Open Library - открытая библиотека учебной информации. Этапы психология развития человека


Этапы развития психики

этапы развития психики

Когда многие из нас заняты какой-либо активной деятельностью, то есть, не сидят на месте, то таким образом они не только привносят в свою жизнь или новые навыки, или ощущения, эмоции и пр., но также формируют свой внутренний мир. Именно благодаря трудовой деятельности, общению с окружающими нас людьми можно наблюдать этапы развития психики.

Достижение поставленных целей дарует и уверенность в собственных силах, и явный пример проявления психического здоровья каждого из нас. На протяжении всех этапов развития психики умственные и внешние действия личности с материальными объектами дополняют друг друга.

Основные этапы развития психики

Стоит отметить, что основные этапы развития психики рождаются постепенно, по мере эволюционного совершенствования каждого живого существа:

  1. Этап ощущения, сенсорный, характерен безусловными рефлексами, не отличающимися особой сложностью. Развивается двигательный аппарат, вместе с тем - осязание, слух, зрение, обоняние и пр.
  2. Этап восприятия знаменует появление сложной нервной системы, совершенствуются те ее отделы, которые образуют связи между анализаторами. Появляется, в первую очередь, моторная память. Животные приобретают умения проявлять собственные эмоции.
  3. Интеллектуальный: способность к поведению интеллектуального характера в случае появления трудностей на пути к достижению поставленных целей, но такие поступки, зачастую, не являются доминирующими в поведении.
  4. Этап психологического и физического формирования. Есть только у людей. В этот период развиваются задатки речи, абстрактного мышления, возникает потребность в общении с себе подобными. Важно отметить, что далее перечислены основные этапы развития психики, которые есть только у человека.
  5. Этап сознания. Стремление познавать мир в окружающей человека реальности, наличие тяги к творческимосновные этапы развития психики
    занятиям.
  6. Этап человеческого самосознания, неотъемлемой частью которого есть познание собственного «я» посредством познания окружающих людей. Развитие самоконтроля, самовоспитания.
  7. Этап социального поведения. Именно на данном этапе личность каждого человека достигает совершенства.

В этапах развития психики человека особое значение отводится его роли в социуме, взаимодействии с ним. Это говорит о том, что психическое формирование определяется не только биологическими компонентами (присуще животным), но и социально-культурными.

 

womanadvice.ru

Этапы развития психики человека — Психологические закономерности

этапы развития психики человека

Активная деятельность влияет не только на развитие человека в целом и качество его жизни, но и на формирование его психики. Ведь если не сидеть на месте, а регулярно чем-то заниматься, то эта нагрузка формирует внутренний мир. Все эмоции и ощущения, которые испытывает человек на протяжении своей жизни, оставляют свой след в его психологическом здоровье. Общение с людьми, трудовая деятельность и различные виды хобби являются основными факторами, которые не просто влияют на формирование психики, а развивают ее. Это позволило ученым пронаблюдать и зафиксировать основные этапы развития психики современного человека. Ведь для того, чтобы лечить нарушения психики и грамотно с ними работать с профессиональной точки зрения, необходимо достаточно глубоко знать эту предметную область.

В организме человека происходит множество процессов, которые суммарно формируют его психику. Например, уверенность в себе обретается путем достижения целей. То есть, если человек не уверен в себе или имеет низкую самооценку, то это вызвано проблемами с постановкой целей и их реализацией. И наоборот, для того, чтобы обрести уверенность в себе и собственных силах, нужно научиться ставить небольшие цели и достигать их. Умственные процессы в совокупности с внешними действиями каждой личности оказывают основное влияние на формирование и развитие психики человека. Детальный анализ позволяет отслеживать основные этапы развития психики человека. На основании этих данных можно делать выводы о лечении нарушений психики. Ведь для подбора методики лечения нужно знать причину психических отклонений. Для этого необходимо ознакомится с этапами развития.

Основные этапы развития психики человека

Эволюция человечества существенно повлияла на этапы развития психики человека. Поэтому психологическое здоровье каждого из нас является именно таким не только потому, что были испытаны определенные эмоции и пережиты конкретные события, но и потому, что эволюция человека происходила определенным путем.

Науке известны основные семь этапов развития психики. Их проходит каждый человек от рождения до становления полноценной взрослой личностью. К основным этапам относятся:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • интеллектуальный;
  • психологический;
  • сознание;
  • самосознание;
  • социальное поведение.

На каждом этапе человек по-разному реагирует на окружающий его мир. Ему свойственно появление разных эмоций и ощущений психологического характера. Именно поэтому дети не могут испытывать тех эмоций, которые знакомы взрослым. В разном возрасте человек по разному относится ко всем событиям на психологическом уровне. Так как это напрямую зависит от этапа развития его психики.

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

psiho-zakon.ru

40. Этапы психического развития человека

Развитие ребенка - сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1-3 года), преддошкольный (3-5 лет), дошкольный (5-7 лет), младший школьный (7-11 лет), подростковый возраст (11-15 лет), ранняя юность или старший школьный возраст (15-18 лет).

Возрастную характеристику определяют изменение положения ребенка в семье и школе, изменение форм обучения и воспитания, новые формы деятельности и некоторые особенности созревания его организма, т. е. возраст является не только биологической, но и социальной категорией.

В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Для каждого возраста характерны разные виды деятельности, существует потребность в каждом из ее видов: в игре, учении, труде, общении. Ведущим видом деятельности является такой ее вид, который на данном этапе развития, на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности.

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В школьном возрасте учение, игра теряет свое ведущее значение. С возрастом повышается роль трудовой деятельности. Да и сама учебная деятельность претерпевает существенные изменения. В течение 10-11-летнего периода обучения в школе изменяется ее содержание и характер, с каждым годом повышаются требования к ученику, все большую роль играет самостоятельная, творческая сторона его учебной деятельности.

В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия как следствие, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания и, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, в типологических свойствах нервной системы). Конкретные условия жизни весьма разнообразны, так же как и индивидуальные особенности личности. Поэтому можно говорить о том, что возрастные характеристики, хотя и существуют как достаточно типичные для данного возраста, время от времени подвергаются пересмотру в связи с так называемой акселерацией (ускорением) развития.

Все это делает характеристику возрастных особенностей условной и неустойчивой, хотя возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития.

41. Кризис "трех лет" у ребенка-дошкольника

Предметное действие ребенка есть совместное действие ребенка и взрослого, в котором элемент содействия является ведущим.

Еще до начала активной речи ребенка именно это содействие взрослого выполняет функцию коммуникации и руководства. Оно выражается не только в показе предмета, но и в постоянстве оценочных воздействий на ребенка.

Уже на втором году жизни ребенок научается самостоятельно ходить; на третьем году движения ребенка (бег, ходьба, лазанье) становятся более совершенными и координированными. При правильном воспитании к трем годам ребенок может самостоятельно есть, умываться и т. д.

Речь становится основным средством общения ребенка со взрослыми. Руководство со стороны взрослых приобретает все более речевой характер. Появляется умение отделять себя от своих действий.

Взрослый, его манеры и действия становятся предметом для подражания. Эти успехи в развитии ребенка на третьем году жизни делают его более самостоятельным. Проявление самостоятельности - не только в том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, но и в сферах, еще не доступных ребенку. Это находит выражение в словах "я сам".

Возникновение стремления к самостоятельности означает появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым "я хочу".

Психологи отмечают возникающие в этот период проявления у ребенка себялюбия, ревности, упрямства, негативизма и "обесценивания". Психологи считают, что упрямство возникает при ущемлении свободы ребенка, т. е. при ограничении его самостоятельности и инициативы.

Выделяют несколько видов упрямства. Если требовательность значительно превышает уровень уважения, то возникает упрямство типа "обиженных"; когда требовательность очень мала, то констатируется упрямство типа "баловня". Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения - тогда это случай упрямства "безнадзорности". Упрямства не возникает, и развитие протекает нормально, без всяких конфликтов тогда, когда между требовательностью и уважением существует равновесие.

А. Н. Леонтьев отмечал, что в действительности кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризис - это свидетельство не совершившегося вовремя и в нужном направлении перелома, сдвига. Кризиса может и не быть, потому что психическое развитие ребенка - процесс не стихийный, а является разумно управляемым процессом - управляемым воспитанием.

studfiles.net

Основные этапы психического развития человека

Психология Основные этапы психического развития человека

просмотров - 131

Период Стадия Сфера личности Кризис
Раннее детство Младенчество мотивационно-потребностная Кризис новорожденности
Ранний возраст
операционально-техническая
Кризис 1 года
Детство Дошкольный возраст мотивационно-потребностная Кризис3 лет
Младший школьный возраст операционально-техническая Кризис 7 лет
Отрочество Подростковый возраст мотивационно-потребностная Кризис 11-12 лет
Ранняя юность операционально-техническая Кризис15 лет

1. Стадия младенчества (0-1 год)

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. В случае если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света͵ защищает его от холода, оберегает от шума и т.д. Даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Единственно, что может ребенок, - ϶ᴛᴏ принять внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, период времени, когда ребенок отделœен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружают действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления - ϶ᴛᴏ эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками, это первый акт поведения, акт выделœения взрослого. Это и первый акт общения.

Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. По этой причине появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение в данный период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Первая потребность, которая формируется у ребенка, - ϶ᴛᴏ потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. На развитие этой потребности нужно обратить особое внимание: с ребенком нужно говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не всœе понимает из того, что говорит ему взрослый. С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на всœе последующее психическое развитие-ребенка.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» - теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба – первое из базовых новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Речь, как и всœе новообразования возраста͵ носит переходный характер. Это – автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким, специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание – предметная деятельность.

2. Ранний возраст. (1-3 года)

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с крайне важностью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый».

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.

Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.

В чем заключается основное новообразование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает в конце раннего детства? Благодаря отделœению действия от предмета͵ происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам». Л.С Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.

3. Дошкольный возраст (3-7 лет)

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделœение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделœения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они.

Отделœение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, - ϶ᴛᴏ та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей.

Единственная деятельность, которая позволяет смоделировать человеческие отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра.

Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Предмет этой деятельности – взрослый человек как носитель определœенных общественных функций, вступающий в определœенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определœенные правила.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста – это:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

2. Возникновение первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими «Красивое не может быть плохим».

3. Возникновение соподчинœения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»).

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - ϶ᴛᴏ поведение, опосредованное определœенным представлением. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

4. Младший школьный возраст. (7-11 лет)

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; 3) симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Младший школьный возраст - ϶ᴛᴏ особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще но посœещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всœеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

В школе возникает новая социальная ситуация развития. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется. Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям

Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность принято называть учебной деятельностью. Учебная деятельность - ϶ᴛᴏ деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы – прежде всœего ребенка нужно научить учиться.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всœех остальных функций, происходит интеллектуализация всœех психических процессов, их осознание и произвольность.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

1) Произвольность и осознанность всœех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ происходит благодаря усвоению системы научных понятий. 2) Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

5. Подростковый возраст (11-15 лет)

Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах – вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

Центральное новообразование этого возраста – чувство взрослости; подросток стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются от ношения равенства и уважения друг к другу.

В конце подросткового возраста͵ на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию», что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

6. Ранняя юность (15-17 лет)

Период развития личности, следующий за подростковым – от 15 до 17 лет – настолько тесно примыкает к предыдущему, что это вызывает неоднозначное толкование его смысла у психологов. Д.Б. Эльконин считал ведущей деятельностью учебно-профессиональную деятельность. На статус ведущей в ранней юности (старшем школьном возрасте) претендует и проектно-исследовательская деятельность. Имеется в виду не только проектирование и исследование в учении. Более широко речь должна идти о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного Я.

К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в психологической литературе обозначается термином «самоопределœение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Свое выражение самоопределœение должно найти в выборе профессии, учебного заведения.

Периодизация психического развития, предложенная Д.Б. Элькониным, завершается возрастом ранней юности. При этом в других периодизациях выделяют и другие возраста. Это:

- поздняя юность (18-25)

- зрелость (25-50)

- поздняя зрелость (50-75)

- старость (от 75)

Читайте также

  • - Основные этапы психического развития человека

    Период Стадия Сфера личности Кризис Раннее детство Младенчество мотивационно-потребностная Кризис новорожденности Ранний возраст операционально-техническая Кризис 1 года Детство Дошкольный возраст мотивационно-потребностная Кризис3 лет Младший... [читать подробенее]

  • - Основные этапы психического развития человека

    Период Стадия Сфера личности Кризис Раннее детство Младенчество мотивационно-потребностная Кризис новорожденности Ранний возраст операционально-техническая Кризис 1 года Детство Дошкольный возраст мотивационно-потребностная Кризис3 лет Младший... [читать подробенее]

  • - Основные этапы психического развития человека.

    Лекция 4 1. Психическое развитие в младенчестве Основные понятия: этап новорожденности, эмоциональное (ситуативно-личностное) общение, ситуативно-деловое общение, предметно-манипулятивная деятельность, предметная деятельность, активность ребенка. Младенческий... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Стадии развития личности - этапы развития, психология

    Человеческая личность развивается в течение всей жизни. Иногда это развитие наносит негативный урон самолюбию, но, если постараться, все всегда можно исправить, главное знать, какая стадия развития происходит на данном жизненном этапе.

    Этап № 1 – Первый год жизни

    Кроме того, что маленький человек начинает расти и изучать окружающий мир, именно на данном жизненном этапе он учится доверительно относится к окружающим. Если мама дарит своему чаду любовь и заботу, выросший человек в дальнейшем будет верить миру, который его окружает. Если же мама не слишком торопиться подарить своему ребенку свою любовь, скорее всего, он вырастет неуверенным в себе и замкнутым человеком.

    Этап № 2 – От 1 года до 3 лет

    Именно в этот жизненный период ребенок учится самостоятельности. Если родители дают своему ребенку свободу, он начинает понимать, что многое в жизни может сделать сам, у него развивается уверенность в себе. Если же родители стараются выполнить все сами за ребенка, у него развивается чувство неуверенности в себе, стыдливости и не самостоятельности. Но пока это не приговор и отношение к жизни, и к самому себе человек еще может поменять, если захочет.

    Стадии развития личности - этапы развития, психология 2

    Этап № 3 От 3 до 6 лет

    В этот период дети часто задают различные вопросы, фантазируют и ждут поощрения от близких людей. Если они получают ответы на вопросы и уверенны в том, что их похвалят за хорошие поступки, они становятся предприимчивыми.

    Если же родителям совершенно не хочется проводить время с ребенком, это может пагубно сказаться в дальнейшем на его личности. Ребенок не только становится в итоге закрытым человеком, у него могут развиваться и патологии различного рода. Которые в дальнейшем приводят к пассивности, фригидности и импотенции.

    Стадии развития личности - этапы развития, психология 4

    Этап № 4 От 6 до 12 лет

    Это очень важный период развития в жизни каждого человека, ведь именно в этом возрасте формируется первое устойчивое отношение к жизни. От того, как воспитывали родители ребенка в этот период времени, от эмоций, которые у него возникали и оттого, что он видел, зависит то, насколько он будет полноценным.

    Этап № 5 От 20 до 25 лет

    Это первый важный взрослый жизненный этап развития личности. Человек вырос, получил профессию, казалось бы, выбрал свой жизненный путь. И на самом деле, все, то ему необходимо в данный период – это иметь близость, как духовную, так и физическую с человеком, которого он любит.

    Как показывает практика в этом возрасте далеко не все находят свою вторую половинку и зависит это, оказывается, от того, как были пройдены детские жизненные этапы. Если они были не столь успешными, как хотелось бы, значит, самое время брать себя в руки и менять свою личность.

    Стадии развития личности - этапы развития, психология 1

    Этап № 6 От 25 лет до 65 лет

    Психологи считают, что в этот период можно выбрать два направления. Первое – это продуктивность, а именно умение выбирать правильную профессию, которая будет приносить пользу, умение сопереживать и заботиться о ком-то другом. Второе – инертность, умение заботиться только о самом себе, создавая комфорт исключительно для себя.

    Стадии развития личности - этапы развития, психология 3

    В 21 веке все больше людей выбирают второе направление, и это уже никого не удивляет, но, возможно именно поэтому все больше людей чувствуют себя несчастными, даже если имеют бесконечное богатство?

    pristor.ru

    40. Этапы психического развития человека

    Развитие ребенка – сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), преддошкольный (3–5 лет), дошкольный (5–7 лет), младший школьный (7-11 лет), подростковый возраст (11–15 лет), ранняя юность или старший школьный возраст (15–18 лет).

    Возрастную характеристику определяют изменение положения ребенка в семье и школе, изменение форм обучения и воспитания, новые формы деятельности и некоторые особенности созревания его организма, т. е. возраст является не только биологической, но и социальной категорией.

    В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Для каждого возраста характерны разные виды деятельности, существует потребность в каждом из ее видов: в игре, учении, труде, общении. Ведущим видом деятельности является такой ее вид, который на данном этапе развития, на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности.

    Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В школьном возрасте учение, игра теряет свое ведущее значение. С возрастом повышается роль трудовой деятельности. Да и сама учебная деятельность претерпевает существенные изменения. В течение 10-11-летнего периода обучения в школе изменяется ее содержание и характер, с каждым годом повышаются требования к ученику, все большую роль играет самостоятельная, творческая сторона его учебной деятельности.

    В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия как следствие, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания и, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, в типологических свойствах нервной системы). Конкретные условия жизни весьма разнообразны, так же как и индивидуальные особенности личности. Поэтому можно говорить о том, что возрастные характеристики, хотя и существуют как достаточно типичные для данного возраста, время от времени подвергаются пересмотру в связи с так называемой акселерацией (ускорением) развития.

    Все это делает характеристику возрастных особенностей условной и неустойчивой, хотя возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития.

    41. Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника

    Предметное действие ребенка есть совместное действие ребенка и взрослого, в котором элемент содействия является ведущим.

    Еще до начала активной речи ребенка именно это содействие взрослого выполняет функцию коммуникации и руководства. Оно выражается не только в показе предмета, но и в постоянстве оценочных воздействий на ребенка.

    Уже на втором году жизни ребенок научается самостоятельно ходить; на третьем году движения ребенка (бег, ходьба, лазанье) становятся более совершенными и координированными. При правильном воспитании к трем годам ребенок может самостоятельно есть, умываться и т. д.

    Речь становится основным средством общения ребенка со взрослыми. Руководство со стороны взрослых приобретает все более речевой характер. Появляется умение отделять себя от своих действий.

    Взрослый, его манеры и действия становятся предметом для подражания. Эти успехи в развитии ребенка на третьем году жизни делают его более самостоятельным. Проявление самостоятельности – не только в том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, но и в сферах, еще не доступных ребенку. Это находит выражение в словах «я сам».

    Возникновение стремления к самостоятельности означает появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым «я хочу».

    Психологи отмечают возникающие в этот период проявления у ребенка себялюбия, ревности, упрямства, негативизма и «обесценивания». Психологи считают, что упрямство возникает при ущемлении свободы ребенка, т. е. при ограничении его самостоятельности и инициативы.

    Выделяют несколько видов упрямства. Если требовательность значительно превышает уровень уважения, то возникает упрямство типа «обиженных»; когда требовательность очень мала, то констатируется упрямство типа «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения – тогда это случай упрямства «безнадзорности». Упрямства не возникает, и развитие протекает нормально, без всяких конфликтов тогда, когда между требовательностью и уважением существует равновесие.

    А. Н. Леонтьев отмечал, что в действительности кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризис – это свидетельство не совершившегося вовремя и в нужном направлении перелома, сдвига. Кризиса может и не быть, потому что психическое развитие ребенка – процесс не стихийный, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием.

    studfiles.net

    Психология личности - Этапы психического развития человека

    Этапы психического развития человека

    Развитие ребенка – сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), преддошкольный (3–5 лет), дошкольный (5–7 лет), младший школьный (7-11 лет), подростковый возраст (11–15 лет), ранняя юность или старший школьный возраст (15–18 лет).

    Возрастную характеристику определяют изменение положения ребенка в семье и школе, изменение форм обучения и воспитания, новые формы деятельности и некоторые особенности созревания его организма, т. е. возраст является не только биологической, но и социальной категорией.

    В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Для каждого возраста характерны разные виды деятельности, существует потребность в каждом из ее видов: в игре, учении, труде, общении. Ведущим видом деятельности является такой ее вид, который на данном этапе развития, на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности.

    Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В школьном возрасте учение, игра теряет свое ведущее значение. С возрастом повышается роль трудовой деятельности. Да и сама учебная деятельность претерпевает существенные изменения. В течение 10-11-летнего периода обучения в школе изменяется ее содержание и характер, с каждым годом повышаются требования к ученику, все большую роль играет самостоятельная, творческая сторона его учебной деятельности.

    В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия как следствие, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания и, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, в типологических свойствах нервной системы). Конкретные условия жизни весьма разнообразны, так же как и индивидуальные особенности личности. Поэтому можно говорить о том, что возрастные характеристики, хотя и существуют как достаточно типичные для данного возраста, время от времени подвергаются пересмотру в связи с так называемой акселерацией (ускорением) развития.

    Все это делает характеристику возрастных особенностей условной и неустойчивой, хотя возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития.

    cribs.me