Алгоритм обработки результатов. 3 в чем различия предметов психиатрии и психологической практики


Лекция 3. Основные направления в работе психолога. Психопрофилактика и психологическое просвещение

Цель лекции: проанализировать методологические основания рассмотрения психологической практики и науки, ознакомиться с направлениями деятельности практико-ориентированного психолога.

  1. Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии.

  2. Психологическая практика и психологическая наука.

  3. Основные направления работы практико-ориентированного психолога.

  4. Понятие о психопрофилактике, психогигиене.

  5. Характеристика психологического просвещения.

Исторически приоритетным направлением (до 90-х годов) в профессионально- психологическом образовании в нашей стране было академическое, или подготовка психологов к научной деятельности. Происходящие социально-экономические изменения, растущий интерес к проблемам человека обусловили спрос на специалистов-психологов, способных оказывать реальную практическую помощь в условиях профессионального труда и жизни. Сегодня появляется потребность в профессиональных психологах, способных продуктивно решать проблемы в сферах образования, производства, управленческого труда, бизнеса, политики, в областях повседневной жизни. Можно констатировать, что с середины 90-х гг. подготовка практико-ориентированных психологов становится преобладающей в современном психологическом образовании.

Рассмотрим методологические основания изучения заявленных вопросов.

Тюков А.А. в предисловии к книге И.Н.Карицкого «Социально-психологические практики» пишет: «Всякая психологическая практика – это воздействие профессионального субъекта (индивидуального или группового) на личность, сознание, деятельность и, в целом, поведение другого субъекта (индивидуально существующего или находящегося в группе)… Практик, осуществляющей воздействие на человека, – это всегда конкретная личность и конкретный ум, вступающий во взаимодействие с другой личностью и другим умом. Это значит, что психологическая практика – это ответственность перед своим профессионализмом и перед обществом».

1. Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии

Методология – учение о методе познания. Методология является фундаментом познания. Рассматривая методологические основания психологии как деятельности, И.Н.Карицкий следует деятельностному подходу А.Н.Леонтьева и использует схему деятельности (в структуре которой вычленяются: субъект и объект деятельности, цель, средства, условия, процесс деятельности и ее результатом, а также потребность, мотив, предмет деятельности, действия, задачи, операции, психофизиологические механизмы). Данная схема используется при анализе психологических практик.

Дадим небольшие пояснения. Категории субъект и объект являются общенаучными. Субъект – тот, кто совершает активность, деятельность и организует ее. Объект – то, на что направлена активность, деятельность.

Всякая практика, пишет И.Н.Карицкий, является деятельностью. Логическим основанием для вычленения практической деятельности обычно является разделение деятельности на духовную (нематериальную) и материальную.

По характеру связи между субъектом и объектом деятельность может быть разделена на практическую (воздействие) и познавательную (восприятие). Момент воздействия субъекта на объект, если он является ведущим, конструирует деятельность как практическую. Момент отражения объекта в субъекте, если он составляет основное содержание деятельности, определяет ее как познавательную (рис.1).

Педагогическая, политическая, управленческая, рекламная, журналистская, художественная, психотерапевтическая, психопрактическая деятельности являются практическими, т.к. ведущим моментом в каждой из них является воздействие субъекта на объект, его преобразование или изменение поведения и деятельности. Педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие личности школьника и студента, их воспитание и образование. Журналистская формирует мнение. Возбуждает интерес, вводит в круг общественного достояния новые факты. Художественная деятельность создает новые смыслы, идеалы, представления, воздействуя ими на общественное сознание. Психотерапевтическая и психопрактическая деятельность направлена на преобразование внутриличностных связей и межличностных отношений, а также при необходимости работу с внеличностным психическим содержанием.

В отличие от них научная деятельность (если брать ее прикладной аспект) по преимуществу является познавательной, в ней познавательная составляющая превалирует над преобразованием предмета познания.

Таким образом, практика (практическая деятельность) в самом общем виде может быть определена как и деятельность, направленная на воздействие на объект и его изменение. Это воздействие на объект осуществляется путем выделения его предметной стороны, которая становится предметом деятельности. Практика является социальной, сознательной, субъектно-активной, целена­правленной, поскольку таковы характеристики человеческой деятельности. Подчиненным моментом практики является ее познавательный аспект, который выполняет ориентировочную и контрольную функции практической деятельности. Общая структура деятельности является также и общей структурой практики.

studfiles.net

Психология прикладная

Таким образом, во всем спектре практической психологии следует различать прикладную психологию как использование научной психологии в различных сферах а, как приложение психологии к тем или иным видам социальной практики, и ту часть практической психологии, которая имеет свою собственную специфическую область приложения — а именно сферу психологической практики.

И.Н.Карицкий утверждает, что пространство собственно психологической практики представлено следующими ее видами (психопрактиками): психотерапия, психологиче­ское консультирование, психологический тренинг, пси­хологическое тестирование, психологическая помощь, психологическая поддержка, психологическая коррекция, психологическая профилактика, психодуховные прак­тики, в отдельных случаях целительство и даже оккульт­ные практики (рис. 3).

Субъектом психологической практики является прак­тический психолог или индивид, владеющий необходи­мыми знаниями и умениями. Объектом психологической практики являются социальные объекты, т.е. люди и их группы, объединения, общности.

Психологическая практика (психопрактика) как специфическая практическая деятельность отличает­ся от любой другой деятельности своим специальным предметом. Этот предмет — психическая реальность как совокупность психических явлений. Непосредственным предметом конкретной психопрактики являются конкретные психические явления (рис. 6), Собственно гово­ря, этого критерия достаточно для разграничения психо­логической и других видов социальной практики.

Вместе с тем существует такой вид медицинской практики как психиатрия, предметом которого также является психи­ческая реальность. Разница предметов психиатрии и психологической практики в том, что психиатрия зани­мается патологическими проявлениями психики, а пси­хологическая практика ориентируется на норму, если не вдаваться во все сложности разграничения нормы, пато­логии и пограничных состояний.

Психиатрия имеет дело с недееспособной или ограниченно дееспособной лично­стью, психологическая практика исходит из того, что клиент в принципе является дееспособным. Существует также дополнительный критерий различения психиатрии и психологической практики. В психиатрии преобладают медикаментозные и технико-инструментальные способы воздействия на психическую реальность, вплоть до хи­рургического вмешательства (лечение). В психологиче­ской практике превалируют психологические средства, хотя также могут использоваться химические, биохими­ческие препараты и техническая аппаратура, но они рас­сматриваются как дополнительные, вспомогательные. При использовании этих средств акцент делается на психологической составляющей их воздействия и прин­ципиально считается недопустимым возможный ущерб от их действия для личности.

Схема 6. Объект и предмет психологической практики

Таким образом, психологическая практика (психоп­рактика) — это практика, предметом которой является психическая реальность, а используемые средства по преимуществу являются психологическими. Эта психи­ческая реальность рассматривается как нормальная. Или, с учетом ранее проведенного анализа практической деятельности, психопрактика — это деятельность по преобразованию и изменению психической реальности психологическими средствами.

studfiles.net

Выводы по лекции:

  1. По характеру связи между субъектом и объектом деятельность разделяется на практическую (воздействие) и познавательную (восприятие). Выделение психологии как науки производится по признаку преобладания познавательного аспекта. Для психологической практики характерно преобладание практического аспекта

  2. Субъектом психологии как практики является прак­тический психолог или индивид, владеющий необходи­мыми знаниями и умениями.

Объектом психологической практики являются социальные объекты, т.е. люди и их группы, объединения, общности.

Предмет (специфический) - психическая реальность как совокупность психических явлений.

  1. Основными направлениями психологии как практики являются: психопрофилактика, психогигиена, психологическое просвещение, психодиагностика, психокоррекция, психотерапия.

  2. Психогигиена - область практической психологии, в рамках которой разрабатываются формы и методы специальной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и соматических заболеваний и оказания помощи в кризисных ситуациях (производственного, семейного, учебного и пр.).

  3. Психопрофилактика - система предупредительных мер, призванная обеспечить эффективное функционирование человека, группы, организации.

  4. Психологическое просвещение - это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является распространение психологиче­ских знаний.

  5. Функцию психологического просвещения успешно реализует поп-психология, представленная популярными изданиями для массового потребления.

Вопросы для контроля освоения лекционного материала:

  1. В чем существенные различия психологической науки и практики как деятельности?

  2. Каково значение понятия «прикладная психология»? Как прикладная психология соотносится с психологической практикой и психологической наукой?

  3. В чем различия предметов психиатрии и психологической практики?

  4. Перечислите направления практико-ориентированной психологии.

  5. Дайте характеристику психогигиены и психопрофилактики. Приведите примеры.

  6. К какому виду психологической практики относятся публикации популярных статей на психологическую тематику в современных молодежных журналах? Приведите собственные примеры.

studfiles.net

Алгоритм обработки результатов — КиберПедия

Самостоятельная работа к теме 1.2 Виды психологических знаний

Задание: Ответьте письменно на следующие вопросы

1. В чем существенные различия психологической науки и практики как деятельности?

2. Каково значение понятия «прикладная психология»? Как прикладная психология соотносится с психологической практикой и психологической наукой?

3. В чем различия предметов психиатрии и психологической практики?

4. Перечислите направления практико-ориентированной психологии.

5. Дайте характеристику психогигиены и психопрофилактики. Приведите примеры.

6. К какому виду психологической практики относятся публикации популярных статей на психологическую тематику в современных молодежных журналах? Приведите собственные примеры.

Самостоятельная работа к теме 1.3 Научные направления и

Отрасли психологии

Психология. Журнал высшей школы экономики. М., 2004. Т.1., № 1. С. 110-123, авторы статьи «Этические проблемы в психологии: британский опыт. (См.: Психология. Журнал высшей школы экономики. М., 2004. Т.1., № 1. С. 110-123), пишут, что «соблюдение этических норм предполагает не только разрешение возникших проблем, но и предвидение возникновения этически противоречивых ситуаций. Более того, кодекс этики предназначен для того, чтобы создавать этичную среду в наиболее общем смысле, обращаясь к чувству справедливости и морали индивида, поощряя этичное поведение во всех областях, а не прибегая к угрозе наказания за нарушения.» Однако в некоторых случаях, отмечают авторы, невозможно дать ответ прак тикующему психологу – «как бы он ни желал и ни ожидал подобной рекомендации - относительно того, что один образ действий этичен, а другой – нет. Короче говоря, редко можно говорить об абсолютно правильном или абсолютно неправильном решении. Общество меняется, и общественная практика определяет пределы того, что считается этически приемлемым.

Рассмотрите следующие ситуации. Какой выход по каждой из них вы считаете наиболее целесообразным и отвечающим этическому кодексу психолога?

1.1 Наблюдая за ребенком на уроке, школьный психолог столкнулся с неприемлемым поведением учителя, обращавшегося к ученикам с угрозами. Психолог был озабочен тем, что формальная жалоба с его стороны уменьшит доверие педагогического коллектива к психологам и их работе в школе.

Как поступить психологу?

1.2 Психолог, консультируя клиента, узнал, что его родители являются незаконными иммигрантами в Россию.

Обязан ли психолог сообщать об этом властям?

1.3 Женщина обратилась за советом по поводу влияния, которое ока­зывает на ее брата консультирующий психолог. Обратившаяся за советом инте­ресовалась, допустимо ли психологу консультировать человека, который является его близким другом. Брат женщины стал отказываться предпринимать какие-либо шаги в любой области без рекомендации психолога. Женщина была озабочена тем, что, следуя рекомендациям, которые даст психолог, ее брат оказывается изолированным от собственной семьи.

Как следует поступить в данной ситуации психологу?

1.4 В комиссию по этике поступила жалоба на нарушение этики исследователями по проблеме «Изучение неудовлетворенности образом собственного тела среди девочек 9-12 лет», Данное исследование предполагало всего лишь заполнение простого опросника, однако оно вызвало беспокойство у не­которых девочек (и их родителей), внешность которых не соответствовала принятому в данной культуре представлению о совершенном телесном образе.

Как, на ваш взгляд, следовало сформулировать тему исследования, чтобы избежать претензий?

1.5 Психолог, являющийся руководителем подготовки клинических психологов и заслуженный членом одной из профессиональных организаций психологов, обвинен в сексуальных домогательствах и сексуальной эксплуатации нескольких пациенток.

Нарушен этический кодекс психологом?

1.6 Одной из областей, привлекающих наибольшее общественное внимание, является использование животных в психологических исследованиях.

Как следует организовывать исследовательскую деятельность психологам во избежание таких обвинений?

1.7 Самостоятельно подберите описанную в литературе или известную Вам жизненную проблемную ситуацию, касающуюся этической стороны профессиональной деятельности психолога (его взаимоотношений с клиентом, заказчиком) для последующего группового обсуждения на занятии. Проанализируйте ее. В чем Вы усматриваете в данной ситуации противоречие позиций и сторон? Какие этические принципы определяли поведение психолога? Были ли допущены нарушения профессиональной этики?

Словарик на тему

Этика– совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.

Профессиональная этика психолога – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.

Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий.

Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным.

Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.

Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом.

 

Самостоятельная работа к теме 1.4 Профессиональная деятельность психолога: история и современность

Задание 1: Прочтите представленный фрагмент книги Э.Ф. Зеера «Психология профессий». Рассмотрите представленную ниже схему 1. Охарактеризуйте представленные в схеме факторы профессионального становления.

«Исследование закономерностей профессионального становления в отечественной психологии привело к определению детерминации этого процесса, объективных и субъективных факторов. Активным, произво-дящим началом признаются объективные обстоятельства - социально-экономические условия, а следствием отражения этих воздействий – изменения в субъектах.

Положение о первичности социальной детерминации развития личности не означает полного игнорирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.

В какой мере биологическое развитие определяет становление личности? На этот вопрос отечественные психологи отвечают по-разному. Одни придают наследственности в детерминации психических свойств большее значение, другие – меньшее. А.В. Брушлинский, специально проанализировавший проблему предпосылок психического развития личности, пришел к выводу, что на ранних стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внутренних условий развития. По мере становления личности усиливается влияние внешних (социальных) факторов. При этом внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия (Брушлинский А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.). Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, так как они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым и относится своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт.

В процессе становления профессионала, увеличения масштаба лич-ности субъект все более выступает фактором своего развития, измене-ния, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности (Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2006. С.36-37)».

Схема 1. Детерминация профессионального становления

Противоречия

 

 

Подумайте и опишите, какие именно из представленных в схеме факторов осознаются Вами как максимально определяющие Ваше профессионально-личностное развитие.

Задание 2. Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:

• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;

• модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. (Подробнее читайте в книге: Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСУ, Воронеж, 2002. – 400 с.)

Какая из описанных моделей профессиональной деятельности для Вас наиболее привлекательна? Почему? Какой Вы видите свою будущую профессиональную деятельность?

Самостоятельная работа к теме 1.5 Психология как профессия

Задание: Прочтите фрагмент из книги Ивановой Е.М. Психология профессиональной деятельности. М., 2006 .– С.21-22.

«Чем является для человека профессия? Может ли профессия «ожить» без человека? Почему в практике профессионального труда востребована психологическая наука? Как обеспечить взаимосоответствие человека и профессии? Эти вопросы являются стержневыми в проблеме психологического изучения профессиональной деятельности.

Человек начинает думать о том, кем он будет в разные периоды своей жизни. Уже у детей дошкольного возраста появляется мечта быть каким-то специалистом (милиционером, шофером, летчиком, художником, артистом, доктором, поваром и т.п.). В школьном возрасте наступает осмысление собственного будущего «в мире профессий», а при завершении школьного обучения возникает потребность осознания кем быть, появляются вопросы: что я могу? чего хочу? что знаю? где учиться? Но это все прелюдия к сложному, длительному, трудно прогнозируемому пути в профессию. Настоящая «жизнь» в профессии начинается с того самого момента, когда человек становится «проводником» профессии, т.е. активным деятелем, созидателем социальных ценностей.

Жизнь человека – духовная и физическая – ее ценность, богатство и сохранность в большей мере связана с успешной «жизнью» в профессии.

Профессия как род занятий человека, нормативно регламентированный социальными, юридическими и техническими правилами исполнения, реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания исполнителя. Этот род занятий появляется в разных сферах (идеологической, общественной, производственной, экономической, потребительской, законодательной и др.) в связи с закономерностями развития общества (научно-техническим прогрессом, культурой, экономикой и т.п.) и потребностью социума, его духовным, интеллектуальным и потребительским спросом. Профессия как объективная реальность «оживает» только в профессиональной деятельности, исполняемой человеком; в то же время, осваивая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жизненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность.

Таким образом, человек и профессия – это два взаимосвязанных явления, нормальное взаимодействие которых позитивно и для общества, и для самого человека как индивидуума и профессионала.

Для каждого мыслящего человека профессиональная деятельность – это целая жизнь, то, к чему он стремится, о чем мечтает; то, что он изучает, познает, осваивает, осознает и преобразует. Профессиональная деятельность поглощает большую часть жизни человека и является ее своеобразным источником. Именно в этой деятельности человек начинает познавать себя.

Ценность профессиональной деятельности заключается еще и в том, что она востребована обществом и человек может осознавать себя в качестве его значимого «организма». И в то же время она же может способствовать не только развитию человека, но и его разрушению. Путь в профессиональную деятельность – это многоэтапный и сложный путь, сопровождающийся кризисами профессионального становления человека как личности. Позитивное социально-направленное движение по этому пути требует от человека разумной активизации всех его сил (духовных, психических и физических), как данных природой, так и присущих ему как члену социума.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какое значение имеет профессиональная деятельность?

2. Какие последствия может иметь неправильный выбор профессии?

3. Как Вы считаете, какое значение для Вас лично имеет профессиональная деятельность?

 

Самостоятельная работа к теме 2.1 Основные профессионально важные качества личности психолога

Задание: Ответьте на вопросы методики КОС (выявление коммуникативных и организаторских склонностей), предложенной Б.А. Федоришиным, выставляя в бланк ответов значки «+» (да – в случае положительного ответа) или «-» (нет – в случае отрицательного ответа) в графу, соответствующую номеру вопроса.

Бланк ответов

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Для обработки результатов методики КОС, воспользуйтесь представленными ниже «ключами» и алгоритмом:

Ключи к методике (таблица 1)

Склонности положительные ответы отрицательные ответы
Коммуникативные Вопросы 1-го столбца Вопросы 3-го столбца
Организаторские Вопросы 2-го столбца Вопросы 4-го столбца

Самостоятельная работа к теме 2.4 Деятельность психолога

В системе МВД

Ответьте письменно на следующие вопросы

1. История юридической психологии

2. Психологическая служба в юридической практике.

2. Криминальная психология.

3. Судебно-психологическая экспертиза.

4. Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях.

5. Судебная психология

Задание: выполните самостоятельно данную методику. Напишите себе рекомендации по полученным результатам.

Самостоятельная работа к теме 2.5 Деятельность психолога

В системе МЧС

Задание:проведите опрос нескольких человек из одного коллектива, сделайте вывод в письменном виде.

Самостоятельная работа к теме 2.8 Профессиональная деятельность психолога на предприятии

Задание:заполните таблицу «Коррекционно-развивающая работа в организации»

 

Формы коррекционно-развивающей работы Содержание (характеристика)
Дискуссия  
Мозговой штурм  
Метод «синектика»  
Метод деловой игры  
Тренинг (бизнес-тренинг)  

 

Самостоятельная работа к теме 2.9 Специальная психология

Список сокращений:

ПМПк – психолого – медико- педагогический консилиум.

ПМПК – психолого – медико – педагогическая комиссия.

 

Задание 1.Заполните таблицу «Профессиональный портрет психолога»

 
Профессиональные качества  

 

Личностные качества
Специальный психолог    
Практический психолог    

Задание 2.Перечислите основные виды профессиональной деятельности специального психолога.

Задание 3. Для чего необходим психолог в составе ПМПК?

Задание 4.Раскройте основные принципы, функции и задачи психолога в ПМПК.

Задание: уточните по словарю определение следующих терминов: диагностика, психодиагностика, групповая диагностика, углубленная диагностика, анамнез, тестирование, наблюдение, динамическое обследование, коррекция, психокоррекция, психотерапия, интервенция, вмешательство, воздействие, тренинг, консультирование, просветительская деятельность, предваряющее консультирование, ПМПК, коллегиальное обследование.

 

Самостоятельная работа к теме 1.2 Виды психологических знаний

Задание: Ответьте письменно на следующие вопросы

1. В чем существенные различия психологической науки и практики как деятельности?

2. Каково значение понятия «прикладная психология»? Как прикладная психология соотносится с психологической практикой и психологической наукой?

3. В чем различия предметов психиатрии и психологической практики?

4. Перечислите направления практико-ориентированной психологии.

5. Дайте характеристику психогигиены и психопрофилактики. Приведите примеры.

6. К какому виду психологической практики относятся публикации популярных статей на психологическую тематику в современных молодежных журналах? Приведите собственные примеры.

Самостоятельная работа к теме 1.3 Научные направления и

Отрасли психологии

Психология. Журнал высшей школы экономики. М., 2004. Т.1., № 1. С. 110-123, авторы статьи «Этические проблемы в психологии: британский опыт. (См.: Психология. Журнал высшей школы экономики. М., 2004. Т.1., № 1. С. 110-123), пишут, что «соблюдение этических норм предполагает не только разрешение возникших проблем, но и предвидение возникновения этически противоречивых ситуаций. Более того, кодекс этики предназначен для того, чтобы создавать этичную среду в наиболее общем смысле, обращаясь к чувству справедливости и морали индивида, поощряя этичное поведение во всех областях, а не прибегая к угрозе наказания за нарушения.» Однако в некоторых случаях, отмечают авторы, невозможно дать ответ прак тикующему психологу – «как бы он ни желал и ни ожидал подобной рекомендации - относительно того, что один образ действий этичен, а другой – нет. Короче говоря, редко можно говорить об абсолютно правильном или абсолютно неправильном решении. Общество меняется, и общественная практика определяет пределы того, что считается этически приемлемым.

Рассмотрите следующие ситуации. Какой выход по каждой из них вы считаете наиболее целесообразным и отвечающим этическому кодексу психолога?

1.1 Наблюдая за ребенком на уроке, школьный психолог столкнулся с неприемлемым поведением учителя, обращавшегося к ученикам с угрозами. Психолог был озабочен тем, что формальная жалоба с его стороны уменьшит доверие педагогического коллектива к психологам и их работе в школе.

Как поступить психологу?

1.2 Психолог, консультируя клиента, узнал, что его родители являются незаконными иммигрантами в Россию.

Обязан ли психолог сообщать об этом властям?

1.3 Женщина обратилась за советом по поводу влияния, которое ока­зывает на ее брата консультирующий психолог. Обратившаяся за советом инте­ресовалась, допустимо ли психологу консультировать человека, который является его близким другом. Брат женщины стал отказываться предпринимать какие-либо шаги в любой области без рекомендации психолога. Женщина была озабочена тем, что, следуя рекомендациям, которые даст психолог, ее брат оказывается изолированным от собственной семьи.

Как следует поступить в данной ситуации психологу?

1.4 В комиссию по этике поступила жалоба на нарушение этики исследователями по проблеме «Изучение неудовлетворенности образом собственного тела среди девочек 9-12 лет», Данное исследование предполагало всего лишь заполнение простого опросника, однако оно вызвало беспокойство у не­которых девочек (и их родителей), внешность которых не соответствовала принятому в данной культуре представлению о совершенном телесном образе.

Как, на ваш взгляд, следовало сформулировать тему исследования, чтобы избежать претензий?

1.5 Психолог, являющийся руководителем подготовки клинических психологов и заслуженный членом одной из профессиональных организаций психологов, обвинен в сексуальных домогательствах и сексуальной эксплуатации нескольких пациенток.

Нарушен этический кодекс психологом?

1.6 Одной из областей, привлекающих наибольшее общественное внимание, является использование животных в психологических исследованиях.

Как следует организовывать исследовательскую деятельность психологам во избежание таких обвинений?

1.7 Самостоятельно подберите описанную в литературе или известную Вам жизненную проблемную ситуацию, касающуюся этической стороны профессиональной деятельности психолога (его взаимоотношений с клиентом, заказчиком) для последующего группового обсуждения на занятии. Проанализируйте ее. В чем Вы усматриваете в данной ситуации противоречие позиций и сторон? Какие этические принципы определяли поведение психолога? Были ли допущены нарушения профессиональной этики?

Словарик на тему

Этика– совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.

Профессиональная этика психолога – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.

Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий.

Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным.

Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.

Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом.

 

Самостоятельная работа к теме 1.4 Профессиональная деятельность психолога: история и современность

Задание 1: Прочтите представленный фрагмент книги Э.Ф. Зеера «Психология профессий». Рассмотрите представленную ниже схему 1. Охарактеризуйте представленные в схеме факторы профессионального становления.

«Исследование закономерностей профессионального становления в отечественной психологии привело к определению детерминации этого процесса, объективных и субъективных факторов. Активным, произво-дящим началом признаются объективные обстоятельства - социально-экономические условия, а следствием отражения этих воздействий – изменения в субъектах.

Положение о первичности социальной детерминации развития личности не означает полного игнорирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.

В какой мере биологическое развитие определяет становление личности? На этот вопрос отечественные психологи отвечают по-разному. Одни придают наследственности в детерминации психических свойств большее значение, другие – меньшее. А.В. Брушлинский, специально проанализировавший проблему предпосылок психического развития личности, пришел к выводу, что на ранних стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внутренних условий развития. По мере становления личности усиливается влияние внешних (социальных) факторов. При этом внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия (Брушлинский А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.). Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, так как они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым и относится своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт.

В процессе становления профессионала, увеличения масштаба лич-ности субъект все более выступает фактором своего развития, измене-ния, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности (Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2006. С.36-37)».

Схема 1. Детерминация профессионального становления

Противоречия

 

 

Подумайте и опишите, какие именно из представленных в схеме факторов осознаются Вами как максимально определяющие Ваше профессионально-личностное развитие.

Задание 2. Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:

• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;

• модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. (Подробнее читайте в книге: Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСУ, Воронеж, 2002. – 400 с.)

Какая из описанных моделей профессиональной деятельности для Вас наиболее привлекательна? Почему? Какой Вы видите свою будущую профессиональную деятельность?

Самостоятельная работа к теме 1.5 Психология как профессия

Задание: Прочтите фрагмент из книги Ивановой Е.М. Психология профессиональной деятельности. М., 2006 .– С.21-22.

«Чем является для человека профессия? Может ли профессия «ожить» без человека? Почему в практике профессионального труда востребована психологическая наука? Как обеспечить взаимосоответствие человека и профессии? Эти вопросы являются стержневыми в проблеме психологического изучения профессиональной деятельности.

Человек начинает думать о том, кем он будет в разные периоды своей жизни. Уже у детей дошкольного возраста появляется мечта быть каким-то специалистом (милиционером, шофером, летчиком, художником, артистом, доктором, поваром и т.п.). В школьном возрасте наступает осмысление собственного будущего «в мире профессий», а при завершении школьного обучения возникает потребность осознания кем быть, появляются вопросы: что я могу? чего хочу? что знаю? где учиться? Но это все прелюдия к сложному, длительному, трудно прогнозируемому пути в профессию. Настоящая «жизнь» в профессии начинается с того самого момента, когда человек становится «проводником» профессии, т.е. активным деятелем, созидателем социальных ценностей.

Жизнь человека – духовная и физическая – ее ценность, богатство и сохранность в большей мере связана с успешной «жизнью» в профессии.

Профессия как род занятий человека, нормативно регламентированный социальными, юридическими и техническими правилами исполнения, реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания исполнителя. Этот род занятий появляется в разных сферах (идеологической, общественной, производственной, экономической, потребительской, законодательной и др.) в связи с закономерностями развития общества (научно-техническим прогрессом, культурой, экономикой и т.п.) и потребностью социума, его духовным, интеллектуальным и потребительским спросом. Профессия как объективная реальность «оживает» только в профессиональной деятельности, исполняемой человеком; в то же время, осваивая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жизненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность.

Таким образом, человек и профессия – это два взаимосвязанных явления, нормальное взаимодействие которых позитивно и для общества, и для самого человека как индивидуума и профессионала.

Для каждого мыслящего человека профессиональная деятельность – это целая жизнь, то, к чему он стремится, о чем мечтает; то, что он изучает, познает, осваивает, осознает и преобразует. Профессиональная деятельность поглощает большую часть жизни человека и является ее своеобразным источником. Именно в этой деятельности человек начинает познавать себя.

Ценность профессиональной деятельности заключается еще и в том, что она востребована обществом и человек может осознавать себя в качестве его значимого «организма». И в то же время она же может способствовать не только развитию человека, но и его разрушению. Путь в профессиональную деятельность – это многоэтапный и сложный путь, сопровождающ

cyberpedia.su

Психология прикладная

Таким образом, во всем спектре практической психологии следует различать прикладную психологию какиспользование научной психологии в различных сферах а, как приложение психологии к тем или иным видам социальной практики, и ту часть практической психологии, которая имеет свою собственную специфическую область приложения — а именно сферу психологической практики.

И.Н.Карицкий утверждает, что пространство собственно психологической практики представлено следующими ее видами (психопрактиками): психотерапия, психологиче­ское консультирование, психологический тренинг, пси­хологическое тестирование, психологическая помощь, психологическая поддержка, психологическая коррекция, психологическая профилактика, психодуховные прак­тики, в отдельных случаях целительство и даже оккульт­ные практики (рис. 3).

Субъектом психологической практики является прак­тический психолог или индивид, владеющий необходи­мыми знаниями и умениями. Объектом психологической практики являются социальные объекты, т.е. люди и их группы, объединения, общности.

Психологическая практика (психопрактика) как специфическая практическая деятельность отличает­ся от любой другой деятельности своим специальным предметом. Этот предмет — психическая реальность как совокупность психических явлений. Непосредственным предметом конкретной психопрактики являются конкретные психические явления (рис. 6), Собственно гово­ря, этого критерия достаточно для разграничения психо­логической и других видов социальной практики.

Вместе с тем существует такой вид медицинской практики как психиатрия, предметом которого также является психи­ческая реальность. Разница предметов психиатрии и психологической практики в том, что психиатрия зани­мается патологическими проявлениями психики, а пси­хологическая практика ориентируется на норму, если не вдаваться во все сложности разграничения нормы, пато­логии и пограничных состояний.

Психиатрия имеет дело с недееспособной или ограниченно дееспособной лично­стью, психологическая практика исходит из того, что клиент в принципе является дееспособным. Существует также дополнительный критерий различения психиатрии и психологической практики. В психиатрии преобладают медикаментозные и технико-инструментальные способы воздействия на психическую реальность, вплоть до хи­рургического вмешательства (лечение). В психологиче­ской практике превалируют психологические средства, хотя также могут использоваться химические, биохими­ческие препараты и техническая аппаратура, но они рас­сматриваются как дополнительные, вспомогательные. При использовании этих средств акцент делается на психологической составляющей их воздействия и прин­ципиально считается недопустимым возможный ущерб от их действия для личности.

Схема 6. Объект и предмет психологической практики

Таким образом, психологическая практика (психоп­рактика) — это практика, предметом которой является психическая реальность, а используемые средства по преимуществу являются психологическими. Эта психи­ческая реальность рассматривается как нормальная. Или, с учетом ранее проведенного анализа практической деятельности, психопрактика — это деятельность по преобразованию и изменению психической реальности психологическими средствами.

studfiles.net

Психология прикладная

Таким образом, во всем спектре практической психологии следует различать прикладную психологию как использование научной психологии в различных сферах а, как приложение психологии к тем или иным видам социальной практики, и ту часть практической психологии, которая имеет свою собственную специфическую область приложения — а именно сферу психологической практики.

И.Н.Карицкий утверждает, что пространство собственно психологической практики представлено следующими ее видами (психопрактиками): психотерапия, психологиче­ское консультирование, психологический тренинг, пси­хологическое тестирование, психологическая помощь, психологическая поддержка, психологическая коррекция, психологическая профилактика, психодуховные прак­тики, в отдельных случаях целительство и даже оккульт­ные практики (рис. 3).

Субъектом психологической практики является прак­тический психолог или индивид, владеющий необходи­мыми знаниями и умениями. Объектом психологической практики являются социальные объекты, т.е. люди и их группы, объединения, общности.

Психологическая практика (психопрактика) как специфическая практическая деятельность отличает­ся от любой другой деятельности своим специальным предметом. Этот предмет — психическая реальность как совокупность психических явлений. Непосредственным предметом конкретной психопрактики являются конкретные психические явления (рис. 6), Собственно гово­ря, этого критерия достаточно для разграничения психо­логической и других видов социальной практики.

Вместе с тем существует такой вид медицинской практики как психиатрия, предметом которого также является психи­ческая реальность. Разница предметов психиатрии и психологической практики в том, что психиатрия зани­мается патологическими проявлениями психики, а пси­хологическая практика ориентируется на норму, если не вдаваться во все сложности разграничения нормы, пато­логии и пограничных состояний.

Психиатрия имеет дело с недееспособной или ограниченно дееспособной лично­стью, психологическая практика исходит из того, что клиент в принципе является дееспособным. Существует также дополнительный критерий различения психиатрии и психологической практики. В психиатрии преобладают медикаментозные и технико-инструментальные способы воздействия на психическую реальность, вплоть до хи­рургического вмешательства (лечение). В психологиче­ской практике превалируют психологические средства, хотя также могут использоваться химические, биохими­ческие препараты и техническая аппаратура, но они рас­сматриваются как дополнительные, вспомогательные. При использовании этих средств акцент делается на психологической составляющей их воздействия и прин­ципиально считается недопустимым возможный ущерб от их действия для личности.

Схема 6. Объект и предмет психологической практики

Таким образом, психологическая практика (психоп­рактика) — это практика, предметом которой является психическая реальность, а используемые средства по преимуществу являются психологическими. Эта психи­ческая реальность рассматривается как нормальная. Или, с учетом ранее проведенного анализа практической деятельности, психопрактика — это деятельность по преобразованию и изменению психической реальности психологическими средствами.

studfiles.net

Психология прикладная

Таким образом, во всем спектре практической психологии следует различать прикладную психологию какиспользование научной психологии в различных сферах а, как приложение психологии к тем или иным видам социальной практики, и ту часть практической психологии, которая имеет свою собственную специфическую область приложения — а именно сферу психологической практики.

И.Н.Карицкий утверждает, что пространство собственно психологической практики представлено следующими ее видами (психопрактиками): психотерапия, психологиче­ское консультирование, психологический тренинг, пси­хологическое тестирование, психологическая помощь, психологическая поддержка, психологическая коррекция, психологическая профилактика, психодуховные прак­тики, в отдельных случаях целительство и даже оккульт­ные практики.

Субъектом психологической практики является прак­тический психолог или индивид, владеющий необходи­мыми знаниями и умениями. Объектом психологической практики являются социальные объекты, т.е. люди и их группы, объединения, общности.

Психологическая практика (психопрактика) как специфическая практическая деятельность отличает­ся от любой другой деятельности своим специальным предметом. Этот предмет — психическая реальность как совокупность психических явлений. Непосредственным предметом конкретной психопрактики являются конкретные психические явления. Собственно гово­ря, этого критерия достаточно для разграничения психо­логической и других видов социальной практики.

Вместе с тем существует такой вид медицинской практики как психиатрия, предметом которого также является психи­ческая реальность. Разница предметов психиатрии и психологической практики в том, что психиатрия зани­мается патологическими проявлениями психики, а пси­хологическая практика ориентируется на норму, если не вдаваться во все сложности разграничения нормы, пато­логии и пограничных состояний.

Психиатрия имеет дело с недееспособной или ограниченно дееспособной лично­стью, психологическая практика исходит из того, что клиент в принципе является дееспособным. Существует также дополнительный критерий различения психиатрии и психологической практики. В психиатрии преобладают медикаментозные и технико-инструментальные способы воздействия на психическую реальность, вплоть до хи­рургического вмешательства (лечение). В психологиче­ской практике превалируют психологические средства, хотя также могут использоваться химические, биохими­ческие препараты и техническая аппаратура, но они рас­сматриваются как дополнительные, вспомогательные. При использовании этих средств акцент делается на психологической составляющей их воздействия и прин­ципиально считается недопустимым возможный ущерб от их действия для личности.

Объект и предмет психологической практики

Таким образом, психологическая практика — это практика, предметом которой является психическая реальность, а используемые средства по преимуществу являются психологическими. Эта психи­ческая реальность рассматривается как нормальная. Или, с учетом ранее проведенного анализа практической деятельности, психол.практика — это деятельность по преобразованию и изменению психической реальности психологическими средствами.

Основные направления деятельности практико-ориентированного психолога

Деятельность практико-ориентированного психолога имеет целью оказание психологической помощи или поддержки клиенту. И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун и Н.С.Пряжников в авторском учебном пособии пишут, что «чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации» (с.153). Соглашаясь с таким подходом, мы, кроме того, считаем, что психологическая помощь может быть оказана и тем, кто стремится стать более продуктивным и результативным в своей деятельности и жизнедеятельности.

Наряду с психологической помощью используется понятие «психологическая поддержка», которое определяется как система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

studfiles.net