Комната психологической разгрузки это. Способы психологической разгрузки


Психологическая разгрузка

психологическая разгрузка

Как бы нашему начальству ни хотелось обладать несгораемым двигателем в оболочке офисного сотрудника, увы, пока что наука не нашла способ это реализовать. Мы устаем не только физически, но и психологически, и это надо признать. Если физическая усталость может быть заметна внешне (после изнурительного бега, к примеру, одышкой, потоотделением, дрожащими мышцами), то психологическое истощение не должно подтверждаться такими факторами. Наш мозг устает, и если мы не дадим ему возможность отдыхать, в какой-то момент он откажется давать адекватные ответы на внешние запросы.

Под умным термином психологической разгрузки скрываются обычные перекуры, чаепития и бездельничество на работе. Верно, некоторые сотрудники, обращаются к этой превенции, даже без усталости.

Психологическая разгрузка в мире

Приходится признать, что в мире с методами психологической разгрузки все в полном порядке. Сейчас очень модно говорить и рассуждать о правах человека. Так вот, у японских и американских компаний, пожалуй, уже не осталось конкурентов в сфере соблюдения наших прав.

Я Японии в каждом офисе есть комната для психологической разгрузки на работе. Это манекен или боксерская груша, внешне напоминающая начальника. После того как японец пересекает порог это комнаты, его не увольняют автоматом! Там не считают постыдным, и не удивляются тому, что некоторые сотрудники порой испытывают острую необходимость дать начальству «по зубам». Во всяком случае, начальство предпочитает, чтобы это делали с манекеном, а не оригиналом.

В Америке нет такого харизматичного способа отключиться на работе. Но есть вдоволь всего по немножко: спортзалы, кухни, диваны, комнаты отдыха, «зеленые зоны» и т.д. А в Бразилии (правда вряд ли там есть трудоголики) в офисах вывешивают гамаки для «микро-снов» сотрудников. Там считают, что 15-минутный сон – это идеальный способ психологической разгрузки и повышения эффективности труда.

Домаметоды психологической разгрузки

Но если бы только работа, это ведь было бы полбеды! Мы совершенно не беспокоимся о психологической разгрузке и дома. А ведь есть очень простые способы:

  • фотодинамический способ – просмотр фотографий, где вы счастливы;
  • спорт – физическая активность помогает организму полностью отключить мозг;
  • музыка – прослушивание музыкальных композиций тренирует нервную систему;
  • выращивание растений – кстати, тоже японский способ релакса, вспомните искусство бонсай.

 

womanadvice.ru

Психологическая разгрузка - DEPILS блог

У каждой представительницы прекрасного пола, в любой стране мира, в жизни имеется множество причин и поводов для трессов и психологического напряжения. Всем нам мешают спокойно жить грозные начальники, пробки на дорогах, постоянно делающие ремонт соседи, непослушные дети, грубиянки-продавщицы и прочее, и прочее… Из-за всего этого мы теряем энергичность и жизнерадостность, у нас появляются ненужные нам морщинки, накапливается усталость.

Устранить все раздражающие факторы невозможно, но вполне возможно изменить свое отношение к ним! Это реально, если освоить эффективные методы психологической разгрузки. Именно о них мы и поговорим в этом материале.

Домашние методы психологической разгрузки

Существует множество разных способов, которые легко и быстро психологически успокоят, приведут в норму нервы и весь ваш организм. Следующие приемы помогут эффективно разгрузиться, как психически, так и физически, каждой женщине:

1. Примите ванну. Всего 10-15 минут пребывания в приятной горячей воде позволят вам полноценно расслабится и получить антистрессовый эффект. Добавьте в воду несколько жменей морской соли, либо 4-6 капелек масла (мяты, сосны, лаванды, чайного дерева), так вы усилите успокаивающий эффект.

2. Успокаивающая ароматерапия приведет ваш организм в состояние полного спокойствия, даже после тяжелого рабочего дня. Для этого метода вам понадобится аромалампа. Добавьте в нее несколько капель любимого масла, либо сделайте ароматную успокаивающую смесь. Если вы раздражены, смешайте 4 капли масла лаванды, 1 каплю масла герани, 3-4 капли масла апельсинового и пару капель соснового. Это сочетание не только снимет накопленные за день стрессы, раздражительность, но и добавит сил для новых дел.

3. Массаж шеи, лица, ног или головы послужит отличным разгрузочным средством, подарит организму новую энергию и приведет в порядок сон. Его можно сделать самостоятельно: сначала потрясите кистями рук, после чего попытайтесь полностью расслабить позвоночник, помассируйте кожу головы, пройдитесь кончиками пальцев от шеи до висков, а дальше вверх к самой макушке.

4. Полезным является не только массаж всех частей тела, но и массаж глаз. Его можно сделать легко и быстро. Для начала помойте руки теплой водой, нанесите на них питательный или увлажняющий крем. Начните массаж глаз, делая легкие круговые движения от внутреннего до внешнего уголка верхнего века, потом по нижнему до носа. В завершении опишите безымянными пальцами восьмерки у внешнего угла глаз.

5. Йога – это еще одно превосходное средство для разгрузки организма. Выполняйте различные физические упражнения на протяжении часа, после чего помедитируйте 10-20 минут в тихой обстановке, не думая о работе и прочих надоедающих вещах.

6. Послушайте музыку — это один из лучших способов. Включите любимых исполнителей, подпевайте им либо подтанцовывайте, ведь дома есть такая возможность, вас никто не видит и не слышит! В завершении «музыкального релакса» послушайте что-то спокойное и гармоничное, например, классическую музыку. Композиции таких авторов, как Бетховен, Бах, Моцарт или Чайковский отлично впишутся в успокаивающую обстановку.

7. Юмор, здоровый смех и самоирония – отличные методы для психологической разгрузки. Смейтесь от души, когда смотрите легкие комедийные фильмы, ситкомы и выступления сатириков.

8. Возьмите себе за правило подходить к зеркалу несколько раз в день, чтобы просто широко улыбнуться самой себе, от всей души! Если поначалу с широкой искренней улыбкой возникнут сложности, попробуйте вспомнить аромат любимого кофе, свежесть морского бриза, любой счастливый эпизод из своей жизни.

9. Как ни странно, многие дамы отмечают, что энергичная уборка квартиры под любимую музыку работает, как отличный метод психологической (и одновременно физической) разгрузки. Смело берите его на вооружение!

Как помочь себе в рабочей обстановке?

О специальных комнатах для психологической разгрузки, с чучелами начальников, которые имеются в каждой японской компании, наверняка слышали все. К сожалению, мы еще не настолько «продвинуты» в этом вопросе, и столь замечательных мест для снятия стрессов на наших рабочих местах нет. Несмотря на это, разгрузиться на работе психологически вполне реально, а как это сделать быстро и просто, мы вас научим.

Пусть на вашем рабочем столе будет маленькое, но ваше личное и эффективное средство для разгрузки и получения позитивных эмоций. Им может стать милый букетик в вазе, небольшой аквариум с мирно плавающими рыбками, приятный глазу комнатный цветок, фотография вас, счастливой и расслабленной, в красивой рамочке. Если есть возможность, окружите себя нежными, расслабляющими и успокаивающими оттенками – небесно-голубым и травянисто-зеленым.

На многих девушек отличное успокаивающее действие оказывает чашечка мятного чая или ароматного кофе, с пирожным, шоколадкой, конфеткой. Ежедневно успокаивать себя калорийными вкусняшками нежелательно, но изредка, в самых крайних случаях, позволить себе, любимой, сладости можно.

Обязательно освойте особые техники, помогающие разгрузиться психологически и эмоционально. Самые основные из них – это восточная медитация и аутотренинг. Много времени они не потребуют, даже короткая, десятиминутная медитация отлично успокаивает, убирает раздражение и усталость. Не получается медитировать по-настоящему – не беда, просто медленно подышите, слушая приятную мелодию, закрыв глаза и стараясь ни о чем ни думать.

Если чувствуете, что стресс буквально накрывает вас с головой, и ничего не помогает, просто отправьтесь на небольшую прогулку, или выйдите на несколько минут на улицу, подышите воздухом.

Хотим вас предостеречь: ни в коем случае не применяйте в качестве вспомогательного (либо основного) метода разгрузки синтетические средства с успокаивающими свойствами. Полноценной психологической разгрузки они точно не обеспечат, а вот «жирных» минусов от их использования у вас может быть очень много:

  • они вполне способны токсично подействовать на весь организм;
  • обладая, как правило, солидным набором побочных действий, препараты могут негативно повлиять на работу отдельных органов, либо вызвать сильную аллергическую реакцию;
  • обычно такого рода средства, даже самые современные и дорогие, достаточно быстро вызывают привыкание, избавиться от такой зависимости крайне непросто, и это станет еще одним стрессовым фактором.

К счастью, сегодня в аптеках продается много успокаивающих составов из натуральных компонентов, таких, как валериана, мята, пустырник и другие. Они доступны, и их применение не приведет к катастрофическим последствиям. Но не назначайте себе самостоятельно даже безобидные, казалось бы, успокоительные капли – обращайтесь за советом к знающему врачу.

И все же, прежде чем идти в поликлинику, и приобретать такие препараты, испробуйте все наши рекомендации. Правильно примененные, естественные методы психологической разгрузки гарантированно помогут вам обрести гармонию и спокойствие!

depils.com

Психологическая разгрузка для педагогов - психологу, мероприятия

«Психологическая разгрузка для педагогов»

Цель тренинга: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов, сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата.

Задачи:

  1. Сформировать доверительные отношения в группе;

  2. Объединение, сплочение коллектива;

  3. Развитие умения работать в команде

Формы и методы работы:

Комплекс упражнений разработан для воспитателей и применим в работе с детьми. Продолжительность встречи 2 часа.

Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10-15 воспитателей.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитатели лучше узнают друг друга.

  2. Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.

  3. Увеличится работоспособность группы.

  4. У педагогов сформируется умение работать в команде.

  5. Улучшится психологический климат в коллективе.

  6. Повысится сплоченность педагогического коллектива.

Материал: бейдж на каждого участника (для незнакомой аудитории), белая доска, маркер, листы- заготовки «Мой герб» на каждого участника, флипчарт, малярный скотч; маркеры; листы бумаги, карточки или список с названиями животных.

Вступление.

«Сложно изменить мир,

но если ты хочешь этого - начни меняться сам.»

Древняя мудрость

Притча о коллективности (и в шутку и всерьез )

Клетка. В ней пять обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой.Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомится бананом. Опять те же действия с вашей стороны.

 Третья обезьяна, одурев от голода пытается достать банан, но остальные хватают её, не желая холодного душа. А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените её новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян атакующих её. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки ещё одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали её, причем и та, которую заменили первой (да ещё с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придёте к ситуации, когда в клетке окажутся пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Практическая часть:

1. Психолог:

-Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с релаксационного упражнения «Посещение зоопарка»

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов.

Содержание упражнения: участники встают вкруг друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие сильные хлопки по спине).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку ( делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать ноги и руки).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подёргать их).

12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки).

2. Психолог: Ну вот мы с вами немного отдохнули! А теперь мы с вами попробуем узнать, что скрывает наше подсознание и выполним упражнение «Мой герб»

На работу отводится 7 минут.

Материалы: ватман, маркер для димонстрации; чистые листы бумаги, карандаши, колокольчик.

Ход работы: делим лист вертикальной линией пополам, затем делим его же двумя горизонтальными линиями чтобы получилось шесть равных секторов. Далее в каждом секторе рисуем фигуры заготовки. (см. изображение).

Задание: дорисовать фигуры до полного рисунка и написать к каждому прилагательному по 2-3 прилагательных.

После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ и дать разъяснения участникам.

Интерпритация:

Левый вержний рисунок- отношение к себе

Правый верхний рисунок- отношение окружающих ко мне.

Средний левый рисунок – жизненный путь.

Средний правый рисунок – внутренний мир.

Нижний левый рисунок – отношение к семье.

Правый нижний рисунок- отношение к любви.

Психолог: Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт.

3. Психолог: А хорошо ли вы знаете друг друга? Давайте узнаем и выполним упражнение «Узнай рисунок»

Цели:

Материалы: флипчарт; малярный скотч; маркеры; листы бумаги;

Задание: Тренер задает участникам вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?»

После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет в этой команде, как вы себя в ней видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его об­суждение с группой по следующим вопросам:

Участники угадывают автора рисунка.

После того как группа узнала, кто был автором рисунка, психолог просит его рассказать о себе что-либо дополнительно (по желанию участника).

  1. Психолог: и в заключении и добавим себе и своим коллегам настроения, выполним упражнение «Пожелания».

Цель: Создание положительного эмоционального настроения.

Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Рефлексия.

Литература

  1. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе).

  2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.

  3. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. — 224 с: ил.

  4. Старшенбаум, Г.В. Тренинг навыков практического психолога. — СПб.: Речь, 2008. — 416 с.

  5. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. — (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008. – 368 с.

  6. http://vdohnovlennye.ru/?page_id=9420

kopilkaurokov.ru

Методы психологической разгрузки | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

10 лучших способов психологической разгрузки 1. Психосоматическая релаксация Как известно, все болезни "от нервов".  Для хорошего самочувствия наши тело и душа, непременно, должны жить в унисон. Возможно вы замечали, когда испытываете недовольство или раздражение, организм начинает мгновенно реагировать. Внезапно может заболеть горло или подняться давление. Все процессы в нашем организме тесно взаимосвязаны. Любое заболевание имеет психологическую причину. К примеру, распространенное среди педагогов заболевание "пропавший голос" или любое другое заболевание горла связано с невозможностью полноценно выразить себя. Болезнь горла - это "проглоченный гнев". Невыраженные негативные эмоции обладают сильной энергией. Подавляя их внутри себя, вы наносите вред своему здоровью. Знаменитые специалисты по психосоматике Луиза Хей и Лих Бурбо говорят о важности полного принятия себя. Нельзя идти против своих истинных желаний. Прислушайтесь, чем вызван тот или иной дискомфорт. Возможно, стоит давно отпустить накопившиеся обиды? Простить и забыть? Или высказать, наконец, все, что давно хотели сказать? Чтобы чувствовать себя здоровой и счастливой важно вовремя отслеживать своё состояние, уметь анализировать свои эмоции, а главное, свободно их выражать. 2. Физическая разгрузка

Еще одним из наиболее эффективных способов снятия эмоционального напряжения являются занятия спортом. При систематичных физических нагрузках происходит выброс эндорфинов в организм, и вы чувствуете себя легко и бодро. Вам не обязательно пробегать по 10 км или изматывать себя ежедневными тренировками на тренажерах. Выберете для себя наиболее походящий способ физического релакса. Это может быть плавание в бассейне после трудного рабочего дня, йога или танец живота. Самое главное, чтобы вы занимались с удовольствием, фиксируя, как с каждым занятием стресс и негативные эмоции уходят все дальше и дальше. 3. Смена обстановки Засиделись на рабочем месте, а до отпуска еще далеко? Постарайтесь найти возможность выехать на природу или в другой город на выходных. Смена обстановки благоприятно влияет на психическое состояние. Даже один день, проведенны

educontest.net

Лучшие способы психологической разгрузки | Что было, что будет

вязание — способ избавиться от психологических проблем

Каждый человек за свою жизнь несколько раз сталкивается с весьма серьезными стрессами. Очень часто тяжело бывает оправиться от смерти родного человека. Такая психологическая травма может остаться навсегда, а человек со слабым психическим здоровьем сам рискует попасть в больницу, где его будут пытаться вылечить от затянувшейся депрессии.

На вооружении у психиатров и психологов различные лекарственные препараты, но, к сожалению, иногда они вызывают различные побочные эффекты, что негативно сказывается на здоровье человека. Существуют ли альтернативные способы избавиться от психологических проблем? Безусловно. И люди знают о них веками. Один из таких способов – религия.

Часть ответственности за все, что с ним происходит, человек может переложить на божество, которому поклоняется, объяснив сам себе, что так «было предначертано», «все это происходит за грехи» и так далее. Практически внутри каждой религии функционирует и такой мощный механизм психологической разгрузки, как исповедь. А что это, как не вербальная попытка перекладывания собственной ответственности на чужие плечи? Психологи давно отметили, что избавиться от последствий пережитых психологических потрясений людям помогает вязание. Человек в процессе вязания имеет дело с различными формами материи, цветами, он вынужден сосредоточиться на том, что делает в данный момент, а это позволяет ему отвлечься от других переживаний.

Кстати, хороший мастер-класс можно обнаружить, если перейти по ссылке. Пользу вязания для психологической разгрузки путем проведения экспериментов подтвердила британский психолог Эмили Холмс. Ее исследование состояло из двух частей: добровольцам показывали фильмы с высоким уровнем насилия и записи самых страшных ДТП, а потом они должны были набирать на компьютере заготовленный текст. Это отвлекало людей от негативных эмоций. То же самое происходило и в то время, когда человек был занят вязанием.

samosoboj.ru

Комната психологической разгрузки это

Комната психологической разгрузки это - это специально оборудованное место для тех, кому в тот или иной период времени необходима эмоциональная, психологическая или умственная "разгрузка".

Комната психологической разгрузки - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы.

Мягкая среда в комнате психологической разгрузки обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Она создает условия для релаксации.

Этапы занятия:

1) ритуал приветствия

2) упражнения, основная часть

3) релаксация

4) ритуал прощания

В комнате психологической разгрузки используются методы, приёмы, средства:

  • дыхательные упражнения
  • элементы сказкотерапии
  • музыкотерапия
  • игровые упражнения
  • песочная терапия
  • релаксационные упражнения
  • беседы
  • психогимнастические упражнения
  • пальчиковая гимнастика
  • артикуляционная гимнастика
  • глазодвигательные упражнения
Использование оборудования

Пузырьковая колонна

Пузырьковую колонну можно использовать как ритуал встречи перед началом занятия. Здесь происходит настрой на занятие. Концентрируется внимание на заданиях. Можно предлагать задания но воображение, глазодвигательные упражнения, задействовать зеркала 3D эффекта. Рядом с колонной хорошо проходит пальчиковая гимнастика, дыхательные и звуковые упражнения, работа с именем.

упражнение на концентрацию внимания, глазодвигательное упражнение.

1) Находим глазами пузырек воздуха и провожаем его снизу вверх до конца исчезновения. Снова находим пузырек воздуха у основания и провожаем взглядом. Повторить 5 - 6 раз.

2) Стараемся уловить световую гамму колоновидной лампы. Ребенок перечисляет смену цветов: красный, синий, фиолетовый, белый и т.д.

развитие зрительного пространственного восприятие.

Упражнение "Отражение в зеркале"

Детям предлагается предмет, игрушка. Сначала ребенок описывает переднюю часть. Затем, смотря в зеркало, должен описать заднюю часть предмета, игрушки.

упражнение на воображение

Задаем вопрос: "На что похожи пузырьки?" (возможные ответы: на полет светлячков, на искры костра, на подводный мир, на метель и т.д.)

упражнение на контрастность напряжения и расслабления

Ребенок встает напротив лампы с пузырьками и представляет, будто бы он поднимает пузырьки вверх. При выполнении этого задания ребенок должен почувствовать напряжение в мышцах рук при подъеме пузырьков вверх и расслабление в момент окончания задания. Повторить упражнение поочередно с левой и правой рукой несколько раз.

Фиброоптиковолоконо "Звездный дождь"

Фиброоптиковолокно безопасно. Оно не ломается, не образуется заломов, стерильно.

развитие тактильных ощущений

Трогаем волокна, какие они на ощупь ( теплые или холодные, мягкие или твердые, тяжелые или легкие).

развитие цветового восприятия, концентрации внимания

Рассматриваем пучок окончаний фиброоптиковолокон, как они светятся. Называем цвета, которые мы видим.

развитие воображения

1) На что похожи эти светящиеся окончания ( на ягодки, на светлячков, на мелкие волшебные цветочки в букете, на водоросли и т.д.). Если собрать все волокна вместе в один ствол, на что это похоже? (на дерево..). А если ствол приподнять вверх, тогда на что похоже? (на медузу, на крону дерева, на облако, на зонт и т.д).

2) Берем пучок волокон за окончания и отходим как можно дальше до различного провисания. На что похоже? (на карусель, на шатер, на платье, на водопад и т.д.).

развитие моторики рук, тактильных ощущений

Упражнение "Косы"

Представьте, что это длинные волосы девочки. Ей нужно заплести косички. Сделать прическу. Для декорирования, можно предложить атласные ленты.

работа с самооценкой

Волокна перебираем руками. На каждое волокно придумываем для себя ласковое имя или можно предложить продолжить фразу "Я самая....", говоря о своих хороших качествах. Можно при этом волокна заплетать в косы.

Упражнение "Дерево"

Формируем крону дерева. Переплетаем, заплетаем волокна, используя прищепки больших и малых размеров ( только не тугие, чтоб не повредить волокна).

Упражнение "Змея"

Оплетаем волокнами ребенка сверху вниз. Ребенок раскручивается и выходит. Можно оплетать отдельно руку, ладонь, пальчики.

дыхательное упражнение

Упражнение "Костер"

Воображаем, что волокна это большой костер. Дети стараются задуть или разжечь воображаемый костер. Дуть различной интенсивности.

формирование положительного настроя, работа с самооценкой

Ребенок стоит под "струями" волокон. Мысленно про себя формулирует и загадывает желание. Затем смотрит вверх и видит там себя в отражении зеркала. Сюрпризный момент.

Сухой бассейн с пластмассовыми шариками

Можно использовать оборудование как для релаксации, так и для активации.

Упражнения с шариками

развитие моторики рук, тактильных ощущений

Берем шарики в руки, ощупываем. Передаем свои ощущения, какие шарики на ощупь (холодные или теплые, твердые или мягкие, легкие или тяжелые). Прозрачные или непрозрачные. Какого цвета?

развитие воображения

Упражнение "Шаровидные предметы"

Задание: Назовите как можно больше предметов шаровидной формы. (Например, томат, апельсин, теннисный мяч, яблоко, мандарин, капуста, луна, воздушный шар и т.д.)

Упражнение "Построй из шариков"

Предлагается построить из шариков какой - либо предмет, живое существо, растение (например, снеговика, гусеницу, ромашку, паровоз, змею, обруч и тд.).

формирование положительного настроя, коллективная работа

Дети стоят в кругу, держа покрывало за края. В центр покрывала насыпаются шарики.

Упражнение "Поп - корн"

Покрывало поднимают вверх, а затем резко опускают вниз. Шарики подлетают вверх.

Упражнение "Колесо"

Дети стоят в кругу, держа покрывало за края. В центр выдается легкий мяч больших размеров. Необходимо прокатить мяч по покрывалу так, чтобы мяч образовал траекторию круга и не выскочил за края. Коллективная работа.

Упражнения в сухом бассейне

Точечный массаж шариков тонизирует мышцы и снимает напряжение. Движениях в "волнах" сухого бассейна вызывают разнообразные тактильные ощущения по всему телу и придают приятные физические ощущения. Игры в сухих бассейнах способствуют расслаблению, снятию напряжения. В бассейне можно проводить как активные игры, так и спокойные.

развитие тактильных ощущений

Активные игры

В шариках можно зарываться, нырять, закапываться. Шарики придают приятные физические ощущения, вызывают положительные эмоции.

Упражнение "Найди и покажи"

К основным шарикам бассейна добавляются сенсорные шарики (колючие, шершавые, разноцветные..). По заданию дети отыскивают необходимый шарик. Например, шарик синего цвета, шершавый шарик и т.д.

Пассивная релаксация

Ребёнок ложится на поверхность шариков, шарики принимают форму тела. Ребёнок слушает спокойную музыку.

Упражнение "Медвежонок"

Дети ложатся в сухой бассейн - берлогу, удобно устраиваются в шариках и поворачиваются с боку на бок. Слова: "Медведь в берлоге сладко спит и шумно на весь лес сопит". Дети выполняют 8 - 12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

Упражнение "Чайка"

Слова: "Спокойно на спине лежу.

Как чайка медленно летаю.

Ладонями в воде скольжу".

Игра "Клад"

1) В шариках закапывается мешочек с "сокровищами". Необходимо найти этот мешочек, ощупать и рассмотреть "сокровища".

2) В шариках закапываются морские обитатели. Дети находят их, рассматривают, называют, играют ими.

Упражнение "Гора"

Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу. Слова: "Это, конечно, не Эверест.

Гору нагреб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!"

Зеркальный шар

Зеркальный шар применяется для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. Создает психологический комфорт. Снижает уровень тревожности. Расслабляет посредством зрительных образов.

Его можно применять при формах работы сказкотерапии, для коррекции страхов, на занятии "Космос" , "Путешествие к звездам", при упражнении "Дискотека", "Солнечные зайчики", "Метель", "Бабочки" и т.д.

Слова для релаксации "Звездная ночь" (в основном для взрослых).

"Давайте отдохнем. Располагайтесь поудобнее, кто на ковре, кто на диване. (Включается прибор). Давайте сейчас представим чудесную ночь. На тёмном небе зажигаются звезды. Они медленно плывут по темному небу. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным. Ласковый ветерок обдувает ваше тело лёгкой свежестью. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Дышим легко...ровно...глубоко....

Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и веселым. вы полны сил и энергии.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

И повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Ладошки потереть и встать.

Настроение, я надеюсь, у вас бодрое и жизнерадостное. выполны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

развитие концентрации внимания

Упражнение "Солнечные зайчики".

На шар направлен прожектор и помещение "наполняется" рассеяными бликами. Детям предлагается поймать "солнечных зайчиков", движущихся по полу.

Применение зеркального шара при сказкотерапии

Блики со спокойной музыкой создают эффект сказки, поэтому зеркальный шар может использоваться как способ 1) "вхождения в сказку", создания настроя. Может применяться при 2) проигрывании какого- то сюжета из сказки. 3) Может служить "выходом из сказки".

А) "Вот пришло время расставаться с нашей сказочной страной. Понравилось ли вам здесь? Хотелось бы сюда вернуться? А теперь возьмемся за руки и скажем: "Раз, два, три, четыре, пять - мы вернулись в сад опять!"

Б) "Теперь нам пора уходить. Но чтобы вы помнили волшебную комнату, возьмем капельки здоровья из цветного дождика". Включается зеркальный шар. Дети "берут" на ладони цветные капли и забирают с собой.

Игра "Дефиле"

Детям предлагаются предметы одежды и аксессуары (шляпки, бусы, платочки и т.д.). Дети сами выбирают что им надеть. Затем предлагается под музыку продемонстрировать свой "наряд". Про каждого выступающего говорят различные комплименты. Например, у тебя изящный шарфик, у тебя великолепная шляпка, восхитительные бусы и т.д. Далее включается зеркальный шар и устраивается дискотека для всех участников.

Мягкие модули

Мягкие модули могут быть различных размеров, цветов, формы. Они могут применяться при релаксации, а могут использоваться самостоятельно в играх.

развитие памяти и внимания

Игра "Что изменилось".

Цветные модули раскладываются на полу. Предлагается запомнить их расположение. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий меняет местами модули. Детям необходимо указать изменения.

речевое развитие и развитие координации

Мягкие модули разложены на ковре по кругу или в ряд.

Игра "Антонимы прилагательных"

При перепрыгивании с одного модуля на другом, ребенок отвечает на задание. Например, легкий, а наоборот - (?), холодный, а наоборот (?) и т.д.

развитие координации, тактильных ощущений

Игра " Я цапля, я лягушка".

Модули выкладываются друг за другом по кругу. Дети снимают обувь. Сначала дети ходят по модулям как цапля, затем прыгают как лягушка. Задание выполняется попеременно, в одну и в другую сторону.

развитие самовосприятия, коллективная работа

Упражнение "Торт на дне рождения"

Модули складываются друг на друга, получается слоеный торт. Каждый ребенок должен побыть в роли именинника. Имениннику задается вопрос: "Кого бы ты хотел угостить этим "кусочком" торта. Как правило дети начинают угощать того, кого нет с ними рядом. Например, родителей. Когда близкие люди получили угощение, именинник начинает угощать "кусочками" тех, кто находится рядом. Хороший диагностический метод.

Из мягких модулей можно построить космическую ракету для "полета" в космос, построить корабль или машину для путешествий, построить домики для сказок, домик, проложить дорогу, туннели, оградить территорию и т.д.

Осьминог

Это напольная дидактическая игрушка – тренажер, предназначенная для развития мелкой моторики рук, ловкости пальцев, зрительно-моторной координации, познавательных способностей, расширение кругозора. На щупальцах осьминога располагаются застежки, шнуровка, кнопки, липа. Внутри осьминог наполнен гранулами. На него можно лечь и расслабиться.

Упражнение «Веселый счет»

Перешагивая через щупальцы осьминога, можно обучать детей порядковому счету. Развивать зрительно – моторную координацию.

Релаксация

Процесс обучения релаксации условно можно поделить на 3 этапа:

1 этап - мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

2 этап - мышечная релаксация по представлению, внушения покоя и расслабленности.

3 этап - внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

Упражнение "Контрастное напряжение"

Детям предлагается сначала напрячь как можно сильнее правую руку на 5 сек и расслабить, затем тоже самое проделать с левой рукой. Переходим на нижние конечности. Дети стараются напрячь правую ногу как можно сильнее и расслабить, затем левую ногу. Напрячь живот и расслабить. Напрячь лицо и расслабить. Напрячь шею и расслабить. Встряхнуть все напряжение всем телом и потянуться к солнышку.

Упражнение "Медуза"

Дети лежат на мягких модулях, руки и ноги врозь.

Слова: "Я лежу на спине, как медуза на воде.

Руки расслабляю, в воду опускаю.

На сигнал "Шторм!" дети сворачиваются калачиком, напрягаются. "Шторм закончился" - дети снова расслабляются, лежат свободно.

Упражнение "Ленивец"

Дети лежат на мягких модулях. Слова: "Я ленивец, милый, славный, неуклюжий и забавный. Лежу на ветке целый день. Даже и лежать мне лень". Далее проводится самомассаж рук, ног, живота, шеи, лица и спины. Легкие потерания всех частей тела. Возможны легкие движения вокруг глаз.

Упражнение "Великан"

"Представьте, что мы находимся в пещере. Здесь мало воздуха и нечем дышать. Но мы сильные и высокие. Стоим очень прямо, живот втянут, голова поднята вверх. Вы тянетесь макушкой и плечами все выше и выше. Почувствуйте, как вы красивы и могучи".

слова для визуализации и релаксации

"Путешествие по волшебному лесу"

Слова: "Закройте, пожалуйста, глаза. Почувствуйте запах земляники. Ваше дыхание ровное и спокойное, ровное и спокойное. Расслабляются ваши руки, ваши руки теплые и расслабленные. Расслабляются ноги. Ваши ноги теплые и расслаблены. Расслабляется ваша спина. Ваша спина расслаблена. Расслабляется голова, затылок, лоб. Расслабляются брови, глаза, нос, рот. Ваше дыхание ровное и спокойное. Вам хорошо и приятно. Представьте, что вы лежите на земляничной поляне. Вас окружает нежная трава, рядом с вами видны кустики земляники. Вы чувствуете её тонкий аромат, вы чувствуете её вкус. Лучи теплого солнышка ласково скользят по вашему лицу, рукам и ногам. Они согревают все ваше тело. Лёгкий ветерок нежно овевает его. Вам хорошо и приятно. Побудьте в таком состоянии...теперь медленно потянитесь и откройте глаза. Улыбнитесь друг другу и вставайте. Настроение у нас бодрое и жизнерадостное".

"Водный карнавал"

Слова: "Вы лежите на морских волнах. Волны под вами приятно покачиваются. Потрогайте руками воду вокруг себя. Ваши глаза закрыты. Вам хорошо и легко. Слышится приятная музыка. Ваше тело расслаблено. Вы снова полны сил идти дальше. Я сосчитаю до трех и вы откроете глаза".

"Чудесный день!"

Слова: "Сегодня был чудесный день! Голубое небо, ласковое, тёплое солнце... Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение бодрости и свежести охватывает все ваше тело: лоб, спину, лицо, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как ваше тело становится лёгким, сильным и послушным. Мы спокойно отдыхаем. Дышится легко, ровно и глубоко... Мы просыпаемся, потягиваемся. Нам хочется потянуться, подвигаться."

"Путешествие в сказочную страну"

"Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в прекрасную сказочную страну...в самое её сердце - на волшебную поляну. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое, чистое, голубое небо. Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей. Чувствуем запах спелой земляники и свежевыпеченного хлеба, его только что испекла добрая волшебница, живущая неподалеку. Если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники. Шелковая молодая травка нежно щекочет наши руки, ноги, лицо...". С окончанием музыки открываем глаза и сладко потягиваемся.

"Радуга"

"Закройте глаза. Представьте себе, что на небе после летнего дождика образовалась радуга. Сначала появился красный цвет. Красный цвет дает нам энергию и тепло. От красного цвета нам становится теплее даже в холод. От красного цвета веселее и радостнее на душе. Желтый цвет приносит нам радость и улыбку. Он согревает, как солнышко. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый цвет - цвет природы, если мы больны и нам не по себе, зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше. Голубой цвет - он мягкий, успокаивающий. Он похож на воду в реке или озере. Голубой цвет у неба. Он освежает вас, как купание в жару.

А теперь откройте глаза. О чем вы думали, когда представляли себе красный, желтый, голубой, зеленый цвет. Заметили ли вы, как разные цвета влияют на ваше настроение?".

Для детей 7 лет можно предложить следующие формулы:

  • Я смотрю на своё лицо (надо мысленно представить свое лицо).
  • Моё лицо спокойное.
  • Мои глаза закрыты, они отдыхают.
  • Мои щеки теплые, они отдыхают.
  • Мое лицо отдыхает.
  • Я смотрю на свои руки.
  • Мои руки неподвижны. Они отдыхают.
  • Мои пальцы рук тёплые, они отдыхают.
  • Мои руки отдыхают.
  • Я смотрю на свои ноги.
  • Мои ноги неподвижны, они отдыхают.
  • Я смотрю на свое тело.
  • Мой живот теплый, он отдыхает.
  • Моя спина теплая, она отдыхает.
  • Моё тело отдыхает.
  • Моё дыхание спокойное, ровное.
  • Я отдыхаю.
  • Мне удобно и спокойно.
  • Я спокоен.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
  • Мы лежим на лесной полянке на солнышке.
  • Солнышко греет моё лицо.
  • Мне тепло и уютно.
  • Мои глаза закрыты, они отдыхают.
  • Солнышко ласкает лучиками моё лицо.
  • Сначала лоб (ребенок трогает кончиками пальцев лоб).
  • Потом глаза (ребёнок трогает область глаз).
  • Теперь нос (ребёнок трогает нос).
  • Затем щёки (ребёнок трогает щеки).
  • Мне тепло и уютно.
  • Мои руки отдыхают.
  • Мои ноги отдыхают.
  • Мне тепло и уютно.
  • Лесное солнышко поет мне песенку.
  • Мои глаза открываются
  • Мои руки тянутся к солнышку.
  • Мы растем как цветы.
  • Нам легко и свободно.
  • Мы спокойны.
Разнообразные упражнения и игры

Упражнение "Звуковая гимнастика"

Перед произнесением каждого звука делается глубокий вдох носом, а на выходе громко и энергично произносится звук, насколько хватит дыхания.

Звуки:

А - благотворно воздействует на весь организм.

Е - воздействует на щитовидную железу

И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши.

О - воздействует на сердце, лёгкие.

У - воздействует на органы, расположенные в области живота.

Я - воздействует на работу всего организма.

М - воздействует на работу всего организма.

Х - помогает очищению всего организма

ХА - помогает повысить настроение

Игра "Море волнуется раз!"

Море волнуется раз!

Море волнуется два!

Море волнуется три! Хороший поступок ты покажи!

Игра "Скажи наоборот"

Вы грустные ребята - (мы весёлые ребята).

Вы ленивые ребята - (мы трудолюбивые ребята).

Вы недружные ребята - (мы дружные ребята).

Вы жадные ребята - ( мы щедрые ребята).

вы злые ребята - (мы добрые ребята).

Упражнение "Костер дружбы"

Дети встают в круг, опускаются на одно колено. Вытягивают вперед правую руку и кладут на руки друзей. Раскачивают руки верх - вниз со словами: "Раз - два - три! Огонёк гори!" Далее показывают взметнувшиеся вверх огоньки пламени. Тоже самое проделывается с левой рукой. Делимся впечатлениями.

Игра "Слепой и поводырь"

Дети образуют пары. Одному ребёнку из пары завязывают глаза, второй ребёнок из пары водит "слепого" по комнате. Игра на доверие. Делимся впечатлениями.

Игра "Комплимент"

Дети садятся полукругом. Сейчас попробуем сказать друг другу комплимент. Комплимент - это любезные, приятные слова, сказанные кому - то. Когда делают комплимент, стараются сказать о положительных чертах человека. Задание такое: "Возьмите из коробочки по одной ракушке (любые интересные предметы) и подарите её тому, кому захотите со словами: " Я дарю тебе эту ракушку, потому что ты самый..." (добрый, аккуратный, веселый, улыбчивый, дружелюбный, храбрый, верный, внимательный, активный, покладистый и т.д.)

Игра "Доброе животное"

Дети встают в круг и держатся за руки. Ведущий тихим голосом говорит : "Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Теперь послушаем, как мы дышим. Вдох - все делают шаг вперёд. Выдох - все делают шаг назад. Вдох - все делают 2 шага вперед, выдох - все делают 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед, выдох - два шага назад. А теперь послушаем, как бьется большое доброе сердце животного. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.

Игра "Лев рычи, поезд свисти".

Задание "Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: "Рычи, лев, рычи!", вы начинаете рычать как можно громче, при этом изображая львиную стойку.

Затем дети встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он свистит и пыхтит. Давайте все вместе сначала попыхтим как можно громче, а теперь дружно скажем: "Ту-туууу". Паровоз может ехать медленно, быстро, с поворотами, со сменой машиниста. В конце игры может произойти "крушение", все валятся на пол.

Психогимнастическое упражнение "Зайчик".

Необходимо изобразить движения в соответствии с текстом:

Жил - был зайчик длинные ушки.

Отморозил Зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик.

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и волка нет.

И дают морковку на обед.

работа с детскими страхами

Стихотворение В. Кудрявцева "Страх"

У страха глаза велики,

У страха не зубы - клыки.

У страха, как бочка, живот.

У страха желание есть -

Схватить, укусить, даже съесть!

Трусишка придумает страх

И жалобно ахает "Ах!"

А я ничего не боюсь:

Придумаю страх и смеюсь!

Стихотворение "Счастливая ошибка"

Меня напугал так сильно страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул: "Ах!"

Совсем наоборот:

Я крикнул: "Ха!",

И мигом страх забился под забор.

Он струсил сам!

И слово "Ах!" я позабыл с тех пор.

"Ребята, вам надо запомнить слово "Ха!" и всегда говорить страху, чтобы он вас сам боялся.

Игра "Охотник и Заяц".

Играют два ребёнка. Они встают напротив друг друга. Им обоим завязываются глаза, и им придётся рассчитывать только на свои уши. Все остальные участники выстраиваются по краю поля, чтобы Охотник и Заяц не ударились. Задача Зайца перебежать через поле. Охотник пытается найти точное место Зайца и поймать его.

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru