Глава III. Понятие как форма абстрактного мышления. Первые абстрактные обобщения


Глава III. Понятие как форма абстрактного мышления — КиберПедия

Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления; этим подчеркивается важная роль его в познании. Переход от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению характеризуется, прежде всего, как переход от отражения мира в формах ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях и на его основе в суждениях и теориях. Мышление, таким образом, может рассматриваться как процесс оперирования понятиями. Именно благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Мышление, а именно абстрактное мышление, - это отражение действительности посредствам языка. Наиболее существенным моментом, определяющим возможность познания действительности с помощью языка, является обобщение предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений, металлов и т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатом таких обобщений, по крайней мере, в нетривиальных случаях (когда предметы не могут быть отображены в чувственных образах) являются именно понятия. Более того, применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она прежде всего представляет собой результат мысленного и, значит, словесно-языкового выделения предметов некоторого класса, то есть предметов, качественно сходных в каком-то отношении. Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, отличительной для данных предметов, такой, что все признаки данной совокупности вместе достаточны, чтобы отличить эти предметы от всех остальных. Это означает, что каждый признак из этой совокупности необходим для выделения данного класса. Для выделения, например, класса студентов используются признаки: «человек», «учащийся», притом «учащийся высшего или среднего специального гражданского учебного заведения». Аналогично «материальный предмет, который в процессах мышления и общения людей является представителем каких-либо других объектов» (знак), «целое положительное число, отличное от единицы и имеющее ровно два различных делителя» (простое число) и т.п. Но, для того чтобы выделить класс предметов по какой-то совокупности признаков, необходимо обобщить данные предметы по этим признакам. Обобщение состоит в том, что мы отвлекаемся от всех индивидуальных и иных различий внутри класса, от того, например, что есть студенты технических и гуманитарных вузов, есть хорошо и плохо успевающие и т.п. В результате предметы мыслятся абстрактно: только как обладающие указанной отличительной совокупностью признаков. Таким образом, мы имеем мысленное образование: «Человек, являющийся учащимся высшего или среднего специального гражданского учебного заведения».

В силу обобщенного характера отражения предметов в понятии они мыслятся в понятии всегда в той или иной мере абстрактно. Но это не означает, как часто представляется, что сами мыслимые в них предметы всегда суть некоторые абстракции и что именно эти абстракции, а не конкретные предметы действительности являются объектом изучения науки. Верно, что в каждом понятии мы мыслим те или иные предметы в той или иной мере абстрактно, но используем понятия для утверждения о конкретных, обобщенных в них предметах. В понятиях «металл», «растения», «атомы» и т.п. – имеются в виду в качестве элементов объема некоторые предметы действительности. Когда мы утверждаем, что все студенты должны сдавать экзамены, то, конечно, относим эту обязанность к конкретным людям, а не к неким абстрактным объектам.

Подводя итог изложенному, можно сказать, что понятие как форма (вид) мысли, или как мысленное образование, есть результат обобщения предметов некоторого вида и мысленного выделения соответствующего класса (множества) по определенной совокупности общих для предметов этого класса – и в совокупности отличительных для них – признаков.

Определение понятия

Понятие – это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов.

 

Понятие - общее имя, имеющее относительно ясное и устойчивое содержание и сравнительно четко очерченный объем. Понятиями являются, например, «дом», «квадрат», «молекула», «кислород», «атом» и т. п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать понятиями, и теми, которые не относятся к понятиям, не существует. «Атом» уже с античности является достаточно оформившимся понятием, в то время как «кислород» и «молекула» до XVIII в. вряд ли могли быть отнесены к понятиям.

Имя «Понятие» широко используется и в повседневном языке, и в языке науки. Однако в истолковании содержания этого имени единства мнений нет. В одних случаях под понятием имеют ввиду все имена, включая и единичные, и пустые. К понятиям относят не только «столицу» и «европейскую реку», но и «столицу Белоруссии» и «самую большую реку Европы». В других случаях понятие понимается как общее имя, отражающее предметы и явления в их общих и существенных признаках. Иногда понятие отождествляется с содержанием общего имени, со смыслом, стоящим за таким именем.

Если мы сравним смысл, в котором употреблено имя «волк» в следующих высказываниях: «Волк выбежал на дорогу» и «Волк – хищное животное», то увидим, что оно обозначает разные предметы.

Предмет первого высказывания – конкретное живое существо, которое я наблюдала или наблюдаю во время выполнения им названного действия, а предмет второго – волк вообще как один из видов хищных животных, существующий не в качестве материального образования, а только как мысль об определенном виде животного, отличном от других видов.

Таким образом, одно и то же имя может обозначать как отдельного представителя какого-то класса предметов, так и весь класс этих представителей как обобщенный предмет.

Употребление имени в первом смысле называется простой суппозицией имени, во втором – генеральной суппозицией.

Содержанием имени, употребленного в генеральной суппозиции, является мысленный «образ», полученный путем обобщения и объединения в единое целое общих признаков представителей некоторого класса.

Комплекс общих признаков, характеризующих обобщенный предмет и выражающих сущность тех реальных индивидуальных предметов, обобщением которых он является, и есть понятие. Следовательно, понятие можно определить как мысль, в которой отражаются предметы в их существенных признаках, а имя – как языковое выражение этой мысли.

В большинстве существующих учебников логики то, что мы называем именем, обозначается термином «понятие». Такое употребление этого термина основано на недоразумении. Понятие – это форма знания о сущности предмета, другими формами знания являются восприятие и представление.

Термин «понятие» широко употребляется в традиционной логике, которая начинала с анализа понятия, затем переходила к исследованию суждения, которое мыслилось составленным из понятия, и далее к описаниям умозаключения, составленного из суждений как более простых элементов. В современной логике термин понятия, суждение и умозаключение употребляются редко. Схема изложения логики «понятие – суждение – умозаключение» отброшена как устаревшая. Изложение современной логики начинается с логики высказываний, которая лежит в фундаменте всех иных логических систем и в которой простое высказывание не разлагается на составляющие его части.

Логические приемы образования понятий

Понятие – это результат более или менее сложной мыслительной деятельности. В этой деятельности можно выделить следующие наиболее важные и общие приемы.

Анализ предметов, данных в представлении, - это разложение их на отдельные признаки, выявление их связей и отношений с другими предметами.

Синтез – воспроизведение предметов, расчлененных в процессе анализа на отдельные признаки, представляющие их как систему выделенных свойств и отношений.

Сравнение– выявление сходств и различий между предметами.

Обобщение – объединение в одной мысли под одной знаковой формой множества предметов по сходным их чертам. Обобщение связано с процессом абстрагирования.

Абстрагирование состоит из трех видов. Один из них заключается в том, что в предмете выделяются какие-то признаки, а все другие остаются за пределами внимания. Другими словами, происходит отвлечение от всех других признаков. Результат применения такого приема есть абстрактно мыслимый, характеризуемый лишь некоторой совокупностью выделенных признаков предмета. Именно этот прием неразрывно связан с обобщением предметов некоторого класса и поэтому может быть назван обобщающе-различающим абстрагированием.

Второй вид – отождествляющее абстрагирование. Прием состоит в том, что, выделяя некоторые признаки предмета, мы игнорируем все остальные как несущественные с той или иной точки зрения. Это ведет к отождествлению всех предметов, обладающих выделенными признаками. Таким образом, например, выделяя те или иные слова по их структуре, мы игнорируем все различия, связанные с их написанием или произношением, и рассматриваем все случаи употребления слова одной и той же структуры как различные экземпляры одного и того же слова.

И наконец, имеется так называемое изолирующее абстрагирование, состоящее в том, что отдельные признаки предметов, отдельные их характеристики мысленно отделяются от самих предметов и становятся самостоятельными предметами мысли. Результатом таких процессов являются так называемые абстрактные объемы и понятия: «фигура», «качество», «количество», «талант», «объем», «длина» и пр.

Следует различать такие приемы познания, как обобщающее абстрагирование и идеализация. Идеализация состоит в том, что, имея в виду некоторые определенные случаи (предел уменьшения трения, увеличение упругости и т.д.), мы либо мысленно наделяем предметы какими-то свойствами, которых они в действительности не имеют (например, физические тела – способностью восстанавливать при деформации свой объем или форму, в результате чего появляются понятия типа «идеально упругое тело» или «идеальная жидкость»), либо лишаем их каких-то свойств, которыми они в действительности обладают. Так возникают в нашем сознании «безразмерные» точки, линии, лишенные ширины, «идеальный газ». Обобщенно говорят, что понятие является результатом анализа мыслимых в нем предметов.

Итак, в понятии выделяются некоторые классы предметов посредством обобщения этих предметов. Результаты таких выделений в понятиях представляют определенные «узлы» в познании, вокруг которых концентрируются все наши знания.

Объем и содержание понятия

cyberpedia.su

1. АБСТРАКТНОЕ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОСТИ

1. АБСТРАКТНОЕ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОСТИ

Итак, мы установили, что сознание, отражающее единичный, пусть даже неоднократно повторяющийся факт, но не улавливающее его внутреннего строения и внутренне-необходимой связи с другими такими же фактами, есть сознание крайне абстрактное -- даже в том случае, если оно наглядно и чувственно представимо.

Именно поэтому "Общий закон изменения формы движения гораздо конкретнее, чем каждый "конкретный" пример этого" (Маркс и Энгельс. т.?, стр.?)

Именно поэтому самые что ни на есть "нагляднейшие" примеры не делают и не могут сделать "конкретной" убогую, тощую, бедную определениями "мысль".

"Наглядные примеры", иллюстрирующие тощую абстракцию, могут лишь замаскировать ее абстрактность, могут создать лишь видимость, лишь иллюзию "конкретного" рассмотрения. Этим, к сожалению, довольно часто пользуются любители пускать пыль в глаза, сводящие "теоретическое рассмотрение" к нагромождению "примеров". Для этих людей, естественно, толкование конкретности как чувственной наглядности знания гораздо удобнее, чем определение Маркса, ибо последнее обязывает к дальнейшему анализу фактов.

И столь же естественно, что любая попытка проанализировать факты действительности конкретно, то есть обнаружить скрытую в этих фактах внутреннюю взаимосвязь, несводимо к тому абстрактно общему, которое открыто глазам и без всякого анализа, расценивается любителями "конкретных примеров" как "абстрактное рассуждательство", как "абстрактное теоретизирование" и т.п.

К счастью, эта позиция не имеет с позицией Маркса ничего общего. Точнее, "общее" есть, конечно, и тут -- слова "абстрактное" и "конкретное". Но эти одинаковые слова прикрывают полную противоположность понятий абстрактного и конкретного, противоположность действительного понимания роли и места того и другого в процессе мышления, в процессе переработки созерцания и представления.

В чем заключается, согласно Марксу, действительно абстрактное рассмотрение предмета?

"Абстрактность" как таковая есть с его точки зрения просто-напросто односторонность знания, такое знание вещи, которое отражает вещь лишь с той стороны, с какой она, это вещь, "подобна", "тождественна" многим другим таким же вещам. "Абстрактность", следовательно, по самой своей природе не в состоянии ухватить специфической природы вещи, то есть как раз того, что для мышления в понятиях как раз единственно "интересно". Мыслить абстрактно -- легче легкого. Для этого не требуется никакой логической грамотности, никаких усилий ума.

Но очень трудно мыслить в конкретных абстракциях, очень нелегко производить действительно содержательные абстракции. Но содержательная абстракция, конкретная абстракция есть по своим действительным логическим характеристикам нечто прямо противоположное простой абстракции, абстрактному как таковому.

Если абстракции как таковая отражает единичную вещь (явление, факт, предмет и т.п.) только с той стороны, с какой она, эта вещь, подобна, сходна, тождественна целому ряду других таких же вещей, то конкретная абстракция как раз наоборот отражает именно специфическую природу рассматриваемого особенного или единичного явления.

Что значит совершить действительное обобщение, что значит отвлечь объективную конкретную абстракцию от явления?

-- Это значит рассмотреть вполне особенный, неоднократно повторяющийся факт с точки зрения его собственного, имманентного содержания, рассмотреть его, как говорится, "в себе" -- отвлекаясь при этом от всего того, чем этот факт обязан внешнему воздействию, всей совокупности внешних воздействий той более широкой сферы деятельности, внутри которой он существует.

Именно так поступает Маркс в "Капитале" при исследовании явлений простого товарного обмена. Он получает действительные объективные характеристики стоимости, -- "рассматривая процесс абстрактно, -- т.е. оставляя в стороне обстоятельства, которые не вытекают из имманентных ЗАКОНОВ простого товарного обращения..." ["Капитал"]

Подчеркнутое разъяснение относительно "абстрактного" способа рассмотрения -- как нетрудно заметить -- прямо противоположно ходячему пониманию этого способа. Согласно последнему "абстрактное" рассмотрение особенного явления должно было бы поступать совсем наоборот: отвлечь от него лишь такие определения, которые одинаковы у него с целым рядом других особенных явлений, отвлечь лишь то, в чем данное особенное явление подобно, тождественно с рядом других.

То, что делает Маркс "рассматривая абстрактно" определенное особенное явление, скорее похоже на то, что старая логика именует "изолирующей абстракцией". Но это опять-таки лишь чисто внешнее сходство. Та же старая логика метафизически противополагает "изолирующую абстракцию" -- "генерализующей", т.е. такой абстракции, которая игнорирует особенность и отбирает лишь "общее".

Абстрактное рассмотрение особенного явления у Маркса есть ни то, ни другое, не выработка т.н. "изолирующей абстракции", ни выработка т.н. "генерализующей абстракции".

То, что делает Маркс, с позиции старой логики покажется неизбежно то выработкой "изолирующей", то выработкой "генерализирующей" абстракции, в зависимости от того, как говориться, "с какой стороны посмотреть"...

Выявление теоретических характеристик простого обмена товара на товар включает в себя, с одной стороны, строжайшее "изолирование" явления простого товарного обмена от всех прочих движений стоимости, но, с другой стороны, вырабатывается при этом не что иное, как всеобщее понятие стоимости, вскрывается всеобщий закон всех (а не только одной) форм движения стоимости...

А это показывает, что "абстрактное рассмотрение" явления у Маркса есть какая-то более сложная и содержательная операция, нежели "изоляция" и "генерализация", и даже нежели простое "единство" и того и другого. Это показывает, что действительную суть логических действий Маркса вообще невозможно ни понять, ни выразить в категориях, развитых на почве чисто формального исследования логического процесса.

В чем же заключается то специфическое в логических действиях Маркса, которое не может быть выражено в категориях старой, чисто формальной логики?

Дело заключается прежде всего в том, что Маркс с самого начала имеет в виду, как общую цель, в свете которой соразмеряется каждое отдельное логическое действие, каждый отдельный акт образования абстракции, цель воспроизведения конкретного в мышлении. Каждое особенное явление рассматривается в "Капитале" непосредственно с точки зрения его места и роли в составе целого, в составе конкретной системы, внутри которой и посредством которой каждое отдельное явление приобретает свою специфическую определенность. Эту самую определенность, не свойственную каждому отдельному явлению, если оно существует вне данной конкретной системы, целого, и приобретаемую им тотчас, как только оно входит в состав данного целого, в состав данной, конкретной исторически развившейся системы и фиксирует каждая конкретная абстракция. Через "абстрактное" рассмотрение особенного явления (отвлекаясь сознательно от всего того, чем данное явление обязано другим взаимодействующим с ним явлениям) Маркс на деле рассматривает как раз всеобщую взаимосвязь "целого", то есть -- всей совокупности взаимодействующих особенных явлений.

Это на первый взгляд кажется чем-то парадоксальным: выявление всеобщей связи явлений совершается как раз через свою противоположность -- через строжайшее отвлечение от всего того, что одному явлению свойственно, благодаря его всеобщей взаимосвязи с другими, от всего того, что "не вытекает из имманентных законов" данного особенного явления.

Дело, однако, заключается в том, что уже само право рассматривать данное конкретное явление "абстрактно" предполагает понимание его особой роли и места в составе целого, внутри всеобщей взаимосвязи, внутри совокупности взаимообуславливающих особенных явлений.

Простой товарный обмен Маркс действительно ставит перед глазами как особую реальность и рассматривает его совершенно независимо от всех тех сложнейших форм взаимодействия, внутри которых он реально существует в составе целого, абстрактно, то есть независимо от рассмотрения "целого", от рассмотрения его взаимодействий.

Но уже в том, и именно в том, что простой товарный обмен, "товар" и форма товара, рассматриваются "абстрактно", как раз и находит свое логическое выражение в той совершенно особенной роли товара, которую он играет в составе данного и никакого другого "целого".

В том, что товар рассматривается абстрактно, независимо от всех остальных явлений товарно-капиталистического производственного организма, как раз и выражается логически (теоретически) его конкретная, исторически неповторимая форма зависимости от системы производственных отношений в целом.

Дело в том, что только внутри развитой системы товарно-капиталистического производства -- и ни в какой другой системе производственных отношений людей друг к другу -- товарная форма связи оказывается всеобщей, простейшей, элементарной формой взаимосвязи общественно-производящих свою жизнь людей. Ни в одной другой конкретно исторической системе отношений производства такой роли товар и обмен товаров не играли, не играют и не могут играть.

Эта особенная роль и значение товарной формы внутри развитого капитализма и выражается теоретически в том, что чисто абстрактное рассмотрение товара, его "имманентных законов", одновременно тем самым выявляет всеобщее теоретическое определение всей системы в целом, выражение ее конкретно-всеобщей закономерности.

Если бы предметом теоретического рассмотрения оказалась бы не товарно-капиталистическая, а любая другая конкретно историческая система отношений общественного производства, социализм или феодализм, первобытнообщинный строй или рабовладельческая формация, то не было бы ничего ошибочнее с точки зрения Логики Маркса рассматривать товарную форму абстрактно, так, как она рассматривается в экономической теории капитализма.

Абстрактное рассмотрение товарной формы ровно ничего не дало бы для теоретического понимания всеобщей связи системы в том случае, если бы эта система развилась из какой-то иной всеобщей основы, нежели товарная форма. В данном случае "рассматривая (товар) абстрактно, то есть оставляя в стороне обстоятельства, не вытекающие из имманентных законов" товарной формы, мышление не сделает ни малейшего шага по пути конкретного рассмотрения исследуемой системы, не отвлечет ни единого конкретного теоретического определения предмета.

Если внутри товарно-капиталистической системы, в ходе ее рассмотрения, теоретик не только вправе, но и обязан рассматривать товарную форму абстрактно, то он не имеет никакого логического права рассматривать столь же абстрактно любую другую форму экономической связи того же капиталистического организма, например прибыль или ренту...

Попытка проделать это не приведет к выработке конкретного теоретического понимания роли и места прибыли внутри общей взаимосвязи. Это вообще невозможно проделать, если предварительно не проанализированы: прибавочная стоимость, деньги и товар. И если мы сразу, не проделав анализа товара, денег, прибавочной стоимости и прочего, выделим явление прибыли и начнем его рассматривать "абстрактно", то есть оставляя в стороне все обстоятельства, которые вытекают из ее "имманентных" законов, то ровно ничего не поймем в ее движении. В лучшем случае мы получим абстрактное описание явлений движения прибыли, абстрактное представление о них, но не конкретное теоретическое понимание, не понятие.

Точно такой же с точки зрения диалектики явилась бы попытка понять что-либо в явлениях человеческой психики, отправляясь от условного рефлекса. Условный рефлекс есть действительно всеобщая форма отражательной деятельности животной особи, на ее основе строится весь сложнейший аппарат нервно-физиологических связей, через который преломляются все воздействия внешнего мира. Отражательный аппарат животного не только можно, но и нужно исследовать, исходя из условно-рефлекторной связи. Именно на этом правильном пути великий Павлов развил свою теорию, рассматривая условный рефлекс так же абстрактно, как Маркс рассматривал всеобщую форму экономической связи, товар, то есть "оставляя в стороне все обстоятельства, которые не вытекают из имманентных законов" этой простой нервно-физиологической реальности.

Но крайне ошибочна затея некоторых последователей И.П.Павлова, которые мечтают развернуть теоретическое понимание отражательной деятельности человека, отправляясь от того же условного рефлекса, рассматривая условный рефлекс как всеобщую, элементарную форму психологии человека.

Психология, сознание человека разрастаются на совершенно иной всеобщей основе. Сама работа аппарата условно рефлекторных связей здесь подчинена процессу, который совершенно независим от условно-рефлекторной деятельности отдельной антропологической особи. Здесь все зависит от процесса общественного труда, от общественного бытия человека. Поэтому сознание человека нельзя ни сводить к условно-рефлекторной деятельности отдельного мозга, ни выводить из нее, как из "всеобщей" основы. Здесь -- другая всеобщая основа, которая и должна рассматриваться "абстрактно", то есть совершенно независимо от условных рефлексов, от физиологии и прочих природных предпосылок.

Поэтому заранее обречены на провал попытки развить теоретическое понимание психологии человека, теорию психологии, рассматривая в качестве простой субстанции всех психических явлений условный рефлекс.

Это также невозможно сделать, как невозможно развить теорию капиталистической экономики на основе абстрактного рассмотрения "труда вообще" или технологии производства.

Здесь другая всеобщая основа, другая конкретная субстанция, которая и должна быть рассмотрена абстрактно. Условный рефлекс в системе отражательной деятельности человека сам занимает подчиненное место, играет роль, сходную с ролью "товара" внутри социализма. Абстрактное его рассмотрение не ведет поэтому к пониманию его действительной роли в составе данного конкретного целого -- в данном случае человеческой психики.

Таким образом, право на абстрактное рассмотрение явления, определяется совершенно конкретной ролью данного явления в составе исследуемого целого, конкретной системы взаимодействующих явлений. Если исходный пункт развития теории взят правильно, то "абстрактное" рассмотрение оказывается непосредственно совпадающим с конкретным рассмотрением всей системы в целом.

Если же "абстрактно" рассматриваются не то явление, которое объективно составляет всеобщую, простейшую, элементарную форму бытия предмета в целом, его реальную "клеточку", -- то в данном случае "абстрактное" рассмотрение так и остается "абстрактным" в дурном смысле этого слова и не совпадает с путем конкретного познания.

Взяв явления прибыли, например, можно составить себе абстрактное обобщенное представление о них. Но конкретного понятия прибыли на этом пути не получить, ибо конкретное понимание места и роли прибыли в процессе движения системы товарно-капиталистических отношений предполагает понимание их реальной ближайшей субстанции -- прибавочной стоимости, то есть другого экономического явления, а последнее в свою очередь предполагает познание "имманентных законов" движения товарно-денежной сферы, понимание "стоимости" как таковой, независимо от прибыли и прибавочной стоимости. Иными словами, само "абстрактное" рассмотрение прибыли возможно лишь в том случае, если предварительно проанализированы абсолютно независимые от прибыли явления. Прибыль может быть понята только через прибавочную стоимость, через "другое", в то время как прибавочная стоимость может и должна быть понята "сама по себе", и при ее анализе следует строго оставить все обстоятельства, не вытекающие непосредственно из ее имманентных законов; надо, прежде всего, оставить в покое прибыль. При анализе же прибыли нельзя этого сделать, нельзя оставить в стороне обстоятельства, вытекающие из имманентных законов другого явления, нельзя рассматривать прибыль "абстрактно".

Таким образом, само "абстрактное" рассмотрение явления включает в себя "конкретный" подход к этому явлению и непосредственно выражает его роль внутри данной, конкретно исторической системы явлений в целом.

"Абстрактное рассмотрение" выступает как такое рассмотрение явления, которое, оставляя в стороне все обстоятельства, не вытекающие непосредственно из имманентных законов данного явления, сосредотачивается как раз на "имманентных законах", на анализе явления "в себе и для себя", если употребить гегелевское выражение. Образцом такого исследования является анализ законов движения товарно-денежной сферы в "Капитале" Маркса.

Явление здесь рассматривается "само по себе", в строжайшем отвлечении от всех тех воздействий, которые оказывают на него другие, более сложные и развитые явления, явления, связанные с производством прибавочной стоимости прежде всего. Это и значит, что оно рассматривается "абстрактно".

В таком понимании и применении "абстрактного" рассмотрения не только нет ничего "дурного", чего-то метафизически противоположного "конкретному" рассмотрению, но есть как раз реальное совпадение абстрактного и конкретного, их диалектическое единство.

"Конкретное" рассмотрение выступает в свете этого как такое рассмотрение, которое уже не оставляет в стороне все обстоятельства, не вытекающие из имманентных законов данного явления, а наоборот, привлекает их к рассмотрению. "Конкретное" понимание явлений товарно-денежной сферы совпадает с учетом всех тех воздействий, которые на нее оказывают все развитые, все более сложные формы экономических отношений внутри капитализма.

Иными словами, конкретное понимание товара, который в начале рассматривался лишь абстрактно, совпадает с теоретическим пониманием всей совокупности взаимодействующих форм экономической жизни, всей экономической структуры капитализма. Как таковое оно достигается лишь в развернутой системе науки, в теории в целом.

"Конкретность" тем самым совпадает со всесторонностью учета всех форм внутреннего взаимодействия явлений, составляющих в их совокупности конкретно исторически развившуюся систему.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

ОБОБЩАЮЩАЯ АБСТРАКЦИЯ - это... Что такое ОБОБЩАЮЩАЯ АБСТРАКЦИЯ?

 ОБОБЩАЮЩАЯ АБСТРАКЦИЯ ОБОБЩА́ЮЩАЯ АБСТРА́КЦИЯ (генерализирующая абстракция) – процедура отвлечения от несходных, различающихся св-в (признаков) предметов, приводящая к введению в рассмотрение их одинаковых (тождественных, совпадающих, равных) св-в и к образованию (общего) понятия о предметах, обладающих выделенными св-вами (признаками). В истории гносеологии О. а. рассматривалась неоднократно, причем часто в противопоставлении изолирующей абстракции. О. а. по существу совпадает с абстракцией отождествления, с тем только отличием, что понятие об О. а. не содержит уточняющей абстракцию отождествления явной ссылки на отношение типа равенства, в к-ром находятся любые два предмета, охватываемые образуемым понятием. О. а. играет фундамент. роль в познании; она участвует в образовании науч. понятий разл. уровня абстрактности – от понятий, формирующихся на основе отождествления чувственно-воспринимаемых вещей, до понятий об абстрактных объектах, являющихся результатом многоступенчатого абстрагирования; др. формы обобщающей и абстрагирующей деятельности человеческого ума (в частности, конструктивизация, формализация и идеализация) в той или иной форме всегда связаны с О. а. Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961.

Б. Бирюков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

.

  • ОБМЕН ВЕЩЕСТВ
  • ОБОЛЕНСКИЙ

Смотреть что такое "ОБОБЩАЮЩАЯ АБСТРАКЦИЯ" в других словарях:

  • АБСТРАКЦИЯ — (от лат. abstractio отвлечение, отделение) процесс мысленного отвлечения одних свойств и отношений вещей и явлений от других. А. отождествления выделяет общее свойство объектов путем установления отношения эквивалентности или равенства между ними …   Философская энциклопедия

  • АБСТРАКЦИЯ — (от лат. abstractio отвлечение) (абстрактное) форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее Понятие как результат процесса абстрагирования;… …   Большой Энциклопедический словарь

  • абстракция — и; ж. [лат. abstractio отвлечение]. 1. Мысленное отвлечение от каких л. признаков, свойств, связей предмета или явления с целью выделения, обособления его существенных сторон, признаков; абстрагирование. 2. Отвлечённое понятие, теоретическое… …   Энциклопедический словарь

  • Абстракция — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Абстракция исполнения — Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio  «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… …   Википедия

  • абстракция —         АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio выделение, отвлечение или отделение) теоретический прием исследования, позволяющий отвлечься от некоторых несущественных в определенном отношении свойств изучаемых явлений и выделить свойства существенные и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АБСТРАКЦИЯ — (от латинского abstractio отвлечение) (абстрактное), форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее Понятие как результат процесса… …   Современная энциклопедия

  • Абстракция — (от латинского abstractio отвлечение) (абстрактное), форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие как результат процесса… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Абстракция — (от латинского abstractio отвлечение)          1) метод научного исследования, основанный на том, что при изучении некоторого явления, процесса не учитываются его несущественные стороны и признаки; это позволяет упрощать картину изучаемого… …   Большая советская энциклопедия

  • Абстракция — (лат. abstractio отвлечение)    форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей объекта и отвлечения от его других частных свойств и связей. Основные типы А.: изолирующая А. (вычленяющая некое явление из нек рой… …   Криминалистическая энциклопедия

dic.academic.ru

1.4 Абстракция, конкретизация и обобщение.. Анализ ошибок заочной математической школы

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания

2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания

...

Воспитание социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста

2.3 Обобщение результатов исследования

Полученные экспериментальные данные исследования компонентов социальной компетентности...

Инновационные технологии, используемые на занятиях в дошкольном учреждении

1.1. ЛИЧНОСТЬ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ВЫСШЕГО УРОВНЯ

Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающие теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций...

Использование методов научного познания при изучении темы "Четырехугольники"

1.2.3 Обобщение, абстрагирование и конкретизация

Обобщение и абстрагирование - два логических приема, применяемые почти всегда совместно в процессе познания. Обобщение - совокупность мыслительных операций, логический прием, состоящий в выделении...

Методический анализ темы "Адресация в IP-сетях" дисциплины "Компьютерные коммуникации и сети"

2.5 Конкретизация обучающих и когнитивных целей

Обучающие цели: 1. Сформировать у учащихся знания о принципах адресации в IP-сетях; 2. Ознакомить с основными типами адресов стека протоколов TCP/IP, а также и различными типами систем адресации. Развивающие цели: 1...

Методический анализ темы "Сочетание плоскостной, объемной и пространственной композиции в одной композиции"

§6 Конкретизация обучающих и когнитивных целей

Общая цель: дать основной материал по теме, сформировать, необходимые ЗУН у учеников. Обучающие цели: - Объяснить, что такое композиция; - Объяснить различия между объемной, плоскостной и пространственной композициями; - Объяснить...

Методы компьютерной диагностики функционального состояния учащихся

5 Обобщение результатов по применению комплекса «Тетр»

Оценка профиля индивидуальной асимметрии. Выполнено ученицей нашей школы Татьяной Серовой...

Научно-исследовательская работа школьников в РБ

2.2 Обобщение

Обобщение есть переход от рассмотрения данного множества предметов к рассмотрению большего множества, содержащего данное. Например, мы делаем обобщение...

Опыт работы методического кабинета Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 11" г. Сасово

Обобщение опыта работы МДОУ детский сад № 11

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 "Радуга" является учреждением комбинированного вида 2-й категории. Учредителем МДОУДС №11 является администрация муниципального образования - город Сасово...

Проблемы обучения детей-мигрантов

1.3. Обобщение разработок отечественных школ миграционной педагогики.

Миграционная педагогика в последние годы получает все более широкое распространение и в нашей стране. Отдельные научно-прикладные разработки в этой отрасли, которые можно обобщить в виде таблицы, внедряются в общую практику образования...

Развитие творческих способностей младшего школьника на уроке чтения

2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования

В ходе эксперимента был проведён ряд исследований, одно из них осеновывалось на опросе учащихся двух классов начальной школы (приложение№4). На констатирующем этапе эксперимента данный опрос показал...

Систематизация и обобщение учебного материала по физике в средних общеобразовательных учреждениях

2.3 Обобщение и систематизация знаний учащихся по физике

...

Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании

Глава 1. Определение понятий "образование" и "воспитание", конкретизация их взаимосвязи

На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них. Согласно В.Г. Крысько, образование - "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний...

Содержание, организационные формы и методы совместной работы образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей

2.1. Анализ и обобщение педагогического опыта.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского (1918 г.р.). Опыт собственной многолетней учительской практики...

Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов

2.2 Эволюция как основное теоретическое обобщение в биологии

Идея историчности развития, идея эволюции принадлежит к числу немногих фундаментальных идей не только естествознания, но и всех наук. Но именно в биологии эволюционная идея, доказанная Ч. Дарвином, стала краеугольной...

ped.bobrodobro.ru

Абстракция (абстрактивизм,абстрагирование)

Абстра́кция (от лат. abstractio — «отвлечение») — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.

В европейской философии и логике абстрагирование трактуется, как правило, как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют все более общие изображения реальности (иерархию абстракций). Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется уровнем абстракции. В зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции.

Абстрактное понятие — высшая форма абстракции, но связанная с примитивной чувственной абстракцией. Начиная с одних чувственных свойств и выделения других чувственных свойств (примитивная чувственная абстракция) абстракция переходит от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Поэтому мысль может через отношения между предметами выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Существовало два учения об абстракции, то есть о том процессе, когда мышление переходит к абстрактным понятиям:

  • абстракция эмпирической психологии — это учение сводило абстрактное лишь к чувственному,
  • абстракция реалистической психологии — отрывало абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание порождается мыслью.

Но в действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному лишь, исходя из чувственного, то есть это движение мысли, которая переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам.

АБСТРАГИ́РОВАНИЕ — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них. Абстрагирование — один из способов мышления, результат которого — образование наиболее общих суждений и понятий (абстракций). В художественном творчестве абстрагирование — это отвлечение от несущественных, случайных качеств формы с целью нахождения наиболее существенных, типичных закономерностей формообразования.

Итог такого абстрагирования — создание художественного образа. Поэтому абстрактное мышление лежит в основе любой художественной деятельности. В сочетаниях с другими, частными, приемами творческого мышления оно порождает различные типы композиций в разных видах искусства в зависимости от их специфики. Так или иначе абстрактное мышление присутствует в искусстве постоянно, там, где оно исчезает, например в натурализме, исчезает образность и, следовательно, качество художественности.

В своем крайнем выражении абстрагирование в изобразительном искусстве приводит к абстрактивизму, или абстрактному искусству; в декоративном творчестве — к последовательной геометризации изображения, превращению его в орнамент. Но абстрагирование в искусстве имеет и более глубокий смысл, оно символизирует стремление художника в иные, высшие миры, уход от обыденной действительности, бестолковой пошлости и "дурно-бесконечной рефлексии"материального мира к абсолютным началам бытия, абсолютной ценности творчества.

Абстрагирование в искусстве означает приближение к гармонии, идеалу, вечным образам, вселенским идеям. Абстрагирующая тенденция проявляется в истории искусства постоянно в различных формах и всегда указывает на конкретный характер связи непосредственного, чувственного восприятия и абстрактного мышления; наблюдения природы и проникновения в суть вещей, логического и интуитивного, рационального и мистического начал творчества.

В конечном итоге абстрагирование порождает оппозицию "перцептуального и концептуального", т. е. того, что видит художник, и того, что он мыслит: "что" изображается (конкретное) и "как" выражается (абстрактное). Немецкий теоретик В. Воррингер в 1907—1908 гг. опубликовал книгу "Абстракция и вчувствование" («Abstraktion und Einfühlung"), в которой он определил "абстракцию" как отход от наивного натурализма, присущего всем примитивным народам, как высшую ступень художественного мышления.

Древние греки, по убеждению Воррингера, остались в плену "вчувствования" и потому не создали подлинно художественного стиля. Северным народам, в отличие от южан, в том числе художников Итальянского Возрождения, свойственно особое "абстрактное" мышление, стремление к трансцендентному. Это мышление породило высшие достижения мистического, христианского искусства — Готику, византийскую иконопись. В XX в. идеи Воррингера послужили теоретической основой искусства экспрессионизма и абстрактивизма.

Абстрагирование — это мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. Это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое опосредствование и позволяющий превратить в объект рассмотрения разные свойства предметов. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а также прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.

Абстрагирование - один из основных способов нашего мышления. Его результат - образование наиболее общих понятий и суждений (абстракции). В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно; в своём крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведёт к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве ХХ века., для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции ( из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм). К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского.

Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали логически упорядоченные конструкции, перекликаясь с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм русского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.) В скульптуре абстракционизм выразился меньше, чем в живописи.

Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что провозглашал отказ от сознательного в искусстве и призывал "уступить инициативу формам, краскам, цвету".

 

Виды абстракции

Некоторые типы абстракции:

  • примитивная чувственная абстракция — отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все ее стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.
  • обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.
  • идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая», «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция — тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.
  • абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция — выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция — вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.

АБСТРАКТИВИ́ЗМ, АБСТРА́КТНОЕ ИСКУ́ССТВО

Абстрактивизм в изобразительном искусстве, в самом широком значении этого слова, — ясное и последовательное осуществление тенденции художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от случайных, несущественных качеств видимой формы: случайностей освещения, перспективных сокращений, ракурсов, мелких, несущественных деталей. В этом смысле более абстрактным является графическое начало изображения, искусство графики и декоративное творчество, менее абстрагированным — живописное мышление. Более абстрактны образы архитектуры и скульптуры, менее — станковой живописи. Абстрагирующая тенденция действовала в истории искусства всегда. Характерно, что уже в самой глубокой древности — в искусстве каменного века— существовало два полюса, два крайне противоположных вида искусства — "натуральный макет" зверя (доизобразительного периода), "натуральный стиль" искусства первобытных охотников и предельно геометризованные символы, геометрическая орнаментация орудий и человеческого тела. В дальнейшей истории искусства эти крайности то сходились, тесно взаимодействуя, то расходились снова. Геометрический стиль в искусстве Древнего Мира является первым всеобъемлющим художественным стилем, в котором доминирует абстрактное начало. Однако как художественное направление в изобразительном искусстве абстрактивизм стал оформляться только на рубеже XIX—XX вв. Это объясняется, с одной стороны, усилением аналитических тенденций развития художественного мышления, а с другой — отчуждением художника от окружающей его действительности. Многовековая работа мастеров искусства над формой привела к потребности совершенствовать ее качества по отдельности: зрительную конструкцию, фактуру, цвет. После импрессионизма и стремительного развития несовместимых между собой течений постимпрессионизма художественный синтез стал недостижимым. А действительность была такова, что у многих художников вообще пропадал всякий интерес к ее изображению. В 1917 г. французский живописец-постимпрессионист А. Лот заявил: "Абстрактивизм реалистичен", подразумевая, что абстрактное искусство честнее, правдивее отражает отношение художника к окружающей его жизни, чем салонная натуралистическая живопись того времени. В 1931 г. выдающийся немецкий художник, теоретик, философ и педагог П. Клее написал: "Чем ужаснее становится мир, тем более абстрактным становится искусство". А знаменитый П. Пикассо утверждал, что "абстрактного искусства не существует", что любое искусство, в тех или иных формах, так или иначе, отражает реальность. Очевидным становится и несовпадение содержания оппозиций: реализм — идеализм, натурализм — абстрактивизм. Объяснение возникновения абстрактной живописи, графики, скульптуры тем, что художники стали переносить в изобразительное искусство несвойственные его природе выразительные средства "архитектонических, или неизобразительных, искусств" (архитектуры, орнамента, музыки), неудовлетворительно прежде всего потому, что такое объяснение игнорирует общую закономерность формообразования, присущую всем этим видам искусства: постоянное преображение изобразительной конструкции в композицию, конкретного в абстрактное. Этот механизм, формировавшийся в разных видах искусства по-своему, действовал всегда, и потому все виды искусства, в той или иной степени, являются изобразительными и выразительными. Художники-абстрактивисты начала XX в. в сущности ничего не открыли, а нигилистические, скандальные декларации некоторых из них отчасти отражали романтику времени, отчасти были просто блефом, в расчете на привлечение внимания. Еще в 1883 г. французский художник А. Альфонс показал на выставке картину "Девушки под снегом", представляющую собой натянутый на подрамник лист чистой белой бумаги. Разумеется, можно посчитать эту картину просто шуткой, представив на ней вполне конкретное изображение белого снега, покрывающего фигуры девушек. Но в 1892—1893 гг. А. Ван де Велде уже создавал свои программные абстрактные рисунки и акварели, отражающие естественное развитие формальных поисков в искусстве периода Модерна. Формирование стиля Ар Нуво в архитектуре и декоративном искусстве, поздние пластические опыты дивизиониста Ж. Сёра способствовали появлению абстрактных композиций бельгийцев Ван де Велде, Т. Ван Дусбюрга, П. Мондриана. В 1908 г. вышла в свет книга В. Воррингера "Абстракция и вчувствование", сыгравшая роль первого манифеста абстрактивизма. Это художественное направление возникло закономерно и своевременно в результате кризиса западноевропейского искусства, его интенсивной формализации и чрезмерной аналитичности, рассудочности. Поэтому претензии создателей русского революционного авангарда, в первую очередь К. С. Малевича и В. В. Кандинского, на роль "отцов абстрактного искусства" неосновательны. Характерно также, что Кандинский, по происхождению и по духовному складу, был более европейцем, чем русским. В абстрактивизме XX в. выделяются два основных течения: рационалистическое — "линия" Ван Дусбюрга, Мондриана и, позднее, Малевича и эмоциональное, экспрессивное — "линия Кандинского". Первое называется конструктивным геометризмом (у Малевича — супрематизмом), второе — абстрактным экспрессионизмом. С первым течением тесно связан поздний, синтетический кубизм, орфизм Р. Делоне, Ф. Купки, Ф. Пикабии, творчество художников группы "Золотое сечение", а также пуризм А. Озанфана и Ле Корбюзье, Б. Николсона. Элементы абстрактности присутствуют в творчестве выдающихся художников: А. Матисса, П. Клее, Ф. Леже, П. Пикассо, у сюрреалистов Х. Арпа, Х. Миро, А. Массона, М. Ротко, Х. Хартунга, скульпторов Х. Мура и А. Колдера, живописцев Г. Сазерленда, Н. де Сталя, А. Г. Явленского и многих других. Метод абстракции используется в дадаизме, поп-арте, оп-арте и иных авангардистских течениях. И все же различия между двумя основными течениями абстрактного искусства принципиальны и существенны. Художники геометрического абстрактивизма конкретизируют свои интуитивные прозрения о макрокосме, абсолютной ценности творчества в простых геометрических формах. Абстрактные экспрессионисты, напротив, последовательно отвлекаются от конкретных впечатлений с целью экспрессии — выражения своего внутреннего состояния. Представители первого течения "нисходят" и "строят", второго — "переживают" и движутся "снизу вверх". Если вторые связаны с традициями экспрессионизма в искусстве (о чем говорит и название течения), то радикальные художники геометрического течения являются программными формалистами и представляют как бы итог, крайнее выражение идей символизма в искусстве. В этом отношении показательно само название "супрематизм" (от лат. supremus — высший) и то, что знаменитый "Черный квадрат" К. С. Малевича, показанный на выставке 1915 г., был воспринят именно как символ "конца живописи". Существует и третье течение, отмеченное, может быть, качествами особой духовности, где свое слово смогли сказать русские художники. Это "третий путь в беспредметности" М. Ф. Ларионова, М. В. Матюшина, П. Н. Филонова. Отдельное место занимает школа В. С. Стерлигова и противопоставляемая им супрематизму оригинальная "купольно-чашечная" система формообразования. Однако в странах Западной Европы уже в конце 1920-х гг. абстрактивизм утратил свое значение, уступив место другим течениям, прежде всего сюрреализму. "Чисто абстрактное" искусство элитарно и мало понятно зрителю. Даже несмотря на утонченность ритмики и пластики форм, изысканность цветовых сочетаний многих картин художников-абстрактивистов подобное искусство способно вызвать лишь эстетическое переживание и слишком туманные субъективные ассоциации. Для полноты выражения художественно-образного содержания изобразительное искусство требует более конкретных форм, более однозначного прочтения изображения, что и достигалось в других, даже крайне модернистских течениях. В 1949 г. вышла в свет книга французского критика М. Сейфора "Абстрактное искусство, его истоки и первые мастера", но она была встречена во Франции прохладно. В Советском Союзе абстрактное, а заодно и все "левое" искусство попросту запретили. Неожиданное признание абстрактный экспрессионизм под названием ташизма нашел в 1950-х гг. в США. Но там он сразу же приобрел коммерческий, скандальный характер в лице Дж. Поллака, а трудами Э. Уорхола сомкнулся с поп-артом и примитивной торговой рекламой. В "американском варианте" эстетика абстрактивизма была сведена на нет. В наивысшем, духовном смысле абстрактное искусство есть проявление Божественного, абсолютного начала Творчества. Ведь абстракция как предчувствие бесконечности самоценна, она несет в себе отрицание видимого мира. Однако в материальном мире творчество художника сопряжено и с иными обстоятельствами. В этом отношении интересны размышления художника и теоретика В. А. Фаворского о том, что натурализм и абстрактивизм, наиболее последовательно воплощающие конкретное и абстрактное, есть "неполноценные искусства", поскольку крайности исключают друг друга. И напротив, взаимодействие конкретного и абстрактного в одном произведении искусства, как это всегда было в классике, в произведениях Джотто, Мазаччьо, Микеланжело и Рембрандта, — "самое интересное в искусстве, поскольку все время видишь, как абстрактное превращается в конкретное и конкретное имеет в основе абстрактное". Выхолащивание этой диалектики как с одной, так и с другой стороны подменяет художественность эстетической деятельностью, наподобие собирания разноцветных камешков на берегу моря или расстановки мебели в комнате. Фаворский делает вывод, что и "современный абстрактивизм можно обвинить в натурализме". Ведь художественное воображение основано прежде всего на том, что в конкретных, единичных формах с их несовершенством человек может увидеть высшее абстрактное (Божественное) начало, а данные ему абстрактные символы понимать конкретно, предметно. Художественный образ, как Истина, возникает где-то посередине... В СССР, в годы идеологического давления эпохи "социалистического реализма", все абстрактное искусство, независимо от его истинной ценности, казалось необычайно привлекательным, было олицетворением духовной свободы и расценивалось как протест против существующего государственного строя. Позднее оказалось, что оно является только одним из течений художественного авангарда, причем не всегда самым передовым. Абстрактное искусство называют также "нефигуративным", или "нонфигуративным" (от лат. non — "не" и figura — "вид, образ, изображение"). Однако с терминологической точки зрения это название менее удачно, поскольку неясно, какие именно "фигуры" имеются в виду. Термин "беспредметное искусство" также уязвим, потому что в сущности любое искусство, в том числе и творимое в абстрактных формах, всегда предметно, так как является выражением вполне конкретной художественной идеи, т. е. имеет свой предмет. В этом смысле было бы лучше название "безобъектное искусство". Геометрический абстрактивизм за его лаконичность, "экономность" формы выражения иногда называют "первичными структурами", или минимализмом.

shedevrs.ru

Абстракция | Гуманитарная энциклопедия

Абстракция — это идеальный (не существующий в действительности) предмет, созданный в результате абстрагирования — мыслительного процесса образования абстрактных сущностей (см. Абстрагирование). Абстрагирование представляет собой одну из наиболее важных операций мышления (см. Мышление) и необходимое условие познания мира (см. Мир) путём формирования «вторичных образов» действительности (которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории, модели и другие абстрактные сущности, так и их системы).

В процессе абстрагирования осуществляется выбор и обработка информации с целью замещения непосредственно данного эмпирического образа на другой, непосредственно не данный, но подразумеваемый и мыслимый. Мысль человека отвлекает нечто (те или иные признаки, характеристики, свойства, отношения) от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определённые основания его сущности. Результаты абстрагирующей деятельности — вторичные образы действительности или абстрактные предметы — обозначаются термином «абстракция». Следует отметить, что при отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной; в такой ситуации абстрактными принято называть пустые, бессодержательные, непродуктивные рассуждения и понятия. Абстрактные предметы всегда существуют лишь в воображении человека. Попытка приписать им реальное существование приводит к ошибке гипостазирования — овеществлению абстрактных сущностей, наделению их свойствами реальных предметов и признаками реального существования (см. Гипостазирование).

Наиболее простой формой абстракции можно считать практическое замещение одного объекта другим (формальная абстракция), которая представляет сбой акт избирательного отражения или интерпретации данных. При одних и тех же данных в различных ситуациях возможны различные акты отвлечения. И хотя произвольность отвлечений неоспорима, они оправдываются обычно в той мере, в какой абстракция приводит к успехам в познании или практической деятельности. Произвольный акт отвлечения только случайно может дать такой результат. При этом абстракция может быть осознанной, отрефлектированной на уровне мышления, или неосознанной, осуществляемой на уровне функциональных свойств рецепторов (органов чувств, приборов). Однако в любом случае абстракция должна давать определённый «частичный образ» из практически необозримого множества возможностей (потока внешних данных). В этой форме абстракция имеет место и у животных (в частности, на ней основано формирование условных рефлексов). У человека такое практическое замещение выражается и закрепляется в деятельности со знаками, на основе которой в дальнейшем формируются представления о существенных и несущественных свойствах объектов или явлений и об отношениях зависимости. Наряду с этим происходит осознание специфики знаковых образований, их отношения к действительности, и приложения к целям и задачам познавательной деятельности человека в форме теоретических построений (содержательная абстракция).

Результат абстракции (созданный какой-либо абстракцией или при посредстве какой-либо абстракции) представляет собой абстрактный объект и мыслится при этом как нечто самосущее, как отдельная реалия в системе определённых представлений. Так, в системе представлений о графике русского языка каждая буква алфавита мыслится как абстрактный объект — как «абстрактная буква», в отличие от оттиска такой буквы на странице (данного) текста — её «конкретного» (материального) представителя, манифестации абстрактного объекта в письменной речи. В устной речи её конкретным представителем служит определённый фонетический звук, а в лингвистике — соответствующий звуковой тип, или фонема, тоже абстрактный объект. Таким образом, один и тот же абстрактный объект может иметь представителей, которые сами абстрактны. В теоретическом познании последнее особенно широко распространено. Следует отметить, что противопоставление «конкретный объект — абстрактный объект» относится к системе определённых понятий и к способам фиксации объектов в сознании. Выступая как информационный посредник между мыслью и объективной реальностью, конкретный представитель информирует в первую очередь не о себе самом, а о том объекте, который он представляет.

gtmarket.ru

абстрактно обобщенный - это... Что такое абстрактно обобщенный?

 абстрактно обобщенный абстрактно обобщенный

прил., кол-во синонимов: 1

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

.

  • абсолютно чёрный
  • абстрактно обобщённый

Смотреть что такое "абстрактно обобщенный" в других словарях:

  • абстрактно обобщенный — абстрактно обобщенный …   Орфографический словарь-справочник

  • абстрактно обобщённый — прил., кол во синонимов: 1 • абстрактно обобщенный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ —         см. в ст. Диалектика. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ …   Философская энциклопедия

  • ПОНЯТИЕ — общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П …   Философская энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • ИСТОРИЯ — временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим (т.е. в форме хроники). Несмотря на то что человеку ближе всего история… …   Философская энциклопедия

  • ИНДУИЗМ — традиц. религия Индии. Термин «И.» возник на основе персид. варианта названия р. Синдху (греч. Индос, ныне Инд), к рое позже стало обозначать не только реку и страну Индию, но и населяющий ее народ. Мусульм. и европ. завоеватели называли… …   Православная энциклопедия

  • РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Русская советская литература — Русская советская литература как литература социалистического реализма представляет собой принципиально новый этап в развитии мировой литературы. Она унаследовала все лучшее, передовое, что было создано в области духовной культуры русским народом …   Литературный энциклопедический словарь

  • Федин, Константин Александрович — [1892 ] советский писатель. Род. в Саратове. Отец из крестьян, впоследствии был торговцем. Федин окончил коммерческое училище в Козлове. С 1911 по 1914 учился в Московском коммерческом ин те. С 1914 по 1918 гражданский пленный в Германии. С 1918… …   Большая биографическая энциклопедия

  • КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, образование) система исторически развивающихся надбио логических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее… …   Новейший философский словарь

dic.academic.ru