Зачем человеку проходить тренинги личностного роста для собственного развития? Тренинг психологический личностного роста


Методическая разработка "Тренинг личностного роста"

Методическая разработка

Тренинг личностного роста

Разработал:

Щеголева Татьяна Юрьевна,

Арзамасский коммерческо-технический

техникум, педагог-психолог

607220, Нижегородская обл.,

г.Арзамас, ул. 9 Мая, д. 6,

т. 8(3147)7-37-22

сайт arzktt.ru

Введение

Одним из приоритетных направлений развития современного общества является подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов, обладающих высоким уровнем активности, конкурентоспособности, мобильности, вариативности.

Групповой психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.

Возможность работы непосредственно с опытом позволяет использование психологического тренинга в качестве важного элемента профессиональной подготовки. Тренинг помогает преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными средствами обучения.

Психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами.

Тренинг личностного роста – это возможность изучить глубинные установки и отношения, которые являются основой личностного жизненного опыта, смотря на которые, личность действует и получает определенные результаты. Много наших установок, отношений и интерпретаций некорректные, устаревшие и контрпродуктивные. По мере того, как это становится все более очевидно участникам тренинга, у них появляется возможность и сила выбрать и создать мощные, вдохновляющие и эффективные интерпретации и установки, которые позволят достичь действительно экстраординарных результатов, а так же применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения и достичь целей в тех областях жизни, где они до сих пор не использовались.

Эффективность тренинга личностного роста заключается в понимании участниками тех процессов, к которым они приступают. Ясное и четкое понимание непродуктивности субъективного взгляда на мир, позволяет участнику тренинга подготовиться к нему должным образом, так, что возможность создания новых результатов во время занятия и после его завершения имела бы практическую реализацию.

Уникальность тренинга личностного роста заключается в том, что здесь никто не говорит членам группы, как нужно проживать свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как по-другому можно видеть себя и жизнь вокруг, и делают благодаря этому ценные открытия. Проходя через процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и собственной силы, нужной для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.

Тренинг личностного роста – это возможность начать осваивать незадействованный до сих пор жизненный, творческий и духовный потенциал, за пределами того, что я знаю, уже возможно в моей жизни, так что станут реальными вещи и события, которые не произошли бы сами по себе.

Тренинг личностного роста предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются уме­нию управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: комму­никатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуника­тивных навыков.

В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимо­действие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических послед­ствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообраз­ные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, на­правленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на трениров­ку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга.

Цель тренинга: создание условий для личностного роста подростков.

Задачи тренинга:

1.    Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутрен­ний мир и ориентации в нем.

2.    Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3.    Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4.    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения

Ход занятия

1 упражнение «Баранья голова»

Инструкция:

- Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом,должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

2 упражнение «Заключение контракта»

Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выработанные правила на доске или листе ватмана.

1.    Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).

2.    Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.

3.    Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.

4.    Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.

5.    Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».

6.    Активность: чаще всего , те, кто проявляют активность на занятиях приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях. И др. правила.

3 упражнение «Молекулы»

Представьте, что вы все атомы, которые постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома каждый.

Рефлексия:

- Как вы себя чувствуете?

- Все ли соединились с теми, с кем хотели?

4 упражнение «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Роль А: Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику…

Роль Б: Вы – управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал н ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляется к его столику…

Анализ:

- Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

- Вник ли Б в суть проблемы? Преодолели ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

- Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

- Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: к примеру одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение: Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

5 упражнение «Волшебная рука»

Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

6 упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

 

Заключение

В данной работе представлено только одно занятие из цикла тренинга личностного роста.

По результатам диагностики после проведения цикла из 6 занятий уровень тревожности у студентов-первокурсников снизился с 14% до 7%, наладился эмоциональный фон в группе, снизилось количество конфликтов. Студенты стали лучше понимать себя и других.

Участники тренинга с помощью различных заданий, психотехник осознали и преодолели свои психологические проблемы, которые препятствовали решению их жизненных и профессиональных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и ведущего смог понять свои неосознаваемые комплексы, избавился от внутренних барьеров, лучше узнал, как его воспринимают окружающие люди. Это позволило выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более реальную самооценку, увидеть собственные ошибки и недостатки.

При организации и проведении тренинга ведущий стремился к тому, чтобы при «погружении» в особую тренинговую среду участники смогли лучше осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать. Явными результатами успешного тренинга стала адекватная самооценка, изменение стратегий поведения, снятие барьеров в общении. Все это создает условия для внутреннего личностного роста.

infourok.ru

Тренинг личностного роста: его задачи и особенности

Наверное, сложно представить себе человека, не имеющего абсолютно никаких проблем. Кто–то пытается победить одиночество, другой – справиться с проблемами на работе или разобраться с самим собой.

Иногда человек и не может понять причину собственной неполноценности, становясь несчастнее день ото дня. Справиться с подобными проблемами помогают личностные тренинги. Кстати, к ним относятся и занятия по развитию уверенности в себе - обязательно прочитайте про них!

Что подразумевают под собой психологический тренинг личностного роста?

Подобные программы помогают людям разобраться с собственными проблемами и найти выход из любой затруднительной ситуации. Как правило, они проводятся в группах. Благодаря этому человек видит, что он не в одиночку борется с тем, что его угнетает, и каждая проблема имеет решение: достаточно лишь приложить усилия в нужном направлении. Личностный тренинг

После прохождения психологического тренинга, большинство людей чувствуют эмоциональный всплеск, желание изменить собственную жизнь в лучшую сторону. При этом все же главная задача подобной системы состоит не в поднятии жизненного тонуса, а в преодолении конкретной проблемы в жизни человека.

Личностный рост и развитие непосредственно связаны друг с другом. При этом ошибочно предполагать, что для этого достаточно оплатить систему: позитивные изменения придут в вашу жизнь только тогда, когда вы будете за это бороться.

Задачи тренинга личностного роста состоят в создании атмосферы, способствующей решению ваших проблем, раскрытие потенциальных возможностей. При этом в будущем все зависит от желаний человека и его готовности изменить собственную жизнь. Предоставить гарантий вам никто не сможет, ведь в конечном итоге все зависит исключительно от вас. Однако ознакомиться с отзывами людей, прошедшими программу, и узнать, как тренинги способствовали изменению жизни, можно в любой момент.

Программа тренинга личностного роста в первую очередь начинается с целеполагания. При этом вам предлагают разобраться, что вам необходимо на самом деле. В чем причина ваших проблем, каким образом можно наиболее эффективно ее решить? Следующий этап – выбор направленной программы, которая поможет прорабатывать определенную сторону вашей личности: подсознание, эмоциональная сфера человека, мотивация и т.д.

Интересно, что тренинг личностного роста упражнения которого максимально точно продуман, будет гораздо эффективнее. Именно поэтому, в наше время, активно задействованы как новейшие психологические методики, так и созерцание, медитативные комплексы, дыхательная гимнастика и прочие древнейшие практики. Предварительно стоит поинтересоваться о комплексах, используемых на вашем тренинге.

Однако секрет эффективности программы кроется не только в этом, ведь большое значение имеет одаренность психолога, а также активная поддержка участников вашей группы. Перед тем, как определиться с программой тренинга личностного роста, лучше всего понять, чего конкретно вы ждете от данной системы, например, избавление от излишней застенчивости или получение навыков руководства. Четко сформулированное желание поможет вам скорее решить вашу проблему.

В каких ситуациях необходимо прибегнуть к помощи тренинга?

  • При недовольстве укладом собственной жизни и желании изменить его в лучшую сторону;
  • При желании добиться успеха в какой–либо сфере и сделать это максимально эффективно;
  • При попытках разобраться с проблемами внутри себя, которые мешают вам жить так, как хотелось бы;
  • При желании найти цели в жизни и разобраться в этом.

Как подобрать нужный сценарий обучающей программы?

  1. Необходимо разобраться в собственных целях и выбрать программу, подходящую конкретно для них. Если вы еще новичок и только планируете открыть для себя тренинги, специалисты рекомендуют начать с «Базового курса» необходимой системы.
  2. Убедиться в высокой компетенции ведущего психолога, а также надежной репутации компании;
  3. Ознакомиться с отзывами людей, прошедших данную программу;
  4. Уточнить комплекс методик, использующиеся на данном тренинге;
  5. Соотнести время, место, формат проведения тренинга и его стоимость с вашими возможностями.

9psy.ru

Психолог Сергей Ключников - Личностный рост

 

Консультация психолога по теме личностного роста

Тренинги личностного роста предназначены, как видно из названия, для любого человека, испытывающего потребность в развитии, улучшении и совершенствовании собственной личности.

       Сегодня в России и особенно в Москве психологи отмечают, что тренинги личностного роста становятся все более популярными.

На этих тренингах отрабатываются полезные навыки общения, формируются позитивные установки, психологические качества и жизненные умения.

       Личность участника данного тренинга получает концентрированный опыт, в результате которого она растет, развивается и улучшает свои качества быстрее, чем при своем стихийном развитии в ходе жизни.

  • Рост креативности (творческих способностей)
  • Глубокое принятие себя и реальности "такой, как она есть"
  • Рост толерантности (терпимости к чужим убеждениям)
  • Независимость от социальной среды, чужих мнений и текущих этических представлений
  • Стремление к новизне и открытость новому опыту
  • Непосредственность и естественность поведения
  • Переход от рангового типа взаимоотношений к комплементарному (взаимодополняющему)
  • Раскрепощение воли к власти
  • Чувство глубокой уверенности в себе

предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни.

Цель тренинга личностного роста – увидеть и осознать новые возможности, которые есть в каждом человеке.

Этот тренинг об изменениях и, таким образом, предполагает готовность к ним и желание этих изменений.

Уникальность тренингов личностного роста заключается в том, что никто не говорит, как следует жить свою жизнь.

Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это.

Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.

На тренинге личностного роста человека могут ожидать сильные эмоциональные встряски, что грозит определенной утратой самоконтроля – ведь участнику тренинга нужно выполнять указания тренера или упражнения, смысл которых неочевиден.

Поэтому, когда человек идет на тренинг личностного роста, он как бы дает согласие на то, чтобы с ним делали то, что ему не очень понятно.

Иными словами, прежде чем становиться участником тренинга личностного роста, нужно четко понять: действительно ли вы хотите что-то поменять в себе или ваша нынешняя жизнь вас все же устраивает?

В программу тренинга личностного роста входит следующее:

- как быть хозяином общения;

- как настраиваться на успех;

- как освободиться от страха перед контактом с незнакомым человеком;

- как привлекать внимание и как создать выгодное первое впечатление; - где и как эффективнее знакомиться;

- как начинать общение и вовлекать в него собеседника;

- как вести интересный диалог и развивать общение;

- как задавать вопросы и раскрывать собеседника;

- как научиться слышать и понимать партнёра по общению;

- как определять круг его интересов и желаний;

- как заинтересовать партнёра в себе и своём деле;

- как находить взаимную выгоду;

- как прекращать ненужные контакты;

- как завязывать долгосрочные отношения и т.д.

Тренинг личностного роста – это возможность познакомиться с самим собой: с особенностями своего характера, мышления, восприятия.

Это исследовательский процесс, а также процесс приобретения новых навыков. результатов.

 

Итак, тренинговая программа личностного роста включает в себя четыре этапа: Базовый курс, Продвинутый курс, Лидерская программа и Мастерский курс. На любом из них человек может остановиться и никуда больше не ходить

Многое в тренингах личностного роста зависит от самого лидера тренинговой программы- практического психолога и ведущего.

www.kluchnikov.ru

Психологический тренинг личностного роста для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога».

Психологический тренинг личностного роста для педагогов

« Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога».

Цель тренинга:

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Задачи:

создание комфортного психологического климата в группе;

проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности;

развитие умения распознавать эмоциональные состояния;

тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.

Педагог - психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы и легкого общения зафексировать свое имя на цветных стикерах. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) или то как бы вы хотели себя назвать.

Приветствие. Упражнение "Карусель"

Цель упражнения:  формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе общения. 

Все участники  встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный  Примеры ситуаций:  Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.  Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.  Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.  После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече.  Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Сообщение цели и правил тренинга

Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. быть активными.

Генератор пожеланий.

- Предлагаю обратить ваше внимание на табло «Генератор пожеланий». Первый 3 слова которые вы увидите в этом своеобразном «сканворде» вы запишите в свои визитки-генераторы которые будут пожеланиями.  

Интеллектуальная игра "Мыслеголики"

 Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться.   Педагог-психолог  предлагает поиграть в ролевую игру. Будто все присутствующие здесь - "мыслеголики", которые страдают от этого "мыслеголизма" и хотят избавиться от него, вступив в "Общество анонимных мыслеголиков". Характер "страданий" может быть разный: кто-то страдает от того, что умнее всех окружающих, кто-то от изобилия умных мыслей, которые мешают жить, кто-то еще по какой-то причине.    Участники должны по очереди вставать и говорить примерно следующее:    - Всем привет. Меня зовут Петрович, но это не мое настоящее имя. Настоящее мое имя слишком известно. Я мыслеголик и страдают от мыслеголизма уже много лет. Страдаю, потому что.    Выслушав очередного участника, другие должны дать ему какой-нибудь "добрый совет". Кто-то, может быть, сразу поделится своим жизненным опытом.    В процессе выполнения упражнения важно поддерживать атмосферу остроумия. В конце происходит опрос участников. Спрашивается, хотят ли они - уже на полном серьезе - так или иначе прокомментировать ролевую игру, свои слова или слова других участников. Возможно, кто-то захочет выспросить подлинное мнение другого участника по тому или иному вопросу.

Межличностное упражнение "Манифестация"

Название. Межличностное упражнение "Манифестация"

Участники просматривают короткие видеоролики, потом соревнуются в личной манифестации.   Перед началом тренинга 4-5 коротких видео с эмоциональным содержанием.   Видеоролики должны затрагивать разные чувства: смех, удивление, умиление, сопереживание, радость, огорчение, зависть, страх, любовь, ненависть, восторг, раздражение, скуку и т.д.    В начале упражнения ведущий объясняет участникам:    – Сейчас мы будем заниматься личной манифестацией. Что такое личная манифестация? Это выплескивание своих эмоций, чувств и мыслей по этому поводу на окружающих. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Очевидно, это зависит от степени этой личной манифестации и ситуации. Если вы расплачетесь на похоронах, это вполне нормально и естественно. Однако, если вы будете плакать навзрыд на совещании у руководителя, это уже покажет вас как демонстранта. Еще раз повторю: мы не будем сейчас решать вопрос, хорошо это или плохо. Мы просто попрактикуемся в этой личной манифестации. Я буду включать вам короткие видеосюжеты. И во время просмотра, и после них вы должны как можно ярче и полнее проявлять свои эмоции. В конце мы попробуем выяснить, кто же из нас наибольший мастер в области личной манифестации. 

  Если во время упражнения ведущий замечает, что кто-то из участников «выпадает», не занимается манифестацией, он побуждает его активнее проявлять свои эмоции. 

В конце проводится обсуждение:    – Итак, кто же у нас главный манифестант?    – Как вы думаете, какие люди слишком злоупотребляют личной манифестацией?    – Сделал ли кто-нибудь для себя какой-нибудь важный вывод?

Работа в группах. Цветная сказка.

Оборудование: 4 коробки с различными мелкими предметами одного цвета, ватман для каждой группы, двухсторонний скотч для крепления деталей, фломастеры соответствующих цветов.

В отдельных коробках разложены  предметы и мелкие детали сгрупированные по одному цвету (красный, синий, желтый, зеленый). Например:  фломастеры, нитки, мелкие игрушки, кусочки ткани, крышки, пуговицы и многое другое.

Цветовая сказкотерапия – это действительно невероятная возможность встретиться со своими чувствами и переживаниями и изменить их, превратив серые будни в оранжевые радости, коричневую ностальгию в синее блаженство, фиолетовую печаль в розовую мечту и т.п.

Схема, на которую можно опираться при сочинении сказок.

  1. Выбор главного героя (желательно дать ему имя).
  2. Создание места, в котором приятно находиться герою.
  3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).
  4. Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя.
  5. Рассказ о главной мечте (желании) героя.
  6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со всеми трудностями?)
  7. Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?)

По завершению работы каждая группа рассказывает свою цветную сказку.

Позитивные объявления.

Участника  тренинга предлагаются  разного рода позитивные  «Психологические объявления».

 Например:

-Возьмите то, что вам нужно храбрость, любовь, сила, верность,  надежда, мечта и т.д.

-Возьми себе кусочек счастья.

-Возьми себе кусочек хорошего настроения.

-Хочешь исполнить свою заветную мечту? Возьми с собой звезду желаний

-Не держи зла. Держи шарик!

 И многое другое

Рефлексия.

Актуальна ли была для вас тематика данного тренинга?

Какие задания и упражнения более всего вызвали проявление эмоций?

Прощание.

Просмотр содержимого документа «Психологический тренинг личностного роста для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога».»

Психологический тренинг личностного роста для педагогов

« Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога».

Цель тренинга:

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Задачи:

создание комфортного психологического климата в группе;

проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности;

развитие умения распознавать эмоциональные состояния;

тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.

Педагог - психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы и легкого общения зафексировать свое имя на цветных стикерах. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) или то как бы вы хотели себя назвать.

Приветствие. Упражнение "Карусель"

Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе общения. 

Все участники встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный Примеры ситуаций: Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече... Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним... Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его. После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече... Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Сообщение цели и правил тренинга

Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. быть активными.

Генератор пожеланий.

- Предлагаю обратить ваше внимание на табло «Генератор пожеланий». Первый 3 слова которые вы увидите в этом своеобразном «сканворде» вы запишите в свои визитки-генераторы которые будут пожеланиями.

Интеллектуальная игра "Мыслеголики"

Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться.  Педагог-психолог предлагает поиграть в ролевую игру. Будто все присутствующие здесь - "мыслеголики", которые страдают от этого "мыслеголизма" и хотят избавиться от него, вступив в "Общество анонимных мыслеголиков". Характер "страданий" может быть разный: кто-то страдает от того, что умнее всех окружающих, кто-то от изобилия умных мыслей, которые мешают жить, кто-то еще по какой-то причине.   Участники должны по очереди вставать и говорить примерно следующее:   - Всем привет. Меня зовут Петрович, но это не мое настоящее имя. Настоящее мое имя слишком известно. Я мыслеголик и страдают от мыслеголизма уже много лет. Страдаю, потому что...   Выслушав очередного участника, другие должны дать ему какой-нибудь "добрый совет". Кто-то, может быть, сразу поделится своим жизненным опытом.   В процессе выполнения упражнения важно поддерживать атмосферу остроумия. В конце происходит опрос участников. Спрашивается, хотят ли они - уже на полном серьезе - так или иначе прокомментировать ролевую игру, свои слова или слова других участников. Возможно, кто-то захочет выспросить подлинное мнение другого участника по тому или иному вопросу.

Межличностное упражнение "Манифестация"

Название. Межличностное упражнение "Манифестация"

Участники просматривают короткие видеоролики, потом соревнуются в личной манифестации.  Перед началом тренинга 4-5 коротких видео с эмоциональным содержанием.   Видеоролики должны затрагивать разные чувства: смех, удивление, умиление, сопереживание, радость, огорчение, зависть, страх, любовь, ненависть, восторг, раздражение, скуку и т.д.   В начале упражнения ведущий объясняет участникам:   – Сейчас мы будем заниматься личной манифестацией. Что такое личная манифестация? Это выплескивание своих эмоций, чувств и мыслей по этому поводу на окружающих. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Очевидно, это зависит от степени этой личной манифестации и ситуации. Если вы расплачетесь на похоронах, это вполне нормально и естественно. Однако, если вы будете плакать навзрыд на совещании у руководителя, это уже покажет вас как демонстранта. Еще раз повторю: мы не будем сейчас решать вопрос, хорошо это или плохо. Мы просто попрактикуемся в этой личной манифестации. Я буду включать вам короткие видеосюжеты. И во время просмотра, и после них вы должны как можно ярче и полнее проявлять свои эмоции. В конце мы попробуем выяснить, кто же из нас наибольший мастер в области личной манифестации. 

  Если во время упражнения ведущий замечает, что кто-то из участников «выпадает», не занимается манифестацией, он побуждает его активнее проявлять свои эмоции. 

В конце проводится обсуждение:   – Итак, кто же у нас главный манифестант?   – Как вы думаете, какие люди слишком злоупотребляют личной манифестацией?   – Сделал ли кто-нибудь для себя какой-нибудь важный вывод?

Работа в группах. Цветная сказка.

Оборудование: 4 коробки с различными мелкими предметами одного цвета, ватман для каждой группы, двухсторонний скотч для крепления деталей, фломастеры соответствующих цветов.

В отдельных коробках разложены предметы и мелкие детали сгрупированные по одному цвету (красный, синий, желтый, зеленый). Например: фломастеры, нитки, мелкие игрушки, кусочки ткани, крышки, пуговицы и многое другое.

Цветовая сказкотерапия – это действительно невероятная возможность встретиться со своими чувствами и переживаниями и изменить их, превратив серые будни в оранжевые радости, коричневую ностальгию в синее блаженство, фиолетовую печаль в розовую мечту и т.п.

Схема, на которую можно опираться при сочинении сказок.

  1. Выбор главного героя (желательно дать ему имя).

  2. Создание места, в котором приятно находиться герою.

  3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).

  4. Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя.

  5. Рассказ о главной мечте (желании) героя.

  6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со всеми трудностями?)

  7. Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?)

По завершению работы каждая группа рассказывает свою цветную сказку.

Позитивные объявления.

Участника тренинга предлагаются разного рода позитивные «Психологические объявления».

Например:

-Возьмите то, что вам нужно храбрость, любовь, сила, верность, надежда, мечта и т.д.

-Возьми себе кусочек счастья.

-Возьми себе кусочек хорошего настроения.

-Хочешь исполнить свою заветную мечту? Возьми с собой звезду желаний

-Не держи зла. Держи шарик!

И многое другое

Рефлексия.

Актуальна ли была для вас тематика данного тренинга?

Какие задания и упражнения более всего вызвали проявление эмоций?

Прощание.

kopilkaurokov.ru

Раздел – I. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА — Мегаобучалка

Ковалев В.Н.

ЛИЧНОСТНЫЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГИ

Севастополь

Рекомендовано к печати редакционно- издательским советом ………

Рецензенты:

.

 

Автор- составитель

Ковалев В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ЧФ МГУ

 

Ковалев В.Н.. Социально-психологический тренинг: Методическое пособие для студентов факультета психологии. – Севастополь, Изд. ЧФ МГУ

 

В пособии предлагаются развернутые разработки тренинга личностного роста, семинара-тренинга коммуникативной этики и валеологического практикума по стрессменеджменту.

Методическое пособие предназначается для психологов учреждений образования, социальных педагогов, классных руководителей.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие

Раздел 1. ТРЕНИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

1.1. Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга……………………………………………….

1.2. Подготовка к тренингу……………………………….

1.3. Правила работы Т-группы………………………………

Раздел – 2. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

2.1. Кому и зачем нужен личностный рост?!....................................................

2.2. Программа тренинга личностного роста………………………

2.3. Содержание занятий тренинга личностного роста…………………..

Список рекомендуемой литературы……………………………….

 

Раздел -III. СЕМИНАР- ТРЕНИНГ “СТРЕССМЕНЕДЖМЕНТ”- эффективная антистрессовая программа для всех: Валеологический практикум

3.1. Сущность стрессменеджмента……………………………..

3.2. Программа семинара-тренинга “Стрессменеджмент”…………………….

3.3. Содержание тренинга “Стрессменеджмент”………………………

Список рекомендуемой литературы……………………………..

Раздел IY. ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНОЙ ЭТИКИ………………….

4.1. Общие положения…………………………………………………….

4.2. Содержание семинара-тренинга коммуникативной этики………………

Список рекомендуемой литературы……………………………….

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

 

Раздел – 1. ТРЕНИНГ: ЕГО СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ,

ВОЗМОЖНОСТИ, ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

Тренинги как один из интерактивных методов обучения и развития личности широко стали применяться в учебных заведениях, на предприятиях, фирмах. Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих до психотерапевтических), содержанию, формам и технологии проведения.

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому, как отмечают Л.М. Кроль и Е.Л. Михайлова, непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые вещи – от лекции, разукрашенной красивыми слайдами и плакатами, обыкновенных семинаров до групп со спонтанной динамикой и психолого-педагогических студий.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных активных и интерактивных методов психологии, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования.

В частности тренинг личностного роста обеспечивает актуализацию осознаваемых и неосознаваемых личностных потребностей, ценностей, устремлений. Он дает возможность также провести анализ своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей и разрешения актуальных проблем, наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении и главное апробировать этот инструментарий в контактной, надежной микросреде, получить от нее поддержку.

Специфическими чертами тренинга являются: наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация; обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы; ориентация на психологическую поддержку участников; объективация субъективных чувств и эмоций членов Т-группы; атмосфера раскрепощенности, доброжелательности, свободы общения.

Основная цель социально-психологического тренинга (по А.С. Прутченкову) – развитие личности. Наряду с этой основной целью есть ряд и сопутствующих:

1) повышение социально-психологической компетентности участников и развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

2) формирование активной социальной позиции участников и развитие у них способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Цели социально-психологического тренинга конкретизуются в частных задачах :

А) овладение определенными социально-психологическими знаниями;

Б) развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

В) диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

Г) изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Тренинги предполагают не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Они позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив ученического класса, студенческой группы, воинского подразделения или персонал фирмы, учреждения. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков, в семейной психотерапии и в решении личностных проблем.

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы. Среди принципов организации социально-психологического тренинга назовем основные.

Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят и не следует требовать этого отучастников.

Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

Важным является вопрос о принципах формирования группы. Руководителю целесообразно провести предварительный общий разговор и индивидуальные собеседования с будущими участниками о целях и задачах проводимого тренинга.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни. Овладение методикой проведения тренингов поднимет педагога или практического психолога еще на одну ступеньку профессионального совершенства.

Раздел – I. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

(Содержание и методика проведения)

 

1.1. КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ?!

Жизнь человека – это постоянная динамика, постоянное развитие, его физическое, духовное, нравственное, умственное, эстетическое совершенство. Отсутствие позитивной динамики ведет к застою, скуке, накоплению внутриличностных проблем, к духовному обнищанию и физическому старению, а в конечном итоге, к потере самого смысла жизни.

Для того, чтобы жить в ногу со временем, чтобы занимать определенный статус в обществе, чтобы быть успешным в деятельности, чтобы быть уважаемым, любимым, богатым, красивым и счастливым необходимо расти. Человек не стоит на одном месте. Он в вечном движении. Когда он не движется вперед, он обязательно движется назад. Даже если он в духовном или интеллектуальном плане находится в состоянии застоя, то это все равно в определенном смысле деградация, так как когда мы стоим, социальный мир вокруг находится в стремительном движении вперед, и мы отстаем от жизни.

Для примера возьмем одну из самых значимых сфер жизнедеятельности человека семью и обратимся к такой важнейшей субстанции человеческих отношений как любовь. Зададим риторические вопросы: Почему со временем охладевают чувства? Почему возникают ссоры между любящими людьми? Почему далеко не всегда удается быть счастливым в семейной жизни в той мере, в какой определяется понятие человеческого счастья? И тысячи других «почему?» волнующих наше сознание.

Ответ на эти вопросы прост. Отсутствие динамики в межличностных отношениях любящих людей и недостаточный уровень личностной динамики приводит к охлаждению чувств, к обострению противоречий. «Ленность всему виной», - писал Александр Сергеевич Пушкин о причинах охлаждения отношений между любимыми. Ленность отнюдь не динамическая категория.

Давайте обратимся к началу романтических отношений молодых людей. Он влюблен в нее и поэтому говорит о своей любви, подбирая самые прекрасные слова, которые существуют в его лексиконе. Тембр и интонация его голоса мелодичны и нежны. Они наполнены чувствами. Он особое внимание уделяет своей внешности. Это не случайно, он хочет ей понравиться. Он контролирует свои жесты, чтобы они были приятны ей. Он старается демонстрировать хорошие манеры. Он говорит о том, какой он сильный, смелый, благородный, добрый, нежный, веселый. Он рассказывает ей все самое интересное, что было в его жизни, чтобы привлечь ее внимания.

Несомненно, юноша создает положительный образ, в который она влюбляется. Он не кривит душой. Он в этот период работает над собой. Это и есть личностная динамика. Итак, она влюбляется в него, точнее она влюбляется в его «динамический образ». Она «строит надежды», она верит, она мечтает. Она сама активно формирует в его сознании свой позитивный образ, который нравится ему. Они оба помогают друг другу создавать идеализированные эталоны своего счастья.

На начальном этапе отношений они любят не просто реальных людей, они влюблены в образы, которые активно сами формировали в себе и, друг друге. И в этом нет ничего плохого. Так и должно быть. Чтобы на человека обратили внимание, он должен демонстрировать себя, свои лучшие качества, черты и возможности.

Но проблема заключается в том, что и дальнейшие их ожидания друг от друга в последующей совместной жизни будут связаны с теми эталонными образами, которые они сами сформировали субъективно в своем сознании. Она даже не в этом, не в противоречии между реальным и идеальным образами. Она в неумении позитивно обновлять этот эталон (идеал), достигать его и расти дальше.

Чтобы привлекать внимание, чтобы поддерживать интерес к себе, чтобы быть значимым и любимым надо постоянно расти, совершенствоваться, работать над собой, над собой и своим отношением к любимому человеку.

В реальной жизни очень часто происходит все наоборот. Мы перестаем «поддерживать себя в тонусе», потому что это не легко, для этого требуются затраты сил, энергии, ресурсов. Мы начинаем обвинять и упрекать близких, искать причины своих бед именно в них, выискивать в них недостатки. Мы это делаем потому, что последнее гораздо легче. Мы «попадаем в ловушки собственных защихных механизмов» и не ведаем, что творим. Мы просто этого не осознаем. А вся проблема в том, что мы перестаем расти в личностном плане, перестаем работать над собой и над ситуацией.

То же самое касается и производственных отношений. Например, попал человек в новый коллектив, приобрел определенный статус, зарекомендовал себя с положительной стороны, достиг определенных высот. Его любят, уважают, его поддерживают, его поощряют. Он со временем привыкает к этому. Но обязательно наступит момент, когда он начнет сдавать свои позиции, когда потеряет первенство, если не будет обеспечивать должной динамики своего «Я» в сложной системе отношений микросоциума (в содержании совместной трудовой деятельности, в общении и др.)

Можно привести множество других примеров, подтверждающих значимость и необходимость личностного роста человека для полноценного удовлетворения его базовых и высших потребностей, для самореализации, для того, чтобы быть счастливым в этой жизни. Не каждому и не всегда это удается. Для этого и существуют специальные занятия в Т-группах, которые в совокупности и составляют тренинг личностного роста.

Именно на тренингах можно научиться успешно решать многие жизненные проблемы посредством личностной динамики. Эти занятия полезны для людей любого возраста. Они полезны школьникам и студентам, учителям и психологам, персоналу предприятий и руководителям учреждений, всем, кто хочет, чтобы их жизнь была полноценной.

 

 

megaobuchalka.ru

Психологический тренинг личностного роста для одаренных детей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДДТ с.Убинское, Новосибирская область.

Подготовила и провела: педагог – психолог МКОУ «Убинская средная школа №1» Желудова И. А.

Одарённость человека –это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли итребующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобыон вырос и дал обильный плод.

Тренинг личностного роста ориентирован на нормативные возрастно-психологические проблемы и задачи в работе с одарёнными учащимися.

Цель тренинга: содействие социальной адаптации, развитию личности, развитие жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям, предупреждение агрессивного и конфликтного поведения.

Задачи тренинга:

1. Создание условий для:

•    развития эмоционально-волевой сферы;  

•    развития чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.

•    отработки навыков уверенного поведения;

2. Помощь в осознании собственной ответственности за собственные

поступки, в анализе своих жизненных установок.

3. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Ход тренинга.

1.Упражнение-приветствие «Хи! – Ха! – Хо!»

Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде тренера они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши. 

2. Упражнение – разминка, знакомство «Космическая скорость»

Цель: знакомство, развитие умения принимать коллективное решение.

Инструкция: «Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называя свое имя, и поднимает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и поднимает руку. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок уже получал мяч).

-Результатом нашего взаимодействия была не высочайшая скорость передачи мяча, не запоминание имен, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений, появление чувства сопричастности.

3. Упражнение «Наши правила»

Тренер предлагает правила, которые будут действовать на протяжении всего тренинга. Правила1.Называть друг друга по имени

2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.

3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас — по ходу общения в группе.

4.Говорить от своего имени («я считаю...», «я думаю...»).

5.Быть открытым в общении.

6.Активно участвовать в происходящем.

7.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.- Теперь определите и покажите всем «на пальцах», на сколько баллов вы согласны придерживаться этих правил.

4.Игра «Мигалки» участники стоят в кругу, встречаются глазами со стоящими напротив и, «договариваясь» таким образом, меняются местами.

5.Игра «Мы вместе!» участники разбиваются на пары и выкидывают по команде произвольное количество пальцев на руке. Пара участников, у которых число пальцев совпало, громко радуются: берутся за руки, подпрыгивают и кричат: «Мы вместе!». Затем то же происходит в четверках, восьмерках, пока не объединится вся группа и не выкинет одномоментно одно и то же количество пальцев.

6.Игра «Мешочек сокровищ»

Ученики приносят на занятие мешочки, в которых лежат несколько предметов, что-то проясняющих в характере владельца, отражающих его индивидуальные особенности, увлечения.

В разговоре по кругу каждый представляет себя с помощью своих предметов. Далее учитель предлагает создать группы по сходным предметам. Могут получиться любители спорта, музыки, домашнего чтения на диване, туризма и т.д. Каждая группа в творческой форме может представить себя.

7.Игра «Добрый ручеек»

Ребята встают в две шеренги лицом друг к другу, как для игры в «ручеек», только им не надо браться за руки. Один участник проходит между этими рядами с одного конца до другого. Каждый из шеренги «ручейка» должен сказать этому участнику что-нибудь хорошее или невербально продемонстрировать ему свое хорошее расположение, симпатию, одобрение.

8.Игра «Цепочки» Участники образуют цепочки: от самого высокого до самого низкого, от самого темного цвета волос к самому светлому, от самого большого размера обуви к самому маленькому, от самого старшего до самого младшего. Таким образом, цепочки могут образовываться по любому признаку: длина волос, цвет глаз, дни рождения.

Можно игру усложнить: в цепочки ребята должны выстраиваться молча, изъясняясь только при помощи мимики, жестов, прикосновений.

9. Упражнение «Интервью»

- Теперь определитесь в пары по принципу переклички 1-ый, 2-ой. Участники интервьюируют друг друга в парах в течение 5 минут. Затем представляют друг друга, причем каждый говорит о напарнике так, как будто рассказывает о себе.

10. Упражнение «Пожмите друг другу руки!»

Инструкция: «В круг выходят те ребята, которые поймут, что называемые мною характеристики имеют к ним отношение и пожимают друг другу руки»:

КТО:

-играет на каком-нибудь инструменте;

- родился в другом городе;

- умеет петь,

- танцевать,

- играть в футбол,

- кататься на коньках,

- плавать;- бывал когда-нибудь в Алматы

-Москве, - любит жареные пирожки

-соленые огурцы,

-яблоки;- имеет брата

-сестру,

-собаку,

-кошку,

-хомяка,

-попугая;- считает себя «совой»

-«жаворонком»;- любит математику

-биологию,

-физкультуру…

Обсуждение.— Как вы себя чувствовали во время игры?— Узнали ли вы для себя что-то новое?— Всегда ли хотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?— Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?

11.Игра «Мое воображение» (5 мин)

Цель: активизировать участников группы, изменить вид деятельности, способствовать творческому воображению участников.

Ход упражнения

Закройте глаза и представьте себе:

- Что вы взяли в руки кусочек льда;

- Вы летаете между облаками;

- Вы держите в руках и вдыхайте аромат букета;

- Вы гладите пушистого котенка;

- Вы едите вкусное яблоко;

Рефлексия: опишите ваши ощущения.

12. Упражнение «Путаница» 

- Мы снова в круге и поднимаем все правую руку. Теперь надо взять за правую руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутываемся в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. Упражнение я усложняю, задание нужно выполнять молча. Задача – не рассоединяя рук, распутать получившийся клубок и встать в круг

13.Упражнение «1,5 минуты»

Тренер дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.

Инструкция: «У вас 1,5 минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга». (За временем следит тренер.) Через 1,5 минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь у четвертого человека, кто это?». Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Петра галстук?», «Какого цвета у него рубашка?», «Держит ли Петр что-либо в руках?» и т. д.

Далее тренер дает аналогичное задание еще 2—3 участникам.

В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.

14. Упражнение «Рисунок моего настроения»

Под релаксационную музыку участники рисуют то, что может отразить их настроение «здесь и сейчас». Нерешительным предлагается просто набрать кисточкой краску понравившегося цвета, поставить кончик кисточки в любое место листа и делать спонтанные мазки.

15. Рисунки вывешиваются на доске.

16. Ритуал прощания. Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички»

Участники стоят в кругу. Тренер визуально делит круг на несколько секторов

*Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!

*вторая: «Хрящики!»,

*третья: «Спички!»,

*четвертая: «Очки!»,

* пятая: «Крючки!»,

* шестая: «Значки!»

Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности: Ящики-Хрящики-Спички.

Потом по знаку тренера все группы одновременно прыгают, вверх и кричат свои слова.

Тренер отвечает: «Будьте здоровы! Вот как чихает слон».

Тренер акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.

Ребята и в завершении нашей встречи попробуйте эмоционально выразить ваше отношение от занятия.

Всем спасибо за внимание , за активное участие.

Результаты тренинга

Результаты тренинга оценивались на основе рефлексии самих участников, заполнения ими специальных анкет.

Для оценки эффективности тренинга проводится анкетирование участников с помощью модифицированных опросников Туник Е.Е.: Опросник креативности Джонсона

multiurok.ru