Этапы развития психологии. Этапы развития человека психология


Стадии развития психики

стадии развития психики

От рождения до периода зрелой личности каждый из нас проходит нелегкий путь психологического развития. Так, рассматривая психику малыша в первые 12 месяцев его жизни наряду с его стадией развития через 10 лет, однозначно, можно увидеть как качественные, так и количественные изменения. Каждый этап психического развития каждого живого существа отличается по многим характеристикам, о которых речь пойдет чуть ниже.

Стадии развития психики и поведения

В эволюционном развитии психики различают три этапа ее становления:

  1. Сенсорная стадия развития психики, при которой вследствие эволюции отделов головного мозга стали многообразными отражательные функции.
  2. Перцептивная стадия развития психики включает в себя всех млекопитающих. На данном этапе наблюдается отражение разнообразных свойств, присущих одному и тому же объекту. Так, ярким примером служит то, как собака узнает своего хозяина по одному его голосу, запаху или одежде.
  3. Интеллектуальная стадия развития психики присуща как людям, так и обезьянам. Это стадия мышления. У приматов хорошо развит головной мозг и вместе с тем психическая деятельность отличается большей сложностью, чем у других животных.

Стадии развития психики человека

Психика каждого живого существа по своей структуре многообразна и сложна по проявлениям. Что касается человека, то выделяют три основные группы психических явлений:

  • свойства психического характера;
  • состояния;
  • процессы.

Когда речь идет о психических свойствах, под ними понимают определенные образования, характеризующиеся своей устойчивостью. Эти образования обеспечивают количественно-качественный уровень деятельности, поведения, что характерно именно для человека. Если говорить о каждом психическом свойстве отдельно, то оно формируется поэтапно и является неким результатом отражательной деятельности мозга. интеллектуальная стадия развития психики

В связи с тем, что личности свойственно индивидуальное восприятие мира, свойства ее характера становятся многообразными.

Что касается психического состояния, то этот уровень психической деятельности дает о себе знать в период повышенной или же пониженной личностной активности. Ежедневно мы испытываем разнообразные психические состояния и возникают они в зависимости от той обстановки, в которой приходится работать, времени и физиологических факторов.

Психический процесс имеет как начало, так и конец и проявляет себя в виде реакции. Он вызывается и внешними факторами, и раздражениями нашей внутренней системы. Благодаря этим процессам формируются знания.

 

womanadvice.ru

4. Основные этапы развития психологии как науки

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

I этап – психология как наука о душе. На этом этапе представления о психике человека носили анимистический характер: каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демократ считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

II этап – психология как наука о сознании. На 2-ом этапе развития психологии как науки, в XVII в., были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее не разложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французы П. Гольбах и К, Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

III этап– психология как наука о поведении. На 3-ем этапе развития психологии, в XIX в., большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка теории условных рефлексов в физиологии И.П. Павловым и практика лечения психических заболеваний, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе развития психологии, начиная с середины XX в., она превратилась в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.), бихевиористской (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.), когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.), гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Российская психологическая наука придерживается диалектика - материалистического взгляда на происхождение психики. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. С началом сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет.

В 60–80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и многие другие.

studfiles.net

Этапы развития психологии

Поиск Лекций

Тема 2

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАНИЙ

Этапы развития психологии

Основные направления зарубежной психологии

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки

Этапы развития психологии

С позиций методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (таблица 1).

1-й этап.На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму (от гр. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских натур-философов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.) и идеалистичес-кая Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Таблица 1

Этапы развития психологии как науки

Этап Определение предмета психологии Характеристика этапа
1-й Психология как наука о душе Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека  
2-й Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов  
3-й Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались  
4-й Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Психология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

 

По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено философом в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Покидая тело после смерти человека душа, в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, устремляется или в идеальный мир, или обречена на вечные скитания вблизи земли. Люди должны верить, что после смерти душа ответствует за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.

Идея Сократа (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), одного из самых замеча-тельных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных пред-ставлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Философ рассматривал широкий круг «житейских понятий»: о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа «Познай самого себя» подразумевал анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Все это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана философом-энциклопедистом Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), которого по праву считают основателем не только психологии, но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым посту-лировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического сущест-вования организма. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения – душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и впервые была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основ-ные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое.

Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древне-восточные врачи.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.) – осново-положник научной медицины, обогативший медицинскую психологию врачебной этикой, а психологию учением о темпераментах. В Ш в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухо-жилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Римский врач Гален (II в. до н.э.) расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и мн. др.

Мостиком, связующим античную философию и философию Сред-невековья, явилось неоплатоническое учение Плотина (III в.), впослед-ствии развитое Августином Блаженным (IV – V в.). В учении последнего понятие души приобретает религиозное содержание и понимается им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла ара-боязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн-Сина, 980 – 1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 – 1098). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Душа отныне становится объектом исследования медиков.

С усилением роли религии (христианства католического) в общест-венной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к бур-жуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преоб-разовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Было создано общество естество-испытателей, возрос интерес к психологии творчества, человеческой личности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа рассматривается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 – 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспе-риментальных знаний, их анализа и обобщения.

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Выдающийся французский ученый, математик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. По мнению ученого, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. В своем учении Р. Декарт противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две незави-симые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психологии это учение получило название дуализма (от лат.dualis – двойственный). Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р.Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На основе его взглядов в психо-логии возникли важнейшие ее понятия – рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.

Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1716), который отстаивал идею единства мира, считая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Б. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.

Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, – это восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.

Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия «ас-социация», под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всеобщий объяснительный принцип чело-веческой психики – принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 – 1757). Уста-новленные им закономерности образования ассоциаций – смежность воз-действия и частота их повторения – стали, по существу, первыми зако-номерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими осно-воположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.

Немецкий ученый Христиан Вольф (1705 – 1757) издал первые крупные научно-психологические труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) и ввел в научный оборот термин «психология».

Крупные достижения в психологии в XVIII в. неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоз-зрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как за-кономерного исторического процесса. Появляются первые ростки пони-мания культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики.

Отныне психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, не только с окружающей средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII – начало XIX в. характеризуется крупными изме-нениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств.

Кардинальное значение в этой области имели исследования чеш-ского физиолога Йиржи Прохазки (1749–1820). Он впервые дал клас-сическое определение рефлекса и показал, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Й. Прохазки установил, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие), и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела». Психика понимается им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. На основе исследований и концептуальных обобщений, сделанных Й. Прохазкой, нейрофизиологи обратились к изучению «рефлекторной дуги».

Огромную популярность приобретает френология (от гр. «френ» – душа, ум), автором которой является австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в определенных участках. Френология побудила ученых к экспериментальному изучению размещения, лока-лизации психических функций в головном мозге. Ф. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга и являются местом локализации «умственных сил».

Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882), появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В своих трудах («Проис-хождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных.

В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий психологии – категория поведения. В работе «Происхождение видов» (1859) ученый показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Под влиянием дар-винизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, гене-тическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественнонаучными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 –1920), создавший в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Благодаря исследованиям В. Вундта к концу XIX столетия экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. Впоследствии в Германии были открыты еще несколько лабораторий (в Геттингене, Бонне, Берлине, Бреславле и Мюнхене).

Следует отметить, что все крупные достижения в развитии пси-хологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыс-лением бытия.

3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоя-тельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Особенности развития психологии как науки отражены на рис.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, которым в разное время являлись разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность, деятельность и т.д.
2. Отдельные проекции целостной психологии человека в качестве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления
3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники
4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей

 

 

Рис. 1. Особенности развития психологии как науки



poisk-ru.ru

Этапы становления психологии

Психология - наука одновременно молодая и древняя. Ведь всем людям в повседневной жизни в каком-то смысле приходится быть психологами. Поэтому можно сказать, что психология в том или ином виде существовала всегда. Разные авторы выделяют разное количество этапов развития психологии и по-разному проводят границы между ними. Так или иначе, все периодизации условны.

Донаучный этап

Во многих древних культурах были некие представления о душе, тесно переплетенные с легендами, мифами, религиозными верованиями. С них-то и началось развитие психологии.

Философский этап

Со времен древнегреческих мыслителей (около VII века до н.э) и до XVIII век н.э. психология существовала в рамках философии, а не как отдельная дисциплина. Человеческие представления о душе на протяжение всего этого времени многократно менялись, они вовсе не были статичны.

Выдающиеся философы античного мира придерживались разных представлений о душе. Например, Платон считал душу первичной и бессмертной сущностью, а тело - всего лишь ее отражением. А вот Аристотель придерживался почти современных взглядов, считая душу функцией тела. Гиппократ впервые разделил людей на флегматиков, холериков, меланхоликов и сангвиников. Эта классификация оказалась так удачна, что мы пользуемся ей до сих пор.

Средневековье было для психологии временем застоя, поскольку под влиянием христианства изменилось само понятие души. Душа теперь была божественной сущностью, находившейся в божественной воле. А божья воля, как известно, непостижима.

Эпоха Возрождения ознаменовалась расцветом рационализма, появлением механистической картины мира. "Франкенштейн" - книга об искусственно созданном человеке, написанная Мэри Шелли, возникла совсем не случайно. Сама идея о том, что человека можно создать искусственно, собрав из составных частей как механизм, была вполне в духе эпохи. Представления Рене Декарта о животных как о сложных органических машинах тоже очень ярко отражают тенденции этого этапа развития психологии. Правда, людям Декарт душу все-таки позволил. А вот врач Жюльен Ламетри пошел дальше.

Экспериментальный этап

Вильгельм ВундтВ XIX веке получил распространение эмпирический, экспериментальный подход. Новейшие достижения в медицине вдохновили научное сообщество того времени. Ученые исследовали реакцию на раздражители, пытались связать деятельность нервной системы с конкретными анатомическими структурами и физиологическими процессами. Приверженцем экспериментального подхода в психологии был и Вильгельм Вундт, создавший в 1875 г. психологическую лабораторию. Именно это событие и считается моментом появления психологии как отдельной науки.

Методологический кризис и разделение психологии на отдельные направления

Уже к началу 20-го века стало ясно, что все наработки экспериментальной психологии наподобие функционирования рефлекторных дуг мало помогают объяснить хитросплетения человеческой души и тем более решить насущные практические задачи. И в психологии наступил кризис, закончившийся формированием множества отдельных психологических школ, таких как глубинная психология (в том числе психоаналитическая теория З. Фрейда), гештальтпсихология, бихевиоризм. В дальнейшем к ним добавилась экзистенциальная, когнитивная психология и многие другие направления.

Современная психология

На текущем этапе становления психологии появилась тенденция к синтезу разных направлений, их наиболее значимых наработок. В связи с развитием физиологии высшей нервной деятельности возрождается экспериментальный подход, связывающий поведенческие реакции человека с электрохимическими процессами в тканях мозга.

sam-sebe-psycholog.ru

Этапы развития личности. - Общая психология - Психология. - Каталог статей - Самопознание

 

Этапы развития личности – одна из самых  интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Когда мы читаем об этапах развития, мы определяем свое место в этой жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень, между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой личный взгляд на тему этапов развития личности и сознания.Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если вы где-то перепрыгнули через ступень, скорей всего Ваш опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, значит, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он бы смог обрести мудрость. А в вашей жизни, еще не было должных уроков, устраняющих энергозатратную привычку осуждать. У развитого человека (если допустить, что концепция о перерождениях справедлива) душа этап за этапом прошла огромный путь. Каждый следует по этапам развития в силу полученного в прошлом опыта.Если Вы не верите, в концепцию перерождения, тогда можно сказать, что развитой личности повезло, т.к. у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия. Считаю, что относительно глупо осуждать «неразвитых» людей. Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая для Вас кажется элементарной, это значит, что Вам «повезло» больше, и Вы получили должное воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок ему может дать самостоятельное решение проблем.Не существует объективно высоких и низких этапов развития. Все относительно. Если вы считаете свой этап развития высоким, на земле найдется человек, который будет выше вас на две головы, в сравнении с которым ваш этап покажется низким. Поэтому, чем раньше вы перестанете играть в игры возвышения и унижения, тем быстрей избавите себя от бесполезной траты энергии на чувство собственной важности.Однако в нашей шкале семи этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности. Человек, находящийся на определенном этапе развития, может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые временами дают о себе знать. Также могут быть наработки с продвинутых этапов развития, которые способствуют эволюционной карьере.Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой.Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, глупый человек будет неразумно растрачивать энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя прямо сейчас, не заботясь о будущем.Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие, чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если человек желает жить на этапе развития миролюбивых и честных людей, он сам обязан стать честным и миролюбивым. Тогда общество, или компания честных людей его примет. Если человек желает жить среди святых, он должен обрести святость и т.д.Первый этап развития личности. Это - этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в теле человека облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек первого этапа развития рожден в социуме, и у него есть кров, далее в зависимости от опыта, он более, или менее разборчиво утоляет свои потребностями в еде и сексе. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека к тому, как это бывает у животных.Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем меньше человек первых этапов развития цивилизован, и чем сильней в определенный момент времени сила его потребности, тем более грубым и прямолинейным будет исполнение потребности. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно, лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимание на мысли о том, что может быть расплата за грубое поведение. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мысли о последствиях. Так проявляется отсутствие мудрости и дальновидности.Основное отличие на первом этапе развития личности заключается в том, что здесь человек почти не осознает того, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает стать животным, и жить по законам животных. Можно сказать, что так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне грубое, и человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском в общество, живущее по определенным законам. Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие, желанные. Единственное, что у него напрочь отсутствует – это понимание того, что переход на новый уровень, связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Такой человек не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.Второй этап развития личности. Это этап – социального наркомана, «адаптированного», среднестатистического человека, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и др. Здесь я опускаю книги, т.к. книги в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему нельзя вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его подсознании. Если Вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. Если Вы материалист, можно назвать это генами, переданными от достойных родителей.Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Однако здесь проблематика переносится на более тонкий уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания, с переносом внимания на более тонкий дисбаланс.На втором этапе развития чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание стало на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Сейчас, вместо примитивного насилия, человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться процессом более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо жареного мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И т.к. ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды начинает интересоваться усладой своего ума. К этому относятся игры, развлекательное чтиво, кино, разные забавы и т.п.По критерию мудрости и дальновидности, человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму. Поэтому социальный блок информации, осуждающий подобные наклонности не зря работает так активно.Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда, активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, такой человек вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае, сильная личность огораживает более слабую личность от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать. Будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. В большинстве случаев он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.Третий этап развития личности. Это этап – начальника. Не важно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой. Это человек, основной потребностью которого является власть и контроль. Секс, еда и развлечения такому человеку по-прежнему интересны, но они отходят на второй план.Основа для удовлетворенности жизнью в таком человеке проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять, владеть. Желание секса на этом этапе развития больше проявляется не на уровне похоти, но чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать, победить. И часто, когда желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, особенно сильная тяга проявляется к тем людям, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и подсознательной потребностью подняться до следующего уровня.Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен. Все его понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек признает свою неспособность понять, в худшем случае он впадет в самообман, и будет ограничивать жизнь рамками своего ума.Человек третьего этапа развития может пойти в общество людей первого и второго этапа развития либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидности, мудрости заставляет его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и часто способна следовать собственным решениям, понимание которых присутствует почти всегда, в силу кристаллизации, уплотнения данных подсознания.Насилие и грубость на этом этапе развития личности может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, заставляющее человека унижаться и переживать за собственную персону. Последнее (ЧСВ) понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.Если человек не имеет грубых программ с первых двух этапов развития личности и сознания, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным, удовлетворенным, когда ощущает, что имеет контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль не более чем его иллюзия. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь явление спонтанное, и гораздо более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания человека на третьем этапе развития личности.Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития.

Этапы развития личности, как я уже говорил в первой части статьи, можно условно поделить на социальные (первые три этапа), и следующие за ними – духовные этапы развития. Большинство людей переживают страдание, когда им нужно делать что-либо для других, и получают удовольствие, когда другие стараются ради них. Это – типичный бытовой эгоизм. Именно за этой чертой происходит настоящий перелом мировоззрения. До этого человек жил для себя, ощущал напряжение, унижение, раздражение, беспокойство, жадность, гнев и др. переживания. За этой чертой, эго ломается, и человек переживает облегчение. После этого он, как говорил учитель Карлоса Кастанеды, идет по жизни, «слегка ко всему прикасаясь». В этой части статьи описаны последующие три этапа развития: блаженный, мудрец и просветленный.Четвертый этап развития личности - этап блаженного. Человек на этом этапе отпускает хватку за эго и чувство собственной важности. Я бы назвал этот этап истинным взрослением, потому что теперь человек способен по-настоящему, искренне проявлять заботу о других. Человек с первых трех этапов развития в этом не заинтересован. Даже чтение этих строк в нем может вызвать уныние. И, напротив, заинтересованность в этой теме, говорит о том, что человек как бы готов, он уже рядом с мостом, который суждено пройти с третьего этапа развития личности до четвертого. Сам переход может быть длительным, и если не применять специальных методик и осознанной мудрости, взросление до четвертого этапа занимает десятилетия, и может таки не произойти.

В чем смысл и радость того, чтобы жить ради других? Что подразумевается под развитием на этом уровне по сравнению с третьим этапом развития? Чтобы это понять, можно задать себе иной вопрос. В чем смысл и радость того, чтобы жить для себя? Бывают ли по-настоящему счастливы люди на первых этапах развития? Если немного утрировать, то человек, живущий для себя, желает подчинить себе мир, и хочет обладать всеми благами. Будет ли счастлив такой человек, если его желание исполнится? Он будет бесконечно одинок. Чтобы общаться по душам с близкими людьми, необходимо открываться. Когда душу обжигает огонь жадности, открываться болезненно и страшно. Прежде чем вылиться из сосуда души, лава властолюбия обжигает тело своим холодным огнем.

На четвертом этапе развития восприятие обретает новую глубину, и человек становится еще более чутким, внимательным. Он видит, что мудрость не знает эгоизма, и постоянного стягивания одеяла на свою сторону. В своей дальновидности он знает, что ненависть, ложь, жадность и корысть не приводят к счастью. Если речь идет об исполнении желаний, это дает лишь краткий миг удовлетворенности, затем бесконечная гонка за иллюзорным будущим продолжается.На четвертом этапе развития, человек чувствует страхи и ложные стимулы других людей (с первого по третий этап), но возвеличенного осуждения в нем это не вызывает. Скорей наоборот, он сострадает тем, кто пребывает в невежестве. Если проанализировать, большинство людей на первых этапах развития тратят большую часть времени и денег впустую, или даже во вред себе. Хорошо отработанный третий этап развития, дает человеку силу социального уровня. На четвертом этапе человек обретает определенного рода мудрость в том, как этой силой распоряжаться.

Достаточно подробно об этом этапе развития я говорил в статье «вера и знание». Здесь же приведу несколько цитат оттуда: «Святой счастлив, т.к. он не заботится о себе. Он любит жизнь, не тратит времени на бесконечные обдумывания и рефлексию, которая затрачивает 90% энергии человека. Можно сказать, что смысл его жизни – в созидании, в действии, которое оборачивается благом для тех, кто рядом. Невозможно избежать страданий и пустоты, когда эго отстаивает свои позиции, и не происходит никакой самоотдачи».Пятый этап развития. Это – этап мудреца. Переход с третьего этапа на четвертый – один из самых сложных, как в плане переживаний, так, зачастую и в плане событий. Поэтому в наше время встречаются люди с хорошими наработками последних этапов, при этом раздувающие чувство собственной важности до предела. В идеале, этапы развития прорабатываются один за другим.

Если на третьем этапе развития человек учился управлять событиями на социальном уровне, на пятом, он обучается управлять собственным сознанием, что приводит к определенного рода контролю событий на уровне метафизическом.

Если человек хорошо проработал четвертый этап, на пятом его мудрость обретает еще большую глубину. Почему возникают войны? Почему существуют болезни? Почему люди страдают? Именно на пятом этапе развития мудрость достигает глубины, когда вмещает в себя понимание этих вещей. Сущность происходящей жизни не ограничивается рамками типичного понимания того, что является справедливым, а что нет. Мудрец осознает причину и следствие. Каждое явление происходит не случайно, но является драгоценным уроком, который вносит в пазл жизни новый элемент, дополняющий восприятие целостной картины мира.

Видение скрытых процессов на пятом уровне развития личности происходит с глубинных ракурсов. Все механизмы жизни начинают вскрываться на этом уровне. Если переход с третьего этапа развития на четвертый характеризовался преодолением чувства собственной важности, прохождением через стыд, вину и перелом в чувствах, на пятом уровне человек проходит через разочарование в мирских идеалах. Если четвертый уровень не был отработан, и человек не научился любить, происходящее на пятом этапе развития вызывает ощущение обреченности. Однако сейчас сила различения, чуткость и дальновидность находятся на чрезвычайно высоком уровне. Поэтому, за разоблачением мирских иллюзий, следует разоблачение иллюзий духовных. Разочарование, обреченность, бессмысленность – такие же иллюзии, как и все остальное.

На пятом этапе развития личности, человек ясно осознает мудрость эволюционных уроков, через которые ему суждено проходить. Похоть, раздражение, жадность, зависть, чувство вины, обреченность и др. переживания даны, чтобы он становился сильней. Они стимулируют сознание, заставляют его расширяться, чтобы человек не растворялся в грубых иллюзиях. Тяжелые переживания заставляют на подсознательном уровне развивать силу восприятия и различения, чтобы благодаря этим сильным качествам зрелого сознания обрести способность переваривать, и растворять негативные переживания. Если же предыдущие этапы развития были хорошо проработаны, на пятом этапе развития человек способен обретать тончайший баланс во всех явлениях, в каждый момент жизни. На этом уровне, человек реагирует на жизнь сообразно ситуации. Он уравновешивает то, что происходит здесь и сейчас на очень тонком уровне.

Шестой этап развития личности. Это – просветленный человек. При переходе на этот этап, переживается познавательный шок. Сказать, что при этом человек удивлен, или даже изумлен – ничего не сказать. Просветление – это разоблачение неведения и приход к истине. На уровне событий человек может жить совершенно обычной жизнью, даже особо не выделяясь в толпе, или в разговоре. Но в душе у этого человека все совершенно иначе. Если переход с третьего этапа развития на четвертый был революцией в чувствах, переход на шестой этап характеризуется революцией сознания.

На этом этапе развития восприятие достигает пика, и человек видит все как есть. Он видит, что жизнь существует прямо сейчас. Он осознает прошлое и будущее как иллюзии в уме. Он видит, что все так называемые события – это просто мысли, в которых обыватель спит. На этом этапе личность переживает тотальный катарсис, замыкание на себе и растворение. Сама личность осознается как "объект” чем-то еще более глубинным, воспринимающим личность со стороны, стоящим поверх человеческой жизни. Личность ощущается в истинном свете, как пучки преходящей ментальной энергии, которая центрировалась, сплеталась в области головы, горла и в области сердца. Все, что человек знал о жизни, на этом этапе развития воспринимается, как иллюзия. Мир человека – это мысль о мысли.

Основные характерные черты этого этапа развития – прекращение страданий, облегчение и отсутствие каких-либо личностных желаний. Другая характерная черта – осознание жизни как совершенно спонтанного явления. Просветленный человек осознает самого себя, как ощущение бытия, присутствия, единственным качеством которого является созерцание, восприятие. Зритель не вмешивается в процесс. Жизнь происходит спонтанно, сама собою, в силу ее внутренней энергии.

Само просветление – это осознание того, что есть здесь и сейчас. В этом осознании сам человек воспринимается, как одно из многих явлений, спонтанно возникающих в присутствии бытия. Понять, что это такое человеку с более ранних этапов развития невозможно. При ознакомлении с этим как с теорией, могут возникнуть оценки. Однако, все это не более чем мысли, которые одно и то же явление в разное время оценивают по-разному.

Если человек с другого этапа развития, переживет свободу спонтанного бытия свойственную просветленному, он поймет, ради чего живет.

В разное время, мы иногда перескакиваем на продвинутые уровни и все понимаем, затем спускаемся, и происходит забывание. Так происходит в силу неотработанных программ с предыдущих этапов развития личности. Сам процесс развития – является центральным, самым важным аспектом человеческой жизни. Поэтому переход с одного этапа развития на другой – «событие» величайшей важности, событие, с которым не сравнятся никакие материальные блага.© Игорь СаторинИсточник

duhovnyyput.ucoz.com