Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Выберите основные аспекты развития человека


1.3. Три аспекта в развитии личности

В развитии личности выделяются три аспекта (направления): физическое, психическое и социальное. Прежде всего дадим характеристику, раскроем содержание каждого из названных направлений в развитии личности.

ФИЗИЧЕСКОЕ (биологическое) направление в развитии проявляется как анатомо-физиологическое созревание организма, его рост, специализация органов, их функциональное развитие, качественная перестройка организации жизнедеятельности, развитие физической силы, координации движений, выносливости, трудоспособности и т. п.

ПСИХИЧЕСКОЕ направление в развитии проявляется:

- в овладении способами познания действительности;

- в сформированности качеств ума: умение наблюдать, сравнивать, запоминать, рассуждать, делать выводы, критически проверять их;

- в накоплении и изменении способов и умений выполнять большее количество действий;

- в формировании новых мотивов и интересов;

- изменение личности в целом, т. е. развитие общих свойств личности и т.д.

СОЦИАЛЬНОЕ направление в развитии личности проявляется в становлении человека как члена общества, конкретной группы, это процесс совершенствования социальных отношений и ценностей. Становление социального в человеке - это формирование его жизненной позиции, нравственного сознания, эстетических взглядов и вкусов и т. д.

В развитии личности мы всегда наблюдаем единство и взаимообусловленность физического, психического и социального аспектов. Однако возникает проблема, которую мы предлагаем Вам решить. Это поможет Вам исследовать процесс развития личности с позиции целостности, сформулировать характер связи и взаимообусловленности между физическим и социальным, психическим и социальным аспектами. Всё это можно рассматривать в качестве содержательных основ процесса развития.

Проблемный вопрос. Известно, что личность - это СОЦИАЛЬНАЯ характеристика человека. Почему же в самом процессе развития наряду с социальным аспектом (направлением) выделяются физический и психический аспекты?

Правомерно ли такое выделение? Возможно, для развития личности значимым является только один аспект - социальный? Возникает ли в этом случае необходимость воспитательных влияний со стороны педагога?

Предлагаем Вам ТРИ возможных варианта ответа (гипотезы) на данный вопрос. Подумайте, какая из них отражает Ваши взгляды и почему?

1. Физический и психический аспекты не являются определяющими в развитии личности, значимым является только один аспект - социальный, а потому в изучении процесса развития личности нет необходимости их выделения и целенаправленного формирования.

2. Физический и психический аспекты являются важными в целостном процессе развития личности, однако на социальный аспект развития личности существенного влияния они не оказывают, а потому для развития каждого из данных аспектов требуется особая (отдельная) система специально организованных действий со стороны педагога.

3. Социальный аспект развития личности взаимосвязан и взаимообусловлен физическим и психическим аспектами, а потому педагогическое содействие должно быть комплексным.

Ваша задача - доказать или опровергнуть значимость физического и психического аспектов в развитии личности ее социальных характеристик. Сначала проанализируйте характер связи между физическим и социальным, психическим и социальным аспектами в развитии личности, а затем сформулируйте свою позицию.

Связь физического и социального в развитии личности. В качестве примера исследования данной связи можно привести работу психолога В.А.КРУТЕЦКОГО, который изучил (160) зависимость формирования личностных качеств и поведения карликов (социальный аспект) в зависимости от их роста - 80-130 см (физический аспект в развитии). Установлено сходство в структуре проявления их личностных качеств: некритический оптимизм, непосредственность в поведении, высокая выносливость в экстремальных ситуациях, требующая значительного эмоционального напряжения, отсутствие застенчивости и др.

Сформированность перечисленных личностных качеств карликов является результатом их природных особенностей, но которые могут возникнуть с того момента, когда проявилась разница роста между ними и их сверстниками. Отношение к карлику иное, чем к другому человеку: он вызывает удивление, любопытство, а потому возникает и фиксируется специфическая структура личности, которая "маскирует" их состояние, а иногда и агрессивную установку по отношению к другим и себе.

А теперь САМОСТОЯТЕЛЬНО выполните несколько заданий. Размышление над предложенными ситуациями поможет Вам развивать такое профессионально важное качество, как умение прогнозировать развитие в личности конкретных качеств и характеристик в зависимости от условий ее жизнедеятельности. Постарайтесь не только назвать эти качества и характеристики, но и обосновать условия их проявления. Обратите внимание, каким образом обстоятельства жизни оказывают влияние на развитие в ребенке самооценки, отношений с другими людьми, нравственных принципов, идеалов, форм поведения и т. п.

Задание 1. В своей книге "Как любить детей" польский педагог и врач Я.КОРЧАК писал: "Красивых детей надо любить иначе". Как Вы думаете, почему? Что значит: "любить иначе"? Какие проблемы могут возникать в процессе их развития? Почему возникают эти проблемы? Какую роль в их возникновении и решении играют окружающие люди и в первую очередь родители?

В чем проявляется связь физического и социального в формировании красивого и некрасивого ребенка?

Задание 2. Мальчик-подросток ориентирован на идеал настоящего мужчины - высокий рост, сильные мышцы, ловкий, смелый и т. д., но сам имеет невысокий рост, "щуплое" телосложение. Как Вы считаете, какие черты личности могут сформироваться при осознании им данного противоречия? Выделите возможные варианты развития таких подростков, обоснуйте условия, при которых возможно проявление и развитие конкретных черт и качеств. Какую роль в их развитии играют окружающие люди и в первую очередь родители?

В чем проявляется связь физического и социального в развитии личности физически сильного и физически слабого ребенка? Попытайтесь установить характер зависимости (обусловленности) в формировании ценностных ориентаций, идеалов, самооценки, отношения к другим людям. Каков характер этой связи?

В чем проявляется связь физического и социального аспектов в развитии личности?

Связь психического и социального в развитии личности.

Задание 1. Подумайте, к формированию каких личностных качеств может привести отсутствие специально организованной воспитательной работы по развитию ребенка с темпераментом флегматика, меланхолика, сангвиника, холерика?

Формирование каких социальных характеристик личности обусловлено особенностями ее темперамента? Какую роль в развитии этих характеристик играет взрослый? Насколько воспитатель может восполнить «издержки» поведения ребенка, обусловленные его темпераментом?

Задание 2. Спрогнозируйте, какие черты личности могут проявиться в процессе формирования ребенка с высокой, заниженной и адекватной самооценкой. Формирование каких социальных черт и качеств личности обусловлено особенностями ее самооценки? Какую роль в их развитии играет взрослый? Насколько воспитатель может помочь ребенку в формировании его адекватной самооценки?

В чем проявляется связь психического и социального аспектов в развитии личности?

________________________________________________________________

studfiles.net

1.3. Три аспекта в развитии личности

В развитии личности выделяются три аспекта (направления): физическое, психическое и социальное. Прежде всего дадим характеристику, раскроем содержание каждого из названных направлений в развитии личности.

ФИЗИЧЕСКОЕ (биологическое) направление в развитии проявляется как анатомо-физиологическое созревание организма, его рост, специализация органов, их функциональное развитие, качественная перестройка организации жизнедеятельности, развитие физической силы, координации движений, выносливости, трудоспособности и т. п.

ПСИХИЧЕСКОЕ направление в развитии проявляется:

- в овладении способами познания действительности;

- в сформированности качеств ума: умение наблюдать, сравнивать, запоминать, рассуждать, делать выводы, критически проверять их;

- в накоплении и изменении способов и умений выполнять большее количество действий;

- в формировании новых мотивов и интересов;

- изменение личности в целом, т. е. развитие общих свойств личности и т.д.

СОЦИАЛЬНОЕ направление в развитии личности проявляется в становлении человека как члена общества, конкретной группы, это процесс совершенствования социальных отношений и ценностей. Становление социального в человеке - это формирование его жизненной позиции, нравственного сознания, эстетических взглядов и вкусов и т. д.

В развитии личности мы всегда наблюдаем единство и взаимообусловленность физического, психического и социального аспектов. Однако возникает проблема, которую мы предлагаем Вам решить. Это поможет Вам исследовать процесс развития личности с позиции целостности, сформулировать характер связи и взаимообусловленности между физическим и социальным, психическим и социальным аспектами. Всё это можно рассматривать в качестве содержательных основ процесса развития.

Проблемный вопрос. Известно, что личность - это СОЦИАЛЬНАЯ характеристика человека. Почему же в самом процессе развития наряду с социальным аспектом (направлением) выделяются физический и психический аспекты?

Правомерно ли такое выделение? Возможно, для развития личности значимым является только один аспект - социальный? Возникает ли в этом случае необходимость воспитательных влияний со стороны педагога?

Предлагаем Вам ТРИ возможных варианта ответа (гипотезы) на данный вопрос. Подумайте, какая из них отражает Ваши взгляды и почему?

1. Физический и психический аспекты не являются определяющими в развитии личности, значимым является только один аспект - социальный, а потому в изучении процесса развития личности нет необходимости их выделения и целенаправленного формирования.

2. Физический и психический аспекты являются важными в целостном процессе развития личности, однако на социальный аспект развития личности существенного влияния они не оказывают, а потому для развития каждого из данных аспектов требуется особая (отдельная) система специально организованных действий со стороны педагога.

3. Социальный аспект развития личности взаимосвязан и взаимообусловлен физическим и психическим аспектами, а потому педагогическое содействие должно быть комплексным.

Ваша задача - доказать или опровергнуть значимость физического и психического аспектов в развитии личности ее социальных характеристик. Сначала проанализируйте характер связи между физическим и социальным, психическим и социальным аспектами в развитии личности, а затем сформулируйте свою позицию.

Связь физического и социального в развитии личности. В качестве примера исследования данной связи можно привести работу психолога В.А.КРУТЕЦКОГО, который изучил (160) зависимость формирования личностных качеств и поведения карликов (социальный аспект) в зависимости от их роста - 80-130 см (физический аспект в развитии). Установлено сходство в структуре проявления их личностных качеств: некритический оптимизм, непосредственность в поведении, высокая выносливость в экстремальных ситуациях, требующая значительного эмоционального напряжения, отсутствие застенчивости и др.

Сформированность перечисленных личностных качеств карликов является результатом их природных особенностей, но которые могут возникнуть с того момента, когда проявилась разница роста между ними и их сверстниками. Отношение к карлику иное, чем к другому человеку: он вызывает удивление, любопытство, а потому возникает и фиксируется специфическая структура личности, которая "маскирует" их состояние, а иногда и агрессивную установку по отношению к другим и себе.

А теперь САМОСТОЯТЕЛЬНО выполните несколько заданий. Размышление над предложенными ситуациями поможет Вам развивать такое профессионально важное качество, как умение прогнозировать развитие в личности конкретных качеств и характеристик в зависимости от условий ее жизнедеятельности. Постарайтесь не только назвать эти качества и характеристики, но и обосновать условия их проявления. Обратите внимание, каким образом обстоятельства жизни оказывают влияние на развитие в ребенке самооценки, отношений с другими людьми, нравственных принципов, идеалов, форм поведения и т. п.

Задание 1. В своей книге "Как любить детей" польский педагог и врач Я.КОРЧАК писал: "Красивых детей надо любить иначе". Как Вы думаете, почему? Что значит: "любить иначе"? Какие проблемы могут возникать в процессе их развития? Почему возникают эти проблемы? Какую роль в их возникновении и решении играют окружающие люди и в первую очередь родители?

В чем проявляется связь физического и социального в формировании красивого и некрасивого ребенка?

Задание 2. Мальчик-подросток ориентирован на идеал настоящего мужчины - высокий рост, сильные мышцы, ловкий, смелый и т. д., но сам имеет невысокий рост, "щуплое" телосложение. Как Вы считаете, какие черты личности могут сформироваться при осознании им данного противоречия? Выделите возможные варианты развития таких подростков, обоснуйте условия, при которых возможно проявление и развитие конкретных черт и качеств. Какую роль в их развитии играют окружающие люди и в первую очередь родители?

В чем проявляется связь физического и социального в развитии личности физически сильного и физически слабого ребенка? Попытайтесь установить характер зависимости (обусловленности) в формировании ценностных ориентаций, идеалов, самооценки, отношения к другим людям. Каков характер этой связи?

В чем проявляется связь физического и социального аспектов в развитии личности?

Связь психического и социального в развитии личности.

Задание 1. Подумайте, к формированию каких личностных качеств может привести отсутствие специально организованной воспитательной работы по развитию ребенка с темпераментом флегматика, меланхолика, сангвиника, холерика?

Формирование каких социальных характеристик личности обусловлено особенностями ее темперамента? Какую роль в развитии этих характеристик играет взрослый? Насколько воспитатель может восполнить «издержки» поведения ребенка, обусловленные его темпераментом?

Задание 2. Спрогнозируйте, какие черты личности могут проявиться в процессе формирования ребенка с высокой, заниженной и адекватной самооценкой. Формирование каких социальных черт и качеств личности обусловлено особенностями ее самооценки? Какую роль в их развитии играет взрослый? Насколько воспитатель может помочь ребенку в формировании его адекватной самооценки?

В чем проявляется связь психического и социального аспектов в развитии личности?

________________________________________________________________

studfiles.net

«Человек, не способный держать себя в руках, подобен городу с разрушенными стенами»

Соломон

Сбой в одной сфере может привести к разрушению в другой. Например, если мы оказались в плену необузданных эмоций (эмоциональная сфера), мы рискуем принять неправильное решение, сделать неправильный выбор (интеллектуальная сфера).

«Если ты слаб во времена беды, то ты действительно слаб»

Соломон

Вы слышали когда-нибудь о принципе слабого звена или принципе бочонка? Оба они говорят об одном и том же.

Рисуете на доске бочонок с досками разной длины и спрашиваете у учащихся:

«Из чего состоит бочонок? Да, из вертикальных досок, скреплённых обручами. Представьте, что каждая доска в этом бочонке - это какое-либо качество вашего характера. Что-то у вас более сильно развито, например, смелость» - показываете на длинную доску, - «что-то - не очень, предположим, честность или ответственность... Как вы думаете, сколько

жидкости можно в эту бочку налить, чтобы её содержимое не вытекло? Очевидно, не выше самой короткой доски. Так и с нашим характером: ты продвинешься в твоём личностном, социальном, профессиональном росте не больше, чем выдержит твоя самая слабая черта характера.

То же самое и с принципом слабого звена: предположим, что звенья цепочки (рисуете на доске цепь) – это твои качества характера. Нагрузку на всю цепь невозможно дать больше, чем выдержит самое слабое звено. Следовательно, что нужно сделать, чтобы достичь большего результата, выдержать большую нагрузку? Естественно: работать над слабыми сторонами своей личности.

Для этого нужно:

  1. признать, что эта проблема у тебя есть, так как признание - это половина победы;

  2. принять решение исправиться, победить её;

  3. качать мышцы характера: каждый день в жизненных ситуациях тренироваться, делать гимнастику поведения. Качать мышцы смелости, настойчивости, читать книги о великих, состоявшихся людях. Учиться управлять своими желаниями.

Когда мы делаем выбор, основываясь на своих личных убеждениях, мы развиваем свой характер.

В жизни приходится преодолевать множество трудностей. В ней не исчислить острых углов, которые больно ранят и калечат нас. Да, обстоятельства давят на нас, но то, насколько мы сможем их побеждать, зависит не от внешних факторов, а, в первую очередь, от того, насколько мы сильны как личность.

Понятно, что для того чтобы стать успешным человеком, достичь своих целей, нужно развивать свою личность во всех аспектах, но как это делать?

Рассмотрим пример с эмоциональной сферой. Наши чувства первыми сталкиваются с атаками из внешнего мира. Если мы сильны в этой сфере, то будем побеждать, если слабы - наше эмоциональное здоровье будет страдать.

Эмоции и чувства мотивируют наше поведение и играют огромную роль во взаимоотношениях с людьми, поэтому очень важно уметь держать их под контролем и учиться управлять ими. В противном случае своими словами и поступками можно и больно ранить других людей, и самому себе причинить страдания. Например, маленькая несправедливость со стороны другого человека может вызвать неадекватное чувство обиды. Если вовремя не разобраться с этим, раздражение и агрессия могут наделать немало бед, пострадают другие люди, да и самому не сладко придётся.

Как научиться контролировать свои чувства?

Нужно выработать определенные навыки:

  1. Выяснить причину болезненного состояния;

  2. Принять решение его победить;

  3. Каждый день тренироваться, выполняя определенные упражнения.

Если я сильная личность, то смогу победить обстоятельства; если я слабая личность, то обстоятельства раздавят меня.

Добиваться успеха в жизни нужно за счёт развития своих внутренних качеств. Люди, которые добиваются жизненных целей за счет использования потенциала других, похожи на раковую опухоль: она развивается, растёт, но за счёт других клеток. В итоге, уничтожив другие клетки, она сама погибает (пример такого успеха - наркодельцы).

Чтобы добиться поставленной цели и быть успешным, нужно стать полноценной личностью. Тогда нам будет легко победить трудности на жизненном пути, заставить обстоятельства подчиниться нам. Только личность с сильной волей, твердой моралью, устойчивыми эмоциями, здоровым телом, собственным мнением, правильными жизненными принципами способна устоять в сегодняшнем меняющемся мире и добиться успеха.

Успешный человек - это, прежде всего, сильная личность.

Характер формируется благодаря знаниям о моральных нормах, внутреннему согласию с ними и соответствующими действиями.

Мораль:

  • знания, касающиеся добра и зла, что хорошо, а что плохо;

  • знание своих достоинств и недостатков;

  • знание, что нужно делать в конкретной ситуации;

  • знание качеств человеческой личности.

Разобрать с ребятами отрицательные и положительные понимания различных качеств личности по следующей таблице. Приводите в пример качество за качеством, зачитывая или устно объясняя разные их толкования. После каждой пары полярных определений спрашивайте, какое истолкование качества личности правильное, на их взгляд, а какое неверное.

От силы нашего характера будет зависеть, состоимся мы в жизни или

нет.

Чтобы слабые стороны характера превратить в сильные, нужно обладать твердой моралью. Это - фундамент, на котором нужно формировать свой характер, иначе смелость превратится в хамство, честность - в зазнайство, настойчивость - в ослиное упрямство.

5. Проанализировать результаты теста «Оцени свой характер» (Прил. 17).

Объяснение результатов теста «Оцени свой характер»

Раздавая обработанные бланки теста, говорите учащимся об их сильных качествах. Слабые стороны характера вслух озвучивать не нужно, однако отметьте их в анкетах, чтобы подросток их видел. После напомните, как работать над этими качествами, чтобы из слабых они перешли в рейтинг сильных (Как это делать, описано в уроке №7 «Жизненные цели и мечты»).

Интерпретация результатов: Если вы набрали 25-30 баллов – значит у вас особенно развита эта черта характера. Сумма 20-24 свидетельствует о том, что не смотря на определенный успех, у вас достаточно возможностей для самоусовершенствования. Сумма 10-19 указывает на то, что вам необходимо поработать над развитием этой черты характера. Хороший характер требует самоконтроля и решительности, а это вполне достижимо.

Попросите учащихся отметить те черты характера, которые им особенно хотелось бы улучшить.

6. Анкета «Ваши планы на будущее» (заполнить анкету).

studfiles.net

Принципы психического развития человека

Принципы психического развития

Содержание

1. Принцип устойчивого динамического неравновесия (источник развития системы)

Начальным моментом любого развития является сложный спектр индивиду­альных противоречий и действий, запускающих развитие

2. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (условие развития

системы)

Тенденция к сохранению осуществля­ется наследственностью, которая без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противо­положная ей тенденция к изменению проявляется в приспособлении вида к среде обитания

1 Принцип дифференциации — интеграции (критерий развития структуры)

Развитие идет от «состояния относи­тельной глобальности... к состояниям большей дифференцированности и иерархической интеграции»

4, Принцип цельности критерий развития функции)

Успешность функционирования всей системы в целом обусловлена тем, насколько согласованно взаимодей­ствуют элементы системы, т. е. цель­ность показывает меру связности элементов целого и уровень развития ее функции

Рассмотрим основные закономерности психического раз­вития человека . Закономерности психического развития человека

Закономерности психического развития

Содержание

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью

Неравномерность развития проявля­ется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер, а гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во вре­мени) фаз развития отдельных органов и функций

2. Неустойчивость развития

Развитие всегда проходит через не­устойчивые периоды, что наиболее ярко проявляется в кризисах детского развития

3. Сенситивность психического развития

Развитие включает сенситивные периоды, для которых характерно оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств

4. Кумулятивность психического развития

Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным обра­зом трансформируясь

5. Дивергентность — конвергентностъ хода развития

Психическое развитие включает две противоречивые и взаимосвязанные тенденции —дивергенцию (повыше­ние разнообразия) и конвергенцию (свертывание, усиление избиратель­ности)

К нашему времени в науке создано множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического раз­вития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии. А.Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические под­ходы, выделяет три основных подхода, объясняющие разви­тие человека, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций: биогенетический, социогенетический и персоногенетический.

Основные подходы, объясняющие развитие человека

Основные подходы, объясняющие развитие человека

Особенности

Предста­вители

1.Биогене­тический

В центре внимания находятся проблемы развития человека (как индивида), облада­ющего определенными антрологенетичес-кими свойствами, который проходит различные стадии созревания по мере реа­лизации филогенетической программы в онтогенезе

Э. Геккель, С. Холл, 3. Фрейд

2.Сошогене-гический

Изучаются процессы социализации челове­ка, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и цен­ностных ориентации

Э. Эриксон

3.Персоно­генетический

Рассматриваются проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», воспи­тания индивидуального характера и способ­ностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности

А. Маслоу, К. Роджерс

При описании механизма психического развития мы от­талкивались от идей Л.С. Выготского. Онтогенез человека разворачивается в социокультурном пространстве и в некото­ром историческом промежутке времени, при этом существу­ют воздействия как со стороны такого пространства на инди­вида, так и обратные, не только с целью приспособления (адаптации), но и для преобразования, изменения индивидом окружающего пространства. Сам процесс такого взаимодей­ствия, т. е. определенные отношения между индивидом и сре­дой, — это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» генотипической программы и которые оказыва­ют на нее соответствующее воздействие. Условия между индивидом и средой могут быть благопри­ятными или неблагоприятными для процесса индивидуально­го развития. Следовательно, его результаты будут зависеть от конкретных условий, в которые попадает данный индивид. Та­ким образом, становится понятной ведущая роль системы от­ношений между индивидом и средой для психического разви­тия человека. С другой стороны, для всестороннего понимания психического развития важно использование комплексного подхода, разработанного Б.Г. Ананьевым и ориентированного на разностороннее рассмотрение многоуровневой, системной организации структуры человека. Такое соединение естествен­нонаучного и культурно-исторического взглядов в максималь­ной степени охватывает все стороны процесса психического развития.

Для понимания механизма психического развития ребен­ка необходимо выделить категории, описывающие данный процесс :

1. Социальная ситуация развития ребенка — конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он нахо­дится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития полностью определяет формы и пути раз­вития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Каждый возраст характери­зуется специфической, единственной и неповторимой соци­альной ситуацией развития. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятель­ности.

2. Ведущая деятельность — это деятельность ребенка в рам­ках социальной ситуации развития, выполнение которой опре­деляет возникновение и формирование у него основных пси­хологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка харак­теризуется соответствующим типом ведущей деятельности, Признаком перехода от одной стадии к другой является изме­нение ведущего типа деятельности. Выделяют следующие виды ведущей деятельности:

• Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года, благодаря которому у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность) общении с другими людьми и хватание в качестве осно­вы предметных действий.

• Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, харак­терная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет),

• Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, при­сущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).

• Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10— 11 лет.

• Общение подростков в возрасте от 10—11 до 15 лет в раз­ных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

В рамках ведущей деятельности происходят тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что приводит к их качественным изменениям.

3. Кризис развития — сосредоточение резких и капиталь­ных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личнос­ти ребенка. Сущностью каждого кризиса является перестрой­ка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, дви­жущие его поведением. Причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные пережи­вания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношени­ях со взрослыми.

Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и зна­менует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

4. Психологическое новообразование — обобщенный резуль­тат изменений, всего психического развития ребенка в соот­ветствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфичес­ким для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития.

studfiles.net

Основные области развития человека. - Блог Юрия Васильченко

Основные области развития человека.Вся деятельность человека может быть сведена к нескольким основным областям.

 Наиболее общее разделение выглядит следующим образом:

Повседневные, привычные, рутинные действия по поддержанию вашей жизнедеятельности – сон, еда, туалет и так далее.

Целенаправленные действия по поддержанию здоровья: физического, психического, эмоционального, этического.

Активность в деловой сфере – все, что связано с предпринимательством, работой, получением доходов и финансовыми операциями.

Ведение хозяйства – осуществление покупок, ремонты, строительство, содержание дома и гардероба и т.п.

Обучение – приобретение новых навыков (освоение иностранного языка, компьютера, автомобиля и т.д.).

Образование – учеба в учебных заведениях любого уровня.

Творчество, увлечения – написание сочинений, живопись, изобретение чего-либо собирание различных предметов и т.п.

Пассивный отдых – ничегонеделание, или активность, которую нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных категорий.

Важная особенность перечисленных областей или основных направлений деятельности заключается в том, что они не имеют четких временных границ. Сложно установить временные рамки для взаимоотношений или полностью прекратить обучение, ведь огромное количество людей уже в зрелом возрасте освоило печать с помощью компьютерной клавиатуры и передачу сообщений по телефону. Многие получают второе образование. А финансовая активность на сегодняшний день приобретает все большее значение для любого из нас.

Следующим уровнем разделения (декомпозиции) основных направлений деятельности человека будут процессы, которые осуществляются в рамках каждого из основных направлений.

Так, деятельность по поддержанию здоровья может быть разделена на процессы поддержания: физического здоровья; психического здоровья; этического здоровья; духовного здоровья. Деловая активность может иметь место в рамках процесса участия в корпоративной деятельности (работа по найму) или в процессе осуществления личного бизнеса. Процессы взаимоотношений в семье, с родственниками, с друзьями, с коллегами по работе входят в состав основного направления «взаимоотношения с окружением».

Наряду с этим, в рамках каждого каждого процесса содержится набор процедур, которые выполняются по определенному алгоритму, и имеют четко очерченные события начала и завершения.

Выдающийся интегральный психолог Кен Уилбер предложил всесторонне обоснованный  перечень четырех основных жизненных сфер человека: 

"Тело", "Ум", "Дух", "Тень",

и  5 дополнительных сфер:

"Этика","Секс", "Работа","Эмоции", " Отношения".

Теперь в ваших руках ценная информация об основных областях, сферах, модулях, направлениях развития. Вы можете воспользоваться ей для создания своего, удобного для вас, варианта.

Благодаря этому ваши стратегические планы и цели ближайшего развития станут более продуманными и со временем приведут вас к успеху.

Метки: Системы организации жизни, Непрерывность саморазвития

timehacker.ru

Социальные аспекты формирования человека

Социальные аспекты происхождения человека

Становление вида Homo sapiens – антропогенез – тесно связано с развитием общества – социогенезом. Один из наиболее сложных вопросов – роль биологических и социальных факторов в эволюционном развитии человека. На первый взгляд кажется, что они отрицают друг друга: ведь естественный отбор как биологический фактор антропогенеза формировал организм человека для лучшего приспособления к среде, труд же – это социальное явление, ведущее в конечном итоге к преобразованию среды ради удовлетворения потребностей человека.

Однако в процессе эволюции эти два мощных фактора антропогенеза выступали в диалектическом единстве: механизм естественного отбора, проявлявшийся наиболее эффективно на ранних этапах антропогенеза, формировал и усиливал именно те особенности биологической организации человека, которые наиболее благоприятствовали дальнейшему прогрессу трудовой деятельности и развитию общества. В ходе процесса социализации человека одновременно происходит и постепенное «снятие», «самоустранение» формообразующей роли естественного отбора. Антропогенез завершился появлением Homo sapiens, мозг которого способен усвоить любую самую сложную социальную программу.

Существуют две основные точки зрения, касающиеся происхождения человека современного типа. Согласно одной, Н. sapiens возник в нескольких местах планеты из разных предковых форм, принадлежащих к палеоантропам (или даже архантропам). Согласно другой, существовало единое место возникновения человечества из какого-то одного общего предкового ствола. Первая точка зрения – гипотеза полицентризма, вторая – гипотеза моноцентризма. Однако в последнее время все четче вырисовывается комплексная, объединяющая все главнейшие аргументы той и другой концепции гипотеза, получившая название гипотезы широкого моноцентризма.

Гипотеза широкого моноцентризма

Человек современного типа возник где-то в Восточном Средиземноморье и в Передней Азии. Именно здесь находят наиболее выраженные промежуточные между неандертальцами и ранними ископаемыми формами Н. sapiens (кроманьонцами) костные останки. Многочисленные промежуточные между палеоантропами и неоантропами (так собирательно называются все формы ископаемых людей современного типа) формы находят также на юго-востоке Европы. В те времена все эти территории были покрыты густыми лесами, населенными разнообразными животными. Здесь, по-видимому, и был совершен последний шаг на пути к Человеку разумному.

На ранних этапах развития общества должен был существовать отбор, направленный к возникновению способности ставить превыше всего интересы племени, жертвовать собственной жизнью ради этих интересов. Это и было предпосылкой возникновения социальности, о чем говорил еще Ч.Дарвин.

Не рассматривая подробно многих замечательных технических и культурных достижений, характерных для наших предков на первых этапах существования вида Н. sapiens (сводящихся в основном к совершенствованию орудий труда и охоты), остановимся на трех моментах.

Первый – небывалое духовное, психическое развитие Человека разумного.

Вторым величайшим достижением эволюции Человека разумного были открытия, приведшие к неолитической революции – приручению животных и окультуриванию растений (около 10 тыс. лет назад).

Третьим крупнейшим этапом в истории современного Человека была научно-техническая революция, в результате которой человек приобрел власть над природой (в последние 2 тыс. лет, и особенно в последние 3-4 столетия).

Культурная эволюция возникла на основе биологической. Какое-то значительное время оба типа эволюции сосуществовали, оказывая влияние на все развитие рода Homo. При этом влияние биологической эволюции уменьшалось, а культурной – увеличивалось.

Пути дальнейшей эволюции человека

С возникновением Человека как социального существа биологические факторы эволюции постепенно ослабевают свое действие и ведущее значение в развитии человечества приобретают социальные факторы. Однако Человек по-прежнему остается существом живым, подверженным законам, действующим в живой природе. Все развитие человеческого организма идет по биологическим законам. Длительность существования отдельного человека ограничена опять-таки биологическими законами: нам надо есть, спать и отправлять другие естественные потребности, присущие нам как представителям класса млекопитающих. Наконец, процесс размножения у людей протекает аналогично этому процессу в живой природе, полностью подчиняясь всем генетическим закономерностям. Итак, ясно, что человек как индивид остается во власти биологических законов. Совершенно иное дело оказывается в отношении действия эволюционных факторов в человеческом обществе.

Естественный отбор как основная и направляющая сила эволюции живой природы с возникновением общества, с переходом материи на социальный уровень развития резко ослабляет свое действие и перестает быть ведущим эволюционным фактором.

Мутационный процесс – единственный эволюционный фактор, который сохраняет прежнее значение в человеческом обществе.

Изоляция как эволюционный фактор еще недавно играла заметную роль. С развитием средств массового перемещения людей на планете остается все меньше генетически изолированных групп населения. Последние из элементарных эволюционных факторов – волны численности – еще в сравнительно недавнем прошлом играли заметную роль в развитии человечества.



biofile.ru

Проблема развития: методологический и исторический аспекты

Психология развития

Контрольно-измерительные материалы по теме 1.

1. Выберите правильный вариант ответа. Предмет психологии развития – это:

А) психика человека

Б) развитие психических функций

В) закономерности психического развития человека на разных этапах онтогенеза

Г) психические функции человека на разных этапах онтогенеза

Д) личностные новообразования на разных этапах онтогенеза

2. Выберите правильный вариант ответа. В психологию развития входит:

А) общая психология

Б) возрастная психология

В) психология индивидуальных различий

Г) социальная психология

Д) педагогическая психология

3. Выберите правильный вариант ответа. Сензитивным периодом называется:

А) определенный период жизни человека

Б) период наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям

В) период с года до трех

Г) пубертатный период

Д) стабильный период развития

4. Выберите правильный вариант ответа. Назовите показатели развития психики:

А) появление новых элементов, перестройка связей между психическими функциями, их дифференциация

Б) увеличение количества знаний, умений, навыков

В) изменение реакций на стандартные ситуации

Г) изменение отношений с близкими людьми

Д) увеличение количества знаний об окружающем мире

5. Выберите правильный вариант ответа. Психологический возраст - это:

А) период, характеризующийся физиологическими особенностями развития человека

Б) период, характеризующийся качественным своеобразием психики

В) основные паспортные данные человека

Г) психологическое ощущение человека

6. Выберите правильный вариант ответа. Основными методологическими принципами психологии развития являются…

А) принципы индивидуализации и гуманности

Б) принципы системности и доступности

В) принципы развития и детерминизма

Г) принцип единства деятельности и сознания

7. Выберите правильный вариант ответа. Принцип детерминизма означает…

А) причинно-следственную обусловленность поведения и сознания

Б) возможность предсказать поведение человека

В) определенность содержания жизни взрослого его ранним детским опытом

Г) преформированность всего психического развития

8. Выберите правильный вариант ответа. Под гетерохронностью развития подразумевается…

А) непостоянность темпов развития

Б) различие темпов созревания составляющих одной и той же функциональной системы

В) различие темпов развития разных детей

Г) чередование критических и стабильных периодов в развитии

9. Выберите правильный вариант ответа. К видам близнецового метода относятся…

А) метод контрольных близнецов

Б) метод дизиготных близнецов

В) генеалогический метод, генограмма

Г) метод приемных детей, биографический метод

10. Вставьте пропущенное слово. Предмет психологии развития – это ….

11. Вставьте пропущенное слово. Цикл развития, имеющий свою структуру и динамику, называется …

12. Вставьте пропущенное слово. Какие понятия в психологию развития ввел Л.С. Выготский для обозначения «вчерашнего дня развития» и «завтрашнего дня развития»?

13. Вставьте пропущенное слово. Согласно … концепции все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо в настоящем.

14. Вставьте пропущенное слово. Л.С. Выготский утверждал: «Сначала … формируется в совместной деятельности, потом переходит на внутренний план, интериоризируется.»

  1. Установите соответствие между психологической дисциплиной и ее предметом:

А. Пихология развития

1. Факты, закономерности и механизмы психики

Б. Общая психология

2. Психические явления в процессе взаимодействия людей в коллективе

В. Социальная психология

3. Факты и закономерности развития психики человека

Г. Педагогическая психология

4. Психологические закономерности обучения и воспитания

studfiles.net