ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Педагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Стать авторитетным — значит стать компетентным в современных вопросах, интересующих как педагогический коллектив, так и школьников. И поэтому современный педагог — это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам. Уровень образования современных школьников в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования учителя. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик.
Актуальность самообразования для учителя обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, учитель сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.
Что же такое самообразование?
В словаре С. И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя» [7, с. 908]
В педагогическом энциклопедическом словаре «самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п». [4, с. 252]
В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования» [6, с. 11].
Л. П. Вишневская под самообразованием понимает «деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях». [2, с. 156]
С. В. Юдакова считает, что «самообразование — самостоятельная познавательная деятельность человека, которая включает в себя следующие компоненты: целенаправленную самореализацию на основе внутренней свободы личности; удовлетворение потребностей в социализации; продуктивную часть личности на основе осознания познавательных потребностей; специально организованную самодеятельную систематическую познавательную деятельность по достижению целей, связанных с личностным развитием». [11, с. 16]
Таким образом, самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью.
Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и черт личности педагога, требует от личности самостоятельных познавательных сил. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий. Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно — практической и исследовательской деятельности, тем самым сможет привлечь и внимание своих учеников к выполнению проектных и исследовательских работ. Вместе с тем, новые технологии требуют от педагога наличия достаточных знаний в области психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе. Но, как показывает практика, воспользоваться новыми методами и технологиями в полной мере можно не всегда. Зачастую просто учителю не хватает тех знаний, которые необходимы для работы с современными технологиями. Отсюда и возникает потребность педагога в самообразовании.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер. И готовность к самообразованию определяется профессионально — педагогической направленностью личности.
Профессионально — педагогически направленная личность характеризуется осознанной и эмоционально выраженной значимостью для человека профессии педагога. Она выражается в том, что «в педагоге развиты, или развиваются, такие профессиональные способности и качества личности, как: интерес и любовь к ребенку, потребность в педагогической деятельности, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, требовательность, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, профессиональная работоспособность». [10, с. 21]
В настоящее время разработан целый спектр методик и диагностик, позволяющих определить потребности в самообразовании, оценит способности к саморазвитию и самообразованию, для оценки творческого потенциала личности и т. д. Наиболее полно методики представлены в книге В. И. Андреева «Педагогика: курс творческого саморазвития». Наиболее интересной для диагностики готовности и способности личности к саморазвитию показалась следующая анкета: [9, с.421].
Диагностика реализации и потребностей в саморазвитии.
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению:
5- если данное утверждение полностью соответствует действительности
4- скорее соответствует, чем нет
3- и да, и нет
2- скорее не соответствует
1- не соответствует
Опросник.
1. Я стремлюсь изучить себя
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя
5. Я рефлектирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время
6. Я анализирую свои чувства
7. Я много читаю
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам
9. Я верю в свои возможности
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты
13. Я получаю удовольствие от освоения нового
14. Возрастающая ответственность не пугает меня
15. Я положительно отнес(лась)ся бы к продвижению о службе
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитайте общую сумму баллов.
Если у вас 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Диапазон от 36 до 54 баллов свидетельствует о том, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития.
Результат от 15 до 35 баллов дает основание полагать, что исследуемый находится в стадии остановившегося саморазвития
Мотивация педагогов к самообразованию начинается с диагностики профессиональных интересов и профессиональных затруднений. Следствием такой работы является выбор учителем для себя метода повышения квалификации. Это может быть индивидуальный образовательный маршрут или педагогический проект, в ходе работы над которым разрабатывается система действий педагога по реализации конкретной педагогической задачи.
В этом учебном году я руководила методическим объединением учителей естественнонаучного цикла нашего лицея. С целью организации методической работы педагогов, в начале учебного года провела небольшое исследование уровня профессиональной готовности учителей к творчеству и самообразованию. Проведя методику «Выявления профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки» В. П. Симонова [6, с. 39–41], оказалось, что все (100 %) учителя, даже только начинающие педагогическую деятельность, объективно оценивают свои положительные профессиональные качества, отчетливо видят свои недостатки, не занижая при этом отрицательные качества. Использовав диагностику «реализации потребностей в саморазвитии» педагогов [6, с. 76–78], удалось выяснить, что 75 % учителей МО естественнонаучного цикла активно реализуют свои потребности в саморазвитии, а остальные, 25 % учителей не имеют четко сложившейся системы саморазвития. Необходимо отметить, что не нашлось ни одного педагога, который бы находился в стадии остановившегося саморазвития. Оценив «способности к саморазвитию, самообразованию» [6, с. 78–81] по методике, описанной в книге В. И. Андреева «Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития», были получены следующие результаты:
Стаж педагогической деятельности |
Уровень способности педагога к саморазвитию и самообразованию |
|||||
средний |
чуть выше среднего |
выше среднего |
высокий |
очень высокий |
наивысший |
|
1–3 года |
1 |
1 |
|
|
1 |
|
4–10 лет |
|
|
1 |
|
|
1 |
11–20 лет |
|
|
|
2 |
|
|
21–23 года |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
32 года |
|
|
|
1 |
|
|
Методика оценки «уровня творческого потенциала личности» [6, с. 82–84] показала, что 64 % педагогов имеют высокий уровень творческого потенциала личности, у 18 % учителей уровень потенциала — выше среднего и 18 % (2 педагога) получили очень высокий уровень творческого потенциала. Причем очень высокий уровень творческого потенциала имеет учитель, только начинающий работать в школе (стаж работы 4 года).
Таким образом, обсудив и проанализировав на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла нашего лицея полученные результаты исследований, мы пришли к выводу, что творческий потенциал и способности педагогов позволяют составить индивидуальный план самообразования для каждого учителя.
Наиболее часто встречающаяся форма самообразования педагогов — творческий план самообразования. Методическая работа по составлению и реализации программы самообразования педагогов предусматривает несколько этапов.
1. Выбор методической темы. Анализ собственного опыта работы.
Для выбора темы самообразования, как правило, педагог ставит перед собой вопросы: что является проблемой? Насколько проблема актуальна (в частности для данного педагога)? Какие возможности открываются при решении данной педагогической проблемы для педагога и его учеников? Какими ресурсами нужно обладать? Каков итог? Анализируются аспекты профессиональной деятельности педагога, применяемые методики, анализируются результаты предыдущей деятельности педагога.
2. Диагностико-прогностический этап.
На этом этапе происходит анализ затруднений, выявление противоречий, изучение литературы по проблеме, прогнозирование результатов.
3. Организационно-практический этап.
Составление плана действий по реализации программы, подготовка материально-технической и методической баз, непосредственно реализация собственно программы и методик, отслеживание промежуточных результатов
4. Коррекционно-обобщающий этап.
Проведение контрольно-диагностических процедур, корректировка действий, соотнесение полученных результатов с планируемыми, описание результатов
5. Итоговый этап.
Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности, распространение данной технологии, методик, подведение итогов.
Так, проанализировав КИМы ЕГЭ 2011–2012 уч. года по математике, выяснилось, что ни педагоги, ни выпускники не владеют на хорошем уровне методикой решения стереометрических задач координатным или векторным методом. Таким образом, для меня возникла очень актуальная проблема: во-первых, научиться самой решать подобные задачи повышенного уровня сложности, во-вторых, научить детей. Так сформировалась моя тема самообразования: «Повышение качества обучения решению стереометрических задач». Оказалось, что в учебно-методических комплексах по геометрии, используемых в общеобразовательных школах, решение задач координатным методом, представлено очень незначительно. Изучив методическую литературу, собрав разные методы и технологии решения задач координатным методом, мне удалось собрать материал в учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к ЕГЭ: «Математика. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену», Поволжский Государственный Технологический Университет, Йошкар-Ола, 2013. Пособие активно использовалось мною на спецкурсах по математике в нашем лицее и преподавателями Центра довузовской подготовки Университета. В этом учебном году проведена корректировка материалов, и с учетом наработок и недостатков, пособие было исправлено и переиздано.
Значительно повышаются возможности педагогического самообразования с появлением в работе учителя ПК и медиасреды. На сегодняшний день существуют такие формы самообразования и повышения квалификации учителя для реализации его саморазвития, как:
1. Дистанционные курсы
Интернет-сайты http://pedcampus.ru/, http://samopoznanie.ru/, http://www.eidos.ru/ давно зарекомендовали себя только с положительной стороны качеством преподавания, уровнем организации дистанционных курсов повышения квалификации педагогов, актуальностью рассматриваемых вопросов. Сайт http://foxford.ru/kpk — центр онлайн-подготовки учителей для организации занятий с детьми, ориентированными на участие в олимпиадах. Занятия проводятся совместно с ведущими академическими организациями страны, ведут занятия члены жюри Всероссийской олимпиады школьников, авторы школьных учебников и методических материалов. Проводятся онлайн-тренинги, апробация электронных учебников, вебинары по ЭФУ для педагогов издательством «Дрофа» на сайте http://www.drofa.ru/
2. Сетевые педагогические сообщества
http://pedsovet.su/, http://easyen.ru/, OpenClass.ru, It-n.ru, Campus и др. Став членом сообщества, педагоги имеют возможность не только пользоваться методическим наработками других педагогов, не только пассивно наблюдать за работой форумами, но и стать активными участниками сообщества, создать свой блог. Так создается персональная медиасреда педагога, которая позволяет учителю самому делиться своими наработками, предоставлять свои материалы для других, тем самым помогая педагогу становиться значимым в жизни других учителей. В этом выражается не только профессиональное, но и духовное, личностное развитие педагога.
Итак, самообразование педагога — это наиважнейшая часть его профессионального роста. От того, насколько активна позиция педагога в профессиональной деятельности, от способностей и уровня развития творческого потенциала личности учителя, самообразование будет носить более творческий характер, тем шире и разнообразнее будут становиться потребности и интересы педагога, а значит, и успехи наших детей.
Литература:
1. Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 2003. — 608 с.
2. Вишневская, Л. П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Вишневская, Г. В. Вишневская / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.- 2009.- № 16- с.156–158
3. Демченко, Е. Д. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании / Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова // Дополнит. Образование. — 2004.- № 1. — с. 27–29.
4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.: ил.
5. Сабирова, Г.Б. значение самообразования / Г. Б. Сабирова // Специалист. — 2004. — № 9. — с.39–45
6. Самообразование и саморазвитие личности педагога: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост.: О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. — Йошкар-Ола, 2014.-104 с.
7. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/ С. И. Ожегов; под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. — 1200 с.
8. Стародубцев, В. А. Самообразование педагога / Вячеслав Алексеевич Стародубцев, Антонина Александровна Киселева // Народное образование. — 2012. — № 6. — с. 176–179.
9. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 490 с.
10. Шабалина, О. Л. Современные методологические подходы к подготовке учителя / О. Л. Шабалина // Профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования: коллективная монография / Мар. гос. ун-т; под ред. Н. А. Бирюковой.- Йошкар-Ола, 2011. — с.16–33.
11. Юдакова, С. В. Профессионально- педагогическое самообразование: учеб. пособие / С. В. Юдакова. — Владимир: ВГПУ, 2010.-131 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, педагог, учитель, потребность, самообразование педагога, творческий потенциал, педагогическая деятельность, естественнонаучный цикл, высокий уровень, саморазвитие.
moluch.ru
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение - cама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием"1.
Способность "делать себя" в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатство духовной жизни и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.
Профессиональное саморазвитие, как и другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную совокупность мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в повышении самообразования.
На сегодняшний день дифференцируют внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают являются основными и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем разжигается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.) - эта потребность формирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Иным словами, когда деятельность педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.
Для развертывания процессов саморазвития и самовоспитания большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера трудностей в работе педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения - это, как правило, творчески работающие педагоги. Те, кто не имеет высоких притязаний, обычно бывают удовлетворены результатами своей работы, оценивают их высоко, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Именно поэтому очень важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании идеальный образ педагога.
Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то важнейшим компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к формированию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя не случайно называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т.д.
Важной составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:
- культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в новые условия;
- устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;
- рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;
- гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия1:
- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
- планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;
- самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;
- коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.
Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.
На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со стороны значимого другого (преподавателя).
На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность - существенные проявления саморазвития на этой стадии.
На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко. Все основные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция - осуществляются автоматически, непринужденно.
studfiles.net
постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.Для профессиональной деятельности педагога сегодня
недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свойпредмет.
Для педагогической деятельности на современном уровне требованийнеобходимо постоянно обновлятьобществасвой профессиональный потенциал.и обогащатьВ процессе самообразования педагог может использовать различныеисточники информации: изучение литературы, просмотр телепередач иливидеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещениесеминаров и конференций, посещение занятий коллег с последующимобменом опытом. Интенсивное развитие информационных технологийменяет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения поэлектронной почте, участия в чатах, форумах, мастерклассах, тематическихвиртуальномувидеоконференциях,способствуетсеминарах
объединению педагогов в решении вопросов самообразования.Самообразование педагога будет эффективным, когда: реализуетсяпотребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеетспособами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеетспособностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий,важначувств,своей деятельности.Такжеанализна
7
znanio.ru
Педагогическая компетенция учителя как результат самообразования…….9
Заключение………………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………....13
Учитель живет, пока учится.
К.Д. Ушинский
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.
Школьное образование сегодня находится на этапе внедрения и реализации ФГОС. Стандарт нового поколения предъявляет новые требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения и непрерывность их профессионального развития. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования ориентирован на результат – развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности. Исходя из этого, цель профессиональной деятельности учителя, в общем виде можно определить как создание условий для формирования и развития каждого обучающегося как нравственной, компетентностной личности средствами образовательной деятельности.
Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет свою структуру, и одним из её компонентов является самообразовательная работа педагога.
Именно этой стороне саморазвития и будет посвящена наша работа, целью которой мы видим рассмотрение всех её сторон и условий эффективности.[1,2,4]
Модернизация образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, т. к. субъектность учителя становится перспективой развития ученика.
Вне самообразования идея профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
во-первых, осуществляется добровольно;
во-вторых, управляется самим человеком;
в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает. [5]
infourok.ru