ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Упражнение № 1.
Цель: развитие словесно-логического мышления
Ход: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.
Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8 Марта.
Щетка___________ . Иголка______________ . Лопата_______________.
Лейка___________ . Грабли______________ . Нож_________________.
Лифт__________ . Холодильник________. Гвоздь________________.
Миксер_________ . Ракетка_____________. Тачка_________________.
Банка___________ . Мясорубка___________. Весло_________________.
Упражнение № 2.
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
Цвет: цыпленок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег
Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка
Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка
Материал: банка, кастрюля, рюмка. Альбом, тетрадь, ручка
Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое
Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.
Упражнение № 3.
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-... (дом)
песня-глухой, картина-... (слепой)
паровоз-вагон, конь-...(телега)
бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)
песня-певец, самолет-...(летчик)
карандаш-рисунок, буквы-...(слова, рассказ, текст)
птица-воздух, рыба-...(вода)
машина-дорога, воздух-...(самолет)
корова-теленок, лошадь-...(жеребенок)
яйцо-скорлупа, картофель-...(кожура, шелуха)
ложка-каша, вилка-...(мясо).
Упражнение №4 «Подбери слово»
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
коньки- зима, лодка-...(лето)
собака-шерсть, щука-...(чешуя)
пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)
ухо - слышать, зубы-.. .(жевать)
чай-сахар, суп-...(соль)
дерево-сук, рука-...(палец)
дождь-зонтик, мороз-...(шуба)
пчела-мед, корова-.. .(молоко)
школа-обучение, больница-.. .(лечение)
нож-сталь, стол-...(дерево)
хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)
пальто-пуговица, ботинок-...(шнурок)
коса-трава, бритва-...(волосы, борода)
нога-сапог, рука-.. .(перчатка)
вода-жажда, пища-...(голод)
электричество -провода, пар-...(трубы)
лимон - кислый, сахар-...(сладкий)
камень - тяжелый, перышко-.. .(легкое)
машина-дорога, корабль-... (море)
птица-клюв, слои-...(хобот)
Упражнение №5 «Назови одним словом»
Цель: развитие операции обобщения, классификации, развитие внимания.
Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.
Кисель — кефир — сок — чай (напитки) Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка Муравейник — нора — логово — берлога Самолёт - корабль — лодка — мотоцикл Глина — шерсть — дерево — пластмасса Двойка — тройка — пятёрка — единица Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха Салат — каша — борщ — запеканка Топор — лопата — пила — отвёртка Серьги — браслет — цепочка — кулон Храбрость — доброта — трудолюбие — честность Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло Клюв — перья — крылья — коготки Есть — спать — учиться — гулять
Упражнение № 6.
Цель: развитие операции классификации, обобщения.
Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.
Стол, стул, диван Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчиц Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта Паровоз, электричка, трамвай Книга, альбом, блокнот Торшер, бра, настольная лампа Сосиски, колбаса, котлета Земляника, клюква, малина Сыроежка, лисичка, подберёзовик Сосна, берёза, липа Жасмин, шиповник, сирень
Дождь, ветер, иней
Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»
Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.
Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:
Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным...)?
Что бывает высоким (низким)?
Что бывает зелёным (красным, синим)?
Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?
Что бывает тяжёлым (лёгким)?
Что бывает глубоким (мелким)?
Что бывает колючим (острым, хрупким)?
Упражнение №8.
Цель: развитие воображения, мышления.
Задание: рассказать, во что превратится
Стул без спинки______________
Чашки без ручки ______________
Мороженое без холодильника ____
Всадник без лошади ____________
Дерево без веток ______________
Стол без ножек________________
Ливан без спинки _____________
Самолёт без крыльев___________
Книга без страниц _____________
Подушка без перьев ___________
Спички без серы ______________
Снеговик без холода___________
Телевизор без электричества____
Карандаш без грифеля _________
Кофта без рукавов_____________
Кепка без козырька ___________
Окно без стекол_______________
Сад без деревьев ______________
Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»
Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.
Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».
Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.
Упражнение №10 «Закончи предложение»
Цель: развитие мышления.
Ход упражнения:
Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.
Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая). Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки). Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
Упражнение № 11.
Цель: развитие мышления, внимания.
Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.
Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
Помнить Храбрость
Тупой (нож) Высокий
Знаменитый Мелкий
Подниматься Молчать
Встречать Открывать
Ругаться Широкий
Мягкий Легко
Темно Грязно
Толстый Гладкий
Полный (стакан) Добрый
Искать Ругать
Старый (диван) Шершавый
Грубый (разговор) Весёлый
Быстро Длинный
Молодой
Упражнение № 12.
Цель: развитие операции анализа, синтеза, внимания, речи.
Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений
У Кати кукол больше, чем игрушек
Трехэтажный дом ниже одноэтажного
Ручеёк шире реки
Самолёт движется медленнее машины
В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира
Лапа моложе сына, но старше дедушки
Черепаха ползает быстрее змеи
Тигр слабее кошки
Петя собрал поганок больше, чем грибов
У зайца ушей больше, чем у медведя
Стол квадратнее окна
Стул деревяннее тумбочки
Упражнение №13.
Цель: развитие операции анализа, синтеза.
Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение,
Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит ____________________. Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит ___________.
Игра «Главное и второстепенное»
Цель: развитие операций анализа.
Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его. Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да». Отгадывающий говорит, что это цыпленок.
«Подбери слово»
Цель: развитие операций мышления.
Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-... (дом)
песня-глухой, картина-... (слепой)
паровоз-вагон, конь-...(телега)
бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)
песня-певец, самолет-...(летчик)
карандаш-рисунок, буквы-...(слова, рассказ, текст)
птица-воздух, рыба-...(вода)
машина-дорога, воздух-...(самолет)
корова-теленок, лошадь-...(жеребенок)
яйцо-скорлупа, картофель-...(кожура, шелуха)
ложка-каша, вилка-...(мясо).
«Подбери слово» -2.
Цель: развитие операций анализа.
Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
коньки- зима, лодка-...(лето)
собака-шерсть, щука-...(чешуя)
пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)
ухо - слышать, зубы-.. .(жевать)
чай-сахар, суп-...(соль)
дерево-сук, рука-...(палец)
дождь-зонтик, мороз-...(шуба)
пчела-мед, корова-.. .(молоко)
школа-обучение, больница-.. .(лечение)
нож-сталь, стол-...(дерево)
хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)
пальто-пуговица, ботинок-...(шнурок)
коса-трава, бритва-...(волосы, борода)
нога-сапог, рука-.. .(перчатка)
вода-жажда, пища-...(голод)
электричество -провода, пар-...(трубы)
лимон - кислый, сахар-...(сладкий)
камень - тяжелый, перышко-.. .(легкое)
машина-дорога, корабль-... (море)
птица-клюв, слои-...(хобот)
Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
Запиши обобщающее слово:
- окунь, карась-…
- трава, дерево-…
- крот, мышка-…
- пчела, жук-…
- чашка, тарелка-…
- ботинки, туфли-…
Что здесь лишнее? Почему?
таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;лиса, заяц, медведь, пчела;машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.
bakulina-lytmdou14.edumsko.ru
Разделы: Школьная психологическая служба
Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правил на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач и т.д. Поэтому педагогу-психологу так важно проводить работу по развитию мыслительных операций у детей. Предлагаю Вашему вниманию одно из занятий, проведенное в 3 классе МОУ ЦЛПДО, с обучающимися, испытывающими школьные трудности. В ходе занятия происходит развитие мыслительных способностей у детей. Школьники приобретают умения сравнивать, абстрагировать, обобщать, устанавливать логические связи и отношения между понятиями и т.д.
Цель занятия - развитие мышления у обучающихся: наглядно-образного, словесно-логического (устанавливать логические связи и отношения между понятиями, обобщать, систематизировать, классифицировать, абстрагировать, выделять существенные признаки, сравнивать).
Ход занятия
1. Вступительное слово психолога
Ребята, вам, наверное, не раз приходилось слышать, как вам говорят: «Подумай», «Думай лучше», «Учись мыслить самостоятельно». А если у тебя что-то не получается, то тебя спрашивают: «Чем ты думаешь?». Конечно, ты отвечаешь – «Головой». И это правильно. В голове расположен мозг, точнее – головной мозг. Это тот орган, без которого мышление невозможно. Человеческий мозг устроен очень сложно. По своим возможностям он во много раз превосходит самый мощный компьютер. Но даже взрослый на протяжении всей своей жизни использует далеко не всё, на что способен мозг, много остается в резерве. Поэтому, чем больше ты даешь пищи своему мозгу, тем больше учишься думать, размышлять, тем лучше он развивается и тем легче ему справляться с любой, даже самой трудной, умственной работой.
Сегодня на занятии мы с вами будем учиться думать. А помогут нам в этом специально подобранные задания.
2. Разминка
Игра «Хлопки»
Цель: создание положительного эмоционального фона, снятия возбуждения и импульсивности.
Дети встают в круг. Выбирают одного водящего, который встает в начале круга, т.е. в начале движения часовой стрелки. Затем водящий делает хлопок в ладоши, стоящий следующий около него ребенок повторяет хлопок, следующие дети по очереди тоже хлопают по одному разу. Затем водящий может подойти к любому месту круга и после того, как он хлопнет в ладоши, с этого места распространение хлопков по кругу начинается. Место постоянно определяет ведущий.
3. Основное содержание занятия
Задание 1.
Цель: научить устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Инструкция: «Посмотри, здесь написано два слова – сверху «Лошадь», снизу – «Жеребенок». Какая между ними связь? …Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – сверху одно слово – «Корова», а снизу - четыре слова на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относиться к слову «Корова» как «Жеребенок» к «Лошади», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово «Теленок». Значит нужно установить, как связаны слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».
Образец:
Лошадь |
Корова |
Жеребенок |
Пастбище, рога, молоко, теленок |
Собака |
Щука |
Шерсть |
Река, Рыба, удочка, чешуя |
Задания для самостоятельной работы обучающихся:
Задание 1
Тонкий |
Безобразный |
Толстый |
Красивый, жирный, грязный, веселый |
2.
Свинец |
Пух |
Тяжелый |
Перина, перья, легкий, куриный |
3.
Ложка |
Вилка |
Каша |
Нож, тарелка, мясо, посуда |
4.
Коньки |
Лодка |
Зима |
Каток, весло, лето, река |
5.
Школа |
Больница |
Обучение |
Доктор, учреждение, лечение, больной |
6.
Паровоз |
Конь |
Вагоны |
Поезд, овес, телега, конюшня |
7.
Песня |
Картина |
Глухой |
Художник, слепой, рисунок, больной |
8.
Дом |
Хлеб |
Строитель |
Мука, зерно, пекарь, масло |
Задание 2
Цель: развитие образного мышления.
1. Инструкция: внимательно посмотри на рисунок. Сложи из палочек такую же фигуру.
Рисунок 1
Инструкция: переставь 4 палочки так, чтобы из стрелок получилось четыре треугольника (обучающимся данный рисунок не выдается).
Рисунок 2
Инструкция: внимательно посмотри на рисунок. Сложи из палочек такую же фигуру.
Рисунок 3
Инструкция: переложи 2 палочки так, чтобы фигура похожая на корову, смотрела в другую сторону (обучающимся данный рисунок не выдается).
Рисунок 4
Задание 3
Цель: развитие словесно-логического мышления (обобщение, систематизация).
Инструкция: прочитай слова.
Стол, чашка, стул, тарелка, чайник, шкаф, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.
Инструкция: раздели слова на группы так, чтобы каждой группе можно было дать общее название. Слова одной группы подчеркни зеленым цветом, а слова другой группы красным.
Инструкция: назови каждую группу слов одним названием.
1. Вера, Надя, Света, Оля. Это ________________________________.
2. А, Б, В, Г. Это _____________________________________.
3. Понедельник, вторник, среда, суббота. Это ________________________________.
4. Ручка, карандаш, линейка, тетрадь. Это __________________________________.
5. Заяц, волк, лиса, медведь. Это __________________________________________.
6. Корова, собака, овца, кошка. Это _______________________________________.
7. Москва, Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск. Это _______________________.
8. Ботинки, туфли, сапоги, лапти. Это ____________________________________.
Инструкция: Раздели на две группы следующие числа:
1, 12, 3, 14, 5, 16, 7, 18, 9, 10.
Четные числа ____________________________________________________.
Нечетные числа __________________________________________________.
Однозначные числа _______________________________________________.
Двузначные числа ________________________________________________.
Инструкция: существительные: ель, гриб, сосна, дерево, земляника, гнездо, солнце, одуванчик, окно, брошь – раздели на группы по родам.
Существительные женского рода подчеркни одной чертой;
Существительные мужского рода подчеркни двумя чертами;
Существительные среднего рода подчеркни волнистой линией.
Задание 4
Цель: формирование умения классифицировать.
Инструкция: возьмите конверты. У вас в конвертах находятся карточки, на которых изображены различные предметы.
Алгоритм работы
1. Разложи карточки на парте и внимательно посмотри, что на них изображено.
2. Подели карточки на 8 групп так, чтобы каждую группу можно было назвать одним названием.
3. Когда выполнишь задание, подними руку и назови учителю эти группы.
4. Подели полученные 8 групп карточек на группы так чтобы каждую группу можно было снова назвать одним названием. Когда выполнишь задание, подними руку и назови учителю эти группы.
5. Снова подели полученные группы карточек на 2 группы так, чтобы каждой группе можно было дать общее название. Выполнив задание, подними руку и назови полученные группы учителю.
Карточки
Мебель |
Птицы |
Дикие животные |
Домашние животные |
Фрукты |
Овощи |
Деревья |
Транспорт |
Диван |
Сова |
Слон |
Лошадь |
Слива |
Свекла |
Берёза |
Автобус |
Шкаф |
Ворона |
Лев |
Свинья |
Яблоко |
Морковь |
Дуб |
Троллейбус |
Табуретка |
Журавль |
Медведь |
Кошка |
Груша |
Капуста |
Ель |
Легковой автомобиль |
Кресло |
Страус |
Лось |
Собака |
Банан |
Лук |
Сосна |
Грузовой автомобиль |
Группы – этап 2.
Мебель |
Животные |
Растения |
Транспорт |
Птицы |
Фрукты |
||
Дикие животные |
Овощи |
||
Домашние животные |
Деревья |
Группы – этап 3.
Живое |
Неживое |
Животные |
Мебель |
Растения |
Транспорт |
Задание 5
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Инструкция: посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым.
Рисунок 5
Инструкция: внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности.
Рисунок 6
Задание 6.
Цель: развитие словесно-логического мышления (обобщение, абстрагирование, умение выделять существенные признаки).
Инструкция: даны 4 слова, 3 слова связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Найди это «лишнее» слово и подчеркни его.
Например:
Василий, Фёдор, Семен, Иванов.
ИМЕНА ФАМИЛИЯ
Задания для самостоятельной работы
1. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки.
2. Маленький, дряхлый, старый, ветхий.
3. Молоток, пила, гвоздь, топор.
4. Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
5. Дождь, снег, осадки, град.
6. Приставка, предлог, корень, окончание.
7. Учитель, врач, книга, космонавт.
8. Горький, горячий, кислый, соленый.
9. Грабеж, кража, нападение, землетрясение.
10. Самолёт, человек, корабль, велосипед.
Задание 7
Цель: развитие словесно-логического мышления (сравнение).
Инструкция: реши задачи.
Задача. Саша грустнее, чем Толя. Толя грустнее, чем Коля. Кто из мальчиков самый грустный.
Решение.
_________________________________________________________________________
Грустный =====> Веселый
Ответ. Самый грустный _____________________________.
Задача. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех? Кто медленнее всех?
Решение.
__________________________________________________________________________
Медленный =====> Быстрый
Ответ. Самая быстрая __________________. Самая медленная __________________.
Задача. Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь? Кто самый слабый?
Решение.
___________________________________________________________________________
Слабый =====> Сильный
Ответ. Слабее всего __________________.
4. Рефлексия занятия
Литература
1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 272 с.
2. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – 112 с.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психологического развития: Учеб. пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
4. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику / Н.П. Локалова. - М.: Издательство «Ось-89», 2003. – 96 с.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Развитие логики у ребенка позволяет постепенно освоить процессы анализа и синтеза, обобщения и систематизации, а также научиться доказывать свою точку зрения и находить решение любой задачи. Все эти умения способствуют совершенствованию мышления, поэтому развивать логическое мышление у детей просто необходимо.
Логическое мышление – это умение совершать сначала простейшие, а затем и более сложные логические операции самостоятельно. Не раз человека выручает способность анализировать и обобщать, опровергать или доказывать что-либо, но не каждый задумывается о том, что эту способность нужно совершенствовать.
Развитие логического мышления не происходит само по себе, к этому процессу следует подойти целенаправленно. Сначала нужно определиться с методикой обучения, а затем подобрать упражнения на развитие логики.
Методы и характер упражнений зависят, в первую очередь, от возраста ребенка и его подготовленности:Со временем он научится оценивать сложность поставленных задач, ставить перед собой цели, составлять план действий и находить пути решения проблем.
Добиться таких результатов можно, если в процессе придерживаться следующих принципов:Положительное влияние на развитие логики у ребенка оказывают игры и интересные упражнения. Поэтому перед выбором игры нужно заинтересовать малыша, подбирать интересные для него задания.
Каждый ребенок развивается по-разному: кто-то раньше начинает ходить и разговаривать, а кто-то позже. Средний возраст начала занятий по развитию логики – 2 годика, когда малыш будет пытаться понять причинно-следственные связи и задавать вопросы.
Формирование и развитие логического мышления у детей проводится поэтапно:
Специально ориентированные занятия с малышами не проводят – они для них будут скучными и неинтересными. Используют развивающие приемы в ходе игры или беседы. Инициатором беседы сначала будет взрослый: «Почему стало темно? Верно! Солнышко спряталось за тучки!», «Кто лает на улице? Правильно, собачка! Почему она лает?». Если ребенок не просто отвечает на вопрос, но и добавляет что-то свое, высказывает свое мнение, значит, ему эта игра понравилась, он готов поиграть.
В 3-4 года ребенок осваивает геометрические фигуры и цвета, учится сравнивать. Сначала дети должны найти отличия (это легче), а потом искать общее. Полезными в плане развития логики игры с мозаикой и конструктором. Создавая объемные постройки или картины, дети учатся обобщать.
Интересными и полезными на этом этапе будут игры:Постепенно упражнения усложняются, дети учатся отгадывать загадки, собирать пазлы, анализировать пословицы и поговорки. При объяснении нужно уделять внимание непонятным словам, находить им объяснение, подбирать для них слова – описания. В этот период дети выполняют упражнения с математическими понятиями «больше – меньше».
Для развития логики ребят 6-7 лет (старшие дошкольники) подойдут такие задания:Старший дошкольник может рассказать о прочитанном или увиденном сюжете, высказать свое мнение, сделать какие-то выводы. Работая по картинкам, дети находят ошибки в поведении прохожих, объясняют поведение героев. Подобные упражнения способствуют развитию речи и совершенствованию словесно-логического мышления.
Младшие школьники постепенно начинают оперировать понятиями, которые не могут воспринять с помощью органов чувств: они отражают суть предмета и выражаются специальным символом или словом (например, периметр). У многих возникают трудности в усвоении учебного материала, который невозможно ощутить каким-либо образом.
Лучше освоить программу поможет абстрактно-логическое мышление, активно развивающееся на прочной основе из наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического типов мышления.
Определить, насколько активно оно развивается, можно по следующим признакам:Положительно характеризуют качество мыслительных процессов скорость нахождения необходимого пути решения, способность находить несколько вариантов решения и умение понять смысл задания и выявить взаимосвязи между всеми компонентами задачи.
Поделитесь с друзьями:baragozik.ru
Разделы: Работа с дошкольниками
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Мышление развивается в три этапа:
У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.
Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.
Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.
С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.
Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделили картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.
В заключение предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста:
Цель:
- развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.
- упражнять детей в составлении целого из частей.
- учить узнавать предмет по деталям.
- учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.
- воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.
- учить рассуждать и обосновывать свой выбор.
- развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.
- развивать внимание, восприятие.
- стимулировать познавательную активность детей.
Материал:
Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию "Сколько зайцев спряталось за кустом?"
Раздаточный: лабиринт, карточки к игре "Собери урожай", карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).
Занятие № 1 "На огороде"
1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.
Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку ). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?
2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.
Игра: "Найди дорожку".
3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.
Игра: "Собери урожай".
В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.
4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.
Физкультминутка: "Зайка"
Скок - поскок, скок - поскок Зайка прыгнул на пенёк, Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок - поскок. А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.
(движения по тексту стихотворения)
5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.
Послушайте задачку, подумайте и решите.
"В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?"
6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.
Занятие №2 "В гостях у зайчика".
Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).
Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.
Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.
3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.
Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?
4. А теперь приготовьте ваши пальчики:
Пальчиковая гимнастика: "Зайцы"
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев Дремали под кустом И двое вдруг сказали: "Вон человек с ружьём" Двое закричали: "Давайте убежим!", Двое прошептали: "Давайте помолчим!", Двое предложили: "Мы спрячемся в кустах!", А двое вдруг спросили: "Он может сделать " БАХ"?"
"БАХ" - выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)
Пустились на утёк.
5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.
Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.
Ребята зайчик благодарит вас за работу!
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Уважаемые родители!
Завершилось изучение готовности детей к обучению в школе. Многие из Вас приходили на групповые и индивидуальные консультации, Вы получили результаты на руки, в которых отмечены уровни развития каждого параметра. Ниже подобраны игры и упражнения на развитие мышления, которые помогут Вашему ребенку подготовиться к школе. Безусловно, с Вашей помощью. Важное условие проведения игр дома: хорошее настроение, терпимость по отношению к Вашему самому любимому ребенку, чувство юмора, систематичность.
Те родители, которые не смогли еще получить результаты - жду Вас на индивидуальные консультации.
Комплекс игр и упражнений для развития мышления Упражнение № 1. Цель: развитие словесно-логического мышления Ход: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов. Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8 Марта. Щетка___________ . Иголка______________ . Лопата_______________. Лейка___________ . Грабли______________ . Нож_________________. Лифт__________ . Холодильник________. Гвоздь________________. Миксер_________ . Ракетка_____________. Тачка_________________. Банка___________ . Мясорубка___________. Весло_________________. Упражнение № 2. Цель: развитие словесно-логического мышления. Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор. Цвет: цыпленок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка Материал: банка, кастрюля, рюмка. Альбом, тетрадь, ручка Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.Упражнение № 3. Цель: развитие словесно-логического мышления. Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор. Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Птица-гнездо, человек-... (дом) песня-глухой, картина-... (слепой) паровоз-вагон, конь-...(телега) бежать-стоять, кричать-.. .(молчать) песня-певец, самолет-...(летчик) карандаш-рисунок, буквы-...(слова, рассказ, текст) птица-воздух, рыба-...(вода) машина-дорога, воздух-...(самолет) корова-теленок, лошадь-...(жеребенок) яйцо-скорлупа, картофель-...(кожура, шелуха) ложка-каша, вилка-...(мясо). Упражнение №4 «Подбери слово» Цель: развитие словесно-логического мышления. Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии). Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. коньки- зима, лодка-...(лето) собака-шерсть, щука-...(чешуя) пробка -плавать, камень-.. .(тонуть) ухо - слышать, зубы-.. .(жевать) чай-сахар, суп-...(соль) дерево-сук, рука-...(палец) дождь-зонтик, мороз-...(шуба) пчела-мед, корова-.. .(молоко) школа-обучение, больница-.. .(лечение) нож-сталь, стол-...(дерево) хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель) пальто-пуговица, ботинок-...(шнурок) коса-трава, бритва-...(волосы, борода) нога-сапог, рука-.. .(перчатка) вода-жажда, пища-...(голод) электричество -провода, пар-...(трубы) лимон - кислый, сахар-...(сладкий) камень - тяжелый, перышко-.. .(легкое) машина-дорога, корабль-... (море) птица-клюв, слои-...(хобот) Упражнение №5 «Назови одним словом» Цель: развитие операции обобщения, классификации, развитие внимания. Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор. • Кисель — кефир — сок — чай (напитки) • Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка • Муравейник — нора — логово — берлога • Самолёт - корабль — лодка — мотоцикл • Глина — шерсть — дерево — пластмасса • Двойка — тройка — пятёрка — единица • Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха • Салат — каша — борщ — запеканка • Топор — лопата — пила — отвёртка • Серьги — браслет — цепочка — кулон • Храбрость — доброта — трудолюбие — честность • Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло • Клюв — перья — крылья — коготки • Есть — спать — учиться — гулять Упражнение № 6. Цель: развитие операции классификации, обобщения. Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие. 1. Стол, стул, диван 2. Творог, сыр, масло 3. Врач, повар, лётчиц 4. Сок, кефир, компот 5. Шишка, жёлудь, орех 6. Корабль, лодка, яхта 7. Паровоз, электричка, трамвай 8. Книга, альбом, блокнот 9. Торшер, бра, настольная лампа 10. Сосиски, колбаса, котлета 11. Земляника, клюква, малина 12. Сыроежка, лисичка, подберёзовик 13. Сосна, берёза, липа 14. Жасмин, шиповник, сирень Дождь, ветер, иней Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак» Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания. Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы. Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы: Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным...)? Что бывает высоким (низким)? Что бывает зелёным (красным, синим)? Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)? Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)? Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)? Что бывает тяжёлым (лёгким)? Что бывает глубоким (мелким)? Что бывает колючим (острым, хрупким)? Упражнение №8. Цель: развитие воображения, мышления. Задание: рассказать, во что превратится Стул без спинки______________ Чашки без ручки ______________ Мороженое без холодильника ____ Всадник без лошади ____________ Дерево без веток ______________ Стол без ножек________________ Ливан без спинки _____________ Самолёт без крыльев___________ Книга без страниц _____________ Подушка без перьев ___________ Спички без серы ______________ Снеговик без холода___________ Телевизор без электричества____ Карандаш без грифеля _________ Кофта без рукавов_____________ Кепка без козырька ___________ Окно без стекол_______________ Сад без деревьев ______________ Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух» Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений. Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Упражнение №10 «Закончи предложение» Цель: развитие мышления. Ход упражнения: Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком. • Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) · Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать, вязать, шить) · Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая). • Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). · Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки). · Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки. Упражнение № 11. Цель: развитие мышления, внимания. Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима. Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость. Помнить Храбрость Тупой (нож) Высокий Знаменитый Мелкий Подниматься Молчать Встречать Открывать Ругаться Широкий Мягкий Легко Темно Грязно Толстый Гладкий Полный (стакан) Добрый Искать Ругать Старый (диван) Шершавый Грубый (разговор) Весёлый Быстро Длинный Молодой Упражнение № 12. Цель: развитие операции анализа, синтеза, внимания, речи. Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений У Кати кукол больше, чем игрушек Трехэтажный дом ниже одноэтажного Ручеёк шире реки Самолёт движется медленнее машины В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира Лапа моложе сына, но старше дедушки Черепаха ползает быстрее змеи Тигр слабее кошки Петя собрал поганок больше, чем грибов У зайца ушей больше, чем у медведя Стол квадратнее окна Стул деревяннее тумбочки
Упражнение №13. Цель: развитие операции анализа, синтеза. Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение, • Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). • Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. • Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит ____________________. • Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ • Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. • Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. • Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит ___________.
Игра «Главное и второстепенное» Цель: развитие операций анализа. Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его. Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да». Отгадывающий говорит, что это цыпленок. «Подбери слово» Цель: развитие операций мышления. Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор. Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Птица-гнездо, человек-... (дом) песня-глухой, картина-... (слепой) паровоз-вагон, конь-...(телега) бежать-стоять, кричать-.. .(молчать) песня-певец, самолет-...(летчик) карандаш-рисунок, буквы-...(слова, рассказ, текст) птица-воздух, рыба-...(вода) машина-дорога, воздух-...(самолет) корова-теленок, лошадь-...(жеребенок) яйцо-скорлупа, картофель-...(кожура, шелуха) ложка-каша, вилка-...(мясо).
«Подбери слово» -2. Цель: развитие операций анализа. Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии). Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. коньки- зима, лодка-...(лето) собака-шерсть, щука-...(чешуя) пробка -плавать, камень-.. .(тонуть) ухо - слышать, зубы-.. .(жевать) чай-сахар, суп-...(соль) дерево-сук, рука-...(палец) дождь-зонтик, мороз-...(шуба) пчела-мед, корова-.. .(молоко) школа-обучение, больница-.. .(лечение) нож-сталь, стол-...(дерево) хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель) пальто-пуговица, ботинок-...(шнурок) коса-трава, бритва-...(волосы, борода) нога-сапог, рука-.. .(перчатка) вода-жажда, пища-...(голод) электричество -провода, пар-...(трубы) лимон - кислый, сахар-...(сладкий) камень - тяжелый, перышко-.. .(легкое) машина-дорога, корабль-... (море) птица-клюв, слои-...(хобот)
Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
1. Запиши обобщающее слово: - окунь, карась-… - трава, дерево-… - крот, мышка-… - чашка, тарелка-… - ботинки, туфли-… Что здесь лишнее? Почему? - таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет; - тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка; - лиса, заяц, медведь, пчела; - машинка, пирамидка, юла, слива, мишкаУпражнения взяты из замечательного альбома Т. Ткаченко
reshetova.blogspot.com
Технологическая карта занятия
Дата: 04.05.16
Кружок: «Эрудит»
Класс: 3. Б
Тема: Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к математике; дать возможность учащимся почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах
воспитывающая: воспитывать культуры общения, умения работать коллективно.
Оборудование:
Для учителя:
Для учащихся: рабочую тетрадь,
План занятия:
I.Мотивационно-целевой
1. Организация начала занятия
2. Мозговая гимнастика
3. Постановка темы и целей занятия
II.Операционно- деятельностный
Основные задания
III.Рефлексивно-оценочный
1.Подведение итогов
2.Рефлексия.
Этапы и структурные компоненты занятияДеятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Мотивационно-целевой
1.Организация начала занятия
-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшнее занятие, которое будет проходить в виде соревнования, принесёт всем нам радость общения.
- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи!
Смотрят друг на друга
2. Мозговая гимнастика
-Сегодня мы будем выполнять сложные задания поэтому, сделаем с вами мозговую гимнастику.
«Качания головой» (стимулирует мыслительные процессы). Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Качают головой влево и вправо 30 секунд.
Вытягивают перед собой руку и рисуют в воздухе восьмерку сначала левой, затем правой.
3. Постановка темы и целей занятия
-Сегодня мы с вами поработаем в парах. Настройтесь на занятие.
Слушают
II. Операционно-деятельностный
1.Подготовка к основному этапу занятия
Для начала мы проведем разминку. На вопросы нужно отвечать быстро.
Разминка1. Что вянет от ерунды? (уши)
2. С БУКВОЙ "у" на нем сидят, с "о" - и пишут и едят. (стул, стол)
3. Какой буквой можно превратить геометрическое понятие в топливо? (угол - уголь, буква "ь")
4. Чем кашу не испортишь? (маслом)
5. Что при испуге уходит в пятки? (душа)
6. Как называют корову в детстве? (тёлка)
7. Ползун ползет, иголки везет. Кто это? (ёж)
8. От какой платформы отправился "Красный экспресс" в книгах о Гарри Поттера? (9 1/2)
9. Терпение и труд все... ( перетрут)
Отвечают на вопросы
2. Основные задания
1. «Игра с числами»
2. «Развитие быстроты реакции»
3. «№3»
Физминутка
4. «Задачка»
5. «Задача на логику»
Поиграем с числами.
1.Сосед 116 справа, а слева? (117,115)
2.На 5 меньше 170 и да на один больше?(166)
3.На 2 меньше количества месяцев во времени года?(1)
4.На три больше, чем месяцев в полугодии(9)
Открывайте тетрадочки на с.28.Прочитайте задание.
Попробуем написать.
У меня большие уши. Приходите полюбоваться. (слон)
Высокий профессионал поможет при строительстве дома. (бобёр)
Сторожу, охраняю, лаю, сопровождаю. (собака)
Прошу собрать блестящие предметы и оставить их на лесной поляне. (ворона).
Приглашаю в гости зайчиков и мышат. Прошу меня не бояться. (лиса)
Куплю смелость. Адрес не сообщаю. Боюсь. (заяц)
Вечером состоится концерт. Вход три комара, две мухи. Приходите на болото. (лягушка)
Приглашаю в гости всех, кто любит играть в клубочки. Приходите, угощу сметанкой. (кот)
Кому нужна белая шубка зимой и серая летом - обращаться по утрам. (заяц)
infourok.ru
Развитие мышления
Цель урока: Преодоление трудностей в развитии мышления и
внимания при обучении в школе.
Задачи урока:
Образовательная: Повышение познавательной активности.
Воспитательная: Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе. Формирование потребности в доброжелательном общении с окружающими.
Коррекционная: Коррекция основных мыслительных операций
развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания,
логического мышления, гибкости мышления.
Приветствие
Учитель приветствует всех детей в связи с началом занятия. Рассказывает, как оно будет проходить, предлагает ритуал приветствия.
Добрый день, ребята!
Ребята, я вас приглашаю на круг дружбы.
Давайте возьмемся за руки и улыбнёмся друг другу, как хорошо, что мы сегодня все вместе и что у нас еще и гости.
Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
Мы единая дружная семья.
Мы все здоровы, тепло своих рук передаем друг другу.
Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу. А теперь, занимайте все свои места. (Дети садятся за парты)
2. Разминка
Игра на развитие концентрации внимания, логического мышления: «Закончи предложение».Учитель предлагает участникам закончить предложения.
Варианты предложений:• Лимоны кислые, а сахар …• Собака лает, а кошка …• Ночью темно, а днём …• Трава зелёная, а небо …• Утром мы завтракаем, а днём …• Птица летает, а змея …• Зимой холодно, а летом …• Ты смотришь глазами, а дышишь …• Из шерсти вяжут, а из ткани…• Дрова пилят, а гвозди …
Основная часть
3.1. Упражнение на развитие распределения внимания и логического мышления «Закодированные примеры».Учитель предлагает участникам, используя ключ к шифру, решить примеры:
ОП – МИ =
С + МК =
КО + ВА =
МО – МА =
Ключ:
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
А
М
В
Е
К
О
С
И
П
Т
3.2.Упражнение на развитие распределения внимания и логического мышления, зрительной памяти «Закодированные слова».Учитель предлагает участникам расшифровать 7 закодированных слов. Даёт ключ к шифру. Каждая буква соответствует определённому числу.
Слова:
6 7 4 0 (лиса) 4 3 4 6 7 5 (суслик)4 3 1 2 5 (сурок)5 2 10 (кот)
6 2 4 Ь (лось)1 8 4 Ь (рысь)9 2 6 5 (волк)
Ключ:
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
Р
О
У
С
К
Л
И
Ы
В
Т
Ученики записывают расшифрованные слова в тетради.
Психогимнастическое упражнение.Учитель:Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.
3.3. Упражнение на развитие логического мышления
Из каждой пары слов путем перестановки букв можно составить третье, новое слово – существительное, все буквы должны быть использованы:
парк – ива = крапива боб – уста = суббота
ров – поза = паровоз кожа – ворон = жаворонок
3.4. Задача
-У Незнайки было 5 целых яблок, 6 половинок, да 8 четвертинок. Сколько всего яблок было у Незнайки? Ответ: 10
3.5. Игра «Найди животных»
4. Рефлексия занятия
Учитель спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.
- Вот и подошло к концу наше занятие.- Что вам больше всего понравилось? Запомнилось?
Молодцы, все хорошо потрудились, справились с заданием.
infourok.ru