Первым изменением, которое я сразу отметила, был очень мощный прилив энергии. Сил стало хватать как на себя, так и на окружающих. Позже стала замечать, что спокойнее стали мои реакции на многие вещи и явления, которые раньше вызывали бурю негативных эмоций... Исключительно благодаря различным способам расслабления в йоге я могу восстановить недосыпание и наработать потерянную энергию. Меня хватает не только на бессонные ночи, детские капризы, хозяйство, спорт, но и на творчество.
Направление терапевтической йоги подошло просто идеально. Теперь, спустя несколько лет и лимфостаз сильно уменьшился, и колени уже не болят, и про лордоз я практически забыла. Выяснилось, что психотерапия и йога прекрасно дополняют друг друга, то, с чем я не могла справиться только посредством практики, прекрасно поддавалось сочетанию йоги и психотерапии.
Семинар Марианны, посвящённый йоге при заболеваниях позвоночника мне очень понравился. В теоретической его части порадовало очень ясное и детальное изложение существенных для практики аспектов, яркие примеры, свидетельствующие об опыте и профессионализме ведущей. Но особенно хороши были практические сессии, позволившие лучше понять тонкие аспекты работы с телом в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния, пережить оздоравливающий эффект упражнений. Хотелось бы отметить ещё ответственный, внимательный к каждому участнику подход Марианны. Наверное, это лучший семинар по оздоровительный практикам, который я посетил за последнее время!
Раньше я не всегда могла осознавать сигналы тела, сейчас я их чувствую. Йога помогает остановиться, ощутить себя здесь и сейчас. Складываются более чуткие отношения с телом. Я не могу похвастаться супер-дисциплинированностью, и я не занимаюсь каждый день, но все равно чувствую, что есть результаты: я лучше расслабляюсь, более спокойна.В пси-йоге мне понравилось, что используется научный подход – нам объясняют с точки зрения науки, что происходит с телом, суждения подкрепляются информацией. Тренер делится личным опытом – и для меня лично это очень важно, а знания Марианны в области медицины – это вообще очень большой плюс и вызывает доверие.
Для меня йога - это возможность выключится на какое-то время, успокоиться, и в некоторой степени поднять настроение. Я не могу сказать, что эффект от занятий был быстрым, но сейчас я его чувствую однозначно: медленно, но верно мое поведение меняется, характер становится лучше.На занятиях мне импонирует, что Марианне самой нравится то, чем она занимается – я считаю, что это основополагающий фактор для человека, как профессионала.
В нашем организме все взаимосвязано. Пси-йога - это одна из тех практик, которая помогает комплексно решить проблему - и с точки зрения тела, и с точки зрения эмоций. Помогает освободиться от круговорота мыслей в голове. Для меня это полезный инструмент, чтобы совсем не потеряться, сохранить свое здоровье - психическое и физическое. Я стала более спокойно относиться ко многим ситуациям, которые раньше вызывали напряжение.Нравится тренер - спокойная, уравновешенная, грамотный профессионал и умеет выражать свои мысли.
Работа и жизнь у меня довольно напряженная. Для расслабления необходимо искать какие-то способы, и йога один из них. В Пси-Йоге акцент делается на расслаблении, ориентированность не только на физический эффект, но и на психологический. Даже одно занятие в неделю – уже разгрузка есть. И чем лучше занимаешься, тем лучше себя чувствуешь.Даже если я месяц-два не занимаюсь, накопленный эффект, в плане противостояния стрессам и перегрузкам остается. В процессе расслабления лучше понимаешь себя, свои цели. Иногда случаются озарения, - когда видишь путь достижения своей цели.Йога дает силы для принятия каких-то жизненных решений. Для тех, кому это нужно - это реальная помощь. У Марианны мне нравится, что она выясняет конкретные проблемы человека и ищет способ, как помочь, плюс разрабатывает - индивидуальные планы в соответствии с индивидуальными проблемами человека.
psy-yoga.ru
Шаг 5
Самосознание. Образ "Я". Различия во взглядах йоги и психологии.
Естественное стремление нашего "Я" - добиваться успеха. С каждой новой победой, с каждым новым достижением мы становимся все более уверенными в себе, а наша самооценка возрастает. Другое естественное желание нашего "Я" - быть востребованным другими людьми. Мы хотим чувствовать себя "своим" в круге единомышленников, хотим, чтобы нас принимали такими, какие мы есть, хотим, чтобы нас ценили, чтобы нами восхищались. Как формируется наша самооценка? Не секрет, что первоначально она возникает как отражение оценки нас другими людьми, в первую очередь нашими родителями, и лишь много позднее мы начинаем оценивать себя сознательно.
Еще одна особенность нашей самооценки в том, что она формируется на бессознательном уровне, практически невозможно изменить ее с помощью логики. Своими корнями самооценка уходит в самые глубинные слои нашей психики, она затрагивает базовую потребность в общении с другими людьми, именно поэтому изменение самооценки требует особых практик и техник. В этом курсе мы рассмотрим структуру, функции и особенности нашего представления о себе.
Самосознание и образ "Я". Подход психологии.
Определение самосознания.
В философии самосознание определяется как «выделение человеком себя из объективного мира; осознание себя как личности; осознание своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний и интересов». Другое определение мы находим в психологическом словаре: «Самосознание – осознание отношения человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам, переживаниям и мыслям». Другими словами, самосознание представляет собой выделение себя из мира, обращение внимания на собственную персону. Существенная черта в характеристике самосознания – это способность не только отделить себя от остального мира, но и противопоставить себя ему.
Что касается животных, в психологии считается, что у них нет осознания своего состояния, но у них есть самочувствие как самоощущение, как ощущение своего состояния (нижний пласт самосознания, органические ощущения – такие как голод, боль и т.д.). Любое живое существо непрерывно получает ощущения от собственного тела, которые И.М. Сеченов назвал системными чувствами. Синтез этих ощущений и создает самоощущение.
Генетический аспект проблемы самосознания.
В современной психологии считается, что зачаточные формы самосознания появляются у ребенка уже в первые годы его жизни. Вначале выделяется физическое «Я» ребенка, в основе которого лежит отражение им своих физических качеств и возможностей, особенностей своего тела. Два вида ощущений – системные чувства и предметные – вначале у ребенка слиты, он обладает только самочувствием, из которого затем образуются более сложные формы самосознания (когда ребенок научается отделять и сопоставлять внутренние с внешним). В процессе общения с людьми зарождается и развивается духовное «Я». Теперь ребенок уже может воспринять в себе чувства, эмоции, мысли и т.д., отделяя себя от них; формируется мышление и речь.
Согласно известному отечественному психологу Л.С. Выготскому, самосознание – это социальное сознание, перенесенное во внутрь (интериоризованное), а память – та основа, которая сохраняет его целостность и неразрывность.
В сферу осознания физического «Я» вовлекаются сначала отдельные органы чувств и части тела, через синтез которых формируется первичный образ собственного тела, овладение произвольными движениями, что и позволяет выделить ребенку себя из окружающего его пространства. Одновременно происходит отграничение себя от мира неодушевленных предметов. Манипулируя с этими предметами, ребенок осознает, что именно он – причина этих действий.
Первоначально ребенок испытывает чувство слитности с миром - так, себя он называет в третьем лице. Причем имя не существует для него в качестве особого обозначения собственной личности - он может относить его ко всему маленькому, а себя называть именами других детей. Согласно А.Г. Спиркину, исходное состояние сознания ребенка есть полное безразличие «Я» и «не – Я», для него нет различий внутреннего и внешнего, а, значит, и нет своего «Я».
Около трех лет в самосознании ребенка происходит заметный скачок. Он вступает в новую фазу развития – фазу активного утверждения себя и отстаивания своей самостоятельности. Теперь он говорит от собственного имени и в первом лице.
В подростковом возрасте наблюдается качественная перестройка всей структуры самосознания. Если до подросткового возраста самосознание развивалось стихийно, то теперь ребенок начинает сознательно формировать себя. Внимание сдвигается с восприятием внешней стороны личности (и себя, и других людей) на уровень ее внутренней, глубинной стороны. Однако самооценка в этом возрасте крайне неустойчива, ситуативна (отсюда неуверенность, робость, ранимость и т.д.).
Выделение себя из мира. Схема тела.
В процессе любого перцептивного и двигательного акта происходит само-выделение субъекта (не только в рамках восприятия внешних объектов и построения движений, но и в форме ощущений от внутренних органов – интероцепции, и в форме болевых ощущений).
На основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцепция) и состоянии движения органов (кинестезия) формируется схема тела – субъективный образ взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. Схема тела может простираться дальше физических границ тела и может включать, например, одежду. Схема тела – образование психическое, она может включать элементы, физически отсутствующие (например, при ампутации руки многие пациенты описывали такие феномены, как фантомная конечность). Роль схемы тела – быть эталоном для сравнения поступающей информации с тем, что должно быть, и облегчать построение движений.
На основе информации от интероцептеров возникают ощущения, диффузно отражающие общее состояние организма – самочувствие – эмоционально окрашенное впечатление комфорта и дискомфорта, напряжения и разрядки, беспокойства или успокоения. Также вклад в самочувствие вносит болевая и температурная чувствительность.
Схема тела крайне важна для построения нами интегрального представления о себе. Нарушения в ощущениях своего тела влекут за собой трансформацию всего образа "Я" - многочисленные примеры этого дают нам исследования шизофрении ("расщепления личности") и других психических расстройств. Материал клинических наблюдений расстройств самосознания показывает, что при нарушении схемы тела возникает деперсонализация, которая, в свою очередь, приводит к распаду целостности психической деятельности личности, ее дезинтеграции. Больные обладают сходными переживаниями: исчезновение своего «Я», состояние обезличенности, чуждости, измененности своего тела, отчуждение собственных психических актов.
Трансформация в ощущениях схемы тела также является одним из самых эффективных методов введение человека в гипноз (измененное состояние сознания).
Уровни и единицы самосознания.
Известный отечественный психолог В.В. Столин описал многоуровневую структуру самосознания. Он предлагает различать три целостных системы (уровня активности), которые представляет собой человек – организм, социальный индивид и личность. Соответственно отсюда вытекает уровневая структура процесса самосознания – самосознание организма, индивида и личности. Причем организм соответствует биологической сфере (физическое тело), индивид – социальной (социальная роль, социальные представления о себе), личность же отражает общий уровень нашего культурного и духовного развития.
В качестве единицы самосознания В.В.Столин предлагает выделять смысл «Я», содержащий когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты (аналог личного смысла), причем конфликтный личностный смысл. Так, смысл действия, направленного на удовлетворение одного из противоречащих друг другу мотивов, будет являться конфликтным, причем это будет уже не действие, а поступок. Поступок, по Столину, это всегда выбор, а возникшее противоречие – это противоречие смыслов «Я», то есть противоречие самосознания.
С точки зрения онтогенетического развития В.С. Мерлин предлагает выделять следующие четыре уровня самосознания:
- «сознание тождественности» (первый год жизни) - самовыделение и принятие себя в расчет;
– «сознание Я» (к двум – трем годам) - осознание себя как субъекта деятельности;
– осознание своих психических свойств;
– социально–нравственная самооценка (юношеский возраст).
Экспериментальные исследования самосознания.
Отношение к себе может быть позитивным, негативным и конфликтным. Вступая в сознание субъекта, это отношение семантически оформляется (когнитивная составляющая) и переживается (эмоциональная составляющая).
Используя допущение, что личностный смысл может выражаться и в отдельно взятом значении, В.В. Столиным были проведены эксперименты, показавшие трехмерность эмоционально – ценностного отношения к себе. Были обнаружены такие оси в семантическом пространстве самоотношения, как «симпатия – антипатия», «уважение – неуважение» и «близость – отдаленность».
В.В. Столин приводит следующую классификацию возможных искажений состояний самосознания:
1. Деиндивидуация (утрата чувства свободы выбора и моральной ответственности).
2. Фальшивое «Я» («Я», осмысляемое относительно мнимых мотивов, приобретает ложный, фальшивый, личностный смысл. Однако нарушения касаются в основном уровня личности и организма).
3. Беспомощное «Я» (в результате межперсональных защит нарушается внутренний покус контроля – разрыв между мотивацией и собственными чертами, понижение степени субъективной включенности «Я» в деятельность).
4. «Я–образ» может включать социально неприемлемое содержание в виде асоциальных идеалов.
5. «Я–образ» может быть мистифицированным, обладать неадекватным уровнем притязания.
6. «Я-образ» может включать спутанную идентичность (половую, возрастную, ролевую), быть инфантильным.
7. Когнитивные структуры самосознания могут быть мало расчлененными, бедными.
8. Эмоциональная структура самоотношения может быть неадекватно или недостаточно сформирована.
Задача психотерапии – усилить активность самосознания пациента, расширить его сферу, то есть область осознания самого себя, усилить высший личностный уровень самосознания, его самоприятие.
Образ физического «Я».
Осознание своей телесной сущности (в частности – схемы тела, внешности и половой принадлежности) – такой же познавательный процесс, как и познание объективного мира. Он опосредован потребностями, мотивами субъекта.
В отечественном подходе в исследовании образа физического «Я» учитывается взаимосвязь аффективных и когнитивных процессов, различение в структуре самосознания двух компонентов – образа физического «Я» как когнитивного отношения и как аффективного образования.
"Я-концепция".
На западе принят термин «Я –концепция», означающий «совокупность всех представлений индивида о себе» (Р. Уайли, М. Розенберг).
М. Розенберг предложил выделять несколько параметров, характеризующих уровень развития самосознания личности в целом.
1. – степень когнитивной сложности и дифференцированности образа Я (число осознаваемых качеств своей личности, уровень их обобщенности).
2. – степень отчетливости, выпуклости образа Я, его субъективной значимости для личности (уровень развития рефлексии).
3. – степень внутренней цельности, последовательности образа Я (близость реального и идеального образа Я).
4. – степень устойчивости, стабильности образа Я во времени.
Итоговым измерением самосознания является мера самоприятия (положительное или отрицательное отношение к себе).
Уверенность в себе с позиции психологии.
Одна из причин, почему психология становится все более популярной – она дает людям практические инструменты работы над собой, инструменты для самосовершенствования. Очень многие обращаются к психологии, чтобы развить в себе такое качество, как уверенность в себе. Уверенность в себе – это интегральное качество, из него вытекает целый ряд полезных следствий. Если вы уверены в себе, вы можете легко и свободно общаться с другими людьми, добиваться серьезных успехов в карьере, эффективно достигать поставленных целей.
Есть четкие поведенческие признаки уверенности и неуверенности в себе. Наиболее бросающаяся в глаза составляющая - это невербалика: интонация голоса, мимика, поза, жесты. Неуверенный человек говорит тихо, робко, застенчиво; поза у него обычно закрытая, он совершает много нервных, суетливых движений, опускает глаза при общении. Напротив, уверенный человек говорит громко, ясно, и отчетливо садится в отткрытую позу, спина его гордо выпрямлена, голова поднята, он смотрит прямо в глаза собеседнику. Кроме невербальных признаков, мы обращаем внимание также на содержание речи: неуверенный человек может часто использовать такие слова, как "извините", "простите за бескопоойство", "будет ли у вас минутка", "не могли бы вы..." и т.д.
Как же призывает психология развивать уверенность в себе? Для ответа на этот вопрос давайте рассмотрим следующую концепцию самооценки, признанную классической в отечественной психологии.
Выделяют три основных параметра самооценки:
• Высота самооценки – самооценка может быть высокой или низкой.
• Устойчивость самооценки- самооценка может быть устойчивой во времени или, напротив, очень лабильной, зависимой от разных обстоятельств, от ситуативной оценки нас другими людьми.
• Адекватность самооценки- самооценка может быть адекватной, завышенной или заниженной.
Психология призывает нас развивать уверенность в себе через изменение своей самооценки: в идеале она должна быть высокой, устойчивой, адекватной. Высокая и устойчивая самооценка позволяет человеку не бояться трудностей, повысить свой уровень притязаний, ставить перед собой серьезные цели и успешно их достигать. Спокойный, уверенный в себе человек нравится окружающим, он становится своего рода опорой и поддержкой для других людей, вселяя в них доверие и оптимизм. Уверенного человека руководство склонно повышать по службе, ему гораздо проще сделать отличную карьеру по сравнению с человеком зажатым, робким, неуверенным в себе. В коллективе уверенный человек часто становится душой компании, ему легко общаться с окружающими его людьми.
Вместе с тем психология предостерегает нас от завышенной самооценки, когда человек слишком высоко оценивает свои таланты и достижения по сравнению с тем, как его воспринимают другие люди. По-другому это качество называется также самоуверенностью. Самоуверенность в первую очередь проявляется в том, что человек начинает считать себя лучше других, пренебрежительно относится к другим людям. Во-первых, такие люди отталкивают от себя окружающих, поскольку те оценивают их как высокомерных, надменных. Во-вторых, неадекватная оценка своих способностей и возможностей делает человека неэффективным, он ставит нереальные цели и не может их быстро достигнуть.
Психология рассматривает уверенность в себе как навык, который можно тренировать – в первую очередь через изменение своего поведения. На многочисленных тренингах поведенческой психотерапии неуверенного человека заставляют принимать уверенные позы, говорить громким, хорошо поставленным голосом, другими словами, вести себя уверенно. И рано или поздно, если он привыкает это делать и видит конструктивные результаты подобного поведения, меняется и его отношение к себе. Забегая вперед, сразу скажем, что эта позиция, когда уверенность воспринимается как что-то, что надо приобретать, кардинально отличается от подхода йоги.
Образ "Я". Подход йоги.
Если в психологии образ «Я» рассматривают как что-то объективное и относительно устойчивое, то в йоге подход принципиально другой. Йога утверждает, что все наши представления о себе (и положительные, и отрицательные), все наши комплексы и страхи в отношении восприятия себя в глазах окружающих – не более, чем иллюзия, не имеющая никакого отношения к нашему истинному «Я». Вместе с тем представления о себе могут как уводить нас в сторону, если они ограничивают нашу свободу, так и помогать нашему духовному росту, если они выстроены правильно.
Наше высшее «Я», утверждает йога, не имеет никаких качеств – ни положительных, ни отрицательных, в том смысле, что оно запредельно, невыразимо никакими словами и понятиями, находится вне пространства и времени, не принадлежит материальному миру. Не существует никаких прилагательных, определений, характеристик, чтобы выразить суть нашего высшего «Я». При этом оно может иметь любые атрибуты и проявляться через любые формы, какие только пожелает.
Наши привычные, устойчивые образы и представления о себе имеют больше отношения к нашим телам и нашей карме, нежели к нашему высшему «Я». Парадокс в том, что они настолько сильно управляют нашим поведением, что мы становимся рабами этих установок и представлений о себе, не всегда позитивных. Эти установки складываются на протяжении всей нашей жизни, точнее, согласно йоге, в течение многих жизней. Этот «клубок» представлений о себе и составляет то, что в психологии называется «Эго» - некая субстанция, которую мы привыкли считать своим «Я». Ведь чаще всего, говоря о своем «Я», мы имеем ввиду именно «Эго» (мне столько-то лет, зовут меня так-то, профессия такая-то, физические данные такие-то). Давайте рассмотрим «Эго» под микроскопом аксиоматики йоги. Что же представляет из себя нашего Эго?
Для этого нам необходимо вспомнить про теорию йоги о трех группах тел, которую мы рассматривали в предыдущей теме: о физическом, тонком и причинном теле. Каждый из этих уровней вносит свой вклад в формирование нашего представления о себе.
Первое, с чем мы сталкиваемся, анализируя «Эго», это ощущения нашего физического тела, причем не только ощущения («схема тела»), но и оценка своих физических данных. Отношение к своей внешности является одной из важнейших образующих самооценки человека. Более сложно представлен в нашем сознании уровень тонкого тела – он формируется из оценки своих профессиональных достижений, своих интеллектуальных способностей, своего характера, реализации себя в межличностных отношениях и многого другого. И, наконец, уровень причинного тела связан с нашим общим самоотношением, базовым принятием либо не принятием самого себя.
К чему призывает йога? Основной метод, о котором говорит нам йога, следующий: мы должны разотождествиться со своими телами, со своим «Эго». Пока мы считаем себя тем, чем мы не являемся, эти структуры полностью управляют нашим поведением, заставляя нас в том числе переживать отрицательные эмоции – страх, гнев, ревность. Пока мы зависимы от представлений о нас в глазах окружающих, мы не свободны, мы не можем полностью проявить себя. Эти ассоциативные связи действуют как невидимые нити, опутывающие нас со всех сторон, превращающие нас в марионеток. Мы хотим одного, а в результате делаем что-то прямо противоположное – потому что именно этого ожидает от нас социум. Пока мы считаем себя не тем, чем мы являемся, нами легко управлять, мы легкая добыча многочисленных манипуляторов. Более того, нас могут поймать не только на наших отрицательных представлениях о себе – страхе, неуверенности в себе, но и на положительных представлениях. Так, например, девушка может настолько ценить в себе свою красоту, что даже малейшее безразличие к ней со стороны противоположного пола будет ее задевать. Или, например, подчиненный настолько дорожит мнением о себе как о хорошем сотруднике, что каждый день перерабатывает для поддержания своей самооценки, нарушая при этом второй принцип йоги (если, например, на вечер у него намечена йога, и он изо дня в день не успевает ею заняться).
Именно поэтому йога и призывает нас подняться над уровнем всех представлений о себе – как отрицательных, так и положительных, обрести полную свободу. Другой вопрос, что это достаточно сложно сделать, поскольку наш образ себя очень устойчив, ведь он формировался на протяжении многих и многих лет. Тем не менее, занимаясь любым видом йоги, вы постепенно начинаете разотождествляться со всеми своими структурами, начинаете лучше осознавать свое высшее «Я». Именно поэтому йога и определяется как система самопознания – рано или поздно мы должны отбросить все наши иллюзорные представления о самих себе и познать свое истинное «Я».
Уверенность в себе с позиции йоги.
Из разницы теоретических положений вытекает во многом противоположная позиция йоги и психологии к развитию такого полезного качества, как уверенность в себе.
С позиции аксиоматики йоги уверенность в себе – это та черта, которая присуща нам изначально. В процессе духовного роста мы всего лишь раскрываем его, а не развиваем как какой-то навык, которого у нас никогда раньше не было. И в это принципиальное отличие подхода йоги от подхода психологии.
Согласно теории йоги наше высшее «Я» обладает абсолютной свободой, и, как следствие, абсолютной уверенностью в себе. Уверенность в себе расширяет нашу свободу - естественное состояние нашего "Я". По мере духовного самосовершенствования йоги и йогини становятся все более уверенными в себе, поскольку постепенно исчезает страх, делающий человека зажатым, они перестают бояться чего бы то ни было. Исчезают все их неправильные представления о себе, они могут в любой ситуации и с любыми людьми открыто проявлять себя. Окружающий мир уже ничем не может их «зацепить», вызвать в них животные инстинкты. Это очень высокий уровень, к которому призывает нас йога, такое состояние люди называется «дивья» (божественный, совершенный), оно наступает, когда человек полностью преодолел своего «Эго», выдавил из себя «раба по каплям».
С точки зрения йоги, неуверенность в себе очень сильно ограничивает нас в жизни. Мы боимся поставить перед собой грандиозные цели – «все равно не получится», мы привыкли чувствовать себя «сирыми и убогими», «я никто и звать меня никак». Робость, неуверенность в себе, зажатость особенно характерна для жителей России, на Западе менталитет совершенно другой, там люди знают себе цену.
Именно поэтому йога настойчиво призывает нас верить в себя и добиваться самых серьезных успехов в жизни. Прекрасным методом раскрытия уверенности в себе является раджа-йога.
Йога говорит нам следующее: мы сами выбираем, на какой образ себя опираться при выстраивании своей линии поведения. Мы можем опираться на привычный, сложившийся за много лет образ себя как «серых мышек», причем Вселенная может подтверждать этот образ, поскольку мы сами выбираем его – ну как же, все плохо, с работы опять уволили, жена ушла к соседу, физическое тело оставляет желать лучшего, а с каждым годом будет все хуже и хуже – где уж тут поверить в себя? А можем вопреки всем якобы «объективным фактам и условиям» помнить о своем высшем «Я» (бессмертном, всемогущем, обладающем колоссальной силой) и опираться на него как на незыблемую точку опоры – да, пусть я еще не профессор философии, что-то у меня не получается, с работы уволили, жена ушла к другому, пускай, но если я волеизъявил стать успешным, это всего лишь вопрос времени, когда я достигну этого. Это аксиоматическое положение йоги – наше волеизъявление не имеет преград. Во Вселенной в принципе нет силы, чтобы нас остановить, чтобы помешать нам добиться цели.
Йога призывает нас отбросить все неверные представления о себе, которые нас ограничивают, полностью преодолеть страх, выработать в себе новую установку: "Я могу все. Я могу достигнуть любой поставленной цели". И смело идти вперед, реализуя себя во всех сферах жизни.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
self.wikireading.ru
Читая древние йогические тексты, такие как Йога-сутры Патанджали, иногда сложно представить, как перевести язык философской мудрости в термины современной жизни. Однако, йога – это прежде всего практика, и теория в ней на самом деле имеет прямое практическое применение. Например, давайте посмотрим, как понимание структуры сознания может помочь принимать более осознанные решения.
Согласно Патанджали, наше сознание состоит из трех основных частей: манас (ум), ахамкара (маленькое «я») и буддхи (разум). Мы можем представить себе круг, разделенный на фрагменты, каждый из которых взаимодействует с внешним миром, чтобы обеспечить выживание организма.
Манас, или ум – это компьютер перерабатывающий информацию, полученную от окружающей среды. С точки зрения эволюции, этот полезный инструмент служит нашему инстинкту самосохранения и помогает выжить в мире, полном ловушек и опасностей. Если вы обожглись, пытаясь вытащить пирог из духовки, в следующий раз в подобной ситуации именно ум первым забьет тревогу и заставит вас остановиться, чтобы взять прихватку. По той же логике, вы пробуете несколько видов мороженого и понимаете, что шоколадное вам больше подуше. При похожем выборе ум направит вас именно к нему, потому что этот сорт приносит наибольшее удовольствие. Таким образом, мы принимаем то, что гарантирует удовольствие, и отвергаем всё причиняющее боль.
Манас защищает ахамкару, маленькое «я», с которым мы себя идентифицируем. Это наша личность, сотканная из воспоминаний, опыта и впечатлений, наших предпочтений и склонностей. Это «я» как ярлычок, с готовностью приклеивающийся к вещам. Так мы метим территорию, выносим свое существование вовне. Появляется «моя машина», «мой дом», «моя жена», «моя работа». Это разделение на «своих» и «чужих» также влияет на наши решения. Мы принимаем все, что находится в согласии с нашим представлением о себе и приумножает наши владения. Все, что ставит под сомнения истинность привычных категорий, с готовностью отвергается во имя сохранения целостности образа «я».
Как мы видим, наша склонность принимать и отвергать – результат слаженной работы ума и Эго. На основе прошлого опыта Эго выбирает защитную тактику, решая, кто вы и чем ограничены ваши возможности и склонности, а ум, подобно верному оруженосцу, адаптирует это общее видение к данной ситуации, чтобы жизнь стала удобнее. «Удобнее» по его представлениям. Таким образом, мы попадаем в ловушку шаблонов поведения.
Очевидно, что хождение одними и теми же дорожками ограничивает наше видение жизненных ситуаций. Выйти за привычные рамки «я» и ума, нам поможет третий элемент, на который указывает Патанджали – буддхи. Это разум, он обеспечивает тонкое понимание причинно-следственных связей. Развитый буддхи отделяет проекции «я» и субъективные конструкции от объективных фактов ситуации, проникая сквозь поверхностные слои. Его голос подскажет, что похожие на первый взгляд ситуации могут быть вызваны разными причинами и соответственно иметь различные последствия. В процессе практики асаны и медитации, мы повышаем чувствительность буддхи и начинаем видеть неожиданные пути решения наболевших проблем.
Фото: pat138241/freedigitalphotos.net
yogajournal.ru
Йога и западная психология. Казалось бы, что общего? Сегодня у нас в гостях человек, сумевший на синтезе этих дисциплин найти новые подходы к личностному росту человека — Александр Андреев (г. Симферополь).
— Александр, пожалуйста, несколко слов о себе.— Александр Сергеевич Андреев, я психолог, доцент кафедры психологии Инженерно-педагогического университета и научный корреспондент Института психологии им. Костюка в Киеве. Кроме того, я еще занимаюсь практическими вещами, и в этой ипостаси являюсь тренером по телесно ориентированному трансперсональному гештальту. У меня еще есть авторская методика на основе гештальта — тренинги, соединенные с практиками йоги в широком смысле этого слова. Это и индуистская, и буддийская, и даосская йога.Это новое явление: обычно люди либо идут к психотерапевту, или на практические занятия, а я это объединил. Такое сочетание ценно тем, что люди могут прорабатывать те проблемы, которые выявляются в процессе практики. Если человек занимается только практикой, он, как правило, не осознает эти проблемы. Бывает, что-то мешает, практика дальше не идет, а в чем дело — не понятно. Это обусловлено, в первую очередь, форматом занятий. У меня много друзей, которые преподают йогу, но они просто дают набор упражнений. А я на своих занятиях, как это делается на психологических тренингах, отрабатываю обратную связь — что почувствовали, что переживали? И я обнаружил, что зачастую, когда людям просто предлагаешь понаблюдать за своим дыханием, всплывают какие-то проблемы: у кого-то страх появляется, кому-то становится трудно дышать.— Как восточные практики помогают справляться с житейскими проблемами людей?— Психолог работает с человеком в соответствии с его уровнем осознанности. Восточные практики развивают самоосознание и нередко бывает, что человек как бы перерастает свою проблему.— Но в восточных практиках ведь психология не участвует.— Знаете, в восточных практиках много психологических моментов, другое дело, что на Востоке принято индивидуальное общение учителя с учеником. А у нас групповые занятия, а в группе этому просто не находится место. Ну и, конечно, восточные учителя и наши современные тренеры — это все-таки разные уровни. Так что гештальт хорош тем, что не требует от тренера каких-то высших посвящений. Все, что ему нужно, — это профессионализм и внимание. Потому что гештальт-подход строится не на наставлениях, а на советах. Опытный гештальт-терапевт знает, как правильно задать вопросы. Первый человек, который пользовался этим методом, был Сократ — он задавал оппонентам вопросы и этими вопросами помогал им приблизиться к истине.— Есть ли у вас индивидуальный подход к каждому ученику? Ведь все люди разные, и каждый воспринимает информацию по-своему.— Да, безусловно. Как раз гештальт и позволяет реализовать индивидуальный подход в группе. Ведь одни и те же вопросы находят у каждого собственные ответы. И упражнения каждый делает настолько, насколько он к этому готов. Кроме того, я не стремлюсь, чтобы люди все выполняли правильно. В первую очередь я делаю акцент на том, чтобы люди прислушивались к себе — к своим ощущениям и переживаниям. И это является подсказкой, как именно им лучше сделать. И таким образом, люди сами приходят к тому, что называется правильным, а это совершенно другой уровень освоения.— Сами вы где обучались йоге и какой именно йоге?— Я не разделяю йогу на хатха-йогу, раджа-йогу и т.д. Эти разделения возникли с приходом йоги на Запад. А в древнеиндийской традиции они все были в синтезе. Например, у нас считается, что хатха-йога — это просто гимнастика. А это не так. «Ха» — обозначение положительной энергии, то, что китайцы называют «ян», а «тха» — это негативная, лунная энергия, «инь». Так что задача хатха-йоги — сбалансирование этих энергий. Там важны не только позы, но и дыхание, питание и многие другие аспекты образа жизни. И, если все это соблюдать, то, конечно, появляются и психологические эффекты и изменяется состояние сознания, то есть происходит то, что обычно относят к раджа-йоге. Поэтому я считаю, что в преподавании хатха-йоги напрасно начинают с асан и пранаямы, а первые стадии дают только вскользь и теоретически.Сейчас стали модны всякие «фитнесс-йоги», а настоящей йоги и не найти.— Существует такое мнение, что мы, люди преимущественно с западным менталитетом, не можем во всей глубине освоить восточные практики.— Мой опыт говорит об обратном. Чем больше я занимался йогой, тем дольше мог находиться в одной асане, что порождало определенные душевные состояния, но, когда выходил из нее, состояние терялось. И я начал искать способ, как переходить из асаны в асану, чтобы не терять это состояние. Это получилось плавное перетекание.Я сам осваивал йогу, что тоже способствовало тому, что у меня сфо-рмировался индивидуальный подход, о котором я говорю. Я встречался с людьми, которых расценивал как учителей, но это не были какие-то просветленные гуру, а просто люди, более опытные, чем я. И что-то из того, что они говорили, я принимал, а что-то мне не подходило. И потом, когда я увидел Тайцзицюань, а увидел, что это тот самый характер движений, который я обнаружил сам.— То есть вам не приходилось сталкиваться с вещами, действительно неприемлемыми для европейцев?— Нет, я не сталкивался. Я не склонен к фанатизму, соблюдению каких-то правил, регламента. Я все проверяю собственным опытом и практикой. Поэтому у меня акцент на бережное отношение к себе, на прислушивание к своим ощущениям.У меня в юности было много проблем со здоровьем, в частности, была одна кожная болезнь, настолько серьезная, что я подумывал о самоубийстве. Но когда я после 20 лет начал практиковать йогу, то потихоньку начал выбираться из болезней. Плюс еще увлечение гомеопатией помогло от всего избавиться. А психологическое образование я получил потом. Раньше я занимался физикой земной атмосферы, потом программированием, потом астрофизикой, а потом уже получил психологическое образование. Сейчас преподаю психологию. Правда, только в рамках программы — в государственном вузе преподавание авторского подхода исключено.— Не приходилось ли иметь дело с опасными сторонами йоги, ведь есть предупреждения, что самостоятельные занатия могут вызвать дисбаланс энергии в чакрах, неконтролируемый подъем Кундалини?— Да, такое может быть, но я с этим не сталкивался. Я рано понял, что нельзя спешить развивать экстрасенсорные способности или пробуждать Кундалини. Это само придет, когда тело и психика будут к этому готовы. И в классической йоге говорится о том, что сиддхи — паранормальные способности являются побочным эффектом занятий, а не самоцелью. Кроме того, на это не стоит обращать особое внимание, потому что это может отвлечь от практики.— Вы можете припомнить какие-нибудь интересные случаи из своей практики, когда люди справлялись со своими проблемами с помощью вашей методики?— У одной молодой женщины, которая занималась у меня, были проблемы с позвоночником — у нее постоянно выскакивал позвонок, и приходилось ходить к мануальщикам его вправлять. После двух месяцев занятий она перестала чувствовать свой позвонок и в связи с этим утратила осторожность. И, когда позвонок снова выскочил, она сама себе поставила его на место движениями тела.Я, конечно, не могу обещать какого-то конкретного результата от занятий, это, скорее, побочные эффекты.Вообще, этот навык прислушивания к своему телу начинает распространяться и на житейские ситуации, и человек становится более осознанным, начинает по-другому реагировать на ситуации.Например, одна девушка рас-сказывала, что ее начальник постоянно кричит на подчиненных, а она очень переживает из-за этого. А потом после ряда занятий рассказала, что начальник снова начал на нее кричать, а она посмотрела, какой он замученный, и сказала ему: «Наверное, вам очень плохо, вы устали». И он сразу осекся и начал рассказывать ей о своих проблемах. После этого у нее с начальником стали отношения более близкие и более человечные.Йога — это мощный инструмент самосовершенствования, и разные люди приходят с разными целями. Мало кто стремится достичь просветления. В основном, приходят из-за проблем со здоровьем или фигурой. И тогда у человека появляются новые цели, открываются новые горизонты.С чем бы человек ни приходил, он меняется, меняется его отношение к жизни.Сейчас в вузе я читаю курс, который называется «Новые тренин-говые методики». Какого-то учебника по этой теме нет — это авторский курс. И я обнаружил, что половина новых подходов имеют телесно ориентированные аспекты, где обращается внимание на телесные ощущения. Например, известная сейчас танатотерапия. Человек расслабляется настолько, насколько может быть расслаблен только мертвый. Это важно, потому что подавляющее большинство современных людей находится в напряжении постоянно.А наши психологические проб-лемы, безусловно, отражаются на нашем теле. Основателем телесно ориентированных практик считается Вильгельм Райх, ученик Фрейда, который обнаружил, что проблемы, которые есть у человека, приводят к напряжению каких-то групп мышц. То есть, если у человека есть постоянные проблемы одного типа (а так всегда бывает, потому что у человека есть свой характер), то у него есть так называемый «мышечный панцирь».У всех есть какие-то стереотипные реакции, но, когда человек более осознан, он реагирует на ситуацию адекватнее.— То есть, если снять напряжение в мышцах, можно избавиться от проблемы?— Ну, это, на самом деле, не так просто. Ведь если человек внутренне не поменялся, это напряжение будет опять появляться.— Мы знаем, что недавно вы со своими единомышленниками открыли в Симферополе центр «Psychology Gallery Club». В чем идея этого проекта?— Лет десять назад я начал преподавать гештальт. И для моих первых учеников осознанность стала образом жизни. У нас спонтанно начало возникать сообщество единомышленников и друзей, и мы назвали наше сообщество «Творческая ассоциация личностного развития». Мы мечтали о том, чтобы у нас появился свой психологический центр. Потом нашли помещение, в котором мы организовали наш «Psychology Gallery Club».Я очень хочу на этой основе объединить психологов Симферополя, потому что сейчас существуют только отдельные группы, работа которых происходит в режиме конкуренции. А я хочу, чтобы специалисты работали сообща, чтобы несли психологическую культуру в народ через СМИ, чтобы люди понимали, для чего нужна практическая психология и что это может дать. Можно будет проводить тренинги самой различной направленности.Сейчас я заканчиваю докторскую диссертацию, она называется «Психологические основы содействия личностному росту».— А разве в психологии еще не все сказано?— Нет, мне кажется, что сказано далеко не все. Например, раньше практически не было принято говорить о духовном начале в психологии. В классических теориях (того же Фрейда) было только понятие «суперэго», но это, так сказать, мышление в горизонтальной плоскости, а того, что расположено сверху, там нет. К этому только прикоснулся Юнг в своей концепции архетипов. Но и только.И лишь в последние десятилетия в академических психологических кругах стали говорить о духовном начале. Традиционно его ассоциируют с нравственными и духовными традициями, но на самом деле понятие духовности имеет религиозное происхождение, это представление о Духе, о Божественном, которое есть в каждом человеке. В любой религии для того, чтобы человек пришел к соблюдению и пониманию Духа, существуют определенные правила. Они-то и легли в основу той нравственности, которая известна в светском обществе.Другой аспект — это практики, разработанные в различных религиозных традициях, опять же для того, чтобы прийти к этим духовным переживаниям. И эти практики часто приводят к так называемым сиддхам, или суперспособностям (трансперсональные переживания). Эти вещи академическая психология отрицает, но парапсихология ими занимаются уже давно. Они пришли к выводу, что все эти явления существуют — в американском Йелльском университете велись серьезные исследования в этой области. У нас этим с начала 20-х годов занимался Владимир Михайлович Бехтерев.Еще в XIX веке в Англии велись работы в этой области. Юнг и Паули исследовали явление синхронистичности, когда одни и те же явления совпадают во времени. Бехтерев с ними тоже сотрудничал, но он исследовал телепатию. Сам он был сильным гипнотизером и занимался тем, что на расстоянии, вне пределов видимости (причем расстояние могло варьироваться от нескольких метров до восьми тысяч километров) погружал подопытных в гипнотический сон и выводил из него. При этом эффективность оказалась не связана с расстоянием. И все это было достоверно зарегистрировано. Что еще любопытно, начинал он эти опыты с животными, сотрудничая с дрессировщиками Дуровыми. После смерти Бехтерева в 1927 году его исследования засекретили. Некоторые сведения стали просачиваться только во времена хрущевской оттепели.— Академическая психология отрицает объективное существование паранормальныех явлений. Могут ли психология и эзотерика прийти к общему знаменателю? И где грань между проблемами психологии и психиатрии и способностями человека? Не может ли быть так, что люди, которых объявили сумасшедшими, на самом деле действительно могут контактировать с невидимым миром?— У сумасшедших нарушено восприятие действительности. Я познакомился с исследованиями, которые проводятся в Санкт-Петербурге в Институте мозга, в частности, с работой по методике Бронникова. И видел, как аппаратно исследовали людей, овладевших этой методикой. То, что эффект есть, было зафиксировано многократно и разоблачить это не удалось. Причем оказалось, что благодаря открывшимся способностям, люди получают столько информации, что психика не справляется, и тогда человеку эти способности закрываются.Впрочем, физически механизмы телепатии и прочих подобных явлений так и не удалось обнаружить. Хотя, тут сложно что-то утверждать наверняка — такие исследования обычно быстро засекречиваются.Большая заслуга в исследованиях и создании трансперсональной психологии принадлежит Абрахаму Маслоу, и с конца 70-х годов в США трансперсональная психология признана научным направлением. Сюда относятся элементы телепатии, трансгрессии и прочие вещи.Маслоу начинал с исследования так называемого «пика переживаний». Он обратил внимание на то, что психологи, в основном, обращают свое внимание на отклонения от нормы. И он задался вопросом: а каков тогда нормальный человек? Мы понимаем под этим «такой, как все». Маслоу же подразумевал под нормальными людьми тех, кто больше всего реализовал в жизни свой творческий и человеческий потенциал — выдающихся деятелей науки, искусства, религиозных деятелей. И он определил те качества, которые для них наиболее характеры. В числе этих качеств он выделил этот самый «пик переживаний». Это состояние мгновенного озарения, в котором Архимед воскликнул «Эврика!», а Ньютон открыл Закон тяготения. Это необычное состояние, поэтому Маслоу и начал его изучать. Потом он обнаружил, что очень редко, но эти состояния бывают продолжительными — минуты или даже часы. И это он назвал «плато переживаний». На основе этих исследований и возникла трансперсональная психология.Сейчас уже и в России появились подобные исследования и стали защищаться диссертации на эту тему, может быть, мы доживем до того, что это произойдет и в Украине.
Екатерина Гурская
Связь с «Psychology Gallery Club»:050-295-14-41, [email protected]Приглашаем всех, кто хочет сотрудничать в творческой самореализации, личностном и духовном развитии
tdoctrina.ru
В подходах йоги и психологии есть исходно важное различие. Психология рассматривает обьекты среды как внешний мир, а мысли и эмоции как внутренний мир человека. С точки зрения йоги мысли и эмоции, как и любые объекты мира, тоже являются внешними относительно нашего «Я».
В ходе практики йоги мы обнаруживаем внутреннего наблюдателя, который одновременно отрешенно воспринимает все объекты мира и не зависит от эмоций и мыслеформ, и постепенно осознаем, что не только объекты мира, не только ощущения нашего тела, но также наши мысли и чувства по отношению к этому наблюдателю находятся вовне. Потому, находясь в любой ситуации, мы воспринимаем происходящее с позиции этого наблюдателя, и наши мысли и чувства предстают нам как бы со стороны.
Используя же методы психологии, мы стараемся рассмотреть различные проблемы психики, «находящимися в внутри» наших мыслей и чувств, с помощью того же самого аппарата - наших мыслей. Потому может образоваться некий порочный круг - когда мы используем неисправно работающий инструмент для его же собственной наладки. В физике существует постулат о том, что чтобы целиком понять некую систему, нужно оказаться вне этой системы.
Это подобно тому, как находясь внутри деревни, вы ходите от дома к дому, спрашивая у всех, где можно взять воды, надеясь, что кто-то знает ответ. Или же вы взбираетесь на холм, оставляя деревню внизу, и видите, что кроме нее вокруг полно других поселений, есть леса, и даже видите реку. И вам становится незачем бродить по деревне опрашивая людей. Вы сразу видите реку и идете к ней. Так и с мыслями - если мы отождествляемся с ними, мы как бы привязаны к деревне и ищем воду внутри деревни. А ее там может не быть.
Если же мы воспринимаем мысли равно как и другие внешние объекты, мы можем видеть всю систему и обнаружить ответ напрямую, без необходимости анализировать, копаться в мыслях. Потому практикуя йогу, мы получаем возможность изменить свою жизнь в тех аспектах, где методы, основанные на мышлении, могут быть неэффективны.Автор статьи: Нитьянатх (Катерина Воронцова)
www.om-center.ru
Центр «Йога и логос»
Йога и психология
Психология межличностных отношений в древневосточных философских учениях
Г.В. Ожиганова
Кандидат психологических наук
Включая изучение йоги в широкий культурный и психологический контекст, интересно рассмотреть психологические аспекты отношений между людьми, описанные в разных древневосточных философских учениях, а также ознакомиться с мнениями современных ученых по этому вопросу.
Сравним представления об отношении человека к другим людям в культурных течениях философской мысли Индии и Китая. Для этого возьмем за основу древний трактат по йоге "Йога-сутры", написанный Патанджали (V-II в. до н. э.), комментарии к этому труду "Вьяса-Бхашья" (IV-V в. н. э.) и философское сочинение, давшее начало даосизму "Дао дэ цзин", которое было создано великим Лао Цзы (V в. до н. э.).
Для проведения анализа будем опираться на научные концепции в области психологии отношений. Так, согласно А.Ф. Лазурскому, индивидуальность человека во многом определяется его отношением к другим людям, к окружающим явлениям. В.Н. Мясищев, исследуя психологию личности, говоря о ее направленности, выделяет: а) отношение человека к людям; б) отношение его к себе; в) отношение к предметам внешнего мира. Ученые-психологи подчеркивают, что важную роль в развитии личности и индивидуальности человека играют его отношения к другим людям.
Используя вышеуказанные психологические идеи, рассмотрим, как решается проблема отношений между людьми в философском учении йоги.
В «Йога-сутрах» основополагающим принципом взаимоотношений является «ахимса» – ненасилие, не причинение вреда другим людям. Насилие связывается с состоянием ума. Причины насилия коренятся в страхе, слабости, гневе или беспокойстве, а также обусловлены неведением. Поэтому в учении йоги подчеркивается необходимость установления контроля над умом, чувствами, отмечается важность преодоления духовного неведения – именно это позволяет победить агрессивность.
Ненасилие (ахимса) имеет более широкое значение, то есть любовь ко всем живым существам, стремление помогать другим людям, способствовать их счастью, так как считается, что жизнь одного человека неразрывно связана с жизнью остальных. Чужое благополучие при этом ставится выше собственного. Культивируется строгость к своим проступкам и прощение плохих деяний других людей. Овладение знаниями йоги предполагает необходимость делиться ими с окружающими, чтобы с любовью и состраданием показать другим, как улучшить себя. Ахимса означает выступление против зла, которое совершает человек, но не против самого человека, творящего зло. Подчеркивается, что правильный путь – это любить человека и в то же время бороться со злом, которое в нем есть (Б.К.С. Айенгар).
В тексте "Вьяса-бхашья", который является комментарием к «Йога-сутрам», написано: "Пусть [йогин] культивирует дружелюбие по отношению ко всем живым существам, наслаждающимся счастьем, сострадание к тем, кто испытывает страдание, радость по отношению к добродетельным, беспристрастность к обладающим порочными склонностями" 1.
Похожие отношения к окружающим людям выявляются и в китайском философском трактате "Дао дэ цзин". В нем предписывается не вредить людям, осуждается сила и жестокость. Отмечается, что несчастье происходит от насилия.
В "Дао дэ цзин" дается своеобразное определение ненасилия. Оно трактуется как избегание борьбы, понимается как отсутствие воинственности, гнева, стремления нападать. Ненасилие рассматривается в рамках концепции недеяния, предписывающей не проявлять агрессивность, уступать, избегать столкновения, что называется в "Дао дэ цзин" действием посредством недеяния, ударом без усилий. В таком случае не будет врага и не понадобятся солдаты.
Подчеркивается необходимость прощать недобрые деяния, на ненависть отвечать добром ("Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро"). Осуждаются самовосхваление, агрессивность, которые называются "лишними желаниями и бесполезным поведением", а также незнание границ своей страсти и эгоистическая занятость собой. Параллели с йогой очевидны.
Таким образом, как в йоге, так и даосизме культивируются альтруизм, дружелюбие, великодушие, терпимость – психологические качества личности, связанные с позитивным отношением к другим людям, стремлением им всячески помочь. Это отношение основано на активной жизненной и социальной позиции, не имеющей ничего общего с индивидуализмом.
Рассмотрим, как можно оценить психологические качества приверженцев учения йоги и даосизма исходя из понимания йоги и дао в современной науке.
Достаточно распространенным является взгляд на йогу как на технику, совокупность методик, процесс интеграции духовных, психических и физических возможностей индивидуума, имеющий целью завершенность личности изнутри, и определение "дао" как "пути", образа жизни подвижника, стремящегося к единению с дао. Эти идеи приводят к мысли о сосредоточенности адептов йоги и даосизма на глубокой внутренней работе, отстраненности от социальных контактов и индивидуализме.
Однако психологический анализ вышеуказанных древних текстов индийской и китайской философской мысли позволяет сделать вывод, что успешность внутренней работы для достижения духовной самореализации не исключает социальный фактор, а, напротив, во многом определяется типом взаимоотношений с другими людьми. Так, базовым отношением к окружающим и в йоге, и в даосизме является ненасилие, не причинение вреда живым существам, стремление делать добро всем, то есть любовь к людям.
____________________
1 Классическая йога ("Йога-сутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья"). М.: Наука, 1992. С. 102.
[Статья опубликована в сборнике "История психологии и историческая психология: состояние и перспективы развития. Московская гуманитарно-социальная академия. М., 2001. С. 101–103.]
Практическая психология йоги
Советы психолога-преподавателя йоги
Если у Вас депрессия, как с ней справиться?
Для людей в состоянии депрессии, характерна изоляция – желание остаться в одиночестве. Вам необходима помощь окружающих. Позвоните своим близким. Обратитесь за поддержкой к семье и друзьям, может быть, к психологу.
Другой признак депрессии – отсутствие энергии, активности, усталость, желание свернуться калачиком, лежа на диване, и ничего не делать. Вам поможет физическая активность. Займитесь чем-то приятным. Идеально подойдет, например: плавание, танцы, садоводство.
Особое значение имеет йога: специальные комплексы асан и дыхательные техники, подобранные квалифицированным преподавателем, помогут эффективно бороться с депрессией. Размышляйте также над афоризмом великого учителя йоги Б.К.С. Айенгара: «Философия страдания заключается в том, чтобы победить страдание».
Задумайтесь над японским изречением «Страдание – семя радости». Постройте мост, по которому Вы уйдете от печали к позитивному мировосприятию.
Депрессия и отрицательное мышление – близнецы-братья. Чтобы предотвратить депрессию надо отрицательное мышление заменить положительным мышлением. Начните с малого. Выберите отрицательную фразу и постарайтесь превратить ее в положительную. Например, если вы думаете: «Я никогда не избавлюсь от плохого настроения», скажите себе: «И это пройдёт. Черная полоса жизни сменится белой». Или, если Вы думаете: «Я никогда не смогу научиться делать что-то», замените это на: «Я работаю над этим, и когда-то это обязательно получится».Тренируйте положительное мышление, со временем оно укоренится, станет привычным и поможет вам в трудную минуту.
Занимайтесь йогой, улыбайтесь чаще, любите людей и весь окружающий мир.
Text-to-speech function is limited to 100 characters
yoga-logos.ru
«Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех?» — это загадка Сфинкса, который согласно древнегреческой легенде, поработил город Фивы.
Пришел, наконец, Эдип в Фивы. В великом унынии застал он город. Мало того, что погиб царь, послали боги и еще одну напасть: появилось рядом с городом чудовище Сфинкс. Имело оно голову женщины, туловище льва, львиные лапы и громадные крылья. Оно было послано в Фивы, чтобы отмстить горожанам за прошлые пригрешения. Всем путникам загадывала Сфинкс загадку, данную ей музами и, пожирала каждого, кто давал неправильный ответ. Некоторые фиванцы пробовали найти ответ на загадку, но ни один из них не остался в живых. Решил и Эдип попытать счастье.
Достиг он скалы, где жила Сфинкс. «Загадывай загадку! Я готов!» – сказал он чудовищу. «Скажи-ка мне, если ты такой смелый, какое существо утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех, и чем больше у него ног, тем меньше сил?» – спросила Сфинкс. Рассмеялся Эдип: «Твоя загадка проста. Это – человек. Утром своей жизни, когда он еще мал и слаб, медленно ползет он на четвереньках; днем, то есть в зрелом возрасте, ходит на двух ногах; в старости же, вечером своей жизни, становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль, который и служит ему как бы третьей ногой».
Читать дальше …
Опубликованно в Асаны, Психология, Философия | Метки: Асаны сидя, Наклоны вперед, ПранаямаПозвоночник — как внутренний стержень. В каком-то смысле он отражает характер нашего тела. Обратите внимание: человек сутулый, как будто преклоняет голову; а человек, с почти отсутствующим изгибом в поясничном отделе, — как будто поджимает хвост, ожидая пинка… Образ жизни, привычки и переживания меняют нашу осанку и, часто, изменяют естественные изгибы позвночника. Глубокие мышцы спины (паравертебральные, т.е. околопозвоночные) лишь в положении лежа могут полностью расслабиться. Это позволяет вытянуть весь позвоночник, расслабить мышечно-связочный аппарат.
В прогибах часто присутствует страх или боль. Если у вас есть противопоказания, или отсутствует опыт, то асаны на прогибы необходимо выполнять под руководством преподавателя.
Легко и полезно можно расслабиться в пассивном прогибе, используя йога-колесо или валик (болстер) — так вытяжение будет без избыточного усилия в мышцах.
Йога колесо (yoga wheel или dharma wheel) в основном известно тем, что делает прогибы более безопасными и доступными. Вы также можете использовать его для восстанавливающих поз, помогая вытяжению и расслаблению бедер или улучшению гибкости связок и суставов.
Чтобы перейти к более сложным асанам, йога колесо можно использовать в качестве поддержки в балансах и стойках на предплечьях. Например, во вришчикасане (позе скорпиона) держитесь за ближайшей к вам край колеса и мягким нажатием затылка на колесо, вы получите дополнительную поддержку и баланс. Читать дальше …
Опубликованно в Асаны, Психология, Статьи | Метки: yoga wheel, Асаны на раскрытие грудной клетки, йога колесо, Перевернутые асаны, Прогибы, пропсВ индийской мифологии говорится, что когда-то давно, во времена золотого века, когда не было пороков, людям не нужна была речь. Они «общались» на парамани — телепатической речи, понимая друг друга без слов.Потом появились пороки и ложь. И они перестали понимать друг друга без слов, спрятав намерения и погрузив свои мысли за ширму слов. Читать дальше …
Опубликованно в Психология, ФилософияТело без духа обладает низким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля. Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, стекающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река, разлитая по долине.
А.Лоуэн «Психология тела»
В «Чакравидье», аюрведическом трактате о чакрах, сказано, что манипура — это место, где зарождается сила. «Манипура» в переводе означает «Драгоценный дворец» или «Жемчужный храм». Читать дальше …
Опубликованно в Асаны, Психология, Философия | Метки: Асаны для животаЯ психолог, который случайно стал преподавателем по йоге. Я использую многое полученное из философско-психологического образования на своих классах. Однажды перед шавасаной, я попросила группу подумать о том, своим ли делом они занимаются в жизни. Свою ли дхарму реализовывают 20, 30, а может и все 40 лет? Я просила их осознать, что 20.07.2013 – это последнее 20.07.2013 года в их жизни. После занятия ко мне подошла женщина и сказал: «Мне все понравилось, кроме того, что вы заставили меня думать о смерти». Хотя не кажется ли вам очевидным, что последняя асана в йоге шавасана – это поза трупа?
Сегодня я буду много ссылаться на В.Франкла: психиатра, невролога, создателя логотерапии — метода экзистенциального психоанализа*. Виктор Франкл, будучи узником нацистского концентрационного лагеря работал с заключенными, которые пытались покончить жизнь самоубийством или душевно деградировали. Он много писал об отчаянии и о том, как важно в жизни создать некий смысл и наполненность. Он верил, что смысл наполняет человека духовно. Читать дальше …
Опубликованно в Психология, ФилософияИзбыток или недостаток нарушает равновесие, от которого зависит здоровье. Отношения между телом и Эго, волей и желанием, можно сравнить с отношениями между наездником и лошадью. Как галопирующая лошадь, желание придает силу действию. В то же время воля направляет и контролирует это действие так, как это делает наездник. Однако функцией воли не является укрощение духа.
А.Лоуэн «Психология тела»
Читать дальше …
Опубликованно в Асаны, Психология | Метки: Асаны для ног, Асаны для таза, Асаны сидя, ТравмыБыть заземленным — означает находиться в соприкосновении с реальностью. В нашем языке эти два значения синонимичны. Мы часто говорим, что человек, полностью соприкасающийся с реальностью, «твердо стоит ногами на земле» или что он хорошо заземлен. Из этого следует, что, когда человек заземлен, он больше не живет иллюзиями. Ему они больше не нужны. С другой стороны, человек, цепляющийся за свои иллюзии, независимо от того, нуждается он в них или нет, удерживает себя в облаках и не дает себе опуститься на землю.
Однако, каковы бы ни были сопутствующие обстоятельства, заземлить человека — непростая задача. На пути ее выполнения стоят глубокие тревоги и беспокойства.
Существует еще одно беспокойство — беспокойство, когда мы стоим на собственных ногах. И дело даже не в том, что мы боимся стоять на них, а в том, что настоящая независимость означает быть в одиночестве. Страх одиночества я бы назвал самым большим беспокойством нашего времени. Действительно, никто не хочет быть один. По своей природе мы социальные существа, но в некоторых людях страх одиночества достигает иррациональных размеров. Из-за этого страха они готовы пройти любые расстояния, только бы достичь комфорта. Они откажутся от своей индивидуальности из-за страха, ошибочно полагая, что человек, являющийся настоящей личностью, осмеливающийся быть самим собой и противостоять другим, будет отвергнут и изгнан. Такой страх порождает массовое общество, с его массовыми средствами информации, массовыми развлечениями и т.д.
А.Лоуэн «Депрессия и тело»
Читала пару лет назад биографию Марии Луизы фон Саломе. Эта женщина стала прообразом Заратустры Ницше. В переписке с поэтом Рильке, Луиза Саломе, в то время уже практикующая психоанализ, пишет ему, находящемуся в творческом кризисе, о том, что иногда, в процессе психотерапии вместе с демонами уходят и ангелы. Читать дальше …
Опубликованно в ПсихологияНа последнем занятии по йоге, расстроилась, услышав, как один из клиентов бурно выразил свое недовольство женщине, которая искала свободное место в зале: «Вы бы еще мне на голову залезли!». Женщина промолчала, скромно устроилась неподалёку, правда, кашляла пол занятия. Психосоматически – кашель, это эдакий «лай», ответная злость, которую правила приличия не дают выражать, и тело избавляется от злости вот таким нехитрым способом. А потом я подумала, что «залезть» кому-то на голову можно с удовольствием и буквально – на ПАРНОЙ ЙОГЕ!!! Читать дальше …
Опубликованно в Асаны, ПсихологияЙогой сейчас не занимается только ленивый. Даже если цель занятий йогой утилитарная – снять стресс, подправить спину, йога щедра и приносит с собой больше результатов.
Родители стали чаще рассматривать йогу в качестве воспитательно-развивающей программы для детей, наряду со спортивной гимнастикой, теннисом, плаванием.
Надо признать, что в нашем обществе, мужчины все-таки имеют больший вес, чем женщины. Политики, хирурги, военные – это преимущественно «мужские» занятия. Однако, любого мальчика, кроме папы — мужчины, воспитывает еще и мама-женщина, а значит, она может позаботиться о том, чтобы этот будущий маленький мужчина вырос достойным представителем человечества. Читать дальше …
Опубликованно в Детская йога, Психология | Метки: Детская йогаВ настоящий момент не делать магические пассы руками, а именно решать проблемы из разряда «муж изменяет, скучно жить, не проходящая экзема, я одинок, я всего боюсь и т.д.», принято у психотерапевта или психолога. Становятся понятными причины переживаний и конфликтов, недейственные (но всякий раз применяемые нами) способы справляться с этими причинами, начинаешь уважать себя за правильные собственные выборы и избавляться от самоедства, не поддаешься более на манипуляции родственников, перестаешь повторять детские травмы, о которых сам то уже и не помнишь, но которые заставляют жить как-то болезненно и бегать по любимым граблям десятилетней давности.
Да, во время психотерапии ты обогащаешься внутренне и твой психический мир становится похожим на устойчивую домашнюю крепость. Но есть ли последствия у эдакого внутреннего развития, выбранной аскезы и личной психотерапии? Ведь вместе с демонами уходят и ангелы…
Статья посвящена индивидуальному опыту прохождения личной психотерапии. Прохождение 50-ти — 60-ти часов личной психотерапии являются обязательными для всех студентов, мечтающих стать на психотерапевтическую стезю гештальт-терапевта и проходящих обучение по программам Московского гештальт института.
Бессмысленно сталкивать человека с ценностями, которые выглядят просто как форма самовыражения. Хуже всего, что это может заставить человека не видеть в ценностях «ничего, кроме защитных механизмов, реактивных образований или рационализации своих инстинктивных влечений»… В.Франкл
Приблизительно через год после окончания собственной личной терапии, привыкнув к изменениям, которые она принесла в мою жизнь, я ощутила острое желание их как-то осмыслить. Однако, мемуар как-то незаметно перерос свои первоначальные скромные задачи, приведя к некоторым широким обобщениям и практическим предложениям (скорее похожим на предостережения) в области личной терапии.
Сразу поясню, откуда взялась энергия для написания этой статьи. Это, несомненно, злость и обида. О таких последствиях надо было предупреждать! Читать дальше …
Опубликованно в Психологияwww.yoga108.by