем-то похожи, в чем-то различны. Классификация основных типов мышления – вещь довольно условная, так как наиболее характерные типы и виды мышления человека дополняются их производными, индивидуальными формами. Но прежде чем перейти к рассмотрению различных типов, хотелось бы выяснить, как протекает сам процесс мыслительной деятельности. Мышление можно разделить на некоторые умственные операции, в результате которых образовывается понятие.
Все эти операции могут сочетаться в различных вариациях, образовывая в результате понятие – основную единицу мышления.
Психологи делят типы мышления человека на три группы. Рассмотрим первый тип – наглядно-действенное мышление, в результате которого человек способен справиться с задачей в результате мысленного преобразования ситуации на основании полученного ранее опыта. Из самого названия исходит, что изначально происходит процесс наблюдения, метод проб и ошибок, потом, исходя из этого, формируется теоретическая деятельность. Этот тип мышления хорошо объясняется следующим примером. Человек сначала на практике научился измерять свой земельный участок при помощи подручных средств. И лишь потом на основе полученных знаний постепенно была сформирована геометрия, как отдельная дисциплина. Здесь практика и теория неразрывно связаны между собой.
Наряду с понятийным мышлением выступает образное, или наглядно-образное. Его можно назвать мышлением при помощи представления. Образный тип мышления наиболее явно наблюдается у дошкольников. Для решения определенной задачи человек пользуется уже не понятиями или умозаключениями, а образами, которые хранятся в памяти или воссоздаются воображением. Этот тип мышления можно также наблюдать у людей, которые по роду своей деятельности призваны принимать решения, взяв за основу лишь наблюдение за предметом или наглядные изображения предметов (план, рисунок, схема). Наглядно-образный тип мышления обеспечивает возможность мысленного представления, подбора различных сочетаний предметов и их свойств.
Данный тип мышления не оперирует отдельными деталями, а концентрируется на размышлении в целом. Развивая этот тип мышления еще с раннего возраста, в будущем можно будет не беспокоиться о проблемах с решением важных задач. Абстрактно-логическое мышление имеет три формы, рассмотрим их:
Каждому по силам самостоятельно развивать логический тип мышления, для этого существует масса головоломок, ребусов, кроссвордов, логических задач. Правильно развитое абстрактно-логическое мышление в будущем дает возможность решить множество задач, которые не позволяют иметь тесный контакт с изучаемым предметом.
Экономика – это та отрасль жизни человека, с которой каждый сталкивается. Ежедневно узнавая что-то из повседневной практики, личность формирует собственные ориентиры, которые касаются хозяйственной деятельности. Так постепенно формируется экономическое мышление.
Обыденный тип мышления имеет субъективный характер. Индивидуальные экономические познания не столь углубленные и не способны предотвратить промахи и ошибки. Обыденное экономическое мышление основывается на односторонних и отрывочных познаниях в этой отрасли. Вследствие этого возможно восприятие части какого-либо события как единого целого или случайного явления – как постоянного и неизменного.
Напротив обыденного стоит научное экономическое мышление. Человек, владеющий им, знает способы рациональной и научно-обоснованной экономической деятельности. Рассуждения такой личности не зависят от чьего-либо мнения, она способна определить объективную истину ситуации. Научное экономичное мышление охватывает всю поверхность событий, отражая экономику во всесторонней целостности.
Предметом философии является духовный опыт человека, как психологический и социальный, так и эстетический, моральный и религиозный. Как само мировоззрение, так и типы философского мышления берут свое начало в продуктивном сомнении в правильности повседневных мнений. Рассмотрим основные особенности этого типа мышления:
Какой вид восприятия и обработки информации оперирует компетентностью и знанием, умением и навыком и не берет во внимание такие операции, как чувство и предчувствие, импульс и желание, впечатление и переживание? Верно, рациональное мышление. Это когнитивный процесс, который основывается на разумном и логичном восприятии предмета или ситуации. Человеку в течение жизни не всегда приходится размышлять над чем-либо, иногда он обходится чувствами и привычками, доведенными до автоматизма. Но когда он «включает голову», то старается мыслить рационально. Привлечь такого человека можно лишь фактами, основанными на реальности, и лишь осознав важность конечного результата, он начнет действовать.
Иррациональное мышление не подчиняется логике и контролю над своими действиями. Иррационалисты – деятельные личности. Они берутся за многие дела, однако в их действиях просматривается нелогичность. Их мысли и суждения основываются не на реальных фактах, а на ожидаемом результате. Иррациональное мышление может основываться на искаженных умозаключениях, на преуменьшении или преувеличении значимости каких-либо событий, персонализации либо сверхобобщении результата, когда человек, единожды потерпев неудачу, делает соответствующий вывод на всю жизнь.
При помощи данного типа мышления человек на основе различных фрагментов и кусков информации создает целостную картину. Люди-энциклопедисты, библиотекари, офисные работники, ученые, программисты-энтузиасты – все они являются представителями синтезирующего мышления. От них невозможно дождаться интереса к экстриму и путешествиям, их привычным полем деятельности является постоянная рабочая рутина.
Наблюдатели, люди, которые способны докопаться до первопричины события, любители размышлять о жизненном пути, имея в своем арсенале лишь несколько фактов, детективы и следователи – это типичные представители аналитического типа мышления.
Это своего рода научный тип мышления, сильной стороной которого является логика. Этот тип восприятия информации можно сравнить с рациональным, но он более долгосрочен. Если рационалист, решая одну проблему, быстро переходит к решению следующей, то аналитик будет долго копаться, оценивать развитие событий, обдумывать, что могло послужить первопричиной.
Наиболее часто встречающиеся типы мышления человека включают мышление идеалистическое. Оно характерно для людей с несколько завышенными требованиями к окружающим. Они подсознательно пытаются отыскать ранее созданные идеальные образы в окружающих, они склонны питать иллюзии, что влечет за собой разочарование.
Идеалисты максимально точно могут оперировать в своих решениях социальными и субъективными факторами, они стараются избегать конфликтных ситуаций, считая их ненужной тратой времени. По их мнению, все люди могут договориться между собой. Для этого им важно правильно определить конечную цель. Их стандарты могут показаться слишком завышенными, однако качество работы таких людей действительно высокое, а поведение – образцовое.
Еще одна характеристика типов мышления была предложена Стивеном Кови. Ему принадлежит идея о том, что разные типы мышления можно разделить всего на два вида. Позже его теорию поддержал и Джек Кенфилд, занимающийся мотивацией человека. Так что же это за теория? Давайте разберемся.
Люди первого типа живут мыслями о собственном будущем. Все действия людей направлены не на воплощение в жизнь своих желаний, а на размышления о завтрашнем дне. При этом, они не задумываются, наступит ли это «завтра» вообще. Результатом этого является множество упущенных возможностей, неспособность к кардинальным изменениям, а мечты о безоблачном будущем часто так и не становятся явью.
Люди «почему» живут прошлым. Прошлым опытом, прошлыми победами и достижениями. При этом они часто не замечают того, что происходит на данный момент, о будущем могут вообще не задумываться. Причины возникновения многих проблем они ищут в прошлом, а не в себе.
На сегодняшний день психологами разработано множество методик, при помощи которых можно определить собственный тип мышления. Респонденту предлагается ответить на вопросы, после чего его ответы обрабатываются, и определяется доминирующий тип восприятия и обработки информации.
Определение типа мышления может помочь в выборе профессии, многое рассказать о человеке (его склонности, стиль жизни, успех при освоении нового вида деятельности, интересы и многое другое). Прочитав вопрос теста, стоит ответить утвердительно, если вы соглашаетесь с суждением, и отрицательно, если нет.
Методика «Тип мышления» показала, что редко встречаются люди, у которых тип мышления определен в чистом виде, чаще всего эти они комбинируются.
Стоит заметить, что существует множество различных упражнений, позволяющих тренировать и развивать определенные типы мышления. Так, типы творческого мышления можно развивать при помощи рисования, логического, как говорилось ранее, при помощи кроссвордов и ребусов.
www.syl.ru
У вас есть проблемы с решением сложных задач? Вы не можете придумать ни одной креативной идеи? Значит, вы задействуете не ту область мозга. Что способствует проявлению креатива и нестандартного подхода к простым проблемам? Это продуктивное мышление. Именно оно помогает людям что-то создать или найти простой выход из сложной ситуации. Все подробности об этом читайте ниже.
Продуктивное мышление – это творческий подход к решению задач. Творческое мышление – вот как называют его дизайнеры. Именно эти креативные люди умеют включать и выключать воображение по своему желанию. Но ведь мышление не так просто устроено, чтобы управлять им волевым усилием. На самом деле то, как именно функционирует мозг, не знает никто. Но ученые смогли систематизировать и выписать процессы, которые, по их мнению, происходят в сером веществе в момент зарождения мысли. Эти этапы назвали процессами и стадиями творческого мышления.
Любой человек сталкивается с тем, что время от времени ему нужно включать творческое мышление. Например, когда друг задает вам простой вопрос: "Какие бы суперспособности ты имел, если бы был супергероем?" Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно, если вы никогда не думали над ним ранее. Поэтому приходится включать воображение, представлять и анализировать нереальную ситуацию.
Продуктивное мышление – это процесс зарождения творческой мысли. А что же участвует в ее формировании?
Зарождение мысли - сложный процесс. А что такое возникновение идеи? В продуктивном мышлении это преобразование абстрактного образа во что-то конкретное. Существует несколько стадий творческого мышления.
В чем разница между продуктивным и репродуктивным мышлением? В первом случае идет формирование творческой идеи. Человек придумывает что-то новое, чего не существовало до него. Во втором случае человек ничего не изобретает. Он может решить проблему, благодаря существующим у него знаниям и умениям. Какие же бывают виды продуктивного мышления?
Творческое продуктивное мышление хоть и считается бессистемным и нелогичным, но все же, чтобы его квалифицировать, были выведены некоторые особенности.
Продуктивное мышление в психологии делится на несколько категорий:
Вы задумывались, что происходит в мозгу тогда, когда вы стараетесь что-то представить или вообразить? Процессы продуктивного мышления, которые выделили ученые:
Некоторые люди могут жаловаться на то, что у них плохое воображение. Развитие продуктивного мышления – это не высшая математика. Этим процессом должны заниматься родители, чтобы вырастить здорового и умного ребенка. Как можно развивать воображение? Один из легких способов – это сочинение сказок. Человек может придумывать небылицы или же рассказывать истории, но оформлять их необычным образом.
Развитию творческого мышления способствует творческий процесс. Если вы хотите стать креативнее, подумайте, где могут пригодиться ваши знания и навыки. Начните писать музыку или картины, лепите, танцуйте или пойте. Все это помогает задействовать правую половину полушария.
Что же является результатом продуктивного мышления? Примером такого подхода является любая творческая специальность. Например, возьмем работу дизайнера. Эти люди ежедневно должны прилагать усилия для того, чтобы сгенерировать не существовавшие до них идеи. Результатом их творчества являются логотипы, визитки, фирменные стили и всевозможные виды графического оформления сайтов.
fb.ru
Высшей ступенью познания мира является мышление. Без него невозможно получить представление о недоступных нам в чувственном плане объектах, особенностях, взаимосвязях действительности. Формы мышления разнообразны. Оно является объектом исследования во многих науках, особенно таких как логика, психология, нейрофизиология.
Мышление представляет собой особый процесс, имеющий ряд признаков. Отдельно рассматривают механизм протекания, формы мышления в психологии и операции мыслительного процесса.
Особенности осуществления процесса мышления | Формы мышления | Операции мыслительного процесса |
|
|
|
Рациональными являются виды и формы мышления, четко следующие логическим связям и ведущие к определенной цели без учета чувственной сферы. Отбрасывается сфера желаний, импульсов, предчувствий, переживаний и впечатлений. Если сложная ситуация погружает человека в бурю эмоций, он может взять себя в руки благодаря рациональному способу мышления. Рациональное мышление дает только четкие и беспристрастные характеристики объекта из любой сферы. Личные эмоции при рациональном мышлении отсутствуют, но оно не всегда является продуктивным. Выделяют такие формы рационального мышления, как понятие, суждение, умозаключение.
Иррациональное мышление, наоборот, осуществляется при отсутствии логики, целей и взаимосвязей. Интуитивный взгляд на ситуацию – это основа образного мышления. Оно не предполагает использования анализа. Интуитивные виды и формы мышления не требуют выражения в словесной форме. Язык, пусть и мысленно, необходим в рациональной сфере, основанной на словесно-понятийной базе. Результат интуитивного мышления зависит от вложения в образ личного и смыслового содержания, что необходимо творческим людям, создающим произведения искусства.
Понимание между людьми происходит просто, когда они оперируют рациональными понятиями, ведь их суть точно определена. Донести свои ощущения и чувства до собеседника довольно сложно. Чувства, выраженные через речь, уже не так будут восприняты слушателем. По поводу непонимания в общении Тютчев метко подметил: «Мысль изреченная есть ложь».
Для лучшего понимания мы все формы сгруппировали в приведенную ниже таблицу
Критерии | Характеристика |
| Понятие как форма мышления способствует познанию сути существующего объекта (предмета, явления), выявлению предметных взаимосвязей, определению отношений, обобщению признаков. Свойства каждого объекта или явления разнообразны, могут быть существенными и несущественными. Понятие как форма мышления существует в словесном виде. Слова обозначают понятия единичного («планета», «край»), общего («термин», «элемент»), конкретного или абстрактного («зло» и «добро») характера. Большой объем признаков – это свойство родовых понятий («животное», «мебель»), меньшим числом признаков обладают видовые понятия («примат», «диван»). |
| Суждение как форма мышления содержит подтверждение/не подтверждение какого-либо факта, положения предмета, связь с явлениями, свойствами, событиями. Оно может быть оспоримым, общим и единичным. Для проявления суждений необходимо применять полноценные фразы. Суждение как форма мышления тождественно предложению. К суждениям не относят все фразы из междометий и некоторые из нескольких слов («Ах!», «Ну что еще?») |
| Умозаключение как форма мышления возникает при объединении нескольких суждений. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные. Метод индукции предполагает обобщение, объединение отдельных элементов. С его помощью выделены закономерности и правила при исследовании разнообразных явлений. Метод дедукции предполагает ход мыслей от общей картины к отдельным деталям, фактам. Это получение знаний на базе существующих закономерностей. |
Вышеперечисленные формы мышления человек реализует во всех их видах с учетом решаемых задач.
Суждение - форма мысли, устанавливающая логические взаимосвязи понятий, совпадение которых (тождественность) выражается связкой «есть», противоречие - «не есть». Взаимосвязь или не тождественность выражается в виде предложений, например, как сказал Уэтли: «Логика есть наука о языке». Предложения являются лишь словесной оболочкой суждений, но они не могут быть одним и тем же. Например, логические формы мышления не могут быть отражены в вопросительных и побудительных предложениях. Любые суждения возможно выразить в форме предложений, но не все фразы относятся к суждениям. Истинные суждения реально отражают суть и особенности объекта, а ложные – неадекватно.
Умозаключение позволяет на базе имеющейся информации получить «свежие» знания. Оно образуется как результат перехода от каких-либо высказываний о реальном мире к новому выводу, являющемуся новым знанием о ситуации. Например, совпадение геометрического центра и центра тяжести тела возможно, когда его плотность совпадает во всех его частях. Астрономические наблюдения показали, что данные центры у Земли не совпадают. Следует умозаключение: Земля имеет разную плотность в своих разных частях. Таким образом можно получить новое знание, не исследуя объект.
Содержательные умозаключения (акт психики) образуются в результате перехода от высказываний к выводу на интуитивной основе, интуиция подсказывает наличие связи между объектами, явлениями. Формально-логические умозаключения (логические формы мышления) образуются при участии логики.
Работа над разнообразными задачами и ситуациями (в теории, на практике) невозможна без использования следующих процессов в различных комбинациях.
Мысленный процесс: объект (явление, ситуация) мысленно делится на составные части. Сопровождается отделением несущественных связей. | |
Восстановление целого из разрозненных элементов - процесс, обратный анализу. Преобладание анализа или синтеза в складе мышления зависит от склонности индивида к разным мыслительным формам. | |
Сравнить объекты (понятия, вещи) - значит сопоставить их, увидеть в них общее и различное, классифицировать (объединить по одному признаку). | |
Процесс, при котором рассматривают объект под определенным ракурсом: выделяют один признак (свойство, сторону) объекта и «абстрагируются» (не замечают), отвлекаются от других признаков. | |
| Оперирование конкретными явлениями, обратное абстрагированию |
Выявление максимального числа близких признаков, особенностей и связей между объектами (вещами, понятиями), отбрасывание особенностей, являющихся единичными, случайными. |
Начало процессу мышления может положить возникновение проблемной ситуации и необходимость ее решения. Мыслительный процесс неосуществим без умения поставить вопрос, увидеть непонятное, непознанное.
Формы научного мышления – это формулировка проблемы (вопрос), определение доказательств или опровержений какого-либо факта, гипотеза и теория. Последние две формы относятся к опережающему познанию и необходимы для стимулирования научных исследований, обоснования результатов.
Принципы, законы и другие категории не относят к формам научного мышления, так как они являются либо понятиями, либо суждениями.
С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.
Наглядно-действенное | Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия). |
Наглядно-образное | Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг). |
Словесно-логическое | Основа - логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи. |
Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.
Основные формы мышления существуют на базе психологических законов c учетом развитости ума и интеллекта разных людей. От каких особенностей зависят качества ума?
Формирование всех мыслительных качеств происходит в комплексе и всегда идет рука об руку с интеллектуальным развитием. Уровень способности результативно решать встающие на пути ситуации и проблемы называется интеллектом. Совершенствование важных мыслительных качеств, развитость личности во многих направлениях зависят от хорошей организации учебной и профессиональной деятельности.
№ 1. Сравнение
Задание: найти общие признаки в каждой паре понятий и ответить на вопрос, какие формы мышления в психологии использовали. Несколько пар относятся к близким «однополевым» понятиям (например, «футбол» и «кий» сообщают о спорте или игре), другие – к «разнополевым» с точки зрения семантики, ответы на которые не учитываются. Случайные или чисто внешние признаки не засчитываются. Ответы по «однополевым» сравниваются с верными результатами (нормой считается от 10 до 15 совпадений).
№ 2. Рассуждение
Задание: Суахили – это один из африканских языков. Используя несколько фраз подстрочника, необходимо перевести фразу «Я тебя люблю» на язык суахили.
«он любит тебя» | акупенда |
«он воюет с ними» | авапига |
«я воюю с тобой» | никупига |
«он любит нас» | авупенда |
В ходе группового обсуждения проговорить этапы решения задания и поэтапно проанализировать, как получили верный ответ - «никупенда».
№. 3. Игра «Царь и трое пленников»
Групповая игра для 10-13 человек, могут участвовать несколько групп. Каждой группе предстоит принять решение и обсудить его перед всеми при подведении итогов. «У царя трое пленников. Он придумал игру, чтобы решить, кого казнить, а кого помиловать. Пленники с завязанными глазами должны тянуть жребий (от 1 до 5), бумажка с номером помещается каждому на спину. Два номера черного цвета, остальные - белого. Когда все бумажки были прикреплены на спины, пленников поставили в ряд и сняли повязки. Царь обещал, что освободит того, кто угадает цвет номера со своей спины. Пленник, стоявший в конце шеренги, видел номера впереди стоящих, но ошибся. Стоявший вторым видел номер первого и тоже не назвал верный ответ. Первый в шеренге пленник не видел ни одного номера и ответил: «Белый». Царь освободил его за правильный ответ.
Задание: как рассуждал первый пленник, восстановите ход его мыслей (для решения задачи необходимо подумать, почему ошиблись два других пленника).
www.syl.ru
Герман Cepгeeвич Hикифopoв, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии здоровья Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (СПбНИПСР).
Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. Тип мышления — это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем
креативности (творческих способностей).
Профиль мышления, отображающий доминирующие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками.
Согласно Д. Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка на другой. Следовательно, при четырех базовых языках возникает
четыре перехода. Например, в первой паре образуются следующие переходы:
В итоге образуются 24 перехода во всех шести парах.
С помощью предлагаемого опросника вы можете
определить свой базовый тип мышления и измерить уровень креативности.
Прочитайте утверждения из опросника, который приведен ниже. Отметьте в таблице 1 свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения, соответственно, знаками «+» или «—».
Обработка и анализ данных проводится следующим образом:
подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (т.е. в каждом из пяти вертикальных столбцов). Каждый номер столбца означает определенный фактор мышления:
Таблица 1.
Опросник для определения типов мышления и уровня креативности
1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).
2. Я люблю настраивать программы для компьютера.
3. Я люблю читать художественную литературу.
4. Я люблю живопись (скульптуру).
5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.
6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.
7. Я люблю шахматы, шашки.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.
10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.
11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.
12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
15. Мне не нравится регламентированная работа.
16. Мне нравится что-либо делать своими руками.
17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.
18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.
21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.
23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
25. Люблю фантазировать.
26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
28. Мне нравятся художественная литература.
29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.
30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
31. Истинно только то, что можно потрогать руками.
32. Я предпочитаю точные науки.
33. Я за словом в карман не лезу.
34. Люблю рисовать.
35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.
36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.
37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.
38. Мне нравится читать стихи вслух.
39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.
40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.
41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.
42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.
43. Люблю поэзию.
44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.
45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.
46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.
49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.
51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.
53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
58. Люблю писать письма.
59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.
67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.
68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.
70. Мне нравится работа дизайнера.
71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.
73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
74. Меня привлекает работа художника-оформителя.
75. Не люблю ходить одним и тем же путем.
Обучаясь по индивидуальной программе вы можете составить свой учебный план с учетом особенностей вашего стиля познания и мышления.
www.elitarium.ru
Мыслительные цепочки помогают человеку осознавать и понимать мир, в котором он живет. По сути, в ходе мыслей в голове человека отражается модель реального мира. Мозговая деятельность делится между собой по разным признакам, можно выделить самые основные: наглядно-действенное мышление, понятийное и допонятийное, наглядно-образное и другие.
Интересно, что виды мыслительных цепочек усложнялись с разными этапами эволюции, то есть с каждым этапом эволюции люди приобретали еще один тип работы ума.
А каждая человеческая жизнь отражает в себе процесс этой эволюции, так как в каждом возрастном периоде ребенок также приобретает новый тип мышления.
С давних времен люди ставили перед собой цели и решали их. В процессе достижения своих целей им очень помогал мыслительный процесс. Интересно, что мыслительные процессы делятся между собой на те, которые решают практические реальные задачи и мышление, которое отвечает за теоретическую деятельность. Одно из древних видов мышления, которое позволяло осуществлять успешно практическую деятельность – это наглядно-действенное мышление. Именно благодаря ему, древние люди могли, к примеру, отмерят кусок земли, ведь в этом занятии задействованы как мысли, так и руки человека, а именно его действия. Этот вид мыслительного процесса пришел к человеку еще до того, как он мог осуществлять в голове процесс теоретической мыслительной деятельности. До того, как он обладал понятиями, то есть наглядно-действенный образ мысли имеет допонятийный характер.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наглядно-действенное мышление - форма мышления, манипулирующая предметной сферой.
Если смотреть с научной точки зрения, то наглядно-действенный способ мысли подразумевает под собой практическую деятельность, в результате которой человек преобразовывает, изменяет состояние предмета. В этом случае важно правильно взаимодействовать с теми или иными предметами.
Это вид работы. который отражает такое понятие как «ручной интеллект». Если обратить внимание на современный мир, то можно найти людей с профессиями «ручного интеллекта». Вот их примеры:
В этих профессиях, очень важно, чтобы была так сказать, «набита рука».
Конечно, в представленных профессиях важно не только доскональное знание теории, но и опыт и профессионализм, который приобретается посредством работы рук, то есть здесь имеет место быть наглядно-действенный способ мысли.
Данная форма мысли относится к допонятийному типу мозговой деятельности.
Мыслительные процессы делятся между собой на два типа, на допонятийное и понятийное мышление. Собственно в названиях и скрывается отличие одного типа от другого. При допонятийном виде человек мыслит образами, а не понятиями. Это самый ранний тип, так мылят люди в детстве. Так сказать, наглядно. Например, когда человек, что-то объясняет и в итоге сводит это к реальному примеру, аналогии, то есть понятной и знакомой картинке, которую можно представить в голове в виде образа. В таком способе мыслей важную роль играет память, потому что именно в ней и записываются образы. К допонятийному мышлению относится и наглядно-образная форма мысли.
Данный тип мышления начинает формироваться примерно с 7-8 лет, а предшествует ему наглядно-действенное, это когда у малыша еще не очень хорошо развита память, и он называет предметы и осознает их только когда видит в реальности. У древнего человека и малыша в этом возрасте одинаковые процессы работы ума.
У детей наглядно-действенный способ ума отражается в том, что при изучении нового, незнакомого для него предмета, ему необходимо его потрогать, повертеть в руках, нажать на разные части предмета. Если маленькому человеку это не удается, он просит помощи у взрослых или оставляет неведомый предмет в покое.
Один из вариантов определить какая форма работы ума у вашего ребенка – это задать ему простую задачку и попросить решить. Например, попросить малыша в уме представить десять палочек и спросить, сколько палочек останется, если две уберут. Если у ребенка не получилось решить задачу, покажите ему, это на реальном примере, объясните действенно. То есть положите перед ним десять палочек, а потом две уберите. Если ребенок в этом виде решит уравнение, значит ему пока легче работать с предметами, то есть у него срабатывает наглядно-действенный способ умозаключений.
Данный детский и древний образ мысли, если смотреть с исторической точки зрения дает начало теоретической работе ума. Таким образом, рождаются рассуждения человека.
Лишь, основываясь на действенной мозговой цепочке, накапливается известный опыт, который человек начинает облекать в слова, а затем и строится цепочка умозаключений, что уже является высшей мозговой деятельностью.Если свести этот опыт к жизни человека на примере развития ребенка, то можно сказать, что нельзя требовать от малыша сразу сложных умозаключений. Если родители хотят заниматься с ребенком, нужно развивать тот вид мысли, который присущ его настоящему возрасту, в результате чего и произойдет быстрее переход к теоретическому мозговому процессу.
Ребенку нужно задавать решать задачки практическим путем, на реальных примерах. Таким образом, он быстрее перейдет к следующей мыслительной цепочке.
Оцените статью:(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!tonusmozga.ru