37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования. Слагаемые профессионально личностного самосовершенствования педагога


37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования

Человеку, который стремится к самосовершенствованию, важно установить для себя те шаги, которые ему необходимо сделать, чтобы двигаться вперед к своей цели.

Самосовершенствование нельзя ограничивать самотренировками, специальными упражнениями. Работа над собой включает в себя внутреннюю организацию всей жизни человека, стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, которая направлена на совершенствование самого себя. И как у любой деятельности, у нее есть строгая структура, логика, последовательность действий.

Работа над собой прежде всего начинается с определения цели: чего человек хочет достичь в своем личностном и профессиональном развитии, каким хочет стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему следует стремиться, человек будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. Определить цель самосовершенствования человеку намного легче, если у него есть идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, чем должен обладать человек.

Идея является основным источником энергии творческой личности. Идеал представляет собой идею, преобразованную в мощный энергетический заряд, направляющий энергию личности к будущему. Потеря веры в идею наблюдается прежде всего тогда, когда они подменяются идолами, происходит фетишизация, обожествление какой-то личности, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов становится причиной крушения идеалов.

Будущему учителю нужен профессиональный идеал, который являлся бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Подобным идеалом может быть любимый учитель или известный педагог-мастер, знакомый ему по книгам, телепередачам. В истории педагогической мысли есть память о многих талантливых педагогах-гуманистах, идеи и жизнь которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

Выбор профессионального идеала следует начинать со знакомства с книгами великих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмысления своих впечатлений о работе учителя, которые были получены в школе.

Известно, что для большинства студентов педвуза ориентиром в профессиональном самосовершенствовании являются их школьные учителя. Они же во многом определяют выбор того предмета, который хочет изучать и преподавать будущий учитель.

Профессиональный идеал является своего рода эталоном, перспективой, воплощающей отдаленные цели и стремления. Идеал у любого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Кроме того, педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее выбрал, очень конкретные нормативные требования, без которых невозможно состояться как учитель.

На основе данных требований определены качества личности, знания, умения, которыми следует обладать педагогу, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики - про-фессиограммы. Профессиограмма дает возможность каждому установить развитость у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.

studfiles.net

Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования — КиберПедия

 

Человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, важно определить для себя те шаги, которые он должен сделать, чтобы двигаться вперед к своей цели.

Самосовершенствование нельзя сводить к самотренировке, специальным упражнениям. Работа над собой — это внутренняя организация всей жизни человека, это стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, направленная на совершенствование самого себя. И как у всякой деятельности, у нее есть определенная структура, логика, последовательность действий.

С чего же начинается работа над собой? Прежде всего с определения цели: чего я хочу достичь в своем личностном и профессиональном развитии, каким я хочу стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему надо стремиться, человек, как флюгер на крыше, будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. «Любой ветер не по душе моряку, если он не знает, куда ему плыть», — утверждал Монтень. Определить цель самосовершенствования человеку значительно легче, если у него есть определенный идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, что должно быть присуще человеку. Л. Н. Толстой писал: «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет направления, а без направления нет жизни» (См.: 1, с. 59).

Многим нашим соотечественникам свойственно скептическое, даже циничное отношение к идеалам, связанное прежде всего с крушением тех из них, на которых их с детства воспитывали.

Характеризуя цинизм как общую черту всей нашей современной цивилизации, Поль Вайнцвайг утверждает, что «цинизм — защитная броня труса, который боится обнаружить свою ущербность и которому недостает храбрости для приобретения убежденности... У каждого человека или даже народа, не наделенного в должной степени идеализмом, как правило, отсутствуют и жизненные принципы, и стимулы борьбы за существование... Идея — основной источник энергии творческой личности. Идеал — это идея, пре­образованная в мощный энергетический заряд, направляющий творческую энергию личности к будущему» (2, с. 36).

Потеря веры в идеалы происходит прежде всего тогда, когда они подменяются идолами, происходит фетишизация, обожествление какой-то личности, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов ведет к крушению идеалов.

«Идеальных людей нет» — часто заявляют молодые лю­ди, когда речь идет об идеале. Понятие «идеал» не тождест­венно понятию «идеальный человек». Идеалом для вас может быть вовсе не идеальный человек. Ему могут быть присущи и какие-то недостатки, отрицательные черты, но он становится для нас образцом в главном, в том, что для нас наиболее ценно.

Кроме того, идеал — это не обязательно конкретный человек, это может быть обобщенный образ, воплощающий в себе то, что наиболее значимо для нас в человеке, что побуждает нас к саморазвитию и самосовершенствованию.

Выбору идеала всегда предшествует определение цели и смысла своей жизни. В соответствии с этим мы находим тот образ, который становится для нас ориентиром в самовоспитании. Но это не означает, что мы будем полностью копи­ровать его, превращаясь в фанатиков, идолопоклонников.

Будущему учителю необходим профессиональный идеал, который стал бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Таким идеалом может быть любимый учитель или известный педагог-мастер, знакомый нам по книгам, телепередачам.

История дала нам талантливых педагогов-гуманистов, идеи и жизнь которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

Один из них — выдающийся польский педагог и врач Януш Корчак, посвятивший всю свою жизнь детям и не оставивший их в трагический час.

5 августа 1942 года вместе с детьми «Дома сирот» из Варшавского гетто он погиб в газовой камере лагеря смерти Треблинка II. Януш Корчак имел выбор: гитлеровцы, рассчитывая использовать его популярность, предложили ему спасение. Но не было выбора у его воспитанников, а бросить перед лицом смерти детей, доверившихся ему, он не мог. Януш Корчак — педагог, своей жизнью и смертью подтвердивший верность тем идеям, которые он проводил в своих книгах.

Он отстаивал право ребенка быть личностью, а детство считал не подготовительным этапом жизни человека, а самой жизнью. «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств». Отсюда вытекает вывод Корчака о равноправии ребенка и взрослого, о необходимости изменить отношения между взрослыми и детьми — признать право ребенка на уважение, признать его человеческое достоинство.

Книга Януша Корчака «Как любить ребенка» — это не только книга о детях, это книга о самом педагоге — о человеке творческом, мятущемся, сомневающемся, ищущем, безгранично любящем детей.

С именем и творчеством другого выдающегося педагога — А. С. Макаренко знакомы многие из вас. Его педагогические идеи и мастерство освещали путь нескольким поколениям учителей. Человек, беззаветно преданный своему призванию, детям, А. С. Макаренко работал в трудное время, ка­залось бы, в невыносимых условиях. Он вернул детство многим выброшенным революцией «на дно» жизни подросткам, помог им стать настоящими людьми.

В начале 90-ых годов прошлого века на страницах газет развернулась полемика вокруг личности А. С. Макаренко, его педагогических воззрений. Его упрекали в жестокости, в оправдании подавления личности коллективом, обвиняли чуть ли не в насаждении той системы «самоуправления», которая была использована в лагерях ГУЛАГа. Но перечитайте его «Педагогическую поэму», «Флаги на башнях». Разве не слышен в них голос педагога-гуманиста, обеспокоенного судьбой своих воспитанников, делающего все для обеспечения прав и становления личности каждого из них?

Педагогические идеи и находки А. С. Макаренко легли в основу «педагогики сотрудничества», методики коллективной творческой деятельности, которые в наши дни позволяют развивать демократию, обеспечивать создание творческого микроклимата в школьном коллективе. Идеи А. С. Макаренко используются зарубежными педагогами, строящими школу как справедливое сообщество детей и взрослых.

Эталоном учителя является для нас выдающийся педагог В. А. Сухомлинский — директор Павлышской средней школы Кировоградской области (с 1948 по 1970 гг), сумевший создать для своих учеников «школу радости». Его педагогическое кредо — развитие творческой индивидуальности детей, их духовное, нравственное становление через постижение красоты природы, искусства, человеческой мысли, отношений людей. Тонкий психолог, чуткий и отзывчивый человек, обостренно воспринимавший чужую боль и страдание, он учил этому же своих учеников. «Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива», «Воспитание гражданина» — в этих и других книгах предстает перед нами духовный мир В. А. Сухомлинского. Они могут служить той азбукой, с которой начинается постижение педагогической профессии.

А сколько прекрасных педагогов-мастеров, талантливых и творческих учителей работало и работает в современной школе! Ш. А. Амонашвили — известный ученый, занимающийся проблемами воспитания и обучения младших школьников; преподаватель словесности и человековедения Е. Н. Ильин; учитель математики В. Ф. Шаталов; директор школы и музыкант по профессии М. П. Щетинин и многие другие.

Выбор профессионального идеала мы советуем начинать со знакомства с книгами этих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмысления своих впечатлений о работе учителя, которые вы вынесли из школы.

Исследования показывают, что для большинства студентов педвуза ориентиром в профессиональном самосовершенствовании служат их школьные учителя. Они же во многом определяют выбор того предмета, который стремится изучать и преподавать будущий учитель.

Прекрасно, когда у истоков профессионального становления стоит живой человек, которого ты хорошо знаешь, любишь, уважаешь, на которого ты стремишься быть похожим. Вместе с тем некоторым из вас не повезло, и у вас осталось самое негативное впечатление о школьном учителе. Что делать в этом случае? Отталкиваясь от негативного, создавать тот позитивный образ, который может служить стимулом и целью самовоспитания.

Профессиональный идеал — это своего рода эталон, перспектива, воплощающая ваши отдаленные цели и стремления. Идеал у каждого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Но вместе с тем педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее избрал, вполне конкретные нормативные требования, без которых вы не можете состояться как учитель.

На основе этих требований определены те качества личности, знания, умения, которыми должен обладать педагог, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики - профессиограммы. Профессиограмма позволяет каждому из вас определить степень развитости у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.

Итак, цель определена, но достижима ли она? Необходимо соотнести с этой целью, с идеалом свои возможности, способности. Поэтому следующий этап самовоспитания — познание и осознание себя, изучение и анализ своих личностных особенностей. Гете говорил: «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя». В самопознании главное — выявление собственных положительных качеств, потенций, способностей, ибо только опираясь на позитивное в себе, мы сможем преодолеть свои недостатки. Надо найти и развить сильные стороны своей натуры, те индивидуальные особенности, которые делают личность неповторимой, оригинальной, интересной для окружающих, найти свой индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Безусловно, на­до самокритично относиться к тому, что в тебе еще не­раз­вито, над чем надо работать, хорошо представлять себе, на­сколько реально достижение той или иной цели. Са­мо­по­знание, которым вы занимаетесь на практических заняти­ях, лишь первый шаг в этом трудном, постоянном, не пре­кра­щающемся всю жизнь учителя процессе. Познавая себя, мы корректируем свой идеал, свою цель, преобразуем их в кон­кретные, достижимые задачи. Для движения вперед не­об­ходимо восприятие своих реальных возможностей, гармо­нич­ное сочетание идеализма и реализма. Иначе вас ожидают срывы, порождающие неуверенность в себе, пессимизм. Фор­мулу «человек может все» скорее следует заменить фор­му­лой «человек может многое», если он смотрит с оптимизмом вперед, но действует взвешенно, разумно, терпеливо.

На основе целеполагания и самопознания строится программа — план развития и формирования своих позитивных свойств и качеств, а также коррекции недостатков. Многие из тех, кто занимался самовоспитанием, начинали составление такой программы с формулирования жизненных принципов, правил, которые помогают им строить свою жизнь.

Вот какие правила выработал для себя Франклин. Он считал, что нельзя сразу воспитать у себя все положительные качества, надо «в течение определенного времени сосредоточивать свое внимание только на одной добродетели; когда же я ею овладею — переходить к другой и так далее».

Второе правило — нужно постоянно контролировать себя. «Я завел книжку, в которой выделил для каждой добродетели по странице». Там черными чернилами Франклин отмечал нарушения каждого дня.

Третье правило — постоянное самообладание, которому помогает похвала своих действий, чтение изречений, внушение уверенности в своих силах.

Четвертое правило — все надо спланировать не только на длительный срок, план надо иметь на каждый день (См.: 1, с.101-102).

Программа самовоспитания содержит в себе конкретные шаги по достижению тех задач, которые ставит перед собой человек. Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трех разделов: качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком; качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой; перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. Отсюда затем возник перечень конкретных дел и поступков, которые необходимо выполнять для развития в себе желательных свойств и качеств.

Составить программу своего профессионально-личностного роста вы можете сами на основе сопоставления своих качеств, знаний, умений, способностей с требованиями, которые содержатся в вашем профессиональном идеале или профессиограмме учителя. Помочь в создании такой программы вам могут рекомендации, предложенные С. Б. Елкановым (3, с. 150-154). Вот как может выглядеть один из фрагментов программы (Табл. 3)

Таблица 3

cyberpedia.su

Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования

ТОП 10:

 

Человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, важно определить для себя те шаги, которые он должен сделать, чтобы двигаться вперед к своей цели.

Самосовершенствование нельзя сводить к самотренировке, специальным упражнениям. Работа над собой — это внутренняя организация всей жизни человека, это стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, направленная на совершенствование самого себя. И как у всякой деятельности, у нее есть определенная структура, логика, последовательность действий.

С чего же начинается работа над собой? Прежде всего с определения цели: чего я хочу достичь в своем личностном и профессиональном развитии, каким я хочу стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему надо стремиться, человек, как флюгер на крыше, будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. «Любой ветер не по душе моряку, если он не знает, куда ему плыть», — утверждал Монтень. Определить цель самосовершенствования человеку значительно легче, если у него есть определенный идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, что должно быть присуще человеку. Л. Н. Толстой писал: «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет направления, а без направления нет жизни» (См.: 1, с. 59).

Многим нашим соотечественникам свойственно скептическое, даже циничное отношение к идеалам, связанное прежде всего с крушением тех из них, на которых их с детства воспитывали.

Характеризуя цинизм как общую черту всей нашей современной цивилизации, Поль Вайнцвайг утверждает, что «цинизм — защитная броня труса, который боится обнаружить свою ущербность и которому недостает храбрости для приобретения убежденности... У каждого человека или даже народа, не наделенного в должной степени идеализмом, как правило, отсутствуют и жизненные принципы, и стимулы борьбы за существование... Идея — основной источник энергии творческой личности. Идеал — это идея, пре­образованная в мощный энергетический заряд, направляющий творческую энергию личности к будущему» (2, с. 36).

Потеря веры в идеалы происходит прежде всего тогда, когда они подменяются идолами, происходит фетишизация, обожествление какой-то личности, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов ведет к крушению идеалов.

«Идеальных людей нет» — часто заявляют молодые лю­ди, когда речь идет об идеале. Понятие «идеал» не тождест­венно понятию «идеальный человек». Идеалом для вас может быть вовсе не идеальный человек. Ему могут быть присущи и какие-то недостатки, отрицательные черты, но он становится для нас образцом в главном, в том, что для нас наиболее ценно.

Кроме того, идеал — это не обязательно конкретный человек, это может быть обобщенный образ, воплощающий в себе то, что наиболее значимо для нас в человеке, что побуждает нас к саморазвитию и самосовершенствованию.

Выбору идеала всегда предшествует определение цели и смысла своей жизни. В соответствии с этим мы находим тот образ, который становится для нас ориентиром в самовоспитании. Но это не означает, что мы будем полностью копи­ровать его, превращаясь в фанатиков, идолопоклонников.

Будущему учителю необходим профессиональный идеал, который стал бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Таким идеалом может быть любимый учитель или известный педагог-мастер, знакомый нам по книгам, телепередачам.

История дала нам талантливых педагогов-гуманистов, идеи и жизнь которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

Один из них — выдающийся польский педагог и врач Януш Корчак, посвятивший всю свою жизнь детям и не оставивший их в трагический час.

5 августа 1942 года вместе с детьми «Дома сирот» из Варшавского гетто он погиб в газовой камере лагеря смерти Треблинка II. Януш Корчак имел выбор: гитлеровцы, рассчитывая использовать его популярность, предложили ему спасение. Но не было выбора у его воспитанников, а бросить перед лицом смерти детей, доверившихся ему, он не мог. Януш Корчак — педагог, своей жизнью и смертью подтвердивший верность тем идеям, которые он проводил в своих книгах.

Он отстаивал право ребенка быть личностью, а детство считал не подготовительным этапом жизни человека, а самой жизнью. «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств». Отсюда вытекает вывод Корчака о равноправии ребенка и взрослого, о необходимости изменить отношения между взрослыми и детьми — признать право ребенка на уважение, признать его человеческое достоинство.

Книга Януша Корчака «Как любить ребенка» — это не только книга о детях, это книга о самом педагоге — о человеке творческом, мятущемся, сомневающемся, ищущем, безгранично любящем детей.

С именем и творчеством другого выдающегося педагога — А. С. Макаренко знакомы многие из вас. Его педагогические идеи и мастерство освещали путь нескольким поколениям учителей. Человек, беззаветно преданный своему призванию, детям, А. С. Макаренко работал в трудное время, ка­залось бы, в невыносимых условиях. Он вернул детство многим выброшенным революцией «на дно» жизни подросткам, помог им стать настоящими людьми.

В начале 90-ых годов прошлого века на страницах газет развернулась полемика вокруг личности А. С. Макаренко, его педагогических воззрений. Его упрекали в жестокости, в оправдании подавления личности коллективом, обвиняли чуть ли не в насаждении той системы «самоуправления», которая была использована в лагерях ГУЛАГа. Но перечитайте его «Педагогическую поэму», «Флаги на башнях». Разве не слышен в них голос педагога-гуманиста, обеспокоенного судьбой своих воспитанников, делающего все для обеспечения прав и становления личности каждого из них?

Педагогические идеи и находки А. С. Макаренко легли в основу «педагогики сотрудничества», методики коллективной творческой деятельности, которые в наши дни позволяют развивать демократию, обеспечивать создание творческого микроклимата в школьном коллективе. Идеи А. С. Макаренко используются зарубежными педагогами, строящими школу как справедливое сообщество детей и взрослых.

Эталоном учителя является для нас выдающийся педагог В. А. Сухомлинский — директор Павлышской средней школы Кировоградской области (с 1948 по 1970 гг), сумевший создать для своих учеников «школу радости». Его педагогическое кредо — развитие творческой индивидуальности детей, их духовное, нравственное становление через постижение красоты природы, искусства, человеческой мысли, отношений людей. Тонкий психолог, чуткий и отзывчивый человек, обостренно воспринимавший чужую боль и страдание, он учил этому же своих учеников. «Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива», «Воспитание гражданина» — в этих и других книгах предстает перед нами духовный мир В. А. Сухомлинского. Они могут служить той азбукой, с которой начинается постижение педагогической профессии.

А сколько прекрасных педагогов-мастеров, талантливых и творческих учителей работало и работает в современной школе! Ш. А. Амонашвили — известный ученый, занимающийся проблемами воспитания и обучения младших школьников; преподаватель словесности и человековедения Е. Н. Ильин; учитель математики В. Ф. Шаталов; директор школы и музыкант по профессии М. П. Щетинин и многие другие.

Выбор профессионального идеала мы советуем начинать со знакомства с книгами этих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмысления своих впечатлений о работе учителя, которые вы вынесли из школы.

Исследования показывают, что для большинства студентов педвуза ориентиром в профессиональном самосовершенствовании служат их школьные учителя. Они же во многом определяют выбор того предмета, который стремится изучать и преподавать будущий учитель.

Прекрасно, когда у истоков профессионального становления стоит живой человек, которого ты хорошо знаешь, любишь, уважаешь, на которого ты стремишься быть похожим. Вместе с тем некоторым из вас не повезло, и у вас осталось самое негативное впечатление о школьном учителе. Что делать в этом случае? Отталкиваясь от негативного, создавать тот позитивный образ, который может служить стимулом и целью самовоспитания.

Профессиональный идеал — это своего рода эталон, перспектива, воплощающая ваши отдаленные цели и стремления. Идеал у каждого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Но вместе с тем педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее избрал, вполне конкретные нормативные требования, без которых вы не можете состояться как учитель.

На основе этих требований определены те качества личности, знания, умения, которыми должен обладать педагог, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики - профессиограммы. Профессиограмма позволяет каждому из вас определить степень развитости у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.

Итак, цель определена, но достижима ли она? Необходимо соотнести с этой целью, с идеалом свои возможности, способности. Поэтому следующий этап самовоспитания — познание и осознание себя, изучение и анализ своих личностных особенностей. Гете говорил: «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя». В самопознании главное — выявление собственных положительных качеств, потенций, способностей, ибо только опираясь на позитивное в себе, мы сможем преодолеть свои недостатки. Надо найти и развить сильные стороны своей натуры, те индивидуальные особенности, которые делают личность неповторимой, оригинальной, интересной для окружающих, найти свой индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Безусловно, на­до самокритично относиться к тому, что в тебе еще не­раз­вито, над чем надо работать, хорошо представлять себе, на­сколько реально достижение той или иной цели. Са­мо­по­знание, которым вы занимаетесь на практических заняти­ях, лишь первый шаг в этом трудном, постоянном, не пре­кра­щающемся всю жизнь учителя процессе. Познавая себя, мы корректируем свой идеал, свою цель, преобразуем их в кон­кретные, достижимые задачи. Для движения вперед не­об­ходимо восприятие своих реальных возможностей, гармо­нич­ное сочетание идеализма и реализма. Иначе вас ожидают срывы, порождающие неуверенность в себе, пессимизм. Фор­мулу «человек может все» скорее следует заменить фор­му­лой «человек может многое», если он смотрит с оптимизмом вперед, но действует взвешенно, разумно, терпеливо.

На основе целеполагания и самопознания строится программа — план развития и формирования своих позитивных свойств и качеств, а также коррекции недостатков. Многие из тех, кто занимался самовоспитанием, начинали составление такой программы с формулирования жизненных принципов, правил, которые помогают им строить свою жизнь.

Вот какие правила выработал для себя Франклин. Он считал, что нельзя сразу воспитать у себя все положительные качества, надо «в течение определенного времени сосредоточивать свое внимание только на одной добродетели; когда же я ею овладею — переходить к другой и так далее».

Второе правило — нужно постоянно контролировать себя. «Я завел книжку, в которой выделил для каждой добродетели по странице». Там черными чернилами Франклин отмечал нарушения каждого дня.

Третье правило — постоянное самообладание, которому помогает похвала своих действий, чтение изречений, внушение уверенности в своих силах.

Четвертое правило — все надо спланировать не только на длительный срок, план надо иметь на каждый день (См.: 1, с.101-102).

Программа самовоспитания содержит в себе конкретные шаги по достижению тех задач, которые ставит перед собой человек. Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трех разделов: качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком; качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой; перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. Отсюда затем возник перечень конкретных дел и поступков, которые необходимо выполнять для развития в себе желательных свойств и качеств.

Составить программу своего профессионально-личностного роста вы можете сами на основе сопоставления своих качеств, знаний, умений, способностей с требованиями, которые содержатся в вашем профессиональном идеале или профессиограмме учителя. Помочь в создании такой программы вам могут рекомендации, предложенные С. Б. Елкановым (3, с. 150-154). Вот как может выглядеть один из фрагментов программы (Табл. 3)

Таблица 3



infopedia.su

Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования — МегаЛекции

 

Человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, важно определить для себя те шаги, которые он должен сделать, чтобы двигаться вперед к своей цели.

Самосовершенствование нельзя сводить к самотренировке, специальным упражнениям. Работа над собой — это внутренняя организация всей жизни человека, это стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, направленная на совершенствование самого себя. И как у всякой деятельности, у нее есть определенная структура, логика, последовательность действий.

С чего же начинается работа над собой? Прежде всего с определения цели: чего я хочу достичь в своем личностном и профессиональном развитии, каким я хочу стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему надо стремиться, человек, как флюгер на крыше, будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. «Любой ветер не по душе моряку, если он не знает, куда ему плыть», — утверждал Монтень. Определить цель самосовершенствования человеку значительно легче, если у него есть определенный идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, что должно быть присуще человеку. Л. Н. Толстой писал: «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет направления, а без направления нет жизни» (См.: 1, с. 59).

Многим нашим соотечественникам свойственно скептическое, даже циничное отношение к идеалам, связанное прежде всего с крушением тех из них, на которых их с детства воспитывали.

Характеризуя цинизм как общую черту всей нашей современной цивилизации, Поль Вайнцвайг утверждает, что «цинизм — защитная броня труса, который боится обнаружить свою ущербность и которому недостает храбрости для приобретения убежденности... У каждого человека или даже народа, не наделенного в должной степени идеализмом, как правило, отсутствуют и жизненные принципы, и стимулы борьбы за существование... Идея — основной источник энергии творческой личности. Идеал — это идея, пре­образованная в мощный энергетический заряд, направляющий творческую энергию личности к будущему» (2, с. 36).

Потеря веры в идеалы происходит прежде всего тогда, когда они подменяются идолами, происходит фетишизация, обожествление какой-то личности, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов ведет к крушению идеалов.

«Идеальных людей нет» — часто заявляют молодые лю­ди, когда речь идет об идеале. Понятие «идеал» не тождест­венно понятию «идеальный человек». Идеалом для вас может быть вовсе не идеальный человек. Ему могут быть присущи и какие-то недостатки, отрицательные черты, но он становится для нас образцом в главном, в том, что для нас наиболее ценно.

Кроме того, идеал — это не обязательно конкретный человек, это может быть обобщенный образ, воплощающий в себе то, что наиболее значимо для нас в человеке, что побуждает нас к саморазвитию и самосовершенствованию.

Выбору идеала всегда предшествует определение цели и смысла своей жизни. В соответствии с этим мы находим тот образ, который становится для нас ориентиром в самовоспитании. Но это не означает, что мы будем полностью копи­ровать его, превращаясь в фанатиков, идолопоклонников.

Будущему учителю необходим профессиональный идеал, который стал бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Таким идеалом может быть любимый учитель или известный педагог-мастер, знакомый нам по книгам, телепередачам.

История дала нам талантливых педагогов-гуманистов, идеи и жизнь которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

Один из них — выдающийся польский педагог и врач Януш Корчак, посвятивший всю свою жизнь детям и не оставивший их в трагический час.

5 августа 1942 года вместе с детьми «Дома сирот» из Варшавского гетто он погиб в газовой камере лагеря смерти Треблинка II. Януш Корчак имел выбор: гитлеровцы, рассчитывая использовать его популярность, предложили ему спасение. Но не было выбора у его воспитанников, а бросить перед лицом смерти детей, доверившихся ему, он не мог. Януш Корчак — педагог, своей жизнью и смертью подтвердивший верность тем идеям, которые он проводил в своих книгах.

Он отстаивал право ребенка быть личностью, а детство считал не подготовительным этапом жизни человека, а самой жизнью. «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств». Отсюда вытекает вывод Корчака о равноправии ребенка и взрослого, о необходимости изменить отношения между взрослыми и детьми — признать право ребенка на уважение, признать его человеческое достоинство.

Книга Януша Корчака «Как любить ребенка» — это не только книга о детях, это книга о самом педагоге — о человеке творческом, мятущемся, сомневающемся, ищущем, безгранично любящем детей.

С именем и творчеством другого выдающегося педагога — А. С. Макаренко знакомы многие из вас. Его педагогические идеи и мастерство освещали путь нескольким поколениям учителей. Человек, беззаветно преданный своему призванию, детям, А. С. Макаренко работал в трудное время, ка­залось бы, в невыносимых условиях. Он вернул детство многим выброшенным революцией «на дно» жизни подросткам, помог им стать настоящими людьми.

В начале 90-ых годов прошлого века на страницах газет развернулась полемика вокруг личности А. С. Макаренко, его педагогических воззрений. Его упрекали в жестокости, в оправдании подавления личности коллективом, обвиняли чуть ли не в насаждении той системы «самоуправления», которая была использована в лагерях ГУЛАГа. Но перечитайте его «Педагогическую поэму», «Флаги на башнях». Разве не слышен в них голос педагога-гуманиста, обеспокоенного судьбой своих воспитанников, делающего все для обеспечения прав и становления личности каждого из них?

Педагогические идеи и находки А. С. Макаренко легли в основу «педагогики сотрудничества», методики коллективной творческой деятельности, которые в наши дни позволяют развивать демократию, обеспечивать создание творческого микроклимата в школьном коллективе. Идеи А. С. Макаренко используются зарубежными педагогами, строящими школу как справедливое сообщество детей и взрослых.

Эталоном учителя является для нас выдающийся педагог В. А. Сухомлинский — директор Павлышской средней школы Кировоградской области (с 1948 по 1970 гг), сумевший создать для своих учеников «школу радости». Его педагогическое кредо — развитие творческой индивидуальности детей, их духовное, нравственное становление через постижение красоты природы, искусства, человеческой мысли, отношений людей. Тонкий психолог, чуткий и отзывчивый человек, обостренно воспринимавший чужую боль и страдание, он учил этому же своих учеников. «Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива», «Воспитание гражданина» — в этих и других книгах предстает перед нами духовный мир В. А. Сухомлинского. Они могут служить той азбукой, с которой начинается постижение педагогической профессии.

А сколько прекрасных педагогов-мастеров, талантливых и творческих учителей работало и работает в современной школе! Ш. А. Амонашвили — известный ученый, занимающийся проблемами воспитания и обучения младших школьников; преподаватель словесности и человековедения Е. Н. Ильин; учитель математики В. Ф. Шаталов; директор школы и музыкант по профессии М. П. Щетинин и многие другие.

Выбор профессионального идеала мы советуем начинать со знакомства с книгами этих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмысления своих впечатлений о работе учителя, которые вы вынесли из школы.

Исследования показывают, что для большинства студентов педвуза ориентиром в профессиональном самосовершенствовании служат их школьные учителя. Они же во многом определяют выбор того предмета, который стремится изучать и преподавать будущий учитель.

Прекрасно, когда у истоков профессионального становления стоит живой человек, которого ты хорошо знаешь, любишь, уважаешь, на которого ты стремишься быть похожим. Вместе с тем некоторым из вас не повезло, и у вас осталось самое негативное впечатление о школьном учителе. Что делать в этом случае? Отталкиваясь от негативного, создавать тот позитивный образ, который может служить стимулом и целью самовоспитания.

Профессиональный идеал — это своего рода эталон, перспектива, воплощающая ваши отдаленные цели и стремления. Идеал у каждого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Но вместе с тем педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее избрал, вполне конкретные нормативные требования, без которых вы не можете состояться как учитель.

На основе этих требований определены те качества личности, знания, умения, которыми должен обладать педагог, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики - профессиограммы. Профессиограмма позволяет каждому из вас определить степень развитости у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.

Итак, цель определена, но достижима ли она? Необходимо соотнести с этой целью, с идеалом свои возможности, способности. Поэтому следующий этап самовоспитания — познание и осознание себя, изучение и анализ своих личностных особенностей. Гете говорил: «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя». В самопознании главное — выявление собственных положительных качеств, потенций, способностей, ибо только опираясь на позитивное в себе, мы сможем преодолеть свои недостатки. Надо найти и развить сильные стороны своей натуры, те индивидуальные особенности, которые делают личность неповторимой, оригинальной, интересной для окружающих, найти свой индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Безусловно, на­до самокритично относиться к тому, что в тебе еще не­раз­вито, над чем надо работать, хорошо представлять себе, на­сколько реально достижение той или иной цели. Са­мо­по­знание, которым вы занимаетесь на практических заняти­ях, лишь первый шаг в этом трудном, постоянном, не пре­кра­щающемся всю жизнь учителя процессе. Познавая себя, мы корректируем свой идеал, свою цель, преобразуем их в кон­кретные, достижимые задачи. Для движения вперед не­об­ходимо восприятие своих реальных возможностей, гармо­нич­ное сочетание идеализма и реализма. Иначе вас ожидают срывы, порождающие неуверенность в себе, пессимизм. Фор­мулу «человек может все» скорее следует заменить фор­му­лой «человек может многое», если он смотрит с оптимизмом вперед, но действует взвешенно, разумно, терпеливо.

На основе целеполагания и самопознания строится программа — план развития и формирования своих позитивных свойств и качеств, а также коррекции недостатков. Многие из тех, кто занимался самовоспитанием, начинали составление такой программы с формулирования жизненных принципов, правил, которые помогают им строить свою жизнь.

Вот какие правила выработал для себя Франклин. Он считал, что нельзя сразу воспитать у себя все положительные качества, надо «в течение определенного времени сосредоточивать свое внимание только на одной добродетели; когда же я ею овладею — переходить к другой и так далее».

Второе правило — нужно постоянно контролировать себя. «Я завел книжку, в которой выделил для каждой добродетели по странице». Там черными чернилами Франклин отмечал нарушения каждого дня.

Третье правило — постоянное самообладание, которому помогает похвала своих действий, чтение изречений, внушение уверенности в своих силах.

Четвертое правило — все надо спланировать не только на длительный срок, план надо иметь на каждый день (См.: 1, с.101-102).

Программа самовоспитания содержит в себе конкретные шаги по достижению тех задач, которые ставит перед собой человек. Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трех разделов: качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком; качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой; перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. Отсюда затем возник перечень конкретных дел и поступков, которые необходимо выполнять для развития в себе желательных свойств и качеств.

Составить программу своего профессионально-личностного роста вы можете сами на основе сопоставления своих качеств, знаний, умений, способностей с требованиями, которые содержатся в вашем профессиональном идеале или профессиограмме учителя. Помочь в создании такой программы вам могут рекомендации, предложенные С. Б. Елкановым (3, с. 150-154). Вот как может выглядеть один из фрагментов программы (Табл. 3)

Таблица 3

megalektsii.ru

Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования

Поиск Лекций

 

Человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, важно определить для себя те шаги, которые он должен сделать, чтобы двигаться вперед к своей цели.

Самосовершенствование нельзя сводить к самотренировке, специальным упражнениям. Работа над собой — это внутренняя организация всей жизни человека, это стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, направленная на совершенствование самого себя. И как у всякой деятельности, у нее есть определенная структура, логика, последовательность действий.

С чего же начинается работа над собой? Прежде всего с определения цели: чего я хочу достичь в своем личностном и профессиональном развитии, каким я хочу стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему надо стремиться, человек, как флюгер на крыше, будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. «Любой ветер не по душе моряку, если он не знает, куда ему плыть», — утверждал Монтень. Определить цель самосовершенствования человеку значительно легче, если у него есть определенный идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, что должно быть присуще человеку. Л. Н. Толстой писал: «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет направления, а без направления нет жизни» (См.: 1, с. 59).

Многим нашим соотечественникам свойственно скептическое, даже циничное отношение к идеалам, связанное прежде всего с крушением тех из них, на которых их с детства воспитывали.

Характеризуя цинизм как общую черту всей нашей современной цивилизации, Поль Вайнцвайг утверждает, что «цинизм — защитная броня труса, который боится обнаружить свою ущербность и которому недостает храбрости для приобретения убежденности... У каждого человека или даже народа, не наделенного в должной степени идеализмом, как правило, отсутствуют и жизненные принципы, и стимулы борьбы за существование... Идея — основной источник энергии творческой личности. Идеал — это идея, пре­образованная в мощный энергетический заряд, направляющий творческую энергию личности к будущему» (2, с. 36).

Потеря веры в идеалы происходит прежде всего тогда, когда они подменяются идолами, происходит фетишизация, обожествление какой-то личности, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов ведет к крушению идеалов.

«Идеальных людей нет» — часто заявляют молодые лю­ди, когда речь идет об идеале. Понятие «идеал» не тождест­венно понятию «идеальный человек». Идеалом для вас может быть вовсе не идеальный человек. Ему могут быть присущи и какие-то недостатки, отрицательные черты, но он становится для нас образцом в главном, в том, что для нас наиболее ценно.

Кроме того, идеал — это не обязательно конкретный человек, это может быть обобщенный образ, воплощающий в себе то, что наиболее значимо для нас в человеке, что побуждает нас к саморазвитию и самосовершенствованию.

Выбору идеала всегда предшествует определение цели и смысла своей жизни. В соответствии с этим мы находим тот образ, который становится для нас ориентиром в самовоспитании. Но это не означает, что мы будем полностью копи­ровать его, превращаясь в фанатиков, идолопоклонников.

Будущему учителю необходим профессиональный идеал, который стал бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Таким идеалом может быть любимый учитель или известный педагог-мастер, знакомый нам по книгам, телепередачам.

История дала нам талантливых педагогов-гуманистов, идеи и жизнь которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

Один из них — выдающийся польский педагог и врач Януш Корчак, посвятивший всю свою жизнь детям и не оставивший их в трагический час.

5 августа 1942 года вместе с детьми «Дома сирот» из Варшавского гетто он погиб в газовой камере лагеря смерти Треблинка II. Януш Корчак имел выбор: гитлеровцы, рассчитывая использовать его популярность, предложили ему спасение. Но не было выбора у его воспитанников, а бросить перед лицом смерти детей, доверившихся ему, он не мог. Януш Корчак — педагог, своей жизнью и смертью подтвердивший верность тем идеям, которые он проводил в своих книгах.

Он отстаивал право ребенка быть личностью, а детство считал не подготовительным этапом жизни человека, а самой жизнью. «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств». Отсюда вытекает вывод Корчака о равноправии ребенка и взрослого, о необходимости изменить отношения между взрослыми и детьми — признать право ребенка на уважение, признать его человеческое достоинство.

Книга Януша Корчака «Как любить ребенка» — это не только книга о детях, это книга о самом педагоге — о человеке творческом, мятущемся, сомневающемся, ищущем, безгранично любящем детей.

С именем и творчеством другого выдающегося педагога — А. С. Макаренко знакомы многие из вас. Его педагогические идеи и мастерство освещали путь нескольким поколениям учителей. Человек, беззаветно преданный своему призванию, детям, А. С. Макаренко работал в трудное время, ка­залось бы, в невыносимых условиях. Он вернул детство многим выброшенным революцией «на дно» жизни подросткам, помог им стать настоящими людьми.

В начале 90-ых годов прошлого века на страницах газет развернулась полемика вокруг личности А. С. Макаренко, его педагогических воззрений. Его упрекали в жестокости, в оправдании подавления личности коллективом, обвиняли чуть ли не в насаждении той системы «самоуправления», которая была использована в лагерях ГУЛАГа. Но перечитайте его «Педагогическую поэму», «Флаги на башнях». Разве не слышен в них голос педагога-гуманиста, обеспокоенного судьбой своих воспитанников, делающего все для обеспечения прав и становления личности каждого из них?

Педагогические идеи и находки А. С. Макаренко легли в основу «педагогики сотрудничества», методики коллективной творческой деятельности, которые в наши дни позволяют развивать демократию, обеспечивать создание творческого микроклимата в школьном коллективе. Идеи А. С. Макаренко используются зарубежными педагогами, строящими школу как справедливое сообщество детей и взрослых.

Эталоном учителя является для нас выдающийся педагог В. А. Сухомлинский — директор Павлышской средней школы Кировоградской области (с 1948 по 1970 гг), сумевший создать для своих учеников «школу радости». Его педагогическое кредо — развитие творческой индивидуальности детей, их духовное, нравственное становление через постижение красоты природы, искусства, человеческой мысли, отношений людей. Тонкий психолог, чуткий и отзывчивый человек, обостренно воспринимавший чужую боль и страдание, он учил этому же своих учеников. «Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива», «Воспитание гражданина» — в этих и других книгах предстает перед нами духовный мир В. А. Сухомлинского. Они могут служить той азбукой, с которой начинается постижение педагогической профессии.

А сколько прекрасных педагогов-мастеров, талантливых и творческих учителей работало и работает в современной школе! Ш. А. Амонашвили — известный ученый, занимающийся проблемами воспитания и обучения младших школьников; преподаватель словесности и человековедения Е. Н. Ильин; учитель математики В. Ф. Шаталов; директор школы и музыкант по профессии М. П. Щетинин и многие другие.

Выбор профессионального идеала мы советуем начинать со знакомства с книгами этих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмысления своих впечатлений о работе учителя, которые вы вынесли из школы.

Исследования показывают, что для большинства студентов педвуза ориентиром в профессиональном самосовершенствовании служат их школьные учителя. Они же во многом определяют выбор того предмета, который стремится изучать и преподавать будущий учитель.

Прекрасно, когда у истоков профессионального становления стоит живой человек, которого ты хорошо знаешь, любишь, уважаешь, на которого ты стремишься быть похожим. Вместе с тем некоторым из вас не повезло, и у вас осталось самое негативное впечатление о школьном учителе. Что делать в этом случае? Отталкиваясь от негативного, создавать тот позитивный образ, который может служить стимулом и целью самовоспитания.

Профессиональный идеал — это своего рода эталон, перспектива, воплощающая ваши отдаленные цели и стремления. Идеал у каждого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Но вместе с тем педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее избрал, вполне конкретные нормативные требования, без которых вы не можете состояться как учитель.

На основе этих требований определены те качества личности, знания, умения, которыми должен обладать педагог, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики - профессиограммы. Профессиограмма позволяет каждому из вас определить степень развитости у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.

Итак, цель определена, но достижима ли она? Необходимо соотнести с этой целью, с идеалом свои возможности, способности. Поэтому следующий этап самовоспитания — познание и осознание себя, изучение и анализ своих личностных особенностей. Гете говорил: «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя». В самопознании главное — выявление собственных положительных качеств, потенций, способностей, ибо только опираясь на позитивное в себе, мы сможем преодолеть свои недостатки. Надо найти и развить сильные стороны своей натуры, те индивидуальные особенности, которые делают личность неповторимой, оригинальной, интересной для окружающих, найти свой индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Безусловно, на­до самокритично относиться к тому, что в тебе еще не­раз­вито, над чем надо работать, хорошо представлять себе, на­сколько реально достижение той или иной цели. Са­мо­по­знание, которым вы занимаетесь на практических заняти­ях, лишь первый шаг в этом трудном, постоянном, не пре­кра­щающемся всю жизнь учителя процессе. Познавая себя, мы корректируем свой идеал, свою цель, преобразуем их в кон­кретные, достижимые задачи. Для движения вперед не­об­ходимо восприятие своих реальных возможностей, гармо­нич­ное сочетание идеализма и реализма. Иначе вас ожидают срывы, порождающие неуверенность в себе, пессимизм. Фор­мулу «человек может все» скорее следует заменить фор­му­лой «человек может многое», если он смотрит с оптимизмом вперед, но действует взвешенно, разумно, терпеливо.

На основе целеполагания и самопознания строится программа — план развития и формирования своих позитивных свойств и качеств, а также коррекции недостатков. Многие из тех, кто занимался самовоспитанием, начинали составление такой программы с формулирования жизненных принципов, правил, которые помогают им строить свою жизнь.

Вот какие правила выработал для себя Франклин. Он считал, что нельзя сразу воспитать у себя все положительные качества, надо «в течение определенного времени сосредоточивать свое внимание только на одной добродетели; когда же я ею овладею — переходить к другой и так далее».

Второе правило — нужно постоянно контролировать себя. «Я завел книжку, в которой выделил для каждой добродетели по странице». Там черными чернилами Франклин отмечал нарушения каждого дня.

Третье правило — постоянное самообладание, которому помогает похвала своих действий, чтение изречений, внушение уверенности в своих силах.

Четвертое правило — все надо спланировать не только на длительный срок, план надо иметь на каждый день (См.: 1, с.101-102).

Программа самовоспитания содержит в себе конкретные шаги по достижению тех задач, которые ставит перед собой человек. Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трех разделов: качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком; качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой; перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. Отсюда затем возник перечень конкретных дел и поступков, которые необходимо выполнять для развития в себе желательных свойств и качеств.

Составить программу своего профессионально-личностного роста вы можете сами на основе сопоставления своих качеств, знаний, умений, способностей с требованиями, которые содержатся в вашем профессиональном идеале или профессиограмме учителя. Помочь в создании такой программы вам могут рекомендации, предложенные С. Б. Елкановым (3, с. 150-154). Вот как может выглядеть один из фрагментов программы (Табл. 3)

Таблица 3



poisk-ru.ru

37. СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. «Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность»

 

Человеку, который стремится к самосовершенствованию, важно установить для себя те шаги, которые ему необходимо сделать, чтобы двигаться вперед к своей цели.

Самосовершенствование нельзя ограничивать самотренировками, специальными упражнениями. Работа над собой включает в себя внутреннюю организацию всей жизни человека, стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, которая направлена на совершенствование самого себя. И как у любой деятельности, у нее есть строгая структура, логика, последовательность действий.

Работа над собой прежде всего начинается с определения цели: чего человек хочет достичь в своем личностном и профессиональном развитии, каким хочет стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему следует стремиться, человек будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. Определить цель самосовершенствования человеку намного легче, если у него есть идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, чем должен обладать человек.

Идея является основным источником энергии творческой личности. Идеал представляет собой идею, преобразованную в мощный энергетический заряд, направляющий энергию личности к будущему. Потеря веры в идею наблюдается прежде всего тогда, когда они подменяются идолами, происходит фетишизация, обожествление какой-то личности, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов становится причиной крушения идеалов.

Будущему учителю нужен профессиональный идеал, который являлся бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Подобным идеалом может быть любимый учитель или известный педагог-мастер, знакомый ему по книгам, телепередачам. В истории педагогической мысли есть память о многих талантливых педагогах-гуманистах, идеи и жизнь которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

Выбор профессионального идеала следует начинать со знакомства с книгами великих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмысления своих впечатлений о работе учителя, которые были получены в школе.

Известно, что для большинства студентов педвуза ориентиром в профессиональном самосовершенствовании являются их школьные учителя. Они же во многом определяют выбор того предмета, который хочет изучать и преподавать будущий учитель.

Профессиональный идеал является своего рода эталоном, перспективой, воплощающей отдаленные цели и стремления. Идеал у любого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Кроме того, педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее выбрал, очень конкретные нормативные требования, без которых невозможно состояться как учитель.

На основе данных требований определены качества личности, знания, умения, которыми следует обладать педагогу, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики – про-фессиограммы. Профессиограмма дает возможность каждому установить развитость у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.

litra.pro

Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность. Содержание - 37. СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

36. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ

Эмоции, чувства человека наполняют его жизнь особым трепетом, обогащают его духовный мир, дают возможность ему воспринимать окружающее с учетом своих переживаний, наслаждаться и радоваться, огорчаться, печалиться и страдать, т. е. жить полноценной жизнью. «Человеческие чувства отражают строение личности, выявляя ее направленность, ее установки: что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет – а иногда и выдает – истинную сущность человека», – считает С.Л. Рубинштейн.

Эмоции представляют собой важнейший источник активности человека, организатор его поведения. «Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия», – пишет Л.С. Выготский. Она активизирует или задерживает реакции человека.

Если определенные действия вызывают чувство радости, удовольствие, мы будем стремиться делать и потом то же самое. Если человек что-либо делает с омерзением – он будет стремиться прекратить это занятие. То есть чувства и эмоции наполняют смыслом человеческую деятельность, служат не только ее побудителем, но и важнейшим результатом: главное для людей – те чувства удовлетворения и окрыленно-сти, которые человек испытывает, добиваясь своей цели.

Эмоциями называется отношение человека к окружающей среде, к самому себе, выраженное в форме прямого переживания.

Эмоции являются непосредственной реакцией человека на что-либо, происходящее с ним.

Чувства выступают как стойкие, продолжительные переживания по поводу различных явлений. Чувства могут быть разными как по содержанию (нравственные, эстетические, интеллектуальные), так и по интенсивности, продолжительности.

Эмоциональные состояния представляют собой длительные эмоциональные переживания, эмоциональный фон, на основе которого проходит жизнедеятельность. К эмоциональным состояниям относят настроения, аффекты, духовные состояния.

Духовные состояния представляют собой нравственные и эстетические переживания человека, которые происходят на уровне сильных положительных эмоций. Они воспринимаются как состояние счастья, откровения. Высшее духовное состояние, по мнению Н.А. Бердяева, – это творческое состояние. Оно связано с трансцендентированием человека. То есть с выходом его из царства «обыденщины», «общеобязательных» форм жизни в творчество, так как «творческий акт есть самооткровение, самоценность, не знающая над собой внешнего суда, есть благодатная энергия, делающая волю свободной от страха».

Эмоции и чувства обогащают внутренний мир человека, его восприятие окружающего мира. Это наблюдается тогда, когда у человека преобладают положительные эмоции и чувства: радость и удовольствие, наслаждение от созерцания прекрасного и сопереживания другому человеку, любовь.

Но существуют и другие эмоции и чувства, среди которых страх, ненависть, обида, гнев, раздражение. Они пагубно действуют на человека, разрушая его нервную систему.

Мера в развитии положительных и отрицательных эмоций и чувств человека, которую определяет гармонизация их, говорит об эмоциональной культуре личности.

37. СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Человеку, который стремится к самосовершенствованию, важно установить для себя те шаги, которые ему необходимо сделать, чтобы двигаться вперед к своей цели.

Самосовершенствование нельзя ограничивать самотренировками, специальными упражнениями. Работа над собой включает в себя внутреннюю организацию всей жизни человека, стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, которая направлена на совершенствование самого себя. И как у любой деятельности, у нее есть строгая структура, логика, последовательность действий.

Работа над собой прежде всего начинается с определения цели: чего человек хочет достичь в своем личностном и профессиональном развитии, каким хочет стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему следует стремиться, человек будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. Определить цель самосовершенствования человеку намного легче, если у него есть идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, чем должен обладать человек.

Идея является основным источником энергии творческой личности. Идеал представляет собой идею, преобразованную в мощный энергетический заряд, направляющий энергию личности к будущему. Потеря веры в идею наблюдается прежде всего тогда, когда они подменяются идолами, происходит фетишизация, обожествление какой-то личности, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов становится причиной крушения идеалов.

Будущему учителю нужен профессиональный идеал, который являлся бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Подобным идеалом может быть любимый учитель или известный педагог-мастер, знакомый ему по книгам, телепередачам. В истории педагогической мысли есть память о многих талантливых педагогах-гуманистах, идеи и жизнь которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

Выбор профессионального идеала следует начинать со знакомства с книгами великих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмысления своих впечатлений о работе учителя, которые были получены в школе.

Известно, что для большинства студентов педвуза ориентиром в профессиональном самосовершенствовании являются их школьные учителя. Они же во многом определяют выбор того предмета, который хочет изучать и преподавать будущий учитель.

Профессиональный идеал является своего рода эталоном, перспективой, воплощающей отдаленные цели и стремления. Идеал у любого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Кроме того, педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее выбрал, очень конкретные нормативные требования, без которых невозможно состояться как учитель.

На основе данных требований определены качества личности, знания, умения, которыми следует обладать педагогу, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики – про-фессиограммы. Профессиограмма дает возможность каждому установить развитость у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.

38. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Многофункциональная педагогическая деятельность проявляется в ее многоаспектности: направленности не только на усвоение школьниками знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление человека, на построение отношений в классе, которые создают условия для реализации данных целей, на организацию внеклассной воспитательной работы школьников, на создание в школе образовательной и развивающей среды и т. д.

Основные направления и содержание работы учителя определены квалификационной характеристикой выпускника по специальности «учитель», которая представлена в государственном стандарте высшего профессионального образования. Он должен быть готов к осуществлению таких видов профессиональной деятельности: преподавательской; воспитательной; социально-педагогической; культурно-просветительской; коррекционно-развиваю-щей; научно-методической; управленческой.

Среди различных видов педагогической деятельности ведущей является преподавательская и воспитательная деятельность. Особенность преподавательской деятельности состоит в организации процесса обучения и в управлении познавательной деятельностью учеников. Так как обучение представляет собой совместную деятельность обучающегося и обучаемого, учитель не является центральной фигурой в процессе обучения, а поддерживающим развитие ученика помощником. При отсутствии учителя или недостаточной результативности процесс обучения происходить не может, а деятельность учителя не имеет смысла. Преподавателю нужно всегда помнить о вспомогательном, обслуживающем характере его собственной работы, о зависимости ее роли и значения от его способности организовать деятельность учеников, помочь им в учении.

www.booklot.ru