3. Этапы развития человека. Этапы развития человека


Этапы эволюции человека – основное в развитии

Существует несколько основных теорий происхождения человека. В научном мире лидирующие позиции по-прежнему принадлежат теории английского ученого Чарльза Дарвина, согласно которой далекими предками человека были приматы. Для столь разительного скачка в развитии человечеству потребовалось пройти долгий путь эволюции.

Теория происхождения человека

Среди множества наук существует та, что занимается изучением исторического формирования человека и основных этапов его развития. Это антропогенез, что в переводе с греческого означает «anthropos» – «человек» и «genesis» – «происхождение».

Долгое время единственным объяснением происхождения человека была теория креационизма – самая старая из всех существующих теорий, согласно которой человек есть творение высшего существа. Например, в христианской религии человек был создан по образу и подобию Бога. Аналогичная идея широко распространена во многих религиях и мифах.

В 19 веке в научном мире произошел настоящий переворот, когда английский ученый Чарльз Дарвин предложил сенсационную теорию, утверждающую, что человек произошел от обезьян. Эволюция человеческой расы стала возможной благодаря естественному отбору и законам наследственности и изменчивости.

Чарльз Дарвин

Рис. 1. Чарльз Дарвин.

Наиболее экзотической теорией появления человечества является космическая. Согласно ей человеческая раса появилась на Земле вследствие инопланетных экспериментов, а люди являются прямыми потомками внеземных существ.

Основные этапы эволюции человека

При всем многообразии различных теорий, научный мир придерживается дарвинистской теории, которая имеет немало научно обоснованных доказательств.

ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой

Согласно этой теории человечество пережило пять основных этапов своего развития:

  • Австралопитек. Это переходное звено от приматов к человеку. Тело австралопитека было покрыто густой растительностью, и внешне он больше напоминал примата, нежели человека, однако уже передвигался на двух ногах, использовал орудия труда, а его мозг по объему превосходил обезьяний.

Австралопитек

Рис. 2. Австралопитек.

  • Человек умелый. Первый полноценный представитель человеческой расы. Он обладал большей подвижностью тела и зачатками речи, его мозг на одну треть был больше мозга австралопитека, однако его внешний облик по-прежнему был далек от человеческого.
  • Человек прямоходящий. Отличался хорошо развитым мозгом, что позволяло ему изготавливать сложные орудия и вести коллективную охоту, умело использовать огонь, быстро реагировать на меняющиеся условия среды.

Местом, где археологами были найдены останки первобытных людей, оказалась Африка. Именно там произошло зарождение человеческой расы, которая постепенно освоила всю планету. По этой причине Африку часто называют колыбелью цивилизации.

  • Неандерталец. Мозг был развит так же хорошо, как и у современного человека. Для него характерны социальные связи, достаточно хорошо развитая культура, искусство, ритуалы.
  • Человек разумный или кроманьонец. Его внешность практически не отличалась от внешнего облика современного человека. Накопленный жизненный опыт и усовершенствованные орудия труда помогли в развитии хозяйственной деятельности – земледелии и одомашнивании диких животных. Пещерная живопись, скульптура, гравировки, ювелирные украшения – лишь часть достижений кроманьонца.

Кроманьонец

Рис. 3. Кроманьонец.

Что мы узнали?

При изучении темы «Этапы эволюции человека» мы узнали, что существует несколько основных теорий появления и формирования человечества. Мы познакомились с основными этапами эволюции человека, которые были выдвинуты английским ученым Чарльзом Дарвином, узнали, какими особенностями и навыками обладал древний человек на каждом этапе своего развития.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Основные этапы развития человека.

Большинство учёных придерживаются эволюционной теории, которые подтверждаются последними биохимическими и генетическими исследованиями. Предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временном промежутке между 5 млн и 10 млн лет назад. В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн лет. Существо было названо «сахелонтроп из Чада» (Sahelantropus tchadeensis). Предполагается, что сахелонтроп, как и человек, был прямоходящим. Но некоторые антропологи считают, что это обезьяноподобное существо, а не человекоподобное. Австралопитек (от лат. australis –южный и греч. pithekos – обезьяна), живший на территории Африки 4.2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, и по внешнему виду он более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объём мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

Человек умелый (homo habilis), названный так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия труда, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят, а возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий делал более сложные орудия труда и умел использовать огонь. Его мозг по объёму близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.

В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.

Полтора столетия назад были обнаружены останки первобытного человека, названного неандертальцем (по названию местности в Германии). Объём мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец – прямой предок современного человека, но сейчас учёные склоняются к версии, что он – тупиковая, слепая ветвь эволюции.

Новый человек разумный, то есть человек современного типа, появился в Африке около 130 тыс. (невозможно, и больше) лет назад, за короткое время этот расселился по Азии и Европе: ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты , которые позволяют судить о высоком развитии их культуры, пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д.

Человек разумный заселил всю Землю 15-10 тыс. лет назад. Постепенно совершенствовались орудия и накапливался его жизненный исторический опыт, человек переходил к производящему хозяйству (земледелию и животноводству). Возникли первые крупные поселения, и во многих районах человечество вступило в эпоху цивилизаций.

Основные факторы антропогенеза

Биологические факторы:

· прямохождение;

· развитие руки;

· большой мозг;

· способность к членораздельной речи.

Социальные факторы (формы деятельности):

· труд;

· коллективная деятельность;

· мышление;

· язык и общение;

· нравственность.

Считается, что из перечисленных факторов ведущую роль в процессе становления человека сыграл труд, на примере которого чётко проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий труда, строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило их эффективно применять. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к обузданию индивидуализма, заботе о членах племени (система запретов и норм), к необходимости общения (появления речи). Язык способствовал развитию мышления, позволяя выражать всё более абстрактные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества.

Таким образом, биологические факторы и формы социальной деятельности тесно взаимосвязаны и зависят друг друга. В целом человека нельзя свести исключительно только к биологическим особенностям, поскольку человека человеком может сделать только общество (подтверждение тому – дети, воспитанные животными). Но его нельзя сводить и только к общественным качествам, поскольку для развития человека необходимы биологические предпосылки (развитый мозг, прямохождение и т.д.). Человек живёт одновременно в двух мирах – природном и общественном, являясь биосоциальным существом.

 

Определения человека.

 

Природа человека - это совокупность особенностей и признаков, отличающих человека от других живых существ. Особые качества человека: разум, способность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль, творчество, духовность, вера, воображение, фантазия, смех, осознание своей смертности и многие, многие другие специфические качества и свойства.

Когда то Платон дал следующее определение человеку: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

Сущность человека – это основное качество, которое определяет внутреннее содержание человека. Различные учёные давали самые разные определения сущности человека, которые видели её в общественной деятельности, разуме, творчестве, игре или вере.

Существует множество определений понятия «человек».

Аристотель называл человека животное политическое (zoonpolitikon), подчёркивая, что человек реализует свою сущность только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства).

Карл Маркс также подчёркивал общественную сущность человека: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений».

Homo sapiens(человек разумный). Это определение усматривающее сущность человека только в разуме, тоже восходит к Аристотелю. В Новое время оно стало общепринятым, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификацией стало стандартным обозначением вида для современного человека. В огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логически мыслить и сознавать себя и мир вокруг.

Homo faber (человек созидающий). Это понятие ввёл нидерландский философ Й. Хейзинге (1872-1945). Человек в отличие от животного активно производит , творит, созидает, причём его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Созидание есть основа всей многообразной деятельности совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человек в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий – от каменных скребков до компьютеров – создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь. Можно сказать, что современный человек живёт в мире техники и культуры, творцом которого он является.

Homo ludens (человек играющий). Это понятие также ввёл Й. Хейзинге, полагающий, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека – правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила.

Homo religiosus (человек религиозный). Здесь человек понимается прежде всего как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек – свободное существо, наделённое способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека – движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло – путь, уводящий человека от своей родовой сущности.

А, например, Эрнест Касирер, называл человека «символическое животное», Эрнест Блох «человек мечтающий», Норберт Винер «человек общающийся», Мартин Хайдеггер «человек скучающий», усматривающие сущность человека в творении символов, способности мечтать, общаться и т.д. Фридрих Ницше называл человека «больным животным», одчёркивая его безынициативность. Стадность, потребность в подчинении. Историю общества рассматривает как постепенное вырождение человека. Некоторые современные философы говорят об агрессивности человека, которая проявляется в бесконечных войнах преступлениях, его неразумности, которая приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия массового поражения, перенаселению, техногенным катастрофам, а в итоге – к гибели всего человечества. «Человек – это безумная обезьяна, которой дали в руки бритву» - С. Лем.

Определения понятия «человек», взятые из философских словарей.

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек – это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Таким образом, природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости сущности человека. Ф.М.Достоевский говорил: «Человек есть тайна…».

 

 



infopedia.su

3. Этапы развития человека | МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КАББАЛЫ

М. Глизерин

Лишь все человечество вместе является истинным человеком.

Иоганн Гёте

Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы – вот простой способ учиться мудрости в этом мире.

Хун Цзычен, китайский писатель и философ XVII в.

Китайский философ глубоко прав. Желания – это то, что нами движет. При этом и сами желания изменяются в процессе эволюции. Это видно хотя бы по различию между нашими желаниями и желаниями животных. С развитием общества у человечества также появляются новые желания, а старые желания переоцениваются, проясняются, становятся упорядоченными в порядке приоритетов. Всё более рационально оцениваются средства достижения желаемого. Развитие проходит поступенчато, как мы разбирали выше, в порядке пробуждения информационных генов. В наше время человечество приходит к состоянию, когда все природные и социальные желания в нас практически полностью прояснились, и новые уже не появляются. Перед нами остаётся лишь один путь развития, лишь одна нереализованная огромная задача – объединение, интеграция всего человеческого сообщества. Чтобы подтвердить этот вывод, необходимо рассмотреть этапы развития человека и цивилизации.

Антропологи до сих пор не пришли к окончательному согласию, какое же свойство можно считать исконно человеческим, то есть основой всего того, что выделило нас из царства животных. Исходя из векторов эволюции, такое свойство должно лежать в области интеграции и самоподобия. Чтобы стать способным к интеграции, человек должен был научиться отражать в себе весь мир. Эту способность человеку дают речь, как основа, и развившееся из неё сознание. Именно эти способности, возникшие не далее как несколько десятков тысяч лет назад, некоторые учёные, например Б. Поршнев (О начале человеческой истории) полагают основной отличительной чертой человека. Причём сознание у человека развилось из необходимости в адаптации к социальной среде. То есть, наш разум это по сути своей макиавеллианский интеллект, неспособный вырваться из своих рамок. При этом разнообразие мыслительных подходов в человеческом обществе можно объяснить его исключительной ультрасоциальностью. В отличие от животных люди создают множество динамичных форм общественной жизни. А значит, именно людское окружение делает человека человеком, а разум это лишь инструмент взаимодействия с другими людьми. Поэтому ребёнок, выращенный в стае животных, не становится разумным.

Более того, приобретение способности к интеграции означает, что в речи и в сознании человека появилось место не только для окружающего мира, но и для него самого. Наше коренное отличие от животных точнее всего определить не как социальность и не как способность строить абстрактные понятия, а как наличие той части сознания, где человек отражает в себе своё место в мире. Человеком стал тот, кто начал соотносить себя с окружением и, прежде всего, в отношениях с другими людьми. То есть начал стыдиться и гордиться. До этого момента «человек разумный», но не разумеющий ещё себя самого, оставался животным.

Пробудился новый информационный ген, и человек осознал себя. Возможно, что он сказал себе: «Я – это тот, кто вместе с моим племенем охотится на мамонтов, и я хороший охотник». А может быть поднял глаза на звёзды и сказал себе: «Я под ними, я ниже». В любом случае необходимо это ощущение «Я» в противопоставлении окружению. Приобретя это ощущение и став благодаря нему людьми, наши предки всё своё дальнейшее развитие строили уже на этой основе. В каждом из этапов развития человеческих устремлений сердцевиной заложено это ощущение своего места в мире.

Ощущение собственного «Я» относительно мира – это, в сущности, проявление вектора интеграции и самоподобия. Это информационный ген, соответствующий базисному проявлению вектора интеграции (4). Подсознательное ощущение информационной решётки после пробуждения этого гена проявляется в человеке в виде поисков своего места в мире, то есть смысла жизни. Этот смысл изначально существует в виде информации в системе. Но вот проявить и выстроить его, то есть придать жизни смысл, овеществить его в энергии и материи мы можем лишь сами, лишь своими усилиями поэтапно проявляя записи информационных цепочек. Усилия оказываются необходимы, поскольку все этапы, начиная с 4.1, основаны на осознании самого себя и сознательной интеграции в человечество. Этапы с 4.0 до 4.1 – это этапы предварительного развития, когда физически мы уже полностью были людьми, но в нас ещё не полностью пробудилось человеческое самосознание. Все последующие информационные гены не активизируются сами по себе, а пробуждаются усилиями человека. Поначалу людям достаточно было только физических усилий. Развитие было природным, мы лишь приспосабливали ощущение собственного «Я» к жизни. Это были этапы развития желаний.

Человечество прошло четыре стадии развития желаний – стремление к животным наслаждениям (4.1), к богатству (4.2), к власти (4.3) и к знаниям (4.4). Причём каждая стадия развития означает не один определённый скачок и следующий за ним временной интервал до очередного скачка. Каждая стадия означает одно из направлений развития, выражающееся во множестве скачков, как более общих, так и более частных.

Человеческие стремления к животным наслаждениям, богатству, власти и знаниям взаимовключаются. Поэтому в каждой из соответствующих четырёх групп наслаждений можно в свою очередь выделить четыре части. Скажем, власть над наслаждениями (4.3.1), власть над богатством (4.3.2), собственно власть (4.3.3) и власть над знаниями (4.3.4). Или познание наслаждений (4.4.1), познание богатства (4.4.2), познание власти (4.4.3) и собственно знание, чистый разум (4.4.4). Критерием того, как классифицировать стремление человека является то, что для него действительно важно. Так, человек, познающий поварское искусство, может относиться к категории учёных, в то время как делающий научную карьеру – к категории властолюбцев. Не зря древнегреческие философы принимали в свои школы исключительно тех, кто доказал своё настоящее стремление к знаниям и только к ним.

Существует мало людей, которые действительно стремятся к чистым наслаждениям выше животного уровня. Обычно люди стараются конвертировать высокие наслаждения в низкие. Они конвертируют знания во власть и деньги, власть в деньги и животные удовольствия. Мало даже таких людей, кто ищет богатства в чистом виде, кому важны деньги сами по себе, и не столь важны ни роскошь, ни семья, ни секс, ничего, кроме величины счёта в банке. Процесс рационализации желаний открывает людям, к чему они стремятся на самом деле. И мы ужасаемся самим себе.

Четыре стадии развития человечества выделялись в истории довольно чётко по тому, как соответствующие желания проявлялись в больших массах и, как следствие, отражались на строении человеческого общества.

Первая стадия

Вначале в человеке проявляются желания естественные, телесные: здоровье и защищённость (4.1.1), еда (4.1.2), секс (4.1.3), семья (4.1.4) – потребности в том, что желает наше тело. Даже если бы мы жили изолированно от всего общества, то испытывали бы эти естественные желания. Человечество как система начинается именно с них. И хотя это природные желания, мы отделились в них от Природы, начав строить свою систему внутри неё. За счёт сознания – отражения окружающего мира в себе – человек сумел брать от природы сверх того, что ему полагалось бы естественным образом, как одному из видов животных. И это наш первый скачок – скачок от Природы.

Вторая стадия

Эволюционируя, человек постоянно наращивал своё потребление и захватывал всё более широкую нишу в биосфере Земли. Люди также совершенствовали все процессы своего взаимодействия с окружающей средой, делали их более интенсивными. Например, научились обрабатывать мясо на огне, научились не просто больше брать от природы, а насильно заставлять её давать при помощи сельского хозяйства.

Появились излишки, бережно хранимые запасы. И, как следствие, появились те, для кого увеличение запасов этих излишков означало больше, чем собственно получение животных наслаждений. Так проявилось стремление к богатству – принципиально новый уровень, скачок в эволюции человечества. Богатство – это не просто деньги в сундуке или запасы в кладовой. Это уверенность человека в завтрашнем дне, его мощь, его способность обеспечить самого себя и свою семью, его способность пустить своё богатство в рост – посеять и пожать урожай. Это одновременно и рост самих излишков, и рост популяции людей.

Этот скачок определяется вторым вектором эволюции – стремлением системы к росту, к размножению и преумножению. Человечество на этой стадии перешло от небольших охотничьих племён к повсеместным сельскохозяйственным общинам.

Третья стадия

Там, где есть запасы, особенно крупные запасы, там есть и соблазн эти запасы отобрать. Так возросла роль и сложность иерархических структур сильных и слабых внутри цивилизации. Соответственно, появились люди, которые животным наслаждениям и стремлениям к богатству предпочитали продвижение вверх по этим структурам. И это уже стремление к власти и статусу. Такой вид стремления является принципиально новым, он уже сильнее оторван от природных желаний. В стаях животных тоже есть иерархия, но там она поддерживается инстинктивным образом. А у человека место в иерархии – это один из способов самоидентификации.

На третьей стадии в человеке развиваются стремления к власти, статусу, славе, свободе, почёту – ко всему, что относится к области человеческих взаимоотношений и не относится напрямую к материальным ценностям. Одновременно в людях развивается и способность отсрочивать чуть ли не до бесконечности свою выгоду, лишь бы преуспеть, в конце концов, больше всех. Мы становимся всё более способными к «отдаче ради получения», и это превращается в один из способов продвижения в иерархии. Как гласит народная мудрость: «Эгоисты, делайте добро – это выгодно». Любите и вас полюбят. Заботьтесь о других и вас не будет мучить совесть. Отдайте себя служению науки, и вы познаете мир, а в знании – сила. Где прямо, где завуалировано, во всём мы печёмся о нашей выгоде, пусть и в самом-самом конце. Казалось бы, это несовместимые вещи в нашей жизни – карьеризм и гуманное отношение к людям. Но в их основе лежит одно и то же направление эволюции – иерархическая структуризация, усложнение общества.

Сюда же можно отнести особое человеческое свойство – зависть. Настоящая зависть – это когда хочется чего-то не потому, что оно действительно нужно, а только потому, что другие им обладают. Для такого чувства необходимо отразить в себе другого человека, представить себя на его месте, захотеть то, что он имеет, пожелать того, к чему он стремится. Та же способность необходима и для сочувствия, для всего, что относится к области внутренних человеческих взаимоотношений.

На уровне всего человечества проявление структурного вектора эволюции означает возникновение государств и городской цивилизации, которая потопом покрыла нашу Землю, окончательно оторвав человечество от Природы. Политическое и экономическое развитие стран привело к возникновению империй. Империя – это государство, строящее себя на захвате как можно большей территории, народов и стран. Это означает не просто прийти, отобрать что-то и уйти, или даже остаться, обратив местных жителей в рабов вместо того, чтобы сделать их гражданами. Так страны вели себя значительно раньше возникновения империй. Империя – это включение в себя всех захваченных народов как своих интегральных частей. Не случайно одной из первых империй в истории человечества считается Ассирийская империя. Это государство впервые стало применять практику изгнания по отношению к захваченным народам. Такая практика через несколько поколений превращала эти народы в послушных граждан Империи.

Четвёртая стадия

В борьбе за наслаждения, за деньги, за власть значительную роль, как оказалось, играет информация. Успех заключается в знании того, в каком месте и в какое время необходимо приложить усилия, а также в знании того, на что выделить средства. Но как только появились знания, появились и те, кто предпочитает получать их превыше животных наслаждений, богатства и власти. Так появились учёные, так возникла и культура, являющаяся, по сути, чувственным знанием. Суть познания очень эгоистична. Это не просто власть над познаваемым объектом, это полное им обладание, заключение его в себя как свою часть. Познать что-то или кого-то означает власть над его причиной.

Неся в себе, в своих чувствах и разуме весь мир, объединяя его самим собой, человек приходит к осознанию, что и внешний мир является единым. И уже не инстинктивно, а сознательно интегрируется в окружающее общество, часто пытаясь подмять его под себя.

www.kabbalah.info

Основные этапы развития человека | Вперед к Успеху

| Основные этапы развития человека |В данной статье мы рассмотрим основные этапы развития человека и его психики, выделенные известным учёным-психиатром Э. Эриксоном. Так он разделил всю жизнь человека на несколько основных этапов, в которых мозг и сознание человека развивается по строго определённому для этого периода жизни сценарию.

1) К первому этапу развития человека и его сознания он относит младенческий возраст, который, в свою очередь, он поделил на две стадии.

a) Первая стадия относится к периоду от появления младенца на свет и до прорезания у него первых зубов. На этой стадии ребенок полностью зависит от матери, её молока.

b) На второй стадии, после появления у него зубов он способен уже выбирать себе, что можно, например, поесть, укусить. На этой стадии у ребёнка впервые появляется возможность выбора, а не употребления только того, что ему дают. На этой стадии у младенца интенсивно развивается наблюдательность с помощью органов чувств, таких как уши, глаза, нос.

2) Основные этапы развития человека, переходят на следующий, второй уровень, с того момента, как младенец начинает предпринимать первые попытки ходьбы. На этом этапе своего развития, мозг начинает конструктивней осознавать своё «Я», его независимость от окружающих и мира.

Постепенное получения им навыков ходьбы и познания своего тела, позволяет ещё лучше осознать индивидуальность и автономность собственного «Я», независимость его от окружающего мира.

3) По предположению этого выдающегося психиатра, основные этапы развития человека вступают на свой третий уровень по достижению человеком дошкольного возраста. На этом этапе маленький человек становится более настойчивым и умелым в своих движениях. Из- за чего у него расширяется круг его целей, и возможностей к их достижению.

На этом этапе развития у молодых людей появляется интерес к познанию окружающих их предметов, а в связи с тем, что речь уже достаточно хорошо развилась, и много различных вопросов об окружающем их мире. К этому периоду можно отнести и формирование первичных черт, будущего характера. Влияние родителей на своё чадо остаётся пока сильным.

4) С момента поступления ребёнка в школу, развитие человека плавно переходит на четвёртый уровень, обозначенный Эриксоном как школьный этап. На этом промежутке жизни у человека может появиться такое качество, как трудолюбие.

Из негативных чувств, при неправильном влиянии и поведении, по отношению к нему окружающих людей, может развиться комплекс неполноценности, который может сыграть плохую службу в дальнейшей его жизни. На этом периоде своего психологического развития ему очень важно мнение окружающих его людей, мнения своих родителей у него отходит на второй план.

5) На пятом этапе своего развития, который приходится на период юности и отрочества человека, Э. Эриксон выделяет возможность развития таких психологических характеристик человека, как возможность развития индивидуальности, а с обратной стороны – спутанности личности.

На этот период приходится интенсивное половое созревание человека, его активный физический рост. В этот период времени у подростка может проявиться жёсткое отношение к «чужим», не устраивающим его по каким-либо причинам, людям.

6) На шестой уровень основные этапы развития человека переходят с наступлением его физической молодости. На этом уровне человек может познать одиночество и близость (не только физическую) любимых людей.

7) Седьмая стадия развития приходится на зрелость человека. На этом периоде человек продолжает своё психологическое развитие благодаря уходу за своими детьми, внуками. Как человек будет чувствовать себя на заключающей, восьмой стадии, во многом будет зависеть от того, как он прошёл предыдущие основные этапы своего развития.

Статья “Основные этапы развития человека” из рубрики | Развитие человека |

Статья из рубрики: Ступени развития человека

Уважаемый читатель, если заметка Тебе интересна, расскажи о ней своим друзьям, через кнопку "Закладки", ниже. С уважением, Андрей! Добро Пожаловать На Мои Соц. Страницы:

Рост личности Рост личности Рост личности Рост личности Рост личности Рост личности Рост личности Играть онлайн денежный поток, игры Роберта Кийосаки, все об игре денежный поток Роберта Кийосаки, денежный поток 101, cashflow 101 играть онлайн Рост личности Рост личности

rostlihnosti.ru

Этапы эволюции человека

Эволюция человека всегда интересовала людей. Они уже на протяжении многих десятков и даже сотен лет изучают теорию происхождения жизни на Земле. Предположений по этому поводу много. Наиболее популярной версией считается та, которая описывает происхождение людей от человекоподобных обезьян и этапы эволюции человека.

Еще в древности появилось две точки зрения относительно этого вопроса. Первая теория носит название абиогенеза. Она утверждает, что существует возможность возникновения живого из неживого. Другая теория подразумевает невозможность самостоятельного зарождения жизни. Появлялись и другие варианты: например, сотворение жизни на Земле Богом. Рассмотрим более досконально основные этапы эволюции человека.

Человек давно пытался изучить свою родословную. Это нашло отражение в легендах, сказаниях, былинах практически всех племен и народностей.

Только в 1859 году вышла книга Ч. Дарвина, в которой описывалось происхождение видов в связи с естественным отбором. Она произвела сенсацию и вызвала большой интерес. Многие осуждали его теорию, критиковали и высмеивали. Но люди, близкие к науке, восхищались этим творением.

Эта книга описывала естественное происхождение человека. Там же приводились и доказательства, основанные на научных знаниях. В них говорилось о связи человека и млекопитающих на генетическом уровне. Со временем у Дарвина появились последователи, которые стали изучать этапы эволюции человека.

Человек и некоторые позвоночные животные имеют общие черты строения. Например, особенности нервной системы, скелета, пищеварения, дыхания и кровообращения. Наиболее ярко родство проявляется при рассмотрении развития эмбриона.

Особыми признаками являются рудименты и атавизмы. Они присутствуют в организме человека в большом количестве, но являются бесполезными. Это наследие, оставшееся от животных предков. Если рассматривать человека с точки зрения биологии, то это млекопитающее из подотряда высших, относящееся к приматам. Однако люди – существа разумные. Наибольшее сходство просматривается у людей с человекообразными обезьянами, отличие между которыми состоит в способности трудиться и применять орудия труда.

Этапы эволюции человека включают период, когда происходил естественный отбор особей, способных к деятельности с использованием орудий. Далее произошел переход от применения к изготовлению предметов труда. Это был естественный отбор, происходящий в результате эволюции. Употребление пищи, приготовленной с использованием огня, уменьшило нагрузку на систему пищеварения. Постепенно она претерпела некоторые изменения (стал короче кишечник).

Различают три этапа эволюции человека.

1. Появление рода Homo, первым существом которого был австралопитек. Это этап биологической революции.

2. Далее следует следующий этап эволюции этого рода. Он длится до того, как начался современный этап эволюции человека. Здесь на этот процесс оказывали воздействие не только биологические факторы, а и социальные. Среди представителей этого времени можно выделить питекантропа, гейдельбергских людей, синантропа и неандертальцев.

3. Последним этапом считается эволюция современного человека. Здесь наибольшее влияние оказывают социальные аспекты существования.

Первые следы деятельности человека с применением орудий труда найдены в период 2,5 – 2,8 млн. лет назад. Известно также, что многие популяции людей не сменяли друг друга в результате эволюции. Они существовали одновременно и исчезали в результате борьбы за выживание.

Человек – это разумное существо, имеющее одновременно биологические и социальные признаки. Это и отличает его от других существ, обитающих на планете.

fb.ru

Стадии эволюции человека

Признаком отделяющим человекообразных обезьян от людей считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Речь древних людей была очень примитивной, но она составляет качественное отличие высшей нервной деятельности человека от высшей деятельности животных. Слово, обозначающее действия, трудовые операции, предметы, а затем и обобщенные понятия, стало важнейшим средством общения между людьми.

Речь способствовала более эффективному взаимодействию членов первобытного стада в трудовых процессах, передаче накопленного опыта от поколения к поколению, т.е. обучению. В борьбе за существование получили преимущества те первобытные стада древних людей, которые стали заботиться о стариках и поддерживать особей, ослабевших физически, но обладающих опытом и выделявшихся своими умственными способностями. Бесполезные ранее старики, съедаемые соплеменниками при нехватке пищи, стали ценными членами общества как носители знания. Речь содействовала развитию процесса мышления, совершенствованию трудовых процессов, эволюции общественных отношений.

В процессе становления человека выделяют три стадии:

1 – древнейшие люди

2 – древние люди

3 – современные люди

Древнейшие люди. Считают, что древнейшие люди возникли около 1 млн. лет назад. Известно несколько форм древнейших людей: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и ряд других. Внешне они уже походили на современного человека, хотя отличались мощными надглазными валиками, отсутствием подбородного выступа, низким и покатым лбом. Масса мозга достигла 800 – 1000 г. Мозг имел более примитивное строение, чем у позднейших форм. Древнейшие люди успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. С помощью отесанных камней они разделывали убитых животных. Жили они в основном в пещерах и умели пользоваться огнем. Одновременно существовало довольно много форм древнейших людей, стаявших на разных ступенях развития и эволюционировавших в разных направлениях.

Наиболее перспективным направлением эволюции было дальнейшее увеличение объема головного мозга, развитие общественного образа жизни, совершенствование орудий труда, более широкое использование огня (не только для обогрева и отпугивания хищников, но и для приготовления пищи). Все другие формы, в том числе гиганты, быстро исчезли.

Древние люди (неандертальцы). К древним людям относятся новая группа людей, появившихся около 200 тыс. лет назад. Они занимают промежуточное положение между древнейшими людьми и первыми современными людьми. Неандертальцы были очень неоднородной группой. Изучение многочисленных скелетов показало, что в эволюции неандертальцев при разнообразии строения можно выделить две линии.

Одна линия шла в направлении мощного физиологического развития. Это были существа с низким скошенным лбом, низким затылком, сплошным надглазным валиком, слабо развитым подбородочным выступом, крупными зубами. При сравнительно небольшом росте (155 – 165 см) они обладали чрезвычайно мощно развитой мускулатурой. Масса мозга достигала 1500 г. Полагают, что неандертальцы пользовались зачаточной членораздельной речью.

Другая группа неандертальцев характеризовалась более тонкими чертами – меньшими надбровными валиками, высоким лбом, более тонкими челюстями и более развитым подбородком. В общем физическом развитии они заметно уступали первой группе. Но взамен у них значительно увеличился объем лобных долей головного мозга. Эта группа неандертальцев боролась за существование не путем усиления физического развития, а через развитие внутригрупповых связей при охоте, при защите от врагов, от неблагоприятных природных условий, т.е. через объединение сил отдельных особей. Этот эволюционный путь и привел к появлению 40 – 50 тыс. лет назад вида Человек разумный – Homo sapiens.

Некоторое время неандертальцы и первые современные люди сосуществовали, а затем, примерно 28 тыс. лет назад, неандертальцы были окончательно вытеснены первыми современными людьми – кроманьонцами.

Первые современные люди. Кроманьонцы были высокого роста – до 180 см, с высоким лбом, объем черепной коробки достигал 1600 см3. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Кроманьонцы владели членораздельной речью, о чем свидетельствует хорошо развитый подбородочный выступ. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости человека от внешней среды, к установлению контроля над некоторыми сторонами среды обитания, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей их деятельности в художественных образах – наскальных рисунках, вырезанию фигурок из кости и т.п.

Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

Роль труда в происхождении человека. Такие особенности человека, как центральная нервная высокоразвитая система и речь как средство общения людей, разделение функций верхних и нижних конечностей, неспециализированная рука, способная производить сотни разнообразных и тонких движений, создание общества взамен стада, явились результатом трудовой деятельности человека. На это качественное своеобразие эволюции человека указал Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Современный этап эволюции человека

Все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства, браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей.

Внутри вида Homo sapiens выделяют три большие расы: негроидную (черную), европеоидную (белую), монголоидную (желтую). Каждая из них делится на малые расы.

Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, формы носа, губ и т.д. Возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Для современного этапа эволюции человека (последние 30 40 тыс. лет0 характерно резкое снижение роли биологических факторов. Для эволюции животных решающее значение имеет изменение условий обитания, к которым популяции виды приспосабливаются путем естественного отбора.

Человеческие сообщества сами создают для себя среду обитания, освобождаясь тем самым от движущей формы естественного отбора.

Обратим внимание на то обстоятельство, что наиболее крупное оледенение четвертичного периода – 250 тыс. лет назад – совпало с решающим событием в биологической эволюции человека – возникновение сложных форм коллективной деятельности. В суровых условиях ледникового периода только такие формы деятельности и могли обеспечить выживание древних людей и обусловить переход их к более высокому уровню развития – неандертальцам.

После возникновения современного человека (кроманьонец) климатические условия также подверглись достаточно резким колебаниям. Новое оледенение, кульминация которого приходится на период 17 – 16 тыс. лет назад, уже не повлияло на физический тип человека, так как человеческое общество к тому времени путем совершенствования коллективных форм деятельности и материальной культуры сумело противостоять неблагоприятным условиям среды.

Таким образом, ведущую роль в эволюции человечества стали играть социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Сохраняет все свое значение и мутационный процесс как источник генотипической изменчивости. В известной мере действует стабилизирующая форма естественного отбора, устраняя резко выраженные отклонения от средней нормы. Примером действия стабилизирующего отбора служат повышенная смертность недоношенных детей вследствие снижения жизнеспособности, повышенная смертность мальчиков в первые годы после рождения вследствие фенотипического проявления неблагоприятных аллелей, локализованных в Х-хромосоме. Благодаря существованию неблагоприятных аллелей, приводящих в гомозитомном состоянии к смерти до наступления репродуктивного возраста или препятствующих оставлению потомства, примерно половина зигот, образующихся в каждом поколении людей, не участвует в передаче генов следующему поколению и устраняет из генофонда вида. Около 20% людей вследствие физических особенностей, поведения, характера, состояния здоровья не вступают в брак. Если родители плодовиты, около 15% зачатых организмов гибнет до рождения, 5% - при рождении и не посредственно после рождения, 3% людей умирает, не достигнув половой зрелости. Эти цифры показывают, как велик «груз» вредных мутаций в генофонде человечества и сколь эффективен стабилизирующий отбор, отметающий нежизнеспособные генотипы.

В наше время изоляция как эволюционный фактор утрачивает свое значение для человека. Исчезновение классовых, религиозных, расовых и других барьеров, повышение частоты смешанных браков усиливает генотипическое разнообразие человечества. В процессе социальной эволюции создаются все более благоприятные возможности для раскрытия индивидуальности каждого человека. Общественный характер труда позволил человеку выделить из природы, создать для себя искусственную среду обитания.



biofile.ru

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). В ней выделяется двенадцать возрастных периодов (табл. 1). Таблица 1 Возрастные периоды жизни человека
Период Возраст
1. Внутриутробный
эмбриональный 0—8 нед
плодный 9 нед — 9 мес
2. Новорожденный 1 — 10 дней
3. Грудной возраст 10 дней — 1 год
4. Раннее детство 1—3 года
5. Первое детство 4—7 лет
6. Второе детство 8—12 лет (мальчики) 8—11 лет (девочки)
7. Подростковый возраст 13—16 лет (мальчики) 12—15 лет (девочки)
8. Юношеский возраст 17—21 год (юноши) 16—20 лет (девушки)
9. Зрелый возраст
  1. й              период
  2. й              период
22—35 (мужчины) 21—35 (женщины) 36—60 (мужчины) 36—55 (женщины)
10. Пожилой возраст 61—74 года (мужчины) 56—74 года (женщины)
11. Старческий возраст 75—90 лет (мужчины и женщины)
12. Долгожители 90 лет и старше

Индивидуальное развитие, или развитие в онтогенезе, происходит во все периоды жизни — от зачатия до смерти. В онтогенезе человека выделяют два периода: до рождения (внутриутробный, пренатальный — от греч. natos — рожденный) и после рождения (внеутробный, постнатальный). ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека необходимо познакомиться с развитием человеческого организма во внутриутробном периоде. Дело в том, что каждый человек имеет свои индивидуальные особенности внешнего облика и внутреннего строения, наличие которых определяется двумя факторами. Это наследственность, черты, унаследованные от родителей, а также результат влияния внешней среды, в которой человек растет, развивается, учится, работает. Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, в течение 280 суток (9 календарных месяцев) зародыш (эмбрион) располагается в теле матери (от момента оплодотворения и до рождения). В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период получил название эмбрионального (зародышевого), а организм будущего человека — эмбрион {зародыш). С 9-недельного возраста, когда начинают обозначаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом, а период — плодным (фетальным — от греч. fetus — плод). Развитие нового организма начинается с процесса оплодотворения (слияния сперматозоида и яйцеклетки), которое происходит обычно в маточной трубе. Слившиеся половые клетки образуют качественно новый одноклеточный зародыш — зиготу,

На нижней поверхности лобной доли параллельно продольной щели мозга проходит обонятельная борозда, к которой снизу прилежат обонятельная луковица и обонятельный тракт, продолжающийся в обонятельный треугольник. Между продольной щелью мозга и обонятельной бороздой расположена прямая извилина. Латеральнее от обонятельной борозды лежат глазничные извилины. На нижней поверхности височной доли коллатеральная борозда отделяет медиальную затылочно-височную извилину от парагиппокампальной. Затылочно-височная борозда отделяет латеральную затылочно-височную извилину от одноименной медиальной извилины. Кора полушарий большого мозга. Строение коры. Кора образована серым веществом, которое лежит по периферии (по поверхности) полушарий большого мозга и составляет его плащ. Толщина коры в различных участках полушарий колеблется от 1,3 до 5 мм. Корковые формации разделяют на древнюю, старую и новую кору. Новая кора (неокортекс) составляет основной объем плаща и занимает у человека 96 %. Критерием выделения новой коры является шестислойное ее строение. Старая кора (архикортекс), сохранившаяся на медиальной и нижней поверхности полушарий, по структурной организации сходна с нижними слоями новой коры. Древняя кора (палеокортекс) занимает небольшие области, лежащие на базальной поверхности лобных долей. Она представлена, в основном, обонятельными луковицами, обонятельным треугольником, передним продырявленным веществом, прозрачной перегородкой. В обонятельных луковицах нейроны распределены слоями, луковицы получают информацию от нейронов слизистой оболочки носовой полости. Эфферентные волокна клеток обонятельных луковиц образуют обонятельный тракт. В области обонятельного треугольника волокна обонятельного тракта разделяются на медиальную, среднюю и латеральную обонятельные полоски. Волокна медиальной полоски направляются к нейронам прозрачной пластинки, средняя заканчивается в области переднего продырявленного вещества, латеральная идет к нейронам миндалевидного ядра. Старая кора в мозге человека представлена формациями гиппокампа и зубчатой извилины, занимающими медиальные отделы полушарий. По периферии они окружены промежуточной корой, отделяющей старую кору от новой. Гиппокамп и зубчатая извилина располагаются в медиальной части височной доли и в ходе развития оказываются в глубине нижнего рога бокового желудочка. Новая кора (неокортекс) у человека занимает поверхность около 2200 см2, причем на поверхности извилин располагается толькооколо 30 % неокортикса. Остальная его часть скрыта в глубине борозд. Кора содержит более 1010 различных нервных клеток. На основании морфологической характеристики, учитывающей форму и размеры тела нервных клеток, характер ветвления дендритов и аксона, выделяют два типа нейронов в коре большого мозга: пирамидальные и непирамидальные. 75 % нейронов составляют пирамидальные клетки, имеющие тело в виде конуса. К непирамидальным клеткам относят звездчатые, веретеновидные и группу переходных форм нейронов. Нейроны в коре располагаются в шесть горизонтальных слоев, которые различаются величиной и формой нейронов (рис. 101).

  1. слой — молекулярная пластинка, беден клеточными элементами и состоит преимущественно из волокон, проходящих параллельно поверхности коры. Функционально этот слой связан с регуляцией уровня возбудимости корковых нейронов, а также обеспечивает межнейрональные связи клеток различных слоев.
  2. слой — наружная зернистая пластинка, состоит преимущественно из малых клеток пирамидальной формы. Роль нейронов данного слоя заключается во внутрикорковых передачах нервных импульсов.
  3. слой — наружная пирамидальная пластинка, состоит из пирамидальных нейронов, размеры которых увеличиваются по направлению вглубь. Аксоны этих клеток образуют короткие и длинные ассоциативные проводящие пути.
  4. слой — внутренняя зернистая пластинка. В ней преобладают нейроны малого калибра всех разновидностей. В этом слое заканчивается основная часть волокон, пришедших из таламуса.
  5. слой — внутренняя пирамидальная пластинка, характеризуется крупными, а в некоторых областях гигантскими пирамидальными клетками. Дендриты большинства этих пирамидальных клеток достигают I слоя. В V слое сосредоточена основная масса корковых нейронов, аксоны которых образуют нисходящие проекционные проводящие пути.
  6. слой — мультиформная (полиморфная) пластинка, граничит непосредственно с белым веществом полушария. Эфферентные волокна этих слоев образуют нисходящие проекционные проводящие системы.

www.med24info.com